Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 мая 1990 г., № 122 (18719) ЗКОН01ИЧЕШ1 ПОЮЖЕНИ СТРАНЫ И НОИРЦИН ПЕРЕАОЦА К РЕГУАНРУЕИОЙ РЫОНЧЙО ЭНОНОННЕ Доклад Н, И, Рыжкова на третьей сессии Верховного Совета СССР Уважаемые товарищи! Пожалуй, никогда за пос ледние десятилетия правд тельству. СССР не приходи лось выступать со столь труд- ньш и чрезвычайно ответст венным докладом о мерах, которые по сути своей дейст вительно определяют, как дальше жить народу. Именно это обстоятельство обязывает меня обращаться не только к вам. членам Верховного Со вета СССР, но и Кб всем гражданам нашей страны. Убежден: крайне трудные за дачи и проблемы, изложенные в правительственном докладе об экономическом положении страны и концепции перехода к регулируемой рыночной эко номике, не пройдут мимо вни мания каждого советского человека. Ведь, по существу, преобразования, которые нам предстоит осуществить, пред определят жизненный уклад и судьбу не только нынешне го, но и будущих поколений. К этому, прямо скажу, реша ющему шагу страна последо вательно ' приближалась все 5 лет перестройки. Отсюда, полагаю, понятно, какой сложной, ответственной и напряженной была работа, проделанная правительством за последние месяцы. Конеч- Н 1 Й ее результат отражен в обсуждаемом сегодня докла де. Он подготовлен во испол нение решений второго Съез да народных депутатов СССР, поддержавших предложенную правительством программу оздоровления экономики стра- Эта работа началась сразу же после Съезда. Главная ее цель — наполнить одобрен ную Съездом правительствен ную программу конкретным содержанием, вытекающим из всего комплекса проблем, свя занных с переходом к рыноч ной экономике. Именно ей принадлежит центральное ме сто в программе. ,Да это и по- Во-первых, рынок обуслов ливает коренную перестрой ку сложившейся системы хо зяйствования, принципиаль нейшие изменения в произ водственных отношениях и, в конечном счете, — формиро вание качественно нового об лика всей вашей экономики. Наступил момент, когда на до делать решительный шаг, поскольку старая система хо зяйства утратила жизнеспо собность, новую надо не от кладывая создавать. В' 0 -«тО|рык, столь кардиналь ная и в так 1 Их масштабах ^про водимая перестройка экономи ческой ЖИ31ЫИ не имеет прямых аналогов ш я нашей,, ни В! за рубежной практике. Конкрет ные условия не позволяют пе ренести один к одному в на шу общественную систему чей- либо опыт. Хотя в- целом все полезное и приемлемое из на- юоплени'ото за рубежо.м опыта использовать нео 1 б» 6 |димо, но для полного усиеха дела нам нужны, во М 1 НОГОМ нетрадици- овные, а порой и совершенно Н 01 вые решения. В-тр(етьйх, сложность проб лем, с которыми мы неизбеж но столкнемся уже в ближай шее время, вполне естествен но вызывает огромный разброс М 1 ве 1 ний о В'Озможных путях их преодоления. Все это приходилось у^иты.- вать в ходе подготювкя конце пции. К ее разработке были иривлечвны все центральные экономические органы, важ нейшие положения обсуждались на совещаниях с руководителя ми предпрн 1 яприй промышлен ности и сельского хозяйства, с работниками системы матери- альногтехнинеского обеспече 1 Вия. финансовых органов, байков, ,ртеным 1 и-экономжтамй, главами правительств союзных респуб лик. Этот вопрос дважды! рас сматривался на сошестН'Ых за седаниях Президентсшго сове та и Совета федерации. 'Скажу откровенно, в ряде случаев из множества возмож ных решений нам нй удавалось единюдушно выбрать одно. В таких случаях прав.ительство, изучив различные варианты, в 14 )абатываяо свою, на наш взгляд, достаггочно четкую по- эшдаю. Считаю этот путь ана лиза разных подходов, аль- гррнативных: п|редшож'ений, а. по,рой и самых противоречивых решений нцрмаяыным в впол не надежным для определе ния обооиов 1 анной и взвешен ной точки, зрения. От одного только хотелось бы .предостеречься, В условиях необычной динамичности п^е- строечных процессов, происхо дящих в обществе, было бы ошибкой ^неизменно следовать раз и навсегда избранной схеме цреобразований, не счи таться с реально скяадыв 1 аю- щейся обстановкой. • 1 При подготовке П!редлож«тей о переходе к рыноч 1 ной эконо- м*ике самым тщ.а 1 телыным ■о ф а - зом была гароанализирована эко!номическа.я ситуация в стра- стоятельности, тем больше и независимости. А нй ! деле про исходит нечто обра,тное, лави.ч нообраано нарастают требова ния и претензии к центру. Пре- дп|ри«гия, регионы, п^ройу це лые отрасли навязывают пра- вителыству безотлагательное решение социальных, вопросов, требования реС|>'рС 1 Ных пбста- вок, дополнительных капита льных шожении. Причем, как правило, это де лается в ультимативной фор ме. под угрозо-н забастовок. Опраишваегся, в состоянии! ли П 1 рав 1 шельство работать сколъ- ко-нйбудь эффективно, если ему изо дня в день вькяады- вать на, стол ультиматум за ультим'атумом? Любые наши, призывы к реальной, оцейке вюзм|ОЖ 1 ностей’ страны воспри нимаются как ретроградство, нежелание идти навстречу ни- роду, его насущным нуждам и потребностям. Забасто|Вка, я по;Н!Им,аю, Ефайнее средство. Но кое-кто, похоже, уже икрай разучилея видеть: даже закон о забастовках нар|ушается поч ти повсеместно. Правнтельсшво, настоятельно просит Верховный. Совет СССР обратиться ко всем ТР!УДЯЩИМСЯ с призывом НОЗ- дфж.атыс 1 Я от .цроведения за бастовок, находить иные фор мы разрешения возникающих конфл'иктов, избегать крайних мер, а уж если и в самом деле иначе .нельзя, — то неуко снительно соблюдать действу ющее законодательство. Товарищи! Все мы ’ эн:ае 1 м, как много в ст|р 1 ане острых со циальных проблем. Кто же не Поймет желания ,решить их как можно быстрее! И нам, •беЗ|услов 1 Н!о, многое бы удалось сделать, работай наше народ ное хозяйство эффектив 1 Но. Од нако желания- —желаниями! А от действительности не уйти. Подсчитано: на реализацию предлагаемых социальн-ых ме роприятий Б ближайшие пять лет потребуется р 1 асходовать из централязО'Ваивых источников И7 млрд. ,р]ублей. Чем мы рас полагаем! на самом деле — ^уже оценил: Верховный' Совет, ут вердивший расходы на эти це ли на текущий год В' размере 13,4 млрд, рубли!. Другими словами, чтооы вью-олнить про- грамм;у по М'акоимуму, нам 'По- т|рвбуегся .П'О'Чти 10 лёт. Если кр'Итическ'И осмыслить подобного рода программы, осу- Щ'вствляемые за счет централи зованных источников, то нево льно наира'шивается вопрос: не начинаем ли мы анова повто рять ошибки прошлого? Суть их, как иэвестио, заключалась в забег,аии,и вшер 1 СД|, в нежела нии считаться' с реальными воаможиостями. экономики. Словом!, мы никак не 'МО'Жем иабав'иться от привычки жить 'И, наконец, последнее. Сни жение тр^овю й , ДОГОВОр1НОЙ, фи 1 на 1 НСО'В'Ой дисциплины, пр 1 е- небрежение интересами парт неров — довольно существ'вн- ные причины, усугубляющие р'аабаланоцров'а'нность народ ного хозяйства. Эко'ном'ика' не опособна нормально действо вать и развиваться в условиях М'ИТйИговой' дем'окр'атни. У нее свои правила, тр'ебующие чет кости, жесткости, и всегда — высоча 1 Йш.ей ответственности р|уКОВОД'ИТ€ЛЯ. в этой связи прошм В'врховный Совет СССР как можно быстрее принять соответствующий закон. (Подводя итог сказаниому, хочу еще ра з подч^ринуть, что пр!ав'И 1 тельство СССР 'будет принимать все возможные ме ры. для'.вьшолишия утвер'Ж'дш- НО 1 Г 0 В'ерховным 'Советом ССОР плава., добиваться стабилизации ЭКОНОМ'ИКИ. 'Вместе с тем' совершенно оче видно, что этого недостаточно для устраиенвд гдубанных при чин 1 неблагопол'уч 1 ИЯ' в народ ном хозяйстве. Чтобы вьюести его из 1 ф'иэиса, праадать дина мизм социальиочакономичесжо- реального улуишёвия Ж1иэни советских людей, необходим решительный переход к регу- ли 1 р'уем' 0 ‘н рьюо'чной' ------ -------- Общие положения и возможные последствия перехода к регулируемой рыночной экономике Социально-экономическое положение страны видимо, нет необходимости останавливаться на глубинных причинах веблагоцолучия' .в на родном хозяйстве. О'ии из'вест^ ны, подробно рассмотрены в докладе вравительстви на вто ром. Съезде .ыар'одных депута- Т.;В СССР. Отмечу лишь (результаты за истекшую треть года. Они овидегельствуюг, что, несмотря на некоторые - положительные сдайли «а ряде участков, эко- шмичеокая ситуация в це^чом остается чреав(ынаи 1 по слож'нои, улу-чшить ил» стабилизировать положение дел в нрродн'ом хо зяйстве все еще не удалось. Ху же того, м 1 ногае не ькаи.ь'ные процеюсы даж.е усилились. В имеющихся у вас материалах приведеды конкретные данные аа! этот счет. Хотел бы обратить ва ше внимание на серьез- . ные диспропорции и дис-' балансы. Причем нараста ют они в таких М'асштабах, ко торых мы раньше не, знали. Все более ярко проявляются овоего рода экономические «мо- Ж'Н'Ицы». Речь о том, .что впе рвые за многие десятилетия вдет л,адев 1 Не абсолютных раз меров общественного производ ства и его 'Эффектив'Ности шри одновременном, и бур'ном росте денежных дох 1 одо 0 населения. Слбжным остается валютное положение стр'аиы. Осо'бенно оно обострилось 8 последние м..есяцы. Во многом это овяза- но с тем, что уже после утве- ржд'вния плаиа на 1990 год в связи с ухудшением продоволь- ствеиного обеспечения' населе ния правительство было выну ждено принять ряд р'еш'ений о дополнительных крупных заку пках зерна и продуктов пита ния за рубежом на сумму око ло 3 млрд, рублей, в том чис ле зерна — 27 млн. тонн. 'Совет Министров ССОР сч'И|- тает необходимым со всей от- К!ро.венностыо сказать: если и дальше в эконо'М'ике будут ра звиваться все эти тенденции, то последующие преобразова ния, намеченные правительст венной программой и предло женной вашему вниманию кон цепцией перехода к регулиру емой рыночной экономике, при дется осуществлять в гораздо более сложных условиях, М.н 0 - гне непопулярные, но. кр'айне необходимые решения будут восприниматься еще болезнен- Напомню. ч»о в докладе о с\тн и ос.новных положениях пр<м^>аммы оздоровления эконо мики правительство особо под- черкив-ало чрезвычайную необ ходимость консолидир'ОВ'ать все силы общества на выполнении предлагаемых мер. При этом мы надеялись на энергичные а коаструктивнью действия как в центре, так и ' в а местах. |И если сейчас го'воритъ все как есть, то, согласитесь, это го не произошло. Ну, а когда нет иозитивных сдвигов — на лицо снижение уровня управ ляемости народным хозяйст вом. К этому следует доба,- вить падение хозяйсгв©Н 1 НО!Й дишиплины, особенно в вмо- лнении тосударствеввых зака- Э 0 .Б и договорных обязательств. ■Весьма о'бострилась и проб лема. занижения планов пред- пр 1 ият;и'ям'и. Суммируя яр'И'Кягые 'ИМИпроизводственные 1 ^окра 1 м- М'Ы. .убеждаешься.: в целом по стране объем валового нац'ио- нальното продукта будет при мерно на 12 млрд, рублей ме ньше, чем утверждалось Верхо вным Советом СШР. Практи- чесии страна живет по пла-' нам, заниженным предприяти ями, а ведь намечались иные рубежи. Наиболее неудовлет ворительно .обстоит дело с планами по выпуску товаров нар'одного потребления. Суди те сам'и: принятые предприяти ями произв' 0 дста'анн 1 ые прогр'ам- мы на 27 млрд, рублей меньше, чем предуемотрено государст венным планом. Пр'ичем св'ыше 80 проценто 1 В приходится на предприя'Тия республиканского подчинения. Экономика и политика нераз рывны. Итоги рав 1 вития наро дного хозяйства за 'послеД|Вче М'ёс'яцы убедительно это подт верждают — на эко'ноМ'ИК(у с бО'Льшой. силой воздействует поЛ'Итичеокая неста.бильность. Из'-за м€Ж 1 нац'ИОнальных конф ликтов, забастовок, нарастаю щей ушьт»м.атив!Н'0сти трвбО'Ва- нйй к 'центру, усиления центро- беж 1 ных тенденций страна не сет ощутимый урон. 'Не ул|уЧ'Шают эконо'мнческ'ой сигу'а 1 ции и разного рода вну тренние барьеры. Они искус ственно возводятся, на прти сложившихся межрегиональных и межреопубликаиских ов'язей. Все более остро дает о себе знать несбала1Ноиро.ва1Нностъ не только, на потребительском ры нке, но и в сфере производст ва. В условиях, когда, денеж ная масса на счетах предприя тий растет, а материальные ресурсы практически не увели- чив.аются, по-другому и- быть, не может. Не могу обойти вниманием и еще одно явление из облас ти па!радоксалыны.х. Мы рас ширяем права тр'уД'О'Вых кол лективов, местных органов. Ка залось бы, Ч'ом бдль.ше само Товарищи! Вывод о необхо димости перехода к рынку как пр'шщшциально иной модели хозяйствования, противостоя щей дир'ектив 1 во-рас!П'ределителъ- ной системе, был сделан еще в 1987 году. Со всей ясностью об ЭТ 01 М сказа,но в правитель- ствен'ной программе оздо.ро.вле- •н»Я' .экономики .и в р'вшевиях второго Съезда народных депу татов ССОР. Теперь в цеитрс . главный вО'Прос; как эта сде- 'ла.ть? ЦриЧ'ем сделать так, чтобы как МОЖНО безболезнен- ■ нее преодолеть .переходный пе риод, на основе новой хозяй ственной системы Б кратчайшие сроки обеспечить подъем про изводства и повышение его эф- фекги'В’ности. Такова в общих чертах за дача. И задача исключительная по сложности, не имею'Щая од нозначного .решения. Но такое уж нам 'вьатало 'Время: простых решений в оегодняшней жизта не быв'зет. Многое нужно предусмот реть для того, чтобы рыноч ный механизм заработал эффе ктивно, начал давать резуль таты, на которые мы рассчи тываем. Какие же условия . ДОЛЖ 1 НЫ бЫ'Ть созданы щя пе рехода . к регулйр'уемО'М|у рын ку? Кратко отв.егы 'Можш сфо рмулировать следующим О'бра- Первое. Нео 1 бх' 0 ди 1 мо о.бесп€- ЧИ'ТЬ реальную самостоятель ность и эко 1 номннескую ответ ственность преЯ'Приятий как ов'Ободных таваропрои'эводите- лей. Добиться этого воэмож 1 но, лишь ' 01 пираясь на новые отно шения собственности и органи чески присущий им дух ийици- ■ ативы и предпри 1 »има.тел 1 ьства. 'Второе. Необходим меха!- ннзм ценообразования, чутко реагирующий на днна'МИК'у спроса и пр'едложеяия. Третье. Как воздух нужна конкуренция, которая понужда ла бы к снижению издер'жек и цен, стимул!иро'В'ала удовлетво рение спроса потребителей" и заставляла гаронзв! 01 ДИтеля' про- дукц'ии. ловить технические но вовведения. Д алее . Ооков'а основ народ ного хозяйства — структура производства — должна соот- ветствова'ть ллатежесиособно- М'у спросу и быстро реагиро вать на М'алейш'ие его изм'вне- кия. Мы' ж е сегедня во М'НО- го'М' ведем п|ро'НЗводство ради производства: добываем и лро- ИЭ810ДИМ огроМ'Ное кол 1 Ичеств 6 топлив 1 а, металла, других ви дов сы 1 рЬ'Я и матер'Иалов, с тем чтобы потом их нерасчетливо иапользовать в обрабатываю щей промышленности, терять при перевозках, нака 1 ПЛ 1 ив.ать в отвалах , сжигать в факелах,^ не имея в достатке потребите- ' Л'ьских товаров и услуг. Еще один мом'энт. Рынок требует надежной материально- финансовой сбаланоирова 1 Няости экояо'ммкн, устойчивой денеж ной' системы. У нас же налицо крупный дефицит госуда|рств'ен- ного бюджета и избыток де нежной массы над противостот ящими им товарными ресурса- Я уже неоднократно гово- .р'ИЛ, что при РЫНОЧ1НОЙ эково- .мике- нам: будет 'Необходима эффективная система социаль ной поддержки населения, осо бенно в переходный период, ко'гда будут серьезно и быстро изменяться усло.вия жизни. В П'Срвую■очередь имею 'В В'иду формы' и способы защиты от роста цен, временной незанято сти, инфляции. Этим вопросам пр!а 1 вительство придает перво степенное ана 1 че«ие. И, ^наконец, регулир'уемая рыно'Ч'ная .экацо'Мика нуждаег- ,ся в надежном пр.аеов' 0 м обес печении. Госуда|рстве'Иная власть лишь тогда в состоянии эффективно выполнять регули рующие функции, если в сво ей деятельности оиирается на все М|НогоО'бр.аз'ие необходимых зак' 0 ' 1 А)в и других нормативных актов. И что особенно важно — все они должны неук'оони- теяьно соблкадаться. .Теперь, ковда осно-вные пред посылки определены, .вопрос заключается в том, как их обе- Ьпеяитъ 'на деле, через какие этапы и в какой последовате льности идти. |П)рав 1 И 1 тельсрво изучило Р'ЭЗ- лняные пути 'фО|рми 1 ровалия рынка. Тут тоже были, острей шие дискусси 1 И, столк!Новш)ие разных В13ГЛНД01В', М'неяий и по зиций. (К 'Пр'ИМ'еру, рад экономистов ■предлагает ср,азу дать полную свободу предпрнян'мательскО'й деятельности, немедленно едб;- лав свободными все цены. Ес ли согласиться с этим, то ие кад'о быть особо ■П|ро.зоряивым, чтобы понять: при нашей стр.уктуре производства' и со- етоякии денеж'Ного хозяйства все цены! Н 1 впредсК'а 1 зуемо взме тнутся вверх. Значит, следом неизбеж'но 'придется повышать зарплату и другие денежные доходы. Таким о'браэом, вклю чается спираль гиперинфляции, которая ие только не создает стимулов для 'П|роизводств.а и накопления, но, наоборот, еще больше их подрывает. Под уг розой окажется структурная перестройка. Большие труднос ти лягут на людей, совершен но не подготовленных к тако му повороту событий. Да и государство тоже будет не го тово им помочь, потому, что не сможет в такой ситуации ос тановить раскручивание инфля ционных процессов. Естествен но, этот вар'иант был нами от вергнут. Нам возражают: дескать, не допустить неушр.а 1 вляем' 0 й ин фляции можно. Да. мож'НО. Причем задач а решается двумя оенов'НЫМ'И путями. Первый включает в себя ■ финансово- экО'ИО'Мй'чесК'Ие меры, .направ- лен'ные на. ограничение денеж ной массы- или отвлеч-ение ее ОТ товарного рынка. 1 Второй путь — адм'ин'истра- ти'иный, основанный' на при нудительном поддержании ста бильных цен или государст венном их регулировании. При этом сохраняются дове дение до. предприятий' обяза тельных государственных за казов на весь объем иро;дук- цни, централизованное ее рас- предел'Ш-ие. Применение каждого из этих методов имеет свои плюсы- и минусы. Ф'»нанс 01 во-эко'номичес- К 1 ие мерь* привлекательны т-ем, что создают наиболее благо приятные услсюия для фор'МЯ- рования рынка и подъема экономики в кратчайшие сро ки. Но они одноврем'евно., и особенво на первом этапе,, до лжны быть очень жестк'Имй^— только в этом случае возможен желаемый эффект. Однако тем тяжелее их п-оследствия для людей. Судите сами: (резкое огра'ничение -массы денежных средств серьезно затруднит реализацию продукции,,а сле- дов-ателыно, повлечет за собой разорение большого числа пре дприятий, вьюво 1 божД'ение за вспроткий период энагаитально- го количества работников, ко торых нввоз 1 можн '0 будет сра зу трудоустроить. Придется ос- тэнавить большую часть стро ек. Надо ожидать, что вслед ствие разрыва многих хозяйст венных св'язей существенио' упа дет 'Прошводство и, значит, аниэится уровень потребления товаров. Социальная подд-арж- ка населения в этом случае все из-За тех же жестких фи нансовых ограничений не мо жет быть гарантирова 1 на' «а долЖ'Ном уровне. (Мы посчитали, что этот ва риант, близкий к тому, кото рый сейчас называют, шок'овой терапией, неприемлем. 'Намного легче сдер-живать открытую инфляцию путем го!еуда|^твенного контроля за ценами, то- «ть методом адми- Н'йСтратив(Щ)й' регламентации цраизводства и реоцределения части продукции. Но при этом надо иметь в виду, что широ комасштабное применение адмн- Иистратианш мер не позволит добиться материально-фииаясо- -вой абадансирова'ни!оети на- .родного хозяйств-а и ликвида ции дефицита. Главный же их недостаток — это серьезное ограничение сферы товар'но-де- неж'ных отношен'Ий. В резуль тате п-ериод ста 1 НО'Влея 1 ИЯ' рын ка и выхода экономики из кризиса существенно затянется. Но в связи с ЭТИМ я хотел бы осо(бо обратить ваше вии- мавие еще на одно обстоятель ство — на фактор времеН'И. Конечно, нам всем хочется бы стрых перемен. Однако разви тие многообразных форм собст венности и предпрвнимательст- ва, структурная' перестр-ойка производства, п-ерераспределе- ше трудовых рес'урсов между отраслями, адаптация людей к труду и Ж'ИЗВИ' в меняющихся условиях имеют естественный темп, и подгонять их сверх м-е- ры было бы н^аэум'но. Потерн ‘в этом случае почти ваверияка превысят результат. А цену «еоправда-нной поспешности мы хорошо знаем, ибо наро дам нашей страны не раз пр-и- шлось расплачиваться за нее. Вот .почему, думаю, на.до реа- Л 1 истнческ 1 и оценивать стоящие п-ф-ед нам'й задачи и возмож ные пути их решения. ' С учетом всех этих сообра жений правнтел'ЬСтво считает оптим-альным вариант перехода к регулируемой рьиночной эко- ном'ике, сочета'ющий в себе фи.нансово-эк 01 номические и ад министративные м-ётоды. Суть зд'есь в том, чтобы последова тельно, шаг за шагом снижать масштаб щрямого жесткого !ГО- еударствевн 1 ого 1 воздейстаия на экономику и р-асширять сферу рыночных- отношений. Только так и возМ'ОЖ'Но будет не вы пустить инфляцию из-под кон троля, не допустить знагаитель- ного спада производства и .снижения |уров'Ня жизни наро- |На 1 ЧИ 1 нать тут надо- с реши тельного улучшшия материаль- ’но-фй 1 на'нсовой обала|Ш:ирова 1 Н- ностн, ограничения денежной массы, укрепления рубля. Это главные условия дальнейшего движения вперед. Отсюда вы текает необходимость в круп ных мерах по сокращению 6ю- джетного дефицита, в- дейст венной налоговой системе, в пов-ыш-ении ставок банко1В1Сжого процента и реформе ценооб разования. В осуществлении всего это- .ваЖ'Но проявить твердость. Сегодня еще многие'ие^усво-и- ли сурш'ых жономтеских ис тин. Ведь кое-кто чуть ли не за доблесть почитает свое стре мление добиться от прав'итель- ств-а 'П 01 больШ'е' льгот и субси дий и одновремевно заставить его налоги ваима.ть пом-еньше. Однако чуд-ес не бывает. Чем больше социальных выплат и льгот, чек- кр'упнее инв-ест-вшии из гообюдж-ета, тем выше план ка 'НалО'Гов. Мы, конечно, понимаем, что предприятиям, которые м-огут пострадать по независящим от них причинам', на первых по рах необходимо помочь. И со циальная защищенность людей должна быть на достаточном ур'Ов.не. Но есть у этих мер и оборотная сторона: нар-ащивая О'бъемы помощи, мы тем са мым 01 тодв 1 йга'ем возможность быстро до'биться полной мате- риалыно-финансовоя сбала-нси- рованности. Значит, надо ис кать «золотую середину», -Вначале следует пойти на поддер'жание твердых госуда- рственных цен на ряд в-ажкей- ших В'ИДО'В продукции. В ме ньшем, чем- прежде, - объеме, но пр'идется размеЩа-ть госу дарственные заказы!, регяамен- тнрО'Вать п'оставкя продукции. Постепеано, по мере улучшения сбалансированности и развития рыночных отношений, эти ог раничения будут сокращаться. Таковы ооно 1 Вные положения предлагаемого прав'БтельствО'М варианта перехода к .регулиру емому рынку. Осуществить его предполагается в несколько этапов. На подгото'В'Нтелывом этапе, кото-рый продл'нтся до конца текущего года, предстоит за- вер'шнть .работу по формиро ванию правовых основ рыноч ной экономики, принять и вве сти в дейсш'ие необходимые эа. конодатедыкые акты. Надо под готовить р'вфо|рм 1 у ценообраз-о- вавия, решить все методичес кие 'И организационные вопро сы, св'язанвью с введением си стемы социальной поддержки населения, 'На следующем этапе (1991— 1992 годы) предстоит осущест вить комплекс мер, знаменую щих собой кр'упвый шаг к ры- жу. Среди этих мед — рефор ма ценообразования, введение систем социальной поддержки и наяогоабложеяия, кред-нтная реформа. Они призваны соз дать В'ажнейшие предпосылки ДЛЯ развития рыночных отно шений. 'Уже На этом этапе развитие мно'гообразных форм собствен ности, поддержка предпр'ияи- м-ательств-а, сдв-иги в- структу ре производства наряду с ос 1 у- ществя-ением соответствующей ф'ина'нсо'вочкред'нтной. полити ки должны решительно улуч шить положение на потребите льском рынке. Этап интенсивного развития рыночных отношенн'й' (1993— 199'5 годы) будет характери зоваться дальяейш'им сокра- щ-екием адми-нистративных ог раничений, усилением., конкуре- щ'ии, в том числе вследствие актив'ной антимонопольной по литики. В итоге .рыночный ме ханизм станет набирать оборо ты; спосо'бётв'уя ук|рвплвн»ю экономических стимулов и на- лаживаЯ'Ию новой, более рацио нальной стр'уктур'ы хозяйствен ных связей. А это означает создание реальной, здоровой почвы для подъема эк'О'Ном'ики и выхода ее из кризиса. 'Следует отюров'внно сказать, что и в предлагаемом вариан те пер'еходный' период не оЖ'Иг дается легким. Расчеты' пока зывают неизбежность опреде-/ лен'ного спа'да 1 П,роиз 1 ВО®Т'Ва, эначителшого сокра'Щ'ения объ ема капитальных вложений, особенно в перв'ые два года. Но роет производства потреби тельских товаров и темпов Ж'Ис лищного строительств'а при этом сохранится. В 199(2 году может быть достигнута мате- Р'Иаяыю-финавсовая с 1 бала 1 нси- рованиость. С 1903 года начнут складываться условия для эко- ‘нам'Ичвского подъема и улуч- Ш'вния благосостояния трудя щихся. Позвольте теперь остано виться на некоторых ключевых проблемах перехода к регули руемой рыночной экономике и разъяснить позицию правитель ства по главным направлени ям их решения. Финансово-кредитная политика Товарищи! Как уже отмеча лось, переход к регулируемой рыночной экономике невозмо жен без проведения очень же сткой финансово-кредитной политики. По мере ослабления методов административного воздействия именно финансо вые и кредитные рычаги ста нут в руках государства на дежным инструментом регули рования экономической жизни, ограничения необоснованного роста денежной массы в обо роте, предотвращения резкого всплеска инфляционных про цессов. Бесспорно, что сегодняшнее состояние финансов и денежно го обращения, их расстройство — один из самых серьезных тормозов, сдерживающих пере ход к рынку. Добиваясь здесь оздоровления, правительству в 1990 году за счет принимае мых мер впервые предстоит со кратить разрыв между дохо дами и расходами государст ва, который в предыдущие три пятилетки постоянно уве личивался. Но уже ясно: опираясь то лько на задания по экономии расходов и увеличению дохо дов, без глубокой реформы фи нансово-кредитных отношений полного успеха не добиться. Принятые и находящиеся на рассмотрении Верховного Со-, вета СССР законы, а также ряд новых проектов, которые подготовлены правительством, на наш взгляд, создадут на дежные правовые гарантии для осуществления финансово кредитной политики, отвечаю щей требованиям рыночного Большие надежды мы связы ваем и с реализацией проек та будущего Закона о налого- 0 бЛ 9 ЖСНй« предприятий. Прин ципиально важно здесь, что мы наконец-то уходим от ин дивидуальных нормативов, ко торые доводились до предприя тий. Чем это оборачивалось — известно. С одной стороны, по крывалась бесхозяйственность плохо работающих, а с дру гой — подрывались стимулы для тех, кто умел работать хо рошо. С введением единой на логовой ставки на прибыль все окажутся в равном положении. В свою очередь государство, применяя налоговые льготы, сможет побуждать предприя тия инвестировать прЪйЗводст- венное и социальное развитие на приоритетных направлени- Кроме того, система налого вого регулирования позволяет поощрять предприятия, вкла дывающие средства преимуще- . ственно в накопление, и увя зывать оплату труда с его результатами. И еще один важный мо мент. Сегодня, когда отброше ны многие догматические шо ры, нам уже не кажутся кра мольными мысли о монополи стических явлениях и в нашей экономике. Они не позволяют нормально развивать экономи ку сегодня, но вдвойне будут мешать делать это завтра. Ес ли, не приняв соответствую щих мер, попытаемся перейти к рынку, то при существую щих монополистических струк турах это незамедлительно вы зовет рост цен и инфляцию, усилит и без того серьезную социальную напряженность в обществе. Правительство нас таивает на том, чтобы в новой системе налогообложения-был налог на сверх- нашему мнению, на начальном этапе предель ный уровень рентабельности целесообразно ограничить ■ тридцатью процентами, а для сельскохозяйственных ; пред приятий — сорока процеита- Отдельно остановлюсь на взаимоотношениях бюджета СССР с бюджетами союзных республик, а последних — с бюджетами автономных рес публик и местными бюджета ми. Новое законодательство вносит тут принципиальные из менения. Например, значительно ук реплена Доходная база рес публиканских и местных бюд жетов. В расчете на год пос тупления средств в местные бюджеты увеличиваются на 25 млрд, рублей, в том числе за счет сокращения доходов союзного бюджета на 20 млрд, и за счет республиканских — на 5 млрд, рублей. Кроме то го, в бюджеты союзных и ав тономных республик и мест ные бюджеты со следующего года будет полностью посту пать плата за трудовые и при родные ресурсы, В сумме это составит около 29 млрд, руб- Такое перераспределение го сударственных доходов не только согласуется с развити ем самостоятельности и эко номического суверенитета со юзных и автономных респуб лик, расширением местного са моуправления, но и позволя ет четко разграничивать ответ ственность между бюджетами различных уровней. Теперь за счет республикан ских бюджетов должно осу ществляться финансирование подведомственных отраслей республиканского и местного хозяйства и практически всех затрат на содержание и раз витие социально - культурной сферы, включая здравоохране ние и просвещение, а также других, связанных с обслужи ванием населения, расходов Конечно, с повышением от ветственности республик и ре гионов за управление экономи кой роль союзного бюджета не должна сводиться только к финансированию админист ративно-управленческих функ ций государства. Нашу феде рацию республик объединяет задача развития всего народ нохозяйственного комплекса страны как единого целого. Вокруг этого все завязывается в тугой узел: рациональное ис пользование природных и тру довых ресурсов, региональная специализация, развитие базо вых отраслей и фундаменталь ной науки, интересы обороны. Формирование общего рынка на основе нового союзного до говора упрочит экономические связи республик, объективно приведет к консолидации всех наших сил, возможностей и устремлений. Для достижения только одной этой цели нам уже необходимы рынок и ры ночные отношения. Теперь скажу коротко о перспективах ликвидации де фицита бюджета. Как вы пом ните, правительственная про грамма Предусматривает к 1993 году снижение дефицита бюджета до 2,5—3 процентов к валовому национальному продукту. Эта задача остает ся одной из главных в дея тельности правительства. Но добиться желаемого результа та не вполне удается. Особен но сейчас, когда почти две трети бюджета составляют рас ходы социального характера. Разумеется, мы не вправе до пустить сокращения или от тяжки сроков проведения то лько что принятых социальных программ. Но на будущее, как ни трудно это признавать, нам следует отказываться от даль нейшего форсированного уве^ личения расходов, не обеспе ченных реальными доходными источниками. При формировании рынка много надежд мы возлагаем на налоговую систему. Но она лишь тогда может сыграть свою роль, если будет распо лагать мощной системой фи нансового контроля. Честно сказать, до сегодняшнего дня наш хозмеханизм особо и не , нуждался в такой службе, те перь же она— жизненно необ ходима. Налоговая инспекция только формируется, и очень важно быстрее завершить этот пооцесс. Еще более важно коренным образом перестроить нашу кре дитную систему. Без этого, как учит мировая практика, ры нок немыслим. Проекты законов о Госбанке СССР и о банковской дея тельности предусматривают создание банковской системы двух уровней. Верхний уро вень из них представлен Гос банком СССР. Он будет ре гулировать объем денежной массы в совокупном денежном обороте, как безналичном, так и наличном. Механизм регули рования* известен. Это резерви- рование кредитных ' ресурсов других банков й установление учетной процентной ставки за выделяемые коммерческим банкам кредитные ресурсы. По нятно, что его условия станут основой формирования уров ня процентных ставок для всей банковской системы и регуля тором размера кредитных вло-"^ жений. В. свою очередь, банки вто рого уровня, в частности спе циализированные банки — ■Промстройбанк СССР, Агро промбанк СССР и Жилсоц- банк СССР, — должны посте- пенно превратиться в крупные акционерные банковские сис^ темы, действующие наряду с отраслевЕ^Еми, коопёративнымЕ! и другими банками на хоз расчетной, коммерческой осно ве. Их задача — кредитовать предприятия в пределах мо билизованных ресурсов. В осу ществлении своей кредитной деятельности они полностью самостоятельны. В момент перехода непос редственно к рыночным отно шениям первоочередной мерой будет пересмотр ставок по ссудам. Сегодня кредиты пре доставляются, пр сути дела, бесплатно; ставки по кратко срочным ссудам в среднем со ставляют около 2,5 процента, а по долгосрочным — менее одного процента. Надо ли тут удивляться избытку денежной массы в хозяйственном оборо те и обесценению рубля? С 1991 года намечается ус тановить новые процентные ставки по ссудам. Они обяза тельны для всех заемщиков, а взимаемый процент зависит ис ключительно от продолжитель ности пользования. Так, за кредит сроком до 1 года бе рется 6 процентов, от 1 до 3 лет — 8 процентов, от 3 до 5 лет — 9 процентов, свыше ,5 лет — И процентов, а по про сроченным ссудам устанавли вается не менее 15 процентов - годовых. В дальнейшем эти \ ставки могут меняться в соот ветствии с реальным спросом и предложением, уровнем инф ляции и другими экономичес кими факторами. То есть все — по законам рынка. Коммерческий характер кре дитных отношений в новых ус ловиях делает невозможньЕМ использование наших традици онных льготных кредитов. Воп рос о возмещении льгот по процентам, если в этом воз никнет необходимость, должен решаться органами власти, ко торые принимают соответству ющие решения. Повышение процентных ста вок по ссудам будет сопро вождаться одновременным по вышением платы по депозит ным счетам предприятий и на селения. Это необходимо не только для создания эквива лентных отношений банков со своей клиентурой, но и для ос лабления платежеспособного - спроса на рынках средств про изводства и предметов;пот ребления, а также обеспечения защиты сбережений от инфля ции. -В зависимости от сроков хранения средств в начальный период по таким счетам пред полагается установить плату от 4 до 9 процентов годовых. Органической составной ча стью рыночной экономики яв ляется финансовый рынок, включающий прежде всего рынки кредитов и ценных бу- Что касается рынка креди тов, то он, должен сформиро ваться в результате намечен ной перестройки банковской системы. Это прежде всего - развертывание сети коммерче ских банков, переход к опре делению ставок процента по привлекаемым средствам и вы даваемым ссудам на основе спроса и предложения. Здесь картина более или менее яс- Не столь понятна непривыч ная для нас категория рынка ценных бумаг. Между тем мы уже сейчас переходим к оформлению ‘государственного долга посредством выпуска об- ( Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz