Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
4 ИЮЛЯ 1990 г., № 151 (18 748) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ■В мире искусства - НА ОДНОМ ДЫХАНИИ Уже полвека вдохновляет светлей образ В. И. Ленина заслуженного художника РСФСР Н. А. Сысоева — нашего земляка. Ср страниц школьного учебника каждому из нас памятна репродукция его картины «В. И. Ленин и Н. К. Крупская среди крестьян деревни Горки в 1921 году», которая находится сейчас в Цент ральном музее В. И. Ленина в Москве. Недавно мы встретились с известным мос ковским живописцем в его мастерской на Верх ней Масловке и попросили ответить на некото рые вопросы. Николай Александрович, расскажите, пожалуйста, с че го начиналась для вас ленин ская тема? — Это было в те дале1/ие годы, когда я заканчивал худо жественный институт (ныне Су- риковский), и картина была на писана вскоре посыле диплом ной работы. Мне хотелось со здать полотно об Ильиче. По советовался с одним из профес соров института. <Эко, батень ка. куда хватил, — добродуш но оггоэвался он. — Не ваша это тема, не ваша». Но оста новить, меня уже было невоз можно: работа так захватила, ''ТО я больше года, что назы вается, не разгибал спины. Видно, оттого и удалась карти на, что написал ее на - одном дыхании. Тема произведения не была для меня случайной:, ведь я .родился в крестьянской семье в Лев-Толстовском районе Ли пецкой области. ‘ Значительную роль сыграло то . обстоятельст во, что меня зачислили в пер вую послевоенную группу мо лодых художников, направлен ных для работы в Дом творче ства -«Акаием(ин«жа1я дада» в Калининскую область. Здесь я и нашел ту <живую» среду, атмосферу, которые были мне необходимы. Крестьяне из соседних кол хозов!, охотно 'вступавшие в дружеские отношения с худож никами. были для меня не на турщиками, а живыми героя ми моей картины. Можно бы ло досконально выверять тон чайшие нюансы- световых и цве товых отношений, писать в лю бое время дня пейзажи любых состояний. У .крестьян нашелся необходимый богатейший «рек визит»'— подлинный, русский, народный... Большую помощь и поддерж-, ку в осуществления задумая- одеждой Ильича, с пожелтев шими листами его рукописей. Много рисовал со скульптуры Н. А. Андреева, тщательно изу чал его зарисовки Владимира, Ильича с натуры. Они позволя ли м'не паиять и. почувствовать выразительные черты .№^ина, бго'мимику, движения фигуры, наклоны головы, характерные Некоторое время' я жил и в деревне 1|эрки, где встречался с селянами, знавшими Ильича, сделал более ста зимних этю дов, которые потом во многом П0МОПЛ1И в работе над карти ной. Все это был мой буднич ный труд, подготовительный период перед тем, как поло жить на холст первые маз- нина. Здесь я просматривал ис торическую кинохронику, ис- кал редкие фотографии, с ду- шевным трепетом стоял у Му зейных витрин с подлинной — С тех пор ленинская те ма и стала в вашем творчестве одной из главных? — Да, это так. Работая над той или иной картиной, прихо дилось досконально изучать исторический материал, встре чаться с непосредственными участниками событий. Вот, на- аример, .полотно «В. И. Ле нин на открытии сельской электростанции в деревне Ка- шино». В ту пору были еще живы ли>дя, встречавшиеся с Ильичем, которые стали персо нажами этой картины. Но в Кашино не было дома, в кото ром останавливался Владимир Ильич. Его сожгли фашисты во время минувшей войны. Поэто- му^ когда дом был восстанов лен, написал но.вый вариант иартины, которая была закон чена к 100-летию со дня, рож дения В. И. Ленина. Или вот одна- нз .моих не давних картин «Выступление В. И. Ленина перед крестьяна ми деревни Горки . 9 января 1921 года в доме крестьянина В. А. Шульгина». На ней досто верно воспроизвел я многие портреты жителей деревни. Среди них бывший рабочий московской типографии, участ ник гражданской войны И, Д. Макушнн, крестьянин А. М. Шуригин, хозяин избы В, А. Шульгвн. Это они ходили к Ильичу, чтобы от имени жите лей Горюк и футих дерееань пригласить его к себе, «пос<^ ветоиаться. логово!рять». На полотне я и за1П€чатлея самый разгар беседы. Владимир ИФ- ич, дружески улыбаясь, отг чает на вопросы пожило крестьянина в поддевке, слушают, затаив дыхание. И ленинские слова задели душев ные струны каждого. Ильич говорил более двух часов, ус пел ответить на множество воп росов. Может быть, беседа про должалась бы и дальше, но тут зачадил фитиль: в лампе кончился керосин. Во всей де- ревне его не достать. Расхо дились в сумерки, но участни ки сходки потом вспоминали: «От ленинской речи в избе ста ло каи*то светлее и на сердце радостно». Это состояние при поднятости, озаренности слуша- ■телей я и старался передать в своей картине. Тогда крестья не деревни попросили дорогого |[остя помочь провести элект ричество «1как в Кашине». Иль ич Оказал им, что скоро всем будет светло. И вот в июле 1921 года лампоч.ки Ильича вспыхнули в Горках. — Над одним из последних своих полотен на ленинскую те му «В день рождения В. И. Ленина» вы работали перио дически окошо пятнадцати лет. А как у вас возник его замы- — В апреле 1966 года я пи сал в лесу. под Вышним Во лочком этюды. Погода выда лась как по заказу — солнеч ная, ядреная. Работалось лег ко и живо. Лес был изуми тельно красив, его тишину на рушал лишь щебет птиц. Вдруг на поляну вышла женщина, в руках — маленький букет под снежников. На 'Ней ^ темный костюм: длинный жакет и длин ная юбка. Она «1а1Ш)м»ила мне одну из фотографий М. И. Ульяновой. Женщина шла. ос вещенная солнцем на фоне бе рез, и тени падали на ее одеж ду. Сразу, как озарение, как открытие, в воображении воз никла картина. С тех пор каждую весну я собирал этюдный материал. Прежде всего нужно было оп ределиться на натуре. И. мне повезло: отыскал сказочно кра сивый лесной уголок. Но глав ное было — создать образы. Ведь внешний облик создать нетрудно - г похоже передать те или иные черты лица, позу, жесты. Совсем другое дело. — раокрьшь ввутреннее содержа ние, чувства, мысли человека. Мне хотелось изобразить Вла димира Ильича веселым, ра достным от общения с приро дой, внимательным к своим спутницам — Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой. У Надеж ды Константиновны должна была чувствоваться скрытая тревога за здоровье Владимя- ра Илыич.а!, так как, по- моему замыслу, эта прогулка в сол нечном весеннем лесу пришлась как раз на время его выздоров- У МУЗЫКАНТОВ нет особого присфастия к по четным званиям. Артист хорошо знает: его пону- определяет лишь одно — творчество. И лярность все жеь. Музыканты трно баянистов Липецкой филармонии в ранее не были обделены титулами: они лауреаты Все российского, Всесоюзного, двух международных кон курсов, удостоены премии Липецкото комсомола имени Сиороходова, многих дипломов музыкальных фестива лей. И все же, поздравляя сегодня участников этого из вестного далеко за пределамн области коллектива с при своением званий заслуженных артистов РСФСР, следу ет 01 |метить, что это событие совпало с пятнадцатилетием деятельности трио. Допо1шНЯТь 1 НОЕЫМИ пщри- :ами творческий партрет му- зьюантрв иепросто. О трио оказано и написано т о г о , йачиная от районных и мно- югчражных газет « кончая рецензиями в центральной и даже зарубеж1ной прессе. Поэтому поделю1сь впечатле ниями лишь от ньгоепшего Накануне знаменательной да ты в издательстве «Изобрази тельное искусство» тиражом 60 тысяч экземпляров вышла под борка открыток большого ^ р - ' М1ата,, состоящая на да-адцати четырех цветных репродукций с картин "Н. А. Сысоева, кото рые прянадлежат раадичным музеям нашей страны, Среди яих кроме тех, о которых мы ржокавали: «В. И. Леанн на . субботнике в Кремле 1 мая, 1920 года», «В, И. Ленин в 1917 году», «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов»,, «В. И. Ленин и Н. К- .Крупс1юа1я на , елке в Сокольник’ах» и другие, В своих работах заслужен ный художник РСФСР Н. А. Сысоев стремится рассказать будущим поколениям о своем замечательном современнике!^ донести до потомков светлый образ нашего вождя. Многие свои картины он передал в дар своим земигякам — на!родной картинной галерее в поселке Лев Холстой. Ю. СТЕПАНОВ, корр. ТАСС для «Ленинского знамени». Он начался большими за рубежными гастролями. Трио, 8 ряду ведущих музы кантов страны, выступило на фестивале русской и совет ской, музыки им. М. Глин'ки в Ве|рлнне и других городах ГДР. Затем артисты дали ряд ко!НЦ€|ртов в Болгарии. Последовало новое претла- шение и в ГДР, на сей раЗ' во Франкфурт, Закончился же сезон гастролями в Тер- буноком районе нашей обла сти. На протяжении всего сезона они выступили с шн- чертами в городах Белорус сии и Средней Азии, в рай снах области. Были еще запн Си на Всесоюзном радио, те левидении, на грампластин ки. И, само .собой, шла нал ряженная, кропотливая ре петиционная работа. Миогократно беседуя с музыкантами, я прдметил одну'деталь: часто они упо минают имя человека, к ко торому 'Испытывают особую благодарность. Александр Тимошенко — баянист, ком позитор, доцент Воронежско го института искусств. Имен но ему пришла .в голову МЫСЛЬ' еще в студенческие годы 'составить ансамбль из этих ребят, 'Мысль, как мы знаем ,' счастливая. Но не бесспорная с первого взгля да. Да, Карпий, Мельник и Науменко росли в одн'ом го- — Днепр( ТРИО ЗАВЕРШАЕТ СЕЗОН растапливают лед. В ГДР, например, мнопие готовы бы ли воспринимать осян лишь как «русскую экзотику», но прсле выступления с востор гом оценивали звучание на баяне музьши Баха (и это в Гермадин, заметьте). С другой стороны, каждый музыкант, посвятивший се бя классическому искусству, хорюшо знаком <! сопротив лением 'неподЛотовледаой публики, с неприйтием ею серьезного репертуара. Час то 'СЛОВНО бы глш а я стена отделяет исполнртелей слушателей. Но трио не бо ится трудной аудйгории, ибо считает одной из своих глав ных задач пропакяду стоящей музыки, | формиро вание слушательских вку- •лз« Зхсксуиряпо Серьезная музьша, лег кая музыка, молодежная музыоЕса, фольклор... В на шей культуре все это су ществует, словно бы раз деленное непреодолимы ми границами. Поклон ники народной песни мо гут совсем Не интересо ваться творчеством Б ахай Мусоргского, а фанаты рока в равной степени да леки и от того, я от дру гого. И как важно, как отрадно, если находятся музыканты, способные объединить в одной ауди тории разных слушателей, приобщая к настоящему искусству каждого.. ношение к выбранному %удно, найти в нашей стране инструмент, столь же любимый, как б аян . ' Б этом его |Шла й... слабость. Ведь, кажется, самой этой подуляр- ности вподне достаточно для успеха, тем более, что в трио асе владеют инструментом виртуозно. Но музыканты не ищут легкой удачи, а стре мятся раздвигать и горизон ты возможностей ,'баяна, и рамки слушательской ауди тории. Одной, из отличительных черт липецкого трио всегда роде — одзержинске, была приверженность ксерь- вместе учились' музыке, да ' езной - .музыке. Произведе- и в Воронеж приехали учить- ния отечественной и зару- ея все дрое, и именно к Ти- бежной 'классики со с тав л яв г Г ш ь Г и т о г ® с ^ й “ жэт^^^^ мошенко. Но каждый из них драгоценную часть их репер- н ™ ? «,Мы н и Т ч « ^ ^ ж - дркая творческая индави- туара. 'Они настойчиво стре- «мы ни в чемне,из дуальность, а это не всегда мдтся найти место баяна в способствует объединению в русле общеевропейской куль- ансамбль. Она очень разные дуры. 1 к. Трио никогда не ориенти ровалось на некоего «сред него слушателя». Артисты привлекают на свою сторону завзятых меломанов, ' гюсто- янн1?1х посетителей симфони ческих и камерных концер тов — у этсй части публи ки до последнего времени на- блшдалось несталько пред взятое отношение к баяну. Концерты трио, как правило, Диалог такой не прост. Но липецкий ансамбль умеет его наладить, н без заитрьша- ния, на серьезном уровне. Во время недавних гаст ролей в 0|дном из сел Тер- бунокого района произошел случай, о котором мне рас сказал В. Мельник. — Слушатели здесь, ве роятно, впервые вживую встретились с серьезной му зыкой. Радио или телевиадр, когда ее передавали, понят но, выключали. Мы словно бы говорили на разных язы ках. «Матаню» требовали те, кто постарше, «Ламбаду» — молодежь. И мы сыграли и то, и другое. А потом обра тились к залу: «Как видите, мы исполнили то, что вытре бовали. Но неужели это все, что вы хотите слушать?» И в притихшем зале зазвучали Бах и Чайковский. Может показаться, иго по словица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы шать» мало применима к музыкантам. Но этих бая нистов лучше всего и ви деть, и сльппать. Способ- юность чувствовать зал, «кон тактность» с аудиторией — важная черта ансамбля. Яр кость., характерность, уме ние, находить не только зву ковое, но и сценическое ре шение музыки делают твор чество трио самобьдньш и ярко нащюяадьным. |В ньшешнем году 'Мне до велось вести передачу о трио по Воронежскому теле- вяде:иию. Я тогда шросид у музыкантов: в чем видят они спокойный, рассудитель ный Анатолий Науменко, вдумчивый интеллектуал Вячеслав Мельник и взрыв ной, темпераментный Вик тор Карпий. Это теперь мы понимаем, что они отлично дополняют друг друга и что объединяют их огромная лю- к музыке, завидная ра ботоспособность и, к бы ска зал, просто поэтическое от менили себе», — был едйно- дунщый ответ. Что же каса ется поздравлений с присво ением почетных званий, то случай для этого вскоре пред ставится всем многочнслен- яым поклонникам: 3 июля встречей с .самими дорогими слушателям'й-земляками ба янисты трио намерены за вершить ньшешний сезон. Концерт состоится в 19 ча сов в малом зале Дворца культуры профсоюзов. И. РЕЗНИКОВ, _______ музыковед. куснткамере Юмо|)исты смеются над тем же, над чем плачут сочините ли трагедий. Пубпицист оза- |'боченно пишет о пустых пол- |ках магазинов, а юморист иро- [низирует в манере Козьмы IПруткова; «Спросили раз ме ня, какой я сыр люблю. А тот. — ответил я, — который я куп лю». Моралист читает нота ции, а сатирик подмигивает; «Я с грустью думаю о друге, махнувшем шапкой с корабля. Он где-то на Полярном кру ге, а с ним и три моих руб ля». Философ напоминает о тщете честолюбия, а насмеш ник улыбается: «Вер вверх и вверх, вот оседлал верхушку... И кто-то плюнул на макушку». И даже сама смерть и страх перед ее неотвратимостью вы зывают у этих людей желание сострить, поиграть словами: «Несчастным старцем умирает тот, кто молодым счастливцем Есть у них какое-то хитрое стеклышко. Сквозь него ’ чер ное видится не таким черным, а белое, что поделаешь, — не таким уж белым. Анекдот по могал нам сохранять душев ное эдор.ов1ье 'поцредк беоомыс^ Л'ицы и безнадежности. Скет чи Жванецкого или Задорно ва дают силы не отчаиваться и сегодня. Смехом спасают и спасаются от крайностей как пессимизма, так и оптимизма. Он возвращает к норме. К зо лотой середине, за пределами которой опасно жить. Быть может, поэтому стеклышком юмора, иронии, насмешки вре мя от времени пользовались и как будто бы мало склонные к юмористическому восприятию реальности литераторы. Допус тим, великий Гете, Или Шил лер. Или романтик Александр Грин. Их веселые строчки то же помещены в симпатичной книге «Парнасские страдания», снабженной еще и подзаголов ком: «Поэтическая кунсткаме- ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Как вежливые гости, .входя в дом .М1алоан.акомо.го чедажека, держат в гаамяти его имя-отче ство, так 'И мы по дороге, в Кишинев перебирали известные нащ. факты, аэ геогр.афии, ис тории, раэворечивык гшешых цубешкацнй. В кшишевоком аэропорту ждаяю .первое знакомство. Наш друг Анэтолий — молдавский ЖУрнашист — пришел на встре чу не один. Его спут,няк ул .^ - нулся в пшеничные усы я про- тяиул руку: «Владимир». Ска залось, у Володи есть маши на, он нас подбросит. Челювек, знакомый с доро гами Средней России,, въезжая на автоМ1обиле в столицу Мол давия, сразу обратит вмимание на две вещи: прекрасную бе- тойиу и ее расположение. Трас са Опоясывает город кольцом, с иоторого можно поиасть в любой район;Киш.янев!а,и пото- м'у .нет необходимости шаресе- кать город из конца в конец. И эта особенность тем более примечательна, что в - акало- пически чистом Кишиневе едва ли не единственный и самый серьезный исгочяшс эаг.ря'зие- »ия .воздуха — выхлопные га- ( а'втомобнлей. му нужно иринять решение. Через несколько 'минут все объяснилось: Володя хочет уе хать туда, где нет ни дом'а., ни родных, но есть соотечествен ники — люди, гав'0!рящие на одном с' тобой языке. В Ки- ши1неве он оставит дом‘, дру зей, любимую работу,.. ком'у) — господарю Молдавии рубежа XV—XVI веков, и рав- ворач'ИВ'аетс'Я, если можно та.к выразиться, внешняя сторона всей политич'еокой жизни рес- пуб;гик1И. Праэдно гуляющик тут м-ало, и это, 'несмотря, на •го, ЧТО! в днух шагах 'находит ся главны'й вход •» одно .и'з омой иультуры. Все об'ьедине- ния издают свои газеты. . Кроме этого им'еется' ,ряд‘ абщ.асгГвенных фо:р1ми|рований, официально не приэнаввых и законодательно 'не утвержден- ньк. К иш относятся: Де- мю1К|р;атинвзк1а.я ' христианская лига жешцин, 'Социал-деМ'рк- 22 мая в городе сюстояшись .похороны убитого, 'нескольки ми днями, назад в центре Ки шинева, недалеко от Штефана, русского юноши Дм'итрия Ма- тюшкина, одного из учащихся, тех^лог1нчеоко1го техникума,' которые , вылились в мощное политическое выступление. на Относительно тихую Киев скую к ’НЧ'У. В''тени раскадис- тьк деревьев всегда удобно опрятаться от ввзепроникаюших лучей южного солнца. Наше вмим'аиие приилек обыиный с виду пятиэтажный дом, с боль шими балконами, за п^зелива- ЮЩН1МИСЯ); явно «не вашего» > будет там гос- Путевые заметки ВЕЛИКОГО ШТЕФАНА Перестройка необычайно политлЬировала все общество; пробудила национальное сознание 1народов всех республик, которое обретает подча4 не только митинговые, но и са мые жесткие я противозаконные формы выражения, ущемляет интересы иаселения других национальностей, проживающих на территории той и^и иной республики. Об этом сви детельствует такое несовместимое с мирным временем явление, как беженцы. Как пойдут дела завтра, почему, казалось бы, решенный на все времена национальный вопрос так обострился сегодня? I Об этом размышляют наши молодые журналисты, побывавшие недавно в столице Мол' давни — Кишиневе. ' ■ недороде виноцрада цз-за за- мюроэков, |р|усскп.х , .«мятеж ных» городах Бевд1ер(ах и Ти располе, не желающих 'йодий- мать «тр1Ик.олЮ|р», вместо крас ного флага, орфографических ошйбвшх в молда1ВСК1Их газе тах, перешедших .на «латини цу», и, наконец, о том, .что в эти вых01Д1Ные не будет «бра тания» с .румынами, как две недели .назад. Сотни ;рум.ы1н, пе)решедш.их еще .в апреле в Молдавию ‘ПО цветочному мо сту, .не желают возвращаться офатно... .ПреК1рас1ный вид, , открыв шийся из чжон машины на го род, расположенный на хол мах, .восхмца.л неповторимой арх!игеитурой зданий; улиц, раЗ|ум1но и сдержанно скла дывавшейся столетия1М1к1 По ток 'мыслей был прер.раи воп- росам'и иа'шего новогС знаке- Володя — 'профессиональный фотограф, его труд хоцюшоот- яаниваегся, У него большая трехкчш1натна1Я, уже выкуплен ная кооперативная :к1В1арт,ир.; Жена, двое детей. Почему » Ч!ет уехать? Волюдя так гов' риг о своем, решении: — У меня, у моей семьи, в ли нын1еш.няя ситуация в :ре< пубиике будет .разаиваться так как это .происходило до сих по(р, 1нет 'И не будет будущего Яэьивовые цроблемы воэшйса- ют уже сейчас, и 'мы. рискуем ли:ш1иться работы. К том'у же нам нужно дум'атъ. й о детях — им учитьюя надо. В аэропорт о» приехал, что бы встретиться с на1мн, я ему нужен был сов'ет; какой город Черноземья .в1Ыбр|а,ть на жяг телыство. Мы единодушно «со сватали» ему Во|ро.неж, все еще не совсем' пю1НЙма:я чело века, оста..вляющего «трехком натную квартиру улучшенной пша'нироНии в центре Кишине- — Ребята, а ка Рогоии? Его интересовал^, что доедставляют с с ^ й города роосийскаго Черноземья, чем отличается там нынешняя по- литическ!ая ситуация от мол давской, .вопросы культуры, В|уэы, как относятся у нас к неожиданным хобби, есть ли в гфодаже земельные уч'астки... Владимир бросал нам вопро сы один за Другим. ВнИ'Мате- льно я с большей серъезноеггью,' чем того МОЖ1НО было бы ожи дать от по(чти «трамвайной» оитуашга, выслушивая ответы, Тж слушает человек, которо- С Володей мы в(сгретйШ1И1Сь еще раз перед отъездом до мой. Он пбдвед 'Вас в аэропорт и дал 60 р|ублей 'на о^явше- ния в Воронеже: «Куплю квар тиру или дом, или сруб». о ЧЕМ РАССКАЗАЛ ШТЕФАН — Хотите знать вое о се годняшнем дне Молдавии? — переспрехгил наш друг. — Пошли к Штефану! ..-Именно здесь, в центре Кишинева, на небольшом пя тачке 'У памятника Штефану чел Маре (Стефану 1П, .]^ли- живописнейших и уютныхме города — .парк, им'ени А. Пу.щк1ина. Люди приходят да, главным .образом, уамать о самых свеж'Их стях: здесь имеется 'Всв!М1ожность не только тать .развешенные на специаль ных стендах миог,оч1И|слвН1Н'Ше газеты различ'ныу форм1ировй.-- ний и группировок, но 'И. посл^' шать '«ко1МпеТштных» орат ' ров, шециалистои по вопросам «на элюбу д.ня»(, иоспорить ;|о хрипоты с пе;рвьш 1ВСТ1р.еч'Н1ым или, в конце концов, просто . вы1разить свое несогласие по любому поводу,;' Здесь, у Штефана,-отк1рыв.к- ется м'ногоцветная политиче ская палитра; сов 1 ременной Мол,- да|Ей1ц. А она, I действительно, раэнообраанЗу порой за.путан- на 'И Противоречива. .Судите сД- мя: на сегодняйтаий день ]в республике узаконено пя')’ь объединений. Это Народный фронт с его четко В'ыр.аженной пр.огр1а1М1мой в защиту .корен ного населения;;'Молдавии. |В противовес ему ;организовало^ и;нте!рдв.ижени1е ; «Уиитате» («Единство»), о1анов|у которого составяялот русские, украин цы, то .есть 'не М'олда'вская часть граждан |респу1блнки. На родное движение «Гагауз хал- кы» («Гагаузский народ») объ единяет в своих рядах пред ставителей этой небольшой на родности, .проживающей в юж- нья .районах Молдавии. Ос новное ее требование — тер риториальная автономия га гаузов. Актив;но действуют так же бол|га!рское общество «Воз- роядани'е» ;и й»Р^Й- ратичеоиая .партия ’И Дем'ок- ратическое 'молодеж1ное дви жение «Свободная Дачия». Са мым левым из них счита.ется последнее. Молодые пар.ни и девушки, 'В знак оолидарнооти повязывакмиие 'вок|руг голавы голубую ленточку (мы тоже В:идели' их у Штефана.), на.чер- талй аа своем знамени откро венно а1нтикамм|унистич'ескне лшунги', ВЕЛступая за присое динение свободной от «врасной заразы» Молдавии к Румынии. С тр|удом верилось, что мы , находимся а 'наш'ей, сов'етской реапубл1ике. И только редкие замечания нашего молда;вско- го К'олшепй во;эвращали нас к реалиям жизни. Мы снова смат|р1ели по, сто1р.овам, наблю дали, сопоставляли, ошысли- Вабудора.женные .люди требо вали от .властей .наведения в героде в республике 'пор.ядка. Сгычии «а нац;иональной поч- В;е 'Впоследнее время стали да- Л'^о не, редюими. Подобный случай со сме|ртельным исхо дом был в начале года. Тогда погиб м10лдавс1К1И’й ■парень Рус лан 'Бо!ЯНЖ|Иу.' Ситуация 22 мая развор'а'чивалась с молни еносной быстротой, в .противо борство вступили националис тические группи!ров.к.и.. К ве- „ ___ ч^'У ' раэбушеРавшаяся толпа И тут как нр крути;, ^ "~‘^палась у здания В'е;рх.овно- ни слова не ВЫфосИ|Шь.. варивают, тиница. Есть в ' Слободэейском райо не Молдавии сад-гигант «Па мять Ильича» (шутники нет- нет да .ивставят: какого Ильи ча? Не Леонида ли?) Впеиева- ли его повсюду. Но и с этим образцом пигантрмании црог М 1 а;шна.«, вышла. П€р.ефраа.ируя известные олова Гоголя, мож но сказать: «Редкая пчела■до летит до офедины сада». А раз не долетит,, то и дедевья там не плодоносят. Зато сад, к а к » мнопие друпие «Объек- гы>, обошешея народу, что на зывается, в кшеечк|у. Вот так капля за каплей ко пилось возм-ущение. А если, к этому добавить, что даже су ществовала теория о постепен- (юм сближении наций и наци- ональных равшичий, в резуль тате 'которого в будущем про сматривалась некая наднацио нальная общность, то удивлять ся не стоит. Б|умер.анг ;ве|рнул- ся, пер|ёпачканный не только черной кр'аской национализма, но и. кровью. «Во всем вино ваты эти русские!» — такую фразу вам орихоп.илось слы шать неоднок1ра1тно. Месть, как известно, слеца. Однако от оео- энаиия этого легче не стано- в'итс'я. И нам 'было все же ве- проиэводства,, стеклам:и которо го ;проом1атрнвал1Ись Замыслова- ___ _ тые зеленые аран.ж^реи'. Еще мьг1В'Н'- совсем недав'но этот дом был " о'оделен от грррда мира высокой железобетонной стеной. Находчивые го'рожане одрветилн ее _«китайкой». Та ким обра^м Ж|ИЛ1ьцы — в ос- ноином. члены бюро ЦК Ком партии республики — пыта лись сп|рятать свою «частную» жизнь от на.р'01да,. 'Им'енаа тж го.В‘Орят оегсвдни 'в Молдавии. новаты перед Только лишь 1 счие? . Совета. Под, грр'яяую |руку клала часть депутатов ,из Ти- 1СПОЛЯ, где прожнва,ет, в ос - ' кф-вном, р1усскоязычяое населе- 'Вот м'имо прошла енмпатич- на.я девушк'а с сине-желто- ■ кр.аоным флажком на блузке. «Тр'икошо|ровый» государствен ны» флаг Молдавии. Точно такой же .раэвева'ется .над,зда нием Верховного Совета рес публики; Там с 17 апреля идет первая сессия двенадцатого созыва, аде р.азворачивается внутренняя, глубинная ка.рти- на политической жизни Мол давии. Она не менее драма тична, нежели та,, что бурлит На пятачке у Штефама. Мы прилетели в Кишинев в то самое в;ремя, когда :Пра'В'и- тельство республики в полном составе подало в отставку. Правда, депутаты ее не при няли, и свой портфель «сдал» только глава , прав1ительс'та. Чш 8ШВРВ ириэйс? 6 б -этом .факте, .кстати, щалось в централь'ных массовой йнфор- 1|И;и. В ЗИНК протеста, около 1, народных избраиииков по- -----1 зал заседания сессии. к: возник щризис. По сооедств'у, на .углу .улиц Горького 'И «Искр|Ь ется- др'угой дом, хот вать его так ;и язьис не рачивается. Это, скррее, дво рец! История его сооружения После н.аш.ей поездки .в.'Мол^ давию прошло немного време ни,. но ;в усш'овиях, когда по литический барометр, пок'азы- вает то «шторм», то «бурю» и давно уже не оста|навлив.ашся иа отметке «штиль», каждый день 'Привносит новые шт.рихИ:. Мы, наприм1ер„ узнали, что руажояэычные депутаты .из группы «Советска,я Молдавия» ■нашли, наконец, ио'нЬенсус с большей частью депутатов и вернулись на сессию Верховно- тоже хорошо . известна 'каждо- го Совета республики, оставив ЮТ день, когда,, мы зна- 1лис;ь с Кишиневом, у зда ния Верховного Совета рес публики и 'на пятачке у Ште фана бьио СП 0 К 0 Й 1 Н 01 . Но го речь М'Инувшего больно терза ла сердце .ПОСТОЯННО.думалось об ОДНОМ': что готовит день завтрашний? БУМЕРАНГ, М'у жителю республики. Быв- Ш'ИЙ первый оек|ретарь ЦК 'КП Молдавии 'И. И. Б.ОД1ЮЯ построил этот «домик» для... своей дочери. Конечно, в офи циальных 'бумагах он эн'ач'ил- ся, как Зал дру'жбы, в кото- Р'ом (при'нимали «выдающ'ихся гоЬтей» из Москвы, Но ведь птицы такого полета не. каж- эа собой право, как и любая друга.я Труппа, иметь незави симые политические убеждения. В ЭТОТ же период ста|лю из вестно и отношение Российско го .па.рла'М'внта, который 'Под- черинул,, что уважает право су веренной республики распоря- жЭться своей судьбой не в ущерб .интересам сувврени'ых' дый день эалетая.и в Кишинев, республик. Все течет. Й толь- КОТОРЫЙ ВЕРНУЛСЯ Сегодня 'В этом здании «по селился» республиканский центр культуры ;и .накусства., В Молдавии гообще-то . людей, которых 'Стронули места политические потрдое- ния, не так просто убедить, что вое еще может иэменит^ля. Будущее всевда загадочно, били строить с рашахом. В гажо оно не бывает без бытность того же Ивана, Ива- од'н .прошлого И ньиешняя ситу- новича заложили дв'адц'атидвух- ация в М'олдави'и .возииклд ж этаж,ный институт виноделия, на пустом месте До сих шор эта. «Ч|удо-ба'Щня» "■ онротливо стоит в отк;рытом С ш'умных нишипевских ма- поле, и новые ;власти не ре- Гйстралей мы 'вдруг овернрч шат, дее ее занять. Пог^- 'Вчера из Воронежа мы по лучили |известие и 'привет от Володи кишиневского зна- К0М10ГО. Пр1иехал в Воронеж, поКуп'а,ег дом. ' . • Вообще компания в кунст камере подобралась пестрая. Гете встретился с Евгением Евтушенко, поэты «Сатирико на» — с поэта,м1И «Крокодила»^ Даниил Хармс — с Алексан дром Ивановым, Лец — с Зладимиром Высоцким, италь янец из XVII века| -Якопо Пери — с Александром Гали чем... Представленные ими экспонаты любопытны, забав ны, да и поучительны. Иные только в кунсткамере и обна ружишь, Например, стихотво рение Игоря Северянина, в котором он отказывает в нра ве на звание поэта... Борису Пастернаку. Так прямо и пи шет; «Когда в поэты тщится Паютернж...» Почмоему, это 'ОДИН из самых неожиданных парадоксов в щедрой на па радоксы книге; талантливый Северянин не смог вместить в свой читательский мир гени ального Пастернака. И, желая убить смехом собрата по пе ру, достиг непредвиденрого эффекта; мы снисходительно смеемся над ним самим, над ег*о близорукостью и самоуве -ренной категоричностью. Сатирическое самообслужи вание в «Парнасских страда ниях», впрочем, не редкость Просто другие поэты прекрас но осознают, что, иронизируя над ближним, они иронизиру ют и, над собственными недо статками, суетностью, тще славием. Это ведь один зыблемых законов жанра Кто-то из мастеров его ког да-то заметил: юмор смеется над теми, кто падает, тира — над теми,' кто толка ет. В нашем сборнике тоже есть и падающие, и толкаю щие. Но ни авторам, тателям не дано наблюдать эти цроцессы падения 'И тол кания со стороны. Отсмеяв шись над очередной парод:^ ей, эпиграммой, веселой баП ладой, начинаешь вспоминать а сколько же раз ты сам то в кровь колени расшибал, то по.:^ чье-то ребро локтем дви Среди участников «Парнас скйх страданий» особая роль у поэта Ефима Самоварщике ва. Говорят, он недальний \род ств'внни1к Козьмы Пр,ужова ученик, а также протеже Ев гения Сазонова. Впервые на печатался в альманахе «Поэ зия» — кстати, вся книга как раз и представляет избранные юмористические, страницы го популярного издания, сборнике Самоварщикову пожалели места. И он, водится, отблагодарил, хваливая себя и едко подде вая всех прочих: «Уж лучше быть в безвестности учителем словесности, чем обретя из вестность, уродовать словес- Стнхов в книге 1 С отнй ;. Ра1с- поДОжевы они по разделам с вафва.ния1ми - цитата'ми: «1П0- щ / -------- , ..1олюбия Шарлотту Вертер», «Жизнь хореша., как скумбрия в томате», «По ре ке плывет кастрюстя»... Авто ры публикуются в алфавитном порядке. А поскольку букв в алфавите много, а книжка то(лста.я,, то хоро.ших поэтов и стихов, на нее не хватило. Правда, кому-то хорошим по кажется одно, ко1М|у-то друтре. И наоборот. Но и хвалить, и ругать все будут одних и тех же людей, одну и ту же ор ганизацию: составителей сбор ника Н, Старшинова и Ген. Красникова и издательство «Молодая гвардия». й. НЕВЕРОВ. Г - - ' Г А I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz