Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 мая 1990 г., № 122 (18719) Окончание доклада Н. И. РЫЖКОВА (Начало на 2-й и 3-й стр.) мулы производства при не>-ме- ренном нарастании заяфосов потребителей, которых практи чески ничто не побуждало уме реть свои потребности, аконо- мить' ресурсы. Переход к рын ку потому и необходим, что он способ» переломить эти тенденции, заставить хозяйст вовать расчетливо, бережли/ «у активно отзтдааться на по- требитеяьскиД спрос. Только та* и можно прийти к сбалан сированности в экономике. Однако сразу сделать это трудно. Есть опасность, что при отсутствии развитой рыно чной нифраструктуры будут разрушены сложившиеся хо зяйственные св я з# а , новые, более рациональные, устано вятся «е сразу. Отсюда необхо димость, развивая рыночные отношения, действовать взве шенно, сохраняя за государст-' вом определешые функции в, организации рынков средств про 1 нзводств,а, продовольствия, прочих товаро,в повседневното спроса. О чем идет речь? Рынок предполагает самостоятельное нахождение 1 Ц)одавцов ч поку пателей, .реализацию товаров на взаимно приемлемых для них условиях. Наши же пред приятия приучены к Тому, что сбыт продукции, снабжение материалвным!и ресурсами кто- то обязан организовьшать за них. Многие могут оказаться в трудном положении только потому, что не будут толком знать, что делать, когда нжто не выделяет фонды и лимиты, не оасп'Исывает разиаоядки. На перйом этапе будут ид ти интенсивные процессы фоо- мирования необходимой по среднической сети, организа ции товарных бирж, ярмарок, систем коммерческой инфор мации, банков, страховых фирм, без которых рынок не может нормально функциони ровать. Придется Ъвладевать осно вами коммерции, маркетинга, восинтывать и обучать соот ветствующие кадры. Мы утра тили большей частью ндвыки в этой сфере деятельности. К торговле и тем, кто ею зани мается, утвердилось негатив ное, пренебрежительное от ношение — дескать, дельцы, спекулянты, мафиози, нагре вающие руки на дефиците. В таких суждениях, к со жалению, зачастую есть доля истины. Но надо иметь в ви ду, что повинна в этом преж де всего директивно-распреде лительная система, которая, подавляя предпринимательст во, в то же время создавала собственной неповоротливо стью благоприятную почву для теневой экономики, мно гочисленных злоупотреблений. Рынок — это торговля. А она немыслима без культур ного, цивилизованного тор говца, коммерсанта, , без по средника, которые организу ют движение товаров, заме няя государственных чиновни ков, занятых лишь распреде лением не принадлежащих им весурсов. Торговля должна рассматриваться не как пас сивная сфера обмена, но пре жде всего как двигатель и ре гулятор производства. Но пока эти процессы прой дут стадию становления и дая за ними и всемерно их поддерживая, позаботиться о том, чтобы не останавлива лось производство нужной прэ^ дуции, чтобы люди не испы тывали недостатка в самом необходимом. Правительство определило рвою позицию в - этом вопросе и подготовило предложения о становлении различных видов товарных рынков. Прежде всего скажу о рын ке средств производства и обеспечении материальной сбалансированности народно го хозяйства. Здесь положе ние весьма сложное. Пред- приятия, получив широкую самостоятельность, сами фор мируют свои планы про изводства. зачастую не счи- > таясь при этом ни с контроль ными цифрами, ни- даже г государственными заказами. К- тому же нередко они че вы полняют и договорных обяза тельств. Но материального обеспечения своих планов, тем не менее, требуют от го сударства. Чтобы распутать этот клу бок противоречий, необходи мо создать такие условия, при которых предприятия будут иметь возможность самостоя тельно формировать не только свои планы, но и отвечать Отсюда необходимость су щественного сокращения цент рализованного распределения ресурсов и принципиального изменения подходов к форми рованию государственных за- Напомню, что применяемый в настоящее время метод ча сто критиковался за то, что он по сути мало чем отли чается от директивного зада ния. Действительно, по важ нейшей номенклатуре продук ции государство заказывает основную пасть выпуска — до 95 процентов. Это дает опре деленную возможность че рез материальные ресурсы воздействовать на предприя тия, понуждать их к произ водству необходимых изде лий. Но в то же время аву.ч» летний опыт показал, что та ким образом трудно добить ся материальной сбалансиро ванности. И если сохранить сложившийся порядок, рыно-!- ные отношения развиваться не будут. Не случайно ведь в ка нун XXI века мы дожили до «расцвета» меновой торгов- Конечно, можно в макси- ^дальной степени сократить ко личество 'распределяемых ви дов продукции. Однако до статочно оставить полностью ,:В централизованном распре делении до десятка наимено ваний, таких, к примеру, ре сурсов, как прокат черных и цветных металлов или даже отдельных их видов, цемент, лес, некоторые химические ма териалы, топливо, — н само стоятельная деятельность предприятий окажется скован ной. Поэтому мы и воздер жались от шагов в этом на правлении. Другой вариант — эго ког да изготовитель самостоя тельно приобретает все не обходимое для своей деятель ности, Централиадванное пас- пределение полностью отсут ствует. В целом — путь весь ма перспективный. Но им, к сожалению, можно воспользо ваться только на определен ном этапе развития рынка; предложение тут всегда долж но превышать спрос. До это го нам пока еще далеко. Зна чит и полный отказ от цент рализованного распределения ресурсов на начальном этапз движения к рынку —• дело преждевременное. Суть третьего варианта в том. что государственный за каз устанавливается по огоа- ниченной номенклатуре важ нейшей продукции в объеме, необходимом для определен ных целей. При таком подхо де важно, чтобы число целей выбиралось минимальное, а условия государственных за казов были выгодны для про изводителей. Этого можно до биться, если проводить соот- ветствутощую политику цен и налоговых льгот. Вместе с тем на первом этапе необходимо сохранить обязательность го сударственных заказов и пре дусмотреть строгие санкции за их неисполнение. Этот вариант правительст во признало наиболее отве чающим целям и возможно стям переходного периода к рынку. Намечается с 1991 го да ограничить состав государ ственных заказов следующими целями: оборонные нужды, за казы народного образования, здравоохранения и культуры, выполнение экспортных обя зательств страны, реализа ция общегосударственных на учно-технических программ, формирование рыночного фон да для населения и создание государственных материаль но-технических резервов. ■ Уч тена особая необходимость в устойчивой работе агропро мышленного комплекса и лег кой промышленности — эти отрасли по важнейшим видам ресурсов включены в качест ве основных целей в состав государственного заказа. Таким образом, в централи зованном порядке будут оас- пределяться только те объе мы продукции ограниченной номенклатуры государствен ного заказа, которые необхо димы для решения. указанных целевых задач. Все. что га пределами этого круга интере сов, поступает в свободную реализацию. Расчеты показы вают, что при таком варианте удельный вес государственно го заказа в общем выпуске средств производства соста вит не более 40 процентов. Следовательно, появляется реальная возможность дать хороший импульс развитию рынка средств производства. Должен сказать, что едино душных сторонников у тако го подхода не было. Оппонен ты утверждали, что, став на этот путь, мы подорвем ма териальную сбалансирован ность. Полагаю, опасения та кого рода основаны на уко ренившейся вере в силу цен трализованного ' распределе ния. Однако весь наш опыт убеждает: даже в пору, ког да централизованно распре делялось все, добиться 109- процентного материального обеспечения никогда не уда валось. мы всегда жили в ос трейшем дефиците. Безуслов но, переход с будущего года практически всех отраслей на родного хозяйства на гора зонтальные связи и прямое взаимодействие предприятий на рынке средств производст ва далеко не так прост. Не обходимо уже сейчас поза ботиться о том, чтобы по воз можности в максимальной степени сохранить сложившие ся хозяйственные связи. По вторяю: начинать соответст вующую работу надо сейчас. Правительство считает, что вся существующая система материально . техническ о г о обеспечения должна без про медления подключиться к ре- • шению этой задачи и своей посреднической деятельностью поможет предприятиям навес ти мосты нового сотрулничест ком народного хозяйства, ко торый дестабилизирует наши финансы, поглощая и замора живая без надлежащей отда чи огромную массу ресурсов. Какие меры только нц при нимались,. но добиться сколь ко-нибудь заметного сокраще ния сроков строительства, концентрации сил и средств на ключевых объектах так я не удалось. Думаю, это обус ловлено тем, что до сих пор мы действовали, в основном, в рамках старой хозяйствен ной системы, тог,^ как изба виться от перечисленных по роков можно, только решитель но отказавшись от нее. До недавнего времени, как известно, преобладающая часть капиталовложений рас пределялась централизованно, и это, как показал многолет ний опыт, ни в коей мере не гарантировало эффективнос ти их использования. В ходе реформы большая часть средств на инв 1 естиции была передана предприятиям. До статочно сказать, что на; 1990 год из 174 млрд, рублей, на правляемых на эти цели, на долю централизованных ка питальных вложений прихо дится около 84 млрд. На сле дующий год их намечается еще меньше. Ну. а., какой же результат? Мы рассчитывали, что пред приятия, поставленные в ус ловия полного хозрасчета и самофинансирования, ' будут расходовать инвестиции бо лее экономно. А вышло на оборот. Пресловутая «неза вершенка», и без того катаст рофически огромная, стала еще больше. За последние че тыре года объем незавершен ного строительства возрос на 60 млрд, рублей и достиг 181 млрд, рублей" — это 94 прс- цента к годовому объему ин вестиций! Конечно, в поисках причин не сбросить со счетов несба лансированность экономики, дефицит ' строительных мощ ностей и оборудования. Но ес ли доискиваться до корня проблемы, то должно быть ясно: мы упираемся в отсут ствие экономического меха низма, который на основе го ризонтальных связей, на оы- ночных началах стимулиро вал бы накопление и обеспе чивал наиболее эффективно^ использование финансовых ресурсов. Убежден: если мы такой ме ханизм не создадим, то и пе реход к "рыночным отношениям в целом может быть поставлел под вопрос. Выход надо и: Кать в скорейшем формирова нии рынка в этой сфере. Пред посылки тут все налицо. Глав ное, здесь существенно мень ше, чем в промышленности, монополизация, строительное производство отличается структурной подвижностью, более восприимчиво к эконо мическим стимулам. Однако до тех пор, пока у заказчика будет сохраняться возможность вкладшать сво бодные средства в бесконеч ные по срокам и вновь начи наемые стройки, в осуществле ние неэффективных проект тов, разрыв между мощностя ми строительства и спросом на выполнение строительно монтажных работ нам не со кратить. Ведь это факт, что дйсбаланс за последние годы в связи с децентрализацией капитальных вложений даже увеличился. . Полагаю, нам необходимо пойти на самые радикальные меры. И прежде всего ограни чить инвестиционный спрос. У страны сегодня нет возмо жностей вкладывать ресурсы в «долгострой», в сооружение сомнительных, не сулящих от дачи объектов. Впрочем, это и всегда было бессмысленно. Только найболее эффектив ные, реализуемые в короткие сроки проекты имеют право на жизнь. Кто и как будет отбирать такие проекты? Заказчик, ра зумеется. Но отныне вряд ли он позволит себе «зарывать» свои деньги в землю. ^В соот ветствующем разделе доклада я говорил о крупных мерах в области финансов и кредита, таких, как сокращение бюд жетного дефицита, налоги, по вышение ставок банковского процента. Так что. дармовых денег больше не будет. К то му же и формирующийся ры нок строительной ' продукции поведет свой отбор. Об этом хочу сказать от дельно. К созданию такого - рынка мы идем уже на протя жении ряда лет. За это время проведена децентрализация управления строительством. В максимальной степени сокра щено централизованное плано вое влияние на формирование объемов подрядных работ. В дальнейшем, как представля ется. государственный заказ на общесоюзном уоовне станет включать в себя только огра ниченное число важнейших строек, финансируемых из со юзного бюджета. Точно так же союзные республики в пре делах своей компетенции бу дут определять государствен ный заказ на развитие произ водств, относящихся к респуб ликанской и коммунальной собственности, социально-куль турной сфере, природоохран ным мероприятиям. Оставшу юся часть строймонтажа стро ители будут набирать на рын ке подрядных работ. Как направление деятельно сти инвестиционного комплек са, имеющее особую социаль ную значимость, правительст-^ во рассматривает жилищное' строительство. Совет Минист ров СССР будет и впредь ру ководствоваться программой решения жилищной проблемы. В условиях рыночной эконо мики потребуются дополни тельнее меры поддержки жи лищного строительства как со стороны государства, так и особенно каждой союзной рес публики, региона, или области. И такая его поддержка, вклю чая развитие базы стройинду стрии и строительных матери алов, должна быть. Товарищи! Рыночные отношения необ ходимо развивать и в научно- технической сфере. Прежде всего рни должны охватывать прикладные ис следования и разработки, ко торые завершаются освоением новой техники и технологий в производстве. .Наиболее об щей формой организации науч но-технической деятельности здесь станут хозрасчетные до говора, а результаты разра боток будут реализовываться как товар. Рыночная конку ренция, безусловно, подтолк нет научно-технический про гресс в стране. Что касается фундаменталь ных исследований, то они и впредь будут патронироваться государством, основным источ ником их финансирования ос танутся ассигнования из союз ного и республиканских бюд жетов. Агропромышленный комплекс в условиях рыночных отношений Инвестиционный комплекс в условиях рыночных отношений Особую роль в переходный тиционной сфере. Надо ска- иернод будет играть норма- зать, что она в течение мно- •шзация положения в инвес- гих лет является тем учас!- Товарищи! Нет необходимости говорить о том, насколько важно для нас решение продовольствен ной проблемы. Глубоко убеж ден' я думаю, что эту пози цию разделяют большинство советских людей, — нормализа ция продовольственного снаб жения снимет самые острые вопросы социально-экономиче ского и политического харак тера. И здесь мы также впра ве рассчитывать на рыночные отношения, к которым агро промышленный комплекс вос приимчив существенно больше других отраслей. Именно ры нок, в широком его понима нии, должен поднять интерес людей к высокопроизводи тельному труду, радикально изменить их отношение к зем ле и средствам производства, возродить предприимчивого хозяина, конкуренцию и состя зательность. Рынок позволит развязать многие узлы и устранить сло жившиеся диспропорции в сельском хозяйстве. Об этом свндительствует опыт нашей страны и зарубежная практи- Рыночные отношения в АПК уже начали формиро ваться. Все более широкие масштабы приобретает торгов ля агропромышленных пред приятий на колхозных рын-^ ках, в фирменных магазинах, получает распространение ре ализация плодоовощной . про дукции и картофеля по дого ворным ценам. Потребитель-' ская кооперация закупает у населения и реализует по це^ нам договоренности продо вольственных товаров более чем на 10 млрд рублей. Вместе с тем надо учиты^ вать и то, что агропромышлен ный комплекс наиболее уяз вим к разного рода перекосам в экономике и во взаимоотно шениях со своими партнерами. Любые просчеты здесь могут повлечь спад производства, болезненно отразиться на всех слоях общества. Следователь но, перевод экономики аграр ного сектора на рыночные рельсы требует особенно взве шенных решений. Суть современной аграрной политики — предоставить крестьянину реальную воз можность самостоятельно хо зяйствовать и распоряжаться производимой продукцией и доходами, создать благоприят ные экономические предпосыл ки для функционирования всех форм собственности и хозяй ствования на селе. Речь, разумеется, идет не -о роспуске колхозов и совхозов,. а о диктуемых самой жизнью изменениях производственных отношений через развитие аренды, образование добро вольных ассоциаций коопера тивов, где каждый работаю щий является совладельцем общественных фондов, а так же о самостоятельных кресть янских хозяйствах и их обь-' единениях. Обидное слово «по денщик» станет неприменимым ни к колхознику, ни к рабоче му совхоза. Законы о земле и собственности, положившие на чало обновлению деревни, на иболее полно проявят себя' в условиях- рыночной экономи ки. Состоятельный сельский товаропроизводитель, рачи тельный хозяин, активно вли яющий на рынок, вот то, что нам нужно сегодня. В агропромышленном ком плексе на переходный период намечено осуществить ряд приоритетных мер. Останов люсь на важнейших из них. Прежде всего это меры, на правленные на финансовое оздоровление сельской эконо мики. О повышении закупоч ных цен на зерно урожая 1990 года, илц на год рань ше^ чем намечалось рефор мой, при сохранении действу ющих оптовых цен на про мышленную продукцию и ком бикорма я уже упоминал. Только за счет этого доходы сельского хозяйства возрастут на 9 млрд рублей. Подготовлены, как уже от мечалось, предложения о по вышении закупочных цен на все другие виды сельхозпро дукции. При этом выплаты за продукцию полей и ферм по сравнению с нынешними уве личатся на 39 млрд, рублей, а прибыль хозяйств возрастет примерно на* 19 процентов. Списываются также ранее отсроченные задолженности по ссудам с тех колхозов н совхозов, где организуются арендные коллективы, кресть янские хозяйства и коопера тивы. Ожидается, что за 1990 год такое списание составит 25-;—30 млрд, рублей. Эту сум му предлагается отнести на увеличение государственного внутреннего долга. Вместе с тем правительство учло специфику и особую со циальную значимость агро промышленного комплекса, и он включен в ограниченный перечень ключевых сфер, под лежащих гарантированному обеспечению важнейшими ви дами централизованно распре деляемых материально-техни ческих ресурсов. В дальнейшем будет последовательно прово диться линия на расширение объемов их свободной реали- Всем известны серьезные пороки сложившейся распре делительной системы матери ально-технического обеспече ния. Селу поступает большое количество ненадежной, а подчас и ненужной техники. Сельские предприятия факти чески лишены каких-либо ры чагов воздействия на изго товителей средств производст ва. Стыдно ведь говорить, но; куда денешься: за многие го ды в сельском хозяйстве так и не удалось комплексно меха низировать ни одной отрасли. Хочу обратить внимание еще на одно обстоятельство. В связи с сокращением обще го объема инвестиций в стра не необходимо на республи канском уровне обеспечить приоритет подрядных работ, осуществляемых в сельской местности, и прежде всего по новостройкам, связанным с социальным переустройством Нам важно, товарищи, по вернуть всю экономику к нуж дам даепосредственного произ водителя — крестьянина. Что бы новые Законы о земле собственности, аренде и аренд ных отношениях работали т полную силу, необходимо под крепить их детально разрабо тайным механизмом реализа ции земельной реформы, по мочь становлению новых форм хозяйствования организаци онными мерами, финансовыми и материально-техническими ресурсами. Правительство считает, что в рыночной экономике прои зойдут существенные переме ны во взаимоотношениях про изводителей продовольствен ных товаров и их потребите- По прогнозным оценкам, вполне вероятны следзчощие изменения на рынке продо вольственных товаров в 1991 (в процентах к итогу) 1989 год (факт.) 1991 год (расчет) всему, должны сыграть эконо мически самостоятельные, ос нованные на различных фор мах собственности предприя тия розничной и оптовой тор говли. Перед ними открыва ются широкие возможности для создания торгово-про мышленных ассоциаций, объ единений, акционерных об ществ, торговых домов и фирм, деятельность которых все в большей степени будет выхо дить за рамки отдельных ре гионов. Такой путь позволит отка заться от административно управленческих структур ти па торгов, трестов, управле нип монополизирующих то варные рынки и прямо не за интересованных в конечных ре зультатах работы предприятий торговли. о то же время правительст во считает, что на переход ном этапе к рынку важно со хранить государственное гулирование потоков опреде ленных товаров, обеспечиваю щих общегосударственные межреспубликанские потреб ности. Совет Министров СССР счи тает необходимым сохранить на отдельные виды непродо вольственных товаров государ ственный заказ республикам, также союзным предприятиям На его .основе будут форми роваться квоты для потреби телей, обеспечивающие им рантированные права на ступление продукции. По мере становления рынка необходи мость в такого рода квотах, конечно же, отпадет. Внешнеэкономические связи III | | | III Продовольственные товары, ре ализуемые непосредственно че рез государственную и «коопе ративную торговлю, всего в том числе: продукты животноводства продукты растениеводства рыбные продукты Существенные перемены на мечаются и в самой системе формирования продовольст венных ресурсов. Сейчас он% . складываются на основе госу дарственных заказов и заданий по поставкам в общесоюзный и республиканские фонды. а также на местное снабжение. Как быть дальше? Можно пойти двумя путями: и впредь доводить государственный за каз на поставку продукции до колхозов и совхозов или пол ностью перейти на свободные закупки продучсции. Такой государственный за-’ каз как директивный инстру мент в сельском хозяйстве не согласуется с Законами о зем ле и кооперации. В то же время переход на свободные закупки и договорные' цены может привести к взвинчива нию не только закупочных, но' и розничных цен, а в конечном счете усугубит разбалансиро- ванность продовольственного рынка. Выбран такой вариант. Для гарантированного обеспечения общегосударственных и меж региональных потребностей в продовольствии и сырье пре дусматривается на переходный период сохранить доведение правительством СССР государ ственного заказа на поставки продовольствия в общесоюз ный фонд только до союзных республик. Что касается фор мирования республиканских! фондов, то их объемы -^опре деляют Советы Министров со юзных республик. В целях гарантированного обеспечения государственного заказа на общесоюзные пот- 98, 2 70 30 ребности, республиканские нужды и местное . снабжение союзные республики вводят натуральный налог. Его пред полагается устанавливать кол хозам, совхозам и другим сельским товаропроизводите лям по основным видам про дукции; зерну, скоту и птице, молоку, хлопку, льнопрод}ж- ции, сахарной свекле, подсол нечнику и шерсти. Конкретные размеры налога определяют ся Советами Министров союз ных республик. . Правительством рассмотре ны также возможные переме ны, связанные с перестройкой внешнеэкономических связей, особенно в части импортных закупок продовольствия. Сей час страна, на импорт продую тов питания расходует свыше 12 млрд, валютных рублей. Экспорт же не превышает и десятой доли этого. При пе реходе к рыночной экономике надо принципиально решить вопрос об условиях импорта продовольственных товаров для республиканских нужд. Важное значение приобре тает и создание надежных продовольственных резервов. На союзном уровне наличие таких резервов совершенно недостаточное, а в республи ках. и особенно в областях и краях, их практически нет совсем. Следовательно, чтобы обеспечивать наполнение пот ребительского рынкам продук тами питания, надо создавать необходимые резервы и пере ходящие запасы продовольст вия, в том числе на респуб ликанском уровне. Организация потребительского рынка Товарищи! Эффективность мер по пере ходу к экономике рыночного типа в конечном счете будет оцениваться уровнем стабили зации и наполнения потреби тельского рынка товарами, а также их качественными из менениями. В первую очередь это должно коснуться струк туры товарооборота: предсто ит значительно увеличить в нем долю технически сложных товаров и предметов длитель ного пользования, мебели, лесных и строительных мате риалов,, других изделий повы шенного спроса. О продуктах питания я уже говорил. Осуществляемые в послед нее время меры по структур ной перестройке производства в пользу потребительского сек тора и конверсия оборонных предприятий уже начали да вать отдачу. В докладе пра вительства приведены кон кретные цифры. Напомню лишь, что за четыре месяца выпуск товаров народного пот ребления в машиностроитель ном комплексе возрос на 18 процентов, в оборонном — на 22 процента. Эта политика будет активно продолжена в следующей пя тилетке. В результате уже в 1992 году мы рассчитываем на з^величение производства цветных телевизоров по срав нению с 1989 годом на 2,2 млн. штук, видеомагнитофонов — на 600 тыс. штук, швейных машин — почти на 1 млн. -штук, мотоблоков — на 380 тыс. штук, илй в 3,7 раза. Становление рыночных от ношений, конечно же, приве дет к возрастанию удельного веса товаров, реализуемых по свободным и регулируемым ценам. Это очень важное ус^ ловие, позволяющее ускорить сглаживание необоснованных различий в потреблении и раз мещении товарной массы по союзным и автономным рес публикам, краям я областям. Ориентировочные расчеты показали, что уже в 1991 го ду вполне вероятны следующие изменения на общесоюзном рынке непродовольственных то варов народного потребления: (в процентах к товарообороту) Реали1зуется по | | | 1 1| Товары легкой промышленно- 60 Товары культурно-бытового и хозяйственного назначений 40 35 25 В этой связи хотел бы останаладить изучение конъ- новиться на проблеме преоб- юнктуры спроса, усилить влия- Товарищи! Мировой опыт показал, что темпы экономического разви тия стран, энергично участву ющих в мирохозяйственных связях, значительно выше. Разумеется, и наш отечест венный рынок не должен отго раживаться стеной от рынка мирового. Но для этого ради кальные преобразования дол( жны претерпеть и внешнеэко номические связи. Основой этих преобразований будут децентрализация и дальней шая либерализация условий внешнеэкономической деятель ности, демонтаж сложившихся в ней монопольных структур при одновременном обеспече нии эффективного государст венного регулирования с опо рой на экономические и пра вовые рычаги. В новых усло виях главным действующим лицом в этой сфере станут предприятия. Необходимо также раздви нуть нынешние жесткие гра ницы валютной самоокупае мости. Этому будет способст вовать создание в стране ва лютного рынка. Мы исходим из того, что должны быть четко распреде лены функции предприятий, министерств, союзных респуб- ■ лик и Союза ССР во внешне экономической деятельности,- использовании получаемой ва люты. Валютные фонды пред приятий прежде всего должны направляться на модерниза цию производства. Часть этих средств может аккумулиро ваться в отраслевых фондах министерств для реализации целевых программ по разви тию прогрессивных обЩеотра- елевых производств. В свою очередь валютные фонды союзных республик станут привлекаться для ре гионального развития, в том числе и для обеспечения пот ребительского рынка. Ну, а союзный валютный фонд бу дет ориентирован на .решение общегосударственных задач, включая создание валютного рынка. При таком разделении функций по-новому встает вопрос о внешнем долге стра-' ны н источниках его погаше- Государственное регулиро вание внешнеэкономических связей в новых условиях мы намерены перевести на обще признанные в мире правовые и экономические рычаги. Это новое таможенное, валютное, инвестиционное законодатель ство, соответствующие поло жения в законах о валюте банках, антимонопольном, ак ционерном, патентном законе дательстве. На определенное время при дется также сохранить госза каз на экспорт, а также кво тнрование и лицензирование Основую* подготовитель ную работу по переводу внеш неэкономического комплекса на рыночный режим хозяйст вования предстоит закончить до' начала 1991 года. Серьез-'! ные изменения произойдут в экономических взаимоотноше ниях со странами-членами СЭВ. С 1 Января намечается перей ти с ними на .мировые цены расчеты в свободно конверти руемой валюте. Включение страны в миро хозяйственные связи наряду необходимостью решения мно гих проблем остро поставит вопрос о конвертируемости рубля. Первый шаг в этом на правлении нам предстоит сде лать уже в этом году. Имею в виду изменение курса руб ля, приведение его в реальное соответствие с другими валю тами. В дальнейшем он дол жен гибко реагировать на ди намику внутренних цен и ми ровую валютную конъюнктуру. Регулирование процессов расширенного воспроизводства, особенности разработки Государственного плоно но 1991 год и отношение к формированию раэования торговли. Здесь бо лее всего нужно возродить де ловую коммерческую актив- ние торговли на структуру и обкемы производства товаров. Главную роль тут, судя по тринадцатой Товариши! Экономическая модель, фор мирование которой началось в стране, получила название ре гулируемой рыночной. В чем глубинная сущность такого ее определения и ка кое место призвано занять го сударственное регулирование в рыночной экономике? Во-первых, государство со средоточивает внимание на прогнозировании процессов расширенного воспроизводст ва, определений целей и прио ритетов, выработке политики социальной защищенности на селения. ; Во-вторых, государство в це лях реализации своей эконо мической политики берет на себя функции регулирования финансово-экономического воз действия на производство. В-третьих, государство сох раняет за собой' регуляторы прямого воздействия на эконо- Вам известно, что второй Съезд народных депутатов СССР поручил правительству • СССР разработать к сентябрю 1990 года тринадцатый пяти летний план, в котором была бы учтена специфика двух его, периодов; 1991—1992 годы! когда рыночные отношения еще только будзт формиро ваться и потребуются доста точно детальные плановые за дания; и 1993—1995 годы, ког да начнет функционировать рынок и содержание и харак тер плана изменятся корен ным образом. Совершенно ясно, что на начальном этапе формирования рынка развитие экономики бу дет' характеризоваться воз растающей неопределенностью, непредсказуемостью многих процессов. Разработать в та ких условиях пятйлетний план на 1991—1995 Годы практиче ски невозможно. Его все вре мя придется корректировать. Вместе с тем оставлять страну, особенно на первом этапе перехода к рыночным отношениям, без планового ре гулирования тоже нельзя. По этому Совет Министров СССР в настоящее время развернул работу йо подготовке плана на 1991 год и вносит предло жение представить его -проект Верховному Совету СССР, пятилетки Что касается пятилетнего плана, то его предлагается сформировать одновременно с планом на 1992 год. Мне бы хотелось сказать несколько слов и о тех изме-. нениях, которые, по мнению правительства, должна пре- V.. терпеть организационная струк тура управления. Многие функции, которые сегодня выполняют министер ства и ведомства, будут по: следовательно передаваться вниз, на уровень предприятий, объединений, ассоциаций, кон цернов. Целый' ряд других обязанностей смогут взять на себя специализированные хозч расчетные организации, фир мы и иные свойственные рын ку структуры. Конкретные пре образования тоже проводить надо, но лишь тогда, когда условия для этого , созреют. Да, собственно, процесс этот уже идет. В настоящее время в стране действуют 24 кон церна, 17 межотраслевых го сударственных объединений, 346 ассоциаций н 40 консорци умов, а всего в народном хо зяйстве образовано около 600 подобных объединений. На») предстоит принять серьезные меры, связанные с основательным переобучени ем руководителей предприятий всех типов. Именно управлен ческие кадры сегодня прежде всего нуждаются в знаниях механизма 'функционирова ния внутреннего и внешнего рынков, экономических мето дов регулирования производ ства и трудовых отношений. Таковы, товарищи, основные положения концепции перехо да к регулируемой рыночной экономике, разработанные Со ветом Министров СССР. Надеюсь, ^что общее стрем- ление решительно идти вп ер ед^ по пути кардинального обнов- К: ления нашего общества, кон структивный и ответственный подход к рассмотрению выд винутых проблем помогут при нять глубоко и всесторонне выверенные решения, отвеча ющие самой сути перестройки ее идеалам п целям. Зам. редактора Н. СМОЛЬЯНИНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz