Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 мая 1990 г., № 122 (18719) ЗКОН01ИЧЕШ1 ПОЮЖЕНИ СТРАНЫ И НОИРЦИН ПЕРЕАОЦА К РЕГУАНРУЕИОЙ РЫОНЧЙО ЭНОНОННЕ Доклад Н, И, Рыжкова на третьей сессии Верховного Совета СССР Уважаемые товарищи! Пожалуй, никогда за пос­ ледние десятилетия правд тельству. СССР не приходи­ лось выступать со столь труд- ньш и чрезвычайно ответст­ венным докладом о мерах, которые по сути своей дейст­ вительно определяют, как дальше жить народу. Именно это обстоятельство обязывает меня обращаться не только к вам. членам Верховного Со­ вета СССР, но и Кб всем гражданам нашей страны. Убежден: крайне трудные за­ дачи и проблемы, изложенные в правительственном докладе об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной эко­ номике, не пройдут мимо вни­ мания каждого советского человека. Ведь, по существу, преобразования, которые нам предстоит осуществить, пред­ определят жизненный уклад и судьбу не только нынешне­ го, но и будущих поколений. К этому, прямо скажу, реша­ ющему шагу страна последо­ вательно ' приближалась все 5 лет перестройки. Отсюда, полагаю, понятно, какой сложной, ответственной и напряженной была работа, проделанная правительством за последние месяцы. Конеч- Н 1 Й ее результат отражен в обсуждаемом сегодня докла­ де. Он подготовлен во испол­ нение решений второго Съез­ да народных депутатов СССР, поддержавших предложенную правительством программу оздоровления экономики стра- Эта работа началась сразу же после Съезда. Главная ее цель — наполнить одобрен­ ную Съездом правительствен­ ную программу конкретным содержанием, вытекающим из всего комплекса проблем, свя­ занных с переходом к рыноч­ ной экономике. Именно ей принадлежит центральное ме­ сто в программе. ,Да это и по- Во-первых, рынок обуслов­ ливает коренную перестрой­ ку сложившейся системы хо­ зяйствования, принципиаль­ нейшие изменения в произ­ водственных отношениях и, в конечном счете, — формиро­ вание качественно нового об­ лика всей вашей экономики. Наступил момент, когда на­ до делать решительный шаг, поскольку старая система хо­ зяйства утратила жизнеспо­ собность, новую надо не от­ кладывая создавать. В' 0 -«тО|рык, столь кардиналь­ ная и в так 1 Их масштабах ^про­ водимая перестройка экономи­ ческой ЖИ31ЫИ не имеет прямых аналогов ш я нашей,, ни В! за­ рубежной практике. Конкрет­ ные условия не позволяют пе­ ренести один к одному в на­ шу общественную систему чей- либо опыт. Хотя в- целом все полезное и приемлемое из на- юоплени'ото за рубежо.м опыта использовать нео 1 б» 6 |димо, но для полного усиеха дела нам нужны, во М 1 НОГОМ нетрадици- овные, а порой и совершенно Н 01 вые решения. В-тр(етьйх, сложность проб­ лем, с которыми мы неизбеж­ но столкнемся уже в ближай­ шее время, вполне естествен­ но вызывает огромный разброс М 1 ве 1 ний о В'Озможных путях их преодоления. Все это приходилось у^иты.- вать в ходе подготювкя конце­ пции. К ее разработке были иривлечвны все центральные экономические органы, важ­ нейшие положения обсуждались на совещаниях с руководителя­ ми предпрн 1 яприй промышлен­ ности и сельского хозяйства, с работниками системы матери- альногтехнинеского обеспече 1 Вия. финансовых органов, байков, ,ртеным 1 и-экономжтамй, главами правительств союзных респуб­ лик. Этот вопрос дважды! рас­ сматривался на сошестН'Ых за­ седаниях Президентсшго сове­ та и Совета федерации. 'Скажу откровенно, в ряде случаев из множества возмож­ ных решений нам нй удавалось единюдушно выбрать одно. В таких случаях прав.ительство, изучив различные варианты, в 14 )абатываяо свою, на наш взгляд, достаггочно четкую по- эшдаю. Считаю этот путь ана­ лиза разных подходов, аль- гррнативных: п|редшож'ений, а. по,рой и самых противоречивых решений нцрмаяыным в впол­ не надежным для определе­ ния обооиов 1 анной и взвешен­ ной точки, зрения. От одного только хотелось бы .предостеречься, В условиях необычной динамичности п^е- строечных процессов, происхо­ дящих в обществе, было бы ошибкой ^неизменно следовать раз и навсегда избранной схеме цреобразований, не счи­ таться с реально скяадыв 1 аю- щейся обстановкой. • 1 При подготовке П!редлож«тей о переходе к рыноч 1 ной эконо- м*ике самым тщ.а 1 телыным ■о ф а - зом была гароанализирована эко!номическа.я ситуация в стра- стоятельности, тем больше и независимости. А нй ! деле про­ исходит нечто обра,тное, лави.ч нообраано нарастают требова­ ния и претензии к центру. Пре- дп|ри«гия, регионы, п^ройу це­ лые отрасли навязывают пра- вителыству безотлагательное решение социальных, вопросов, требования реС|>'рС 1 Ных пбста- вок, дополнительных капита­ льных шожении. Причем, как правило, это де­ лается в ультимативной фор­ ме. под угрозо-н забастовок. Опраишваегся, в состоянии! ли П 1 рав 1 шельство работать сколъ- ко-нйбудь эффективно, если ему изо дня в день вькяады- вать на, стол ультиматум за ультим'атумом? Любые наши, призывы к реальной, оцейке вюзм|ОЖ 1 ностей’ страны воспри­ нимаются как ретроградство, нежелание идти навстречу ни- роду, его насущным нуждам и потребностям. Забасто|Вка, я по;Н!Им,аю, Ефайнее средство. Но кое-кто, похоже, уже икрай разучилея видеть: даже закон о забастовках нар|ушается поч­ ти повсеместно. Правнтельсшво, настоятельно просит Верховный. Совет СССР обратиться ко всем ТР!УДЯЩИМСЯ с призывом НОЗ- дфж.атыс 1 Я от .цроведения за­ бастовок, находить иные фор­ мы разрешения возникающих конфл'иктов, избегать крайних мер, а уж если и в самом деле иначе .нельзя, — то неуко­ снительно соблюдать действу­ ющее законодательство. Товарищи! Все мы ’ эн:ае 1 м, как много в ст|р 1 ане острых со­ циальных проблем. Кто же не Поймет желания ,решить их как можно быстрее! И нам, •беЗ|услов 1 Н!о, многое бы удалось сделать, работай наше народ­ ное хозяйство эффектив 1 Но. Од­ нако желания- —желаниями! А от действительности не уйти. Подсчитано: на реализацию предлагаемых социальн-ых ме­ роприятий Б ближайшие пять лет потребуется р 1 асходовать из централязО'Ваивых источников И7 млрд. ,р]ублей. Чем мы рас­ полагаем! на самом деле — ^уже оценил: Верховный' Совет, ут­ вердивший расходы на эти це­ ли на текущий год В' размере 13,4 млрд, рубли!. Другими словами, чтооы вью-олнить про- грамм;у по М'акоимуму, нам 'По- т|рвбуегся .П'О'Чти 10 лёт. Если кр'Итическ'И осмыслить подобного рода программы, осу- Щ'вствляемые за счет централи­ зованных источников, то нево­ льно наира'шивается вопрос: не начинаем ли мы анова повто­ рять ошибки прошлого? Суть их, как иэвестио, заключалась в забег,аии,и вшер 1 СД|, в нежела­ нии считаться' с реальными воаможиостями. экономики. Словом!, мы никак не 'МО'Жем иабав'иться от привычки жить 'И, наконец, последнее. Сни­ жение тр^овю й , ДОГОВОр1НОЙ, фи 1 на 1 НСО'В'Ой дисциплины, пр 1 е- небрежение интересами парт­ неров — довольно существ'вн- ные причины, усугубляющие р'аабаланоцров'а'нность народ­ ного хозяйства. Эко'ном'ика' не опособна нормально действо­ вать и развиваться в условиях М'ИТйИговой' дем'окр'атни. У нее свои правила, тр'ебующие чет­ кости, жесткости, и всегда — высоча 1 Йш.ей ответственности р|уКОВОД'ИТ€ЛЯ. в этой связи прошм В'врховный Совет СССР как можно быстрее принять соответствующий закон. (Подводя итог сказаниому, хочу еще ра з подч^ринуть, что пр!ав'И 1 тельство СССР 'будет принимать все возможные ме­ ры. для'.вьшолишия утвер'Ж'дш- НО 1 Г 0 В'ерховным 'Советом ССОР плава., добиваться стабилизации ЭКОНОМ'ИКИ. 'Вместе с тем' совершенно оче­ видно, что этого недостаточно для устраиенвд гдубанных при­ чин 1 неблагопол'уч 1 ИЯ' в народ­ ном хозяйстве. Чтобы вьюести его из 1 ф'иэиса, праадать дина­ мизм социальиочакономичесжо- реального улуишёвия Ж1иэни советских людей, необходим решительный переход к регу- ли 1 р'уем' 0 ‘н рьюо'чной' ------ -------- Общие положения и возможные последствия перехода к регулируемой рыночной экономике Социально-экономическое положение страны видимо, нет необходимости останавливаться на глубинных причинах веблагоцолучия' .в на­ родном хозяйстве. О'ии из'вест^ ны, подробно рассмотрены в докладе вравительстви на вто­ ром. Съезде .ыар'одных депута- Т.;В СССР. Отмечу лишь (результаты за истекшую треть года. Они овидегельствуюг, что, несмотря на некоторые - положительные сдайли «а ряде участков, эко- шмичеокая ситуация в це^чом остается чреав(ынаи 1 по слож'нои, улу-чшить ил» стабилизировать положение дел в нрродн'ом хо­ зяйстве все еще не удалось. Ху­ же того, м 1 ногае не ькаи.ь'ные процеюсы даж.е усилились. В имеющихся у вас материалах приведеды конкретные данные аа! этот счет. Хотел бы обратить ва­ ше внимание на серьез- . ные диспропорции и дис-' балансы. Причем нараста­ ют они в таких М'асштабах, ко­ торых мы раньше не, знали. Все более ярко проявляются овоего рода экономические «мо- Ж'Н'Ицы». Речь о том, .что впе­ рвые за многие десятилетия вдет л,адев 1 Не абсолютных раз­ меров общественного производ­ ства и его 'Эффектив'Ности шри одновременном, и бур'ном росте денежных дох 1 одо 0 населения. Слбжным остается валютное положение стр'аиы. Осо'бенно оно обострилось 8 последние м..есяцы. Во многом это овяза- но с тем, что уже после утве- ржд'вния плаиа на 1990 год в связи с ухудшением продоволь- ствеиного обеспечения' населе­ ния правительство было выну­ ждено принять ряд р'еш'ений о дополнительных крупных заку­ пках зерна и продуктов пита­ ния за рубежом на сумму око­ ло 3 млрд, рублей, в том чис­ ле зерна — 27 млн. тонн. 'Совет Министров ССОР сч'И|- тает необходимым со всей от- К!ро.венностыо сказать: если и дальше в эконо'М'ике будут ра­ звиваться все эти тенденции, то последующие преобразова­ ния, намеченные правительст­ венной программой и предло­ женной вашему вниманию кон­ цепцией перехода к регулиру­ емой рыночной экономике, при­ дется осуществлять в гораздо более сложных условиях, М.н 0 - гне непопулярные, но. кр'айне необходимые решения будут восприниматься еще болезнен- Напомню. ч»о в докладе о с\тн и ос.новных положениях пр<м^>аммы оздоровления эконо­ мики правительство особо под- черкив-ало чрезвычайную необ­ ходимость консолидир'ОВ'ать все силы общества на выполнении предлагаемых мер. При этом мы надеялись на энергичные а коаструктивнью действия как в центре, так и ' в а местах. |И если сейчас го'воритъ все как есть, то, согласитесь, это­ го не произошло. Ну, а когда нет иозитивных сдвигов — на­ лицо снижение уровня управ­ ляемости народным хозяйст­ вом. К этому следует доба,- вить падение хозяйсгв©Н 1 НО!Й дишиплины, особенно в вмо- лнении тосударствеввых зака- Э 0 .Б и договорных обязательств. ■Весьма о'бострилась и проб­ лема. занижения планов пред- пр 1 ият;и'ям'и. Суммируя яр'И'Кягые 'ИМИпроизводственные 1 ^окра 1 м- М'Ы. .убеждаешься.: в целом по стране объем валового нац'ио- нальното продукта будет при­ мерно на 12 млрд, рублей ме­ ньше, чем утверждалось Верхо­ вным Советом СШР. Практи- чесии страна живет по пла-' нам, заниженным предприяти­ ями, а ведь намечались иные рубежи. Наиболее неудовлет­ ворительно .обстоит дело с планами по выпуску товаров нар'одного потребления. Суди­ те сам'и: принятые предприяти­ ями произв' 0 дста'анн 1 ые прогр'ам- мы на 27 млрд, рублей меньше, чем предуемотрено государст­ венным планом. Пр'ичем св'ыше 80 проценто 1 В приходится на предприя'Тия республиканского подчинения. Экономика и политика нераз­ рывны. Итоги рав 1 вития наро­ дного хозяйства за 'послеД|Вче М'ёс'яцы убедительно это подт­ верждают — на эко'ноМ'ИК(у с бО'Льшой. силой воздействует поЛ'Итичеокая неста.бильность. Из'-за м€Ж 1 нац'ИОнальных конф­ ликтов, забастовок, нарастаю­ щей ушьт»м.атив!Н'0сти трвбО'Ва- нйй к 'центру, усиления центро- беж 1 ных тенденций страна не­ сет ощутимый урон. 'Не ул|уЧ'Шают эконо'мнческ'ой сигу'а 1 ции и разного рода вну­ тренние барьеры. Они искус­ ственно возводятся, на прти сложившихся межрегиональных и межреопубликаиских ов'язей. Все более остро дает о себе знать несбала1Ноиро.ва1Нностъ не только, на потребительском ры­ нке, но и в сфере производст­ ва. В условиях, когда, денеж­ ная масса на счетах предприя­ тий растет, а материальные ресурсы практически не увели- чив.аются, по-другому и- быть, не может. Не могу обойти вниманием и еще одно явление из облас­ ти па!радоксалыны.х. Мы рас­ ширяем права тр'уД'О'Вых кол­ лективов, местных органов. Ка­ залось бы, Ч'ом бдль.ше само­ Товарищи! Вывод о необхо­ димости перехода к рынку как пр'шщшциально иной модели хозяйствования, противостоя­ щей дир'ектив 1 во-рас!П'ределителъ- ной системе, был сделан еще в 1987 году. Со всей ясностью об ЭТ 01 М сказа,но в правитель- ствен'ной программе оздо.ро.вле- •н»Я' .экономики .и в р'вшевиях второго Съезда народных депу­ татов ССОР. Теперь в цеитрс . главный вО'Прос; как эта сде- 'ла.ть? ЦриЧ'ем сделать так, чтобы как МОЖНО безболезнен- ■ нее преодолеть .переходный пе­ риод, на основе новой хозяй­ ственной системы Б кратчайшие сроки обеспечить подъем про­ изводства и повышение его эф- фекги'В’ности. Такова в общих чертах за­ дача. И задача исключительная по сложности, не имею'Щая од­ нозначного .решения. Но такое уж нам 'вьатало 'Время: простых решений в оегодняшней жизта не быв'зет. Многое нужно предусмот­ реть для того, чтобы рыноч­ ный механизм заработал эффе­ ктивно, начал давать резуль­ таты, на которые мы рассчи­ тываем. Какие же условия . ДОЛЖ 1 НЫ бЫ'Ть созданы щя пе­ рехода . к регулйр'уемО'М|у рын­ ку? Кратко отв.егы 'Можш сфо­ рмулировать следующим О'бра- Первое. Нео 1 бх' 0 ди 1 мо о.бесп€- ЧИ'ТЬ реальную самостоятель­ ность и эко 1 номннескую ответ­ ственность преЯ'Приятий как ов'Ободных таваропрои'эводите- лей. Добиться этого воэмож 1 но, лишь ' 01 пираясь на новые отно­ шения собственности и органи­ чески присущий им дух ийици- ■ ативы и предпри 1 »има.тел 1 ьства. 'Второе. Необходим меха!- ннзм ценообразования, чутко реагирующий на днна'МИК'у спроса и пр'едложеяия. Третье. Как воздух нужна конкуренция, которая понужда­ ла бы к снижению издер'жек и цен, стимул!иро'В'ала удовлетво­ рение спроса потребителей" и заставляла гаронзв! 01 ДИтеля' про- дукц'ии. ловить технические но­ вовведения. Д алее . Ооков'а основ народ­ ного хозяйства — структура производства — должна соот- ветствова'ть ллатежесиособно- М'у спросу и быстро реагиро­ вать на М'алейш'ие его изм'вне- кия. Мы' ж е сегедня во М'НО- го'М' ведем п|ро'НЗводство ради производства: добываем и лро- ИЭ810ДИМ огроМ'Ное кол 1 Ичеств 6 топлив 1 а, металла, других ви­ дов сы 1 рЬ'Я и матер'Иалов, с тем чтобы потом их нерасчетливо иапользовать в обрабатываю­ щей промышленности, терять при перевозках, нака 1 ПЛ 1 ив.ать в отвалах , сжигать в факелах,^ не имея в достатке потребите- ' Л'ьских товаров и услуг. Еще один мом'энт. Рынок требует надежной материально- финансовой сбаланоирова 1 Няости экояо'ммкн, устойчивой денеж­ ной' системы. У нас же налицо крупный дефицит госуда|рств'ен- ного бюджета и избыток де­ нежной массы над противостот ящими им товарными ресурса- Я уже неоднократно гово- .р'ИЛ, что при РЫНОЧ1НОЙ эково- .мике- нам: будет 'Необходима эффективная система социаль­ ной поддержки населения, осо­ бенно в переходный период, ко'гда будут серьезно и быстро изменяться усло.вия жизни. В П'Срвую■очередь имею 'В В'иду формы' и способы защиты от роста цен, временной незанято­ сти, инфляции. Этим вопросам пр!а 1 вительство придает перво­ степенное ана 1 че«ие. И, ^наконец, регулир'уемая рыно'Ч'ная .экацо'Мика нуждаег- ,ся в надежном пр.аеов' 0 м обес­ печении. Госуда|рстве'Иная власть лишь тогда в состоянии эффективно выполнять регули­ рующие функции, если в сво­ ей деятельности оиирается на все М|НогоО'бр.аз'ие необходимых зак' 0 ' 1 А)в и других нормативных актов. И что особенно важно — все они должны неук'оони- теяьно соблкадаться. .Теперь, ковда осно-вные пред­ посылки определены, .вопрос заключается в том, как их обе- Ьпеяитъ 'на деле, через какие этапы и в какой последовате­ льности идти. |П)рав 1 И 1 тельсрво изучило Р'ЭЗ- лняные пути 'фО|рми 1 ровалия рынка. Тут тоже были, острей­ шие дискусси 1 И, столк!Новш)ие разных В13ГЛНД01В', М'неяий и по­ зиций. (К 'Пр'ИМ'еру, рад экономистов ■предлагает ср,азу дать полную свободу предпрнян'мательскО'й деятельности, немедленно едб;- лав свободными все цены. Ес­ ли согласиться с этим, то ие кад'о быть особо ■П|ро.зоряивым, чтобы понять: при нашей стр.уктуре производства' и со- етоякии денеж'Ного хозяйства все цены! Н 1 впредсК'а 1 зуемо взме­ тнутся вверх. Значит, следом неизбеж'но 'придется повышать зарплату и другие денежные доходы. Таким о'браэом, вклю­ чается спираль гиперинфляции, которая ие только не создает стимулов для 'П|роизводств.а и накопления, но, наоборот, еще больше их подрывает. Под уг­ розой окажется структурная перестройка. Большие труднос­ ти лягут на людей, совершен­ но не подготовленных к тако­ му повороту событий. Да и государство тоже будет не го­ тово им помочь, потому, что не сможет в такой ситуации ос­ тановить раскручивание инфля­ ционных процессов. Естествен­ но, этот вар'иант был нами от­ вергнут. Нам возражают: дескать, не допустить неушр.а 1 вляем' 0 й ин­ фляции можно. Да. мож'НО. Причем задач а решается двумя оенов'НЫМ'И путями. Первый включает в себя ■ финансово- экО'ИО'Мй'чесК'Ие меры, .направ- лен'ные на. ограничение денеж­ ной массы- или отвлеч-ение ее ОТ товарного рынка. 1 Второй путь — адм'ин'истра- ти'иный, основанный' на при­ нудительном поддержании ста­ бильных цен или государст­ венном их регулировании. При этом сохраняются дове­ дение до. предприятий' обяза­ тельных государственных за­ казов на весь объем иро;дук- цни, централизованное ее рас- предел'Ш-ие. Применение каждого из этих методов имеет свои плюсы- и минусы. Ф'»нанс 01 во-эко'номичес- К 1 ие мерь* привлекательны т-ем, что создают наиболее благо­ приятные услсюия для фор'МЯ- рования рынка и подъема экономики в кратчайшие сро­ ки. Но они одноврем'евно., и особенво на первом этапе,, до­ лжны быть очень жестк'Имй^— только в этом случае возможен желаемый эффект. Однако тем тяжелее их п-оследствия для людей. Судите сами: (резкое огра'ничение -массы денежных средств серьезно затруднит реализацию продукции,,а сле- дов-ателыно, повлечет за собой разорение большого числа пре­ дприятий, вьюво 1 божД'ение за вспроткий период энагаитально- го количества работников, ко­ торых нввоз 1 можн '0 будет сра­ зу трудоустроить. Придется ос- тэнавить большую часть стро­ ек. Надо ожидать, что вслед­ ствие разрыва многих хозяйст­ венных св'язей существенио' упа­ дет 'Прошводство и, значит, аниэится уровень потребления товаров. Социальная подд-арж- ка населения в этом случае все из-За тех же жестких фи­ нансовых ограничений не мо­ жет быть гарантирова 1 на' «а долЖ'Ном уровне. (Мы посчитали, что этот ва­ риант, близкий к тому, кото­ рый сейчас называют, шок'овой терапией, неприемлем. 'Намного легче сдер-живать открытую инфляцию путем го!еуда|^твенного контроля за ценами, то- «ть методом адми- Н'йСтратив(Щ)й' регламентации цраизводства и реоцределения части продукции. Но при этом надо иметь в виду, что широ­ комасштабное применение адмн- Иистратианш мер не позволит добиться материально-фииаясо- -вой абадансирова'ни!оети на- .родного хозяйств-а и ликвида­ ции дефицита. Главный же их недостаток — это серьезное ограничение сферы товар'но-де- неж'ных отношен'Ий. В резуль­ тате п-ериод ста 1 НО'Влея 1 ИЯ' рын­ ка и выхода экономики из кризиса существенно затянется. Но в связи с ЭТИМ я хотел бы осо(бо обратить ваше вии- мавие еще на одно обстоятель­ ство — на фактор времеН'И. Конечно, нам всем хочется бы­ стрых перемен. Однако разви­ тие многообразных форм собст­ венности и предпрвнимательст- ва, структурная' перестр-ойка производства, п-ерераспределе- ше трудовых рес'урсов между отраслями, адаптация людей к труду и Ж'ИЗВИ' в меняющихся условиях имеют естественный темп, и подгонять их сверх м-е- ры было бы н^аэум'но. Потерн ‘в этом случае почти ваверияка превысят результат. А цену «еоправда-нной поспешности мы хорошо знаем, ибо наро­ дам нашей страны не раз пр-и- шлось расплачиваться за нее. Вот .почему, думаю, на.до реа- Л 1 истнческ 1 и оценивать стоящие п-ф-ед нам'й задачи и возмож­ ные пути их решения. ' С учетом всех этих сообра­ жений правнтел'ЬСтво считает оптим-альным вариант перехода к регулируемой рьиночной эко- ном'ике, сочета'ющий в себе фи.нансово-эк 01 номические и ад­ министративные м-ётоды. Суть зд'есь в том, чтобы последова­ тельно, шаг за шагом снижать масштаб щрямого жесткого !ГО- еударствевн 1 ого 1 воздейстаия на экономику и р-асширять сферу рыночных- отношений. Только так и возМ'ОЖ'Но будет не вы­ пустить инфляцию из-под кон­ троля, не допустить знагаитель- ного спада производства и .снижения |уров'Ня жизни наро- |На 1 ЧИ 1 нать тут надо- с реши­ тельного улучшшия материаль- ’но-фй 1 на'нсовой обала|Ш:ирова 1 Н- ностн, ограничения денежной массы, укрепления рубля. Это главные условия дальнейшего движения вперед. Отсюда вы­ текает необходимость в круп­ ных мерах по сокращению 6ю- джетного дефицита, в- дейст­ венной налоговой системе, в пов-ыш-ении ставок банко1В1Сжого процента и реформе ценооб­ разования. В осуществлении всего это- .ваЖ'Но проявить твердость. Сегодня еще многие'ие^усво-и- ли сурш'ых жономтеских ис­ тин. Ведь кое-кто чуть ли не за доблесть почитает свое стре­ мление добиться от прав'итель- ств-а 'П 01 больШ'е' льгот и субси­ дий и одновремевно заставить его налоги ваима.ть пом-еньше. Однако чуд-ес не бывает. Чем больше социальных выплат и льгот, чек- кр'упнее инв-ест-вшии из гообюдж-ета, тем выше план­ ка 'НалО'Гов. Мы, конечно, понимаем, что предприятиям, которые м-огут пострадать по независящим от них причинам', на первых по­ рах необходимо помочь. И со­ циальная защищенность людей должна быть на достаточном ур'Ов.не. Но есть у этих мер и оборотная сторона: нар-ащивая О'бъемы помощи, мы тем са­ мым 01 тодв 1 йга'ем возможность быстро до'биться полной мате- риалыно-финансовоя сбала-нси- рованности. Значит, надо ис­ кать «золотую середину», -Вначале следует пойти на поддер'жание твердых госуда- рственных цен на ряд в-ажкей- ших В'ИДО'В продукции. В ме­ ньшем, чем- прежде, - объеме, но пр'идется размеЩа-ть госу­ дарственные заказы!, регяамен- тнрО'Вать п'оставкя продукции. Постепеано, по мере улучшения сбалансированности и развития рыночных отношений, эти ог­ раничения будут сокращаться. Таковы ооно 1 Вные положения предлагаемого прав'БтельствО'М варианта перехода к .регулиру­ емому рынку. Осуществить его предполагается в несколько этапов. На подгото'В'Нтелывом этапе, кото-рый продл'нтся до конца текущего года, предстоит за- вер'шнть .работу по формиро­ ванию правовых основ рыноч­ ной экономики, принять и вве­ сти в дейсш'ие необходимые эа. конодатедыкые акты. Надо под­ готовить р'вфо|рм 1 у ценообраз-о- вавия, решить все методичес­ кие 'И организационные вопро­ сы, св'язанвью с введением си­ стемы социальной поддержки населения, 'На следующем этапе (1991— 1992 годы) предстоит осущест­ вить комплекс мер, знаменую­ щих собой кр'упвый шаг к ры- жу. Среди этих мед — рефор­ ма ценообразования, введение систем социальной поддержки и наяогоабложеяия, кред-нтная реформа. Они призваны соз­ дать В'ажнейшие предпосылки ДЛЯ развития рыночных отно­ шений. 'Уже На этом этапе развитие мно'гообразных форм собствен­ ности, поддержка предпр'ияи- м-ательств-а, сдв-иги в- структу­ ре производства наряду с ос 1 у- ществя-ением соответствующей ф'ина'нсо'вочкред'нтной. полити­ ки должны решительно улуч­ шить положение на потребите­ льском рынке. Этап интенсивного развития рыночных отношенн'й' (1993— 199'5 годы) будет характери­ зоваться дальяейш'им сокра- щ-екием адми-нистративных ог­ раничений, усилением., конкуре- щ'ии, в том числе вследствие актив'ной антимонопольной по­ литики. В итоге .рыночный ме­ ханизм станет набирать оборо­ ты; спосо'бётв'уя ук|рвплвн»ю экономических стимулов и на- лаживаЯ'Ию новой, более рацио­ нальной стр'уктур'ы хозяйствен­ ных связей. А это означает создание реальной, здоровой почвы для подъема эк'О'Ном'ики и выхода ее из кризиса. 'Следует отюров'внно сказать, что и в предлагаемом вариан­ те пер'еходный' период не оЖ'Иг дается легким. Расчеты' пока­ зывают неизбежность опреде-/ лен'ного спа'да 1 П,роиз 1 ВО®Т'Ва, эначителшого сокра'Щ'ения объ­ ема капитальных вложений, особенно в перв'ые два года. Но роет производства потреби­ тельских товаров и темпов Ж'Ис лищного строительств'а при этом сохранится. В 199(2 году может быть достигнута мате- Р'Иаяыю-финавсовая с 1 бала 1 нси- рованиость. С 1903 года начнут складываться условия для эко- ‘нам'Ичвского подъема и улуч- Ш'вния благосостояния трудя­ щихся. Позвольте теперь остано­ виться на некоторых ключевых проблемах перехода к регули­ руемой рыночной экономике и разъяснить позицию правитель­ ства по главным направлени­ ям их решения. Финансово-кредитная политика Товарищи! Как уже отмеча­ лось, переход к регулируемой рыночной экономике невозмо­ жен без проведения очень же­ сткой финансово-кредитной политики. По мере ослабления методов административного воздействия именно финансо­ вые и кредитные рычаги ста­ нут в руках государства на­ дежным инструментом регули­ рования экономической жизни, ограничения необоснованного роста денежной массы в обо­ роте, предотвращения резкого всплеска инфляционных про­ цессов. Бесспорно, что сегодняшнее состояние финансов и денежно­ го обращения, их расстройство — один из самых серьезных тормозов, сдерживающих пере­ ход к рынку. Добиваясь здесь оздоровления, правительству в 1990 году за счет принимае­ мых мер впервые предстоит со­ кратить разрыв между дохо­ дами и расходами государст­ ва, который в предыдущие три пятилетки постоянно уве­ личивался. Но уже ясно: опираясь то­ лько на задания по экономии расходов и увеличению дохо­ дов, без глубокой реформы фи­ нансово-кредитных отношений полного успеха не добиться. Принятые и находящиеся на рассмотрении Верховного Со-, вета СССР законы, а также ряд новых проектов, которые подготовлены правительством, на наш взгляд, создадут на­ дежные правовые гарантии для осуществления финансово­ кредитной политики, отвечаю­ щей требованиям рыночного Большие надежды мы связы­ ваем и с реализацией проек­ та будущего Закона о налого- 0 бЛ 9 ЖСНй« предприятий. Прин­ ципиально важно здесь, что мы наконец-то уходим от ин­ дивидуальных нормативов, ко­ торые доводились до предприя­ тий. Чем это оборачивалось — известно. С одной стороны, по­ крывалась бесхозяйственность плохо работающих, а с дру­ гой — подрывались стимулы для тех, кто умел работать хо­ рошо. С введением единой на­ логовой ставки на прибыль все окажутся в равном положении. В свою очередь государство, применяя налоговые льготы, сможет побуждать предприя­ тия инвестировать прЪйЗводст- венное и социальное развитие на приоритетных направлени- Кроме того, система налого­ вого регулирования позволяет поощрять предприятия, вкла­ дывающие средства преимуще- . ственно в накопление, и увя­ зывать оплату труда с его результатами. И еще один важный мо­ мент. Сегодня, когда отброше­ ны многие догматические шо­ ры, нам уже не кажутся кра­ мольными мысли о монополи­ стических явлениях и в нашей экономике. Они не позволяют нормально развивать экономи­ ку сегодня, но вдвойне будут мешать делать это завтра. Ес­ ли, не приняв соответствую­ щих мер, попытаемся перейти к рынку, то при существую­ щих монополистических струк­ турах это незамедлительно вы­ зовет рост цен и инфляцию, усилит и без того серьезную социальную напряженность в обществе. Правительство нас­ таивает на том, чтобы в новой системе налогообложения-был налог на сверх- нашему мнению, на начальном этапе предель­ ный уровень рентабельности целесообразно ограничить ■ тридцатью процентами, а для сельскохозяйственных ; пред­ приятий — сорока процеита- Отдельно остановлюсь на взаимоотношениях бюджета СССР с бюджетами союзных республик, а последних — с бюджетами автономных рес­ публик и местными бюджета­ ми. Новое законодательство вносит тут принципиальные из­ менения. Например, значительно ук­ реплена Доходная база рес­ публиканских и местных бюд­ жетов. В расчете на год пос­ тупления средств в местные бюджеты увеличиваются на 25 млрд, рублей, в том числе за счет сокращения доходов союзного бюджета на 20 млрд, и за счет республиканских — на 5 млрд, рублей. Кроме то­ го, в бюджеты союзных и ав­ тономных республик и мест­ ные бюджеты со следующего года будет полностью посту­ пать плата за трудовые и при­ родные ресурсы, В сумме это составит около 29 млрд, руб- Такое перераспределение го­ сударственных доходов не только согласуется с развити­ ем самостоятельности и эко­ номического суверенитета со­ юзных и автономных респуб­ лик, расширением местного са­ моуправления, но и позволя­ ет четко разграничивать ответ­ ственность между бюджетами различных уровней. Теперь за счет республикан­ ских бюджетов должно осу­ ществляться финансирование подведомственных отраслей республиканского и местного хозяйства и практически всех затрат на содержание и раз­ витие социально - культурной сферы, включая здравоохране­ ние и просвещение, а также других, связанных с обслужи­ ванием населения, расходов Конечно, с повышением от­ ветственности республик и ре­ гионов за управление экономи­ кой роль союзного бюджета не должна сводиться только к финансированию админист­ ративно-управленческих функ­ ций государства. Нашу феде­ рацию республик объединяет задача развития всего народ­ нохозяйственного комплекса страны как единого целого. Вокруг этого все завязывается в тугой узел: рациональное ис­ пользование природных и тру­ довых ресурсов, региональная специализация, развитие базо­ вых отраслей и фундаменталь­ ной науки, интересы обороны. Формирование общего рынка на основе нового союзного до­ говора упрочит экономические связи республик, объективно приведет к консолидации всех наших сил, возможностей и устремлений. Для достижения только одной этой цели нам уже необходимы рынок и ры­ ночные отношения. Теперь скажу коротко о перспективах ликвидации де­ фицита бюджета. Как вы пом­ ните, правительственная про­ грамма Предусматривает к 1993 году снижение дефицита бюджета до 2,5—3 процентов к валовому национальному продукту. Эта задача остает­ ся одной из главных в дея­ тельности правительства. Но добиться желаемого результа­ та не вполне удается. Особен­ но сейчас, когда почти две трети бюджета составляют рас­ ходы социального характера. Разумеется, мы не вправе до­ пустить сокращения или от­ тяжки сроков проведения то­ лько что принятых социальных программ. Но на будущее, как ни трудно это признавать, нам следует отказываться от даль­ нейшего форсированного уве^ личения расходов, не обеспе­ ченных реальными доходными источниками. При формировании рынка много надежд мы возлагаем на налоговую систему. Но она лишь тогда может сыграть свою роль, если будет распо­ лагать мощной системой фи­ нансового контроля. Честно сказать, до сегодняшнего дня наш хозмеханизм особо и не , нуждался в такой службе, те­ перь же она— жизненно необ­ ходима. Налоговая инспекция только формируется, и очень важно быстрее завершить этот пооцесс. Еще более важно коренным образом перестроить нашу кре­ дитную систему. Без этого, как учит мировая практика, ры­ нок немыслим. Проекты законов о Госбанке СССР и о банковской дея­ тельности предусматривают создание банковской системы двух уровней. Верхний уро­ вень из них представлен Гос­ банком СССР. Он будет ре­ гулировать объем денежной массы в совокупном денежном обороте, как безналичном, так и наличном. Механизм регули­ рования* известен. Это резерви- рование кредитных ' ресурсов других банков й установление учетной процентной ставки за выделяемые коммерческим банкам кредитные ресурсы. По­ нятно, что его условия станут основой формирования уров­ ня процентных ставок для всей банковской системы и регуля­ тором размера кредитных вло-"^ жений. В. свою очередь, банки вто­ рого уровня, в частности спе­ циализированные банки — ■Промстройбанк СССР, Агро­ промбанк СССР и Жилсоц- банк СССР, — должны посте- пенно превратиться в крупные акционерные банковские сис^ темы, действующие наряду с отраслевЕ^Еми, коопёративнымЕ! и другими банками на хоз­ расчетной, коммерческой осно­ ве. Их задача — кредитовать предприятия в пределах мо­ билизованных ресурсов. В осу­ ществлении своей кредитной деятельности они полностью самостоятельны. В момент перехода непос­ редственно к рыночным отно­ шениям первоочередной мерой будет пересмотр ставок по ссудам. Сегодня кредиты пре­ доставляются, пр сути дела, бесплатно; ставки по кратко­ срочным ссудам в среднем со­ ставляют около 2,5 процента, а по долгосрочным — менее одного процента. Надо ли тут удивляться избытку денежной массы в хозяйственном оборо­ те и обесценению рубля? С 1991 года намечается ус­ тановить новые процентные ставки по ссудам. Они обяза­ тельны для всех заемщиков, а взимаемый процент зависит ис­ ключительно от продолжитель­ ности пользования. Так, за кредит сроком до 1 года бе­ рется 6 процентов, от 1 до 3 лет — 8 процентов, от 3 до 5 лет — 9 процентов, свыше ,5 лет — И процентов, а по про­ сроченным ссудам устанавли­ вается не менее 15 процентов - годовых. В дальнейшем эти \ ставки могут меняться в соот­ ветствии с реальным спросом и предложением, уровнем инф­ ляции и другими экономичес­ кими факторами. То есть все — по законам рынка. Коммерческий характер кре­ дитных отношений в новых ус­ ловиях делает невозможньЕМ использование наших традици­ онных льготных кредитов. Воп­ рос о возмещении льгот по процентам, если в этом воз­ никнет необходимость, должен решаться органами власти, ко­ торые принимают соответству­ ющие решения. Повышение процентных ста­ вок по ссудам будет сопро­ вождаться одновременным по­ вышением платы по депозит­ ным счетам предприятий и на­ селения. Это необходимо не только для создания эквива­ лентных отношений банков со своей клиентурой, но и для ос­ лабления платежеспособного - спроса на рынках средств про­ изводства и предметов;пот­ ребления, а также обеспечения защиты сбережений от инфля­ ции. -В зависимости от сроков хранения средств в начальный период по таким счетам пред­ полагается установить плату от 4 до 9 процентов годовых. Органической составной ча­ стью рыночной экономики яв­ ляется финансовый рынок, включающий прежде всего рынки кредитов и ценных бу- Что касается рынка креди­ тов, то он, должен сформиро­ ваться в результате намечен­ ной перестройки банковской системы. Это прежде всего - развертывание сети коммерче­ ских банков, переход к опре­ делению ставок процента по привлекаемым средствам и вы­ даваемым ссудам на основе спроса и предложения. Здесь картина более или менее яс- Не столь понятна непривыч­ ная для нас категория рынка ценных бумаг. Между тем мы уже сейчас переходим к оформлению ‘государственного долга посредством выпуска об- ( Продолжение на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz