Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 14 марта 1990 г„ № 61 (18658) Окончание доклада А. И. ЛУКЬЯНОВА (Начало на 1-й стр.) Ведущая роль о твод а тк советскому Президенту в об­ л а е т обороны и безопасаюс- ■ш страны. Он является по должности Верховным глав- «ошмаядующйм Вооружен­ ных Сил; объявляет состоя­ ние войны в случае нападе­ ния на Советский Союз и не­ замедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Вер­ ховного Совета СССР; объяв­ ляет общую или частичную далями, присвоение союзных почетных званий, решение вопросов гражданства и по- ' судей во­ енных трибуналов. За Прези­ дентом предлагается закре­ пить также ряд других пол­ номочий, обычно присущих главе государства. Это — награждеаре орденами и ме­ Таким образом. Президент ССОР наделяется достаточно •широкими .правами. Но при этом создается и весьма эф­ фективный механизм конт­ роля за его деятельностью ср стороны высших представи­ тельных органов и Комитета кснстнтуциоиногб надаора. Понятно, что намечаемые преобразования в структуре цеттральной власти повлекут за собой существенное из­ менение функций и полномо­ чий нынешнего Президиума Верховного Совета СССР. Он не будет теперь зани­ маться вопросами президент­ ского характера, а сосредото­ чит свое внимание на органи­ зации работы. С'ьезда и Вер- Совета СССР. Уточ­ няется и состав Президиу­ ма. В него будут входить Председатель Верховного Совета СССР, рукшодители палат, их заместители, пред­ седатели комитетов и посто- .янных жзмиссий палат.; Сох­ раняется принцип предста­ вительства в президиуме со­ юзных республик, от каждой из аих и по их предложе­ нию в Президиум включает» ся по одному народному де­ путату СССР. Таково, товарищи депута­ ты, изложенное в самом сжа­ том виде содержание тех проектов законов, которые представляются на рассмот­ рение третьего Съезда на­ родных депутатов СССР. Подытоживая оказанное, хотел бы отметить следую- Занятые сложными, нова­ торскими преобразованиями, которыми живет сегодня страна, мы часто не уешева- ем посмотреть на происходя­ щее со стороны, с позиций исторической перспективы. Если все же попытаться это сделать, то станет ясно, что за пять минувших лет в на- обществе произошли ог- ■■ перемены. Да, они не однозначны, не всегда мо­ гут оцениваться знаком плюс. Но перемены эти по самой своей сути прогрессив­ ны и, теперь можно сказать, необратимы. Рождается об­ новленный социально-эконо­ мический и государственный строй, складываются новые институты государственной власти. Да, их придется до­ делывать и, возможно, пе­ ределывать. Но, как правиль­ но сказал один из наших де­ путатов. обновленный социа­ лизм никакой добрый дядя нам «под клюя» не сдаст. Мы 'ДОЛН 5 ИЫ построить его своими руками. Это в полной мере относится я к обдовлет нию Советов, к созданш> со^ временных форм представи­ тельной демократии, к орга­ ничному вклюяенщо в струк­ туру .республики Советов , де­ мократического института президеятства. , Предлагаемые, Съезду на­ родных депутатов СССР из­ менения конституционных по­ ложений о партии, о собст­ венности, об учреждении пос­ та Президента прямо и не­ посредственно связаны с раз­ витием этого процесса. Они преследуют общую цель — дальнейшее про|движение по­ литической я экоиоМической реформ, всего дела обновле­ ния общественной жизни. Н а - , щему Съезду предстоит уста­ новить конституционно-пра- этих крупных ВОВОЙ перемен. Это очень важно. Но это только начало. Конституционные предпи­ сания должны стать живой реальностью. А для этого по­ требуются напряженные уси­ лия не только будущего Президента страны, которому необхо!Дима самая доброжела­ тельная поддержка, прежде всего делом, со стороны на­ родных депутатов СССР, всего нашего депутатского ко,рпуса. Нужна и активней- щая работа Советов, всех го­ сударственных органов в рес- пубдаках и на местах. Тре- - буется непосредственное участие всех без исключе­ ния общественно-политичес­ ких организаций, массовых объединений и движений в управлении государством, в обеспечении нормального функционирования его меха­ низма. Именно практическое включение в трудное, повсе­ дневное дело управления, а не митинговая стихия н кри­ тические молши со стороны необходимо нам се(Нас как воздух. Не заработают сами по се­ бе ,и новые конституционные нормы о собственности, о землепользовании. Опираясь на них, должны прийти в дви­ жение трудовые коллективы, колхозы и другие коопера­ тивные объединения, аренда­ торы, миллионы тружеников. Это потребует самой слож­ ной, самой болезненной лом­ ки — ломки человеческого сознания, -преодоления усто­ явшихся взглядов и привы­ чек. А иногда и отчаянного сонр|Отивле 1 Ш 1 я всему ново­ му. Ибо в покое новое не рождается. Оно рождается в нях, неукоснительное испол­ нение законов, строгая дис­ циплина и социальная спра­ ведливость стали сегодня всеобщим требованием. На­ род ждет решительных шагов по изменению экономическо­ го положения страны, изме­ нению не на бумаге, а на де­ ле, ждет активных действий властей по наведению поряд­ ка, обеспечению пОкоя и /бе­ зопасности граждан. Всего ^этого МОЖНО добиться лишь соединением усилий центра и мест, сплочением и консо­ лидацией миллионов людей. Никогда, товарищи, так не требовались нам последова­ тельность. упорство и настой­ чивость в осуществлении трудных задач, стоящих пе- ре|д страной, как теперь. По­ звольте выразить' 5 /веренность, что мы сделаем все для ус­ пешного решения этих задач. ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Перед началом прений по докладу депутат Н. Г. Дмит­ риев внес шредложения бе» . обсуждения 'поставить на го­ лосование' нринцидиальный воврос: нужно ли учреждение ‘Президентства вообще, и если да, то когда и как именно сле­ дует . избирать Президента ССОР. Съезд с таким подхо­ дом-в. конце концов не согла— Мы сейчас находимся в си­ туации, когда наступил пара­ лич власти в стране. С такой констатация начал выступле­ ние открывший трения депу­ тат С. С. Алексеев. Власть по- настоящему н е . функциониру­ ет, по сути дела, она недееспо­ собна. Топтание на месте обо­ рачивается нарастанием сти­ хийных элементов, которые грозят непредсказуемыми пос­ ледстаиями. Касаясь далее существа воп­ роса о президентстве, предсе­ датель Комитета конституцион­ ного надзора СССР выделил в этой теме ряд моментов. Мы до сих пор наповедовали тота­ литарное представление о го­ сударстве, указал' он. Надо изменить само видение госу­ дарства, дредставлять его. в . светском смысле. Государство — это гарантии законности, апокойствия, овободЫ, уверен­ ности:, защиты прав людей. Второй тезис выступления зат 1 рояул лозунг «Вся власть — Советам!». Мы интерпрети­ ровали его в создании такого коллегиального органа, как Верховный Оовет. Но разве не проявляются сегодня боль­ шие минусы в работе парла­ мента? Отвечая на этот воп­ рос. оратор заявил, что чисто парламентская структура спо­ собна подчас заводить в туч пик, она может блокир<^вать любые решения, и она. как ни парадоксально, больше всего приспособлена к диктатуре. На основе данных науки юрист утверждал, что только организованная структуриро­ ванная государственная власть начинает обретать собствен­ ную силу. Только она может предупредить чрезмерную цен­ трализацию, когда главные ее подразделения — судебная, исполнительная и законода­ тельная власти — ' тааимно уравновешены. , Оратор высказался за не­ медленное решение вопроса о президентстве, подчеркнув, что оно связа:но с крупными и давно назревшими изменения­ ми в нашей политической си­ стеме. Он призвал также не затягивать пожотовку новой Конституции СССР. . Много лет занимающийся разработкой ракетно-кобми- ческйх комплексов депутат В. Ф. Уткин поделился неко­ торыми аналогиями с сегод­ няшней обстановкой, требую­ щей от каждого вдумчивости и ответственности. По зако­ нам' физики и механики, ска­ зал он, для набора необходи­ мой скорости отбрасывается отработанная ступень ракеты, и облегченная ракета устрем­ ляется вперед. Это происходит благодаря четким расчетам, и, голи отбрасывается то, что положено, достигается постав­ ленная цель.. Сейчас, продол­ жал выступающий, в .период перестройки, мы мнрго отбра­ сываем из того, что стало тор­ мозом в нашей жизни, наде­ ясь получить нужное ускоре­ ние. Но при этом часто допус­ каем очень серьезные ошибки. В этом зале, далеком от ис­ пытательных полигонов, заме­ тил оратор, бывает трудно представить .всю глубину от­ ветственности' за решения, принятые порой при предель­ ных эмоциональных пергоруз- ках. По его мнению, недоста­ точность предварительных рас­ четов по ряду принимаемых кардинальных решений приве­ ла к тому, что не получилось ожидаемого ускорения продви- жевия общества. Выступающий высказал на­ дежду, что Съезд примет ре­ шение избрать Президента. Это дело срочно* н не терпит про­ медления. Дебаты об учреждении пос­ та Президента СССР, на взгляд депутата Н. А. Назар­ баева, с6 .всей очевидностью определили водораздел мнений на этот счет. В «овде концов, (жазал он, латать сегодняш­ ние прорехи можно было бы и без президентства, точно так же, как и с ним яелет.ко опра­ виться с решением насущных Мы, считает оратор, долж­ ны включить в' работу новый механизм пласта ие только ради устранения нынешней остро вставшей проблемы личной и всенародной безо., пасяости, ликвидации возник­ ших социальных напряженно­ стей, хотя и это само по < ^е чрезвычайно важно. Во сто крат важнее увидеть за пре­ зидентской: формой правления образ будущего страны, чер­ ты разумного соотношения за­ конодательной и исполнитель­ ной власти, контуры спраиед- лйвого, гуманного, демократи­ ческого устройства общества. Председатель Верховного Совета Казахской ССР выска­ зал убеждение, что президент­ ская власть может стать сво­ еобразным гарантом, ибо со­ держит а своей основе регу- Iлирующие начала,, способные придать всем видам государ­ ственной власти гармоничную целостность. Что же Касается конкретной кандидатуры на этот пост, то мы, заявил он, за Михаила С^ягеевича Горба, чева, авторитет и политическое лидерство которого не вызыва­ ют сомнения. Далее выступающий остано­ вился на некоторых, по его мнению, спЬрных моментах представленного на рассмотре­ ние Съезда Закона об учреж­ дении поста Президента СССР. Он предложил ввести прези­ дентскую власть в каждой со­ юзной республике. По его мне­ нию, в законе необходимо бо­ лее четко уточнить функции президентского Совета и Сове­ та' (йдерации. Работа внеочередного Съез­ да, подчеркнул депутат Р. Ф. Сафиуллян, проходит, в слож­ ное время. Перестройка пока­ зала в критическом свете ре­ альный государственный аппа­ рат, некомпетентность и даже безволие его отдельных звень­ ев и должностных лиц. Ог­ ромная армия управлёндев, масса различных ведомствен­ ных инструкций и рашоряже- ний, порой противоречащих друг другу, не ст 1 али гаранти­ ей того, чтобы количество пе­ реходило в качество. И наука управления осталась неуейо- ,По мнению депутата, рас­ сматриваемые Съездом .вопро­ сы — непростые, Их значение не сводится только К .расши­ рению политико-правового сло­ варя перестройки за Ъчет вве­ дения новых для нашего язы­ ка терминов — Президент, Со­ вет 4 ^дерации, президентский Совет и так далее. Речь идет об интеграции власти, господ­ стве закона и демократии не на словах, а на де.че.. Введение президентского поста именно сейчас просто необходимо. ВеДь повсеместно ощущается дефицит стабильности н по­ рядка, растет правовой ниги­ лизм. Развитие .перестройки выдвигает вСе новые и ие ме­ нее сложные проблемы/ ре­ шить которые можно только при наличии сильной государ­ ственной власти, подчеркнул выступающий. Мы решаем непростой воп­ рос о структуре государствея-' ной власти в СССР, политиче­ ской системе нашего общест­ ва, сказал депутат Ю. Н. Афа­ насьев. И решаем ето в тяже­ лейшей обстановке, отягощен­ ной, к сожалению, миогими человеческими жертвами. Но это еще и вопрос об узаконе­ нии чрезвычайной власти оп­ ределенного человека — М. С. Горбачева. Нуждаемся ли в этом мы, перестройка и сам ее инициатор? К тому же ре­ шение вопроса обретает ско­ ротечную форму. Оратор сообщил, что на соб­ рании межрегиональной депу­ татской группы приняты соот­ ветствующие решения. Смысл их в том, что члены МДГ от­ рицательно относятся к введе­ нию президентского поста и решитадьно выступают против избрания Президента на Съез­ де. Закон о президентстве дол­ жен быть встроен в целост­ ный единый органический кон­ текст НОВОЙ демократической Конституции. Вне такого кон­ текста президентство станет опасньвй неизвестным, усугуб­ ляющим наши трудности и тревоги. Среди условий введения ■црезидентства ‘ выступающий назвал заключение нового со­ юзного договора- суверенных государств, формирование пол­ номочного Верховного Совета как реального противовеса ис­ полнительной власти, избрание Президента' П 1 рямш равным Всеобщим голосованием, про­ ведение миогопартийных выбо-. ров, то есть создание реаль­ ной организованной оппоаиции, обеспечение свободы печати. Вопрос о президентстве, продолжал депутат, решается в кризисный период,, когда по­ литика нынешнего руководст­ ва терпит .поражение. Пред­ лагаемый опбеоб — ставка на силу, ’ чрезвычайные обстоя­ тельства. Вождь и основатель оставил нам в наследство .принцип возведения в ранг государственной политики мас­ сового насилия и террора, без­ закония. И это же нам сей­ час предлагается по традиции продолжить. По мнению депутата Н. И. Демертея, обсуждаемый проект Закона об утверждении поста Президента СССР можно рас­ сматривать как гарант устра нения образовавшегося в стра­ не своеобразного вак>тпма власти, который сегодня за­ полняют приверженцы анархии беззакония и вседоэволенно сти. Он .поддержал идею .вве деиия в стране института пре зидентства, высказав в то же время замечания по отдель ным статьям проекта. В выступлении подчернива том или ином регионе слож­ ной или даже чрезвычайной ситуации нужны безотлага­ тельные и решительные меры которые пока не П|редп,рй'НИ маются как со стороны зако нодательной, так и исполнитель­ ной власти. Депутат предложил принять Закон об учреждении поста Президента СССР и вне­ сти соответствующие изменения и дополнения в Конституцию За максимально быстрое ут­ верждение президентской вла- -сти высказался депутат А. С. Елисеев. В пользу этого ре­ шения, -ПО его словам, гово­ рят два аргумента: необходи­ мость усиления исполнитель­ ной власти и пов.ышение пер­ сональной ответственности ру­ ководителя страны перед на­ родом. При этом оратор . пред­ ложил до принятйн резолюции по вопросу о президентском правлении решить • проблему 6 -й и 7-й статей Конституции СССР, сохранение которых в нынешнем виде таит, как он считает, постоянную угрозу возвра.щения к авторитарным методам -руководства. Медлить нельзя, подчерк­ нул оратор, мы должны быст­ ро заполнить вакуум, который на наших глазах 01 бразуется при отходе партийных органов от решения государственных задач. Мы должны сегодня уже самой структурой 'го су ­ дарственного управления ис­ ключить возможность восста­ новления дрежиего режима. Выступающий' высказал ряд замечаний лю проекту .измене­ ний в Конституции-СССР в связи с учреждением поста Президента, Благие начинания перест­ ройки не могут иметь шансов на успех, голи не будут сти­ раться на прочные государст­ венные структуры и ‘ эффек­ тивный институт власти. Раз­ вивая эту мысль, депутат В. И. Воротников логически проследил прямую связь раз­ вития демократии с упрочени­ ем государственного кз|ркаса, укреплением дисциплины, по­ вышением уровня политическо­ го сознания.' Сегодня же, от­ метил он, происходят, скорее, обратные процессы: в общест­ ве, в социальной и экономиче­ ской сферах нарастают нега­ тивные тенденции. Вот почему столь актуально укрепление центральной власти, наделение го та.кими прерогативами, ко­ торые позволили бы своевре- менно и точно направлять и контролировать процессы об­ щественных преобразований в условиях растущего много­ образия форм политической жизни. В этой связи член Полит­ бюро ЦК КПСС привлек вни­ мание к инициативам, пред­ принятым Коммунистической партией, которая пересматри­ вает формы своего участия в деятельности гоС|ударст.ва. ' Касаясь выступления Ю. Н. Афанасьева в част.^ необходи­ мости оппозиции, депутат за­ метил, ч^о таковая, по суще­ ству, уже есть. Речь только о том, чтобы она приняла соот- ветстеующяе законные формы. В конце концов, никто ведь не мешает выходу из Комму­ нистической партии и сдада- ййю Организаций, что. собственно, и предусматрива­ ют сейчас предложения ПО 6 -й и 7-й статьям Конститу­ ции СССР. Прозвучавшие же оскорбительные выпады пусть останутся на совести высту­ павшего, резюмировал оратор. Председатель Президиума Верховного Совета РСФСР высказался за то, чтобы в на­ шей стране была одна цент­ ральная власть и, соответст­ венно, — один президентский Затем па Съезде была обра­ зована Редакционная комис- Часть общества, сказал депу­ тат Г. Г. Гумбаридзе, вн;шт в президентстве возвращение к личностной модели упца^леикя обществом. Когда речь идет о конкретной личности, можно соразмерить канди-дата с теми п.рз'вами, которыми мы готовы его наделить. Общественность республики однозначно подде­ рживает демократические пре­ образования в стране, проводи, мые под руководством М. С. Горбачева. Вместе с тем, вве­ дение института президентства нельзя увязывать с конкретной личностью. В законопроекте, по мнению депутата, слабо принимается во внимание то обстоятельство, что СССР—Союз суверенных государств,- не учитывается вся сложность межнациональных отношений. Естесшенно жела­ ние общества не допустить во­ зврата к унитарному государст­ ву. Для этого должен быть со­ здан эффективный 'механизм коллегиального контроля за деятельностью Президента, при­ чем не ТОЛЬКО' со стороны пар­ ламента, но, воаможяо в пер­ вую очередь, со стороны Сове­ та федерации, и особенно в части соблюден!»! союзного до­ говора. Перестройка и демокрагиш. ция, сказал Председатель Пре­ зидиума Верховного Совета Грузинской- ССР, открыли но­ вые перспективы обретения ре­ альной госуда,рс'твен«ости со­ юзными республиками. Но именио с этой точки зрения за­ конопроект .вселяет определен­ ные сомнения, что вызвало се­ рьезные критические замеча­ ния. подтвердивщнгоя на вне­ очередной сессии Верховного Совета Грузинокой ССР. По мнению депутата, каждая союз­ ная республика должна иметь право избрания своего Прези­ дента, наделенного широкими полномочиями, однако законо­ проект, к сожалению, этого не предусматривает. Решение о введении поста Президента СССР диктуется ло. гикой демократических преобра­ зований в нашей стране, отме­ тил депутат В. И. Мироненко. Мы уже совершили ошибки, от­ кладывая разработку и приня­ тие новой Конституции. Опаз­ дываем и с заключением ново­ го союзного договора. И теперь нельзя останавливатьсп в ре­ шающий момент. К уже высказанным на Съез­ де артументам выступающий добавил ряд соображений в по­ льзу президентской формы пра. вления. В частности, он ска­ зал, что, защищая идею пре­ зидентства, не стоит делать акцент на усилении исполни­ тельной власти. По его мне­ нию, целесообразность введе­ ния президентстаа оправдана как о ^им и , перспективными со­ ображениями, так и углублени­ ем и ускорением д€мок,рэтиче­ ских преобразований. Назвав себя ' 'убежденным сторонником всенародного из­ брания Президента, депутат предложил подумать, не явля. ется. '.ли предлагаемое сейчас исключение — избрать первый раз Президента именно на Съе­ зде серьезным и важным противовгоом. В таком случае, сказал он. Съезд народных де, путатов, обладая правом как принять такое решение, так и отменить его в оговоренных за­ коном с.чучаях, сможет быть •важным фактором от непомер­ ного возрастания роли президе: нтской власти в ущерб другим институтам. • Приведя слова ученого Нобе­ ля, именем которого названа самая гуманная премия — «Всякая демократия заканчива­ ется диктатурой подонков». — депутат И. В. Дорохов выразил надежду, что они не окажутся пророческими для нашей стра, ны. Сегодня, отметил он, перес­ троечным процессам противб.; стоят не только догматические, но и экстремистские силы. Ис­ пользуя общественное недово­ льство, они стремятся захватить неформ| 1 л(»йре. 9 затем и фор­ мальное лидерство. Экстремизм выступает ,в популистских оде­ ждах, стремясь то левой, то правой фразой вести за собой толпу{ Экстремисты пытаются расколоть наше Общество. Эти настроения проявились в ходе первой и второй избирательных кампаний. Кто может навести порядок? Отвечая на этот вопрос, 0 |ра- тор подробно остановился на «еобходимости введения прези­ дентской власти. Он высказал мнение, что учреждением пос­ та Президента мы проявляем не поспешность, а отставание. Депутат предложил доработать основные положения проекта и призвал: хватит заседать, давай­ те работать. Депутат Н. 'П . Шмелев ре­ шительно поддержал установ­ ление в стране президентской власти, В сложной многонаци­ ональной стране, сказал, он, Ну­ жен верховный арбитр, избран­ ный всем народом Все боль- Ще мы ощущаем вакуум реши­ мости, политической воли, вла­ сти в наиболее бол_-зненной сфере— экономике, где идет процесс развала под воздейст­ вием ошибок, совершенных уже в новое время. Скажем горь­ кую правду: мы построили в экономике сумасшедший дом и продолжаем жить по его зако. - нам, И пока не вернемся к здравому смыслу, нормальным эконо:мическим 'законам, из кризиса не выйдем. Ученый подверг критике при­ нятую на предыдущем Съезде правительственную программу, назвав ее нерешительной и по­ ловинчатой. Необходимо дадь простор новым формам эконо­ мической жизни, которые с трудом про 1 бивают себе дорогу. Мужество, авторитет- Президен­ та нужны, чтобы перейти от продразверстки к продналогу, покончить с искусственной под­ держкой «лежачих» хозяйств, обвободить деревню от всех остатков крепостничества. Де­ путат выразил несогласие с двойственной, как он считает, позицией правительства в от­ ношении кооперации, собствен, ности. Нам не обойтись без непопулярных, ,но нужных'мер, реформы цен и финансов, ска. зал в заключение оратор. На­ деюсь, что президентство про­ явит смелый подход. Депутат М, И. Ибрагимов поддержал выступивших на С'ье. зде за '.учреждение поста Пре­ зидента ООСР и одобривших основные положения законо­ проекта по данному вопросу. Страна в своем движении по пути перестройки; сказал он, подошла к важному рубежу. Становится реальностью пере­ дача партией власти Советам, растет политизация широких масс. Но видно и другое. Уча. стились попытки, деструктив: ных сил нарушить нормальный ритм жизни страны, создать у людей чувство неуверенности и Учреждение поста Президен, та страны, подчеркнул оратор, — важный шаг на пути повы­ шения авторитета власти, в том числе и исполнительной. Он, несомненно, ускорит пере­ строечные процессы, продвинет В 1 перед развитие экономики, демократизацию и гуманиза­ цию общества. Дополнительный импульс получат также разде­ ление законодательной, испол­ нительной и судебной властей. По мнению* депутата, отде­ льные положения представлен­ ного законопроекта требуют уточнения Необходимо се всей тщательностью подойти к оп­ ределению компетенции, поряд­ ка и форм деятельности Совета федерации и президентского Как считает депутат С. Я- Батышев, президентство, несо­ мненно, повысит престиж госу­ дарственного правления в стра­ не. Председатель Верховного Совета практически реальной властью сегодня не обладает. Говоря о ныне сложившейся струйтуре власти, оратор ука­ зал на ее функциональную не- ! состоятельность и противоречи­ вость. Например, законодатель­ ной деятельностью занимаются ' и Верховный Совет, и Съезд народных' депутатов. Одновре­ менно он считает, что предла­ гаемое сейчас президентское правление не намного упрощает сложившиеся структуры. Нао­ борот, дополнительто намечает­ ся утвердить пост Президента. Совет феищрации, президенте-, кий Совет, Не слишком ли мы привержены к созданию таких структур, от которых потом ле. ГКО отказываемся?-— задал ри­ торический вопрос выступаю­ щий. По мнед 1 !!Р ученого, ао.д­ жен быть уточнен механизм президентской власти, чтобы имелись надежные гарантии от рецеднвов тоталитаризма, В суждениях о том, что в е ­ дение института президентства — своего рода чрезвычайная мера, вызванная кризисной си­ туацией в стране, есть доля истины, сказал депутат В. А. Медведев. Этот шаг необходим для принятия крупных опера­ тивных политических решений, направленных на предотвраще- .ние эскалации негативных про­ цессов. Необходимо выбраться из управленческой 'сумятицы и рыхлости, которую уже окрес­ тили параличом власти, Секретарь ЦК КПСС подче­ рквул: одновременное обс,<'жде- ние на Ст^зде двух вопросов— введение президентства и изме­ нение статей 6 и 7 Конститу­ ции — не случайное совпаде­ ние. Если не будет создана си­ льная и дееспособная президен­ тская власть, -отказ партии ст своих нынешних функций мо­ жет привести к анархии. Оратор выразил несогласие с теми, кто полагает, что пар­ тия должна ограничиться ве!р- хушечной парламентской деяте­ льностью и чуть ли не самоли­ квидироваться, подчеркнув при этом: передача власти от пар­ тии государству — не тактиче­ ский маневр, а стержневая ли. ния руководства КПСС. Вряд ли следует опасаться, считает он, и того, что Президент—ЛИ: дер партии по рукам и ногам будет связан партийной дне- , циплиной. Секретарь ЦК КПСС убежден в том, что соедине­ ние роли партийного лидера с постом главы государства не только целесообразно, но и не­ обходимо в нынешних условиях. В заключение он обратил внимание на особенности пове­ дения тех критиков партии, ко­ торые еще недавно е пеной у рта ратовали за президентство, а сегодня столь же категорич­ но отвергают эту идею. Этот парадокс, по его словам, слу­ жит доказательством ' отсутст­ вия конструктивного начала у оппонентов КПСС, Депутат В. И. Гольданский сразу обусловил направленность своего выступления, заявив, что будет говорить об учреж­ дении поста Президента СССР, имея в виду конкретно М, С. Горбачева, которого в настоя­ щее в;ремя считает единствен­ ным реальным кандидатом. Не вызывает сомнения, про­ должал выступающий, не про­ сто чрезвычайно назревшая, но даже перезревшая ■ актуаль­ ность Закона о президентстве. Конечно,- было бы лучше выби­ рать Президента на основании всеобщего равного и прямогс' избирательного права, как > предлагается делать в даль­ нейшем, Но сейчас на это гро. сто не'Г времени. Речь идет, как образно вы!разился депутат, о срочной реанимации, а не о санаторном лечении. Нелепыми назвал он предпо­ ложения о том, что создание поста Президента якобы обус­ ловлено стремлением Горбачева к абсолютной личной власти. По старь!м меркам, он ее полу- чил ровно пять лет назад, ко­ гда стал Генеральным секрета­ рем ПК партии. Абсурдно по- дозрева'гь, что, посвятив себя все это время слому админист. ративно-бюрократической сис- темй, в которой полновластным хозяином страны была партий, ная вб|рхушка, М. С, Горбачев сейчас, дескать, решил захва­ тить в свои руки власть в но­ вой ипостаси. Депутат предложил ряд по-. правок в обсуждаемый законо­ проект. Не следует забывать, напо­ мнил депутат Э. Ю. Салаев, что мы живем в союзном го­ сударстве, которое составляют суверенные республики. Соблю­ дение их прав в сфере испол­ нительной власти должно быть обеопечено надлежащими га­ рантиями. Именно с таких по-' зиций ряд замечаний и допол­ нений к законопроекту предло­ жил президент Академии наук Азербайджанской ССР. По его мнению, законопроект предостд 1 вляет Президенту иск­ лючительные полномочия в ‘ сфере законотворческой деяте­ льности, Предлагаемый меха­ низм, считает он, необоснован- то принижает роль советского парламента. Более четко, продолжал де­ путат, должен бьггь сформули. рован -пункт, в котором гово­ рится об абъявлении военного или чрезвычайного положения. Сославшись на то, что вопрос о введений чрезвычайного по- ложення 6 раку Преанднум Верховного Совета Аз€|рбайд- йшнской ССР не рассматривал, выступающий настаивал на . том, чтобы четко зафиксиро­ вать в законопр'оекте: чрезвы­ чайное положение Президент СССР объявляет при согласии Верховного Совета соответст­ вующей союзной республики. ' Нужен обновленный союзный договор, необходима новая че­ ткая регламентация функций Союза ССР и союзных ргопу- блик, сказал в заключение де­ путат. Только после решений этих основополагающих вопро­ сов можно серьезно; говорит^ о том, какие функции мы вверя­ ем Президенту СССР и какие ограничения его деятельности, единоначалия ставим. Депутат А. И. Казанник вы­ ступил за то, чтобы учредить пост Президента СССР. Но он считает, что предложенный за­ конопроект нуждается в суще­ ственной доработке. Прежде всего, необходимо провести че­ ткое разграничение властей, следует закрепить систему, как он выразился, сдерживания и противовесов, чтобы ни один орган государства не мог воз­ выситься над другим. Далее доцент' кафедры Омс­ кого госуниверситета проанали­ зировал ряд статей обсуждае-, мото закона,' касающихся прав и обязанностей Президента СССР. Ряд его предложений касался толкования ответствен­ ности Президента перед наро­ дом. Он, призвал шире опере­ ться в трактовке этой части закона на зарубежный опыт. В заключение оратор заявил, что последняя фраза в высту­ плении Ю, Н. Афанасьева не выражает мнения, членов меж­ региональной группы. Я не помню,;/ сказал он, чтобы на ее заседаниях когда-'нибудь об­ суждали ленинское наследие н пытались дать ему какое-то то­ лкование. День близился к концу, . и встал вопрос: как работать С'ьезду дальше. Предложения были разные. Но сошлись на, рекомендации председательст­ вующего: предоставить слово уже объявленному оратору, а утром 13 марта определить по. рядок дальнейшей работы. Выступившая затем депутат Е. И. Подолянина отметила, что сложившаяся обстановка требует незамедлительных кар­ динальных решений по на-аеде- нию по|рядка, улучшению дел в экономике. В такой обстановке как раз и нужна президентская власть. Как депутат, руководитель коллекти 1 ва, ж!енщина-мать, которой небезразлично горе, приносимое межнациональной рознью, выступающая приавала прислушаться к гол'осу совести и навести порядок в государ­ стве, в многонациональной се- На этом закончился первый день работы С'ьезда. В Советском Союзе учреж­ ден пост Президента страны. Так решил Съезд народных депутатов СССР на вечернем заседании 13 марта. Вот как это было. Утром вародные депу­ таты СССР условились продолжить обсуждение вопро­ са о внесении изменений и до волнений в Конституцию (Ос нов'ной Закон) СССР и уЧреж дении поста Президента СССР. Перед началом дискуссии по предложению одного из депу­ татов председательствующий М. С. Горбачев проинформиро. вал Съезд, на основании пре­ дварительных данных, о ситу ацйи в Литве. Принятое, сес сией Верховного Совета Ли товской ССР решение о восста­ новлении в Литве буржуазной Конституции 1938 года он вал неправомочным. Была читана одна из • поступающих из Литвы в адрес Съезда те­ леграмм, в которой от имени партийного актива Октябрьс­ кого района Вильнюса заявлен протест и несогласие с реше­ ниями сессии Верховного Сове­ та Литовской ССР «как анти­ народными и не выражающими интересы всех жителей ргойу- блики», М, С. Горбачев высказался за то, чтобы в сложившейся ситуации действовать активно. Соответствующая работа нача. та: согласно поручению Съезда — по линии правительства, Ве­ рховного Совета. Сразу по за­ вершении Съезда вопрос дол­ жен быть вынесен на сессию Верховного Совета СССР. М. С. Горбачев обратил вни­ мание на то, что литовские то­ варищи— а к. ним присоеди- ИЙЛИС& н представители Эсто­ нии. Латвии — предлагают ве­ сти с ними переговоры. Ду­ маю, сказал он, ни о каких переговорах .не может быть , и речи: переговоры мы ведем с иностранными государствами... Эти' слова были встречены Съе­ здам аплодисментами. До вы­ яснения всей ситуации, в рам­ ках Верховного Совета, Совета ' Национрьностей и правитель­ ства, продолжал председатель­ ствующий, до вынесения оценок мы будем работать так, как работаем, и приветствуем то, что депутаты из всех ргопуб- ■дик, а том числе из Литвы, находятся здесь, на Съезде. Первым в прениях на утрен­ нем заседании выступил депу­ тат О. Ходжаков. Он отмети.^- разделив законодательную и исполнительную власть, мы не предусмотрели механизм коор­ динации, согласования их дей­ ствий. Кроме того, воэншает настоятельная потребность ста- . билизации обстановки в стране и быстрого разрешения чрез­ вычайных ситуаций. Все это, подчеркнул депутат — функ­ ции главы государства, прина­ длежавшие до сих пор Прези. диуму Верховного . Совета СССР, опыт деятельности кото­ рого в последнее время свиде­ тельствует о неэффективности коллегиального метода приня­ тия решений, когда их нужно принимать оперативно. Поддерживая в принципе идею прямых всенародных вы­ боров главы государства, пер­ вый секретарь Ташаузского об­ кома Компартии Туркменистана вместе (*, тем высказался да -не­ замедлительное избрание ' Пре­ зидента на Съезде. Единствен­ ной /реальной кандидатурой на этот пост он считает М. С. Гообачева.^ Президентская власть. Одни видят в ней единственную на­ дежду, у других она вызывает беспокойство. Как считает де­ путат А. А. Плотнйекс, реше­ ние должно быть компромисс­ ным, приемлемым для всех. В то же время он обратил внимание на очевидные, по его мнению, парадоксы пред­ лагаемого проекта закона. В нем сознательно усложняется организация власти. Уже су­ ществуют два законодательных органа - - Съезд народных де- цутатов и Верховный Совет СССР. Разъединяя полномочия главы государства, и спикера парламента, мы будем, иметь два высших лица — Президен­ та СССР и Председателя Вер­ ховного Совета СССР.' При первом будут функционировать два Совета, при втором —• пр^ зидиум. Редакционной комис­ сии следует проработать раз­ личные варианты упрощения этой сложнейшей системы. Оратор обратил внимание на то, что при принятия закона следует учитывать Платформу ЦК КПСС к ХХУЩ съезду Йредставнтель Латвийской ССР передал Председателю Верховного Совета СССР дек­ ларацию, в которой' изложена конкретная позиция республн- В начале выступления депу­ тат А. А. Коршунов поделился сомнениями и поставил не­ сколько вопросов: нужен ли в нашей стране институт прези­ дентства? Разве недостаточно в нашей истории, в том числе и новейшей, было примеров, когда власть одного человека, доведенная до абсолюта, при­ водила к диктату со всеми вы­ текающими последствиями, к бедам конкретных людей н го­ сударства в целом. Не являет-' ся ли идея президентской влас­ ти шагом назад? Не приведет ли это к временам застоя или еще хуже? Размышляя над ними, ора­ тор подчеркнул, что институт президентства — это последо­ вательное продолжение кур­ са на демократизацию общест­ ва, на построение правового .государства. По мнению выступавшего, в государстве должен быть кон­ кретный человек, с которого можно было бы спросить и ко­ торый будет обязан принимать решения на виду у всей стра­ ны. Многое здесь будет зави­ сеть) от того, кто станет Пре­ зидентом. На этом посту де­ путат хотел бы видеть М. С. Горбачева. Он вышел из н ем ' старого, десятилетиями формв^ ровавшегося аппарата, но на­ шел в себе силы восстать про­ тив дискредитировавших себя форм управления страной. (ТАСС). (Продолжение отчета чи- едедуютеи яо | 1 ере).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz