Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З^^АМЯ 16 марта 1990 г., Хо 63 (18 660) (Окончание. Начало на 1-й стр.). Надо -быть предельно от- к|ровеяньши; осуществле ние масштабных мер .поста вит общество в новые усло вия и на первых порах мо жет сопровождаться болез ненными явлениями, заде вать чьи-то интересы. Поэто му по всем кардинальным вопросам нужно достичь взаимопонимания и согласия в обществе. Товарищи! Судьба пере стройки в огромной -степени будет определяться тем, как удастся осуществить преоб разование нашей федерации. Будучи уже Президентом^ я вновь подтверждаю свою приверженность целостно сти страны. В то же время исхожу из того, что предме том особой заботы прези дентской власти должно стать принятие мер по ук реплению суверенитета со юзных республик, их эконо- . мической и политической са мостоятельности, повьшение статуса автономных респуб лик, других национально- теориториальньк образова ний. Разделяя прозвучавшие здесь высказывания по этим вопросам,, считаю безотлага тельной разработку нового союзного договора, который отвечал бы ньшепшим ре альностям и потребностям ■ развития нашей федерации, каждого народа. При этом следует предусмотреть диф ференциацию федератив ных связей с учетом своеоб разия условий и возможно стей каждой республики. В целях подтверждения суверенитета республик и их права на самоопределе ние вплоть до отделения, что зафиксиро 1 вано в Кон ституции, в ближайшее вре- мя должен быть также рас смотрен Верховным Сове том и определен Законом механизм выхода из Союза. Всеми этими вопросами , в сотрудничестве с Верховным Советом будет заниматься Президент вместе с Советом федерации. Необходимы экстренные меры, чтобы решить болез ненные проблемы, возник шие-на почве межнациональ ных расцрей, прежде всего проблему беженцев. На этот счет должны быть приняты решения правительств соот ветствующих союзных рес публик, а в необходимых случаях и союзного прави тельства. Вообще, сегодня мы вправе поставить вопрос так. Союзные республики, укрепляя свойг суверенитет и обретая широкую самостоя тельность, должны взять на себя и полную ответствен ность за с^еспечение граж данских прав людей всех национальностей на своей территории — в соот ветствии и с нашими совет скими, и с международными ■нормами. Ответственность политическую, юридическую и материальную. РЕЧЬ ПРЕЗИДЕНТА СССР М. С. ГОРБАЧЕВА В последнее время воз никла опасность распростра нения националистических, шовинистических и даже ра систских лозунгов. ,С этим надо бороться беспощадно, применяя всю силу Консти туции, законов страны. Из других вопросов поли тической реформы перед Президентом, как мне пред ставляется, стоит в первую очередь задача содейство вать быстрейшему становле нию всей обновленной струк туры Советов как полновла стных органов народного са- моуправления^ Новые тзеспубликанские и местные Советы приобрели сейчас необходимые права и возможности благодаря З а конам о земле и собственно сти; вскоре должен быть принят Закон о местном са моуправлении и местном хо зяйстве. Одновременно кла дется конец опеке Советов со стороны партийных орга низаций, непосредственно му вмешательству последних в решение конкретных госу- дарственньрс и хозяйственных вопросов. В этих условиях особенно важно, чтобы Со веты поскорее освоили свою новую роль, заработали в полную силу. Иначе возник нет опасный вакуум власти. Считаю необходимым под черкнуть также следующее: именно в результате созда ния новой системы Советов возникает механизм., на ко торый может опереться Пре зидент - страны, , вьшолнял свои функции. Как вообще я представляю себе, "роль Президента в системе орга нов государГственной власти и управления? Прежде всего зажнейшая его задача быть гаран том необратимости пере стройки, твердо и неукосни тельно вести дело к фор мированию правовой госу дарственности, самоуправля ющегося социалистического общества. -Принцип разделенйя вла стей предполагает четкое разграничение функций, но отнюдь не исключает воз можность Н даже ■необходи мость тесного' их взаимодей ствия, В этом я вижу одну из главных задач главы Со ветского государства и соз даваемого при нем прези дентского Совета. Этот орган мыслится как коллектив крупных политических дея телей, специалистов в ос новных сферах государст венного и общественного развития, который будет разрабатывать рекоменда ции по основным вопросам внутренней и внешней поли тики и предлагать в случае необходимости оперативные решения. ' Подчеркну также, что в моем понимании Президент должен чувствовать себя и действовать как предсташи.- тел ь , не какого-то отдельно го слоя и политического те чения, но как доверенное лицо всего народа. Это, конечно, не означа ет. Что он должен отказать ся от собственных политиче ских убеждений, но означает готовность самым объектив ным и беспристрастным об разом учитывать весь диа пазон существующих в об ществе взглядов и закон ных интересов. Действовать в соответствии с присягой, ставя превыше всего благо страны и народа. В этой связи надо внеста полную ясность в вопрос, который являлся и здесь, на Съезде, предметом ожив ленных, порой острых дис куссий. Я' имею в виду совмещение постов Пре зидента и Генерального секпетаря ЦК КПСС. Я разделяю точку зрения де путатов, считающих, что та кое совмещение сегодня и на ближайшую перспективу диктуется интересами пере стройки. Нынешний Съезд народ ных депутатов, внеся изме нения в статьи 6 и 7 Кон ституции СССР, открывает новый этап в развитии демо кратии нашего общества. От ныне КПСС действует на равне с .другими политиче скими организациями, будет участвовать в выборах, до биваться демократическими методами права на форми рование союзного и респуб ликанских правительств, ор ганов власти на местах. В этой связи одна из на иболее важных функций Президента и создаваемых при нем о,рганов состоит, на мой взгляд, в консолида ции политических течений и общественных движений. Убежден, что демократизм президентской власти предпо лагает диалбг и сотрудниче ство с представителями раз личных направлений обще ственной МЫС.ЛИ, их участие в разработке тех или иных президентских инициатив и . программ. Разумеется, в первую оче редь это относится к народ ным депутатам СССР. На мой взгляд, в составе пре зидентского Совета должны быть спепдальные лица, осу ществляющие связь со Съез дом, Верховным Советом, общественными организация ми и объединениями, творче скими союзами, учреждения ми науки и культуры, сред ствами массовой информа ции, роль которых огромна и оттвеТСтвенна. Наконец. Президент дол жен быть гарантом стабиль ного общественного порядка, безопасности граждан и го сударства. Все мы ощущаем сейчас необходимость прео долеть слабость, аморфность- распорядительной и испол нительной власти. Это, соб ственно говоря, стало и од ним из мотивов в пользу то го, чтобы не откладывать введение президентского по- В •обществе накапливает ся тревога в связи с угро зой дестабилизации положе ния. ' Я имею в виду попыт ки добиваться своих целей путем- насилия, разжигания нетерпимости, национальной розни, ■давления на -государ ственные и общественные институты посредством вся-; кого рода ультамативных’ требований. Некоторые группировки и деятели явно рассчитывают навязать свои взгляды нагне танием , страхов,, угрозы гражданской войны, перево рота, национальной катаст рофы и т. п. Но общество в целом не приемлет такие способы воздействия на по литику страны. отторгает эти методы, в корне проти воречащие целям лерест|ро.й- ки, опасные дл я нашей мо лодой неокрепшей демокра тии. Такое развитие процес сов надо решительно оста новить. Задача президентской вла сти — энергично противо стоять уголовной преступ н о с т и — как в сфере пося гательств на жизнь,- иму щество, достоинство и безо пасность граждан, так и в сфере спекуляции, «теневой эко-номики», которые приоб рели нетерпимые масштабы. С этой целью <потребуется наладить строгий контроль за исполнением соответству ющих законов, издание не обходимых указов и, конеч но, укрепление правоохра нительных органов. Считаю необходимым ускорить ре форму суда, следственного аппарата, прокуратуры с тем, чтобы их положение, права и ответственность со ответствовали задачам, торые они призваны решать Ставя вопрос таким обра зом, я не снимаю ответствен ности с государственных и хозяйственных органов, со всех наших кадров за устра нение причин, порождающих правонарушения. Преступ ность во многих случаях ухо дит корнями в бесхозяйст венность, расточительство, неуважительное отношение к собственности, отсутствие должного учета материаль ных ценностей, обществен ного порядка. Огромное значение для наведения должного порядка будет иметь использование новых возможностей Сове тов, привлечение к этому дел!у общественности,: ак тивное участие прессы. Никакая власть не спо собна заменить нравствен ные основы, без. которых не возможно нормальное чело веческое общежитие. В про шлом у нас, по <существу, пренебрегали духовностью, считали ее идеализмом, и теперь за это приходится расплачиваться дорогой це ной. Нам нужно иное, добросовестное отноше ние к , труду. науке, образоваиию, искусст ву, ^культуре в самом широ ком смысле слеза. Нужно создать условия, чтобы все духовные ценности восприни мались в обществе как жиз ненная необходимость для его полноценного существо вания и развития. Опираясь на богатейший культурный фонд, накоплен ный нашими народами за шс долгуд) историю, в том числе в советский период, приобщаясь к ценностям мировой цивилизации, необ ходимо облагородить всю ат- мосс^ру человеческих отно шении в обществе, объеди нить всех стремящихся к благу Отечества. Этого, кажется, мы еще по-настоящему не осознали. Нашу общественность раз- .дирают групповые споры, то и дело доходит до скандаль ного сведения счетов, осо бенно в среде интеллиген ции. от которой так много требуется на этом перелом ном критическое этапе ис тории страны. Кое-кто вооб ще ставит под сомнение воз можность и целесообразность консолидации в обществе. Я с этим не согласен. В труд ные минуты народ , всегда собирает свои силы, чтобы выстоять, одолеть препятст вия. А долг тех, в ком люди видят своих духовных нас тавников, — всемерно помо гать такому единению. Конечно, консолидация нужна сегодня вокруг поли тики и идей перестройки для преодоления всего того, что ей мешает. О внешней политике. За последние годы она прошла проверку на оселке реализ ма и здравого смысла. Пер вый подход позволил покон чить с «холодной войной» и снять непосредственно воен ную угрозу. Советский Союз занял достойное в своей ми ролюбивой сущности, место в мировом сообществе. И я решительно отвергаю диле тантские, а то и просто без ответственные нападки на нашу внешнюю политику. Приняв известное поста новление по внешней поли тике, первый Съезд народ ных депутатов именем со- вед'ско.го народа стал ее га рантом. Все действия Прези дента должны строго соизме рят! ся с буквой, и духом это го постановления. Институт Президента вво дится у нас на переломном этапе мирового развития, когда подвергается принци пиальным изменениям струк тура послевоенного военно политического равновесия. С. «холодной войной» поконче но, но военное противостоя ние еще не преодолено. По этому при безусловном при оритете политических мето дов обеспечения безопасно сти, в деятельности Прези дента непременным компо- нентом должно быть также и руководство оборонной по литикой страны на принци пах разумной достаточности и новбй военной доктрины, забота о Вооруженных Си лах СССР. Другой ' подход неприемлем. И я, уже как , Президент хочу вас заве рить, что так и будет. Сейчас нам нужна глубо кая военная реформа. Здесь придется решать большой комплекс непростьк . вопро сов, и это станет одной из важных забот Президента, президентского Совета, разу меется. — в сотрудничестве с Верховным Советом СССР. Пользуясь случаем, . х о ^ подтвердить свою привер женность утвержденному Съездо-м народных депута тов. принципу — категориче ски и навсегда исключается применение ‘Вооруженных Сил за пределами страны без санкций Верховного Со вета или Съезда. З а одним ис 1 ^ючением — в случае внезапного нападения извне. Что предстоит во внешне политической сфере на бли жайшее время? Одно из главных — это энергичное продвижение переговорного процесса по всем основным видам вооружений с целью достижения существенных результатов желательно уже в этом году. . К встрече с Президентом Бушем в Вашингтоне гото вятся крупные решения, ко торые будут означать не только новый шаг в улучше нии, советско-американских отношений, но и станут важ ным вкладом наших двух держав в закрепление пози- политики. В Восточной Ев ропе во всех шести союзных нам странах цгюизошли из менения исторического зна чения. Строя с ними отно, шения. на принципах полно го равноправия и свободы выбора, убирая из них то, что несовместимо с новым мышлением, важно сохра нить и все ценное, действи тельно прогрессивное, что накоплено за десятилетия тесного общения. Особое место занимает германский вопрос. Он сей час в центре европейской по литики. В эти дни мне не раз приходилось излагать нашу позицию. Она хорошо известна и нашему народу, и всем заинтересованным сторонам. Суть ее в том, чтобы осуществление нем цами своего естественного права на единство полностью и . навсегда исключало бы опасность войны с террито рии Германии, Отсюда все остальное — и права четы рех держав, и незыблемость границ, и свя зь,с общеевро пейским процессом, И'непри емлемость нахождения Гер мании в 'НАТО , И необходи мость мирного договора по итогам второй ,мировой вой- Стремительный ход меж дународных событий прида ет новое значение общеевро пейской встрече в верхах с участием США и Канады осенью этого года. Пора ду мать о замене блоковой си стемы коллективными орга нами безопасности, взаимо действия и сотрудничества — с учетом , возникновения в центре Европы объе-* диненной Германии. Уже сейчас нужна ориентация на «Хельсинки-два», которая мо жет стать водоразделом двух С рядом авторитетны.х стран подписаны •совместные заявления и десятки соглашг- ний' по различным областям сотрудничества. Верность им в .условиях взаимности — один из'важнейших факторов ■стабильности, безопасности и прогресса, а в Европе — р.е- )альйого движения к «обшё- европейсному дом.у», с кото- рым мы себя прочно связа ли. Контроль за реализацией валоженнО'ГО в этих, докумен тах принципиального и пра ктического значения — так же в компетенции Президен- Политика нового мышления отнюдь не означает о^Глажде- ния нашего штереса к разви вающимся странам. Неизменна наша солидар ность с теми, кто борется" за равное право, за социальный прогресс, демократию и до стойную человека Ж'изнь. На азиатско-тихоокеан ском направлении предстоит последовательная реализа ция вл,ад.ивостокских и крас- , нояроких инициатив, перевод их в плоскость конкретных, деловых отношений. ?Нас связывает прочное многолетнее сотрудаичество с великой Ивдией. Хорошее развитие получило* сотрудни чество с Китайской Народной Республикой. Процессы строител' ства миролюбивых сообществ в Европе и Азии, по моему мнению, должны в конце кон цов завершиться единой сис темой безопасности на всем епроазиатоком пространстве. Предстоит сер: езно разоб раться с ситуацией на. Ближ нем Бостоке, возобнов,ить на шу активную политику в этом важном для нас, для всего мирового сообщества регио- Все большее место в на ших . внешнеполитических связях занимает -Латинская Америка. Здесь тоже обра зуется шанс совместно нара щивать позитивные тенденции международно'ГО’ развития, В поле зрения- Президента должна постоянно нахо'диться проблема включения СССР в систему мирохозяйствен ных связей и участия в меж дународных усилиях по охра не окружающей среды. ,В условиях нарастающей взаимозависимости мира хо тел бы вновь подтвердить ог ромное значение Организа ции Объединенных Наций. Убежден, что возрождение роли ООН и активизация ее м,иротворчеоких функций яв ляются важнейшим слагаемым в движении к мирному пе риоду в истории человечест- Лодытоживая сказанное, хочу оказать, что все мы жи вем в одном дО’Ме, сьшов" я и доче.ри более чем ста народов, со своими национал! ньши и культурными ' трайццйями, неп‘овто 1 шмыми особенностя ми. Я вижу роль и назначе ние поста Президента Союза Советских Социалистических Республик в том, чтобы ут верждать в стране националь ное согласие, дух взаимного уважения и добрососедства. Утверждать пршщипы граж данского мира, выражать и ' защищать интересы народа— . высшая цель и святая обя занность для меня как Пре- ' зидента СССР. Все, что свжзано с ис полнением президентской , власти, я не мыслю себе без опоры на наш народ, на его . волю, нравственность, муд рость и интеллект, его здра вый смысл. я рассчитьшаю на поддер жку рабочего класса, кото- I рый вносит свой решающий вклад в продаижение пере стройки. Я верю в созидательную силу советского крестьянина — подлинного хозяина на зе мле, раскрепостив труд кото рого, мы решим продоволь ственную проблему. Я с оптимизмом обращаю ' свои мьюли и взоры к деяте лям науки и культуры, всей советской интеллигенции, ко торая решала и будет ре шать важнейише задачи пе рестройки, требующие нап ряжения интеллеота и духов ной мощи. Я возлагаю боль шие надежды на молодежь, реальное участие юношей и девушек в принятии ответст венных политических реше ний и их реализации, на со зидательную энергию юности. Я верю, что всегда могу полс 1 гаться на мудрость и выверенную жизненными го дами озабоченность за общее дело старшего поколения, его заинтересованность в укреп лении авторитета власти Со- Я обращаюсь и, к тем, кто честно .выполняет свой долг в рядах Вооруженных Сил Советского Союза, создавая прочные гарантии мирных преобразований, внутри стра- >Как Президент хочу .поже лать партии коммунистов — самой влиятельной политиче- . свой силе страны — успехов в реализации Платформы, с которой она идет к своему XXVIII съезду. Провозгла шенная па;^ией програм мная цель — гуманный, демократический социализм — отвечает чаяниям народа, его стремлению жить в от крытом, демократическом, оправедливом и процветаю щем обществе. Бремя наша страна пере шивает трудное. Но если мы будем действовать энергично и дружно, то, конечно, су- - меем одолеть эти трудности. Нам надо отбросить стра хи и уныние, обрести веру в свои силы и возможности А они у нас огромные. Руосьшй народ и все народы, объеди нившиеся с ним в великое многонациональное государ ство, сумеют возродить свою общую Родину. И обязатель но добьются этого на путях перестройки и социалистиче ского обновления. п ервы й ПРЕЗИДЕНТ СССР ПРИВЕДЕН К ПРИСЯГЕ (Окончание. Начало на 1-й стр.). следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно вы полнять возложенные на меня высокие обязанности Прези дента СССР». От имени Съезда председа тельствующий под аплодис менты присутствующих объяв ляет М. С. Горбачева первым Президентом СССР, вступив шим в должнос'^ь главы Со ветского государства. Президент СССР М. С. Гор бачев подходит к трибуне и произносит речь. После перер 1 ща М. С. Гор бачев сказал: в связи с избра нием Президентом СССР мои обязанности Председателя Верховного Совета СССР ис черпаны. С учетом этого надо решить вопрос о Председателе Верховного Совета. Съезд включает этогт вопрос в повестку дня. Принимается постановление Съезда о сложении М. С. Гор бачевым полномочий Предсе дателя Верховного Совета СССР в связи с избранием его Президентом СССР, о прекра щении полномочий А. И. Лукь. янойа на посту первого зам^ес- тителя Председателя Верхов ного Совета СССР, поскольку . эта должность упразднена, и о сложении М. С. Горбачевым полномочий народного депута та СССР в связи с избранием «го на президентский пост. - ■ Затем снова объявляется перерыв — чтобы депутаты смогли определиться в отноше нии кандидатур на ставший ва, кантным высокий государствен ный пост. Собравшись снова на заседа. ние, депутаты голосованием предоставили президиуму Съезда необходимые полномо чия довести его работу докон- ‘ Затем Съезд приступил к выдвижению кандидатур на пост Председателя Верховного ^ Совета СССР. В порядке по ступления были выдвинуты кан дидатуры депутатов А. И. Лукьянова, Е. П. Велихова, А. М. Яковлева, Ю. А. Рыжо-, ва, А. Н. Яковлева, Н. А. На зарбаева, Е. М, Примакова, А. И. Казанника, К. Д. Лу- бенчешео. Н. Б. Федорова, А. А. Собчака, »С. Б. Станкевича, А. И, Вольского, С. М, Ряб- ченко, Г. И. Фильшина, Д, Н. Кугультянова, Г. В. Колбиыа, И: И: Заславского, Н. И. Рыж. После того как ряд выдви нутых кандидатов взяли само отвод, в описке для обсужде ния остались депутаты А. И. Лукьянов, Е. П. Велихов, А. И. Казанник, К. Д. Лубен. ченко, Н.' В. Федоров, А. А. Собчак, С. М. Рябченко, Г. И. ФиЛЬ'ШЦН. Обсуждая кандидатуру А. И. Л|укьянова на пост - Председа теля Верховного Советр СССР, участники Съезда высказали неоднозначные мнения. Так, депутат В. А. Щаповаленко по считал, что на. этой высокой должности должен быть дру гой человек, поскольку, каков заявил, не видит у обсуждае мого кандидата, в частности, такого важного качества, как беспристрастность. Критичес кие замечания, конкретные пре. дложения были и в выступле ниях депутатов Л. А. Дузнецо- ва, Ю. X. Калмыкова, В. Ф. Романова, А. В. Голева, В. Д. Романенко и других. Однако в большинстве своем ораторы, отметив глубокие юридичес кие знания, большой опыт и др.угие качества претендента, поддержали кандидатуру .А. И. Лукьянова Решением Съезда его фамилия включается в спи. сок для голосования. При обсуждении кандидату ры Е. П. Велихова выступил депутат А. Н. Мурашев. Мне, сказал он, часто, приходится встречаться с академиком, и я знаю, что он полон планов ре организации деятельности Вер ховного Совета СССР. Прет-ен. дент намерен внести коренные изменения в работу аппарата этого государственного 0 :ргана. Призвал голосовать за Е. П. Велихова также депутат Ю. Ю. Болдырев. При осуждении кандидату ры А. И. Казанника первым выступил депутат Ю. Т. Кома ров. Своё негативное отноше ние к кандидату он обосновал в основном на выдержках из интервью, которое А. И. Каза.н- ннк дал одной из сибирских газет. Интервью настолько не понравилось депутату из Ту- йы, что он даже предложил Съезду отвести кандидатуру. С этим мнением не согласились депутаты А. М. Оболенский, И. В. Сорокин, Г. В. Старо войтова и другие. Сл€Д|уюЩ'ИЙ кандидат К. Д. Лубенченко изложил свою точку зрения на пост Предсе дателя Верховного Совета СССР. Поддерживая его кан дидатуру, ораторы отмечали его высокий профессионализм юриста, независимость, взве шенность при решении сложных вопросов. Особенно подчерки вали, что заместитель Предсе-* дателя Комитета В'ерховного Совета по вопросам законода тельства, законности и право порядка обладает организатор-- скими способностями, чтобы наладить эффективную работу парламента. В поддержку кан дидатуры К. Д. Лубенченко выступили Э. А. Памфилова, Р. А. Медведев, М. М. Сафин, В. И. Прокушев, Н. И. Кашни- ков. Отводов не прозвучало. Депутаты, поддержавшие кан дидатуру Н. В. Федорова, на звали в качестве одного из аргументов' необходимость «омоложения перестройки». Приводился и такой довод: бу. дучи членом Комитета по за конодательству Верховного Совета СССР, кандидат проя вил принципиальность, отстаи вая про 1 рессив 1 ный проект За кона о печати и средствах мас совой информации. Сам Н. В. Федоров цратко ознакомил уча стников Съезда со своей пози цией по преобразованию Вер ховного Со,В€та СССР в неза висимый парламент, облик ко торого отвечал бы задаче раз деления законодательной и исполнительной властей. С-ьезд переходит к обсужде нию кандидатуры А. А. Соб чака. Депутат А. А. Джаримов от имени адыгейской делега ции высказался против канди дата, напомнив о грубом, по его мнению, выпаде, допущен ном А. А. Собчаком накануне. Депутат В. И. Колотов сказал, что неоднозначное восприятие Съездом не должно перевесить •несомненных положительных кэчеств претендента. Депута ты а ; Е. Андреев, А. П. Янен- ко, С. Ф. Ахромеев и другие, признавая высокий проф^ио- налйзм предлагаемого канди дата, в то же время подвергли критике его человеческие ка чества, манеру выступлений. Депутат Е. Д. Айнин призвал Съезд подумать о перспективе и обратить внимание на кан дидатуры А. А. Собчака и других относительно, молодых претендентов. Попросивший слова А. А. Собчак признал, что все ска занное в его адрес — повод для глубоких размышлений. Он подчер 1 КН|ул; что, несмотря на позитивные сдвиги. Верхов ному Совету пока недостает независимости, профессиона лизма, ответственности, де мократизма, высказался зако ренную реформу парламентско го аппарата. Выразив готов ность извиниться перед пред- став:ителями якутского и ады. гейокого народов, депутат в то же в|ремя заметил, что его слова были неправильно истол кованы: они направлены про тив тех политических деятелей, которые, стремясь пройти в депутаты наверняка, баллоти руются не от того народа, ко. торый представляют, и не там, где родились, жили или рабо- Еще один претендент — <?. М. Рябченко — изложил свое видение содержания ра боты парламента. Верховный Совет страны, считает депутат, в определенной .мере должен быть противовесом Президен ту и, с другой стороны, — рычагом, с помощью которого следует проводить законы в жизнь. Затем депутаты проголосо вали за включение в бюлле тень для тайного голосовайия следующих кандидатов на пост Председателя Верховно го Совета СССР (в алфавит ном порядке): Е. П. Велихова^ А. И. Казанника, К. Д. Лу- бенченко, А. И. Лукьянова, С. М. Рябченко, А. А. Собча ка, Н. В. Федорова, Г. И. Ф.ильшина. Вечернее заседание Съезда открылось под председательст вом депутата В. И. Воротнико ва. Председатель счетной ко миссии Ю. А. Осипьян огласил порядок выборов Председател.я Варковного Совета СССР. Затем состоялось тайное го лосование. Когда депутаты вновь соб рались на 'васедании, было со общено, что в соответствии с поручением .президиум Съезда, председателя палат Верховного Совета совместно с правитель ством СССР подготовили про ект постановления Съезда 'в связи с решениями, принятыми Верх 01 вным Советом Литовской Проект постановления огла сил Председатель Совета На циональностей Р. Н. Нишанов. Он же ответил на многочислен, ные вопросы депутатов. Сегодня мы участвуем уже во втором историческом собы тии, заметил, открывая обсуж дение, депутат Ю. И. Гнинен- ко. Союз стоит у черты, кото- переступать не следует, остановиться, еще раз подумать, учесть ,волю всего народа, каждого человека, жи вущего в Литве, .и только тог да принять серьезное решение: Эмоциями здесь не обойтись. Оратор предложил поддержать проект постановления Съезда. Выход Литвы из СССР, по мнению депутата В. П. Ивано ва, выгоден прежде всего по литическим экстремистам, уи^ прорвавшимся к власти, но ни. как не литов'скому народу. Это не только политическая слепо та, но и предательство литов ского народа, народов СССР, живых и мертвых защ,и;тников Советской Литвы. Это удар в спину пер‘естройке, политичес ким и экономическим реформам, по обороноопособностн государ ства и судьбам сотен тысяч лю. Поспешность при принятии решения о Литве, считает де путат М. Л. Бронштейн, как и некоторые поспешные действия самой Литвы, только усложни, ют пути для нахождения ра зумного решения. .Оратор на помнил слова из выступлеяик первого Президента СССР о том, что при разработке нового союзного договора следует предусмотреть дифференада. цяю‘ федеративных связей. Это и открывает возможвость на хождения приемлемых решений. Депутат Т. П. Буачидзе от метил, что данный вопрос сле дует передать в Совет Нацио нальностей Верховного Совета и только потом выносить на всеобщее обсуждение. Съезд народных депутатов СССР продолжает свою работу. (ТАСС). В Липецком гори сполком е 0ПАСН(Х;ТЬ ОТВЕДЕНА! Исполком Липецкого го родского Совета народных депутатов 15 марта внима тельно рассмотрел статью «Пятая категория опаснос- тн», опубликованную в газе те «Ленинское знамя» 10 марта 1990 года. Отмечено, что распоряжение гориспол кома разрешало проектиро вание физико-технологичес кого центра только при ус ловии представления расче тов по ехране окружающей среды на самой начальной эскизной стадии. Без выпол нения данного требовашяоно ни в коей мере не давало ос нований для начала подго товки к строительству. Липецким политехничес ким институтом (т. Коцарь) ' и дирекцией ФТЦ СО АН СССР (т Мешков) при за явке на проектирование бы ли представлены данные, скрывающие вредные выбросы. Областной комитет по ох ране природы (т. Новокше- нов) и областная санитарно- эпидёмиологическая станция (т. Бабакин) выдали положи тельные заключения без де тального изучения влияния всех производств ФТЦ на ок ружающую среду. В дальнейшем заказчи ком, начавшим рабочее про ектирование центра без вы полнения оговоренного в предпроектной документа ции требования, было грубо яйрушено распоряжение ис полкома горсовета. Учитывая мнение общест венности^ а также обнару жившиеся дополнительньге факторы отрицательного вли яния на окружающую среду, не оговоренные в заявке на проектированне, исполнитель ный комитет Липецкого го родского Совета народных де путатов РЕШИЛ: 1. Распоряжение исполни тельного комитета Липецкого городского Совета народных депутатов № 607-р от ^ ок тября 1989 г. «О нроектиро- по ул. Московской» — отменить. ' 2. Областному управлению Промстройбанка (т. Дмитри ев) прекратить финансирова ние разработки проектно- сметной документации ФТЦ СО АН СССР с 15 марта 1990 года. Секретарь горисполкома В. КУЗНЕЦОВ. Еще недавно этих предметов в учебных и вычислительной техники СПТУ-10 Г. С, расписаниях школ и ПТУ не'было. Но время Иванилова занимается с будущими контро- требует от будущих специалистов умения об- лерами ОТК Леной Андреевой и Наташей ращаться с вычислительной техникой... ^____ Барятинской. НА СНИМКЕ: преиодаватель информатики Фото А. ЩУРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz