Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
: т . Пролетарии всех стран, соединяйтесь' Л енинское Ш мя Орган Липецкого областного комитета КПСС 73-й год и з д а н н о й Среда, 23 мая 1990 г.’ № 119 (18716) Цена 3 коп. Навстречу областной партийной конференции п о з и ц и я Секретарь парткома, колхоза «Россия» Усманского района Анатолий Александро вич Атапин, которого вы видите на сним ке, год назад работал в этом хозяйстве| главным инженером. Как говорят в таких случаях, показал себя с самой лучшей сто роны: энергичен, деловит, быстро схваты вает суть той или иной новинки, да и с людьми находит взаимопонимание. При Атапине инженерная служба колхоза при обрела такие, ранее несвойственные ей чер ты, как обязательность и организован ность. Есть ее немалая заслуга в том, что в колхозе наметилась устойчивая тенденция к росту производственных показателей. В прошлом году, например, урожайность зер новых составила 27,5 центнера с- гектара, а надой молока на корову .иеревалил за три тысячи ки,лограммов. Впервые в своей истории хозяйствоХзавоевало переходящее Красное знамя за успехи в животноводст- Внимательно присматривались к Атапи- иу и в райкоме партии. И одно, время по пытались было перевести в другое' хозяй ство на «укрепление». Но этому энергич но воспротивился председатель колхоза И. А. Потокин: «Раз забираете его, то за одно и меня освобождайте от должности». Из чего исходил председатель? Да из то го, что Атапина в колхозе просто невоз можно заменить, хотя и уверяли председа теля, что незаменимых людей у нас нет. «Есть», —- твердо стоял на своем Пото кин. И председатель был прав. .Атапин как раз из тех, на ком- весь колхоз держится. Анатолий Александрович — руководитель новой формации, свободный от прежних схем и стереотипов. Это не «винтик», это личность со своим собственным взглядом на мир, своей позицией; И не случайно, когда речь зашла о замене секретаря парт-' кома, то на этот пост колхозники дружно поддержали кандидатуру Атапина. К за мене имелись веские основания. Колхоз постепенно набирал обороты, а в партий ной работе все чаще и. чаще стали обнару живаться «проколы». Упор делался на про ведение разного рода мероприятий; процент охвата, а не на конкретные нужды и забо ты людей. Теперь .эта традиция уходит в прошлое: в политике парткома преоблада ющим стал социальный уклон. Колхоз переживает сейчас строительный бум. Сданы в эксплуатацию магазин, боль ница, амбулатория, ряд производственных- объектов, ■расширяется детский сад, отде лывается Дом культуры, намечено соору дить спортзал.: И все это, включая жилье, возводилось и возводится хозспособом. Хло потно, конечно, трудно, но, как убежден И. А. Потокин, иного пути к возрождению села нет. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Такого же мнения и секретарь парт кома. Может быть, поэтому перед комму нистами колхоза не стояло проблемы, ко го выдвинуть делегатом областной партий ной конференции — конечно же, Атапи- .на. Кто же лучше его знает наши пробле мы и трудности? — Разговоры о возрождении села уже настряли в зубах. — взволнованно гово рил в беседе со мной Анатолий Александ- 'рович. — Когда же, наконец, от разгово ров перейдем к делу? Я предлагаю прове сти тщательную ревизию всех строящих ся объектов, так ли они необходимы? И все сэкономленные средства бросить на се ло. Не секрет, что численность сельского населения области из года в год уменьша ется. А с принятием нового Закона о пен сиях вдолне возможно, что в колхозах и совхозах и трудиться будет некому. В на шем колхозе, наприм^ , большинство ра ботающих — люди предпенсионного возра ста. Кем заменить их? Молодежь идет ту да, где налажен быт. где хорошие- усло вия труда. Село же пока не может пох вастаться ни тем, ни другим. Надо возвращать селу долги и чем ско рей, тем лучше. Мы бы. например, могли для пополнения фуражных запасов выра- цщвать кукурузу на зерно. Но где взять уборочный комбайн? Проблема? Проблема. И таких проблем в селе - десятки. ■ Вот о них и поведет на конференции речь секретарь парткома, если предоставится ■возможность выступить. • А. СУТОРМИН. Фото А. ЩУРОВА. ПО ПУТИ к МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКЕ ■Гене^ Президент ССЗСР, ральный секретарь КПСС М. С. Горбачев мая встретился в Кремле с членами арендных и коопе ративных коллективов, ра ботниками семейных И кре стьянских хозяйств, специа листами и руководителями колхозов, совхозов, агро промышленных комбинатов, объединений и других фор мирований, представителя ми ряда промышленных предприятий. Состоялся обстоятельный. пря.мой и г.оубокий разговор о накопленном опыте коопе рации и аренды, уроках и перспективах, о дальнейшем развитии новых форм хозяй ствования в условиях ради кализации экономической ре- фор.мы и совершенствовании социальной политики. Во встрече приняли учас тие члены Политбюро, сек ретари ЦК КПСС Е. К. Ли гачев, А. Н. Яковлев, сек ретарь ЦК КПСС Е. С. Строев, первый .заместитель Предгедате-чя Совета Ми нистров СОСР В. В. (Ники тин, заместители Председа теля Совета Министров СССР И. С. Белоусов, П. И. Мостовой, Председатель Ко митета Верховного Совета СССР А. Ф. Вепрев, руко водители ряда министерств и ведомств. Перед собравшимися вы ступил М. С. Горбачев. Подробный отчет о встре че будет опубликован в пе- (ТАСС). К ПОЛДИНОМУ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ Но первом Съезде народных депутотов РСФСР Кгце накануне на первом Съезде народных депутатов РЦФСР предполагалось, что 22 мая будет продолжено обсуждение доклада Пред седателя Совета Министров республики. Одиако двух дневные дискуссии: показа ли: помимо коллективных усилий найти пути решения выхода России из кризисно го состояния некоторые ора торы воспользовались триоу- нои Съезда, чтобы прив. 1 течь внимание депутатского фо рума хоть и к больным, жи вотрепещущим, но все-таки местным, локальным проб лемам. Да и многие подня-; тые вопросы, справедливо сти ради сказать, относятся к пунктам повестки дня, ко торые на.мечено расс.матри- вать позднее, — о суверени тете республики, новом со юзном договоре и механиз- .ме народовла'стия; об изме нениях и дополнениях Кон ституции России; о развитии агропромышленного ком плекса РСФСР и другие. Кроме того, видимо, исчер пав запас конструктивных идей и предложений, депу таты начали кое в чем' пов торяться. Наверное, поэтому Съезд в начале утреннего заседа ния после оЬсуждения при нял, на наш взгляд, мудрое решение: прервать прения и дать возможность док.лад- чику ответить на вопросы. 11 еред Председателем Со вета Министров встала до вольно сложная задача — в пределах одного часа отве тить на - 136 поступивших письмешзых вопросов. При чем самых разных —■ от личных до крупных проб лем из социально-экономи ческой жизни республики. Отвечая на один из них - о конкретных шагах пра вительства, которые долж ны были привести к ради кальным преобразованиям однако не с.могли перело МИТЬ ход событий. А. ' В Власов сослалси на програм му финансового оздоровле ния республики, внедрение арендного .подряда .и налоге вой системы, некоторые дру гие меры. Депутатгл спрашивали об основных критериях, опре деляющих политический су веренитет России, о долго временных программах' раз вития производительных сил различных регионов. Особенно большую заин тересованность проявили они к будущему развитию соци альной сферы, состояние ко торой вызывает чувство серьезной озабоченности. Оъезд приступает к сле дующему пункту повестки дня. С докладом о суверени тете Российской Федерации, новом союзном договоре, ме ханизме народовластия выс тупил Председатель Президи- • ума ьерховного Совета РСФСР в. и. Воротников. Наша республика, сказал он, сегодня может успешно развиваться и спосооство- вать развитию всёго Совет ского Союза только как са мостоятельное и суверенное государство. У нас должны быть все реальные атрибуты независимости. Свои эконо мические, политические, культурные структуры. -Не только свой Флаг, 1'ерб и Гимн, но и своя твердая са мостоятельная политика. И отношения наши с союзными республиками должны стро иться .на принципах уваже ния суверенитета друг друга, взаимной выгоды, ' эквива лентного обмена, и доброго сотрудничества. ' 1 Мы внесли свою лепту в разработку недавно приня тых союзных законов о раз граничении прав и полномо чий центра и республик, ко торые позволяют Россий ской Федерации осущест влять всю полноту власти на своей территории, быть действительно самостоятель ной и независимой. РСФСР кровно заинтер^ сована в принятии нового союзного договора. Этот -до говор призван не только оп- реде.лить круг вопросов, добровольно ■ передаваемых союзными республиками в ведение центральных орга нов, Он до.лжен открыть путь к .эффективной координации усилий, нацеленных на ук репление их общего эконо мического й политического потенциала. Док.ладчик внес на рас смотрение Съезда предложе ние поручить .Верховному Совету Российской Федера ции проработать проект со юзного договора, добиваться того, чтобы его содержание соответствовало интересам республики и всего Совет ского Союза. Суверенитет России, как и любой республики, про должал он, — это обладание всеми формальными и ре альными правами и воз можностями для того, что бы самостоятельно распо ряжаться своим материаль ным и духовным достояни ем в интересах насе.ляющих ее людей. Выбирая при этом те формц! своего внутренне го устройства и внешних от ношений, которью в наиболь шей степени соответствуют традициям, потребностям и желаниям народа. В последнее время были предприняты шаги для вос создания в Российской Фе дерации недостающих, госу дарственных звеньев, фор мирования некоторых орга- •нов управления, ' аналогич ных тем, которые имеаотся в других союзных республи ках. Образование новых уп- равленчёских структур , яв ляется существенным эле ментом укрепления всего го сударственного механизма. В этом смысле важные вехи на пути к усилению государ ственного суверенитета' рес публики представляют сооой и созыв Съезда народных депутатов РСФСР, изорание двухпалатного Верховного Совета России. Это дейст венные рычаги упрочения реальной, созидательной де мократии, надежная форма выявления й проявления су веренной воли народа; Суверенные права, воз можность самостоятельно вести свои дела 'нужны Рос сии для того, чтооы обеспе чить успешное продвижение по пути глубокой демократи зации общества. В условиях социализма граждане долж ны обладать правами не только равными, но и пол ными. реальными. Нельзя допустить, чтобы под кро вом демократии получали свободу действий антиобще ственные, деструктивные си- Съезд .народных депута тов и • Верховный Совет с в С Р приняли комплекс законодательных актов, на целенных на укрепление на родовластия в стране,. Опи раясь на них, подчеркнул докладчик, следует разраоо- тать собственные правовые документы, которые отра жали б.ы специфику государ ственного развития респуб лики, ее "'социально-.эконо- мической структуры и фе деративного устройства. Суверенитет Воссии ну жен и. для того, чтобы ее Верховный Совет успешно проводил законотворческую и организаторскую деятель ность, добиваясь, в частно сти, практического решения острых' проблем, связанных с удовлетворением социаль ных потреб-ностей граждан, обеспечением достойного уровня жизни народа. Имен но в этих вопросах особенно болезненно проявлялся раз рыв между правами и воз можностями республики, стных органов власти в ре шении экономических и со циальных задач. * ' Занимаясь социальными проблемами, местные Сове ты, однако, были на пра!?- тике лишены возможностей влиять на расположенные на их территории пред приятия и организации. Много раз провозгла шавшийся принцип ком плексного подхода к соци альной и экономической сфе ре существовал только на бумаге. Советы во . многих •случаях были вынуждены выступать в роли просите лей перед хозяйственными органами. Надо сделать все, подчеркнул докладчик, что бы принятие республикан ского Закона о местном са моуправлении и местном хо зяйстве, который разраба тывается на основе соответ ствующего- союзного зако- -нодательного акта, создало условия для коренного из менения положения дел в этой области. Сегодня, когда приняты основополагающие законы о собственности, о земле, от крылись возможности для решите.пьного сдвига в этом деле, для кардинальной пе рестройки экономических от ношений. Переход к регу лируемому государством рынку предполагает такое развитие эконцмйки, которое несло бы в себе элементы сильной мотивации к эффек ТИВНОМУ труду и в то Ж1 время гарантировало '.соци альную защищенность' тру дящихся, обеспечивало мак симальнуго самостоятель ность предприятий и зяйств, равноправное разви тие разнообразных, форм собственности. Далее Председатель Пре зидиума Ве'рховного Совета РСФСР указал на то, >что лишь на основе суверенных прав можно будет преодо леть и кризисное положение, , сложившееся в экологиче ской сфере, решать вопросы возрождения “ и развития российской культуры. Вер ховный Совет и правитель ство. сказал он, слабо кон тролировали деятельность государственных учреждений, которые призваны содейст вовать подъему культуры и образования, мало помогали соответствующим министер ствам и ведомствам. Несом ненно, в 5 ЮЛОВИЯХ расширяю щегося плюрализма в духов ной жизни появляются бо лее .многообразные и благо приятные возможности для приобщения масс к высо ким ценностям культуры, однако возникают и новые проблемы. Нужно резко ак тивизировать- усилия, чтобы сохранить и приумножить достижения великой россий ской культур.ы. Говоря о -проблемах меж национальных отношений, докладчик отметил важность внимания и деликатного под хода к удовлетворению нужд каждого -крупного и малочисленного народа рес публики. Необходимо значи тельно расширить права ав тономных образований. Весь российский народ горячо заинтересован в том, чтобы ' теснее становились тради ционные узы дружбы и брат ства. Способствовать этому - - первейшая задача Съез да, Верховного Совета, его комитетов и .комиссий, пра вительства республики. По мнению оратора, следовало бы внимательно отнестись и к предложениям, направлен ным на усиление самостоя тельности республики в меж дународных делах. В част ности, ставится вопрос о не- . обходимости участия Рос сийской Федерации в Орга низации Объединенных На ций, в европейских и азиат ских региональных органи зациях. Надо повысить ста тус Министерства иностран ных дел РСФСР, и пред ставляется логичным, чтобы российский министр одновре менно был бы и заместите лем министра иностранных дел СССР. Концепция суверенитета, предусматривая расширение прав России, не предполага ет ослаб,ления связей с Со юзом и другими-респуб.-шка- ми, подчеркнул докладчик. Наоборот. Ведь Советский Союз — не просто сумма равноправных республик. В политическом смысле, если попытаться применить ма^ тематическую терминологию, он, скорре, сложное их про изведение. Российский суве ренитет не может не вклю чать в себя при;шание ши рокого круга исторически . сложившихся прав и обяза тельств перед союзным:и республиками и Союзом в це лом. Это внешние гаранты супщетБования и целостно сти любой республики. з а - ' лог полноты ее экономиче ского развития, защищенно;- сти социально-политических 'интересов каждого гражда- Суверенитет нужен не ра ди суверенитета, сказал в заключение В. И. Воротни ков. Он важен как форма государственного суощетво* вания народа, позволяющая сконцентрировать его твор- . ческую энергию на созда нии материальных и духов ных ценностей, необходимых для всемерного удовлетворе ния разнообразных потреб ностей людей. Председатель Президиу ма Верховного Совета РСФСР предложил Съезду принять Декларацию о су веренитете Российской Фе дерации, которая не только провозгласила бы этот свя щенный принцип, но и ста ла бы отправным государст венным документом, о п р е . деляющим' основные направ ления деятельности Верхов ного Совета и правительст ва республики. Съезд рродолжает работу. В конце апреля в Ленин граде прошел первый этап инициативного съезда Рос сийской Коммунистической партии в составе КПСС. Са мо название этого съезда го ворит о том. что состоялся он по инициативе самих ком.- мунистов Российской Феде рации, Всю подготовку его взяли на себя парткомы крупнейп.ш:х предприятий Ленинграда, актив первич ных парторганизаций, груп па ученьк Москвы и .Ленйн- На .съезд прибыло 615 делегатов, избранных в ок ругах. на пленумах райко мов и горкомов партии или несколькими первичными парторганизациями.“ В об щем, какой-то жесткой нор мы для делегирования не было, поскольку установить ее никто не мог; съезд-то со зывался инициативный. При- бьшшие делегаты представ ляли более 1,5 миллиона коммунистов из 7, автоном ных республик, 5 краев и 44 областей Российской Фе дерации. Кроме того, на съезде была большая груп па приглашенных. ■Надо сказать, что делега ты съезда представляли да леко всех коммунистов России, убежденных в том, что вопрос восстановления компартии назрел. Дело в том, что центральные, т. е. союзные средства массовой информации (а республикан ских у нас нет), охотно пуб ликующие сообщения о соз дании тех или иных пар тий, их ■платфбрмы и дек ларации, отказали Ленин градскому инициативному комитету в публикации да же даты его проведения. Ин формацию дала лишь одна- «Литературная Россия». Но тираж этой газеты невелик, и до многих парторганиза ций ее информация не дош ла. Если судить по той же Лейинградскрй городской КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? К ВОПРОСУ О ТОМ. НУЖНА ЛИ РОССИЙСКАЯ КОМПАРТИЯ ^ парторганизации, то .за вос становление компартии Рос сии еще в начале года, вы сказалось 79,6 процента коммунистов. Можно пред положить. что сторонников идеи восстановления ком партии и у нас в Липецке не меньше, чем в других обла стях республики. На днях, к примеру, отчетно-выбор ная партконференция Пра вобережного района приняла решение поддержать эту идею. Так что инициативный съезд состоялся не на пус том месте. Вместе с тем коммунисты, и не только коммунисты, считают, что восстановление компартии республики надо рассматривать не как само цель, а как средство объеди нения ном.мунистов и повы шения их активности и от ветственности за возрожде ние России, за устранение ее неравноправного, зависи мого и поруганного — ко лониального — положения, бедственного состояния ее народа. ■Надо сказать, что эта за дача компартии России на шла свое отражение в док ладе инициативного комите та, в подготовленных им те зисах «Судьба России и за дачи Р.К11», в предложениях к проекту платформы КПСС; «К политической и эконо мической власти трудящих ся» и многих делегатов съез да. в том числе и автор; этих строк. Сегодня РС.ФСР не име ет 16 политических струк- республиках Союза. У нее нет столицы, потому что Мо сква — исторический центр Российской государственно сти и духовности — столица, союзного государства. Рос сия не имеет Государствен ного гимна, Академии‘наук, средств массовой информа ции. Мы читаем союзные, т. е, русскоязычные, газеты и журналы, смотрим русско язычные передачи по ТВ. Для сравнения. Малень кая Эстония, население ко торой чуть больше, чем в Липецкой области, а корен ного населения -— намного меньше, издает на бумаге, сделанной из российского ле са и на российских пред приятиях, около 2 0 0 журна лов и газет, -У нас — одна «Советская Россия», да и та орган ЦК КПСС. Это не случайное явление, а один из способов «вымыва ния» национального само сознания, превращения рус ского народа в «гомо совети- кус», оторвавшегося от на циональной почвы, от своих цорней. Где же корни этой поли тики? Все дело в том, что Россия стала заложницей политиков, ориентировав- ш ^ с я на призрачную идею мировой революции и все мирного братства народов й использовавших в этих це лях весь экономический по тенциал России, богатства ее Если исходить из интере сов народа, из теории социа лизма, выражающей эти ин тересы, то становится ясно, тур. которые е^ть в д р ^ щ цто социализм пгвоблжлает труд, а не от труда. Поэто му основным принцШюм со циализма является принцип; каждому по его труду. С этой точки зрения становит ся ясно и то, что народ Рос сии нуждается в союзном государстве не меньше, но и не больше, чем народы дру гих республик. В условиях действительного равнопра вия вопрос о дружбе наро дов решался бы так, как он должен решаться, когда на роды хотят жить в дружбе. Более того, жить в дружбе могут только равноправные народы. Поэтому, в статье «О национальной гордости великороссов» Ленин писал; «Великоросские пролетарии хотят во чтобы то ни стало свободной и независимой, самостоятельной, демокра тической, республиканской Великороссии, строящей свои отношения к соседям на человеческом принципе равенства». (Теперь не каж дый знает, что великороссы — не археологическое/ по гребение, а название нации, отнятое у одного из славян ских народов, под флагом борьбы с так называемым «великорусским шовиниз мом»), Сталин же использо вал древнейший ' девиз пра вителей; «Помогая слабым, ослабляй сильных». Отсюда его установка; обеспечить фактическое равенство , всех народов «путем действитель ной и длительной помощи ле их хозяйственного культурного преуспеяния». От«;юйа н идеология, опери рующая такими, не имеюти ми никакого отношения к теории социализма, термина ми: «отец народов».^ «семья народов», «старший'бра-т» и так далее. Надо сказать, -Ленин еще в конце декабря 1922 года будучи уже тяжело боль ным, разглядел политиче ские устремления этого «от ца». Отсюда его проникну тые тревогой строки, обра щенные к Х.П съезду пар тии; «Я, кажется, си.льно виноват перед рабочими Рос сии за то, что не вмешался достаточна энергично и до статочно резко в преслову тый вопрос, об автономиза- -ции, официально названный, кажется, вопросом о Союзе Советских Социалистических Республик... Вопрос миновал меня почти совершенно»- Это обращение Ленина было скрыто от партии и народа. В 1925 год^' пере стала существовать РКП (б), а потом была разруп.юна вся политическая система, России." .Над расчищенным пространством распростер свои крыла наднациональ ный левиафан. Россия стала вотциной, «общим котлом», а русский народ - «стар шим братом». Возникает вопрос; поче му политика принудительно го интернационализма дош ла до наших дней, если в результате такого «преуспе яния» за счет России уже в 50-е годы создалось новое неравенство;. Россия, рус ский народ по многим пока зателям перетпли в катего рию отсталых?- Дело в том. что фактическая власть над Россией всегда ' находилась в руках административно- бюрократической системы. Ограничение прав России — жизненная потребность существования этой систе мы. Россия выполняла и выполняет тройную фуш; цию: функцию гаранта ей (Окончание на 3-й стц.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz