Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 4 ИЮЛЯ 1990 г., № 153— 154 (18 750 18 751) Д о к л а д М, С, Г О Р Б А Ч Е В А (Продолжение. Начало на 1-й стр.) чьих руках была реальная власть и кто от имени народа распоряжался общественным богатством. Нынешняя позиция части руководящих кадров, которые привержены старому и никак не могут интегрироваться в пе рестроечные процессы, более того, не принимают их ни по литически, ни психологически, для нас ясна. И мы должны видеть, что если не преодолеть позицию таких работников — а они есть, как я уже сказал, во всех эшелонах управленче ской структуры,— перестроечные процессы ^удут обострять- Позиция КПСС по этому вопросу имеет Ьрияцюгиальное значение. Разумеется, мы не можем допускать упрощенных оценок и выводов, тем более гонения на кадры. Были и есть квалифицированные специалисты, сделавшие немало полез ного для страны.' Они и сейчас отдают свой ум и талант де лу перестройки, многие добились выдающихся результатов уже за эти годы, и это не десятки, не сотящ а тысячи. Но я . говорю о тех, кто упорно держится за прошлое, стоит на пу ти перемен, происходящих в обществе. Более того, пытается свою консервативную позицию защитить под флагом борьбы з а интересы народа, чистоту идеологических принципов. Серьезное осложнение в реализацию задач перестройки вносит активизация националистических и всякого рода де структивных сил, пытающихся использовать общественную энергию в своих корыстных целях и не останавливающихся перед дестабилизацией обстановки во имя их достижения. Вот почему то там, то сям вспыхивают конфликты. Не следует закрывать глаза и на то, что в обществе про явились силы, толкающие нас к буржуазному строю, связы вающие выход из ньшешнего сложного состояния с перево дом стравд*! на капиталистические рельсы. Сейчас, когда мы вступаем в решающую фазу перемен во всех сферах жизни, надо обратить внимание и на такой ф е номен, как взаимодействие самых крайних течений, различ ных деструктивных, экстремистских сил. Они даже объеди няются, чтобы сбить с толку людей, сбить нас с главного на правления перестройки. Это также нам должно быть понятно, поскольку, выходя на этап решающих преобразований, партия тем самым перехва тывает стратегическую инициативу перестройки и снова вы ступает как консолидирующая сила общества, предлагающая ответственные решения в инте1>есах народа. В общем, товарищи, когда мы оцениваем текущий момент, пытаемся понять причины кризисных явлений, то должны видеть, что тут как бы соединились прошлое и настоящее, противоречия переходного периода, сложное переплетение ин тересов, политических расчетов, объективных, и субъектив- Хотел бы подчеркнуть, что и в партии и в обществе есть понимание того, что мы сейчас должны объединить все здо ровые силы и как можно скорее выйти из этой трудной по лосы развития. Я думаю, если и потерпит поражение наша перестройка, то только в том случае, если кому-то удастся расколоть твердо стоящие на ее позициях демократические силы. Нам нужен взаимосвязанный)комплекс практических и эффективных мер в рамках осущёствления экономической реформы. Нужны неотложные меры по стабилизации поли тической и социальной обстановки в стране, укреплению за конности и правопорядка. Надо, не откладывая ни на один день, работать над подготовкой нового Союзного договора, ко- тррый станет базой глубоких преобразований нашего много национального государства. Особый приоритет следует отдать решению продовольственной проблемы и улучшению снаб жения населения промышленными товарами. Именно на осуществлении этих насущных задач должны быть сосредо точены усилия всех партийных организаций. Надо сделать все, чтобы перестройка развивалась как мир ная революция, переводя страну в рамках социалистическо го выбора в новое качество без потрясений, главной жертвой которых всегда бывает народ. Нужно создавать все демокра тические условия для того, чтобы к Власти приходили по-на стоящему талантливые люди, преданные, перестройке, выра жающие дух времени, настроения масс, способные делать де- Нам как никогда нужна высочайшая степень согласия в обществе. Сейчас не время для ультиматумов и конфликтов, необдуманных действий, которые разъединяют людей, еще более усложняют ситуацию. В обществе крепнет настроение в пользу объединения усилий. И я хотел бы обратиться с этой 'трибуны к шахтерским коллективам с призывом поддержать этот Настрой—при том понимании,\что работа по решению справедливо поставленных ими вопросов должна быть дове дена до конца. I Таковы, товарищи, в самом сжатом виде соображения от- н<юитеяьно текущего момента в стране. II. ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ Товарищи! Одним Из краеугольных положений стратегии, разработанной XXVII съездом партии, была установкаТна со циальную .переориентацию экономики, разворот ее к чело- Что здесь сделано? Прежде всего внесены коррективы в структурную политику. Это привело к тому, что в текущей пятилетке темпы роста отраслей, производящих товары на родного потребления, стали значительно вьппе, чем в отрас лях, выпускающих средства производства. Если употребить нашу общепринятую терминолог.ию — впервые группа «Б» развивается более динамично по сравнению с группой «А». Начался перелив капитала в сферу, непосредственно касаю щуюся человека, в отрасли, работающие на человека. Для на шей огромной экономики эта тенденция крайне важна, и мы доляшы сделать все, цтобы. не только ее закрепить, но еще больше развить. Уже в ходе выполнения пятилетки предпринимались до- гюлнительные шаги, чтобы преодолеть остаточный принцип финансирования социальной сферы. За четыре года на не производственное строительство выделено сверх заданий пя тилетнего плана 34 млрд. рубЛей. В целом же на эти цели ис пользовано свыше 246 млрд, рублей, а среднегодовой темп прироста непроизводственных инвестиций почти удвоился — с 4,7 процента в Одиннадцатой пятилетке до 8,8—в текущей. Это довольно серьезный маневр. Он позволит за пять лет ввести жилья на 100 млн. кв. метров больше, чем в предыду щей пятилетке; мы впервые вышли на такие масштабы жи лищного строительства. Увеличился ввод и других социально культурных объектов. В среднем ежегодно за эти годы в стране вводилось школ по числу мест на 38 процентов боль ше; чем в прошлой пятилетке, детских учреждений—на 10, ■больниц—на 15, поликлиник — на 38, клубов и домов куль туры — на .51, предприятий торговли — на 7 процентов. Особо выделю вопрос обеспечения населения товарами. По ложение здадь крайне тяжелое. Я мог бы прйсоедогаиться ко "всему, что говорится гю этому поводу —да, видимо, будет ехце сказано в эти дни,— солидаризироваться с самой острюй критикой. Но если будем только накалять страсти — товаров от этого не прибавится. Нужны трезвые оценки, продуман ные вьшоды, практические шаги. Именно этого, как я пони маю, ждут от нас советские люди. Что тут в действительности происходит? Если взять ста- тИстэдку, причем даже провести сравнение не в стоимостных, а в натуральных показателях, то видна определенная пози тивная динамика по многим продуктам питания и товарам народного потребления. Например, зерна в среднем за год по сравнению с прошлой пятилеткой получили на 26,6 млн. тонн больше. Это— существегшый прирост. Возросло и производ ство мяса в убойном весе — на 2,5 млн. тонн, а также молока, сахарной свеклы, подсолнечника, но показатели здесь зна чительно ниже. Выросло производство в натуре тканей, три котажных изделий, цветных телевизоров, магнитофонов, хо лодильников, стиральных машин, другой бытовой техники. Начинает приносить первые результаты конверсия оборон ных отраслей; за январь — май ньтаешнего года вьшуск то варов народного потребления на предприятиях этих отраслей увеличился на 22 процента. . Если в прошлом в среднем прирост товарооборота в год составлял 10—12 млрд, рублей, то в текущем пятилетии — 20 млрд, рублей, а з а прошлый год —38 млрд. )>ублей. Душе вое потребление увеличилось. Все это так. И в то же время ситуация на потребительском рьшке не только не упрости лась, но во многих случаях обострилась, приняла просто не терпимый характер. Я бы даже сказал, что это — критиче ский пугикт в содигильно-экояомическом положении страды. Это получилось прежде всего потому, что денежные доходы росли намного быстрее, чем -производство товаров. В чем тут. Во-первых, при расширении хозяйственных прав и само стоятельности предприятий был устранен жесткий к он сол ь за соотношением роста производительности труда и заработ ной платы. И на многих предприятиях она существенно обо гнала рост производства продукции. Во-вторых, далеко не все было продумано Гфи развертывании кооперативного дви жения. Наряду с тем полезным, что делали и делают коопе ративы, образовался канал перекачивания безналичных де нег в наличные. Причем тут речь идет о миллиардах руб лей. В-третьих, принятые решения по изменению ситуации, наведению порядка в капитальном строительстве оказались невьшолненными. Продолжается практика долгостроя, кото рая ведет к омертвлению материальных ресурсов вместо того, чтобы переключить их На рьшок. Прибавьте сюда расходы на заработную плату строителям по незавершенным объек-. там. Это тоже миллиарды рублей. На росте денежных доходов, естественно, сказалась и реа лизация принятых решений по повышению заработной пла ты' учителям, врачам и другим категориям трудящихся, ^пен сий и стршендий. В итоге всего этого только за прошлый год прирост денежных доходов населения достиг 64 млрд, руб лей —при обычных в прошлые годы 12—15 млрд, рублей. Та кая же ситуация сохраняется в нынешнем году. Естественно, задается вопрос; можно ли было бы избежать просчетов в работе, не дсятустить негативных тенденций в экономике? Во всяком случае, надо прямо сказать, эти по следствия могли быть значительно меньшими, если бы пра вительство обеспечило комплексный подход к проведению, экономической реформы, сумело противостоять нажиму от раслей, старых структур управления, стремящихся сохра нить свои позиции, административно-командные методы рЯт боты. Тут как раз и надо было прийти на помощь прави тельству со стороны Политбюро, предъявить ему более высо кие требования и оказать поддержку. Й, надо сказать, сигна лы такие шли из общества, из экономических служб, в част ности, со стороны Экономического отдела ЦК. Но этого, к со жалению, не случилось, хотя дебаты проводились не раз, не было сделано все, что должно было быть сделано. Поэтому мы несем прямую ответственность за обострение на потреби тельском рьшке, которое осложнило всю ситуацию в стране. Это серьезный урок для нашей работы. Отсюда как раз и вытекает настоятельная необходимость ускорения и радика лизации экономической реформы. Нельзя дальше жить с си стемой хозяйствования, которая отторгает научно-техниче ский прогресс, новые технологии, исповедует затратный прин цип, порождает расточительство, потери. В стране по-прежнему затрачивается материальных ресур сов на единицу продукции в 2—2,5 раза, а топлива и энер гии— в 1,5 раза больше, чем в развитых странах. Огромное количество предприятий работает нерентабельно, дотации со стороны государства •составляют 23 млрд, рублей! Я уже говорю о колоссальных потерях зерна, цемента, металла, нефти, минеральных удобрений, леса и многих других ресур сов. При такой системе хозяйствования государство не может быть богатым, а народ зажиточным. Так вести дело дальше можем — систему надо менять, чтобы не в далекой Перс пективе, а уже в ближайшее время обеспечить значительное улучшение условий жизни народа. Таким образом^ сама логика перестройки, острота социаль но-экономической ситуации в стране подвели нас вплотную к необходимости фундаментальных перемен в экономиче ской Системе, Речь идет о формировании новой модели эко номики: многоукладной, с разнообразными формами соб ственности и хозяйствования, современной рыночной инфра структурой. Тем самым будет открыт простор деловой актив- , ности и инициативе людей, созданы новые сильные моти- 1 плодотворного труда, роста эффективности экономики. Задачу эту мы выдвинули еще на начальном этапе пере стройки. Но только теперь, когда накоплен определенный опыт работы е использованием новых форм хозяйствования, осуществлены крупные шаги в области Политической рефор- принят ряд важнейших законов, в первую очеродь о соб ственности, об аренде, о земле и т. д., мы можем практически ваяться за осуществление задачи по переходу к рывку. Конечно, предстоит многое еще сделать для этого, такая ра бота сейчас ведется. Потребуются неотложные меры в сфе ре нормализации потребительского рынка, по связыванию из лишков денежной масс^I, оздоровлению бюджета государст ва и многие другие. В качестве практической задачи перед нами стоит успеш ное завершение нынешнего хозяйственного года. Трудовые коллективы, проявляя инициативу и предприимчивость, должны все сделать, чтобы экономические результаты ны нешнего года оказали позитивное воздействие на социально- экономическую ситуацию в стране. Но что беспокоит людей, когда они обсуждают вопрос о пу- IX перехода К рыночной экономике—не,приведет ли это к снижению жизненного уровня, социальному размежеванию в обществе, будут ли обеспечены социальная справедливость и защищенность людей? Эти вопросы задают коммунисты, они волнуют всех — работающих и пенсионеров, мужчин и жен щин, ветеранов и молодых людей. Именно из-за того, что они не были должным образом проработаны при подготовке пра вительственной программы, это вызвало к ней очень крити ческое отношение. Тут должна быть полная ясность. ■ Прежде всего, о самом рынке. Он прошел тысячелетнюю эволюцию — от стихийного обмена товарами до высокоорга низованного механизма. Мы должны отказаться от волюн таристских подходов, научиться регулированию экономиче ских процессов, опираясь на закон стоимости, тем самым соз дать новые мощные стимулы для хозяйственной деловой ак тивности. В условиях рынка открывается возможность реально вы яснить потребности и найти способы их эффективного удов летворения, уравновесить спрос и предложение, создать нор мальную, естественную среду для развития производства. " общем, мы рассматриваем рынок не как самоцель, а.сред- во повышения эс^ективности экономики, жизненного уровня людей. Он должен помочь быстро решить задачу при дания нашей экономике большей социальной направленно сти, разворота ее к интересам человека. Рьшок в современном его понимании отрицает монополию одной формы собственности, требует их многообразия, эконо мического и политического равноправия. И государственные, предприятия, и коллективная собственность . кооперативного акционерного объединения, ■и трудовая собственность фёрмера, ремесленника или семьи — все это укрепляет демо кратические основы общества, поскольку трудящиеся стано вятся подлинными хозяевами средств производства и резуль татов труда, лично заинтересованы в эффективной работе и высоких конечных результатах. Здесь нет основы для экс плуатации. Значит, двигаясь к рынку, мы идем не в сторону от социализма, а к более полной реализации возможностей общества. Это и составляет замысел концегщии перестройки. Конечно, нельзя отдать на волю рынка осуществление крупных научно-технических программ, рассчитанных на длительные сроки, развитие фундаментальной науки, куль туры, общегосударственные социальные и экологические про граммы. Но это должно обеспечиваться не за счет Г1>убого административного нажима, а через налоги, процентные став ки, льготы и санкции, таможенные тарифьь Чтобы экономи ческая политика государства была эффективной, она должна овладеть всем комплексом инструментов хозяйственного уп равления. Вопросы введения рыночных отношений должны решаться с предельной взвешенностью. Нужны правовые акты, защи щающие право людей на труд, реальную возможность выбо ра работы. Государство должно материально поддержать тех, кто хочет трудиться, но временно не находит подходящего места. Есть и еще один важный вопрос — имущественная дифференциация в обществе. И з принципа социализма вытет кает возможность имущественных различий, если они связа ны с характером и объемом трудового вклада, с талантом, инициативой, творчеством человека. Но мы решительно про тив расслоения, основанного на нетрудовых доходах или законных привилегиях. Особый вопрос — о ценах. После обсуждения в Верховном Совете СССР правительство перерабатывает сейчас свс предложения в свете высказанных критических замечаний, первзпю очередь — о реформе ценообразования. Можно н деяться, что в результате будет найдено оптимальное реше- ■Со своей стороны хотел бы подчеркнуть, что пересмотр роз ничных цен не может начаться, без детально Продуманных приобретенных механизмов социальной защиты. И уж, к нечно, не может начаться переход к рыночной экономике ■с повышения цен. Это абсурд. Думаю, что критика и в обществе, и на Верховном Сове те — я специально обостряю этот вопрос, потому что он ^ост ро стоял в обществе, —■- показала, что не были до конца продуманы логика, тактика, приоритеты, последователь ность шагов на пути к рынку. В результате вопрос с ценах оказался чуть ли не главным, что это чуть ли не един ственная мера, с которой надо начинать переход к рынку. В комплексе мер, связанных с переходом к рынку, это — центральный пункт. Мы должны сделать все, чтобы люди бы ли уверены, что на этом трудном этапе перехода к новым формам хозяйствования, к новым формам экономической жизни народ будет социально защищен, его интересы гаран тированы. При переходе к рынку нужно выделить первоочередные меры. Никто не мешает уже сегодня начать акционирование государственнь1х предприятий, создать реальную свободу предпринимательства, передавать' в аренду мелкие предпри ятия, магазины, включать в сферу купли-продажи жилье, акции и другие ценные бумаги, часть средств производства. Нужно ускорить образование товарных и фондовых бирж, реформировать банковскую систему, привести в действие процентную политику, создать условия для появления кон курирующих производств и объединений, мелких и средних предприятий, особенно — в сфере производства товаров на родного потребления. , Что касается управленческих структ^й то с ними надо по ступить в соответствии с требованиями рыночной экономики! Счратегически мы должны идти по пути ликвидации отрас левых министерств и уже в ближайшее время сокращать их число. Нужно в максимальной мере отделить хозяйственную деятельность предприятий от административного управления, "т диктата ведомств. . < Особое значение для формирования новой экономической модели общества имеет наполнение реальным экономическим содержанием суверенитета республик и местного самоуправ ления. В последнее время на фоне развивающихся кризисных явлений стали усиливаться тенденции к хозяйственному обособлению. Идет , ломка сложившихся межрегиональных экономических связей, их натурализация. Эти негативные процессы подпитываются сепаратистскими устремлениями, используются националистическими кругами. , / Мы за то, чтобы в новом Союзном договоре ч'еткб'опреде лить сферу экономических прав республик, принципы их взаимоотношений в едином народнохозяйственном комплек се. Но при этом не должна ограничиваться экономическая свобода предприятий. Нельзя допустить замену диктата со юзных ведомств диктатом республиканских, а это уже име- место. Основой хозяйствования должны стать прямые свя зи самостоятельных предприятий, те ассоциации, которые считают нужным образовать сами предприятия, трудовые коллективы. Единство, целостность нашей экономики —непременное условие формирования полноценного общесоюзного рынка. Его укрепление, освобождение от монополизма — задача пер востепенной важности. Экономическая заинтересованность республик и регионов в интеграции является фактором по стоянно действующим, и за ним будущее. Тот, кто выступает против этого, глубоко заблуждается. Хочу остановиться на экологической проблеме. Положение здесь драматическое, в ряде регионов просто кризисное. К сожалению, принимавшиеся до сих пор меры оказались ма лоэффективными, не остановили ухудшение экологической обстановки в стране. К этой проблеме следует подойти по-но вому. Прежде всего нужно повысить ответственность садиих предприятий, в полной мере задействовать права и полномо чия союзных республик и органов местного самоуправления, установить строжайший государственный и общественный контроль за со.блюдением природоохранного законодательст ва. В то же. время для защиты природы нужны координиро ванные действия — это также должно найти отражение в Союзном договоре. Другая задача —- объединить интеллекту альные и материальные ресурсы, в трм числе на междуна родном уровне, для экологического спасения Земли. Все это должно стать органичной частью разрабатываемой' наци ональной программы по экологии. Оздоровление советской экономики в немалой степени за висит от того, как пойдет ее включение в систему междуна родного разделения 'труда. Надо сказать, тут активность большая, и чем больше дается свободы предприятиям, реги онам, республикам — а этот путь мы считаем правильным,— тем больше такой активности, новых идей. Но давайте бу дем внимательными, потому что это вопрос непростой. Им провизации уж е привели к большим потерям. Понадобится многое сделать, чтобы модернизировать нашу экономику, освоить новые технологии, повысить производительность труда, обеспечить выпуск конкурентоспособной иродукшба. Но, пожалуй, самое главное т—идти к конвертируемости руб ля. До последнего времени об этом говорилось как о деле от-< даленного будущего. Между тем решение этой задачи нельзя откладывать. Нужны мощные стимулы к экспорту, преграды на пути неэффективного импорта, разрастания внешней з а долженности. Надо создать взаимовыгодные условия для привлечения иностранного капитала. Задачи, связанные с переходом к рынку и включением в мирохозяйственные связи, предъявляют высокие требования 1шей внешнеэкономической деятельности, р адо сказать, мы этими вопросами в последнее время много занима- >, сформулировали соответствующие политические уста новки, внесли в эту сферу существенные изменения по ли нии правительства. Но в работе внешнеэкономических ве домств и предприятий, объединений, которым даны права, последнее время много серьезных упущений. Конечно, на общей ситуации сказалось резкое снижение I мировых цен на сырьевые Товары, прежде всего — нефть. В результате наши доходы в конвертируемой валюте сокра тились почти вдвое. В этих условиях нужно было осущест вить крупный маневр и в области экспорта, и в области им порта. Но это не прошло без последствий, и все мы это по-, чувствовали. Что касается модернизации машиностроения — пришлось расторгнуть договор на покупку многих видов обо рудования. Сказалось это и на потх^бительском рынке, по скольку в прошлом мы значительную часть конвертируемой валюты использовали для пополнения своего рынка товара- Сейчас правительство готовит предложения по всему комп лексу проблем, связанных с внешнеэкономической деятель ностью. Речь идет о расширении связей с капиталистически- 1 странами, Ъ переходе на мировые цены в расчете валю- й в рамках СЭВ. Это касается переосмысления и внесения определенных коррективов и в наше сотрудничество со стра нами «третьего мира». Все это так, и ситуация будет меняться. Но выход на ми ровой рынок, включение СССР в мирохозяйственные связи требуют коренного изменения и в мьпидении, и в подходах наших кадров, больших знаний, кругозора, умения вести де ло по-новому. У нас пока все сводится к одному: дайте нам три—пять, десять процентов валютных ресурсов, чтобы мы могли их продать на рынке и купить себе что хотим. На пер вый взгляд, кажется все просто и естественно. На начальном этапе на это можно пойти, и мы кое на что пошли. Но если мы видим весь смысл перестройки внешнеэкономической де ятельности в этом, то вообще ничего не понимаем. Нужны переподготовка кадров, перестройка' их мышления, умение вести дело -по-новому. Этому у нас пока уделяется явно не достаточное внимание, что сдерживает перестройку внешне экономической деятельности и во многих случаях, как я уже говорил, уже обернулось прямыми потерями. И еще — если наши предприятия будут, как раньше, отно ситься к использованию всего. Что приобретается по импорту для модернизации экономики, если то, что закупается с та ким трудом на валюту, будет годами лежать, портиться и стареть вместо того,' чтобы работать ца рынок, трудно будет рассчитывать на перемены к лучшему, на пользу, которую обещает шринести международное сотрудничество в сфере экономики.' , ' Б общем, здесь требуются и быстрые, решит.ельн(.1е„. меры, и очень продуманный, взвешенный, ответственный подход. Товарищи! В отчетном докладе на XXVII съезде и на мар товском Пленуме ЦК острее,, чем когда-либо, была поставле на аграрная проблема. Поставлена в контексте всей судьбы деревни,' судьбы крестьянства. Здесь — ключ к решению и продовольственного вопроса. Никакие отдельные меры технического и технологического порядка, сами по себе, оказались не способны дать нам его ' решение. Это теперь очевидный факт. Выход партии на принципиально новые позиции явился результатом беском промиссного анализа истории крестьянского вопроса и аг рарных отношений. Начиная с. коллективизации и до наших дней. Этот анализ привел к выводу, что речь должна идти об изменениях не только непосредственно в аграрной сфере, но в отношении к крестьянину, к деревне В целом, взаимоотно шений между рабочим классом и крестьянством, между горо дом и деревней. Цо сути дела, мы вернулись к базисному, ле нинскому пониманию аграрного вопроса и отсюда вышли на ‘новые по|цходы к социальному развитию деревни, понимЗнию необходимости эквивалентного обмена между_ основными секторами экономики, коренных преобразований самих ношений собственности, на селе. Сегодня, товарищи, объективно оценивая ситуацию, надо признать: за этими принципиальными решениями не после довало адекватной практической,,де;ятельностн ни на прави тельственном уровне, ни на уровне республиканских и мест ных органов, Я понимаю, почему' сегодня так критически, так резко и категорично настроены работники сельского хо зяйства, всего аграрного сектора. Деревня действительно нуждается в серьезных мерах и по социальному обустройст ву, и по укреплению материально-технической базы. На съезде надо выработать позицию на этот счет. Мы долж ны признать справедливость постановки крестьянами на раз личных общественных форумах вопроса о необходимости оказания мощной финансовой, материальной поддержки се лу, всему аграрному сектору. Как это сделать? V нас привыкли подходить так; дай, пере распредели, выдели из бюджета! Такой административно распределительный метод уже неприемлем.' Пробле- ' му возрождения села надо решать экономическими мето дами — налаживанием эквивалентного обмена между го родом и деревней; созданием экономических и социальных приоритетов в пользу деревни, агропромышлешюго комплек са в целом; демонополизацией промышленности, производя щей сельскохозяйственную технику; созданием системы машин, отвечающих нуждам многообразных форм хозяй ствования. Должны быть приняты необходимые законодательные ак ты и постановления правительства, реализация которых обес печила бы существенный перелив капитала в развитие дерев ни. Предлагаю в порядке законодательной инициативы поста вить этот вопрос перед Верховным Советом СССЕ. Общество должно прийти на помощь селу. Думаю, мы должны четко заявить нашу позицию от имени всей партии перед всей стра ной. Вместе с тем хочу подчеркнуть: ни одна, пожалуй, отрасль народного хозяйства так ойфо 'Не нуждается в экономической свободе, в настоящей рьшочйой среде, как наше село, аграр ный сектор. И надо сделать, чтобы эта свобода была дана. Мартовский Пленум ЦК поставил в качестве клк)чевой за дачи радикальную перестройку производственных отношений на соде, без чего не может быть экономической свободы. Сегодня еще и еще раз надо заявить: если не будут менять ся экономические отношения вводиться новые стимулы кре стьянского труда, не изменится само положение крестьяни на, если он не станет подлинным хозяином на земле, то не помогут никакие инвестиции. Мы должны подтвердить на съезде приверженность курсу мартовского Пленума ЦК. В связи с этим —о вопросе, вокруг которого идут не просто дискуссии, а, по-моему, уже настоящие спекуляции. Это—от ношение к колхозам и совхозам. Дело доходит до утвержде ния, будто новая аграрная политика ставит под сомнение са мо их существование.'Но смысл ее состоит в том, чтобы ус тановить равные возможности для всех форм хозяйствова ния на земле. Пусть каждая из них доказывает свою жизне способность и эффективность—вот наша принципиальная по зиция. И мы, конечно, отвергаем требование «сплошной де коллективизации». Убежден, что те колхозы и совхозы, которые умело хо зяйствуют, обустраиваются в социальном плане,' обеспечива ют крестьянам достойные условия жизни, производят мно го нужной продукции для общества, — заслуживают- всяческой Поддержки. Они, естественно, останутся органиче ской частью обновляющейся советской деревни. Те же вол- \ хозы. и совхозы, которые десятилетиями хозяйствуют нера- -»>■ диво, допускают убытки, живут на дотациях, а их управ ленческий аппарат, тем не менее, препятствует реформиро ванию отношений еобственнюсти, освоению новых форм хо зяйствования,—должны быть все же кардинально преобра зованы. И еще один актуальный вопрос — о ’ земельной реформе. Скажу прямо: Закон о земле пока не работает. И упирается это не только в сложившиеся управленческие структуры, в позицию административно-хозяйственного аппарата, но. и в старую психологию, в закостеневшие стереотипы, сформи ровавшиеся в результате раскрестьянивания, отрыва работ ника от земли и средств производства, в условиях гаранти рованной оплаты труда, независимо от конечных результа- Есть острая необходимость принятия решительных мер. Никто, конечно, не предлагает «сплошной арендизации» на манер «сплошной коллективизации». Надеюсь, никто еще не додумался ставить задания по созданию арендных коллек-- тивов. Это было бы повторением величайшей глупости, ко торая обернулась огромными потерями и бедами, с которы ми мы до сих пор не можем справиться. Ключевой вопрос— создание механизма реализации Закона о земле. Об ^этом, кстати, остро ставят вопрос работники сельского хозяйства, в первую очередь арендаторы и те, кто хочёт .стать ими, многие руководители и специалисты. Нужно снять любые препятствия на пути всех, кто хотел бы свободно заняться крестьянским делом. Закон о .земле должен неукоснительно исполняться, и в этом отношении должны быть прежде все го использованы новые полномочия Советов. Это их прямая обязанность. Хочу сообщить, что вопрос о ходе земельной реформы го товится к рассмотрению на одном из ближайших заседаний Президентского совета. Товарищи! В отчетный период, особенно в последнее вре мя, обострились межнациональные отношения. Мы не сразу осознали значение этой' проблемы, вовремя не увидели тая щейся здесь опасности. Вы, наверное, помните, что на XXVII съезде КПСС, за выполнение решений которого мы отчитываемся, эти вопросы рассматривались так, как будто они давно решены, и цело обстоит в общем-то__ нормально. Но жизнь, как говорится, преподнесла суровый., урок. Мы Оказались не готовы к тому, что произошло,' когда, взорва- . лись и вьшлеснулись наружу серьезнейшие проблемы, ДОЛт ) копившиеся под спудом видимого благополучия. Тут переплелось многое, и я бы не упрощал , дела. Пере стройка и гласность создали благоприятные условия для воз рождения национального самосознания. Это —позитивный процесс, который можно только приветствовать. Вместе с тем обнажились проблемы и противоречия, порожденные ошибками в размещении производительных сил, культурно- национальной политике, в том, что касается развития на- "" циональных языков решения социальных вопросов в ряде регионов страны, неравномерность их •развития, демографиг веские и экологические изменения. Выли .тут свои историче ские, религиозные причйны. И, конечно, приходится теперь расплачиваться за преступления, допущенные в свое время отношении целых народов. Надо откровенно признать; центральные и местные орга ны власти на первых порах неадекватно, без должного вни мания отнеслись к этим проблемам. Этим ..воспользовались всякого рода деструктивные силы .-^.сепаратисты, отъявлен ные националисты коррумпированные элементы. Нацио нальный вопрос- и межнациональные отношения приобрели в ряде случаев острые формы. На этнической почве произо шли кровавые столкновения, имеется много человеческих жертв. Появились беженцы, тысячи людей вынуждены бы ли покинуть обзкитые места, скитаются, испытывают тяже лые лишения. Все это нетерпимо, вызывает огромную трево гу людей во всей стране. В адрес властей идут обоснованные требования принять меры для восстановления мира и согласия в нашем много национальном государстве. К сожалению, надо признать, что в этих условиях не все выдержали испытание на интерна ционализм. Немало коммунистов поддались давлению, не сумели представить своему народу, трудящимся аргументов, которые убекили бы в опасности следования призывам се паратистов и подстрекателей национальной розни. А, каких ■ аргументов более чем достаточно. И я считаю, что партий ные органы правильно подверглись критике за промахи в политической работе, за неумение вести ее в условиях обо-. , стрения .мезкнациональных отношений. Мы многое здесь проиграли.. Из этого были сделаны необходимые выводы, разработа на, всенародно обсуждена, а затем одобрена сентябрьским Пленумом прошлого года платформа по национальной поли тике партии. Главный ее смысл —в признании необходимо сти направить процессы национального возрождения в со зидательное русло в интересах каждого народа и страны в целом. Нельзя решить национальный вопрос без продолже ния и углубления перестройки, и в еврю очередь сама она не может рассчитывать на успех, если не будут решены во просы гармонизации отношений между народами страны. Мне кажется, сейчас мы лучше,-чем когда-либо, понимаем суть ленинских взглядов на характер и облик союза как добровольного объединения народов, связанных общими эко номическими, политическими интересами, самой историей. Все то, что мы пережили и осмыслили за последнее время, подвело « пониманию, что преобразование союза не может ' ограничиться лишь расширением, пусть даже значительным, прав республик и автономий. Необходим настоящий союз суверенных государств. Речь идет, в сущности, об установ лении такого нащюнально-государственного устройства на шей страны, которое позволит развязать узлы противоречий, поднять сотрудничество народов на новый уровень, умно жить совокупную союзную политическую мощь, экономиче ский и духовный потенциал в интересах всех, кто объеди нился в великий союз государств. Тем самым будет надеж но обеспечена безопасность страны, повышен ее междуна родный авторитет. ■ При этом остается требование приоритетности. прав чело века над любыми интересами национальной суверенности и автономии. Оно должно быть закреплено в конституцион ном устройстве Союза и каждой республики.яОт этого прин ципа, .которым мы руководствуемся и в . международном плане, нельзя отстзшать ни на шаг. _ В рамккх созданной Советом Федерации специальной ко миссии уже идет работа по:подготовке нового Союзного до говора, который вберет в себя весь комплекс вопросов фун даментального преобразования нашего многбнационального государства. Но если это щк, и ' мы практически", действуем (Продолжение-на; Я-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz