Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
18 февраля 1990 г., № 42 (18 639) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я К 130-летию со. дня рождения А. П. -Чехова ЧЕХОВСКИЙ ПРАЗДНИК ____ ЧЛГ---- ____ ___ _* ____ . г». - ' ® ^ — Владимир Михайлович, из центральной прессы, те лепередач мы знаем, что нынешний юбилей А. П. Че хова отмечается в нашей стране особенно широко. На" учные конферешрш, показы чеховских спектаклей, встре чи со. зрителями, которым дотого творчество писателя... в январе в Москве состо ялась международная конфе ренция «А. П. Чехов в куль туре XX века», открывшая большой цикл чеховских праздников. Вы были ее участником. Расскажите не много о ней... — Конференцию проводи ли различные творческие со юзы. В первый день гостей принимал в Центральном доме актера Союз театрйль- ных деятелей. Вели дневное заседание председатель че ховской комиссии АН ССОР, чяеннкО|рреспондент АН СССР, доктор филологиче ских наук В. Я. Лакшин и президент Международного общества А, П. Чехова про фессор Р. Джексон из США . Участники конференции по сетили могилу писателя на Новодевичьем кладбище. Ве чером побывали в москов ских театрах, где идут че ховские спектакли... Насьпцеиной была про грамма и других дней. В Доме-музее Чехова на Садо- 1Во-Куд|ринской состоялась интересная встреча с обсуж дениями докладов и сообще ний. Один из дней был пос-( вящен поездке в Музей- усадьбу А. П. Чехова в Ме лихово. В Доме актера по смотрели видеопрограмму с записями зарубежных спек таклей, фильмов по произ ведениям писателя... Состав участников был замечательный. В нонферен- приняли участие веду щие советские чеховеды, ли тературоведы, театральные критики. Это, как я уже ока зал, доктор филологических наук В. Я, Лакшин, а также писатель Зиновий Паперный, доктор филологических наук Э. А. Полоцкая, известные критики Т. К. Шах-Азизова, А. М. С.мелянский, доктор искусствоведения М. Н. Строева и многие другае Ряд докладов прочитали за рубежные гости. На мой взгляд, потрясающе интерес ным был доклад профессора Р. Джексона из США «Степь» Чехова —' п{юет- ранство и путешествие, ме тафора на все времена». Это был необыкновенно гл у ^ - кий анализ не просто «Сте пи», но на материале одной повести — всего творчества Чехова и русской литерату ры вообще. В Москву прие хали известные чеховеды из ФРГ. Англии, Канады, .Юго славии, ГДР, Финляндии, Японии... Назову лишь несколько тем докладов, прозвучавших эти дни; «Общелюдокая Как уже сообщалось, в Липецком областном, драм- театре имени Л. Н. Толстого с 21 по 25> февраля состо ятся чеховские театральные дни, посвященные 130-ле- тню со дня рождения великого русского писателя. Мы попросили рассказать о предстоящем празднике главного режиссера театра, народного артиста РСФСР В. М. Пахомова. вал, каковы были темы док ладов, можно судить о зна чении конференции, давшей богатейший материал новых исследований творчества А. Н. Чехова', его значения в мировой культуре XX ве ка. Тезисы докладов опуб ликованы... Меня многое порадовало. Поразителен уровень компе тентности зарубежных гое- Больщой интерес вызвало — эта тема давно меня за нимала — исследование,' ству писателя. Но наш опыт уникален. И вот чеховская комиссия предложила прове сти на базе нашего ' театра международную научную кон ференцию на тему «Актер в чеховском спектакле». И что бы на нее собрались не толь ко литбратуроведы, искусст воведы, критики, но. в пер вую очередь, артисты чехов ских спектаклей разных те атров. рцэных поколений... Это не какой-то фести валь, где обычно присужда- первые, вторые места... позволяющее по-новому оде- я вообще выступил в СТД нит». т.гжтио.чнпАипоглА. ^ категорическим протестом ь религ з о-ф л соф ские воззрения Чехова на литературу, на жизнь. В ялтинской библиотеке обна- (Ружена, например, библия, поинадлежавшая Чехову, с таким количеством надписей, пометок, что понятно — над этой книгой писатель р а ^ - тал полжизни как минимум. По-новому видится теперь рассказ «Студент», который сам Чехов считал самым, со- вершенньш своим произведем нием. Построен он на биб лейской притче. Там Чехо вым впервые был выведен художнически интуитивно закон о том,- что миром во все времейа цравили Правда и К |^ о т а . «В этом расска зе., — писал Чехов , —, за ложена суть моего творчест- — Липецк как бы продол жит эстафету большого че ховского праздника в нашей стране. Как родилась эта идея: именно у нас, в горо де, как будто бы не связан ном непосредствшшо с жизнью писателя, провести чеховские дни? * — Поскольку наш театр уже много лет работает над чеховскими спектаклями, мне- как-то предложили написать небольшую статью в готовя щуюся в издательстве «Нау ка» книгу «Чеховиана». Я решил написать о том, что было мйе близко; о том, что происходит с актером., ху дожником, который постоян но, на протяжении ряда лет работает и общается с Че ховым. Меня этот вопрос .волновал не сто.тько с точ ки зрения технологии актер ского мастерства, его разви тия, сколько тем, что проис ходит с личностью человека, что вообще с ним происхо дит. Высказал ряд предполо жений. Тема показалась чле нам чеховской комиссии за- сл.уживающей внимани''я и не исследованной ранее; Не .исследованной по одной при- чине: кроме Московского Ху- дожесшенного театра, как отметила на последней «Ме лиховской весне» критик Полоцкая, в мире нет против , бессмысленного р аз базаривания государствен ных средств на так называе мые фестивали... .Вот,мы не раз ездили на такие фестива ли в Ялту—-и что? Приезжа ют артисты, успевают только смонтировать- сцену, сыграть и — до свидания. МХАТ не видит наш театр, мы ' — МХАТ. Уезжаем домой, а вдогонку нам: вы заняли первое место, мы вас позд равляем. Очень это важно,,. Но зато Министерство куль туры и СТД ставят галочку, рапортуют, мол, «проведе на нашем празднике глав ным долною быть другое. Мы преяложили, чтобы праздник в Липецке открыл МХАТ имени А. П, Чехова, который по праву, не толь ко сегодня, а в истории ми рового театра, является До мом Чехова. Удалось угово рить Олега Николаевич Еф ремова привезти в Липецк премьеру,^ я подчеркиваю — премьеру «Иванова». Поче му это — иремьера, ' ведь спектакль идет во МХАТе давно? Во-первых, у О. Н. Ефремова возникла совер шенно другая идея, концеп ция постановки. Мы знаем, о той жизни, о смысле жиз ни... С этих позиций необык новенно ясными становятся многие линии этой пьесы, многие коллизии. Словом, это будет и тот же спек такль, и вместе с тем уже не тот, обновившийся... И, наконец, третьим свою работу на липецкой сцене по кажет театр иа Красной Пре- сне. Это театр — снЩ, прав да, не любят, когда их так назъшают — авангарда. Сей час его возглавляет очень интересный |режиссе,р, извест ный й в стране, и за рубе жом, — Юрий Погребнич- ко. Краснопресненский вари ант «Чайки» много раз по казывали за границей, ' он постоянно идет в Москве, — А какова программа научной конференции? — Особая роль принадле жит, конечно. О, Н. Ефремо ву. Во-первых, он — худо жественный руководитель МХАТа, во-вторых, оц — советский президент Центра Станиславского, который за нимается проблемами Чехо ва больше всего. Одним из ведущих будет -и зав. лит- частью МХАТа, доктор на ук А. М. Смелянский. В чис ле гостей и участников — . Т. К. Шах-Азизова, Э. А. Полоцкая, А. П.. Кузичева и другие. Приедет целый ряд акте ров, наших коллег, народ ных артистов СССР. РСФСР из Москвы, Горького, Куй бышева, Калининграда, Р я зани, Ростова-яа^ону... Все они имеют интересные че ховские работы в спектаклях крупных академических те атров'; Конечно, будет боль шая группа журналистов центральных га зе т , ' ЦТ, ра- Конференция будет но сить абсолютно яезаоргани- зованный характер. Живой обмен мнениями, впечатле ниями, выступления людей реального театра, а -н е про сто критиков. Надеемся мы и на приезд гостей из Польши, Франции, Венгрии, Германии. ПлайиРУ- что в .спектакле прекрасно - провести с их помощью, играли Смоктуновский, Лк^- шин... О. Н. Ефремов поме нял состав, взял много моло дых одаренных актеров. А рядо^ с ними, и ведущие ма стера — Савина, Мягков, Вознесенская. — Целое созвездие прек расных актеров... Какова же программа дней в целом? — Начнется все с премье ры спектакля МХАТа «Ива нов». Затем два своих спек такля покажем мы: послед нюю работу' по прозе Чехо ва «До:й с мезонином» так сказать, вечер «иност ранного» Чехова. Наши го сти побывают в Астапово (они не могут не поклонить ся Льву Николаевичу), в Ельце, в музее Бунина. И гостей, и зрителей ждет •немало интересного: выстав ки в фойе, посвящеяиые творчеству Чехова, Чехову на липецкой сцене, вечер па мяти Ю. К. Авдеева, с ко торым наш театр связывала светлая дружба. Актеры го товят веселый капустник «О тех, кто к нам не' приехал»... Постараемся сделать все, «Дама с собачкой» и как бы чтобы театральный праздник суть чеховского героя», «,Че-' аналога, чтобы театр на хов и политика», «Чехов „ библия», «Чехов и сербская литература», «Чехов в Гер мании...». Даже по тому, ка кие страны-участницы я наз- протяжении 10— 12 лет сис тематически, изо дня в день занимался Чеховьш. Есть, конечно, театры, периодичес ки обращающиеся к творче- обно1вленный спектакль «Дя дя Ваня», Почему обновлен ный? ■у меня, как режиссера, есть ощущение новизны его в свете религиозно-философ ских и других воззрений Че хова. Многое в «Дяде Ване» это явно совершенно, навея но мотивами библии.. Даже по архитектонике своей это есть «возвращение на круги своя,». Он начинается и за канчивается монологсщ Сони не обманул ожиданий и лип чан, и наших гостей. — Кому затем передаст эстафету Липецк? — Затем — чеховские дни в Ялте, Таганроге, в му зее-усадьбе в Мелихово, на острове Сахалин. Весь год пройдет под знаком Чехова, это очень радостно..,, Интервью .вела Л. ДУВЙНА. ВСТРЧЕА С ВЕЛИКИМ ХУДОЖНИОКМ Во Дворце культуры и техники НЛМК состоялся чеховский вечер, посвящен ный 13С-летию со дня рож дения писателя. О великом наследш А. П. Чехова, осо бенностях его восприятия, влияния е г о 'н а интеллиген- •"цию прошлых поколений и -...ваших дней говорил член Союза писателей СССР, ли пецкий поэт Владислав Зо- Заведующая литератур ной частью Липецкого дра матического театра Г. И. Ко валенко рассказала о том, как воплощаются на сцене чеховские замыслы в пьесах «Дядя Ваня», «Чайка», «Пять пудов любви» и дру гих — в ренертуаре театра творчество Чехова занимает большое место. Она расска зала также о том, как вос принимают эти пьесы зри тели, о работе режиссеров, актеров над спектаклями. В конце февраля в областном драмтеатре состоится празд- нйк, посвященный юбилею писателя. . Артисты Наталья Семено ва, Николай Чебыкин, заслу женный артист РСФСР Ви талий Пономарев сыграли от рывок из водевиля «Пять пу дов любви», который очень хорошо приняли зрители. В заключение вечера со стоялась книжная лотерея. Ее помогло организовать ра ботникам Дворца Левобе- рецсное общество книголю- А. МЫЗНИКОВА. Чехов в театре... Ну, ко нечно же, на многих сценах иДут его знаменитые пьесы — начиная с водевилей и кончая «Внщневьш садом». Но мастера Лшхецкого теат- ра не довольствуются только чеховской драматургией. Они убеждены: многие прозаиче ские произведения великого Художника также моГут по служить основой для инте ресного, глубокого сцениче ского воплощения. Именно поэтому театр с таким вдох- новшием работал над ин терпретацией «Дамы с со бачкой» и «Домом с мезони ном»^ по которым создан спектакль «Пишу на тему о любви», недавно впервые по- НА СНИМКЕ: сцена нз спектакля, в которой заняты актеры И. Сергеева и Ю. Фото А. КОЗИНА. КОРОТКИЕ НОВОСТИ ТБИЛИСИ, 17. Сейсмотек тонические исследования тер ритории Тбилиси и ряда дру гих городов республики за вершили грузинские ученые. Исследователями детально изучены геологические струк туры местности, установлена их способность усиливать или ослаблять колёбания почвы, вызванные землетря сением, Эти данные помогут специалистам уточнить круп номасштабную карту сейсми ческого районирования рес публики и разработать карты микросейсм'кческого райони рования территорий. МАКЕЕВКА (Донецкая область). 17. На коксохими ческом заводе вступил в строй комплекс по .размо раживанию смерзшегося уг ля, песка и .других видов сырья, доставляемого желез нодорожным траясиортом. Он сразу обрабатывает поч ти полэшелона грузов. По добные комплексы' возводят ся на Донецком, Енакиев- ском и других предприятиях металлургической отрасли. МИНСК, 17'. Первую пар тию нового антисептика от правило в торговую сеть объ единение «Лакокраска». Это и краска, и нечто вроде за щитного лака. Обработанные .им оконные рамы, двери, карнизы не боятся плесени, грибка, атмосферных осад ков. Такой антисептик осо бенно необходим ЖИТ6ЛЯ.М Белоруссии, где в летнюю пору часто идут затяжные дожди. (По сообщениям корреспондентов ТАСС). В стране широко отмечается чеховский юбилей. Сегодня мы публикуем литературно • краеведческий очерк профессора В. В. Шахова, раскрывающий малоиз- : страницы жизни и творчества А. П. Чехова. ‘«Ехал из Ельца. Купил на станции «Пестрые рассказы» . Чехова в 1887 году, читал не отрываясь... Меня пора жает, как он моложе трид цати лет мог написать «Скуч ную историю», «Княгиню», «На пути», «Холодную кровь». «Тину». «Хористку», «Тиф».;. Кроме художествен-* ного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникнове ние в человеческую душу в такие еще молодые ' годы. Конечно, работа врача ему очень много дала в этом от ношении... Он... говорил мне: «Знание медицины меня из бавило от многих ошибок, которых не избег и сам Тол стой, например, в «Крейце- ровой сонате»... Чехов — редкий писатель...». Это слова Ивана Алексее вича Бунина, 'Которого свя зывали с Антоном Павлови чем годы дружбы и творче- . скшр •общения. Надпись на подаренной книге; «Ивану Алексеевичу Бунину с восторгом и бла гоговением. Антон Чехов». Надпись на фотографии: «Ми лому Ивану Алексеевичу Бунину от коллеги. Антон Чехов». Незадолго до смер ти Чехов говорил: «А Буни ну п^>едайте, чтобы писал и писал. Из него большой пи сатель выйдет. Так и скажи те ему это от меня. Не за- ‘ ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ Дневниковые записи, авто- биог^фические заметки, письма... О Чехове Бунин думает, вспоминает, размыш л яе т до «ошда Ж'изни. М. Горький, прочитав его мемуарный очерк о Чехове, обращался к нему в ноябре 1904 года: «Хорошо Вы на писали об Антоне Павлови че — нежно, как женщина, и мужественно, как друг». ...— Мы сидели, как обыч но. в кабинете Антона Пав ловича и Почему-то загово рили о наших крестных от- вительное- звание! — никог да не слыхал!.. Можно составить солид- н.ую библиотеку из книг о Чехове, его жизни, творче ском пути, каждом отдель ном его сочинении. Моногра фии, диссертационные ис; следования, циклы работ' сборников, мемуарные эссё, художественно - документаль ные очерки, десятки тысяч статей... ■у бунинских же во споминаний о Чехове — осо бый колорит, особое обая ние: о гении говорит и раз- мьапляет близкий ему по духу человек, сам наделен- образным лицом. Чехов-от- рок видится ему с лицом не «лунообразным», а просто большим, очень умным и очень спокойным. Спокойст вие Антоши, а не вялость: спокойствие мальчика, в ко тором зрели сила большая, наблюдательность 1редкая. Живость, поразительная ра ботоспособность,- любозна тельность, впечатлительность отзывчивость ко всему доб рому, неотразимое очарова ние его веселости. И юмор, иснрометный юмор. Вот он импровизирует псевдотрак тат «Искусственное разведе- ЧАЙКИ НАД СТЕПЬЮ — Вас крестил генерал Сипягин, а вот меня купече- окий брат Спиридон Титов. Слыхали такое звание? — Нет. И Антон Павлович протя нул мне мет|ричес'Кое.свиде тельство. Я прочел и спро- — Можно переписать его? — Пожалуйста. ...Запись в 'метрическбй книге Таганрогской соборной церкви: «1860 года месяца Генва- ря 17-го дня рожден, а 27- то крещен Антоний: родите ли его; таганрогский к.упёц третьей гильдии, Павел Ге оргиевич Чехов и законная жена его Евгения Яковлев на: всжприемники; таганрог ский купеческий брат Спири дон Титов и таганрогского третьей гильдии купца Дмит рия Сафьянополу жена». — Купеческий брат! 'Уди- ный недюжинным талантом. Основываясь на свидетель ствах 'Самого Чехова, близких ему людей. Бунин; В'Оесоцда- ет картины былого. Удиви тельна родословная Чехова. Крестьянский род, талантли вый, явившийся с севера. В старц'ну среди мастеров ли тейного, пушечного и коло кольного дела были знаме ниты Чеховы. На протяже нии Х'УП столетия предки его жили в Воронежской гу бернии, пять поколений зем- лепашцер, Антон Павлович родился на берегу.Азовского моря. Мещанская уездная бедность. Обывательство. Невзгоды с самого нежного возраста («Для пишущего гнусней об становки придумать трудно») Бунин не соглашается с чеховским сверстником, вспо минавшем о будущем писате ле как об увальне е лу'но- ние ежей, руководство для сельских хозяев», или сти хотворный 'Оп.ус «За'йцы и ■китайцы, басня для детей». Чехов был неистощим на выдумки. «Хотите, напишу рассказ вот 'Про эту ■пепель ницу», — озадачил он как- то Йо'роленко. Биографические материа лы о Чехове св'оеобразно сплавляются с художествен ной автобиографией самого Бунина, повествующего, как родителя увезли его в свое орловское (теперь ли- пецкое) шиение, где прошли его детство и отрочество: «В те годы уже завершалось пресловутое дворянское «ос-, 'кудение», — под таким заг лавием написал котд^-то свою известную книгу ныне забытый Терпигорев-Атава. После его называли послед ним ИЗ' тех, которые «воспе валн» погибающие дворян сщ§ гнезда, имения, а тем «воспел» погибшую кра соту «вишневых садов» Че-' 1895 год. Бунин знакомит ся с Чеховьш. Он видит че ловека средних лет, .в пен сне, просто и приятно одето го, довольно высокого, очень стройного и очень легкого в движениях. Потом были встречи в Ялте. Много встреч. Вдали от- родины Бу нин часто будет вспоминать ставший для него чуть ли не ,родным чеховский дом. «Помните, как Антоша лю бил. когда вы бывали или гостили у нас, — говарива ли «мамаша» Евгения Яков левна и Марья Павловна, ког да Иван Алексеевич наве щал их уже после кончины друга. ; Бунину казалось, что у Чехова «каждый год меня лось лицо». Вот он выпуск ник гимназии: волосы на пря мой ряд, длинная верхняя губа с сосочком. Вот он не сколько позже: мордастый, независимый; затем — сме лость умного живого взгля да, 'НО усы в стрелку: потом типичный земский доктор... «А потом: какое стало тон- ■кое ЛИЦО'!»: — восхищается Бунин, заметивший, что у Чехова ум «по всем жилуш- кам переливается»; что Че хов — «воплощенное чувст во меры, благородства, чело век высшей простоты, вйсше- го художественного цело мудрия». Одно из наблюде ний Бунина: «'Удивительно знал он женское сердце, тон ко и сильно чувствовал жен ственность. среди образов, ■рождавшихся в его мечте, есть образы пленительные, много было любивших его, и 'Редко кто умел так, как он, говорить с женщинами, тро гать их, входить с ними в душевную близость». (Прододжёвие следует), Наши земляки ПРОСВЕТИТЕЛЬ К 17-5летию со дня рождениГя. В. Говорова Георгий Васильевич Го- во'ров. публИ'Щст и перевод чик, богослов и церковный писатель, ньше более извес тен под именем Феофана Затворника, Это был один из вьюокюо'бравованных лю дей своего В|ремени, один из трех .столпов русского са- мобытиого проовещеяия про шлого столетия; А. С. Хо мяков , Ф. М. Достоевский, феофая Затворн'ик. Родился Г; В. Говоров 10 или 22 яяваря (нового сти ля) , 1815 года в селе Черня ва), ныне Иемал1ковского рай она Липецкой области в семье священника местной церкки. Его отец — Василий Тимофеевич — отличался порядочностью, пользовался искренним уважением сель- чаи. Мать Татьяна Ива новна — происходила из семьи духовника, имела ти хий, 1КДОТНИЙ нрав. Еще в детстве у Георгия прояви лись яркие черты е то ’ х1а- ;рактера: от отца он унасле довал жтаость и тастоту ума., от матери — нежное, любящее сердце, скромность и впечатлительность. Первоначальное образова ние он получил дома, затем его определили в духовное училищу в Ливны Орловской губернии, а в 1829 году он, один из самых способных учеников, зачисляется в Ор ловскую духовную ■ семина рию. О.КОНЧНВ ее с отличи ем, Гово:рав в 1837 году по ступает в Киевскую духов ную академию. Способный, хорошо 'подготовлшный се- 'М'йяарист и в Академии от личается прилезйаяием. Кро ме книг, благодатное в'лия- ние оказали на Георгия ки евские памятники старины,' особенно Киеве-Печорская Лавра, о которой он позже писал; «Кне.вская Лавра — неземная обитель...» 'В 1841 году Говоров за кончил Академию со , сте пенью магистра, тогда' же он принял и монашеский по стриг под именем Феофана: ■Выпускник Академии иеро монах Феофан назначается .ректором Киево-Софиевско- го духовного училишд. Вы соко ценя его нравственные качества и незаурядные ум ственные способности, на чальство 'Переводит Феофана на должность бакалавра Пе тербургской духовной, ака демии по кафедре нравствен ного и пасторского богосло вия. И на это'М посту .он про явил себя 'как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель. Кроме чтения лекций, он сотрудничает в газетах и журналах, 'высту пает с РЯДО.М статей, кото рые впоследствии обобщил в книге «Путь к спасению». В 1847 году Феофан из Пете'рб^фга убыл в Палести-' ну в составе Русской Духов ной Миссии, , Шести'летнее пребывание на Востоке мно го дало ему для пополнения знаний и опыта. Он выучил греческий, француэакий, дру гие языки. из.учал древние рукописи в книгохранили щах Афона, жития и писа ния .древних писателей и ’ пад1Вижников. Но в 1853 го ду началась Крымокая вой на, и Русская Духовная Мис сия была отозвана в Рос сию. Феофан возв|ратился в Петербургскую духовную академию на должность ба калавра, а по окончаний войны его вновь, как большо- 'Го знатока Востока, направи ли в Константинополь. О с тановка здесь в связи с расп рей греков и болгар была сложной. Синод, озабочен ный скорейшим прекращени ем .распри, поручил архи- 'мандриту Феофану собрать сведения, которые 1В10крыли бы их причину. Отчет Фео фана ВПОСЛ€:ДСТВ 1 ИИ имел большое значение при обсуж дении греко-болгарских доо- 1Ров. Своей симпатией к братскому болгарскому народу, 'Сочувствием « его законным требовани ям, искренним желани-' ем помочь болгарам, отец Феофан снискал большую их любовь. В отчете он писал, что «великодушной России не следует ' оставлять своей матери по вере в... беспо мощном сскггоянии...» Здесь ОН 'Открыл госпиталь для русских матросов и 'Пало-мни- ков, углубил свои знания греческого языка, собрал много драгоценньис рукопи сей славянской письменности. В 1857 году Феофан от зывается из ■Ко1нотантинопо- ля и назначается ректором Петербургской духовной ака демии. Кроме своих непос редственных обязанностей, Феофан много внимания уде ляет публицистической дея тельности. В ряде своих ста тей он под'ни-мает насущные вопросы не ТОЛЬКО’ богослов- ного характера, но и сов'ре- менной жизни, действитель ности: о путях развития про гресса. о справедливом рас пределении материа'льных благ в обществе,- о соотно шении, взаимовлиянии и взаимозавясямости духов ных и 'Материальных начал.. Прогресс он связывал преж де всего с |развйти€м д.ухов- но-1Правствеи:Ных начал чело века. Подробно свои идеи он изложил в книгах «Что есть духовная жизнь...», «Слова архимандрита Фео фана» и других. В 1859 году Феофан при нял 1сан епископа и назна чается управляющим Там бовской епархией. И хотя его деятельность в нашем крае продолжалась всего че тыре года, он много сделал для подъема народного' об разования, проявил заботу о духовных учебных заведе- 'ниях,' в том числе и Липец ком духовном училище, от- ■крыл ряд церковно-приходс ких школ, воскресных школ грамотности, женское епар- х;иальиое училище. В 1866 году, после 25- летнего служения церкви Феофан ушел в монастырь Вышинская Пустынь Шац-' кого уезда Тамбовской гу берния.: Здесь он решил пос вятить .'себя литературной и переводческой деятельности. По егО) признанию,, он *е юных лет стремился к уеди нению, живя в М'онастыда до конца жизни чувствовал се бя счастливым человекО'М. До 1872 года Феофан вмес те 00 всеми участвовал' в М'Онастырской жизни, а за тем решил жить, уединенно — вести затв1орничес1кую жизнь — 'за что и стал име новаться Феофаном Затвор ником. Но ни на минуту не прекращалась работа ' его мысли. Наоборот, он еще прод5щтивнее стал занимать ся литературным трудом, пи сал много писем разньш ли цам от сановников до'-пре- стьян, обращавшихся к не му с какими-либо просьбами. Уже после его смерти бы ли изданы, «Собрание пи сем» в 8-ми томах. Он ак тивно интересовался жиз нью и церкви, и страны, вы писывал много журналов. 'У него была огромная библио тека. Из-под его пера выхо дили творения, равных кото рым по. глубине освещения проблем трудно сьюкать. Мысли излагал ясно и дос тупно ши'рок'ому кругу чи тателей. Особенно большую ‘ ценность представляют м яо - . гоч’йслениые труды Феофана по вопросам нравственности. Кроме статей, таких как «Истинная свобода», «Муд рость человеческая и прос тота евангельская», «Три письма 'ПО ВОСТОЧНОМУ вопро су» и др. Феофан издал сбод- ник «1б)аткие мысли на каж дый день года, расположен ные по числам месяцев», по жанру предвосхитивший тол- стрвекий «Круг чтения». В 1890 году Фесфану За-- творни'ку было присвоено звание доктора богословия и все Духовные Академия Рос сии избрали его почетным членом. Умер он 6 (18 нов. стиля) января 1894 года. «Умирающие, — писал просветитель, — продолжа ют и на земле жить в памя ти живущих чцрез добрые дела свои»... Поистине пророчески зву чат эти -слова. ЕЗгб имя воз вращается истории. В вы шедшем: в 1989 году биогра фическом словаре «Русские писатели 1800— 1917 г. г.» опубликована большая статья о нем и портрет. А. ЯБЛОНСКИЙ. МНОГОГОЛОСЬЕ Страницы этой книги зву чат, поют, Не только пото.му, что под стихами помещены но,' 'ТЫ. Я думаю, они звучат и для тех, кому .не ведома прв'). мудрость скреплевных окра: личными ключаМ'И пяти лине?, ек. Просто многие из .этид строк давно .на.м знакомы и в памяти прочно соединены с мелодияМ|И, которые на слуху у нескольких поколений. 'Ч и тая эти стихи, мы даже слы шим голоса людей, спевши* когда-то их под перебор гита” ры впервые. . ' «Во дворе, где каждый ве! чер 'Все играла радиола, где пары танцевали, пыля, все ре бята уважали очень Леньку Королева и присвоили ему зва: нье короля». Это, конечно, гОт лос Окуджавы, его неповтори мый тембр, его интонация. ; «Снова-замаячили ^ыль и боль, снова рвутся мальЧ'И1К|И в пыль, в бой! Вы их не пу- (гайте, не отваживайте, спра- *шивайте, мальчики, спраши- ' вайте...» Александр Галич. «Ах, как долго, долго едем! ■Как трудна в горах дорога! Чуть В'йдн'ы вдали хребты ту манной сьерры...». Ну, разуме ется, Новелла Матвеева! «Я не люблю манежи и аре ны: «а них мильон .менякуг по рублю, пусть впереди • боль шие перемены — я это никог да не полюблю». •ВлааИ'Мнр Высоцкий... Вот такая этр замечатель ная. книжка, звучащая голоса ми Ю. Кима и В. Долиной, Ю. Визбора и Е. Клячкива, А. ГородниЦ'Ко,го н М. Анчаро ва, А, Розенбаума и Ю, Ку- 'кнна.;. Называется составлен ная Р. Шиповым антология ав торской, бардовской 'пеоии «На полним музыкой сердца» (из- дательство «Советский компо зитор»). Стихи в ней расположены не по хронологическому, а по те матическому принципу: в раз деле «Вспомните, ребята» — о войне, в разделе «Моя звезда» — любовная .чирика, в разделе «Союз друзей» — песни о пес- 'ИЯХ, о поэтах, ушедших 'И жи вых. Тем 'не менее их в боль шинстве случаев нетрудно да тировать — какие родились в шестидесятые годы, какие — в сеМ'Идесятые и-чн позже. Есть в этих песнях редкая точ ность в передаче — нет, не столько деталей, материаль ных примет, сколько чувств, душевных состояний, печалей и надежд, обусловленных той или иной эпохой. Дух време ни живет в интонаций, ритми ке стиха и мелодии. ■ Но еще удивительнее, что песни, сочиненные в такие раз ные годы и о разном, посто янно -окликают друг друга, объ единяются друг с другом че рез десятки страниц (в книге) и через десятилетия (в жизни). Тут 1МОЖНО было бы, пожалуй, даже позволить себе целое ис следование того, как проходят сквозь них, варьируясь н тран сформируясь, постоянные для бардовского творчества моти вы — окажем, додаги, которая уводит от быта, комнатного комфорта и сытости в мир. Или — корабля, паруса, вет ра. Или — поэта, поэзии, му зыки, упорно, из века в век противостоящих псевдо-ценно- СТЯ1М, официальнаму опти.чиз- му, казенному благодушию: " «Нам портовые власти рвали парус и снасти, 'Все сулили на пасти да ломали компас. Но и в черные годы за глотками свободы мы в запретные воды уходили не раз». Да, в «черные годы» они; эти песни, и вправду станови лись глотками свободы, ост ровками независимости, неуко снительно настораживая рев нителе^ официоза, любителей дозволенных, одобренных свы ше речей и , жестов, Оппозн- циоН'Ность авторской песни возникала из ее почти непро извольной приверженности очень притягательным, есте ственным в своей человечно сти идеалам и отношениям. Если рок, если поэзия совре менных 'Иронистов и метафо.р|Н- стов нередко сосредоточива ются только на разрушении фальшивых декораций.' агрес сивно противопоставляя об манутой вере тотальное безве рие, то барды во все времена стремились восстановить ло- 'пранные нормы, рвущиеся свя'' зи. Им, разумеется, отнюдь 'Не чужды сатира и сарказм. И все же главный ма'Гнит в их песне — .мужественная вер ность добру, ясное и настой чивое утвер'Ждение его, будь ТО' «Я не люблю» и «Я люблю» Высоцкого или «Возьмемся за руки, друзья» Окуджавы..: В . а'Нтологаи представ.чек весь спектр жанра — от ро^ маиса, романтической балла'ды до бесстрашной исповеди, от чистейших лирических мело дий до сатиры, которая сов сем недэ'вно была обречена лишь на изустно-магнитофон ное существование в силу сво ей вопиющей дерзости и- неу важения к догмам. Однако, не смотря на не столь уж и '.ма лый объем книги, все, что до стойно в нее ^войти, она вмес-. тить не могла. Не будем сето вать. Вышли и выходят сбор ники Высоцкого, Окуджавы, Визбора, Галича. Заяланиро- ван ряд выпусков «Песен бар дов». То есть настал срок для серьезной публикации нроиа- ведений, принадлежащих к своеобразяо.му, значитезьному ответвлению отечественной ноЭтической и пе,сенной куль- И. НЕВЕРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz