Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

27 ноября 1990 г. 272—N8 273 (18 869—18 870) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Проект Конституции РФ (2) . Федаралышй Совет избирается на основе равного пред­ ставительства от каждой республики ее гражданами; пред­ ставительство от федеральных территорий устанавливается заксшом. (3) . Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, и лица, в от­ ношении кото{»лх вступил в силу приговор суда, предусмат­ ривающий наказание в виде лишения свободы, (4) . Выборы в Парламент проводятся раз в 4 года во вто­ рое воскресенье марта. <$). Порядок выборов в палаты Парламента устанавлива­ ется федеральным за>ковом. Статья б^З.!ЗА. Парламент Российской Федерации; 1 ) издает законы по вопросам, отнесенным к ведению Фе­ дерации; 8 ) обсуждает и принимает федеральный государственный бюджет; устанавливает федеральные налоги и обязатель­ ные платежи; принимает решения о федеральных займах и федеральной экономической и иной помощи; 3) определяет основные направления внутренней и внеш­ ней политики и принимает стратегические программы;. 4) избирает и отзывает Парламентского Уполномоченного по правам человека;- 5) по представлению Президента назначает Председателя и членов Конституционного суда. Председателя и членов Верховного суда; - в) дает согласие на назначение Президентом министров, послов и других высших должностных лиц государства, предусмотренных федеральным законом; 8 ) в случаях и порядке, предусмотренных Ксшституцией, отрешает от должности Президента, Вице-президента, Пред­ седателя и судей Констйтзшиоиного суда. Председателя и су­ дей Верховного суда; освобождает от обязанностей других высших должностных лиц государства, в случаях, преду­ смотренных федеральным законом; ' 8 > ратифицирует и денонсирует международные договоры; в) о б т ^ л я е т обхцую йяй частичную мобилизацию; вводит чрезвычайное положение иди утверждает соответствующий указ Президента; объявляет состояние войны в случае -во­ оруженного нападения ■на Российскую Федерацию- или в случае необходимости аьшоляевия договорных обязательств по взаимной сх р о н е от агрессии; принимает решение об ис­ пользовании воинских контйягеятсмв в обстаЬовке чрезвы­ чайного положения, а также при выполнении международ­ ных обязательств; 10 ) устанавливает воинские звания, дипломатические ран­ ги и }Шые специальные звания; учреждает государственные награды и почетные звания; . И) издает федеральные акты об амнистии; 12) принимает по согласованию с Президентом решение о проведении референдума; 13) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией. Статья 5.8.4А. ' , Каждая палата Парламента избирает своего Председателя и его заместителей. Статья 58.5А. (1) . Палаты образуют из числа депутатов постойные и временные комитеты и комиссии. (2) . Комитеты и комиссии готовят проекты законрдатеЛь- ных и иных актов Парламента, осуществляют контроль за исполнением законов и иных актов Парламента, проводят парламентские слушания и расследования и иным образом содействуют осуществлению полномочий Парламента^ Статья 5.2.6А. ' " (1) . Парламент является постоянно действующим органом. (2) . Палаты Парламента собираются на свои первые засе­ дания по праву на 30-й день после выборов в 10 часов утра. (3) , До избрания палатами своих председателей .заседания ведут старейшие депутаты палат. Статья 5.8.1А. (1) Право законодательной инициативы принадлежит депу­ татам Парламента, Президенту,- Конституциоиному суду, Верховному суду, парламентам республик. Парламентекому Уполномоченному по правам человека. Статья 5.8.8А. (1) . Законопроекты обсуждаются и принимаются палатами на раздельных заседаниях. Вопросы, не связанные с приня­ тием законов, могут решаться на совместных заседаниях па­ лат. Для решения вопросов войны и мира, введения чрезвы­ чайного положения созывается совместное заседание. Сов- местнью заседании палат их Председатели ведУт поочередно. (2) . При расхождении между палатами они образуют на паритетных началах согласительную комиссию. Ее предло- ' жение рассматривается палатами, и при отсутствии между н>Ыи согласия законопроект считается отклоненным. При разногласиях палат по проекту федерального государствен­ ного бюджета вопрос решается на совместном заседании па­ лат большинством присутствующих депутатов. Статья 5.2.9А. Принятый палатами закон должен быть подписан и обпа- родоваи Президентом. В течение 15 дней Президент может возвратить закон в Парламент со своими замечаниями на повторное рассмотрение. Президент обязан в течение 3 дней подписать и опубликовать закон, если пЬеле повторного рас­ смотрения он принят */, голосов депутатов в каждой палате. Статья 5.2.10А. Внеочередные заседания палат проводятся по требованию одной пятой общего числа депутатов соответствующей пале­ ты, по решению ее Председателя иля по предложению Пре­ зидента. Статья 5Л.ИА. Порядок работы Парламента и его палат определяется рег­ ламентом Парламента и регламентами его палат. Статья 58Д2А. ^ <1), Депутат Парламента может быть членом только одной из его палат. (2). Депутат Парламента получает установленное возна­ граждение и возмещение расходов. Он не может получать иного регулярного вознаграждения, занимать должность вне Парламента и быть депутатом любого другого представитель­ ного органа. Статья 5.8.13А. (1) . Депутаты Парламента являются' полномочными пред­ ставителями народа и в своей деятельности руководствуются, его интересами. (2) . Все.-государственные и общественные органы и долж­ ностные лица обязаны обеспечивать депутатам Парламента условия для беспрепятственного и эффективного осуществле­ ния их прав и обязанностей. (3) . Депутат имеет право требовать от любого должностного лица, информацию, необходимую для осуществления его , мандата. Статья 5 Х 1 1 А. (1) . Депутат не несет ответственности за свои выступления в Парламенте и вне его при осуществлении депутатской дея­ тельности', , (2) . Депутат пользуется правом неприкосновенности: он не может б ь«ь без согласия палаты арестован, привлечен к уго­ ловной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Статья 3.8,15 а . , Правовое положение депутата Парламента —его: права, обязанности,и их гарантии— регулируются федеральным за- ^ П р е зи д ен т Рвеемйекей Ф е д е р е ц и и С'ТЗ'Тья Исполнительную власть Российской Федерации возглавля­ ет Президент. Статья 5.8.8А. „ . (1) . Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации всеобщими и прямыми выборами при тайком го­ лосовании. Выборы Президента проводятся одновременно с выборами в Парламент^ (2) . Президентом может быть гражданин Российской фе- дератдии, достигший 35-летнего возраста и обладающий из­ бирательным правом. Никто не может быть избран на долж­ ность Президента более двух раз. Никто не мажет быть из­ бран на эту должность бойее одного раза, если он более двух лет замешал Президента. (3) . Кандидатом в Президенты регистрйруется лицо, полу­ чившее поддержку не менее одного миллиона избирателей. <1). Выборы Президента считаются состоявшимися, если I них приняло, участие не менее половины от общего числа за­ регистрированных избирателей. ( 2 ) . Иабранныи признается кандидат, .получивший более -половины голосов избирателей, принявших участие в голосо- (3) . Если в первом туре ни один,из кандидатов не получит установленного числа голосов, во второй тур выходят два кандидата в Президен'Ш, получившие наибольшее число го­ лосов в первом туре и не снявшие свои кандидатуры. Из­ бранным: признается тот из них, кто получит во втором туре наибольшее число голосов. Статья 5ААА. При вступлении в должность Президент привоост присягу в 15аряа1»ё1еге Р'оссийской Федерации на верность Конститу- *^^мъя5ЛЛА* Президент не может занимать какую-либо ицую , долж^ кость, а также быть депутатом какого-либо представитеяь- - нсйроор?{®а- Статья 5.3.6А. Президент: 1) представляет Российскую Федерацию во внутренних и международных делах; 2) возглавляет правительство Российской Федерации, фор­ мирует аппарат федеральной исполнительной власти в соот­ ветствии с Конституцией и руководит им; представляет Парламенту кандидатуры Председателя и>; членов Конституционного суда, Председателя и членов Верг-.- ховного суда, председателей и членов других федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации; 4) с согласия Парламента, назначает министров, дипломати- : ческих представителей и других высших должностных лиц Российской Федерации в рамках федеральных полномочий; 5) освобождает от должности министров и других назначен­ ных им должностных лиц; 6 ) руководит осуществлением внешней политики, ведет пе­ реговоры и с одобрения Парламента заключает международ­ ные договоры Российской Федерации. В рамках закона или ратифицированного договора Президент может заключать международные соглашения, не требующие р^атификации•, 7) является Верховным главнокомандующим Вооруженны­ ми Силами Российской Федерации; назначает с согласия Парламента и освобождает от должности высшее командова­ ние Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; 8 ) в неотложных случаях вводит чрезвычайное положение в Российской Федерации или в отдельных ее регионах с по­ следующим утверждением решения. Парламентом в трех- "чевный срок; 9) отдает распоряжения о частичной или всеобщей мобили­ зации, приведении в состояние повышенной боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других необхо­ димых действиях в случае угрозы нападения на Российскую Федерацию с последующим подтверждением этих действий Парламентом в трехдневный срок; 10 ) отдает распоряжения о начале военных действий в слу­ чае нападения на Российскую Федерацию с последующим одобрением Парламента в трехдневный срок; 1 1 ) вьшосит проект бюджета на рассмотрение и утвержде­ ние Парламента; 12) может участвовать в заседаниях Парламента, его коми­ тетов и комиссий; принимает по согласованию е Парла.мен- том решение о проведении референдума; обращается с по­ сланиями к Парламенту и народу; 13) осуществляет право помилования 1 ю всем делам на тер­ ритории Российской Федерации;. 14) награждает орденами и другими наградами Российской Федерации, присваивает почетные, звания; 15) решает в соответствии с законом вопросы приобретения и. прекращения гражданства Российской Федерации; 16) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральным зако- Статья 5.3ЛЛ. В осуществление своих полномочий Президент издает ука­ зы и распоряжения, имеющие подзаконный характер. Статья 5Д.8А. Президент может быть освобожден от должности в случае совершения им преступления. Решение о возбуждении дела о смещении Президента в связи с подобным . обвинение.ч (ВАРИАНТ: «с данным фактом») принимает любая из Па­ л а т Парламента большинством не менее двух третей голо­ сов. В этом случае дело передается в Конституционный суд, который выносит свое заключение, принимаемое не менее чем голосов членов суда. Окончательное решение по обви­ нительному заключению Конституционного суда принимает другая палата. Решение о смещении Президента считается принятым, если за него подано не менее ‘/г голосов избран­ ных депутатов. Статья 5.3.9А. (1). Одновременно с Президентом -сроком на четыре года избирается. Вице-президент Российской Федерации.^ (21. Кандидатуру Вице-президента определяет кандидат на пост Президента. Голосование за кандидатуру Президента означает одновременно голосование за выдвинутую им кан­ дидатуру Вице-президента. (3) , По поручению Президента Вице-президент может осу­ ществлять часть его полномочий. Вице-президент исполняет обязанности Президента, ясли последний временно не в со­ стоянии выполнять свои должностные полномочия. В этом случае полномочия Вице-президента должны быть подтверж­ дены Парламентом в трехдневный срок. В случае смерти Президента, его отста-аки. утраты способности выполнять свои должностные полномочия, а также в случае отрешения, Ви­ це-президент становится Президентом до новых президент­ ских выборов по праву. (4) . В случае освобождения от должности Вице-президента, его смерти Или отставки Президент назначает Вице-пре­ зидента, который вступает в должность после утверждения его большинством голосов обеих Палат Парламента. (5) . Вице-президент не может занимать какую-либо иную должность. Статья 5.3.10А, Федеральные министерства и иные федеральные органы государственной администрации учреждаются и ликвиди­ руются федеральным законом. ' (КОНЕЦ ВАРИАНТА А) Вариант Б (услоане; «Отаететвамное перед Парламентом Правмтельстао») Глава {.2Б. Вые1щие органы ГоеударстввннРй власти Статья 5.2.1Б. (1) . Высшими органами государственной властй в Россий­ ской федерации являются: Президент Федерации, Федераль­ ный оарламент, Федеральное правительство —Совет Мини­ стров Российской Федерации, Верховный суд, а также Кон­ ституционный суд. ( 2 ) . В соответствии с принципом разделения и уравнове­ шивания властей каждый из вышеназванных органов власти функционирует самостоятельно в пределах своих полномо­ чий и взаимодействует с другими органами власти в стро­ гом соответствии с Конституцией Федерации и ее законами. Глава 5.3Б. Президент Российской Федерации Статья 5Л. 1 В. (1). Президент Федерации является главой государства. (2) . П ^ зидент Федерации избирается гражданами Россий­ ской Федерации сроком на 4 года. Ни одно, лицо не может быть избрано на пост Президента более двух раз. Никто не может быть избран на пост Президента более одного раза, ес­ ли он более двух лет замещал Президента или исполнял ега обязанности, не будучи избранным на пост Президента. Статья 5.3 2В. Президент: 1) несет ответственность за соблюдение Конституции Рос­ с йской Федерации; 2) представляет Российскую Федерацию во внутренних и международных делах; ^ 3) является Верховным главнокомандующим вооруженны­ ми силами Российской Федерации; 4) представляет Палате народных депутатов после консуль­ тации с руководителями парламентских групп кандидатуру главы Федерального правительства, одобренную группами, составляющими большинство в этой палате; 5) назначает с согласия Парламента Председателя и членов Конституционного суда, Председателя Верховного суда Рос­ сийской Федерации, судей Верховного суда, Главного финан­ сового контролера Федерации и Председателя Правления Государственного банка; назначает.и смещает высшее коман­ дование Вооруженных Сил; ' 6 ) принимает отставку . Правительства в случаях, преду­ смотренных Конституцией Российской Федерации; 7) назначает и смещает иных должностных лиц в рамках федералыных полномочий; утверждает выборных представи­ телей федеральной власти на местах; , 8 ) по представлению Правительства назначает дипломати­ ч ских представителей в иностранных государствах и меж­ государственных организациях; принимает верительные и от­ зывные грамоты, иностранных дипломатических представи- 9 ) разрешает в соответствии с законом вопросы приобрете­ ния я прекращения гражданства Российской Федерации; 10) подписывает и обнародует принятые Парламентом за- 2) возвращать Парламенту принятые им законы на повтор­ ное рассмотрение и окоячателькое решение (право отлага­ тельного вето); 3) ставить по своей инициативе перед Парламентом воп­ рос о вотуме доверия Правительству, 4) вводить чрезвычайное положение в Федерации или, отдельных ее районах с утверждением решения Парламезч' том в трехдневный срок; 5) отдавать распоряжения о всеобщей мобилизации, при­ ведении 3 состояние повышенной боеготовности Вооружен­ ных Сил Федерации и о Других необходимых действиях в случае угрозы нападения на Федерацию с последующим одог бревием этих действий Парламентом в трехдневный срок; 6) отдавать распоряжения о начале военных действий в случае нападения на Федерацию с последующим, подтверж- дениём Парламента в трехдневный срок; (Продолжение н« 6-й етр.). Проект Конституции РСФСР Президиум осуществляет подготовку сессий Верховного Ьо- вета РСФСР, координирует деятельность комитетов Верхов­ ного Совета РСФСР и постоянных комиссий его палат, орга­ низует проведение всенародных обсуждений проектов зако­ нов РСФСР и других важных вопросов государственной жизни. >--Президиум Верховного Совета РСФСР обеспечивает пуб- лйкащгю текстов законов РСФСР, других актов, принятых Верховным Советом РСФСР и его палатами. Статья 111. Председатель Верховного Совета РСФСР из­ бирается Верховным Советом РСФСР из числа народных депутатов РСФСР тайным голосованием на пять лет, не бо­ лее чем на два срока подряд и может быть в любое время пу­ тем тайного голосования отозван Верховным Советом РСФСР. Статья 112. Порядок деятельности Верховного Совета РСФСР определяется его Регламентом и другими законами. Глава 13. Президент РСФ СР Статья 113. Главой Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являётся Президент РСФСР. Статья 114. Президентом РСФСР может быть избран граж­ данин РСФСР не моложе 35 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту, должность более двух сроков подряд. Статья 115. Президент РСФСР избирается на совместном заседании палат Верховного Совета РСФСР сроком на 5 лет. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать более 50% голосов от общего числа депутатов обеих палат Верховного Совета РСФСР. Статья 116. При вступлении в должность Президент РСФСР приносит поисягу на совместном заседании палат Верховно- I Совета РСФСР. Статья 117. Президент РСФСР; 1) представляет РСФСР в отношениях с Союзом ССР, рес-‘ публиками, входящими в Союз ССР, субъектами РСФСР и международных отношениях РСФСР; 2) подписывает .законы, принятые Верховным Советом РСФСР; законы, йе подписанные Президентом РСФСР, всту­ пают в силу после их повторного принятия Верховным Со­ ветом РСФСР; 3) обращается с посланиями в Верховный Совет РСФСР, обладает правом законодательной инициативы; 4) предлагает кандидатуру Председателя Совета Министров РСФСР после консультаций с представителями депутатских групп Верховного Совета РСФСР; в период между сессиями Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Совета Министров РСФСР освобождает от должности и назна­ чает членов правительства РСФСР с последующим представ­ лением на утверждение Верховного Совета РСФСР;- 5) /Представляет Верховному Совету РСФСР, после консуль­ таций С представителями депутатских групп, кандидатуры для назначения или избрания Председателя и членов Верхов­ ного суда РСФСР, Председателя и членов Конституционного суда РСФСР, Прокурора РСФСР, Председателя Следственно­ го комитета РСФСР и Уполномоченного Верховного Совета РСФСР^о правам человека.. 6) ,назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей- иностранных государств; . 7) ведет переговоры и подписывает международные и республиканские договоры РСФСР, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом РСФСР; 8) награждает государственными наградами РСФСР, при­ сваивает почетные звания РСФСР; 9) решает .вопросы принятия в гражданство РСФСР и вы- 10) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РСФСР. Статья 118. Президент РСФСР в соответствии со своими полномочиями издает указы, обязательные на всей террито­ рии РСФСР. Статья 119. Президент РСФСР обладает правом неприкос­ новенности. Досрочный отзыв Президента возможен в случае нарушения им Конституции РСФСР и законов РСФСР и в порядке,' установленном законом. Если Президент РСФСР не может в силу, болезни или от­ сутствия в Республике, а также по другим основаниям,^ пре­ дусмотренным законом, выполнять свои' обязанности, то впредь до избрания нового главы государства исполнение президентских обязанностей временно переходит к Председа­ телю Верховного Совета РСФСР. Глава 14. Совет Миннетров РСФСР Статья 120.' Совет Министров (правительство) РСФСР яв ­ ляется высшим исполнительным и распорядительным орга­ ном государственной власти РСФСР. Статья 121. Председатель Совета Министров РСФСР изби­ рается Верховным Советом РСФСР на совместном заседании Совета Республики и Совета Национальностей по предложе­ нию Президента РСФСР. Если кандидат, предложенный Пре­ зидентом РСФСР, не избран. Верховный Совет РСФСР изби­ рает Председателя Совета Министров РСФСР из числа кан­ дидатов, выдвинутых депутатскими группами. Статья 122. Председатель Совета Министров РСФСР не по­ зднее десяти дней после избрания представляет Верховному Совету РСФСР правительственную программу. Состав Совета Министров РСФ(;Р утверждается Верховным Советом РСФСР по предложению Председателя Совета Министров РСФСР после одобрения Правительственной программы. В состав Со­ вета Министров РСФСР включаются по должности Председа­ тели Советов Министров республик, входящих в РСФСР. ' Включение в состав Совета Министров РСФСР и участие в его работе других лиц определяется законом. , Статья 123. В качестве постоянного органа Совета Минист-' ров РСФСР, принимающего оперативные решения по обес­ печению государственного управления, действует Президиум Совета Министров РСФСР в составе Председателя -Совета Министров РСФСР, первых заместителей и заместителей Председателя, а. также других членов правительства по его решению. Статья 124. В рамках одобренной Верховным ' Советом РСФСР Правительственной программы, Совет Министров РСФСР разрабатывает и осуществляет политику и несет за ее реализацию всю полноту ответственности. Председатель Совета Министров РСФСР ответствен пе­ ред Верховным Советом РСФСР за деятельность правитель- Статья 125. В случае вынесения Председателю Совета Ми­ нистров РСФСР или Совету Министров в целом вотума доверия Верховным Советом РСФСР правительство уйти в отставку. Статья 126. Совет Министров РСФСР вправе давать заклю­ чение по любым-законопроектам в Верховном Совете РСФСР, которое должно быть рассмотрено. Еслй Совет Министров РСФСР не согласен с законом; принятым Верховным Сове­ том РСФСР, он может поставить перед Президентом РСФСР вопрос о применении отлагательного вето. Статья 127. Совет Министров РСФСР в целях осуществле­ ния своей программы' и в соответствии с законами РСФСР и СССР издает постановления, распоряжения и иные акты, обеспечивает их исполнение. Акты Совета Министров РСфСР, принятые им в пределах своей компетенции, обязательны на всей территории РСФСР. Статья 128. Компетенция Совета Министров'РСФСР, орга­ низационная структура, порядок деятельности, отношения Совета Министров РСФСР с другими государственными ор­ ганами, а также перечень союзно-республиканских и респуб­ ликанских министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления РСФСР определяются Законом о. Совете Министров РСФСР. Глава 15. Местная власть и местное самоуправление Статья 129. 'Система местной власти и самоуправления включает в себя Советы народных депутатов, их исполни­ тельные органы, органы общественного территориального самоуправления,, различные формы непосредственного воле- • и.зъявления населения. Органы местной власти и самоуправ­ ления создаются для самостоятельного решения экономиче­ ских, социально-культурных, эко.догических и других воп­ росов в пределах территориальных единиц. Статья 130. Образование территориальных единиц местно­ го самоуправления, границы между ними, определение их. наименования, структуры органов, установление статуса ме­ стного самоуправления с учетом национальных, демографиче­ ских, социальных, экономических, исторических и иных осо­ бенностей производится путем волеизъявления населения, соответствующей, территории и утверждается Советами на­ родных депутатов субъектов федерации, краев и областей. Территориальные единицы местного самоуправления имеют . право на свой герб и иную символику. Статья 131. Компетенция органов местной власти и самоуп­ равления различных уровней определяется законок. В пре- ‘"Мейах своей компетенции они действуют самостоятельно, ис- ' Х4й я из интересов населения, социально-экономических, эко­ логических и иных особенностей территории. Органы мест­ ной власти и самоуправления несут полную ответственность 'за свои действия и акты. Статья 132. Органы местной власти и самоуправления .ре­ шают все вопросы местного значения, цеходя из интересов граждан,, хозяйственной самостоятельности предприятий и с учетом общегосударственных интересов. Они руководят на своей территории хозяйственным и социально-культурным ' строительством, обеспечивая ее комплексное' экономическое к социальное развитие, утверящают местный бюдж'ет, распо­ ряжаются коммунальной собственностью и финансовыми средствами, имеют право устанавливать местные налоги и сборы, вести хозяйственную деятельность. Статья 133. В пределах своих йолномочий органы местной власти принимают решения, обязательные для исполнения нижестоящими органами местной власти и самоуправления. Решения нижестоящих органов местной власти, нарз^шающие законодательство, отменяются вышестоящими органами. Раз­ ногласия между местными органами власти и оргайами са­ моуправления разрешаются в порядке, устанавливаемом за- • коном. Раздел V. Судебная власть. Защита законности и правопорядка Глава 16. Судебная власть Статья 134. Судебная власть в РСФСР осуществляется то­ лько судом и действует независимо от законодательной, ис­ полнительной власти, а также от партий, иных общественных объединений и движений. Никто, кроме предусмотренных Конституцией РСФСР органов правосудия, не вправе брать на себя функции и полномочия судебной 'власти, Судебная власть имеет своим назначением защиту консти­ туционного строя РСФСР, прав и свобод граждан, контроль за правильным применением и исполнением законов, а так ­ же соответствием законов и .актов исполнительной власти Конституции РСФСР. .' Статья 135. Судебная власть реализуется путем отправления конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства. Акты судебной власти обязательны для всех государствен­ ных и общественных организаций, должностных лиц' и граж­ дан и подлежат исполнению на всей территории РСФСР. Статья 136. Конституционный суд РСФСР разрешает дела о конституционности законов и иных актов, принятых Вер­ ховным Советом РСФСР; Указов Президента РСФСР; поста­ новлений и распоряжений Совета Министров РСФСР: — разрешает конституционно-правовые споры между РСФСР и ее субъектами, а такящ между субъектами федера-- ции, краями и областями'; между государственными органа­ ми РСФСР; между общественными организациями и госу­ дарственными органами; — по запросу Верховного Совета РСФСР, Пре.зидента РСФСР, а также по собственной инициативе дает толкование Конституции РСФСР. Решения Конституционного суда РСФСР являются окон­ чательными и обжалованию' не подлежат. ■ Законы и иные нормативные акты либо их части, объяв­ ленные Конституционным судом не соответствующими Кон­ ституции РСФСР, утрачивают свою силу. ' Организация и порядок деятельности Конституционного суда РСФСР определяется загюном о Конституционном суде Статья 137. В РСФСР образуются и действуют Верховный суд РСФСР, Верховные суды субъектов Российской Федера- ’■ ции, краевые, областные, а также районные (городские) на­ родные суды. Иные суды могут создаваться только на основе законов РСФСР и законов субъектов федерации. Статья 138. Верховный суд РСФСР осуществляет функции надзора за судебной деятельностью судов РСФСР, пользуется правом законодательной инициативы в Верховном Совете Организация и порядок деятельности Верховного суда РСФСР регламентируются Законом о Верховном суде РСФСР. ^ Статья 139. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется коллегиально: в суде .первой инстанции —с участием народ­ ных заседателей, а в случаях, предусмотренных законом,— присяжных заседателей. Рассмотрение дел судьей единолично допускается только в случаях, специально предусмотренных законом. Статья 140. Судьи, народные и присяжные заседатели неза­ висимы, подчиняются только закону, руководствуются лич- / ным внутренним убеждением. Вмешательство в деятельность судей, народных и присяж­ ных заседателей по осуществлению.^правосудия запрещается. Статья 141. Проявление неуважения к суду со стороны уча­ ствующих в деле лиц или граждан, присутствующих в судеб­ ном заседании, а равно совершение кем бы то ни было дей­ ствий, свидетельствующих о явном пренебрежении к, суду, вле^У"^ ответственность в соответствии с законодательством Статья 142. Все суды в РСФСР образуются на началах вы­ борности. Народные судьи районных (городских) народных судов из­ бираются гражданами района (города) по судебным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного пра- г при тайном голосовании. Вышестоящие суды избираются соответствующими Совета- и народных депутатов. Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на пять лет. Коллегия присяжных заседателей формируется сторонами, участвующими в деле, в порядке, установленном законода­ тельством о суде присяжных. Статья 143. Все судьи избираются бессрочно и выполняют свои обязанности до тех пор, пока это сообразуется с их же­ ланием, возможностями, и волей избирателей. Судьи и народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья, вследствие избрания на другую должность или перевода с их согласия на другую работу; по собственному желанию. Судьи и народные заседатели могут быть лишены своих полномочий за нарушение законности или совершение поро­ чащего поступка, несовместимых с их .высоким званием, не иначе как по Отзыву избравшего их органа либо избирателей, также на основе вступившего в законную силу обвинитель- ого приговора суда. Статья 144. Судьи не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской или на­ учно-исследовательской. Статья, 145. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. Статья 146. Подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному и оправданному ■обеспечивается право на за­ щиту. • Потерпевшему и иным гражданам, участвуюиГим в судо­ производстве, обеспечивается защита принадлежащих им прав и законных интересов. Статья 147. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом по­ рядке и установлена вступившим в законную силу судебным решением. Статья 148. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке субъектов Российской Федерации, или на язы­ ке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами -дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать а суде на родном Статья 149. Если суд при рассмотрении конкретного дела ■ признает, что применяемый закон противоречит Конституции, он приостанавливает производство по делу и вносит в Кон­ ституционный суд РСФСР представление о признании этого закона неконституционным. . Глава 17. Защита законности И правопорядка Статья 150. Система защиты законности и правопорядка В защите законности и правопорядка на территории РСФСР участвуют законодательная, исполнительная, судебная влас­ ти РСФСР, адвокатура и граждане. Разграничение компетенции .государственных органов РСФСР и действующих на территории РСФСР союзных ор­ ганов, защищающих законность и правопорядок, устанавли­ вается законами РСФСР и СССР. Правоохранительными органами, кехюсредственно подот­ четными законодательной власти, являются Прокуратура РСФСР, Следственный комитет РСФСР, Комитет государст­ венной безопасности РСФСР. Правоохранительными органа­ ми, подотчетными исполнительной власти РСФСР, являются органы юстиции, внутренних дел, таможенного'контроля. На основании законов РСФСР могут создаваться и другие пра­ воохранительные органы. На территории РСФСР запрещается создание и функциони­ рование частных, кооперативных организаций, общественных объединений, самостоятельно выполняющих оперативно-ро­ зыскные, следственные и другие функции по борьбе с пре­ ступностью Общественные объединения могут оказывать содействие го­ сударственным правоохранительным органам в защите за­ конности и правопорядка, прав и свобод граждан в соответ­ ствии с законами РСФСР и СССР. Статья 151. Принципы защиты законности и правопорядка Защита законности и правопорядка осуществляется на ос­ нове соблюдения прав к охраняемых законом интересов граж­ дан; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту; неотвратимости установленной законом ответственности; полного и быстрого восстановления нарушенных прав, возмещения п ““ (Окончание на 6-в стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz