Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
13 декабря 1990 г., 286—287 (18 883—18 884) Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ Во власти... безвластия Левая, правая где сторона? Когда жгут флаги и портреты.. Кому выгоден переворот? РАЗМЕЖЕВАНИЕ НЕИЗБЕЖНО я отаошусь к чи<му -тех, кто был и остается 'привержен идее граждааского мира. .Но мир нельзя выпрашивать у несогласных с самим поняти ем «Гражданин СССР». За мир надо бороться. Последняя сессия Верховно го Совета СССР убедила .нас: идет борьба уже не за выбор лучшего пути к единой для всех цели, а борьба за цель политического развития обще ства, изменение которой ] яит его судьбу, судьбу наро да. Размежевание неизбежно Оно уже стало фактом, власт но требующим своего <юм ления. Гражданское согла и необходимо, и возможно, но среди тех. кто вне за 1 вясим 0 - сти от принадлежности н то му или иному .политическому движению видит в сохранении Советского социалистического государства гарантию граждан ских прав личности, прав че ловека в нашей стране. Кто осознает, что -развал СССР — общенациональная беда, ката строфа. С людьм'и прямо про тивоположных .политических взглядов никакого гра.жданско- го согласия быть не мо 1 жет. Оставаться во власти соци альной иллюзии, мол. все .ре шит гражданское согласие всех со всеми — значит, вводить в заблуждение и себя, и дру гих. В политике даже самое благородное заблуждение обо рачивается, как правило, жес токостью по отнопюнию к заб- .пуждающимся и им поверив- Обратитесь к наапей дейст вительности и постарайтесь, хотя бы в воображении, пред- стпв.ить себе согласие госпо- Ландсбергиса и товари ща БурО|Кяв.ичгса. Гоаподин проводит, закон, по которому товарищ может быть осужден за при.надлеж.ность к КПСС сроком от 10 до 15 лет и да же казнен. Вы ска.жете: «Ну. это в Литве, а не у нас в Рос сии. У нас это невозможно». А разве «товарищ» Ландсбергис, прежде чем стать господином, говорил, ' что это будет воз можно .в Литве? И у нас в России такое воз- МОЖ.НО, ибо в текущий момент мгы переживаем политический хаос, вакханалию политичес ких сил при очевидной немо щи президентской власти. В Прибалтике .и на Украине идет холодная гражданская война. Ее грозовые раскаты слышны и в России. Вот уже в Молда вии пролилась кровь. А так называемые межнациональные конфликты в Закавказье, рес публиках Средней Азии — это ли не отблески гражданской войны, далеко уже не холод- Больше демократии — бо льше социализма. В конечном итоге, в результате вызрева ния предпосылок здоровой де мократии — да. Что же слу чилось у нас? .Мы объявили ' демо.к1ра'Т.ию вдруг, одноактно, открыв простор для всех сил, том числе и для. антигосу- да{йтвенных. Расплата за по- цУлиам в политике .не'застави ли себя долго ждать. Разве то, что происходит V .нас. в совет- оком обществе, это и есть бо льше социализма?! Нередко слышишь: «Мы, жи вем ,в политическом театре аб сурда» . Демократизировались до того, что обострилась об щественная нужда в режиме сильной личной власти. Идут разговоры о ,неизбеж.ности дик татуры, и они — не плод вос паленной .фантазии. О.ии — от реальности, от власти безвла стия, от незащищекности лич- Что же слышат от полити ческого руководства страны из мученные в ожидании лучше го люди? «На,род поддержива ет ■перестрой.ку. Происходят революционные перемены. Они неоднозначны и не могут быть безболезненными». Я пишу об этом с болью, потому что по литическое руководство страны — это руководство от партии, в которой я состою. Общест во все более трезвеет и осво бождается от гипноза слов. В их магическую силу долго ве рили, значительная часть ве рит и поныне: «консенсус», «плюрализм», «гражданское ооглаоие», «консолидация». Правда, в последнее время появились и иные понятия: «экстремизм», «дест.руктивные силы». Но до сих пор тайной за семью печатями остается для большинства — кто же экстремисты? кто несет в се бе деструктивные (скажем луч ше по-русски — разрушитель- .ные) силы? Чаще всего .мы слышим: «кое-кто» и «кое-где». Что до меня, то непроизвольно всплы вает в па.мяти фрагмент из ле нинской хара.ктеристики реак ционных лет в России (1907— 1910): «Упадок, деморализа ция, расколы, раз 1 ^ о д , рене- . гатство, порнография на .мес те политики. Усиление тяги к философскому идеализму: мис тицизм, как облачение коятр- революционных настроёний» (Ленин В. И. Поля. собр. соч., т. 41, с, 10). Я никогда не сог лашусь с теми, кто утвержда ет—«в этом и сказалась суть перестройки». Ее очиститель ная работа несомненна. Гласность первых ее двух лет, когда .мы мучительно пе реоценивали советскую исто рию на стьже ее величия и трагедии, анализ сталинских деформаций социализма, воз вращение к ленинской методо логии нэпа, вывод о гнеобходм- , мости интенсивного развития производства .путем отказа от планирования по принципу «от достигнутого», обращение к проблеме научно-технического прогресса, определение прио ритетных направлений в эко номике страны — все это ос вобождало гражданское созна ние от состояния спячки, про буждало к социальному твор честву. И все же перестроечный про цесс, с невероятной динамикой его развития в последние три года, никак не отвечает смыс лу слов крылатых, но плохо продуманных — «революция в революции». То, что происхо дит в нашем обществе сей час, — это уке контрревбл'ю- цйя в революции. КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ в РЕВОЛЮЦИИ Признаки ее налицо: опре делилось движение «Демокра тическая Роосня». лидеры ко торого не скрывают своего на- ..-мерения заменить существую щий конституционный строй на иной — несоветский. Внеш не все выглядит весьма бла гопристойно: никаких насиль ственных действий, все по за кону. В мировой 1 ПолитичеС 1 Кой история это уже было. В 1933 году Адольф Шикльг.рубер (Гитлер) пришел к власти пу тем парламентских .выборов, то есть дейократическим пу тем, йо закону. И начинал он свою политическую карьеру в одеянии .национал-социалиста, благословляемый создателем национал-социалистской пар тии рабочим А. Дрекслером. Я знаю, сколь бешеное не годование иных «демократов» вызовет данная аналспия. По я от нее не откажусь. Демо кратический путь к .в.ластн .ие предрешает вопроса о ее де мократической с\«щности. Все решает цель пути , цель .тзи- жения. Движение «Демократичес кая Россия», объединившее в себе весьма разнородные по литические течения (от хрис тианских демократов до пред ставителей «Демократической платформы», вышедших из КПСС), все более обретает тревожные признаки, вызываю щ е в сознании и тревожные ассоциации. Та же социальная де.магогия с иопользованием дипломатии сильных слов — «суве;рвнитет России», «наци ональное возрождение», «де мократия» и т. п. Та же по пытка убедить массу, .наэлек тризованную экономическ.и.м кризисам, в наличии тайного .заговора —- заговора КПСС против народа. неза.ко,нных вооруженных фор мирований с целью насильст венного захвата власти — не ужто все это случайно? Все продумано и обнаруживает программу действий, ;в кото рой ничто не забыто, в том Ч'исле я создание тотального дефицита .прежде всего в то варах первой нео.бходимости. Голодный готов ко всему. Дав но испытано. А если бы не так, то и .не надо было бы бездействовать «демок|рат»ческо.му руковод ству» крупнейших городов, знающему о .ка.та 1 Строфичности стожившейся ситуации с про довольствием (в недалекой перспективе — теплоснабже- вием), и взирающему на все с убийственным спокойствием. Чем хужр, тем лучше, что то же давно испытано. Действует наверняка. «Новые демо'краты» уже на чали дележ власти. Ее тене вые структуры уже созданы. И при чем тут народ?! В луч шем случае, ему отведено ме сто на площади, чтобы в ми тинговом опьянении он вынес на вершины власти тех, кто к ней рвется. Идет борьба за смену Со ветской власти на иную власть, борьба не на жизнь, а на смерть. Демократия использу ется для установления нового тоталитарного режима. Дела ется все с завидным мастер ством политического трюкаче ства. В ход идут понятия-пе ревертыши. Силы, ,по сущест ву своему ультраправые, при сваивают себе «аименша;ни€ левых в то время, как мало- мальски знакомому с полити ческой историей известно: ле выми всегда назывались си лы, имеющие социалистическое и коммунистическое начало. Тот же поиск внутреннего врага — коммунистов. Те же социальные посулы по .прин ципу «Каждому — свое». Ник то не забыт — ни рабочие, ни крестьяне,, ни интеллигенция, ни .малые и великие .нации. Это создает видимость отра жения интересов самых широ ких масс трудящихся. Есть лишь одно «ю». Все обещает ся быть достижимым при ус ловии ликвидации существую щего строя. Наивный четовек, узнав себя в привычных ло- з}'нгах, с доверчивостью начи нает примерять смирительную рубашку, боясь голода и про сто желая быть сытым. На это и расчет — голод ный готов ко всему. Блок ан тикоммунистических сил (к движению «Демократическая Россия» добавим организацию «Гражданского форума») при зывает возбужденные массы к государственному 1 перевороту в ближайшие месяцы. Пря мые призывы .к ликвидации (отставке, роспуску) союзной власти на всех уровнях (Съезд яа.^юдных депутатов СССР, Верховный Совет СССР. Совет Министров СССР Президент СССР) подписыва лись и публиковались лицами и организациями, имеющими известность. Кто хотя бы от носительно регулярно следит за центральной печатью, не может не знать об этом. Была использована и прак тика «пробного шара», вбра сываемого в массовое созна ние ~ «Программа-90». А пов семестное глумление над па- мятаиками Ленину, призывы к политическим а'кциям 7 нояб ря, все усиливающаяся «ле вая» агитация в войсках и ор ганах /внутрениих дел, нако нец, со.адание в ряде регионов ОбразчикО|М политического но ва,рства новоявленных «левых» служит их призыв к национа- льно.му примирению и согла сию. Под этим 'краденым ло зунгом куда как надежнее ид ти в. наступление. И он ^1 его начали. Известно, что вор, же лая быть незамечевным, гро.м- ко кричит: «Держи вора!» То же самое делают и :они, пара зитирующие на притягательно сти слова «демократия». «Пре зидент СССР — фаш.ист», «КПСС — оплот тоталитариз ма». Таковы 'ИХ лозунги. И с ними нас призывают к граж данскому согласию? Но будем справедливы — не все, входящие в движение «Демократическая Россия», заслуживают характеристики ультраправых. Немало в нем людей, искренне заблуждаю щихся, жестоко пострадавших от сталинщины и- брежневщи ны и стремящихся найти ис тину праведным путем. От резвление им столь же .необ ходимо, как и прасто людям, наивным в политике. Уверен, что это отрезвление наступит в скором времени. Думаю, узно уже пришло к многим ленин градцам, увидевшим обыкно венный российский фашизм 7 ноября во второй половине дня на Невском проспекте и Дворцовой плсяцади. Провока ция, драки, сожжение краево го флага и портрета Ленина — все это уже было, было. Почему оказалась возмож ной контрреволюция в рево люции? Попытаемся ответить на этот вопрос, извлекая урок неуклонного следования марк систско-ленинской диалектике, которая (увы!) оказалась в партии преда.н'ной забвению и подмененной . эклектикой. политические поражения. Теоретический диагноз бю рократизации КПСС и мелко буржуазного перерождения ее элитарной части .не был уста новлен, В результате — ре формирование общества пред шествовало реформированию партии, что превратило ее в глав.ный механизм торможе ния общественного развития. Миллионы ни в чем не повин ных партийцев оказались от крытыми перед .массирован ным идеологическим обстре- ЛО.М. В то же время под ви дом диалектики в ндеб- лцгичеокую сферу ия- тенсивио проникала эклектика, наполняя эту сферу .понятия ми, лишенными научных оп ределений. Теоретический по пулизм подменил категории научной идеологии, «Перест ройка», «человеческий фак тор», «качественно новое со стояние общества», «идеоло гия обновления» — эти поня тия, .равно как и ф 0 |рмула «больше демократии — боль ше социализма», порождали иллюзию теоретичес!^ой новиз ны. В них можно было вкла- ддаать какой угодно смысл, что и делалось. Они не имел.и социально-классовой сущно- Эта сущность заявила о се- Ю. Белов , секретарь Ленин градского обкома КПСС, член ЦК КП РСФСР Совета Литовской ССР г. Лан дсбергис превращает воз главляемый им советский ор ган в .орган реставрации бур жуазного политического строя в' Литве. Его пример не остал ся одиноким. Руководство партии .не дает этому полити ческой оценки. Бывший секре тарь ДК КПСС по идеологии В. А. Медведев решается _ на оценку, достойную умиления «Процесс |неоднозначен». Ймевно в этот период ветская демократия, осквернен ная в годы сталинщины, дис кредитируется .в сознании рода как изначально бюрокра тическая. Ленинская концеп ция советской организации об щества — организации наро довластия всячески затемня ется. Этому подчинена анти ленинская истерия, планомер но орга.низуемая в последние Партия терпит одно пора жение за другим, переживая жесточайший из всех видов кризиса — кризис теорети ческий. К нему добавляется кризис нравственный, до 1 нельзя дискредитирующий политиче- сюий авто.ритет па.ртии. У М. С. Горбачева, Полит бюро так и не хватило нрав ственной и политической сме лости пойти на внутрипа-ртий- Политические беседы О Т Р Е З В Л Е Н И Е от МИФА К МИФУ Обратимся ж идеологической сфере, события в которой предопределив политическую драму нашего общества. Крах идеологического монополизма КПСС был предрешен. С со циально-философской точки зрения этот монополизм О’эна- чал отказ от Марксова опре деления сознания как осознан ного бытия. Долгие десятиле тия мы .находились во власти •тожного представления о со циалистическом бытии, ибо не сомневались в без!раэдельном господстве подлинно социали стических производственных отношений. Не меняя бытия, далеко не во всем социали стического отдавали приори тет в изменении действитель- ностй идеологическому факто ру. При этом пренебрегли опасностью разрыва диалекти ческой взаимосвязи базиса и надстройки, идеологии, -поли тики и экономики. Заметим Идеологический .монополизм привел к движению вспять — социализм стал развивать ся от науки к утопии. Общественное сознание ока- \залось во власти социального мифа, который отличается от утопии тем, что наделяет 'реальность в любом ее каче стве свойствами -научных идей. Так был порожден миф о «развитом» социализме. Проавозглашение прио|рите- та общечеловеческих ценно стей и .предложение 'концеп ции нового мышления явились крупным шагом на пути диа- лектизации и гуманизации иде ологической деятельности пар тии. Вспомним, что новое мышление М. С. Горбачев предста|Вил в первоиачальной его характеристике как мыш ление диалектическое. Увы, позже эта характёристика забылась ее же автором. В результате — общечеловече ские ценности уже рассматри ваются вне контек|Ста классо вых интересов, а .их -приори тет подменяется их абсолюти зацией. Справедливая акцён- тацгйя на г.чобальных пробле мах человечества .перекрыла проблему -противоречия между трудом и капиталом. Чуть позже последняя вообще ли шается права на существова ние. Новое политическое мыш ление отвлекается от межим периалистических противо.ре- чий, так рельефно представ ленных на XXVIII съезде пар тии. и сводится к деидеологи зации политических отноше ний Востока и Запада. Ленинское диалектическое единство борьбы в идеологи ческой сфере и сотрудничест ва в политической подменяет ся механическим единством двух социальных систем перед угрозой исчезновения челове ческой цивилизации, В .пос ледние годы партия практи чески прекращает идейно-тео ретическое противостояние ка питализму. Капиталистический же Запад от этого противо стояния никогда .'И никуда не уходил. В конечном итоге шлюзы для апологизации западного образа жизни были -открыты. Все развернулось «а 180 гра дусов. Раньше капитализм во всем порицали, теперь егс стали во всем восхвалять. Од на крайность сменила дру гую. Естественно, что меха низм действия «наоборот», ра ботая во благо капиталистиче ского Запада, яе мог быть нейтрален к социалистическо му Востоку. Все возможные социальные язвы человечества ^ стали теперь присущи социа лизму. Миф о развитом соци ализме сменился на -миф об идеальном капитализме. Мы оказались глухи даже к пре достерегающим голосам на ших цросвещенвых эмигран тов. Общественное ооз,на,ние так и «е стало осознанным бытием. Новый миф подменил реальность. Закономерная переоценка ценностей советской истории была подменена отказом этой истории в каких-либо ценностях — «все 73 года — в никуда!» Идеологический просто|р для антикоммунизма был открыт, и он не заставил себя долго ждать, тем более что под при крытием плюрализма мнений средства массовой информа ции вышли из-под контроля государства. Началась откро венная идеологическая и пси хологическая война за умы людей. На место идеологиче скому фетишизму пришел в этой войне фетишизм экономи ческий. Западная экономика рекламировалась и реклами руется на все лады при пол ном пренебрежении сущест вующего и в развитых стра нах капитала социального не равенства, при затем 1 нении той цены, которую .платит че ловек за сытую жизнь. Под видом деидеологнзацин .нанал- ся процесс коммереализации сознания. -Нейтралитет идеологиче ского .руководства 'партии до рого обошелся ей. До своего политического поражения на выборах в крупных индуст риальных центрах (Москва, Ленинград) она потерпела идеологическое поражение. Ее оппоненты (теперь .противни ки) отнюдь ,не пренебрегали идеологическим фактором и не забывали о его воздействии на политику. Тем более они -получили щедрую фору от А. Н. Яков лева. утверждавшего — сред ства массовой информации лишь отражают действитель ность, Нет, они формировали определенный взгляд -на нее. Руководство КПСС не .реши лось на диалектический ана лиз состояния больного социа листического общества, кри зисного состояния партии. Партия опаздывала и терпела одно идей|но-теоретическое по ражение за другим. За -ними, естественно, последовали и бе, .когда ко.нсолидпрующиеся антикоммунистические силы пошли в атаку на политиче ские основы социализма — на Советы. Председатель; Верховного иый суд над всеми, кто свои ми преступными действиями очернил коммунцстическую идею, замарал честь миллио нов и миллионов честных ком мунистов. ВОПРОСЫ ГЕНЕРАЛЬНОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КПС в одной статье невозможно дать даже беглый аналитиче ский обзор основных причин сложившегося политического кризиса, угрожающего утра той государственного сувере нитета, катастрофой Совет ской влцети. Назовем лишь одну — .не оправданная поспешность де мократизации общества при крайнем ослаблении таких его политических стабилизаторов, как общесоюзные органы го сударственного управления и партия. Дело 'не в ликвидации многочисленных министерств и отмене 6-й статьи Кояститу- ции (данные меры .неизбеж ны) , а в том, что ‘это осуще ствлялось методом безоглядно го разрушения сувдествукмцих структур управления без их продуманного .рефор,ми|рования. Перестройка вызвала к со циальному творчеству много новых людей, действительно талантливых. Но о.на раскры ла простор и для разруши тельных сил, ЯВЛЯЮЩ'ИХСЯ уродливым следствием па.р- тийно-государствевной бюро кратической системы. Полити- чеокие карьеристы -прежних времен вовлекли в поток по литического авантюризма и люмпенства всех стремящихся компенсировать свою социаль ную несостоятельность (не редко — .некомпетентность, да и просто невежество) крайней амбициозностью, доходящей до экстремизма. Они на вол не критики всего и вся су ществующего стали подталки вать общество на роковой прыжок из царства необходи мости администратианой сис темы как атрибута госуда.рст- вениости ,в царство свободы, 'Никем я ничем не ограничен ной, кроме их собственного всюбражевия. Мы несемся на в не только к слабой, кой многопартийности, к пар тиям отдельных амбициозных лиц, а .не социальных групп. Естественно, что сказанное ■справедливо .не для всех в великом .множестве образую щихся партий, но — никуда от этого не денешься — для весьма и весьма многих, В отдельности лидеры политиче ского экстремизма и возгла.в- ляемые ими движения не столь опасны, как в единой своей организации. Их объеди няет одна потребность — потребность обладания властью. Этой потребностью легко управлять. Она — .со циально-психологическая осно ва сил разрушения и тотали таризма. Массы, отвергая партийную элиту, партийное чиновниче ство, опьяненные выражени ем своей власти на выборах, до,верили эту власть новым «глашатаям демок.ратии». Не разглядев в них силу, гото вую лишить общество прав человека. Так произошло в Прибалтике, так может про изойти и в России. И прои зойдет, как только будет при нята нов.ая Кон.стйту|Ция Рос сии, в проекте кото,рой нет определеяий «советская» и «еопиалистическая». Случай ность?! Мелочь?! еле и за роковые просчеты в годы перестройки? Прежде всего необходимо отрезвление, жесткий анализ ценностей пе рестройки, отделение ее истин ных ценностей от мнимых. Ну жен диалектический социаль но-классовый анализ того со стояния общества, в котором мы живем, и той партии, в которой состоим. От ле нинского вопроса — кому это выгодно? — никуда .не уйти. Кому выгодно разруше ние существующего конститу ционного строя? Кому выгодна ликвидация КПСС? Кому выгоден госуда.рст- венный переворот, мирное, 'на конституционной основе осу ществляемое возвращение к дикому капитализму .на ста дии первоначального ;на.копл€- ния капитала с неизбежной безработицей и обнищанием Кому выгоден рыночный экстремизм «500 дней»? Па.р- тийные массы в цервуй) .оче редь обязаны потребовать от идеолого-политического руко водства КПСС дать ответы .на эти вопросы. Ответить на них Генеральному секретарю ЦК КПСС в,ряд ли 'ВОЗМОЖНО в ближайшее время, пото.му как прежде всего ему надо отве тить самому себе: что у .нас за партия — ком.мунистиче- ская , социал•демо'кратическая иля либеральная? Недавно мне довелось услышать .и такое ее определение, не лишенное ос нований, социал-демагоги- Оставаться сегодня .в пар тии — не только большое му жество, но и большая ответ ственность за судьбу общест ва. Надо предупредить его о грозящей катастрофе. Это во- первых. Во-вторых, следует укре пить партию политически и организационно. После XXVIII съезда партия практически' оказалась отчуждена от по литики бездействием ^ Гене рального секретаря ЦК КПСС, Политбюро и ЦК. В партий ных низах зреет недоверие М. С. Горбачеву как Генсеку. Не знать этого он не может. Единственная сегодня га рантия остановить сползание общества в бездну катастро фы — президентская власть, при всем жестко мритичесжом отношении к современному ее состоянию. Партия должна поддержать эту .власть, пот- .ребовать от Президента СССР решительных действий для за щиты конституционного строя. В противном случае она вы нуждена будет выразить ему недоверие, то есть постав,ить вопрос о его способности воз главлять Советское государ ство. Это в-третьих. Мера ответствевности Пре зидента от КПСС слишком ве лика, Эта мера ответственно сти партии перед обществом. Отвечать за действия Прези дента, не обсуждаемые на Пленуме ЦК, партия не мо жет именао потому, что она ответственна перед народом. Поддержка президентской власти, ее превращение в га рант сохранения и защиты Со юза требует действий, дейст ВИЙ организованных и .реши тельных. Таковым из .них жет стать, а по моему убеж дению, и должна стать орга низация движения «Советская Россия» с целью достижения гражданского единства под лозунгом «За Советскую Рос сию в составе СССР!»'Движе- ние это никоим образом не конфронтационное. Его дея тельность необходимо приос тановить, как только будет . приостановлена деятельность «Демократическая Россия». В-четвертых, нужно четко определить социальную базу и политические силы граждан ского согласия. Иными с|чова-* .м,и, создать блок партий!, ор ганизаций, движений, выступа- ‘ ющих за советскую организа цию общества, признающих Советское (и никакое иное) правительство, будь оно одно партийным или м.ногопартий- ным. Главное внима.ние .-при этом обратить «а вовлечение в данный ,блок существую щих организа,ций рабочего движения. В них — главная социальная сила, И еще — ни коим образом не отказьшать- ся от согласительных дейст вий партии и Советов всех уровней. Дискред'итацня Сове тов теми, кто ввел монопо лию на именование себя де- .мокрага.ми, .не должна оста новить стремления коммуни стов к ко;нструктивному диа логу с депутатами-,некомму- нистами, для которых Совет ская власть есть их политиче ское кредо, а доверие изби рателей превыше всего. В-лятых, и, пожалуй, в глав ных, КПСС, всем ее первич ным организациям нужно не медля приступить к вь^работке мер социальной я .политиче ской защиты трудящихся в ус-, ловиях .рыночных отношений, подчинить свою политическую и экономическую деятель ность удовлетворению их нужд. От этого зависит и на стоящее и будущее, партии. Возможно ли КПСС и об ществу устоять на краю безд ны? Попытаемся ответить на данный вопрос, обращаясь к прошлому, не столь отдаленно- ЛИНИЯ АНДРОПОВА Для меня процесс неизбеж ного преобразования нашей жизни,. 'Получившей в апреле 1985 года название «перест ройка», начался в июне 1983 года, когда прозвучали отрез вляющие для всех слов? Ю. В.' Андропова: «Надо разобрать ся в обществе, в котором мы живем». Вспомним — именно тогда, впервые .после Ленина, был всерьез поставлен вопрос о возвращении к диалектике в анализе общественного раз вития. Статья Ю. В. Андропо ва «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалисти ческого строительства в СССР» была встречена в руководящих партийных кругах с .насторо женностью. Маркса хрестама- гийно почитали, но давным- давно не почитывали. «Ленин ский курс» предыдущего Генсе ка .не требовал ни мучений ума, ни мучений совести. Зна чительная, наиболее мысля щая часть партии .пребывала .в тихой оппозиции к своему руководству, разуверившись в возмож,'ности перемен. И вдруг — обращение к Марксу, к противоречиям со циализма! В 'Партии появился’ конструктивпый оппозицио нер. И кто? Генеральный сек ретарь. Это было понято да леко не всем'и. Генсека при выкли слушать, не раамы.шляя. Этот же побуждал к .размыш лению, требуя, единства слова и дела, разрьш между кото рыми затягивал партию в бо лото нравственного и полити ческого лицемерия. Было положено начало и жесткому спросу за разрыв сл'ова и дела. Требование лич ной ответственности руководя щих партийных .работников, членов ЦК в первую очередь, утрачивало свою декларатив ность. Дуновение .нового поли тического ветра становилось ощутимым. Определились .на чала гласности е регуля,рных сообщений «В Политбюро ЦК КПСС». Партийное и общественное сознание быстро пробуждает ся в кратковременный период руководства партией Ю. В. Андроповым. Приче.м процесс пробуждения со.провождалс-я осознанием необходимости ук репления основ государствен ности, донельзя расшатанных в годы, называемые в .наше время застойными. Именно иа укрепляемом фунда.менте го сударственной дисциплины на чинаются демократичесжие перемены. Вспомним «Закон о трудовых коллективах». Вни мание в первую очередь обра щается на первоклетку совет ской демократии. Тогда же становится общепризнанным фактом крупномасштабная и действенная бо.рьба с кор рупцией, мафией теневой эко- НОМ.ИКИ. Названные начинания не могут быть свобод 1 ны от критики. Это безусловно, как безусловно и то, что они оп ределили, по моему убежде нию, перспективную линию обновления . нашей действи тельности — линию .научно- критического, философского ее осмысления на основе Марк совой, ленинской диалектик'и мышления. Линия Андропова (так назовем ее) была лини ей эволюционных п,реоб|разо- в.аний в обществе и партии, созда|Вия необходимых пред посылок для будущих карди нальных изменений. Я далек от мысли идеали зировать период, связанный с политической деятельностью Ю. В. Андропова, и создавать миф о нем. Но считаю, рто умалчивать этот период 'нель зя, да и ущербно для партии и общества. Предвидеть воз можные возражения и обви нения нетрудно: «Ностальгия по прошлому. Неоконсерва тизм!» Разгневанное вообра жение и политических оппо нентов, ,и политических цро- тиаников (назовем вещи свои ми именами) не будет знать удержу в жестких оцределе- Мы живем в 1990 году и возврат к 1983 году — дело немыслимое. Историю вспять не повернешь. Но извлечение уроков истории — дело мыс лимое и необходимое. Кто ими пренебрегает, тот обре чен жить лишь сегодняшним Первый непреходящей цен ности; урок, который мы мо жем извлечь из периода руко водства страной н партией Ю. В. Андроповым; 'нельзя иа- чинать каких-либо, тем более кардинальных общественных преобразований, не укрепив основ Советского государства. Авторитет М. С. Г-орбачева в первый год перест.рой.ки пото- -м.у*был так высок, что он вы шел к народу с обещанием, давно ожидаемым и отвечаю щим назревшей общественной потребности — навести поря док в стране. Следующий урок — урок со циально-философского. диа лектического анализа соци альной жизни по Марксу и Ленину с попыткой овладеть интеллектуальной мощью ях учения, их методом познания. Потому и нет у нас концеп ции перестройки, что этого-то и не сл,училось. Вместо кон цепции политического рацио- нал'изма мы получили концеп цию политического популизма. И, наконец, — урок партий ной этики, скромности в пер вую очередь. Вспомним текст выступления умирающего Ан дропова на его последнем Пленуме ЦК. Главное в «ем — требование иравственной от ветственности политических руководителей перед народом. Мы часто слышим: .пришло время собирать камни. Приш ло время собирать кам,ни и в первую очередь тому, кто их начал разбрасывать. Вернуться к линии Андро пова — значит для партии вернуться к качественно ново му состоянию ее политиче ской стабильшкти. Для обще ства это значит вернуться на путь его эволюцио-нного разви тия. Значит устоять на 'краю бездны. Каждый, кто заглянул в бездну и для кого советский патриотизм не абстракция, не .может не осознать; не спа сешь себя и близких, если .не спасешь государство — Со- ветс.К 1 ий Союз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz