Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
) июля 1990 г.. 155 (18 752) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ На все руки мастера Фото репортаж Выпускники Липецкого профтехучилища № 58 умеют многое: сшить <^увь, костюм, отремонтировать часы, сложную (бытовую технику, сфотографировать. Таким снецн- альностям, нужным для службы быта об ласти, их учат здесь. ?Свое умение ребята показывают уже во время учебы. Например, ателье «Юность», в (котором работают уча щиеся, выпускает продукцию, уже завое вавшую популярность у покупателей. липчане стали участниками ярмарки Москве и, надо сказать, не затерялись сре ди многочисленных ее представителей из других городов. НА СНИМКАХ: ф под руководством ма стера производственного обучения Раисы Михайловны Востриковой (на верхнем сним ке — вторая слева) девушки становятся классными портными 4^ Лариса Шустрова уже шьет для ателье «Юность» 4 ^ Буду щая специальность Ирины Перегудовой — мастер по пошиву обуви. Как видите, она с увлечением постигает тонкости профессии. Фото А. ЩУРОВА. Школа: время перемен ПЕРВЫЙ ВЫПУСК В ПЕДКЛАССЕ Завершилась очередная школьная страда!, 8 экзаменах нын че было много нового, демократического, нестандартного. Ну, а в содержании жизни школьных коллективов — много ли изменилось? Думается, пока идет процесс «раскачивания». Потеплел климат в |Школьном доме, его частично изменили сверху: уходит моральный пресс показушности, приходит пра во творчества. 'Но как этим воспользоваться? Изменить учи теля сверху невозможно. Ему бы надо это сделать самому, да не так это просто, давит груз традиций. В чем же дело? Драма ошибочно выбранных ориентиров)? Низкая профессио нальная подготовленность? Ясно одно: серьезное обновление школы невозможно старыми методами.^ и формами. Нужен поиск, иногда даже на (грани риска. В своих заметках автор размышляет о выпуске средней школы № 24 города 'Липецка этого года — первом педагоги ческом классе. С его точки зрения, это пока «дин )Из немно гих 1путей серьезного обновления контингента будущих учи телей. путь поиска, отбора н психологической (подготовкн та лантливой молодежи, предрасположенной к учительскому > НУЖЕН ЛИ ОТБОР? Испакш вошв .мгетера са ми набирали .учеиижо1В1, пвре- даиали. нм свой опыт, готови ли себе (смену. А что сегод ня? Двклакр'атич)еакое право ■каждого желающего П’осту- ггать в тедв(уз «на общ|»х ос нованиях». Косяком идут молодые лкиди, у которых нет •В'ыбора 1В жпиз'ни: или в поли тех, ИЛ'И в пед. В пед вроде бы .чегче. В политех барут юно шей, сюда — девушек. Пой дем «сюда». И «территориаль но близко к ДОМ1у»,‘ и «под ружки туда поет1уиили», и «родители сов.етов1а:,ти». Это я мотивы поступающих пе- р)еч'иси»ига. ■ Ва учительоком с-ьезш’е председатель Госко митета ,Г. Ягошия сообщил,- что ежегодно пеД'Инстдтут'ы окаичиВ)а1ют 400 тысяч чеяовш. Значит, за пятилетку в стране идет полное обновление у^чи- гельства. Куда же деваются выну'синави? Ведь перепроиз водство учительских кадров налицо, Да куда угодно! Уж я-то ПОЧТИ) за’ 30 лет смог в этом убедиггься', Улуч)Ш!Нлся- ли контивпент ■поступающих? К сожалеиию), нет. Безлик'не идут «валом». Завт|ра они пополнят армию безликих .учителей. Поступа ющие вне конкучраа'! — после армии, после рабфака,, по ■напражчениям роно, увы, по жалуй, наиболее слабая часть набора. Наш ЛГПИ, как и дручтие вузы страиы, ищет новые механизмы отбора. Но они эпнводичиы, в них мно го случайного. Сазй1а,ч»е пе дагогических кла«;он мне кажется дежхм наиболее пер спективным. И вот почему. В педклассы ереЯ’ней школы № 24 набор деимлея' изо всех школ города и — небольшой частич1кой •— из своей. Ребят анкетировали, тестировали. С ними был проведен творчес кий зкзгкчен, целевое собесе дование. Не последшою роль ипрало св)Идегельс'пво об окон чании восьмого ксчасса (на пос.чеднем этапе отбора). Не скажу, что эти методики со вершенны. Кафедра теории и методики воспитательной ра боты ЛГПИ Их севершенст- ■чвует. Но большая комиссм 4ЙГ преподаватщьей педвутза. работников органов ■-народно го образования, -учителей школы приД'Ирчиюо вгляды валась в кандидатов «в учи теля». Нас интересова.ш ■Ин тел,-™, т, глубина 'И знаний, .•шбознательность, речь, эрудиция, , обшител:?- нкэсть, ■шо1рч)в0к»е •Падала я даже, представьте, внешние Ма!кные. Не высоки) лк требо)- )вани«?- Мне и моим т0В'а1риш.а|М' ■на кафедре ежегодно прихо дится вилводить да педагогн- ческ'у1Ю пра1кти1ку сотня сту дентов третьих жуурсов. И , мы хватаемся за голову: ям «е с чем идти' к детям. А не* 1кото!ры1х 'И допускать к де- тям нельзя ив-)Эа мор'злыных дефектов и вывертов. Речь, как вы понимаете, не о аш- ницэ1х, а порою о бояывявгт- ве. Вуз дает знание предмета, ■натаскивает па техник,у а .ме тодику обучения, но лич ность педагога ‘ву^з не сфор мирует, 0 »а закладывается в школе. ПЕРВЫЕ ИТОГИ, НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 3!а1в®р!Ш1Ился )второй год работы в са)М10м первом пе дагогическом классе. Из 30 пр'И!Няты1х двое школьников ушли почти ераэу. 24. де- ■вушки и четверо юношей на вопрос недавно проведеиной )анкеты «Утвердился ли ты в выбрре учителъсжой, гчро- фесси'и'. Да! Нет! Почему?» от- - ветили безоговорочно: «Да». Таким ■абр1аэам. весь класс иодтв1ериил свое желание 1юсту1Пйть ® педауз. К. ■сожая1ению, ■ некотор'ые сдали экзамены ниже своих в,озможностей и тем самым потеряли право внеконкурс- )ного поступления. Ну что ж, экзамены 'есть экзамены. Сры вы — это не трагедия. У ре- •бят, ,не иринитых в вуз на нииольных экзаменах, оста ется ша1нс поотупать со все ми на ‘равиых. )В первом педклассе учи лось , четверо юношей, в пос- •чедутющем' их десять. 'Среди заявлений, поданных сейчас ди1р,ектору школы'М. Б. Ра- ковскому, пока нет ни одного от юношей). Проблема. От сутствие мужчин-,уч'ителей де- )формирует психику учащих ся. Если к тому же учесть отиутствие отцо® во М'ногих семьях или их- са:.моусТ|ранение от восиитания детей, то ста- 1НОВИТСЯ 1поня,пно, как опасен этот дефицит. Дефицит м1но- 1гоум'енй1я, рыцарства, реШ)И- тельиости. На некоторых фа культетах в нангам вузе юно шей бу1ква)Л,ьно единицы. Жизнь СТуДШЧСОК'ИХ групп ненормальна. Страдает да* -;.же,0;рга)нйзацн.« уч)ебного про цесса. Саше Гладышеву, Во- ччоде Чивялеву. Роману Ма карову в Ал)сксею Турутнну было нелегко (учиться в тщр- вом педагогическом и, увы, в женском классе. Но они «выстояли». Все )ребята наце лены на 1исгфа«. По истори ческой тропе )Два года их основательно и апокой)Н)о вел доцент В. А. Станкевич, Человеческая неповтори- ’М'Осгь — вот соль воеггйта- челыной ■' спратегП'И в школе. Но для этого необходимо соз дать УС.Ч.ОВИЯ Д.ЛЯ самовыра жения и са1мо\'твержления,ое- бят. у. 24-й школы немало добрых традиций 'Внеурочной деяте.п.ьности, которые и соз дали хорошую среду для вр)0шгга'ния будуших- учите лей. Кстати, 110 гречески шко ла — это досуг. К'а1Кйм же 'был ШКОЛ5ШЫЙ ДОСУГ V уча- ■Ш'Ихоя педкласса? Вместе со сг\-дента.М'И педвуза -школыня- ки П00Ш.ДЙ недельный семи- 'нао лагерных сборов, где, Кстати, их отряд занял пер вое место В творческих де лах. Затем ребята, смену ра- 'ботали в пйон,ар)СК1Их лагерях по'мощииками вожртых и два гоД'Э — 'отрядными вожа тыми в своей школе. Они уча- ствовали ' в двух длитель,ных 'Категорийных походах по оэеог.м Мещеры в Рязанской области и .'ПО озерам Каре.тйи, хошиШ'И походамН: по об-дясти, принй(мали хшастие в обляст- 'вом турслете. Побывали 'шкбяь'ниши то'ижды в знаме- нитых каникулярных рес публика,х, причем, в •иоёлея- ж й «Снежной ■рес|пубяи1ке\_ они рЗ'ботали комиосарами.' Этот класс создал в школе ,'НОВЫЙ клуб стартвклаюсни- к'ов «Ринг». М'ожно перечис- 'лить десятки, может быть, .сотни интареоных творческих дел на специальных уроках и ^'Вне их. Мож'но вспомнить »оЬ)ые серьезные фэиультати- вы ,и иеобыч1ные учебные пе- дагопМ'вск1ие предметы,, ко торые они изучали по ар'едам в свой педаг'ОГ1ич1е(ск)Ий день. Но мы не стави1м, за,дачу рас крывать механиш професои- ональной 'ПОДГОТОВКИ школь ников к .поетуплевию в педв;уз. Мы хотим доказать необходи мость такой отборочной ра- 'боты. В ней участвовали мно гие преподаватели ЛГПИ, и ее постоянно ку|р|И1рО)вала рек тор института В. Ф. Черно ва, :Но главная тяжесть паш,.а, 'Иа плеч'и учителей самой шко- ■ ты. Они шроявили 'М(ужество, открывая п'еиа1ло,пичеок,ие классы: надо было создй1ват1Ь га1р!мо!нию 'теории и практики', А они между собой не всегда ®яж|утся, К|роме того; 'рабо- ,тать ртдом с П1едкла1сса1ми и в подклассах очень нелегко Нужно все ■В'Р'вмя' ...держать себя в форме. Но энергетика (ШКОЛЫ ув'еличняасъ, хотя увеличились и сомнения, П|раб- лемы. За счет чего расширить профессиональное и челове ческое общение с ледкласоов- |цам1И1? Как ув'еличить простра- иство социально ■ значимой деятельности ребят? Как ре шить главный вопрос, почем'у некоторым детям ■неинтер'ес- «0 учиться? КТО в ПЕДКЛАССЕ ЛИДЕР? Невероятно, но лидера не было. ,и лидеры были. Точнее, в лидерах ходил ‘П|ра,ктнчес1ки весь класс. V ...'Св'етлана ■ Двор'НикО'Ва идет на ■нстфил (новое отде- леН'Ие 'Исторического факуль тета). Светлана — лидер по... ответственности. С нею хоть в раввед(К(у, хоть ,в поход. Считает', что в педагогичес- 1 КО.М классе необходимо каж дому представить «шанс реа^ лиэоваться:». Жанна, Пожидаева, ориен тировала себя На филфак. Жавна из учительской сем'ЬИ. Челов'ек она очень творческий, в'31ры]в!ной. Лидировала в клас се в театра.зьной деятельно сти. В минп-сочинении' напи сала ар01Нвительную' фр'эзу: «Педагопка — это утоление болт ребекма». ‘ ' Ира Голикова — душа класса. БеикомирО'М'исаная, 'Мристальво честная. К ^)уау се бя готовила как насто,яШ'ИЙ спортсмен; к чемпионату ми ра. . В . П'ёд'а1гогическ10й, анкете , у яре ест'Ь такая мысль; «Пе- даг€гич'еское тв'арч1ество — оселок 'ШКОЛЫ». Это целая педат'опическая концепция для 'Практиков.:. Я перелисты 1 в,а 1 ю докушен- ты класса: анкеты, сочинении, внтер^ыо ‘И думаю, что 'На(М, учителям, надо пс столько слушать ребя'т, ок,ол,ы<о' слы шать их. 'И еще я думаю, ‘Что ■' не ТОV^ыио м'Ы учим .школьви- ' ■ио'В, ноу и они в,еч 1 н:о уч'ат и вооп!итыв 1 ают 'нас. На,та1Ш'а Ив'анни'кова' . из сеМ'Ъи учителей. (Наташа при нята на 'филфак. Факультет шол'учает лидера-заводилу. В ■классе она была комсоргом, в клубе «Ринг» — президенто'м. Наташа ув'еренню, ж'ак и мно гие учениК'Н этого класса., да вала свои перВ'Ые урони в начальных и подростковых ч классах. Ее сочинение о пе рестройке было принято нз- да'Телъством в оборн'ик, ' среди ■автор'рв 'которого секретар'И обкама КПСС. ■Не каждый .из пост,уп'ВВ1Ших 'В пеД'К'ласс сразу нашел, себя. Многие ^шли через «тернии к звездам'». Среди таких Инна 'Плетнева,. В'есь под в десятом 'Классе колебалась, сомнева лась. А потом: сделала очень уверенный рывок ж цели, Все- так'и факт творчества в шко да и очистителей, и может ободрить 'колеблоощегося. |Г(р|у1ППа девушек, ор'И1ентнро- ван'ных на .филологический фа культет, самозабвенно эани- малась в 'факультативе ире- подавателя ЛШИ . очень опытного и тонко'го методис та Т. Н. Распоповой. Девушки 'езд|или 'В М1узей Льва, Толсто го, не пропустили ни о'дного литературного события в го роде, побывали в гостях .у худо'Ж1Н1ИКов, скульшторо» Ли пецка. .Из 28 учеников' этого класса десять уверенно пре тендовали на золотые и се- реб|ряные М'едал 1 и. Если бы эк замены у них принимала толь ко Ш'колыная 'КОМ'ИСсия, треть адаеса эти медали за'воевала бы. 'Но экзам,енацио 1 нва 1 Я ко миссия была уон.чска. отрядом В'Узр1В«>?'их ра'ботни'ков. 11ЛР1Н- ка требоввний была поднята 'оч'ень высок'о. Случились и досадные срывы — и «подсидки», от излишней, по жалуй, перестрахойК'И. И здесь мне вот о чем телось бы сказа,ть: мы сегод ня ажтив(но деюларир'уем фак тор лич'ности и уважение личности чеЛ'Овека. Но практике походя .П'опираем, этот са(мый «фактор». У- нас еще йе 'СЛОЖ1ИЛСЯ опыт истиинюго у Ж'бния друт к другу, тем более к детя.м. Я не иредъявляю цре- тенаий 'К .учителям этой школы ил,и к в'узовскнм работникам,' ■просто хочу еще. раз подчерк нуть, что истинный учитель на чинается там, где испытьш,ает неловкость от. попрания лично сти школьника, от .любой ие- «А1р1аведлвв«ггл, ущемл'ения достоинства^ от, ущербности бытия детей в школе. Вот чем думать надо сегодня. В 'УСЛ'ОВИЯХ деформации Ж1изн'И, -всеобщего циаяьного застоя,, шк-ола ншытала на себе все влияиня времени —я позитивные, и не гативные, .И не могла, не из мениться. Я считаю. ЧТО' ха застоя больнее всего у"да 'рила по 'иителлигенции. Не от сюда ли стало прив'ыч'иым ,учи телам ‘ИДТИ на комцромнес ■ совестью, считать школу кон торой, где полу^чают зарплату унижа!ть ребеож-а и т. ,п. Мо жет, я не прав, .но са.мый мощ ный, механ'И31м подавления лич ности проявился в школе. Она до снх шрр ценит в. учителе си-, лу ■властно1го дисци1гаий1Нйру-; юЩ'его воздействия, и порою отторгает интеллектуализм и ,дем<ж;р!а,тнЧ:Ность. А ведь так '.М10Ж1НО рк'оичательно потерять Д'О'вер'Ие детей. Я бы ака'зая так: 'Потеряна «верхрайача». В|гт почему остро ' встал вопрос (Принципи- аль'ного обиов'Лвния кадров. Но идеальных учителей,' как в ин- 'кубаторе, не - вырастить.. Оче- Е'идно, необходимо сегодня, как 'Никогда (ранее, уделить вяим'а- ние (поиску будущих школьных Колумбов и навой организации школьной жиави, как пигатеяь- 'ной среды будущего учительст ва, Педагогические классы в этом даношении' — хорошее ее- лекционное поле. Не случайно Гоюк)01М'Итет дал педкласбам -пер- В'ые П]ри,в.илегии в соединении экзаменов но ок1оича,ии'и школы и поступлению в педв'узы. Пра вда, это тюка очень скушые -при- (вил'ети. Оегодия необходимо стимулировать и сельские шко лы на этот эмспвримент. ...Хоро|ша 1 Я примет'а времени — в'узы поворачиваются Л'Ицом к школе. На паритетных нача лах они сообща нтинают от бирать и 1 тот 01 вить свои надры. Даже стипендии лучшим уче- ника|м нач(И 1 сляК 1 Т. В:узы пы таются улучш'ить базу школ. Все это первые шаги к реше нию важнейш'ей со 1 Циалъ'Ной пр| 0 'бл 1 ймы! — резкого ул(учше- Н'И.я профессиональной по(дго' тойК'И специалистов. |Бп!рочем, уточняю — только первые ша- С. ШМАКОВ, заведующий кафедрой , ЛГПИ, учитель педагогического класса Школы № 24 г. Липецка, МВИАУЯДРПД 11 Д 1 1 Т д 1 ' 1 ПИ ! * ;И В ДАТСКОМ РАКУРСЕ В Копенгагене продолжается второе совещание Конферен ции по человечёскому измерению хельсинкского процесса. Делегации 33 европейских стран, США и Канады обмеии- ваются информацией о ходе выполнения взятых на себя по венскому итоговому документу обязательств 'в гуманитарно правовой сфере. В совещании принимает участие и советская делегация. Маше общество привьжает к новой терм'инблогия.' Слово «пр'а1ВОзаЩ'ИТни1К1» произносит ся --нами еще несколько неуме ло, но все более уверенно,, а термин «диссидент», чаще все го с цриша1гатель1ны1м «недав ний», и вообще становится чем- то вроде охранной грамоты или удостоверения б(лагонадеж1но- сти. В Верховных Советах ССОР, РСФСР,' Украины и. других республ'ик заседают лю ди, которых ТОДЬКО'.ТОЛЬКб 1П€- 'Рестали нмевова.ть заключен ными номер такой-то И, надо сж'азать, приковывают внима ние своей активирстью.. Как грибы раст1ут и нодые организации Пос.че Ком'иссии по правам человека Ф. Бурлац кого — по имени инициатора, ■известного советского публи циста, члена Верховного Со вета СССР, — которая просу- 'Щ'бствовал'а почти, два года в гордо1м однночес'тве. по явилась общественная .прием ная по рассмотрению жа'л>об граждан при Совегтоком коми тете за европейскую безо(пас- ность и сотрудничество, а так же Хел1Ьси,нкока,я комиссия в Союзе обществ друпжбы и, наг конец, Комитет советской об- ществеиностн по пр'авам чело века и гуманитарнам|у сотруд ничеству во главе с народным депута(гом СССР А, Д. КеР'И- М01ВЫМ', , V, Но это не 'Все. В Верховном Совете ССОР действуют как м'Иннм\1м две ШОДКОМ1Й00ИИ, спе- ц,на'лизи'рующ'ие1ая по В'опросам прав человека.. О создани.и, сво ей ком1нс0яи объявил Ленсовет. Его .примеру уже последовали, или последуют др'угие город ские Советы, не гово,ря .уж о ,В©р.х0'Вных Советах республик. ■Наконец, с прошлого года. воссоада(ва Московская хель- оинк'Скай груипа ('МХГ), |родив- Ш'зяея в 19'76 году для наблю дения за в,ыпол'Нением Совет- СК1ИМ' Союзом подписанных в Ф'4'нля'нд.ии документов. Ес.™ орга'ниваторов упомянутых вы ше ассоциаций можно упрек нуть в. погоне за конъюнктуро.й или в бюрократическом подхо де к 'Про'блеме, то ос'нователи згой последней прупп'ы — фи^ знк Ю. Орлов,' Е. Боинэр, А. Щаранский и другие — заилатили за свою «ннциашив|у по высокому счету воево.змож- иых преследов'аний со сторо,Н1Ы !Госуиа|рства. Н.а1ка1»уне ко1пенгапенс|кого со,веща,нн,я Конференции по ч.е- ловеческаму измерению МХГ провея'а 'В Москве Ген,е(ральн1ую ассамблею МсждународнО'й фе- аераииц воис оргаиизаций это го типа, существующих сей час в 1,9 странах. Я присутст вовал на выступлениях, про- ходи'вишх в концертном зале 'Центральнога ДоМ'а тур!иета, и .М'огу 'п;одтв:0рдить ин'герес сто личной публиии. Равно как и■ другое новое явление: смешение как среди выступавших, так и среди слушавших «недавних диссидентов» с вполне офици- альным1И деяталя'М'И и- чнновниг . , Верно, официально ошюиш- ты правозащитников из М(ВД, про1кур'а1туры, КГБ, судов, М(И- чшотерства юстиции и т, п. не вступали в ' спор с доклаич1Ика,- м'И, нО встречи .между ними уже шли. То1же верно; 01 работе МХГ ведущие газеты с'тра1ны тж и не сообщили, но. коррешовдек- ты многах издаШ'й на аосам,^ лее присутствовали, и, я уве рен, юоекто из них об услы* шанном р'атка1жет. Во всех случаях «правоза щитное дело» .перестало пугать 'бл.агонамереин'ЫХ граждан, и, думаю, оно вот-вот .войдёт .в ■обиход рядовых Ж|урналистов, юристов 'Истолоначальников, И чем скорее это случится, ■гам лучше. Ведь достаточно ска зать, что ежегодное .кол'Ичест- 80 жалоб ,на несоблюдение прав человека составляет в стране чудовищнук) цифру ...5 м'илли- онов (1). И даже если реаль ное число нарушений гораздо ниже — а я боюсь, что оно в действительности еще стра'Шнее, — кто сможет справиться да же с СОФИЯМИ тысяч человече ских бед, а то и трагедий?! Ралбцраться с ними надо всем М 1 иром, н (участвов'ать должны по обяэавностн! — все сог отвепств|ующие организации. А пока многие-ИЗ них не спешат или же не хотят д.ействова,ть по-новому. Вот два! пр'Имера,', 66- щий .и частный. Обсуждение за(Кона. о въез де в ООСР и выезде из стр.а- ны, по моим данным, отложе но до будущей сессии Верхов ного 'Совета ССОР. В чем де ло? Один из спорных моментов — пункт о соблюденин се(мрет-‘ ности 'ушжающим'и. ■Часть де путатов предлагает зашисать .в качестве М'аиоимального 5-лет ний .«мораторий» на отъезд для тех, кто знаком с государст- В0КНЫМ1И и военными тайнами. ■Н'О Представители' военно-про- мышленио1го ком1Плвкса наста ивают на Ю-летне.м срок'е. Па- ра(Д01ксально, но самым упор ным защитником' большего сро ка вьюгупают как раз те,' кто больше всего 'отстал от Запа(- да. .То есть те, кто стремится скрыть не столько свои дости- жения,, сколько сво'И ведостат- Другой случай. Режиссер Павел.-Л|у'Нгин получил «а Ка1нг нском фестивале премию за' ов'ой фильм «Таксисблюз», сня тый совместно с французами. Ленту сним1ал1И| всего несколь ко месяцев, а 'разрешения ' на В'Ыезд из ОСЮР для зацлюче- ■ния 'КО,нтр1акта1 автор п'рождал половину этого срока. ...Кбпвнгаген1ак,а,я конферен- ция' 35 стран способна подтолк нуть .ваши М'ногочислвнные ве- домств'а к больш'бм'у уважен(ию хельсинкоюйх и венских доку- М'ентов и, энач1ит, пом'очь нам 1подгото(виться к следующему, третьем,у ее этапу, намеченно- ■ М1у на осень 1991 года. .в. Моск- А. ИГНАТОВ, 1 П 0 лит!гГческий обозреватель АПН. ^ БУХАРЕСТ. Здесь со стоялось бфицидтьное пред ставление нового правительст ва Румынии президенту страны Иону Илиеску. Выступая по этому случаю, премьер-м(йнистр Румынии Пет ре Роман указал, что програм ма нового правительства пре дусматривает проведеиие ра дикальных изменений, касаю щихся |в первую очередь эко номической сферы. Предстоит создание совершенно новых структур, отвечающих совре менным требованиям( мировой цивилизации. Успех этой дея тельности во многом зав(Исит от поддержки основных де мократических институтов страны — президентской вла сти и парламента. Роман заве рил главу государства, что пра вительство, состав которого от вечает (воле (нации, выражен ной во (Время всеобщих выбо ров йО (мая,,сделает все, что бы оправдать доверие народа. # ГАВАНА. Верующие яв ляются значительной частью общества и могут внести круп ный вклад 'В строительство со циализма на Кубе. Как сооб щает агентство Пренса Лати на, об этом заявил заместитель председателя Государственно- го совета « Совета Министров республики Карлос Рафаэль Он отметил, что страна пе реживает период исправления ошибок и ликвидации негатив ных тенденций к вклад верую щих в реализацию важных эко номических программ имеет большой иес. Вопрос о члеист^ ве в Коммунистической партии тех, «то исповедует реЖгиоз- ные (куль'гы, и их участие в -политической и общественной жизни (приобретает все боль шее з 1 начение. Поэтому в на стоящее время эта тема деба тируется на собраниях комму нистов, где ведется обсужде ние воззвания к IV съезду Компартии Кубы, указал Кар лос Рафаэль Родригес. ф МАНАГУА. В Н<Икарагуа обостряется социальный кон фликт в связи с набирающей силу заб'астовской госслужа(- щих и рабочих многих про мышленных предприятий, ор ганизованной Национальным фронтом трудящихся (НФТ), Во вторник число участников! стачки, протестующих против экономической политики вла стей, превысило 50 тысяч че- ф ЛОНДОН, Предложе ния Великобритании относи тельно введения так называе мой «твердой европейской ва люты» — )экю —при сохране нии национальных валют стран—членов Европейского экономического сообщества были в центре состоявшихся здесь во вторник вечером пе реговоров между министром финансов Джоном Мейджором и президентом центрального банка ФРГ Карлом Отто Пе- лем. По словам представителей британского министерства фи нансов, встреча была «длитель ной и конструк-вивной». (ТАСС. 4 июля). С болью душевной ЗАЛОЖНИКИ ЧЕРСТВОСТИ Уважаемая редэ'кция! Я вэШ'а давня'я .п'осто.Я 1 Нная читателыН'Ица, обр.ащаюсь к вам впар(В'Ы€, и вот что за ставило 'М'еня это сД'б 1 Л'а,ть,. ■Мне .поз'ванили .ва ра'боту и соо(бщили„ что мой муж, По- дольюкий Ни 1 вола.'й Павлович, находится .0 тяжелом оостоя- НИ'И. я отпросилась 'И .побе,жа ла до 1 М'ой. Муж пе|рен 1 ес мно го операций, по Р'а,зным по- во(д.ам, (И по его внешнему ви ду я по1Няла, что ему оч'внь 'ПЛОХО, особенно насторожила яеу 1 крот 1 ИМ'а 1 Я рвота и ойлъН'Ые боли. Вызвала «скор'ую по- ’мощь» — 'ВЫЗОВ пр,вняла дис- П)ешчер Полоз'ав'а]. П|р(иехала бригада — врач Т'ретьякова, медсестра Чернышова. Ос- М'отр'ев', вран за(ключ'ила, что его немедленно (надо оттра'В- лять 'В стационар.. Но по до- ро(ге диапетчер да(Л‘а указа ние заехать' в поликлиннюу ЛТЗ и З'а 1 б|ра'ть еще одну боль ную с переломом' ноги. Зае хали, )И Чернышова пошла за болиной, а мы остались ждать в машине. Боди и рвота до вели м(ужа до такого состоя ния, что я всер'ьеэ начала опа,- саться за его жизнь. Шло вре мя, а 0 М'У никто ничем не по- (мог, я начала умолять пос Корее отвезти мужа в боль ницу (ехать всего — 16 (нут), а потом, .в'ернутъся больной с перело(мом, и услы шала ответ диспетчера: «У ■нас одна .м.ашина на тракто1р- ном и зря гонять ее и жечь бенз(И'Н мы не будем». А .Ш'О- фер добавил: «Тебе надо быст- (ро — найми такси и вези сво его мужа». ' М(не надо было быстро, я бы на!Н(жш такой, но не мог ла уже ни на .минуту оста вить М'ужа В' таком состоя нии. Его вид вызывал бес покойство и сострадание всех, ПО оказался в это время око ло нас. При необходимости (мюгу назвать свидетелей этой сцены. Жда.ть-то .пришлось (ПОЧТИ чао! ■Но речь не только об этом. Мы 'М(ного стали, гово'рить о 1 М|Иласерди'И. Так ком'у Ж'С, в' первую о(чередь, быть М'Ишо- оердным', как не нашей ме дицине и особенно работникам «ак'ррой помощи»?! Почему'М'ьг Д' 0 Л 1 Ж(ны в тяжелую. М 1 инуту быть заложнимами 'чьей-то черитвости, грубости, -н(е(М'и,- лосердного (равнодушия? По- чем'у, есл1И зовем помочь ста рикам., нам отвечают: «К та- ким не езД'И'М»? Так случ.члось 8 марта, когда обратилась в «око'рую помощь» трвктррного. а отказала нам дежурившая ТЭ1М пож1Илая ж'внщина. Ей ли не понимать,, как нужна забота старым людям! К очасть'Ю, все остаяыные мед- ■работнини, к которым 'В тот . день пришлось обратиться за ■помо'щью дл'Я старого чело века, сломавшего ногу, ока зались очень хорош'ими еяе- циалиста'мц и сердечными дю.дьм1и, 'И ёестр1и(чка пол1Ик- ЛИ'НИ1»И ЛТЗ, и вр'Эч-тера- ■певт, и ''бригада «скорой по- (мощи», и дежурный, хирург ■'больницы «С'КОрО'Й ПОМ'ОЩ'И», — все очдаь молодые люди, но такие понимающие и вни- (мательные. Н|иаиий поклон всем ИМ'! Очень жаль, что не З'на.ю ни одной фа(милии. Пусть 1И!х отношение к боль ным будет добрым при(мером дл'Я тех, кто не научился еще Очень хоче'1'Ся, чтобы га зета 'больше говорила о м:и- лоое|рдии. чтобы меньше стра дало и умирало людей от бездушия тех, к ком\- обра- щае(мся за помощью, Н. ПОДОЛЬСКАЯ. ОТДЫХАЮТ ВСЕМ СЕЛОМ ♦ и стар, и млад с^рались в центр'е села Бруслановка Липег^ого района. Пять часов здй:ь продолжался (празд ник «■От^^;ыxаем всем селом». Перед собравшимися высту пили на^дный анса1мбль песни и .пляски профтехобразо вания «.Калинка» и юные самодеятельные артисты Двор ца культуры профсоюзов. ^ Большой успех вьшал на долю местных гармонистов, блеснувших своим талантом перед односельчанами За тем был проведен ауи;ион, на котс.-ром выставлялись под загадки, прибаутки: мыло, огурец (ни рыба ни мясо — ра.зве угадаешь?), другие веши.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz