Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
7 февраля 1990 г., № 32 {18 629) Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Вы ступления на Пленуме ЦК (Продолжение. Начало ва 2-й схр.). По словам первого секре таря ЦК Компартии Узбеки стана И, А. Каримова, мне ние подавляющего большин ства коммунистов, трудя щихся Узбекистана сегодня можно сформулировать одно значно: мы за обновленную федерадию Союза ССР,- в которой каждая республика имеет свой подлинный суве ренитет и самостоятельность, мы за организационное и идейное единство обновлен ной КПСС; характер преоб разования которой раскрыт в докладе Михаила Сергееви- ка Горбачева о проекте Плат формы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии. Вместе с тем чрезвычайные ситуации по следних месяцев ясно пока зали, что если мы не уп реждаем события, а пар тийные организации на ме стах своевременно не реша ют назревших проблем, то, как правило, за них берутся другие, а это, в свою оче редь, чревато непредсказуе мыми последствиями. Напомнив, что благодаря сотрудничеству и взаимопо мощи народов страны в Уз бекистане создан крупный лроизводствённый потенци ал, оратор заметил при этом, что та административно-ко мандная политика, которая диктовалась унитарным госу дарственным устройством, привела к тому, что сегодня экономика республики носит однобокий, гипертрофирован ный сьфьевой характер и не сориентирована на нужды населения. Нельзя, к примеру, считать норма льным положение, ког да 80—90 процентов ос новной продукции сельского хозяйства вывозится без ка кой-либо переработки. В свое время перед рес публикой, продолжил Пер вый секретарь ЦК Компар тии Узбекистана, была по ставлена важная политико- экономическая задача: обес- Ч1ечить хлопковую Независи мость нашей страны. И она была решена, чего, кстати, не можем добиться в стране ни по хлебу, ни по мясу и другим важнейшим видам сельхозпродукции. А в ре зультате респ.ублика оказа лась на одном из последних мест в стране по потребле нию не только животноводче ской, но даже и плодоовощи ной продукции, социальному развитию села. Поддержав выдвинутое в ■Платформе , принципиальное дая республика б.удет отны- ' не самостоятельно опреде лять свое собственное раз витие, выступающий выска зал мысль о том. что это положение, будет звучать декларативно До тех пор, по ка на практике не будут созданы все необходимые ус ловия для реального его воплощения. По его мнению, ПРИ переходе на самофинан сирование, самоуправление практически не учитывает ся стартовое положение рес публики, ее социально-эко номическая база. Анализируя ту часть Платформы ЦК КПСС, где указывается на необходи мость укрепления гарантии права человека на труд, ора тор сообщил, что в Узбеки стане количество безработ ных растет и сегодня дости гает около 1 миллиона чело век. Он вьюказался за раз работку союзной программы по обеспечению занятости и внес предложение законодательно обеспечи вать не имеющих работы лю дей пособиями, которые бы гарантировали им прожиточ ный минимум. Решающее значение для ^ судеб перестройки, сделал Ч ^ ы в о д оратор, имеет ускоре- ние перехода страны на но вый механизм хозяйствова ния я управления. Одна ко, на его взгляд, но вая экономическая система, новый хозяйственный меха низм, к сожалению, ясных очертаний рока не имеют. О какой эконометеской само стоятельности и самофинан сировании для Узбекской ССР может идти речь, задал он вопрос, если так называ емая субвенция, а проще го воря, дотация из союзного бюджета .достигает в этом году тпех миллиардов руб лей? А это ни много ни ма ло 30 процентов от всего республиканского бюджета. Прямо связав с этим другой вопрос, — о пересмотре оп латы за многие виды сель хозпродукции, например, та кой ведущей в Средней Азии культуры, как хлопок-сырец, — руководитель парторга низации Узбекистана предло жил еще раз рассмотреть положения, связанные с соб ственностью на землю и нед ра. На его взгляд, такое уп рощенное определение, ко торое дано в проекте Плат формы, не отвечает смыслу и духу обновляемой федера ции. не будет способствовать ■ рациша'Лг.ному использова нию природных богатств. Правильным назвал ора тор намеченный в проекте Платформы курс на повыше ние самостоятельности и от ветственности компартий со юзных республик. Оказав поддержку тем предложени ям, которые касаются фор мирования руководящих ор ганов КПСС, он, вместе с тем, выступил за то. чтобы в центральных органах ж, КПСС было обеспечено обя- зательяое представительство всех компартий союзных рес публик на равных условиях. Партии сегодня, как ни когда. отметил первый сек ретарь ЦК Компартии Узбе кистана, нужны четкие твер дые позиции по всем прин ципиальным вопросим, свя занным с обновлением на шей федерации и перестрой кой в КПСС. К сожалению, сказал он далее, в Платфор ме не определены четкие по зиции в отношении тех, кто, прикрываясь лозунгами пе- рестройки и демократии, используя текущие трудно сти и проблемы, сегодня де стабилизирует обстановку, создает параллельные орга низационные и иные струк туры для захвата политиче ской власти. КПСС как правящая по литическая сила и дальше будет нести ответственность з а положение дел в нашей стране. Но надо отдавать се бе отчет в том, что партия не сумеет вьщолнить своего предназначения как инициа тора перестройки, если вьшу- стит из рук главные рычаги кадровой политики. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли так декларировать в Платформе положение о том, что выход из партии не влечет за собой никаких по литических последствий? Мудрость Платформы, по мнению члена ЦК КПСС, председателя Госкомитета СССР по народному образе ваняю Г. А. Ягодина, состо ит в том. что она не ставит других целей, кроме обще гуманных, абсолютно таких с которыми нельзя не согла ситься, в центре которых — человек, его счастье и бла го. Это важнейшее достиже ние концепции. Ошибкой ру ководства 20-х и более поед них годов был отход от мар ксизма, субъективизм, а мо жег быть, и субъективный идеализм. Тогда теория ста ла главнее, чем практика Оратор высказал опасение что сейчас, когда мы закона ми пытаемся заштопать тя желый, с дырами и прореха ми бюджет, не делаем ли мы такие же субъективны ошибки. И вместо того, что бы говорить о человеке сфере производства и опре делять возможности улучше ния этого производства, сос редоточились на архиваж- ных, архинужных, кричащих вопросах, но все-таки вопро сах раопределения, которые всегда будут вторичны, осо бенно в условиях дефкщита. Призвдв активно поддер жать идеи Платформы о по сте президента, выступаю щий отметил, что коллеги альное руководство прекрас но до тех пор, пока оно не приводит к коллективной без- . ответственности. Должен быть обозначен тот пост, тот человек, который берет на себя полноту ответственности за будущее страны и за ее настоящее. Конечно, хоте лось бы избрать президента всенародно прямым и тай ным голосованием, но, веро ятно, времени у нас для этого нет сейчас и, может быть, до принятия новой Конституции 'э т о следует сделатв на Съезде народных депутатов, а в Конституции обязательно и точно огра ничить и сроки, на какие следует избирать, и обозна чить тот механизм, который позволит контролировать де ятельность президента, пото му что история у нас уже, при всей ее краткости, бога та крупньши' просчетами в _ этом отношении. Положение о государстве должно быть обозначено в , концепции более четко. Ко нечно, Союз Советских Со циалистических Республик — добровольное образование. И насильно туда загнать нель зя, можно принять, и при нять только на условиях со юзного договора. Это значит, что мы объединяемся в Со ветский Союз, потому что это нам выгодно. Вьиодао при решении таких вопро сов, как оборона, иностран ные дела, транспорт, единая энергетическая система и тому подобное. Но этого’ ма ло! Когда мы объединяемся в Союз, мы должны принятъ на себя определенные обяза тельства. Не только мы вхо дим в Союз, но и нас при нимают в Союз. И здесь то же должны быть четко обо значены условия. Какое главное условие должно быть обозначено? ' Права человека в. социали стическом государстве на территории всего государст ва. Абсолютно одинаковые для всех без всяких исклю чений! Второе условие должно быть — официальный госу дарственный язык. У госу дарства мало возможностей для консолидации, и те, ко торые есть, йздо исдользо- Еще одно условие — эк вивалентность образования на всей территории Совет ского Союза. И, конечно, обязательное исключение сегрегации по национально- . му признаку в любых обла стях. Нужны обязательные государственные программы по проблемам, которые тре буют особой заботы всей страны и будут фактически цементировать общество. Председатель Госкомите та согласился с тем, что целью Платформы правйльно сбозначен человек. Но мы ,не продвинемся ни на шаг вперед, если уровень жизни человека будет определяться не его компетентностью, про фессиональным трудом, от ветственностью, дисциплиной, а внеэкономическим распре делением. Внеэкономическое распределение, каким бы мудрым оно ни бцло. всегда будет кого-то устраивать, а кого-то не устраивать. Нас сейчас сдерживают уровень культуры и компетентность. Сколько технологий закупле но у развитых стран, но я, как химик, заметил оратор, не знаю ни одного завода, который бы вьппел на про ектную мощность. Не хвата ет квалификации у рабочих, не хватает квалификации у инженеров. Мы все думаем, купим компьютеры и пойдет наше образование. Не снимая своей просьбы по компьюте рам, скажу: учитель нужнее, чем компьютер. Инженер и рабочий нужнее, чем завод, В Платформе ЦК, с удов летворением подчеркнул вы ступающий, отмечена необ ходимость увеличения затрат на развитие материальной базы образования. Апогей недоверия к орга нам власти и руководству партии ещ е .не наступил, но от роковой черты мы уже недалеко, заявил секретарь парткома Ленинградского производственного объеди нения «Ижорский завод» Ю. П. Архзшов. Народ ждет решительных конструктив ных действий от правитель ства и народных депутатов, а коммунисты — от руко водства партии. Народ под держивает перестройку, но, по мнению оратора, это не означает поддержки партии. Анонимный опрос уже вы шедших из партии — а вы ход из КПСС резко возрас тает — показывает, что большинство из них ушло из-за недоверия к партии и ее руководству. Первым шагом к снятию или, по крайней мере, умень шению недоверия должен стать сегодняшний Пленум, который обязан однозначно высказаться за признание многопартийности, отмену шестой статьи Конституции и радикальную реформу партии. Выступающий предложил принять на Пленуме два до кумента. Один — чисто по литического значения, нап- цию КПСС в период подго товки и проведения XXVIII съезда, определяющий ос новные, концептуальные на правления. В нем пока пре ждевременно принимать все, что рассчитано на длитель ное действие, на период пос- •ле съезда. ■ Второй документ органи зационный -г- регламент подготовки и проведения XXVПI съезда КПСС. Имен но от этого периода зависит ■судьба партии, -судьба пере стройки. Кроме констатации кризи са в партии. Платформа, счи тает оратор, должна содер жать в основном концепту альные направления деятель, ности КПСС в предсъездов ский период. За основу мож но было бы взять демокра тическую Платформу, приня тую 21 января на конферен ции партийных клубов и ор ганизаций в Москве, в кото рой нашли отражение реше ния партийных конференций крупнейших коллективов Ле нинграда, Москвы, других городов. В качестве меро приятия по регламенту он предложил сформировать на Пленуме из членов ЦК и нз приглашенных избиратель ную комиссию для избрания оргколгатета по подготовке и проведению съезда. Числен ность комитета установить в пределах 50—60 человек, определить норму предста вительства и самым демо кратическим образом, пря мыми альтернативными вы борами по партийным окру гам до марта избрать членов Оргкомитета. Поручить Орг комитету подготовку съезда, подчинив ему часть аппара та ЦК КПСС для текущей работы, а секретарю ЦК КПСС Г. П. Разумовскому оказывать Комитету необхо димую помощь. , В трехмесячный 'срок Ко митет должен провести пря мые выборы делегатов съез да по партийным округам, окончательно определить предложения по подготовке его повестки, а также под готовить проекты докумен тов — Програм1М1у и Улетав Данное предложение, ска зал выступающий, не следу ет рассматривать как акт недоверия к ЦК КПСС, ко торому по Уставу полагает ся готовить съезд. Это пред ложение направлено на то, чтобы найти новую форму не монопольной, а альтер нативной подготовки к съез ду основных документов. Центральный Комитет может внести на съезд свои вари анты документов. Съезд предлагается про вести в два этапа: начать его в конце мая, сбоудить представленные альтерна тивные документы, принять ах проекты в первом чтении и направить на обсуждение всей партии, затем работу съезда прервать. Через ме сяц, в конце июня, возобно вить работу съезда, оконча тельно, с учетом обсуждения, принять Программу и Устав и избрать руководящие ор ганы партии. Говоря о сроках проведе ния отчетов и выборов в пар тии, оратор подчеркнул, что проведеиный референдум в в объединении по этому воп- . росу показал, что чуть более половины коммунистов вы. ступают за отчеты после съезда. Коммунисты ждут радикальных решений Пле нума. с нетерпением и на- дакдой. Еще есть шанс сох ранить партию, и его нельзя упустить. • Сегодня не просто обсуж дается вопрос о подготовке к очередному съезду партии, а решается ее политическая судьба, сказал первый сек ретарь Московского горкома КПех: Ю. А. Прокофьев. Нужна конкретность пози ции в целях и средствах их достижения. Не определимся сегодня — завтра будет по здно. Партия и без того ка- тастоофически запоздала в процессах демократизации, отстала от темпов обновле ния общества. Сегодняшняя жизнь выз вала небывалое движение партийцев, побудила комму-'- нистов к самостоятельному поиску выхода партии из коизясного -состояния. Дис куссия в столичной партий ной организации о роли и месте КПСС в современной политической системе дала как принципиальные подхо ды к перестройке партии, так и конкретные предложе ния по содержанию ее про граммных документов. Бога тый материал накоплея и в других парторганизациях страны. Все это известно руковод ству ЦК, однако разосланный документ по существу воз вращает нас на два года н а зад, к XIX партийной кон ференции. Прежде всего это относит ся к разделу о партии. Не обходимо яснее изложить от ношение к 6 статье Консти туции СССР, заявить одно значно, что КПСС выступает за ее пересмотр. Следовало бы от имени Пленума пору чить коммуннстам-депута- там внести соответствующие цредложения в законодатель ный орган. Дальнейшее за тягивание с этим лишь уси лит негативное отношение к партии. В своей. Платформе мы прежде всего должны ходиуь из политических реа ЛИЙ: общество уже живет условиях фактической ма гопартийности, острой поли тической конфронтации, же сгкой борьбы за власть. Е стране действуют, сплотив шись. силы, противостоящие социализму, они ведут борь бу без правил. Надо выра ботать адекватную моменту стратегию партии. Нельзя тянуть до съезда с практи ческим решением вопросов о расширении прав первичных партийных организаций, ко торые уже во многих случа ях явочным порядком реали зуются: приема в партию и выхода из нее, процедуры избрания секретарей и чле нов партийных комитетов и бюро, оставления первичным партийеьш организациям до 50 процентов членских пар тийных взносов. Нужна не декларация «власти партий ных масс», а 'закрепление механизма, гарантирующего реальное участие каждого коммуниста в выработке и принятии партийных реше- Первостепениый вопрос — выборы делегатов на съезд. Секретари первичных парт организаций- Москвы выска зались^ за прямые, тайные, альтернативные выборы де легатов, за предоставление местным партийным орга нам права самим определять мехашгзм проведеноия выбо ров. Знаю, что эти предло- жшия созвучны с настроени ем коммунистов многах ре гионов страны, как и инициа. тива приблизить XXVIII съезд и провести его не по зпнее июна Думаю, надо поддержать это предложе ние М. С. Горбачева. Целе сообраедо завершить выборь делегатов заблаговременно чтобы они сами имели воз можность подготовить соот ветствующие документы съез Надо, продолжал руково дитель СТОЛИЧНОЙ парторга низании, накгаец, учесть на стоятельные требования ком муяистов сократить и наче ственно обновить аппарат дать право партийным ко митетам самостоятельно ол ределять структуру и чис ленность аппарата, его за работную плату. Нужен бо лее предметный раздел и о бюджете партии. Цредложения по формиро ванию центральных органов партии содержат явные про тиворечия. Если предлагает ся в промежутках между съездами проводить общепар тийные конференции, то за чем недемократичный меха низм кооптации? Невозмож но объяснить, почему выс ший руководящий орган для коммунистов РСФСР избира ют товарищи из других со юзных республик. Видно, что документ рож ,ден, как и раньше, в каби нетах аппарата. Даже на за седакиях комиссий ЦК Плат форма предварительно не обсуждалась. Вместо того, чтобы учесть многотысяч ные предложения партийной массы, занять четкие пози ции, в ней ставятся общие задачи, решение же их от носится на неопределенную перспективу. Народ обеспокоен, куда мы идем. Нельзя идти на уступки в деле социальной защищенности трудящегося населения. В нашей плат форме исключение эксплуа тации человека чележеком должно быть отражено с большей определенностью. В докумеятё ке выражены дол жным образом интересы ра бочего класса, который со ставляет без малого полови ну партии. Нельзя игнориро вать наличие сегодня в пар тии многих течений. Поэто му вопрос вопросов — оп- ределение идейной основы обновляемой партии. Поли тический "плюрализм — не идейная всеядность. Время заигрьшаний прошло. Теряя идейное единство, партия теряет свою перспективу. События последних меся цев требуют от нас динамизм ма, подчеркнул в заключе ние оратор. Мы должны быть партией активного действия. Перемен надо не желать, а осуществлять их. Повсеместно обсуждаются вопросы о" партии, но наря ду с многообразием мнений о том, какой ей быть, все нас тойчивее и всерьез обществу подбрасывается проблема: а быть ли вообще КПСС? Так начала выступление канди дат в члены ЦК КПСС, за меститель Председателя Пре зидиума Верховного Совета РСФСР Т. г. Иванова. Ак тивизируются силы, стремя щиеся подменить перестрой ку в партии перестройкой партии, имея в виду, конеч но, идейные основы ее дея- тельн1ости. отметила она. При всем различии взглядов на конкретные вопросы, свя занные с пожотовкой к съез ду, выборам делегатов и формированием руководя щих органов, у ксммунистов должна быть обпгая позиция. И она есть. Партия сохра нит и упрочит свой автори тет, только как партия реаль ного действия, отражающая потребности народа, защи- щаюшая его интересы, сво евременно и адекватно реа гирующая на бурные изме нения ситуации в обществе. Поэтому по.питическая плат форма ЦК КПСС не может быть только программой, раскрывающей перспектив ные или стратегические це ли, как в основном она сфор мулирована. Платформа дол жна стать, мобилизующим фактором и для первоочеред ных действий. Предложенный ее проект, по мнению оратора, направ- ■ лен на консолидацию и сози дание. В значительной мере он отражает жизненные уст ремления людей. Но в доку менте недостает того, чего особенно ждут и миллионы коммунистов, и весь народ; как партия будет добивать ся вьшоляения своих про граммных установок? Как должна действовать партия в новых условиях? Выступа ющая предложила допол нить документ конкретными уточнениями — поручением коммунистам найти свое ме сто в деятельности самодея тельных формирований, кон- стр,уктивно участвующих в перестройке, идеей обсуж дать в первичных партийных организациях проекты осно вополагающих законов. В выступлении предложено так же сформулировать в Плат форме соответствующие на казы народным депутатам, делегированным партией. Одним из таких поручений могла •бы стать разработка варианта первой главы Кон ституции СССР «Политиче ская система» с учетом прингщпов, изложенных в обсуждающейся Платфор- Значительную часть вы ступления заняли проблемы коммунистов Российской Фе дерации. Партийцам респуб лики -трудно пока реализо вать провозглашенные и реально входящие в жизнь КПСС демо1кратические принципы, не имея общего объединяющего начала. Про цедура избрания Рюсоийско- го бюро ЦК-КПСС, по сло вам оратора, не добавила авторитета Центральному Комитету, а главное — труд но рассчитывать, что бюро сможет стать органом, ко торый по своему влиянию на партийную жизнь ока жется равнозначным ЦК компартий союзных респуб лик. Вьютулающая подчерк нула, что отдает себе отчет в сложности этой проб,пемы, по ее мнению, нужно обсто ятельно посоветоваться с коммунистами. Она предло-" жила еще до съезда, • неза висимо от сроков его прове дения, провести российскую конференцию КПСС, где в числе других неотложных проблем обсудить и этот вопрос. Поручить ее подго товку можно было бы Рос. сийскому бюро ЦК. Мы в республике часто но1- льзуемся синонимами " Ком партия Белоруссии, респуб ликанская,партийная органи зация, сказал член ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Е. Е. Соколов. На бытовом уров не это объяснимо. С точки же зрения политики сино нимичность этих понятий можно принять с оговорка ми. Новый статус необходим не республиканской партий ной организации, а именно Компартии Белорусски. Это наделит коммунистов рес публики новым качеством, они станут не йросто испол нителями, ‘а инициаторами, создателями политики, при чем полномочия Компартии республики должны быть мак; симальиьши — от права ре шать все организационно структурные, кадровые, фи нансовые вопросы до приня тия политических програм мных документов. Некоторые утверждают, что К о ш а р т » Белоруссии собственная программа не нужна, так как она будет по вторять Программу КПСС. Да, по щрищ,ипиальным воп росам расхождений бьиъ не может. Моя позиция такова: я —. з а самостоятельность компартий республик, но — против их обособления, про тив федерализма в КПСС. ■ Вместе с тем не учитьшать национально , исторические, политичесЩге, социально- экономические и другие осо бенности в развитии той или иной республики — значит, впадать в бюрократический централизм. Оратор предло жил в проекте Платформы записать: «Компартии рес публик могут иметь собствен ные программы, а также дру гие политические докумен ты». Что касается Устава, то, по его мнению, он дол жен быть единьш для всех коммунистов Страны. В проекте Платформы до статочно широко представле. ны направления демократи зации партии, позволяющие преобразовать ее в организа цию, диалектически разви вающуюся, динамичную, са мообновляющуюся. Однако некоторым положениям, по мнению оратора, не хватает конкретности. В частности, в общем виде говорится о пра. вилах и процедурах, которые позволяли бы первичным парторганизациям реально влиять на деятельность вы шестоящих партийных орга нов. Формулировки здесь дол жны быть предметнее, чтобы сориентировать ком1мувистов на более продуктивное об суждение. Что имеется в виду? Вряд ли сегодня, когда мы особен но нуждаемся в единстве во ли и действий, нужно отка зываться от такой нормы де мократического централиз ма, как обязательность реше ний вышестоящих партийных органов для нижестоящих. Вместе с тем очевидна за костенелая жесткость этой нормы. Видимо,' избавиться от этого можно, введя во внутрипартийную жизнь ме ханизм «ратификации» ре шений партийных комитетов большинством первичных партийных организаций. Именно первичных, что и сде'лает их активными и прямыми участниками выра. ботки политики партии. Ра зумеется, это не должно рас пространяться на решения представительных органов партии — съездов и конфе ренций. Важно четко огово рить круг вопросов, вноси мых на «ратификацию» по всем уровням. Фор.мирование атмосферы открытости, расширение Воз можности для каждого ком муниста участвовать В ' вы работке партийных решений неизбежно ставят в повестку дня вопрос о единстве пар тийной воли, единстве пар тии как политической орга низации. При этом под един ством понимается не состоя ние, а процесс, что больше соответствует сегодняшней роли партии. Отсюда логич но, вытекает вывод о целесо образности внутрипартийной состязательности подходов и платформ, защиты, прав меньшинства. Формула здесь видится такой: надежная за щита господствующих в пар тии идей и непременный учет мнения меньшинства. Единство партийной воли невозможно без усиления дисциплины, продолжал ора^ тор. Мы должны без устали повторять ленинскую мысль: партия без дисциплины — это уже не партия. Нелишне напомнить об этом’ и в Плат форме ЦК КПСС. В процессе перестройки мы все меняемся, учимся. Это уже стало расхожей ф р а - , ЗОЙ. Но лом1ка стереотипов, поиск новых подходов и ре шений подразумевают ли со кращение всего и вся. пре дусматривают ли право на шараханье нз крайности в крайность? Эти мысли, возни кают у меня всякий раз, ког да я читаю в прессе, слышу по радио довО|Ды в пользу безаппаратных партийных ко митетов и придания им ста туса постоянно действующих органов. Но возникают очень серьезные вопросы. Не сузит ли это коллективность в ра боте? Не обеднит ли спектр мнений коммунистов, послав ших своих представителей в райком или горком?. Не приведет ли к поверхностной проработке решений? И са мый главный здесь вопрос: придание членам выборных органов, особенно низовых, статуса профессионалов, их отсутствие в партийной мас се не ослабит ли связь КПСС с народом? ■ Платформа — документ политический. В нем есть та кое неоднозначное для наше го общества положение, как частная собственность. Оно должно быть с точки зрения сферы применения очерчено более четко. Десятки лет наши люди воспитывались в духе «дать больше общест ву, чем себе». Им и решать, каш е формы собственности иметь и в каких пропорци ях, ооотщошениях сочетать их. чтобы как можно полнее раскрьггь потенциал социа лизма. ' Демократизация безвлас т и я — так называют некото рые публицисты ситуацию в стране. Натяжка очевидная. Но ведь и не скажешь, что никаких оснований для тако го определения =нет. ' Люди устали от усиливающихся беспорядков, от межнацитияа. льяых конфликтов. Льется кровь невинных людей. Не делями и месяцами не ра- мократизации. подчеркнул ботают не то что отдел!-ные он, то о«а первая и должна предприятия — целые реги- была перестроиться. И то, оны. ' что она этого не успела сде- ОбстаноБка требует реши- лать, подрьгаает доверие к тельного усиления централь, партии Нужны прямые вы- ной власга, боры всех руководителей, У Председателя Верхов- включая Генеральното сек- ного Совета СССР Генераль- ретаря и членов Политбюто, ного секретаря ЦК КПСС "по . партийным округам. Ря- ответственность перед на- довые коммунисты спосошы родом, перед партией гро- оценить лидера, мадаая. Но соответствуют ли Есть ли у нашего прези- зтой ответственности его пол номочия? Речь идет о том, чтобы глава государства — он же лидер правящей пар тии — обладал полномочия ми, которые, не противореча функционированию демок ратических. институтов, поз воляли бы употребить власть там, где это необходимо в ин дента, как мы его называем, реальная власть? — спро сил выступающий. Мы самц избирали народных депута тов СССР, но пока, крЬме говорильни, ничеуо не уви дели. Законы принимаются, видимо, не в той последова тельности, а потом не нахо дят отражения в реальной тересах перестройки, в ияте- жизни. И если, поручить Мя- ресах советского народа. Признаком движения по пути демократизации . наз вал мастер-взрывник шахты «Кочегарка» производствен ного объединения «Артем. уголь» Донецкой области К. Г. Фесенко тот факт, что в работе Пленума принима ет участие делегация шахте- Перестройка, продолжал он, была необходима, это теперь понимает каждый. Й предложила ее партия. На до проанализировать, как же произошло, что сегодня партия находится в каком-то непонятном ссютоянии, Ошакомились мы с доку ментом, но некоторые его положения вызывают сомне ния. Например, о радикализ ме в экономике. Рабочие счи тают. что радикализм должен быть прежде всего в гласно сти, демократии. А мы, не имея правовой базы, необхо- хаилу Сергеевичу занимать ся только президентской де ятельностью, то вряд ли мо жно будет чегол:о. достичь, поскольку нет механизма ре- • ализации принимаемых ре шений', Структура партии ус тарела, необходимо сокра тить партийный аппарат, тшк- видирювать райкомы пар тии в городах и горкомы в областных центрах. " Побеседовав на днях е М. С. Гор(бачевым, отметил в заключение шахтер, мывъь яснили позиции и приняли решение консолидировать на ши усилия. Рабочее движе ние конструотивно, и боять ся его может только аппа рат, который опасается потерять свои кресла. Коммунисты республики со лидарны с тем, что необхо димо действовать решитель нее и, главное, переходить от обфих верных рассуящ енй к конкретным действиям, димых механизмов, начали подчеркнул член Централь-' шарахаться в экономике из ной ревизиоиной комиссии стороны в сторону. Старая КПСС, первый секретарь ЦЙ монопольная система в эко- Компартии .Латвии Я. Я. В аг- . номике изжила себя, но мы рис. Правда, следует самокри- двинулись к рынку без ка- тично признать, что до сих ких^либо законов, и он пре- пор и мы сами недостаточно вратился в натуральный гра- активно и конкретно ставили беж. Говорим о нарашрва- эти проблемы перед высши- нии вьшуска товаров для на. ми органами партийного иго- рода, но при этом игнориру ем ситуацию в базовых от раслях. Новации академиков довели угольную промь^шлен- ность до ручки. Недопустимо говорить: шахтеры—заба|Сговщики и рвачи, а забастовки только и ' сделали, Что подорвали эко номику. Ведь имешю благо даря им перестройка подня лась от самого корня, и если этот корень закрепится, сударстъенного руководства. Нельзя не сказать и о том, что нас не удовлетворя. ет продолжающаяся практи ка подготовки важнейших об щепартийных документов в московских. кабинетах, без привлечения к этому пред ставителей компартий СОКИ НЫХ республик^ В частности, проект обсуждаемой сегодня Платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду партии мы и процесс перестройки пой- впервые увидели здесь при дет. Откуда этот устаревший подход? Забастовки можно было предотвратить. Но во время поездок М. С. Горба чева местные аппаратчики регистрации. А он требует времени для более глубокого анализа и осмысления. Среди важнейших целей делали все, чтсИ5ы скрыть перестройки выступающий правду, подготовить людей выделил проблемы кардина- V бйЛРПЯМ с ним*’ Ес.тш бы “ ^ льного обновления Союза Советских Социалистических Республик, обеспечение са мостоятельности республик на стабильной договорной ос нове, демократизацию и пе рестройку в самой партии. Остановившись на вопро сах Союза, он сказал, что реальная обстановка в ряде к еседам .' ли тогда говорили правду,, при нимали меры, может, и не произошло бы забастовок. Сейчас, заметил шахтер, много говорят о 6-й статье Конституции, Это надо по нимать однозначно: сейчас особые права в обществе за креплены не за П^тией, а реальная оостаиовка в ряде зд ее аппаратом. Я рядовой районов страны как бы под- коммунист, и у меня нет ни- халкивает к мысли о необхо- какои руководящей роли, димости закона, определяю- Она у аппарата, и в основ- * щего порядок выхода респуб- ном из-за его консервативной лики из Союза. Такой закон, оппозиции перестройка ^ не очевидно, нужен. Но реше- даижется. Возможно, сейчас, проблемы следовало, по когда перест^юика пошла сни- мнению вьютупающего, на- зу и подкреплена^^ решения- ,^аxь с законодательного оп- ми сверху, она пойдет бо- ределеяия того, как нам жить лее резвыми темпами. Но ап- вместе и жить справедливо, парат за всеми демократи- честно, на благо всех и каж- ческйми явлениями увидел дого. А уж затем определять, личную угрозу себе. Так ска.зать, порядок «разво- из-за,чего партия теряет ав- да», раздела имущества и торитет, кто ее дискредити- х. п'. Долг партии, неукосни- рует? Аппарат. тельно признавая право на- Сеичас идет предвыборная ций на самоопределение в кампания. У нас в городе полном их объеме, конечно представители , партийных ор ганов избегают соперничест ва с рабочими, переходят в другие округа. Мы трудим ся, нам некогда заниматься аппаратными играми, а пар- гийньй аппарат ведет й кон тролирует подготовку к вы борам. С огромным трудом удается и нам своих предста вителей перевести в другой округ. Так что: в одних ок ругах выдвигаются предста вители аппарата, в других— рабочие. Это методы, кото рые не найдут поддержки в народе. Товарищ Месяц здесь -го ворил о шельмовании парт аппарата. , Вы вот занима лись сельешм хозяйством и что, у нас нынче полные прилавки? Ну как можно го ворить, что вас кто-то шель- Нам е" детства говорили, что всякая революция на чинается с захвата почты^ телеграфа, словом, инфор мации. Так вот, сегодня вся информация в руках партий ного аппарата, и он научил ся ею пользоваться, А :^ына местах информацию, в прин ципе, не Получаем. Оратор подверг критике кулуарную подготовку же, стоять на позициях , ализма, целесообразности . <и бороться против тенденции сепаратизма. Строить демок ратическое правовое об щество и государство без прочного внутреннего сти мула единства, заинтересо ванности друг в друге невоз- можно. К сожалению, и в проекте Платформы ЦК КПСС новые контуры Союза обозначены весьма расплыв чато. Поэтому оратор счита. ет необходимым выработать и принять Закон о Союзе или новый договор о Союзе до XXVIII съезда КПСС. Говоря о радикальной эко номической реформе, он об ратил внимание на то, что не первый год со всех три бун СЛЫШ1Ш о том, что эко номической осковой интегра ционных процессов, обновле ния и укрепления нашей фе дерации должны стать пря мые договоры, договорные связи между предприятиями, между респуб|Ликами и реги онами. формирование обще, союзного рьшка. Но столь Же часто приходится гово рить о неэквивалентности экономических отношений республики и центра. давнего Всесоюзного сове- противоречит законам СССР щания представителей рабо- и в частности Закону чего класса, нрестьшства, инженерно - технических ра ботников. Аппарат дает Ге- экономической самостоятё"- льности прибалтийских рес публик И проиллюстрировал неральному секретарю от- свою мысль на примере Лат- фильтрованную цшо, а потом его же оовиня- ет, что не те решения при няты. Конечно, аппарату вьшодно говорить, что на ме стах все хорошо, перестрой ка идет полным ходом. Но тогда принимаются нереаль ные решения, оторванные от жизни. Рабочий считает необхо- которая специализиру ется на производстве мяса и молока в основном на приво зных концентрированных кор мах, рассчитываясь при этом произведенной про дукцией. Взаимная экономи ческая зайнтерееованность в этом должна строиться на стабильном и долговре менном договоре об объемах димым расширение гласное- взаимных поставок. Оратор ти в работе Политбюро и Центрального Ком'итета КПСС. Е1сли партия первой выдвинула требование де- (Продолжение на 4-й стр.),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz