Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 марта 1990 г„ № 61 (18658) Окончание доклада А. И. ЛУКЬЯНОВА (Начало на 1-й стр.) Ведущая роль о твод а тк советскому Президенту в об л а е т обороны и безопасаюс- ■ш страны. Он является по должности Верховным глав- «ошмаядующйм Вооружен ных Сил; объявляет состоя ние войны в случае нападе ния на Советский Союз и не замедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Вер ховного Совета СССР; объяв ляет общую или частичную далями, присвоение союзных почетных званий, решение вопросов гражданства и по- ' судей во енных трибуналов. За Прези дентом предлагается закре пить также ряд других пол номочий, обычно присущих главе государства. Это — награждеаре орденами и ме Таким образом. Президент ССОР наделяется достаточно •широкими .правами. Но при этом создается и весьма эф фективный механизм конт роля за его деятельностью ср стороны высших представи тельных органов и Комитета кснстнтуциоиногб надаора. Понятно, что намечаемые преобразования в структуре цеттральной власти повлекут за собой существенное из менение функций и полномо чий нынешнего Президиума Верховного Совета СССР. Он не будет теперь зани маться вопросами президент ского характера, а сосредото чит свое внимание на органи зации работы. С'ьезда и Вер- Совета СССР. Уточ няется и состав Президиу ма. В него будут входить Председатель Верховного Совета СССР, рукшодители палат, их заместители, пред седатели комитетов и посто- .янных жзмиссий палат.; Сох раняется принцип предста вительства в президиуме со юзных республик, от каждой из аих и по их предложе нию в Президиум включает» ся по одному народному де путату СССР. Таково, товарищи депута ты, изложенное в самом сжа том виде содержание тех проектов законов, которые представляются на рассмот рение третьего Съезда на родных депутатов СССР. Подытоживая оказанное, хотел бы отметить следую- Занятые сложными, нова торскими преобразованиями, которыми живет сегодня страна, мы часто не уешева- ем посмотреть на происходя щее со стороны, с позиций исторической перспективы. Если все же попытаться это сделать, то станет ясно, что за пять минувших лет в на- обществе произошли ог- ■■ перемены. Да, они не однозначны, не всегда мо гут оцениваться знаком плюс. Но перемены эти по самой своей сути прогрессив ны и, теперь можно сказать, необратимы. Рождается об новленный социально-эконо мический и государственный строй, складываются новые институты государственной власти. Да, их придется до делывать и, возможно, пе ределывать. Но, как правиль но сказал один из наших де путатов. обновленный социа лизм никакой добрый дядя нам «под клюя» не сдаст. Мы 'ДОЛН 5 ИЫ построить его своими руками. Это в полной мере относится я к обдовлет нию Советов, к созданш> со^ временных форм представи тельной демократии, к орга ничному вклюяенщо в струк туру .республики Советов , де мократического института президеятства. , Предлагаемые, Съезду на родных депутатов СССР из менения конституционных по ложений о партии, о собст венности, об учреждении пос та Президента прямо и не посредственно связаны с раз витием этого процесса. Они преследуют общую цель — дальнейшее про|движение по литической я экоиоМической реформ, всего дела обновле ния общественной жизни. Н а - , щему Съезду предстоит уста новить конституционно-пра- этих крупных ВОВОЙ перемен. Это очень важно. Но это только начало. Конституционные предпи сания должны стать живой реальностью. А для этого по требуются напряженные уси лия не только будущего Президента страны, которому необхо!Дима самая доброжела тельная поддержка, прежде всего делом, со стороны на родных депутатов СССР, всего нашего депутатского ко,рпуса. Нужна и активней- щая работа Советов, всех го сударственных органов в рес- пубдаках и на местах. Тре- - буется непосредственное участие всех без исключе ния общественно-политичес ких организаций, массовых объединений и движений в управлении государством, в обеспечении нормального функционирования его меха низма. Именно практическое включение в трудное, повсе дневное дело управления, а не митинговая стихия н кри тические молши со стороны необходимо нам се(Нас как воздух. Не заработают сами по се бе ,и новые конституционные нормы о собственности, о землепользовании. Опираясь на них, должны прийти в дви жение трудовые коллективы, колхозы и другие коопера тивные объединения, аренда торы, миллионы тружеников. Это потребует самой слож ной, самой болезненной лом ки — ломки человеческого сознания, -преодоления усто явшихся взглядов и привы чек. А иногда и отчаянного сонр|Отивле 1 Ш 1 я всему ново му. Ибо в покое новое не рождается. Оно рождается в нях, неукоснительное испол нение законов, строгая дис циплина и социальная спра ведливость стали сегодня всеобщим требованием. На род ждет решительных шагов по изменению экономическо го положения страны, изме нению не на бумаге, а на де ле, ждет активных действий властей по наведению поряд ка, обеспечению пОкоя и /бе зопасности граждан. Всего ^этого МОЖНО добиться лишь соединением усилий центра и мест, сплочением и консо лидацией миллионов людей. Никогда, товарищи, так не требовались нам последова тельность. упорство и настой чивость в осуществлении трудных задач, стоящих пе- ре|д страной, как теперь. По звольте выразить' 5 /веренность, что мы сделаем все для ус пешного решения этих задач. ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Перед началом прений по докладу депутат Н. Г. Дмит риев внес шредложения бе» . обсуждения 'поставить на го лосование' нринцидиальный воврос: нужно ли учреждение ‘Президентства вообще, и если да, то когда и как именно сле дует . избирать Президента ССОР. Съезд с таким подхо дом-в. конце концов не согла— Мы сейчас находимся в си туации, когда наступил пара лич власти в стране. С такой констатация начал выступле ние открывший трения депу тат С. С. Алексеев. Власть по- настоящему н е . функциониру ет, по сути дела, она недееспо собна. Топтание на месте обо рачивается нарастанием сти хийных элементов, которые грозят непредсказуемыми пос ледстаиями. Касаясь далее существа воп роса о президентстве, предсе датель Комитета конституцион ного надзора СССР выделил в этой теме ряд моментов. Мы до сих пор наповедовали тота литарное представление о го сударстве, указал' он. Надо изменить само видение госу дарства, дредставлять его. в . светском смысле. Государство — это гарантии законности, апокойствия, овободЫ, уверен ности:, защиты прав людей. Второй тезис выступления зат 1 рояул лозунг «Вся власть — Советам!». Мы интерпрети ровали его в создании такого коллегиального органа, как Верховный Оовет. Но разве не проявляются сегодня боль шие минусы в работе парла мента? Отвечая на этот воп рос. оратор заявил, что чисто парламентская структура спо собна подчас заводить в туч пик, она может блокир<^вать любые решения, и она. как ни парадоксально, больше всего приспособлена к диктатуре. На основе данных науки юрист утверждал, что только организованная структуриро ванная государственная власть начинает обретать собствен ную силу. Только она может предупредить чрезмерную цен трализацию, когда главные ее подразделения — судебная, исполнительная и законода тельная власти — ' тааимно уравновешены. , Оратор высказался за не медленное решение вопроса о президентстве, подчеркнув, что оно связа:но с крупными и давно назревшими изменения ми в нашей политической си стеме. Он призвал также не затягивать пожотовку новой Конституции СССР. . Много лет занимающийся разработкой ракетно-кобми- ческйх комплексов депутат В. Ф. Уткин поделился неко торыми аналогиями с сегод няшней обстановкой, требую щей от каждого вдумчивости и ответственности. По зако нам' физики и механики, ска зал он, для набора необходи мой скорости отбрасывается отработанная ступень ракеты, и облегченная ракета устрем ляется вперед. Это происходит благодаря четким расчетам, и, голи отбрасывается то, что положено, достигается постав ленная цель.. Сейчас, продол жал выступающий, в .период перестройки, мы мнрго отбра сываем из того, что стало тор мозом в нашей жизни, наде ясь получить нужное ускоре ние. Но при этом часто допус каем очень серьезные ошибки. В этом зале, далеком от ис пытательных полигонов, заме тил оратор, бывает трудно представить .всю глубину от ветственности' за решения, принятые порой при предель ных эмоциональных пергоруз- ках. По его мнению, недоста точность предварительных рас четов по ряду принимаемых кардинальных решений приве ла к тому, что не получилось ожидаемого ускорения продви- жевия общества. Выступающий высказал на дежду, что Съезд примет ре шение избрать Президента. Это дело срочно* н не терпит про медления. Дебаты об учреждении пос та Президента СССР, на взгляд депутата Н. А. Назар баева, с6 .всей очевидностью определили водораздел мнений на этот счет. В «овде концов, (жазал он, латать сегодняш ние прорехи можно было бы и без президентства, точно так же, как и с ним яелет.ко опра виться с решением насущных Мы, считает оратор, долж ны включить в' работу новый механизм пласта ие только ради устранения нынешней остро вставшей проблемы личной и всенародной безо., пасяости, ликвидации возник ших социальных напряженно стей, хотя и это само по < ^е чрезвычайно важно. Во сто крат важнее увидеть за пре зидентской: формой правления образ будущего страны, чер ты разумного соотношения за конодательной и исполнитель ной власти, контуры спраиед- лйвого, гуманного, демократи ческого устройства общества. Председатель Верховного Совета Казахской ССР выска зал убеждение, что президент ская власть может стать сво еобразным гарантом, ибо со держит а своей основе регу- Iлирующие начала,, способные придать всем видам государ ственной власти гармоничную целостность. Что же Касается конкретной кандидатуры на этот пост, то мы, заявил он, за Михаила С^ягеевича Горба, чева, авторитет и политическое лидерство которого не вызыва ют сомнения. Далее выступающий остано вился на некоторых, по его мнению, спЬрных моментах представленного на рассмотре ние Съезда Закона об учреж дении поста Президента СССР. Он предложил ввести прези дентскую власть в каждой со юзной республике. По его мне нию, в законе необходимо бо лее четко уточнить функции президентского Совета и Сове та' (йдерации. Работа внеочередного Съез да, подчеркнул депутат Р. Ф. Сафиуллян, проходит, в слож ное время. Перестройка пока зала в критическом свете ре альный государственный аппа рат, некомпетентность и даже безволие его отдельных звень ев и должностных лиц. Ог ромная армия управлёндев, масса различных ведомствен ных инструкций и рашоряже- ний, порой противоречащих друг другу, не ст 1 али гаранти ей того, чтобы количество пе реходило в качество. И наука управления осталась неуейо- ,По мнению депутата, рас сматриваемые Съездом .вопро сы — непростые, Их значение не сводится только К .расши рению политико-правового сло варя перестройки за Ъчет вве дения новых для нашего язы ка терминов — Президент, Со вет 4 ^дерации, президентский Совет и так далее. Речь идет об интеграции власти, господ стве закона и демократии не на словах, а на де.че.. Введение президентского поста именно сейчас просто необходимо. ВеДь повсеместно ощущается дефицит стабильности н по рядка, растет правовой ниги лизм. Развитие .перестройки выдвигает вСе новые и ие ме нее сложные проблемы/ ре шить которые можно только при наличии сильной государ ственной власти, подчеркнул выступающий. Мы решаем непростой воп рос о структуре государствея-' ной власти в СССР, политиче ской системе нашего общест ва, сказал депутат Ю. Н. Афа насьев. И решаем ето в тяже лейшей обстановке, отягощен ной, к сожалению, миогими человеческими жертвами. Но это еще и вопрос об узаконе нии чрезвычайной власти оп ределенного человека — М. С. Горбачева. Нуждаемся ли в этом мы, перестройка и сам ее инициатор? К тому же ре шение вопроса обретает ско ротечную форму. Оратор сообщил, что на соб рании межрегиональной депу татской группы приняты соот ветствующие решения. Смысл их в том, что члены МДГ от рицательно относятся к введе нию президентского поста и решитадьно выступают против избрания Президента на Съез де. Закон о президентстве дол жен быть встроен в целост ный единый органический кон текст НОВОЙ демократической Конституции. Вне такого кон текста президентство станет опасньвй неизвестным, усугуб ляющим наши трудности и тревоги. Среди условий введения ■црезидентства ‘ выступающий назвал заключение нового со юзного договора- суверенных государств, формирование пол номочного Верховного Совета как реального противовеса ис полнительной власти, избрание Президента' П 1 рямш равным Всеобщим голосованием, про ведение миогопартийных выбо-. ров, то есть создание реаль ной организованной оппоаиции, обеспечение свободы печати. Вопрос о президентстве, продолжал депутат, решается в кризисный период,, когда по литика нынешнего руководст ва терпит .поражение. Пред лагаемый опбеоб — ставка на силу, ’ чрезвычайные обстоя тельства. Вождь и основатель оставил нам в наследство .принцип возведения в ранг государственной политики мас сового насилия и террора, без закония. И это же нам сей час предлагается по традиции продолжить. По мнению депутата Н. И. Демертея, обсуждаемый проект Закона об утверждении поста Президента СССР можно рас сматривать как гарант устра нения образовавшегося в стра не своеобразного вак>тпма власти, который сегодня за полняют приверженцы анархии беззакония и вседоэволенно сти. Он .поддержал идею .вве деиия в стране института пре зидентства, высказав в то же время замечания по отдель ным статьям проекта. В выступлении подчернива том или ином регионе слож ной или даже чрезвычайной ситуации нужны безотлага тельные и решительные меры которые пока не П|редп,рй'НИ маются как со стороны зако нодательной, так и исполнитель ной власти. Депутат предложил принять Закон об учреждении поста Президента СССР и вне сти соответствующие изменения и дополнения в Конституцию За максимально быстрое ут верждение президентской вла- -сти высказался депутат А. С. Елисеев. В пользу этого ре шения, -ПО его словам, гово рят два аргумента: необходи мость усиления исполнитель ной власти и пов.ышение пер сональной ответственности ру ководителя страны перед на родом. При этом оратор . пред ложил до принятйн резолюции по вопросу о президентском правлении решить • проблему 6 -й и 7-й статей Конституции СССР, сохранение которых в нынешнем виде таит, как он считает, постоянную угрозу возвра.щения к авторитарным методам -руководства. Медлить нельзя, подчерк нул оратор, мы должны быст ро заполнить вакуум, который на наших глазах 01 бразуется при отходе партийных органов от решения государственных задач. Мы должны сегодня уже самой структурой 'го су дарственного управления ис ключить возможность восста новления дрежиего режима. Выступающий' высказал ряд замечаний лю проекту .измене ний в Конституции-СССР в связи с учреждением поста Президента, Благие начинания перест ройки не могут иметь шансов на успех, голи не будут сти раться на прочные государст венные структуры и ‘ эффек тивный институт власти. Раз вивая эту мысль, депутат В. И. Воротников логически проследил прямую связь раз вития демократии с упрочени ем государственного кз|ркаса, укреплением дисциплины, по вышением уровня политическо го сознания.' Сегодня же, от метил он, происходят, скорее, обратные процессы: в общест ве, в социальной и экономиче ской сферах нарастают нега тивные тенденции. Вот почему столь актуально укрепление центральной власти, наделение го та.кими прерогативами, ко торые позволили бы своевре- менно и точно направлять и контролировать процессы об щественных преобразований в условиях растущего много образия форм политической жизни. В этой связи член Полит бюро ЦК КПСС привлек вни мание к инициативам, пред принятым Коммунистической партией, которая пересматри вает формы своего участия в деятельности гоС|ударст.ва. ' Касаясь выступления Ю. Н. Афанасьева в част.^ необходи мости оппозиции, депутат за метил, ч^о таковая, по суще ству, уже есть. Речь только о том, чтобы она приняла соот- ветстеующяе законные формы. В конце концов, никто ведь не мешает выходу из Комму нистической партии и сдада- ййю Организаций, что. собственно, и предусматрива ют сейчас предложения ПО 6 -й и 7-й статьям Конститу ции СССР. Прозвучавшие же оскорбительные выпады пусть останутся на совести высту павшего, резюмировал оратор. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР высказался за то, чтобы в на шей стране была одна цент ральная власть и, соответст венно, — один президентский Затем па Съезде была обра зована Редакционная комис- Часть общества, сказал депу тат Г. Г. Гумбаридзе, вн;шт в президентстве возвращение к личностной модели упца^леикя обществом. Когда речь идет о конкретной личности, можно соразмерить канди-дата с теми п.рз'вами, которыми мы готовы его наделить. Общественность республики однозначно подде рживает демократические пре образования в стране, проводи, мые под руководством М. С. Горбачева. Вместе с тем, вве дение института президентства нельзя увязывать с конкретной личностью. В законопроекте, по мнению депутата, слабо принимается во внимание то обстоятельство, что СССР—Союз суверенных государств,- не учитывается вся сложность межнациональных отношений. Естесшенно жела ние общества не допустить во зврата к унитарному государст ву. Для этого должен быть со здан эффективный 'механизм коллегиального контроля за деятельностью Президента, при чем не ТОЛЬКО' со стороны пар ламента, но, воаможяо в пер вую очередь, со стороны Сове та федерации, и особенно в части соблюден!»! союзного до говора. Перестройка и демокрагиш. ция, сказал Председатель Пре зидиума Верховного Совета Грузинской- ССР, открыли но вые перспективы обретения ре альной госуда,рс'твен«ости со юзными республиками. Но именио с этой точки зрения за конопроект .вселяет определен ные сомнения, что вызвало се рьезные критические замеча ния. подтвердивщнгоя на вне очередной сессии Верховного Совета Грузинокой ССР. По мнению депутата, каждая союз ная республика должна иметь право избрания своего Прези дента, наделенного широкими полномочиями, однако законо проект, к сожалению, этого не предусматривает. Решение о введении поста Президента СССР диктуется ло. гикой демократических преобра зований в нашей стране, отме тил депутат В. И. Мироненко. Мы уже совершили ошибки, от кладывая разработку и приня тие новой Конституции. Опаз дываем и с заключением ново го союзного договора. И теперь нельзя останавливатьсп в ре шающий момент. К уже высказанным на Съез де артументам выступающий добавил ряд соображений в по льзу президентской формы пра. вления. В частности, он ска зал, что, защищая идею пре зидентства, не стоит делать акцент на усилении исполни тельной власти. По его мне нию, целесообразность введе ния президентстаа оправдана как о ^им и , перспективными со ображениями, так и углублени ем и ускорением д€мок,рэтиче ских преобразований. Назвав себя ' 'убежденным сторонником всенародного из брания Президента, депутат предложил подумать, не явля. ется. '.ли предлагаемое сейчас исключение — избрать первый раз Президента именно на Съе зде серьезным и важным противовгоом. В таком случае, сказал он. Съезд народных де, путатов, обладая правом как принять такое решение, так и отменить его в оговоренных за коном с.чучаях, сможет быть •важным фактором от непомер ного возрастания роли президе: нтской власти в ущерб другим институтам. • Приведя слова ученого Нобе ля, именем которого названа самая гуманная премия — «Всякая демократия заканчива ется диктатурой подонков». — депутат И. В. Дорохов выразил надежду, что они не окажутся пророческими для нашей стра, ны. Сегодня, отметил он, перес троечным процессам противб.; стоят не только догматические, но и экстремистские силы. Ис пользуя общественное недово льство, они стремятся захватить неформ| 1 л(»йре. 9 затем и фор мальное лидерство. Экстремизм выступает ,в популистских оде ждах, стремясь то левой, то правой фразой вести за собой толпу{ Экстремисты пытаются расколоть наше Общество. Эти настроения проявились в ходе первой и второй избирательных кампаний. Кто может навести порядок? Отвечая на этот вопрос, 0 |ра- тор подробно остановился на «еобходимости введения прези дентской власти. Он высказал мнение, что учреждением пос та Президента мы проявляем не поспешность, а отставание. Депутат предложил доработать основные положения проекта и призвал: хватит заседать, давай те работать. Депутат Н. 'П . Шмелев ре шительно поддержал установ ление в стране президентской власти, В сложной многонаци ональной стране, сказал, он, Ну жен верховный арбитр, избран ный всем народом Все боль- Ще мы ощущаем вакуум реши мости, политической воли, вла сти в наиболее бол_-зненной сфере— экономике, где идет процесс развала под воздейст вием ошибок, совершенных уже в новое время. Скажем горь кую правду: мы построили в экономике сумасшедший дом и продолжаем жить по его зако. - нам, И пока не вернемся к здравому смыслу, нормальным эконо:мическим 'законам, из кризиса не выйдем. Ученый подверг критике при нятую на предыдущем Съезде правительственную программу, назвав ее нерешительной и по ловинчатой. Необходимо дадь простор новым формам эконо мической жизни, которые с трудом про 1 бивают себе дорогу. Мужество, авторитет- Президен та нужны, чтобы перейти от продразверстки к продналогу, покончить с искусственной под держкой «лежачих» хозяйств, обвободить деревню от всех остатков крепостничества. Де путат выразил несогласие с двойственной, как он считает, позицией правительства в от ношении кооперации, собствен, ности. Нам не обойтись без непопулярных, ,но нужных'мер, реформы цен и финансов, ска. зал в заключение оратор. На деюсь, что президентство про явит смелый подход. Депутат М, И. Ибрагимов поддержал выступивших на С'ье. зде за '.учреждение поста Пре зидента ООСР и одобривших основные положения законо проекта по данному вопросу. Страна в своем движении по пути перестройки; сказал он, подошла к важному рубежу. Становится реальностью пере дача партией власти Советам, растет политизация широких масс. Но видно и другое. Уча. стились попытки, деструктив: ных сил нарушить нормальный ритм жизни страны, создать у людей чувство неуверенности и Учреждение поста Президен, та страны, подчеркнул оратор, — важный шаг на пути повы шения авторитета власти, в том числе и исполнительной. Он, несомненно, ускорит пере строечные процессы, продвинет В 1 перед развитие экономики, демократизацию и гуманиза цию общества. Дополнительный импульс получат также разде ление законодательной, испол нительной и судебной властей. По мнению* депутата, отде льные положения представлен ного законопроекта требуют уточнения Необходимо се всей тщательностью подойти к оп ределению компетенции, поряд ка и форм деятельности Совета федерации и президентского Как считает депутат С. Я- Батышев, президентство, несо мненно, повысит престиж госу дарственного правления в стра не. Председатель Верховного Совета практически реальной властью сегодня не обладает. Говоря о ныне сложившейся струйтуре власти, оратор ука зал на ее функциональную не- ! состоятельность и противоречи вость. Например, законодатель ной деятельностью занимаются ' и Верховный Совет, и Съезд народных' депутатов. Одновре менно он считает, что предла гаемое сейчас президентское правление не намного упрощает сложившиеся структуры. Нао борот, дополнительто намечает ся утвердить пост Президента. Совет феищрации, президенте-, кий Совет, Не слишком ли мы привержены к созданию таких структур, от которых потом ле. ГКО отказываемся?-— задал ри торический вопрос выступаю щий. По мнед 1 !!Р ученого, ао.д жен быть уточнен механизм президентской власти, чтобы имелись надежные гарантии от рецеднвов тоталитаризма, В суждениях о том, что в е дение института президентства — своего рода чрезвычайная мера, вызванная кризисной си туацией в стране, есть доля истины, сказал депутат В. А. Медведев. Этот шаг необходим для принятия крупных опера тивных политических решений, направленных на предотвраще- .ние эскалации негативных про цессов. Необходимо выбраться из управленческой 'сумятицы и рыхлости, которую уже окрес тили параличом власти, Секретарь ЦК КПСС подче рквул: одновременное обс,<'жде- ние на Ст^зде двух вопросов— введение президентства и изме нение статей 6 и 7 Конститу ции — не случайное совпаде ние. Если не будет создана си льная и дееспособная президен тская власть, -отказ партии ст своих нынешних функций мо жет привести к анархии. Оратор выразил несогласие с теми, кто полагает, что пар тия должна ограничиться ве!р- хушечной парламентской деяте льностью и чуть ли не самоли квидироваться, подчеркнув при этом: передача власти от пар тии государству — не тактиче ский маневр, а стержневая ли. ния руководства КПСС. Вряд ли следует опасаться, считает он, и того, что Президент—ЛИ: дер партии по рукам и ногам будет связан партийной дне- , циплиной. Секретарь ЦК КПСС убежден в том, что соедине ние роли партийного лидера с постом главы государства не только целесообразно, но и не обходимо в нынешних условиях. В заключение он обратил внимание на особенности пове дения тех критиков партии, ко торые еще недавно е пеной у рта ратовали за президентство, а сегодня столь же категорич но отвергают эту идею. Этот парадокс, по его словам, слу жит доказательством ' отсутст вия конструктивного начала у оппонентов КПСС, Депутат В. И. Гольданский сразу обусловил направленность своего выступления, заявив, что будет говорить об учреж дении поста Президента СССР, имея в виду конкретно М, С. Горбачева, которого в настоя щее в;ремя считает единствен ным реальным кандидатом. Не вызывает сомнения, про должал выступающий, не про сто чрезвычайно назревшая, но даже перезревшая ■ актуаль ность Закона о президентстве. Конечно,- было бы лучше выби рать Президента на основании всеобщего равного и прямогс' избирательного права, как > предлагается делать в даль нейшем, Но сейчас на это гро. сто не'Г времени. Речь идет, как образно вы!разился депутат, о срочной реанимации, а не о санаторном лечении. Нелепыми назвал он предпо ложения о том, что создание поста Президента якобы обус ловлено стремлением Горбачева к абсолютной личной власти. По старь!м меркам, он ее полу- чил ровно пять лет назад, ко гда стал Генеральным секрета рем ПК партии. Абсурдно по- дозрева'гь, что, посвятив себя все это время слому админист. ративно-бюрократической сис- темй, в которой полновластным хозяином страны была партий, ная вб|рхушка, М. С, Горбачев сейчас, дескать, решил захва тить в свои руки власть в но вой ипостаси. Депутат предложил ряд по-. правок в обсуждаемый законо проект. Не следует забывать, напо мнил депутат Э. Ю. Салаев, что мы живем в союзном го сударстве, которое составляют суверенные республики. Соблю дение их прав в сфере испол нительной власти должно быть обеопечено надлежащими га рантиями. Именно с таких по-' зиций ряд замечаний и допол нений к законопроекту предло жил президент Академии наук Азербайджанской ССР. По его мнению, законопроект предостд 1 вляет Президенту иск лючительные полномочия в ‘ сфере законотворческой деяте льности, Предлагаемый меха низм, считает он, необоснован- то принижает роль советского парламента. Более четко, продолжал де путат, должен бьггь сформули. рован -пункт, в котором гово рится об абъявлении военного или чрезвычайного положения. Сославшись на то, что вопрос о введений чрезвычайного по- ложення 6 раку Преанднум Верховного Совета Аз€|рбайд- йшнской ССР не рассматривал, выступающий настаивал на . том, чтобы четко зафиксиро вать в законопр'оекте: чрезвы чайное положение Президент СССР объявляет при согласии Верховного Совета соответст вующей союзной республики. ' Нужен обновленный союзный договор, необходима новая че ткая регламентация функций Союза ССР и союзных ргопу- блик, сказал в заключение де путат. Только после решений этих основополагающих вопро сов можно серьезно; говорит^ о том, какие функции мы вверя ем Президенту СССР и какие ограничения его деятельности, единоначалия ставим. Депутат А. И. Казанник вы ступил за то, чтобы учредить пост Президента СССР. Но он считает, что предложенный за конопроект нуждается в суще ственной доработке. Прежде всего, необходимо провести че ткое разграничение властей, следует закрепить систему, как он выразился, сдерживания и противовесов, чтобы ни один орган государства не мог воз выситься над другим. Далее доцент' кафедры Омс кого госуниверситета проанали зировал ряд статей обсуждае-, мото закона,' касающихся прав и обязанностей Президента СССР. Ряд его предложений касался толкования ответствен ности Президента перед наро дом. Он, призвал шире опере ться в трактовке этой части закона на зарубежный опыт. В заключение оратор заявил, что последняя фраза в высту плении Ю, Н. Афанасьева не выражает мнения, членов меж региональной группы. Я не помню,;/ сказал он, чтобы на ее заседаниях когда-'нибудь об суждали ленинское наследие н пытались дать ему какое-то то лкование. День близился к концу, . и встал вопрос: как работать С'ьезду дальше. Предложения были разные. Но сошлись на, рекомендации председательст вующего: предоставить слово уже объявленному оратору, а утром 13 марта определить по. рядок дальнейшей работы. Выступившая затем депутат Е. И. Подолянина отметила, что сложившаяся обстановка требует незамедлительных кар динальных решений по на-аеде- нию по|рядка, улучшению дел в экономике. В такой обстановке как раз и нужна президентская власть. Как депутат, руководитель коллекти 1 ва, ж!енщина-мать, которой небезразлично горе, приносимое межнациональной рознью, выступающая приавала прислушаться к гол'осу совести и навести порядок в государ стве, в многонациональной се- На этом закончился первый день работы С'ьезда. В Советском Союзе учреж ден пост Президента страны. Так решил Съезд народных депутатов СССР на вечернем заседании 13 марта. Вот как это было. Утром вародные депу таты СССР условились продолжить обсуждение вопро са о внесении изменений и до волнений в Конституцию (Ос нов'ной Закон) СССР и уЧреж дении поста Президента СССР. Перед началом дискуссии по предложению одного из депу татов председательствующий М. С. Горбачев проинформиро. вал Съезд, на основании пре дварительных данных, о ситу ацйи в Литве. Принятое, сес сией Верховного Совета Ли товской ССР решение о восста новлении в Литве буржуазной Конституции 1938 года он вал неправомочным. Была читана одна из • поступающих из Литвы в адрес Съезда те леграмм, в которой от имени партийного актива Октябрьс кого района Вильнюса заявлен протест и несогласие с реше ниями сессии Верховного Сове та Литовской ССР «как анти народными и не выражающими интересы всех жителей ргойу- блики», М, С. Горбачев высказался за то, чтобы в сложившейся ситуации действовать активно. Соответствующая работа нача. та: согласно поручению Съезда — по линии правительства, Ве рховного Совета. Сразу по за вершении Съезда вопрос дол жен быть вынесен на сессию Верховного Совета СССР. М. С. Горбачев обратил вни мание на то, что литовские то варищи— а к. ним присоеди- ИЙЛИС& н представители Эсто нии. Латвии — предлагают ве сти с ними переговоры. Ду маю, сказал он, ни о каких переговорах .не может быть , и речи: переговоры мы ведем с иностранными государствами... Эти' слова были встречены Съе здам аплодисментами. До вы яснения всей ситуации, в рам ках Верховного Совета, Совета ' Национрьностей и правитель ства, продолжал председатель ствующий, до вынесения оценок мы будем работать так, как работаем, и приветствуем то, что депутаты из всех ргопуб- ■дик, а том числе из Литвы, находятся здесь, на Съезде. Первым в прениях на утрен нем заседании выступил депу тат О. Ходжаков. Он отмети.^- разделив законодательную и исполнительную власть, мы не предусмотрели механизм коор динации, согласования их дей ствий. Кроме того, воэншает настоятельная потребность ста- . билизации обстановки в стране и быстрого разрешения чрез вычайных ситуаций. Все это, подчеркнул депутат — функ ции главы государства, прина длежавшие до сих пор Прези. диуму Верховного . Совета СССР, опыт деятельности кото рого в последнее время свиде тельствует о неэффективности коллегиального метода приня тия решений, когда их нужно принимать оперативно. Поддерживая в принципе идею прямых всенародных вы боров главы государства, пер вый секретарь Ташаузского об кома Компартии Туркменистана вместе (*, тем высказался да -не замедлительное избрание ' Пре зидента на Съезде. Единствен ной /реальной кандидатурой на этот пост он считает М. С. Гообачева.^ Президентская власть. Одни видят в ней единственную на дежду, у других она вызывает беспокойство. Как считает де путат А. А. Плотнйекс, реше ние должно быть компромисс ным, приемлемым для всех. В то же время он обратил внимание на очевидные, по его мнению, парадоксы пред лагаемого проекта закона. В нем сознательно усложняется организация власти. Уже су ществуют два законодательных органа - - Съезд народных де- цутатов и Верховный Совет СССР. Разъединяя полномочия главы государства, и спикера парламента, мы будем, иметь два высших лица — Президен та СССР и Председателя Вер ховного Совета СССР.' При первом будут функционировать два Совета, при втором —• пр^ зидиум. Редакционной комис сии следует проработать раз личные варианты упрощения этой сложнейшей системы. Оратор обратил внимание на то, что при принятия закона следует учитывать Платформу ЦК КПСС к ХХУЩ съезду Йредставнтель Латвийской ССР передал Председателю Верховного Совета СССР дек ларацию, в которой' изложена конкретная позиция республн- В начале выступления депу тат А. А. Коршунов поделился сомнениями и поставил не сколько вопросов: нужен ли в нашей стране институт прези дентства? Разве недостаточно в нашей истории, в том числе и новейшей, было примеров, когда власть одного человека, доведенная до абсолюта, при водила к диктату со всеми вы текающими последствиями, к бедам конкретных людей н го сударства в целом. Не являет-' ся ли идея президентской влас ти шагом назад? Не приведет ли это к временам застоя или еще хуже? Размышляя над ними, ора тор подчеркнул, что институт президентства — это последо вательное продолжение кур са на демократизацию общест ва, на построение правового .государства. По мнению выступавшего, в государстве должен быть кон кретный человек, с которого можно было бы спросить и ко торый будет обязан принимать решения на виду у всей стра ны. Многое здесь будет зави сеть) от того, кто станет Пре зидентом. На этом посту де путат хотел бы видеть М. С. Горбачева. Он вышел из н ем ' старого, десятилетиями формв^ ровавшегося аппарата, но на шел в себе силы восстать про тив дискредитировавших себя форм управления страной. (ТАСС). (Продолжение отчета чи- едедуютеи яо | 1 ере).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz