Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

7 января 1990 г., Ке 6 (18 603) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Кииги липецких авторов «ВРЕМЯ ПРАВДЫ» Так называется сбор|Ник пуй- лидисгики, изданный Центра­ льно-Черноземным издатель­ ством в каиу.н нового года. Эту книгу по-прав,у можно наз­ вать пионерской. Нет де по форме и комяозвдии — это всего лишь ряд написанных несжолькимн авторами очер­ ков ---- «о по той глубинной обобщающей мысли, что при­ сутствует в каждой работе. Уже само название книги под­ черкивает рдею и пафос раз­ мышлений авторов — «Время правды». Вот на эту главную идею публИцнстичК1К01го сбор­ ника хочется, в первую редь, обратить внимание татеЛей. Быть может, не вся кому, кто возьмет его в руки будут интересны проблемы, ос ■мысляемые авторами, но каж­ дый, я уверен, заинтересуется — как по-новому, неравнодуш­ но и пристально, рассматрива­ ются они. Так, из-под снегов упорно пробиваются, поначалу тихие, вешние ручьи. Без сом­ нения, подобная тенденция должна креп.нуть и набирать энергию: не просто, сомне­ ваясь и переживая, избавлять­ ся от тенет догматического мировоззрения и м:ифолопизи- рованных представлений ми­ нувших десятилетий. Но умуд­ ренный. правдивый взгляд на жизнь н<юбходим: а нем — за­ лог верности продвижения по избранному обществом в апре­ ле 85-года" пути. . Сборник составили работы тринадцати авторов —- партий­ ных работников, журналистов, писателей — из нескольких областей Черноземья. Четыре — из Липецкой области, и о них наш разговор. 5,Панорам!ную картину дра­ матического отрезка истории нашего государства, разверну­ тую известным писателем из Курска Е. Носовым, органич­ но дополняют раздумья лип­ чан — С. Панюшкина, В. То­ поркова-, А. Колядов1а, Ю. Ма- наенкова. Разнообразие, кон­ кретизация взглядов углубля­ ет и расширяет обзор проб­ лем, СТОЯЩ.ИХ перед обновляю­ щимся обществом, побуждает активнее взглядываться в жизнь. Характерный штрих: пока книга проходила произ­ водственный процесс, секре­ тарь областного комитета пар­ тии стал секретарем ЦК КПСС, секретарь райкома изб­ ран председателем облисполко­ ма, писатель, озабоченный со­ стоянием истор.и,ко-культурно-. го наследия в области, воз­ главил сформированное крае­ ведческое общество. В этом также примета времени, пот­ ребовавшего не только ради­ кальных решений и действий, но й таких работников, кото- рь{м по-плечу нелегкий груз непростых задач и ответствен­ ных решений. Обзор очерков липецких ав­ торов целесообразней по- строш-ь в несколько иной пос­ ледовательности, чем они да­ ны в ккнге: это сформирует необ.ходимую перспективу при чтении. Работа журналиста А, Коля- дова «Иван’Сидякин еще по,ра- ботает» — о человеке на зем­ ле, о неуапокоенном, неравно- душном- колхознике Иване Ла­ заревиче Сидякине из поре­ девшего старинного русского села Сертиевки. Глазами , ста­ рого крестья;нина осмькляет ав­ тор перемены, порой противо­ речивые, происходящие -на се­ ле, в колхозном коллективе. Но не только внешние приме­ ты интересуют, а более — те ^вменения, что происходят , в душах односельчан, да и в са­ мом Иване Лазаревиче. Напи­ санный главами, охватывающи­ ми- период с 1982 по 1988 год, очерк дает как бы ретроопек- цию колхозной жи:тни: от за­ рождавшихся хозрасчетных по­ исков . до сегодняшних подря­ да и аренды. Следующий очерк В. Топор­ кова «Неделя как неделя» так­ же создан- на материале жи­ вом, актуальном; он с первых строк вводит читате.пя в на­ пряженный ритм трудовой не­ дели не только руководителя района (а В. Топорков .расска­ зывает именно о своей рабочей неделе секретаря райкома КПСХ^), но и всего района. Страдные, горячие дни, сотни разнообразных проблем, стоя­ щих перед тружениками и ру­ ководством. Прослеживается в очерке и вторая, не менее важ­ ная тема — .раздумья о роли партийнаго комитета района, партийного звена хозяйства, каждого партийного вожака. Надо отметить, что осмысле­ ние этой важной сегодня ди- лем)мы «партия — общество» на уровне районного звена, придает очерку особую остро­ ту и интерес, а своеобразная диалогичность взгляда — ем­ кость и диалектическую зако­ номерность выводов. Подчеркну один объединяю­ щий мотив этих двух работ, быть может не столь лрко вы­ раженный. но обязательно под- разумевакнцийся — о дисцип­ лине на любых участках ра­ боты. По прочтению подспуд­ но 8ы,рисо.вывается такая мысль: человека мож^ дис­ циплинировать только дело, правильно. организованное. Лучших предпосылок дисцип­ лины не существует. Стержнем же дисциплинированного тру­ да является интерес, заинтере­ сованность работника. Потому- то демаго!гическ:ие призывы и заклинания к днсциплияе спо­ собны Лишь попирать и топ­ тать ростки демократии, отби­ вать охоту к труду у честных тружеников и ожесточать не­ радивых. Что жр такое труд из-под палки, дисциплина ок- ,рика, — мы уже знаем, как знаем и результаты... Страстно и бескомпромис­ сно напиСан старейшим липец­ ким писателем С. Панюшки­ ным очерк «Ужели с землей сравняем?» — о сбережении историко-культурного богатст­ ва липецкого края. Очерк м;но- гопланов, острополемичен, но един в своем неприятии тех деятелей от культуры, суть которых афо,ристинно заклей­ мил еще в прошлом веке ве­ ликий гражданин отечества: «Подлость и невежество не уважают прошлого, пресмы­ каясь перед настоящим». С. Панюшкин рисует горестную картину состояния памятников прошлого в области и городе, анатомирует длительный про­ цесс разрушения историческо­ го градостроительного насле­ дия в областном центре. Осо­ бенно ярко этот антигуманный к прошлому горрда процесс от­ ражен в поистине драматичес­ ких событиях, развернувшихся в последнее время вокруг Ли- |Пецкого Городища, памятнике истории, археологии, приро'ды. Но очерк полон надежды и ве­ ры в опаснтельность не поза­ бытой еще до конца сынов!ней любви липчан к своему бога- тейшему наследием краю; и направлен, в первую очередь, к пробуждению созидательной любви, к чести и достоинству сограждан в потоке неразрыв­ ного исторического процесса, напоминает еще и еще раз, что только «красота спасет ■мир», что только народ куль­ турный способен воплотить в реальность идеалы перестрой- Статья бывшего секретаря обком'а КПСС Ю. Манаенкова — о насущнейших вопросах пе­ рестройки, но уже с позиций более масштабных. Раздумья секретаря как бы вбирают -и тот ряд тем, о которых раз­ мышляют упомянутые выше авторы: роль партии н Сове­ тов в обществе, вопросы иде­ ологии, экономики, кадровой политики, партийнаго долга и чести, состояние нравственнос­ ти, вопросы культурного стро­ ительства — все так или ина­ че преломляется в авторских -размышлениях. Статья завер­ шается краеугольными, перс­ пективными выводами, таки­ ми, например; «Нужно, чтобы и духовная сфера, наша нравственность, подобно эконбмическому меха­ низму, превращалась в само­ настраивающуюся, саморегули- руемую систему, которая авто­ матически гарантировала бы защиту от случайностей и про­ извола». Или; «..лартийные ор­ ганы должны часть функций вернуть по назначению и нап­ равлять процессы, а не «уп­ равлять» ими». Актуально? Без сомнения. Еще раз хотелось бы под­ черкнуть новизну и подходов в осмыслении непростых ре­ альностей нашего сложного времени, и конструктивность выводов в каждой из рассмот­ ренных работ, обратить вни­ мание на заинтересованность, неравнодушие авторов, в чем особая ценность сборника. |Важ.ность периодического издания книг подобного - рода — очевидна и необходима: правда должна иметь трибуну. В. ПЕТРОВ. ПОЧЕТНЫЕ ЗВАНИЯ Президиум Верховного Со­ вета СССР присвоил ряду ра­ ботников культуры, транспор­ та и другим почетные звания. За заслуги в области совет­ ской культуры'и многолетнюю плодотворную работу почетное звание «Заслуженный работник ■культуры РСФСР» присвоено Горностаеву Николаю Федоро­ вичу — дирижеру оркестра русских народных инструмен­ тов Липецкого областного Дво­ рца культуры профсоюзов. За заслуги в области тран- ^таорта и многолетний добро- ^сшестный труд почетное зва­ ние «Заслуженный работник транспорта РСФСР» присвое­ но Гуну Александру Кирилло­ вичу — начальнику производ­ ственного автотранспортного объединения «Липецкстрой- транс»; Минакову Владимиру Михайловичу — автослесарю автопредприятия .№ 1 произ­ водственного • автотранспортно­ го объединения «Липецкстрой- транс»; Петренко Владимиру Сергеевичу — водителю авто­ мобиля автопредприятия № 3 производственного автотранс­ портного объединения. «Липец- кстройтранс». За заслуги в пропаганде ма­ рксистско-ленинской теории и политики КПСС почетное зва­ ние, «Заслуженный работник культуры РСФСР» присвоеио Буеву Александру Михайло­ вичу — пропагандисту систе­ мы марксистско-ленинского об­ разования Студеновскосо рудо­ управления, город Липецк, к « в НАРАЩИВАЯ МОЩНОСТИ СЕВЕРОДВИНСК (Ар. хангельская . область). 6 ., Вчетверо за минувший год увеличили вьшуск вакуум­ ных котлов для агроиромыш- лен'ного комплекса в произ. водственном объединении «Северное машиностроитель­ ное предприятие». Эти вы- сокогароизводительные аг­ регаты превращают отходы, получающиеся при ое,рера- ботКе .мяса, в костнук} муку — богатый белками [ корм для животных. Северодвин­ ские машиностроители от­ правили потребителям более ТЫСЯ1ЧИ комплектов оборудо­ вания. Спрос на такую тех­ нику на селе огромный, и объединение наращивает производственные мощности, готовится перейти на вьшуск нового котла — бо.чее совер­ шенного и надежного. Ваку­ умные котлы далеко не единственное направление консервации в объединении. (ТАСС). П ЕРЕСТРОЙКА коснулась многих сфер нашей жизки. В том числе н тех, которые ранее замалчивались. На наших глазах меняются, например, отношения между государством и церковью. И хотя Мы стоим на разных ин- ро 1 воззренческих позикщях, у нас немало общих забот, чек соприкосновения. Об атом, беседует наш корреспондент с настоятелем Тро­ ицкого собора в Задожке В. И. КОНДРАТЮКОМ. Церковь в годы Советской власти всегда была отделена от государства. И не абстрак­ тным непр’иступиым рвом, а вполне конкретным металли­ ческим забором, зайти за ко­ торый значило ,6ы пересту­ пить публично апределенную ...И вот я сижу в уютной квартирке священника В. И. Кондратюка по улице Совет­ ской в Задонске и мы беседу­ ем... о поэзии М. Ю. Лермон­ това (любимый поэт хозяина) и .прочих мирских делах. Раз­ горяченный (если вообще к отцу Владимиру возможно употребить это выражение) беседой, он достает общую тетрадь, заглядывать в кото­ рую не позволено никому. Для меня о.н делает исключение, В тетрадке «собственные вирши», посвященные ближ­ ним, «о главным образом от­ цу. которого Владимир Игнать­ евич боготворил. Борода с проседью нео1Шль- ко старит отца Владимира, но живые голубые глаза восста­ навливают «справедливость». Где-то в коице коридора ма­ тушка открывает входную дверь и мой собеседник забот­ ливо накланяется ко мне: «По ногам не тянет?». Обычная комната. В углу молчит стареныкое пианино, на печке сушатся сухарики, меж­ ду окон стоит «черно-белый» телевизор, на столе скром­ ный букетик хризантем, а вме­ сто картин по стенам — ико­ ны. Много икон. Мы благодарим перестрой­ ку за «оттепель», наступив­ шую в «наших» отношениях, разговариваем, — Вашу общину, отец Вла­ димир, общину Свято-Трояц- кой церкви, можно поздравить с возвращением ей Владимир' ского собора. Многие задонцы поддерживают это решение облисполкома, полагая, что те­ перь судьба одной из самых значительных построек Задон- ска (собор — воплощение про­ екта известного архитектора К. А. Тона) будет в надежных руках. Логично также, что о содержании храма станут за' ботиться те, кто будет в нем служить. Как думает община распорядиться своей собст­ венностью, как вообще рас­ ценивает акт передачи • госу­ дарством собора Церкви? — Мы, верующие, глубоко удовлетворены тем, что отно­ шения между госуда.рством и Церковью в последние годы носят благожелательный Ха­ рактер. Передача культовых зданий — лишнее тому под- тверж.докие. Так, еще несколь­ ко лет назад правительство передало Русской Православ­ ной' Церкви ансамбль Овято- Даиилова монастыря в Моск­ ве, а затем ■— монастырские комплексы в Калужской и Ярославской областях. И вот этот далеко не полный цере- чень пополнился теперь еще Одним примером. Все эти фак­ ты говорят О том, что заметно окрепла, если так можно вы­ разиться, 52-я статья Консти­ туции . СССР, гарантирующая гражданам свободу совести. О дальнейшей судьбе собо­ ра говорить пока рано: идет его реставрация. Лично я не исключаю в перспективе воз­ можность возвращения в храм мощей Тихона Задон(жого, где • они когда-то покоились. Есть и еще одна новость, о которой знают немногие.' Про­ явив добрую волю, исполком райсовета в Задонске принял 9 октября решение о передаче нашей общине здания церкви Казанской богоматери, что расположена «а территории городакого кладбища. А уже ■на следующий день я собрал прихожан — всего было двад­ цать^ три человека — и мы прнсЧ*;^пили к очистке храма. За один день вывезли девять самоевалов мусора. Наша по- опешность объясняется просто: заранее достигнута договорен­ ность с реставраторами на ре­ монт и этого культурного зда­ ния, их руководитель А. Д. Телегин обещал начать работы с купола не позднее весны бу­ дущего года. — Вы упомянули о «свя­ тых мощах» Тихона Задон­ ского. Нетрудно предположить, что отношение к проблеме их возвращения, если до этого дойдет, конечно, в обществе будет неоднозначным. О вскрытии «мощей» в свое вре' мя писали многие газеты, включая и центральные, при­ чем писали как о гуманном по отношению к обществ^г акте. Кроме того, из краеведческой литературы следует, что Ти­ хон Задонский, простите, был реакционером и крепостником... — Сегодня заново перепи­ сываются целые страницы ис­ тории, в ней проявляются но­ вые имена великомучеников. Кто и за что страдал — это для Церкви, для веры уже ча­ стности. Что касается святца Тихона, то я могу, в свою очередь, сослаться на церков­ ную литературу. А по ней он был любим крестьянами, по­ читаем верующими, которых среди тех же крестьян было большинство. Один только факт: на открытии святых мо- ступлениях в стенах храма, так сказать, отстулления от «основной» темы, говорите ли вы пастве о ситуации в стра' не, области, райше? — Да, я с большим волне­ нием слушал пропо1ведь М,ит- рополкта Питирима Волоко- Л1амско1го и благодарил теле- хочу сказать о помощи психо­ неврологическому .интернату, дружба с которым только на­ чинается. Мы передали сюда пять телевизоров, купили 28 килограммов конфет, 280 кре­ стиков. Провели здесь и об­ ряд причастия. Но много слишком много еще людей видение за лредоставлвнную нуждающихся в помощи. возможность осознать гл(у- боюий омькл еказа,нного высо­ ким духовным наставником. Смог бы я выступить' в свет­ ской аудитории? Не знаю, не думал об ЭТО.М. Да и потом я не красноречив. К тому же на меня, я думаю, влияла бы ат­ мосфера: ведь я привык к об­ щению в стенах храма. Глав­ ная, как вы Выразились, тема для меня — религиозная. Я Отец Владимир, как дует относиться к Библии не ловеку неверующему: — Как к копилке мудрости кладезю общечеловеческих цен ностей. Вне зависимости от ве роиоповедаяия знать эту кни­ гу культурный человек просто обязан. —- Согласен. Только вот где взять ее? Дело дошло до то- объясняю людям назначение* го, что на «черном рынке» Бнб- праздкиков, обрядов,, всевоз­ можных церковных'событий. — Но прихожане наверня' ка обращаются к вам и как к советчику, наконец, сущест­ вует исповедь, на которой не отмолчишься. А кроме того в жизни происходят разные со­ бытия. которые так или иначе ЛИЯ стоит выше многах рари- — Сожалею о том вместе с — Значительным событием в жизни нашего общества ста­ ло 1000-летие Крещения Руси. Теперь известно, что еще нес­ колько лет назад руководством Встреча для вас ДИАЛОГ И СОТРУДНИЧЕСТВО щей присутствовали сотан тысяч человек — такого нап­ лыва народа уездный городок никогда больше не зшл. В Житие Тихона, епископа Во- ронежокого, Задо.н<жого (книга издана в 1865 году) сказано; «Всего прибывшего к откры­ тию Мощей народа насчитают до 300 тысяч человек, экипа­ жей было 12600 (считая и простые телеги)». О том, какой это был человек, скажет и такой факт: перу Тихона За­ донского принадлежит 15 то­ мов книг. 13 из них, кстати, имеется в Задонском краевед­ ческом музее. И еще. Среди других святцев Тихон Задо1Н- ский и сейчас занимает особое место. Даже на Западе в хра­ мах есть пределы, посвящен­ ные, ему. По поводу возвра­ щения Мощей можно сказать следующее: они — собствен­ ность церкви и, наверное, надо предоставить ей право самой распоряжаться. своей собст­ венностью. I — Долгое время мы идеологическими оппонен| ми, противниками, если сказат!^ покрепче, со вытек^щнми отсюда пс ствиями. Впрочем, на разнЬ мировоззренческих полюса мы и остаемся, но это не дАл- жно мешать диалогу и сотруд­ ничеству там, где это воз но. История и практика залк, что в обществе н( проблем, которые одинак(^ волнуют и государство и ковь. Вы с этим согласны? I — Вполне. Хотя Церковь и отделена от государства, рез умы прихожан она спо­ собна активно участвовать 1в жизни Отечества. Перестройка, как известно, это обновление общества, а обновление жизни с религиозной точ1ки зрекия человек, является носителем образа и подобия Бож 1я, призван к ревностному тру,1у. В Священном Писании осуж­ дается праздность, прививай­ ся глубокое уважение к тру-■ ду. Бог освятил во < Христе всякую трудовую деятель- но ) еть . Программа общества на перестройку, по нашим по­ нятиям, глубокогуманна. Нуж­ но убедить людей в том, что шить плохую одежду и варить негодную сталь также без­ нравственно, как и глумиться над природой и человеком. — Недавно по Центрально' му телевидению в новой руб­ рике «Воскресная проповедь» выступал один из известных деятелей Русской Православ­ ной Церкви. Думаю, его про­ никновенные слова дошли до слуха миллионов советских людей. А как бы Вы, отец Владимир, отнеслись к тому, если бы вам предложили вы' ступить с нравственной про­ поведью перед светской ауди­ торией? Что бы Вы сказали? Вообще и м е т ли р ваших вы- затрагивают интересы и веру­ ющих. То'есть наверняка воз­ никают ситуации, когда слово Божие приходится соотносить с реальной жизнью? — Разумеется, общение с верующими часто выходит за рамки канкре(тной ' службы. Ответы на волнующие людей вопросы ищем вместе, и пре­ жде, чем дать какой-то совет. Конечно, я, как и .всякий нор­ мальный человек, как гражда- 'ннн своей страны, не могу не видеть и не печалиться по по­ воду такого зла, как пьянство. Отношение к этому :пороку у Церкви всегда было однозиач- ны,м. Своим прихожанам я ча­ сто привожу пример того, как одного солдата пощадила не­ мецкая пуля, а убило вино. Свое личностное отношение к пьянству я выразил й стихах «По иащей Родине гуляет зе­ леный кровожадный змий...». Однажды секретарь райис­ полкома Т. Ф. Невст.руева по- цросила меня провести беседу с верующими о проблеме са- могоноварения. Разумеется, , среди христ.иан, посещающих церковь, самогонщиков нет, но каждый способен как-то пов­ лиять на зз'блудшего ближне­ го. В Священном писании ска­ зано; «..^ни воры,-ни лихоим­ цы, ИИ пьяницы, ни злоречи­ вые, ни хищники Царствия Бо­ жия не наследуют». Словом, пьянство — это то зло, про­ тив которого Церковь и госу­ дарство выступают рука об — У Русской Православной Церкви сильны традиции ми­ ротворчества, благотворитель­ ности. И последние годы де' монстрируют нам, что традиции эти не только, не угасли, я на­ против, значительно развились. С чем это связано? — Видите .ти, долгое время благотворительность^ а нашем обществе считалась делам, унижающим достойНство... го­ сударства, Считалось, что оно, сильное и гума^щое, спо­ собно памочь кажд'о.му. Но при этом забывалось о есте­ ственном движении ду01и че­ ловеческой, о потреб1гости тво­ рить добро. Помните у Пуш­ кина: «...и .милость к падшим призывал..,». Перестройка уза­ конила эти человеческие ценяо- етн, возвысила в человеке че­ ловеческое. Вот и потянулась одна живая душа к другой. Задонская Община не может оставаться в стороне от всех добрых дел, коим мы все сви­ детели. В прошлом году мы перечислили пострадавшей Ар­ мении 4 тысячи рублей. В ны­ нешнем также участвовали во всех благотворительных меро­ приятиях. В Фонд .мира общи­ на перечислила 17 тысяч руб­ лей, в фонд милосердия — 4 тысячи, «Красного Креста» — 500 рублей, в Детский фонд — 4 тысячи, в местный рай­ собес — МО рублей. Ю тысяч рублей церковь дала на рес­ таврацию монастыря. О ^ о страны было принято решение «не замечать» этой даты. Но вот юбилей, спасибо еще раз перестройке, был отмечен как общенародный н общекультур­ ный. В рамках его состоялись встречи М. С. Горбачева с Патриархом и членами Сино­ да Русской Православной церк­ ви. Как верующие отнеслись н относятся к «потепленню» об­ становки? —- Перемены радуют и вдох­ новляют. В ИЯХ очевидное признание того, что Церковь может быть помощником госу­ дарства, помощником перест­ ройки. Все чаще фотогра'фии ■МОИХ коллег, равно как и за­ метки о НИХ появляются на страницах -газет. «Известия», например, рассказали недавно о том, как в одной ,из ленин­ градских школ с детьми бесе­ дует о религии священнослу­ житель. То — не уроки Зако­ на Божьего, чего так опасают­ ся многие, а уроки милосер­ дия и доброты. Да вот и на­ ша беседа с вами ляпинее до­ казательство того самого «по­ тепления». — Не знаю, правомочно ли употреблять по отношению к людям вашей профессии слово «карьера», но хотелось бы знать, как складывалась она Для вас, удовлетворены ли вы теперешней своей должно- — Мой путь к Богу указал М1не мой отец. Он был овяшен- НИКО.М и очень душевным че­ ловеком. Но в тридцать седь­ мом он был рецрессирован (кстати, в те годы церковни­ ков репрессировали в такой же степени, как и партработ­ ников — надо было сломить идеологию крестьянства) ! и выслан. В лагеря он попал за инакомыслие. Была закрыта'и церковь, ликвидирован приход. Позже отца реабилитировали. Мы жили тогда в Целиногра­ де, и у матери было пятеро детей. В четырнадцать лет я пошел на эвакуированный за­ вод. Вместо 200 граммов , хле­ ба (норма на школьника) я ‘по­ лучал 500 и имел взрослую продуктавую карточку. Затем устроился слесарем в паро­ возное депо, где прора^ботал четыре года. Я очень гордил-' ся званием рабочего человека, а также тем, что могу вмее^ то отца помогать домашним (мы ,» то время корову поме­ няли на саманный домишко о земля:ными полами и очень го­ лодали). Помню, от избытка чувств даже стихи сочинил; «короткий день на улице по­ мерк, Иду с работы — в мас­ ле руки. Доволен — я рабо­ чий человек! И в трудовых мо­ золях мои руки». В сорок третьем' отец вер­ нулся и продолжил служить в Целинограде, А я поступил в духовную семинарию. Позже в Церкви встретил девушку,, хо­ рошую, религиозную, она и стала моей женой. 22 года Фото в. СОБРОВИНА. прослужил священником в Ле­ бедяни, затем меня перевели в Задо!Нск, где я уже 13 лет. Если., говорить о карьере в мирском понимании этого сло­ ва, то я к ней не стремился. Служба Господу —- вот глав­ ное. Если же вопомвить привя­ занности, влечения, то страст­ но. мечтал стать протодьяко­ ном. Я , в то время был уже дьяконом, а вот, поди ж ты... — Простите, не понял. Вы хотели подняться на ступень­ ку выше? — Наоборот. Просто у ме­ ня в то время был в силе го­ лос, и м;не нравилась архиерей­ ская служба. Но отец сказал: будешь' священником и я стал — А ваши дети, кто они? —'Детей у меня шестеро. Трое из них — священники, . как и я.'Один работает шофе­ ром, другой — на ЭВМ. Они говорят так: «Лучше быть хо­ рошим человеком, чем плохим свящешииком». Есть у меня дочка. Она замужем за свет- сюим .человеком, но сыном овя- щенвика, которого я очень хо­ рошо знаю. За детей своих я спокоен. — Отец Владимир, вы — ин­ теллигентный человек. У вас, говорят, прекрасная библиоте­ ка. Среди активистов Задон­ ского краеведческого музея вас называют в числе первых, а посетителям Демонстрируют ваши личные дары. Нет ли тут какого-то раэдвоення? Не сму­ щает ли вас такой тесный кон­ такт с идеологическим учреж­ дением? — Отвечу ,по порядку. Биб­ лиотека у меня 8 самом деле хорошая. Досталась от отца. Я же солидную ее часть пе­ редал своим детям. С музеем у меня связь давняя, но от­ нюдь не по м,и,ровоззренческ.И1М признакам. Музей — это хра­ нилище Памяти. А история — край '.та. Родина ли — она нейтральна к той или иной ме­ ре. Мы до обидного мало зна­ ем р себе и своем прошлом. В этом, если хотите, многие на­ ши сегодняшние беды. Впро­ чем, это тема особая. Кстати, когда я жил в Лебедяни, то­ же интересовался краеведени­ ем. У меня -и сейчас хранится редкостная вещь •— черновик исторического очерка «Лебе­ дянь»- П. Н. Черменского. 'Ис­ торик не успел издать, быть может, главную книгу в своей Ж'изни, Храню, как драгоцен­ ность. А сейчас собираю ма­ териал по истории Задонского — Это уже ближе к теме до­ суга. Чем увлекаетесь и есть ли он у вас, досуг? — Начну с уточнения. Сей­ час овободного времени прак­ тически нет. К восьми вечера — верите ли? —• изнемогаю. Дело 8 том, что сейчас рабо­ таю за двоих, второго священ­ ника перевели в другой храм.. Много читаю. Правда, вы-' писываю всего две газеты — «Сельскую жизнь» и местную «Донскую правду», зато про­ читываю и весьма дотошно. Знаете такую побаску «Дед Ник имел много книг. Опал на ' них и не з'иал; что в них». Осо­ бый разговор ;о церкоВ|НЫх кви­ тах — нм особое анимание. Выписываю еще два журнала — «Религия в СССР» — изда­ тельства АПН я журнал Мос­ ковской Патриархии. А еще пишу стихи. Когда был жив отец — многие посвящал ему. Теперь — родным, близким и знакомым. В год рассылаю очень М'ного писем со стиха- — Существуют ли мирские проблемы, которыми озабоче­ на задонская община и вы, как ее настоятель? Как удается их решать? —- Да, есть проблемы, с ко­ торыми мы успешно опра:вля- емся, а есть, к сожалению, и неразрешимые пока. Точнее — одна, причем, старая, как мир. Название ей — кляуза. На ме­ ня пишут. Да-да, пишут «на­ верх», обвиняя в... воровстве! Обидно все это! В 1975 году, когда я принял приход, цер­ ковь имела 45 тысяч годового дохода. А уже на следующий год он вырос до 90 тысяч. Се­ годня составляет 140 тысяч рублей в год. И за всем эчим — труды и хлопоты. Понимаю, восхваление себя сану непо­ добно, но, вы уж извияите: до­ пекли. Хорошо, прихожане ве­ рят м.ие и поддерживают. Главная же проблема — да­ вайте вспомним начало разго­ вора -— возвращение нашей общййе собора и церкви Ка­ занской б<момате.ри. Как памят­ ников истории, архитектуры, мастерства и любви к отчему краю предков наших. Беседу вел А. КОСЯКИН. }| 11 брис !*лз» УРОКДАЕТ ИСТОРИЯ Парадокс: история приобве! да статус остросовременно^^-’ дисциплины. Я имею в виду «е только историю последних се­ мидесяти лет. В выпускаемой издательсгаом «Книга» серин, которая так и называется — «Зеркало. Взгляд на зло­ бодневные проблемы» вышел сборник ста,тей кр.ушюго спе­ циалиста по Древ1ней Руси ака­ демика Б. Рыбакова. А вслед за ним появился очерк друго­ го историка Н. Эйдельмана «Революция сверху» в Рос'-' )Ра!бота Эйдельмана оказа­ лась последним для него при­ жизненным изданием. Автор умер за несколько недель до наступления 1990 года. Ана­ толий Приставкин сказал о нем удивительные слова: «Это ' не просто писатель, не прос­ то историк. Это чудо, подарен­ ное нам природой. Он мно­ гое понимал 8 современности, когда писал свои исторические книги... ...Его уход из жизни — невосполнимая потеря для нас, для общества, для исто­ рии, для литера'Щ'ры — для всей нашей культуры». Мимо наНисанного Эйдельманом не прошел никто, кто всерьез ин­ тересуется прошлым Отечества. Его сочинения о Пушкине и Герцене. Лунине, Пущине, Кз- рамзине, эпохе Павла I ;бЫли и остаются, быть-.может, он-- мыми поцуляр!!ым.н средн' ис­ торических трудов'- Нескольких десятилетий. Не с.тучай.ню в нашумевшем кинобоевике «Ле­ са» один из персонажей чита­ ет зна.менитую «Грань векав» с неменьшим увлечением- чем' ■роман Дюма. Более того: ре­ жиссер даже переводит неко­ торые страницы ее в визуаль­ ный ряд. Такая экраниза'шия ученого исследования уникаль­ на. Сама мысль о :ней могла вдэкикнуть лишь потому, что книга эта, ничуть не утрачивая овоих |беэусловных научных до­ стоинств, являет собой обра­ зец блистательной русско!^ прозы, наследуя традицию, на­ чатую Карамзиным и продол­ женную Костомаровым, Клю­ чевским, Тарле,.. «Он многое понимал в сов­ ременности, когда писал своя исторические книги...» «Рево­ люция сверху» 8 России» ■убеднтедьнейшее тому дока­ зательство. Если коротко, то это размьяиление о рв<{юрма- торской деятельности у нас в стране на протяжении веков. Реформы Петра I, реформа­ торские попытки Екатери­ ны II и Александра I, отмена крепоетаого права и сопутсгг- вующие ей изменения в судеб­ ной, университетской, военной и других сферах, преобразова­ ния, начатые Столыпиным... Автор чувствует себя свобод­ но и уверенно в обилии этого сложного, многопластового, противоречивого материала. Он без усилий отрешается от школярских схем, общеприня­ тых и худосочных представле­ ний, раскрывая перед читате­ лями новые стороны извест­ ных процессов и явлений. Эй­ дельман настаивает: движение истории, перемены в сштиаль- ной. жизни жестко отнюдь не предрешены. История альтер­ нативна и вариативна.;, Реали­ зация одного из вариантов не: означает, что остальное были . заведомо неосуществимы. В школьных учебниках освобож­ дение крестьян «сверху» урак- туется как мера НРЛ01»иичатг(.я, причем, это считаете^, нейзг бежным, поскольку на, .боле^ прогрессивные реформы власть была в принципе не способна. За этим угадывается словесно не формулируемая, но вполне уловимая позиция: эволюция путем реформ куда менее эф­ фективна, чем революция сни­ зу. Точно -ли это? Автор книги считает, что ре­ формы, осуществленные пра­ вительством Александра II, могли быть не только гораздо лучше, но и гораздо хуже. То есть половинчатость их нельзя объявлять некоей фатальной .неизбежностью. «Революция сверху» отнюдь не есть что-то изначально ущербное. Другой : вопрос, что «власть не замети­ ла, не смогла заметить тех «козырей», что были у нее на руках после 1861 года». И да­ лее: «...века самовластия, кре­ постничества, отсутствия демо­ кратии делали свое дело. Вре­ менно, под давлением тяже­ лейших поражений ■— и при­ том с неохотой, опаской ~ власть подключает общество к своим преобразоваяиям. И тут же исчерпывает свой порыв: нс только не использует ог­ ромную умствен,»ую, практи­ ческую энергию, созданную ре­ формами, но буквально с пер­ вых лет начинает ей прогиво- действовать». Учесть этот урок, не повторить ошибку на но­ вом витке, в новой «револю­ ции сверху» — значит, обес­ печить более плодотворное, перспективное ее развертыва­ ние. Тем более, что подобные ошибки случались и поз;ке, ка­ залось бы, .в совершеино иных обстоятельствах, —- в частнос­ ти, в годы хрущевской «оттс- Эйдельман не скрывает: его исследование носит во многом утилитарный, прагматический характер. Оно призвано под­ черкнуть именно те уроки прошлых «революций сверху», которые полезно обдумать се­ годня, на перелсшном этапе пе­ рестройки. И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz