Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
22 декабря 1990 г„ 294 (18 891) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Красота нуждается в защите Моцарт не для липчан? В ожидании первого концерта Вот такие чудеса уж' много найдется людей, способиьк сделать такой по дарок. Исполнить это жела ние окгвалось *не сложно; Иван Михайлович живет не далеко от Долгорукова. в За'донске. И вот я на тихой, ничем не напоминающей городскую улочке у П'рияемистого ма ленького домика, рапделен- ного на две половины, В од. ной и живет Иван Михайло вич Пономарев, моложавый — ни ,эа что не дашь его 72-х — м 1 уж'чина. В доме ■- тесная кухонь ка и две жилые комнатки с ниэким'И белеными потолка ми. На таких Жр стенах - дешевенький ковер с оленя ми, старенький телевизор — ничего яримечательного.' ' Ни чего, кроме уже знакомой нам, по музею, мебели, бук вально загромойсдающей обе комнаты, — шесть гар нитуров разных размеров и нескольких десятков ваз, пе пельниц, шкатулок и под- свечнико!в. Целое .богатство, могущее украсить н е . только самую роскошную квартиру, но и дворец, музей. От .это го жилище хозяина кажется просто жалким. - - Вам бы хороший дом, — не удержа впшсь. говорю хозяину. — За один гарни- ? Г З НАКОМЯСЬ недав!но с экспонатами. Дол горуковского краевед ческого многие из ко торых весьма ' любопытны, ссо15е,нно; поражен был, од нако, не' «столь давним и лишенным примет старины набором мебели, своеобраз ным гостиным гарнитуром" из стола. четырех стульев, банкеток и двух деревянных ваз. Своеобразным ~ пото му, что ни на что виденное прежде .этот гарнитур не по ходил. Вообразите полированный, цвета спелой кукурузы стол с масхивней крышкой, пред- ставляк>щей не что-иное,как дубовый снимок с неснятой, покрытой лаком корой. Ос нование его — обычный (хо тя слово «обычный» тут не подходит) . полированный пе- нек причудливой природной формы, Ст>лья с такими же основаниями-пеньками и ду бовыми сидениями-плашка ми, вазы из'''цельных кусков дерева, нагоминакщие рако вины. Во всём чувствовались вкус и своеобразие, такая ес тественность стиля. Что это? — спросил я директора музея И. А, Хри стенко, страстного краеведа с несомненной художествен ной жиякой.’ - Откуда? — Подарок! — довольный произведенным эффектом, улыбнулея 'Иван Александ рович. Год уже стоит здесь. Подарил его нам зем ляк. родом из Карташовки. Иван Михайлович Понома рев. Он и .вйрезал из дерева все эти вещи... Захотелось познакомить ся с оригинальным резчиком и щедрым человекам: не так Т р и к о п е й к и н а . . . д у х о в н о с т ь ' ЛАУРЕАТ С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ Вернувшись из Новосибирска со званием лауреата тре тьего Всесоюзного фестиваля народного творчества. Ли пецкий симфонический оркестр оказался на грани расфо рмирования: прекращена профсоюзная дотация, которая около двух лет назад помогла нам встать на ноги и худо- бедно существовать. Заметим, что труд профессионального музыканта, участника оркестра, оценивался суммой где- то между семьюдесятью и девяноста рублями. Но нас вдо- Xновляла сама возможность работать, растя теорчески. За короткий срок удалось приобрести авторитет, пришел и бо. 1 Гьшой (без ложной скромности). профессиональный ус пех. Специалисты знают: звание лауреата В сес^зного ко нкурса новичкам удается завоевать нечасто. Но что да- Наш оркестр — единственный представитель сим[фояи- ческого жанра не только в полумиллионном городе, но и во всей области. Отказаться от него просто, обрести -- за- дача куда более сложная. Симфрнические оркестры созда ются не в одночасье. Чтобы появился наш коллектив, по требовалась более чем десятилетняя предваритедаяая ра- «бота. Й вот теперь с такой ужасающей легкостью разру Горыи) и несправедливо: симфоническая музыка попала, в разряд «нйярибыльных мероприятий!^. Но посмотрите, на чем воспитывается молодежь— годубые экраны, кон- *;-цертные площадки заполнили рок-ансамбли всех мастей, «тяжелый металл». Ощущение такое, что все просто по мешались на этой музьше. Воистину — «пир во время чу мы»! Приходится ли удивляться росту преступности, ведь такое сильнодействующее средство, как музыка, в данном случае обращено к самым низким инстинктам, пробужда ет грубые эмоции, высвобождает агрессию. Вправе ли мы I отдать на откуп разрозненным, скороспелым, полуневеже- ! ственным «музыкантам» полумиллионное население горо- ^ да, не умея (или не желая?) предложить людям настоящую музыкальную культуру? В конце концов, мы рискуем ос- .таться в полной изоляции на фоне всевозрастающего ин- тересЯ человечества к симфоническому и оперному ис кусству. Истинйая культура яе может быть прибыльной, ее ще- льзя осязать. Даже самый профессиональный, самый по пулярный коллектив не может окупить себя, не будем об манываться. Сегодня в нашу жизнь заново входят такие понятия, как филантропия и благотворительность, утверждается в пов седневном лексиконе и неизвестное ранее слово «спонсо ры» . заменившее старое доброе — «меценать^. Почему бы нам не перенять опыт зарубежных стран? В Америке симфонические оркестры стали первым объектом_помощи филантропов. Именно при поддержке последних были ос нованы такие прославленные коллективы, как Нью-Йорк ский филармонический, оркестры Бостона, Чикаго, Фила дельфии, театр Метрополптен-опера. Но. как в нашей стране, в нашей области заставить об ратить взоры людей к искусству, способному вывести из кризиса бездуховности, апатии и разочарования? Как до биться, чтобы искусство начали воспринимать как наци ональную гордость? Неужели в Липецке —городе, где расположены крупные металлургические и металлообра батывающие предприятия, машиностроительные зароды, где только за сутки пройзводгжя 27 тысяч тонн чугуна, 135 пропашных тракторов, 5 тысяч тонн цемента, не най дется средств на содержание коллектива, устанавливающе го связь между материальным и духовным? Так в чем же тогда выражается наше новое мышление, направленное якобы на.лухозное развитие личности? г В стране Так долго разрушали культуру, что теперь рва нуждается в кропотливом восстановлении. Главное — осоз нать, чего нам не хватает. Здесь мы вправе рассчитывать на помощь и городского, и областного Советов народных депутатов,. Культуру пора пропагандировать не дидакти ческими фразами, а на деле. Мы верим, через несколько лет наша страна выйдет из экономического кризиса, и идея создания симфонического оркестра вновь вернется. Но как уговорить подрастающее поколение уберечь душу от пагубного и убогого, чтобы готом целительные зерна удали в благодатную почву?.. КОЛЛЕКТИВ ЛИПЕЦКОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА. ^ ШКОЛА ЮНОГО АРБИТРА тур можно столько- выру- — Что? Продавать? поражется Иван Михайло вич. — Как можно? Это все равно, что отдать часть души. Продам - — что .мне ос. танется? Кто-то пьет, курит, а я с детства :-5того не про бовал. Только и ралогтей труду приучен. Погоиингь. бывало, мальцом лошадей в ночное, а там и вырежешь себе свистульк.х - чтобы не скучно было... Хорошие, помню, свистульки ПОЛЛча- лись - голосистые, наряд ные. Так и пристрастился с тех пор к. реньбе: то одно вырр-жешк те лрсгпе Но сначала: то ли? Показал зна- ннцим людям - понрави лось. А тут и выставки пош ли. — Иван Михайлович ука- •зал на стену, где пришпилен, ные кнопками висели .много численные дипломы и гра моты . - Поехали кр мне резчики со всех сторон. Мно гие; срисовывал н для себя.. они практичнее нас. мужи ков: ,не очень-то одобряла, когда жили вместе. А теперь я вот уже десять лет один живу здесь, а она там. — по казал он на стенку, разде- лшмцую дом пополам, - В общем, не повезло мне под старость в семейной жизни... ' - А дети при.знают? Из блокнота журналиста КУДЕСНИК ИЗ ЗАДОНСКА пчелы ^раныш^ пятьдеечт ульев бы.ло, а сейчас только семь осталось) и резьба Ко нечно,. денег надо уйму;' по добрать дерево подходя-щее- да привезти его. во двор -— уже полсотн-и, а там раство рители, лаки разные —вед- ,рами, »йстру'Ме.н-т вещкий. Ну. да пчелки вырушают: мед про даю. а деньги в дело' вклады- ваю., В общем, ничего я никогда не :продавал. Да рить —• да, приходилось: му. зею вот, людям хорошим. До. ста вешдей ра.здарил,., --- А где же \-чились?.. • - - Резьбе-то? — догадал ся хозяин. — Да нигде, сам, до -всего, доходил! Я из мно^ годетнок семьи. Отец при шел с мировой израненный— я его и ие помню: умер ско- Ор, Мать в восемнадцать лет вышла после за вдовца с семью детьми, У него к я за сына воспитывг^лся. С дет ских лез к крестьянскому бс.'шшс всего ^по .мелочи: иг- рутку, ■пепельницу. Первый гарнитур, вон т о т , ' малень кий, он указал в угол комнаты - в . шестьдесят седьмо-и сделал. С него и пошло. Пока работал последние годы столяро.м, а до этого заведующим валяль- ньгм цехом в .быткомбинате - на резьбу мало времени оставалось. Все основное сде лал уже на пенсии. - По-разно.му. Этот вот, — он любовно огладил по лированную поверхность крышки, СЛОВНО'сметая с нее ' невидимую пыль, — д в а ' ' с по;ловиной гада ладил. В день восемь, а то и десять часов работаю..... Мне что ■— -не жалко: рисуй- ■Рассматривая дипломы, я обратил внимание на пригла- сительный билет с портретом .молодого .мужчины на об ложке, Надпись на -титуле гласилрл *Центральны'1Дом работников искусств». Вы ставка , худошнйка-р-еэчика (мебель) Александра Поно марева «Природа и фанта зия». Оборачиваюсь к Ивану Михайловичу. — Сын младший,-----уло вив немой вопрос, догадался он. — Тоже режет. Самоуч ка, как и я. А поди ты • в Союз художников вступил, в Москве живет. И у старше го моего, Анатолия, получа ется резьба;. Но, видно,. ■ не 'очень-то он любит это дело: не .занимается почти, Галя, дочь, та нет не ре-жет! Ну, да каждому — свое. . - А жена? -■ Что ж жена-, -- приго рюнился хо:эяин. Женщины, С ними все нормально, Александр приезжал недав но — приглашал к себе. Ву- дешь, говорит, -на даче у ме ня жить, вместе выставлять.' ся будем, с такими людьми познакомлю! — Ну и?.. — Отка;за.7ся, ко-нечно. Что я .туда поеду — -в Москву- то? Кто меня там знает? А здес^ я всех, и меня ~ все. Дома, знаете, сколько людей перебывало? Вот, — он подо двинул ш> мне порядком по тертую пухлую общую тет радь, — .книга отзывов. Тут и большие люди запись ос тавили ~ писатели,- худож.’* ники. Благодарят, восхи щаются. А мне, — Ива-н Ми хайлович бесхитростно улы бнулся. — приятно знать, что не зря копчу белый свет! -Не знаю вот только, ко му оставить после своей смер. ти все это добро? - обвел он рука,ми мебель. Хоте лось бы. чтобы оно в одних руках было... -- А музей? Ваш, задон ский? Разве не возьмет.?^ — Ой. не знаю, вздох нул Иван Михайлович. Говорят, в своем болоте и кулик не птица. Сколько раз выставлялся вроде и от зывы хорошие были, а вот никто не пришел, не попро сился, чтобы поучил. Ии .ма стерской. ни жилья прилич ного, Только слухи идут: де скать, .миллионер подполь ный, Даже заявление было в местный ОВХОС, мол. золо то прячет на огороде да под полевицами, А оно, золото, разве что здесь, в мебе.пи. Так она. я уже говорил, не продается! Попив с Иваном Михайло вичем чая с медом за роскотл- ным, самым удавшимся, по его признанию, столом, пс-ск- дев в-ИЗЯ 1 ЦНЫХ и-очень удоб ных креслах его работы", за. собирался я домой. — Приезжайте еще; пригласил ХОЗЯИН. - - Я л'юб- лю людей; для них и рабо- А я поду.мал; а ведь Иван Михайлович не кривит ду шой, заявляя так. Только из- за того, чтобы сделать себе приятное, не стал бы он кор. петь изо дня в день над'по делками. Как и каждого ис тинного художника, его вле чет желание создать нечто совершенное Прекрасное желание, ибо не зря гово рил писатель; красота спа. 'сет мир! Но и нам при этом надо помнить, что сама кра сота нуждается в защите и поддержке... А. КОЛЯДОВ. Как рождается ансамбль « К А З А К И РОССИИ» Ад.министрация Дворца спорта «Звездный» и област ная коллегия судей по хок кею с шайбой саздали школу юных арбитров. в которую вошли, тшадояники этой му жественной игры не старше \5 лет.- Занятия предполага ется про!Водить два раза в неделю; теоретическое обуче ние, - практическое. Их будут проводить ведущие судьи 'Липецка. Программа курса расочитана на четыре месяца. Слушатели школы будут обслуживать соревнования на призы клуба ЦК ВЛКСМ «Золотая шайба», чемпиона ты области и другие турни- Пройдет совсем немного времени, и ГосударствеиГный ансамбле - танца «Казаки России» даст в Липецке, свой первый концерт. А пока идут послед ние репетиции (на которых побывал наш фотокорреспондент), дошивают ся костюмы, уточняются детали, нюансы... Мы вст^ретились с руководите лем некого коллектива, лауреатом Всероссийского конкурса балетмейсте ров Л. П. МИЛОВАНОВЫМ. Край наш исконно пе сенный. И вдруг новость — создается ансамбль танца. Новость, что и говорить, очень гфиятная, радостная. Как же все начиналось? — Липецк, как город, очень вырюс, и ему лора иметь крупные, профессио нальные филармонияёские коллективы. Под стать се бе. Андрей Петрович Мис- тюков мечтал о создании та-< кбвого. Не, получилось... Мо- - жет быть, .время не пришло, ' да и с .кадрами было туго вато. А что касается искусст ва танца, оно в Липецке дав но и , интенсивно^ развива-- лось, правда, в основном, в рамках ' самодеятельности' которая подготовила ^отлич ные 1 кадры;, л и и ч ^ сейчас можно встретить чутр>. ли ие во всех широко известных танцевальных коллективах страны. В ансамбле Моисе ева, скажем, есть наши ре- — Вы, стало быть, линча. — Да, «ачииал у Шеляки- ных, Соколова, танцую с тринадцати лет. А искусство балетмейстера постигал в Московскол! институте куль^ туры, затем уже набирался опыта в Кубанском,народном хоре, в Государственном ан самбле танца «Ставрополье». — Так вот откуда это не сколько необычное для зем ляков название «Казаки Рос- — Не такое уж оно необы чное, как может поначалу по- казаться. Ведь казаки ” — это те же рз-’сские люди, только призванные царями на особую службу - беречь рубежи Отечества.■ Эта-то служба и наложила ос(^ый отпечаток на их характер, вернее, проявила то лучшее, глубинное, что свойственно, на*, русским. Поэтому лич но для меня за простым на званием ансамбля стоит очень и 1 югое: ка-Заки —- это сво бода, отвага, мплодеческая удаль: Россия ... это .мощь необъятная,- мяотоликая... Да и т о 'не забудьте, что Дон (прибежище казацкой воль ницы) . проходит и., через Ли пецкую область, в которой' немало сел, столь.красноре. ^чиво названных — Казаки, Нижнее Кавачье. Верхнее.,, -- Убедили. Но все-таки, чувствуется, казачий танец как-то особо лег Вам на ду шу. Не буду отпираться, .хо тя и против такой вот кои- кретизации. -Просто о-чеиь люблю ..народный танец вооб ще. В институте, пом-ню. хо телось танцевать все - - и ' русское, и китайское. А вот копда вплотную познакомил ся с фольклором, понял все его богатство, до конца не освоенное — так и прикипел к родному накрепко, ' Рабо тать бесконечно ^ интересно. Ведь танец в народе целиком почти не сохранился, остал ся какой-то фрашевтик. название... Мало, по порой крупицы достаточно-, чтобы разбудить воображение т с ' тановщика. — В чем же душа ка зачьего танца? — Он весь пронизан удалью, душевной распахну тостью и как-то осЬбо эмо ционален. В нем сохраняе' 5 СЯ лиричность р>"сского танца, но заметен и кавказский на- Не жалеете, что расста лись со Ставропольем? - - Что вы! Меня туда судЫба занесла, а сердцем я всегда был в Липецке, Ча сто. приезжал сюда к родным, как бы внутренне заряжал ся. Поэтому, когда руководи.. тели филармонии - сделали предложение — согласился ох-отио. — .Да , часть нынешней труппы приехала со мной Ставро-гаолья, Но в мае мы объявили набо-р, и М 1 ногие откликнулись - - в Липецке. Б др.чтих городах. Шелстро ГИЙ о1бор в оркестровую, танцевальную .и вокальную гручипы. Сейчас'они, уком плектованы. -- Период становления был трудным? — Да. причем не столько в твдрчаоком плане, сколько в организационнсз'м. Трудно обустраивались ' - .пришлось самим ремонтировать обще житие ОПТУ № 7. Деньги выделило управление куль туры, Теперь это .позади. Да вот уже пол,года живем без прописки. Скитаемся по уг лам в поисках места для ре петиций — пока идет рекон струкция бывшего здания ки--. нотеатра «0,ктябрь», в кото ром -мы будем иметь репети циовный и концертный зал; помещение. для .занятий сту дийцев выпускников хо реографических отделений музшкол. В янтаре надеель ся справить новоселье и на-, чнем выступать, — Слышала, вы уже где- то выступили? — На юбилее МГИКа по казали танец «Шепотуха». Был маленький успех, это "тоже нас ободряет. А вооб ще в труппе одна молодежь - очень увлеченные ребята, почти фанатично преданные танцу. Только один сбежал от наших трудностей. Осталь. ные верят, иа.деются. — Ваша программа? — Помимо фольжлерэ До на. мы намерены вплотную заняться изучением местных танцевальнБгх традиций. Как мне кажется. - - серьезно их еще не исследсквали, д а ' и время ,их заметно размыло. Трудно восстанавливать. Но у нас есть первые радостные находки. В краеведчеоком му зее наш модельер откопала неожиданно прекрасные ко стюмы, от которых )фОСТО трудно ^оторваться. Гакое'бо- - Но вам ведь не один, вам много костюмов нужно. Это большая проблема при нынешнем дефиците тканей. - П^ьют нам настоящие асы своего де,па ... в Крас нодаре Тка,ни ИЛ 1 РМ по всей стране. Московский - комби нат шьет обувь. Сабли, .в черкесски изготавливают В' Тбилиси. Хорошо, что сразу определились спонсоры ~ молодежный '■ коммерческий банк «Фипист» и птицефаб. рика «Подгоренская». Нет ' слов, как мы им благодар- Нам пока очень нелегко. Но коллектив упрямо идет к своей цели. Назло всем труд ностям — будет в. Липецке • .ансамбль танца. Интервью вела Т. СПАССКАЯ; Фото А. ЩУРОВА. Это и н т ер е сн о Про «лнпучие» ; предметы Сын специально готовил-! ся к встрече с отцом. Ког -1 да тот вернулся с работы, | то увидел нечто необычное.] .Петр медленно шел навет-, !речу. К груди у него сЛ'ов-1 ! но прилипли ЛОЖКИ!..ВИЛКИу1| I ножницы. Удивиться , было 1| ' 1чему. Не.задолго перед этим) I ПО телевизору показали [| ' мужчину, который мчгапри-] ■магпичивать» к груди разч {личные предметы. .,,...1! I Вначале отец принял всё, )это за ро.зыгрыш. Петр как; | раз В таком возрасте, .:ког-' да ребята горазды иа -раз- 1 . ные выдумки. Поэто.му ре.--1 1 шил проверить: нет ли об-« мана? Не без усилии он; «отлепил» предметы, • тща-[ тельно протер. И..-,;,Д^тр опять «приклеил» их к бе. «Фокус» снова удался!' Попался на глаза, утюг.' И 1 он послушно прилип -К-дрр.у.'| ди пария вопреки всем.-за-!- конам физики. | Свое искусство Петр Ебн-' ких продемонстрировал и р нам — автору этих дтряк' ,и сотруднику райот4е,ла>(Цх I ' 1лиции В. В. Рягузову. _. |г { ...Начал он с простого.! ; Принес ложки, вилки, и =все 1это разместил на своей гру- ] Iди. Я подергал за -ложку, ' (она держалась прочно. Такс | же и другие предмсты: два.] утюга, книга, зеркальце с ' пластмассовой- ручкой, раз-' , личные полированные пред-] меты, перстень, ко.лы 1 а и ! т. п. Не держались лишь листы бумаги.. I После эксперимента иы1, решили поподробнее рас-1 спросить Петря — Ты в любой .ьсомент' ■— Не гра.зу. Мне сна«а-^ ла нужно настроить^. | —А в чем заключается на-’ стройка? * , Г Точно объяснить не ,чо- |ту. В обш,ем, я внутренне! ; напрягаюсь, изменяю лмха-' ' — Может быть, дело, в ды-1 ;хании? Ведь ты дышишь! I неглубоко. ...... I — Вначале я тоже думал,; что все зависит от дыхания.! А теперь, как видите, даже ‘ 1 разговариваю. Хотя дыха-) : ние не такое, как обычно.; Когда начинаю наклоняться, что-то во мне меняется, и предметы падают | « - К встрече с нами Петр ' 1 специально не готовился, д а - ( же не знал заранее о на- < , шем. приезде. Когда мм! !.зашли в дом. парень еоби- ; ! рался на лыжную прогул-. ку. Пришлось просить, чго-! I бы он продемонстрировал ' свои способности. Кстати. 1 по признанию Петра, у ие- ’ го инцгда возникают не- ; объяснимые видения Пом- ( ните. как мы все поголов- ' Iно увлекались те-зесеансами I Кашпировского'? ; У парня, как он угверж- дает. облик Кашпировского» вызывал чувство неприяз-» ни, потому что лицо экст- I расенса виделось Петру вы-) тянутым, с длинной боро-| дой, а чуть выше лба дрог- ,- лядывали рожки. Об этом! он говорил взрослым, ,40 ' ему никто не поверил. Мы ( также не поверили. Но что показал этот парень, зывает неподдельный 1 ^те- В. ПОЖИДАЕВ, сотрудник Xлевенской' районной газеты «Строитель коммунизма». Р е п л и к а НИ ДНЯ БЕЗ КЛЕВЕТЫ? «Ни дня без заговора». —ЛОД таким заголовком в «Собесед нике» (.№ 51) .опубликовано ин тервью народного депутата РСФСР Т. Корягиной. «В Москве и других 'гбрбдах ■ СССР, —заявил депутат; — в закрытых накопителях "удержи- вается продовольственная про- •тукция общей стоимостью около 50 млрд. руб. Это ойно из про явлений государсТвенпо'-партий- н.ого заговора против' паролП», В публикации поД"''Юр' 1 СНуто. что в интервью Т. Корягина ссылалась на данные'сотрудни ка .МВД по борьбе с организо ванной преступностью .Алексан дра Гурова. А вот заявление, сделанное по поводу публихдции в пресс- центре ЛАВД СССР начальни ком Управления по борьбе, с организованной преступностью полковником милиции' А. Гу ровым: «Заявляю официально что вопросы, поднятые Т. Ко рягиной, мною ни с кем и нигде не обсуждались. и никакой ин формацией, подобной той, что содержится в публикации, во зглавляемое мною управление МВД СССР не располагает» 8 свете заявления А Гурова мы вправе задать уважаемому народному депутату РСФСР Т Корягиной вопрос: так что же. ни дня без клеветы? . Пресс-центр МВД СССР.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz