Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

О енннское знамя Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 73-й год издания Среда^ 14 марта ^990 г. М 81 (18858) Цена 3 коп. о ВНЕСЕ1111Н НШЕН1111 И ДОПОЩНМ! В К11НСШУЦН10 (ОСНОВНОЙ 31Н0Н) СССР 1ГУЧРЕ1НДЕННН НОСТЙ ОРЕЗИДЕНТА СССР Локлад А . И. Ликьянова на внеочвведнпм тпр.търж и Г 'Г 'Г 'р Товарищи депутаты! На рассмотрение внеочере дного третьего Съез да народных депутате! ,СОСР вносятся основопола гакщие всшросы дальнейшеп продаижеяяя политическо! и экономической реформ, у« рИ 1 ления системы управлени: государственными делами, уг лубления содиалвстнческо! демократии. Решение Съез­ дом этих вопросов будет начать, что в ражитии со ветского котституциошюге ' стрйуя, становлении социалн стического правового госуда рства начнут набирать с ад перемены фундаментальное значения. Чем вьювано столь безот лагательяое обращение ] Съезду? Необходимостью на ращивать начатые в ' страна демократические преобразо даяия или какими-то конъю яктурньми соображениями' Жедшнием отреаткровать н всташние перед нами пробле мы или стремлением кеш - т яодстроиться под стандарть а№дш 1 рш 1 ятой мировой прав тики? Логикой самой пере стройки или сложностью си туации, в которой сегодя; находится страна? Ответит хотелось бы так; все зги мо .менял конечно, не могли » учитьшаться Верховным Сс ветом, руководстаОм страны однако ^ л е е всего -к ваме ч а ^ ы м преобразованиям под вел вас сам объективный хо, развития ойцества. Он дав туется прежде всего внутрен ней природой процессов обнс вления, накопленным, пуст; и небольпшм еще, опытом фу нщионироеания наших ноты политических инсштутов. В самом деле. Именно хо, реформ вывел нас на неоС . ходимость радикального пс яуяпкяия роля Советов ка полно 1 власггяых оргшюв нг рода и в связи с этим — н изменение функций и мете дот деятельнсюти ШКЖ, е места в политической сися ме общества. ”|Име 1 ШО ход реформ приВе, нас к вьюоду о том. что на до подаее и четче отразит в Конституции и з ам н о д а я льстве все разнообрази форм собствегшости, обеспе чить равные услотия их раз вития, их поддержку и защн №«едао ход реформ, нео; жмначные процессы, с к о я рьши стожнудось о бщ е с т когда начатые преобразотани ПОШЩ 1 , вглубь, в том числ сбот в реад а^ции круиныз мер, намеченных Съездо; народаых депутатов » Верхе иным Советом СССР, подаел нас к необходимости укре* 1 !ення механизма истолиени законов й других государст венных решений путем уч,р« ждения роста Президент! етршты. Такам образом, речь иде о необходимости ускорит перестроечные процессы ' политических, социально-эно номичесних. меяшациональ ных и других отнетпеотщ Речь идет о настоятельно потребности в более четко: отределения структуры фующий вькпшх органов я сударственной власти. Реч 1 в конечном счете, идет о том насколько эффективно м! сможем обеспечить продо^ женне линии на обнотлени всех с^р о н оЕйцественног органиаиа. на создание гу манного, подлщпю демократ* ческого общества. Осущесталевие первото эте па политической реформы рг дикалыю изменило всю атм 1 сферу нашей жизни., Работ! ^ю т я уже иемДло сделали д а создания прэвотого фундам« яга перестройки Съезд Н! родных депутатот и Верх« яый Сотет ССОР. На прох< дящих сейчас выборах в ре спубликажжие и местные С< веты завершается процес формировании системы о&п вляемых органов государе венной власти. Намечаютс существенные преобразотани советской федерации, она н! полняется новым содержан! ем. В стране созданы десяти новых общественных орган! заций и дайжешй. Резко ю зросла политическая антш ЯОСТЬ ТруДШЦИХСЯ. Это — ПС зигишпЙ! результат , перес: ройки, демократизации, глас яости, фод!маротаяия праве ВОЙ государствеийости. V 'Вместе с тем в поеждне ^йремя наблюдается растуйца обеакжоенность советски людей обострением социаш яо-зконсадической ситуацю шокой результативностью даже торможением намече* . ных ре<|к>рм. остршш » ой (| шнггами на межнационально? почве, .массовыми беспоряд­ ками, ростом преступности. Все громче звучит тр ^о ва - ние в пользу принятия реши- тельньыс мер, направленных на обеспечение должного го. с;ударешенного и обществен, ного порядка, безопасности граждан, норма-’шзации поло­ жения в аконехмике. решения неотложных ссщиальных, эко- лсжических и других проблем. Глуябинкые причины сло­ жившейся ситуации прямо сжязаны с характером пере­ живаемого ними историческо­ го момента, когда былые ко- мацдно-щфшнистратнвные по, рчдки й соответствующие им политические структуры де- межтируются, а новые, отве- чакяцие потребностям време­ ни, .пока только складывают­ ся. Да и сопротивление, ска­ жем прямо. все еще оказывается немалое. Ничего неожиданного в этом нет. И дело тут не толь­ ко в трудностях переходного периода. Дело прежде всего в том, что на протяжении де­ сятилетий вся реальная власть в стране — политичес. кая, экономическая, духовная — соередоточиналась в руках партии, ее жхмитетот на йсех уровнях. Такое положение Ш10С было заложено в поли­ тические сгрунтуры, в пси­ хологию руководителей и ап­ парата всех ступеней, в об­ щественное сознание. Отход от этих представлений, при­ вычек и традиций требует и времени, и больпшх усилий, и нотых кадров. Это понятно. Но все ..учреждения, законы, !Н?оцедуры, которые в сово- ку 1 рос-ш составят сердцевш^ щзавового государства, за короткий период вред мо­ гу* <йлгь созданы. Это — Щ)о- цесс длительный, требующий не только напряженной зако- водателыюй работы, но и (развития полктачесяой куль­ туры юбщестда, тем более что у вас СШИ.НО укаре*шлись правовед шшишшй, .проте- брежение к правам дащюсти н недоверие к власти. В аиа- едтельной мере именно отсю­ да — всз 1 ЬШ 1 Ки экстремизма и яацнотальяотб фасшедма, податливосте сознания целых со! 1 щальных гру*ш примитив- ном^’ 1 манипулщ)ованшо, про­ явления анархш!, нецившш- зоваедзьщ, насильственные ф о ^ ы улшм в авия социаль­ ных и других конфликтов. Именно в этом — истошиш дестабилизирующих, взртао- овасиых процессов, перегру­ зок. которые тяжелым бреме- дожатся нй жизнь и псюшиу людей. И все это требует иадеждого, устойта- вого я дееспособного управ­ ления •о^еством . Необходимостью незамед- двте.чьшяч> решения комплен- са этих сложных проблем и щюдактотаны те предлоше- нйя, котерьй ед е поручеед долояниь внеочередаюму Съезду дарадаых,|ДЫ^татов Давайте зададимся вешро- сом; что есть средство и цель перестроМн? Ответ, думаю, будет у всех один; вместе с подъемом благосостояния людей это прежде все­ го — углубление демокра­ т а . Готердльдая лшшн одщсь отределева; повышение .рода Советов народных дщо^татот как 4 ^вдамеята самоуправле­ ния народа, как ортажю, осущтетвляюшда ^ полно­ властие и суверенную волю. Исходя ив этото, пргапло вре­ мя пояовюму определить в. Кдасштуцин место КПСС, а с доутой стороны, зафикси­ ровать в Основном Законе по- жнкевие различных о(йцест- вевяых организаций, де{йя>- вуюпщх в политической яо®- т нашего общества. ' Как швестяо, еще на XIX Всесоюзной конференции партия вйотазалась за поя- шлй отказ от подмены орга- нот государственной власти и управления, отвергла со(хра- няшпуюоя десятилетиями пракшку, ‘когда партийные комитеты взваливали на с ^ я несвойствешвые администра- тядаю-хшяйственные функции. Вьивесенный на всенародное обсуждение проотт Платфо!р- мы ЦК КПСС к XXVIII Съезда «ошяатирует, что партия не претендует на мо­ нополию власти и готова к политическому диалогу, ,со- трудаичестау со всеми, кто выступает з а обновление на­ шего общества. Она вполне отдает себе отчет в том, сколь реальна возможность подаления в стране новых яодип егеад а партий, раз­ личных общественных орга­ низаций и движений. Из это­ го я исходят цредаагаемые изменения статей 6 и 7 Кбн- сткгуйрш СССР, которые в поредке законодательной инн- даативы Цеятральный Ко­ митет партии вносит на рас­ смотрение ташего Съезда. Суть этих предложений со­ стоит в том, что всем пар- ТИ& 1 ЫМ, общественным ррга- шзациям и массовым дшпке- ш я м ДОЛ 1 ЖНЫ быть гаранти­ рованы равные ВОЗМ.ОЖНОСЯЯ действовать в рашсах Ко«- ститущщ и советских зако­ нов, активно участвовать че­ рез своих •представителей, избранных в Советы народ­ ных депутатов, и в иных формах в выработке поляти- ки государства и в управле- шш гооударствеяныед и об- щественньши делами. Пои этом в проекте'подчеркивает­ ся недопустимость создания партий, других органдааций и двютений. к 6 то 1 рые пре­ следуют цель насильственно­ го ииспровержедаш советско­ го яонстятуционното стдояя целостности социашстичес- кода государства, подрыва ' его б е ^ а с я о с т , зашшают- ся ■разйии'анием . социальной, национальной и релишоз- ной ровни. • 'Шевм образом, новая ре- дахщш! данш>гх статей Ос­ новного Згвкона СССР на- щмшую связана с дальней­ шим развитием демотратии. становлением подкшческого плюрализма в нашем обвдест- ве, растпиревием участия на­ родных масс во всех сферах управлшия. - Кардинальньш изменешшм предлагается подагфгнуть также статьи 10, 11. 12. 13 Конституции, которые опре­ деляют главшоЕе элемеигы со­ ветской экономической систе­ мы. Источшисом этих новых положений ста! 1 И щшнцгью недавно в соогтаетстщш с по- ручшгаем второго Съезда народных депутатов Закон б ообственностн н Осноты за­ конодательства р земле. Главная их цель — устда- шггь отчуждение работника от средств прошводства, максимально обеспечить за­ крепление и поощрение мно­ гообразия форм собственнос­ ти, оживить хозяйственную шпнрштвюу людей. Особое значееде имеет здесь вынесение на первый план констятуциошшх по­ ложений о собственноста сод ветскйх гршкдан, указания, что в этой собственности может нахрдаться лн^ое и м ^ е с т в о не только потре- &ггельсксяч>, но и производ- ствешкно яазначшня, за исключедием отдельных ви­ дов имущества, приобретение которых грдаадянааш не до­ пускается. Конституционную гаракшю получают кресть­ янские хозяйства, причем предоставляемые им земель­ ные участей буду* находить­ ся в 1 Южизиеиз«ом наследу­ емом владашш.,.В Основном - Законе цредасматраваются такие формы хозяйствования, как коллективные и аретд- ные предариятия, юкшера- тивы, товащицества, в том числе и те. шлорые будут создаваться на осноте добро­ вольного объеданешя граж­ дан. В составе государствед- ной собственности предла­ гается закрешпъ общессаот- ную собственность, собствен­ ность республик, собствен­ ность автонрйншх обтжжжа- ний и адшшнстратжшяод тер­ риториальных еданнц. Тем самым отздаются не- обхощшые зконсййяческие, юридаЕчесяще и оргашюациоя- ные услотия для формирова- Ш 1 Я социалистического рын­ да, .с которым мы связываем надежды на цодьем нашей зксЩошши, ршкввдацию уни­ зительных для народа де­ фицитов. Стало быть, нашему Съез­ да предстоит консис|уцнонно о ^ р м и т ь карданалывые йз- менения, . нршсходяхцие в экономической и политичес­ кой ждана страны. А сами эти изменения ^ если, ко­ нечно. мы хотим их осущест- мггь. — в свою очередь, требуют нового подхода к организаищи руководства Советским государством, обе- спечеиия такого механизма управления, который дейст­ вовал бы, по крайней мере, на порадок эффективнее, чем имеющийся ныне. Недоследовательное раз­ граничение функций госу­ дарственных органов, нечет­ кость в определении квмпе- тедвш , ^Езрьш межя^у щ 114 правами й степенью ответст­ венности — все это снюка- ет действенность государст­ венной власти, столь необхо­ димую в сотреметшых усло­ виях., И более всодо, ежль- нее всего это сказьшается на работе центральных органов. Именно это звено в прак- тмтеском плане оказалось сейчас наиболее слабым. Да и ближайшие цели полити­ ческой реформы предусмат­ ривают почти в<* и тючти сразу — и реальдаю неза­ висимость республик, и са- мостояте!ш»остъ риионов, и новые права местных Сове­ тов, и свободаую инициативу цредприя-гай, и узакрнендаю деятельность общественных объединений, и многое-иное, кроме — я это следует под- чер*шуть — эффективно и оператавно действующего центра. . ИмеювщШся зарубежиьй и наш собственный опыт под­ тверждает: ПОДО &10 тому, дак демократия немьюлнма без ответствещюсти, так и само­ управление, децентрализа­ ция могу* тгоднастоящему ре- алдарвать свой позитивный' потйищая ТОЛЬКО щт нали­ чии сильной, если надо, опе­ ративно дейстнукицей, ин­ тегрирующей и координиру­ ющей центральной власти. И здесь как нельзя более кста- ■ш мы можем восдользодать- ся лшшнсним сотетой отно­ сительно того, что «...как коллегиальность необходима для о б с уж д ^ш основных вопросов, тгж необходима и едшюедчная ответственность я ейгоолачное .расщц>ядв- теяьство, чтобы не было во­ локиты, чтобы нельзя было уклоняться от ответственнод Указашные обстовгелылва и поддаодяг к вьюоду о том, что следует безотлагательно рассмотреть и принять все меры к созданию более чет­ кой системы властных отно­ шений, которые должны дей- ствотать в условиях, когда партия перестает и р а т ь роль 'Инструмента непосредствен­ ного государственного и ход зяйствегаюго управления, а само это управданне пере­ мещается и з партийных струк­ тур в структуры государств ведного механизма. В отязв с этим вашему вниманию предлагается про­ ект таких изменений в Кот- сткгуцш! страны, доторые законодательно утвердили бы пост единоличного главы государства ' — Презвдента Союза ССР. При этом введе- шю института президентства, являясь органичной частью совершотствования совет- ежой государствеяности, в пе- |Ш 0 д, когда перестройка вступила в свою наиболее острую фазу, должно послу­ жить средством репштельнод го повышения эффективнос­ ти всего метаяизма власти, стабильности, законности и правопоредка в стране. В государст!^ таких мас­ штабов, как наше — едогод на)циояальном и «ногообдаз- ном, — ^ обстановке углуб- лшЕя демократизации я де- централизащга оооб^гао важ­ на коноояидщщя общества. Этому прежда всего и дол-' жен споайстоовать обнов­ ляемый механизм государст­ венного руковрдства, в дей­ ствиях которого синтезирова­ лись бы, сводались в еданот целое внутренняя н внешняя по!иггака, стратегнчесдае установки и реальная рабод та по проведению их в нетзнъ. Всей своей практической работой (Президент (ХЮР д а те д а создавать условия д ^ (дазвигия взаимешонима- Ш 1 я и социального даалода менаду .различными общест- вещю-политическими движе- шнши, лоддещкивать граж­ данский МИР и межнацисдааль- ное согласие в стране, а так­ же выступать как располага­ ющий верховными полномо­ чиями организатор и коорда- натор действий в чрезвы&й- ных обстоятельствах вой­ нах, коагфликтах. стихийных бедствиях, серьезных нару­ шениях социального спокой- «■вия и оЛцествешюго под В то же Вгремя следует подчеркнуть, что и при уч­ реждении преадденгского по­ ста высшим органом тосу- дарствешюй власти у нас остается Съезд народных де­ путатов ССЮР, законодатель­ ным — Верховный Совет СЕХР, исполнительно-распо­ рядительным — правитель­ ство. Прюзиаеят же становит­ ся п р о щ ^ -эвевом, свдаыва- ющим закояодательцую и исполнительную деятельность. В результате функции единой Сотетской , государешенной власти получают . на вьюшем ^гротне новое организацион­ ное подкрепление, дополни­ тельную гарантию ' |реа^и^за- ции законов и других реше- В 1 Й 1 п р ед с та тел ьн ы х орга- Институт Президента в да- шей стране должен иметь последователшо демократи­ ческий, советский характер и не только исключать возмож­ ность устанотления личной диктатуры, но и быть надеж- защитой демсжратячесдах устоев нашей Конституции. Внесенный на обсуждение Съе­ зда проект Закона исходит из того, что Советскому госу­ дарству дажны и авторитет­ ные законодательные орга­ ны. я сгиюный Президент, и энергиетое правительй'во, и независимый суо 1 - В этой связи не* никаких оснований д л я подогреваемых кое-кем подозрений отнош- тельно того, что учреждение поста Президента ведет якод ' бы к установлению режима авторитарной дачной власти. Более того, в представлен­ ном 'проедте СОДЮР 0 Ш 1 ТСЯ це­ лая система гарантий против такого рода тетденций. О чем идет речь? Водпервж, вредлагартся усташвить, что Президент избирается всеобщим тайньш голосованием граждан СССР. При этом для избрания кан- двдат должен получить бо­ лее половины голосов избира­ телей, принявпшх участие в выборах, не только в целом по Союзу, но и. как мини­ мум, в бойшпшнстве союзных республик. Для нашего фе­ деративного государства с большими различиями в чис- лешюсти населедая респуб лик — это вопрос принцшш- альяый. Что касается выбо­ ров первого Президента, то Имеется в вида избрать его на альтернативной основе .Съездом народных депутатов СССР, то. есть на самом представительном демошра- тическом форуме, который мы сегодоя имеем. Во-вторых, в Коиститудаи предлагается установить, что одно и то же лицо не может занимать, должность Прези­ дента более даух сроков. Ог­ раничивается и предельный возраст каищадатов на пост Прозед^то . В-третьих, проект четко определяет, что Презвдеят подкоаггролеа Съезда народ- шлх дедататов, который "вправе досдощю отозвать Президента в случае нару­ шения им Кодатануции в законов СССР. В-четвертых, проект исход' дит да того, что полномочия Президент!! определяются Конституедей н закоиаед, ко­ торые, как известно, могут принимать только Съезд на- родшлх депутатов и Верхов- нь!й Совет СССР. Прези­ дент же обязан действовать на остове и во ишолнение законов. Наконец, в-пятых. Съезд народных депутатов будет вправе отменять указы Пре­ зидента, а Комитет конститу­ ционного .надзора СССР обя­ зан осуществлять контроль за их законностью. Иногда можно слышать вы- ' сказьгоашая, что учреждение поста Предадента будет-де означать ущшление роли иредставительных органов власти. Это не так. Шдаем с того, что проект Закона не предусматривает какой-либо передачи Прдаиденту полно­ мочий, которые в нтотоящее время входят в компетенцию Съезда и Верховного С5овета СССР. Съезд мотсет, как и прежде, принять к своему рассмотрению и ретшть лю­ бой вопрос, отнесигаый р ведению Союза ССР. Более того, президентский пост И учреждается протвде' всего, чтобы решения Съезда и Верховного Совета СССР , активнее проводились в жизнь. Да и вся работа Пре­ зидента будет находиться на виду и под контролем выс­ ших предстдвительных ор­ ганон. На него возлагается обязаиность представлять Съезду, прячем ежегодно, дежлады о положении в стра­ не. а также ■информировать Верховный Сокет СССР 'о наиболее важных вопросах внутренней и внешней поли- В хбде диокуссвд об уч- реждешш поста Президента т раз ставш«ед роярос: щ протдаоречит д а этот шаг за­ дачам обновления нашей дедации, укреплению сувере­ нитета союзных республик и гарантий советской автоно­ мии? Это, как известаю, — многосломкный и многотруд­ ный процесс. Но и здесь пре- зидеятсяше полномочия долж­ ны играть пошггивдаю^ оод зидательдаю роль, в первую очередь — в укреплевии суверенитета республик, за- пщте их территориальной це­ лостности и КОНСТИТуЦИОЕЯЫХ прав. Это хотелось бы под­ черкнуть, товарищи. Имен- - но Президент будет, очевидно, выступать глав­ ным инициатором обтов- летая союзното договора и гарантом его соблюдения. Он станотится арбитром в междацнональных спорах, будет содейстаотать опера­ тивно»^ разрешению конф- дактов и разногласий, при­ чем и политическими, и пра- вовыед методаед. Целям укрепления взта- модействия союзных респуб­ лик призвано служить обра- зоватае при Лрезиденте СССР такого' важного орга­ на, как Совет федерации. Каждая союзная республика будет предстталена в этом Совете ее высшим государ­ ственным ррсоводателем. Предполагается, что Оотет сосредоточит свои усилия на рассмотршши проблем раз­ вития нашей федерации и осуществления нащюнальной политики Советского госу­ дарства, на обеспечешш уча­ стия республик решении вопросов общесоюзншч! зна­ чения. Соответствующее уточ­ нение щюснтся и в статью 77 Конетшуцта СССР, где устанотливаетот, что союзная республика участвует 'в ре­ шении отнесенных к ведению Союза ССР соответствую­ щих вопросов, в том числе и через Совет федерации. Как известно, и на сесоти Верховного Совета СССР, и в средствах втассовой ин- формайщи не раз высказыва­ лось опасение: целесообразно д а учреждать пост Нрезвдеи- та СССР прежде, чем будет в целом обттл&т нациод вальнодгосударственное уег- рсйство страны? Но ведь это — обищй вопрос, решением которого додасш>! заниматься и центральные, и ресиубда- нансние органы. И едва ли следует так : ^ з ы в а т ь ею с введетаем президентства. На­ до исходить из того, что Президеаг, несомненно, бу­ дет шрать важцую роль при отработке нотых начал 'ф е - деративвшо устройства стра­ ны, а это, дак »йл и услови­ лись на предыдущем Съез­ де. те с н е йш ^ образом свя­ зано с подаотоши^ новой Котституции СССР. К тому же фущщии и нолвомочия Президента СССР, согласно цроекту. имеют общесоюзный характер и не ущемляют, прерогатив каких-либо рес- вублидавских оргаиор. К ска- зантому можно только д а ^ - вить, что миротая прзктшса звада немало федераций, где главой государства является именно Презядент, выступа­ ющие как общепризнашшй гадант^ соблюдения прав фе- дерацта в целом и каждой из ее частей. Говорят: введение институ­ та Президента может сузить компетенцию Со­ вета Министров СССР, Придется и здесь разоча­ ровать сторонников этой точ­ ки зретаа. Компетешшя правительства остается по су­ ществу неизменной. Пожа­ луй, единственный щжый мо­ мент — н<!квышение его от­ ветственности з а свою дея­ тельность. |В связи с эшм предасматривается. что Со­ ве* Мшшсхров не только н е го д н о отчитывается о ото- ей даботе перед Верховным Советом СССР (это — уже дейстоующая норма), но и должен регулярно 1 инфор»!и- ровать о ней Президента. Одновременно предлагается установить, что правительст­ во СССР, митастерства и госкомитеты обязаны, наряду с законами СЮСР, рукотод- ствоваться в своей деятельно­ сти указами Презвдента, ко­ торый получает право назна­ чать министров, естествен­ но, с последующим" пред­ ставлением, их на утвержде- Верховното Совета Важными государственны­ ми функциями наделяется, еще один орган, который предполагается .сформиро­ вать при Презчдента СХ:СР, Это — президентский Совет. Его главной задачей являет­ ся вьщаботка мер по реали­ зации основных направлений внутренней и Внешней поли­ тики СССР, обеспечению безопасности страны. Чле­ нов президентского Совета надаачает Президент, а Пред- седателв Сотета Митастров СССР будет входить в его состав по должносяи. Таким путем обеспечива­ ются тесная увязка функций Преетдента с исполнитрльнод распорядателыюй деятельнод ■стью. контроль за ней со сто­ роны главы , государства. Именно здесь, в президент­ ском Сотета, видимо, б^удат обсуждаться узловые вопро­ сы практического осуществ­ ления 0 котомиче 1 жой про­ граммы, одобренной Съезде®! народаых депутатов СССР, приниматься меры к тому, что&л эта нропрамма не про­ буксовывала, чтобы' реиш- тельно преодолевался дефи­ цит ответственности кадров на всех уровнях. Именно президентами' Совет станет , глаышм организатором про- ' ведения в жизнь определяе­ мого выспшми представитель- яьши органами власти вйеш- неполигичестого курса, всей ■работы по обеспечению на­ дежной защиты социалисти­ ческих здаоеваний. Хотелось &!, тодарищи депутаты, напомнить, что еще на первом этапе рефор­ мы высшего звена власти в общественных кругах и на­ учной литературе, в перио­ дической печати шли ожив­ ленные дискуссии об у'чреж- дении поста Президента и о полномочиях, которыми его следовало бы наделять. М сейчас многие депутаты, по­ литологи, юристы, высказы­ ваясь V в поддержу такого поста,' обращают внимание на то, что высшее додасност- ное дацо государства не должно выподаять повседнев- иые, ^^нкцин, связанные, скажем, с руководством под ­ готовкой Съездов народаых депутатов и сессий, с пред- седательстве^яием в ^шрла- менте. Многие положения всех эш х даижусеяй легли в основу имеющегося У вас проекта Закона, который го­ товился группой народных депутатов СССР при актив­ ном участии ведущих ученых- юристов и друшх специалис­ тов. Дважды проект рассмат- давался Лрезвдиумом Вер­ ховного Совета СССР, все- сторотне обсуждался на за- седатаях постоянных комис- ш й палат и гюмнтетов Вер»- ховного Совета СССР. Пред- ложение ■^ учреждении пос­ та Президента нашло под­ держку 1^ьшинства членов Верхотного Совета СССР, код тцрый^принял да основу про­ ект Закона, представленный теперь Съезду. В пер­ воначальный проект вне­ сено большое число по­ правок и дополнений, глав­ ными инициаторами которых были в /большинстве случаев дародные дедататы СССР. Какие ноложення пред- ставледного проекта хотелось здесь особо отметить? Вы. очетидно, обратили внимание, что ' Президенту предполагается посвятить специальную главу Конститу­ ции СССР. В ней определя­ ются ПОР5ЩОК избрании Пре­ звдента, его полномочия и отаетственность, взаимоотно­ шения с другими государст- венньши органами, Ядоом этих подаомотай даляехся то. что Президент СССР призван обеспечивать тесное взаимо­ действие . высших органов государственной власти и уп­ равления, объединять в едя- иое русло осуществление' внутренней и внешней по­ литики. Такая коорданирую- Щая деятельность советского Цредадеета станет одной ДО ключевых его -функций, что позволит, потторю еще раз, знатательно повысить эффек­ тивность работы веего штае- го государственного медатаз- Среди дервостепенных за­ дач Презвдента — обеспече­ ние прав и свобод советских граждан. Он обязан прини­ мать необходимые меры по «кране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориаль­ ной целостности страны, по реализацта принципов на­ ционально - государственного устройства. Президент пред- ставляет Союз ССР внутри страны и в международных отношениях. Ведашне фудашии Прези­ дента СССР отределены ста­ тьей 127 (поструп®). проек­ та. Для выполнения кажд<^ из них он наделяется соот- ветствующим|И полномочия­ ми, в том числе правом за­ конодательной инициативы. Опираясь на это право, Прези­ дент сможет активно воздейст­ вовать на процесс правотворче­ ства, д о !^ а т ь с я не только . усворетая принятия закоиод дательных актов в области проведения даономической ре­ формы, но и повсеместного укрепления правопорадда, ^ р ь бы с о&ш-левшнми дея­ телями теневой эконо»шки, спекуляшами, взяточнвнсаш! и другими преступными эле- , ментами. Предполагается наделить Президента ССОР особьш правом, которое в мировой практике известно как «пра­ во^ отлагательного вето». В содтветстнии с ним Преда- дент может не подпишть принятый Верховташ Сове­ том СССР Закон и в двухне­ дельный срок возвратить его со своими возражениями на ■ повторное обсуждение и го­ лосование. Для преодшютия президентского вето требует­ ся, чтобы Верховный Совет СССР подтвердил данее при­ д аю т им .решение болышш- ством в две трети голосов в каждой да палат. Есда это пронзеяпло, Прдавдент либо подписывает закон, либо мо­ жет передать вопрос да ,щ|с- смотреяие Съезда народных депутатот СССР. Новый для нас вопрос — участие Предадента в урегу- лированда конфшштов меж­ ду |различньши струюурамн ВЫШ 1 ИХ эшелонов государст­ венной власти. Ткк, если между* Советом Союда и Со­ ветом Наирюнаяьностей воз­ никают рданотласия, которые не поддаются урегулирова­ нию в обычном порядда, Пре- звденг уполномочивается рас­ смотреть спорный вопрос в целях выработта приемлемо­ го решения. Ек:да же щш этом становится реальной угроза нарзчпетая? нормаль­ ной ■деятельности вышгах 0 |Щ-анот государствшшой власти и управления. Пре­ зидент вправе внести на Съезд народных депутатов предложшще об избрании Верховного Сотей! в иежом составе. Такого рода полно­ мочия — а они, «стати, име­ ют аналоги в мировой парла­ ментской цдактнке — прдава- ны обеспечить стаФшьность и эффективность высшего государсташного руководства. Выступая гарантом соблю- детая прав и свобод граждан, Президент сможет прибста- навлдаатъ действие прани- тельственных решений, ес­ ли <»ш Расходятся с консти- тутщоштыми нормами, ввод дать после рассмотоеяия с соответствующими респуб- дакансюиш органами в от­ дельных я*естностях чрезвы­ чайное положетае, а также - временное претадштсное правление в интересах защи­ ты СССР и безопасности ето граждан. При этом имеется в виду, что режим ■чрезвычай­ ного положения и временно­ го презвдентского правлетая будет урегулирован специаль- ш»ш законом. Что же касает­ ся вдадения чрезвычайного / положения по всей стране, то эта прерогатива полностью остается з а Верховньш Со- ветом СССР. Другая груш а презвдедт- ских полномочий относится , к форашроваяию союзных государственных органов, п)ждставлению «ан ди д а т^ вьгеших должностных лиц для их избрания, наздаченяя или утве^икдения. Прдаидент представляет Верховному ^ в е т у кандидатуры на пост Председателя Совета № ш - стров СССР, председателя Комитета народного коят,ро­ ля СССР, Председателя Вер- ховяого суда СССР. Гедераль- него прокурора СССР, глав­ ного Государственного арбит' ра СССР. Освобождешю от обязанностей этих должност­ ных дац Верховным Советом СССР я , Съездом ташке предполш-ается осуществлять по представлению Президен­ та. К его полномочиям от­ носится постановка перед Верховньш Сотетом СССР вопроса об отставке либо о принятии отставки Совета Министров. На Президента ' вотлагается представление " Съезду народных депутатов предложений « персональном составе Кешнтета конститу­ ционного надзора СССР.» !Пип>га&иаа ив ОДВ л т \

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz