Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
12 июля 1990 г., Ло 161 (18 758) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я По каналам народной дипломатии бразильский гимн в липецкой мэрии Знаете, ка 1 к выглядит Ли пецк глазами гостей из да лекой Бразилии? Очень чис тый, очень зеленый, с широ кими улицами и удачной планировкой город, в кото ром живут открытые, симпа- . тичные люди. Об этом сказа ли н а , встрече в гориспол^ коме .сами бразильцы, ж та- тй, не менее открытые и не менее симпатичные. Потому- то и встреча получилась очень теплой. Это ответный визит деле гации из города Сан-Карлос, штат Сан-Паулу. Раньше по приглашению бразильского профсоюза металлургов за океаном побывали 14 лип чан. Гостили наши земляки там почти две недели и, вид но, очень понравились хозяе вам, раз муниципальный со вет своим укмрм назвал од ну из улиц города Липецкой. Случай, по тамошни.м мер кам, беспрецедентный. Осо бенно если, учесть пестроту политической палитры в му ниципалитете, где представ лены шесть партий и обще ственных движений. Кстати, шесть инициато ров наименовшия улицы в честь нашего города приеха ли в Липецк. А всего в со ставе делегации 15 человек. Профсоюзные деятели и про-' фессоры, инженеры и адво каты, люди, хорошо знако мые с бизнесом, и даже на стоятель католической церк ви. Что, в общем-то,' тоже беспрецедентный случай в 1 истории наших отношений. Надеюсь, сеньоры не оби дятся, если не назвал все их -профессии и занятия (эту публикацию им обещали пе ревести — С. Г.). Записать все было трудно, так как го сти представлялись быстро, а многие из них успешйо совмещают несколько, как у нас говорится, профессий ли бо занимаются помимо свое го основного дела еще и об- щественной работой. Бразильцев привели в Ли пецк не бизнес и не ту ризм в привычном понима нии этого слова. Пожалуй, сешое точное и емкое опре деление цели поездки — это народная дипломатия. Как рассказал руководитель де легации, профсоюзный дея тель сеньор Антонио Кабеса Филю, мысль о налажива нии связей с советскими людьми возникла у него дав но. В Бразилии на профсо юзных конгрессах он совет ских не видел, на междуна родных — тоже. Десять лет назад начал налаживать кон такты. но не тут-то было. Оказывается, в те памятные для нас застоем годы идео логическую девственность народа старался сохранить и тогдашний бразильский ре жим. Потребовалось четыре года, чтобы выбить въезд ные визы для секретаря ЦК отраслевого профсоюза Н. Н. Карнауха и референ та Н. В. Наумо 1 ва. Сеньор Антонио на се кунду за.моЛчал, видно, ре шив получше вспомнить те радостные для' него минуты, и затем продолжил эмоцио нальный рассказ, подкрепляя его отчаянной жестикуля цией. Переводчик еле успе вал: «В городе Сантос соб ралось на площади 6 тысяч профсоюзных . активистов. Представляют шведскую де легацию — аплодисменты, мексиканскую — аплодис менты...» Насчет США мож но было не переводить; свист понятен каждому. А представление Н. Н. Карна уха сопровождалось апло дисментами, как у нас гово рится, переходящими в ова^ цию. Подобное отношение к нашей стране, думаю, в ком ментариях не нуждается. — Сеньор Антонио, ваша делегация уже побывала в краеведческом музее, в це хах Йоволипецкого комбина та, в пионерском лагере «Прометей», в Сухоборье. Новая страна, новые люди... Что особенно запомнилось, каковы впечатления от об щения с нашими металлур- — ■у‘ нас' технология, у вас технология. У вас рабо чие, у 'н а с рабочие. Тут многое сходно. Но мы, бра зильцы, люди сентименталь ные. поэтому, наверное, бо льше всего запомнились ва ши дети. Это наша сла- Как мне пояснили, ребя та в «Прометее» встретили заокеанских гостей- родной им «.тамбадой», что особен но тронуло браэшищев. Во обще. у нас с ними, несмот ря на разницу, в темперамен те, политическом и экономи- чеоком укладах, как выясни лось, много общего. Даже в деталях. Когда бразильцы одаривали нас значками, я, извинившись через перевод чина, что, увы, не успел за пастись сувенирами, попро сил передать; высоко, мол ценю бразильский футбол, а особенно нравятся Карена и Алемао. Бразилец (уж не знаю, адвокат, инженер или священник — футбол они одинаково любят) ответил: «Игроки у нас, действитель но, прекрасные, но вот тре нер Лазарони избрал непра вильную тактику...» Мы ру гаем своёго Лобановского, они — Лазарони, и в оцен ке только что завершивше гося чемпионата хозяева и гости тоже одинаковы... На встрече 'в горисполко ме гости расспрашивали на шего мэра С. д . Зверева о перспективах развития Ли пецка, о том; как мы реша-- ем жилищную, транспорт ную, экологическую пробле.» мы, как у нас поставлено образование, сфганизуется отдых горожан. В знак дру жбы вручили флат Сан-Кар лоса и национальный флаг Бразилии, исполнив во вре мя этой церемонии гимн, своей страны. Это было на столько торжественно и тепло, что руководители на шего «муниципалитета» да же несколько растрогались. На улице С. Д. Зверев и его заместители прощались с ГОСТЯ.МИ долго, каждому хо- . телось что-нибудь оказать, и пе{)ёводчик разрывался на части... У народных дипломатов в области еще обширная про грамма; хочется многое уви деть. пообщаться с липчана ми. Но с председателем гор исполкома они еще раз встретятся даже во время ньшешнего визита; нужно вручить подарок муниципа льного совета липецкой мэ рии, только в более торже ственной обстановке. К(ц>да и какой — пусть это будет маленьким секретом от «сеньора» Зверева. С. ГОРЯЧЕВ. НА СНИМКАХ: вручение флага города Сан-Карлос; бразяльские гости в рыбце- хе НЛМК. А. СЕЛИФОНТЬЕВА. п НЬЮ-ЙОРК. Одна из ведущих в США корпораций, занимающихся обеспечением телефонной связи в стране, — Лмернкэн телефон энд те леграф компани — объявила о предстоящем увольнении око ло 4.300 своих рабочих и слу жащих. Как заявил в Нью- Йорке представитель компа кта мера вызвана необхо димостью модернизации сис тем связи, предусматривающей ликвидацию большого числа рабочих мест. О МЕХИКО. Бывший пре. зидент Гватемалы генерал Эф- ранн Риос Монтт, пришедший к власти в этой центрально- американской стране в резуль тате военного переворота, при знал, что его правительство располагало сведениями о при- частности американского ЦРУ к подготовке гватемальских швстанцев на территории Мексики. В заявлении для пе чати Риос Монтт, являющий ся в настоящее время канди датом на пост Президента Гватемалы от четырех полити ческих партий этой страны, подчеркнул, что «доенная контр разведка знала о токи, что специалисты ЦРУ в 1982— 1983 годах обучали гватемаль ских партизан на базе, рас положенной на мексиканской территории». ^ ПАРИЖ. Во Франции была торжественно отмечена пятидесятая годовщина об ращения руководитедей Ком партии Мориса Тореза и Жа^ ка Дюкло к согражданам с призывом вести вооруженную борьбу против гитлеровских захватчиков. Призыв 10 июля 1940 года стал толчком к про должению борьбы против фа- Школа: время перемен в ПОДДЕРЖКУ ЭКСПЕРИМЕНТА в № 111 «ЛЗ» от 13.05.90 была опубликована корреспон денция «Лицей и двенадцатый вариант», в которой рассказы валось об опыте перестройки работы ряда липецких школ на углубленное изучение пред метов. Из управления народ ного образования облисполко- нам ответили; в самом де ле, сегодня для многих школ характерен поиск новых типов учреждений, вариантов учеб ных планов и программ, кото рые бы способствовали главно му — повышению интереса 3 учению, раннему раскрытию способностей и талантов детей, дальнейшему их развитию. Так, поэтапное преобразование сред ней школы № 12 г. Липецка в школу-гимназию. Активное уча стие в этой экспериментальной работе принимает Липецкий государственный педагогичес кий институт. В связи с открытием новых типов школ и классов с углуб ленным изучением предметов институт усовершенствования учителей организовал постоян но действующие консультации. Планируется и проведение се минаров на базе этих школ, в частности на базе школы № 44 — для директоров средних школ области. В начале июня 1990 г. на заседании коллегии управле- Ш 1 Я рассмотрен вопрос «О со стоянии преподавания и каче стве знаний учащихся классов с углубленным изучением пред метов». Подведены первые итоги работы, намечены пути дальнейшего ее Совершенство- Управление народного обра зования изыскало возможнос ти выделить для школы-лицея и школы-гимназии дополнитель ные штатные единицы; за тител /1 директора по научно- методической работе, психоло га, лаборанта, учителей для организации кружковой, клуб ной и секционной работы, В учебную нагрузку учителей включены три часа для науч но-методической и эксперимен тальной работы. Вопрос о выделении допол нительных помещений для средней школы-лицея № 44 рассматривается в Липецком горисполкоме. В. МЕРКУЛОВА, заместитель начальника У Р О К И ВТОРОЙ СМЕНЫ Заканчивается вторая смена в лагере труда и отдыха школьников при' г^рязинсКом совхсЮе «Дру жба». Что характеризует нынче работу юных лип чан в этом хозяйстве? В «Дружбе», хотя й ос тавляет желать много- много лучшего механиза ция полевых, погрузочно- разгрузочных рз 1 ^ т , го раздо четче стала органи зация производства. Здесь больше, похоже, не счи тают зазорным возиться с ученическими звеньями, бригадами,- стараясь от ладить их более четкий рабочий рйтм. И отдача не заставляет себя ждать. Если в прошлые годы средняя дневная выработ-- ка на школьника нередко ' не достигала и рубля, то теперь учащийся, как правило, зарабатывает рубль 30 — р ^ л ь 40 ко- Ребята поверили в свои силы. Тем более им при ятно, что администрация, общественные организа ции хозяйства стали чест вовать лучших на общей линейке. Торжественно вручают им там премии, подарки. Пробуждается и встреч ная инициатива. Ребята второй смены, например, заработок одного дня — две тысячи рублей — ре шили перечислить в Дет ский фонд — на нужды . липецкого Дома ребенка. Затем они заработали примерно еще половину этой су.ммы, определив целевым переводом ее та кой адрес — липецкий Дом престарелых. Гуманности, милосер дию, отзывчивости учит школьников нынешний ла герь труда и отдыха. Конкретные уроки этого прошли во второй с.мене мальчишки и девчонки .2, 5, 6, 19. 32, 47, 51-й с ^дни х школ нашего об ластного центра. И в этом — тоже смысл и ценности пере стройки сегодняшней шко- А. АЛЕКСЕЕВ. Н е д а в н о в педагоги- , чесжих учебных заве- денйях нашей облас- : — Липецком и Елецком данститутах, Лебедянс ком и Усмаяском педучили щах — закончилось распре деление молодых специалис тов. На государственных ко миссиях от выпускников не редко можно услышать: — Желаю работать в Особенно много таких же лающих было среди выпуск ников Елецкого пединститу та. в котором в большинст ве своем учатся посланцы сельских школ из наших, ес ли можно так оказать, глу бинных районов. Стремление молодого спет циалиста поехать на работу в село, где он вырос и учил ся, явление, конечно, поло жительное, и мы делаем все, чтобы удовлетворить его же лание. Преимущества тако го распределения очевидны. Во-первых, не так остро встает проблема жилья; вы пускник некоторое время мо жет пажить у родителей или родственников. Во-вторых, молодые учителя в знако мых условиях в своем селе быстрее вживаются в.школь ный коллектив, поскольку знают и учителей, и ребят, и их родителей. Словом, как говорится, дома и стены по- .могают. Вое это способству ет сокращению текучести кадров, что очень важно для села, особенно сейчас, ког да цдет перестройка всей нашей общественной жизни. Мы уже имеем немало призиеров удачного решения кадровой проблемы. Долгое время на всех совещаниях критиковали тербунЦев за то, что в школах района не хватало учителей. Чтобы не нарушать учебный процесс, приходилось посылать на длительную практику сту- дштов выпускных курсов пединститутов. Другой воз можности выйти из положе ния просто не было. И ру ководители народного оф а - зования района сделали вы вод: нужно готовить свои кадры. По рекомендации пе дагогических коллективов лу шие выпускники школ были направлены на учебу в педвузы и училища, и че рез несколько лет это дало свои результаты. Сейчас школы района не испытыва ют потребности Б учителях, район практически отказал ся от молодых специалистов на новый учебный год. ~ Не знаю, как мне ’их трудоустраивать, —- сокру шается заведующая Тербуя- ским районе Мария Петров на Сытенских. ~ ■Уж очень много выпускников желают верйуться в свои села. Конечно, здесь сыграло свою, роль и то, что в рай оне почти нет п^бл емы с жильем для учителей. О них заботятся и педколлективы. и сельские Советы, и руко водители хозяйств. Складываются стабиль ные педагогические кадры и во многих школах Хлевенс- кого, Воловского. Становлян- ского, ■Усманского районов. И все-таки из многих дру гих сельских школ в управ ление народного образова ния поступают заявки на большое количество моло дых специалистов, удовлет ворить которые не всегда удается. Дело в том, что. до пустим, выпускники вузов — тербунцы с большой не телей по двум-трем предме там. Так, учитель математи ки получит дополнительную специальность преподавате ля физики, химии, геогра фии и биологии. Учитель русского языка и литерату ры — право вести иностран ный язык и историю, учи-, тель начальных классов по лучает специализацию по музыке, воспитйтели детских садов — по иностранным языкам. В Липецком пед институте вновь открывает ся историко-филояоШчес- кий факультет. ОСЕЛЬСКОМ УЧИТЕЛЕ охотой соглашаются ехать на работу в другие районы, а если и едут, то, как пра вило, не приживаются. По этому ставится вопрос так;- ск'олько отберем выпускни ков средш 1 х школ из района и направим на учебу в пе дагогические учебные заве- дшия, столько и получим специалистов. Так будет ид ти комплектование школ учительскими кадрами, толь ко таким путем мы сможем ликвидировать текучесть, обеспечить каждую сельс кую школу стабильным кол лективом педагогов, а следо вательно, и поднять качест во обучения. Определенные трудности возникают при удовлетворе нии потребяосугей малокомп лектных сельских школ, ко торых ныне примерно поло вина, как средних, так и восьмилетних. Часовая наг рузка для учителей-цред- метйиков в таких школах весьма ограничена, одному педагогу приходится зачас тую вести уроки русского языка, литературы, истории, географии, словом, быть ма стером на все руки. Тут ну жен педагог-универсал. На дежда на то, что в ближай шие- годы в малочисленных школах станет больше уче ников, вряд ли оправдана, но и закрывать их нельзя; сельский ребенок имеет та кое же п]^во на образова ние, да и школа на селе, пусть даже маленькая, яв ляется культурной, прнгяга-' тельной силой. Поэтому мы пошли по пути организации многопрофильной подготов ки специалистов для сель ских школ. Впервые в рес публике по инициативе уп равления по народному об разованию в Елецком пед институте на ряде факульте тов начата подготовка учи- Расширение специальнос тей идет и в Лебедянском педучилище: часть учащих- > ся занимается по совместно му учебному плану с иноти- тутом, что даст им-возмож ность сразу же перейти на ■3-й курс педвуза и на два года сократить срок учебы в педагогическом вузе. С это го года набираются две группы уч ащ ихся по ПОДГО; товке учителей начальных классов и русского языка. Такую универсализацию подготовки вьшуокников пе дагогических учебных заве дений мы считаем нужной, и своевременной: в малоком- плектной школе два таких учителя смогут вести почти все предметы. Нам, я имею в виду ор ганы народного образования и школы, нужно отобрать лучших ВЫПУСКН|ИК0В для учебы на этих факультетах. Ведь, чего греха таить, не которая часть абитуриентов из сельских школ показыва ет низкие знания, и при всей снисходительности к ним многих приходится отчие-' лять. а предстоит принять в этом году' более 600 чело век в Ц'едучилища и свыше тысячи человек в пединсти туты. В подавляющем боль шинстве это будут вьшуск-. нши школ нашей области. Первого сентября придут в школы свыше весьмисот молодых учителей, больший-, ство из них начнут свой , педагогический путь в шко лах районов. И очень важ но, как встретят в коллекти вах молодых специалистов. Тут все имеет значение. Ведь бывает, что в отделе народного образования моло- дому педагогу даже й сесть не предложат, не говоря 'уже о том, чтобы заблаго временно иметь место в го стинице, обеспечить тран спортом, чтобы он доехал до нужного села. И, конечно, самое главное — жилье. Руководители школ обязаньь подготовить для молодых учителей квартиры, обеспе чить топливом и другими коммунальными услугами. Позаботиться 6 том, чтобы жильё было хотя бы с ми нимальными удобствами. В КрасииНеком, Дрбрин- ском, ■Усманском районах уже стало традицией перед началом учебного года с мо лодыми специалистами про водить «круглые столы», знакомить с экономикой рай^ она, работой школ, вручать им- методические пособия. Опытные педагоги делятся во время таких встреч опы том организации учебно-вос питательного процесса. Оправ,дывает себя и нас тавничество. Старшие учи-'! теля, учителя-методисты бе рут под свою опеку выпуск ников. Формы могут быть самые разные; оказание по мощи в плашротании учеб ного материала, в составле нии поурочных планов, по сещение уроков опытных мастеров и так далее. Глав ное. чтобы все это носило .благожелательный, не ка- 'зенный характер, как это иногда бьшает. Тут многое зависит от руководителей К сожалению, вместо вот такой системы работы с вы пускниками вузов некото рые директора дшол - прибе гают к иной «методике»; бомбардировать управление тревоживши телеграммами, по скольким и каким пред метам не ведутся уроки. Или сетуют на тр, что молодые специалисты не хотят рабо тать, требуя особых жилищ ных условий. Есть школы, в которые мы почти ежегодно направ ляем молодых учителей и которые тем не менее десц -1 тилетиями испытьшают кад ровый голод. Повинны в этом ,. мы считаем, прежде всего руководители школ: создание стабильных коллек тивов зависит только от них, от того, насколько они проявляют заботу о людях. За последние годы состав педагогических кадре® в школах области заметно улучшился. Возрос образо вательный уровень учителей и воспитателей, повысилась их квалификация, стало бо лее ответственным отноше ние к деду. Этому в ншиалой степени способствовала ат тестация педагогических ра ботников. Содержательнее стала проводиться курсовая переподготовка. С этого го да при Липецком пединсти туте будет открьга факуль тет повышения квалифика ции работников народного образования. В. ТОНКИХ, начальник управления народного образования. Корреспонденты ТАСС и АПН сообщают т - за рубежа €0 ВСЕХ КОТНИНЕНТОВ шизма, несмотря на военное поражение страны. Обращение руководителей ФКП к народу имело особую важность в условиях капиту лянтской политики руководст ва Франции. В этот период, как отметил ветеран Компар тии и движения Сопротивле ния, секретарь. ЦК ФКП Гас* тон Плиссонье; большинство депутатов парламента «преда ли республику» и привели кг власти правительство Петэна, ставшее на путь сотрудничест ва с оккупантами. А УЛАН-БАТОР. В праэд- никном убранстве города и се« ла Монголии. Сегодня трудя щиеся этой центральноазиат ской страны отмечают 69-ю го довщину победы народной ре. волюции. На центральной площади монгольской столицы, нося щей имя основателя Монголь ской народно-революционной партии и Монгольской На родной Республики Сухэ.Ба- тора, состоялись военный пад рад и демонстрация трудя щихся. Участников торжествен ного шествия приветствовали Председатель Президиума Ве ликого народного хурала МНР Пунсалмаагийк Очирбат, Пред, седатель Совета Министров страны Шаравын Гунгаадорж, Председатель ЦК МНРП Гомбожавын Очирбат, другие руководители. Среди присутствовавших на ходились главы зарубежных дипломатических представи тельств, аккредитованные в МНР, а также многочисленные (ТАСС, 11 июля). ПЕРЕД ВЫБОРОМ О судьбах социализма в СССР размышляет извест ный британский общественный деятель, лауреат между народной Ленинской премии Гордон Шаффер. Миллионы людей во всем мире, несмотря на опреде ленные разочарования, про должают смотреть на Совет ский Союз «ак на путевод ную звезду и с надеждой ожидают итогов работы XXVIII съезда КПСС. Неу жели трудности экономиче ского характера и недоволь ство некоторых союзных рес публик угрожают .самим ос новам социализма, самому СVществованию Союза Со ветских Социалистических Республик? Жертвы, поне сенные во время интервен ции после Октября 1917 го да и в период восстановле ния разрушенного хозяйст ва, тяжелые потери — мил лионы погибших людей .во второй мировой войне — не ужели все это надраено? .Не сомненно, что советские лю ди шли на эти жертвы с твердой уверенностью в том, что их родина строит социа листическое общество. Сто^ ронники социализма в .дру гих странах, боровшиеся против капиталистической эксплуатации, и Огромное число борцов за освобожде ние от колониального гнета также верили в это. Нас вдохновляют слова Президента Горбачева ' о том, что целью гласности и перестройки является упро чение социализма. Такая же цель была выдвинута на I Съезде народных депута тов СССР, обратившихся к народам Земли с вдохновен ным призывом. В нем гово- рится о том, что бессмыс ленно направлять между народные отношения в рус ло идеологической борьбы, преступно истощать миро вую экономику гонкой воо ружений и прейебрегать ох раной окружающей среды. По мнению депутатов, ка кие бы преграды ни стояли между народами, все мы — дети Земли, и у всех нас об щая судьба. . Но я бокюь, что' советские люди ответят на этот при зыв русской поговоркой: «Соловья баснями не кор мят». Я также боюсь. что делегаты партийного съезда будут ' столь сильно погло щены экономическими труд ностями и волнениями в не которых республиках, что забудут о необходимости ук репления базы социализма. Марксизм — ничто, если он не является орудием созида. ния, действенной силой в меняющейся обстановке. В новых условиях многопар тийности, если КПСС не сможет повести за собой на род, может появиться угро за снщкения уровня жцзни людей и их социального обеспечения, как это проис ходит сейчас в ряде стран Восточной Европы. Более того, развитие социаливма,= предоставляющего уникаль ную возможность мобилиза ции и использования челове ческих и материальных ре сурсов на общее благо, а не на благо небольшого чис ла людей, задержится еще на поколение. Мы с горечью осюзнаем, >что в прошлом диктатура пролетариата деформирова лась в диктатуру элиты, не избежно сопровождающуюся.-. опасностью кор|>упции. Ц когда ныне советские руко- . водители говорят о «рыноч- ньк рычагах», мы понимаем, что речь идет о необходимо сти проявления рабочими инициативы, действия социа листического! принципа «от каждого —• по способно сти». уничтожения бюро кратии, о соревновательно сти как конструктивном пу ти улучшения производства. Но это не означает рестав рацию, капитализма. По-иному это воспринй- ' мается, например, г-жой Тэтчер. На ее взгляд, в СССР должен быть рестав-. рирован капитализм наподо бие тэтчеровской Британии: вьшуштрованные профсою зы, дороговизна социально го обеспечения, прибыль в качестве движущей силы экономики, когда богатые становятся еще богаче, бед ные — беднее. Толпы со ветских людей, приветству ющих ее, когда она , приез жает в СССР, видимо, не ’ понимают всего агогд. Раз- ве не знают они того, что она — чуть ли не единст венный в Западной Европе лидер, требующий модерни зации ядерного оружия и совершенствования подвод ных лодок с ядерньш ору жием на борту, нацеленным на Советский Союз? Конечно, мы надеемся на развитие дружественных от ношений между двумя на- . шими странами. Мы горячо верим в то,' что давление со стороны общественного мне ния будет способствовать подписанию соглашения по действенньщ мерам в обла сти разоружения. Напри мер, уже сегодня-британская партия лейбористов' высту пает за роспуск НАТО и Организации Варшавского Договора, хотя пока госу дарственные лидеры и отод вигают этот вопрос «а зад ний план. Мы придержива емся хельсинкского согла шения, которое предусматри вает плодотворное сотрудни чество между 35 странами- участницами. Но, предпола гаю, западные союзники счи тают, что, пользуясь.боксер ской терминологией, они з а ставили Советский Союз «повиснуть на канатах рин га» и могут диктовать ему свои условия. Их цель осталась неизменной с тех пор, когда они раз вязали интервенцию про тив молодой Советской рес публики. — свержение со циализма. И нынешнее тре бование о членстве объеди ненной Германии в НАТО в русле все той же политики. Не случайно Горбачев, всту пая на пост Президента, подчеркнул, что подобное требование для СССР не- приемлемо. Мир на Земле не может зависеть от сла бых гарантий Германии со хранить йослевоенные. гра ницы. Ведь не секрет^ что германские неонацисты уже требуют возвращения своих «укаченных территорий». Советские, люди заплати ли з а все сполна в прошлом. Смогут ли они встать перед лицом сегодняшних трудно стей с такой же решитель ностью и единством? (АПК).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz