Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
27 ноября 1990 г. 272—N8 273 (18 869—18 870) Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Проект Конституции РФ (2) . Федаралышй Совет избирается на основе равного пред ставительства от каждой республики ее гражданами; пред ставительство от федеральных территорий устанавливается заксшом. (3) . Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, и лица, в от ношении кото{»лх вступил в силу приговор суда, предусмат ривающий наказание в виде лишения свободы, (4) . Выборы в Парламент проводятся раз в 4 года во вто рое воскресенье марта. <$). Порядок выборов в палаты Парламента устанавлива ется федеральным за>ковом. Статья б^З.!ЗА. Парламент Российской Федерации; 1 ) издает законы по вопросам, отнесенным к ведению Фе дерации; 8 ) обсуждает и принимает федеральный государственный бюджет; устанавливает федеральные налоги и обязатель ные платежи; принимает решения о федеральных займах и федеральной экономической и иной помощи; 3) определяет основные направления внутренней и внеш ней политики и принимает стратегические программы;. 4) избирает и отзывает Парламентского Уполномоченного по правам человека;- 5) по представлению Президента назначает Председателя и членов Конституционного суда. Председателя и членов Верховного суда; - в) дает согласие на назначение Президентом министров, послов и других высших должностных лиц государства, предусмотренных федеральным законом; 8 ) в случаях и порядке, предусмотренных Ксшституцией, отрешает от должности Президента, Вице-президента, Пред седателя и судей Констйтзшиоиного суда. Председателя и су дей Верховного суда; освобождает от обязанностей других высших должностных лиц государства, в случаях, преду смотренных федеральным законом; ' 8 > ратифицирует и денонсирует международные договоры; в) о б т ^ л я е т обхцую йяй частичную мобилизацию; вводит чрезвычайное положение иди утверждает соответствующий указ Президента; объявляет состояние войны в случае -во оруженного нападения ■на Российскую Федерацию- или в случае необходимости аьшоляевия договорных обязательств по взаимной сх р о н е от агрессии; принимает решение об ис пользовании воинских контйягеятсмв в обстаЬовке чрезвы чайного положения, а также при выполнении международ ных обязательств; 10 ) устанавливает воинские звания, дипломатические ран ги и }Шые специальные звания; учреждает государственные награды и почетные звания; . И) издает федеральные акты об амнистии; 12) принимает по согласованию с Президентом решение о проведении референдума; 13) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией. Статья 5.8.4А. ' , Каждая палата Парламента избирает своего Председателя и его заместителей. Статья 58.5А. (1) . Палаты образуют из числа депутатов постойные и временные комитеты и комиссии. (2) . Комитеты и комиссии готовят проекты законрдатеЛь- ных и иных актов Парламента, осуществляют контроль за исполнением законов и иных актов Парламента, проводят парламентские слушания и расследования и иным образом содействуют осуществлению полномочий Парламента^ Статья 5.2.6А. ' " (1) . Парламент является постоянно действующим органом. (2) . Палаты Парламента собираются на свои первые засе дания по праву на 30-й день после выборов в 10 часов утра. (3) , До избрания палатами своих председателей .заседания ведут старейшие депутаты палат. Статья 5.8.1А. (1) Право законодательной инициативы принадлежит депу татам Парламента, Президенту,- Конституциоиному суду, Верховному суду, парламентам республик. Парламентекому Уполномоченному по правам человека. Статья 5.8.8А. (1) . Законопроекты обсуждаются и принимаются палатами на раздельных заседаниях. Вопросы, не связанные с приня тием законов, могут решаться на совместных заседаниях па лат. Для решения вопросов войны и мира, введения чрезвы чайного положения созывается совместное заседание. Сов- местнью заседании палат их Председатели ведУт поочередно. (2) . При расхождении между палатами они образуют на паритетных началах согласительную комиссию. Ее предло- ' жение рассматривается палатами, и при отсутствии между н>Ыи согласия законопроект считается отклоненным. При разногласиях палат по проекту федерального государствен ного бюджета вопрос решается на совместном заседании па лат большинством присутствующих депутатов. Статья 5.2.9А. Принятый палатами закон должен быть подписан и обпа- родоваи Президентом. В течение 15 дней Президент может возвратить закон в Парламент со своими замечаниями на повторное рассмотрение. Президент обязан в течение 3 дней подписать и опубликовать закон, если пЬеле повторного рас смотрения он принят */, голосов депутатов в каждой палате. Статья 5.2.10А. Внеочередные заседания палат проводятся по требованию одной пятой общего числа депутатов соответствующей пале ты, по решению ее Председателя иля по предложению Пре зидента. Статья 5Л.ИА. Порядок работы Парламента и его палат определяется рег ламентом Парламента и регламентами его палат. Статья 58Д2А. ^ <1), Депутат Парламента может быть членом только одной из его палат. (2). Депутат Парламента получает установленное возна граждение и возмещение расходов. Он не может получать иного регулярного вознаграждения, занимать должность вне Парламента и быть депутатом любого другого представитель ного органа. Статья 5.8.13А. (1) . Депутаты Парламента являются' полномочными пред ставителями народа и в своей деятельности руководствуются, его интересами. (2) . Все.-государственные и общественные органы и долж ностные лица обязаны обеспечивать депутатам Парламента условия для беспрепятственного и эффективного осуществле ния их прав и обязанностей. (3) . Депутат имеет право требовать от любого должностного лица, информацию, необходимую для осуществления его , мандата. Статья 5 Х 1 1 А. (1) . Депутат не несет ответственности за свои выступления в Парламенте и вне его при осуществлении депутатской дея тельности', , (2) . Депутат пользуется правом неприкосновенности: он не может б ь«ь без согласия палаты арестован, привлечен к уго ловной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Статья 3.8,15 а . , Правовое положение депутата Парламента —его: права, обязанности,и их гарантии— регулируются федеральным за- ^ П р е зи д ен т Рвеемйекей Ф е д е р е ц и и С'ТЗ'Тья Исполнительную власть Российской Федерации возглавля ет Президент. Статья 5.8.8А. „ . (1) . Президент избирается на 4 года гражданами Российской Федерации всеобщими и прямыми выборами при тайком го лосовании. Выборы Президента проводятся одновременно с выборами в Парламент^ (2) . Президентом может быть гражданин Российской фе- дератдии, достигший 35-летнего возраста и обладающий из бирательным правом. Никто не может быть избран на долж ность Президента более двух раз. Никто не мажет быть из бран на эту должность бойее одного раза, если он более двух лет замешал Президента. (3) . Кандидатом в Президенты регистрйруется лицо, полу чившее поддержку не менее одного миллиона избирателей. <1). Выборы Президента считаются состоявшимися, если I них приняло, участие не менее половины от общего числа за регистрированных избирателей. ( 2 ) . Иабранныи признается кандидат, .получивший более -половины голосов избирателей, принявших участие в голосо- (3) . Если в первом туре ни один,из кандидатов не получит установленного числа голосов, во второй тур выходят два кандидата в Президен'Ш, получившие наибольшее число го лосов в первом туре и не снявшие свои кандидатуры. Из бранным: признается тот из них, кто получит во втором туре наибольшее число голосов. Статья 5ААА. При вступлении в должность Президент привоост присягу в 15аряа1»ё1еге Р'оссийской Федерации на верность Конститу- *^^мъя5ЛЛА* Президент не может занимать какую-либо ицую , долж^ кость, а также быть депутатом какого-либо представитеяь- - нсйроор?{®а- Статья 5.3.6А. Президент: 1) представляет Российскую Федерацию во внутренних и международных делах; 2) возглавляет правительство Российской Федерации, фор мирует аппарат федеральной исполнительной власти в соот ветствии с Конституцией и руководит им; представляет Парламенту кандидатуры Председателя и>; членов Конституционного суда, Председателя и членов Верг-.- ховного суда, председателей и членов других федеральных судов, Генерального прокурора Российской Федерации; 4) с согласия Парламента, назначает министров, дипломати- : ческих представителей и других высших должностных лиц Российской Федерации в рамках федеральных полномочий; 5) освобождает от должности министров и других назначен ных им должностных лиц; 6 ) руководит осуществлением внешней политики, ведет пе реговоры и с одобрения Парламента заключает международ ные договоры Российской Федерации. В рамках закона или ратифицированного договора Президент может заключать международные соглашения, не требующие р^атификации•, 7) является Верховным главнокомандующим Вооруженны ми Силами Российской Федерации; назначает с согласия Парламента и освобождает от должности высшее командова ние Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; 8 ) в неотложных случаях вводит чрезвычайное положение в Российской Федерации или в отдельных ее регионах с по следующим утверждением решения. Парламентом в трех- "чевный срок; 9) отдает распоряжения о частичной или всеобщей мобили зации, приведении в состояние повышенной боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации и других необхо димых действиях в случае угрозы нападения на Российскую Федерацию с последующим подтверждением этих действий Парламентом в трехдневный срок; 10 ) отдает распоряжения о начале военных действий в слу чае нападения на Российскую Федерацию с последующим одобрением Парламента в трехдневный срок; 1 1 ) вьшосит проект бюджета на рассмотрение и утвержде ние Парламента; 12) может участвовать в заседаниях Парламента, его коми тетов и комиссий; принимает по согласованию е Парла.мен- том решение о проведении референдума; обращается с по сланиями к Парламенту и народу; 13) осуществляет право помилования 1 ю всем делам на тер ритории Российской Федерации;. 14) награждает орденами и другими наградами Российской Федерации, присваивает почетные, звания; 15) решает в соответствии с законом вопросы приобретения и. прекращения гражданства Российской Федерации; 16) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации и федеральным зако- Статья 5.3ЛЛ. В осуществление своих полномочий Президент издает ука зы и распоряжения, имеющие подзаконный характер. Статья 5Д.8А. Президент может быть освобожден от должности в случае совершения им преступления. Решение о возбуждении дела о смещении Президента в связи с подобным . обвинение.ч (ВАРИАНТ: «с данным фактом») принимает любая из Па л а т Парламента большинством не менее двух третей голо сов. В этом случае дело передается в Конституционный суд, который выносит свое заключение, принимаемое не менее чем голосов членов суда. Окончательное решение по обви нительному заключению Конституционного суда принимает другая палата. Решение о смещении Президента считается принятым, если за него подано не менее ‘/г голосов избран ных депутатов. Статья 5.3.9А. (1). Одновременно с Президентом -сроком на четыре года избирается. Вице-президент Российской Федерации.^ (21. Кандидатуру Вице-президента определяет кандидат на пост Президента. Голосование за кандидатуру Президента означает одновременно голосование за выдвинутую им кан дидатуру Вице-президента. (3) , По поручению Президента Вице-президент может осу ществлять часть его полномочий. Вице-президент исполняет обязанности Президента, ясли последний временно не в со стоянии выполнять свои должностные полномочия. В этом случае полномочия Вице-президента должны быть подтверж дены Парламентом в трехдневный срок. В случае смерти Президента, его отста-аки. утраты способности выполнять свои должностные полномочия, а также в случае отрешения, Ви це-президент становится Президентом до новых президент ских выборов по праву. (4) . В случае освобождения от должности Вице-президента, его смерти Или отставки Президент назначает Вице-пре зидента, который вступает в должность после утверждения его большинством голосов обеих Палат Парламента. (5) . Вице-президент не может занимать какую-либо иную должность. Статья 5.3.10А, Федеральные министерства и иные федеральные органы государственной администрации учреждаются и ликвиди руются федеральным законом. ' (КОНЕЦ ВАРИАНТА А) Вариант Б (услоане; «Отаететвамное перед Парламентом Правмтельстао») Глава {.2Б. Вые1щие органы ГоеударстввннРй власти Статья 5.2.1Б. (1) . Высшими органами государственной властй в Россий ской федерации являются: Президент Федерации, Федераль ный оарламент, Федеральное правительство —Совет Мини стров Российской Федерации, Верховный суд, а также Кон ституционный суд. ( 2 ) . В соответствии с принципом разделения и уравнове шивания властей каждый из вышеназванных органов власти функционирует самостоятельно в пределах своих полномо чий и взаимодействует с другими органами власти в стро гом соответствии с Конституцией Федерации и ее законами. Глава 5.3Б. Президент Российской Федерации Статья 5Л. 1 В. (1). Президент Федерации является главой государства. (2) . П ^ зидент Федерации избирается гражданами Россий ской Федерации сроком на 4 года. Ни одно, лицо не может быть избрано на пост Президента более двух раз. Никто не может быть избран на пост Президента более одного раза, ес ли он более двух лет замещал Президента или исполнял ега обязанности, не будучи избранным на пост Президента. Статья 5.3 2В. Президент: 1) несет ответственность за соблюдение Конституции Рос с йской Федерации; 2) представляет Российскую Федерацию во внутренних и международных делах; ^ 3) является Верховным главнокомандующим вооруженны ми силами Российской Федерации; 4) представляет Палате народных депутатов после консуль тации с руководителями парламентских групп кандидатуру главы Федерального правительства, одобренную группами, составляющими большинство в этой палате; 5) назначает с согласия Парламента Председателя и членов Конституционного суда, Председателя Верховного суда Рос сийской Федерации, судей Верховного суда, Главного финан сового контролера Федерации и Председателя Правления Государственного банка; назначает.и смещает высшее коман дование Вооруженных Сил; ' 6 ) принимает отставку . Правительства в случаях, преду смотренных Конституцией Российской Федерации; 7) назначает и смещает иных должностных лиц в рамках федералыных полномочий; утверждает выборных представи телей федеральной власти на местах; , 8 ) по представлению Правительства назначает дипломати ч ских представителей в иностранных государствах и меж государственных организациях; принимает верительные и от зывные грамоты, иностранных дипломатических представи- 9 ) разрешает в соответствии с законом вопросы приобрете ния я прекращения гражданства Российской Федерации; 10) подписывает и обнародует принятые Парламентом за- 2) возвращать Парламенту принятые им законы на повтор ное рассмотрение и окоячателькое решение (право отлага тельного вето); 3) ставить по своей инициативе перед Парламентом воп рос о вотуме доверия Правительству, 4) вводить чрезвычайное положение в Федерации или, отдельных ее районах с утверждением решения Парламезч' том в трехдневный срок; 5) отдавать распоряжения о всеобщей мобилизации, при ведении 3 состояние повышенной боеготовности Вооружен ных Сил Федерации и о Других необходимых действиях в случае угрозы нападения на Федерацию с последующим одог бревием этих действий Парламентом в трехдневный срок; 6) отдавать распоряжения о начале военных действий в случае нападения на Федерацию с последующим, подтверж- дениём Парламента в трехдневный срок; (Продолжение н« 6-й етр.). Проект Конституции РСФСР Президиум осуществляет подготовку сессий Верховного Ьо- вета РСФСР, координирует деятельность комитетов Верхов ного Совета РСФСР и постоянных комиссий его палат, орга низует проведение всенародных обсуждений проектов зако нов РСФСР и других важных вопросов государственной жизни. >--Президиум Верховного Совета РСФСР обеспечивает пуб- лйкащгю текстов законов РСФСР, других актов, принятых Верховным Советом РСФСР и его палатами. Статья 111. Председатель Верховного Совета РСФСР из бирается Верховным Советом РСФСР из числа народных депутатов РСФСР тайным голосованием на пять лет, не бо лее чем на два срока подряд и может быть в любое время пу тем тайного голосования отозван Верховным Советом РСФСР. Статья 112. Порядок деятельности Верховного Совета РСФСР определяется его Регламентом и другими законами. Глава 13. Президент РСФ СР Статья 113. Главой Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являётся Президент РСФСР. Статья 114. Президентом РСФСР может быть избран граж данин РСФСР не моложе 35 лет. Одно и то же лицо не может занимать эту, должность более двух сроков подряд. Статья 115. Президент РСФСР избирается на совместном заседании палат Верховного Совета РСФСР сроком на 5 лет. Для избрания кандидату в президенты необходимо набрать более 50% голосов от общего числа депутатов обеих палат Верховного Совета РСФСР. Статья 116. При вступлении в должность Президент РСФСР приносит поисягу на совместном заседании палат Верховно- I Совета РСФСР. Статья 117. Президент РСФСР; 1) представляет РСФСР в отношениях с Союзом ССР, рес-‘ публиками, входящими в Союз ССР, субъектами РСФСР и международных отношениях РСФСР; 2) подписывает .законы, принятые Верховным Советом РСФСР; законы, йе подписанные Президентом РСФСР, всту пают в силу после их повторного принятия Верховным Со ветом РСФСР; 3) обращается с посланиями в Верховный Совет РСФСР, обладает правом законодательной инициативы; 4) предлагает кандидатуру Председателя Совета Министров РСФСР после консультаций с представителями депутатских групп Верховного Совета РСФСР; в период между сессиями Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Совета Министров РСФСР освобождает от должности и назна чает членов правительства РСФСР с последующим представ лением на утверждение Верховного Совета РСФСР;- 5) /Представляет Верховному Совету РСФСР, после консуль таций С представителями депутатских групп, кандидатуры для назначения или избрания Председателя и членов Верхов ного суда РСФСР, Председателя и членов Конституционного суда РСФСР, Прокурора РСФСР, Председателя Следственно го комитета РСФСР и Уполномоченного Верховного Совета РСФСР^о правам человека.. 6) ,назначает и отзывает дипломатических представителей РСФСР в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей- иностранных государств; . 7) ведет переговоры и подписывает международные и республиканские договоры РСФСР, которые вступают в силу после ратификации Верховным Советом РСФСР; 8) награждает государственными наградами РСФСР, при сваивает почетные звания РСФСР; 9) решает .вопросы принятия в гражданство РСФСР и вы- 10) осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РСФСР. Статья 118. Президент РСФСР в соответствии со своими полномочиями издает указы, обязательные на всей террито рии РСФСР. Статья 119. Президент РСФСР обладает правом неприкос новенности. Досрочный отзыв Президента возможен в случае нарушения им Конституции РСФСР и законов РСФСР и в порядке,' установленном законом. Если Президент РСФСР не может в силу, болезни или от сутствия в Республике, а также по другим основаниям,^ пре дусмотренным законом, выполнять свои' обязанности, то впредь до избрания нового главы государства исполнение президентских обязанностей временно переходит к Председа телю Верховного Совета РСФСР. Глава 14. Совет Миннетров РСФСР Статья 120.' Совет Министров (правительство) РСФСР яв ляется высшим исполнительным и распорядительным орга ном государственной власти РСФСР. Статья 121. Председатель Совета Министров РСФСР изби рается Верховным Советом РСФСР на совместном заседании Совета Республики и Совета Национальностей по предложе нию Президента РСФСР. Если кандидат, предложенный Пре зидентом РСФСР, не избран. Верховный Совет РСФСР изби рает Председателя Совета Министров РСФСР из числа кан дидатов, выдвинутых депутатскими группами. Статья 122. Председатель Совета Министров РСФСР не по зднее десяти дней после избрания представляет Верховному Совету РСФСР правительственную программу. Состав Совета Министров РСФ(;Р утверждается Верховным Советом РСФСР по предложению Председателя Совета Министров РСФСР после одобрения Правительственной программы. В состав Со вета Министров РСФСР включаются по должности Председа тели Советов Министров республик, входящих в РСФСР. ' Включение в состав Совета Министров РСФСР и участие в его работе других лиц определяется законом. , Статья 123. В качестве постоянного органа Совета Минист-' ров РСФСР, принимающего оперативные решения по обес печению государственного управления, действует Президиум Совета Министров РСФСР в составе Председателя -Совета Министров РСФСР, первых заместителей и заместителей Председателя, а. также других членов правительства по его решению. Статья 124. В рамках одобренной Верховным ' Советом РСФСР Правительственной программы, Совет Министров РСФСР разрабатывает и осуществляет политику и несет за ее реализацию всю полноту ответственности. Председатель Совета Министров РСФСР ответствен пе ред Верховным Советом РСФСР за деятельность правитель- Статья 125. В случае вынесения Председателю Совета Ми нистров РСФСР или Совету Министров в целом вотума доверия Верховным Советом РСФСР правительство уйти в отставку. Статья 126. Совет Министров РСФСР вправе давать заклю чение по любым-законопроектам в Верховном Совете РСФСР, которое должно быть рассмотрено. Еслй Совет Министров РСФСР не согласен с законом; принятым Верховным Сове том РСФСР, он может поставить перед Президентом РСФСР вопрос о применении отлагательного вето. Статья 127. Совет Министров РСФСР в целях осуществле ния своей программы' и в соответствии с законами РСФСР и СССР издает постановления, распоряжения и иные акты, обеспечивает их исполнение. Акты Совета Министров РСфСР, принятые им в пределах своей компетенции, обязательны на всей территории РСФСР. Статья 128. Компетенция Совета Министров'РСФСР, орга низационная структура, порядок деятельности, отношения Совета Министров РСФСР с другими государственными ор ганами, а также перечень союзно-республиканских и респуб ликанских министерств, государственных комитетов и иных центральных органов государственного управления РСФСР определяются Законом о. Совете Министров РСФСР. Глава 15. Местная власть и местное самоуправление Статья 129. 'Система местной власти и самоуправления включает в себя Советы народных депутатов, их исполни тельные органы, органы общественного территориального самоуправления,, различные формы непосредственного воле- • и.зъявления населения. Органы местной власти и самоуправ ления создаются для самостоятельного решения экономиче ских, социально-культурных, эко.догических и других воп росов в пределах территориальных единиц. Статья 130. Образование территориальных единиц местно го самоуправления, границы между ними, определение их. наименования, структуры органов, установление статуса ме стного самоуправления с учетом национальных, демографиче ских, социальных, экономических, исторических и иных осо бенностей производится путем волеизъявления населения, соответствующей, территории и утверждается Советами на родных депутатов субъектов федерации, краев и областей. Территориальные единицы местного самоуправления имеют . право на свой герб и иную символику. Статья 131. Компетенция органов местной власти и самоуп равления различных уровней определяется законок. В пре- ‘"Мейах своей компетенции они действуют самостоятельно, ис- ' Х4й я из интересов населения, социально-экономических, эко логических и иных особенностей территории. Органы мест ной власти и самоуправления несут полную ответственность 'за свои действия и акты. Статья 132. Органы местной власти и самоуправления .ре шают все вопросы местного значения, цеходя из интересов граждан,, хозяйственной самостоятельности предприятий и с учетом общегосударственных интересов. Они руководят на своей территории хозяйственным и социально-культурным ' строительством, обеспечивая ее комплексное' экономическое к социальное развитие, утверящают местный бюдж'ет, распо ряжаются коммунальной собственностью и финансовыми средствами, имеют право устанавливать местные налоги и сборы, вести хозяйственную деятельность. Статья 133. В пределах своих йолномочий органы местной власти принимают решения, обязательные для исполнения нижестоящими органами местной власти и самоуправления. Решения нижестоящих органов местной власти, нарз^шающие законодательство, отменяются вышестоящими органами. Раз ногласия между местными органами власти и оргайами са моуправления разрешаются в порядке, устанавливаемом за- • коном. Раздел V. Судебная власть. Защита законности и правопорядка Глава 16. Судебная власть Статья 134. Судебная власть в РСФСР осуществляется то лько судом и действует независимо от законодательной, ис полнительной власти, а также от партий, иных общественных объединений и движений. Никто, кроме предусмотренных Конституцией РСФСР органов правосудия, не вправе брать на себя функции и полномочия судебной 'власти, Судебная власть имеет своим назначением защиту консти туционного строя РСФСР, прав и свобод граждан, контроль за правильным применением и исполнением законов, а так же соответствием законов и .актов исполнительной власти Конституции РСФСР. .' Статья 135. Судебная власть реализуется путем отправления конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства. Акты судебной власти обязательны для всех государствен ных и общественных организаций, должностных лиц' и граж дан и подлежат исполнению на всей территории РСФСР. Статья 136. Конституционный суд РСФСР разрешает дела о конституционности законов и иных актов, принятых Вер ховным Советом РСФСР; Указов Президента РСФСР; поста новлений и распоряжений Совета Министров РСФСР: — разрешает конституционно-правовые споры между РСФСР и ее субъектами, а такящ между субъектами федера-- ции, краями и областями'; между государственными органа ми РСФСР; между общественными организациями и госу дарственными органами; — по запросу Верховного Совета РСФСР, Пре.зидента РСФСР, а также по собственной инициативе дает толкование Конституции РСФСР. Решения Конституционного суда РСФСР являются окон чательными и обжалованию' не подлежат. ■ Законы и иные нормативные акты либо их части, объяв ленные Конституционным судом не соответствующими Кон ституции РСФСР, утрачивают свою силу. ' Организация и порядок деятельности Конституционного суда РСФСР определяется загюном о Конституционном суде Статья 137. В РСФСР образуются и действуют Верховный суд РСФСР, Верховные суды субъектов Российской Федера- ’■ ции, краевые, областные, а также районные (городские) на родные суды. Иные суды могут создаваться только на основе законов РСФСР и законов субъектов федерации. Статья 138. Верховный суд РСФСР осуществляет функции надзора за судебной деятельностью судов РСФСР, пользуется правом законодательной инициативы в Верховном Совете Организация и порядок деятельности Верховного суда РСФСР регламентируются Законом о Верховном суде РСФСР. ^ Статья 139. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется коллегиально: в суде .первой инстанции —с участием народ ных заседателей, а в случаях, предусмотренных законом,— присяжных заседателей. Рассмотрение дел судьей единолично допускается только в случаях, специально предусмотренных законом. Статья 140. Судьи, народные и присяжные заседатели неза висимы, подчиняются только закону, руководствуются лич- / ным внутренним убеждением. Вмешательство в деятельность судей, народных и присяж ных заседателей по осуществлению.^правосудия запрещается. Статья 141. Проявление неуважения к суду со стороны уча ствующих в деле лиц или граждан, присутствующих в судеб ном заседании, а равно совершение кем бы то ни было дей ствий, свидетельствующих о явном пренебрежении к, суду, вле^У"^ ответственность в соответствии с законодательством Статья 142. Все суды в РСФСР образуются на началах вы борности. Народные судьи районных (городских) народных судов из бираются гражданами района (города) по судебным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного пра- г при тайном голосовании. Вышестоящие суды избираются соответствующими Совета- и народных депутатов. Народные заседатели избираются на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием сроком на пять лет. Коллегия присяжных заседателей формируется сторонами, участвующими в деле, в порядке, установленном законода тельством о суде присяжных. Статья 143. Все судьи избираются бессрочно и выполняют свои обязанности до тех пор, пока это сообразуется с их же ланием, возможностями, и волей избирателей. Судьи и народные заседатели могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по состоянию здоровья, вследствие избрания на другую должность или перевода с их согласия на другую работу; по собственному желанию. Судьи и народные заседатели могут быть лишены своих полномочий за нарушение законности или совершение поро чащего поступка, несовместимых с их .высоким званием, не иначе как по Отзыву избравшего их органа либо избирателей, также на основе вступившего в законную силу обвинитель- ого приговора суда. Статья 144. Судьи не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской или на учно-исследовательской. Статья, 145. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании суда допускается лишь случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства. Статья 146. Подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному и оправданному ■обеспечивается право на за щиту. • Потерпевшему и иным гражданам, участвуюиГим в судо производстве, обеспечивается защита принадлежащих им прав и законных интересов. Статья 147. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом по рядке и установлена вступившим в законную силу судебным решением. Статья 148. Судопроизводство ведется на русском языке или на языке субъектов Российской Федерации, или на язы ке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами -дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать а суде на родном Статья 149. Если суд при рассмотрении конкретного дела ■ признает, что применяемый закон противоречит Конституции, он приостанавливает производство по делу и вносит в Кон ституционный суд РСФСР представление о признании этого закона неконституционным. . Глава 17. Защита законности И правопорядка Статья 150. Система защиты законности и правопорядка В защите законности и правопорядка на территории РСФСР участвуют законодательная, исполнительная, судебная влас ти РСФСР, адвокатура и граждане. Разграничение компетенции .государственных органов РСФСР и действующих на территории РСФСР союзных ор ганов, защищающих законность и правопорядок, устанавли вается законами РСФСР и СССР. Правоохранительными органами, кехюсредственно подот четными законодательной власти, являются Прокуратура РСФСР, Следственный комитет РСФСР, Комитет государст венной безопасности РСФСР. Правоохранительными органа ми, подотчетными исполнительной власти РСФСР, являются органы юстиции, внутренних дел, таможенного'контроля. На основании законов РСФСР могут создаваться и другие пра воохранительные органы. На территории РСФСР запрещается создание и функциони рование частных, кооперативных организаций, общественных объединений, самостоятельно выполняющих оперативно-ро зыскные, следственные и другие функции по борьбе с пре ступностью Общественные объединения могут оказывать содействие го сударственным правоохранительным органам в защите за конности и правопорядка, прав и свобод граждан в соответ ствии с законами РСФСР и СССР. Статья 151. Принципы защиты законности и правопорядка Защита законности и правопорядка осуществляется на ос нове соблюдения прав к охраняемых законом интересов граж дан; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту; неотвратимости установленной законом ответственности; полного и быстрого восстановления нарушенных прав, возмещения п ““ (Окончание на 6-в стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz