Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
Л ЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 7 февраля 1990 г., № 32 {18 629) Окончание доклада М. С. ГОРБАЧЕВА Начало на 1-й стр.) запасов на предприятиях! И в это время по всей стране идет гул — не хватает ре сурсов. Больше того, не хва тает на рынке элементарных товаров. Значит, опять нет механизма, который стиму лировал бы предприятие иметь столько ресурсов, сколько нужно, а от всего остального избавляться. Можно ли рассчитывать на успех экономической ре формы, если процветает дол гострой? Мы помним, с ка ким упорством, достойным лучшего применения, пред ставители Госплана, когда обсуждался проект плана на 1990 год, доказывали, что нельзя больше сокращать фронт капитального строи тельства. Только за прошлый год сверхнормативная «не завершенка» возросла на 20 млрд, рублей, поглотив 4 /5 прироста национального до хода. Это при том, что ры нок стройматериалов испы тывает колоссальный голод, а заявки торговли, даже по скромным подсчетам, не удовлетворены на 3 млрд, рублей. А ведь речь идет о прямом товарообороте, о де нежных ресурсах, находящих ся у населения. Этот реестр неиспользо ванных возможностей я бы мог продолжать примерами из области ресурсосбереже ния, хранения и переработки вторичных отходов и т. д. Там масштабы потерь еще более разительны. Такое по ложение дальше просто не допустимо. Мы можем изба виться от этих застарелых болезней нашей экономики. Только двигаясь вперед, внед ряя в рамках экономической реформы хозрасчетные отно шения. Все попытки как-то подстегнуть путем команд — это все обречено, това рищи, уже давно, десятиле тия не срабатьюает. И тем более не будет срабатывать сейчас. Во всех эшелонах уп равления народным хозяйст вом, у всех трудовых кол лективов должны быть кон кретные планы действий по этим направлениям работы. Товарищи, не меньше, чем положением в экономике, на ше общество обеспокоено ря дом сложных проблем, воз никших, в сфере межнацио нальных отношений, затра гивающих будущее советско го федератшного государст ва. Здесь 'мы опирались на принятую сентябрьским (.1989 г.) Пленумо.м плат форму по национальному вопросу, работая над проек том документа, который се годня обсуждаем. Мы считаем, что платфор ма по национальному вопро су может служить исходной базой для преобразования нашей федерации. Вместе с тем постарались учесть то новое, что родилось уже в последнее время. В пред съездовской Платформе ука зывается на возможность и необходидгость дальнейшего развития договорного прин ципа советской федерации. Речь идет в сущности о соз дании правовых условий, ко торые открывали бы воз можность существования раз личных форм федеративных связей. Мы за разнообразие, многоцветие укладов нацио нальной жизни при соблюде нии целостности и единства Советского государства. Как я понимаю, у всех у нас в последнее время была возможность серьёзно заду маться, над положением дел и развернувшимися процес сами в сфере национальных отношений. Наряду со здо ровыми поисками того, как нам раскрыть потенциал фе дерации, какие нужно пред принять шаги в этих целях, проявилось и много такого, что вызвало большую трево гу в стране, не может оста ваться без должной оценки и выводов. Мне кажется, в партии и обществе; хотя и с большими 1РУДН0СТЯМИ, не без столкновения мнений, формируется понимание то го, „насколько важно дейст вовать взвешенно и ответст венно в этой сфере. Все больше осознается, куда мо гут завести сепаратистские националистические, тем бо лее экстремистские, лозунги и призывы, чем это может обернуться для людей, наро дов. в целом для нашего го сударства. Мы должны быть принци- пиальньши в таких вопросах, как борьба с национализ мом, шовинизмом, сепаратиз мом. И поступая так, вместе с тем — ясно понимать, что проблемы, в национальной сфере существуют реальные, не придуманные, они ждут решений на путях перестрой ки. Чем быстрее будут при няты решения по разграни чению компетенций Союза и республик, укреплению на деле их политической и эко номической самостоятельно сти, расширению прав нацио нальных автономий, чем ско рее будет осуществлен ком плекс мер по гармоничному развитию всех языков й культур, тем быстрее люди на практике увидят огром-- ные преимущества новой со ветской федерации. Кстати, всякого рода се паратисты, шовинисты, на ционалисты хорошо это по нимают, торопясь использо вать в своих корыстных це лях рост национального са мосознания народов. Расчет очевиден: нанести упреждаю щий удар по пёрестройке, которая грозят перечеркнуть их далеко идущие замыслы. И не надо быть простаками, наивными в ЭТИХ вопросах В последнее время это особенно наглядно прояви лось в событиях в Азербайд-. жане й Армении. Врад ли стоит сегодня подробно из- .чагать всю предысторию конфликта, корни . которого уходят в да.1екое прошлое. Хочу задержать ваше внима ние лишь на принципиальной стороне проблемы. В цент- , ре конфликта оказался На горный Карабах. В экономи ческом и культурном разви тии этой автономной облас ти. накопились серьезные проблемь! и, как вы помни те, центральным Комитетом н правительством были при няты крупные меры для их решения. Можно было рас считывать на улучшение си туации, появилась надежда развязать этот т;^ой узел. Но как раз такая перспек тива не устраивала опреде ленные силы в обеих рес публиках и в самой ИКАО. Тех, кому перестройка, как кость в горле, кто боится де мократизации и гласности, не приемлет ■закон. .Я гово рю о представителях тене вой экономики — этой на стоящей мафии, которая вся чески раздувает пламя меж национальной распри и осу ществляет давление на госу дарственные органы под ло зунгами национального воз-' рождения. Конечно, не сделает чести властям и партийным орга нам обеих республик, что, уступая нажиму, они сдава ли одну позицию за другой. К сожалению, и многие пред ставители, интеллигенции Азербайджана и Армении не смогли правильно оценить ситуацию, разобраться в подлинных причинах проис ходящего и оказать позитив ное влияние на ход событий. А тем временем антипере строечные, коррумпирован ны* силы сумели перехва тить лидерство, направить действия введенных в заб луждение людей в деструк тивное русло. Я должен сказать, что не было, пожалуй, такого воп роса,- которому в Москве уделялось бы за последние два года столько внимания, как э'тому. Изначальная по зиция центра состояла в том, что конфликт вокруг Нагорного Карабаха должен быть урегулирован, так, что бы не было победителей н побежденных. Иначе неиз бежны новые вопышки враж- -ды и насилия, жертвы и по тери. Кстати, так мы й дей ствовали и в моменты наи большего , обострения ситуа ции. И все же переломить ход событий не удалось. Б конце прошлого года в слож ной обстановке высшие орга ны .власти обеих республик приняли решения, которые еще больше обострили си туацию. Дошло до того, что республики оказались на грани самой настоящей вои ны. между собой. С обеих сторон начались столкнове ния вооруженных групп, зах ват оружия, нападение - на расположение войск и орга нов порядка, усилилось бло кирование железных и шос сейных дорог. Особой жесто костью отличались действия погромщиков в Баку. И ес ли бы не было введено чрез вычайное положение сначала в Нагорном Карабахе и Не которых приграничных рай онах, а затем в Баку, проли лась бы кровь уже не десят ков, а тысяч и десятков ты сяч людей. Вот о чем, соб ственно, идет речь. В задачу этого Пленума не входит полный анализ происшедшего, но уже се годня следует сказать, что простьсс объяснений и лег ких решений здесь нет. Главный урок состоит в том, что все . вопросы развития наций и межнациональных отношений должны решаться на путях перестройки, обнов ления общества, демократи ческого диалога. Попытки действовать силой, метода ми террора, запугивания на рода и давления на власти — прямой путь к хаосу со все- мш вытекающими отсюда по следствиями. Необходимо сделать все, чтобы исклю чить возможность подобного развития в любом регионе страны. Стало еще более очевид ным, насколько велика и * ответственна роль партий ных, советских, государст венных органов, наших кад ров, интеллигеящш. Надо внести полную ясность; тот, кто сходит с принципиаль ных позиций, идет на пово ду у отсталых настроений или даже подаадает под вли яние националистического угара, окажется за бортом политической жизни. Важна не только принципиальная позиция наших кадров. Не меньше значит способность решать практические проб лемы, волнующие людей. Мы знаем, как трудно и болез ненно разворачиваютсй пере строечные процессы в этих двух республиках. В этом одна из причин, что нацио налистическим силам уда лось ум е ч ь за собой людей. Здесь ^ ь над чем заду маться и нам. Очевидно, центр не использовал все свои возможности и автори тет, чтобы эффективней воз действовать на ход перест ройки в республиках, поддер жать ёе сторонников. Я уже сказал, что благо даря решительным действи ям удалось избежать боль шей трагедии. Была угроза безопасности многих тысяч людей, это главный мотив приняткх решений. Но дело также в том, что национали стические. группировки открьцб посяг нули на конституционный строй, рвались к власти, стремились установить от нюдь не демократию, а дик татуру грубой силы и воин ствующего национализма. Это была по существу по пытка насильственного пере ворота — не больше и не меньше. Для этого были под готовлены все структуры,, прежде всего военные. И, когда некоторые политиче ские силы пытаются заигры вать с этой частью народно- го фронта Азербайджана, то это лишь говорит о том, что они сами преследуют. Мы выражаем соболезно вание всем армянам, азер байджанцам, русским, людям других национальностей, ко торые потеряли' в эти траги ческие дни своих близких и пострадали сами. Партия и советское правительство бу дут делать все возможное, чтобы облегчить страдания беженцев и помочь им вер нуться к нормальной жизни. Солдаты и офицеры Со ветской Армии и внутренних войск МВД проявили высо кое чувство ответственности перед народом, мужество, вьщержку и этим предотвра тили эскалацию кровопроли тия, спасли тысячи жизней, создали предпосылки для успокоения обстановки в ре гионе. Главное теперь за на родами обеих республик, их партийным и государствен ным руководством.' От их действий зависит, насколько быстро будет восстановлена нормальная жизнь и прекра щено чрезвычайное положе ние. И, конечно, надо сде лать все, чтобы скорее были решены проблемы Нагорного Карабаха — во всйком слу чае, неотложные, первосте пенные — и те проблемы, которые возникли вокруг не го, при безусловном соблю дении конституционных прин ципов, включая целостность Азербайджана. Товарищи! Логика борьбы за перестройку подвела нас к новым крупным решени ям, В ближайшее' в^ремя Верховный Совет СССР при мет законы о собственности, о земле, местном самоуправ лении и местном хозяйстве, налоговой системе, разгра ничении компетенции Союза и республик, другие фунда ментальные законодатель ные акты. Развернулся вто рой этап политической ре формы, охватьюающий фор мирование органов власти в республиках и на местах. Начинают вырисовываться реальные контуры новой со ветской федерации. По су ти дела, образуются новые формы всей нашей полити ческой, экономической и об щественной жизни, с новой системой органов власти, для которой характерны глубокая демократизация и развитие самоулравленческих начал. Общество действительно переходат в новое качест венное состояние. Но про цессы. которые партия соз нательно вызвала и которые, несомненно, будут приносить позитивные плоды, не заст^ рахованы, как мы уже ви дим, от проявлений неста бильности, ослабления уп равления, центробежных тен денций. Надо сказать, в об ществе это уже чувствуется, вызывая у людей непонима ние таких явленйй й трево гу. Сейчас с точки зрения стратегических задач и с учетом нынешних реально стей возникает необходи- мость провести перегруппи ровку сил в верхнем эше- ‘ лоне власти с целью обес печить динамизацию перест роечных процессов, прочнее гарантировать их необрати мость. И в то же время — оказать сдерживающее воз действие на деструктивные тенденции, поставить заслон всему, что осложняет и тор мозит обновление общества. Речь идет о процессах в •сфере экономики и межна циональных отношений, ка сающихся безопасности лю дей, порядка и дисциплины. Надо добавить, что воп рос этот уже широко обсуж дается. Люди приветствуют то, что сделано в целях по вышения роли законодатель ных органов, разграничения функций партийных и госу дарственных органов, В то же время выражается явная неудовлетворенность дефи цитом решительных дейст вий 'там , где они требуются. Ставится- вопрос о создании института президентства, со всеми необходимыми полно мочиями для проведения в жизнь политики перестрой ки. В проекте Платформы об этом, естественно, гово рится сжато, подчеркивается лишь необходимость действо вать безотлагательно. Ду маю, эта проблема заслужи вает обсуждения настоящего Пленума Центрального Ко митета. Мы не имеем права допустить, чтобы развитие перестройки, осуществление свдаанных с нею планов и • замыслов было поставлено под угрозу. Не останавливаюсь сейчас на других вопросах полити ческой и правовой реформы, которые хотя и концентри рованно, но достаточно пол но изложены в. проекте Плат формы, Они сформулирова ны в духе решений XIX пар тийной конференции и, ко нечно, с учетом опыта, об ретенного нашим обществом за прошедшее с той поры время. Главным направле нием нашего развития оста ется демократизация, созда ние правовой государствен ности и самоуправляющего ся социалистического об щества. Товарищи! В проекте . Платформы, естественно, обя зательно надо было сказать о международном аспекте перестройки, о современном взгляде на мир, который оп ределяет нашу внешнеполи тическую стратегию. Курс Советского Союза в между народных делах, основанный на новом мьпнлении, полу чил сильный импульс на XXVII съезде партии, при обретал более объемный, конкретный вид по мере из менения характера контактов с внешнил! миром, находил практическое воплощение. Основы и принципы его были изложены в Организа ции Объединенных Наций в конце , .1988 года. Новая внешняя политика законода тельно закреплена от имени всего народа в документах Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В про екте Платформы указыва ются задачи по всем направ- . лениям .международаюЙ дея тельности сейчас и на обоз римое будущее. Таким обра зом, идя к ХХУПГ съезду, мы подтверждаем свою нова торскую, действительно пе рестроечную внешнюю поли тику. Она получила широ кий отклик и признание во всем мире и уже привела к существенному оздоровлению в международной обстанов ке.. Именно такая политика отвечает нашим внутренним потребностям, укрепляет международные позиции и престиж Советского, госу дарства, благоприятствует формированию цивилизован- ■ ных отношений во всем ми ре, приближает человечество к мирному периоду в его развитии. Главное сейчас для нас — двигать разоруженческий пе реговорный продесс, углуб лять диалог и взаимопони мание на решаюпщх участ ках международного разви тия, всемерно содейство вать расширению и укрепле нию первых заделов в стро ительстве европейского до- ма, И в его рамках — со- ские отношения со странами Восточной Европы, которые в этом действительно нужда ются.. Такой подход встреча ет понимание и ответные движения со стороны их но вого руководства. В проекте ' Платформы формулируются принципи альные подходы КПСС к вопросам, безопасности, к обороне и указьшается необ ходимость вести дело к воен ной реформе. Сейчас я хочу коснуться одного-двух ас пектов вопроса. Мы намере ны и далее проводить ли нию на разоружение с уче том складьшающейся ситуа ции, в рамках переговоров. Реально оценивая междуна родную обстановку, учиты ваем как позитивные момен ты в ее развитии, так и су ществующие опасности. Да, обстановка в мире в послед ние годы улучшилась, но во енная опасность еще сох раняется, остаются в силе отнюдь не оборонительные доктрины и концепции Сое диненных Штатов Америки и НАТО, существуют их ар мии и военные бюджеты. По этому хорошо обученные и оснащенные Вооруженные Силы нам нужны. Конечно, они нуждаются в совершен ствовании, перестройке, но к изменению прин.ципа их ком плектования, в целом к их строительству нужно подхо дить с большой ответствен ностью, в контексте измене ний ситуации > мире. В связи с осуществляемы ми и возможными сокраще ниями войск и вооружений возникли некоторые вопро сы. В частности, высказы ваются опасения относитель но того, не ослабляет ли это обороноспособность стра ны. Видимо, нужны допол нительные разъяснения, по казывающие, что сокраще ние и реорганизация Воору женных Сил осуществляются строго в соответствии с принципом разумной доста точности для обороны, на дежной обороны. Остро встал ряд еоциаль- ных проблем, особенно обе спечения жидьем военнослу жащих и лиц, уволенных в- запас или отставку, их тру доустройства. Министерству обороны одному решить это не под силу. Правительст вом принят ряд решений, которые несколько снижают остроту вопросов, но, оче видно, требуется сделать еще многое, чтобы избавить офицеров и их семьи от возникшего в последнее вре мя ощущения социальной незащищенности. Следует ■добиться вьшолнения этих решений. Представляется так же необходимым подготовить и утвердить целевую про грамму социального обеспе чения военнослужащих и .членов их семей, а также уволенных в запас офице- ров и прапорщиков. И еще один серьезный вопрос. Он касается освеще ния в средствах массовой информации армейской и флотской жизни. Оно долж но быть правдивым, уважи тельным по отношению к Советской Армии, ратному делу солдат и офицеров. Мы не можем согласиться с ан- тиармейской пропагандой, народ наш не допустит и не согласится с этим. Но это не снимает того, что и воп росы функционирования на шей армии должны быть предметом демократическо го обсуждения в обществе. Тсжарищи, в начале свое го выступления аргументацию относительно переосмысления роли пар тии в обществе на нынешнем этапе- его развития, в усло виях перестройки, разграни чения функций между пар тийными, государственными и хозяйственными органами. Очевидно, была необходи мость зафиксировать пози ции ЦК по этому кардиналь ному вопросу. Но в принци пиальном плане мы не мо жем обойти в платформе и те аспекты обновления пар тии, которые относятся к внутренней ее перестройке. Без этого она не сможет в современных условиях реа лизовать свой потенциал авангардной политической силы. В проекте содержит ся ряд предложений на этот счет. Конечно, все, что ка сается внутренней жизни партии, в развернутом виде должен представить Устав. Тем не менее и в Платфор му. поскольку речь идет о новой роли КПСС, надо бы ло включить основные поло жения. Краеугольная вдея пере стройки самой партии — хочу, товарищи, сказать об этом еще раз — состоит в утверждшин власта партий ных масс. В этой связи нам предстоит по-новому понять роль первичных парторгани заций: в том, что касается приема в партию и выхода из нее, использования член ских взносов, реализации за дач, связанных с новой рюлью партии как политиче ского авангарда, и многого другого. По-новому должна быть переосмыслена роль районного, городского зве на, существенно расширены их права. Мы должны внес ти такие изменения в систе му формирования партийных органов всех уровней, кото рые обеспечили бы решаю щее слово коммунистам. Нужен новый эффектив ный механизм выборов, так- же закрепленный в Уставе. И мы договорились, что пос ле обсуждения на комиссии по вопросам партийного строительства предложения на этот счет будут переда ны членам ЦК, участникам Пленума. Н будущем Уставе долж но быть четко сказано о под контрольности : и подотчет ности всех выборных орга нов свеоху донизу ком мунистам и аппарата — выборным органам. Нас дав но беспокоит вопрос о том, что внутренняя жизнь пар-’ тин, ее функционирование не д ^ т возможности членам КПСС на регулярной, сис тематической основе участ вовать в процессе формиро вания ее политики. На этот счет сказано много, недо статка, как говорится, в благих пожеланиях нет. Но все еще не продумано до конца, какой именно меха низм надо создать, чтобы ре ализовать эту идею на прак тике. Это одна из проблем, которую надо обсудить в предсъездовской ' дискуссии при подготовке нового Уста ва партии. В предварительном плане я бы поставил вопрос так — воздействие коммунистов на работу вышестоящих орга нов. вплоть до Центрально го Кшиитета, в решающей степени зависит от того, на сколько реально будет' обе спечена им возможность по сылать в эти органы своих представителей, тех, кому они доверяют, подлинных ли деров, активных поборни ков перестройки. Мы долж ны, я в этом убежден, вы сказаться за то, чтобы во всех выборных органах пар тии, включая ЦК КПСС, бы ли бы мощно представлены самые активные, известные в партии передовые рабочие и крестьяне. И второе. Долж на быть обеспечена в боль ших масштабах, чем до сих пор, гласность деятельности руководства партии, включая ЦК и избираемые им орга ны. Тогда, действительно, перефразируя ленинское вы ражение, коммунисты смо гут знать все и с.удить о ^ всем сознательно, делать выводы, вносить предложе- Думается, мы расширяем реальное участие коммуни стов в 4>ормировании поли тики также и тем, что пре доставляем партийным ор ганам возможность {жзраба- тывать свои платформы по различным проблемам обще ственного развития в кон тексте того или иного регио на. Дело надо вести так, что бы коммунисты имели воз можность реально участво вать в подготовке этих до кументов, их* обсуждении и принятии. Этим, конечно, не исчер- пьшаются проблемы партий ной демократии. Высказав некоторые соображения, я хотел привлечь внимание к их углубленной проработке в ходе предсъездовской дис куссии. В проекте Платформы со держится предложение об изменении структуры выс ших партийных инстанций. Дело, понятно, не в том чтобы новыми названиями’ засвидетельствовать готов ность к обновлению. Смысл предложений — усилить фак тор демократизма в верхах партии, руководящих ее звеньях. Одновременно — создать лучшие условия для их деятельности как работа ющих коллективов. Могут спросить: зачем, собственно, нужно сокра щать численность Централь ного Комитета партии? Да вайте это обсудим. Мы ис ходили из того, чтобы прежде всего превратить ЦК в ор ган, работающий на посток янной основе. Нужно такжеТ< уйтй от преимущественно должностного принципа фор мирования Центрального Ко митета, который по сущест ву был выражением партий- но-государственной системы власти в стране. Как нам представляется, все это бу дет способствовать укрепле нию и постоянной связи ЦК с партийными организация- •ми, поскольку такая связь пойдет по большей части не через аппарат, а через вы борных членов Центрально го Комитета. К тому же поч ти все они примут участие в работе той или иной его ко миссии, становясь по суще ству политическими деятеля ми общепартийного ранга. Уместно сказать здесь и о центральном партийном ап парате. Ясно, что с измене нием роли партии нужен и другой по качественному составу аппарат. Он должен быть в буквальном смысле помощником ЦК, действовать строго под его контролем. Опыт работы Центрально го Комитета в последние го ды подводит к необходимо сти предоставления ему пра ва кооптадии. Естественно, при четком уставном огра ничения определенными рам- • нами. И одновременно пред лагается в этом случае лик видировать институт канди датов в члены ЦК КПСС. Я не останавливаюсь ' на других вопросах, поставлен ных в проекте Платформы. Политбюро исходит из того, что совместными усилиями мы выработаем такой доку мент, который ответит на животрепещущие .вопросы, волнующие коммунистов, всех советских людей. Тем самым перестроечные про цессы в стране получат но вый мощный позитивный >' импульс. Вы ступления на Пленуме ЦК КПСС Открывший прения пер вый секретарь Киевского горкома Компартии Украины А. И. Корниенко огласил вы держки из письма рабочего- коммуниста Киевского про изводственного объединения имени Артема тов. Игнатен ко, направленного М. С. Гор бачеву после одного из ми тингов: «Я коммунист с мно голетним стажем. Отважил ся выступить с ■трибуны митинга, пытаясь откровенно и по-партийному призвать его участников к благоразу мию. Но голос мой был за глушен свистом и дикой бранью. Со всех сторон до носились выкрики, призывы к физическому уничтожению коммунистов. я пережил ужас, от которого не могу прийти в себя до сих пор. Да что же это творится в нашем разлагающемся госу дарстве? Куда мы идем? Не пора ли Вам, Михаил Сер геевич. и руководству стра ны в целом, пока еще не поздно, почюрьезному заду маться над судьбой социа листического государства, над судьбой честного трудо вого народа и принять са мые неотложные радикаль ные меры? Не дай бог упус тить время и утратить все многотрудные завоевания социализма. Народ вам это го не простит никогда». Подобные мнения, прони-. заияые искренней заботой о судьбе социализма в нашей стране, в последнее время все чаще звучат в обращени ях простых людей, сказал оратор. 1^ е ч н о , в большин стве случае® конкретным по- видом И для таких, писем являются просчет и недо статки в работе местных пар тийных и советских органов. Однако задуматься над ни ми стоит каждому члену ЦК, правительства страны, каждому участнику сегод няшнего Пленума. Трудящиеся сегодня предъ являют серьезные Претензии к ЦК КПСС, его Политбюро, местным партийным орга нам за ошибки, допущенные уже в годы, перестройки, за недостаточную последова тельность, нерешительность в руководстве перестроеч ными процессами, за отсут ствие позиции по раду фун даментальных вопросов раз, вития общества. Они ждут, что Пленум ответит на мно гие вопросы, на которые мы не смогли ответить за ис текшие пять лет перестрой- Характеризуя предложен ный проект Платформы, вы ступающий отметил, что его положения носят новатор ский характер, соответству ют духу нашего времени. Это касается прежде всего положений, относящихся к демократизации и развитию самоуправления в обществе, отношению к человеку, к соз данию правовых основ за щиты свободы личности, к утв^ждению нового мьнпле- ния во внешнеполитической деятельности. В то же время Многое из проекта Платформы нужда ется в глубоком анализе и серьезной доработке. В пер вую очередь это относится к разделу об обвовленте пар тии. Однако, по ; вого секретаря Киевского горкома партии, он выглядит фрагментарным, не содер жит целостной концепции пе рестройки партии. Раздел следовало бы существерно дополнить, расширить, а мо жет быть, и выделить в от дельный документ. Подчеркивалось, что ко ренной вопрос перестройки КПСС — это вопрос о ее месте и роли в нашем об новляющемся обществе. Ко- кечно, нельзя обеспечивать руководящую роль партии с помощью каких-либо консти туционных или законода тельных гарантий. В этом смысле КПСС должна быть юридически равноправной с другими политическими си лами. С другой же сторо ны. сама логика и история развития советского обще ства отвели нашей партии особое место. Особое не в смысле монополии на власть, а в смысле историче ской ответственности за судьбы социализма. Нет се годня другой силы, которая могла бы последовательно отстаивать социалистические идеалы. В этой связи вы ступающим высказано несо гласие с тезисом проекта о том, что КПСС наряду с другими общественно-поли тическими организациями и движениями лишь участв.у- ет в . управлении государст венными и общественными делами. Наоборот, необходи мо всеми допустимыми в де мократическом обществе средствами бороться за свою авангардную консодзднру- ющую роль в обществе. Беспокоит отсутствие в Платформе серьезного под хода к вдейно-воспитатель- ной роли партии. Провозгла сив плюрализм мнений, мы имеем общество, открытое всем идеологическим влияни ям и воздействижи. Но в этих условиях партия с еще большей настойчивостью дол жна бороться за умы и серд ца людей. Сегодня крае угольным является вопрос: кто мировоззренчески. ду ховно, идеологически пове дет-за собой массы? Идет девальвация нравственных ценностей, захлестьшаюг бездуховность, преступность, вседозволенность. Особенно это относится к молодежи. А что мы делаем? Ищем спа сение в пропаганде религии. Неужели идеи Маркса, Эн гельса, Ленина нам уже не нужны? Становится все более оче- видньш, что партия не рас полагает целостной идеоло гической платформой. Ком мунисты ставят совершенно правомочный вопрос: почему партия, ее Центральный Ко митет занимают иногда обо ронительную позицию, не имеют в условиях плюрализ ма мнений своей четкой точ ки зрения, почему, распола гая огромным интеллекту альным потенциалом, мы ощущаем теоретическую ра- зоруженность, почему уп рямо не замечаем попыток наших сверхрадикалов.низ вергнуть вождя первой в ми ре пролетарской партии яко бы с незаслуженно занятого йм пьедестала, объявягь не жизнеспособными' и марк сизм-ленинизм, и саму адею социализма? Почему не даем своевременных политиче ских оценок событиям в Прибалтике, Фергане, Тби лиси, Закавказье, все время уступаем инициативу дру- Создается и такое впечат ление, что ЦК не очень-то от. четливо представляет, на ка кие силы можно . уверенно опираться в настоящий мо мент. В проекте Платформы совершенно верно ставится задача консолидации обще ства на путях его революци онного обновления. Но со вершенно очевидно и то, что с определенными силами на до решительно размежевать ся и сказать об этом надо открыто. Слово предоставляется члену ЦК КПСС, первому секретарю Московского об кома КПСС В. К. Месяцу. Настоящий Пленум ЦК, ска зал выступающий, имеет для КПСС, для дела перестройки исключительно важное зна чение. Обстановка в стране крайне сложная. Добросове стный труд, организован ность, дисциплина оказались сейчас как бы отодвинутыми на задний план. Все концен трируют свое внимание на том, как бы половчее разде лить небогатый государст венный бюджет, дефицитные продовольственные .ресурсы, иногда просто незаработан ные доходы. Но делить-то становится все сложнее и сложнее. Отсюда все наши конфликты, общественное на- дояженйё, явяое недоверие к советским ор ганам. Наше общество стоит пе ред выбором — или оно пойдет по пути дестабили зации и анархии, социаль ных потрясений, или же объ единит все здоровые силы, будет двигаться вперед по пути очищения от деформа ций и извращений социализ ма, его обновления на прин ципах демократии и гуманиз- Мосиовская областная партийная организация вы ступает за второй путь, Свою позицию после широких дис куссий, в которых приняли участие более 356 тысяч коммунисте^ и беспартийньк. мы изложили в программе действий по углублению и практической реализации пе рестройки. Областная парт организация твердо-заявила, что будет прочно стоять на позициях марксизма-лени низма, выступать за веду щую роль партии в общест ве. Мы уверены,, что в нас тоящее время кроме КПСС нет другой силы или обще ственного движения, способ ных объедашить народ, под нять его на ; преодоление трудностей переходного пе риода, вывести страну из кризисной ситуации. К со жалению, это основополага ющее положение в проекте Платформы ЦК КПСС к XXVIII съезду не отражено. По мнению выступавшего, в документе необходимо более четко определить роль и ме сто обновленной партии в построении обновленного со- цнклйётического Общества, так как расплывчатость ос новополагающих формули ровок при отсутствии дей ственного механизма их реа лизации и множественности уже созданных различных движений, союзов, объедине ний. фронтов и т. д. приве дет к тому, что партия, как таковая, потеряет себя и ока жется на политической обо- Сегодня коммунисты пря мо спрашивают: почему Центральный Комитет КПСС, партийные гозмитеты занимают оборонительную позицию, почему не дают должного отпора демагогам и фальсификаторам, почему мирятся с теми, кто носит в кармане партийные билеты, а выступает против линии партии? Настала пора четко определиться и сказать, кто есть кто! Кто действительно сторонник перестройки, а кто использует гласность для реализации своих груп повых политических амби ций, бсгоьбы за прямой , зах ват власти. КПСС начала и возглави ла перестройку и должна идти в ее авангарде. Имен но этого требуют от Цент рального Комитета, всех ру ководящих органов партии большинство коммунистов. Оратор предложил принять специальную резолюцию Пле нума по этому вопросу. Наша областная партий ная организация полностью разделяет положение проек та Платформы о том, что жить дальше, как мы жили до апреля 1985 года, нель зя. Нынешний курс на де мократизацию в политиче ских, экономических, нацио нальных отношениях оправ дывает себя. Многое из то го, что происходит сегодня, товарищи, очень похоже на » беспрецедентный разгул не здоровых страстей, анархию умело разжигаемую лидера ми всевозможных группиро вок и союзов антисоциали стического направления. Все это мощным психологиче- 'ским прессом давит на соз нание дюдей, вызьшает их законный гнев и возмуще ние.. Не кнаю, может быть я ошибаюсь, но это, товарищи,- не та демократия, не та гласность, которые во имя и . во благо советского народа провозгласил апрельский 1985 года Пленум ЦК КПСС. Наша нерешительность принимается как слабость, способствует нарастанию без ответственности и вседозво ленности. Дело зашло слиш ком далеко. И не в этом ли одна из главных причин, что за пять лет мы не добились . в экономике тех положитель ных результатов, которых ожидали. Вот почему к XXVIП съезду партия должна прий ти с четкой программой соз дания подлинно правового, подлинно народного многона ционального государства. Выступающий поддержал предложение о приближении срока проведения съезда, а ^ отчетно-выборную кампанию в партии, по его мнению, можно было бы начать пос ле съезда. (Продолжение на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz