Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 мая 1990 г., № 122 (18719) Окончание доклада Н. И. РЫЖКОВА (Начало на 2-й и 3-й стр.) мулы производства при не>-ме- ренном нарастании заяфосов потребителей, которых практи­ чески ничто не побуждало уме­ реть свои потребности, аконо- мить' ресурсы. Переход к рын­ ку потому и необходим, что он способ» переломить эти тенденции, заставить хозяйст­ вовать расчетливо, бережли/ «у активно отзтдааться на по- требитеяьскиД спрос. Только та* и можно прийти к сбалан­ сированности в экономике. Однако сразу сделать это трудно. Есть опасность, что при отсутствии развитой рыно­ чной нифраструктуры будут разрушены сложившиеся хо­ зяйственные св я з# а , новые, более рациональные, устано­ вятся «е сразу. Отсюда необхо­ димость, развивая рыночные отношения, действовать взве­ шенно, сохраняя за государст-' вом определешые функции в, организации рынков средств про 1 нзводств,а, продовольствия, прочих товаро,в повседневното спроса. О чем идет речь? Рынок предполагает самостоятельное нахождение 1 Ц)одавцов ч поку­ пателей, .реализацию товаров на взаимно приемлемых для них условиях. Наши же пред­ приятия приучены к Тому, что сбыт продукции, снабжение материалвным!и ресурсами кто- то обязан организовьшать за них. Многие могут оказаться в трудном положении только потому, что не будут толком знать, что делать, когда нжто не выделяет фонды и лимиты, не оасп'Исывает разиаоядки. На перйом этапе будут ид­ ти интенсивные процессы фоо- мирования необходимой по­ среднической сети, организа­ ции товарных бирж, ярмарок, систем коммерческой инфор мации, банков, страховых фирм, без которых рынок не может нормально функциони­ ровать. Придется Ъвладевать осно­ вами коммерции, маркетинга, восинтывать и обучать соот­ ветствующие кадры. Мы утра­ тили большей частью ндвыки в этой сфере деятельности. К торговле и тем, кто ею зани­ мается, утвердилось негатив­ ное, пренебрежительное от­ ношение — дескать, дельцы, спекулянты, мафиози, нагре­ вающие руки на дефиците. В таких суждениях, к со­ жалению, зачастую есть доля истины. Но надо иметь в ви­ ду, что повинна в этом преж­ де всего директивно-распреде­ лительная система, которая, подавляя предпринимательст­ во, в то же время создавала собственной неповоротливо­ стью благоприятную почву для теневой экономики, мно­ гочисленных злоупотреблений. Рынок — это торговля. А она немыслима без культур­ ного, цивилизованного тор­ говца, коммерсанта, , без по­ средника, которые организу­ ют движение товаров, заме­ няя государственных чиновни­ ков, занятых лишь распреде­ лением не принадлежащих им весурсов. Торговля должна рассматриваться не как пас­ сивная сфера обмена, но пре­ жде всего как двигатель и ре­ гулятор производства. Но пока эти процессы прой­ дут стадию становления и дая за ними и всемерно их поддерживая, позаботиться о том, чтобы не останавлива­ лось производство нужной прэ^ дуции, чтобы люди не испы­ тывали недостатка в самом необходимом. Правительство определило рвою позицию в - этом вопросе и подготовило предложения о становлении различных видов товарных рынков. Прежде всего скажу о рын­ ке средств производства и обеспечении материальной сбалансированности народно­ го хозяйства. Здесь положе­ ние весьма сложное. Пред- приятия, получив широкую самостоятельность, сами фор­ мируют свои планы про­ изводства. зачастую не счи- > таясь при этом ни с контроль ными цифрами, ни- даже г государственными заказами. К- тому же нередко они че вы­ полняют и договорных обяза­ тельств. Но материального обеспечения своих планов, тем не менее, требуют от го­ сударства. Чтобы распутать этот клу­ бок противоречий, необходи­ мо создать такие условия, при которых предприятия будут иметь возможность самостоя­ тельно формировать не только свои планы, но и отвечать Отсюда необходимость су­ щественного сокращения цент­ рализованного распределения ресурсов и принципиального изменения подходов к форми­ рованию государственных за- Напомню, что применяемый в настоящее время метод ча­ сто критиковался за то, что он по сути мало чем отли­ чается от директивного зада­ ния. Действительно, по важ­ нейшей номенклатуре продук­ ции государство заказывает основную пасть выпуска — до 95 процентов. Это дает опре­ деленную возможность че­ рез материальные ресурсы воздействовать на предприя тия, понуждать их к произ­ водству необходимых изде­ лий. Но в то же время аву.ч» летний опыт показал, что та­ ким образом трудно добить­ ся материальной сбалансиро­ ванности. И если сохранить сложившийся порядок, рыно-!- ные отношения развиваться не будут. Не случайно ведь в ка­ нун XXI века мы дожили до «расцвета» меновой торгов- Конечно, можно в макси- ^дальной степени сократить ко­ личество 'распределяемых ви­ дов продукции. Однако до­ статочно оставить полностью ,:В централизованном распре­ делении до десятка наимено­ ваний, таких, к примеру, ре­ сурсов, как прокат черных и цветных металлов или даже отдельных их видов, цемент, лес, некоторые химические ма­ териалы, топливо, — н само­ стоятельная деятельность предприятий окажется скован­ ной. Поэтому мы и воздер­ жались от шагов в этом на­ правлении. Другой вариант — эго ког­ да изготовитель самостоя­ тельно приобретает все не­ обходимое для своей деятель­ ности, Централиадванное пас- пределение полностью отсут­ ствует. В целом — путь весь­ ма перспективный. Но им, к сожалению, можно воспользо­ ваться только на определен­ ном этапе развития рынка; предложение тут всегда долж­ но превышать спрос. До это­ го нам пока еще далеко. Зна­ чит и полный отказ от цент­ рализованного распределения ресурсов на начальном этапз движения к рынку —• дело преждевременное. Суть третьего варианта в том. что государственный за­ каз устанавливается по огоа- ниченной номенклатуре важ­ нейшей продукции в объеме, необходимом для определен­ ных целей. При таком подхо­ де важно, чтобы число целей выбиралось минимальное, а условия государственных за­ казов были выгодны для про­ изводителей. Этого можно до­ биться, если проводить соот- ветствутощую политику цен и налоговых льгот. Вместе с тем на первом этапе необходимо сохранить обязательность го­ сударственных заказов и пре­ дусмотреть строгие санкции за их неисполнение. Этот вариант правительст во признало наиболее отве чающим целям и возможно­ стям переходного периода к рынку. Намечается с 1991 го­ да ограничить состав государ­ ственных заказов следующими целями: оборонные нужды, за­ казы народного образования, здравоохранения и культуры, выполнение экспортных обя­ зательств страны, реализа­ ция общегосударственных на­ учно-технических программ, формирование рыночного фон­ да для населения и создание государственных материаль­ но-технических резервов. ■ Уч­ тена особая необходимость в устойчивой работе агропро­ мышленного комплекса и лег­ кой промышленности — эти отрасли по важнейшим видам ресурсов включены в качест­ ве основных целей в состав государственного заказа. Таким образом, в централи­ зованном порядке будут оас- пределяться только те объе­ мы продукции ограниченной номенклатуры государствен­ ного заказа, которые необхо­ димы для решения. указанных целевых задач. Все. что га пределами этого круга интере­ сов, поступает в свободную реализацию. Расчеты показы­ вают, что при таком варианте удельный вес государственно­ го заказа в общем выпуске средств производства соста­ вит не более 40 процентов. Следовательно, появляется реальная возможность дать хороший импульс развитию рынка средств производства. Должен сказать, что едино­ душных сторонников у тако­ го подхода не было. Оппонен­ ты утверждали, что, став на этот путь, мы подорвем ма­ териальную сбалансирован­ ность. Полагаю, опасения та­ кого рода основаны на уко­ ренившейся вере в силу цен­ трализованного ' распределе­ ния. Однако весь наш опыт убеждает: даже в пору, ког­ да централизованно распре­ делялось все, добиться 109- процентного материального обеспечения никогда не уда­ валось. мы всегда жили в ос­ трейшем дефиците. Безуслов­ но, переход с будущего года практически всех отраслей на­ родного хозяйства на гора зонтальные связи и прямое взаимодействие предприятий на рынке средств производст­ ва далеко не так прост. Не­ обходимо уже сейчас поза­ ботиться о том, чтобы по воз­ можности в максимальной степени сохранить сложившие­ ся хозяйственные связи. По вторяю: начинать соответст­ вующую работу надо сейчас. Правительство считает, что вся существующая система материально . техническ о г о обеспечения должна без про­ медления подключиться к ре- • шению этой задачи и своей посреднической деятельностью поможет предприятиям навес­ ти мосты нового сотрулничест ком народного хозяйства, ко­ торый дестабилизирует наши финансы, поглощая и замора­ живая без надлежащей отда­ чи огромную массу ресурсов. Какие меры только нц при­ нимались,. но добиться сколь­ ко-нибудь заметного сокраще ния сроков строительства, концентрации сил и средств на ключевых объектах так я не удалось. Думаю, это обус­ ловлено тем, что до сих пор мы действовали, в основном, в рамках старой хозяйствен­ ной системы, тог,^ как изба­ виться от перечисленных по­ роков можно, только решитель­ но отказавшись от нее. До недавнего времени, как известно, преобладающая часть капиталовложений рас­ пределялась централизованно, и это, как показал многолет­ ний опыт, ни в коей мере не гарантировало эффективнос­ ти их использования. В ходе реформы большая часть средств на инв 1 естиции была передана предприятиям. До­ статочно сказать, что на; 1990 год из 174 млрд, рублей, на­ правляемых на эти цели, на долю централизованных ка питальных вложений прихо­ дится около 84 млрд. На сле­ дующий год их намечается еще меньше. Ну. а., какой же результат? Мы рассчитывали, что пред­ приятия, поставленные в ус­ ловия полного хозрасчета и самофинансирования, ' будут расходовать инвестиции бо­ лее экономно. А вышло на­ оборот. Пресловутая «неза­ вершенка», и без того катаст­ рофически огромная, стала еще больше. За последние че­ тыре года объем незавершен­ ного строительства возрос на 60 млрд, рублей и достиг 181 млрд, рублей" — это 94 прс- цента к годовому объему ин­ вестиций! Конечно, в поисках причин не сбросить со счетов несба­ лансированность экономики, дефицит ' строительных мощ­ ностей и оборудования. Но ес­ ли доискиваться до корня проблемы, то должно быть ясно: мы упираемся в отсут­ ствие экономического меха­ низма, который на основе го ризонтальных связей, на оы- ночных началах стимулиро­ вал бы накопление и обеспе­ чивал наиболее эффективно^ использование финансовых ресурсов. Убежден: если мы такой ме­ ханизм не создадим, то и пе­ реход к "рыночным отношениям в целом может быть поставлел под вопрос. Выход надо и: Кать в скорейшем формирова­ нии рынка в этой сфере. Пред­ посылки тут все налицо. Глав­ ное, здесь существенно мень­ ше, чем в промышленности, монополизация, строительное производство отличается структурной подвижностью, более восприимчиво к эконо­ мическим стимулам. Однако до тех пор, пока у заказчика будет сохраняться возможность вкладшать сво­ бодные средства в бесконеч­ ные по срокам и вновь начи наемые стройки, в осуществле­ ние неэффективных проект тов, разрыв между мощностя­ ми строительства и спросом на выполнение строительно­ монтажных работ нам не со­ кратить. Ведь это факт, что дйсбаланс за последние годы в связи с децентрализацией капитальных вложений даже увеличился. . Полагаю, нам необходимо пойти на самые радикальные меры. И прежде всего ограни чить инвестиционный спрос. У страны сегодня нет возмо­ жностей вкладывать ресурсы в «долгострой», в сооружение сомнительных, не сулящих от­ дачи объектов. Впрочем, это и всегда было бессмысленно. Только найболее эффектив­ ные, реализуемые в короткие сроки проекты имеют право на жизнь. Кто и как будет отбирать такие проекты? Заказчик, ра­ зумеется. Но отныне вряд ли он позволит себе «зарывать» свои деньги в землю. ^В соот­ ветствующем разделе доклада я говорил о крупных мерах в области финансов и кредита, таких, как сокращение бюд­ жетного дефицита, налоги, по­ вышение ставок банковского процента. Так что. дармовых денег больше не будет. К то­ му же и формирующийся ры­ нок строительной ' продукции поведет свой отбор. Об этом хочу сказать от­ дельно. К созданию такого - рынка мы идем уже на протя­ жении ряда лет. За это время проведена децентрализация управления строительством. В максимальной степени сокра­ щено централизованное плано­ вое влияние на формирование объемов подрядных работ. В дальнейшем, как представля­ ется. государственный заказ на общесоюзном уоовне станет включать в себя только огра­ ниченное число важнейших строек, финансируемых из со­ юзного бюджета. Точно так же союзные республики в пре­ делах своей компетенции бу­ дут определять государствен­ ный заказ на развитие произ­ водств, относящихся к респуб­ ликанской и коммунальной собственности, социально-куль­ турной сфере, природоохран­ ным мероприятиям. Оставшу­ юся часть строймонтажа стро­ ители будут набирать на рын­ ке подрядных работ. Как направление деятельно­ сти инвестиционного комплек­ са, имеющее особую социаль­ ную значимость, правительст-^ во рассматривает жилищное' строительство. Совет Минист­ ров СССР будет и впредь ру­ ководствоваться программой решения жилищной проблемы. В условиях рыночной эконо­ мики потребуются дополни­ тельнее меры поддержки жи­ лищного строительства как со стороны государства, так и особенно каждой союзной рес­ публики, региона, или области. И такая его поддержка, вклю­ чая развитие базы стройинду­ стрии и строительных матери­ алов, должна быть. Товарищи! Рыночные отношения необ­ ходимо развивать и в научно- технической сфере. Прежде всего рни должны охватывать прикладные ис­ следования и разработки, ко­ торые завершаются освоением новой техники и технологий в производстве. .Наиболее об­ щей формой организации науч­ но-технической деятельности здесь станут хозрасчетные до­ говора, а результаты разра­ боток будут реализовываться как товар. Рыночная конку­ ренция, безусловно, подтолк­ нет научно-технический про­ гресс в стране. Что касается фундаменталь­ ных исследований, то они и впредь будут патронироваться государством, основным источ­ ником их финансирования ос­ танутся ассигнования из союз­ ного и республиканских бюд­ жетов. Агропромышленный комплекс в условиях рыночных отношений Инвестиционный комплекс в условиях рыночных отношений Особую роль в переходный тиционной сфере. Надо ска- иернод будет играть норма- зать, что она в течение мно- •шзация положения в инвес- гих лет является тем учас!- Товарищи! Нет необходимости говорить о том, насколько важно для нас решение продовольствен­ ной проблемы. Глубоко убеж­ ден' я думаю, что эту пози­ цию разделяют большинство советских людей, — нормализа­ ция продовольственного снаб­ жения снимет самые острые вопросы социально-экономиче­ ского и политического харак­ тера. И здесь мы также впра­ ве рассчитывать на рыночные отношения, к которым агро­ промышленный комплекс вос­ приимчив существенно больше других отраслей. Именно ры­ нок, в широком его понима­ нии, должен поднять интерес людей к высокопроизводи­ тельному труду, радикально изменить их отношение к зем­ ле и средствам производства, возродить предприимчивого хозяина, конкуренцию и состя­ зательность. Рынок позволит развязать многие узлы и устранить сло­ жившиеся диспропорции в сельском хозяйстве. Об этом свндительствует опыт нашей страны и зарубежная практи- Рыночные отношения в АПК уже начали формиро­ ваться. Все более широкие масштабы приобретает торгов­ ля агропромышленных пред­ приятий на колхозных рын-^ ках, в фирменных магазинах, получает распространение ре­ ализация плодоовощной . про­ дукции и картофеля по дого­ ворным ценам. Потребитель-' ская кооперация закупает у населения и реализует по це^ нам договоренности продо­ вольственных товаров более чем на 10 млрд рублей. Вместе с тем надо учиты^ вать и то, что агропромышлен­ ный комплекс наиболее уяз­ вим к разного рода перекосам в экономике и во взаимоотно­ шениях со своими партнерами. Любые просчеты здесь могут повлечь спад производства, болезненно отразиться на всех слоях общества. Следователь­ но, перевод экономики аграр­ ного сектора на рыночные рельсы требует особенно взве­ шенных решений. Суть современной аграрной политики — предоставить крестьянину реальную воз­ можность самостоятельно хо­ зяйствовать и распоряжаться производимой продукцией и доходами, создать благоприят­ ные экономические предпосыл­ ки для функционирования всех форм собственности и хозяй­ ствования на селе. Речь, разумеется, идет не -о роспуске колхозов и совхозов,. а о диктуемых самой жизнью изменениях производственных отношений через развитие аренды, образование добро­ вольных ассоциаций коопера­ тивов, где каждый работаю­ щий является совладельцем общественных фондов, а так­ же о самостоятельных кресть­ янских хозяйствах и их обь-' единениях. Обидное слово «по­ денщик» станет неприменимым ни к колхознику, ни к рабоче­ му совхоза. Законы о земле и собственности, положившие на­ чало обновлению деревни, на­ иболее полно проявят себя' в условиях- рыночной экономи­ ки. Состоятельный сельский товаропроизводитель, рачи­ тельный хозяин, активно вли­ яющий на рынок, вот то, что нам нужно сегодня. В агропромышленном ком­ плексе на переходный период намечено осуществить ряд приоритетных мер. Останов­ люсь на важнейших из них. Прежде всего это меры, на­ правленные на финансовое оздоровление сельской эконо­ мики. О повышении закупоч­ ных цен на зерно урожая 1990 года, илц на год рань­ ше^ чем намечалось рефор­ мой, при сохранении действу­ ющих оптовых цен на про­ мышленную продукцию и ком­ бикорма я уже упоминал. Только за счет этого доходы сельского хозяйства возрастут на 9 млрд рублей. Подготовлены, как уже от­ мечалось, предложения о по­ вышении закупочных цен на все другие виды сельхозпро­ дукции. При этом выплаты за продукцию полей и ферм по сравнению с нынешними уве­ личатся на 39 млрд, рублей, а прибыль хозяйств возрастет примерно на* 19 процентов. Списываются также ранее отсроченные задолженности по ссудам с тех колхозов н совхозов, где организуются арендные коллективы, кресть­ янские хозяйства и коопера­ тивы. Ожидается, что за 1990 год такое списание составит 25-;—30 млрд, рублей. Эту сум­ му предлагается отнести на увеличение государственного внутреннего долга. Вместе с тем правительство учло специфику и особую со­ циальную значимость агро­ промышленного комплекса, и он включен в ограниченный перечень ключевых сфер, под­ лежащих гарантированному обеспечению важнейшими ви­ дами централизованно распре­ деляемых материально-техни­ ческих ресурсов. В дальнейшем будет последовательно прово­ диться линия на расширение объемов их свободной реали- Всем известны серьезные пороки сложившейся распре­ делительной системы матери­ ально-технического обеспече­ ния. Селу поступает большое количество ненадежной, а подчас и ненужной техники. Сельские предприятия факти­ чески лишены каких-либо ры­ чагов воздействия на изго­ товителей средств производст­ ва. Стыдно ведь говорить, но; куда денешься: за многие го­ ды в сельском хозяйстве так и не удалось комплексно меха­ низировать ни одной отрасли. Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство. В связи с сокращением обще­ го объема инвестиций в стра­ не необходимо на республи­ канском уровне обеспечить приоритет подрядных работ, осуществляемых в сельской местности, и прежде всего по новостройкам, связанным с социальным переустройством Нам важно, товарищи, по вернуть всю экономику к нуж дам даепосредственного произ­ водителя — крестьянина. Что бы новые Законы о земле собственности, аренде и аренд ных отношениях работали т полную силу, необходимо под крепить их детально разрабо тайным механизмом реализа­ ции земельной реформы, по­ мочь становлению новых форм хозяйствования организаци­ онными мерами, финансовыми и материально-техническими ресурсами. Правительство считает, что в рыночной экономике прои­ зойдут существенные переме­ ны во взаимоотношениях про­ изводителей продовольствен­ ных товаров и их потребите- По прогнозным оценкам, вполне вероятны следзчощие изменения на рынке продо­ вольственных товаров в 1991 (в процентах к итогу) 1989 год (факт.) 1991 год (расчет) всему, должны сыграть эконо­ мически самостоятельные, ос­ нованные на различных фор­ мах собственности предприя­ тия розничной и оптовой тор­ говли. Перед ними открыва­ ются широкие возможности для создания торгово-про­ мышленных ассоциаций, объ­ единений, акционерных об­ ществ, торговых домов и фирм, деятельность которых все в большей степени будет выхо­ дить за рамки отдельных ре гионов. Такой путь позволит отка заться от административно управленческих структур ти­ па торгов, трестов, управле нип монополизирующих то варные рынки и прямо не за интересованных в конечных ре­ зультатах работы предприятий торговли. о то же время правительст во считает, что на переход ном этапе к рынку важно со хранить государственное гулирование потоков опреде ленных товаров, обеспечиваю щих общегосударственные межреспубликанские потреб ности. Совет Министров СССР счи­ тает необходимым сохранить на отдельные виды непродо­ вольственных товаров государ ственный заказ республикам, также союзным предприятиям На его .основе будут форми­ роваться квоты для потреби телей, обеспечивающие им рантированные права на ступление продукции. По мере становления рынка необходи­ мость в такого рода квотах, конечно же, отпадет. Внешнеэкономические связи III | | | III Продовольственные товары, ре­ ализуемые непосредственно че­ рез государственную и «коопе­ ративную торговлю, всего в том числе: продукты животноводства продукты растениеводства рыбные продукты Существенные перемены на­ мечаются и в самой системе формирования продовольст­ венных ресурсов. Сейчас он% . складываются на основе госу­ дарственных заказов и заданий по поставкам в общесоюзный и республиканские фонды. а также на местное снабжение. Как быть дальше? Можно пойти двумя путями: и впредь доводить государственный за­ каз на поставку продукции до колхозов и совхозов или пол­ ностью перейти на свободные закупки продучсции. Такой государственный за-’ каз как директивный инстру­ мент в сельском хозяйстве не согласуется с Законами о зем­ ле и кооперации. В то же время переход на свободные закупки и договорные' цены может привести к взвинчива­ нию не только закупочных, но' и розничных цен, а в конечном счете усугубит разбалансиро- ванность продовольственного рынка. Выбран такой вариант. Для гарантированного обеспечения общегосударственных и меж­ региональных потребностей в продовольствии и сырье пре­ дусматривается на переходный период сохранить доведение правительством СССР государ­ ственного заказа на поставки продовольствия в общесоюз­ ный фонд только до союзных республик. Что касается фор­ мирования республиканских! фондов, то их объемы -^опре­ деляют Советы Министров со­ юзных республик. В целях гарантированного обеспечения государственного заказа на общесоюзные пот- 98, 2 70 30 ребности, республиканские нужды и местное . снабжение союзные республики вводят натуральный налог. Его пред­ полагается устанавливать кол­ хозам, совхозам и другим сельским товаропроизводите­ лям по основным видам про­ дукции; зерну, скоту и птице, молоку, хлопку, льнопрод}ж- ции, сахарной свекле, подсол­ нечнику и шерсти. Конкретные размеры налога определяют­ ся Советами Министров союз­ ных республик. . Правительством рассмотре­ ны также возможные переме­ ны, связанные с перестройкой внешнеэкономических связей, особенно в части импортных закупок продовольствия. Сей­ час страна, на импорт продую тов питания расходует свыше 12 млрд, валютных рублей. Экспорт же не превышает и десятой доли этого. При пе­ реходе к рыночной экономике надо принципиально решить вопрос об условиях импорта продовольственных товаров для республиканских нужд. Важное значение приобре­ тает и создание надежных продовольственных резервов. На союзном уровне наличие таких резервов совершенно недостаточное, а в республи­ ках. и особенно в областях и краях, их практически нет совсем. Следовательно, чтобы обеспечивать наполнение пот­ ребительского рынкам продук­ тами питания, надо создавать необходимые резервы и пере­ ходящие запасы продовольст­ вия, в том числе на респуб­ ликанском уровне. Организация потребительского рынка Товарищи! Эффективность мер по пере­ ходу к экономике рыночного типа в конечном счете будет оцениваться уровнем стабили­ зации и наполнения потреби­ тельского рынка товарами, а также их качественными из­ менениями. В первую очередь это должно коснуться струк­ туры товарооборота: предсто­ ит значительно увеличить в нем долю технически сложных товаров и предметов длитель­ ного пользования, мебели, лесных и строительных мате­ риалов,, других изделий повы­ шенного спроса. О продуктах питания я уже говорил. Осуществляемые в послед­ нее время меры по структур­ ной перестройке производства в пользу потребительского сек­ тора и конверсия оборонных предприятий уже начали да­ вать отдачу. В докладе пра­ вительства приведены кон­ кретные цифры. Напомню лишь, что за четыре месяца выпуск товаров народного пот­ ребления в машиностроитель­ ном комплексе возрос на 18 процентов, в оборонном — на 22 процента. Эта политика будет активно продолжена в следующей пя­ тилетке. В результате уже в 1992 году мы рассчитываем на з^величение производства цветных телевизоров по срав­ нению с 1989 годом на 2,2 млн. штук, видеомагнитофонов — на 600 тыс. штук, швейных машин — почти на 1 млн. -штук, мотоблоков — на 380 тыс. штук, илй в 3,7 раза. Становление рыночных от­ ношений, конечно же, приве­ дет к возрастанию удельного веса товаров, реализуемых по свободным и регулируемым ценам. Это очень важное ус^ ловие, позволяющее ускорить сглаживание необоснованных различий в потреблении и раз­ мещении товарной массы по союзным и автономным рес­ публикам, краям я областям. Ориентировочные расчеты показали, что уже в 1991 го­ ду вполне вероятны следующие изменения на общесоюзном рынке непродовольственных то­ варов народного потребления: (в процентах к товарообороту) Реали1зуется по | | | 1 1| Товары легкой промышленно- 60 Товары культурно-бытового и хозяйственного назначений 40 35 25 В этой связи хотел бы останаладить изучение конъ- новиться на проблеме преоб- юнктуры спроса, усилить влия- Товарищи! Мировой опыт показал, что темпы экономического разви­ тия стран, энергично участву­ ющих в мирохозяйственных связях, значительно выше. Разумеется, и наш отечест­ венный рынок не должен отго­ раживаться стеной от рынка мирового. Но для этого ради­ кальные преобразования дол( жны претерпеть и внешнеэко­ номические связи. Основой этих преобразований будут децентрализация и дальней­ шая либерализация условий внешнеэкономической деятель­ ности, демонтаж сложившихся в ней монопольных структур при одновременном обеспече­ нии эффективного государст­ венного регулирования с опо­ рой на экономические и пра­ вовые рычаги. В новых усло­ виях главным действующим лицом в этой сфере станут предприятия. Необходимо также раздви­ нуть нынешние жесткие гра­ ницы валютной самоокупае­ мости. Этому будет способст­ вовать создание в стране ва­ лютного рынка. Мы исходим из того, что должны быть четко распреде­ лены функции предприятий, министерств, союзных респуб- ■ лик и Союза ССР во внешне­ экономической деятельности,- использовании получаемой ва­ люты. Валютные фонды пред­ приятий прежде всего должны направляться на модерниза­ цию производства. Часть этих средств может аккумулиро­ ваться в отраслевых фондах министерств для реализации целевых программ по разви­ тию прогрессивных обЩеотра- елевых производств. В свою очередь валютные фонды союзных республик станут привлекаться для ре­ гионального развития, в том числе и для обеспечения пот­ ребительского рынка. Ну, а союзный валютный фонд бу­ дет ориентирован на .решение общегосударственных задач, включая создание валютного рынка. При таком разделении функций по-новому встает вопрос о внешнем долге стра-' ны н источниках его погаше- Государственное регулиро­ вание внешнеэкономических связей в новых условиях мы намерены перевести на обще­ признанные в мире правовые и экономические рычаги. Это новое таможенное, валютное, инвестиционное законодатель­ ство, соответствующие поло жения в законах о валюте банках, антимонопольном, ак ционерном, патентном законе дательстве. На определенное время при дется также сохранить госза каз на экспорт, а также кво тнрование и лицензирование Основую* подготовитель ную работу по переводу внеш­ неэкономического комплекса на рыночный режим хозяйст­ вования предстоит закончить до' начала 1991 года. Серьез-'! ные изменения произойдут в экономических взаимоотноше­ ниях со странами-членами СЭВ. С 1 Января намечается перей­ ти с ними на .мировые цены расчеты в свободно конверти руемой валюте. Включение страны в миро хозяйственные связи наряду необходимостью решения мно гих проблем остро поставит вопрос о конвертируемости рубля. Первый шаг в этом на­ правлении нам предстоит сде­ лать уже в этом году. Имею в виду изменение курса руб­ ля, приведение его в реальное соответствие с другими валю­ тами. В дальнейшем он дол­ жен гибко реагировать на ди­ намику внутренних цен и ми­ ровую валютную конъюнктуру. Регулирование процессов расширенного воспроизводства, особенности разработки Государственного плоно но 1991 год и отношение к формированию раэования торговли. Здесь бо­ лее всего нужно возродить де­ ловую коммерческую актив- ние торговли на структуру и обкемы производства товаров. Главную роль тут, судя по тринадцатой Товариши! Экономическая модель, фор­ мирование которой началось в стране, получила название ре­ гулируемой рыночной. В чем глубинная сущность такого ее определения и ка­ кое место призвано занять го­ сударственное регулирование в рыночной экономике? Во-первых, государство со­ средоточивает внимание на прогнозировании процессов расширенного воспроизводст­ ва, определений целей и прио­ ритетов, выработке политики социальной защищенности на­ селения. ; Во-вторых, государство в це­ лях реализации своей эконо­ мической политики берет на себя функции регулирования финансово-экономического воз­ действия на производство. В-третьих, государство сох­ раняет за собой' регуляторы прямого воздействия на эконо- Вам известно, что второй Съезд народных депутатов СССР поручил правительству • СССР разработать к сентябрю 1990 года тринадцатый пяти­ летний план, в котором была бы учтена специфика двух его, периодов; 1991—1992 годы! когда рыночные отношения еще только будзт формиро­ ваться и потребуются доста­ точно детальные плановые за­ дания; и 1993—1995 годы, ког­ да начнет функционировать рынок и содержание и харак­ тер плана изменятся корен­ ным образом. Совершенно ясно, что на начальном этапе формирования рынка развитие экономики бу­ дет' характеризоваться воз­ растающей неопределенностью, непредсказуемостью многих процессов. Разработать в та­ ких условиях пятйлетний план на 1991—1995 Годы практиче­ ски невозможно. Его все вре­ мя придется корректировать. Вместе с тем оставлять страну, особенно на первом этапе перехода к рыночным отношениям, без планового ре­ гулирования тоже нельзя. По­ этому Совет Министров СССР в настоящее время развернул работу йо подготовке плана на 1991 год и вносит предло­ жение представить его -проект Верховному Совету СССР, пятилетки Что касается пятилетнего плана, то его предлагается сформировать одновременно с планом на 1992 год. Мне бы хотелось сказать несколько слов и о тех изме-. нениях, которые, по мнению правительства, должна пре- V.. терпеть организационная струк­ тура управления. Многие функции, которые сегодня выполняют министер­ ства и ведомства, будут по: следовательно передаваться вниз, на уровень предприятий, объединений, ассоциаций, кон­ цернов. Целый' ряд других обязанностей смогут взять на себя специализированные хозч расчетные организации, фир­ мы и иные свойственные рын­ ку структуры. Конкретные пре­ образования тоже проводить надо, но лишь тогда, когда условия для этого , созреют. Да, собственно, процесс этот уже идет. В настоящее время в стране действуют 24 кон­ церна, 17 межотраслевых го­ сударственных объединений, 346 ассоциаций н 40 консорци­ умов, а всего в народном хо­ зяйстве образовано около 600 подобных объединений. На») предстоит принять серьезные меры, связанные с основательным переобучени­ ем руководителей предприятий всех типов. Именно управлен­ ческие кадры сегодня прежде всего нуждаются в знаниях механизма 'функционирова­ ния внутреннего и внешнего рынков, экономических мето­ дов регулирования производ­ ства и трудовых отношений. Таковы, товарищи, основные положения концепции перехо­ да к регулируемой рыночной экономике, разработанные Со­ ветом Министров СССР. Надеюсь, ^что общее стрем- ление решительно идти вп ер ед^ по пути кардинального обнов- К: ления нашего общества, кон­ структивный и ответственный подход к рассмотрению выд­ винутых проблем помогут при­ нять глубоко и всесторонне выверенные решения, отвеча­ ющие самой сути перестройки ее идеалам п целям. Зам. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz