Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
2Ь мая 1990 г., № 122 (18719) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Продолжение доклада Н. И. РЫЖКОВА ^ (Начало яа 2 -й стр.). лигаций и казначейских обяза тельств. Набирает силу про цесс формирования акционер ных обществ. Их акции так же через какое-то время ста нут объектом свободной куп ли-продажи. Предприятия, ме стные органы власти, союзные республики смогут привлекать недостающие им средства пу тем выпуска облигаций и дру гих ценных бумаг, не обра щаясь за ресурсами ни к бюд жету, ни к банкам. Тем са мым средства других предприя тий и населения будут отвле каться с товарных рынков, что снизит платежеспособный спрос и облегчит достижение их сбалансированности. Так что формирование финансово го рынка мы также не можем откладывать надолго. Становление хозрасчета пред приятий и новых экономичес ких отношений уже привело к значительному перераспреде лению источников финансиро вания инвестиций. Лишь около 15 процентов' капитальных вложений Сейчас осзпцествляет- ся за счет союзнрго и столь ко же — за счет республикан ских бюджетов. С введением налоговой системы предприя( тия полностью прекратят от числения в централизованные фонды минйётерств. Следова тельно, мы избавимся еще от одного источника инвестиций, на практике зачастую приво дящего к разбазариванию средств. Между тем потребности в централизованных инвестици ях .пока весьма существенны. Значительная их часть расхо дуется на ресурсное обеспечец ние экономики. Судите сами; затраты на добычу полезных ископаемых постоянно растут, и рост этот вряд ли справед ливо перекладывать на пред приятия или территории, пос кольку они работают в интере сах всей федерации. Или дру гой пример. Общепризнано значение крупных общегосу дарственных экологических и экономико-социальных про грамм, таких, скажем, как «Чернобыль», «Арал» и им' по добных. В ближайшее время на реализацию такого рода Программ, по предварительным расчетам, потребуется напра вить не менее четверти госу дарственных капитальных вложений — это почти на 10 пунктов выше по сравнению с нынешним уровнем бюджетно го финансирования. Решение проблемы мы видим в форми ровании начиная с 1991 года внебюджетных союзных и рес публиканских инвестиционных фонцов, в которые будет на правляться 20 процентов амор тизационных отчислений пред приятий, за исключением лишь тех из них, что относятся к агропромышленному комп лексу. Совет Министров СССР просит поддержать это пред ложение. Реформа ценообразования Товарищи! Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в стране явля ется реформа ценообразования.' ■Совершенно очевидно, что нынешние цены не отражают ни действительных затрат н а ' производство, ни соотношения спроса и предложения, ни уровня мировых цен — сло вом , никаких экономических катего|р!Ий, Поистине — ко ролевство «кривых зеркал». Опыт работы предприятий, перешедших на хозяйственный расчет и самофинансирование,, со всей убедительностью пока зывает, что именно действую щая система цен и тарифов более всего препятствует про движению экономических пре- офазованн». Вопрос, как го ворится, перезрел. В процессе подготовки ре формы ценообразования рас сматривались разные, зачастую полярные точки зрения на ее проведение. Но можно ска зать, что основные различия в подходах сконцентрировались в двух вариантах. По первому — предполагал ся единовременный переход по большинству видов продукции производственно - техническо го назначения, товаров и ус луг от государственных фикси- рованных цен к свободным. , ' Второй вариант исходит из поэтапного введения рыночных методов ценообразования в со четании с государственным контролем за уровнем и дина микой цен. Безусловно, каждый из этих Вариантов имеет право на жизнь. При первом, на котором нас-танвают отдельные ученые, экономисты и публицисты, мы смогли бы в короткие сроки стабилизировать рынок, так как при этом сразу создают^ ся наиболее благоприятные условия для включения боль шинства элементов рыночного механизма, быстро достигает ся слабанеированность спроса и предложения. Вместе с тем следствием такого шага, как '' уже отмечалось, может быть взрыв всех цен и тарифов, не удержимый рост инфляции, что приведет к резкому ухуд шению условий жизни не только малообеспеченных, но и среднеоплачиваемых слоев на селения. . Сегодня невозможно полностью, ..предсказать дли тельность зуого процесса и его социально-политические последствия. I Поэтому правительство СССР считает более приемле мым второй вариант. Суть его заключается в том, чтобы в начале 1991 года централизо ванно осуществить единовре менный •комплексный пере- ■смотр всгй системы цея. Затем можно пржту- пать к постепенному введению рыночного ценообразования. При этом предполагается обес печить гибкое сочетание цен, устанавливаемых и регулируе мых государством, и свобод ных цен, формируемых под воздействием спроса и предло жения. Стало бы опасным за блуждением полагать, что ры ночная экономика может быть полностью свободна от участия государства в процес сах ценообразования. Необходимо также особо подчеркнуть, что проведение под контролем государства единовременного пересмотра всех действующих цен позво лит резко ослабить присущий становлению рынка рост инф ляции. В представленном докладе ^ определены основные пара метры изменения оптовых цен в промышленности и ее отрас- ; лях. В среднем рост цен здесь ‘составит около 46 процентов. При этом в наибольшей сте пени будут повышены цены |В топливно-сырьевых отраслях. Например, в топливно-энерге тическом комплексе увеличе ние достигнет 82 процентов, металлургическом — 71 про цента и химико-лесном 64 процентов. Это приблизит це ны на продукцию наших до бывающих и обрабатывающих отраслей промышленности к мировым, ликвидирует искусст венную дешевизну сырьевых ресурсов, создаст стимулы к ресурсосбережению. С участием союзных респуб лик, научных организаций и специалистов агропромышлен ного комплекса выработана концепция построения новых закупочных цен. В них полно стью учтены удорожание пот ребляемых сельским хозяйст вом материальных ресурсов, повышение процентных ставок за пользование банковским кредитом и другие дополните льные затраты. По основным видам сельско хозяйственной продукции за купочные цены с учетом скла дывающихся издержек произ водства и необходимости вы равнивания уровней рентабель-^ ностй повышаются до 55 про центов. Но самые трудные пробле мы возникли в области рефор мы розничных цен. Именно здесь завязаны в тугой узел экономические интересы как государства, так . и каждой семьи, каждого отдельного че ловека. Сложившаяся в 50-х — на чале 60-х годов система роз ничных цен крайне устарела. Особенно деформированы це ны на продовольствие. Они в 2—3 раза ниже его реальной стоимости. Производство про дуктов питания убыточно,се годня это один из главных тор мозов, сдерживающих наращи вание продовольственных ре сурсов. Мы пришли к положению, когда дотируются почти все важнейшие продукты питания. К примеру, килограмм говяди ны обходится государству в 5 рублей 88 копеек, а средняя розничная цена в государст венной торговле составляет 1 рубль 81 копейку. И так по большинству продуктов. В дальнейшем на покрытие до таций придется направлять все больше и больше средств. Если говорить откровенно, то с реформой розничных цен мы уже опоздали. Дальнейшее промедление будет только уве личивать трудности. Расчеты показывают, что розничные цены на продоволь ствие необходимо увеличить, в среднем примерно в 2 раза,!в том числе на мясные продук ты—в 2,3, рыбные —2.5, мо лочные — 2 , хлебопродукты — 3, сахар — 1,8, растительное масло — в 1,7 раза. При это!м надо подчеркнуть, что, вводя новые уровни роз ничных цен мы не стремились уйти от дотационности. Так, дотации на мясо-молочную про дукцию будут составлять око ло 45 млрд.. рублей. Чтобы полностью от них отказаться, пришлось бы повысить, ска жем, цену на говядину др 9 рублей за килограмм против намеченных 5 рублей 50 ко пеек. Считаем это неприемле- Может возникнуть вопрос; а нельзя ли, снизив затраты в сельскохозяйственном произ водстве и соответственно заку почные цены, сохранить ныне действующие розничные цены? Конечно, это был бы наилуч ший вариант. Но надо быть реалистами. Мы ведь знаем, что произ водительность труда в нашем сельском хозяйстве пока еще низкая, значит, затраты на ПррИ31ВОДСТВО высоки. Поэтому ожидать быстрого повышения эффективности сельского хозяйства и ликви дации убыточности производст ва продовольствия — значит не считаться с фактическим по ложением дел, вы.д;авать же лаемое за действительное. Наряду с продуктами пита ния намечается также повыше ние розничных цен на отдель ные виды непродовольствен ных товаров. При этом цены на ткани и изделия из них увеличатся на 30—50 процен тов, обувь — на 35 , меховые изделия — на 20 , отдельные виды товаров культурно-быто вого и хозяйственного назна чения — на 30, строительные материалы — на 50 процен- Предусматрнвается повыше ние тарифов на бытовые и коммунальные услуги (кроме квартирной платы) — на 70 процентов, на пассажирские перевозки авиационным и же лезнодорожным транспортом — на 50 процентов. Товарищи депутаты! Вам из вестно, что правительство при няло решение о повышении закупочных цен на зерно уро жая •1990 года. Мы пошли на этот шаг, чтобы как можно быстрее создать колхозам и совхозам дополнительные сти мулы для наращивания произ водства. Страна не в состоя нии больше сохранять в сло жившихся масштабах закупку зерна за рубежом. В связи с введением новых закупочных цен расходы госу дарства на эти цели возрас тут в текущем году на 9 млрд, рублей. Соответственно уве личится выручка колхозов и совхозов, из которой около 5 млрд, рублей будет использо вано на оплату труда. Повысив закупочные цены на зерно, мы пока не трону ли цен на хлебо-булочные из делия. Но здесь нужно посо ветоваться. Ведь сколько вкла дывается труда и проливается человеческого пота, прежде чем хлеб приходит к нам на стол, а мы относимся к нему просто варварски. Будем от кровенны — не потому ли, что он так дешев и доступен? В этих условиях правитель ство предлагает приблизить срок введения предусмотрен ных реформой новых розйич- ных цен на хлеб и хлебопро дукты. Можно было бы сде лать это с 1 июля текущего' года. Дополнительные расходы населения при этом составят 17,5 млрд, рублей. которые будут полностью ему компен сированы. Самый важный результат этой меры заключается в том, что будет обеспечена эконо мия не менее 5 млн. тонн хле ба, Но следует учитывать и другое — часть его идет сей час на корм скоту. В связи с этим надо и в центре, и в республиках принять меры к увеличению продажи населе нию концентрированных кор- Правительство просит Вер ховный Совет СССР под держать предложение о введе нии новых розничных цен на хлеб и хлебопродукты с 1 ию- Как я уже говорил, едино временный пересмотр всей системы цен является первым этапом реформы ценообразо вания, Правительство счита ет, что в дальнейшем, при пе реходе к регулируемому рын ку, система цен в народном хозяйстве будет включать в себя три основных вида; это — устанавливаемые го сударственными органами твердые фиксированные це ны, обязательные для всех поставщиков; это — регулируемые цены в основу которых принимаю*- ся прейскурантЦ а союзны ми и республиканскими орга нами устанавливаются преде лы отклонения от них. Кон кретную цену в этих, пределах будут определять поставщики и потребители самостоятель но. Возможны и иные методы гибкого регулирования цен; и наконец. — это свобод ные цены, формируемые под воздействием спроса и пред ложения. < С учетом экономической си туации и конъюнктуры то варного рйнка применение того или иного порядка цено образования на конкретные виды продукции будет уста навливаться Советом Мини стров СССР и правительст вами союзных республик. Представляется, что в бли жайшей перспективе госу дарство должно сохранить в своих руках утверждение оп товых цен на важнейшие сырь евые и топливно-энергетичес кие ресурсы, на продукцию предприятий-монополистов, за купочных цен на сельскохо зяйственную продукцию, по ставляемую в счет натураль ного налога. Для обеспечения социальной защищенности нВселения го сударство будет также уста навливать или рёгулировагь розничные цены на важней шие товары народного по требления, такие, как хлеб и хлебо-буЛочные изделия, мя со и мясопродукты, масло ра стительное, молоко и молоч ные продукты, сахар, рыба, ряд товаров легкой промыш ленности для повседневного спроса, медикаменты, предме ты ухода за больными и не которые другие. В зоне госу дарственного контроля сох ранятся цены на электро энергию и топливо для быто вых нужд, тарифы на отоп ление, водоснабжение и пас сажйрские перевозки. По мере становления ры ночных отношений и наиолне ния рынка доля цен, контро лируемых государством, бу дет постепенно сокращаться, а свободное ценообразование раошцряться. Подчеркиваю, что все пере численные преобразования в области розничных цен могут быть осуществлены только при условии одновременного введения Всего комплекса мер по _социальной защите лю- Система социальной поддержки населения предлагая проведение столь масштабной реформы роз ничных цен, правительство считает, что она не может быть осуществлена без одно временного введения систе мы комплексной социальной защиты населения. В чем суть этой системы? Прежде всего она должна обеспечить гражданам ком пенсацию материальных по терь, возникающих в связи с единовременным повыше нием розничных цен. Какие же критерии были положены в основу выбора предлагаемых вариантов ком пенсационных мер? Первый; основная часть на селения не должна иметь зна чительных потерь при введе нии новых цен. Второй; в на ибольшей мере должны быть защищены интересы малообес печенных категорий, населе ния (пенсионеров, студентов, многодетных семей). И. на конец, третий: необходимо не допустить усиления социаль ной напряжённости, достичь максимально возможного об щественного согласия отно сительно содержания намеча емых мер. Мы выступаем за то, чтобы При проведений компенсаци онных мер жители различных регионов страны, всех городов и деревень поставлены были в равное положение. Отдавая безусловный прио ритет равенству, правительст во проработало различные варианты механизма компен сационных выплат. Выявились два основных способа. Это введение выплат компенсации в абсолютной сумме в одном случае иди установление про центных надбавок к заработ ной плате и иным видам де нежных доходов населения ~ в другом. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, поэтому их необ ходимо широко’ обсудить. Первый способ — введение выплат для всех категорий на селения в абсолютной сумме —- позволяет надежнее обес печить социальную защищен ность малодоходных групп населения, создает некоторые преимущества для многодет ных се^^ей. Но вместе с тем этот способ не учитывает раз ницы в уровнях потребления различных слоев населения, прежде всего тех, кто занят тяжелым физическим и высо коквалифицированным тру дом или Проживает в районах с суровыми природно-клима тическими условиями, объ ективно требующими более высоких затрат на питание, покупку одежды и других то варов (Север, Сибирь, Даль ний Восток). Обществу же необходимо, чтббч йрщ ? йсйш 1 - что компенсация м 01 гла бы со- казали, что в максимальной ставлять 16 процентов' зарабо- мф'в |уч«тывает их реальные тной платы. Для тех же, , у потребности способ начисле- кого’ зара!бото 1 К невысак. еле- ния С010тв'е-г1ств1ующих размеров дует опрешелить нижний пре- компенсаций в виде абсолют- дел ' гарантировавной выплаты ной суммы по трем возрастным — 40 р'ублей в месяц. А для категориям детей — др 5 лет, ра^твиков с высокой зарабо- до 12 лет и до 17 лет, ^ твой платой необходимо устано- В результате такого^ реше- ветъ 'Верхний предел размера вия выиграют малообеспечен- компвнсации. При этом все вы- ньле и м>во 1 Годетные ешьи, у платы, овязаявые с едиво'вре- которых фактические расходы мевным повышением пен, на- _ща__приобретвН'ие товаров для мечается не облагать подоход- детей меньше, чем выплачива- ным и другими налогами. емая компевсация. Это овяза- Пенсионерам, студентам, уча- но в .пер 1 В)ую очередь с шред- Щ'имся техникумов, рредних стоящим изменением существу- специалиных и профессиояаль-. ющето порядка испольэо 1 ва.вия но-технических .училищ компен- дотаций. Сейчас они выолачи- сацию можно было бы уста- ваются промышл'енным пред- нояить в едином размере; Что приятиям, выпускающим гова- касается иждивенцев в трудо- ры для детей по социально ни- опособном возрасте, то им пре- эким ценам. Тепер.ь же эти длагается выплачивать компе- дотации (а. они в но'вых ценах нсацию в размере половины определяются в 6 мЛ|рд. руб- м«янной компенсации, выда- лей) предлагается целевым на- ваемой работающим. значением вьюлачивать семьям. Особый, разговор о детях, имеющим детей. Тут хотя бы Здесь было изуч'ано большое есть гарантия, что деньги будут число вариантов, и их комби- П 0 Т 1 ра 1 Чвны по назначению, так наций. Размер компенсации мы как более 30 процентов това- /про^вал’и увява.ть 1 с числом ров, преднааначеяных детям, онВых выплат защищал и ин тересы трудоспособного насе- лшия, сохранял достигаутый уровень качесгаа и произво дительноёти труда. В принци пе несложно было бы рас пределить сумму компенсаций между гражданами пропор ционально их заработной пла те и другим видам денежных доходов. Однако в этом слу-. чае могут быть не в полной мере компенсированы потери тех, чья зарплата невысока, а также пенсионеров или граж дан, получающих пособие. Безусловно, уравнительный подход к распределению ком пенсационных выплат сущест венно деформирует всю сис тему распределительных от ношений. В то же время уй ти полностью от уедвнитель- ности практически невозмож но. Ведь, главный принцип проведения компенсационных мероприятий (и я думаю, все с этим согласятся) в том. что бы в наибольшей степени за щитить социальные интере сы малообеспеченных групп. Поэтому необходимо будет найти приемлемую меру сов мещения интересов малообес печенных и не разрушить ме ханизм стимулирования актив ности трудоспособного на селения. Чтобы сгладить недостатка одного и другого подходов, мы предлагаем комбинирован ный метод, который позволил бы, с одной стороны, сохра нить высокую защищенность социально слабых слоев насе йенйя, а с другой — увязать компенсационные выплаты с трудовым вкладом каждогэ. О размерах компенсации я скажу далее. Но прежде предлагаю оценить масштаб ность проблемы. Общее повы шение розничных цен на про довольствие, непродовольст венные товары и тарифов на услуги составит 198,8 млрд, рублей. Из этой суммы будет направлено на компенсацион ные выплаты населению.. 135 млрд, рублей, или около 70 процентов. Без компенсации мы намерены оставить удо рожание ювелирных изделий, алкогольных напитков, табач ных изделий, мясных и рыб ных деликатесов, особо высо кокачественных и модных то варов легкой промышленности, отдельных видов сложной бы товой техники, повышение тарифов на пассажирские пе ревозки, бытовые я КОММ.У- нальные услуги. Исходя' из К' 01 НК|ретио опре делившейся суммы, считаем це лесообразным. разм-ер выплат Р'.аботающем|у населению увя зать с в.ел’ия 1 ИНой заработной платы, установив фиисировая- ный процент компенсации. Это поаволит избежать |ур.авниге- данрегй, шрказрв'ают, детей в, семье, с очередностью рождения., с в.овмож«остью. на числения через зарплату роли- пряобреталось по лъготньм це нам взрослым населением. Таким 0 бр.аэом, к.оН 1 кретяые телей и так далее. Нужен был раам.еры компенсационных опоооб; надежно гарантирую-^ плат по отдельным социальным ший защиту интересов детей, и возрастным группам населе- Многавариантные расчеты по. вия могут быть ■сл'вдующими; пр'ушпы населения' 1. Дети в роэрасте (л'вт) 2. Учащиеся вузов, техвику- мов и !произ1Водст1В'еино-техн.и- ческих училищ диеетого обу чения (старше 17 лет). ■ 36 3. Рабочие, служащие, кол- вариант 1—46 хо'зники и друШ'С категории вариант Ц.—15 цроц. заяя.тых. заработной платы, но «ее 40 рублей. 4. Пенсионеры (не работаю щие) . 35 6 . Иждивенцы (исключая де- (Включена целевая ко.мпвнса- ЦИ'Я в связи с удорожанием летского ассортимента детям ученых заведений, аспиранты до 5 лет — 5 рублей, от 6 до получают компенсации по ме- 12 лет— 6 рубл;^ей,от 13 до 17 сту выплаты стипендии, лет — 7 рублей в месяц. ^ Предприятия и организации. В с л ^ е если Верховный действующие на условиях пол- Совет СдЗСР^подде|рЖ!Ит прея- ного хозяйственного расчета. дров. Вместе с тем необходимо создать на общегосударствен ном уровне и во всех регионах страны правовые, экономичес кие и 0 (рганизационные основы, Предостав'ляюшие каждому тру доспособному члеиу общества высокую степень социальной за щиты от ВОЗМОЖНЫХ негативных в'Оэдейегаий’ рынка труда. Мы поддерживаем предложение ' ВЦСПС об ускорении разра ботки и принятия закона о за- НЯТ|ОСТИ. Мощным фактором усиления •мотивов тр'удовой активности в условиях рыночной. ЭК01НОМИ- ки должно стать расширение сфер пр'именения творческих отособностей людей. Полнопра'- вно'ё ■место среди иях займет предпр'ивимательство. Формы предпринимательства могут быть самые .разные. Это — индиввдуалыная и семейная трудовая деятеяынюсть, коопе ративные, акционерные, ареад- , ные предприэтия, хозяйствен ные товарищества. В предпринимательстве гра ждан и свободе хозяйств-енной инициативы мы должны ви.шеть мощный .рынаг, позволяющий облегчить решение проблемы заня 1 тости. По опыту многих стран предп 1 рини 1 мательство, даже мелкое, способно обеспе чить работой миллионы тру дящихся. 1 Пр 1 авительство отолне отда ет себе отчет В' том, что дело это для нашей страны совсем новое, и потому определение этапов и 'П«ледоватеатшости мер по развитию предпринима тельства должно исходить из складывающейся экономической и социальной ситуации В' ,об- -Ооциологичесций анализ по казывает, что нздер'ЖКИ; допу щенные в кооперативном дви жении, а также М'Ногочислен- ные факты проявления эгоис- тачных групповых интересов колл'ектив.ам.и предприятий вы звали оТрицательН|ую реакцию населения. И мы обязаны сде лать из этого соответствующий выводы. Ведь такое .прогрессит- виое по своей сути в крайне нужное нам кооперативиое движение оказалось во многом ском 1 про.метирова!нным из-за не- отработанности финансовых и эконом 1 ических регуляторов его деятелвности, • Для но,рмальнаго функциог, нирова 1 НИ|Ярынка труда .нам то же надо многое за^аговремен- но предусмотреть. Крайне не обходима, к примеру, возмож ность сво|бодного першещения граждан по всей территории страны. А для этого, потребу ется создание рынка жилья. В соответствии с Указом Президента (ХЮР п,р|ав;ителЬ; стео в 1 ближай!шее время про работает весь комплекс свя- з аш ы х с этим воп|росов. Экономические взаимоотношения Союза ССР и республик ложение правительства об из- М'^неини розяичнык цен на хлеб и хлебо 1 прод\’кты с 1 ию ля текуЩ'его года, то соответ ствующая часть ком'пенсаций могут окааыВ'ать дополнитель ную поддержку СВ 01 ИМ работ никам из фоадов оплаты тру да в рамках коллективных до- го 1 вор'ов, заключаемых между будет выплачиваться, одновре- трудовьшя коллективаМ'И и аД- меино, с М 101 М«нта введения на- министралией. Реформа ценообразовапия предусматривает постепенный переход на регулируемые и свободные цены, что может вызва 1 ть 'ИХ рост. В этом слу чае также необходимы' м,еры социальной защ'иты, основ'анные на вв'едении иядексации теку щих доходов населения. В от- , личие от компенсации, пред полагающей разовое устэ- новление размера выплат, индексация представляет со бой специальный механизм кор- И последнее, что особо хо тел' бы подчеркиуть. В соответ ствии с законом СООР «Об оС'* новах экономических отноше ний. Союза ССР, союзных и ав тономных р'бспублик» на союз ном уровне устанавливаются лишь м'иннмаль'ные разл^геры .оплаты труда, шеясионного и других в'идов социального! обе спечения. Точно также пред- ложеиные размеры ко'мпенса- ций 'МОЖНО считать минималь ной государственной гарз'Нти- ей. Союзные, автономные рес- р|ектйровш доходов населения Советы иа- в зависимости от текущих повы шений цен на потребительские товары и услуги. В сочетании с кампенсапион. ными выплатами индексация доходов создаст, по нашему убеждекию, надежные социа льные гар'а 1 нти 1 И всему населе- страны на период перехо- родных депутатов за: счет средств своих бюджетов' име ют право увеличивать раэм‘е;ры компенсациоиных выплат с учетом всеро комплекса особеч- ностей и условий, складьЮ'аю- Щ'Нхся в р'егиоиах. Учитывая крайне высокую да к рыночной эк’о'номнке. Ми- со'циалшо-политическую и г нимальный уро'вень выплат в связи с индексацией доходов -будет устанавливаться прави тельством СССР совместно с В 1 ЦОП 1 С. Теперь об организационной ления эконом'ики, внести па сторО!не дела, 'Компенсации вгенародное обсуждение проект пр'едполагается' выплачив 1 ать ’ ^ один раз в месяц по месту по лучения основного дохода. Пенсионерам, детям, ижди- номическую важность реше ния данного вопроса, ира.в«- тельство СССР считает нео 1 бхо- димым, как это и было преду смотрено программой оз^оров- венцам В'ьшлаты должны осу ществлять органы социального 0 !бвспечееия по месту житель- «Об ос'ноюньк положениях ре- фо'рмы роашюн'ых цен и мерах по социальной защищенности населения». Б'ез согласи» народа идти на такой Шаг нельзя. Каждый гражданин страны долЖ'ви вы сказать свое отношение к не- 'СтудентЫ' и учащиеся выс Усиление мотивации высокопроизводительного, высококачественного труда, оплата труда и занятость 'Товарищи! Становление пол нокровного общественного рын ка выдвигает' на первый плав требование эффективной заня тости, при'котор'ой в корне М'еняется отно'Шение человека к труду, возрастает ответст венность за его р'езультаты. Ва'жно при‘В 1 ести в действие такие побудительные мотивы, которые резко повышали бы для каждого человша ценность его рабочего места, давали ему возможность м:аксималъно рас крыть свои способности и на . этой ооно'ве обеспечивать пос тоянное улучшение качества жизни, удо'влетворять расту щие лич'ные потребности и потребности семьи. В ближайшие годы все более существенное влияние на рыно 1 К тр'уда будут оказы вать крупные структурные сдвиг» в эконом'йке, связанные с ее социальной переориента цией, конверсией оборонных 01 тр'аслей, сокращением произ- во'дственноро строительства и ликвидацией малорентабельных и убыточных производств, а также существенным прирос том начиная с середины 90-х годо*в численности населенив в трудосП'ОСобно'м В:03;расте, 'Можно выдел'ить две альте рнативные точки зрения на концепцию ■эа«ят|ости в этих условиях. 'Первая тракцует безработи цу как необходимое требова ние высокой эффективности эконрмики, Предлагается В9л- нретью отказаться от гарантий, права на труд, сознательно подиержнв'ааъ безработицу на огаред'фенн'ом уровне, исполь зуя ее как мощное средство давления на работников, вы нуждающее их повышать инте нсивность труда. Несмотря 'на формальную, я бы сказал, логику такого ва рианта, согласиться с ним' не- Да, мы знаем, что в нача- льны 1 й 1 период перехода к ры ночной эконо'мике возможно появление временной незаня тости некоторой части трудо способного населения. Однако речь идет не о «лишних лю дях», а о |Перагр'уппировке сил. В этом смысле сложные зада чи, которые- необходимо ре шать. будут связаны с пере распр'ВДелением рабочей силы как в другие отрасли матери- ального производства, так и в непроИ'ЗВ'Одственную сфер.у. Первостепенная задача в этих условиях — прав'ильно оценить масштабы и динамику процессов, которые неизбежно возникнут при формиро'В'аяя'И рынка труда, и реалиэов'ать систему мер, обеспечивающих эффективное управл'евие ими. Ее р'ешен’ие требует энергич ных действий в области трудо устройства', обеспечивающих 'быстрое реагирование на стру- ктуряые сдвиги в народном хо зяйстве, перео!риентации всей системы подготовки, 'распреде- й пёрерасп'ред 1 елення ка Товарищи! Все мы являемся свидетелями сложных и неод- ноаначных процессов, происхо- дящих в советской федерации. Демократизация нашего о ^ е - ства дала выход противоречи ям центра и мест, которые по- давлялись прежней админист- ' ративно-К'Омавдной системой управления, жестким централи зованным планиро'ванием. (Но сегодня, оценивая поло жение дел в наШ'ей федерации, нельзя не видеть того, что уже сделано по ее обновлению. Значительная часть полномо- ч:ий центра в течение послед них лет передана союзным ре- опубликам, .расширены также права местных Со 1 ветов. Верхо- •В|ный 'Совет СССР пр 1 инял ряд важных закоя'ов,, устанавлИ'В'а- ющих начала Н' 0 в.ого консти- туционно'го рааграничения' прав и ответственности Союза ССР и союзных республик. 'Переход к регударуемому рынку создаст экономический механизм, спосо'бный в полной море реализовать права, предо ставляемые НОВЫ.МИ законода тельными актами, вывести со ветскую федерацию на качест венный, 6 ол.ее ВЫ 1 СОКИЙ ур'овень, усилить ингегращио'нные про цессы. Основой их разв 1 и(тия должен стать общесоюзный ры нок, существенно повы'шающий эффективность работы; всего нар'однох'озяйствениого ко'мпле- кса. Наше будущее — в фор мировании единого для всех обЩ'аго рынка 'СССР. Хо'чу остановиться на основ ных принципах перестройки эко'номич'жких взаимоотноше ний Союза ССР и республик, из которых исходило правите льство при .подготовке кО'НЦ'еи- 'Црежде всего мы р^о-водст- вов'ались тем, что обновление экономических оонов федера ции должно осуЩ'рствшяться в интересах всех союзных рес публик .и наро.дО'В нашей стра ны, не разпьедивя'ть, а объеди нять их и нацеливать таким образом против экономичес кого сепаратизма в л'юбых его проявлениях. , «Второе прИ 1 НЦйпиальное по ложение заключается в том, что предстоящую работу наме чается развернуть на новой шнстатуционной основе, -суть кото(рой •— обеспечение ако 1 йо- мического суверенитета и са мостоятельное ги союзных рес публик. Кардинальная задача^ •— обновление союзного дого вора и определение содержания договорных отношений союз ных республик с Союзом СОР и между собой. При любой с х е м е взаимных экономических отношений не обходимо предусмотреть заме ну действующей системы жест кого упр'авления народным хо- ■зяйством по вертикали систе мой управления, основанной на развитии' механизма рыночных отношений .а горизонтальных связей прадприятий и хозяйст- В 1 ен 1 ных .организаций, независи мо от их подчинен'ности и фор'М собственности. В'сем хо- зяйств1ую'Щ|И1М субъектз'М долж на быть гарантирована воз'мо- жность беспрепятственного вы хода на общесоюзный рынок. Приняты 1 е: Верховным Сове том СССР законодателыные акты разграии'чива'ют ко'мпете- нцию союзных .республик и Союза: ССР и их ответствен ность в руководстве акоиоми- ческим и социальным раз'В'Ити- ем страны. Для отдельных ре спублик состав проблем, реша емых на уровне союзных орга нов,может быть 'неодинаков, равно как и степень их учас тия в выполнении совместиьк с Сокнзом ССР программ. |Но если гоюрнть в 01 ^ е м плане. То з а союзными органа- М 1 И: сохра'НЯ 1 ется прежде всего ра зр абож а перспектив’ соцйаль- во-.экономическ'Ого развития страны, руково 1 дство реализа цией госу'да|рственныХ' програм'М общесоюзного зна'чения, совме стное с реопублика'ми фор'ми- рование государственного пла на и бюджета, экономическое регулирование деятельности предприятий и организаций. За центром О'стается также фор'миро'В'ание общих для Сою за ССР основ политики в об ласти ценообразования,, финая- сов, иредита и денежного об ращения, оплаты труда и со циальных гарантий населению, инешиеэК'О'НОМ'йЧ'ССК'Ой' деятель ности, а такж е, разра'ботжа пр'инцишиа'льных подходов к вопросам размещения произво дительных сил с участием союз ных республик. В'се осталыные вопросы, эко номического и социального ра звития будут решаться союз ными республ'икамн сз'мостоя- лелъно или совместно с союз ными 01 рга«ами 1 управления. Третье ^сходное положеине заключается в том, что необ ходима определенная' общего- сударственная по'ддержка от-; дельных республик для выра- в'ниваии'Я' раз'ньк ста-ртовых'во зможностей -И учета сложив- ■ шейся опециализацни экономя-' К'И, специфических социально- экоиомических и цациональ'ных особенностей. При переходе к самофинан- с'ир'Ованию - территорий нужно считаться с тем, что старто- ' вне усло'В'Ия союзных 'респуб лик 'Неодинаковы. Так, в 1989 году производство националь ного дохода на одного занято го в производственной сфере в Р'ОФ'СР, Бел'орусои'И, -респуб ликах Прибалтики составляло от 6,5 до 7,5 тыс. рублей, то гда как в республиках Сред ней Азии и Каза'хстаие — от 3,5 до 5 тыс. рублей. Эти рес публики отстают от развитых регионов по душевым разме- ра'м ,по, 1 реб^ения товаров и услуг, обеспеч'бнности жильем в еще большей степени —свы ше двух раз. 'П'О'.этому п'редсто’Ит разрабо тать механизм помощи тем ре спубликам и национальным образованиям, которые 'В силу абъекти'В'ных причин оказались в менее благоприятном поло жении. Этот механизм должен о,х 1 ваты'в'ать ряд элементов: ■Предоста:Вленне им экономи- ’ческ'Их льгот в ,налогообло-же- нин, ф'ина'нсиров'аяии и креди- тов'аяии, пр'име 1 нении г^угих регуляторов рынка на переход ном этапе; Допущение особых, п.редус- мотренных догО'ВОрами, условий участия отдельных реапубЛ'Ик в реализации о'бщесоюзных н ■ р-егиональных программ; И, ка'КО'нец; создание опеци- алъно,го фонда ' регионал,ьного развития, который моЖ'Но бы ло бы фор'миро'вать на' основе рав'ного -процента отчислений от проиэвед'е иного союз 1 ными республика'ми .националь'ИО'Го дохо-да и ишользовать по сов местным решениям союзного и республиканских правительств. О развитии рыночных отношений и материальной сбалансированности народного хозяйства в переходный период Товар'Ищи, деп'утаты! Позвольте мне рассмотреть тепер.ь процесс перехода к ре гулируемой рыночной эковомй- ке под иным углом зрения, а именно: материальиой сбалан- снров'анности на|родного хозяй ств,а и его в-ажнейших секто- Десятилетиями мы стреми-' лйсь обес-печить материальную обаланоиров-анность народн 10 го хозяйства посредством ' ра-даер- стки плановых заданий и цен трализованного распределения продукции, и никогда нам не удавалось в долркной мере -до биться желаемых результатов; Напротив, дефицит с годами увеличивался, ослаблялись сти- (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz