Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

18 февраля 1990 г., № 42 (18 639) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я К 130-летию со. дня рождения А. П. -Чехова ЧЕХОВСКИЙ ПРАЗДНИК ____ ЧЛГ---- ____ ___ _* ____ . г». - ' ® ^ — Владимир Михайлович, из центральной прессы, те­ лепередач мы знаем, что нынешний юбилей А. П. Че­ хова отмечается в нашей стране особенно широко. На" учные конферешрш, показы чеховских спектаклей, встре­ чи со. зрителями, которым дотого творчество писателя... в январе в Москве состо­ ялась международная конфе­ ренция «А. П. Чехов в куль­ туре XX века», открывшая большой цикл чеховских праздников. Вы были ее участником. Расскажите не­ много о ней... — Конференцию проводи­ ли различные творческие со­ юзы. В первый день гостей принимал в Центральном доме актера Союз театрйль- ных деятелей. Вели дневное заседание председатель че­ ховской комиссии АН ССОР, чяеннкО|рреспондент АН СССР, доктор филологиче­ ских наук В. Я. Лакшин и президент Международного общества А, П. Чехова про­ фессор Р. Джексон из США . Участники конференции по­ сетили могилу писателя на Новодевичьем кладбище. Ве­ чером побывали в москов­ ских театрах, где идут че­ ховские спектакли... Насьпцеиной была про­ грамма и других дней. В Доме-музее Чехова на Садо- 1Во-Куд|ринской состоялась интересная встреча с обсуж­ дениями докладов и сообще­ ний. Один из дней был пос-( вящен поездке в Музей- усадьбу А. П. Чехова в Ме­ лихово. В Доме актера по­ смотрели видеопрограмму с записями зарубежных спек­ таклей, фильмов по произ­ ведениям писателя... Состав участников был замечательный. В нонферен- приняли участие веду­ щие советские чеховеды, ли­ тературоведы, театральные критики. Это, как я уже ока­ зал, доктор филологических наук В. Я, Лакшин, а также писатель Зиновий Паперный, доктор филологических наук Э. А. Полоцкая, известные критики Т. К. Шах-Азизова, А. М. С.мелянский, доктор искусствоведения М. Н. Строева и многие другае Ряд докладов прочитали за­ рубежные гости. На мой взгляд, потрясающе интерес­ ным был доклад профессора Р. Джексона из США «Степь» Чехова —' п{юет- ранство и путешествие, ме­ тафора на все времена». Это был необыкновенно гл у ^ - кий анализ не просто «Сте­ пи», но на материале одной повести — всего творчества Чехова и русской литерату­ ры вообще. В Москву прие­ хали известные чеховеды из ФРГ. Англии, Канады, .Юго­ славии, ГДР, Финляндии, Японии... Назову лишь несколько тем докладов, прозвучавших эти дни; «Общелюдокая Как уже сообщалось, в Липецком областном, драм- театре имени Л. Н. Толстого с 21 по 25> февраля состо­ ятся чеховские театральные дни, посвященные 130-ле- тню со дня рождения великого русского писателя. Мы попросили рассказать о предстоящем празднике главного режиссера театра, народного артиста РСФСР В. М. Пахомова. вал, каковы были темы док­ ладов, можно судить о зна­ чении конференции, давшей богатейший материал новых исследований творчества А. Н. Чехова', его значения в мировой культуре XX ве­ ка. Тезисы докладов опуб­ ликованы... Меня многое порадовало. Поразителен уровень компе­ тентности зарубежных гое- Больщой интерес вызвало — эта тема давно меня за­ нимала — исследование,' ству писателя. Но наш опыт уникален. И вот чеховская комиссия предложила прове­ сти на базе нашего ' театра международную научную кон­ ференцию на тему «Актер в чеховском спектакле». И что­ бы на нее собрались не толь­ ко литбратуроведы, искусст­ воведы, критики, но. в пер­ вую очередь, артисты чехов­ ских спектаклей разных те­ атров. рцэных поколений... Это не какой-то фести­ валь, где обычно присужда- первые, вторые места... позволяющее по-новому оде- я вообще выступил в СТД нит». т.гжтио.чнпАипоглА. ^ категорическим протестом ь религ з о-ф л соф­ ские воззрения Чехова на литературу, на жизнь. В ялтинской библиотеке обна- (Ружена, например, библия, поинадлежавшая Чехову, с таким количеством надписей, пометок, что понятно — над этой книгой писатель р а ^ - тал полжизни как минимум. По-новому видится теперь рассказ «Студент», который сам Чехов считал самым, со- вершенньш своим произведем нием. Построен он на биб­ лейской притче. Там Чехо­ вым впервые был выведен художнически интуитивно закон о том,- что миром во все времейа цравили Правда и К |^ о т а . «В этом расска­ зе., — писал Чехов , —, за­ ложена суть моего творчест- — Липецк как бы продол­ жит эстафету большого че­ ховского праздника в нашей стране. Как родилась эта идея: именно у нас, в горо­ де, как будто бы не связан­ ном непосредствшшо с жизнью писателя, провести чеховские дни? * — Поскольку наш театр уже много лет работает над чеховскими спектаклями, мне- как-то предложили написать небольшую статью в готовя­ щуюся в издательстве «Нау­ ка» книгу «Чеховиана». Я решил написать о том, что было мйе близко; о том, что происходит с актером., ху­ дожником, который постоян­ но, на протяжении ряда лет работает и общается с Че­ ховым. Меня этот вопрос .волновал не сто.тько с точ­ ки зрения технологии актер­ ского мастерства, его разви­ тия, сколько тем, что проис­ ходит с личностью человека, что вообще с ним происхо­ дит. Высказал ряд предполо­ жений. Тема показалась чле­ нам чеховской комиссии за- сл.уживающей внимани''я и не исследованной ранее; Не .исследованной по одной при- чине: кроме Московского Ху- дожесшенного театра, как отметила на последней «Ме­ лиховской весне» критик Полоцкая, в мире нет против , бессмысленного р аз ­ базаривания государствен­ ных средств на так называе­ мые фестивали... .Вот,мы не раз ездили на такие фестива­ ли в Ялту—-и что? Приезжа­ ют артисты, успевают только смонтировать- сцену, сыграть и — до свидания. МХАТ не видит наш театр, мы ' — МХАТ. Уезжаем домой, а вдогонку нам: вы заняли первое место, мы вас позд­ равляем. Очень это важно,,. Но зато Министерство куль­ туры и СТД ставят галочку, рапортуют, мол, «проведе­ на нашем празднике глав­ ным долною быть другое. Мы преяложили, чтобы праздник в Липецке открыл МХАТ имени А. П, Чехова, который по праву, не толь­ ко сегодня, а в истории ми­ рового театра, является До­ мом Чехова. Удалось угово­ рить Олега Николаевич Еф­ ремова привезти в Липецк премьеру,^ я подчеркиваю — премьеру «Иванова». Поче­ му это — иремьера, ' ведь спектакль идет во МХАТе давно? Во-первых, у О. Н. Ефремова возникла совер­ шенно другая идея, концеп­ ция постановки. Мы знаем, о той жизни, о смысле жиз­ ни... С этих позиций необык­ новенно ясными становятся многие линии этой пьесы, многие коллизии. Словом, это будет и тот же спек­ такль, и вместе с тем уже не тот, обновившийся... И, наконец, третьим свою работу на липецкой сцене по­ кажет театр иа Красной Пре- сне. Это театр — снЩ, прав­ да, не любят, когда их так назъшают — авангарда. Сей­ час его возглавляет очень интересный |режиссе,р, извест­ ный й в стране, и за рубе­ жом, — Юрий Погребнич- ко. Краснопресненский вари­ ант «Чайки» много раз по­ казывали за границей, ' он постоянно идет в Москве, — А какова программа научной конференции? — Особая роль принадле­ жит, конечно. О, Н. Ефремо­ ву. Во-первых, он — худо­ жественный руководитель МХАТа, во-вторых, оц — советский президент Центра Станиславского, который за­ нимается проблемами Чехо­ ва больше всего. Одним из ведущих будет -и зав. лит- частью МХАТа, доктор на­ ук А. М. Смелянский. В чис­ ле гостей и участников — . Т. К. Шах-Азизова, Э. А. Полоцкая, А. П.. Кузичева и другие. Приедет целый ряд акте­ ров, наших коллег, народ­ ных артистов СССР. РСФСР из Москвы, Горького, Куй­ бышева, Калининграда, Р я ­ зани, Ростова-яа^ону... Все они имеют интересные че­ ховские работы в спектаклях крупных академических те­ атров'; Конечно, будет боль­ шая группа журналистов центральных га зе т , ' ЦТ, ра- Конференция будет но­ сить абсолютно яезаоргани- зованный характер. Живой обмен мнениями, впечатле­ ниями, выступления людей реального театра, а -н е про­ сто критиков. Надеемся мы и на приезд гостей из Польши, Франции, Венгрии, Германии. ПлайиРУ- что в .спектакле прекрасно - провести с их помощью, играли Смоктуновский, Лк^- шин... О. Н. Ефремов поме­ нял состав, взял много моло­ дых одаренных актеров. А рядо^ с ними, и ведущие ма­ стера — Савина, Мягков, Вознесенская. — Целое созвездие прек­ расных актеров... Какова же программа дней в целом? — Начнется все с премье­ ры спектакля МХАТа «Ива­ нов». Затем два своих спек­ такля покажем мы: послед­ нюю работу' по прозе Чехо­ ва «До:й с мезонином» так сказать, вечер «иност­ ранного» Чехова. Наши го­ сти побывают в Астапово (они не могут не поклонить­ ся Льву Николаевичу), в Ельце, в музее Бунина. И гостей, и зрителей ждет •немало интересного: выстав­ ки в фойе, посвящеяиые творчеству Чехова, Чехову на липецкой сцене, вечер па­ мяти Ю. К. Авдеева, с ко­ торым наш театр связывала светлая дружба. Актеры го­ товят веселый капустник «О тех, кто к нам не' приехал»... Постараемся сделать все, «Дама с собачкой» и как бы чтобы театральный праздник суть чеховского героя», «,Че-' аналога, чтобы театр на хов и политика», «Чехов „ библия», «Чехов и сербская литература», «Чехов в Гер­ мании...». Даже по тому, ка­ кие страны-участницы я наз- протяжении 10— 12 лет сис­ тематически, изо дня в день занимался Чеховьш. Есть, конечно, театры, периодичес­ ки обращающиеся к творче- обно1вленный спектакль «Дя дя Ваня», Почему обновлен ный? ■у меня, как режиссера, есть ощущение новизны его в свете религиозно-философ­ ских и других воззрений Че хова. Многое в «Дяде Ване» это явно совершенно, навея­ но мотивами библии.. Даже по архитектонике своей это есть «возвращение на круги своя,». Он начинается и за ­ канчивается монологсщ Сони не обманул ожиданий и лип­ чан, и наших гостей. — Кому затем передаст эстафету Липецк? — Затем — чеховские дни в Ялте, Таганроге, в му­ зее-усадьбе в Мелихово, на острове Сахалин. Весь год пройдет под знаком Чехова, это очень радостно..,, Интервью .вела Л. ДУВЙНА. ВСТРЧЕА С ВЕЛИКИМ ХУДОЖНИОКМ Во Дворце культуры и техники НЛМК состоялся чеховский вечер, посвящен­ ный 13С-летию со дня рож­ дения писателя. О великом наследш А. П. Чехова, осо­ бенностях его восприятия, влияния е г о 'н а интеллиген- •"цию прошлых поколений и -...ваших дней говорил член Союза писателей СССР, ли­ пецкий поэт Владислав Зо- Заведующая литератур­ ной частью Липецкого дра­ матического театра Г. И. Ко­ валенко рассказала о том, как воплощаются на сцене чеховские замыслы в пьесах «Дядя Ваня», «Чайка», «Пять пудов любви» и дру­ гих — в ренертуаре театра творчество Чехова занимает большое место. Она расска­ зала также о том, как вос­ принимают эти пьесы зри­ тели, о работе режиссеров, актеров над спектаклями. В конце февраля в областном драмтеатре состоится празд- нйк, посвященный юбилею писателя. . Артисты Наталья Семено­ ва, Николай Чебыкин, заслу­ женный артист РСФСР Ви­ талий Пономарев сыграли от­ рывок из водевиля «Пять пу­ дов любви», который очень хорошо приняли зрители. В заключение вечера со­ стоялась книжная лотерея. Ее помогло организовать ра­ ботникам Дворца Левобе- рецсное общество книголю- А. МЫЗНИКОВА. Чехов в театре... Ну, ко­ нечно же, на многих сценах иДут его знаменитые пьесы — начиная с водевилей и кончая «Внщневьш садом». Но мастера Лшхецкого теат- ра не довольствуются только чеховской драматургией. Они убеждены: многие прозаиче­ ские произведения великого Художника также моГут по­ служить основой для инте­ ресного, глубокого сцениче­ ского воплощения. Именно поэтому театр с таким вдох- новшием работал над ин­ терпретацией «Дамы с со­ бачкой» и «Домом с мезони­ ном»^ по которым создан спектакль «Пишу на тему о любви», недавно впервые по- НА СНИМКЕ: сцена нз спектакля, в которой заняты актеры И. Сергеева и Ю. Фото А. КОЗИНА. КОРОТКИЕ НОВОСТИ ТБИЛИСИ, 17. Сейсмотек­ тонические исследования тер­ ритории Тбилиси и ряда дру­ гих городов республики за­ вершили грузинские ученые. Исследователями детально изучены геологические струк­ туры местности, установлена их способность усиливать или ослаблять колёбания почвы, вызванные землетря­ сением, Эти данные помогут специалистам уточнить круп­ номасштабную карту сейсми­ ческого районирования рес­ публики и разработать карты микросейсм'кческого райони­ рования территорий. МАКЕЕВКА (Донецкая область). 17. На коксохими­ ческом заводе вступил в строй комплекс по .размо­ раживанию смерзшегося уг­ ля, песка и .других видов сырья, доставляемого желез­ нодорожным траясиортом. Он сразу обрабатывает поч­ ти полэшелона грузов. По­ добные комплексы' возводят­ ся на Донецком, Енакиев- ском и других предприятиях металлургической отрасли. МИНСК, 17'. Первую пар­ тию нового антисептика от­ правило в торговую сеть объ­ единение «Лакокраска». Это и краска, и нечто вроде за­ щитного лака. Обработанные .им оконные рамы, двери, карнизы не боятся плесени, грибка, атмосферных осад­ ков. Такой антисептик осо­ бенно необходим ЖИТ6ЛЯ.М Белоруссии, где в летнюю пору часто идут затяжные дожди. (По сообщениям корреспондентов ТАСС). В стране широко отмечается чеховский юбилей. Сегодня мы публикуем литературно • краеведческий очерк профессора В. В. Шахова, раскрывающий малоиз- : страницы жизни и творчества А. П. Чехова. ‘«Ехал из Ельца. Купил на станции «Пестрые рассказы» . Чехова в 1887 году, читал не отрываясь... Меня пора­ жает, как он моложе трид­ цати лет мог написать «Скуч­ ную историю», «Княгиню», «На пути», «Холодную кровь». «Тину». «Хористку», «Тиф».;. Кроме художествен-* ного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникнове­ ние в человеческую душу в такие еще молодые ' годы. Конечно, работа врача ему очень много дала в этом от­ ношении... Он... говорил мне: «Знание медицины меня из­ бавило от многих ошибок, которых не избег и сам Тол­ стой, например, в «Крейце- ровой сонате»... Чехов — редкий писатель...». Это слова Ивана Алексее­ вича Бунина, 'Которого свя­ зывали с Антоном Павлови­ чем годы дружбы и творче- . скшр •общения. Надпись на подаренной книге; «Ивану Алексеевичу Бунину с восторгом и бла­ гоговением. Антон Чехов». Надпись на фотографии: «Ми­ лому Ивану Алексеевичу Бунину от коллеги. Антон Чехов». Незадолго до смер­ ти Чехов говорил: «А Буни­ ну п^>едайте, чтобы писал и писал. Из него большой пи­ сатель выйдет. Так и скажи­ те ему это от меня. Не за- ‘ ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ Дневниковые записи, авто- биог^фические заметки, письма... О Чехове Бунин думает, вспоминает, размыш­ л яе т до «ошда Ж'изни. М. Горький, прочитав его мемуарный очерк о Чехове, обращался к нему в ноябре 1904 года: «Хорошо Вы на­ писали об Антоне Павлови­ че — нежно, как женщина, и мужественно, как друг». ...— Мы сидели, как обыч­ но. в кабинете Антона Пав­ ловича и Почему-то загово­ рили о наших крестных от- вительное- звание! — никог­ да не слыхал!.. Можно составить солид- н.ую библиотеку из книг о Чехове, его жизни, творче­ ском пути, каждом отдель­ ном его сочинении. Моногра­ фии, диссертационные ис; следования, циклы работ' сборников, мемуарные эссё, художественно - документаль­ ные очерки, десятки тысяч статей... ■у бунинских же во­ споминаний о Чехове — осо­ бый колорит, особое обая­ ние: о гении говорит и раз- мьапляет близкий ему по духу человек, сам наделен- образным лицом. Чехов-от- рок видится ему с лицом не «лунообразным», а просто большим, очень умным и очень спокойным. Спокойст­ вие Антоши, а не вялость: спокойствие мальчика, в ко­ тором зрели сила большая, наблюдательность 1редкая. Живость, поразительная ра­ ботоспособность,- любозна­ тельность, впечатлительность отзывчивость ко всему доб­ рому, неотразимое очарова­ ние его веселости. И юмор, иснрометный юмор. Вот он импровизирует псевдотрак­ тат «Искусственное разведе- ЧАЙКИ НАД СТЕПЬЮ — Вас крестил генерал Сипягин, а вот меня купече- окий брат Спиридон Титов. Слыхали такое звание? — Нет. И Антон Павлович протя­ нул мне мет|ричес'Кое.свиде­ тельство. Я прочел и спро- — Можно переписать его? — Пожалуйста. ...Запись в 'метрическбй книге Таганрогской соборной церкви: «1860 года месяца Генва- ря 17-го дня рожден, а 27- то крещен Антоний: родите­ ли его; таганрогский к.упёц третьей гильдии, Павел Ге­ оргиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлев­ на: всжприемники; таганрог­ ский купеческий брат Спири­ дон Титов и таганрогского третьей гильдии купца Дмит­ рия Сафьянополу жена». — Купеческий брат! 'Уди- ный недюжинным талантом. Основываясь на свидетель­ ствах 'Самого Чехова, близких ему людей. Бунин; В'Оесоцда- ет картины былого. Удиви­ тельна родословная Чехова. Крестьянский род, талантли­ вый, явившийся с севера. В старц'ну среди мастеров ли­ тейного, пушечного и коло­ кольного дела были знаме­ ниты Чеховы. На протяже­ нии Х'УП столетия предки его жили в Воронежской гу­ бернии, пять поколений зем- лепашцер, Антон Павлович родился на берегу.Азовского моря. Мещанская уездная бедность. Обывательство. Невзгоды с самого нежного возраста («Для пишущего гнусней об­ становки придумать трудно») Бунин не соглашается с чеховским сверстником, вспо­ минавшем о будущем писате­ ле как об увальне е лу'но- ние ежей, руководство для сельских хозяев», или сти­ хотворный 'Оп.ус «За'йцы и ■китайцы, басня для детей». Чехов был неистощим на выдумки. «Хотите, напишу рассказ вот 'Про эту ■пепель­ ницу», — озадачил он как- то Йо'роленко. Биографические материа­ лы о Чехове св'оеобразно сплавляются с художествен­ ной автобиографией самого Бунина, повествующего, как родителя увезли его в свое орловское (теперь ли- пецкое) шиение, где прошли его детство и отрочество: «В те годы уже завершалось пресловутое дворянское «ос-, 'кудение», — под таким заг­ лавием написал котд^-то свою известную книгу ныне забытый Терпигорев-Атава. После его называли послед ним ИЗ' тех, которые «воспе валн» погибающие дворян сщ§ гнезда, имения, а тем «воспел» погибшую кра­ соту «вишневых садов» Че-' 1895 год. Бунин знакомит­ ся с Чеховьш. Он видит че­ ловека средних лет, .в пен­ сне, просто и приятно одето­ го, довольно высокого, очень стройного и очень легкого в движениях. Потом были встречи в Ялте. Много встреч. Вдали от- родины Бу­ нин часто будет вспоминать ставший для него чуть ли не ,родным чеховский дом. «Помните, как Антоша лю­ бил. когда вы бывали или гостили у нас, — говарива­ ли «мамаша» Евгения Яков­ левна и Марья Павловна, ког­ да Иван Алексеевич наве­ щал их уже после кончины друга. ; Бунину казалось, что у Чехова «каждый год меня­ лось лицо». Вот он выпуск­ ник гимназии: волосы на пря­ мой ряд, длинная верхняя губа с сосочком. Вот он не­ сколько позже: мордастый, независимый; затем — сме­ лость умного живого взгля­ да, 'НО усы в стрелку: потом типичный земский доктор... «А потом: какое стало тон- ■кое ЛИЦО'!»: — восхищается Бунин, заметивший, что у Чехова ум «по всем жилуш- кам переливается»; что Че­ хов — «воплощенное чувст­ во меры, благородства, чело­ век высшей простоты, вйсше- го художественного цело­ мудрия». Одно из наблюде­ ний Бунина: «'Удивительно знал он женское сердце, тон­ ко и сильно чувствовал жен­ ственность. среди образов, ■рождавшихся в его мечте, есть образы пленительные, много было любивших его, и 'Редко кто умел так, как он, говорить с женщинами, тро­ гать их, входить с ними в душевную близость». (Прододжёвие следует), Наши земляки ПРОСВЕТИТЕЛЬ К 17-5летию со дня рождениГя. В. Говорова Георгий Васильевич Го- во'ров. публИ'Щст и перевод­ чик, богослов и церковный писатель, ньше более извес­ тен под именем Феофана Затворника, Это был один из вьюокюо'бравованных лю­ дей своего В|ремени, один из трех .столпов русского са- мобытиого проовещеяия про­ шлого столетия; А. С. Хо­ мяков , Ф. М. Достоевский, феофая Затворн'ик. Родился Г; В. Говоров 10 или 22 яяваря (нового сти­ ля) , 1815 года в селе Черня­ ва), ныне Иемал1ковского рай­ она Липецкой области в семье священника местной церкки. Его отец — Василий Тимофеевич — отличался порядочностью, пользовался искренним уважением сель- чаи. Мать Татьяна Ива­ новна — происходила из семьи духовника, имела ти­ хий, 1КДОТНИЙ нрав. Еще в детстве у Георгия прояви­ лись яркие черты е то ’ х1а- ;рактера: от отца он унасле­ довал жтаость и тастоту ума., от матери — нежное, любящее сердце, скромность и впечатлительность. Первоначальное образова­ ние он получил дома, затем его определили в духовное училищу в Ливны Орловской губернии, а в 1829 году он, один из самых способных учеников, зачисляется в Ор­ ловскую духовную ■ семина­ рию. О.КОНЧНВ ее с отличи­ ем, Гово:рав в 1837 году по­ ступает в Киевскую духов­ ную академию. Способный, хорошо 'подготовлшный се- 'М'йяарист и в Академии от­ личается прилезйаяием. Кро­ ме книг, благодатное в'лия- ние оказали на Георгия ки­ евские памятники старины,' особенно Киеве-Печорская Лавра, о которой он позже писал; «Кне.вская Лавра — неземная обитель...» 'В 1841 году Говоров за­ кончил Академию со , сте­ пенью магистра, тогда' же он принял и монашеский по­ стриг под именем Феофана: ■Выпускник Академии иеро­ монах Феофан назначается .ректором Киево-Софиевско- го духовного училишд. Вы­ соко ценя его нравственные качества и незаурядные ум­ ственные способности, на­ чальство 'Переводит Феофана на должность бакалавра Пе­ тербургской духовной, ака­ демии по кафедре нравствен­ ного и пасторского богосло­ вия. И на это'М посту .он про­ явил себя 'как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель. Кроме чтения лекций, он сотрудничает в газетах и журналах, 'высту­ пает с РЯДО.М статей, кото­ рые впоследствии обобщил в книге «Путь к спасению». В 1847 году Феофан из Пете'рб^фга убыл в Палести-' ну в составе Русской Духов­ ной Миссии, , Шести'летнее пребывание на Востоке мно­ го дало ему для пополнения знаний и опыта. Он выучил греческий, француэакий, дру­ гие языки. из.учал древние рукописи в книгохранили­ щах Афона, жития и писа­ ния .древних писателей и ’ пад1Вижников. Но в 1853 го­ ду началась Крымокая вой­ на, и Русская Духовная Мис­ сия была отозвана в Рос­ сию. Феофан возв|ратился в Петербургскую духовную академию на должность ба­ калавра, а по окончаний войны его вновь, как большо- 'Го знатока Востока, направи­ ли в Константинополь. О с ­ тановка здесь в связи с расп­ рей греков и болгар была сложной. Синод, озабочен­ ный скорейшим прекращени­ ем .распри, поручил архи- 'мандриту Феофану собрать сведения, которые 1В10крыли бы их причину. Отчет Фео­ фана ВПОСЛ€:ДСТВ 1 ИИ имел большое значение при обсуж­ дении греко-болгарских доо- 1Ров. Своей симпатией к братскому болгарскому народу, 'Сочувствием « его законным требовани­ ям, искренним желани-' ем помочь болгарам, отец Феофан снискал большую их любовь. В отчете он писал, что «великодушной России не следует ' оставлять своей матери по вере в... беспо­ мощном сскггоянии...» Здесь ОН 'Открыл госпиталь для русских матросов и 'Пало-мни- ков, углубил свои знания греческого языка, собрал много драгоценньис рукопи­ сей славянской письменности. В 1857 году Феофан от­ зывается из ■Ко1нотантинопо- ля и назначается ректором Петербургской духовной ака­ демии. Кроме своих непос­ редственных обязанностей, Феофан много внимания уде­ ляет публицистической дея­ тельности. В ряде своих ста­ тей он под'ни-мает насущные вопросы не ТОЛЬКО’ богослов- ного характера, но и сов'ре- менной жизни, действитель­ ности: о путях развития про­ гресса. о справедливом рас­ пределении материа'льных благ в обществе,- о соотно­ шении, взаимовлиянии и взаимозавясямости духов­ ных и 'Материальных начал.. Прогресс он связывал преж­ де всего с |развйти€м д.ухов- но-1Правствеи:Ных начал чело­ века. Подробно свои идеи он изложил в книгах «Что есть духовная жизнь...», «Слова архимандрита Фео­ фана» и других. В 1859 году Феофан при­ нял 1сан епископа и назна­ чается управляющим Там­ бовской епархией. И хотя его деятельность в нашем крае продолжалась всего че­ тыре года, он много сделал для подъема народного' об­ разования, проявил заботу о духовных учебных заведе- 'ниях,' в том числе и Липец­ ком духовном училище, от- ■крыл ряд церковно-приходс­ ких школ, воскресных школ грамотности, женское епар- х;иальиое училище. В 1866 году, после 25- летнего служения церкви Феофан ушел в монастырь Вышинская Пустынь Шац-' кого уезда Тамбовской гу­ берния.: Здесь он решил пос­ вятить .'себя литературной и переводческой деятельности. По егО) признанию,, он *е юных лет стремился к уеди­ нению, живя в М'онастыда до конца жизни чувствовал се­ бя счастливым человекО'М. До 1872 года Феофан вмес­ те 00 всеми участвовал' в М'Онастырской жизни, а за­ тем решил жить, уединенно — вести затв1орничес1кую жизнь — 'за что и стал име­ новаться Феофаном Затвор­ ником. Но ни на минуту не прекращалась работа ' его мысли. Наоборот, он еще прод5щтивнее стал занимать­ ся литературным трудом, пи­ сал много писем разньш ли­ цам от сановников до'-пре- стьян, обращавшихся к не­ му с какими-либо просьбами. Уже после его смерти бы­ ли изданы, «Собрание пи­ сем» в 8-ми томах. Он ак­ тивно интересовался жиз­ нью и церкви, и страны, вы­ писывал много журналов. 'У него была огромная библио­ тека. Из-под его пера выхо­ дили творения, равных кото­ рым по. глубине освещения проблем трудно сьюкать. Мысли излагал ясно и дос­ тупно ши'рок'ому кругу чи­ тателей. Особенно большую ‘ ценность представляют м яо - . гоч’йслениые труды Феофана по вопросам нравственности. Кроме статей, таких как «Истинная свобода», «Муд­ рость человеческая и прос­ тота евангельская», «Три письма 'ПО ВОСТОЧНОМУ вопро­ су» и др. Феофан издал сбод- ник «1б)аткие мысли на каж­ дый день года, расположен­ ные по числам месяцев», по жанру предвосхитивший тол- стрвекий «Круг чтения». В 1890 году Фесфану За-- творни'ку было присвоено звание доктора богословия и все Духовные Академия Рос­ сии избрали его почетным членом. Умер он 6 (18 нов. стиля) января 1894 года. «Умирающие, — писал просветитель, — продолжа­ ют и на земле жить в памя­ ти живущих чцрез добрые дела свои»... Поистине пророчески зву­ чат эти -слова. ЕЗгб имя воз­ вращается истории. В вы­ шедшем: в 1989 году биогра­ фическом словаре «Русские писатели 1800— 1917 г. г.» опубликована большая статья о нем и портрет. А. ЯБЛОНСКИЙ. МНОГОГОЛОСЬЕ Страницы этой книги зву­ чат, поют, Не только пото.му, что под стихами помещены но,' 'ТЫ. Я думаю, они звучат и для тех, кому .не ведома прв'). мудрость скреплевных окра: личными ключаМ'И пяти лине?, ек. Просто многие из .этид строк давно .на.м знакомы и в памяти прочно соединены с мелодияМ|И, которые на слуху у нескольких поколений. 'Ч и ­ тая эти стихи, мы даже слы­ шим голоса людей, спевши* когда-то их под перебор гита” ры впервые. . ' «Во дворе, где каждый ве! чер 'Все играла радиола, где пары танцевали, пыля, все ре­ бята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему зва: нье короля». Это, конечно, гОт лос Окуджавы, его неповтори­ мый тембр, его интонация. ; «Снова-замаячили ^ыль и боль, снова рвутся мальЧ'И1К|И в пыль, в бой! Вы их не пу- (гайте, не отваживайте, спра- *шивайте, мальчики, спраши- ' вайте...» Александр Галич. «Ах, как долго, долго едем! ■Как трудна в горах дорога! Чуть В'йдн'ы вдали хребты ту­ манной сьерры...». Ну, разуме­ ется, Новелла Матвеева! «Я не люблю манежи и аре­ ны: «а них мильон .менякуг по рублю, пусть впереди • боль­ шие перемены — я это никог­ да не полюблю». •ВлааИ'Мнр Высоцкий... Вот такая этр замечатель­ ная. книжка, звучащая голоса­ ми Ю. Кима и В. Долиной, Ю. Визбора и Е. Клячкива, А. ГородниЦ'Ко,го н М. Анчаро­ ва, А, Розенбаума и Ю, Ку- 'кнна.;. Называется составлен­ ная Р. Шиповым антология ав­ торской, бардовской 'пеоии «На­ полним музыкой сердца» (из- дательство «Советский компо­ зитор»). Стихи в ней расположены не по хронологическому, а по те­ матическому принципу: в раз­ деле «Вспомните, ребята» — о войне, в разделе «Моя звезда» — любовная .чирика, в разделе «Союз друзей» — песни о пес- 'ИЯХ, о поэтах, ушедших 'И жи­ вых. Тем 'не менее их в боль­ шинстве случаев нетрудно да­ тировать — какие родились в шестидесятые годы, какие — в сеМ'Идесятые и-чн позже. Есть в этих песнях редкая точ­ ность в передаче — нет, не столько деталей, материаль­ ных примет, сколько чувств, душевных состояний, печалей и надежд, обусловленных той или иной эпохой. Дух време­ ни живет в интонаций, ритми­ ке стиха и мелодии. ■ Но еще удивительнее, что песни, сочиненные в такие раз­ ные годы и о разном, посто­ янно -окликают друг друга, объ­ единяются друг с другом че­ рез десятки страниц (в книге) и через десятилетия (в жизни). Тут 1МОЖНО было бы, пожалуй, даже позволить себе целое ис­ следование того, как проходят сквозь них, варьируясь н тран­ сформируясь, постоянные для бардовского творчества моти­ вы — окажем, додаги, которая уводит от быта, комнатного комфорта и сытости в мир. Или — корабля, паруса, вет­ ра. Или — поэта, поэзии, му­ зыки, упорно, из века в век противостоящих псевдо-ценно- СТЯ1М, официальнаму опти.чиз- му, казенному благодушию: " «Нам портовые власти рвали парус и снасти, 'Все сулили на­ пасти да ломали компас. Но и в черные годы за глотками свободы мы в запретные воды уходили не раз». Да, в «черные годы» они; эти песни, и вправду станови­ лись глотками свободы, ост­ ровками независимости, неуко­ снительно настораживая рев­ нителе^ официоза, любителей дозволенных, одобренных свы­ ше речей и , жестов, Оппозн- циоН'Ность авторской песни возникала из ее почти непро­ извольной приверженности очень притягательным, есте­ ственным в своей человечно­ сти идеалам и отношениям. Если рок, если поэзия совре­ менных 'Иронистов и метафо.р|Н- стов нередко сосредоточива­ ются только на разрушении фальшивых декораций.' агрес­ сивно противопоставляя об­ манутой вере тотальное безве­ рие, то барды во все времена стремились восстановить ло- 'пранные нормы, рвущиеся свя'' зи. Им, разумеется, отнюдь 'Не чужды сатира и сарказм. И все же главный ма'Гнит в их песне — .мужественная вер­ ность добру, ясное и настой­ чивое утвер'Ждение его, будь ТО' «Я не люблю» и «Я люблю» Высоцкого или «Возьмемся за руки, друзья» Окуджавы..: В . а'Нтологаи представ.чек весь спектр жанра — от ро^ маиса, романтической балла'ды до бесстрашной исповеди, от чистейших лирических мело­ дий до сатиры, которая сов­ сем недэ'вно была обречена лишь на изустно-магнитофон­ ное существование в силу сво­ ей вопиющей дерзости и- неу­ важения к догмам. Однако, не­ смотря на не столь уж и '.ма­ лый объем книги, все, что до­ стойно в нее ^войти, она вмес-. тить не могла. Не будем сето­ вать. Вышли и выходят сбор­ ники Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Галича. Заяланиро- ван ряд выпусков «Песен бар­ дов». То есть настал срок для серьезной публикации нроиа- ведений, принадлежащих к своеобразяо.му, значитезьному ответвлению отечественной ноЭтической и пе,сенной куль- И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz