Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

) июля 1990 г.. 155 (18 752) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ На все руки мастера Фото­ репортаж Выпускники Липецкого профтехучилища № 58 умеют многое: сшить <^увь, костюм, отремонтировать часы, сложную (бытовую технику, сфотографировать. Таким снецн- альностям, нужным для службы быта об­ ласти, их учат здесь. ?Свое умение ребята показывают уже во время учебы. Например, ателье «Юность», в (котором работают уча­ щиеся, выпускает продукцию, уже завое­ вавшую популярность у покупателей. липчане стали участниками ярмарки Москве и, надо сказать, не затерялись сре­ ди многочисленных ее представителей из других городов. НА СНИМКАХ: ф под руководством ма­ стера производственного обучения Раисы Михайловны Востриковой (на верхнем сним­ ке — вторая слева) девушки становятся классными портными 4^ Лариса Шустрова уже шьет для ателье «Юность» 4 ^ Буду­ щая специальность Ирины Перегудовой — мастер по пошиву обуви. Как видите, она с увлечением постигает тонкости профессии. Фото А. ЩУРОВА. Школа: время перемен ПЕРВЫЙ ВЫПУСК В ПЕДКЛАССЕ Завершилась очередная школьная страда!, 8 экзаменах нын­ че было много нового, демократического, нестандартного. Ну, а в содержании жизни школьных коллективов — много ли изменилось? Думается, пока идет процесс «раскачивания». Потеплел климат в |Школьном доме, его частично изменили сверху: уходит моральный пресс показушности, приходит пра­ во творчества. 'Но как этим воспользоваться? Изменить учи­ теля сверху невозможно. Ему бы надо это сделать самому, да не так это просто, давит груз традиций. В чем же дело? Драма ошибочно выбранных ориентиров)? Низкая профессио­ нальная подготовленность? Ясно одно: серьезное обновление школы невозможно старыми методами.^ и формами. Нужен поиск, иногда даже на (грани риска. В своих заметках автор размышляет о выпуске средней школы № 24 города 'Липецка этого года — первом педагоги­ ческом классе. С его точки зрения, это пока «дин )Из немно­ гих 1путей серьезного обновления контингента будущих учи­ телей. путь поиска, отбора н психологической (подготовкн та­ лантливой молодежи, предрасположенной к учительскому > НУЖЕН ЛИ ОТБОР? Испакш вошв .мгетера са­ ми набирали .учеиижо1В1, пвре- даиали. нм свой опыт, готови­ ли себе (смену. А что сегод­ ня? Двклакр'атич)еакое право ■каждого желающего П’осту- ггать в тедв(уз «на общ|»х ос­ нованиях». Косяком идут молодые лкиди, у которых нет •В'ыбора 1В жпиз'ни: или в поли­ тех, ИЛ'И в пед. В пед вроде бы .чегче. В политех барут юно­ шей, сюда — девушек. Пой­ дем «сюда». И «территориаль­ но близко к ДОМ1у»,‘ и «под­ ружки туда поет1уиили», и «родители сов.етов1а:,ти». Это я мотивы поступающих пе- р)еч'иси»ига. ■ Ва учительоком с-ьезш’е председатель Госко­ митета ,Г. Ягошия сообщил,- что ежегодно пеД'Инстдтут'ы окаичиВ)а1ют 400 тысяч чеяовш. Значит, за пятилетку в стране идет полное обновление у^чи- гельства. Куда же деваются выну'синави? Ведь перепроиз­ водство учительских кадров налицо, Да куда угодно! Уж я-то ПОЧТИ) за’ 30 лет смог в этом убедиггься', Улуч)Ш!Нлся- ли контивпент ■поступающих? К сожалеиию), нет. Безлик'не идут «валом». Завт|ра они пополнят армию безликих .учителей. Поступа­ ющие вне конкучраа'! — после армии, после рабфака,, по ■напражчениям роно, увы, по­ жалуй, наиболее слабая часть набора. Наш ЛГПИ, как и дручтие вузы страиы, ищет новые механизмы отбора. Но они эпнводичиы, в них мно­ го случайного. Сазй1а,ч»е пе­ дагогических кла«;он мне кажется дежхм наиболее пер­ спективным. И вот почему. В педклассы ереЯ’ней школы № 24 набор деимлея' изо всех школ города и — небольшой частич1кой •— из своей. Ребят анкетировали, тестировали. С ними был проведен творчес­ кий зкзгкчен, целевое собесе­ дование. Не последшою роль ипрало св)Идегельс'пво об окон­ чании восьмого ксчасса (на пос.чеднем этапе отбора). Не скажу, что эти методики со­ вершенны. Кафедра теории и методики воспитательной ра­ боты ЛГПИ Их севершенст- ■чвует. Но большая комиссм 4ЙГ преподаватщьей педвутза. работников органов ■-народно­ го образования, -учителей школы приД'Ирчиюо вгляды­ валась в кандидатов «в учи­ теля». Нас интересова.ш ■Ин­ тел,-™, т, глубина 'И знаний, .•шбознательность, речь, эрудиция, , обшител:?- нкэсть, ■шо1рч)в0к»е •Падала я даже, представьте, внешние Ма!кные. Не высоки) лк требо)- )вани«?- Мне и моим т0В'а1риш.а|М' ■на кафедре ежегодно прихо­ дится вилводить да педагогн- ческ'у1Ю пра1кти1ку сотня сту­ дентов третьих жуурсов. И , мы хватаемся за голову: ям «е с чем идти' к детям. А не* 1кото!ры1х 'И допускать к де- тям нельзя ив-)Эа мор'злыных дефектов и вывертов. Речь, как вы понимаете, не о аш- ницэ1х, а порою о бояывявгт- ве. Вуз дает знание предмета, ■натаскивает па техник,у а .ме­ тодику обучения, но лич­ ность педагога ‘ву^з не сфор­ мирует, 0 »а закладывается в школе. ПЕРВЫЕ ИТОГИ, НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ 3!а1в®р!Ш1Ился )второй год работы в са)М10м первом пе­ дагогическом классе. Из 30 пр'И!Няты1х двое школьников ушли почти ераэу. 24. де- ■вушки и четверо юношей на вопрос недавно проведеиной )анкеты «Утвердился ли ты в выбрре учителъсжой, гчро- фесси'и'. Да! Нет! Почему?» от- - ветили безоговорочно: «Да». Таким ■абр1аэам. весь класс иодтв1ериил свое желание 1юсту1Пйть ® педауз. К. ■сожая1ению, ■ некотор'ые сдали экзамены ниже своих в,озможностей и тем самым потеряли право внеконкурс- )ного поступления. Ну что ж, экзамены 'есть экзамены. Сры­ вы — это не трагедия. У ре- •бят, ,не иринитых в вуз на нииольных экзаменах, оста­ ется ша1нс поотупать со все­ ми на ‘равиых. )В первом педклассе учи­ лось , четверо юношей, в пос- •чедутющем' их десять. 'Среди заявлений, поданных сейчас ди1р,ектору школы'М. Б. Ра- ковскому, пока нет ни одного от юношей). Проблема. От­ сутствие мужчин-,уч'ителей де- )формирует психику учащих­ ся. Если к тому же учесть отиутствие отцо® во М'ногих семьях или их- са:.моусТ|ранение от восиитания детей, то ста- 1НОВИТСЯ 1поня,пно, как опасен этот дефицит. Дефицит м1но- 1гоум'енй1я, рыцарства, реШ)И- тельиости. На некоторых фа­ культетах в нангам вузе юно­ шей бу1ква)Л,ьно единицы. Жизнь СТуДШЧСОК'ИХ групп ненормальна. Страдает да* -;.же,0;рга)нйзацн.« уч)ебного про­ цесса. Саше Гладышеву, Во- ччоде Чивялеву. Роману Ма­ карову в Ал)сксею Турутнну было нелегко (учиться в тщр- вом педагогическом и, увы, в женском классе. Но они «выстояли». Все )ребята наце­ лены на 1исгфа«. По истори­ ческой тропе )Два года их основательно и апокой)Н)о вел доцент В. А. Станкевич, Человеческая неповтори- ’М'Осгь — вот соль воеггйта- челыной ■' спратегП'И в школе. Но для этого необходимо соз­ дать УС.Ч.ОВИЯ Д.ЛЯ самовыра­ жения и са1мо\'твержления,ое- бят. у. 24-й школы немало добрых традиций 'Внеурочной деяте.п.ьности, которые и соз­ дали хорошую среду для вр)0шгга'ния будуших- учите­ лей. Кстати, 110 гречески шко­ ла — это досуг. К'а1Кйм же 'был ШКОЛ5ШЫЙ ДОСУГ V уча- ■Ш'Ихоя педкласса? Вместе со сг\-дента.М'И педвуза -школыня- ки П00Ш.ДЙ недельный семи- 'нао лагерных сборов, где, Кстати, их отряд занял пер­ вое место В творческих де­ лах. Затем ребята, смену ра- 'ботали в пйон,ар)СК1Их лагерях по'мощииками вожртых и два гоД'Э — 'отрядными вожа­ тыми в своей школе. Они уча- ствовали ' в двух длитель,ных 'Категорийных походах по оэеог.м Мещеры в Рязанской области и .'ПО озерам Каре.тйи, хошиШ'И походамН: по об-дясти, принй(мали хшастие в обляст- 'вом турслете. Побывали 'шкбяь'ниши то'ижды в знаме- нитых каникулярных рес­ публика,х, причем, в •иоёлея- ж й «Снежной ■рес|пубяи1ке\_ они рЗ'ботали комиосарами.' Этот класс создал в школе ,'НОВЫЙ клуб стартвклаюсни- к'ов «Ринг». М'ожно перечис- 'лить десятки, может быть, .сотни интареоных творческих дел на специальных уроках и ^'Вне их. Мож'но вспомнить »оЬ)ые серьезные фэиультати- вы ,и иеобыч1ные учебные пе- дагопМ'вск1ие предметы,, ко­ торые они изучали по ар'едам в свой педаг'ОГ1ич1е(ск)Ий день. Но мы не стави1м, за,дачу рас­ крывать механиш професои- ональной 'ПОДГОТОВКИ школь­ ников к .поетуплевию в педв;уз. Мы хотим доказать необходи­ мость такой отборочной ра- 'боты. В ней участвовали мно­ гие преподаватели ЛГПИ, и ее постоянно ку|р|И1рО)вала рек­ тор института В. Ф. Черно­ ва, :Но главная тяжесть паш,.а, 'Иа плеч'и учителей самой шко- ■ ты. Они шроявили 'М(ужество, открывая п'еиа1ло,пичеок,ие классы: надо было создй1ват1Ь га1р!мо!нию 'теории и практики', А они между собой не всегда ®яж|утся, К|роме того; 'рабо- ,тать ртдом с П1едкла1сса1ми и в подклассах очень нелегко Нужно все ■В'Р'вмя' ...держать себя в форме. Но энергетика (ШКОЛЫ ув'еличняасъ, хотя увеличились и сомнения, П|раб- лемы. За счет чего расширить профессиональное и челове­ ческое общение с ледкласоов- |цам1И1? Как ув'еличить простра- иство социально ■ значимой деятельности ребят? Как ре­ шить главный вопрос, почем'у некоторым детям ■неинтер'ес- «0 учиться? КТО в ПЕДКЛАССЕ ЛИДЕР? Невероятно, но лидера не было. ,и лидеры были. Точнее, в лидерах ходил ‘П|ра,ктнчес1ки весь класс. V ...'Св'етлана ■ Двор'НикО'Ва идет на ■нстфил (новое отде- леН'Ие 'Исторического факуль­ тета). Светлана — лидер по... ответственности. С нею хоть в раввед(К(у, хоть ,в поход. Считает', что в педагогичес- 1 КО.М классе необходимо каж­ дому представить «шанс реа^ лиэоваться:». Жанна, Пожидаева, ориен­ тировала себя На филфак. Жавна из учительской сем'ЬИ. Челов'ек она очень творческий, в'31ры]в!ной. Лидировала в клас­ се в театра.зьной деятельно­ сти. В минп-сочинении' напи­ сала ар01Нвительную' фр'эзу: «Педагопка — это утоление болт ребекма». ‘ ' Ира Голикова — душа класса. БеикомирО'М'исаная, 'Мристальво честная. К ^)уау се­ бя готовила как насто,яШ'ИЙ спортсмен; к чемпионату ми­ ра. . В . П'ёд'а1гогическ10й, анкете , у яре ест'Ь такая мысль; «Пе- даг€гич'еское тв'арч1ество — оселок 'ШКОЛЫ». Это целая педат'опическая концепция для 'Практиков.:. Я перелисты 1 в,а 1 ю докушен- ты класса: анкеты, сочинении, внтер^ыо ‘И думаю, что 'На(М, учителям, надо пс столько слушать ребя'т, ок,ол,ы<о' слы­ шать их. 'И еще я думаю, ‘Что ■' не ТОV^ыио м'Ы учим .школьви- ' ■ио'В, ноу и они в,еч 1 н:о уч'ат и вооп!итыв 1 ают 'нас. На,та1Ш'а Ив'анни'кова' . из сеМ'Ъи учителей. (Наташа при­ нята на 'филфак. Факультет шол'учает лидера-заводилу. В ■классе она была комсоргом, в клубе «Ринг» — президенто'м. Наташа ув'еренню, ж'ак и мно­ гие учениК'Н этого класса., да­ вала свои перВ'Ые урони в начальных и подростковых ч классах. Ее сочинение о пе­ рестройке было принято нз- да'Телъством в оборн'ик, ' среди ■автор'рв 'которого секретар'И обкама КПСС. ■Не каждый .из пост,уп'ВВ1Ших 'В пеД'К'ласс сразу нашел, себя. Многие ^шли через «тернии к звездам'». Среди таких Инна 'Плетнева,. В'есь под в десятом 'Классе колебалась, сомнева­ лась. А потом: сделала очень уверенный рывок ж цели, Все- так'и факт творчества в шко­ да и очистителей, и может ободрить 'колеблоощегося. |Г(р|у1ППа девушек, ор'И1ентнро- ван'ных на .филологический фа­ культет, самозабвенно эани- малась в 'факультативе ире- подавателя ЛШИ . очень опытного и тонко'го методис­ та Т. Н. Распоповой. Девушки 'езд|или 'В М1узей Льва, Толсто­ го, не пропустили ни о'дного литературного события в го­ роде, побывали в гостях .у худо'Ж1Н1ИКов, скульшторо» Ли­ пецка. .Из 28 учеников' этого класса десять уверенно пре­ тендовали на золотые и се- реб|ряные М'едал 1 и. Если бы эк­ замены у них принимала толь­ ко Ш'колыная 'КОМ'ИСсия, треть адаеса эти медали за'воевала бы. 'Но экзам,енацио 1 нва 1 Я ко­ миссия была уон.чска. отрядом В'Узр1В«>?'их ра'ботни'ков. 11ЛР1Н- ка требоввний была поднята 'оч'ень высок'о. Случились и досадные срывы — и «подсидки», от излишней, по­ жалуй, перестрахойК'И. И здесь мне вот о чем телось бы сказа,ть: мы сегод­ ня ажтив(но деюларир'уем фак­ тор лич'ности и уважение личности чеЛ'Овека. Но практике походя .П'опираем, этот са(мый «фактор». У- нас еще йе 'СЛОЖ1ИЛСЯ опыт истиинюго у Ж'бния друт к другу, тем более к детя.м. Я не иредъявляю цре- тенаий 'К .учителям этой школы ил,и к в'узовскнм работникам,' ■просто хочу еще. раз подчерк­ нуть, что истинный учитель на­ чинается там, где испытьш,ает неловкость от. попрания лично­ сти школьника, от .любой ие- «А1р1аведлвв«ггл, ущемл'ения достоинства^ от, ущербности бытия детей в школе. Вот чем думать надо сегодня. В 'УСЛ'ОВИЯХ деформации Ж1изн'И, -всеобщего циаяьного застоя,, шк-ола ншытала на себе все влияиня времени —я позитивные, и не­ гативные, .И не могла, не из­ мениться. Я считаю. ЧТО' ха застоя больнее всего у"да 'рила по 'иителлигенции. Не от сюда ли стало прив'ыч'иым ,учи телам ‘ИДТИ на комцромнес ■ совестью, считать школу кон торой, где полу^чают зарплату унижа!ть ребеож-а и т. ,п. Мо жет, я не прав, .но са.мый мощ ный, механ'И31м подавления лич­ ности проявился в школе. Она до снх шрр ценит в. учителе си-, лу ■властно1го дисци1гаий1Нйру-; юЩ'его воздействия, и порою отторгает интеллектуализм и ,дем<ж;р!а,тнЧ:Ность. А ведь так '.М10Ж1НО рк'оичательно потерять Д'О'вер'Ие детей. Я бы ака'зая так: 'Потеряна «верхрайача». В|гт почему остро ' встал вопрос (Принципи- аль'ного обиов'Лвния кадров. Но идеальных учителей,' как в ин- 'кубаторе, не - вырастить.. Оче- Е'идно, необходимо сегодня, как 'Никогда (ранее, уделить вяим'а- ние (поиску будущих школьных Колумбов и навой организации школьной жиави, как пигатеяь- 'ной среды будущего учительст­ ва, Педагогические классы в этом даношении' — хорошее ее- лекционное поле. Не случайно Гоюк)01М'Итет дал педкласбам -пер- В'ые П]ри,в.илегии в соединении экзаменов но ок1оича,ии'и школы и поступлению в педв'узы. Пра­ вда, это тюка очень скушые -при- (вил'ети. Оегодия необходимо стимулировать и сельские шко­ лы на этот эмспвримент. ...Хоро|ша 1 Я примет'а времени — в'узы поворачиваются Л'Ицом к школе. На паритетных нача­ лах они сообща нтинают от­ бирать и 1 тот 01 вить свои надры. Даже стипендии лучшим уче- ника|м нач(И 1 сляК 1 Т. В:узы пы­ таются улучш'ить базу школ. Все это первые шаги к реше­ нию важнейш'ей со 1 Циалъ'Ной пр| 0 'бл 1 ймы! — резкого ул(учше- Н'И.я профессиональной по(дго' тойК'И специалистов. |Бп!рочем, уточняю — только первые ша- С. ШМАКОВ, заведующий кафедрой , ЛГПИ, учитель педагогического класса Школы № 24 г. Липецка, МВИАУЯДРПД 11 Д 1 1 Т д 1 ' 1 ПИ ! * ;И В ДАТСКОМ РАКУРСЕ В Копенгагене продолжается второе совещание Конферен­ ции по человечёскому измерению хельсинкского процесса. Делегации 33 европейских стран, США и Канады обмеии- ваются информацией о ходе выполнения взятых на себя по венскому итоговому документу обязательств 'в гуманитарно­ правовой сфере. В совещании принимает участие и советская делегация. Маше общество привьжает к новой терм'инблогия.' Слово «пр'а1ВОзаЩ'ИТни1К1» произносит­ ся --нами еще несколько неуме­ ло, но все более уверенно,, а термин «диссидент», чаще все­ го с цриша1гатель1ны1м «недав­ ний», и вообще становится чем- то вроде охранной грамоты или удостоверения б(лагонадеж1но- сти. В Верховных Советах ССОР, РСФСР,' Украины и. других республ'ик заседают лю­ ди, которых ТОДЬКО'.ТОЛЬКб 1П€- 'Рестали нмевова.ть заключен­ ными номер такой-то И, надо сж'азать, приковывают внима­ ние своей активирстью.. Как грибы раст1ут и нодые организации Пос.че Ком'иссии по правам человека Ф. Бурлац­ кого — по имени инициатора, ■известного советского публи­ циста, члена Верховного Со­ вета СССР, — которая просу- 'Щ'бствовал'а почти, два года в гордо1м однночес'тве. по­ явилась общественная .прием­ ная по рассмотрению жа'л>об граждан при Совегтоком коми­ тете за европейскую безо(пас- ность и сотрудничество, а так­ же Хел1Ьси,нкока,я комиссия в Союзе обществ друпжбы и, наг конец, Комитет советской об- ществеиностн по пр'авам чело­ века и гуманитарнам|у сотруд­ ничеству во главе с народным депута(гом СССР А, Д. КеР'И- М01ВЫМ', , V, Но это не 'Все. В Верховном Совете ССОР действуют как м'Иннм\1м две ШОДКОМ1Й00ИИ, спе- ц,на'лизи'рующ'ие1ая по В'опросам прав человека.. О создани.и, сво­ ей ком1нс0яи объявил Ленсовет. Его .примеру уже последовали, или последуют др'угие город­ ские Советы, не гово,ря .уж о ,В©р.х0'Вных Советах республик. ■Наконец, с прошлого года. воссоада(ва Московская хель- оинк'Скай груипа ('МХГ), |родив- Ш'зяея в 19'76 году для наблю­ дения за в,ыпол'Нением Совет- СК1ИМ' Союзом подписанных в Ф'4'нля'нд.ии документов. Ес.™ орга'ниваторов упомянутых вы­ ше ассоциаций можно упрек­ нуть в. погоне за конъюнктуро.й или в бюрократическом подхо­ де к 'Про'блеме, то ос'нователи згой последней прупп'ы — фи^ знк Ю. Орлов,' Е. Боинэр, А. Щаранский и другие — заилатили за свою «ннциашив|у по высокому счету воево.змож- иых преследов'аний со сторо,Н1Ы !Госуиа|рства. Н.а1ка1»уне ко1пенгапенс|кого со,веща,нн,я Конференции по ч.е- ловеческаму измерению МХГ провея'а 'В Москве Ген,е(ральн1ую ассамблею МсждународнО'й фе- аераииц воис оргаиизаций это­ го типа, существующих сей­ час в 1,9 странах. Я присутст­ вовал на выступлениях, про- ходи'вишх в концертном зале 'Центральнога ДоМ'а тур!иета, и .М'огу 'п;одтв:0рдить ин'герес сто­ личной публиии. Равно как и■ другое новое явление: смешение как среди выступавших, так и среди слушавших «недавних диссидентов» с вполне офици- альным1И деяталя'М'И и- чнновниг . , Верно, официально ошюиш- ты правозащитников из М(ВД, про1кур'а1туры, КГБ, судов, М(И- чшотерства юстиции и т, п. не вступали в ' спор с доклаич1Ика,- м'И, нО встречи .между ними уже шли. То1же верно; 01 работе МХГ ведущие газеты с'тра1ны тж и не сообщили, но. коррешовдек- ты многах издаШ'й на аосам,^ лее присутствовали, и, я уве­ рен, юоекто из них об услы* шанном р'атка1жет. Во всех случаях «правоза­ щитное дело» .перестало пугать 'бл.агонамереин'ЫХ граждан, и, думаю, оно вот-вот .войдёт .в ■обиход рядовых Ж|урналистов, юристов 'Истолоначальников, И чем скорее это случится, ■гам лучше. Ведь достаточно ска­ зать, что ежегодное .кол'Ичест- 80 жалоб ,на несоблюдение прав человека составляет в стране чудовищнук) цифру ...5 м'илли- онов (1). И даже если реаль­ ное число нарушений гораздо ниже — а я боюсь, что оно в действительности еще стра'Шнее, — кто сможет справиться да­ же с СОФИЯМИ тысяч человече­ ских бед, а то и трагедий?! Ралбцраться с ними надо всем М 1 иром, н (участвов'ать должны по обяэавностн! — все сог отвепств|ующие организации. А пока многие-ИЗ них не спешат или же не хотят д.ействова,ть по-новому. Вот два! пр'Имера,', 66- щий .и частный. Обсуждение за(Кона. о въез­ де в ООСР и выезде из стр.а- ны, по моим данным, отложе­ но до будущей сессии Верхов­ ного 'Совета ССОР. В чем де­ ло? Один из спорных моментов — пункт о соблюденин се(мрет-‘ ности 'ушжающим'и. ■Часть де­ путатов предлагает зашисать .в качестве М'аиоимального 5-лет­ ний .«мораторий» на отъезд для тех, кто знаком с государст- В0КНЫМ1И и военными тайнами. ■Н'О Представители' военно-про- мышленио1го ком1Плвкса наста­ ивают на Ю-летне.м срок'е. Па- ра(Д01ксально, но самым упор­ ным защитником' большего сро­ ка вьюгупают как раз те,' кто больше всего 'отстал от Запа(- да. .То есть те, кто стремится скрыть не столько свои дости- жения,, сколько сво'И ведостат- Другой случай. Режиссер Павел.-Л|у'Нгин получил «а Ка1нг нском фестивале премию за' ов'ой фильм «Таксисблюз», сня­ тый совместно с французами. Ленту сним1ал1И| всего несколь­ ко месяцев, а 'разрешения ' на В'Ыезд из ОСЮР для зацлюче- ■ния 'КО,нтр1акта1 автор п'рождал половину этого срока. ...Кбпвнгаген1ак,а,я конферен- ция' 35 стран способна подтолк­ нуть .ваши М'ногочислвнные ве- домств'а к больш'бм'у уважен(ию хельсинкоюйх и венских доку- М'ентов и, энач1ит, пом'очь нам 1подгото(виться к следующему, третьем,у ее этапу, намеченно- ■ М1у на осень 1991 года. .в. Моск- А. ИГНАТОВ, 1 П 0 лит!гГческий обозреватель АПН. ^ БУХАРЕСТ. Здесь со­ стоялось бфицидтьное пред­ ставление нового правительст­ ва Румынии президенту страны Иону Илиеску. Выступая по этому случаю, премьер-м(йнистр Румынии Пет­ ре Роман указал, что програм­ ма нового правительства пре­ дусматривает проведеиие ра­ дикальных изменений, касаю­ щихся |в первую очередь эко­ номической сферы. Предстоит создание совершенно новых структур, отвечающих совре­ менным требованиям( мировой цивилизации. Успех этой дея­ тельности во многом зав(Исит от поддержки основных де­ мократических институтов страны — президентской вла­ сти и парламента. Роман заве­ рил главу государства, что пра­ вительство, состав которого от­ вечает (воле (нации, выражен­ ной во (Время всеобщих выбо­ ров йО (мая,,сделает все, что­ бы оправдать доверие народа. # ГАВАНА. Верующие яв­ ляются значительной частью общества и могут внести круп­ ный вклад 'В строительство со­ циализма на Кубе. Как сооб­ щает агентство Пренса Лати­ на, об этом заявил заместитель председателя Государственно- го совета « Совета Министров республики Карлос Рафаэль Он отметил, что страна пе­ реживает период исправления ошибок и ликвидации негатив­ ных тенденций к вклад верую­ щих в реализацию важных эко­ номических программ имеет большой иес. Вопрос о члеист^ ве в Коммунистической партии тех, «то исповедует реЖгиоз- ные (куль'гы, и их участие в -политической и общественной жизни (приобретает все боль­ шее з 1 начение. Поэтому в на­ стоящее время эта тема деба­ тируется на собраниях комму­ нистов, где ведется обсужде­ ние воззвания к IV съезду Компартии Кубы, указал Кар­ лос Рафаэль Родригес. ф МАНАГУА. В Н<Икарагуа обостряется социальный кон­ фликт в связи с набирающей силу заб'астовской госслужа(- щих и рабочих многих про­ мышленных предприятий, ор­ ганизованной Национальным фронтом трудящихся (НФТ), Во вторник число участников! стачки, протестующих против экономической политики вла­ стей, превысило 50 тысяч че- ф ЛОНДОН, Предложе­ ния Великобритании относи­ тельно введения так называе­ мой «твердой европейской ва­ люты» — )экю —при сохране­ нии национальных валют стран—членов Европейского экономического сообщества были в центре состоявшихся здесь во вторник вечером пе­ реговоров между министром финансов Джоном Мейджором и президентом центрального банка ФРГ Карлом Отто Пе- лем. По словам представителей британского министерства фи­ нансов, встреча была «длитель­ ной и конструк-вивной». (ТАСС. 4 июля). С болью душевной ЗАЛОЖНИКИ ЧЕРСТВОСТИ Уважаемая редэ'кция! Я вэШ'а давня'я .п'осто.Я 1 Нная читателыН'Ица, обр.ащаюсь к вам впар(В'Ы€, и вот что за­ ставило 'М'еня это сД'б 1 Л'а,ть,. ■Мне .поз'ванили .ва ра'боту и соо(бщили„ что мой муж, По- дольюкий Ни 1 вола.'й Павлович, находится .0 тяжелом оостоя- НИ'И. я отпросилась 'И .побе,жа­ ла до 1 М'ой. Муж пе|рен 1 ес мно­ го операций, по Р'а,зным по- во(д.ам, (И по его внешнему ви­ ду я по1Няла, что ему оч'внь 'ПЛОХО, особенно насторожила яеу 1 крот 1 ИМ'а 1 Я рвота и ойлъН'Ые боли. Вызвала «скор'ую по- ’мощь» — 'ВЫЗОВ пр,вняла дис- П)ешчер Полоз'ав'а]. П|р(иехала бригада — врач Т'ретьякова, медсестра Чернышова. Ос- М'отр'ев', вран за(ключ'ила, что его немедленно (надо оттра'В- лять 'В стационар.. Но по до- ро(ге диапетчер да(Л‘а указа­ ние заехать' в поликлиннюу ЛТЗ и З'а 1 б|ра'ть еще одну боль­ ную с переломом' ноги. Зае­ хали, )И Чернышова пошла за болиной, а мы остались ждать в машине. Боди и рвота до­ вели м(ужа до такого состоя­ ния, что я всер'ьеэ начала опа,- саться за его жизнь. Шло вре­ мя, а 0 М'У никто ничем не по- (мог, я начала умолять пос Корее отвезти мужа в боль ницу (ехать всего — 16 (нут), а потом, .в'ернутъся больной с перело(мом, и услы­ шала ответ диспетчера: «У ■нас одна .м.ашина на тракто1р- ном и зря гонять ее и жечь бенз(И'Н мы не будем». А .Ш'О- фер добавил: «Тебе надо быст- (ро — найми такси и вези сво­ его мужа». ' М(не надо было быстро, я бы на!Н(жш такой, но не мог­ ла уже ни на .минуту оста­ вить М'ужа В' таком состоя­ нии. Его вид вызывал бес­ покойство и сострадание всех, ПО оказался в это время око­ ло нас. При необходимости (мюгу назвать свидетелей этой сцены. Жда.ть-то .пришлось (ПОЧТИ чао! ■Но речь не только об этом. Мы 'М(ного стали, гово'рить о 1 М|Иласерди'И. Так ком'у Ж'С, в' первую о(чередь, быть М'Ишо- оердным', как не нашей ме­ дицине и особенно работникам «ак'ррой помощи»?! Почему'М'ьг Д' 0 Л 1 Ж(ны в тяжелую. М 1 инуту быть заложнимами 'чьей-то черитвости, грубости, -н(е(М'и,- лосердного (равнодушия? По- чем'у, есл1И зовем помочь ста­ рикам., нам отвечают: «К та- ким не езД'И'М»? Так случ.члось 8 марта, когда обратилась в «око'рую помощь» трвктррного. а отказала нам дежурившая ТЭ1М пож1Илая ж'внщина. Ей ли не понимать,, как нужна забота старым людям! К очасть'Ю, все остаяыные мед- ■работнини, к которым 'В тот . день пришлось обратиться за ■помо'щью дл'Я старого чело­ века, сломавшего ногу, ока­ зались очень хорош'ими еяе- циалиста'мц и сердечными дю.дьм1и, 'И ёестр1и(чка пол1Ик- ЛИ'НИ1»И ЛТЗ, и вр'Эч-тера- ■певт, и ''бригада «скорой по- (мощи», и дежурный, хирург ■'больницы «С'КОрО'Й ПОМ'ОЩ'И», — все очдаь молодые люди, но такие понимающие и вни- (мательные. Н|иаиий поклон всем ИМ'! Очень жаль, что не З'на.ю ни одной фа(милии. Пусть 1И!х отношение к боль­ ным будет добрым при(мером дл'Я тех, кто не научился еще Очень хоче'1'Ся, чтобы га­ зета 'больше говорила о м:и- лоое|рдии. чтобы меньше стра­ дало и умирало людей от бездушия тех, к ком\- обра- щае(мся за помощью, Н. ПОДОЛЬСКАЯ. ОТДЫХАЮТ ВСЕМ СЕЛОМ ♦ и стар, и млад с^рались в центр'е села Бруслановка Липег^ого района. Пять часов здй:ь продолжался (празд­ ник «■От^^;ыxаем всем селом». Перед собравшимися высту­ пили на^дный анса1мбль песни и .пляски профтехобразо­ вания «.Калинка» и юные самодеятельные артисты Двор­ ца культуры профсоюзов. ^ Большой успех вьшал на долю местных гармонистов, блеснувших своим талантом перед односельчанами За­ тем был проведен ауи;ион, на котс.-ром выставлялись под загадки, прибаутки: мыло, огурец (ни рыба ни мясо — ра.зве угадаешь?), другие веши.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz