Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 14 февраля 1990 г., № 38 (18 635)’ к ГУМАННОМУ, ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАИЛЗМУ IV к развернутой социалистической демократии (Продолжение. Начало на 1. стр.). И самоуправлению народа Д емо^атизация — цель и средство перестройки. Важ нейшим условием успеха всегО" обновлшческош гароцесса и гараяггией соблюдения прав человека является фоШи- роваяие правового государства и самоущ>авляющегося оо- циалтетичеюкого общества. . Пошиииа партии исходит из призыааэдя суверенной во да ага|рода в качестве е д и н с т в ^ о г о источника власти Общегщюдшю праволюе^ государство исключает диктату- ^ какого-лнбо> класса, тем более власть управленческой бюрократии, я предстааляет собой республику Советов обеспечивающую всем гражданам доступ к участию в 'го- сударствеяяых делах и занятюо любых доагзкиостей. У нас уже сделаны ^важные шага от авторитарной к демократической сжггеме, сформированы на новых прин ципах и подходах высшие ощ'аны власти. Теперь пред стоит завершить перестройку сткуктуры «всех госудагют- венных органов, передачу власти Советам и коренное пре- обрааование советской федерации. Избирательная система. Необходимо .п.ри|весга ее в полное соответствие с .1[ри|ицила1ми всеобщего ранного пря^ МОИ) избирательного права. Мы за то, чтобы выборы бы ли полем че!с;тного со,ревнования представителей всех сло ев общества, .чичностей и идей, выносимых на, суд изби рателей партией, общественными организациями и дви жениями, отдельными кандидатами. Партия будет стре миться к о,беспечонию достойнхэго представительства в ,депу*атско|М корпусе, гос^ударствекных органах р а ^ ч и х и крестьян, жен1цин, молодежи, ветеранов и |другах слоев и групп общества, когорые недостаточно в,01вяеяены в пс^ литическую жизнь и нуждаютея в поддержке для запдаш своих интересов. Демшфатня и полкшческнй плюрализм. Демоюрашза- ция наыюго общества сопровождается возникновением но вых общественно-поцштеческих объединений шаждан. Развитие общества не исключает возможности создания и партии. Порядок их образования будет определен за коном и соответственно отражен в Конституции. (ЗССР, .При. этом в занонодательн101м порядке должны быть ' ваг п р ^ е н ы создание и деятельность ■организаций и движе нии, которьье проповедуют насилие, межнациональную ■^знь, преследуют экстремистские, антиконституционные КПСС не п^ютендует на ^монополию и готова к полити ческому диалогу и оотру|дниче1Ству со всеми, кто выст^тпа^ ет 'За обиовление соци1аяистич€ск10'го общества. В цтмш- ципиа|ЛЬном плане 1наша точка зрения состоит в том,, что решающее значение им;еют уровень |Демок1ративации' об щества, дем|Ократический характер формирования и фун кционирования государственных и общественных и н с и ^ . тов, включенность граждан в политику, неуклонное раз- аитие-перестроечного процесса,. Оевддаш КПСС — та ре альная политическая сила, которая, всемерно спосо^твуя демократизации общества, одч,о®рем1енно выполняет кон солидирующую роль в масштабах огромной многоликой страны. • , Советы народных депутатов. Одаа из важнейших задач прейстоищего периода состоит в том, чтобы Советы- ста ли действительно полновластными органами, .последовал тельно выража,ющи.ми волю на|рода .и сосредоточивающи ми в своих руках нити государственного управления. Для этого они должны -располагать соответствующими права ми, экономической самостоятельностью и опираться на шльиый, вдшиетешиый депутатский кориус. По, мере! уг-лубления пошитичеошй .реформы и ,децеят- •ралйвации ун,ра,вления КПСС будет опоообствоваяъ ста новлению, и раавитию са1Моуправляющнхся общин.' Это П03В01ЛИТ вышестоящим орга,нам избавиться от адногих , своих нынешних оперативно-хозяйственных функтщй, со средоточиться на решении комплексных задач в масшта бах союзных я автономных республик, регионов, всей с т ^ ы . Государственная власть. КПСС считает, что ключевое значение |для эффективности управления приобретает раз деление властных функций — .законодательной, исполни тельной ,й судебной. Говоря слова,ми Лен'ина, нам надо сочетать преимугцества советской системы с выгодами парламента,ривма. Первые пюги в этом направлении сде ланы. Ио опыт перестройки .диктует необходим|ость более четкото !разграни,чшия ответственности и компетенщш государшвевных органов. При определяющей в конечном счете роли Съезда на. родных депутатов и Верховного Совета СССР нужен на дежный и эффективный механизм реализации политики перестройки, исполнения принятых законов. Опыт работы нодых высших органов власти показывает, что пока такой механизм находится в стадии фо,рми.рования. В обществе все иастойчивее, ставится вшрос о создания поста главы государства в лице президента, ответственного перед, съез дом народных депутатЬв СССР и обладающего необхо'ди- мьши нластнымя полно,мониями. Это диктуется потреб ностью в подде,ржании стабильного развития страны, при-- Дании большей дина,мики перестройке и закреплении га рантий ее необратимости, обеспечении норлтльного и эф- фек'шв1Ного функционирования всех государигеенных и юб- .щественных институтов в процессе демократизации, закон ности и ''базопасностя граждан, защите интересов СССР и представите,льств© нашего государства на междунарО|Д- ной арейе. Нужно укрепить позитщи и прерогативы Совета Мвни- отров СССР, Кшшунисты — члены Верхо1вно1ГО Совета СССР и чле ны 1Йра,Бит©льства. должны действовать бодее решительно и ответственно, добиваясь осуществлений, необходимых мер для стабилизации обстановки в стране, преодоления .экюномиче(жо1го кризиса. Государствеюшй и хозяйственный аппарат. И в этой сфере предстоит значительная перестройка, в основу ко торой, по нашему мнению, следует положить обязатель ную 1подконтрольн<ж:тъ аппарата представитеяьнъм орга нам и общественности, |разумную его достаточность, и профессионализм, гласность основных процедур, ограни чение секретности,. Целесообразно обнодление аппарата после избрания нового состава Советов. Правосудие и охрана общественного порядка. Нужны неотложные меры по укреплению законности и правопо- :ря1дка. Соблюдегане закона всеми, невзирая на лица,, дол жно стать непрелояшюй нормой деятелъиости государст венных органов, обшествешых оргаянзаций, ооведеиия дол'Жнос'шых лиц и граждан. Партия высказывается за дальнейшее укрепление независимости суда и прокурату ры как. гарантов законности и правопорядка. Впереди огромная работа по проведению, судебно-пра вовой реформы, созданию высокоэффективного, правосу дия:, в первую очередь для того, чтобы переаюмить тен денцию 1роста правонарушений, обеслешЕгь неотвратимость наказания преступников, воров и убийц, взяточников- и казнокрадов, вымогателей, дельцов “ “ Мы считаем важным существенно поднять профессио- ваш-нную подготовку, престиж, .материальное о б р е ч е н и е рабогвийов правоохранительных 0!рганш — судов, про, «уратуры, следственного аппарата, милиции. Обстановка требует применять в борьбе р преступностью все предус- |Мотренные законом средства при строгом соблюдении пре зумпции невиновности, .права на защиту-и норм , право судия. Переход на, новые условия хозяйствования, в частно сти широкое 1внедрение договорных отношений, требует улучшенной службы арбитража, умрепления нароЩюго» хозяйства юриди,ческими .кадрами, реш'Ительного совер шенствования всб'й системы пдавового воспитания насе ления. Оборона. На.ше шво© мышлешю значительно расшири ло, возможность обеспечивать безопасность отраЕты-,поли тическими средствами. Одвак01, ‘пока мир милитариэован и Ч1реват вооруженными конфликтами, не снята военная, опасное,ть — нам нужна надежная оборонос|пособн1ость. ,,Па1ртия считает своим долгом заботвдься о том, чтобы наши Армия и Флот, имеющие столь большие заслуги перед Р01ДИН0Й, могли успешно -решать задачи, стоящие перед ними в сов|реме,нИых условиях. Для -этого необхо димо 1ВВСТИ дело к военной реформе —, да основе но-вой оборондаельной доктрины ,и принципа разумной достаточ ности. Поскольку военное строительство , ориентировано на шгаественные шказашели, надо всемерно повышать профессионализм вдров-ого состава, -поднять на, ^щовень, достойный славных традиций нашей Армии, кодекс чести тех, кто связал с нею свою судьбу. 'Партия будет доби- даться повышения престижа воинской службы, упрочения -социальной защищенности: и улучшения 'бытовых услойий ' военнослужащих ц их семей., Правовое государство предполагает действенное полити ческое руководство сферой обороны, подконтрольность во енного ведомства высшим органам' в-ласти при максималь ной открытости его деятельнос.ти с учетом достигнутого, уровня доверия меж1ду государствами. ,КПОС поддерживает П|рог|рамьму .конве-рсии оборонных отраслей промышленности при сохранении и умножений накопленного в них потенциала для использования в гражданском производстве, не додуская снижения каче ства техники, производимой для Вооруженных Сил. Внутренняя безопасность. Охрана государственных границ, противодействие иностранным разведкам, защита ,оо1ветского конституционного строя и прав граяедан — все это обязывает нас проявлять забо:ту о пограннчн'ых и внутренних войсках, выполняющих сложную и порой она. са^^ю 1МИССИЮ. Оставаясь в савременн-ых условиях жизнен- ,но яеобхо,димь1.м институтом поддержания общественного порядка, брганы внутренних :двл и госу:Дарственно.й безо пасности должны действовать строго в дамках закона и под ,шнтролем представительных ,органов власти. Правовое государство и самоуправляющееся общество. Партия исходит из того, что ф,арм1нравание нраво-вого- го сударства — сравнительно длительный процесс, на про тяжен,ии которого будут складываться сосишетствующая структура государ,ственных о-рганов, целостная система законов, накапливаться традиции, служащие гарантией против посягательств на |демонрати1Ю и .попыток возврата к произволу. Огромная роль в стано-влении правового го- ' сударства принадлежит развитию политической культуры. Принципы социализма и ,демократии могут быть вопло щены тем вернее и надежнее, че-м больше все обществен ные процессы будут регулироваться экономическими и правовыми, средствами, станет постепенно сокращаться потребность в применении государственного -принуждения. Фор'М1нрова(г1ие самода-равляющегося общее,шва позв-олиг раскрыть мошЦый творческий потенциал ;народа.' О новой Конституции СССР. Радикальное обновление нашего общества выдвинуло вопрос о- соэдаюи нового Основного Закона Советского государства. Считаем пра вильным активнее в-ести дело к принят,ию но1Вой Коисти- , туцш . • . НОВОЙ федерации Национальная политика КПСС на современном этане. Судь!ба пареотройки, будущее- страны в ог-роодаай мере за висит от тогО|, как будут складываться междационаиън-ые отноше1ния. Мы решительно отклоняем попытки перечеркнуть то великое и достойное^ что было внесено Октябрем в жизнь нашей страны, — но-нсолидацию и обретение,^осударствен- ности 1МИОШМИ народами., бьшшнми -на положении коло ниальных окраин Российской Империи, преодоление их отсташости, -новые ценности мшдаацион-ал,ьного . общения, чувство |рав,нопранно1Й ,п!рина|дл!ежности и великой миро вой державе. В то же время искажения ленинской дацио- иалъвой -политики пданесли иародам вашего многодацио- адального госу!дарства немало- страда-ний и потерь. Серьез ны© пробдемы нако,пил1нсь и в ходе объекшнвньос мигра- • циойных и дам'Ографических процекжов. -Магистральный путь выхо-да и з воаникшнх в этой сфе ре трудностей партия видит в последавательвом прове дении ,9коно1мичвской я политической реформ, в рещгг- теяьном отказе от сталинской, по сути своей _ унитарншг модели госу|дарствениого устройства!, в полной и после довательной реализации принципа федерализма. .Наш подход к вопросам развития наций и межнацио нальных отношений изложен в платформе КПСС «Нацио- ш л ьн ая политика партии в оовремецных условиях». В ее основ© лежат следующие ключевью 'Принцип-ы; безуслов ное соблюдение прав .гражданина любо-й национальности ш всей территории страны; |реалъное наполнение сударе- нктега соЕКЮвых -республик и новый уровень самостоятель ности всех видов национальной автономии; -сохранение целостности страны как федерации свободных и равно правных республик, добровольно делегирующих Союзу, часть своих прав ради достижения общих целей. Самооцределедае наций. Принцип самоопределения на ций 8 обновленной советской федерации предполагает сво боду национально-государственных образований -выбирать формы устройства жизни, институты и символы государ ственности. Наш идеал не унификация, а еданство в мно гообразии. Партия подтверждает свою -приверженность ленинско му цринцип-у права наций на-.самоо-пределение в-плоть до отдаления и выступает за принятие закона о механизме реализации этого пра-ва. В то же время, мы убеждены, что ослабление и тем более разрыв взаимных многооб- рааных и -взаимапроникаюищх связей повлекли бы труд- . ню предсказуемые негативные последствия для всех наро дов, да говоря уже, о судьбах людей. По.этому мы ^реши тельно п-ротйв с€па-дати|стс1ких лойунгов и движений, ве- .дуцр-х к разрушшию большого многшацишального де мократического государства Союз я союзные республики. Преобдазощание совет ской федеращш .до-лжно быть ориентировано на га|рмюни- зацию межнациодал^ых ошиошеня-й, установление опти мальной связи между союэньшй республиками и Союзом как их 'обидам образованием. ,КП-ас -считает необходимым развитие -даиюнорного прин ципа строения Союза. Это позволило бы отразить проис шедшие, значительные. пе|ремены, вопл-01тить новые под- , ходы но всему комплексу проблем национашиндго- про гресса и межнациональных отношений. При добровольной передаче в ведение Союза четко определенных функций . будет укрепляться, приобретая, констц'йуциюнные гаран тии, положение -союзных республик как суверенных госу дарств. . ' Реальный сувере-нитет -республик невозможен без их экономической 'самостоятельности,. Однако современная ’ экономика не может обойтись без центра, действующего на .макроуровне. У центра нет интересов самих по себе, отличных от коренных ин,те;ресю|в входящих в к^дедацию республик, народов,. При этом нужно четкое- разграни-чвние, компетенции Союза и республик, в том числе в планировании, форми ровании бюджета, налогавЮ1м и кредатвам деле, ценооб разовании. Экономической основ,о-й интеграционных про цессов, обновления и укрепления нашей федерации дол жны стать прямые договорные связи меж1ду предприятия ми всех )ре|ап'ублик и регионов,'формирун^щийся общесо юзный р,ьюок. Отношения республик с центром и между ними сами- ,ми должны учцгьшать <Й1ецифику каждой из них — ге- ог'рафинеское положение, исторические пути развития, 'формирования государстве|н|носгш, роль в сложившемся в -стране |роз|мещении производителшых сил, характер и уровень экономики, психологический сцтад и обычаи, да- 'оаляющих их народов. Развитие автономных образований. Совершенствование 'оовеггского феде-ративного гооу|да|р1ства предполагает 5 ук репление суверенитета, расширение прав автономных рес- пуб.чик,, автономных областей и автюн-омных округов, их возможностей шмостонтельно дашатъ крупные вопросы экономической, С 1 оциа|лъной и кутыгурной жизни. Партия 'будет уделять этому неослабное внима|ННВ1. Права наций и права личности. В результате миграци онных процессов 'И деформаций предшествующего разви тия появилась огшеность |для некоторых вародав утерять черты самобытности на ’ -своей исторической Родине. т<шу юправ,даиы -меры в защиту родного язьша, культур- ;но-этнических Особенностей и национальных духовных ценностей, своеобразия жизненного уклада, де-мографиче- окой :стр!уктури1каждой республики. Вместе с тем такие меры не должны проводиться за счет интересов и прав -граждан других нац'иональ-ностей, живущих в республике. Расизм-, шовинизм, нациошянзм не соЕ1местимы ни с принцапами со-циал-иэма, законами страны. Ни 'С 'Междуна|родными нормами. Ни один народ, дашвд бы -мдаочйслсвным он т бда . «е дотедеи утраттеь куиыгуру, яв-ык, свои непдаторимые, веками .скив- ' ' иос и характер. -Мы за -предоставлени® компактно проживающим национальным группам возмож ности создавать свои общественные^ образовательные, ре лигиозные и йные ассоциации, иметь культурные и ин формационные органы, школы, культовые сооружения. Скюбая забота на общегосударственном уровне'должна быть проявлена по отношению к малочисленным наро дам, их самобытному существованию и раз1витию, КП-ОС — аа безусловное право всех дададрв на сво бодное пользование родным языком, объявление, его го- сударсгвеяным в -пределах национашьно-госуда1рственной автономии. Русский язык обеспечивает обпщоСударстеен- вые потребности, в том числе во внещнепюлншичвскбй дезь тельности -Советского Союза, выступает как ' средство; -межнационального общения, целесообразно предать ©му статус официального да в г - ” --------- Коммунистам, верньм интернационализму, одишакшо дороги интересы' всех народов страны. Полоокение юир- тии, объедивяю-щей людей всех национальностей, дает возможность -и обязывает использовать этот политиче ский потенциал для |уретулирования -межнациональных I конфликтов. Так емы и намерены -действовать. VI мирному развитию человечества Новое мышление, новая внешняя подштика. Начав -пе рестройку и вызвав ею глубокие перемены во всей миро вой ситуации, определяя, какой станет такая держава, как наша, в результате обновления, мы взяли на себя громадную ответственность перед человечеством. -От ус пеха перестройки в С-ССР будет зависеть, каким вступит в XXI век весь. мир. В свою очередь, коренное оздоровле ние международных отношений, выход к мирному перио ду в мировом развитии отвечают жизненным интересам советского на-рода, способствуют -прогрессу перестройки. Внешняя политика, основанная да. новом омышшенни, уже принесла позитивны© результаты. БЛир в-ысвобюждает- ся от пут конфронтации. Стала очевиднее целостяость со временней цивилизации, которая нуждается в новой мш ■рювюй п-оиштике. Остановлена «холодная война». Отступи л а -опасность мирового военного конфликта Цроизошел благотворный -поворот к новвш отношениям между ССОР и США. -Одела'ны- первые- крупные шаги но пути п-ракта- чесного дазюружения. Диалог, -переговоры, становятся преобладающей -формой виеждувародных отношений. По- литйческие методы получают приоритет в урегулировании решонашьных нон-флинтов. Новое мьипление и новая внешняя поритика выдвину ли Советоний Союз на авансцену строительства безопас ного -и цивилизованного мирового -порядка. Мы — за сво боду соцившшо-политического выбора. Этот принцип в-ме- сте с принципом баланса -интересов ;должвн стать универ- ^эальным для наступающей эпохи, пр ави ть ее от поли тики с позиции силы и мишитаризованного мышления. Наш долговременный -внешнеполитический курс включает в себя: всеохватывающий диапазон взаи-мовьцодных равно, -нравных связей и контактов со странами мира; обновяе-- -ние и 'разв'итие сотрудничества с союзньшуш -государства,- ми и страцами-членаМ'И -СЭВ; инициативное участие в евро. пейоко1м процессе, строитетьстве «общеефопейското до ма»: активность в азиатско-тихоокеанском регионе целью пр-евращения его в зону ми-ра и -сотрудничества ■всемв(рное содействие ООН в реализации вновь отн шихся ее возможностей; оказание «(добрых услуг» в -датич-еском у|регулировании региональных конфликтов; тлнда(рность с народами и государствам.и-, отешаиваюнда- -ми -авою незав-исим01стъ против любого вмешательства из-ете. , В целях деми1литаризации мирового сообщества . наш ку,рс предусматривает: полное запрещение и поэтапную ликвидацию ядерного оружия, прекращение повсюду его испытания; запрет и ликвидацию химических вооружений и их пронзво-Д'Ства; радикальное сокращёние обычных во оружений и вооруженных сил на пути к устране-нию са-- мой материальной возможности наступательных войн; вы вод всех иностранных войск с территории других госу дарств, ликвидацию там военных баз; -недопущец-ие мили, тариза-ции коемцеа; реорганизахдаю военных союзов (впредь до их ликвидации) в коронно-политические объединения на службе общей безопасности и деждународной стабиль ности; глубокое сокращение военных бюджетов и конвер сию военной промышленности; постепенное приближение к в'заимнрй открытости- на земле, на море, в небе ц космо, се; эффективный контроль за военной деятельностью и соблюдением договоров. : : Партия у-беждена, что только- такая политика, ведущая, к 1ист01рнчес1ки необратимому -мирному периоду в равшитни. -человечества, ошве,чает подлинньш интересам Оаветского госуда-рства в настоянием и будуздем- К новому кач«:тву международного сотрудничества. С5удьбы народов Ари. безусловном суверенитете государств, в которых они живут,, перепиетены сетодвя теснее, ч е » когда-либо,. Это пре;дъявля|ет совершенно иные, -чем до -сих пор, требовании к мировой политике. Ее императивом становится объединение усилий -всего мирового сообщеф -ва в !решенни, 1Штобаиь1Ш.1х проблем человечества. Только общими усилиями- государств можно одолеть голод, цшцету, массовые эпидемии, даркома-нию, междуна родный терроризм, остановить нарастание криз-исных дис- ,п1кящрций -в развитии равных ча-стей .м-щж,.'Только.совме-. стными /действиями удастся преД|СЯвратить экояоричвскую -натастрофу, предвестники которой уже дают о -себе знать на всех континентах. Толвко устранение препятствий для ^ научно-техническото обмена,' превращение мирового хо зяйства в действительно ,мировое со-здаст материальный фундамент -дли -мирного развюия цивилизации. Движение к этим целям новой эпохи требует принципиально иного уровня меж!дуна1р|одного сотрудничества. Здесь" незашгени- ма 'роЛ'Ь 'ООН. Мы также за -взаимодействие со всеми про- • греоснвиы'ми о-ргар1изацил!ми локального, нонтинентальиогр, -ре-пнонапьнопо, международного /масштаба. Ж/шзявспособнастъ .мирового сообщества — в /мнютова- риантности разв,ития, в еда /мноюлнкости: яацишашьной, духовной, социаИыной, пошишической, географической, культурной. В русле общего прогресса -цивиашзахдаи мы в этом убеждены — возродятся и будут приобретать все большее в|лияриё. идеи социализма. Д|раматич©ск1не события в Восточной Европе — при всей специфике их от страны к стране — это бояезне/ннюе, .криэис-нюе преодо ление 'Негативно-го опыта, образовавшегося в борьбе за социализм в*крайне веблагоцриятных усл'овиях «холодней 1ВОЙИЫ» и без должного, учета национального фактора-. Л-еремены в восточноевропей'Мдах г о с у д а р с т в не ко- .леблют нашего дружественного отношения к их народам. КПСС рассчитывает, что начаты© там .реформы, как и перестройка в -ОСОР, создадут более естественную и пр ^ - ,иную основу для добровольных Бзаимовыгадных связей. КПСС открыта для сотрудничества с коммунистиче скими и рабочими, социашистиЧ'есними /и социал-демокра тическими, либеральными и национально-демократиче скими партиями, со всеми -организациям-и и ,движениями, стоящими на позициях мира, демократии и социальною " ^ ^ ^ в д рю й к а -открыла |в.озможность для преодоления ис- таринеского раскола социалистического движения, в-оз- рождеН’ИЯ его как мирового на оовременной основе. Нрос- матривоется — и КПСС ее приветствует — перспектива -консолид-ашии левых сил ц ■поиске путей к новому миру и социальному прогрессу. , VII К обновлению партии Партия сумеет, сохранить авангардные позиции, про должить на это,м крутом переломе начатое, ею и поддер жанное народом .дело, если сама -радикально перестркжг- Авторит-арный -режим крайне отрицательно оказался на партии, ее роли в обществе и методах работы. Сложи лась фактически ,п,артийно-государстванная структу'ра вла сти. Во Е-нутрипартийной жиз/ни были деформированы от- вршени-я -между первичными оргавюа,циями и руково-дя- -идами ор-ганами, ко-м-муиисты были отгорожены - от фор мирования партийной политики, спабо влияли на дея теяьность вышестоящих партийных комитетов. Большой вред причинили оверхцент-да-л-изация, подавление свобод ной мысли, .репрессии. Огром,ный ущерб престижу пар тии найесМ'И факты идетного- и нравственного перерожде- Й тем не менее в широких партийных массах сошрал няошсь приве-рженность ленинским идеалам, бде-корыстие, -самоотве]^еяность в служении да-роду. В КПСС всегда были- ,и действовали живые сапы, именно поэ/гаму даа сумела преодолеть -инерцию сталинщины и застоя, воз главила -револющюнный поворот и тем самым вно/вь до казала свою способность выполнять а1вангардную роль. .Ма-сцгтабно,сть и новизна /вставших задач остро поста вили вопрос о необходим-ости принцип-иольно изменить пюиожение КПСС в обхЦестве, избавляться от претенз/ий на 'цепогдашимость. от политического монополизма. При чем дива/мида перемен в общеегте дивтуе;Т быстрые те/а^- пы преобразовання, па-ртии — иначе, ей грозит быть от- . теснен/ной на обочину политической жизни. Эта ситуация остро осозна-ется партийными массам-и; все -более насл вдйчиво етав/ится вопрос, о реформировании партии, её глубокой перестрошге. Коммун-исшчесКая па/ргия Советского Союза — самр- уп-райлякица/яся- об-ществе/нно-политическая ор/ганизация, дх^ровольный союз единомъишеняиков-кбммунистов. 06- но/вленная КПСС /м-ьклится нам-и -как партия социал-истн- ческо|го выбора-, -которая выражает интересы - рабочего класса,, всех трудящихся, и строит свою политику на ос нове научного анализа, /новых реальностей, тво/рчески р/ав- -вивая наследие М-аркса, Энгельса, Ленина в /контексте всей общественной мысли и историчдакого, опыта XX сто летия. КПСС опирается в своей тео-рии и .практике на демо- к-дат!йче.с1ше и -гуманистические традатдаи всех да/родов Советского Союза. Органично сочетая национальное и ия- терна/цириалыное -начала, пар/пия неп/римирима к шови низму, национализму г а расизму, люоьм другим прояв- ления1м реакционной идеологии -и -мракоб-есия. Она очи щает свои рядь! ют тех, к/то отвергает ее /идейно-полити ческие и организационные основы, кто участвует в анти социалистических, националистических, антисоветских ор- ганизация,х и- действиях. Место и роль КПСС в обновляющемся обществе, КПСС будет нроводатъ свою политику и -бороться за- сохране ние положении пра-вящей партии -в ра/мках демо/кратиче- СК01Г0 процесса, завовв-ьщая на выборах голоса -избирате лей для получения мандата •народа на формирование ру ководящих органов в центре, республиках, на местах. - КПСС, -как и другие -общ€Стве1НЯ10тПО|литич©ск/йё органи зации и .ма-ссовьге -движения, участвует в управлении /го- сво-их представителей в С ^ е ты /народных депутатов другие государственные органы. Партия не -берет на,, се бя «госуда-рствен/ньге властны© полномочия,. Роль ее — быть 'де-мократически -приэнанным пол-итическим -лидером, действующим через -ко/ммунистов, /не претендуя на 'преи мущество и ,закрепление своего осо/бо/го- положения в Кон ституции СССР. В связи с зтим -партия считает необходи- ,мьБМ в порядке заквдодательной инициативы внести на Съезд нададных депутатов СССР соответствующее -пред- ложе/ние по статье 6 Осяо-вного Закона страны. КПСС, основьшацсь на принципах, марксизма-лениниз ма, ведет идейно-политическую работу в -массах, пропаган1дируя свою политику и программные цели, ,рас пространяя -гуман-истические цеднос/ги соцаашизяиа, аги тируя за осу-ществлен-ие задач перестройки. Освобдасдаясь от -несвойственных ей обяза/няостей, КПСС получает вовможноксть сооредоточить свои усилия да разработке теории, программ действий, на организа- торс-кой и во/спи-тателъной -работе, .осуществлении партий ной кадровой политики, решении задач консолидации об щества на путях Вго революционного обновления. В атом — главный смысл ее авангардной роли. Этому бу дут подчинены и ее новые ощноше/нил со всеми общест- /вен/но-пол/и/тичесними орга/низоцилмд, действующими в рамках Конституции СССР, — отношения диалога, дис куссии, сотрудничества и партнерства. Партия вед-нг /в профсоюзах самостоятельную общест- венную организацию, поддерживает ее стремление актш- но действовать, в интересах трудящихся, за-щнты их тру довых и социально-э'кономигаеских- прав. Н1ЮС СТРОИТ свои отношения с комсомолом на- основе идейного единства товарищеского сотрудничества и вда- имодействия, заинтересована в его непосредственном уча стии в выработке и -осуществлении св-оей иартия явилась инициатором утверждения гласности в стране. Она будет и -ьпредь делать все, чтобы гласи^то стала естественной средой мнения мощным средством прямого воздействия народа на политику и участия гдаждан во всех делах государ ства и общества, факторам необратимости и динамизации, перестройки. Учитывая важную роль ор ед№ информации в жизни оощьства, и прежде всего в^^осущест- в л ™ гласности, партия будет всеме-рно содействовать /их дейте.льноети, на демократической оснош- о/казывапъ свое идейное влияние на 1-шх. КПСС будет бороться про тив дезниформ-ации, использования средств массовой ин формации .в, личных и -групповых эгодатических ин/тере- сах /ДЛЯ 1разжига1Н1И‘Я медашдаошя-ыюй розни^ п-рещаган- ды -нде-й, чуждых гуманному, дем-ократи-ческому социализ- *^т-сцк мы /понимаем новую роль партии в обществе. Это не значит, что все ясно наперед. Развертывание реформ -по-зволйт уточнить ответы -на /многие -ко1нкреТ1Ные вощрр-, *^^Демократизация партии. Что нулшо сделать, -как из- - мевить струк/тлгру КПСС и характер партийной, работы, чтобы она .могла эффективно, осуществлять свою роль ^ новых уешовиях, с -учетом ее изменившегося положешс» ^ *Ну^^1гаубочайш ая демократизация партии, осно/вой ко/торой должда стать власть партийных масс. -По!д этим углом зрения следует переосмыслить прин цип де/мсжратического цент/ра1лиема, преоделеть такую его трактовка, которая позволяла использовать этот пр/ин; цип для насажден/ия -казарменной иерархической дисцип- ,лины!. Иначе не снять неудовлетворенность ко-ммунистов своей /ролью в политике и ■деятельности партии, не вер нуть -ка/ждо/му /из них чувство собственного до,стоинства и внутренаеи) еыллцды'. КПаС нуждается в подлинном демократазме вн-ртри- партийных дискуссий и процедур принятия реапен™, в атмосфере иастоя1ШЭго паИтийно/го /то.ва,рищвства. В ус тавном порядке -следует гарантировать коллегиальность в работе всех органов партии, плюрализм мдании. свободу кретики, многоо/фаеие ао/дходов и платформ, проведение в осо/бых случаях -рефвренду|Мюв, право мень шинства отстаивать, свои взгляды, при обязательном-вы л-олнении /решений, принятых бальшинсгвом. _ СЮнов/ление принципа де.мократичесиого ценггралда/ма призвано обеспечить демок-ратическое едиистоо ,па;ртии- ных -рядов, предупреждающее /о,бравование__фрак1даи со своей внутфе/нней организа/цией и дисцй/пли'Нои.__ Повышение' яепооредстве/нвой роли партийных, масс предполагает расшире/Няе прав первичных организации, являющихся ОС1ЮВОЙ -партий. Они должны иметь воздюж-, ность сами отвеггств-енно, с учетом -задач текущего /момен та и конкретных условий, решать вопросы своей струк- . ■туры про/гра-м/м и форм деяте/льности, периодичности и порядка -проведения -собраний, политических акций, дей- ствов-ать по таким правилам и процедурам, которые поз воляли бы им -реально влиять на работу и решения вы шестоящих -партийных -органов, ко/нферен-ций и -дтюз- ''*'°Камм,унисты обосиованно высшзьшаются за повышение самостоятеотьно/сти /первич/ных партийных о-ргашзаций в ко/ре/йных во-просах партийного строительства. И-ре/длага- етс-я предоставить иим окончателытое право пдаема -в пар тию, отнав-аться о т . кандидатского стаж а ' Эти и другие воп'росы ,должны быть о/бсуждены при ,широком участия , -ком/му/нистов, учтены при подготовке нового-- Устава -Подтверж/дая тарриториально-про/изводстве/н/ный прин цип, -то есть со1хр,анение партийных организаций в п/ро/ив- во-дственных и /других кошлекти:вах, /паргая высказыдает- ,ся з а то, чтобы иом-м/унисты актив/ню проявляли себя в их дея/ах, -в /деяталь/ност/и общественных организаций, ор ганов самоуправ.леиии-. ___ В /контеисте укрепления фундамента партии по-новегГс-д- видится важная роль ее районного звена, которое явля/ет\! оя прямым помощ-ник-о-м первичных парторганиза/ций ® ■работе, стоит ближе всех к -лю/дям — -ком1муни-ста-м и бес партийным. Необходимо -предусмотреть систему живой СВЯЗИ' -между -члеиам-и КПСС и этим звеном,. . . . . Выборы делегатов на конференции и съезды -до^ жны проводиться при непосредственном _ участ (Окончание на 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz