Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
т ПролетарХШ всех стран, соединяйтесь! О бнинское знамя Орган Липецкого областного .комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 73 -й год издания Вторник, 13 марта 1 9 9 0 г. на Доклад М. С. ГОРБАЧЕВА Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1 9 д 0 года ! Ньшешний Пле- яух ЦК 1 МШНО рассматривать как непосредстве 1 шое продол жение февральского Плену ма. Ек-о главная задача — завершить ргвработку проек. тш документов для предсъе- здшсксШ дискуссии: расжмот. реть проект нового Устава и решить органивациоиные вол. росы подготовки съезда. Се- отеетсгвукщие документы и предложения у вас имеются, Предсъездьжжая дискус сия в партии, сс^твенно , уже началась и набирает силу. Хороший импульс этому, не сомненно благотворшму, щхъ д«к 1 у дал тфошт Платфор мы ЦК КПСС к ХХУШ съе зду партии. В партии и в стране он воспринш' как се рьезный ксдацегегуальвый до- К 5 'мент, в котором нашли отражение и критический анализ сосготия дел, и пу ти решения вставших перед страной острейших социально- экономических и политичес ких проблем, и дршщиииаль- ные цели обновления нашего ^общества. Хотел бы подчеркнуть, что мы рассматриваем проект Плат^Хшы именно как осно ву и базу ширящейся дис- К 1 ТХИИ в партии и о&цестае. Поэтому ашогослойная, по- лнфониэдая, я бы сказал, реакция на проект естествен, на. хуже было бы, если бы, как в преншие времена, раз давались со всех кш цш во згласы формальжяо одобре ния. Нашей целью было —и я говорил этом на преды^ дущем Пленуме Центрально го Комитета партии — соз дать дисумщга^ о п ^ л т ы й для общепартийного обсуждения, и тем самым способствовать'' дальнейшей активизации кол- ленядавното поиска. Разумеется, мы видим весь этот процесс идущим в ос- н(жном русле перестройки, в рамках нашего социалисти ческого выбора. Так что по иск — критический, позитив ный и настойчивый — нам просто жизненно необходим. Он будет идти вплоть до съезда, которьй и скажет окончательное сл(жо. приняв программный документ пар тии на ободримую перспек- НачавшаяСя дискуссия по казывает, что в центре ее находятся вопросы реформи рования партии. И это впо лне понятно, ибо здесь сей час как в фокусе сходятся многие проблемы сбществен. него развития. В проекте Платформы сформулированы, как вы помните, принципиа- льньье установки по пере стройке нашей партии. Те перь, в проекте Устава, они,, получают развернутое вопло. щение, Представлешый вам доку, мент родился не в головах аппаратных рс^тникор , а ^ являет собой свод конструк- Т ягивных предложений, кото- рЬю поступили в ЦК КПОС, в партийные газеты' и жур налы, разработаны в наших теоретических центрах — Институте ма.рксиз» 1 а-ленини- зма, Академии общественных наук, их республиканских фи лиалах, парти 1 Й!ых вузах. " чено от пер в и чн о , местных партийных организаций, от дельных коммунистов более 40 полных пройстов Устава, тысячи решений партийных собраний "И пленумов партий ных кгамитетов по уставным вопросам. Все это было вни мательно изучено и .аккуму лировано -в крмнссиях ЦК, неодаократно рассматрцва. Лось в Политбюро. Подготшленный документ в основе <жоей, как нам нрё- дсгавляется, отражает пре обладающие взгляды на пу ти и способы демократичес кого реформирования КПСС. Е1го ожидает обсуждение всей партии, поэтому мы се годня не только подходим итог большому этапу его со здания, но и открываем но вую фазу работы над ним. Работая над Уставом, мы исходили из нового, сложи вшегося уже в годы пере стройки, понимания места партии в обществе, ее функ ций, а также форм, средств и способов реалнаации пар тийной политики. Речь, та ким (фразой, идет о выра ботке документа, призванно го етатъ основным закшюм Ж 1 СЩИ той о№овяешюй пар тии, к которой мы идем, — партии гумашюго, демокра- тичеснеяю социализма. Гладнь®!.’ составляющим ( этого . нового понимания яв- ^ ляется сформулированный на XIX партжжференции прин цип разделения фунющй па ртийных и государственных оргааюв, последовательный рыход партии из государст венной систаиы как непосре дственно управляющего все ми процессами ядра. Иными словами, речь идет о во ^ р а - щегаш партии к своему пер- вородашну предназначению — быть авангардной полити ческой силой с&цества, раз- рабатывать и предлагать об ществу линии перспективно го развития, добиваться их реализации через коммунис тов В' государственныж и об- ществеиных структурах. Мы рассматриваем обню- ленную КПех: как союз еди- тов, основт^ающий свою де ятельность на творческом ра звитии идей Маркса, Энгель са, Лен 1 ша, как партию со- циалисигаеското в 1 ^ о р а , вы ражающую интересы ра!боче- го клтсса. всех трудяпщхся, партию, которая дгйивается консолидации ешетского мко- гонацианальното общества на своей протрамшюй Платфор м ы заявляем, что КПСС стоит на позициях интернаци онализма, открьЕга к сотруд ничеству с коммунистически ми и рабо’^ими, социалисти- ческюии и социал-демократи. ческими, либеральньши и на ционально- демократическими партиями, со всеми общест венными силами и дашкевяя- ми, выступающими з а мир и социальный прогреес. • Таким сйразом, КПСС об новляется, приофетает но вый облик на . собстаенном идейно - политическом фун даменте., Проект Устава кор- респондаруется с полОжения- аш П л а т ^ р м ы ЦК КПСС, по-новому хщщктеризую- шрвш роль и функ ции партии в условиях рефо рмирования всех сторон эко- ноанмесной, социал! но-поли- тической и духовной ншзни ойцества. Процесс такого обновле ния партш труден и неодно. шачея. С 'о д а о й стороны, ему мешают старые настро ения и привычки, тяга мно гих партийных работников, да и части партийной массы к непосредственно распоря дительным функциям. Отказ от них многим кажется поте рей политического влияния, утратой партийных позиций, общим ослаблением партии. ■С.^другой стороны, появи- л (^ь ' известное число людей, которые видят магистраль ный путь эволюции КПСС в превращении ее в партию па. рламентского типа или даже в некое аморфное обществен, но-политическое течение с ра^ыггыми границами, фор- малиным членством, т. е. в пестрое лоскутное одеяло, сшитое из самых разнообра зных фракций, групп и тече. Конечно,' борьба з а : поли тическое лидерттво в рамках демократических процедур, избирательных кампаний бу дет отньше одаой из основ- ньк функций КПОС. Приме нительно к этой функции не. обходимо выработать соотве тствующие уставные поло жения, заметно изменить ме, годы партийной работы и формы ее организаьщи. Та кие новшества внесены в проект партийного Устава. Возможно, потребуется их дополнительная проработка и развитие. Это покажет обсу ждение проекта. Но нельзя не считаться с другой стороной дела. Она состоит в тхш, что КПСС, яв ляясь правящей партией, по, литически ответственна пе ред, народом за состояние го сударства, нашей социалисти. ческой федерации, за поло жение в экономике, за безо пасность граждан, обеспече ние их прав и свобод, за со блюдение,'международных нн. тересов страны. Это принци пиально 'исключает для нас легковесные парламентские игры. Более того, это требу ет, чтобы КПСС не отстраня лась от участия в ,решении насущных проблем, которы ми живет страна, вела серь езную политику, • позволяю щую плодотворно использо вать маадат на политическое лидерскжо. Я думаю, что нужно ска зать твердое «нет» и тем, кто противится назревшим шме- неяиям роли и места партии в обществе, и тем, кто, испо льзуя наше желадае и рани мость осуществить реформи рование партии, хотел бы задать им свою направ'яен- ность, надеется на ослабле ние наших политических по зиций. Мы видим главную ,Ьшию обновления 1ЩСС в , том, чтобы авангардная роль ее не только не была утрачена, но, напрошв, из формально на различные стороны жиз ни общества. В х<эде всех в^^щ их обсу ждений у некоторых товари щей возникает вотрбс: а не приведут ли начатые переме ны к лрввсформации самой первозданной природы нашей ленинской партии? Сейчас нешущ ведется даз- говоров на эту тему. Разда ются голоса, что КПСС б 5 'Д- то шжила себя в своей основе и ее необходимо за менить другой партией, об ладающей иным первородным качеством. В этой связи под- брасьюается идея о переиме новании КПСС в социал-де мократическую, социалисти ческую или иную партию. Суть этой идеи — устранить из нгшамия КПСС жределе- дае «ктагаутсчическая», которое вытекает из ее коне, чного идеала и долговремен. ных задач. Считаю, что та кое предложеине принимать нельзя. Реализация его на несет серьезный удар по идейной основе КПСС, вызо вы в политическую ность. .эф(|)е«тивно влияьощую кадш^иютов и Непартий ных, которые поддерживают КПСС как партию высоких Нужно видеть и междуна- родаые последстмя такого шага, если бы 09 вдруг был предаринят. Ш отрицательно сказался бы на деятельности тех партий, которые в труд ных условиях отстаивают коммунистическую идею. Собственно, новое видение роля КПСС и диктует необ- ходим(жть коренной перест- ,ройки ее Устава. И не тол - ко Устава, но и ряда госу дарственных актов, включая и Котституцию СССР. В этой связи представля ется' целесообразным, чтобы Центральный Комитет вы шел с законодательной ини циативой об изменении в Ос, ионном Законе статей, каса ющихся партии, на Съезд на- родных депутатов СССР. Со- ответствукмцие предложения у вас имеются. Смысл их сводится к тому, чтобы иск лючить положение о руково. дящей роли КПСС, о партии как ядре политической сис темы, зафиксировать в Осно. вном Законе для КПСС и других политических и обще ственных .организаций рав ные ВО.ЗМОЯШОСТИ принимать — естественно, в законных, демократических формах — участие в общественно-поли тической жизни, бороться за такие изменения лежат в ру. еле нового понимания роли партии, зафиксированн'м и в проекте П л а т ^ ^ м ы ЦК, и в проекте Устава. Предлагая новый партий ный Устав, №1 намерены уза конить и гл т^ к и е пргобразо. вания во внутрипартийной жизни. Они изменят облик КПОС, придаю'т ему подлин но демократический харак тер. Внутрияартийяые отно шения должны при этом при. обрести новые качества: де мократизм и товарищество, плюрализм мнений и глас ность, уважение интересов меньшинства, сочетающееся с необходимой партийной ди сциплиной. При этом пар тия должна, разумеется, ос таться крепкой и единой ор ганизацией, живущей по тй- щему закону, с которым ка. ждьш из вступающих в нее добровольно соглашается. , Эта линия на демократи зацию отразилась на самой логике проекта Устава, его структуре и объеме. Учтены ’мноточнелённые пожелания о том, что новый Устав до лжен быть-''кратким, содер жать только основополагаю щие нормы партийной жизни, позволяющий открыть прос тор для самостоятельного тво рчества коммунистов, обеспе чить гарантии реальной ав тономии партийных организа ций. Проект нового Устава примерно на одну треть ме ньше по объему, чем дейст вующий, содержит шесть ра. зделов вместо десяти и 39 параграфов вместо 72. Хо тя в'чера в беседе е т<жари- щами я почувствовал, что ре зервы и здесь еще имеются. Главный смысл изменений уставных норм состоит в том, чтобы поставить комму ниста в центр партийной жи. зни, обеспечив ему самые йщроше воэмсттаост для участия в выработке партий ной политики и ее реализа ции, в формировании руково дящих партийьых органов, контроле за их деятель ностью. Это прежде всего получило отражение в вопросах член ства в КПСС. Здесь созда ется новая ситуация. Во-пе рвых, все права по приему в чдейм включая око нчательное решение этст-о вопроса, передаются тем, кто лучше любых инстанций зна ет людей, — первичным парт, организациям. Во-втэоых, пре дусматривается упразднение кацдадатского стажа в оба- ' зательное представление ре- кометдаций при вступлении в КПСС. В-третьих, вводится положение о добровольном выходе из пар 1 Ш 1 . что, разу меется. не означает отстране. ние партийных организаций от работы по укреплению ряде® КПСС, очищению их от, лиц, чье новедешю поро чит партию, несовместимо с ее Уставом. Предлагается уйти от де тального перечисления обя- зашюстей коммуниста. Более четко формуштруются права члш а парши, гарантии его партийнтШ и граявданской ак тивности. Идея повьыпеиия роли ком м уни с т а проннзьшает и цре- дложения по демократизации механизма выборности в па ртии. Они предусматривают участие в этом процессе всей партийной массы. Закрепля ется алья'ернатьшяость, прин ципы выдаижения кандида тур снизу, непосредственное участие всех коммунисте® в выборах делегатов на конфе ренции и съезды, избрание на них, а не н а , пленумах, первых секретарей партий ных комитетов. Предусмотрено право пар. ти 1 щых организаций одновре. менно с избранием делегатов на конференцию или съезд вносить предложения по ка ндидатурам в состав вышес тоящего партийного ефгана. Вводится отчетность всех членов партийных комитетов, возможность отзьша не ои- рандавших доверие коммуни. стов н з выборного ортана, роспуска его до истечения полномочий, а также ограни чение времени пребьюания на своих постах всех выбор ных лиц в партии даумя сро ками полномочий. Под углом зрения демокра тизации партийной жизни обновляются и нормы Устава, регулирующие ортанизацион- ное строение партии. Выска. зьшались предложения строить партию сугубо по территориальному признаку, Одааю) такой подход привел бы к отрыву партии от тру довых коллективов, к ослаб, лению ее связи с массами. Поэтому, высказьюаясь наков строения партии, глав ное мы видим в {юсте само-' стоятельности партийных ор- гшшзаций всех уровней. Се годня жизненно важно осу ществить децентрализацию руководства партийной р а ^ - той,‘ с тем чтобы обеспечить вместе с демократическим единством партийных рядов реальную автономность пер- вичньвь, местных партийных организаций, компартий со юзных республик. Устав КПСС, мы считаем, должен •определять только самое ос. новное, касаницееся статуса этих звеньев партийной стру ктуры, -ошеся к их ведению выработку и реалтаацию со бственных программ действий и форм политичеекой рабо ты, решение многих структур ных, кадровых, шздательских, финансовых вопросов. Особое внимание в Уставе уделено первичной партий ной организации кай основе партии. Мы стремились к тому, чтобы в уставных но рмах закрепвдъ возрастаю щее влияние низовых -звеньев партии на выработку полити ки КПСС, избавить от мело чного вмешательства в их де ятельность вышестоящих ор. ганов, аппарата. Новый Устав гарантирует первич ным парторганизациям воз можность самостоятельно и ответственно решать вопро сы, связанные с определени ем программ форм деяте льности, своей структуры, периодичности и порядка проведения ^собраний, полити ческих акций. Сильный акцент в прс®кте Устава — я надеюсь, вы об ратили на это вшшаиие — делается на создание усло вий, благоприятствующих активной деятельности рай комов. горкомов партии. Мы считаем, что повышение ро ли этих опорных звеньев па ртийной структуры, ближе всего стоящих к первичным организациям, непосредствен: Но ведущих политическую ра боту среди населения, дол жно стать ныне одной из ос ношых линий в процессе де. мократизации общественной жизни. С этой то-чни зрения мы считаем неприемлемыми пре. дложения упразднить райко мы, горкомы, а также обко мы, крайкомы партии. как якобы ненужные 'перегород ки между Центральным Ко митетом и пертичными пар тийными организациями. Не трудно представить послед ствия такой «реформы». Центральный Комитет КПОС будет не в состоянии осуществлять непосредствен ную связь с более чем 400 тысячами первичных органи заций. Коммунисты же ут ратят .возможность влиять на положение дел в райо нах, городах, областях, кра ях, еще больше, чем в за стойные времена, заикнутся на локальные интересы. Да же политическую борьбу на выборах в Советы народных депутатов они не смогут ве сти сколь-нибудь эффектив-' но, на что. видимо, и упова ют противники четкой пар тийной структуры. Кстати, опыт восточноев ропейских стран свидетель ствует о том. что ослабле ние партии происходило как -раз после того, когда, были разрушены районное и го родское звенья. Выступая против тр^бова-.. Ш 1 Й рдарушить существую-*' щую структуру партии, мы вовсе не стоим за то, чтобы она оставалась окостенелой. Уставные положения, касаю щиеся этого вопроса, дают простор для творческих под ходов. Имеется в виду отка- затызя от. жесткой оршязки структуры партци к адвшни- стративно -территориальному Д€Л 1 еншо страяы, что, как из вестно, было вполне объяс нимым раньше, когда пар тийные комитеты управляли воем и вся в своих региоиах. Всем звеньям партии дается право самим решать струн-, турные вопросы вплоть до сотдания или ушразднения райкомов, горкомов и т. д. Впервые в Уставе преду сматривается возможность образования советов секрета рей партийных организаций, партийных клубов, дискусси онных центров и других ор ганизационных формирова ний, вькодящих. за рамки традиционных партийных структур. Это.\ несомненно, важный шаг по пути демо кратизации партийной дея тельности, и он, собственно, закрепляет в . Уставе - тот опыт, который у нас нако пился в последние годы. В проекте Устава на каче ственно новом уровне учи- тьгеаются и разрешаются на циональные моменты в пар тийном строительстве. . Ост рые проблемы межнациональ ных отношений затронули и партию. Высокую актуаль ность приобрели вопросы , взаимоотношений компартий союзных республик — и ме жду собой, и с центрсти. Беспокоит, что в поиске новых решений порой забы вается главный предмет на шей заботы — целостность КПСС. В частности, выска зываются предложения перей ти к построеншо КПОС по федеративному принципу — как союза компартий союз ных республик, закрепить в Уставе КПОС только те пра ва, которые добровольно де легируются центру компар тиями союзных республик. Одновременно предлагается предусмотреть право компар тий союзных республик на выход из КПСС путем рефе-^ рендума среди коммунистов республики. Нетрудно представить по следствия таких нововведе ний. Это был бы раздел КПСС |по национальному признаку, при котором ста нет цевозможной единая пар тийная политика, реализация ин' 1 ргрирующих. координиру ющих функций ш1СС в обще стве, совместная работа по укреплению советской феде рации, Союза ССР. Нормы, которые заклады ваются в проекте Устава, по зволяют сохранить КПСС единой. Вместе с тем они за крепляют новый, статус ком партий союзных республик, обеспечиваюпщй им реаль ную самостоятельность в рам ках Програмзйы и Устава КПСС. Эта самостоятельность будет реализована в предо ставлении- компартиям со юзных республик права раз рабатывать собственные про граммные и нормативные документы и в соответствии с ними решать организаци онные, кадровые, издатель ские н финансовые вопросы, проводить политическую ли нию во всех сферах разви тия своих республик. В цро- екге Устава предусмотрено также, что принципиальные решения Презвдириа и Ко- мисеий ЦК КПСС, касающи еся компартий, союзных рес публик, должны рассматри ваться при участии их полнр- яючных представителей, а в . с т ^ а е несогласия с при нятым рещениеи ЦК ком- вправе требовать созыва Пленума ЦК КПСС для об суждения спорных вопросов. В связи с заложенными в проект Устава принципами и подходами к решению проб лем, касающихся республи канских компартий, встает и важнейший вопрос о созда нии республиканской партий ной организации в России. Нет нужды говорить о той особой роли, которую Рос сия как мощный системообра зующий фактор играет в ражшах Союза, а коммутасты России — в обеспечении е д и ^ в а . и целостности чисЯе российских _____ парторганизаций вопрос создании Компартии РСФ '' поставлен со всей решитель ностью, В Ленинграде, на пример, за ее создание вы сказались в ходе референду ма, как нас информировал Ленинградский обдастной ко митет партии, 80 процентов коммунистов. Думается, что решить этот вопрос должны сами коммунисты республи- На прошлом, расширенном Пленуме, как вы помните, мы договорились, что пар тийные организации РСФСР на своих собраниях и конфе ренциях обсудят этот воп рос, а 'ИТОГИ подведет рес публиканская партийная кон ференция перед XXVIII съез- ,дом партии. , Предлагается на ваше рас смотрение, товарищи; Провести эту конференцию 19 июня в городе Москве. Она должна будет оконча тельно выработать общую по зицию коммунистов РСФСР и представить ее съезду пар тии. С учетом этого бьшо бы логично не избирать на нее делегадав отдельно, а наде лить соответствующими пол номочиями делегатов, изб ранных на XXVIII съезд КПСС от партийных органи заций РСФСР. Они примут решение и будут проводить его на съезде; Мы обсуждали этот воп рос специально — на Полит бюро несколько раз и на по следнем Пленуме ЦК, в рамках обсуждения проекта Платформы к XXVПI съезду. Конечно, можно пойти таким . путем: избрать делегатов на российскую партконферен цию самостЧ)ятельно, провес^ ти эту конференцию, где вьь работать соображения и предложения для рассмотре ния на XXVIII съезде пар тии. Но не получится ли так, что делегаты российской кон ференции соберутся, выда- ботают предложения, а вслед за ними придут делегаты съезда от российских пар тийных- организаций — и еще неизвестно, будут ли они ■согласны с тем^ за что вы сказались делегаты россий ской партконференции. И может получиться какая-то н е р а ^ р и х а вместо преемст венности. Поэтому логично то, что мы предлагаем: деле гаты Х Х у ш съезда, избран ные от российских парторга низаций, соберутся за пару недель до съезда на свою конференцию, сами обсудят эти вопросы, выработают коллективно предложения и будут их отстаивать на съез де. Нам кажется, что такая позиция Политбюро продума на, что э т о п р а в и л ь н о . Подготовку такой конфе ренции можно было бы по ручить российскому бюро ЦК КПСС и подготовитель ному комитету» образованно му из представителей крае вых, областных,. окружных, Московской городской пар тийных организаций. Я ду маю, это обеспечило бы как ' раз то, что нужно. Полагаю, что только та кой подход позволит интег рировать все возникшие в этой области за последний период инициативы в единый поток и быстро начать кон структивное решение этой большой проблемы. Подробно формулируются в проекте Устава положе ния, включенные в раздел о высших органах партиС Это вполне понятно. Ведь норма тивную основу организации деятельности высших орга нов партии, в отличие от ру ководящих органов местных, парторганизаций}, компартий союзньк республйк, нельзя определить никакими други ми документами, кроме Ус тава КПСС. Новое в этом разделе —- это, прежде всего, учрежде ние более широкого исполни тельного органа Центрально- Г 9 партии — Прт- зидщгма ЦК КПСС, в состав которого должны избираться представители рабочих, кре стьян, интеллигенции, воен нослужащих, ветеранов пар тии, а также входить по дол жности руководители ком партий союзных республик. Количество членов Предада- ума устанавливает съезд. Предлагается создание воз главляемых секретарями ЦК постоянных ковшссий ЦК КПСС, призванных осуществ лять проработку вопросов деятельности партии по раз личным направлениям. В от личие от существующих сей час комиссий они наделяют ся правом принимать реше ния по вопросам своей ком петенции. Предлагается ввести в партии должности Председа теля КПСС и его заместите лей, которые будут избира ться партийным съездом. Они будут осуществлять по вседневное общее руководст во работой органов ЦК КПСС, обеспечивать ее со гласованность и эффектив- Эта идея уже заложена в Платформе ЦК КПСС, об суждается в партийных орга низациях. Возник ряд вопро сов у коммунистов. И среда них один — я на нем хотел бы буквально в двух словах остановиться—такой; а не на несет ли это какой-то ущерб коллегиальности, в работе партийных органов? Нам ка жется, товарищи, что мы сформулировали правильную идею. Почему? Если быть реалистами и честно анали зировать — а только так мы и можем йостлхать, — у многих коммунистов настрое ние таково, чтобы основные руководящие лица партии избирались коммунистами на прямую. Поэтому и возник ло предложение: избирать их не на пленумах партийньге комитетов, а са.мими комму нистами на партсобраниях, конференциях и съездах По скольку делегаты конферен ций и съездов будут выбра ны по партийным округам, то есть прямо первичными организациями, то эти пред ставители первичных орга- нидаций и выразят их волю в отношении выбора первых лиц. Но давайте мы это об судим. Мне думается, что в этой идее заложен высший уровень коллегиальности: под контролем коммунистов ока жутся главные лица в пар тий, начиная от первичной организации до высшего эше- Нужно отметить, что есть и сторонники создания, в ка честве постоянного органа ЦК КПСС видоизмененного Секретариата ЦК. Думаю, что нам нужно здесь, на Пленуме, обсудить и ’ этот вопрос. Большой отряд кЬммунис- тов служит в Вооруженных Силах СССР. Партийная ра бота имеет здесь еври осо бенности. которые следует учитьшать при разработке Устава КПСС. Путь к повышению роли армейских партийных орга низаций и политических ор ганов в строительстве каче- сгаенно новых Вооруженных Сил на принципах революци онной перестройки лежит че рез обновление всей партий но-политической работы, че рез демократизацию жизни и деятельности воинских кол лективов. В этом направле нии должны ;работать и нор мы ХсТава КПСС, адресован ные армейским партийным организациям. Конечно, товарищи, это будет непростая Перестрой ка армейских структур но она назрела и к ней надо приступать. Мы рассчитьгаа- ем на обмен мнениями здесь, на Пленуме Центрального' Комитета, по этому очень важному вопросу. Демократизации партии, ее политическому и нравст венному обновлению послу жит создание Центральной контрольно-ревизионной ко миссии КПСС, избираемой партийным съездом и подот четной ем^. Шизнь доказала, что дей ствующая н ьт е система пар тийного контроля и ревизи онной работы себя исчерпа ла. Во многом это объясйя- ется ■тем. что контрольным и ревизионным органам в жизни и Уставе отведена второсдаденная роль. Они не обладают необходимой само стоятельностью. На местах многие парткомиссии заняты в основном, выполнением по ручений секретарей партий- "ных комитетов, а ревизион ная работа осуществляется, как правило, под руководст вом Финансово-хозя 119 гвсн- ных подразделений партийно- Сама жизнь подвела нас к необходимости создания в партийной структуре еданого самостоятельного выборного контролшого органа в цент ре и соответствующих орга нах на местах. Это было пре дусмотрено в решениях XIX партийной конференции, и теперь это находит свое от^ ражение в проекте Устава Высказываются опасения, что такая мера приведет рия» в партии. Политбюро ЦК, обсудив не раз этот вой- рос, считает подобные опа сения необоснованными, по- сколычт у нового контроль- кого органа не будет руково дящих функций., Вся его дея- телыюсть сосредоточится на контроле з а выпол нением программных до- куметтеш и Устава КПОС, рщпедий съездов и конференций, исполнением партийного бюджета, соблю дением партийной дисципли ны и этики, на рассмотрении апеллтщйй коммунистов. Центральная контрольно-ре визионная комиссия будет иметь демократический об- ’ лик, избирать свой подотчет ный исполнительный орган . — президиум и его сопред седателей. Мы смогли бы, наверное, взять на себя ответственность — давайте посоветуемся —- и разрешить создание конт рольно-ревизионных комис сий в районных, ГОРОДСКИХ} окружных, областных, крае вых партийных организациях и компартиях союзных рес- . публик на их конференциях и съездах до внесения соот ветствующих изменений в Устав КПСС, то есть в пери од подготовки к XXVIII съезцу партии. В порядае эксперимента такая работа У'же проводится. На основе опыта, который мы накопи ла, и вносятся предложеяия в Устав КПСС. На конференциях и съез дах можно было бы утвер дить н положения о комис сиях, ориентируясь на их функции, отраженные в про- екте нового Устава КПСС, а также в проекте положения о ЦК РК КПСС, который вьшесен на обсуждение на шего Пленума. Если не бу- . дет возражений, то этот под- / ход можно было бы отразить в постановлении Пленума Центрального Комитета. В контексте демократиче ской перестройки КПСС предусматриваются проектом Устава существенные изме нения в практике образова ния и расходования партий ного бюджета. Реализуются требования первичных парт организаций, которые повсе местно выдвигаются в насто ящее время: оставлять в их распоряжении до 50 процен. тов от суммы собираемых ими партийных взносов. Думается,, что в современ- ^ ных условиях, когда в дея- ' тельности парторганизаций появляется ряд новых функ ций и сфер приложения по литических усилий, эта ме ра своевременная и верная. В партийный Устав вводат- ся положение об открытости всех вопросов, связанных с формированием бюдасета и расходованием партийных средств. Отныне бюджет пар тии будет рассматриваться и утверждаться на Пленумах ЦК КПСС с последующей его публикацией. I I. В мроекте Устава предло- | жена новая шкала уплаты | членских взносов. Она состав- | лена^ с учетом многочислен- I ных 'предложений и поже.ла- I ний коммунистов. Правда. I среди них было и предложе- I ние освобождать некоторые категории членов партии от уплаты взносов. Такой шаг был бы не в традициях ка шей партии. Я думаю, он бы, и не был понят коммунис тами. Поэтому проектом пре дусмотрено введение симво лического членского взноса д-чя некоторых категорий, это, по-видимому, в данном случае как раз та «золотая середина», которая необхода- Заканчивая характеристи ку некоторых новых положе ний проекта Устава, хотел бы подчеркнуть, что эти нов шества вытекают из объек тивных потребностей совре менного развития партии, ее коренного обновления. Фор мулируя их в проекте Уста ва, мы рассчитываем, вынес ти на (Осуждение комм.уни- стов документ, нацеливаю щий на такую перестройку внутрипартийных отношений, которая соедишт широкую демократизацию партии с ро- (Окончаяие на 2-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz