Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

: 1990 г.,>Л 5 (18 602> Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ Г Л 'Г Р ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ Ничто, пол.плуй, позйоля ет так (яцутить смену настрой енцн, сшеко;;, взгля-дсш, хя:с чтение м-чт и журналов дав­ но минувших л«т. Сто лет на­ зад, «алример, один тг-. руе- (-'СИХ критиков писал о худо'ж . никг и-, чехшокой пой оста’«Дом С меяонииом-- как о «больном герое больной литературы*. <', годия искреН:Н 1 (е, ' взволнован­ ные мысли художника а дрн- чЧ.инах оодиалБных болезней, о том, что невежество, гнет тя- же-того (})изичешого труда ». страх смерти, селя они только . на время ослз'блены 'частными преобразованиями и реформа- - торокими усилиями, не облег­ чаются, не 'исчезают - - это мы­ сли умного. проницательною человека и уже навряд ли ко- \ 1 \ покажутся' больными А «Дама с 'собачкой»! На­ ряду с то:!..ими суждениями о МОВО.М' чеховском произведгнич, тогда, в 1900 году, появи.тась на страницах газет и журна­ лов обвиаенИ'Я в аяолоши, то, есть восхвалении якобы Чехо, пым бсанра'вс 1 венности, и раз- ' рушени-н морали. -Теперь чц.- тате.!Ь и зрите’1ь скорее уч.г- вится, не вст!ретив описания: •интимных отшшений в самых, натуралистическцх подробно­ стях или изобрзжепня ' т:. ,,.х сцен на киног и- тв.чеэкран'е. ж: театральных иолмоетках. Исто­ рия Гурова и Анны Саргви'вны может б^ть а найш ^ни во-с- ийная пастораль Н<^'(.яг!смс-4Ь Н8Я, даЛ'екая. .Не нтецесная даже сегодняшнему читчь-л-ч не то что театральному зрцте- воиросов «Кю вшоват»? и «Что Ответ на него йпре.дсляет решение всех ос­ тальных вопросов. .Экономиче­ ских, ..'шкальных, политичес­ ких Он чрешычайно значим в .тичяой жяэни, где все прелом­ ляется сквозь чувство любви. Ие путг\;у лк русс..»1е пиеатг- -ти став'илт! основные вопросы ссзрс>„с(ч;осГ;; в романах, по­ вестях. расоказах ■и пмках о -П069.И? Объяснение в любви становилось в «их объясневн- По по-шму в Пахомов, уже поставчвшшй «Ч.'ай|.у^^ н «Дя­ дю Ваню». К'о продолжил ра­ боту над чеховсл.нмя пьесами, а обратился к прозе ^Чехова? ^то, ,я считаю... еще одно евм- ЛСТ-- -шетво еамсстоятельносги и I м- . с: 4. зада гелей нового атр,. обращаясь , к. чеховской прозе, как правило, инсцепиру- ет- се. восполняя отсутствие ав­ торского текста, допол.нвн'иями. из записных ки’ижек, писем и других про.изведгчшй Чехова, Так конструврустся! новый текст, гюдчидаиный чаше все­ го некоей' мысли порановшн- Но даже -При самой дшачгной инсцеяпровке разруш.чстса це- лсстность прозы,- тем более та­ кой оргаиитной н. неразъамисж. как проза Чехова Ра.тр>Шшется прч чт-'«1 л авторская мтч*(ь. по-прежнему играть в своих чеховских спектаклях. Они уже ниачс слышат чеховское сло­ во. Они, видимо, иначе будут произносить и реплики своих героев в пьесах современных авторов, по'гому что слово. Че- .\ова будет долго звучатъ ‘ в нх душе, н прав окажется тот. кто сохранит это звучание как МОЖ 1 И 0 долее. ■ Сохранить это звучание в душе зрителя помогает многое в спектакле «Пишу на тему о .-мобаи». Это я музыка Чайков- скс»го, которая усиливает Сло­ во, она созвучна авторскому чувству и поддерживает об­ щий тон первого действия. Хо­ тя, конечно, задают и держат §тот тон актеры. Невероятно трудно сцени­ ческое чтение прозы ЧехеФа. Актер не может и не должен присвоить себе голос героя и повес гвова 1 еля одновремешю. Тут важна тончайшая, фнли- Неда-вно сосгГйяяась прх»«ье- ра спектакля- «Пишу на. тем) о любви» (режисе«()шсстамов.-, шик В Пахсмоа, ху.тожшжн- постановш-ики Л .Лш янскпн и Ю. Хариков, ^ мупА.-ты'г- • оформлйии-г А, 1к'реЖИОго|. Решиться (-хпидня г)я' тд.:ой спектакль, по-яс.ему, »(ожг'т лишь смелый "'""пег;, об.ттч- ющий большой уверенностью,. Во-первых, это .значит выло­ миться из сложившейся теат­ ральной м'-ди. Пр-’йычно I те­ ло ставить современные ,пьесы или И'Неденировки е набором предскаА'с-яых тем и а ;, .^- кс ственкых приемов,- Неаргмен- йо (к'трая пуб-тицистика, с той и.'ш шюй' точк-н зрении ш . ресматр.чвремсе -прошлое. Мод­ но обращаться к класс-ккс. Но так. чтобы в ее героях про(ля- лывали реа.тьные исторические персонажи и явления поздней­ ших времен, вплоть .до порт - ^ ретиого' сходства. -. На!«ш.ец,. с.-’ожился шоковый 1 еатр:ошс лох !ЛЯ! о 11 шй . оглушающий, от- влокаюти'й от всего ш. сйс !-* демонстра-цией т-ого, лто хяза- интерпретатором .руссампй классики рчакованно. ьо-вто- •. рых, пото'му, что .зрнтс-лю пре­ длагается йелегхий путь. Л зритель, разный по щ-зрасТ-у, настроению, отношеп-ию и-, атру,- меняется вместе .со вре­ менем и-зависим от .ягхты, от .пестрой, .зап)ч'а»цоя .асйстап- ^е-тшчкти Но при асе-м рэзно- образнн вкусов и настро-еш.й. ■всегда н во все врехтена ■.егть. чувство, которое испытцв.цот м.мог.ие. улавливая глуСчпшые процессы, ощущая ещё незрн- «ое. Уодать, тем бо. 1-е (1рг- дугадать такое чувство ясное 'пока зрителю или т- наваемое неотчетлнво. нааер- жл -под силу не всякому теат­ ральному ' ко. 1,т*ктиву, рь-ЖПГ- (ч-ру Т1.Т1Тактер). ■ 'Л-ия-аший театр ищет сейчит-. нтанмопонимание со зрителем, кажется-, в том, что так поя- тично и точно пере;ля 1 Но Чехо- слыщпмые- отличия. П. Тяму- шев. и О. Овчинвнкова', напри­ мер, в «Даме с собачкой» пе­ реда-ют эту райшщу, позволя- к)щ.уло почувствовать сущность прозы Чехова. Ведь это вы­ раженный _ художествешгыми средств,а>м|и разговор че.тавака со своей Совестью, с Са.мнм со­ бою- настояш-нм.. Таково свой-, ство н прозы Толстого, Досто- евск'ого,. Неда-рОм’ мы так рим им и любим, в за,висимо­ сти от того, чей' голос бл,иже нашей-душе. ■' Еще труднее исполнителям . «Дома с мезрщмюм»,. потому что повествование идет от пер­ вого лица, художника (Ю, Иль­ ин). Читатель видит всех оста. гепиа. 1 М:ОЙ чехонскоч прозы льных как бы его глазами. Л помял .замечататьный русский зритель? По и в .каждом СЛО-. ве. в кал;дом огжеанин, в каж­ дом словесном обороте Внут ри этой про.зы- вочникакл осо­ бые. огношен-ия .между ■читате­ лей и героями, между чита.те- г.мер Б. Бабочкни. к-огда нкспеинропял, не смонтировал, а пооче -1 на т . - - ч и н «Ску­ чную -исторшо» Сыграл само- ч)нотпне чеховского героя, гон- !1о «•- ля телтакраи содейстауст мо- ,::лллгу чо.товвка, ведущего от- кр'шс1шый разговор со ,зрите- тгеппс со сиены, .чоиолор пе­ р е . зрительным за.'юм - это -.нечто шюе На;зва-п> ув'Щрннос- 1Ь- со..ращая. не инсценируя чехсвскую прозу, ее\ сыграли ■ всю Имешк, всю, 10 есть пе- ридали сюжет, чувство героя и автора, сам пафос—«Дома с Перзы: зри 1 сш спектгзк.чя с- б.итошчтносгыо говори.1Ч о т. V,. -.;то с ра.'Г-т 1 -ю устышалч прсдраспую русскую йС-!<>, Ко- :печно, многим придется по ду - ше тактичность, бережность п мравствемн-а-я целомудр-аниость воплошешн темы любви; , на сцене Ч'зтя придется иовз-!)- ргп'ь что по этой пр^чйнс спек- так,'1Ь !|ё привлечет'сразу ог- ) I -а нтср-са, какой вызы- бра'жпшщ омой ншичиойсфе ры челбвсче-.'зшх чувств. . Мо­ том, котла все-таки будет оие- ь. н'< м.слшмч поэгичирСть, вы ля тто ■нгсуетность. так соот- се 'ст сутошая; прозе Чехова и ■'1й‘< пол-йо пыгшзишнаяся в другого п)1онз8еден-ня>- «А еже реже 8 -машуты. корда меня точйт и.-хдноч-оство и мне гру- •■'т.-чх я «спо.минаю с.мутио.'. в тоже вс1омнн;Гют. меня ждут и - то мы встрет-имся... Миеюсь. ' IV ты?» («Дом с мезонином»), «И каз-зло''’. 'что еще немно- герш- «Дам 1 цещ()|Н», мог соба- 1 кой» Ш,- и «Гур(гв ду- ма-л о том. как. в сущшхгта,, СС.1И вдучатьс.т, все прекрасно ■ го. что мы сами мыс.тн-м п д«- шем, когда !.!бываем о нь,- юпсческом лостоннств'''' , Сре.вд сегодняшней су.'»(ят;! цы, усталости, сменяющих друг друга надежд п рьзочаро ний, снюминутпыч н ь ;■ ра.5решичых груД!:осгсй, эти 'юховские слова з в у ч т н,х верно, страмно- и чуждо. Но смею думать, что нмепно зга мысль о высших целях бытия, которые гак опасно забывать и которые мы так часто .шбыва- еч, созвучны (лавным процес­ сам 1ш;х‘'ч трудной жизни Разве об этом годордт ху­ дожник в «Доме о четошшоч»' ачнстся нэвая. ъ 1 ь. я обоим бы- ю- к(^нц.а еще да­ ж ма с собачхой»). Нанср-но, «с; с.южнсе н .'ш 3080^’“ то- 1.0 н^,1Имоот!)ише!^и^!X со ,ем. По и с критикой. В тюле а по самотк главной >не - которую так важно и, ',.Ч<С сейчас. Разговор 1ц;,..-,,-т„Р,!ных достойно г- о иу1кх сове;)Ше,кствова- 1ою’ е.1с:.гакля. о ({юрмах 1о".кч допустим, старшс- (ШКОН к восприятию но- шО-тты Липецкого театра ( 11„ .ен 6й,1 важного вы В сущности этот СШ'К- , ынс! событием, имею- отпошеиие к судьбе твор- го наследия Чехова в коп­ на тиаТого, уходяпщго ве­ ра н-ахывая пути русской р4):;|.| а конке прош-'юго века, .................... Чехов искал способы -е обно- тут \те было (П. Сергеева), Екатерины Па­ вловны (А. Ладнова) к Бело­ курова (В. Кравченко) и тем что они говорят о себе. ра.зли- чимы Этот взгляд со стороны передается одновременно плас­ тическими средствй'МН, то есть точным жестом, выразительной мизансценой, походкой. .Много опасностей подстере­ гало создателей спектакля. Но две, наверно, бенно. Как избежать правдо­ подобного воссоздания гового фона и как не раство­ риться в абстрактном симво­ ле? Театр остался верен Чехо­ ву. На сцене кет возможного в условиях театра воспроизведе­ ния дворянской усадьбы или ялтинской набережной, номера в гости|Иице или провинциаль- -кого театра. Есть художествен­ ная деталь, словно вбирающая в себя то. что 'Содержит текст. Беленая лампа в столовой до­ ма Волчаниновых, Только лам­ па и помост, м!с (;' 1 епь иаде пый. нс очень спаентельш соединенный с грешной з( -.тей и- все-такн так жо от, ленный от нее, к ж и п р о т ; -!ения обнтате- 1 сн милог-о, \)| ного дома от р,а ;ььой и 4.1? щной ЖИ.ЗНИ за его стенами. Одинокое крес.зо и.ювиш ального теа'тра, два хрупв фужера па столе перед.зют хрупкость п сиротство Гурова и Анны Сергеевны. И пульс достаточен зритазьско- м\ воображению. Такого да дс-т'^лн важны не только для зрителя данного спектакля. Они вссзпитьшают читателя Чехова. Он рассчитывал, что недоста­ ющие детали и подробности лопо.тнчт чнта гельское вооб­ ражение. Вернувшись домой, может быть,' достав с полки томнкч с чеховскими пропзве- дсния.мн, , 1 рите.'П) Липецкого театра шз-новому прочтет «Да­ му с собачкой»’н «Дом с ме­ зонином», Его восчбражеиие разбужено спектаклем. Наверно, этот спектакль бу дег меняться Как меняется на ше восприятие прозы Чехова заииоимостн от возраста, и строения, так актеры будут привносить 3 спектакль ■ ~ происходит за стенами театра. Он .может стать печальнее или трагичнее, мудрее или потаен­ нее, но он не сможет жить от­ дельной жизнью. Как вет и, наверно, долго, может быть, века не будет жить дельно от времени творчество Чехова. Оно неотделимо нашего и от грядущего вре­ мени. поэтому ‘ продолжается объяснение в .июбви к русско- ,му гению, написавшему в сво­ ем рассказе строки, которые волиовали многие поколения до нас и будут волновать еле нас: «Однообразный, хой шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, ном сне, какой ожидает Так шумело внизу, когда еще Ялты, ни Оре- черх'ч д{'1аматургии). Се- а.пды, теперь шумит и буде- ('овремеин находится, )с.ю-шю ;.'-ей «мертвой точ- равнодушно лухо, когда нас не будет. И том постоянстве, в полном полспудиый поиск равпюдушии к жизни и смерти вечных путей', казкдого из вас кроется, быт 1 гсатр, как уй:е нтрает 'се, 1 ЛЙСТ те<' 1 тру к 4(отк]шть» |р^и в новых ус-ювиях, а 1 ' понять направление ху- ■•тнсш::,!х попсков .совре- я-;т.!п>, са.'Ч-и ьктдры Липе- чожет, залог нашего вечногс спасения, непрерывного движе мня ■Ж 1 НЗНИ на земле, непрерыв пого совершенства». А. КУЗИЧЕВА, кандидат филологических наук, ответственный секретарь чеховской комиссии АН СССР. СО ВСЕХ КОНТИНЕНТОВ ВАШИНГТОН. Президент США Джордж Буш выступит 31 января на объединенном за­ седании обеих палат конгресса речью «О положении стра- I». По традиции в этом вы­ ступлении президента, которое приурочено к началу очередной сессии конгресса, . излагаются основные направления внешней внутренней политики адми­ нистрации, затрагиваются ос­ новные бюджетные проблемы. Свой проект бюджета на 1991 финансовый год президент представит конгрессу двумя днями ранер. Первоначально Белый дом намеревался огла­ сить проект бюджета 22 янва­ ря — за день до открытия вто­ рой сессии конгресса 101-го созыва. Однако директор ад­ министративно-бюджетного уп­ равления Ричард Дарм Эн добился недельной отсрочки, поскольку процесс работы над проектом бюджета затянулся. ГАВАНА. По сообщениям из Сальвадора, отряды Фронта национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНбФМ) атаковали в четверг утром позиции подразделений сил безопасности, охраняющих одну из крупнейших гидроэле­ ктростанций страны в 90 кило­ метрах к северу от сальвадор­ ской столицы. В Сан-Сальвадоре городские отряды ФНОФМ продолжают возобновленные в среду опера­ ции по выведению из строя транспортных средств. Эта ка­ мпания была начата повстан­ цами летом прошлого года в ответ на повышение правите­ льством платы за шроезд в общественном транспорте. Как сообщил комитет по прессе вооруженных сил Саль­ вадора, армейские подразделе­ ния прочесывают окраины сто­ лицы с целью обнаружения складов оружия, оставленного повстанцами в,, ходе начатого ими в ноябре минувшего года крупномасштабного наступле- ПРАГА. Вопросы дальней­ шего развития экономического сотрудничества между СССР н ЧССР обсуждены на встрече главы чехословацкого правите- >а Мариана Чалфы и ми­ нистра внешнеэкономических связей СССР Константина Ка­ тушева, прибывшего в Прагу с визитом. Особое внимание было уделено поставкам нефти и нефтепродуктов в ЧССР. Рас. смотрены проблемы экономиче­ ской интеграции и деятельно­ сти СЭВ, вопросы ценообразо­ вания в рамках двусторонней торговли, ТОКИО. Космические цены на землю и плохие жилищные условия - - вот основные исто­ чники тревоги для японцев. Та­ кой вывод явствует из резуль­ татов опроса общественного мнения, проведенного японским социально-экономическим ко­ нгрессом среди трудовых сдоев населения. Жители Японии недовольны высокой стоимостью товаров повседневного спроса, очень продолжительным рабочим вре­ менем. Они жалуются также на недостаточную социальную .за­ щищенность людей, вышедших на пенсию. Только 41 процент участни­ ков опроса выразил удовлет­ ворение своим экономическим положением и жизненными ус­ ловиями, (ТАСС, 5 января). М 1 !Ж Д З П 1 Я М 1 Д Я а Я ИНФОРМАЦИЯ Прошлое переплетается здесь е будущим. Ведь это одно из старейших польских промышленных предприятий. Год назад оно отмечало свое 250-летие. Через год, самое позднее через два, оно ста­ нет современнейшим чугуно­ литейным заводом не только в Польше, но и в Европе. Мо­ дернизация, проводимая без остановки п'роизводственно- го процесса, подходит и кон­ цу. Сейчас идет монтаж чу­ гунолитейной печи. Не вда­ ваясь в технические подроб­ ности, можно утверждать, что наряду, с большой произво­ дительностью она обладает еще одним достоинством — улавливает сернистый и угарный газы, которые за­ тем находят хозяйственное применение. Чугунолитейный завод- «Сдомпоркув» (Келецкое во­ еводство) — крупнейший , в Польше производитель ото­ пительных радиаторов. На каждые десять популярных «батарей», изготовляемых в В ДУХЕ ТРАДИЦИЙ Польше, восемь приходится ' на «Стомпоркув», — Нам надо было обеспе­ чить отопительными радиа­ торами все польское жилищ­ ное строительство, — гово­ рит главный директор завода Вальдемар Коморовский. — Об экспорте и думать не при­ ходилось. -За дело взялись многие фирмы —■ государст­ венные, кооперативные и даже частные. Но мы не по­ боялись кешкуренции, более того, с ее помощью мы по­ лучили возможность как бы вернуться к былым време­ нам, когда завод был извест­ ным в Европе экспортером изделий КЗ чуг^ша. Позднее, после беседы с директором, я имел возмож­ ность ознакомиться с архив­ ными торговыми книгами, Ш' них вытекало, что в 19С5 го­ ду элементы установок цен: трального отопления, произ­ водимые на «Сто.мпоркуве», были известны на иностран­ ных рынках. Они попадали в Австро-Венгрию, Англию, Германию, но главным обра­ зом в Россию. Из записи, да­ тированной 1911 годом, сле­ дует. что наряду с установ­ ками. ' центрального отопле­ ния и радиаторами изготов­ лялись также водопровод­ ные и канализационные тру­ бы, которые ввозились па территорию Российской им­ перии. — Мы хотим вернуться к старым традициям, — гово­ рит директор, - - и снова стать крупным экспортером своих изделий. Мы уже сей­ час продаем Бельгии и ФРГ несколько типов чугунных пе­ чей в стиле ретро для отоп­ ления дач, Б|С)льше всего нас интересуе1' советский рынок. Мы види.м возможность эк- 'спортирсвать в (ХСР наше ведущее изделие — отопите­ льные радиатсфы. Мы гото­ вим соответствующее пред­ ложение и, вероятно, с бу­ дущего года радиаторы со .«Стомпоркува» поедут по старо.му гракчу к давнему потребителю. Иду в отдел, где делают обра.зцы. Ведь пок)'лателя можно завоевать не только высоки.мн те.хничоски.ми па­ раметрами, 1Ю и формой. Из­ вестно, что батареи занима­ ют довольно много места' в квартирах. На «Отомпорку- ве» думают над тем, как увязать отопительные функ­ ции с эстетшюй Чем должен отличаться радиатор, устано­ вленный в ванной, от кухои- иогр, ‘как ‘слелать, чтобы он занимал как можно меньше места. Такие предложения па заводе \'же подготовлекы. ■ А. ЗЕЛИНЬСКИЙ, польский журналист. ИНТЕРВЬЮУ ГОРОДКСОЙ МЕЧЕТИ В ХОСТЕ. В центре Хоста •— город­ ская мечеть. Окна без сте­ кол, пробитый прямым попа­ данием снаряда потолок, из­ решеченные осколками сте­ ны. Закрыв ладонями уши,' громко кричит, созывая му­ сульман на молитву, стоящий возле мечети старик, Это муэ- Имя старика Саид. Ему 95 лет, всю жизнь он живет в Хосте, 70 лет провел возле мечети. Сначала работал убо­ рщиком. лотом стал муэдзи- Старнк кричит, и к полу­ разрушенной мечети пачшш- ют подходить люди, ' Заметив внимание к нему со стороны шюстранцев, ко­ торых в Хосте не видели по крайней мере последний год, старик идет в нашу сторону, но в нерешительности оста­ навливается в нескольких, ша- — Это журналисты, ' — отвечает на немой вопрос старика сопровождающий нас афганский военный,' — при­ ехали, чтобы своими глаза­ ми увидеть, что здесь проие- — Напишите об этом, оживляется муэдзин. —Пусть люди повсюду знают, какие страцшые страдания и горе выпали на нашу- долю.,. Испытания, которые се­ годня переживает каселепш- Хоста. небольшого афганск-п. го города, расположенного рядом с границей с Пэкнетп- ном, действительно огромны. В этом .мы убедились сраз.\, едва сойдя с са.моле-та. Шел обстрел а.эродрома, и ока­ завшись в тесном блиндаже вместе с прилетевшими в Хост представителями раз- личнььх афганских мини­ стерств, мы старались не сбиться Б подсчете разрывов снарядов. Но все равно циф­ ры получились разные. Кто- то насчитал 42 разрыва, кто- то --- 44. Утром мы уэиали, что за ночь на аэродром упа­ ло около 80 снарядов. Здесь это явление обычное. Город ежедневно обстреливается примерно 200 раз. Действу­ ющие в районе границы с Пакистаном отряды «непри­ миримой» оппозиции беспре­ пятственно подтягивают на свои позиции все новые ор)'- дия и боеприпасы из Мнрам- шаха и Пешавара, Хост об­ стреливают не только реак­ тивными снарядами, как мно­ гие другие а(|)ганские горог да, по и дальнобойной артил­ лерией. Проколесив два часа по городу, неповрежденного' дома иа.м так обнаружить и не удалось. Бе.ттшп тру.дпостн с постяв- 1::1МЧ ПрОЛОВОЛьОТВИП. тбня даем его, считая каждый д] Х?ы сидели в просторном ■кабинете начальника гарни­ зона, вероятно,' едянственко.м не разрушенном во всем бо­ льшом доме. В соседних ко­ мнатах в потолках зияли ды­ ры, с. потолка почти до -по­ ла свисали толстые переби­ тые деревянные перекрытия. Хост паход.чтся в полном окружении ужо десять лет, рассказывал генерал. Отпа- киётянск.'ш грашщы- ,до цеп- Лфганистан сегодня роп первой нообхолтюсти; Решать всё поирес.ы, как ска­ зал генерал Фарук, военным властям- в одиночку очень трудно. Поэтому в город и пригласи.л-и представителей министерств. Группа из министерства просвещения должна бьша, например, посетить школы, переговорить с преподавате- ЛЯ.МИ, учениками, раздобыть и переправить в Хост учеб­ ники и школыное оборудо­ вание. Группа из .министер­ ства здравоохранения — по­ сетить боЛЫИ'ИЦЫ. Подгоняемые непрекра- щр.юшнмкся разрывами и пороходящимн на крик уго­ вор,а.ми офицеров, встречав­ ших группу, мы вместе еяв- 1ю не привыкшими к такой пбсгаиовке министрами них (шместителямп доволь'ио бы­ стро заня.пи места внутри двух ВТР и двинулись Б ст(1рону города. ■Спустя примерно десять минут машина встала. Во­ дитель объявил, что кончил­ ся бензин. Мы вылезли, спрыгнули на зе.млю и сле- до.м за ворчащими высокопо­ ставленными гостями из Ка­ була пошли по неосвещенно­ му шоссе в сторону горо.да. -- Бензин действительно в страшном дефиците, —ска­ зал начал» ник гарнизона ге-« иерал Фарук, выслушав ут­ ром наш расска.д о ночном происшествии — Мы раз- тра города...... 20 ки.домст- )юв Это —• главное цяправ- .дение, по которому пытается вести наступление противник. Первую крупную атаку он предпринял еще в 1980 го­ ду, вторую — в 19ВЗ-М. По­ следняя ■закончилась неуда­ чей совсем недавно, несколь­ ко недель назад. Начиная с марта ^моджахеды нанесли три мощных удара, в пасту- пленни были задействованы даже танки. В отличие от прошлых лет отрядами руко­ води.™ профессиоь;альные военные — пакистанцы, ара­ бские наемники. Причин, по­ чему противник так атакует Хост, несколько, «Неприми­ римые» стремятся захватить на территории Афганистана крупный город, чтобы пере­ вести в него свое «переход­ ное правите.дьство». «Сто­ лицей» должен стать городе аэродромом. В этом случае моджахеды могли бы -вьше- сти военные .действип на но­ вый уровень: как рассказал гепер'йл Фарук, Саудовская •Аравия уже давно поставила оппозиции современные са­ молеты. Из всех обладающих аэродромами афганских го­ родов Хост показался «не­ примиримым» самой легкой добычей. Его, близость к па­ кистанской границе дает осаждающим возможность постоянно пополнять запасы боеприпасов, вво.дить в бой новые отряды В то же вре­ мя местный гарнн:д.г. связь с которьхм .осущг-с гпляется только по воз.духу н ночное врт.мя, испытывает значитс.дь- ные трудности и в боеприпа­ сах, и в резервах; Мы иё смог.ди бы вы­ стоять; если бы не огромная гю.110щь .местного паселения, - говорит ген'Эрал Фарук. В августе, когда меджахе- [ начали очереднес наступ- .дение, в городе прошло соб- раттие ста старейннш иму.дл. Они создали гра-жданский со­ вет обороны и постановили, что по перводту зову на ох- рэн)' города должны выхо- • дить все .мужчины, способ? ные носить оружнзе. Трусов и дезертиров наказывают — изгоняют из родного ь"ишла- Сх'ровое наказание ждет н каж;юго, кто попытается укрыть продх’ьты питания или продать нх оппозиции. По- •тгому цены на местном рын­ ке часто даже ниже, чем в Кабу'ле. Килограмм риса, например, стоит здесь 100 афгани, а в столице — боль­ ше четырехсот, Прк.меркона 200 афгани дешевле мясо. Несмотря на интенсивные воеьи’ые действия, продолжа­ ется торговля с Пакистаном. В город, хотя п в ограничен­ ном ко.дичестве, поступают ткани, мыло, другие товары первой кеооходимости... --- Как вь1 относитесь к военным властям в городе? — задаю я вопрос муэдзину. — Мы все шъддерживаем их Они каши защитники, ’ А к тем. кто обстрели- --- Это преступники... —- Но они говорят, что ■защищают простых людей, именно таких, как вы, защи­ щают мусуль-мгн, чистоту ис- - - Все это неправда. Те, :кто стреляет в мусу.дьман, в мирное касе.декие, не впра­ ве называть себя мусульма­ нами, Они убийцы. И если бы ОКИ .завтра взяли город, то наверьтнка всех бы здесь перерезали. Старик прощается, Наста- ,’ю время на.маза. — За что вы будете мо­ литься? Что будете просить у Аллаха? задаю пос.лед- ний вопрос; — У Нас одно желание: чтобы кончилась война, пре­ кратились убийства, чтобы снаряды перестали разрушать наш любимый город.. А. НРАВОВ, соб. корр. АПН. Хост - • Кабул. СОФИЯ. Полную поддержку совместного решения Государ­ ственного совета и Совета ми­ нистров НРБ по устранению по­ следствий нарушений консти­ туционных прав и свобод тю­ ркоязычного населения НРБ, допущенных в 1984 году, вы­ разили политические и общест­ венные организации, принимав­ шие участие в предварительных ПОЛНАЯ ПОДДЕРЖКА переговорах по проведению ко- да окончательно порвать с тя- нсультаций за «круглым сто- желым наследством тоталитар- ного режима Т. Живкова и Это решение, отмечается в строи'гь демократическое н гу- нрннятом ими заявлении, Я8- „анное общество, современное ляется актом политического му- V -л . 1 жества и полноезью отвечает правовое государство, стремлению болгарского наро- (ТАСС). ИЗДАН ДЕКРЕТ БУЭНОС-АЙРЕС. Декрет, обязывающий все министерства незамедлительно принять «же­ сткие меры по сокращению ра- сх()дов на содержание управ- денчссквго аппарата», издало правительство Аргентины. Речь идет прежде всего о слу­ жебных автомашинах и само­ летах, имеющихся в распоря­ жении государственных ве­ домств и предприятий. Как яв­ ствует из правительственного декрета, отныне служебных ав­ томашин будут лишены все го­ сударственные чиновники, за исключением министров и их заместителей. Одновременно будет пересмотрен список го­ сударственных компаний н пре­ дприятий, за которыми раньше закреплялись транспортные и пассажирские самолеты, число которых, по мнению властей, было неразумно высоким. (ТАСС). РЕШЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАЛАТЫ ГДР БЕРЛИН. Комитет рабоче- крестьянской инспекции ГДР преобразуется в комитет на­ родного контроля ГДР. Он бу­ дет подчиняться непосредствен­ но высшему органу государст­ венной власти. Такое решение принял в четверг президиум Народной палаты страны. Оно обосновывается необходимостью более активного участия тру­ дящихся в руководстве государ- Члены президиума обсудили проект закона о выборах, раз­ работанный специальным време­ нным комитетом, и решили, не­ замедлительно передать его для изучения во фракциях и коми­ тетах Народной палаты, а так­ же я соответствующей рабо­ чей группе «круглого стола». Созыв очередного заседания Народной палаты намечен на 11—12 января, (ТАСС). Почти пять веков на службе у иапы Римского п ская гвардия. Специальный корпус был создан по указа­ нию паиы Юлия II в 1505 году. Для того, чтобы стать «солдатами папы Римского», необходимо пройти специа­ льный конкурс, для участия в котором допускаются лишь лица со швейцарским гран 1 данством, причем хояостяжн, католического вероисповедания, возрастом не старше 25 лет. Одно из обязательных условйй - - знание немецкого и французского языков. Рост не менее 174 сантиметров, В среднем .срок нх службы составляет 5 лет; живут они в казарме внутри Ватикана. НА СНИМКЕ: швейцарские гвардейцы папы Римского. Фотохроника ЧТАСС,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz