Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

13 мая 1990 г., №111 (18 708) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Ш и». отгремело и. О) .аене. 1(1 с»а- гжнным« М|(|)ша- ! ми, хватающими *а ау­ т у иес.инми фр 1 Ж 10 ьых лет 9 Мая, навсегаа рпи- ' санное в календарь са- ! м.ых великих наших пра- [здников. Но гема вой- : ны и Поведы не исчер^ I пана. Ее исчерпать про- |1:то невозможно. Поато- I »>■ «ЛЗ» и впредь бу- тЛрт помещать материалы ! о ветеранах, о людях, Р орым мы обязаны 1нью и свободой. Д а н ь Памяти КУСТ КАЛИНЫ Под кустом калины спелой Умирал от ран солдат. Он, в атаке дерзко-смелый, Пошатнулся час назад, И ловил про 1 цальным взглядом Неба синюю кайму. На ветру калина рядом Низко кланялась Сок бессонно подносила К остывающим И слезами оросила, Что сверкали по утрам. И кайма на небе И земля под ним теплей. И забегали в эфире Позывные, из частей. Обнял куст калины спелой Приподнявшийся связист. Донесения успели — «Я — «Ромашка». Берег чист». Е. КУЗИНА, участница войны. С О Л Д А Т Ы Р ПЕТЛЯ Ос 11 рые листья сухого сен- ггя 1 брьскаго камыша:, .если к ним даже чуть-чуть, 'Яечая 1 !шо, прИ 1 Кос»уться щекой, режут, как бриггвы. Отвест 1 и рукой эти лезвия от яебр 1 И 1 Тых щек солдатам было иелюя. Никак нельзя! В |ру 1 ках — авто 1 маты. а если внемцы услышат легкий всплеск — значит молниеиос- ный о'пневой залп по т.рехки,- ломерровому клину камышо­ вых зарослей, где пятые сут­ ки по грудь в студеной осей- ■ ■ней воде стояла рота русских солдат из пятисотого артил­ лерийского полка пятьдесят второй ударной ар^мии'. Едва ааползалн сумерки над камышовым клином, как ■наяивади «лазать» »вм€|цкие прожектора, а в небе повиса­ ли жгуче-белые осветитель­ ные шары. Но рота была «не­ мой». Она СЛОВ 1 НО раствор'И— л.ась в затхлой воде. похо|ро- ннла себя в высокой острой траве. На шестые сутки немецкое командование прекратило ноч­ ные наблюдения. Оно. вадимо, считало, что шестнкиламетро- вая дамба, 'в предместье Брес­ лау оказалась не по зубам русским. Тактические сообра­ жения немецких штабистов, скорее всею, оанов 1 Ьшались на простых арифметинеских расчетах; длина дамбы была вдвое больше трехкилометрово­ го «мешка смерти», в который сама 'влезла русская рота. Не зная брода, она здесь нашлц ■Но война есть война. Ка­ мышовое «кладбище» русских солдат 'Немцы без П'П1Исмотра не остав'или. На одном 'Нз' участков да.мбы был. хорошо замасюирован их снайпер. В полдень седьмого дня во­ дяного плева .роты произош­ ло неожиданное. По дамбе, как по без.подному городско­ му проспекту, шла. женщина. пленница — наша 'росснянка. Конец дам'бы , где штвпажя камышовый клин, бьи ее Гол­ гофой. Я беру на себя сме­ лость судить, что женщина была «приманкой» для, рус­ ских солдат. 'Изуверсыи'й рас­ чет ф.ашистов■.был прост: ес­ ли в камышах .остал'ись крас­ ноармейцы. то они о'бязательно крикнут ей: прыгай в воду. 'Расчет фашистов оправдался; поднялся один 'боец, а следом '— тугой звук онайперского выстрела. 'Зашелестел камыш в Л)Руго.м месте — и снова сол­ датская смерть. Бывший дивизионный раз­ ведчик .Александр Андреевич Демин, оказавшийся в «водя­ ной» штурмовой шрупне, рас­ сказывает о тех днях 'Нетороп­ ливо и зло, вспо,м'И1ная все до мелочей. — Следом за первой уби- Т'бй (Женщиной мы увидели другую с 'ребенком. Женщина 'Идет (робко', 'Неуверенно. Под­ ходит к спуску с дамбы. Мол­ чат солдаты,, не шелестит ка- мы'ш. Мол!чит рота 'Мйнуту, третью, пятую. И .вновь онай- перок 1 йй выстрел. Жешцан'а П'адает, 'все мы видим ее- окровавленную грудь, 'виднм, 'как малыш, защищенный ее телом, сползает с матери, ух- ватив'Ш'ись за ее платье и по­ висает на спуске дамбы спи­ ной к нам... Рз'зведчи'ки — .народ бывалый. Фронтовая судьба выделила им право первыми встречаться с »ра 1 Гом днем и ночью, в дождь и метель.'У '.них шли в дело фИ'НСК'И'й 'НОЖ я .пистолет, сме­ калка- и хитрость. У, двадц'аши- летнего разведчика Александ- 'Ра Демина за спиной была катушка телефо'нного кабеля для связи с ПОЛКО.М. о камен­ ный наст.ил дамбы все еще шлепались (онайперокие пули. А 'В это время ДвМ 1 ИН срез'ал. добрую 'камы'шину, сделал ив ■кабеля петлю-удавку, обв'иш ее камышиной, чтобы не «разъ­ езжалась», и хлестким броском 'ШВЫ 1 рнул петлю в 'нопи ребен­ ка., Затем ВТ 01 РОЙ бросок. Ма­ лыш задергал ногой, Дем'.ин |на 1 тян'ул ка|бель, удавка «на­ мертво» схватила ногу, и раз­ ведчик потянул малыШ'З с даМ'бы- на кабельной петле... Спасенный ребенок оказал­ ся 'Русской девочкой примерно — Вою жизнь 'буду 'пом'нить ее окровавленное лн 1 - цо (кровЬ' убитой матери), сса­ дины на боку и глаза, голу- 'бые глаза, — так закончил ■свой рассказ Александ,р Ан­ дреевич Демин, ка-в-алер орде­ нов Славы III степени, Крас- ,ной Звезды, Отечественной войны, медали «За отвагу» -и многих других боевых ватрад. — Что -вам 'И31Вестно о ее судьбе? — сшр'Осил я у Алек­ сандра Андреевича. Ничего. Ее сразу после наш'их ОТЦОВСКИХ поцелуев от- ■праВ'ИЛ'И В тыл, а я окавался В 1 Госпит 1 але — сентябрьская вода выдала мне круиоаное воспаление легких. Трудно в короткой корр-ес- понденЦ'ИИ рассказать о всех боевых подвигах бывшего 'раз­ ведчика, ныне .ветер 1 а'»а труда, 'Коммуниста А. А. Демина. В. КОЛОСОВ. Экология и мы ПОКУШЕНИЕ БАЙГОРУ На Гря^инском культиваторном заводе до сих пор вспоминают об экологическом ЧП, происшед­ шем 15 декабря прошлого года. За урон, нанесен­ ный природе, завод оштрафован на 43 тысячи 248 рублей. В Е Т Е Р А Н Почти тридцать лет Иван Кириллович Угольное работает инженером в Липецком доме науки и тех­ ники. Его публикации часто можно найти и на стра­ ницах областной газеты «Ленинское знамя». Но, наверное, далеко не все его читатели, да и колле­ ги догадываются, какой славный боевой путь за плечами этого скромного человека. Разве что в праздничный День Победы наденет он с^о-ю воинскую форму, свои награды-... И словно преобразится, ■словно помолО'Деет на соро-к с лишним лет, перенесясь памятью, мыслями, сердцем в суровые годы своей юнос- 9 -мая он всппретил в Берлине у 'поверженного рейхс га­ га. Инженер авиааскадрильи истребителей прошел труд­ ными во,енн(Ы;ми( дорога,ми. Об этом безмолвно, но убеди­ тельно свидетельствуют ордена Отечественной войны II степени. Красной З'везды, ,мноше 'боевые медали. А ря­ дом с ними и те, что получены -им уже в мирное время. 45-Л'етие праздника Победы почти совпало для Уголь- ■нюва с его,70-летием. Поздравляем Вас, уважаемый Иван Кириллович, с юбилее'м! НА СНИМКЕ: коммунист, воин-ветеран, майор в от­ ставке И. К. Угольное. Фото Ю. КЛЮЕВА. Отделение реабилитации поликлиники (Медсанчасти Н'ОВ(ОЛ 1 Ипец|Кого .металлурги­ ческого комбината... В каби­ нетах самая современная на сегодняш'ний день аппарату­ ра: пневмомаосажер, лазер­ ная установка «Ягода», элект,ромагнитный аппарат «Полюс-1», элентросон, во- до- и (Грязелечебница, каби­ неты массажа и иглорефлек- Закономерен вопрос; како­ ва, же реальная отдача от деятельности отделения для комбината? Только за прош- •лый год уда,.чось добиться снижения заболеваемости почти на 4 тысячи че.човеко- дней. Руководит отделением А. И. Татаринов. Он ветеран во,йН'ы, канди,да,т .медицински.ч И ПРИДЕТ ИСЦЕЛЕНИЕ. наук. Внимательно изучается его опыт (МНОГИМИ работни- ,ками здравоохранения рай­ онов области. Опытный врач :по,.мог 'ОБОИМ (КОллегам соз­ дать ,на 'Предприятиях обла­ сти в'Осемь отделений реаби­ литации. На всю жизнь остались в памяти, тогда старшины- санинструктора, сражения за Орел, Брянск, Белоруссию. А 'ПОД Витебско,м, когда 'пе­ ревязывал раненого, оскол­ ки вражеского снаряда до- (Стали и самого, Татаринова. Двенадцатью боевыми на­ градами отмечен ратный ■подвиг фронтового медика; И сегО(Дня. как и в суровые годы В!Ойн,ы, А. И, Татаринов считает 'Сиоим ,/Д'Олгом бо- .роться за з,до.тй>вье людей. А. ловягиа • а ,тот ,де,нь, — вспоми­ нает начальник теплосилово­ го отдела 1 пре,дп!риятия Г. Н. Дунаев, — .вода попа.ча в заброшенное .помещение станции перекачки, на дне погреба которой находился мазут. В результате нефте- Н(Род.укт попал в канализа­ цию, а оттуда — на двига- те.чи канализационной на­ сосной станции, 'Выведя их из строя .. . Н 0 Ч 1 ИСТОТЫ, ко,торые пере­ качивала станция на город­ ские очистные С00(ружения, дотекли в направлении р.учья Дрязгав'ка — прито­ ка реки Байгора. Туда же по­ тек и мазут, вытесненный из ва'Нал.иза(Цни потока 1 ми В'О-- Э'кояогическое ЧП не бы'- ло фатальной неизбежно­ стью. Рай-онный К 0 |митет по охране природы неоднократ­ но предостерегал руково.д,ст- ■во.завода.об опасности, пред­ писывал 'принять необходи- •мые меры. Однако на заводе отмахнулись... Председатель комитета А. Щ. Зуба(рев собирает все акты ,и протоколы, каса:ю- щиеся охраны природы на К|ульт 1 иваторн(ОМ. Изучая до­ кументы-, -диву даешься, как культиваторщики безответ­ ственно относятся к замеча­ ниям. А замечаний, причем сущест' 0 е(нных, было предос- таточно 1 22 ию'ня П 1 к 1 Шлого года, к 'примеру, ,в ходе про­ верки было, установлено, что «верхние строения канализа­ ционных сооружений завода занижены, в .результате в колодцы и .канализацию по­ падают сточные воды. В при­ емниках внутризаводских очистных сооружений обна­ ружена сплошная пленка нефтепродуктов». Через четыре дня был из­ дан приказ за подписью ди- ревтО|р;а А. И. Ситникова '*'— .руководителям служб заво­ да предписывалось раз-рабо- тать и дать на утверждение мероприятия, направленные на исключение попаданий загрязняющих веществ в ок­ ружающую среду. Начальни­ кам цехов вменялось в обя­ занности осуществлять конт­ роль за- иополь3'01ванием го­ рюче-смазочных материалов и вредных веществ, не -до- пчснать Их попадания в ка- нализа'ЦИ'Ониые и ливневые системы. Однако для «иск­ лючения попаданий» ничего Не было сделано, и в юере- ,ди,не (ИЮЛЯ ,ко,митетчики вно(Вь обнаружили загрязне­ ние территории отдельных участков нефте>продуктами. 10 октября снова отмечено наличие 'большого количест­ ва нефтеП|родуктов у старо­ го склада горюче-смазочных мате,риало:в.' Образовавшиеся лужи растекались по терри- тор'ии завода. Нефтеловуш­ ки на складе топочного ма­ зута не работали и не бы­ ли очищены от остатков топ­ лива. Через полто.ра месяца после этого комп-чеконая про­ верка вскрывает новые раз- .'ьивы нефтепродуктов. • ЧП вызревало •медленно, но со стороны- рукрЕодства завода, как теперь признает директор А. И. Оитников, мер не 'Принималось. 15 .декабря .утечку мазу­ та обнаружили рабочие «.Гидроагрегата», в чьем ве­ дении находится' насосная станция. На заводе объяви­ ли аврал по сбору маз,ута. Работу вели .несколько дней, а нечистоты те-м вре-менем текли в (Р'учей. На террито-" ри,и и сегодня видны подте- ;кя мазута. И у руководите­ лей нет уверенности, что де­ кабрьская ситуация вновь не повторится. Ведь схем подэемных ком.муйнкаций, по ■которым текут горячая во­ да, ливневые стоки, нет. Г. Н. Дунаев по этому по­ воду говорит; — Я принял ХОЗЯЙСТВ'О в ноябре. Никаких схем мне не передали. Пытались вос- етано,в;ить их. в проектном институте, но безрезультат­ но. Так что работаем всле- Конечш, работать всле- ■путо. не зная, .где пролегают коммуникации, трудно, если .вообще возможно. Незнание расположении БО'ДО'П,рО(Водов, тепловых сетей затрудняет их обслуживание. Но ве.дь руководители зачастую не знают и о том, что на по- (верхности. Подтверждение тому — заполненная мазу­ том я.ма рядом с .мазутона сосной станцией в 'непосред ственной близости от колод ца .тивнев-ки. О проиехожде НИИ ее ни одмо.му из руко водителей .ничего неведомо Некоторую ясность ви.ес аутосливщик Ю. С. Варха . — Я тут четыре года ра ботаю, и все э.то .время, ма­ зут стоит в яме. Никому до- него нет .дела. А взять по­ мещение станции перекачки конденсата, С ,м.омента ее по­ стройки о.на ни одного дня не использовалась, а мазут на дне имеется. Работа ,по принципу «авось и так сойдет» обер­ нулась потерей для завода 45 тькя'Ч рублей. Но это не самое страшное. Этой весной ■в одном из укромных .угол­ ков .ре.ки Байгор'ы, где лю­ били посиживать местные ры­ боловы, ни одной поклёвки не было. Ушла или погибла рыба — сказать не могу. Яс­ но лишь одно: выбросы ма­ зута в .канализацию не бы­ ли бесследным'И... М. ГОРЬКАЕВ. С КУЧНЫЙ ;урок„. Он не был редкостью в ш кольной ж и зни (МНО­ ГИХ из нас. И хотя воспо­ минание о нем до сих .пор неприятно, да быстро при­ глушается «веским» аргу­ ментом; никуда не денешься — занудливый {но обяза­ тельный) урок был. есть и В самом деле, скучный урок определен был самой системой ' (десятшгетиЯ'М-и складывавшейся) нашей мас­ совой общеобразовательной школы. Ее основатели, прав­ да, руководствовались бла­ городными и высоккпии н,а- ' .мереииямги да.ть глубо­ кие знания, широкий .кр\то- зор каждому ребенку. .В •ЭТОМ 'Направлении и шел по­ иск лучших педагогических сил. Жаль, недолго. Школа — неотдел.имая часть обще­ ства. и она повторила все его ошибки и .заблуждения. Она п€.рестачпа видеть ре-! бейка, его при.родную инди- 'йндуальность. Она ста 1 ла «обязаловкой», а дети в ней — одинановьши винтиками, которые требовалось .лишь эжрутить покрепче, чтобы ,и впредь подавали признаки жизни лишь по команде «сверху». Ни 'Права голоса. ,ни права выбора! Подавле­ ние обюрокраченной шко­ лой желаний .и способно­ стей ребенка — пожалуй, .главная причина скуки, .во­ царившейся на уроках. ' Сегодня, похоже, .многое в школе возвращается к есте­ ственной норме. Невыносимо уже и тщителю (Видеть изо дня в день одно и то же: ра-внодучиные лица «средних» .учеников, и на этом унылом фоне — угасание тех нем­ ногих «звездочек», что из­ начально выделялись неза­ урядностью. ДоЛ(ГОлетний опыт показал; нельзя в рамках прежней системы единого подхода о,дииаково -- плодотворно работать и со ^ ^«звездочкой», и с п-ооредст- >■'венностью. Тем более, что зачастую и «посредствен­ ность» эта кажущая-ся: в общей «серой м-ассе» так много способных ребят, ми­ мо которых проштц ^-чителя. Как помочь каждому ребен­ ку? Сегодня это вопрос воп- — Днфференциздия и ин- днввдуадазация обучения — главное направлен,ие работы школы, — говорит эаведу||ю- щая отделом областного \’П.- равления иаро,дного образо­ вания! Н. А. Сушкова. — По- (Мочь определиться в реше­ нии общей .проблемы приз­ ваны новые учебные планы. Их предложено 16 вариан­ тов. Среди них есть один, мо-жет быть, самый нелег­ кий — двенадцатый, .зкспе- вы, обладающие к тому же сравнительно неплохой мате­ риальной базой-. Суть экспе­ римента здесь понятна всем, видны .даже некоторые его .подводные ка 1 мни. Не зря директор школы № 43 В. М. Пешков в янйа|ре был ко­ мандирован областным уп равлеш ем народного обра­ зования .на встречу директо- ,ров 20 школ РСФСР, уже .материальной базы —- под эксперимент не в.ыделяется ни одной лишней копейки. Вместе с тем элементарно нужны дополнительные ка- би.не:ты, не говоря уже об осна.щении их и лабо.раторий с-одременным об6рудова.ни- ем... В-третьих, хотя и силь­ ны названные 'педколлекти­ вы., но о повышении мастер­ ства приходится за,думатъся чалу эпизодические, кон­ такты с ЛипПИ. — Мы двадцать лет гото­ вили собственные кадры и год ученых вуза, — го­ ворит директор школы Н. Д. Поясним: решением обл- .исполкома школа .реоргани­ зуется в школу-лицей, и об 'ЭТОМ мы^ .расскажем подроб­ но чуть позже. Сейчас же самое главное — каждый учихе-ль 'ПОНЯЛ, как это труд: ■но и ответственно — работать по программе, поч­ ти приб-тижающейся к. ву- зовокой. «На урсж идем, ■как в бой», — пошутил кто-то, а одна из учительниц ■развернула передо мной в е ­ ер, составленный из карто­ чек, на каждой из которых — по несколько вариантов I Школа: время перемен | ЛИЦЕЙ и ДВЕНАДЦАТЫЙ в а р и а н т ! рименгальпый. Уже в про­ шлом .ГОДУ' мы обратили на него вни-мание, да поосто- рожничали директора школ. В этом 'учебном го.ду заявки на 'Э'Ксп€,риме,кт -по двенад­ цатому (вариа.нту -подали две сельские и .шесть школ .Ин- пецка. Что же такое этот Д-ве- надцахый вариант? Им пре­ дусмотрено обя:зательное изучение лишь пяти пред- .метов, остальные — на вы­ бор. Так же, как и 'консуль- ’ тации., и фа-культативы. ко- тооые ДОЛ.ЖНЫ подючь, или уч-лубленному познанию лк>- (бимого пред.мета, или лик­ видации пределов в той на­ уке, в которой прежде .уче­ ник отставал, -или просто — удовлетворению .интереса к чему-то но-вому. Заманчиво? Очень! Боз­ она, воз.можность наконец-то Избавиться от скучного уро­ ка. Десятые .классы разбива­ ются на группы. Они форми­ руются иск.чючите,тано на основе интереса -к той или иной науке, .на понимании того, насколько кто к ней' способен. С .та-кой аудитори­ ей учителя давно мечтали работать. Да только готовы ли? Мы побывали в трех шко­ лах Советского района Ли­ пецка, вступивших в экс'Пе- .римент, в сорок третьей, пятьдесят ПЯТОЙ и девятнад­ цатой. Это крепкие в про, фессиональном отношении педагошческие кодлекти- ушевших поработать по две­ надцатому варианту. П.о- слутаал директор коллег и, вернувшись в Липецк, поде­ лился информацией с земля­ ками. Достоинства экспери- !ментальнрй ■програм.мы: раз- прузка учащихся, возмож­ ность каждому найти себя, а учителям — дойти до каждого. И самое главное — хоть .немного, а 'Повышается общая успеваемость. Един­ ственный, .правда, очень серьезный недостаток — опасность снижения общеоб­ разовательного 'УРОВНЯ уЛча- щихся. Ведь среди необяза­ тельных предотетов у десяти- однннадцатиклассникш ока­ зываются ф.изи.ка, химия, биолшия... Достаточно ли ДЛЯ! общего круго,зора школь­ ника знаний в объеме девя­ ти -классов? Кое-кто из всту­ пающих в эксперимент счи- 'тает, что достаточно, .другие намерены вюополнитъ про- 'бел новыми форма-ми внек- .лассной воспитательной ра­ боты, поддерживающими ого­ нек интереса'к «необяза­ тельным» предметам. И еще три серьезные про­ блемы. Вочлервых, меняется подход к составлению рас­ писания — основы нсей школьной ЖИЗНИ'. В школе № 43 у!ве,рены.; появятся «ок­ на». Чем тогда .занять у’че- ни'ков? В Ш'кате № 55 .убеж­ дены: обойдутся без «окон», зато будут иметь долгождан­ ную 'Пятидневку... Во-вто­ рых, 'воэникает проблема и им. Углубленное изучение ■предметов, лежащее в осно­ ве эксперимента, требует ка­ чественно иного уровня их препод-авания. Это серьез­ ное испытание даже для ■опытных учителей. Потре­ буются и новые с'пециали'- ■сты (скажем, -пре-подаватели .логики, .эстетики), а их ' не так-то легко отыскать... Если .попытаться опреде­ лить общее .настроение эк- спериментато.ров, то можно, пожалуй, .сказать, что они .изначально очень увлечены перспективой работать лЮ- новому. Их вдохновляет п 0 :дде.ржка .родителей, не.по.д- дельный .интерес .ребят. В ШКОЛ,ах уже проведено ан- .кетирование старшекла 1 асни- «ов, которое дало богатую пищу для раз.мышле'ний. «Мы заново ОТ.КРЫЛИ детей», — говорят педагоги и ищут (ПСИХОЛОГОВ .для совершенст- Бования работы по индиви- .дуализ-ации учебно-воспита­ тельного проц-еоса. Они так ­ же укрепляют контакты с учевы|Ми отдельных кафедр ЛипПИ: (СВЯЗЬ с .наукой те­ перь необходима школе как никш-да. Словом, коллектив.ы всту­ пают на тот тернистый путь, ■который, на мой (ВЗГЛЯД, во многом уже- 'Пройден их кол­ легами из шк-олы № 44. К углубленному изучению пред­ метов здесь приступили око­ ло 27 лет назад. Неоколь­ но позже, но тоже давно, стали складываться, -пош- важно понять; коллективом 44-й найден-а «технология» уг.- 1 'убленного изучения .пред- -метов, уже опробованы мно­ гие ее формы и направлеиия. Проделан огромный труд. По два года перерабат-ьшалн (■по. .темам и часам) програм­ мы ш-кошьные предметники совместно с соог-ветствующи- ■ми -кафедрами вуза. Затем их утверж.даяи- на ученом совете; три года назад .соз­ дали, почувствовав необхо­ димость, и такой орган, в КОТ 01 РЫЙ Бшдли учителя, учащиеся, ученые вуза. Уви- ■дели, как .изменился м-рок — по форме и содернтанию. Его цель — помочь ка.к бы «почувствовать» ту или иную науку, научить детей мыслить .нетрадиционно; творчески. Подтянули у.ро- (вень начальной школы: на основе дифференцированно­ го по'Дхода совершенствуют темп чтения, йв . оият уроки занимательной математики, постепенно .в-тягивают малы­ шей в школьные олим-пиа- дьт. Здесь вовремя увидели необходимость широкого гу­ манитарного образования будущих «техна.рей», при­ чем, на этом сошлись и ди­ ректор школы, и ректор ву­ за. Так появилась «голубая гостиная», где. идут беседы о прекрасном, иноценировки. В 44-й -вместо шести уроков в день пров-одят три пары, как в вузе. И так же, как в ву ­ зе, появился диспетчер, оо- стэаляющий расписание. ,А одной задачи. Учитель зна­ ет: на уроке ученик все-та­ ки предложит свой вариант. А .вместе они най.дут третий —■ оптимал,ьный. Все-таки адский труд для У-Ч1итеял — это столь желан­ ное «углубление»! Знают ли об опыте '44-й те, кто сей­ час гото-вится к двенадцато­ му варианту? Оказалось, .кто-то что-то слышал, а кто- то и -слышать н-е хотел, '.'ут­ вердившись однажды и тав- оегда в том., что «.они там на привилвгирова'нном поло­ жении». Вот .сейчас, да про- 'стят меня 'учителя, и .гото­ вятся изобретать велосипед. Мы же предлагаем не ко.пи-' ровать слепо опыт 44-й, а по-деловому приглядеться к нему; полезное пе.ренять, нащ п'рос'чета-м.и вместе поду­ мать. Там более, что и учи- те(; 1 я 44-й не склонны дер­ жать под замком свои на­ ходки. Как свести начинаю­ щих и опытных педагогов- этсспериментаторов? Поду­ майте, методисты института усовершенствования учите­ лей и городского отдела на­ родного образования. Надо признать, коллектив 44-й значительно опередил своих коллег из .других школ (В совершенствовании фор.м -сотрудничества с ученикам на уроке и вне егб. И не склонен останавливаться на достигнутом: атмосфера шко­ лы б^жвально пронизана творческим настроением .по­ иска, смелых дерзаний Овоеобразное признание при­ оритета учителей 44-й —- преобразование ее в школу- лицей. Это событие для всей области. В .новом учебном .заведении со временем бу- !.дут иметь возможность обу­ чаться одаренные дети не то.ль(Ко из роро,да, но, что особенно важно, из села. Здесь, .по суши, -приступают к фармированию собствен­ ного интеллектуальнаго по­ тенциала области. Да и иа- .у.ка «местная» так бы об­ ретает моло,дые крылья. Так хочется в это верить! И по­ тому нель.зя .не' встрево­ житься половинчатастью п-ринятого облисполкомом ре­ шения — !реорганнзаци'Я не ■подкреплена специальными ассигнованиями. Не поду­ мали «наверху» и о мате- .риальной .базе; нужны до­ полнительные помещения .для аудиторий, лабораторий, .'вьиислительнюго центра. А ведь, возможно, скоро пона­ добится и .общежитие. «Мес­ та для лицея в ш.коле, в .сущ­ ности., нет», — считают , 'Предода 1 ва 1 тели. И с 'ними трудно не согласиться. По­ бывав в управлении .народ- (Ного 101 бразов.ания., ,мы мог-' ли убедиться, что новое учебное заведение без -под­ держки здесь не остав'ят, во всяком случае, -ищут источ­ ники .для дополнительного финансирования. Как быть с расширением площадей? Педагогический .коллектив .ш.колы-лицея ждеу ответ на этот В. 01 П.РОО от •' гародских .властей, от облисполкома. В за 1 ключение хочется об­ ратиться и к родителям. Хо­ дят .среди них слухи: мол, то там, то здесь организуют­ ся лицеи, гимназии. Обьяс- н.яем;: и лицей, и ■гим.назия — единственные в своем ро­ де учебные заведения. Об основанни лицея мы -сегодня вам сообщили. Возможно, вскоре УСЛ.ЫШИМ и об откры­ тии гимназии. Суть же про­ исходящих перемен в 'д р у ­ гом; каждая школа сейчас стремится об,ресгги свое лицо. Каким -ему быть, зависит не только от базы, от кадров, но и от -вас, уважаемые па­ пы и м-амы. Школа ищет 'Путь к сердцу ташето. -ре­ бенка, по-новому намерена строить диалог с ним. По­ могите ей в 'ЭТО.М, Т. СПАССКАЯ. НЕТОЛЬКО О КИНО Ум и тала-нт, сл-а.ва богу, ча­ ще всего не уж-ив-аются с ч-вая1 ливостью, высоко.иер,ием, тор1 жеств'вняой д€монст|ра.цией соб[ ственншо вел'ичия. .Кннжка, й .кот-орой я х-очу |р,ассназать сеТ годн-я, — убедительное том-у подтв-ерждение. Ее н-аписал, а вернее, надиктов.ал «а .магни»- тефш’1просла.влеН(Н-ый ’реж1И1Ссер|, авто;Р фильмов, давно прич-ир^ ленных « К 1 ННОКласс.ике (это и дилогия о Ленине, -и «Мечта», и «Девять дней одного года»|, ■и «Обыкновенный фа.шизм»)!, мэтр, чье -и-мя с почте-нием н.а1-’ зы 1 вал-и его стааш.ие тоже зна!- ■менитыми ученрки (среди' ниА - .Андрей Тарковск.и 1 Й и Ва|- силий Шукшин)... Но как ес|- тественно, по-домаш.нему прос­ то повествует он о своей жиау ни, о своих сав'раменн.иках, о своей эпохе. Сколько юмора Ч'уть ли не на каждой стр'авиг це его книги — ■П|ричем, он оо1- .-вершенн-о не .боится 1 выста|- вить и са.мо.г,о себя в крайну омеш.ном, прямо-таки анекдо.- тиквом ■в.иие... Итак, -много лет ваза-д пож.щ лой и- больной Михаил Ильич Ромм, уед-и-ви-вшись, включал магнйто!фоН' я Н'а,чнн.ал вспоми- ,нать. А вспоминать ему. было и о чем, 'И. о ком. Он уч'шсл В'а-ян 1 ию у Голубчеиной -и .Ко- -нен-ко-ва. Он -встречался • с Горьким и Роменам РолланоМ Он дружил с Эйзенштейном я Пудав-киньш. Он работал с Борисом Щукиным. Ему до­ велось быть !Ов.ийетелем -в -уча­ стником многих -событий, к-о- тарые 1 пр'иН|ЯТо -вмвнаватьж- торинеск'иМ1И1. ' I ,В.ироче.м, по'вторюсь; .в- егр -йвображении и забронзовев- ■шие класоак'И, -в. политическ.ие вожди .‘преД'Ста'ют прежде .все- та людьм.и — симпатичными вли .не очень, простодуш1ны(МИ, 0'ШИ'ба,юВД'И!М'Ися, а тО -’и -вызы^ ва.ющими .улыбку. Вообще, чи­ тая «Устные рассказы» (они вы,пущены ВПТО «Кино­ центр»), смеешься так часто, что .закрадывается -подозрение: .может, Ро.м.м, боясь наскуч'ить, -нарочно 0 !рн!ектировался и-а ситуации по .преимуществу эа- нимательные, анекдотиниые? Но, дойдя до последней стра­ ницы, понимаешь; история, рассказанные здесь, на са:мом деле были не такие уж весе­ лые, !в 'боль-шинстве . ш-учаев даже наобо.рот — грустные, драм.ат'нч'ные для мемуариста Просто 'ИРОНИЯ, была оргаинче- ски прясуща всему, что гово­ р-ил Ромм, и 1 Н»мало не пре- !пятствов.а,л.а выя'вленвю се|рь- езност-и его наблюдений, .мыс­ лей я, .чувств. Но не только личность обая­ тельного. -рассказчика, его про- стодушно-лукавая 'йвгоиа 1 ц«я. где-то .на1ПО|М.инающ,ая чуть ли не зощвнковс'к'ую, П|р.ид.авдт кн 1 иге единство. Оно обуслов- л-ан-о И! развитием ш-воз;но.й, очень важной для Ромма те­ мы. Я бы сфо;р'мул:ировал ее так: культура., творчество .всег­ да прати!воетоят тоталитарно­ му мышлению, даже если ху- ДОЖ(Н.И'К готов к КО|Нф,ор!МЯСТ- скому .подчинению .власти. Об этом сейчас сказано много. Тем нс менее св-идете-'ъств-а Ромма незаменимы. ,Им свой- ст.венны ред'юая откровенность 'И честность.. Не случайно же лучшие «устные .расоказы» .уви­ дели свет спустя 'без малог-о два десятилет.ня после смерти а'втора. В предисловии вы ,п'рочж.аете даже о там, что магнитные записи хранились с иэвестяьмл: предосторожностя­ ми, поскольку быЛ'И' ■оонован 1 ия о,г 1 .асаться их изъятия. Что по- ,дел.аещь, -правдивому слову . всегда угрожают ,те, кто дер­ жится ложью... Но (верне 1 мся к гл 1 ав'ной теме рассказов М.и- 'Искуоству -вредила не толь­ ко ■небл.агоскло!НН<ють вождей, порождалась ли она.' сталяис- МН.М произволом -швд хрущев­ ским невежеством, но и ч-рез- -мерное -их покровительство. И о той, -и о другой -ипостайи «ру-ковожтва -культурой» Ром^ ■повествует . за-мечателыно.' С|ре- ди- его героев я .большой ки- ноначальник Дукельский. ко­ торый, управляя к.И(Нематогра- фом, так сказать, От имени Сталина, требовал, чтобы -ком- -п-озитор. фильма о Ленине ие- премевно .удрал (!) и вставил в увертюру музыку -Вагнера, |и сам Хрущев, по-солда.фояски ■оравший на яоэтов .и худож- н-нков и косноязычно о-бъяс- «явш'нй -нм, что огаи, может, и полковн.'ики, но ан-,то зато ге- нер-ал... А чего стоит дикова­ тая .идея (-К оча-стью, .не-о.су- ществившаяея) отлучить от русского кино -«нерусского» автора «Александра Нёвско.го» или «нерусского» соавшор-а тр-и- лог-нв о Максиме, открыв осо­ бую -киностудию только (ДЛЯ тех, у кого чистая, беспримес- на.я крорь... Грустно одно; что такие «идеи» живы -и я-о сей день. -В пору перестройки .их еще громогласнее провозг­ лашают и опять пробухуг 'Про­ вести. в жизнь людй, ПО какр- 'му-то недоразумению мняпьие себя истинн-ым.» патриота,мИ. Послуш'ать их, так и сл 01 ва!рь Даля :пр,и.дется назыв-адь не русским, а... 'русскоязычным. Ну, что же,'; книга Ромма лиш-ний, раз нап 10 М(ИИ(ает; отку­ да. из -каких недобрых л.ет бе рет все это начало. На,по.м-и иает Я предостерегает, что де лает ее своев.оеменной ,ч сов ременно.й. И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz