Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
13 мая 1990 г., №111 (18 708) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Ш и». отгремело и. О) .аене. 1(1 с»а- гжнным« М|(|)ша- ! ми, хватающими *а ау т у иес.инми фр 1 Ж 10 ьых лет 9 Мая, навсегаа рпи- ' санное в календарь са- ! м.ых великих наших пра- [здников. Но гема вой- : ны и Поведы не исчер^ I пана. Ее исчерпать про- |1:то невозможно. Поато- I »>■ «ЛЗ» и впредь бу- тЛрт помещать материалы ! о ветеранах, о людях, Р орым мы обязаны 1нью и свободой. Д а н ь Памяти КУСТ КАЛИНЫ Под кустом калины спелой Умирал от ран солдат. Он, в атаке дерзко-смелый, Пошатнулся час назад, И ловил про 1 цальным взглядом Неба синюю кайму. На ветру калина рядом Низко кланялась Сок бессонно подносила К остывающим И слезами оросила, Что сверкали по утрам. И кайма на небе И земля под ним теплей. И забегали в эфире Позывные, из частей. Обнял куст калины спелой Приподнявшийся связист. Донесения успели — «Я — «Ромашка». Берег чист». Е. КУЗИНА, участница войны. С О Л Д А Т Ы Р ПЕТЛЯ Ос 11 рые листья сухого сен- ггя 1 брьскаго камыша:, .если к ним даже чуть-чуть, 'Яечая 1 !шо, прИ 1 Кос»уться щекой, режут, как бриггвы. Отвест 1 и рукой эти лезвия от яебр 1 И 1 Тых щек солдатам было иелюя. Никак нельзя! В |ру 1 ках — авто 1 маты. а если внемцы услышат легкий всплеск — значит молниеиос- ный о'пневой залп по т.рехки,- ломерровому клину камышо вых зарослей, где пятые сут ки по грудь в студеной осей- ■ ■ней воде стояла рота русских солдат из пятисотого артил лерийского полка пятьдесят второй ударной ар^мии'. Едва ааползалн сумерки над камышовым клином, как ■наяивади «лазать» »вм€|цкие прожектора, а в небе повиса ли жгуче-белые осветитель ные шары. Но рота была «не мой». Она СЛОВ 1 НО раствор'И— л.ась в затхлой воде. похо|ро- ннла себя в высокой острой траве. На шестые сутки немецкое командование прекратило ноч ные наблюдения. Оно. вадимо, считало, что шестнкиламетро- вая дамба, 'в предместье Брес лау оказалась не по зубам русским. Тактические сообра жения немецких штабистов, скорее всею, оанов 1 Ьшались на простых арифметинеских расчетах; длина дамбы была вдвое больше трехкилометрово го «мешка смерти», в который сама 'влезла русская рота. Не зная брода, она здесь нашлц ■Но война есть война. Ка мышовое «кладбище» русских солдат 'Немцы без П'П1Исмотра не остав'или. На одном 'Нз' участков да.мбы был. хорошо замасюирован их снайпер. В полдень седьмого дня во дяного плева .роты произош ло неожиданное. По дамбе, как по без.подному городско му проспекту, шла. женщина. пленница — наша 'росснянка. Конец дам'бы , где штвпажя камышовый клин, бьи ее Гол гофой. Я беру на себя сме лость судить, что женщина была «приманкой» для, рус ских солдат. 'Изуверсыи'й рас чет ф.ашистов■.был прост: ес ли в камышах .остал'ись крас ноармейцы. то они о'бязательно крикнут ей: прыгай в воду. 'Расчет фашистов оправдался; поднялся один 'боец, а следом '— тугой звук онайперского выстрела. 'Зашелестел камыш в Л)Руго.м месте — и снова сол датская смерть. Бывший дивизионный раз ведчик .Александр Андреевич Демин, оказавшийся в «водя ной» штурмовой шрупне, рас сказывает о тех днях 'Нетороп ливо и зло, вспо,м'И1ная все до мелочей. — Следом за первой уби- Т'бй (Женщиной мы увидели другую с 'ребенком. Женщина 'Идет (робко', 'Неуверенно. Под ходит к спуску с дамбы. Мол чат солдаты,, не шелестит ка- мы'ш. Мол!чит рота 'Мйнуту, третью, пятую. И .вновь онай- перок 1 йй выстрел. Жешцан'а П'адает, 'все мы видим ее- окровавленную грудь, 'виднм, 'как малыш, защищенный ее телом, сползает с матери, ух- ватив'Ш'ись за ее платье и по висает на спуске дамбы спи ной к нам... Рз'зведчи'ки — .народ бывалый. Фронтовая судьба выделила им право первыми встречаться с »ра 1 Гом днем и ночью, в дождь и метель.'У '.них шли в дело фИ'НСК'И'й 'НОЖ я .пистолет, сме калка- и хитрость. У, двадц'аши- летнего разведчика Александ- 'Ра Демина за спиной была катушка телефо'нного кабеля для связи с ПОЛКО.М. о камен ный наст.ил дамбы все еще шлепались (онайперокие пули. А 'В это время ДвМ 1 ИН срез'ал. добрую 'камы'шину, сделал ив ■кабеля петлю-удавку, обв'иш ее камышиной, чтобы не «разъ езжалась», и хлестким броском 'ШВЫ 1 рнул петлю в 'нопи ребен ка., Затем ВТ 01 РОЙ бросок. Ма лыш задергал ногой, Дем'.ин |на 1 тян'ул ка|бель, удавка «на мертво» схватила ногу, и раз ведчик потянул малыШ'З с даМ'бы- на кабельной петле... Спасенный ребенок оказал ся 'Русской девочкой примерно — Вою жизнь 'буду 'пом'нить ее окровавленное лн 1 - цо (кровЬ' убитой матери), сса дины на боку и глаза, голу- 'бые глаза, — так закончил ■свой рассказ Александ,р Ан дреевич Демин, ка-в-алер орде нов Славы III степени, Крас- ,ной Звезды, Отечественной войны, медали «За отвагу» -и многих других боевых ватрад. — Что -вам 'И31Вестно о ее судьбе? — сшр'Осил я у Алек сандра Андреевича. Ничего. Ее сразу после наш'их ОТЦОВСКИХ поцелуев от- ■праВ'ИЛ'И В тыл, а я окавался В 1 Госпит 1 але — сентябрьская вода выдала мне круиоаное воспаление легких. Трудно в короткой корр-ес- понденЦ'ИИ рассказать о всех боевых подвигах бывшего 'раз ведчика, ныне .ветер 1 а'»а труда, 'Коммуниста А. А. Демина. В. КОЛОСОВ. Экология и мы ПОКУШЕНИЕ БАЙГОРУ На Гря^инском культиваторном заводе до сих пор вспоминают об экологическом ЧП, происшед шем 15 декабря прошлого года. За урон, нанесен ный природе, завод оштрафован на 43 тысячи 248 рублей. В Е Т Е Р А Н Почти тридцать лет Иван Кириллович Угольное работает инженером в Липецком доме науки и тех ники. Его публикации часто можно найти и на стра ницах областной газеты «Ленинское знамя». Но, наверное, далеко не все его читатели, да и колле ги догадываются, какой славный боевой путь за плечами этого скромного человека. Разве что в праздничный День Победы наденет он с^о-ю воинскую форму, свои награды-... И словно преобразится, ■словно помолО'Деет на соро-к с лишним лет, перенесясь памятью, мыслями, сердцем в суровые годы своей юнос- 9 -мая он всппретил в Берлине у 'поверженного рейхс га га. Инженер авиааскадрильи истребителей прошел труд ными во,енн(Ы;ми( дорога,ми. Об этом безмолвно, но убеди тельно свидетельствуют ордена Отечественной войны II степени. Красной З'везды, ,мноше 'боевые медали. А ря дом с ними и те, что получены -им уже в мирное время. 45-Л'етие праздника Победы почти совпало для Уголь- ■нюва с его,70-летием. Поздравляем Вас, уважаемый Иван Кириллович, с юбилее'м! НА СНИМКЕ: коммунист, воин-ветеран, майор в от ставке И. К. Угольное. Фото Ю. КЛЮЕВА. Отделение реабилитации поликлиники (Медсанчасти Н'ОВ(ОЛ 1 Ипец|Кого .металлурги ческого комбината... В каби нетах самая современная на сегодняш'ний день аппарату ра: пневмомаосажер, лазер ная установка «Ягода», элект,ромагнитный аппарат «Полюс-1», элентросон, во- до- и (Грязелечебница, каби неты массажа и иглорефлек- Закономерен вопрос; како ва, же реальная отдача от деятельности отделения для комбината? Только за прош- •лый год уда,.чось добиться снижения заболеваемости почти на 4 тысячи че.човеко- дней. Руководит отделением А. И. Татаринов. Он ветеран во,йН'ы, канди,да,т .медицински.ч И ПРИДЕТ ИСЦЕЛЕНИЕ. наук. Внимательно изучается его опыт (МНОГИМИ работни- ,ками здравоохранения рай онов области. Опытный врач :по,.мог 'ОБОИМ (КОллегам соз дать ,на 'Предприятиях обла сти в'Осемь отделений реаби литации. На всю жизнь остались в памяти, тогда старшины- санинструктора, сражения за Орел, Брянск, Белоруссию. А 'ПОД Витебско,м, когда 'пе ревязывал раненого, оскол ки вражеского снаряда до- (Стали и самого, Татаринова. Двенадцатью боевыми на градами отмечен ратный ■подвиг фронтового медика; И сегО(Дня. как и в суровые годы В!Ойн,ы, А. И, Татаринов считает 'Сиоим ,/Д'Олгом бо- .роться за з,до.тй>вье людей. А. ловягиа • а ,тот ,де,нь, — вспоми нает начальник теплосилово го отдела 1 пре,дп!риятия Г. Н. Дунаев, — .вода попа.ча в заброшенное .помещение станции перекачки, на дне погреба которой находился мазут. В результате нефте- Н(Род.укт попал в канализа цию, а оттуда — на двига- те.чи канализационной на сосной станции, 'Выведя их из строя .. . Н 0 Ч 1 ИСТОТЫ, ко,торые пере качивала станция на город ские очистные С00(ружения, дотекли в направлении р.учья Дрязгав'ка — прито ка реки Байгора. Туда же по тек и мазут, вытесненный из ва'Нал.иза(Цни потока 1 ми В'О-- Э'кояогическое ЧП не бы'- ло фатальной неизбежно стью. Рай-онный К 0 |митет по охране природы неоднократ но предостерегал руково.д,ст- ■во.завода.об опасности, пред писывал 'принять необходи- •мые меры. Однако на заводе отмахнулись... Председатель комитета А. Щ. Зуба(рев собирает все акты ,и протоколы, каса:ю- щиеся охраны природы на К|ульт 1 иваторн(ОМ. Изучая до кументы-, -диву даешься, как культиваторщики безответ ственно относятся к замеча ниям. А замечаний, причем сущест' 0 е(нных, было предос- таточно 1 22 ию'ня П 1 к 1 Шлого года, к 'примеру, ,в ходе про верки было, установлено, что «верхние строения канализа ционных сооружений завода занижены, в .результате в колодцы и .канализацию по падают сточные воды. В при емниках внутризаводских очистных сооружений обна ружена сплошная пленка нефтепродуктов». Через четыре дня был из дан приказ за подписью ди- ревтО|р;а А. И. Ситникова '*'— .руководителям служб заво да предписывалось раз-рабо- тать и дать на утверждение мероприятия, направленные на исключение попаданий загрязняющих веществ в ок ружающую среду. Начальни кам цехов вменялось в обя занности осуществлять конт роль за- иополь3'01ванием го рюче-смазочных материалов и вредных веществ, не -до- пчснать Их попадания в ка- нализа'ЦИ'Ониые и ливневые системы. Однако для «иск лючения попаданий» ничего Не было сделано, и в юере- ,ди,не (ИЮЛЯ ,ко,митетчики вно(Вь обнаружили загрязне ние территории отдельных участков нефте>продуктами. 10 октября снова отмечено наличие 'большого количест ва нефтеП|родуктов у старо го склада горюче-смазочных мате,риало:в.' Образовавшиеся лужи растекались по терри- тор'ии завода. Нефтеловуш ки на складе топочного ма зута не работали и не бы ли очищены от остатков топ лива. Через полто.ра месяца после этого комп-чеконая про верка вскрывает новые раз- .'ьивы нефтепродуктов. • ЧП вызревало •медленно, но со стороны- рукрЕодства завода, как теперь признает директор А. И. Оитников, мер не 'Принималось. 15 .декабря .утечку мазу та обнаружили рабочие «.Гидроагрегата», в чьем ве дении находится' насосная станция. На заводе объяви ли аврал по сбору маз,ута. Работу вели .несколько дней, а нечистоты те-м вре-менем текли в (Р'учей. На террито-" ри,и и сегодня видны подте- ;кя мазута. И у руководите лей нет уверенности, что де кабрьская ситуация вновь не повторится. Ведь схем подэемных ком.муйнкаций, по ■которым текут горячая во да, ливневые стоки, нет. Г. Н. Дунаев по этому по воду говорит; — Я принял ХОЗЯЙСТВ'О в ноябре. Никаких схем мне не передали. Пытались вос- етано,в;ить их. в проектном институте, но безрезультат но. Так что работаем всле- Конечш, работать всле- ■путо. не зная, .где пролегают коммуникации, трудно, если .вообще возможно. Незнание расположении БО'ДО'П,рО(Водов, тепловых сетей затрудняет их обслуживание. Но ве.дь руководители зачастую не знают и о том, что на по- (верхности. Подтверждение тому — заполненная мазу том я.ма рядом с .мазутона сосной станцией в 'непосред ственной близости от колод ца .тивнев-ки. О проиехожде НИИ ее ни одмо.му из руко водителей .ничего неведомо Некоторую ясность ви.ес аутосливщик Ю. С. Варха . — Я тут четыре года ра ботаю, и все э.то .время, ма зут стоит в яме. Никому до- него нет .дела. А взять по мещение станции перекачки конденсата, С ,м.омента ее по стройки о.на ни одного дня не использовалась, а мазут на дне имеется. Работа ,по принципу «авось и так сойдет» обер нулась потерей для завода 45 тькя'Ч рублей. Но это не самое страшное. Этой весной ■в одном из укромных .угол ков .ре.ки Байгор'ы, где лю били посиживать местные ры боловы, ни одной поклёвки не было. Ушла или погибла рыба — сказать не могу. Яс но лишь одно: выбросы ма зута в .канализацию не бы ли бесследным'И... М. ГОРЬКАЕВ. С КУЧНЫЙ ;урок„. Он не был редкостью в ш кольной ж и зни (МНО ГИХ из нас. И хотя воспо минание о нем до сих .пор неприятно, да быстро при глушается «веским» аргу ментом; никуда не денешься — занудливый {но обяза тельный) урок был. есть и В самом деле, скучный урок определен был самой системой ' (десятшгетиЯ'М-и складывавшейся) нашей мас совой общеобразовательной школы. Ее основатели, прав да, руководствовались бла городными и высоккпии н,а- ' .мереииямги да.ть глубо кие знания, широкий .кр\то- зор каждому ребенку. .В •ЭТОМ 'Направлении и шел по иск лучших педагогических сил. Жаль, недолго. Школа — неотдел.имая часть обще ства. и она повторила все его ошибки и .заблуждения. Она п€.рестачпа видеть ре-! бейка, его при.родную инди- 'йндуальность. Она ста 1 ла «обязаловкой», а дети в ней — одинановьши винтиками, которые требовалось .лишь эжрутить покрепче, чтобы ,и впредь подавали признаки жизни лишь по команде «сверху». Ни 'Права голоса. ,ни права выбора! Подавле ние обюрокраченной шко лой желаний .и способно стей ребенка — пожалуй, .главная причина скуки, .во царившейся на уроках. ' Сегодня, похоже, .многое в школе возвращается к есте ственной норме. Невыносимо уже и тщителю (Видеть изо дня в день одно и то же: ра-внодучиные лица «средних» .учеников, и на этом унылом фоне — угасание тех нем ногих «звездочек», что из начально выделялись неза урядностью. ДоЛ(ГОлетний опыт показал; нельзя в рамках прежней системы единого подхода о,дииаково -- плодотворно работать и со ^ ^«звездочкой», и с п-ооредст- >■'венностью. Тем более, что зачастую и «посредствен ность» эта кажущая-ся: в общей «серой м-ассе» так много способных ребят, ми мо которых проштц ^-чителя. Как помочь каждому ребен ку? Сегодня это вопрос воп- — Днфференциздия и ин- днввдуадазация обучения — главное направлен,ие работы школы, — говорит эаведу||ю- щая отделом областного \’П.- равления иаро,дного образо вания! Н. А. Сушкова. — По- (Мочь определиться в реше нии общей .проблемы приз ваны новые учебные планы. Их предложено 16 вариан тов. Среди них есть один, мо-жет быть, самый нелег кий — двенадцатый, .зкспе- вы, обладающие к тому же сравнительно неплохой мате риальной базой-. Суть экспе римента здесь понятна всем, видны .даже некоторые его .подводные ка 1 мни. Не зря директор школы № 43 В. М. Пешков в янйа|ре был ко мандирован областным уп равлеш ем народного обра зования .на встречу директо- ,ров 20 школ РСФСР, уже .материальной базы —- под эксперимент не в.ыделяется ни одной лишней копейки. Вместе с тем элементарно нужны дополнительные ка- би.не:ты, не говоря уже об осна.щении их и лабо.раторий с-одременным об6рудова.ни- ем... В-третьих, хотя и силь ны названные 'педколлекти вы., но о повышении мастер ства приходится за,думатъся чалу эпизодические, кон такты с ЛипПИ. — Мы двадцать лет гото вили собственные кадры и год ученых вуза, — го ворит директор школы Н. Д. Поясним: решением обл- .исполкома школа .реоргани зуется в школу-лицей, и об 'ЭТОМ мы^ .расскажем подроб но чуть позже. Сейчас же самое главное — каждый учихе-ль 'ПОНЯЛ, как это труд: ■но и ответственно — работать по программе, поч ти приб-тижающейся к. ву- зовокой. «На урсж идем, ■как в бой», — пошутил кто-то, а одна из учительниц ■развернула передо мной в е ер, составленный из карто чек, на каждой из которых — по несколько вариантов I Школа: время перемен | ЛИЦЕЙ и ДВЕНАДЦАТЫЙ в а р и а н т ! рименгальпый. Уже в про шлом .ГОДУ' мы обратили на него вни-мание, да поосто- рожничали директора школ. В этом 'учебном го.ду заявки на 'Э'Ксп€,риме,кт -по двенад цатому (вариа.нту -подали две сельские и .шесть школ .Ин- пецка. Что же такое этот Д-ве- надцахый вариант? Им пре дусмотрено обя:зательное изучение лишь пяти пред- .метов, остальные — на вы бор. Так же, как и 'консуль- ’ тации., и фа-культативы. ко- тооые ДОЛ.ЖНЫ подючь, или уч-лубленному познанию лк>- (бимого пред.мета, или лик видации пределов в той на уке, в которой прежде .уче ник отставал, -или просто — удовлетворению .интереса к чему-то но-вому. Заманчиво? Очень! Боз она, воз.можность наконец-то Избавиться от скучного уро ка. Десятые .классы разбива ются на группы. Они форми руются иск.чючите,тано на основе интереса -к той или иной науке, .на понимании того, насколько кто к ней' способен. С .та-кой аудитори ей учителя давно мечтали работать. Да только готовы ли? Мы побывали в трех шко лах Советского района Ли пецка, вступивших в экс'Пе- .римент, в сорок третьей, пятьдесят ПЯТОЙ и девятнад цатой. Это крепкие в про, фессиональном отношении педагошческие кодлекти- ушевших поработать по две надцатому варианту. П.о- слутаал директор коллег и, вернувшись в Липецк, поде лился информацией с земля ками. Достоинства экспери- !ментальнрй ■програм.мы: раз- прузка учащихся, возмож ность каждому найти себя, а учителям — дойти до каждого. И самое главное — хоть .немного, а 'Повышается общая успеваемость. Един ственный, .правда, очень серьезный недостаток — опасность снижения общеоб разовательного 'УРОВНЯ уЛча- щихся. Ведь среди необяза тельных предотетов у десяти- однннадцатиклассникш ока зываются ф.изи.ка, химия, биолшия... Достаточно ли ДЛЯ! общего круго,зора школь ника знаний в объеме девя ти -классов? Кое-кто из всту пающих в эксперимент счи- 'тает, что достаточно, .другие намерены вюополнитъ про- 'бел новыми форма-ми внек- .лассной воспитательной ра боты, поддерживающими ого нек интереса'к «необяза тельным» предметам. И еще три серьезные про блемы. Вочлервых, меняется подход к составлению рас писания — основы нсей школьной ЖИЗНИ'. В школе № 43 у!ве,рены.; появятся «ок на». Чем тогда .занять у’че- ни'ков? В Ш'кате № 55 .убеж дены: обойдутся без «окон», зато будут иметь долгождан ную 'Пятидневку... Во-вто рых, 'воэникает проблема и им. Углубленное изучение ■предметов, лежащее в осно ве эксперимента, требует ка чественно иного уровня их препод-авания. Это серьез ное испытание даже для ■опытных учителей. Потре буются и новые с'пециали'- ■сты (скажем, -пре-подаватели .логики, .эстетики), а их ' не так-то легко отыскать... Если .попытаться опреде лить общее .настроение эк- спериментато.ров, то можно, пожалуй, .сказать, что они .изначально очень увлечены перспективой работать лЮ- новому. Их вдохновляет п 0 :дде.ржка .родителей, не.по.д- дельный .интерес .ребят. В ШКОЛ,ах уже проведено ан- .кетирование старшекла 1 асни- «ов, которое дало богатую пищу для раз.мышле'ний. «Мы заново ОТ.КРЫЛИ детей», — говорят педагоги и ищут (ПСИХОЛОГОВ .для совершенст- Бования работы по индиви- .дуализ-ации учебно-воспита тельного проц-еоса. Они так же укрепляют контакты с учевы|Ми отдельных кафедр ЛипПИ: (СВЯЗЬ с .наукой те перь необходима школе как никш-да. Словом, коллектив.ы всту пают на тот тернистый путь, ■который, на мой (ВЗГЛЯД, во многом уже- 'Пройден их кол легами из шк-олы № 44. К углубленному изучению пред метов здесь приступили око ло 27 лет назад. Неоколь но позже, но тоже давно, стали складываться, -пош- важно понять; коллективом 44-й найден-а «технология» уг.- 1 'убленного изучения .пред- -метов, уже опробованы мно гие ее формы и направлеиия. Проделан огромный труд. По два года перерабат-ьшалн (■по. .темам и часам) програм мы ш-кошьные предметники совместно с соог-ветствующи- ■ми -кафедрами вуза. Затем их утверж.даяи- на ученом совете; три года назад .соз дали, почувствовав необхо димость, и такой орган, в КОТ 01 РЫЙ Бшдли учителя, учащиеся, ученые вуза. Уви- ■дели, как .изменился м-рок — по форме и содернтанию. Его цель — помочь ка.к бы «почувствовать» ту или иную науку, научить детей мыслить .нетрадиционно; творчески. Подтянули у.ро- (вень начальной школы: на основе дифференцированно го по'Дхода совершенствуют темп чтения, йв . оият уроки занимательной математики, постепенно .в-тягивают малы шей в школьные олим-пиа- дьт. Здесь вовремя увидели необходимость широкого гу манитарного образования будущих «техна.рей», при чем, на этом сошлись и ди ректор школы, и ректор ву за. Так появилась «голубая гостиная», где. идут беседы о прекрасном, иноценировки. В 44-й -вместо шести уроков в день пров-одят три пары, как в вузе. И так же, как в ву зе, появился диспетчер, оо- стэаляющий расписание. ,А одной задачи. Учитель зна ет: на уроке ученик все-та ки предложит свой вариант. А .вместе они най.дут третий —■ оптимал,ьный. Все-таки адский труд для У-Ч1итеял — это столь желан ное «углубление»! Знают ли об опыте '44-й те, кто сей час гото-вится к двенадцато му варианту? Оказалось, .кто-то что-то слышал, а кто- то и -слышать н-е хотел, '.'ут вердившись однажды и тав- оегда в том., что «.они там на привилвгирова'нном поло жении». Вот .сейчас, да про- 'стят меня 'учителя, и .гото вятся изобретать велосипед. Мы же предлагаем не ко.пи-' ровать слепо опыт 44-й, а по-деловому приглядеться к нему; полезное пе.ренять, нащ п'рос'чета-м.и вместе поду мать. Там более, что и учи- те(; 1 я 44-й не склонны дер жать под замком свои на ходки. Как свести начинаю щих и опытных педагогов- этсспериментаторов? Поду майте, методисты института усовершенствования учите лей и городского отдела на родного образования. Надо признать, коллектив 44-й значительно опередил своих коллег из .других школ (В совершенствовании фор.м -сотрудничества с ученикам на уроке и вне егб. И не склонен останавливаться на достигнутом: атмосфера шко лы б^жвально пронизана творческим настроением .по иска, смелых дерзаний Овоеобразное признание при оритета учителей 44-й —- преобразование ее в школу- лицей. Это событие для всей области. В .новом учебном .заведении со временем бу- !.дут иметь возможность обу чаться одаренные дети не то.ль(Ко из роро,да, но, что особенно важно, из села. Здесь, .по суши, -приступают к фармированию собствен ного интеллектуальнаго по тенциала области. Да и иа- .у.ка «местная» так бы об ретает моло,дые крылья. Так хочется в это верить! И по тому нель.зя .не' встрево житься половинчатастью п-ринятого облисполкомом ре шения — !реорганнзаци'Я не ■подкреплена специальными ассигнованиями. Не поду мали «наверху» и о мате- .риальной .базе; нужны до полнительные помещения .для аудиторий, лабораторий, .'вьиислительнюго центра. А ведь, возможно, скоро пона добится и .общежитие. «Мес та для лицея в ш.коле, в .сущ ности., нет», — считают , 'Предода 1 ва 1 тели. И с 'ними трудно не согласиться. По бывав в управлении .народ- (Ного 101 бразов.ания., ,мы мог-' ли убедиться, что новое учебное заведение без -под держки здесь не остав'ят, во всяком случае, -ищут источ ники .для дополнительного финансирования. Как быть с расширением площадей? Педагогический .коллектив .ш.колы-лицея ждеу ответ на этот В. 01 П.РОО от •' гародских .властей, от облисполкома. В за 1 ключение хочется об ратиться и к родителям. Хо дят .среди них слухи: мол, то там, то здесь организуют ся лицеи, гимназии. Обьяс- н.яем;: и лицей, и ■гим.назия — единственные в своем ро де учебные заведения. Об основанни лицея мы -сегодня вам сообщили. Возможно, вскоре УСЛ.ЫШИМ и об откры тии гимназии. Суть же про исходящих перемен в 'д р у гом; каждая школа сейчас стремится об,ресгги свое лицо. Каким -ему быть, зависит не только от базы, от кадров, но и от -вас, уважаемые па пы и м-амы. Школа ищет 'Путь к сердцу ташето. -ре бенка, по-новому намерена строить диалог с ним. По могите ей в 'ЭТО.М, Т. СПАССКАЯ. НЕТОЛЬКО О КИНО Ум и тала-нт, сл-а.ва богу, ча ще всего не уж-ив-аются с ч-вая1 ливостью, высоко.иер,ием, тор1 жеств'вняой д€монст|ра.цией соб[ ственншо вел'ичия. .Кннжка, й .кот-орой я х-очу |р,ассназать сеТ годн-я, — убедительное том-у подтв-ерждение. Ее н-аписал, а вернее, надиктов.ал «а .магни»- тефш’1просла.влеН(Н-ый ’реж1И1Ссер|, авто;Р фильмов, давно прич-ир^ ленных « К 1 ННОКласс.ике (это и дилогия о Ленине, -и «Мечта», и «Девять дней одного года»|, ■и «Обыкновенный фа.шизм»)!, мэтр, чье -и-мя с почте-нием н.а1-’ зы 1 вал-и его стааш.ие тоже зна!- ■менитыми ученрки (среди' ниА - .Андрей Тарковск.и 1 Й и Ва|- силий Шукшин)... Но как ес|- тественно, по-домаш.нему прос то повествует он о своей жиау ни, о своих сав'раменн.иках, о своей эпохе. Сколько юмора Ч'уть ли не на каждой стр'авиг це его книги — ■П|ричем, он оо1- .-вершенн-о не .боится 1 выста|- вить и са.мо.г,о себя в крайну омеш.ном, прямо-таки анекдо.- тиквом ■в.иие... Итак, -много лет ваза-д пож.щ лой и- больной Михаил Ильич Ромм, уед-и-ви-вшись, включал магнйто!фоН' я Н'а,чнн.ал вспоми- ,нать. А вспоминать ему. было и о чем, 'И. о ком. Он уч'шсл В'а-ян 1 ию у Голубчеиной -и .Ко- -нен-ко-ва. Он -встречался • с Горьким и Роменам РолланоМ Он дружил с Эйзенштейном я Пудав-киньш. Он работал с Борисом Щукиным. Ему до велось быть !Ов.ийетелем -в -уча стником многих -событий, к-о- тарые 1 пр'иН|ЯТо -вмвнаватьж- торинеск'иМ1И1. ' I ,В.ироче.м, по'вторюсь; .в- егр -йвображении и забронзовев- ■шие класоак'И, -в. политическ.ие вожди .‘преД'Ста'ют прежде .все- та людьм.и — симпатичными вли .не очень, простодуш1ны(МИ, 0'ШИ'ба,юВД'И!М'Ися, а тО -’и -вызы^ ва.ющими .улыбку. Вообще, чи тая «Устные рассказы» (они вы,пущены ВПТО «Кино центр»), смеешься так часто, что .закрадывается -подозрение: .может, Ро.м.м, боясь наскуч'ить, -нарочно 0 !рн!ектировался и-а ситуации по .преимуществу эа- нимательные, анекдотиниые? Но, дойдя до последней стра ницы, понимаешь; история, рассказанные здесь, на са:мом деле были не такие уж весе лые, !в 'боль-шинстве . ш-учаев даже наобо.рот — грустные, драм.ат'нч'ные для мемуариста Просто 'ИРОНИЯ, была оргаинче- ски прясуща всему, что гово р-ил Ромм, и 1 Н»мало не пре- !пятствов.а,л.а выя'вленвю се|рь- езност-и его наблюдений, .мыс лей я, .чувств. Но не только личность обая тельного. -рассказчика, его про- стодушно-лукавая 'йвгоиа 1 ц«я. где-то .на1ПО|М.инающ,ая чуть ли не зощвнковс'к'ую, П|р.ид.авдт кн 1 иге единство. Оно обуслов- л-ан-о И! развитием ш-воз;но.й, очень важной для Ромма те мы. Я бы сфо;р'мул:ировал ее так: культура., творчество .всег да прати!воетоят тоталитарно му мышлению, даже если ху- ДОЖ(Н.И'К готов к КО|Нф,ор!МЯСТ- скому .подчинению .власти. Об этом сейчас сказано много. Тем нс менее св-идете-'ъств-а Ромма незаменимы. ,Им свой- ст.венны ред'юая откровенность 'И честность.. Не случайно же лучшие «устные .расоказы» .уви дели свет спустя 'без малог-о два десятилет.ня после смерти а'втора. В предисловии вы ,п'рочж.аете даже о там, что магнитные записи хранились с иэвестяьмл: предосторожностя ми, поскольку быЛ'И' ■оонован 1 ия о,г 1 .асаться их изъятия. Что по- ,дел.аещь, -правдивому слову . всегда угрожают ,те, кто дер жится ложью... Но (верне 1 мся к гл 1 ав'ной теме рассказов М.и- 'Искуоству -вредила не толь ко ■небл.агоскло!НН<ють вождей, порождалась ли она.' сталяис- МН.М произволом -швд хрущев ским невежеством, но и ч-рез- -мерное -их покровительство. И о той, -и о другой -ипостайи «ру-ковожтва -культурой» Ром^ ■повествует . за-мечателыно.' С|ре- ди- его героев я .большой ки- ноначальник Дукельский. ко торый, управляя к.И(Нематогра- фом, так сказать, От имени Сталина, требовал, чтобы -ком- -п-озитор. фильма о Ленине ие- премевно .удрал (!) и вставил в увертюру музыку -Вагнера, |и сам Хрущев, по-солда.фояски ■оравший на яоэтов .и худож- н-нков и косноязычно о-бъяс- «явш'нй -нм, что огаи, может, и полковн.'ики, но ан-,то зато ге- нер-ал... А чего стоит дикова тая .идея (-К оча-стью, .не-о.су- ществившаяея) отлучить от русского кино -«нерусского» автора «Александра Нёвско.го» или «нерусского» соавшор-а тр-и- лог-нв о Максиме, открыв осо бую -киностудию только (ДЛЯ тех, у кого чистая, беспримес- на.я крорь... Грустно одно; что такие «идеи» живы -и я-о сей день. -В пору перестройки .их еще громогласнее провозг лашают и опять пробухуг 'Про вести. в жизнь людй, ПО какр- 'му-то недоразумению мняпьие себя истинн-ым.» патриота,мИ. Послуш'ать их, так и сл 01 ва!рь Даля :пр,и.дется назыв-адь не русским, а... 'русскоязычным. Ну, что же,'; книга Ромма лиш-ний, раз нап 10 М(ИИ(ает; отку да. из -каких недобрых л.ет бе рет все это начало. На,по.м-и иает Я предостерегает, что де лает ее своев.оеменной ,ч сов ременно.й. И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz