Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

т ПролетарХШ всех стран, соединяйтесь! О бнинское знамя Орган Липецкого областного .комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 73 -й год издания Вторник, 13 марта 1 9 9 0 г. на Доклад М. С. ГОРБАЧЕВА Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1 9 д 0 года ! Ньшешний Пле- яух ЦК 1 МШНО рассматривать как непосредстве 1 шое продол­ жение февральского Плену­ ма. Ек-о главная задача — завершить ргвработку проек. тш документов для предсъе- здшсксШ дискуссии: расжмот. реть проект нового Устава и решить органивациоиные вол. росы подготовки съезда. Се- отеетсгвукщие документы и предложения у вас имеются, Предсъездьжжая дискус­ сия в партии, сс^твенно , уже началась и набирает силу. Хороший импульс этому, не­ сомненно благотворшму, щхъ д«к 1 у дал тфошт Платфор­ мы ЦК КПСС к ХХУШ съе­ зду партии. В партии и в стране он воспринш' как се­ рьезный ксдацегегуальвый до- К 5 'мент, в котором нашли отражение и критический анализ сосготия дел, и пу­ ти решения вставших перед страной острейших социально- экономических и политичес­ ких проблем, и дршщиииаль- ные цели обновления нашего ^общества. Хотел бы подчеркнуть, что мы рассматриваем проект Плат^Хшы именно как осно­ ву и базу ширящейся дис- К 1 ТХИИ в партии и о&цестае. Поэтому ашогослойная, по- лнфониэдая, я бы сказал, реакция на проект естествен, на. хуже было бы, если бы, как в преншие времена, раз­ давались со всех кш цш во­ згласы формальжяо одобре­ ния. Нашей целью было —и я говорил этом на преды^ дущем Пленуме Центрально­ го Комитета партии — соз­ дать дисумщга^ о п ^ л т ы й для общепартийного обсуждения, и тем самым способствовать'' дальнейшей активизации кол- ленядавното поиска. Разумеется, мы видим весь этот процесс идущим в ос- н(жном русле перестройки, в рамках нашего социалисти­ ческого выбора. Так что по­ иск — критический, позитив­ ный и настойчивый — нам просто жизненно необходим. Он будет идти вплоть до съезда, которьй и скажет окончательное сл(жо. приняв программный документ пар­ тии на ободримую перспек- НачавшаяСя дискуссия по­ казывает, что в центре ее находятся вопросы реформи­ рования партии. И это впо­ лне понятно, ибо здесь сей­ час как в фокусе сходятся многие проблемы сбществен. него развития. В проекте Платформы сформулированы, как вы помните, принципиа- льньье установки по пере­ стройке нашей партии. Те­ перь, в проекте Устава, они,, получают развернутое вопло. щение, Представлешый вам доку, мент родился не в головах аппаратных рс^тникор , а ^ являет собой свод конструк- Т ягивных предложений, кото- рЬю поступили в ЦК КПОС, в партийные газеты' и жур­ налы, разработаны в наших теоретических центрах — Институте ма.рксиз» 1 а-ленини- зма, Академии общественных наук, их республиканских фи­ лиалах, парти 1 Й!ых вузах. " чено от пер в и чн о , местных партийных организаций, от­ дельных коммунистов более 40 полных пройстов Устава, тысячи решений партийных собраний "И пленумов партий­ ных кгамитетов по уставным вопросам. Все это было вни­ мательно изучено и .аккуму­ лировано -в крмнссиях ЦК, неодаократно рассматрцва. Лось в Политбюро. Подготшленный документ в основе <жоей, как нам нрё- дсгавляется, отражает пре­ обладающие взгляды на пу ти и способы демократичес­ кого реформирования КПСС. Е1го ожидает обсуждение всей партии, поэтому мы се­ годня не только подходим итог большому этапу его со­ здания, но и открываем но­ вую фазу работы над ним. Работая над Уставом, мы исходили из нового, сложи­ вшегося уже в годы пере­ стройки, понимания места партии в обществе, ее функ­ ций, а также форм, средств и способов реалнаации пар­ тийной политики. Речь, та­ ким (фразой, идет о выра­ ботке документа, призванно­ го етатъ основным закшюм Ж 1 СЩИ той о№овяешюй пар­ тии, к которой мы идем, — партии гумашюго, демокра- тичеснеяю социализма. Гладнь®!.’ составляющим ( этого . нового понимания яв- ^ ляется сформулированный на XIX партжжференции прин­ цип разделения фунющй па­ ртийных и государственных оргааюв, последовательный рыход партии из государст­ венной систаиы как непосре­ дственно управляющего все­ ми процессами ядра. Иными словами, речь идет о во ^ р а - щегаш партии к своему пер- вородашну предназначению — быть авангардной полити­ ческой силой с&цества, раз- рабатывать и предлагать об­ ществу линии перспективно­ го развития, добиваться их реализации через коммунис­ тов В' государственныж и об- ществеиных структурах. Мы рассматриваем обню- ленную КПех: как союз еди- тов, основт^ающий свою де­ ятельность на творческом ра­ звитии идей Маркса, Энгель­ са, Лен 1 ша, как партию со- циалисигаеското в 1 ^ о р а , вы­ ражающую интересы ра!боче- го клтсса. всех трудяпщхся, партию, которая дгйивается консолидации ешетского мко- гонацианальното общества на своей протрамшюй Платфор­ м ы заявляем, что КПСС стоит на позициях интернаци­ онализма, открьЕга к сотруд­ ничеству с коммунистически­ ми и рабо’^ими, социалисти- ческюии и социал-демократи. ческими, либеральньши и на­ ционально- демократическими партиями, со всеми общест­ венными силами и дашкевяя- ми, выступающими з а мир и социальный прогреес. • Таким сйразом, КПСС об­ новляется, приофетает но­ вый облик на . собстаенном идейно - политическом фун­ даменте., Проект Устава кор- респондаруется с полОжения- аш П л а т ^ р м ы ЦК КПСС, по-новому хщщктеризую- шрвш роль и функ­ ции партии в условиях рефо­ рмирования всех сторон эко- ноанмесной, социал! но-поли- тической и духовной ншзни ойцества. Процесс такого обновле­ ния партш труден и неодно. шачея. С 'о д а о й стороны, ему мешают старые настро­ ения и привычки, тяга мно­ гих партийных работников, да и части партийной массы к непосредственно распоря­ дительным функциям. Отказ от них многим кажется поте­ рей политического влияния, утратой партийных позиций, общим ослаблением партии. ■С.^другой стороны, появи- л (^ь ' известное число людей, которые видят магистраль­ ный путь эволюции КПСС в превращении ее в партию па. рламентского типа или даже в некое аморфное обществен, но-политическое течение с ра^ыггыми границами, фор- малиным членством, т. е. в пестрое лоскутное одеяло, сшитое из самых разнообра­ зных фракций, групп и тече. Конечно,' борьба з а : поли­ тическое лидерттво в рамках демократических процедур, избирательных кампаний бу­ дет отньше одаой из основ- ньк функций КПОС. Приме­ нительно к этой функции не. обходимо выработать соотве­ тствующие уставные поло­ жения, заметно изменить ме, годы партийной работы и формы ее организаьщи. Та­ кие новшества внесены в проект партийного Устава. Возможно, потребуется их дополнительная проработка и развитие. Это покажет обсу­ ждение проекта. Но нельзя не считаться с другой стороной дела. Она состоит в тхш, что КПСС, яв­ ляясь правящей партией, по, литически ответственна пе­ ред, народом за состояние го­ сударства, нашей социалисти. ческой федерации, за поло­ жение в экономике, за безо­ пасность граждан, обеспече­ ние их прав и свобод, за со­ блюдение,'международных нн. тересов страны. Это принци­ пиально 'исключает для нас легковесные парламентские игры. Более того, это требу­ ет, чтобы КПСС не отстраня­ лась от участия в ,решении насущных проблем, которы­ ми живет страна, вела серь­ езную политику, • позволяю­ щую плодотворно использо­ вать маадат на политическое лидерскжо. Я думаю, что нужно ска­ зать твердое «нет» и тем, кто противится назревшим шме- неяиям роли и места партии в обществе, и тем, кто, испо­ льзуя наше желадае и рани ­ мость осуществить реформи­ рование партии, хотел бы задать им свою направ'яен- ность, надеется на ослабле­ ние наших политических по­ зиций. Мы видим главную ,Ьшию обновления 1ЩСС в , том, чтобы авангардная роль ее не только не была утрачена, но, напрошв, из формально на различные стороны жиз­ ни общества. В х<эде всех в^^щ их обсу­ ждений у некоторых товари­ щей возникает вотрбс: а не приведут ли начатые переме­ ны к лрввсформации самой первозданной природы нашей ленинской партии? Сейчас нешущ ведется даз- говоров на эту тему. Разда­ ются голоса, что КПСС б 5 'Д- то шжила себя в своей основе и ее необходимо за­ менить другой партией, об­ ладающей иным первородным качеством. В этой связи под- брасьюается идея о переиме­ новании КПСС в социал-де­ мократическую, социалисти­ ческую или иную партию. Суть этой идеи — устранить из нгшамия КПСС жределе- дае «ктагаутсчическая», которое вытекает из ее коне, чного идеала и долговремен. ных задач. Считаю, что та­ кое предложеине принимать нельзя. Реализация его на­ несет серьезный удар по идейной основе КПСС, вызо­ вы в политическую ность. .эф(|)е«тивно влияьощую кадш^иютов и Непартий­ ных, которые поддерживают КПСС как партию высоких Нужно видеть и междуна- родаые последстмя такого шага, если бы 09 вдруг был предаринят. Ш отрицательно сказался бы на деятельности тех партий, которые в труд­ ных условиях отстаивают коммунистическую идею. Собственно, новое видение роля КПСС и диктует необ- ходим(жть коренной перест- ,ройки ее Устава. И не тол - ко Устава, но и ряда госу­ дарственных актов, включая и Котституцию СССР. В этой связи представля­ ется' целесообразным, чтобы Центральный Комитет вы­ шел с законодательной ини­ циативой об изменении в Ос, ионном Законе статей, каса­ ющихся партии, на Съезд на- родных депутатов СССР. Со- ответствукмцие предложения у вас имеются. Смысл их сводится к тому, чтобы иск­ лючить положение о руково. дящей роли КПСС, о партии как ядре политической сис­ темы, зафиксировать в Осно. вном Законе для КПСС и других политических и обще­ ственных .организаций рав­ ные ВО.ЗМОЯШОСТИ принимать — естественно, в законных, демократических формах — участие в общественно-поли­ тической жизни, бороться за такие изменения лежат в ру. еле нового понимания роли партии, зафиксированн'м и в проекте П л а т ^ ^ м ы ЦК, и в проекте Устава. Предлагая новый партий­ ный Устав, №1 намерены уза­ конить и гл т^ к и е пргобразо. вания во внутрипартийной жизни. Они изменят облик КПОС, придаю'т ему подлин­ но демократический харак­ тер. Внутрияартийяые отно­ шения должны при этом при. обрести новые качества: де­ мократизм и товарищество, плюрализм мнений и глас­ ность, уважение интересов меньшинства, сочетающееся с необходимой партийной ди­ сциплиной. При этом пар­ тия должна, разумеется, ос­ таться крепкой и единой ор­ ганизацией, живущей по тй- щему закону, с которым ка. ждьш из вступающих в нее добровольно соглашается. , Эта линия на демократи­ зацию отразилась на самой логике проекта Устава, его структуре и объеме. Учтены ’мноточнелённые пожелания о том, что новый Устав до­ лжен быть-''кратким, содер­ жать только основополагаю­ щие нормы партийной жизни, позволяющий открыть прос­ тор для самостоятельного тво­ рчества коммунистов, обеспе­ чить гарантии реальной ав­ тономии партийных организа­ ций. Проект нового Устава примерно на одну треть ме­ ньше по объему, чем дейст­ вующий, содержит шесть ра. зделов вместо десяти и 39 параграфов вместо 72. Хо­ тя в'чера в беседе е т<жари- щами я почувствовал, что ре­ зервы и здесь еще имеются. Главный смысл изменений уставных норм состоит в том, чтобы поставить комму­ ниста в центр партийной жи. зни, обеспечив ему самые йщроше воэмсттаост для участия в выработке партий­ ной политики и ее реализа­ ции, в формировании руково­ дящих партийьых органов, контроле за их деятель­ ностью. Это прежде всего получило отражение в вопросах член­ ства в КПСС. Здесь созда­ ется новая ситуация. Во-пе­ рвых, все права по приему в чдейм включая око­ нчательное решение этст-о вопроса, передаются тем, кто лучше любых инстанций зна­ ет людей, — первичным парт, организациям. Во-втэоых, пре­ дусматривается упразднение кацдадатского стажа в оба- ' зательное представление ре- кометдаций при вступлении в КПСС. В-третьих, вводится положение о добровольном выходе из пар 1 Ш 1 . что, разу­ меется. не означает отстране. ние партийных организаций от работы по укреплению ряде® КПСС, очищению их от, лиц, чье новедешю поро­ чит партию, несовместимо с ее Уставом. Предлагается уйти от де­ тального перечисления обя- зашюстей коммуниста. Более четко формуштруются права члш а парши, гарантии его партийнтШ и граявданской ак­ тивности. Идея повьыпеиия роли ком­ м уни с т а проннзьшает и цре- дложения по демократизации механизма выборности в па­ ртии. Они предусматривают участие в этом процессе всей партийной массы. Закрепля­ ется алья'ернатьшяость, прин­ ципы выдаижения кандида­ тур снизу, непосредственное участие всех коммунисте® в выборах делегатов на конфе­ ренции и съезды, избрание на них, а не н а , пленумах, первых секретарей партий­ ных комитетов. Предусмотрено право пар. ти 1 щых организаций одновре. менно с избранием делегатов на конференцию или съезд вносить предложения по ка­ ндидатурам в состав вышес­ тоящего партийного ефгана. Вводится отчетность всех членов партийных комитетов, возможность отзьша не ои- рандавших доверие коммуни. стов н з выборного ортана, роспуска его до истечения полномочий, а также ограни­ чение времени пребьюания на своих постах всех выбор­ ных лиц в партии даумя сро­ ками полномочий. Под углом зрения демокра­ тизации партийной жизни обновляются и нормы Устава, регулирующие ортанизацион- ное строение партии. Выска. зьшались предложения строить партию сугубо по территориальному признаку, Одааю) такой подход привел бы к отрыву партии от тру­ довых коллективов, к ослаб, лению ее связи с массами. Поэтому, высказьюаясь наков строения партии, глав­ ное мы видим в {юсте само-' стоятельности партийных ор- гшшзаций всех уровней. Се­ годня жизненно важно осу­ ществить децентрализацию руководства партийной р а ^ - той,‘ с тем чтобы обеспечить вместе с демократическим единством партийных рядов реальную автономность пер- вичньвь, местных партийных организаций, компартий со­ юзных республик. Устав КПСС, мы считаем, должен •определять только самое ос. новное, касаницееся статуса этих звеньев партийной стру­ ктуры, -ошеся к их ведению выработку и реалтаацию со­ бственных программ действий и форм политичеекой рабо­ ты, решение многих структур­ ных, кадровых, шздательских, финансовых вопросов. Особое внимание в Уставе уделено первичной партий­ ной организации кай основе партии. Мы стремились к тому, чтобы в уставных но­ рмах закрепвдъ возрастаю­ щее влияние низовых -звеньев партии на выработку полити­ ки КПСС, избавить от мело­ чного вмешательства в их де­ ятельность вышестоящих ор. ганов, аппарата. Новый Устав гарантирует первич­ ным парторганизациям воз­ можность самостоятельно и ответственно решать вопро­ сы, связанные с определени­ ем программ форм деяте­ льности, своей структуры, периодичности и порядка проведения ^собраний, полити­ ческих акций. Сильный акцент в прс®кте Устава — я надеюсь, вы об­ ратили на это вшшаиие — делается на создание усло­ вий, благоприятствующих активной деятельности рай­ комов. горкомов партии. Мы считаем, что повышение ро­ ли этих опорных звеньев па­ ртийной структуры, ближе всего стоящих к первичным организациям, непосредствен: Но ведущих политическую ра боту среди населения, дол жно стать ныне одной из ос ношых линий в процессе де. мократизации общественной жизни. С этой то-чни зрения мы считаем неприемлемыми пре. дложения упразднить райко­ мы, горкомы, а также обко­ мы, крайкомы партии. как якобы ненужные 'перегород­ ки между Центральным Ко­ митетом и пертичными пар­ тийными организациями. Не­ трудно представить послед­ ствия такой «реформы». Центральный Комитет КПОС будет не в состоянии осуществлять непосредствен­ ную связь с более чем 400 тысячами первичных органи­ заций. Коммунисты же ут­ ратят .возможность влиять на положение дел в райо­ нах, городах, областях, кра­ ях, еще больше, чем в за­ стойные времена, заикнутся на локальные интересы. Да­ же политическую борьбу на выборах в Советы народных депутатов они не смогут ве­ сти сколь-нибудь эффектив-' но, на что. видимо, и упова­ ют противники четкой пар­ тийной структуры. Кстати, опыт восточноев­ ропейских стран свидетель­ ствует о том. что ослабле­ ние партии происходило как -раз после того, когда, были разрушены районное и го­ родское звенья. Выступая против тр^бова-.. Ш 1 Й рдарушить существую-*' щую структуру партии, мы вовсе не стоим за то, чтобы она оставалась окостенелой. Уставные положения, касаю­ щиеся этого вопроса, дают простор для творческих под­ ходов. Имеется в виду отка- затызя от. жесткой оршязки структуры партци к адвшни- стративно -территориальному Д€Л 1 еншо страяы, что, как из­ вестно, было вполне объяс­ нимым раньше, когда пар­ тийные комитеты управляли воем и вся в своих региоиах. Всем звеньям партии дается право самим решать струн-, турные вопросы вплоть до сотдания или ушразднения райкомов, горкомов и т. д. Впервые в Уставе преду­ сматривается возможность образования советов секрета­ рей партийных организаций, партийных клубов, дискусси­ онных центров и других ор­ ганизационных формирова­ ний, вькодящих. за рамки традиционных партийных структур. Это.\ несомненно, важный шаг по пути демо­ кратизации партийной дея­ тельности, и он, собственно, закрепляет в . Уставе - тот опыт, который у нас нако­ пился в последние годы. В проекте Устава на каче­ ственно новом уровне учи- тьгеаются и разрешаются на­ циональные моменты в пар­ тийном строительстве. . Ост­ рые проблемы межнациональ­ ных отношений затронули и партию. Высокую актуаль­ ность приобрели вопросы , взаимоотношений компартий союзных республик — и ме­ жду собой, и с центрсти. Беспокоит, что в поиске новых решений порой забы­ вается главный предмет на­ шей заботы — целостность КПСС. В частности, выска­ зываются предложения перей­ ти к построеншо КПОС по федеративному принципу — как союза компартий союз­ ных республик, закрепить в Уставе КПОС только те пра­ ва, которые добровольно де­ легируются центру компар­ тиями союзных республик. Одновременно предлагается предусмотреть право компар­ тий союзных республик на выход из КПСС путем рефе-^ рендума среди коммунистов республики. Нетрудно представить по­ следствия таких нововведе­ ний. Это был бы раздел КПСС |по национальному признаку, при котором ста­ нет цевозможной единая пар­ тийная политика, реализация ин' 1 ргрирующих. координиру­ ющих функций ш1СС в обще­ стве, совместная работа по укреплению советской феде­ рации, Союза ССР. Нормы, которые заклады­ ваются в проекте Устава, по­ зволяют сохранить КПСС единой. Вместе с тем они за­ крепляют новый, статус ком­ партий союзных республик, обеспечиваюпщй им реаль­ ную самостоятельность в рам­ ках Програмзйы и Устава КПСС. Эта самостоятельность будет реализована в предо­ ставлении- компартиям со­ юзных республик права раз­ рабатывать собственные про­ граммные и нормативные документы и в соответствии с ними решать организаци­ онные, кадровые, издатель­ ские н финансовые вопросы, проводить политическую ли­ нию во всех сферах разви­ тия своих республик. В цро- екге Устава предусмотрено также, что принципиальные решения Презвдириа и Ко- мисеий ЦК КПСС, касающи­ еся компартий, союзных рес­ публик, должны рассматри­ ваться при участии их полнр- яючных представителей, а в . с т ^ а е несогласия с при­ нятым рещениеи ЦК ком- вправе требовать созыва Пленума ЦК КПСС для об­ суждения спорных вопросов. В связи с заложенными в проект Устава принципами и подходами к решению проб­ лем, касающихся республи­ канских компартий, встает и важнейший вопрос о созда­ нии республиканской партий­ ной организации в России. Нет нужды говорить о той особой роли, которую Рос­ сия как мощный системообра­ зующий фактор играет в ражшах Союза, а коммутасты России — в обеспечении е д и ^ в а . и целостности чисЯе российских _____ парторганизаций вопрос создании Компартии РСФ '' поставлен со всей решитель­ ностью, В Ленинграде, на­ пример, за ее создание вы­ сказались в ходе референду­ ма, как нас информировал Ленинградский обдастной ко­ митет партии, 80 процентов коммунистов. Думается, что решить этот вопрос должны сами коммунисты республи- На прошлом, расширенном Пленуме, как вы помните, мы договорились, что пар­ тийные организации РСФСР на своих собраниях и конфе­ ренциях обсудят этот воп­ рос, а 'ИТОГИ подведет рес­ публиканская партийная кон­ ференция перед XXVIII съез- ,дом партии. , Предлагается на ваше рас­ смотрение, товарищи; Провести эту конференцию 19 июня в городе Москве. Она должна будет оконча­ тельно выработать общую по­ зицию коммунистов РСФСР и представить ее съезду пар­ тии. С учетом этого бьшо бы логично не избирать на нее делегадав отдельно, а наде­ лить соответствующими пол­ номочиями делегатов, изб­ ранных на XXVIII съезд КПСС от партийных органи­ заций РСФСР. Они примут решение и будут проводить его на съезде; Мы обсуждали этот воп­ рос специально — на Полит­ бюро несколько раз и на по­ следнем Пленуме ЦК, в рамках обсуждения проекта Платформы к XXVПI съезду. Конечно, можно пойти таким . путем: избрать делегатов на российскую партконферен­ цию самостЧ)ятельно, провес^ ти эту конференцию, где вьь работать соображения и предложения для рассмотре­ ния на XXVIII съезде пар­ тии. Но не получится ли так, что делегаты российской кон­ ференции соберутся, выда- ботают предложения, а вслед за ними придут делегаты съезда от российских пар­ тийных- организаций — и еще неизвестно, будут ли они ■согласны с тем^ за что вы­ сказались делегаты россий­ ской партконференции. И может получиться какая-то н е р а ^ р и х а вместо преемст­ венности. Поэтому логично то, что мы предлагаем: деле­ гаты Х Х у ш съезда, избран­ ные от российских парторга­ низаций, соберутся за пару недель до съезда на свою конференцию, сами обсудят эти вопросы, выработают коллективно предложения и будут их отстаивать на съез­ де. Нам кажется, что такая позиция Политбюро продума­ на, что э т о п р а в и л ь н о . Подготовку такой конфе­ ренции можно было бы по­ ручить российскому бюро ЦК КПСС и подготовитель­ ному комитету» образованно­ му из представителей крае­ вых, областных,. окружных, Московской городской пар­ тийных организаций. Я ду­ маю, это обеспечило бы как ' раз то, что нужно. Полагаю, что только та­ кой подход позволит интег­ рировать все возникшие в этой области за последний период инициативы в единый поток и быстро начать кон­ структивное решение этой большой проблемы. Подробно формулируются в проекте Устава положе­ ния, включенные в раздел о высших органах партиС Это вполне понятно. Ведь норма­ тивную основу организации деятельности высших орга­ нов партии, в отличие от ру­ ководящих органов местных, парторганизаций}, компартий союзньк республйк, нельзя определить никакими други­ ми документами, кроме Ус­ тава КПСС. Новое в этом разделе —- это, прежде всего, учрежде­ ние более широкого исполни­ тельного органа Центрально- Г 9 партии — Прт- зидщгма ЦК КПСС, в состав которого должны избираться представители рабочих, кре­ стьян, интеллигенции, воен­ нослужащих, ветеранов пар­ тии, а также входить по дол­ жности руководители ком­ партий союзных республик. Количество членов Предада- ума устанавливает съезд. Предлагается создание воз­ главляемых секретарями ЦК постоянных ковшссий ЦК КПСС, призванных осуществ­ лять проработку вопросов деятельности партии по раз­ личным направлениям. В от­ личие от существующих сей­ час комиссий они наделяют­ ся правом принимать реше­ ния по вопросам своей ком­ петенции. Предлагается ввести в партии должности Председа­ теля КПСС и его заместите­ лей, которые будут избира­ ться партийным съездом. Они будут осуществлять по­ вседневное общее руководст­ во работой органов ЦК КПСС, обеспечивать ее со­ гласованность и эффектив- Эта идея уже заложена в Платформе ЦК КПСС, об­ суждается в партийных орга­ низациях. Возник ряд вопро­ сов у коммунистов. И среда них один — я на нем хотел бы буквально в двух словах остановиться—такой; а не на­ несет ли это какой-то ущерб коллегиальности, в работе партийных органов? Нам ка­ жется, товарищи, что мы сформулировали правильную идею. Почему? Если быть реалистами и честно анали­ зировать — а только так мы и можем йостлхать, — у многих коммунистов настрое­ ние таково, чтобы основные руководящие лица партии избирались коммунистами на­ прямую. Поэтому и возник­ ло предложение: избирать их не на пленумах партийньге комитетов, а са.мими комму­ нистами на партсобраниях, конференциях и съездах По­ скольку делегаты конферен­ ций и съездов будут выбра­ ны по партийным округам, то есть прямо первичными организациями, то эти пред­ ставители первичных орга- нидаций и выразят их волю в отношении выбора первых лиц. Но давайте мы это об­ судим. Мне думается, что в этой идее заложен высший уровень коллегиальности: под контролем коммунистов ока­ жутся главные лица в пар­ тий, начиная от первичной организации до высшего эше- Нужно отметить, что есть и сторонники создания, в ка­ честве постоянного органа ЦК КПСС видоизмененного Секретариата ЦК. Думаю, что нам нужно здесь, на Пленуме, обсудить и ’ этот вопрос. Большой отряд кЬммунис- тов служит в Вооруженных Силах СССР. Партийная ра­ бота имеет здесь еври осо­ бенности. которые следует учитьшать при разработке Устава КПСС. Путь к повышению роли армейских партийных орга­ низаций и политических ор­ ганов в строительстве каче- сгаенно новых Вооруженных Сил на принципах революци­ онной перестройки лежит че­ рез обновление всей партий­ но-политической работы, че­ рез демократизацию жизни и деятельности воинских кол­ лективов. В этом направле­ нии должны ;работать и нор­ мы ХсТава КПСС, адресован­ ные армейским партийным организациям. Конечно, товарищи, это будет непростая Перестрой­ ка армейских структур но она назрела и к ней надо приступать. Мы рассчитьгаа- ем на обмен мнениями здесь, на Пленуме Центрального' Комитета, по этому очень важному вопросу. Демократизации партии, ее политическому и нравст­ венному обновлению послу­ жит создание Центральной контрольно-ревизионной ко­ миссии КПСС, избираемой партийным съездом и подот­ четной ем^. Шизнь доказала, что дей­ ствующая н ьт е система пар­ тийного контроля и ревизи­ онной работы себя исчерпа­ ла. Во многом это объясйя- ется ■тем. что контрольным и ревизионным органам в жизни и Уставе отведена второсдаденная роль. Они не обладают необходимой само­ стоятельностью. На местах многие парткомиссии заняты в основном, выполнением по­ ручений секретарей партий- "ных комитетов, а ревизион­ ная работа осуществляется, как правило, под руководст­ вом Финансово-хозя 119 гвсн- ных подразделений партийно- Сама жизнь подвела нас к необходимости создания в партийной структуре еданого самостоятельного выборного контролшого органа в цент­ ре и соответствующих орга­ нах на местах. Это было пре­ дусмотрено в решениях XIX партийной конференции, и теперь это находит свое от^ ражение в проекте Устава Высказываются опасения, что такая мера приведет рия» в партии. Политбюро ЦК, обсудив не раз этот вой- рос, считает подобные опа­ сения необоснованными, по- сколычт у нового контроль- кого органа не будет руково­ дящих функций., Вся его дея- телыюсть сосредоточится на контроле з а выпол­ нением программных до- куметтеш и Устава КПОС, рщпедий съездов и конференций, исполнением партийного бюджета, соблю­ дением партийной дисципли­ ны и этики, на рассмотрении апеллтщйй коммунистов. Центральная контрольно-ре­ визионная комиссия будет иметь демократический об- ’ лик, избирать свой подотчет­ ный исполнительный орган . — президиум и его сопред­ седателей. Мы смогли бы, наверное, взять на себя ответственность — давайте посоветуемся —- и разрешить создание конт­ рольно-ревизионных комис­ сий в районных, ГОРОДСКИХ} окружных, областных, крае­ вых партийных организациях и компартиях союзных рес- . публик на их конференциях и съездах до внесения соот­ ветствующих изменений в Устав КПСС, то есть в пери­ од подготовки к XXVIII съезцу партии. В порядае эксперимента такая работа У'же проводится. На основе опыта, который мы накопи­ ла, и вносятся предложеяия в Устав КПСС. На конференциях и съез­ дах можно было бы утвер­ дить н положения о комис­ сиях, ориентируясь на их функции, отраженные в про- екте нового Устава КПСС, а также в проекте положения о ЦК РК КПСС, который вьшесен на обсуждение на­ шего Пленума. Если не бу- . дет возражений, то этот под- / ход можно было бы отразить в постановлении Пленума Центрального Комитета. В контексте демократиче­ ской перестройки КПСС предусматриваются проектом Устава существенные изме­ нения в практике образова­ ния и расходования партий­ ного бюджета. Реализуются требования первичных парт­ организаций, которые повсе­ местно выдвигаются в насто­ ящее время: оставлять в их распоряжении до 50 процен. тов от суммы собираемых ими партийных взносов. Думается,, что в современ- ^ ных условиях, когда в дея- ' тельности парторганизаций появляется ряд новых функ­ ций и сфер приложения по­ литических усилий, эта ме­ ра своевременная и верная. В партийный Устав вводат- ся положение об открытости всех вопросов, связанных с формированием бюдасета и расходованием партийных средств. Отныне бюджет пар­ тии будет рассматриваться и утверждаться на Пленумах ЦК КПСС с последующей его публикацией. I I. В мроекте Устава предло- | жена новая шкала уплаты | членских взносов. Она состав- | лена^ с учетом многочислен- I ных 'предложений и поже.ла- I ний коммунистов. Правда. I среди них было и предложе- I ние освобождать некоторые категории членов партии от уплаты взносов. Такой шаг был бы не в традициях ка­ шей партии. Я думаю, он бы, и не был понят коммунис­ тами. Поэтому проектом пре­ дусмотрено введение симво­ лического членского взноса д-чя некоторых категорий, это, по-видимому, в данном случае как раз та «золотая середина», которая необхода- Заканчивая характеристи­ ку некоторых новых положе­ ний проекта Устава, хотел бы подчеркнуть, что эти нов­ шества вытекают из объек­ тивных потребностей совре­ менного развития партии, ее коренного обновления. Фор­ мулируя их в проекте Уста­ ва, мы рассчитываем, вынес­ ти на (Осуждение комм.уни- стов документ, нацеливаю­ щий на такую перестройку внутрипартийных отношений, которая соедишт широкую демократизацию партии с ро- (Окончаяие на 2-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz