Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

4 ИЮЛЯ 1990 г., № 151 (18 748) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ■В мире искусства - НА ОДНОМ ДЫХАНИИ Уже полвека вдохновляет светлей образ В. И. Ленина заслуженного художника РСФСР Н. А. Сысоева — нашего земляка. Ср страниц школьного учебника каждому из нас памятна репродукция его картины «В. И. Ленин и Н. К. Крупская среди крестьян деревни Горки в 1921 году», которая находится сейчас в Цент­ ральном музее В. И. Ленина в Москве. Недавно мы встретились с известным мос­ ковским живописцем в его мастерской на Верх­ ней Масловке и попросили ответить на некото­ рые вопросы. Николай Александрович, расскажите, пожалуйста, с че­ го начиналась для вас ленин­ ская тема? — Это было в те дале1/ие годы, когда я заканчивал худо­ жественный институт (ныне Су- риковский), и картина была на­ писана вскоре посыле диплом­ ной работы. Мне хотелось со­ здать полотно об Ильиче. По­ советовался с одним из профес­ соров института. <Эко, батень­ ка. куда хватил, — добродуш­ но оггоэвался он. — Не ваша это тема, не ваша». Но оста­ новить, меня уже было невоз­ можно: работа так захватила, ''ТО я больше года, что назы­ вается, не разгибал спины. Видно, оттого и удалась карти­ на, что написал ее на - одном дыхании. Тема произведения не была для меня случайной:, ведь я .родился в крестьянской семье в Лев-Толстовском районе Ли­ пецкой области. ‘ Значительную роль сыграло то . обстоятельст­ во, что меня зачислили в пер­ вую послевоенную группу мо­ лодых художников, направлен­ ных для работы в Дом творче­ ства -«Акаием(ин«жа1я дада» в Калининскую область. Здесь я и нашел ту <живую» среду, атмосферу, которые были мне необходимы. Крестьяне из соседних кол­ хозов!, охотно 'вступавшие в дружеские отношения с худож­ никами. были для меня не на­ турщиками, а живыми героя­ ми моей картины. Можно бы­ ло досконально выверять тон­ чайшие нюансы- световых и цве­ товых отношений, писать в лю­ бое время дня пейзажи любых состояний. У .крестьян нашелся необходимый богатейший «рек­ визит»'— подлинный, русский, народный... Большую помощь и поддерж-, ку в осуществления задумая- одеждой Ильича, с пожелтев­ шими листами его рукописей. Много рисовал со скульптуры Н. А. Андреева, тщательно изу­ чал его зарисовки Владимира, Ильича с натуры. Они позволя­ ли м'не паиять и. почувствовать выразительные черты .№^ина, бго'мимику, движения фигуры, наклоны головы, характерные Некоторое время' я жил и в деревне 1|эрки, где встречался с селянами, знавшими Ильича, сделал более ста зимних этю­ дов, которые потом во многом П0МОПЛ1И в работе над карти­ ной. Все это был мой буднич­ ный труд, подготовительный период перед тем, как поло­ жить на холст первые маз- нина. Здесь я просматривал ис­ торическую кинохронику, ис- кал редкие фотографии, с ду- шевным трепетом стоял у Му­ зейных витрин с подлинной — С тех пор ленинская те­ ма и стала в вашем творчестве одной из главных? — Да, это так. Работая над той или иной картиной, прихо­ дилось досконально изучать исторический материал, встре­ чаться с непосредственными участниками событий. Вот, на- аример, .полотно «В. И. Ле­ нин на открытии сельской электростанции в деревне Ка- шино». В ту пору были еще живы ли>дя, встречавшиеся с Ильичем, которые стали персо­ нажами этой картины. Но в Кашино не было дома, в кото­ ром останавливался Владимир Ильич. Его сожгли фашисты во время минувшей войны. Поэто- му^ когда дом был восстанов­ лен, написал но.вый вариант иартины, которая была закон­ чена к 100-летию со дня, рож­ дения В. И. Ленина. Или вот одна- нз .моих не­ давних картин «Выступление В. И. Ленина перед крестьяна­ ми деревни Горки . 9 января 1921 года в доме крестьянина В. А. Шульгина». На ней досто­ верно воспроизвел я многие портреты жителей деревни. Среди них бывший рабочий московской типографии, участ­ ник гражданской войны И, Д. Макушнн, крестьянин А. М. Шуригин, хозяин избы В, А. Шульгвн. Это они ходили к Ильичу, чтобы от имени жите­ лей Горюк и футих дерееань пригласить его к себе, «пос<^ ветоиаться. логово!рять». На полотне я и за1П€чатлея самый разгар беседы. Владимир ИФ- ич, дружески улыбаясь, отг чает на вопросы пожило крестьянина в поддевке, слушают, затаив дыхание. И ленинские слова задели душев­ ные струны каждого. Ильич говорил более двух часов, ус­ пел ответить на множество воп­ росов. Может быть, беседа про­ должалась бы и дальше, но тут зачадил фитиль: в лампе кончился керосин. Во всей де- ревне его не достать. Расхо­ дились в сумерки, но участни­ ки сходки потом вспоминали: «От ленинской речи в избе ста­ ло каи*то светлее и на сердце радостно». Это состояние при­ поднятости, озаренности слуша- ■телей я и старался передать в своей картине. Тогда крестья­ не деревни попросили дорогого |[остя помочь провести элект­ ричество «1как в Кашине». Иль­ ич Оказал им, что скоро всем будет светло. И вот в июле 1921 года лампоч.ки Ильича вспыхнули в Горках. — Над одним из последних своих полотен на ленинскую те­ му «В день рождения В. И. Ленина» вы работали перио­ дически окошо пятнадцати лет. А как у вас возник его замы- — В апреле 1966 года я пи­ сал в лесу. под Вышним Во­ лочком этюды. Погода выда­ лась как по заказу — солнеч­ ная, ядреная. Работалось лег­ ко и живо. Лес был изуми­ тельно красив, его тишину на­ рушал лишь щебет птиц. Вдруг на поляну вышла женщина, в руках — маленький букет под­ снежников. На 'Ней ^ темный костюм: длинный жакет и длин­ ная юбка. Она «1а1Ш)м»ила мне одну из фотографий М. И. Ульяновой. Женщина шла. ос­ вещенная солнцем на фоне бе­ рез, и тени падали на ее одеж­ ду. Сразу, как озарение, как открытие, в воображении воз­ никла картина. С тех пор каждую весну я собирал этюдный материал. Прежде всего нужно было оп­ ределиться на натуре. И. мне повезло: отыскал сказочно кра­ сивый лесной уголок. Но глав­ ное было — создать образы. Ведь внешний облик создать нетрудно - г похоже передать те или иные черты лица, позу, жесты. Совсем другое дело. — раокрьшь ввутреннее содержа­ ние, чувства, мысли человека. Мне хотелось изобразить Вла­ димира Ильича веселым, ра­ достным от общения с приро­ дой, внимательным к своим спутницам — Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой. У Надеж­ ды Константиновны должна была чувствоваться скрытая тревога за здоровье Владимя- ра Илыич.а!, так как, по- моему замыслу, эта прогулка в сол­ нечном весеннем лесу пришлась как раз на время его выздоров- У МУЗЫКАНТОВ нет особого присфастия к по­ четным званиям. Артист хорошо знает: его пону- определяет лишь одно — творчество. И лярность все жеь. Музыканты трно баянистов Липецкой филармонии в ранее не были обделены титулами: они лауреаты Все­ российского, Всесоюзного, двух международных кон­ курсов, удостоены премии Липецкото комсомола имени Сиороходова, многих дипломов музыкальных фестива­ лей. И все же, поздравляя сегодня участников этого из­ вестного далеко за пределамн области коллектива с при­ своением званий заслуженных артистов РСФСР, следу­ ет 01 |метить, что это событие совпало с пятнадцатилетием деятельности трио. Допо1шНЯТь 1 НОЕЫМИ пщри- :ами творческий партрет му- зьюантрв иепросто. О трио оказано и написано т о г о , йачиная от районных и мно- югчражных газет « кончая рецензиями в центральной и даже зарубеж1ной прессе. Поэтому поделю1сь впечатле­ ниями лишь от ньгоепшего Накануне знаменательной да­ ты в издательстве «Изобрази­ тельное искусство» тиражом 60 тысяч экземпляров вышла под­ борка открыток большого ^ р - ' М1ата,, состоящая на да-адцати четырех цветных репродукций с картин "Н. А. Сысоева, кото­ рые прянадлежат раадичным музеям нашей страны, Среди яих кроме тех, о которых мы ржокавали: «В. И. Леанн на . субботнике в Кремле 1 мая, 1920 года», «В, И. Ленин в 1917 году», «Выступление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов»,, «В. И. Ленин и Н. К- .Крупс1юа1я на , елке в Сокольник’ах» и другие, В своих работах заслужен­ ный художник РСФСР Н. А. Сысоев стремится рассказать будущим поколениям о своем замечательном современнике!^ донести до потомков светлый образ нашего вождя. Многие свои картины он передал в дар своим земигякам — на!родной картинной галерее в поселке Лев Холстой. Ю. СТЕПАНОВ, корр. ТАСС для «Ленинского знамени». Он начался большими за­ рубежными гастролями. Трио, 8 ряду ведущих музы­ кантов страны, выступило на фестивале русской и совет­ ской, музыки им. М. Глин'ки в Ве|рлнне и других городах ГДР. Затем артисты дали ряд ко!НЦ€|ртов в Болгарии. Последовало новое претла- шение и в ГДР, на сей раЗ' во Франкфурт, Закончился же сезон гастролями в Тер- буноком районе нашей обла­ сти. На протяжении всего сезона они выступили с шн- чертами в городах Белорус сии и Средней Азии, в рай снах области. Были еще запн Си на Всесоюзном радио, те левидении, на грампластин ки. И, само .собой, шла нал ряженная, кропотливая ре петиционная работа. Миогократно беседуя с музыкантами, я прдметил одну'деталь: часто они упо­ минают имя человека, к ко­ торому 'Испытывают особую благодарность. Александр Тимошенко — баянист, ком­ позитор, доцент Воронежско­ го института искусств. Имен­ но ему пришла .в голову МЫСЛЬ' еще в студенческие годы 'составить ансамбль из этих ребят, 'Мысль, как мы знаем ,' счастливая. Но не бесспорная с первого взгля­ да. Да, Карпий, Мельник и Науменко росли в одн'ом го- — Днепр( ТРИО ЗАВЕРШАЕТ СЕЗОН растапливают лед. В ГДР, например, мнопие готовы бы­ ли воспринимать осян лишь как «русскую экзотику», но прсле выступления с востор­ гом оценивали звучание на баяне музьши Баха (и это в Гермадин, заметьте). С другой стороны, каждый музыкант, посвятивший се­ бя классическому искусству, хорюшо знаком <! сопротив­ лением 'неподЛотовледаой публики, с неприйтием ею серьезного репертуара. Час­ то 'СЛОВНО бы глш а я стена отделяет исполнртелей слушателей. Но трио не бо­ ится трудной аудйгории, ибо считает одной из своих глав­ ных задач пропакяду стоящей музыки, | формиро­ вание слушательских вку- •лз« Зхсксуиряпо Серьезная музьша, лег­ кая музыка, молодежная музыоЕса, фольклор... В на­ шей культуре все это су­ ществует, словно бы раз­ деленное непреодолимы­ ми границами. Поклон­ ники народной песни мо­ гут совсем Не интересо­ ваться творчеством Б ахай Мусоргского, а фанаты рока в равной степени да­ леки и от того, я от дру­ гого. И как важно, как отрадно, если находятся музыканты, способные объединить в одной ауди­ тории разных слушателей, приобщая к настоящему искусству каждого.. ношение к выбранному %удно, найти в нашей стране инструмент, столь же любимый, как б аян . ' Б этом его |Шла й... слабость. Ведь, кажется, самой этой подуляр- ности вподне достаточно для успеха, тем более, что в трио асе владеют инструментом виртуозно. Но музыканты не ищут легкой удачи, а стре­ мятся раздвигать и горизон­ ты возможностей ,'баяна, и рамки слушательской ауди­ тории. Одной, из отличительных черт липецкого трио всегда роде — одзержинске, была приверженность ксерь- вместе учились' музыке, да ' езной - .музыке. Произведе- и в Воронеж приехали учить- ния отечественной и зару- ея все дрое, и именно к Ти- бежной 'классики со с тав л яв г Г ш ь Г и т о г ® с ^ й “ жэт^^^^ мошенко. Но каждый из них драгоценную часть их репер- н ™ ? «,Мы н и Т ч « ^ ^ ж - дркая творческая индави- туара. 'Они настойчиво стре- «мы ни в чемне,из дуальность, а это не всегда мдтся найти место баяна в способствует объединению в русле общеевропейской куль- ансамбль. Она очень разные дуры. 1 к. Трио никогда не ориенти­ ровалось на некоего «сред­ него слушателя». Артисты привлекают на свою сторону завзятых меломанов, ' гюсто- янн1?1х посетителей симфони­ ческих и камерных концер­ тов — у этсй части публи­ ки до последнего времени на- блшдалось несталько пред­ взятое отношение к баяну. Концерты трио, как правило, Диалог такой не прост. Но липецкий ансамбль умеет его наладить, н без заитрьша- ния, на серьезном уровне. Во время недавних гаст­ ролей в 0|дном из сел Тер- бунокого района произошел случай, о котором мне рас­ сказал В. Мельник. — Слушатели здесь, ве­ роятно, впервые вживую встретились с серьезной му­ зыкой. Радио или телевиадр, когда ее передавали, понят­ но, выключали. Мы словно бы говорили на разных язы­ ках. «Матаню» требовали те, кто постарше, «Ламбаду» — молодежь. И мы сыграли и то, и другое. А потом обра­ тились к залу: «Как видите, мы исполнили то, что вытре­ бовали. Но неужели это все, что вы хотите слушать?» И в притихшем зале зазвучали Бах и Чайковский. Может показаться, иго по­ словица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услы­ шать» мало применима к музыкантам. Но этих бая­ нистов лучше всего и ви­ деть, и сльппать. Способ- юность чувствовать зал, «кон­ тактность» с аудиторией — важная черта ансамбля. Яр­ кость., характерность, уме­ ние, находить не только зву­ ковое, но и сценическое ре­ шение музыки делают твор­ чество трио самобьдньш и ярко нащюяадьным. |В ньшешнем году 'Мне до­ велось вести передачу о трио по Воронежскому теле- вяде:иию. Я тогда шросид у музыкантов: в чем видят они спокойный, рассудитель­ ный Анатолий Науменко, вдумчивый интеллектуал Вячеслав Мельник и взрыв­ ной, темпераментный Вик­ тор Карпий. Это теперь мы понимаем, что они отлично дополняют друг друга и что объединяют их огромная лю- к музыке, завидная ра­ ботоспособность и, к бы ска­ зал, просто поэтическое от­ менили себе», — был едйно- дунщый ответ. Что же каса­ ется поздравлений с присво­ ением почетных званий, то случай для этого вскоре пред­ ставится всем многочнслен- яым поклонникам: 3 июля встречей с .самими дорогими слушателям'й-земляками ба­ янисты трио намерены за­ вершить ньшешний сезон. Концерт состоится в 19 ча­ сов в малом зале Дворца культуры профсоюзов. И. РЕЗНИКОВ, _______ музыковед. куснткамере Юмо|)исты смеются над тем же, над чем плачут сочините­ ли трагедий. Пубпицист оза- |'боченно пишет о пустых пол- |ках магазинов, а юморист иро- [низирует в манере Козьмы IПруткова; «Спросили раз ме­ ня, какой я сыр люблю. А тот. — ответил я, — который я куп­ лю». Моралист читает нота­ ции, а сатирик подмигивает; «Я с грустью думаю о друге, махнувшем шапкой с корабля. Он где-то на Полярном кру­ ге, а с ним и три моих руб­ ля». Философ напоминает о тщете честолюбия, а насмеш­ ник улыбается: «Вер вверх и вверх, вот оседлал верхушку... И кто-то плюнул на макушку». И даже сама смерть и страх перед ее неотвратимостью вы­ зывают у этих людей желание сострить, поиграть словами: «Несчастным старцем умирает тот, кто молодым счастливцем Есть у них какое-то хитрое стеклышко. Сквозь него ’ чер­ ное видится не таким черным, а белое, что поделаешь, — не таким уж белым. Анекдот по­ могал нам сохранять душев­ ное эдор.ов1ье 'поцредк беоомыс^ Л'ицы и безнадежности. Скет­ чи Жванецкого или Задорно­ ва дают силы не отчаиваться и сегодня. Смехом спасают и спасаются от крайностей как пессимизма, так и оптимизма. Он возвращает к норме. К зо­ лотой середине, за пределами которой опасно жить. Быть может, поэтому стеклышком юмора, иронии, насмешки вре­ мя от времени пользовались и как будто бы мало склонные к юмористическому восприятию реальности литераторы. Допус­ тим, великий Гете, Или Шил­ лер. Или романтик Александр Грин. Их веселые строчки то­ же помещены в симпатичной книге «Парнасские страдания», снабженной еще и подзаголов­ ком: «Поэтическая кунсткаме- ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО Как вежливые гости, .входя в дом .М1алоан.акомо.го чедажека, держат в гаамяти его имя-отче­ ство, так 'И мы по дороге, в Кишинев перебирали известные нащ. факты, аэ геогр.афии, ис­ тории, раэворечивык гшешых цубешкацнй. В кшишевоком аэропорту ждаяю .первое знакомство. Наш друг Анэтолий — молдавский ЖУрнашист — пришел на встре­ чу не один. Его спут,няк ул .^ - нулся в пшеничные усы я про- тяиул руку: «Владимир». Ска­ залось, у Володи есть маши­ на, он нас подбросит. Челювек, знакомый с доро­ гами Средней России,, въезжая на автоМ1обиле в столицу Мол­ давия, сразу обратит вмимание на две вещи: прекрасную бе- тойиу и ее расположение. Трас­ са Опоясывает город кольцом, с иоторого можно поиасть в любой район;Киш.янев!а,и пото- м'у .нет необходимости шаресе- кать город из конца в конец. И эта особенность тем более примечательна, что в - акало- пически чистом Кишиневе едва ли не единственный и самый серьезный исгочяшс эаг.ря'зие- »ия .воздуха — выхлопные га- ( а'втомобнлей. му нужно иринять решение. Через несколько 'минут все объяснилось: Володя хочет уе­ хать туда, где нет ни дом'а., ни родных, но есть соотечествен­ ники — люди, гав'0!рящие на одном с' тобой языке. В Ки- ши1неве он оставит дом‘, дру­ зей, любимую работу,.. ком'у) — господарю Молдавии рубежа XV—XVI веков, и рав- ворач'ИВ'аетс'Я, если можно та.к выразиться, внешняя сторона всей политич'еокой жизни рес- пуб;гик1И. Праэдно гуляющик тут м-ало, и это, 'несмотря, на •го, ЧТО! в днух шагах 'находит­ ся главны'й вход •» одно .и'з омой иультуры. Все об'ьедине- ния издают свои газеты. . Кроме этого им'еется' ,ряд‘ абщ.асгГвенных фо:р1ми|рований, официально не приэнаввых и законодательно 'не утвержден- ньк. К иш относятся: Де- мю1К|р;атинвзк1а.я ' христианская лига жешцин, 'Социал-деМ'рк- 22 мая в городе сюстояшись .похороны убитого, 'нескольки­ ми днями, назад в центре Ки­ шинева, недалеко от Штефана, русского юноши Дм'итрия Ма- тюшкина, одного из учащихся, тех^лог1нчеоко1го техникума,' которые , вылились в мощное политическое выступление. на Относительно тихую Киев­ скую к ’НЧ'У. В''тени раскадис- тьк деревьев всегда удобно опрятаться от ввзепроникаюших лучей южного солнца. Наше вмим'аиие приилек обыиный с виду пятиэтажный дом, с боль­ шими балконами, за п^зелива- ЮЩН1МИСЯ); явно «не вашего» > будет там гос- Путевые заметки ВЕЛИКОГО ШТЕФАНА Перестройка необычайно политлЬировала все общество; пробудила национальное сознание 1народов всех республик, которое обретает подча4 не только митинговые, но и са­ мые жесткие я противозаконные формы выражения, ущемляет интересы иаселения других национальностей, проживающих на территории той и^и иной республики. Об этом сви­ детельствует такое несовместимое с мирным временем явление, как беженцы. Как пойдут дела завтра, почему, казалось бы, решенный на все времена национальный вопрос так обострился сегодня? I Об этом размышляют наши молодые журналисты, побывавшие недавно в столице Мол' давни — Кишиневе. ' ■ недороде виноцрада цз-за за- мюроэков, |р|усскп.х , .«мятеж­ ных» городах Бевд1ер(ах и Ти­ располе, не желающих 'йодий- мать «тр1Ик.олЮ|р», вместо крас­ ного флага, орфографических ошйбвшх в молда1ВСК1Их газе­ тах, перешедших .на «латини­ цу», и, наконец, о том, .что в эти вых01Д1Ные не будет «бра­ тания» с .румынами, как две недели .назад. Сотни ;рум.ы1н, пе)решедш.их еще .в апреле в Молдавию ‘ПО цветочному мо­ сту, .не желают возвращаться офатно... .ПреК1рас1ный вид, , открыв­ шийся из чжон машины на го­ род, расположенный на хол­ мах, .восхмца.л неповторимой арх!игеитурой зданий; улиц, раЗ|ум1но и сдержанно скла­ дывавшейся столетия1М1к1 По­ ток 'мыслей был прер.раи воп- росам'и иа'шего новогС знаке- Володя — 'профессиональный фотограф, его труд хоцюшоот- яаниваегся, У него большая трехкчш1натна1Я, уже выкуплен­ ная кооперативная :к1В1арт,ир.; Жена, двое детей. Почему » Ч!ет уехать? Волюдя так гов' риг о своем, решении: — У меня, у моей семьи, в ли нын1еш.няя ситуация в :ре< пубиике будет .разаиваться так как это .происходило до сих по(р, 1нет 'И не будет будущего Яэьивовые цроблемы воэшйса- ют уже сейчас, и 'мы. рискуем ли:ш1иться работы. К том'у же нам нужно дум'атъ. й о детях — им учитьюя надо. В аэропорт о» приехал, что­ бы встретиться с на1мн, я ему нужен был сов'ет; какой город Черноземья .в1Ыбр|а,ть на жяг телыство. Мы единодушно «со­ сватали» ему Во|ро.неж, все еще не совсем' пю1НЙма:я чело­ века, оста..вляющего «трехком­ натную квартиру улучшенной пша'нироНии в центре Кишине- — Ребята, а ка Рогоии? Его интересовал^, что доедставляют с с ^ й города роосийскаго Черноземья, чем отличается там нынешняя по- литическ!ая ситуация от мол­ давской, .вопросы культуры, В|уэы, как относятся у нас к неожиданным хобби, есть ли в гфодаже земельные уч'астки... Владимир бросал нам вопро­ сы один за Другим. ВнИ'Мате- льно я с большей серъезноеггью,' чем того МОЖ1НО было бы ожи­ дать от по(чти «трамвайной» оитуашга, выслушивая ответы, Тж слушает человек, которо- С Володей мы в(сгретйШ1И1Сь еще раз перед отъездом до­ мой. Он пбдвед 'Вас в аэропорт и дал 60 р|ублей 'на о^явше- ния в Воронеже: «Куплю квар­ тиру или дом, или сруб». о ЧЕМ РАССКАЗАЛ ШТЕФАН — Хотите знать вое о се­ годняшнем дне Молдавии? — переспрехгил наш друг. — Пошли к Штефану! ..-Именно здесь, в центре Кишинева, на небольшом пя­ тачке 'У памятника Штефану чел Маре (Стефану 1П, .]^ли- живописнейших и уютныхме города — .парк, им'ени А. Пу.щк1ина. Люди приходят да, главным .образом, уамать о самых свеж'Их стях: здесь имеется 'Всв!М1ожность не только тать .развешенные на специаль­ ных стендах миог,оч1И|слвН1Н'Ше газеты различ'ныу форм1ировй.-- ний и группировок, но 'И. посл^' шать '«ко1МпеТштных» орат ' ров, шециалистои по вопросам «на элюбу д.ня»(, иоспорить ;|о хрипоты с пе;рвьш 1ВСТ1р.еч'Н1ым или, в конце концов, просто . вы1разить свое несогласие по любому поводу,;' Здесь, у Штефана,-отк1рыв.к- ется м'ногоцветная политиче­ ская палитра; сов 1 ременной Мол,- да|Ей1ц. А она, I действительно, раэнообраанЗу порой за.путан- на 'И Противоречива. .Судите сД- мя: на сегодняйтаий день ]в республике узаконено пя')’ь объединений. Это Народный фронт с его четко В'ыр.аженной пр.огр1а1М1мой в защиту .корен­ ного населения;;'Молдавии. |В противовес ему ;организовало^ и;нте!рдв.ижени1е ; «Уиитате» («Единство»), о1анов|у которого составяялот русские, украин­ цы, то .есть 'не М'олда'вская часть граждан |респу1блнки. На­ родное движение «Гагауз хал- кы» («Гагаузский народ») объ­ единяет в своих рядах пред­ ставителей этой небольшой на­ родности, .проживающей в юж- нья .районах Молдавии. Ос­ новное ее требование — тер­ риториальная автономия га­ гаузов. Актив;но действуют так­ же бол|га!рское общество «Воз- роядани'е» ;и й»Р^Й- ратичеоиая .партия ’И Дем'ок- ратическое 'молодеж1ное дви­ жение «Свободная Дачия». Са­ мым левым из них счита.ется последнее. Молодые пар.ни и девушки, 'В знак оолидарнооти повязывакмиие 'вок|руг голавы голубую ленточку (мы тоже В:идели' их у Штефана.), на.чер- талй аа своем знамени откро­ венно а1нтикамм|унистич'ескне лшунги', ВЕЛступая за присое­ динение свободной от «врасной заразы» Молдавии к Румынии. С тр|удом верилось, что мы , находимся а 'наш'ей, сов'етской реапубл1ике. И только редкие замечания нашего молда;вско- го К'олшепй во;эвращали нас к реалиям жизни. Мы снова смат|р1ели по, сто1р.овам, наблю­ дали, сопоставляли, ошысли- Вабудора.женные .люди требо­ вали от .властей .наведения в героде в республике 'пор.ядка. Сгычии «а нац;иональной поч- В;е 'Впоследнее время стали да- Л'^о не, редюими. Подобный случай со сме|ртельным исхо­ дом был в начале года. Тогда погиб м10лдавс1К1И’й ■парень Рус­ лан 'Бо!ЯНЖ|Иу.' Ситуация 22 мая развор'а'чивалась с молни­ еносной быстротой, в .противо­ борство вступили националис­ тические группи!ров.к.и.. К ве- „ ___ ч^'У ' раэбушеРавшаяся толпа И тут как нр крути;, ^ "~‘^палась у здания В'е;рх.овно- ни слова не ВЫфосИ|Шь.. варивают, тиница. Есть в ' Слободэейском райо­ не Молдавии сад-гигант «Па­ мять Ильича» (шутники нет- нет да .ивставят: какого Ильи­ ча? Не Леонида ли?) Впеиева- ли его повсюду. Но и с этим образцом пигантрмании црог М 1 а;шна.«, вышла. П€р.ефраа.ируя известные олова Гоголя, мож­ но сказать: «Редкая пчела■до­ летит до офедины сада». А раз не долетит,, то и дедевья там не плодоносят. Зато сад, к а к » мнопие друпие «Объек- гы>, обошешея народу, что на­ зывается, в кшеечк|у. Вот так капля за каплей ко­ пилось возм-ущение. А если, к этому добавить, что даже су­ ществовала теория о постепен- (юм сближении наций и наци- ональных равшичий, в резуль­ тате 'которого в будущем про­ сматривалась некая наднацио­ нальная общность, то удивлять­ ся не стоит. Б|умер.анг ;ве|рнул- ся, пер|ёпачканный не только черной кр'аской национализма, но и. кровью. «Во всем вино­ ваты эти русские!» — такую фразу вам орихоп.илось слы­ шать неоднок1ра1тно. Месть, как известно, слеца. Однако от оео- энаиия этого легче не стано- в'итс'я. И нам 'было все же ве- проиэводства,, стеклам:и которо­ го ;проом1атрнвал1Ись Замыслова- ___ _ тые зеленые аран.ж^реи'. Еще мьг1В'Н'- совсем недав'но этот дом был " о'оделен от грррда мира высокой железобетонной стеной. Находчивые го'рожане одрветилн ее _«китайкой». Та­ ким обра^м Ж|ИЛ1ьцы — в ос- ноином. члены бюро ЦК Ком­ партии республики — пыта­ лись сп|рятать свою «частную» жизнь от на.р'01да,. 'Им'енаа тж го.В‘Орят оегсвдни 'в Молдавии. новаты перед Только лишь 1 счие? . Совета. Под, грр'яяую |руку клала часть депутатов ,из Ти- 1СПОЛЯ, где прожнва,ет, в ос - ' кф-вном, р1усскоязычяое населе- 'Вот м'имо прошла енмпатич- на.я девушк'а с сине-желто- ■ кр.аоным флажком на блузке. «Тр'икошо|ровый» государствен­ ны» флаг Молдавии. Точно такой же .раэвева'ется .над,зда­ нием Верховного Совета рес­ публики; Там с 17 апреля идет первая сессия двенадцатого созыва, аде р.азворачивается внутренняя, глубинная ка.рти- на политической жизни Мол­ давии. Она не менее драма­ тична, нежели та,, что бурлит На пятачке у Штефама. Мы прилетели в Кишинев в то самое в;ремя, когда :Пра'В'и- тельство республики в полном составе подало в отставку. Правда, депутаты ее не при­ няли, и свой портфель «сдал» только глава , прав1ительс'та. Чш 8ШВРВ ириэйс? 6 б -этом .факте, .кстати, щалось в централь'ных массовой йнфор- 1|И;и. В ЗИНК протеста, около 1, народных избраиииков по- -----1 зал заседания сессии. к: возник щризис. По сооедств'у, на .углу .улиц Горького 'И «Искр|Ь ется- др'угой дом, хот вать его так ;и язьис не рачивается. Это, скррее, дво­ рец! История его сооружения После н.аш.ей поездки .в.'Мол^ давию прошло немного време­ ни,. но ;в усш'овиях, когда по­ литический барометр, пок'азы- вает то «шторм», то «бурю» и давно уже не оста|навлив.ашся иа отметке «штиль», каждый день 'Привносит новые шт.рихИ:. Мы, наприм1ер„ узнали, что руажояэычные депутаты .из группы «Советска,я Молдавия» ■нашли, наконец, ио'нЬенсус с большей частью депутатов и вернулись на сессию Верховно- тоже хорошо . известна 'каждо- го Совета республики, оставив ЮТ день, когда,, мы зна- 1лис;ь с Кишиневом, у зда­ ния Верховного Совета рес­ публики и 'на пятачке у Ште­ фана бьио СП 0 К 0 Й 1 Н 01 . Но го­ речь М'Инувшего больно терза­ ла сердце .ПОСТОЯННО.думалось об ОДНОМ': что готовит день завтрашний? БУМЕРАНГ, М'у жителю республики. Быв- Ш'ИЙ первый оек|ретарь ЦК 'КП Молдавии 'И. И. Б.ОД1ЮЯ построил этот «домик» для... своей дочери. Конечно, в офи­ циальных 'бумагах он эн'ач'ил- ся, как Зал дру'жбы, в кото- Р'ом (при'нимали «выдающ'ихся гоЬтей» из Москвы, Но ведь птицы такого полета не. каж- эа собой право, как и любая друга.я Труппа, иметь незави­ симые политические убеждения. В ЭТОТ же период ста|лю из­ вестно и отношение Российско­ го .па.рла'М'внта, который 'Под- черинул,, что уважает право су­ веренной республики распоря- жЭться своей судьбой не в ущерб .интересам сувврени'ых' дый день эалетая.и в Кишинев, республик. Все течет. Й толь- КОТОРЫЙ ВЕРНУЛСЯ Сегодня 'В этом здании «по­ селился» республиканский центр культуры ;и .накусства., В Молдавии гообще-то . людей, которых 'Стронули места политические потрдое- ния, не так просто убедить, что вое еще может иэменит^ля. Будущее всевда загадочно, били строить с рашахом. В гажо оно не бывает без бытность того же Ивана, Ива- од'н .прошлого И ньиешняя ситу- новича заложили дв'адц'атидвух- ация в М'олдави'и .возииклд ж этаж,ный институт виноделия, на пустом месте До сих шор эта. «Ч|удо-ба'Щня» "■ онротливо стоит в отк;рытом С ш'умных нишипевских ма- поле, и новые ;власти не ре- Гйстралей мы 'вдруг овернрч шат, дее ее занять. Пог^- 'Вчера из Воронежа мы по­ лучили |известие и 'привет от Володи кишиневского зна- К0М10ГО. Пр1иехал в Воронеж, поКуп'а,ег дом. ' . • Вообще компания в кунст­ камере подобралась пестрая. Гете встретился с Евгением Евтушенко, поэты «Сатирико­ на» — с поэта,м1И «Крокодила»^ Даниил Хармс — с Алексан­ дром Ивановым, Лец — с Зладимиром Высоцким, италь­ янец из XVII века| -Якопо Пери — с Александром Гали­ чем... Представленные ими экспонаты любопытны, забав­ ны, да и поучительны. Иные только в кунсткамере и обна­ ружишь, Например, стихотво­ рение Игоря Северянина, в котором он отказывает в нра­ ве на звание поэта... Борису Пастернаку. Так прямо и пи­ шет; «Когда в поэты тщится Паютернж...» Почмоему, это 'ОДИН из самых неожиданных парадоксов в щедрой на па­ радоксы книге; талантливый Северянин не смог вместить в свой читательский мир гени­ ального Пастернака. И, желая убить смехом собрата по пе­ ру, достиг непредвиденрого эффекта; мы снисходительно смеемся над ним самим, над ег*о близорукостью и самоуве -ренной категоричностью. Сатирическое самообслужи вание в «Парнасских страда ниях», впрочем, не редкость Просто другие поэты прекрас­ но осознают, что, иронизируя над ближним, они иронизиру­ ют и, над собственными недо­ статками, суетностью, тще­ славием. Это ведь один зыблемых законов жанра Кто-то из мастеров его ког да-то заметил: юмор смеется над теми, кто падает, тира — над теми,' кто толка­ ет. В нашем сборнике тоже есть и падающие, и толкаю­ щие. Но ни авторам, тателям не дано наблюдать эти цроцессы падения 'И тол­ кания со стороны. Отсмеяв­ шись над очередной парод:^ ей, эпиграммой, веселой баП ладой, начинаешь вспоминать а сколько же раз ты сам то в кровь колени расшибал, то по.:^ чье-то ребро локтем дви Среди участников «Парнас скйх страданий» особая роль у поэта Ефима Самоварщике ва. Говорят, он недальний \род ств'внни1к Козьмы Пр,ужова ученик, а также протеже Ев гения Сазонова. Впервые на печатался в альманахе «Поэ зия» — кстати, вся книга как раз и представляет избранные юмористические, страницы го популярного издания, сборнике Самоварщикову пожалели места. И он, водится, отблагодарил, хваливая себя и едко подде­ вая всех прочих: «Уж лучше быть в безвестности учителем словесности, чем обретя из­ вестность, уродовать словес- Стнхов в книге 1 С отнй ;. Ра1с- поДОжевы они по разделам с вафва.ния1ми - цитата'ми: «1П0- щ / -------- , ..1олюбия Шарлотту Вертер», «Жизнь хореша., как скумбрия в томате», «По ре­ ке плывет кастрюстя»... Авто­ ры публикуются в алфавитном порядке. А поскольку букв в алфавите много, а книжка то(лста.я,, то хоро.ших поэтов и стихов, на нее не хватило. Правда, кому-то хорошим по­ кажется одно, ко1М|у-то друтре. И наоборот. Но и хвалить, и ругать все будут одних и тех же людей, одну и ту же ор­ ганизацию: составителей сбор­ ника Н, Старшинова и Ген. Красникова и издательство «Молодая гвардия». й. НЕВЕРОВ. Г - - ' Г А I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz