Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

2Ь мая 1990 г., № 122 (18719) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Продолжение доклада Н. И. РЫЖКОВА ^ (Начало яа 2 -й стр.). лигаций и казначейских обяза­ тельств. Набирает силу про­ цесс формирования акционер­ ных обществ. Их акции так­ же через какое-то время ста­ нут объектом свободной куп­ ли-продажи. Предприятия, ме­ стные органы власти, союзные республики смогут привлекать недостающие им средства пу­ тем выпуска облигаций и дру­ гих ценных бумаг, не обра­ щаясь за ресурсами ни к бюд­ жету, ни к банкам. Тем са­ мым средства других предприя­ тий и населения будут отвле­ каться с товарных рынков, что снизит платежеспособный спрос и облегчит достижение их сбалансированности. Так что формирование финансово­ го рынка мы также не можем откладывать надолго. Становление хозрасчета пред­ приятий и новых экономичес­ ких отношений уже привело к значительному перераспреде­ лению источников финансиро­ вания инвестиций. Лишь около 15 процентов' капитальных вложений Сейчас осзпцествляет- ся за счет союзнрго и столь­ ко же — за счет республикан­ ских бюджетов. С введением налоговой системы предприя( тия полностью прекратят от­ числения в централизованные фонды минйётерств. Следова­ тельно, мы избавимся еще от одного источника инвестиций, на практике зачастую приво­ дящего к разбазариванию средств. Между тем потребности в централизованных инвестици­ ях .пока весьма существенны. Значительная их часть расхо­ дуется на ресурсное обеспечец ние экономики. Судите сами; затраты на добычу полезных ископаемых постоянно растут, и рост этот вряд ли справед­ ливо перекладывать на пред­ приятия или территории, пос­ кольку они работают в интере­ сах всей федерации. Или дру­ гой пример. Общепризнано значение крупных общегосу­ дарственных экологических и экономико-социальных про­ грамм, таких, скажем, как «Чернобыль», «Арал» и им' по­ добных. В ближайшее время на реализацию такого рода Программ, по предварительным расчетам, потребуется напра­ вить не менее четверти госу­ дарственных капитальных вложений — это почти на 10 пунктов выше по сравнению с нынешним уровнем бюджетно­ го финансирования. Решение проблемы мы видим в форми­ ровании начиная с 1991 года внебюджетных союзных и рес­ публиканских инвестиционных фонцов, в которые будет на­ правляться 20 процентов амор­ тизационных отчислений пред­ приятий, за исключением лишь тех из них, что относятся к агропромышленному комп­ лексу. Совет Министров СССР просит поддержать это пред­ ложение. Реформа ценообразования Товарищи! Важнейшим условием всех дальнейших экономических преобразований в стране явля­ ется реформа ценообразования.' ■Совершенно очевидно, что нынешние цены не отражают ни действительных затрат н а ' производство, ни соотношения спроса и предложения, ни уровня мировых цен — сло­ вом , никаких экономических катего|р!Ий, Поистине — ко­ ролевство «кривых зеркал». Опыт работы предприятий, перешедших на хозяйственный расчет и самофинансирование,, со всей убедительностью пока­ зывает, что именно действую­ щая система цен и тарифов более всего препятствует про­ движению экономических пре- офазованн». Вопрос, как го­ ворится, перезрел. В процессе подготовки ре­ формы ценообразования рас­ сматривались разные, зачастую полярные точки зрения на ее проведение. Но можно ска­ зать, что основные различия в подходах сконцентрировались в двух вариантах. По первому — предполагал­ ся единовременный переход по большинству видов продукции производственно - техническо­ го назначения, товаров и ус­ луг от государственных фикси- рованных цен к свободным. , ' Второй вариант исходит из поэтапного введения рыночных методов ценообразования в со­ четании с государственным контролем за уровнем и дина­ микой цен. Безусловно, каждый из этих Вариантов имеет право на жизнь. При первом, на котором нас-танвают отдельные ученые, экономисты и публицисты, мы смогли бы в короткие сроки стабилизировать рынок, так как при этом сразу создают^ ся наиболее благоприятные условия для включения боль­ шинства элементов рыночного механизма, быстро достигает­ ся слабанеированность спроса и предложения. Вместе с тем следствием такого шага, как '' уже отмечалось, может быть взрыв всех цен и тарифов, не­ удержимый рост инфляции, что приведет к резкому ухуд­ шению условий жизни не только малообеспеченных, но и среднеоплачиваемых слоев на­ селения. . Сегодня невозможно полностью, ..предсказать дли­ тельность зуого процесса и его социально-политические последствия. I Поэтому правительство СССР считает более приемле­ мым второй вариант. Суть его заключается в том, чтобы в начале 1991 года централизо­ ванно осуществить единовре­ менный •комплексный пере- ■смотр всгй системы цея. Затем можно пржту- пать к постепенному введению рыночного ценообразования. При этом предполагается обес­ печить гибкое сочетание цен, устанавливаемых и регулируе­ мых государством, и свобод­ ных цен, формируемых под воздействием спроса и предло­ жения. Стало бы опасным за­ блуждением полагать, что ры­ ночная экономика может быть полностью свободна от участия государства в процес­ сах ценообразования. Необходимо также особо подчеркнуть, что проведение под контролем государства единовременного пересмотра всех действующих цен позво­ лит резко ослабить присущий становлению рынка рост инф­ ляции. В представленном докладе ^ определены основные пара­ метры изменения оптовых цен в промышленности и ее отрас- ; лях. В среднем рост цен здесь ‘составит около 46 процентов. При этом в наибольшей сте­ пени будут повышены цены |В топливно-сырьевых отраслях. Например, в топливно-энерге­ тическом комплексе увеличе­ ние достигнет 82 процентов, металлургическом — 71 про­ цента и химико-лесном 64 процентов. Это приблизит це­ ны на продукцию наших до­ бывающих и обрабатывающих отраслей промышленности к мировым, ликвидирует искусст­ венную дешевизну сырьевых ресурсов, создаст стимулы к ресурсосбережению. С участием союзных респуб­ лик, научных организаций и специалистов агропромышлен­ ного комплекса выработана концепция построения новых закупочных цен. В них полно­ стью учтены удорожание пот­ ребляемых сельским хозяйст­ вом материальных ресурсов, повышение процентных ставок за пользование банковским кредитом и другие дополните­ льные затраты. По основным видам сельско­ хозяйственной продукции за­ купочные цены с учетом скла­ дывающихся издержек произ­ водства и необходимости вы­ равнивания уровней рентабель-^ ностй повышаются до 55 про­ центов. Но самые трудные пробле­ мы возникли в области рефор­ мы розничных цен. Именно здесь завязаны в тугой узел экономические интересы как государства, так . и каждой семьи, каждого отдельного че­ ловека. Сложившаяся в 50-х — на­ чале 60-х годов система роз­ ничных цен крайне устарела. Особенно деформированы це­ ны на продовольствие. Они в 2—3 раза ниже его реальной стоимости. Производство про­ дуктов питания убыточно,се­ годня это один из главных тор­ мозов, сдерживающих наращи­ вание продовольственных ре­ сурсов. Мы пришли к положению, когда дотируются почти все важнейшие продукты питания. К примеру, килограмм говяди­ ны обходится государству в 5 рублей 88 копеек, а средняя розничная цена в государст­ венной торговле составляет 1 рубль 81 копейку. И так по большинству продуктов. В дальнейшем на покрытие до­ таций придется направлять все больше и больше средств. Если говорить откровенно, то с реформой розничных цен мы уже опоздали. Дальнейшее промедление будет только уве­ личивать трудности. Расчеты показывают, что розничные цены на продоволь­ ствие необходимо увеличить, в среднем примерно в 2 раза,!в том числе на мясные продук­ ты—в 2,3, рыбные —2.5, мо­ лочные — 2 , хлебопродукты — 3, сахар — 1,8, растительное масло — в 1,7 раза. При это!м надо подчеркнуть, что, вводя новые уровни роз­ ничных цен мы не стремились уйти от дотационности. Так, дотации на мясо-молочную про­ дукцию будут составлять око­ ло 45 млрд.. рублей. Чтобы полностью от них отказаться, пришлось бы повысить, ска­ жем, цену на говядину др 9 рублей за килограмм против намеченных 5 рублей 50 ко­ пеек. Считаем это неприемле- Может возникнуть вопрос; а нельзя ли, снизив затраты в сельскохозяйственном произ­ водстве и соответственно заку­ почные цены, сохранить ныне действующие розничные цены? Конечно, это был бы наилуч­ ший вариант. Но надо быть реалистами. Мы ведь знаем, что произ­ водительность труда в нашем сельском хозяйстве пока еще низкая, значит, затраты на ПррИ31ВОДСТВО высоки. Поэтому ожидать быстрого повышения эффективности сельского хозяйства и ликви­ дации убыточности производст­ ва продовольствия — значит не считаться с фактическим по­ ложением дел, вы.д;авать же­ лаемое за действительное. Наряду с продуктами пита­ ния намечается также повыше­ ние розничных цен на отдель­ ные виды непродовольствен­ ных товаров. При этом цены на ткани и изделия из них увеличатся на 30—50 процен­ тов, обувь — на 35 , меховые изделия — на 20 , отдельные виды товаров культурно-быто­ вого и хозяйственного назна­ чения — на 30, строительные материалы — на 50 процен- Предусматрнвается повыше­ ние тарифов на бытовые и коммунальные услуги (кроме квартирной платы) — на 70 процентов, на пассажирские перевозки авиационным и же­ лезнодорожным транспортом — на 50 процентов. Товарищи депутаты! Вам из­ вестно, что правительство при­ няло решение о повышении закупочных цен на зерно уро­ жая •1990 года. Мы пошли на этот шаг, чтобы как можно быстрее создать колхозам и совхозам дополнительные сти­ мулы для наращивания произ­ водства. Страна не в состоя­ нии больше сохранять в сло­ жившихся масштабах закупку зерна за рубежом. В связи с введением новых закупочных цен расходы госу­ дарства на эти цели возрас­ тут в текущем году на 9 млрд, рублей. Соответственно уве­ личится выручка колхозов и совхозов, из которой около 5 млрд, рублей будет использо­ вано на оплату труда. Повысив закупочные цены на зерно, мы пока не трону­ ли цен на хлебо-булочные из­ делия. Но здесь нужно посо­ ветоваться. Ведь сколько вкла­ дывается труда и проливается человеческого пота, прежде чем хлеб приходит к нам на стол, а мы относимся к нему просто варварски. Будем от­ кровенны — не потому ли, что он так дешев и доступен? В этих условиях правитель­ ство предлагает приблизить срок введения предусмотрен­ ных реформой новых розйич- ных цен на хлеб и хлебопро­ дукты. Можно было бы сде­ лать это с 1 июля текущего' года. Дополнительные расходы населения при этом составят 17,5 млрд, рублей. которые будут полностью ему компен­ сированы. Самый важный результат этой меры заключается в том, что будет обеспечена эконо­ мия не менее 5 млн. тонн хле­ ба, Но следует учитывать и другое — часть его идет сей­ час на корм скоту. В связи с этим надо и в центре, и в республиках принять меры к увеличению продажи населе­ нию концентрированных кор- Правительство просит Вер­ ховный Совет СССР под­ держать предложение о введе­ нии новых розничных цен на хлеб и хлебопродукты с 1 ию- Как я уже говорил, едино­ временный пересмотр всей системы цен является первым этапом реформы ценообразо­ вания, Правительство счита­ ет, что в дальнейшем, при пе­ реходе к регулируемому рын­ ку, система цен в народном хозяйстве будет включать в себя три основных вида; это — устанавливаемые го­ сударственными органами твердые фиксированные це­ ны, обязательные для всех поставщиков; это — регулируемые цены в основу которых принимаю*- ся прейскурантЦ а союзны­ ми и республиканскими орга­ нами устанавливаются преде­ лы отклонения от них. Кон­ кретную цену в этих, пределах будут определять поставщики и потребители самостоятель­ но. Возможны и иные методы гибкого регулирования цен; и наконец. — это свобод­ ные цены, формируемые под воздействием спроса и пред­ ложения. < С учетом экономической си­ туации и конъюнктуры то варного рйнка применение того или иного порядка цено­ образования на конкретные виды продукции будет уста­ навливаться Советом Мини­ стров СССР и правительст­ вами союзных республик. Представляется, что в бли­ жайшей перспективе госу­ дарство должно сохранить в своих руках утверждение оп­ товых цен на важнейшие сырь­ евые и топливно-энергетичес­ кие ресурсы, на продукцию предприятий-монополистов, за­ купочных цен на сельскохо­ зяйственную продукцию, по­ ставляемую в счет натураль­ ного налога. Для обеспечения социальной защищенности нВселения го­ сударство будет также уста­ навливать или рёгулировагь розничные цены на важней­ шие товары народного по­ требления, такие, как хлеб и хлебо-буЛочные изделия, мя­ со и мясопродукты, масло ра­ стительное, молоко и молоч­ ные продукты, сахар, рыба, ряд товаров легкой промыш­ ленности для повседневного спроса, медикаменты, предме­ ты ухода за больными и не­ которые другие. В зоне госу­ дарственного контроля сох­ ранятся цены на электро­ энергию и топливо для быто вых нужд, тарифы на отоп ление, водоснабжение и пас сажйрские перевозки. По мере становления ры­ ночных отношений и наиолне ния рынка доля цен, контро­ лируемых государством, бу­ дет постепенно сокращаться, а свободное ценообразование раошцряться. Подчеркиваю, что все пере численные преобразования в области розничных цен могут быть осуществлены только при условии одновременного введения Всего комплекса мер по _социальной защите лю- Система социальной поддержки населения предлагая проведение столь масштабной реформы роз­ ничных цен, правительство считает, что она не может быть осуществлена без одно­ временного введения систе­ мы комплексной социальной защиты населения. В чем суть этой системы? Прежде всего она должна обеспечить гражданам ком­ пенсацию материальных по­ терь, возникающих в связи с единовременным повыше­ нием розничных цен. Какие же критерии были положены в основу выбора предлагаемых вариантов ком­ пенсационных мер? Первый; основная часть на­ селения не должна иметь зна­ чительных потерь при введе­ нии новых цен. Второй; в на­ ибольшей мере должны быть защищены интересы малообес печенных категорий, населе­ ния (пенсионеров, студентов, многодетных семей). И. на­ конец, третий: необходимо не допустить усиления социаль­ ной напряжённости, достичь максимально возможного об­ щественного согласия отно­ сительно содержания намеча­ емых мер. Мы выступаем за то, чтобы При проведений компенсаци­ онных мер жители различных регионов страны, всех городов и деревень поставлены были в равное положение. Отдавая безусловный прио­ ритет равенству, правительст­ во проработало различные варианты механизма компен­ сационных выплат. Выявились два основных способа. Это введение выплат компенсации в абсолютной сумме в одном случае иди установление про­ центных надбавок к заработ ной плате и иным видам де­ нежных доходов населения ~ в другом. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы, поэтому их необ­ ходимо широко’ обсудить. Первый способ — введение выплат для всех категорий на­ селения в абсолютной сумме —- позволяет надежнее обес­ печить социальную защищен­ ность малодоходных групп населения, создает некоторые преимущества для многодет­ ных се^^ей. Но вместе с тем этот способ не учитывает раз­ ницы в уровнях потребления различных слоев населения, прежде всего тех, кто занят тяжелым физическим и высо­ коквалифицированным тру­ дом или Проживает в районах с суровыми природно-клима­ тическими условиями, объ­ ективно требующими более высоких затрат на питание, покупку одежды и других то­ варов (Север, Сибирь, Даль­ ний Восток). Обществу же необходимо, чтббч йрщ ? йсйш 1 - что компенсация м 01 гла бы со- казали, что в максимальной ставлять 16 процентов' зарабо- мф'в |уч«тывает их реальные тной платы. Для тех же, , у потребности способ начисле- кого’ зара!бото 1 К невысак. еле- ния С010тв'е-г1ств1ующих размеров дует опрешелить нижний пре- компенсаций в виде абсолют- дел ' гарантировавной выплаты ной суммы по трем возрастным — 40 р'ублей в месяц. А для категориям детей — др 5 лет, ра^твиков с высокой зарабо- до 12 лет и до 17 лет, ^ твой платой необходимо устано- В результате такого^ реше- ветъ 'Верхний предел размера вия выиграют малообеспечен- компвнсации. При этом все вы- ньле и м>во 1 Годетные ешьи, у платы, овязаявые с едиво'вре- которых фактические расходы мевным повышением пен, на- _ща__приобретвН'ие товаров для мечается не облагать подоход- детей меньше, чем выплачива- ным и другими налогами. емая компевсация. Это овяза- Пенсионерам, студентам, уча- но в .пер 1 В)ую очередь с шред- Щ'имся техникумов, рредних стоящим изменением существу- специалиных и профессиояаль-. ющето порядка испольэо 1 ва.вия но-технических .училищ компен- дотаций. Сейчас они выолачи- сацию можно было бы уста- ваются промышл'енным пред- нояить в едином размере; Что приятиям, выпускающим гова- касается иждивенцев в трудо- ры для детей по социально ни- опособном возрасте, то им пре- эким ценам. Тепер.ь же эти длагается выплачивать компе- дотации (а. они в но'вых ценах нсацию в размере половины определяются в 6 мЛ|рд. руб- м«янной компенсации, выда- лей) предлагается целевым на- ваемой работающим. значением вьюлачивать семьям. Особый, разговор о детях, имеющим детей. Тут хотя бы Здесь было изуч'ано большое есть гарантия, что деньги будут число вариантов, и их комби- П 0 Т 1 ра 1 Чвны по назначению, так наций. Размер компенсации мы как более 30 процентов това- /про^вал’и увява.ть 1 с числом ров, преднааначеяных детям, онВых выплат защищал и ин­ тересы трудоспособного насе- лшия, сохранял достигаутый уровень качесгаа и произво дительноёти труда. В принци­ пе несложно было бы рас­ пределить сумму компенсаций между гражданами пропор­ ционально их заработной пла те и другим видам денежных доходов. Однако в этом слу-. чае могут быть не в полной мере компенсированы потери тех, чья зарплата невысока, а также пенсионеров или граж­ дан, получающих пособие. Безусловно, уравнительный подход к распределению ком­ пенсационных выплат сущест­ венно деформирует всю сис­ тему распределительных от­ ношений. В то же время уй­ ти полностью от уедвнитель- ности практически невозмож­ но. Ведь, главный принцип проведения компенсационных мероприятий (и я думаю, все с этим согласятся) в том. что­ бы в наибольшей степени за­ щитить социальные интере­ сы малообеспеченных групп. Поэтому необходимо будет найти приемлемую меру сов­ мещения интересов малообес­ печенных и не разрушить ме­ ханизм стимулирования актив­ ности трудоспособного на­ селения. Чтобы сгладить недостатка одного и другого подходов, мы предлагаем комбинирован­ ный метод, который позволил бы, с одной стороны, сохра­ нить высокую защищенность социально слабых слоев насе йенйя, а с другой — увязать компенсационные выплаты с трудовым вкладом каждогэ. О размерах компенсации я скажу далее. Но прежде предлагаю оценить масштаб­ ность проблемы. Общее повы­ шение розничных цен на про­ довольствие, непродовольст­ венные товары и тарифов на услуги составит 198,8 млрд, рублей. Из этой суммы будет направлено на компенсацион­ ные выплаты населению.. 135 млрд, рублей, или около 70 процентов. Без компенсации мы намерены оставить удо­ рожание ювелирных изделий, алкогольных напитков, табач­ ных изделий, мясных и рыб­ ных деликатесов, особо высо­ кокачественных и модных то­ варов легкой промышленности, отдельных видов сложной бы­ товой техники, повышение тарифов на пассажирские пе­ ревозки, бытовые я КОММ.У- нальные услуги. Исходя' из К' 01 НК|ретио опре­ делившейся суммы, считаем це­ лесообразным. разм-ер выплат Р'.аботающем|у населению увя­ зать с в.ел’ия 1 ИНой заработной платы, установив фиисировая- ный процент компенсации. Это поаволит избежать |ур.авниге- данрегй, шрказрв'ают, детей в, семье, с очередностью рождения., с в.овмож«остью. на­ числения через зарплату роли- пряобреталось по лъготньм це­ нам взрослым населением. Таким 0 бр.аэом, к.оН 1 кретяые телей и так далее. Нужен был раам.еры компенсационных опоооб; надежно гарантирую-^ плат по отдельным социальным ший защиту интересов детей, и возрастным группам населе- Многавариантные расчеты по. вия могут быть ■сл'вдующими; пр'ушпы населения' 1. Дети в роэрасте (л'вт) 2. Учащиеся вузов, техвику- мов и !произ1Водст1В'еино-техн.и- ческих училищ диеетого обу­ чения (старше 17 лет). ■ 36 3. Рабочие, служащие, кол- вариант 1—46 хо'зники и друШ'С категории вариант Ц.—15 цроц. заяя.тых. заработной платы, но «ее 40 рублей. 4. Пенсионеры (не работаю­ щие) . 35 6 . Иждивенцы (исключая де- (Включена целевая ко.мпвнса- ЦИ'Я в связи с удорожанием летского ассортимента детям ученых заведений, аспиранты до 5 лет — 5 рублей, от 6 до получают компенсации по ме- 12 лет— 6 рубл;^ей,от 13 до 17 сту выплаты стипендии, лет — 7 рублей в месяц. ^ Предприятия и организации. В с л ^ е если Верховный действующие на условиях пол- Совет СдЗСР^подде|рЖ!Ит прея- ного хозяйственного расчета. дров. Вместе с тем необходимо создать на общегосударствен­ ном уровне и во всех регионах страны правовые, экономичес­ кие и 0 (рганизационные основы, Предостав'ляюшие каждому тру­ доспособному члеиу общества высокую степень социальной за­ щиты от ВОЗМОЖНЫХ негативных в'Оэдейегаий’ рынка труда. Мы поддерживаем предложение ' ВЦСПС об ускорении разра­ ботки и принятия закона о за- НЯТ|ОСТИ. Мощным фактором усиления •мотивов тр'удовой активности в условиях рыночной. ЭК01НОМИ- ки должно стать расширение сфер пр'именения творческих отособностей людей. Полнопра'- вно'ё ■место среди иях займет предпр'ивимательство. Формы предпринимательства могут быть самые .разные. Это — индиввдуалыная и семейная трудовая деятеяынюсть, коопе­ ративные, акционерные, ареад- , ные предприэтия, хозяйствен­ ные товарищества. В предпринимательстве гра­ ждан и свободе хозяйств-енной инициативы мы должны ви.шеть мощный .рынаг, позволяющий облегчить решение проблемы заня 1 тости. По опыту многих стран предп 1 рини 1 мательство, даже мелкое, способно обеспе­ чить работой миллионы тру­ дящихся. 1 Пр 1 авительство отолне отда ет себе отчет В' том, что дело это для нашей страны совсем новое, и потому определение этапов и 'П«ледоватеатшости мер по развитию предпринима­ тельства должно исходить из складывающейся экономической и социальной ситуации В' ,об- -Ооциологичесций анализ по­ казывает, что нздер'ЖКИ; допу­ щенные в кооперативном дви­ жении, а также М'Ногочислен- ные факты проявления эгоис- тачных групповых интересов колл'ектив.ам.и предприятий вы­ звали оТрицательН|ую реакцию населения. И мы обязаны сде­ лать из этого соответствующий выводы. Ведь такое .прогрессит- виое по своей сути в крайне нужное нам кооперативиое движение оказалось во многом ском 1 про.метирова!нным из-за не- отработанности финансовых и эконом 1 ических регуляторов его деятелвности, • Для но,рмальнаго функциог, нирова 1 НИ|Ярынка труда .нам то­ же надо многое за^аговремен- но предусмотреть. Крайне не­ обходима, к примеру, возмож­ ность сво|бодного першещения граждан по всей территории страны. А для этого, потребу­ ется создание рынка жилья. В соответствии с Указом Президента (ХЮР п,р|ав;ителЬ; стео в 1 ближай!шее время про­ работает весь комплекс свя- з аш ы х с этим воп|росов. Экономические взаимоотношения Союза ССР и республик ложение правительства об из- М'^неини розяичнык цен на хлеб и хлебо 1 прод\’кты с 1 ию­ ля текуЩ'его года, то соответ­ ствующая часть ком'пенсаций могут окааыВ'ать дополнитель­ ную поддержку СВ 01 ИМ работ­ никам из фоадов оплаты тру­ да в рамках коллективных до- го 1 вор'ов, заключаемых между будет выплачиваться, одновре- трудовьшя коллективаМ'И и аД- меино, с М 101 М«нта введения на- министралией. Реформа ценообразовапия предусматривает постепенный переход на регулируемые и свободные цены, что может вызва 1 ть 'ИХ рост. В этом слу­ чае также необходимы' м,еры социальной защ'иты, основ'анные на вв'едении иядексации теку­ щих доходов населения. В от- , личие от компенсации, пред­ полагающей разовое устэ- новление размера выплат, индексация представляет со­ бой специальный механизм кор- И последнее, что особо хо­ тел' бы подчеркиуть. В соответ­ ствии с законом СООР «Об оС'* новах экономических отноше­ ний. Союза ССР, союзных и ав­ тономных р'бспублик» на союз­ ном уровне устанавливаются лишь м'иннмаль'ные разл^геры .оплаты труда, шеясионного и других в'идов социального! обе­ спечения. Точно также пред- ложеиные размеры ко'мпенса- ций 'МОЖНО считать минималь­ ной государственной гарз'Нти- ей. Союзные, автономные рес- р|ектйровш доходов населения Советы иа- в зависимости от текущих повы­ шений цен на потребительские товары и услуги. В сочетании с кампенсапион. ными выплатами индексация доходов создаст, по нашему убеждекию, надежные социа­ льные гар'а 1 нти 1 И всему населе- страны на период перехо- родных депутатов за: счет средств своих бюджетов' име­ ют право увеличивать раэм‘е;ры компенсациоиных выплат с учетом всеро комплекса особеч- ностей и условий, складьЮ'аю- Щ'Нхся в р'егиоиах. Учитывая крайне высокую да к рыночной эк’о'номнке. Ми- со'циалшо-политическую и г нимальный уро'вень выплат в связи с индексацией доходов -будет устанавливаться прави­ тельством СССР совместно с В 1 ЦОП 1 С. Теперь об организационной ления эконом'ики, внести па сторО!не дела, 'Компенсации вгенародное обсуждение проект пр'едполагается' выплачив 1 ать ’ ^ один раз в месяц по месту по­ лучения основного дохода. Пенсионерам, детям, ижди- номическую важность реше­ ния данного вопроса, ира.в«- тельство СССР считает нео 1 бхо- димым, как это и было преду­ смотрено программой оз^оров- венцам В'ьшлаты должны осу­ ществлять органы социального 0 !бвспечееия по месту житель- «Об ос'ноюньк положениях ре- фо'рмы роашюн'ых цен и мерах по социальной защищенности населения». Б'ез согласи» народа идти на такой Шаг нельзя. Каждый гражданин страны долЖ'ви вы­ сказать свое отношение к не- 'СтудентЫ' и учащиеся выс Усиление мотивации высокопроизводительного, высококачественного труда, оплата труда и занятость 'Товарищи! Становление пол­ нокровного общественного рын­ ка выдвигает' на первый плав требование эффективной заня­ тости, при'котор'ой в корне М'еняется отно'Шение человека к труду, возрастает ответст­ венность за его р'езультаты. Ва'жно при‘В 1 ести в действие такие побудительные мотивы, которые резко повышали бы для каждого человша ценность его рабочего места, давали ему возможность м:аксималъно рас­ крыть свои способности и на . этой ооно'ве обеспечивать пос­ тоянное улучшение качества жизни, удо'влетворять расту­ щие лич'ные потребности и потребности семьи. В ближайшие годы все более существенное влияние на рыно 1 К тр'уда будут оказы­ вать крупные структурные сдвиг» в эконом'йке, связанные с ее социальной переориента­ цией, конверсией оборонных 01 тр'аслей, сокращением произ- во'дственноро строительства и ликвидацией малорентабельных и убыточных производств, а также существенным прирос­ том начиная с середины 90-х годо*в численности населенив в трудосП'ОСобно'м В:03;расте, 'Можно выдел'ить две альте­ рнативные точки зрения на концепцию ■эа«ят|ости в этих условиях. 'Первая тракцует безработи­ цу как необходимое требова­ ние высокой эффективности эконрмики, Предлагается В9л- нретью отказаться от гарантий, права на труд, сознательно подиержнв'ааъ безработицу на огаред'фенн'ом уровне, исполь­ зуя ее как мощное средство давления на работников, вы­ нуждающее их повышать инте­ нсивность труда. Несмотря 'на формальную, я бы сказал, логику такого ва­ рианта, согласиться с ним' не- Да, мы знаем, что в нача- льны 1 й 1 период перехода к ры­ ночной эконо'мике возможно появление временной незаня­ тости некоторой части трудо­ способного населения. Однако речь идет не о «лишних лю­ дях», а о |Перагр'уппировке сил. В этом смысле сложные зада­ чи, которые- необходимо ре­ шать. будут связаны с пере распр'ВДелением рабочей силы как в другие отрасли матери- ального производства, так и в непроИ'ЗВ'Одственную сфер.у. Первостепенная задача в этих условиях — прав'ильно оценить масштабы и динамику процессов, которые неизбежно возникнут при формиро'В'аяя'И рынка труда, и реалиэов'ать систему мер, обеспечивающих эффективное управл'евие ими. Ее р'ешен’ие требует энергич­ ных действий в области трудо­ устройства', обеспечивающих 'быстрое реагирование на стру- ктуряые сдвиги в народном хо­ зяйстве, перео!риентации всей системы подготовки, 'распреде- й пёрерасп'ред 1 елення ка­ Товарищи! Все мы являемся свидетелями сложных и неод- ноаначных процессов, происхо- дящих в советской федерации. Демократизация нашего о ^ е - ства дала выход противоречи­ ям центра и мест, которые по- давлялись прежней админист- ' ративно-К'Омавдной системой управления, жестким централи­ зованным планиро'ванием. (Но сегодня, оценивая поло­ жение дел в наШ'ей федерации, нельзя не видеть того, что уже сделано по ее обновлению. Значительная часть полномо- ч:ий центра в течение послед­ них лет передана союзным ре- опубликам, .расширены также права местных Со 1 ветов. Верхо- •В|ный 'Совет СССР пр 1 инял ряд важных закоя'ов,, устанавлИ'В'а- ющих начала Н' 0 в.ого консти- туционно'го рааграничения' прав и ответственности Союза ССР и союзных республик. 'Переход к регударуемому рынку создаст экономический механизм, спосо'бный в полной море реализовать права, предо­ ставляемые НОВЫ.МИ законода­ тельными актами, вывести со­ ветскую федерацию на качест­ венный, 6 ол.ее ВЫ 1 СОКИЙ ур'овень, усилить ингегращио'нные про­ цессы. Основой их разв 1 и(тия должен стать общесоюзный ры­ нок, существенно повы'шающий эффективность работы; всего нар'однох'озяйствениого ко'мпле- кса. Наше будущее — в фор­ мировании единого для всех обЩ'аго рынка 'СССР. Хо'чу остановиться на основ­ ных принципах перестройки эко'номич'жких взаимоотноше­ ний Союза ССР и республик, из которых исходило правите­ льство при .подготовке кО'НЦ'еи- 'Црежде всего мы р^о-водст- вов'ались тем, что обновление экономических оонов федера­ ции должно осуЩ'рствшяться в интересах всех союзных рес­ публик .и наро.дО'В нашей стра­ ны, не разпьедивя'ть, а объеди­ нять их и нацеливать таким образом против экономичес­ кого сепаратизма в л'юбых его проявлениях. , «Второе прИ 1 НЦйпиальное по­ ложение заключается в том, что предстоящую работу наме­ чается развернуть на новой шнстатуционной основе, -суть кото(рой •— обеспечение ако 1 йо- мического суверенитета и са­ мостоятельное ги союзных рес­ публик. Кардинальная задача^ •— обновление союзного дого­ вора и определение содержания договорных отношений союз­ ных республик с Союзом СОР и между собой. При любой с х е м е взаимных экономических отношений не­ обходимо предусмотреть заме­ ну действующей системы жест­ кого упр'авления народным хо- ■зяйством по вертикали систе­ мой управления, основанной на развитии' механизма рыночных отношений .а горизонтальных связей прадприятий и хозяйст- В 1 ен 1 ных .организаций, независи­ мо от их подчинен'ности и фор'М собственности. В'сем хо- зяйств1ую'Щ|И1М субъектз'М долж­ на быть гарантирована воз'мо- жность беспрепятственного вы­ хода на общесоюзный рынок. Приняты 1 е: Верховным Сове­ том СССР законодателыные акты разграии'чива'ют ко'мпете- нцию союзных .республик и Союза: ССР и их ответствен­ ность в руководстве акоиоми- ческим и социальным раз'В'Ити- ем страны. Для отдельных ре­ спублик состав проблем, реша­ емых на уровне союзных орга­ нов,может быть 'неодинаков, равно как и степень их учас­ тия в выполнении совместиьк с Сокнзом ССР программ. |Но если гоюрнть в 01 ^ е м плане. То з а союзными органа- М 1 И: сохра'НЯ 1 ется прежде всего ра зр абож а перспектив’ соцйаль- во-.экономическ'Ого развития страны, руково 1 дство реализа­ цией госу'да|рственныХ' програм'М общесоюзного зна'чения, совме­ стное с реопублика'ми фор'ми- рование государственного пла­ на и бюджета, экономическое регулирование деятельности предприятий и организаций. За центром О'стается также фор'миро'В'ание общих для Сою­ за ССР основ политики в об­ ласти ценообразования,, финая- сов, иредита и денежного об­ ращения, оплаты труда и со­ циальных гарантий населению, инешиеэК'О'НОМ'йЧ'ССК'Ой' деятель­ ности, а такж е, разра'ботжа пр'инцишиа'льных подходов к вопросам размещения произво­ дительных сил с участием союз­ ных республик. В'се осталыные вопросы, эко­ номического и социального ра­ звития будут решаться союз­ ными республ'икамн сз'мостоя- лелъно или совместно с союз­ ными 01 рга«ами 1 управления. Третье ^сходное положеине заключается в том, что необ­ ходима определенная' общего- сударственная по'ддержка от-; дельных республик для выра- в'ниваии'Я' раз'ньк ста-ртовых'во­ зможностей -И учета сложив- ■ шейся опециализацни экономя-' К'И, специфических социально- экоиомических и цациональ'ных особенностей. При переходе к самофинан- с'ир'Ованию - территорий нужно считаться с тем, что старто- ' вне усло'В'Ия союзных 'респуб­ лик 'Неодинаковы. Так, в 1989 году производство националь­ ного дохода на одного занято­ го в производственной сфере в Р'ОФ'СР, Бел'орусои'И, -респуб­ ликах Прибалтики составляло от 6,5 до 7,5 тыс. рублей, то­ гда как в республиках Сред­ ней Азии и Каза'хстаие — от 3,5 до 5 тыс. рублей. Эти рес­ публики отстают от развитых регионов по душевым разме- ра'м ,по, 1 реб^ения товаров и услуг, обеспеч'бнности жильем в еще большей степени —свы­ ше двух раз. 'П'О'.этому п'редсто’Ит разрабо­ тать механизм помощи тем ре­ спубликам и национальным образованиям, которые 'В силу абъекти'В'ных причин оказались в менее благоприятном поло­ жении. Этот механизм должен о,х 1 ваты'в'ать ряд элементов: ■Предоста:Вленне им экономи- ’ческ'Их льгот в ,налогообло-же- нин, ф'ина'нсиров'аяии и креди- тов'аяии, пр'име 1 нении г^угих регуляторов рынка на переход­ ном этапе; Допущение особых, п.редус- мотренных догО'ВОрами, условий участия отдельных реапубЛ'Ик в реализации о'бщесоюзных н ■ р-егиональных программ; И, ка'КО'нец; создание опеци- алъно,го фонда ' регионал,ьного развития, который моЖ'Но бы­ ло бы фор'миро'вать на' основе рав'ного -процента отчислений от проиэвед'е иного союз 1 ными республика'ми .националь'ИО'Го дохо-да и ишользовать по сов­ местным решениям союзного и республиканских правительств. О развитии рыночных отношений и материальной сбалансированности народного хозяйства в переходный период Товар'Ищи, деп'утаты! Позвольте мне рассмотреть тепер.ь процесс перехода к ре­ гулируемой рыночной эковомй- ке под иным углом зрения, а именно: материальиой сбалан- снров'анности на|родного хозяй­ ств,а и его в-ажнейших секто- Десятилетиями мы стреми-' лйсь обес-печить материальную обаланоиров-анность народн 10 го хозяйства посредством ' ра-даер- стки плановых заданий и цен­ трализованного распределения продукции, и никогда нам не удавалось в долркной мере -до­ биться желаемых результатов; Напротив, дефицит с годами увеличивался, ослаблялись сти- (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz