Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
15апреля 1990 г., №88 (18685) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ВРЕМЯ И СУДЬБЫ краев едческая страница к ОГДА думаешь о смысле и сути крае- возникает ощущение некоторой ' двой ственности самого этого ло- нятия; с одной стороны — оно ориентирует на емкость Я глубину, с другой как бы Ограничивает- 1 феделы воз- м(жного ПОЛЯ деятельности. Упрощенный взгляд на краеведение обедняет смысл его. делает как бы заня тием горстки чудаков. За частую краеведение истол ковывают как синоним «ди летантизма». ЧтЪ же такое краеведение, и какие цели оно ставит ■ перед собой? Надо подчеркнуть особо, что это глубоко российское явление, отражающее не- , кую грань народной души, народной психологии. Воз зрение на человека как на неповторимую и бесценную частичку единого Космосж в краеведении переосмысле но в осознание единства на циональной истории, не разрывности исторического процесса, закрепляющегося в пааиятниках материальных и духовнЬгх. Краеведение — ищущий разум в потоке общенациональной судьбы; откуда мы, кто мы, куда движемся? Краеведение — действенная, живая форма осознания уникальности культ,урно-исторического фе номена своей нации как ча сти общемирового челове ческого сообщества. За термином «краеведе ние» просматриваются чер ты особого мировозврения- Оно заключается в позна- ^нии настоящего через опыт прошлого и направлено в будущее. Углубленное изу чение своего края конк 1 р€- тизирует процесс познания, облекается в наиболее зри мые результаты. Вместе с тем создается возможность узреть гигантскую панора- .му отечественной истории; так капля воды дает пред ставление о составе всего океана. Познание края осущест вляется в разных, но. одна ко. взаимодополняющих на правлениях: природно-гео графическом, историко-куль турном, хозяйственно-эко номическом. И все они чре звычайно важны. Дело тут в том, что ис торический процесс нельзя рассматривать как простую , цепочку последовательно происходящих событий. Многие явления сегодня произрастают , из зерна, брошенного Б далекую, ис торическую уже, почву. Ключ к познанию остался позади... ■ Ищем теперь. скажем. новую форму землепользо вания и землевладения, ду маем о кооперации, а. разве опыт нрестьянокой России ничего не может нам под сказать? Дореволюционная Россия обладала моищо развитой системой разнооб разных кооперативов с мил лионными оборотами капи тала. Что знаем мы о том? Очень мало- Для нас могло бы стать откровением, как склады вались новые методы и под- нания» Семенова-Тян-Шан- ского — книгу, щедрую на факты и блистательно .на писанную, — и станет яс но!, какие чудеса творчес кого' труда возможны были на липецкой земле... Или такой малознакомый, факт; организация первого е Лебедянском уезде зем ского ремесленного учили ща в селе Черепяни, гото вившего специалистов для Хочу еще раз подчерк нуть; столь обширную кро потливую работу могут про- 'делать лишь краеведы. И в этом смысле упорный краевед-«дилетант» может достичь масштабности по знания и самообразования не меньшего, чем у специа листов... Наше■время накладывает на краеведческое движение особую ответственность; идет благотворный процесс воз рождения русской , нацио- ^ Размышления писателя » Й С Т О М 1 1 |:Ш ходы в организации земле дельческого труда усилия ми уездных земств. Немало поучительного в деятельно сти Крестьянского поземель ного банка с тщательно разработанной системой фи нансирования и кредитова ния, участковых агрономи ческих пунктов по всей уезд ной России с прокатом но вейшей сельскохозяйствен ной техники и льготными ценами на удобрения. В Лебедянском уезде с 1848 года действовало, Лебедян ское сельскохозяйственное общество, цели и задачи которого, а также пути во площения их, не потеряли актуальности и сегодня. А как много прозорливо- ценного в экономической реформе, проведенной в свое время П. А. Столыпи на своих землях в Дан- ковском уезде дворяне Му- ровцевы использовали, на пример. девятипольный (!) севооборот. Оснащенный передовой европейской тех никой сахарный завод кня зей Васильчиковых в селе Трубетчино «заваливал» Мос кву, высококачественным сахаром, рентабельность хо зяйства была вьюочайшая. А селекции новых видов животных, плодовоягодных культур, фантастических де коративных растений! Что ■ сохранило время из уни кального знания и опыта образованных помещиков- естествоиспытателей? Ра боты же велись масштаб ные. Прочитайте «Воспоми- обслуживания и ремонта сельхозтехники- Какая ра зумность во всем; в поста-. новке обучения, в ^н ан - оировании его, в качествен ном уровне подготовки про фессионалов... Деятельность городовых магистратов, гимназий, учи лищ. театров, работа город ских садов, организация яр марок, торгов — все несет бесценный опыт многовеко вой народной жизни. И особая, одухотворяю щая задача краеведческого движения — возродить для жизни . высокие и чистые имена, выдающихся деяте лей. уроженцев края. Мьг многого и о многих не ве даем. А знать необходимо. Чтобы ■ строить общество цивилизованное, надо знать, чего лишились. К стыду нашему, не сделана еще серьезная попытка обозреть хотя бы гениальную лич ность П. П. Семенова-Тян- Шанского, да и всего рода. Семеновых и Буниных, столько сделавших для про свещения и прославления родины-. Нам также надо знать, что в «благодар ность» за величайшие . ис- тодаческие заслуги этой культурнейшей в России семьи имения в Урусово и Петровке были разграбле ны, а брат Петра Петрови ча был подло убит; что был заколот штыком на перро не ' грязинского вокзала (пьяным «революционным» матросом) другой извест ный помещик, князь Вязем- нальной культуры, народ ных, религиозных традиций, понесших во многом не восполнимый урон,. Пото му-то очень важно подойти к осмыслению прошлого, я бы сказал, интеллигентно- грамотно; с одной стороны, не впасть в соблазн нацио нальной исключительности, с другой — не предать за веты предков в угоду из менчивым настроениям, дня. Историческое знание не должно стать предметом спекуляций всех оттенков; оно — основа гордости со зидательной и достоинства Нам, по-видимому, чрез вычайно важно теперь объ ективно и детально изучить драматический- опыт кресть янского мятежа на Тамбов щине, закрепленный в ис ториография не совсем вер ным термином «антоновщи- на». Еще вопиют, пока не ис следованные, жуткие по тра гизму, странщы коллекти визации, голода 33-го года, голода ,46-го гада, прокатив шихся смертным катком по территории края. У нас нет еще объективного .знания о годах- гражданской войны и военного коммунизма. Мьг; наконец, должны набраться мужества и признать — а исторические факты это под тверждают — как низко па ли в духовно-нравственном состоянии общества по срав- с людьми, скажем, Наше поколение несет апокалиптическое знание о мире (ядерное оружие, *•ре волюция, братоубийствен ная война, террор тюталй- тарного режима, бездарньк хозяйственные опыты над природой. поругание зем ли, бесславная «атеистичес кая война» с Богом и т. д.). У прошедших .шоколений были иные взгляды, ' иная философия — возвышенной любви к проявлениям жиз ни, светлая вера в лучшие человеческие качества, в надежно устроенное и ' гу манное будущее. Вот. поче-. му нам очень важно понять и усвоить именно такой жизненный опыт: ожидание апокалипсиса нравственно чистого человека не сфор мирует никопда- Потемки и томление «концом света» не должны застилать глаза людей... Такова миссия, краеведе ния. И влияние его шире, чем представляется, потому •что мировоззрение это, по нятое и принятое, не позво лит, скажем, хозяйственни ку осуществлять преступ ные проекты, политику — принимать авантюрные, не сверенные с опытом про шлого, решения, культур-* ному деятелю — впасть ' в наивный соблазн творческо го «мессианства»... Краеведение — это ку.гь- тура самопознания, форми рующаяся на уважении к прошлому опыту, на изуче нии -дерзаний и поисков предков. Это, в коиечно'м, счете, поиск гармонии в жизни и истории. Но краеведение только тогда превратится в дейст венное и нужное знание, когда будет иметь трибуну, когда драгоценные находки, сделаннью бескорыстным и • кропотливым исследовате лем. пойдут в массы. В не давнем прошлом такую за дачу , успешно могли бы осуществлять областные издательства- Теперь ус ловия иные, но это вовёе не означает, что популяри- загщя краеведческих знаний затруднена. Варианты есть, один из них — страница «Отчий край», необходимо лишь глубже осознать важ ность благородной задачи. Краеведы — бескорыст ные Дон Кихоты истории. С тем лигль отличием от великого героя Сервантеса, что . рыцарски-преданная любовь их направлеца не на воображаемый образ прекрасной Дульцинеи, а на вполне конкретную исто рию родного края, политого кровьф и потом предков А подобная любовь не может быть бесплодной. Воздадим же краеведам и краеведе- ™ю' пониманием! , Владимио ПЕТРОВ. А СНИМКИ РАССКАЗЫВАЮТ А СНОВА ОБ АННЕ БУНИНОЙ В ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ На заседании общества краеведы ознакомились с «Письмом цисателей России» в Верховный Совет СССР, в Верховный Совет РСФСР к в ЦК КПСС, 1 опубликован- нЫм в «Литературной России» № 2, 1990 г. В «Пгюь- ме» затронуты жгучие проблемы России, предлагается, в частности, возрождение ' Российской коммунистичес кой партии. Краеведы единодушно высказались в поддержку пи сателей России и |выразнлн удовлетворение по поводу участия в подготовке письма председателя общества, члена Союза писателей С. П- Панюшкина. Молодежный центр «Олимп» НЛМК ]н краеведческое общество провели благотворительный концерт. Выручка от концерта (120 рублей) перечислена в фонд восстанов ления Храма Христа Спасителя на счет 100700939 Дзер жинского отделения Жилсоцбанка г. Москвы. Редкая находка АЛЬБОМ ПОЭТЕССЫ БРАТ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ о М. А, Внлинской (Мар ко Вовчок) мы знаем нема ло. А вот о ее брате слы шали, наверное, далеко не все. А ведь человек этот тоже оставил след в рус- <Ской литературе. Д. А. Вилинский родил ся в 1840 году в селе Ека териновка Елецкого уезда Орловской губернии. Отец, Александр Александрович, был армейским офицером- Мать, Прасковья Петровна, была^ дочерью орловского дворянина. После смерти отца маленького Дмитрия взяла на воспитание двою родная тетка — В. Д. Пи сарева. -Литературному кри тику. революционному де мократу Д. И. Писареву Вилинокий-младший прихо дился троюродным братом. В 50-х годах он вместе с сестрой живет в Орле у !родной тетки Е. П. Мард- вияой на правах, «бедного родственника»- После пере езда сестры на Украину Дмитрий Алевсаидровш! перебирается в город Не- миров. Известно, что он служил в . Почепе Чершиов- ской губернии, был помощ- НИ 1 ЮМ акцизного надзира теля в !Казанн. Вилинский известен как автор охотничьих расска зов в журналах «Охота я коннозаводство», «Охота» и других. Печатал Дмитрий Александрович и стихотво рения. В 1892 году вышла его книга «Бытовые охот ничьи рассказы». Во мно гих его произведениях охо та ~ лишь предлог для развертывания мелодрама тических коллизий. Он оставил воспоминания ,-о дружбе Марко Вовчок с ! Т. Г. Шевченко. Его статья *^По по 1 Вода одного стихо- твореиия Т- Г. Шевченки» в 1893 году помещена в журнале «Исторический, вестник». Точная дата смерти ав тора охотничьих рассказов неизвестна. Принято счи тать, что скончался Ви линский после 1911 года. В. ЕЛИСЕЕВ, п. Добринка. ТРИ ВОКЗАЛА Как язвестно^ Липецк — древнейший мет-ы- лургический центр России. Но после закрытия Петровских железоделательных заводов в 17')."з году, на Протяжении века он- развивался,, как город-курорт. Благодаря именно этому обстоя тельству появляется 'первый генплан, и Начина ется «регулярная» застройка города. Админист рация курорта выступает инициатором строи тельства городского водопровода, гостинипы .ч других объектов. Для удобства сообщения с, Липецком в сере дине 60-х годов прошлого века заканчивлс гея сооружеаие телеграфной линии и железнодорож ной ветки.Грязи—Липецк, которая проходила в двух верстах от гюрода. Недавно мне удалось найти любопытные факты тогдашнего серн-.^са на «железке». В книге «Средне-российские курорты», издан-' ной В! 1900 году, сообщается, например, что <!ОТ станции до города идет шоссе. На станции всег да есть носильщики и извозчики и, кроме гом', как к приходящим, так и к . отходящим шк-ч- дам, высылаются кареты от казенной гостиницы «Минеральные воды» в от номе 1 ров Клюева. Ог Москвы до Липецка 20 часов езды,, стоимость проезда в 1 классе —- 15 руб., во II — 9 руб, в III -— 6 руб. От Воронежа ... 7 часов еиы. Проезд в I классе— 6 руб. 70 коп.,во II — 4 р\'') 02 коп., в‘ III — 2 руб! 68 коп.». «Путевую информацию» далеких лет помогает воссоздать липецкий «Сезонный листок». В нем сообщалось, что'на Грязи поезда отправляются в 00 час. 25 мин. и 8.45; на Елец и Орел — в 6.40, 11.55 и 20.20. К 1945 году устанавливается беопересадочшл- сообщение Петроград—'Москва—Орел—Липецк — поезд I—II класса в пути 33 часа; и Петро град — Москва — Рязань — Козлов — Грязи — Липецк — поезд П—III класса в пути -'!К И -коротко .0 липецких вокзалах. Приезж .ю- щих ожидал удобный перрон, уютный пе|Р 11 ый вокзал (верхнее фото), который просущество вал до 50-х годов. Старожилы считали первый вокзал более удобным н красивым, чем второй. .Каким будет новый, третий по счету вокзал, зависит от строителей. А оервис, естественно, от 'Железнодорожных служб. А. ЮРЬЕВ. Репродукция и фото Н. КЛОКОВА. альбомы XVIII—XIX веков — интереснейшие свидетель ства отечественной культу ры й литературного быта. Уникальное собрание ста ринных альбомов хранится в фондах. Института русской литературы АН СССР (Пуш кинский .Дом) в Ленинграде. -Занимаясь * 1 зучением этой коллекции, научный' сотруд ник ИРЛИ в. Э. Вацуро обнар,уж.чл' альбом нашей землячки, русской поэтессы. переводчицы первой и з верти прошлого века Анны Петровны Буниной (1774— 1829), уроженки села Уру сово ныне Чаплыгинского района. (О ней мы расска зывали в .мартовеко.м выпу- ске^страницы «Отчий край». Альбо.м Буниной 1810— 1826 годов относится к груп пе так называемых «литера- - торских» альбомов* Обнару жен он был , в архиве Якова Карловича Грота, лицеиста IV 'курса Царскосельского лицея 1 8 2 6 - 1 8 3 2 годов, впоследствии — историка литературы, академика, од ного из первых биографов А. С. Пушкина, автора вос поминаний о поэте. Об аль боме Буниной Яков Карло вич рассказал на страницах журнала «Русский архив» в третьем номере за ' 1902 год. Альбом примечателен и тем. что- .“В нем представ лены автографы участников известного' литературного объединения Петербурга начала XIX века «Беседа любителей русского с.чова», основанного писателем Алек ■саыдром Семеновичем Шиш новым. Впоследствии А- П Бунина была избрана по четным членом этого об щества., Была она связана также и с группой москов ских поэтов круга Н. М. Карамзина — Б. К. Блан- 1 КОМ, М. Н', Макаровым, чьи стихи имеются в альбоме. — Альбом .Анны Петров ны Буниной. — рассказы вает В. Э. Вацуро, —■был начат, когда она. только олубликорала свои первые произведения, но затем,- во время поездки в Англию на лечение, бьш прерван- По следние записи (стихотво рения П. Г. Сиянова) сде ланы в Горячеводске, где Анна , Петровна также про ходила курс лечения, и да тируются 30 июлем 1826 года... Альбом Буниной ти пичен для литераторов на чала прошлого века... В нем почти отсутствуют широко распространенные образцы альбомной поэзии, нет и характерной для до машних рукописных альбо мов того времени символи ки- — аллегорических ри сунков, акростихов, сувени ров в виде засушенных цве тов-. В аль(5оме поэтессы рисунки выполнены профес сионально и реалистично, записи, обращенные к хо зяйке, перерастают зачас тую в дружеские послания и не имеют подчеркнуто, мадригального характера с обязательной преувеличен ной хвалой,. Особо ценны, считает В. Э. Вацуро, авто графы ’Г. Р. Державина и А. С. Шишкова, ведущих участников «Беседы». Г. Р. Державин вписал на стра ницы альбома. нолумадри- гал-полуэпиграмму, обра щенную к владелице. «Сти хи твои приятны, звонки.-.» <1810 г.) А. С, Шишков на чертал :мадригальное пос лание и несколько морали стических сентенций в , сти- Далее следуют прозаиче ские размышления самой Анны Петровны. Альбом, таким образом, в какой-то, мере является . и отражени ем ‘творческого процесса пи сательницы. Поэт пушкинского круга' Н. :М. Языков как-то заме тил, что домашний руко писный ,, альбом «должер быть сохраиеи как памят ник того золотого времени, когда у русских девиц бы ли альбомы». Тем более це нен для нас альбом первой профессиональной поэтес сы России, нашей земляч ки Анны Буниной. 3- -АФАНАСЬЕВА, ■ искусствовед. Малоизвестные факты С Т А Р И К Жил старик. В колхозе работал. Помогал мо.яодьш по хозяйству, внуков рас тил Носил овчинный полу* шубок, штопаные валенки, курил самосад. Рост и ро ды сделали его долговязым и с.утуловатым- Не случись беда, пожил бы старик еще годок, другой,-а может, бог дал бы, и целый десяток лет. Звали его Василий Яковлевич Вобликов. Декабрь 41-го выдался на редкость суровым- Мо розы стояли лютые. С.уро- вая зима для мужика — не беда. Беда пришла совсем с другого конца. Восьмого декабря немцы отступали от Ельца. В дом ворвалась группа оккупан тов; «Покажи, дед, дорогу на Петровское...» Он отка зался. Его силой вытащили из до,ма- Силой снял» ва ленки и приказали: «Ве ди», Штык к спине. Про.; шли до края деревни. Де ревня словно вымерла. И тут Вобликов- остановился. «Дальше я не пойду. Здесь я родился и здесь у.мру». — сказал старик. . Холодный .удар штыка. Еще и еще удар. Крепок оказался старик. Не ,уми-, рал. Добили пулей- Штык I вытерли об овчинный по- луш,убок. Метель замела следы убийц и еще долго шевелила бо роду скованного морозом русского крестьянина. .Идут годы. Сменяются * ■поколения. И все меньше ' остается людей, помнящих Василия Яковлевича, жизнь ' свою положившего за Роди ну, Потому рассказал о нем. Чт;об знали и по.мнили. Ю. МАШКАРИН, Реплика НЕ ТОЛЬКО СБОРНИКИ ИЗДАВАТЬ Радуюсь, когда читаю тер'иа.чы о русской купьтуре, творцах й носителях. На пример,'статью о пер,вой рус ской ■поэтессе Анне Буниной «Памяти нашей дсютойна» в прошлом выпуске «Отчего ' Однако должное памяти писатеяей-вемляков мы пока ■не воздали. Ни управление культур ни иисательская с^рганиэация до- еих пор установили ни ■одной ме» „_ аяьной -доски, памятного зна ка в тех местах,' ято 'связаны с жизнью, и творчеством ве ликого И. А. Бунина. В селе Скорадном раскорчеван , сад, в котором написаны знамени тые «Антоновские яблоки». Раскорчеван для того, чтобы устроить загон для скота. А пруд превращен в зловонную В селе Грувии Воргол уничтожено ,в прошлом году кладбище, а имеете с ,ним и могила А, Н. Бунина (отца писателя), (погребенного здесь в 1906 году., В фамильном склепе Семеновых в селе Х^ру- с-ово —■мусорная яма^ б чем не 1 раз писала дент 1 ральная пресса. И в том же Урусово «покоится» прах первой рус ской поэтессы! Но могила ее! . и памятник уничтожены. К одной 1 М€М 0 |р.н- юбилею Буниной бьмо пред- ложено восстановить его, на это откликнулся областной фонд культуры, \ пообещав взять на себя ^ хлопоты, и расходы... , -■ Восстановять памятник, я сн-итаЮ) не менее важно, чем, падать сборник стихов А. П.' Буниной! «К А К М Ы П И Ш Е М» при таких обстоятельствах вызрела у Замятина и роди- ,Шестьдесят лег назад, а 1930 году, издательство пи сателей в ■Ленинграде выпус тило в свет не совсем обыч ный обо,рн,йк -под названием «Как мы пишем». В нем из вестные писатели поведали читателям о «технодщ-ии» творчества, о том, как они .ра ботают над прозаическими пронэведениями. Среди них А. Белый, М. Горький, Б. За мятин, М. Зощенко, В. Каве рин и другие. В прошлом году- сборник '«Как МЫ лиш€М» П'^ршзД'ан. Нас, липчан, естественно больше всего интересуют от- кроведия шк:ателя-(земляка Е. И, Замятина. Вот что со общил Замятин о. «рождении» героя, да и самой повести «Уездное». «,..я поехал «а«- то (по-видимому, в 1910 го ду. — Прям. А. К.) в Там- -бавскую губе|рщио, в густую чернозйиную Лебедянь, на ту самую, заросшую просвирни ком улицу, где я когда-то бегал' гимназистом. Неделю спустя, я уже возвращался’ через Москву — по Павелец кой дороге. На какой-то ма ленькой станции, недалеко от Москвы, я проснулся, поднял штору. Перед самым окшхм — как вставленная в рамку — медленно ‘цроплыла физио номия железнодорожного жан дарма; низко нахлобученный лоб, медвежьи глазки, стра,ш- ные четырехуголыные челюс ти, Я успел прочитать назва ние станции; Ьа)Рыбино. Так родился Анфим Барыба' и по весть «Уездное». Или другой пример Вот I «В Лебедяни, помню, ,мне едблал в,изйт- некий местный собрат по перу — почтовый чиновник. Он, заявил, что до ма у него лежит 8 фунтов Стихов, а пока ,бн прочел мне на пробу одно. Это стихотво рение начинается так; Гулять люблю я - лунною порой При цвете.запахов герани И в то же, время одной рукой Играть с красавицей .младой, - ‘Прибывшей к вам ,из города Сызрани. Пять строк ,эти не да'вали мне покоя до тех нор, пока из них не вышла повесть «Алатырь» — с центральной ,фирурой поэта Кости Едыткй- У читателя может возник нуть вопрос: 'почему с 1930 года книга -не перенздавал'ясь?, 8 послесловии к сборнику д. Сахаровка, Измалковский район, ДУХОВНЫЙ подвижник Ныне 8 обществе резко- во'з- ,рос , интерес ' к историческому прошлому страны. Из печати выходит все -больше -книг в журналов с ограмяым коли чеством публикаций на истори ческие темы. Позиции, зани,- маемые . авторами в оценках прошлого, бывают порой Диа метрально противоположиы- ми. В ряде п,ублйкаций про водится мысль о том, что ва- новнвками всех негативных процессов нашей ,истор,й(И яв ляются русские. При это.м ставится под сомнение цемен тирующая роль русского на- , рода! в .процессе формирова ния государства, в развитии науки и культуры страны. Од нако читатель без особого труда извлечет ,из своей па мяти немало примеров и фак- - тов, говорящих об огромной роли русского народа в судь бе Отечества, ■В журнале «Исто.рический ' вестник» ;за октябрь ,1896 го да помешен нок;юлог. сооб- - щающий о .кончине н Москве 8 сентября епископа уфим ского я мензелннского Дно»»- Епископ Дкониеий (Дмят- ,рий Васялкеввч Хитров) ро дился 22 октября 1818 года в селе Хитрово Данковского ■уезда Рязанской губернии. Воспитывался в местной ду ховной семинарии, которую закончил в 1840 году. В сле дующем-году, но вызову епар хиального начальства,- , от- I правился в.горо'д Якутск,, где принял йвященство .и пятнад цать лет состоял .миссионе ром, раонростраяяя христиан ство %редн .местного населе ния. С 1856 года он занима ет должность' смотрителя якутского духо,вного учалнща, а 'затем и , ректора якутской духовной семинарии, продол жая м.ясеионерскую дея- •(сльность до 1867 года. Пос ле сме;рти жены пр-ииимает монашество с именем Диони- ; сия и 9 февраля 1868 года- , был хиротон 1 исовзн' в еписко па якутского.:В декабре 1883 года л^еведер на уфимскую кафедру, где в находился почти до самой смерти. Одним из главных резуль татов его миссионерской .тея-' тельноег.и является то, что им были составлены азбука н грамматика як^пгокого языка, яеревеяеио на якутское на речие немало священных и богослужебных книг. В «Ура льских Епархиальных ведо мостях» печатались его про поведи и очерки о поездках по епархии. ■ ■Русекн'й народ играл боль- • Шую роль в процессе .фо;рмй- рова,иия Россвй, в р,азвитин культуры народов, ее населя ющих. К, этому великому де лу был причастен и наш зем'- ляк Дмитрий Васильевич Хнт- «Как мы пишем» об этом го ворится так: ‘ . «Отъезд Замятина за гра ницу в ноябре 1931 года и— несколькими .годами позже — арест Пильняка (тоже уча стника сборника. —- Прим. А. К.) и объявление его «вра гом парода» адтомат 1 Ически вы.ключил,и сборник из сво бодного обращения» Ныне все ограничения сняты. Книги Е. И. За.мятпна, после , более полувека за,малч,йвзшш. возвращаются к 'читателю ■ А. КУРКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz