Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ З НАМЯ 4 июля 1990 г., № 153— 154 (13 750 —18 751) Д о к л а д М. С. Г О Р Б А Ч Е В А (Окончание. Начало на 1-й, 2-й и 3-й стр.) влияния КПСС будут определяться, в первую очередь, силой провозглашаемых партией идей, их привлекательностью для трудящихся. Об отношении с другими политическими партиями и ободе- ственнЕдми движениями. Думаю, наш партийный съезд опре деленно выскажется за широкое сотрудничество 1со всеми партиями и движениями прогрессивной ориентации, за кон солидацию в интересах перестройки, в интересах народа. В рамках, такого сотрудничества можно обсуждать любые проблемы, беспокоящие общественность, искать гтсти к со гласию и совместным действиям. Уверен, сопряжение в орга нах власти в центре и на местах демократических I сил, всех, кто искренне заинтересован в глу ^к ом реформийвании об щества в условиях политической стабильности, гр ^д а н с к о г го и межнационального согласия, могло бы принеОти огром ную пользу стране. I Об отношении к массовым общественным организациям: Для нашей партии в«(егда имели огромное значение отноше ния с ^профсоюзами. Ведь это по существу вопрос о ее соци альной базе, о прямой и обратной связи с миллионами рабо чих, служащих, а в последние годы, в связи с созданием профсоюзнй,1х организаций на деревне,— и крестьян.; Организации трудящихся, призванные в первую очередь отстаивать их экономические интересы и права! бороться против, как говорил Денин, «преувеличений админйстрации», всегда занимали важное место в жизни нашего обпкества. Но выполняли они, как известно, по преимуществу Подсобные функции, находились в подчиненном положении. Этому от вечал и традиционный образ профсоюзов как «рычагов», «приводных ремней» и так далее. Понятно, что такой подход определенным образом искажал само пг^дназначение про фессиональных союзов, ,он неприемлем в условиях перестрой ки и демократизации общества. Собственно говоря, отношения между партией, и профсою зами уже меняются. Ушли в прошлое времена, когда они безропотно исполняли указания партийного начальства, были На многих предприятиях своего рода придатком администра- Перестройка профсоюзов началась с запозданием. Сейчас она набирает темп. Но отставание, приверженность старым методам ' и механизмам взаимодействия с членской массой привели в ряде случаев к неверию рабочих в способность профсоюзных комитетов отстаивать их законные интересы. И в момент социального обострения возникли параллельные структуры —стачкомы, которые, опять же вследствие бес помощности властей и профсоюзов, пошли на расширение своих функций. фактически мы имеем дело с возрождением рабочего дви жения в Советском Союзе. Это вопрос исключительно серьез ный, напрямую связанный е судьбой партии, в нем надо раз бираться основательно. . Десятилетия господства администратирно-командной систе мы привели к отчуждению рабочего класса от собственности и от власти. И у рабочих есть подо,зрение, что ими по-преж нему хотят манипулировать, меняя только тактику, манеру общения. Отсюда одна из задач обновления партии — довес ти до конца ликвидацию старого командного механизма взаимоотношений с рабочим классом, делом доказать, что КПСС готова на всех уровнях отстаивать его интересы и справедливые требования, поддерживать его прямых пред ставителей в парламентской борьбе и политической деятель ности на союзном и местных уровнях. Оселком для проверки способности партии защитить инте ресы трудящихся будет — сумеет ли она добиться, чтобы не был снижен их жизненный уровень, особенно низкооплачи ваемых, при переходе к рыночной экономике. Здесь нужны и постоянная живая связь с массами, и ком петентность, и политическое искусство — чтобы, отстаивая интерес^! данного слоя трудящихся, данного их отряда, не нанести ущерб прогрессу, динамике перестройки. Отношения партий с профсоюзами, с другими рабочими ор ганизациями будут строиться на партнерской, товарищеской основе. Ни в коей мере не вмешиваясь во внутренние дела профсоюзов, парткомы должны использовать все свое влия ние, чтобы поддерживать их обоснованные требования и ини циативы. Среди других массовых общественных организаций следу ет особо сказать о комсомоле. Это — самая близкая к партии, если хотите, родственная в идейно-политическом отношении организация. Наши товарищи в комсомоле переживают не простое время, что можно было наблюдать на прошедшем не давно съезде ВЛКСМ. Там в жарких, дискуссиях решались вопросы, быть комсомолу или не быть, а если быть, то каким именно; сумеет ли он радикально обновиться, сохранив при этом лучшее в своих традициях. Комсомол, как и партия, должен, по существу, прой ти ту же полосу самоочищения, разрыва со всем негативным, что было у него в прошлом. Не знаю, согласятся ли со мной комсомольцы, но у меня осталось впечатление, что пока пол ностью сделать это им еще не удалось. Однако работа по преобразованию, перестройке комсомола начата. И главный вопрос, который комсомол уже для себя решил,— он остает ся идейно и политически органично связанным с КПСС. Это для партии принципиально важно. Конечно, в нынешних условиях мы должны отказаться от привычки видеть в комсомоле монопольного представителя всей молодежи. Вместе с новыми партиями будут создавать ся, очевидно, и молодежные организации, пойдет идейная и политическая борьба за молодежь. Мы, разумеется, должны оказать всемерную поддержку комсомольским организациям, но при полном уважении их самостоятельности. Вести дело по-старрму — значило бы- просто потерять молодое поколе- Вопросы отношений обновляемой КПСС с другими обще ственными органгфациями выводят нас на более широкую тему —о современной социальной базе партг^. В предсъез довской дискуссии можно было услышать; пусть КПСС опре делится, ч ь я она партия. Дескать, претензии на выражение интересов всех слоев общества несостоятельны, поскольку эти интересы далеко не всегда совпадают, а во многих слу чаях противоречат друг другу. Это серьезный аргумент. Действительно, в прошлом диф ференциация, расхождение социальных интересов у нас про сто отрицались. Лозунг морально-политического единства общества как бы снимал необходимость видеть реальное многообразие социальных потребностей и устремлений. Се годня мы не только признаем этот факт, но и создаем по литическую систему, в рамках которой возможно согласова ние различных интересов. В то же время очевидно, что наряду с профессиональны ми, национальными, возрастными и другими специфически ми запрос'ами у советских людей есть общие интересы, свя зывающие миллионы личностей в один народ. Сокровенный смысл перестройки мы видим в том, чтобы с помощью демо кратизации раскрыть колоссальный потенциал страны в це лом и на этой основе обеспечить удовлетворение народных интересов на уровне развитых современных государств. Мы — партия перестройки, и, следовательно; КПСС вы ступает сегодня как общенародная политическая организа ция. Хочу подчеркнуть: речь ни в коем случае не идет о возрождении негодный отживших амбиций на монополию под новыми лозунгами. Отражая интересы народа в целом, КПСС как партия социалистического выбора, будет и впредь опираться на^ рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию, В коренной ■перестройке нуждается отношение партии к женщинам. Нам надо признать, что женский вопрос у нас относится к числу самых Острых. Вопреки всем лозунгам, которых было предостаточно сказано, начиная, если гово рить о «перестроечном времени», с XXVII съезда КПСС, ус ловия труда и быта женщин нуждаются в значительном внимании и коренном улучшении. Это —один из главных вопросов. Особенно нетерпимо крайне незначительное при сутствие женщин в политической жизни. Думаю, всем нам должно быть просто стыдно, когда мы видим, что сейчас во многих странах женщины активно участвуют в большой по литике, а давайте взглянем в этот зал — сколько здесь де легаток? Подождем доклад председателя Мандатной комис сии для внесения полной ясности в этот вопрос. А сколько их в правительстве? .У нас это дело крайне запущено, и в последнее время мало что изменилось: Может быть, на этом съезде сделать реальные шаги, чтобы и в Центральном Ко митете, и в Политбюро, и в Секретариате были представле ны женщины? С учетом изменения функций самой партии можно подумать и о том, чтобы в аппарате Центрального Комитета был отдел по работе среди женщин. Думаю, жен щины «за»; они аплодируют. - Можно не сомневаться, что одним из новых явлений, воз никающих в связи с демократизацией общества, станет укрепление женских организаций. Мы должны всячески приветствовать этот процесс и оказывать ему поддержку. Дело чести мужчин — вот в какую плоскость ставится во прос о мужсЕсой чести! — сделать все от них зависящее для облегчения положения женщин. Но многое могут сделать они и сами, если сумеют сорганизоваться. И еще об одной важной соЕДиальной опоре партии: о вете ранах войны и труда. КПСС сохраняет в этой среде проч ные позиции. И нам надо дорожить поддержкой ветеранов, привлекать их к активному участию/в партийной и вообще политической жизни. Это люди, доказавшие свой патриотизм в самЕяе тяжелые времена, занимающие, как правило, твер дые гражданские позиции. О коммунистических партиях союзных^ республик. Думаю, делегаты съезда согласятся, что это актуальнейший сейчас вопрос. И не только организационЕШЕЙ, поцкольку он затра гивает саму природу нашей ГЕартии как интернационалист ской организации. В таком качестве она была создана Лени ным, в таком качестве многие десятилетия выполняла роль цементирующей силы нашего многонационального государ ства. И принципиально важно, чтобы именно этот ее харак тер сохранился, иначе и страна, и государство, и сама пар тия понесут большие потери, может быть, невосполнимые. ПриЕщипиальный подход к решению возникших проблем, вероятно, ни у кого не вызывает сомнений. Мы исходим из того, что целостность КПСС вполне сочетается с максималь ной самостоятельностью компартий союзных республик и автономий, нисколько не ограничивает их возможностй учи- тьЕвать национальные, исторические, местные и другие осо бенности, по своему.усмотрению решать кадровые, финансо вые и другие вопросьЕ своей деятельности. Но, посколь ку эти проблемы переплетаются с процессом преоб разования нашего ' Союза, то есть здесь разные тенден ции, вплоть до федерализации партии и отделения от нее. Вы знаете ситуацию в прибалтийсв:их республиках. ' Не смотря на все меры, принимавшиеся Центральным Комите том, нам не удалось помешать расколу на партии, оставшие ся на платформе КПСС и вышедшие из нее. В результате коммунистическое движение в республиках резко ослабле но, к власти там пришли ,другие политические силй. Если мьЕ сейчас дадим себя втянуть в размежевание, в расколы, разъединеЕгия, то это нанесет поражение коммуни стическому движению, будет ослаблять его и открывать возможности для усиления позиций . других политических сил. Всем нам нужно извлечь урок из этих событий, поста раться найти ЕЕовые подходы к укреплению интернациональ ной целостности КПСС, не исключаю — и компартий этих республик. В проекте Уставд уже предусмотрено создание ряда механизмов согласования интересов республиканских компартий с интересами партии в целом. Нужно подумать и о соответствующих процедурах при принятии принпипиаль- ‘ ных политических решений. Важно, чтобы ни одна компар тия не возвышалась над другой, 'не имела возможности на вязывать другим СВОЮ/ВОЛЮ. Многие делегаты нашего съезда имели возможность' уча ствовать, а другие —наблюдать, как шла работа'конферен ции, объявившей себя Учредительным съездом Компартии Российской Федерации. В центре ее была озабоченность коммунистов судьбой страны, трудными проблемами респуб- лиЕ^и, стремление использовать возможности вновь создавае мой республиканской партии, чтобы помочь возрождению России, ее многочисленных народов, укреплению нашего многонационального государства. Мне представляется важ ным отметить в засЗ^иксированных документах съезда волю российских коммунистов—содействовать укреплению КПСС как единой общесоюзной партии, равноправно сотрудничать с компартиями других республик. Я думаю, мы можем при ветствовать такую принципиальную позицию российских коммунистов. А что касается взаимодействия составных частей КПСС, то, уверен, мы в состоянии решить все задачи, если_ будем помнить о главном: вместе коммунисты составляют мощную политическую силу, но они ее растеряют, если разойдутся по национальным квартирам. Территориальный или производственный принцип. На во прос, быть или не быть партийным организациям на произ водстве, ответ однозначный — быть. Исторически наша пар тия действовала на базе рабочих коллективов, здесь ее кор ни, ее истоки. Принцип производственного строения КПСС отвечает сложившейся устойчивой традиции, и мы не видим оснований от нее отступать. Кроме того, самим коммунистам принадлежит право определять формы своей организации. Это, разумеется, в полной мере относится и к членам дру гих партий. Высказываясь за сохранение,производственного принципа строения КПСС, следует одновременно улучшать работу пар тийных организаций по месту жительства. Территориаль ный принцип, надо признать, плохо освоен партией. Это по казали, в частности, выборы народных депутатов, а имен но — на территорию перемещается центр поЕЕИтической рабо ты в ходе таких крупных политических кампаний. Сейчас довольно остро ставится и другой вопрос; вопрос о деполитизации органов государствеЕшого управления, суда, прокуратуры, других правоохранительных органов, а также армии. Наша позиция на этот счет определяется гем, что пра во на объединение относится к числу неотъемлемых поли тических свобод. Никто не может загщетить членам партий создавать свои ячейки на предприят1(ях, а учреждениях и Трудно представить себе деполитизированные государствен ные органы, трудЕЕо найти в мире армию, где бы не действо вали Органы по-поддержанию моральЕ^ого духа, воспитанию солдат и офицеров. Здесь мы также" не претёнд1ГуОм на исклю чительность—это естественное право всех партий, которые будут у нас зарегистрированы на законном основании. Вот наш подход. О демократическом централизме.' В прежЕшегоды этот ле нинский принцип фактически был заменен бюрократическим централизмом. С этим навсегда покончено Перестраивая пар тию, мы создаем условия для всемерного развития внутри партийной демократии, самоуправления, контроля коммунис тов за деятельностью руководящих органов при доброволь ном и разумном соблюдении сознательной дисциплины. Сейчас в партии сильны настроения в пользу того, чтобы исключить этот принцип из Устава, поскольку он дискреди тирован всей предыдущей практикой. Но многие высказыва ются за его сохрд.нение, видя в отказе ,от него опасность пре вратить партию в дискуссионЕЕЫй клуб. Я думаю, в первом случае товарищи хотят распрощаться с терминологией, с ко торой связана прошлая практика. Но никто из настоящих коммунистов не хочет превратить нашу партию в бесформеЕЕ- ную организацию, где все может потонуть в дискуссиях, и она окажется неспособной решать огромные задачи, которые перед ней стоят как шлитической партией. В общем, съезду предстоит сделать выбор. Давайте обсудим этот вопрос, рассматривая его по существу. Предложения и в Программном заявлении, и в проекте Устава на* этот счет имеются. В Уставе должны быть заложены такие принципы, которые гарантировали бы и демократизм, и дееспособность партии, обязательность для всех принятых большинством ре шений. С этим связан и другой принципиальный вопрос г—о фрак циях. Сейчас в развитии демократии и внутрипартийной гласности, открытости мы сделали огромный шаг. Осужде ны всякие попытки подавить инакомыслие.; Но есть порог, переступить который значило бы подкосить’' партию. Это создание фракций со своей особой внутренней дисциплиной. УточняЕО; говоря о недопустимости создания такого рода фракций, мы имеем в виду, что члены партии, у которых сформировалась сво'я, отличная от позиции большинства точ ка зрения на те или иные воЕхросы, могут свободно обсуж дать и пропагандировать свои взгляды, публично заявлять о них, вплоть до партийных съездов. Давайте покажем, что у нас уж е есть понимание на этот счет. О власти партийных масс. Суть реформы партии -состоит а обеспечении на деле власти партийных масс, реального влия ния коммунистов на политику партии. Для этого необходимо кардинально изменить положение первичных партийных ор- гаяизаЕЩй. ' В проекте нового Устава КПСС учтено практически все, что предлагалось в предсъездовской дискуссии на этот счет. Ус танавливается, что все они самостоятельны в устройстве своей внутренней жизни. Их решения, если они не противоречат программным целям и нормам Устава КПСС, не могут быть отменены вышестоящими ■органами, за исключением реше ний по персональным делам. Устраняется регламентация дея тельности первичных парторганизаций. В их ведение пере дается прием в КПСС, они получают право окончательной оценки деятельности любого коммуниста, состоящего на парт- Принцициально по-новому решаются воЕхросы'финансово го обеспечения. Первичные парторганизации могут сами ре шать вопросы своей структуры, программы и форм деятельно сти. Надо чаще выносить на осуждение коммунистов проек ты партийных решений пр важным вопросам, регулярно про водить дискуссии. Следует незамедлительно разработать по рядок проведения партийных референдумов в масштабе как КПСС, так и ее организаций, с тем чтобы быстро выявлять волю ЕГОММУЕ^ИСТОВ. • Необходимо укрепить демократические основы избиратель ной системы в партии.. Первый опыт прямых выборов деле- ■ гатов на съезд КПСС, съездьЕ компартий союзных респуб- лик^_ партийные конференции у нас имеется. В предсъездов ский период получили распространение выборы партийных секретарей непосредственно на собраниях, конференциях, съездах. Нормой стала альтернативность. Весь этот опыт тре бует внимательного и спокойного изучения. Сделан важный шаг в демократическом развитии партии. Но было бы неправильно закрывать глаза на то, что выбор ная стихия оказалась отнюдь не благосклонной к рабочим, крестьянам, женщинам, молодым коммунистам. ОчевидЕЮ, нам нужно со всем вниманием отнестись к осмыслению пред ложения о введении прямого представительства первичных, других парторганизаций в вышестоящих партийных органах; Давайте обсудим. Особый вопрос—структура центра льне 41 х органов партии. Предложения на этот счет. изложеРЕНые в проектах Про граммного заявления и Устава, не встретили болыпих возра жений, хотя они и есть. Высказывается мнение, что слабо учтенЕ?! новые моменты партийного строительства, связанные с самостоятельностью компартий союзных (ЕесЕЕублик, недо статочно оперативным органом выглядит Президиум ЦК. Этот вопрос довольно подробно обсуждался накануне в сове те представителей делегаций, и я по их поручению передаю, что, как товарищи считают, большинство коммунистов все же не за создание президиума и введение должностей председа теля партий, его заместителей, а за сохранение Политбюро и поста Генерального секретаря, избираемого съездом, за из брание заместителя Генерального секретаря ЦК Как второго лица в партийном руководстве. По-моему, я в точности докладываю мнение сбвета пред ставителей делегаций. Нам надо обсудить и решить эти важ ные для партии вопросы. ЦК партии в период между съездами. Нынешнему составу ЦК КПСС пришлось решать задачи ЕЕерестройки в условЕЕях, когда ход событий заставлял постоянно исЕхать новые подхо ды, переоценивать то, что, казалось, бьЕло уже осмысленным и ясным. Когда сегодня читаешь материалы XXVII съезда партии, видишь, чтр жизнь далеко обогнала самые смелые идеи, ЕЕа которые мы тогда были с вами способЕЕы. ЦК в ис- теЕсший период работал достаточно напряжеьЕно. Был прове ден 21 Пленум—вдвое ^больше, чем предписано Уставом на пятилетний срок, а мы еще, ее тому же, его не завершили. Практически каждый из них имел принципиальное, я бы сказал, этагшое значение. За истекшие годы после XXVII съезда не только атмосфера, но и тематика обсуждаемых» вопросов, содержание дискуссий на Пленумах коренным об разом изменили и характер деятельности Центрального Ко митета, На всех последних Пленумах шел открытый, прямоЕЕ, зачастую нелицеприятЕЕый разговор. Хочу ЕЕодчеркЕЕуть, поскольку на этот счет существуют раз ные, оценки, что при всем разнообразии мнений, столкнове нии позициЕЕ и далее разногласиях,— решения по всем прин ципиальным вопросам приЕЕимались на Пленумах единодуш но, и мы неуклонно, шаг за шагом, продвигалЕЕсь вперед. Это как раз говорит о том, что ЦеЕЕтральный Комитет при всем том, за что он критикуется, сделал многое для того, что бы двигать политику перестройки, процесс революционных преобразоваЕЕий. Учитывая сложнейший период развития нашего общества, ЕЕОБизну и масштабность проблем, которые пришлось решать в зто время, определенный драматизм собЬЕТий, мы со всей ответственностьЕО можем сказать, что ЕЕЫнешний ЦК, избран ный XXVI] съездом КПСС, в основном и главном выполнил возложенные на него задачи.. Снимает ли это, товарищи, то, что было по ходу доклада сказано —что этот Центральный Комитет допустил просче ты, не во всех случаях 'овкликался на требования жизни, на- ходЕЕл своевременно правильные ответы на то, что выдееигя - ло наше динамЕЕЧное время? Нет, конечно! Это надо отЕЕести к недостаткам деятельности руководства партии, да и мно гих членов ЦК, ибо их работа на местах также стала предме том острой критики коммунистов. Делегаты могут вьЕсказать свои суждения о работе ЦК в целом, его отделькгых членов на тех постах, которые они з а нимали. Кроме того, как я уже сказал,*у вас будет возмож ность составить свое мнение о работе членов Политбюро пос ле заслушивания Егх выступлений. Я бы хотел только под черкнуть, что рцеНЕЕвать результаты политической деЕттель- ности ЦК и членов руководства КПСС надо масштабами пе-' рестройки и их вкладом в революционные перемеЕЕЬЕ. ЦК ока зался способным предложить политику преобразований и провести огромную работу по их осуществлению. Повторяю, это не снимает того, что можно было сделать значительно больше и тем самым избавить обЕДество от многих негатив- ЕЕЬЕх явлений, которые привели к социальной напряженнос ти, вынуждают теперь искать выхода. В адрес, многих из нас было высказано ЕЕемало критиче- скЕЕх замечаНЕЕй и, наверное, будет еще добавлено на съезде. Ведь в критЕЕке проявляются и полемика, столкновение по зиций, отражающие состояние партии и общества. И только жизнь может окончательно внести полную ясность в ту или иную дискуссию. Нам надо и дальше сохранять во всех звеньях партии здщ- ровую атмосферу, поддержЕЕвать дух дискуссий, заботиться о!^ их плодотворности и, что особенно важно, о том, чего нам не\!„ доставало в эти годы,— о партийном товарЕЕществе, партий ной этике. Надо овладевать политической культурой, ибо только при этом условЕЕи МОЖНО рассчитывать на конструктивность об суждения проблем и вЕ>Еработку необходимых совместных ре шений. И вообще надо, чтобы на наших форумах, тем более на таком уровне, отсутствие аргументов или данных анализа . не перекрывалось и не заменялось острыми выражениями. Я заканчиваю доклад. Перед нами, товарищи, труднейшие задачи, и решеЕСие их, выход из кризисной ситуации партия видит только впереди, ТОЛЬКО на пути дальнейшей демократизации и углубление перестроЙЕСи. . ОТЧЕТ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИИ КПСС XXVIII СЪЕЗДУ КОММУНИТСИЕЧСКОЙПАРИТИСОВЕТСКОГО СОЮЗА Уважаемые товарищи де легаты! Деятельность Централы' ной ревизионной комиссии КПСС, избраийой на XXVII съезде партии, была Нап равлена на осуществление функций, определенных Ус- ‘ тавом КПСС и положением о ЦРК. Они состояли в следую- проверка правильности исполнения партийного бюд жета, Г том числе уплаты, приема и учета членских партийных взносов: ревизия финанссюо-хозяй- ствениой деятельности пред- пщятай и учреждений ЦК, проверка соблюдения ус тановленного порядка про хождения дел, работы по рассмотрению писем, заяв лений и жалоф-трудящихся в центральных органах пар- оказание методической по мощи ревнзиовдым комис сиям компартий союзных республик, краевых и обла- ций^'^ организа- Комнссия была избрана в количестве 83 человек, сей час в ее составе 70 члендв- Для руководства работой в период между заседаниями было избрано бюро из 5 че ловек, Коллегиально об Доклад заместителя председателя, ЦРК А. А. НИЗОВЦЕВОЙ суждались итоги выполне ния ежегодных планов, р е зультаты проводимых реви зий и проверок. За отчет ный период состоялось 12 заседаний комиссии и 28 за седаний бюро ЦРК, на ко торых было рассмотрено свыше 50 вопросов. В отчетный период Цент ральная ревизионная ко миссия, как и все партий ные органы, решала общие задачи по обновлению пар тии, углублению демократи зации КПСС, развитию глас ности. Сложные, противоре чивые процессы, происходя щие 8 нашем существе и в партии, не могли не отра зиться на тех сторонах вецет - рипартийной жизни, с кото рыми непосредственно свя зана деятельность Централь ной ревизионной комиссии. В первую очередь это относится к финансам и ма териальной базе партии. Резко усилился интерес коммунистов к бюджету КПСС, источникам его фор мирования, к размерам член ских взносов, расходам пар тии. У- вас на рунах име ются основные сведения по этим вопросам. Как известно, вся деятель ность КПСС финансируется за счет собственных средств, 58 процентов из них сестав- .ляют членские партийные взносы, 41,6 процента — отчисления от прибылей партийных издательств и предприятий, 014 процента — прочие поступления. В последнее время по лучило распространение оши бочное мнение, будто все партийные средства вначале сосредоточиваются в ЦК КПСС, который затем пе рераспределяет их между местными партийными орга низациями. На самом деле членские взносы, собранные в терриг ториальных парторганиза циях. и отчисления от при былей издательств местных партийных органов поступа ют непосредственно на сче та реслубликанскйх. крае вых и областных партийных комитетов. Именно эти де нежные средства и состав ляют финансовую основу деятельности местных пар тийных организаций, в том числе и первичных. Лишь немногие местные партийные организации пе речисляют на счет ЦК КПСС ту часть своих доходов, ко торая превышает их расхо ды. В ЦК КПСС поступают также и отчисления от при былей издательств и пред приятий Центрального Ко митета. Как используются эти средства?’ Частично они необходимы для проведения общепартийных мероприя тий (съездов, пленумов, со-' вещаний); содержания аппа рата ЦК КПСС; централь ных научных, учебных, а также лечебно-оздоровитель ных учреждений; на осуще ствление .межпартийных свя-' зей. Значительная часть ис пользуется для дотаций тем местным парторганизациям, которые не мог;^ обеспечить финансирование своих рас ходов за счет собственных доходов. А таких парторганизаций большинство. Так, в 1989 .году из 86 республиканских,' краевых и областных пар тийных организаций 50, в том числе 4 республикан ские, получили 160 млн. рублей:дотации из общепар тийного! бюджета. Наиболь шая финансовая помощь — от 40 до 75 процентов их расходов — была оказана Компартиям Киргизии, Тад жикистана, Туркмении и де вяти областным парторга низациям РСФСР. За счет дотации из бюджета КПСС осуществляла свою деятель ность и парторганизация На горно-Карабахской автоном ной области. В текущем году количе ство республиканских, крае вых и областньЕх партийных организаций, которые смо гут полностью обеспечить свои расходы за счет соб ственных поступлений, рез ко сократится. Ожидается значительное снижение и отчислений в бюджет пар тии от прибыли партийных иэдаТельств. Все это суще ственно осложнит финансо вое положение КПСС. Поэтому партийным орга низациям, используя свои права и самостоятельность, необходимо добиваться само финансирования собствен ных расходов. Несомненно, потребуется и поиск новых, нетрадиционных источников доходов как в центре, так и на местах. Ситуация требу ет значительного сокраще ния расходов, бережного и рачительного отношения к денежным средствам партии. Центральная ревизион ная комиссия разделяет мне ние многих партийных ко митетов о необходимости ид ти дальше в демократиза ции бюджета партийных ор-» ганов. Мы считаем также, что предлагаемое в проекте Устава утверждение бюдже та КПСС на Пленумах ЦК повысит информированность, коллегиальную ответствен ность за. использование средств партии. Недостаточная осведом ленность коммунистов о состоянии бюджета как пар тии. в целом, так и бюдже та своих парторганизаций является одной из причин поверхностных суждений различных домыслов и слу хов, а порой используется для политических спекуля ций и нагнетания страстей. Устранить такое положе ние может только развитие гласности. А широкая глас ность — это одновременно и контроль. Пока же, нес мотря на неоднократные ре комендации ЦРК, во многих . парторганизациях даже о » четы ревкомиссий на / пар тийных конференциях не публиковались в местной пе- Товарищи! Выполняя свои функции, Центральная ревизионная комиссия регулярно, дваж ды в год. проверяла .пра вильность исполнения бнад- жета КПСС, анализировала состояние уплаты и учета членских взносов. Результа ты этих проверок система тически публиковались в центральных партийных из- За прошедшие годы сум ма поступлений в партий ный бюджет постоянно уве личивалась. В Г989 году она составила 2 млрд. 695,8 млн. руб^(|ёй, что почти на 25 процентов больше, чем накануне XXVII съезда КПСС. В том числе поступ ления членских партийных взносов возросли почти на 30 процентов., а доходы от издательской ‘ ' деятельности — на 17,4 процента. Остановлюсь на состояния уплаты членских взносов. Абсолютное боль шинство коммунистов свое временно и полно уплачива ют членские ВЗНОСЫ: В ' году в бюджет партии ступило 1 млрд. 578,5 млн рублей членских взносов, это больше, чем предусмат ривалось. 'Увеличение ступления ВЗНОСОВ произо ШЛО в ОСНОВНОМ за счет ро ста заработной платы в на родном хозяйстве. Однако ограничиться такой статацией быль бы непра вильно. В уплате членских взносов существуют, а в по следнее время возникают новые, негативные явления и тенденции. Начну с несвоевременной уплаты членских партийных взносов. Если в IV квартале 1985 года, накануне XXVII съезда КПСС, коммунистов, неовоевременно уплачива ющих взносы, насчитыва лось в партии 31 тысяча, то в IV квартале прошлого го да их стало 279 тысяч, или в 9 раз больше. По- состоя нию же на 1 апреля теку щего года их насчитывалось уже 67() тысяч. По сравнению с 1985 г. в 1.6 раза возросло и коли чество членов партий, упла чивающих взносы с непол ного заработка 8 прошлом году недоплаты были вы явлены в каждой третьей проверенной первичной парторганизации у 663 тыс. членов партии. Это состав ляет 3,7 процента общей численности КПСС. Зна чительно увеличилась и выявленная сумма недоплат (8 ' млн. рублей). Столь значительное уве личение ■ числа членов пар тии, допустивших задолжен ность и недоплаты в послед нее время, не может не вызвать беспокойства. Цент ральная ревизионная ко миссия неодЕЕократно об ращала вЕшмание на не- о6х01димость принятия со ответствующих мер. По на- | шей инициативе совместно с отщелами ЦК КПСС была организована проверка, р е зультатом которой стало постановление ЦК КПСС «О серьезных недостЭтках в уплате членских взносов в Чечеяо-ИнгуЕЕККой област ной партрртанизации». К сожалению, оно не привлек- , ло должного внимания пар- ' тийных комитетов и не сын- ^ рало той организующей ро ли, На которую было рас считано. Во многих партий ных организациях вопро сам уплаты членских взно сов по-прежнему| не при- -(Окончание на 5-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz