Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 27 ноября 1990 г. № 27 2—1^18 273 (18 869—18 870) Проект Конституции РФ к давать ему обяза- 8) награждать орденами и другими знаками отличия Рос сийской Федерации, присваивать почетные звания; 8) осуществлять помилование; К» распоряжаться средствами презадентского фонда; 11) обращаться с посланием к Парламенту и народу. Пос- лание Президенту должно быть выслушано Парлумеятом, а обращение к народу распространено официальными средст вами массовой иж^рмации. Статья 5.3. 4Б. (1) . Президент Российской Федерации приносит присягу на верность Конституции. (2) . Президент может бьпъ скещен в случае умышленного ' преступного нарушения им Конституции и законов. Решение ' о возбуждении дела о смещении Президента в связи с по добным обвинением принимает любая из Палат Парламента ^льпншством не менее 2/3 голосов. В этом случае дело пе редается в Верховный суд, который вьшрсит свое заключение. Окончательное решение по обвинительному заключению Верховного суда принимает Другая Палата. Решение о сме щении Президента считается принятым, если за него пода но не менее 2/3 голосов избранных депутатов. Статья 5.3. 5Б. Личность Президента Федерации неприкосновенна и охра няется федеральным законом. Статья 5.3. 6Б. Свои полномочия Президент осуществляет, издавая указы и распоряжения, которые не могут противоречить законам Российской Федерации, Сгапья 5.3. 7Б. Одновременно с Президентом в соответствии с его выбором • избирается Вице-президент. При' этом голосование за канди датуру Президента означает одновременно голосование за выдвинутую им кандидатуру Вице-президента. Статья 5.3. 8В, Вице-президент председательствует на совместном заседа нии обеих Палат Парламента. В отсутствие Вице-президен та общие заседания Парламента ведут поочередно Председа тели Палат. Статья 5 3 . 9Б. (1) . По письменному поручению Президента Вице-прези дент может осуществлять часть его полномочий. (2) . Вице-президент замещает Президента в период его вре менного отсутствия. (3) . Вице-президент выполняет функции Президента, если последний в силу объективных обстоятельств лишен возмож ности их вьшолнения. Полномочия Вице-президента в этом случае должны бьпъ подтверждены Парламентом в трехднев ный срок. С4). В случае, смерти Президента, его отставки, в случае его смещения, 'а также в случае котсГатацин Парламентом стойкой неспособности Президента исполнять свои должност ные полномочия Вице-президент ио ттраву становится Прези дентом до новых президентских выборов. Статья 5.3. 10Б. Вице-президент может быть смещен в том же порядке, что и Президент. В случае смещения Вице-прёзидейта с его по ста, его смерти или отставки Президент назначает Вице-пре зидента, который вступает в должность после утверждения его большинством голрсов обеих Палат .Парламента. Статья 5.3. ЦБ. . Исполнение обязанностей Президента и Вице-президента ^в течение срока их полномочий, несовместимо с занятием ка- кой-ли№ иной должности и членством в лю^й политиче ской партии. (ВАРИАНТ: Статья 5Л. 12Б. Полномочия федеральной государственной власти на ме стах осуществляют должностные лица, избранные населени ем и :утверждаемые Президентом Российской Федерации), ’ ' Глава 5.4Б. Парламент (Верховный Совет) Статья 5.4. 1В Федеральный Парламент является высшим и единствен- ны'м "законодательным и представительным органом Россий ской Федерации. Статья 5.4.2Б. ■ . . Парламент действует постояшю в составе Палаты народ- нь:х 'представителей и Федерального Совета., Обе Палаты из бираются сроком на 4 года. Статья 5.4.3Б. ■ тт 1 !н»а«<= наооляытг ппряг-тявитрлвй иябиряется гражданами Российской Федерации на основе единой нормы представи тельства. Численность Палаты определяется конституцион ным (органическим) законом. Статья 5.4.4Б. (1) . ВАРИАНТ I: Федеральный. СЗовет избирается по рес публикам и федеральным территориям их гражданами. ВАРИАНТ II: Федеральный Совет избирается высшими представительными органами республик и федеральных тер риторий. ‘ - (2) . В Федеральный Совет взюдоет равное число предста вителей от .каждой республики и равное число' представите лей от каждой ^ д е р а л ьн о й территории. Статья 5.4;5Б. К исключительным полномочиям Парламента и его Палат относится: 1) издение законов по вопросам, ошесеяным к ведению Федерации; 2) общеобязательное толкование за«<«ов Российской Фе дерации; 3) принятие решений о проведении всенародных голосова ний (референдумов) в порядке, предусмотренном КонФ-иту- 4) ’ формирование Правительства (Совета Министров) Рос сийской Федерации; . 5) ,принятие решений либо утверждение решений Прези- дегиа об объявлении общей и частичной мобилизации и чрез вычайном положении; 6). объявление состояния войны; 7) принятие решений об использовании воинских контин гентов Российской Федерации в случае необходимости вы полнения международных договорных обязательств по под держанию мира и безопасности; 8) -отрешение (отстранение) от должности Президента, Ви- це-нрезилента. других высших должностных лиц Россий ской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных Конг ституцией Российской Федерации; 9) .обсуждение и принятие федерального бюджета, конт роль за его исполнением; 10) установление федеральных налогов и других об*гаа-^ тельных платежей; 11) обсуждение и принятие долгосрочных инвестиционных программ; 12) другие полномочия, предусмотренные настоящей Кон ституцией. ■ ■ ' Статья 5.4.6Б, Парламент и его Палаты осуществляют общий контроль за деятельностью исполнительной власти и инью^ контрольные полномочия, возложеннью на них Конституцией. Статья 5.4.7Б. Полномочия Парламента осуществляют^ на основе уста новленного настоящей Конституцией порядка его деятельно сти с учетом особенностей компетенции каждой из Палат! Статья 5.4.8Б. Каждая из Палат вправе" Принимать законы, обеспечиваю щие работу Палаты и ее членов, регламенты работы Пала ты, комитетов и комиссий, а также принимает постановле-, ния и резолюции, относящиеся к работе Палат. Статья 5.4.9Б. - Парламент собирается по праву на Т1шдцатый день, после выборов. Сроки и продолжительность парламентских кани кул определяются ре:Гламентом. Статья 5.4.10Б. (1). Палаты работают, как правило, раздельно. Для рещё- ния вопросов войны и мира, внедения.чрезвычайного й во енного положений, заслушания посланий Президента, а так же по решению обеих Палат созываются общие заседания всего Парламента. .(2). На общих заседаниях Парламента функции Председа теля осуществляет Вщде-президент, а в случае его отсутст вие — Председатели Палат поочередно. , (3) . В необходимых случаях по решению Палат могут соз даваться совместные комитеты и комиссии, а также »шь:е ооВ'Местные органы, и групшл, включая согласительные. Статья 5.4.11Б. (1). Каждая Палата правомочна принимать имеющие обя- зателмую силу решения в присутствии больщинегва изб ранных членов Палаты...Решение принимается абсолютным большинством присутствующих (ВАРИДНТК «избранных»' членов Палаты, кроме случаев, предусмотренных Кочститу- ,{2). Каждая из Палат цржет работать ка|К ммитет всей Па латы с целью обсужденйя законопрсюкТСв и иных .вопросов, не принимая в Втом случае загюнодателыпАх. решений. Статья 5.4.12Б. .Внеочередные пленарные заедания Палат проводятся тре^ванию ^/в депутатсв^ состветствующей Шлаты,' а дак- же по решению Предаойнт^ Председателей Палат, либо по просьбе Председателя Совета Министров. Внеочереджж за седание одной Палаты может бьггь, созвано .также по тре(5й- ванию другой Палаты. ,, Статья 5.4.13Б. . ' (1). ПоЯномочия Парламентаи П“лат и депутатов 1 фежяёго состава заканчиваются с первым заседанием Парламента нового состава. , (2). Очередные парламентские-выборы проводятся не ра- -де чем после 45 месяцев и не позже 47 месяцев с начала полномочий Парламента. Указ о назначений выборов в пре делах этого срока издается Президентом не позднее чем за * месяца до даты выборов. Статья. 5.4.14Б. , (1) . Досрочное прекращение ^полномочий каждой Палаты может иметь место по решению самой Палаты. Такое реше ние может быть принято, если за него проголосовало не ме нее ^/а ее членов. Это решение доводится Председателем Па латы до Президента, который назначает новые выборы Пала ты не раньше, чем через один месяц, и не позднее. Чем через два месяца. Самороспуск одной Палаты не влечет за собой роспуска другой Палаты. До созыва нового состава Палаты действует прежний состав Палаты. (2) . Если полномочия Палаты завершаются при наличии чрезвычайных обстоятельств (предусмотренных в гл. 5.11 Конституции), то одновременно с объявлением чрезвычайно го полоясения Парламент принимает решение о продлении ее полномочий. Статья 5.4.15Б. (1) . Депутаты образуют и регист1»груют парламентские фракции и депутатские группы при наличии в их составе не менее 10 членов. Никакой депутат не может состоять одно временно более чем в одной парламентской фракции или де путатской группе. Парламентские фракции образуются из де путатов, причисляющих себя к одной шлитичеткой партии. Депутатские группы образуются на внепартийной основе. Парламентские фхжкции и депутатские группы избирают руководителей и иные необходимые для осуществления их функций органы. (2) . Парламентские фракции, депутатские группы, а также собрания независимых депутатов участвуют в определении кандидатур для избрания в руководящие органы Палат. На основе пропорционального представительства они делегируют своих членов в комитеты и комиссии и представляйт списки ораторов, выступающих по основным вопросам повестки дня Палаты. ■ Статья 5.4.16Б. Прек1/ащение прений в Палатах не,допускается до исчер пания полного списка ораторов при обсуждении законопро ектов, бюджета, формирования и отставки Правительства и смещения П1юзидента. При обсуждении других вопросов ре шение о прекращении прений может быть принято, если за него проголосовало не менее чем */з присутствуюхцих депу татов. Статья 5.4.17Б. (1). Для руководства* работой Палаты, заседаниями и для общей организации ее деятельности Палата избирает из чис ла депутатов простым, большинство'м Председателя. Предсе дателю Палаты подчинена служба охраны Палаты во время ?аний. Одновременно с Председателем Палата выби рает его первого и второго заместителей, которые выполня ют, обязанности Председателя в случае его отсутствия. '(ВАРИАНТ: (2). Председатель Палаты в ходе осуществле ния председательских полномочий не пользуется правом вы- 1’ётуплений и 1ЮПЛИК в Палате. Он не может, произвольно устанавливать очередность рассмотрения вопросов, порядок выступления депутатов, пхюрывать депутатов, если они явно е нарушили регламент). Статья 5.4.18Б. (1) . Палаты образуют из числа депутатов постоянные и вре менные комитеты и комиссии. Порядок деятельности коми тетов и комиссий определяется Палатами в соответствии с настоящей Конституцией. (2) . Комитеты и комиссии готовят проекты закояодатель- -ы х актов и других решений, осуществляют контроль за исполнением законов и решений, принятых Парламентом, проводят открытые, а в случае необходимости закрытые слу шания и парламентские расследования. '' (3). Должностные лица и граждане обязаны являться комитеты и комиссии Палат по их вызову, представлять всю затребованную комитетами или комиссиями документацию и ин ^ рм ац ию в письменном или устном виде в установлен ный срок. Невыполнение этого требования, равно как и пред ставление заведомо недостоверной информации, влечет за со бой ответственность по закону. (4). Постановления комитетов и комиссий, направленные на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению, если они не находятся в противоречии с Конституцией и за конами Российской Федерации. В этом случае постановле ния Могут быть обжалованы в Конституционную коллегию (Конституционный суд) или в Верховный суд Российской Фе дерации. Статья 5.4.19Б. •Палата народных представителей рассматривает и одобря ет законопроекты, подлежащие последующему утверждению Федерального Совета, а; также принимает законы в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией. ■ Статья 5.4.20Б. Парламентские фракции Палать! народных представителей через своих- руководителей участвуют в консультациях < Президентом с целью определения кандидатуры главы Пра- вительства. Статья 5.4^г1Б. Палата народных представителей; 1) утверждает мандат Председателя Совета Министров Рос сийской Федерации на формирование федерального Прави- 2) утверждает состав федерального Правительства; 3) выражает доверие или недоверие Правительству. При выражении недоверия или отказе в доверии Правительство уходит в отставку; 4) утверждает отчеты Правительства об исполнении феде рального бюджета. Статья 5.4.22В. Палата народных представителей заслушивает отчеты Правительства по вопросам внутренней и внешней полити ки и принимает соответствующие решения; ратифицирует и денонсирует международные договоры Российски Феде рации. Статья 5.4^33Б. Палата народных представителей принимает решения о федеральных государственных займах и кредитах, помощи иностранным государствам и принятии помощи от иностран ных государств, и межправительственньк организаций. Статья 5.4.24В. Палата народньгх представителей образует постоянные ко митеты: по законодательству, по бюджету и Налогам, по пар ламентской процедуре, по защите государственного сувере нитета и национальной безопасности, по международным де лам, Конституционный комитет, а также постоянную Ман датную комиссию. Палата каждого созыва может учреждать любые другие постоянные или временные комитеты к миссии. Статья 5.4.25Б. (1) . Федеральный Совет в соответствии со статьей 5.4.7 Конституции: 1) рассматрйвает вопросы межреспубликанских и межна циональных отношений и вносит законодательные предло жения по ним в Палату народный-представителей; Палата народных представителей обязана' рассмотреть эти предло жения вне. очереди; 2) рассматривает законопроекты, внесенные на его смотрение Палатой наро/шых представителей, к принимает по нйм решения; 3) возвращает в Палату народных представителей для до полнительного рассмотрения представленные ею законопро екты в случае внесения в них поправок. (2) . Никакой законопроект, подлежащий внесению Пала той народных представителей в соответствии с настоящей Конституцией на рассмотрение Федерального Совета, не мо жет стать законом без одобрения Совета. Статья 5.4.2вБ. ■ В рамках Федерального Совета образуются и регистриру ются территориальные депутации членов Федерального Со вета (федеральных-советников). Статья 5.4^г7Б.. (1) . Федеральный Совет. образует комитеты; по бю.джету и налогам, по^ межреспубликанским и межнациональным отношениям, по парламентской процедуре. Мандатную ко- миссикЬ. Федеральный Совет каждого созыва вправе учреж дать другие постоянные или временные комитеты и комис- (2) . Комитеты и комиссии избираются Федеральным Со- вето'М с учетом принципа пропорционального представитель ства территориальных депутаций на основе самовыдвиже ния кандидатов. Статья 5.4.28Б. (14. Законопроекты вносятся на рассмотрение Палаты на- родшах представителей Правительством, комитетами и Де путатами обеих палат, а в случаях, предусмотренных настея- щей Конституцией,—- Федеральным Советом. Законопроек ты первоначально рассматриваются в Палате народных пред ставителей. (2). Законопроекты, одооренные Палатой народных .пред ставитедей, поступают на рассмотрение Федерального Сове та. Федеральный Совет можеТ’ возвращать законопроекты в Палату народных представителей на повторное рассмотре ние в случае внесения в них поправок, . ■(3). Если представленный Палатой народных представите лей законопроект не получает, одобрения Федерального Со- • (Продолжение на '7-й ’стр.). Проект Конституции РСФСР ущерба; социальной и правовой защищенности потерпевшего и лиц, участвующих в правоохранительной деятельности. Правоохранительные органы РСФСР координируют свою деятельность и обмениваются опытом с соответствуюгцими органами Союза ССР и дрзцих республик, сотрудничают .с з а рубежными и международными организациями, обеспечива ющими законность и правопорядок. Никто не вправе вмешиваться з законную деятельность правоохранительных органов. Сотрудники этих органов ру ководствуются требованиями закона и не связаны решения ми политических партий, общественных объединений и дви жений. ; Статья 152. Надзор за соблюдением конституционных прав и свобод граждан соблюдением конституционных прав и сво бод граждан в деятельности государственных и обществен ных органов осуществляется Уполномоченньн(1 Верховного Совета РСФСР по правам человека. Он избирается Верховным Советом РСФСР по представлению Президента РСФСР сро ком на пять лет. Он действует независимо и подчиняется только Верховному Совету РСФСР, которому он ежегодно представляет доклады о положении в этой области. Компетен ция и порядок деятельности Уполномоченного Верховного Совета РСФСР по правам человека определяется законом. Статья 153. Прокуратура РСФСР Прокурор РСФСР и подчиненные ему прокуроры осущест вляют надзор' за повсеместньш, точным и единообразным ис полнением и применением действующих на территории РСФСР законов и ратифицированных международно правовых актов всеми государственными органами, общест венными объединениями, их должностными лицами и граж данами, кроме высших органов законодательной, исполни тельной и судебной власти РСФСР, Прокурор РСФСР назна чается сроком на 5 -лет Верховным Советом РСФСР по со гласованию с Генеральным прокурором СССР, подотчётен Верховному Совету РСФСР, Генеральному прокурору СССР ответствен перед ними. _ ^ Порядок организации и деятельности Прокуратуры РСФСР определяется Законом о Прокуратуре РСФСР. Статья 154. Комитет государственной безопасности РСФСР Комитет государственной безопасности РСФСР и его орга^ в пределах их компетенции защищают конституционный строй РСФСР, государственные интересы, суверенитет и тер риториальную целостность республики. , Председатель Комитета государственной безопасности РСФСР назначается сроком на 5 лет Верховным Советом РСФСР по представлению Председателя Комитета государст венной безопасности СССР, подотчетен Верховному Совету РСФСР, а по вопросам, отнесенным к исключительной ком петенции Союза ССР или признанным предметом совмест ного ведения РСФСР и СССР,— также и Комитету государст венной безопасности СССР. Порядок организации и деятельности органов Государст венной безопасности-РСФСР определяется Законами РСФСР Статья 155. Следственный комитет РСФСР Следственный комитет РСФСР и его органы осуществляют предварительное следствие по делам о преступжнияХ, ба с которыми в соответствии с законами РСФСР и СССР отнесена к компетенции РСФСР. . Председатель Следственного комитета РСФСР назначается сроком на 5 лет Верховным Советом. РСФСР, подотчетен Вер ховному Совету РСФСР и ответствен перед ним. Порядок Организации и деятельности Следственного коми- ”га РСФСР определяется Законом о Следственном комитете РСФСР. Статья 156. Адвокатура в* РСФСР Юридическую помощь гражданам и организациям-оказы вают коллегии и иные добровольные объединения адвокатов, адвокатские бюро и фирмы, а также отдельные лица, имею щие право на занятие адвокатской деятельностью. |В случаях, предусмотренных факоном, юридическая по- м(рщь гражданам оказывается бесплатно. Порядок организации и деятельности адвокатуры в РСФСР ог|ределяется Законом. Статья 157. Участие граждан в защите законности и право порядка Граждане РСФСР участвуют в отправлении правосудия, содействуют правоохранительным органам в выполнении их зддач, а также самостоятельно используют предоставляемые им , законом средства реагирования на правонарушения. Раздел VI. Заключительные и переходные положения Статья 158. Столица и государственные символы РСФСР Столицей Российской Советской Федеративной Социалисти ческой Республики является город Москва. Символы РСФСР — государственный флаг и герб РСФСР — определяются Законом. Гимн РСФСР утверждается постановлением Верховного Совета РСФСР. ___ _ Статья 159. Порядок принятия и измеиения Конституция Конституция РСФСР принимается и изменяется по реше нию, принятому не менее чем % голосов от общего числа нарбдных депутатов РСФСР каждой из палат. Предложения об изменении Конституции могут вноситься органами и лицами, наделенными настоящей Конституцией правом законодательной инициативы. Для изменения Конституции РСФСР по нее 7з общего числа депзт'атов Верховного Совета рСФСР или не менее Ча субъектов Федерации, или не менее /з. кра ев и областей может быть созван Всероссийский съезд Со ветов илй проведен всероссийский референдум. Нормы представительства, порядок созыва Всероссийского съезда Советов устанавливаются Верховным Советом РСФСР. Статья 160. Вступление Конституции РСФСР в силу_ Конституция РСФСР вступает в силу на следующий день после ее опубликования в официальном издании Верховного Совета РСФСР. . Статья 161. Переходные положения Со вступлением Конституции РСФСР в силу, Съезд народ ных депутатов РСФСР принимает решение либо о дырочном прекращении полномочий нахюдных деиз^татов РСФСР и про- ведении выборов в Верховный Совет РСФдР, либо о преобра зовании Съезда народных депутатов РСФСР в Верховньш Совет РСФСР, полномочия которого прекрап^аются по истече- , НИИ мандатов народных депутатов; Съезд народных депутатов РСФСР определяет Порядок в в ^ дения в действие и других переходных положении настоя щей Конституции. - П^юект Конституции РСФСР подогтволен- йниицатинвоигруппой нароыдхндепаутотв РСФСР «Комумнисыт Росиси» с участиемнаучныкхоснультантов Народные депутаты Р С Ф С Р Абайдулин 3. 3 (ТО 277); Берестовой В. И. (ТО 2ЙЗ); Болотов И. А. (ТО 494); Братищев И. М. (ТО 599), руководитель инициа- тнвной грулпы, доктор экономических наук, профессор; шинин в. V <Т0^389); Гаарусь В. А. (ГО 72 |); «о» ^='5А: (ТО 280); Горчаков Г. М. (ТО 342);- Гречанников .В М. (ТНО 552).. Губскнй В. М. (ТО 611); Жочкин Н. М. (ТО 841); Зах^аров М. (ТО 684); Зоркаяьцев В. И. (ТО 699); Казаков С. И. (ТО 704), 1^- шни Н. П. (ТО 273); Кряжевских Н. _Ф (ТО 187); Лу^гтов А. М. (ТО 544): Рощупкин И. П. (ТО 694); Рыбкин И. П. (ТО 312), Са енко Г В. (ТО 493); Сальников С. 8 . (ТО 629); Семенов Ю. Н. (ТО 404): Сяободкин Ю. М. (ТО 96), заместитель руководителя йнициативной сруппы, кандидат юридических наук; Тихонов В. И. (ТО 381): Фомин В. С. (ТО 572); Харитонов Н. М. (ТО 5304. Харлоа А. И. (ТО 786); Цапаев В. Н. (ТО 435); Чернышвв А. А. Нау^акые консультанты Бойков А Д., заведующий сектором ВНИИ проблем' укрепле ния законности и правопбрядка, доктор юридических ыаук. профессор; Бутько Л. В., и. * ' ‘ отделом конституционного законодательства государственного строительства и законодательству кандидат юридических наук: Осадчий И. П.. заведующий кафедрой по литологии Кубанского государственного университета, Докт№ исторических наук, профессор, руководитель «ручных консультантов: Ржевский В. А., заведующий п!чм«ч ствеиного и международного права Ростовского-на-Дону госу дарственного университета, доктор юридических наук, профес сор; Самигуллин В. К., доцент Башкирского государ^венного чнивеоситета. кандидат юридических наук; Семенов в. с ., за- тсдующий сектором Института_философ|щ А^^щевщи^^ _________ _ ______ . . . ... ----- кафедрой государственного права и советского строительства Кубанского гтсударственио- го университета, кандидат юридических наук; Долгова А. и., заведующая сектором ВНИИ проблем укрепления законности и правопорлдка, доктор юридических наук, профессор, заслу женный юрист РСФСР; Евдокимов В. в., доцент Свердловского юридического института, кандидат юридических наук; Еремин А. М., ведущий научный сотрудник Института эко|Щмики ^ а - демин наук СССР доктор экономических наук, профессор, жи- линский С. э„ доктор юридических наук, профессор Академии общественных наук; Ильинский И. П., доктор юридических на ук, профессор, заведующий кафедрой государственного права Московского института международных отношении: Кесаев С. М.. доцент Северо-Осетинского университета, кандидат юри дических наук; Конышев В. В., старший научный сотрудник экономического факультета МГУ, кандидат экономических на ук, доцент; Крылов Б. С., заведующий отделом национально- государственного строительства и межнациональных отноще- нии ВНИИ советского государственного строительства и зако нодательства. доктор юридических наук, профессор; Курашаи- ли Б П. ведущий научный сотрудник политологического цент- .. ----------- —сударства и права Академии наук СССР, дон- [ наук, профессор: Пучин В, О., доцент Мос. партийной школы, кандидат юридических иа- 3.; заместитель руководителя кафедры совет ского государственного строительства и- права Академии об щественных наук, доктор юридических наук, профессор; Мао- темьянов В. С., заведующий кафедрой гражданского и хозяй ственного права МОСКОВСКОГО юпидического института, доктор юридических наук, профессор; Масленников В. А., заведующий доктор философских наук, профессоо: Семенов П. научный сотрудник Института государства и права Академик наук СССР, доктор юридических наук, профессор; Скворцов т е . , з а ^ с т и т ^ л ь директора ВНИИ проблем укрепления за конности и оравопоряйка. доктор юридических наук профес- сор; СлавИн Б. Ф., заведующим.отделом общих пообпем мцИЗг лизма ИМЯ при ЦК КПСС, доктор философских «аущ профес сор; Соколов И Я., профессор Академии обшественных наук, доктор юридических наук; Суслов Н. Н.. доцент Высшей ш к^ 'Лы им. Э. Дзержинского кандидат юридических наук: Тро фимов В. Д., доценз Высшей школы имени Ф. Э.. Дзержинского, кандидат Юридических наук; Хорев Б. С., профессор экономи- чёского факультета МГУ; Хубивв К. А., доцент экономического факультета МГУ. кандидат экономических наук; Шишкин С. И_ заведующий, кафедрой государственного права Иркутского г ^ суДарственного университета, кандидат юридических наук, до- Использованы материалы: Альхименно В. И., заместителя начальника кафедры госу- ларственИо-правовых дисциплин Высшей школы милиции, как- _ ____5 . . Г П ■эап(кпVиЧIII6;гО КЗ- дидата юридических наук; Барабашева , В., заведующе о федрой государственного права юридического факультета » профессора, доктора юридических^«аум; Глотова С- А., народ ного депутата РСФСР, кандидата философских наук; Кабыше- ва В. Тв, заведующего кафедрой государственного права Са ратовского юридического института, профессора, доктора юри дических йаук; Качеад Н. В., доцента кафедры уголовного пра- ва Высшей школы имени Ф. Э. Дзержинского; Кобеца Н. Г„ заместителя заведующего кафедрой государственного строи^ •тельства Академии общественных наук, профессора, доктора юридических наук; Манешина В. С., профессора ^ осковскопо •государственного университета, доктора философских наук, Синюкова В. Н.. доцента кафедры государственного права Са ратовского отделения Высшей юридическом заочной школы МВД СССР, кандидата юридических наук; Черковца В . ^ . , за* ' ведующего лабораторией экономического Факультета кон тора экономических наук, профессора; Шеремета К. Ф-. глав, ного редактора журнала «Советское государство и право», д тора юридических наук, профессора. Как мы проект добывали (Окончание. Начало на 1-й стр.). которая касается жизненно важных интересов каждого гражданина РСФСР. Именно поэтому мы и решили посвя тить читателей в ход собы тий, которые, право, могут составить сюжет для неболь шого авантюрного романа «Как мы проект добывали». ■утром 19 ноября, ‘когда все сроки истекли, звоним в тех нический секретариат Кон ституционной комиссии по те лефону 205-54-60, наводим справки, когда можно полу чить проект для публикации, нам сообщают, что все уже готово и вот-вот проект будет ^ доставлен фельдсвязью в ре-' дакции. в том числе и в «Со ветскую Россию». Через не сколько часов сотрудница се^ кретариата Л. И. Семина за верила, что курьер поехал в «Аргументы и факты», после чего непременно-прибудет в «Советскую Россию». К концу рабочего дня эту версию под твердил заместитель руково дителя секретариата Д. А. Юрьев. Наконец, в 21.30 руко водитель секретариата А. А. Собякгш дал отбой: действи тельно, один экзе.мпляр до ставлен в «АиФ», а для вас необходимо сопроводитель ное письмо, однако подписать его некому, поскольку Пред седатель ^рховнбго Совета в отъезде. Звоните завтра, по- советозёл он. Назавтра нас переадресо вали к секретарю Конститу ционной комиссии О. Г, Ру мянцеву. Он сказал, что про ект, оказывается, вообще не ■подписать, а некоторые, как он выразился, «наши друзья» уже успели напечатать «сы рой» вариант в ряде област ных газет, в ре^дьтате лю ди введены в заблуждение и теперь в Верховный Совет идут возмущенные телеграм мы. Поэтому, закончил он, мы с Борисом Николаевичем продолжим правку проекта и решим, где его публиковать. Звоните завтра, порекомендо вал он. , Тут требуется одно уточне ние. То, Что уважаемьш Олег Германович квали<|)ицировал как ненужную самодеятель ность неких мифических «друзей», было не чем иным, как точным . аьтолнением распоряжения первого заме стителя Председателя Вер ховного Совета РСФСР и за местителя председателя Кон ституционной ' комиссии РСФСР Р. И. Хасбулатова за номерюм 290-1 от 31 октября 1990 года, которое было разос лано по всем городам и ве сям России. В пункте пятом распоряжения говорилось: «Провести обсуждение проек та Конституции Российской Федерации, принятого Кон- ституционнной комиссией за основу, на сессиях республи канских, краевых и област ных Советов и представить предложения, замечания и дополнения к проекту в Кон ституционную комиссию не позднее 1 декабря 1990 г». А пункт 13-й предписывал «Ми нистерству печати и массо вой информации обеспечить публикацию проекта Консти туции Российской Федерации в республиканских и мест ных газетах; создать в рес публиканских средствах мас совой информации специаль ные рубрики (радио- и теле передачи), посвященные но вой Конституции; привлечь чл|енов Конституционной ко миссии РСФСР, экспертов, специалистов в области кон ституционного права и поли тологии к регулярной публй; нации материалов по новой Конституции Российской Фе дерации». Да простят нас читатели за столь , длинную цитату, но, право же, нам трудно пове рить. что секретарь Консти туционной комиссии не веда ет,' какие распоряжения рас сылает заместитель ее Пред седателя. ' «Что Же дальпте?» — спро сит нетерпеливый читатель. Отвечаем: проект из Консти туционной комиссии мы так и не получили. С 'Олегом Гер мановичем нам удалось свя заться только к вечеру 22 но ября. когда читатели уже имели возможность познако миться с Проектом, напеча танным в этот день «Россий ской газетой», и готовился к подписанию номер «АиФ» с текстом проекта. Олег Герма нович подтвердил, что имен но в эту газету было решено отдать проект, что и сделано. А в «Советскую Россию» ре шено проект не передавать, «но это неофициальное реше ние, поэтому я вам это неофи циально говорю», предупре дил Олег Германович и лю безно «разрешил» перепеча тать проект из субботнего (за 24 ноября) номера «АиФ». Мы воспользовались «советом» секретаря Конституционной комиссии, однако не можем не высказать своего мнения о всей этой не ■слишком при- гЛядной истории. Не странно ли, что уважае мые российские законодате ли, заявляя уже в первой ста тье о том, что «Российская федерация — суверенное, де мократическое, социальное и правовое государство», сами не считаются с нормами з а кона. В данном случае., отка зав газете «Советская Р'ос- сия» дать для ■публикации проект Конституции, а он. повторяем, затрагивает инте ресы миллионов наших под писчиков — граждан России, руководство Конституцион ной комиссии Верховного Со вета РСФСР нарушило ста тью 1 «Свобода печати» и статью 24 «Право на получе ние информации через сред ства массовой информации» Закона СССР «О печати и других средствах кассовой информации», В первой ста тье говорится, что «свобода слова и свобода печати, га рантированные гражданам Конституцией СССР, означа ют право... выбора, получе ния и распространения ин формации...». А в статье 24, в частности, говорится: «Го сударственные органы, обще ственные объединения, дол жностные лица предостав.пя- ют средствам массовой ин формации имеющиес-ч сведе ния и возможность ознаком ления с документами. Откёз в предоставлении за прашиваемых сведений мо жет быть обжалован предста вителем средства массовой информации вышестоящему органу или должностному ли цу, а затем в суд в порядке, предусмотренном законом для обжалования неправо мерных действий органов го сударственного управления и должностных лиц, ущемля ющих права граждан». Вот мы и думаем, что же нам теперь делать? Может, И вправду обжаловать «непра вомерные действия» наших законодателей,, нарушивших права и читателей, и газеты? А теперь приглашаем чита телей к 'Обсуждению проек тов. Читайте, изучайте, раз- мыш.ляйте. Сегодня решается судьба Отечества. Она зави сит и от вашей позиции. Все ваши предложения'и замеча ния просим присылать ре дакции. Н. ГАРИФУЛЛИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz