Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
25 февраля 1990 г., № 48 (18 645) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я На встречах с избирателями ВСЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ДХУОНВОСЬТ Предвыборный марафон был в самом разгаре, когда наш корреспондент встретился с кандидатами в депута. ты по Советскому избирательному округу № 4В7 — вра- чом-торапевтом медсанчасти треста «Промстрой» Антони ной Ивановной Полетаевой и художественным руководите лем драматического театра имени Л. Толстого Владими- ром Михайловичем Пахомовым. Они к тому времени про вели одиннадцать встреч с избирателями, рассказывая о делены большие средства на позиция кандидата в депута. строи*гельство диагностичес- ты. Что могу сказать о се- кого центра, в будущем го-- бе? С моей точки зрения, ду^ войдет в строй акушере- культура и искусство — .ед кий корпус областной боль- на ш самых интересных, ос- нш^ы, есть проект родильяо. новополагающих сфер лея- - - г. го дома при медсанчасти тельности человека Продол и не менее сложный НЛМК... Радует й солидная жительное время работая на I, Я.™,... __ . . . __ ____^ концертного зала. Лично я культуры. Хотелось бы услы шать от вас, как от Депутата областного Совета, о перс пективах развития города в этом направлении. В. Пахомов. Многие, на верное,' сльщшш, что депу таты при поддержке партий ных органов добились пере дачи старинных, по-своему уиикальных зданий под кар тинную галерею и литерату рный музей, сейчас бьемся над окончательным решени ем вопроса о строительстве здания для Театра кукол, платформе, отвечая на многочисленные вопросы. Словом, прибавка к местному бюдже- этом поприще я всегда вели откровенный и содержательный диалог с людьми, ту. поступившая от п.ромыш. стремился постичь корни во- крторыи, несомненно, помог обеим сторонам лучше-узнать ленных предприятий. зникающих здесь проблем друг друга. Об одном приходится сожалеть: встречи были Отдельная проблема—заг- пытался делать свои вьшо- не столь многолюдны, как хотелось бы, как того требу- рязнение окружающей среды, -ды Наш бич сегодня — па- ют интересы нашего общего дела. Вот мы и отобради из Наметились и здесь подвиж- дение духовного и нравст- множества звучавших на встречах вопросов наиболее ти- ки. На НЛМ1К, «Центролите», венного уровня народа ” пичиые и публикуем их сегодня вместе с ответами кандн. дрртих предп,риятиях приня- ------- -------------- ---------- ' датов в депутаты РСФСР в надежде, что они помогу* ты меры к уменьшению вреД- многим определиться в выборе .. «ых выбросов в атмосферу. производстве, думаю, невоз. мошна. Вопрос. Многим врачам не хватает культуры в общешш к с этим Вопрос. Основное содержа ние вашей платформы. А. Полетаева. Собираюсь всемерно способствовать ре ализации в жизнь принципа социальной' справедливости; внедрению прогрессивных ме. годов организации труда; в интересах экологии — разра ботке чистых технологий; улу. ншению условий, труда рабо чих и, в первую очере,дь, женщин; обеспечению насе ления продуктами высокого качества. ,Кан врач я за сис тематическую, глубокую про. бороться? пагавду здорового образа жй- ■А. Полетаева. Мои колле- . зни,- за повышение качества ги — люди разные. Все мы медицинского обслуясивания. воспитывались и живем в 1^оме того, мне представля. одном обществе, в нас — ются чрезвычайно актуаль- отголоски его проблем и про. ными вопросы нравственно- счетов. Да и, кроме того, го, духовного воспитания. считаю, -что врачом просто Вопрос. Как вы намерены надо родиться. Еще в швко- осуществлять намеченное? ле нужно готовить детей А. Полетаева. Очень верю этой непростой профессии в законотворческие функции требующей много сил, зна- депутата. Хорошо бы доби- ний, особого склада души, ться увеличения ассигнова- Ну, а как бороться? Теперь ний на медицину. Пежа они у больного есть право выби- не превып^ют двух проце1Н- рать себе врача. Дул тов от национального- дохода, до смелее им пользоваться Знаю,- что депутаты намере- Хотя это право оборащшает ны добиваться девятипроцент- ся для врача дополнительны причинах снижения уровня культуры в обществе. А. Полетаева. Думаю, се годня вряд ли необходимо кого-то ■убеждать в том, сколь велик духовный потен циал советского народа, рус ского в том .Числе. 'Сокрови ща культуры, доставшие- пути экономического разви тия России? А. Полетаева. На . мой взгляд, очень важен здесь закон о* местном самоуправ лении. Я за рыночные отно шения, а вот частная собст венность в промышленном ся нам в наследство от пре- ных отчислений. Очень нам ..всем необходим закон, кото рый бы стимулировал заин тересованность каждого че ловека в сохранении своего здоровья. Трудное положение сейчас и с лекарственными , препаратами. Службы сан- надзора закрывают рад хи мических предприятий. Ду маю, надо осторожнее под ходить к подобным вопросам.’ У нас в стране нтакая осна- • щенность больничной койки, на каждую затрачивается в ■ среднем по 8 тысяч рублей, тогда как на Западе и в не которых соцстранах — по 18 тысяч рублей. Хо- •рошо бы в . ближайшее время нам всем вместе, а в республиканско.м парламея. сложностями. 12 минут на больного — ведь эту рму пока никто не отменил Впрочем, постепенно мы пе реходим на новые формы ор ганизации своего труда. С середины 1991 года медици некие учреждения Липецка ожидается, перейдут ' расчет. Вопрос. Расскажите о пе. рсп^ктивах здравоохранения в'Лилецке. А. Полетаева. Я уже ска зала о бедственном положе НИИ здравоохранения в стра не. Липецкая область — не исключение. Только в обла стном центре не хватает 2300 коек, хотя средний по казатель у нас — лучший в респу^ике . Нет своих ста- дков, ■— тому очевидное до. казательсгво. Другое делю, что' МЫ стали пренебрежите льно относиться к истории, традициям, нажитому опыту Велики просчеты школьного’ семейного воспитания. Сда ли позиции учреждения ку льтуры. Во многом, по вине государства, державшего ку. льтуру, так же, как и здра воохранение, на голодном рнуть утраченное чрезвычай но, трудно, но можно. Каким лично мне представляется этот путь? Нам • необходимо изменить главные подходы к обучению и воспитанию де тей, Вернее, оглянуться на собственный же опыт. Так. в Японии успехом пользует ся модель советской школы начала 20-х годов, а мы о ней забыли. Нам необходимо максимально приблизить школу к искусству, начинать общегуманитарное развитие с начальных классов. Следу ющие два главных направле. ния, которые я хотел бы от стаивать в российском пар ламенте, это — экология ку льтуры и экология жизни. Они взаимосвязаны, неразде лимы и архиважны сегодня. Вопрос. Духовность и ку льтура в нашем обществе пока слабо защищены. Ду мается, это — один из ре зультатов безраздельной вла сти бюрократов от партии пайке. Вопрос. Вы ратуете з а раз- внтие духовного в человеке. «« ™ . Но как это осущ е с :^т ь ко- Сейчас власть постепенно !пе- нкретно? реходит в руки Советов', прав- Ответ. Знаете, я думаю, да,, медленно. Какими вам здесь очень многое зависит видятся пути ускорения этих от .женщины, от ее положе- преобразований? ния в обществе, роли се- В. Пахомов. На мой взгляд, мье в воспиташи детей. На- - идеален путь демократичес- до бы на уровне государства - ких преобразований, а иначе подумать, как помочь жен- —- насилие, кровь. Думаю, щине вернуть утраченное. —- ---- ----------------------- Один из возможных путей— сокращение рабочего дня. Вопрос. Ваше отношение к шестой статье- Конститу ция СССР? А. Полетаева. Всегда, ко гда меня спрашивают об этом, я думаю, кому она вы годна, эта шестая статья? Для истинного коммуниста, по призванию, убеждению, она даже обидна. А вот- тот, кто в партии из корыстных, честолюбивых устремлений; —тот, конечно, «за». что сейчас наметилась хоро шая тенденция. Хотя, при знаться, и здесь, не все вы глядит демократично. Целям перестройки иногда прино сятся в жертву отдельные личности. Возникает иллюзия успеха, Я убежден, что без полной демократизации в па ртии не б>дет и полной власти Советов. Вопрос. Как вы считаете, нужна ли России своя пар- В. Пахомов. Прежде все го. хотел бы с удовлетворе- _ ^ * нием сказать об чорганизации Вопрос.^Основное содержа- российской Академии наук, ние вашей платформы. состоялся и первый учреди- В. Пахомов. Убежден, из- тельный съезд РКСМ. Ду- бирательная платформа не маю, не за горами и решение должна возникать вдруг, как вопроса о ЦК КПСС России. те особенйо, подумать над ционаров у строителей. Что бы застигая человека врасп- .^п р о с . В*Липецке *^катаст решением именно 'этих жиз- п и т а ^ наши надежды? Вы- лох. Суть ее — жизненная рофически мало учреждений против, возведения его месте городища в Каменном логу, и выст^Шал по : этому поводу, на одной из сессий областного Совета. Э связи с затронутым вопросом о материальной базе культу ры хочу сказать о средствах, которых нам все еще очень не хватает. Остаточный при. нцип в культуре преодоле вается медленно. Культура, искусство остро нуждаются в спонсорах, или, как преж де говаривали, в меценатах, коими Русь всегда была бо гата. Возродить бы эту за мечательную традицию, уве рен, быстрее пошли бы мно гие процессы нравственного, духовного возрождения. Вопрос. И в прессе, и от некоторых кандидатов в де путаты приходится слышать, что основное сопротивление перестройке идет от партий ного аппарата. Ваше мне- В. Пахомов. Я не сторон ник быстрых и голословных обобщений. Стараюсь всякий раз вникнуть: что стоит за -подобными заявлениями (а порой и цифрами, которым мы обычно охотнее дв-веряем) — факт или эмоции?' Вмес. те с тем еще раз подчерки ваю: нам •'очень мешает мед ленный процесс демократи зации партаи. ' Вопрос. Какие законы се. годия необходимы в первую очедедь? в . Пахомов. О земле, соб ственности .и, конечно, о ку льтуре. Вопрос. Какими вы види те пути экономического раз вития России? В. Пахомов. Если буду из бран в российский парламент, намерен отстаивать лишь те законы, те позиции, которые направлены во: благо челове ка, Хорошо бы пересмотреть многие устоявшиеся догмы. Думаю, например, что надо смелее внедрять все виды собственност1и, они вполне могут уживаться друг с дру. ;Гом: частная — в сфере бы, тового обслуживания и обще пита, аренда — в сельском хозяйстве и промышленности. Тяжелая промышленность и оборона должны быть наци онализированы. Публикацию подготовила Т. ТАЯКИНА. Третий фестиваль народного творчества НА СЦЕНЕ- САМЫЕТАЛАНТЛИВЫЕ В рамках третьего фестиваля народного творчества под девизом «Творчество народа — обновлению страны» про ходят сейчас творческие отчеты районов. По решению об. ластного оргкомитета фестиваля проводятся они не в Ли пецке, а в соревнующихся районах. Уже состоялись такие встречи Липецкого, Добровского, Становлянского, Из- малковского, Хлевенского. Усманского самодеятельного' художника из ра Дома культуры А. М. Баб- села Отскочиое М. Е. .Тамбов- киной. Восторженио принимали цева, а также работы по дере- 3(рители и исполнителя на са- ву И. Ф. Пло-тникова из Во- ратовской гармони В. Куэие- робьевки, мастериц М. М. Во- нова, который неоднократно ро'НИ'Ной, Н. Р. Лесных, А. Н. принимал участие в об.яастных Антоновой. Концерт хлевенцев конкурсах, выступал по Цент- КОРОТКО КАЛИНИНГРАД, 24. Согла шение о создании местного предприятия подписали произ водственное объединение «Ка- лининградрыбпром» и консор циум области Фриули-Венеция- Джулия ч( Италия). Новая фи рма «Адри-Бал'тик» с центром в итальянском городе Удине будет разрабатывать и внед рять передовые технологии .для изготовления пищевых продук тов и концентрированных бел ковых кормов Яз океаничес кой рыбы. УСТЬ-КАМЕНОГОРСК, 24. Меньше копейки себестоимость кирпича, изготовление которо го предложили специалисты це нтральной строительной лабо ратории треста «Алтайсвинец-, строй». Он изготовляется без вяжущих наполнителей, из обыкновенного суглинка. Для производства такого кирпича необходимы только формы и мощный пресс. Именно давле ние превращает суглинок в монолитную, твердую массу— кирпичи выходят ровные, гла дкие. Производительно<;ть — девятьсот брикетов в час. КИШИНЕВ, 24. Образцы по вседневной и выходной одеж ды, новинки молодежной моды выступили в главных «ролях» красочного спектакля, состояв шегося в центре моды местно го концерна «Молдлегпром*. Поставили его молдавские и белорусские модельеры. Зри тели не только познакомились С работами лучших специалис тов двух республик, но и смо гли приобрести приглянувшие ся изделия на состоявшемся после представления аукционе. В я р к и й пра.здник выли лся отчет Усманского Проходил он в Доме культуры совхоза показали свое искусство фоль клорные, хоровые и вокальные длился более двух часов, прошел, как говорится, на од ном дыхании. В минувшее воскресенье жи тели Кузьмино-Отвержокого еДК Липецкого района нимали у себя добровцев. X коллективы. Украшением про- „церт открылся песней «Слава разнообпазию Однако ппаммы стали выступления на- п м.г'тг.пмянн'и _____ ' • ' ральному телвВ|Идению. Хорошо исполнили вариации на тему русских песен участники аяса*- ■мбля народных инструментов Ратчинокого СДК. Оценивая отчет, добровцев, нельзя не от метить стремление оргаииза- торов концерта к жанровому . -------- гр русскому хлебу» в исполяв и рада» Добринского района. В родного хора и хора ветрра- народного хора районного До- лросторном фойе разместилась нов войны и труда, районного ма культуры который, можно выставка, рассказывающая о Дома культуры, которым ру- с уверенностью оказать, обрел пред- ководит заслужеиный работник сегодня второе дыхание. Оби- деятельности хозяйств, приятий,' учебных за1ведений. Одна из комнат бьиа обору дована под посиделки. Здесь ра душные хозяйки предлагали отведать пироги, квас, пряни ки. Под звуки звонких гармо- .ней плясали взрослые и де ти. Затем праздник перемес тился в зрительный' зал. где культуры А. А. Степанов, Несколько слов о поез народных умельцев и участни ков художественной самодея тельности Хлевенского района в соревнующийся с ними За- • донокий. Особым вниманием зрителей была отмечена выс тавка картин замечате,1ьного лием фольклора порадовали каликивцы. Дружными аплоди сментами наградили зрители их песни, понравились и голо са иополнит,едьняц, звсинкие, чистые. Трудно переоценить заслуги пропаганде фояькло1ра руко водителя коллектива, директо- ня. сов'ости говорить пока рано; представлены лишь три хозяй ства и райцентр, хотя талант ливых людей в районе, конеч но же, немало. Н. КАРПИИ, зав. отделом народного творчества областного научно-методического центра нарцаного творчества и культурно-просветительной работы. НА СНИМКЕ: русская пес- В С Т Р Е ЧА ДЛЯ В А С СЛУШАТЬ ВРЕМЯ, СЛУШАТЬ ЖИЗНЬ... Беседа с народным артистом СССР 0. Ефремовым — Происходящая в стра не перестройка, жажется, не. бывало обострила вопрос о роли, значении театра в жи зни общества. Хотя, похоже, нечто подобное нашему те атру пришлось пережить в конце 50-х годов. Как вы ду маете? Схожими кажутся не только театральные ситуа ции, но и общественно-поли тический климат. Поскольку я был тогда и есть тепе,рь— могу сказать немного об этом. То, что происходит сегодня, —нечто принципиально иное. Тогда был фант открытия, про1исходящее воспривима- лосд людьми в большей сте- ,пени эмоционально:' и сама смерть Сталина, и то, что было до нее, и оттепель. Со. стоялся двадцатый съезд, доклад Хрущева не публи ковался, но его содержание знали, кажется, все.' Как-то резко опустели театры. О- чем это говорило? Да о том, что искусство, которое до той поры преподносилось, бьшо настолько неправдиво, разительно неправдиво, что зрители «голосовали» против него ногами. Сейчас из те атров тоже схлынул зритель. ■Но сейчас, повторяю, дру гое. Если взять для сравне ния самые широкие слои на рода, — идет процесс поис ка пути, активный процесс самоосо.знания. В 50—60-е годы этого не было. К тому же, театр в период застоя был наиболее прогредсивен в под готовке перестройки. Многие спенгакли давались с тру дом. Зрители в театре ис кали ответы на вопросы, ко торые застой как бы вогнал внутрь. Почему же теперь зритель отхлынул? Театр стал хуже? Он врет? Его продукция не соответствует врюме'Ни? Мне все-таки кажется, .что надо искать причины в том обще, ственно-политичёском клима те, в котором живет зритель. Человека гораздо больше во лнуют сегодняшние острые политические проблемы. есть ■желание самому до су ти добраться. — Но ведь театр не может без зрителя. Что же ему де- ность), театр хочет сох,ранить ролью, себя в большей степени как конец, искусство и... теряет зрите ля, который по привычке ожидает прежнего- воздейст вия. Кстати, некоторые теат ры (в основном, студийного, молодежного направления) все еще привычно . держат обличительную линию. Но другие пересматривают сло жившиеся позиции. Я вижу выход в постановке пьес классического репертуара, нашей непреходящей ценное, ти. В прошлом се,зояе мы во МХАТе ставили «Варваров», в' этом —«Вишневый сад», «-Иванова», сейчас подступа ем к «Борису Году'но'ву». При этом, как вы маете, важна точка та. Поразительно, как классика откликается на се годняшний" день. — Почему в Липецк вы привезли именно «Иванова», причем, в «молодежном ис полнении»? — Проблема нашего теат-. ра — молодое поколение. Работа с ним вовсе не гла денький процесс. Хочу луч ше понять этих ребят, для меня важно посмотреть, как они вступят в диалог с Че ховым, дать возможность са мим разобраться в возникаю щих при этом вопросах, сло жностях, Это для них опре деленная школа. Она им не обходима. Да и я работал с удовольствием, . спектакль ведь совсем иной, чем тот, что поставили мы пятнад цать лет назад. С приходом молодых в нем проявилось нечто иное: спектакль уви дел свет в момент граждане, кой вспьипки в обществе, и оказалось, что молодежью она не воспринимается стоЛь остро, как нами, у молодых я ощутил проблему неверия, усталости. — Чем вы руководствова- лнеь в выборе исполнителя главной роли? Мне показа- перед зрителем, на- — Как вы оцениваете се годняшнюю театральную си туацию в стране? — Вот Литва вышла из нашего творческого союза. Один Адомайтис остался в СТД СССР, и это его право.. А вообще к выходу 1Ьп®ы мы отнеслись с пониманием, тем более, что они готовы сотрудничать с нами, В це лом же театр — хозяйствен но, организационно — сей час живет трудно. Если же говорить о художественной стороне дела — здесь много новаций, цроб. И мне дума ется, что когда говорят о пони- . кризисе в сегодняшнем теат- отсче- ре, имеют в виду прежде все го неудовлетворенность, по иск, желание определить свое творческое существо. Кстати, ньшёшние театральные встре чи в Липецке тому немало способствуют. И то, что они- так неформально проходят, приятно особенно. Какими вам видятся проблемы провинциального театра? — Мы здесь, в Липецке, все время говорим об этом. Хорошо бы постараться вер. путь театру' его исконное ли. цо центра культурной жизни города,' района, обла сти. где собирались бы вме сте и писатели, и художники, где бы группировались луч шие творческие сильг. Так ведь всегда было в России. — А как быть с пробле мой зрителя? — Тут надо театру быть самокритичньш. Ду'чше всег да винить себя. Если зри тель не идет, значит, ему неинтересно, скучно, .значит, надо что-то придуэдьшать, чтобы зритель был. Хотя ис кусство театра требует осо бой душевной сосредоточен ности, к чему многие сегод ня не ГОТОВЫ'. Что питает ваши наде лось, ои трудно и мучитель- жды на будущее театра? суть сло жного образа Иванова. — Дмитрий Брушикин— интересный актер, очень мы слящий, думающий. Он из той группы молодых, что ущ- ли из Художественного в студию «Человек»,- и я их вроде благословил. Но Ди- — Жить вместе со стра- ма, кроме того, ■интересуется ной. Заниматься одним с ней режиссурой. Поэтому, думаю, делом. Стремиться к более самое время было дать ему глубокому и 'точному пони- именно такую роль, чтобы манию своего назначения, он смог понять, сам убеди- Вкдите ли, публицистичес- ться, что в искусстве мало кое острие в' обществе заме- рассуждать, надо уметь жить тно переместилось, им сей час гораздо успешнее владе ют средства массовой инфо рмации. Утрачивая свои при оритеты в этой области (я имею в виду публицйстич- сердцем. Работу ума соеди нять с душой. Я вижу, он пока не удовлетворен резу льтатом, и одно это уже не плохо. воспитывает ответст венность перед собой, перед То, что искусство это сколь вечное,- столь и сегод няшнее, сиюмину'тное. Театр будет жить. Зритель хочет участвовать в этом акте ис кусства, может быть, даже сам того не сознавая. Надо все время слушать и слу шать. Жизнь, время. Не все гда мы это .можем. Оттого, может быть,, нам и теперь нелегко. Что ж, не надо уда ряться в панику, теряться, надо терпеть, работать, имея в виду цель ^сплочение лю. дей. Челове'Ку одиночество как бы назначено. В силах театра помогать уходить от Интересная новинка ОБЪЕМНАЯ ФОТОГРАФИЯ ХАРЬКОВ, 24 ^ ^ (Корр. ТАСС М. Хабияский). Серийный вьшуек фотоаппа ратов «ФЭД-стерео», поз воляющих получать ,объем- Каждый аппарат снаб жен двумя объективами, — гбворит генеральный дирек тор объединения А. Щданов, — которые отстоят друг от ные изоб1>ажения, освоило друга на том же расстоянии, местное машиностроительное что и глаза человека. проектора, и, если смотреть их в специальных очках, по является эффект объемного изображения. Выпуск, проек торов тоже освоен, и весь комплекс стоит 430 рублей. Надеемся, он ' заинтересует о^единение имени Ф. Дзёр^ зволяют делать одновремен- профессиональных фотогра- жинского. Первая партия но вых камер отправлена сегод ня в адрёс рада медицинских учреждений страны. но два снимка одного и то го же объекта. Полученные пары слайдов демонстриру ются с помощью стереодиа любителей. Врачи, на пример, рассчитывают, что объемные слайды, сделанные при хирургических операци ях, весьма им помогут. Дневник искусств ВЫСТУПАЕТ ЛИПЕЦКИЙ, СИМФОНИЧЕСКИЙ лиониый Липецк по ' любым меркам — го1род большой, и культурная его жизнь долж на соответствовать этим штабам. чВ городе десять музыкаль ных школ, музьжальН'ое уч'и- лище, а это значит, что есть довольно много музыкантов- педагогов оркестровых специа льностей, хотя и не всех не {^бходимых для полного соста ва симфонического оркестра. Ъгромной стране — чуть более крупных музыкальных школах Наше время от,мечено во.зрастаюшнм интервсО'М печа ти, радио, ТВ к проблемам искусства и культуры. Инфор мания стала более правдивой подчас жесткой, иногда обнадеживает, чаще — шоки ■рует. , С чувством некоторого мешательства прочитали - мы что в Соединенных Штатах бо лее тысячи (!) сим'фоняческих оркестров, тогда как в нашей серватории, а в ноябре состо- Включение этого произведения ялось первое «пробное» высту- - -------- ------ - пятидесяти. И это, на фоне эстрад1но-пгоенного шквала и сетований по поводу ' низкой культуры яасел1ения. ', Кстати, . архивы. дон-если до нас инте ресный факт; в 20-е годы, ко гда население -Липецка состав- таких, как первая и третья, есть интересный опыт создания своих симфонических коллекти. в»в, но они, разумеется, н могут заменить городского ор кестра. Та:кой оркестр был со здан, руководили им В. /] ляло примерно 50 тысяч чело? Ла,рькоа, затем А. А. Мжулич век, в городе существовал про- С сентября прошлого года ег фессиональный симфонический возглавила Елена Бойко, вое оркестр. Нынешний полумил- питанннца Л-енинградской кон пление. И вот недавно во Дворце культуры профсоюзов состоя лась новая встреча с оркест ром. В программе —• музыка Моцарта и Баха. Уопешному выступлению кол лектива способствовали и про фессионально выверенные, ла коничные комм'ентарии музы коведа И. Резникова. 28-й фортепианный концерт М<ща|р- та — произведение чарующей ясности, жизнелюбия, как бы сотканное из светлых гармо ний. Передать эту гармонию и стройность оркестру и солисту программу также удачно, хотя бы потому, что наш слу шатель очень редко знакомит ся с музыкой для духовых ин струментов, особенно в та ком, классичежом варианте. альных условиях, происходит очень медленно, иногда на это уходят многие годы. Стоят ли говорить о мелких недостат ках, недочетах в звучании на шего оркестра сейчас, когда только начинает обретать .шейном Баху, программу укра сили «Менуэт» и широко изве стная «Шутка» из второй сю иты для флейты с оркестром (солистка С, Шапошникова). Безусловно, исполнители и ди рижер имеют свое право на оригинальность трактовки му зыкальных образов, однако, я думаю, в «Шутке» излишне ------- -г----- - ------------- ' замедлен темп, что лишило ее Леонтьеву в основном, уда- легкости, полетности. Тем не лось. менее эта красивейшая пьеса Во втором концерте для успех у слушателей имела, валторны с оркестром солиро- Симфонический оркестр — вал выпускник Ленинградской сложнейший организм, станов- консерватории А, Кононко., ление которого, даже при иде- В концертном блоке, посвя- форму, привыкает к почерку ------- т-— ---------------------- дирижера; когда, недонец, так М'ного проблем? Вот. одна из них. Исполня лась часть из концерта для двух скрипок Баха. Исполня лась академично, с хорошим вкусом (солисты В. Зайченко и С. К'Окарева), но отчетливо прослушалось тембровое несо- отв'бтствие двух инструментов в совместном звучании. Ведь у каждой СК1РИ1ШИ свой го- Как и человеческие голо са. они не всегда хорошо ваются. Проблема подбрра ин струментов, особенно струнных, очень актуальна. Нужны инструменты, смыч ки, сделанные не мебельщика ми, а талантливьши мастерами, нужны струны, которые более заметно отличалясь бы от обы чной проволоки: даже хороший конский волос для смычков — проблема, хотя лошади, гово рят, еще водятся. И здесь хо, чётся П|роиэнести Н'всколько магических слов, ставших уже привычньийи в наше время: меценаты, спонсоры — отзови тесь! Ведь где-то уже инжене- рн'ожонструкторск'ий коллектив содержит «свой» симфоничес кий оркестр, на свои средства, а у нас в городе такие мощ ные заводы, предприятия... Короче, почетная роль ме цената пока вакантна. Спра ведливости ради надо сказать что Дворец культуры профсо юзов, облсоипроф, под ж-идой которых работает оркестр, де лают многое; сшиты хорошие костюмы, куплено несколько инструментов. Но если рижеру приходится занимать ся проОДемой расклейки афи ши, а оркестрантам — двигать ] рояль по сцене, это, значит, ] что «где-то что-то не так» И еще. Приятно,, что зал н был пуст, но слушателей мо гло быть и больше, особенно | молодежи и школьников. Что, ' если представить себе школь ного учителя, взявшего на се- 1 бя смелость привести на кон- | церт класс или полкласса? Да Г еще побеседовать .перед э с детьми, поделиться своими | мыслям'и и знаниями о и фонической музыке, оркестре, | композиторах? Ведь известно: то, что упущено в детстве, потом уже не восполнить. Так | что проблемы есть по обе сто роны рампы. Будем надеяться 1 на . последовательное и разум- I ное их решение, а Липецкому I симфоническому — пожелаем Г успехов. В. ЛЕВИГИН, музыковед.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz