Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
7 января 1990 г., Ке 6 (18 603) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Кииги липецких авторов «ВРЕМЯ ПРАВДЫ» Так называется сбор|Ник пуй- лидисгики, изданный Центра льно-Черноземным издатель ством в каиу.н нового года. Эту книгу по-прав,у можно наз вать пионерской. Нет де по форме и комяозвдии — это всего лишь ряд написанных несжолькимн авторами очер ков ---- «о по той глубинной обобщающей мысли, что при сутствует в каждой работе. Уже само название книги под черкивает рдею и пафос раз мышлений авторов — «Время правды». Вот на эту главную идею публИцнстичК1К01го сбор ника хочется, в первую редь, обратить внимание татеЛей. Быть может, не вся кому, кто возьмет его в руки будут интересны проблемы, ос ■мысляемые авторами, но каж дый, я уверен, заинтересуется — как по-новому, неравнодуш но и пристально, рассматрива ются они. Так, из-под снегов упорно пробиваются, поначалу тихие, вешние ручьи. Без сом нения, подобная тенденция должна креп.нуть и набирать энергию: не просто, сомне ваясь и переживая, избавлять ся от тенет догматического мировоззрения и м:ифолопизи- рованных представлений ми нувших десятилетий. Но умуд ренный. правдивый взгляд на жизнь н<юбходим: а нем — за лог верности продвижения по избранному обществом в апре ле 85-года" пути. . Сборник составили работы тринадцати авторов —- партий ных работников, журналистов, писателей — из нескольких областей Черноземья. Четыре — из Липецкой области, и о них наш разговор. 5,Панорам!ную картину дра матического отрезка истории нашего государства, разверну тую известным писателем из Курска Е. Носовым, органич но дополняют раздумья лип чан — С. Панюшкина, В. То поркова-, А. Колядов1а, Ю. Ма- наенкова. Разнообразие, кон кретизация взглядов углубля ет и расширяет обзор проб лем, СТОЯЩ.ИХ перед обновляю щимся обществом, побуждает активнее взглядываться в жизнь. Характерный штрих: пока книга проходила произ водственный процесс, секре тарь областного комитета пар тии стал секретарем ЦК КПСС, секретарь райкома изб ран председателем облисполко ма, писатель, озабоченный со стоянием истор.и,ко-культурно-. го наследия в области, воз главил сформированное крае ведческое общество. В этом также примета времени, пот ребовавшего не только ради кальных решений и действий, но й таких работников, кото- рь{м по-плечу нелегкий груз непростых задач и ответствен ных решений. Обзор очерков липецких ав торов целесообразней по- строш-ь в несколько иной пос ледовательности, чем они да ны в ккнге: это сформирует необ.ходимую перспективу при чтении. Работа журналиста А, Коля- дова «Иван’Сидякин еще по,ра- ботает» — о человеке на зем ле, о неуапокоенном, неравно- душном- колхознике Иване Ла заревиче Сидякине из поре девшего старинного русского села Сертиевки. Глазами , ста рого крестья;нина осмькляет ав тор перемены, порой противо речивые, происходящие -на се ле, в колхозном коллективе. Но не только внешние приме ты интересуют, а более — те ^вменения, что происходят , в душах односельчан, да и в са мом Иване Лазаревиче. Напи санный главами, охватывающи ми- период с 1982 по 1988 год, очерк дает как бы ретроопек- цию колхозной жи:тни: от за рождавшихся хозрасчетных по исков . до сегодняшних подря да и аренды. Следующий очерк В. Топор кова «Неделя как неделя» так же создан- на материале жи вом, актуальном; он с первых строк вводит читате.пя в на пряженный ритм трудовой не дели не только руководителя района (а В. Топорков .расска зывает именно о своей рабочей неделе секретаря райкома КПСХ^), но и всего района. Страдные, горячие дни, сотни разнообразных проблем, стоя щих перед тружениками и ру ководством. Прослеживается в очерке и вторая, не менее важ ная тема — .раздумья о роли партийнаго комитета района, партийного звена хозяйства, каждого партийного вожака. Надо отметить, что осмысле ние этой важной сегодня ди- лем)мы «партия — общество» на уровне районного звена, придает очерку особую остро ту и интерес, а своеобразная диалогичность взгляда — ем кость и диалектическую зако номерность выводов. Подчеркну один объединяю щий мотив этих двух работ, быть может не столь лрко вы раженный. но обязательно под- разумевакнцийся — о дисцип лине на любых участках ра боты. По прочтению подспуд но 8ы,рисо.вывается такая мысль: человека мож^ дис циплинировать только дело, правильно. организованное. Лучших предпосылок дисцип лины не существует. Стержнем же дисциплинированного тру да является интерес, заинтере сованность работника. Потому- то демаго!гическ:ие призывы и заклинания к днсциплияе спо собны Лишь попирать и топ тать ростки демократии, отби вать охоту к труду у честных тружеников и ожесточать не радивых. Что жр такое труд из-под палки, дисциплина ок- ,рика, — мы уже знаем, как знаем и результаты... Страстно и бескомпромис сно напиСан старейшим липец ким писателем С. Панюшки ным очерк «Ужели с землей сравняем?» — о сбережении историко-культурного богатст ва липецкого края. Очерк м;но- гопланов, острополемичен, но един в своем неприятии тех деятелей от культуры, суть которых афо,ристинно заклей мил еще в прошлом веке ве ликий гражданин отечества: «Подлость и невежество не уважают прошлого, пресмы каясь перед настоящим». С. Панюшкин рисует горестную картину состояния памятников прошлого в области и городе, анатомирует длительный про цесс разрушения историческо го градостроительного насле дия в областном центре. Осо бенно ярко этот антигуманный к прошлому горрда процесс от ражен в поистине драматичес ких событиях, развернувшихся в последнее время вокруг Ли- |Пецкого Городища, памятнике истории, археологии, приро'ды. Но очерк полон надежды и ве ры в опаснтельность не поза бытой еще до конца сынов!ней любви липчан к своему бога- тейшему наследием краю; и направлен, в первую очередь, к пробуждению созидательной любви, к чести и достоинству сограждан в потоке неразрыв ного исторического процесса, напоминает еще и еще раз, что только «красота спасет ■мир», что только народ куль турный способен воплотить в реальность идеалы перестрой- Статья бывшего секретаря обком'а КПСС Ю. Манаенкова — о насущнейших вопросах пе рестройки, но уже с позиций более масштабных. Раздумья секретаря как бы вбирают -и тот ряд тем, о которых раз мышляют упомянутые выше авторы: роль партии н Сове тов в обществе, вопросы иде ологии, экономики, кадровой политики, партийнаго долга и чести, состояние нравственнос ти, вопросы культурного стро ительства — все так или ина че преломляется в авторских -размышлениях. Статья завер шается краеугольными, перс пективными выводами, таки ми, например; «Нужно, чтобы и духовная сфера, наша нравственность, подобно эконбмическому меха низму, превращалась в само настраивающуюся, саморегули- руемую систему, которая авто матически гарантировала бы защиту от случайностей и про извола». Или; «..лартийные ор ганы должны часть функций вернуть по назначению и нап равлять процессы, а не «уп равлять» ими». Актуально? Без сомнения. Еще раз хотелось бы под черкнуть новизну и подходов в осмыслении непростых ре альностей нашего сложного времени, и конструктивность выводов в каждой из рассмот ренных работ, обратить вни мание на заинтересованность, неравнодушие авторов, в чем особая ценность сборника. |Важ.ность периодического издания книг подобного - рода — очевидна и необходима: правда должна иметь трибуну. В. ПЕТРОВ. ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ Президиум Верховного Со вета СССР присвоил ряду ра ботников культуры, транспор та и другим почетные звания. За заслуги в области совет ской культуры'и многолетнюю плодотворную работу почетное звание «Заслуженный работник ■культуры РСФСР» присвоено Горностаеву Николаю Федоро вичу — дирижеру оркестра русских народных инструмен тов Липецкого областного Дво рца культуры профсоюзов. За заслуги в области тран- ^таорта и многолетний добро- ^сшестный труд почетное зва ние «Заслуженный работник транспорта РСФСР» присвое но Гуну Александру Кирилло вичу — начальнику производ ственного автотранспортного объединения «Липецкстрой- транс»; Минакову Владимиру Михайловичу — автослесарю автопредприятия .№ 1 произ водственного • автотранспортно го объединения «Липецкстрой- транс»; Петренко Владимиру Сергеевичу — водителю авто мобиля автопредприятия № 3 производственного автотранс портного объединения. «Липец- кстройтранс». За заслуги в пропаганде ма рксистско-ленинской теории и политики КПСС почетное зва ние, «Заслуженный работник культуры РСФСР» присвоеио Буеву Александру Михайло вичу — пропагандисту систе мы марксистско-ленинского об разования Студеновскосо рудо управления, город Липецк, к « в НАРАЩИВАЯ МОЩНОСТИ СЕВЕРОДВИНСК (Ар. хангельская . область). 6 ., Вчетверо за минувший год увеличили вьшуск вакуум ных котлов для агроиромыш- лен'ного комплекса в произ. водственном объединении «Северное машиностроитель ное предприятие». Эти вы- сокогароизводительные аг регаты превращают отходы, получающиеся при ое,рера- ботКе .мяса, в костнук} муку — богатый белками [ корм для животных. Северодвин ские машиностроители от правили потребителям более ТЫСЯ1ЧИ комплектов оборудо вания. Спрос на такую тех нику на селе огромный, и объединение наращивает производственные мощности, готовится перейти на вьшуск нового котла — бо.чее совер шенного и надежного. Ваку умные котлы далеко не единственное направление консервации в объединении. (ТАСС). П ЕРЕСТРОЙКА коснулась многих сфер нашей жизки. В том числе н тех, которые ранее замалчивались. На наших глазах меняются, например, отношения между государством и церковью. И хотя Мы стоим на разных ин- ро 1 воззренческих позикщях, у нас немало общих забот, чек соприкосновения. Об атом, беседует наш корреспондент с настоятелем Тро ицкого собора в Задожке В. И. КОНДРАТЮКОМ. Церковь в годы Советской власти всегда была отделена от государства. И не абстрак тным непр’иступиым рвом, а вполне конкретным металли ческим забором, зайти за ко торый значило ,6ы пересту пить публично апределенную ...И вот я сижу в уютной квартирке священника В. И. Кондратюка по улице Совет ской в Задонске и мы беседу ем... о поэзии М. Ю. Лермон това (любимый поэт хозяина) и .прочих мирских делах. Раз горяченный (если вообще к отцу Владимиру возможно употребить это выражение) беседой, он достает общую тетрадь, заглядывать в кото рую не позволено никому. Для меня о.н делает исключение, В тетрадке «собственные вирши», посвященные ближ ним, «о главным образом от цу. которого Владимир Игнать евич боготворил. Борода с проседью нео1Шль- ко старит отца Владимира, но живые голубые глаза восста навливают «справедливость». Где-то в коице коридора ма тушка открывает входную дверь и мой собеседник забот ливо накланяется ко мне: «По ногам не тянет?». Обычная комната. В углу молчит стареныкое пианино, на печке сушатся сухарики, меж ду окон стоит «черно-белый» телевизор, на столе скром ный букетик хризантем, а вме сто картин по стенам — ико ны. Много икон. Мы благодарим перестрой ку за «оттепель», наступив шую в «наших» отношениях, разговариваем, — Вашу общину, отец Вла димир, общину Свято-Трояц- кой церкви, можно поздравить с возвращением ей Владимир' ского собора. Многие задонцы поддерживают это решение облисполкома, полагая, что те перь судьба одной из самых значительных построек Задон- ска (собор — воплощение про екта известного архитектора К. А. Тона) будет в надежных руках. Логично также, что о содержании храма станут за' ботиться те, кто будет в нем служить. Как думает община распорядиться своей собст венностью, как вообще рас ценивает акт передачи • госу дарством собора Церкви? — Мы, верующие, глубоко удовлетворены тем, что отно шения между госуда.рством и Церковью в последние годы носят благожелательный Ха рактер. Передача культовых зданий — лишнее тому под- тверж.докие. Так, еще несколь ко лет назад правительство передало Русской Православ ной' Церкви ансамбль Овято- Даиилова монастыря в Моск ве, а затем ■— монастырские комплексы в Калужской и Ярославской областях. И вот этот далеко не полный цере- чень пополнился теперь еще Одним примером. Все эти фак ты говорят О том, что заметно окрепла, если так можно вы разиться, 52-я статья Консти туции . СССР, гарантирующая гражданам свободу совести. О дальнейшей судьбе собо ра говорить пока рано: идет его реставрация. Лично я не исключаю в перспективе воз можность возвращения в храм мощей Тихона Задон(жого, где • они когда-то покоились. Есть и еще одна новость, о которой знают немногие.' Про явив добрую волю, исполком райсовета в Задонске принял 9 октября решение о передаче нашей общине здания церкви Казанской богоматери, что расположена «а территории городакого кладбища. А уже ■на следующий день я собрал прихожан — всего было двад цать^ три человека — и мы прнсЧ*;^пили к очистке храма. За один день вывезли девять самоевалов мусора. Наша по- опешность объясняется просто: заранее достигнута договорен ность с реставраторами на ре монт и этого культурного зда ния, их руководитель А. Д. Телегин обещал начать работы с купола не позднее весны бу дущего года. — Вы упомянули о «свя тых мощах» Тихона Задон ского. Нетрудно предположить, что отношение к проблеме их возвращения, если до этого дойдет, конечно, в обществе будет неоднозначным. О вскрытии «мощей» в свое вре' мя писали многие газеты, включая и центральные, при чем писали как о гуманном по отношению к обществ^г акте. Кроме того, из краеведческой литературы следует, что Ти хон Задонский, простите, был реакционером и крепостником... — Сегодня заново перепи сываются целые страницы ис тории, в ней проявляются но вые имена великомучеников. Кто и за что страдал — это для Церкви, для веры уже ча стности. Что касается святца Тихона, то я могу, в свою очередь, сослаться на церков ную литературу. А по ней он был любим крестьянами, по читаем верующими, которых среди тех же крестьян было большинство. Один только факт: на открытии святых мо- ступлениях в стенах храма, так сказать, отстулления от «основной» темы, говорите ли вы пастве о ситуации в стра' не, области, райше? — Да, я с большим волне нием слушал пропо1ведь М,ит- рополкта Питирима Волоко- Л1амско1го и благодарил теле- хочу сказать о помощи психо неврологическому .интернату, дружба с которым только на чинается. Мы передали сюда пять телевизоров, купили 28 килограммов конфет, 280 кре стиков. Провели здесь и об ряд причастия. Но много слишком много еще людей видение за лредоставлвнную нуждающихся в помощи. возможность осознать гл(у- боюий омькл еказа,нного высо ким духовным наставником. Смог бы я выступить' в свет ской аудитории? Не знаю, не думал об ЭТО.М. Да и потом я не красноречив. К тому же на меня, я думаю, влияла бы ат мосфера: ведь я привык к об щению в стенах храма. Глав ная, как вы Выразились, тема для меня — религиозная. Я Отец Владимир, как дует относиться к Библии не ловеку неверующему: — Как к копилке мудрости кладезю общечеловеческих цен ностей. Вне зависимости от ве роиоповедаяия знать эту кни гу культурный человек просто обязан. —- Согласен. Только вот где взять ее? Дело дошло до то- объясняю людям назначение* го, что на «черном рынке» Бнб- праздкиков, обрядов,, всевоз можных церковных'событий. — Но прихожане наверня' ка обращаются к вам и как к советчику, наконец, сущест вует исповедь, на которой не отмолчишься. А кроме того в жизни происходят разные со бытия. которые так или иначе ЛИЯ стоит выше многах рари- — Сожалею о том вместе с — Значительным событием в жизни нашего общества ста ло 1000-летие Крещения Руси. Теперь известно, что еще нес колько лет назад руководством Встреча для вас ДИАЛОГ И СОТРУДНИЧЕСТВО щей присутствовали сотан тысяч человек — такого нап лыва народа уездный городок никогда больше не зшл. В Житие Тихона, епископа Во- ронежокого, Задо.н<жого (книга издана в 1865 году) сказано; «Всего прибывшего к откры тию Мощей народа насчитают до 300 тысяч человек, экипа жей было 12600 (считая и простые телеги)». О том, какой это был человек, скажет и такой факт: перу Тихона За донского принадлежит 15 то мов книг. 13 из них, кстати, имеется в Задонском краевед ческом музее. И еще. Среди других святцев Тихон Задо1Н- ский и сейчас занимает особое место. Даже на Западе в хра мах есть пределы, посвящен ные, ему. По поводу возвра щения Мощей можно сказать следующее: они — собствен ность церкви и, наверное, надо предоставить ей право самой распоряжаться. своей собст венностью. I — Долгое время мы идеологическими оппонен| ми, противниками, если сказат!^ покрепче, со вытек^щнми отсюда пс ствиями. Впрочем, на разнЬ мировоззренческих полюса мы и остаемся, но это не дАл- жно мешать диалогу и сотруд ничеству там, где это воз но. История и практика залк, что в обществе н( проблем, которые одинак(^ волнуют и государство и ковь. Вы с этим согласны? I — Вполне. Хотя Церковь и отделена от государства, рез умы прихожан она спо собна активно участвовать 1в жизни Отечества. Перестройка, как известно, это обновление общества, а обновление жизни с религиозной точ1ки зрекия человек, является носителем образа и подобия Бож 1я, призван к ревностному тру,1у. В Священном Писании осуж дается праздность, прививай ся глубокое уважение к тру-■ ду. Бог освятил во < Христе всякую трудовую деятель- но ) еть . Программа общества на перестройку, по нашим по нятиям, глубокогуманна. Нуж но убедить людей в том, что шить плохую одежду и варить негодную сталь также без нравственно, как и глумиться над природой и человеком. — Недавно по Центрально' му телевидению в новой руб рике «Воскресная проповедь» выступал один из известных деятелей Русской Православ ной Церкви. Думаю, его про никновенные слова дошли до слуха миллионов советских людей. А как бы Вы, отец Владимир, отнеслись к тому, если бы вам предложили вы' ступить с нравственной про поведью перед светской ауди торией? Что бы Вы сказали? Вообще и м е т ли р ваших вы- затрагивают интересы и веру ющих. То'есть наверняка воз никают ситуации, когда слово Божие приходится соотносить с реальной жизнью? — Разумеется, общение с верующими часто выходит за рамки канкре(тной ' службы. Ответы на волнующие людей вопросы ищем вместе, и пре жде, чем дать какой-то совет. Конечно, я, как и .всякий нор мальный человек, как гражда- 'ннн своей страны, не могу не видеть и не печалиться по по воду такого зла, как пьянство. Отношение к этому :пороку у Церкви всегда было однозиач- ны,м. Своим прихожанам я ча сто привожу пример того, как одного солдата пощадила не мецкая пуля, а убило вино. Свое личностное отношение к пьянству я выразил й стихах «По иащей Родине гуляет зе леный кровожадный змий...». Однажды секретарь райис полкома Т. Ф. Невст.руева по- цросила меня провести беседу с верующими о проблеме са- могоноварения. Разумеется, , среди христ.иан, посещающих церковь, самогонщиков нет, но каждый способен как-то пов лиять на зз'блудшего ближне го. В Священном писании ска зано; «..^ни воры,-ни лихоим цы, ИИ пьяницы, ни злоречи вые, ни хищники Царствия Бо жия не наследуют». Словом, пьянство — это то зло, про тив которого Церковь и госу дарство выступают рука об — У Русской Православной Церкви сильны традиции ми ротворчества, благотворитель ности. И последние годы де' монстрируют нам, что традиции эти не только, не угасли, я на против, значительно развились. С чем это связано? — Видите .ти, долгое время благотворительность^ а нашем обществе считалась делам, унижающим достойНство... го сударства, Считалось, что оно, сильное и гума^щое, спо собно памочь кажд'о.му. Но при этом забывалось о есте ственном движении ду01и че ловеческой, о потреб1гости тво рить добро. Помните у Пуш кина: «...и .милость к падшим призывал..,». Перестройка уза конила эти человеческие ценяо- етн, возвысила в человеке че ловеческое. Вот и потянулась одна живая душа к другой. Задонская Община не может оставаться в стороне от всех добрых дел, коим мы все сви детели. В прошлом году мы перечислили пострадавшей Ар мении 4 тысячи рублей. В ны нешнем также участвовали во всех благотворительных меро приятиях. В Фонд .мира общи на перечислила 17 тысяч руб лей, в фонд милосердия — 4 тысячи, «Красного Креста» — 500 рублей, в Детский фонд — 4 тысячи, в местный рай собес — МО рублей. Ю тысяч рублей церковь дала на рес таврацию монастыря. О ^ о страны было принято решение «не замечать» этой даты. Но вот юбилей, спасибо еще раз перестройке, был отмечен как общенародный н общекультур ный. В рамках его состоялись встречи М. С. Горбачева с Патриархом и членами Сино да Русской Православной церк ви. Как верующие отнеслись н относятся к «потепленню» об становки? —- Перемены радуют и вдох новляют. В ИЯХ очевидное признание того, что Церковь может быть помощником госу дарства, помощником перест ройки. Все чаще фотогра'фии ■МОИХ коллег, равно как и за метки о НИХ появляются на страницах -газет. «Известия», например, рассказали недавно о том, как в одной ,из ленин градских школ с детьми бесе дует о религии священнослу житель. То — не уроки Зако на Божьего, чего так опасают ся многие, а уроки милосер дия и доброты. Да вот и на ша беседа с вами ляпинее до казательство того самого «по тепления». — Не знаю, правомочно ли употреблять по отношению к людям вашей профессии слово «карьера», но хотелось бы знать, как складывалась она Для вас, удовлетворены ли вы теперешней своей должно- — Мой путь к Богу указал М1не мой отец. Он был овяшен- НИКО.М и очень душевным че ловеком. Но в тридцать седь мом он был рецрессирован (кстати, в те годы церковни ков репрессировали в такой же степени, как и партработ ников — надо было сломить идеологию крестьянства) ! и выслан. В лагеря он попал за инакомыслие. Была закрыта'и церковь, ликвидирован приход. Позже отца реабилитировали. Мы жили тогда в Целиногра де, и у матери было пятеро детей. В четырнадцать лет я пошел на эвакуированный за вод. Вместо 200 граммов , хле ба (норма на школьника) я ‘по лучал 500 и имел взрослую продуктавую карточку. Затем устроился слесарем в паро возное депо, где прора^ботал четыре года. Я очень гордил-' ся званием рабочего человека, а также тем, что могу вмее^ то отца помогать домашним (мы ,» то время корову поме няли на саманный домишко о земля:ными полами и очень го лодали). Помню, от избытка чувств даже стихи сочинил; «короткий день на улице по мерк, Иду с работы — в мас ле руки. Доволен — я рабо чий человек! И в трудовых мо золях мои руки». В сорок третьем' отец вер нулся и продолжил служить в Целинограде, А я поступил в духовную семинарию. Позже в Церкви встретил девушку,, хо рошую, религиозную, она и стала моей женой. 22 года Фото в. СОБРОВИНА. прослужил священником в Ле бедяни, затем меня перевели в Задо!Нск, где я уже 13 лет. Если., говорить о карьере в мирском понимании этого сло ва, то я к ней не стремился. Служба Господу —- вот глав ное. Если же вопомвить привя занности, влечения, то страст но. мечтал стать протодьяко ном. Я , в то время был уже дьяконом, а вот, поди ж ты... — Простите, не понял. Вы хотели подняться на ступень ку выше? — Наоборот. Просто у ме ня в то время был в силе го лос, и м;не нравилась архиерей ская служба. Но отец сказал: будешь' священником и я стал — А ваши дети, кто они? —'Детей у меня шестеро. Трое из них — священники, . как и я.'Один работает шофе ром, другой — на ЭВМ. Они говорят так: «Лучше быть хо рошим человеком, чем плохим свящешииком». Есть у меня дочка. Она замужем за свет- сюим .человеком, но сыном овя- щенвика, которого я очень хо рошо знаю. За детей своих я спокоен. — Отец Владимир, вы — ин теллигентный человек. У вас, говорят, прекрасная библиоте ка. Среди активистов Задон ского краеведческого музея вас называют в числе первых, а посетителям Демонстрируют ваши личные дары. Нет ли тут какого-то раэдвоення? Не сму щает ли вас такой тесный кон такт с идеологическим учреж дением? — Отвечу ,по порядку. Биб лиотека у меня 8 самом деле хорошая. Досталась от отца. Я же солидную ее часть пе редал своим детям. С музеем у меня связь давняя, но от нюдь не по м,и,ровоззренческ.И1М признакам. Музей — это хра нилище Памяти. А история — край '.та. Родина ли — она нейтральна к той или иной ме ре. Мы до обидного мало зна ем р себе и своем прошлом. В этом, если хотите, многие на ши сегодняшние беды. Впро чем, это тема особая. Кстати, когда я жил в Лебедяни, то же интересовался краеведени ем. У меня -и сейчас хранится редкостная вещь •— черновик исторического очерка «Лебе дянь»- П. Н. Черменского. 'Ис торик не успел издать, быть может, главную книгу в своей Ж'изни, Храню, как драгоцен ность. А сейчас собираю ма териал по истории Задонского — Это уже ближе к теме до суга. Чем увлекаетесь и есть ли он у вас, досуг? — Начну с уточнения. Сей час овободного времени прак тически нет. К восьми вечера — верите ли? —• изнемогаю. Дело 8 том, что сейчас рабо таю за двоих, второго священ ника перевели в другой храм.. Много читаю. Правда, вы-' писываю всего две газеты — «Сельскую жизнь» и местную «Донскую правду», зато про читываю и весьма дотошно. Знаете такую побаску «Дед Ник имел много книг. Опал на ' них и не з'иал; что в них». Осо бый разговор ;о церкоВ|НЫх кви тах — нм особое анимание. Выписываю еще два журнала — «Религия в СССР» — изда тельства АПН я журнал Мос ковской Патриархии. А еще пишу стихи. Когда был жив отец — многие посвящал ему. Теперь — родным, близким и знакомым. В год рассылаю очень М'ного писем со стиха- — Существуют ли мирские проблемы, которыми озабоче на задонская община и вы, как ее настоятель? Как удается их решать? —- Да, есть проблемы, с ко торыми мы успешно опра:вля- емся, а есть, к сожалению, и неразрешимые пока. Точнее — одна, причем, старая, как мир. Название ей — кляуза. На ме ня пишут. Да-да, пишут «на верх», обвиняя в... воровстве! Обидно все это! В 1975 году, когда я принял приход, цер ковь имела 45 тысяч годового дохода. А уже на следующий год он вырос до 90 тысяч. Се годня составляет 140 тысяч рублей в год. И за всем эчим — труды и хлопоты. Понимаю, восхваление себя сану непо добно, но, вы уж извияите: до пекли. Хорошо, прихожане ве рят м.ие и поддерживают. Главная же проблема — да вайте вспомним начало разго вора -— возвращение нашей общййе собора и церкви Ка занской б<момате.ри. Как памят ников истории, архитектуры, мастерства и любви к отчему краю предков наших. Беседу вел А. КОСЯКИН. }| 11 брис !*лз» УРОКДАЕТ ИСТОРИЯ Парадокс: история приобве! да статус остросовременно^^-’ дисциплины. Я имею в виду «е только историю последних се мидесяти лет. В выпускаемой издательсгаом «Книга» серин, которая так и называется — «Зеркало. Взгляд на зло бодневные проблемы» вышел сборник ста,тей кр.ушюго спе циалиста по Древ1ней Руси ака демика Б. Рыбакова. А вслед за ним появился очерк друго го историка Н. Эйдельмана «Революция сверху» в Рос'-' )Ра!бота Эйдельмана оказа лась последним для него при жизненным изданием. Автор умер за несколько недель до наступления 1990 года. Ана толий Приставкин сказал о нем удивительные слова: «Это ' не просто писатель, не прос то историк. Это чудо, подарен ное нам природой. Он мно гое понимал 8 современности, когда писал свои исторические книги... ...Его уход из жизни — невосполнимая потеря для нас, для общества, для исто рии, для литера'Щ'ры — для всей нашей культуры». Мимо наНисанного Эйдельманом не прошел никто, кто всерьез ин тересуется прошлым Отечества. Его сочинения о Пушкине и Герцене. Лунине, Пущине, Кз- рамзине, эпохе Павла I ;бЫли и остаются, быть-.может, он-- мыми поцуляр!!ым.н средн' ис торических трудов'- Нескольких десятилетий. Не с.тучай.ню в нашумевшем кинобоевике «Ле са» один из персонажей чита ет зна.менитую «Грань векав» с неменьшим увлечением- чем' ■роман Дюма. Более того: ре жиссер даже переводит неко торые страницы ее в визуаль ный ряд. Такая экраниза'шия ученого исследования уникаль на. Сама мысль о :ней могла вдэкикнуть лишь потому, что книга эта, ничуть не утрачивая овоих |беэусловных научных до стоинств, являет собой обра зец блистательной русско!^ прозы, наследуя традицию, на чатую Карамзиным и продол женную Костомаровым, Клю чевским, Тарле,.. «Он многое понимал в сов ременности, когда писал своя исторические книги...» «Рево люция сверху» 8 России» ■убеднтедьнейшее тому дока зательство. Если коротко, то это размьяиление о рв<{юрма- торской деятельности у нас в стране на протяжении веков. Реформы Петра I, реформа торские попытки Екатери ны II и Александра I, отмена крепоетаого права и сопутсгг- вующие ей изменения в судеб ной, университетской, военной и других сферах, преобразова ния, начатые Столыпиным... Автор чувствует себя свобод но и уверенно в обилии этого сложного, многопластового, противоречивого материала. Он без усилий отрешается от школярских схем, общеприня тых и худосочных представле ний, раскрывая перед читате лями новые стороны извест ных процессов и явлений. Эй дельман настаивает: движение истории, перемены в сштиаль- ной. жизни жестко отнюдь не предрешены. История альтер нативна и вариативна.;, Реали зация одного из вариантов не: означает, что остальное были . заведомо неосуществимы. В школьных учебниках освобож дение крестьян «сверху» урак- туется как мера НРЛ01»иичатг(.я, причем, это считаете^, нейзг бежным, поскольку на, .боле^ прогрессивные реформы власть была в принципе не способна. За этим угадывается словесно не формулируемая, но вполне уловимая позиция: эволюция путем реформ куда менее эф фективна, чем революция сни зу. Точно -ли это? Автор книги считает, что ре формы, осуществленные пра вительством Александра II, могли быть не только гораздо лучше, но и гораздо хуже. То есть половинчатость их нельзя объявлять некоей фатальной .неизбежностью. «Революция сверху» отнюдь не есть что-то изначально ущербное. Другой : вопрос, что «власть не замети ла, не смогла заметить тех «козырей», что были у нее на руках после 1861 года». И да лее: «...века самовластия, кре постничества, отсутствия демо кратии делали свое дело. Вре менно, под давлением тяже лейших поражений ■— и при том с неохотой, опаской ~ власть подключает общество к своим преобразоваяиям. И тут же исчерпывает свой порыв: нс только не использует ог ромную умствен,»ую, практи ческую энергию, созданную ре формами, но буквально с пер вых лет начинает ей прогиво- действовать». Учесть этот урок, не повторить ошибку на но вом витке, в новой «револю ции сверху» — значит, обес печить более плодотворное, перспективное ее развертыва ние. Тем более, что подобные ошибки случались и поз;ке, ка залось бы, .в совершеино иных обстоятельствах, —- в частнос ти, в годы хрущевской «оттс- Эйдельман не скрывает: его исследование носит во многом утилитарный, прагматический характер. Оно призвано под черкнуть именно те уроки прошлых «революций сверху», которые полезно обдумать се годня, на перелсшном этапе пе рестройки. И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz