Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
л е н и н с к о е з н а м я 27 ноября ШО г. -Аз 272—№ 273 (18 869—18 870) Проект Конституции РФ и иных о бщ ^ в е н н ы х объединений производятся исключи^ тельно на основе «удебиого решения. Статья 3.6.8. (1) . Партии и иные общественные объединения действуют на основе добровольности членства и самоуправления. (2) . Партии и иные о&цественные об^динения осуществля ют свою деятельность беспрепятственно. Ограничения их деятельности налагаются только судом на основании закона. Статья 3.6.4. В порядке исключения в необходимых случаях и пределах, установленных законом, могут учреждаться демократически организованные палаты, союзы, коллегии и иные корпора ции с обязательным членством. Эти корпорации осуществ ляют отдельные делегированные км государственные полно мочия; их члены н е с ^ определенные финансовые и иные обязанности, определяемые законом. Статья 8.6.5. (1). Политические партии содействуют формированию и вы ражению политической воли общества, участвуют в выборах и окащдаают влияние ма политику государства исключитель но демократическими и правовыми способами. Ш. Противоконститухцюнный характер деятельности пар тии устанавливается Констит^-ционным судом. Статья 3.6.6. Партии обязаны представлять п>'бличный отчет об источ никах своих средств. Условия образования политических пар тий, п о в и л а финансировакия и отчетности, а также поря док ограничения, прекращения и запрета иХ деятельности (итределяются законом. - \ Статья 3.6.*}. . Акты я действия государственных ортанов, политических партий и иных общественных объединений, ве .^щие к давшю однопартййяой пояитичесясой системы, являются, ан- Раздел IV. ^дер&гнвное устройство Глава 4.1. Состав и террмторма Российской Федерации Статья 4.1.1. Российская Федерация состоит из нахрюмальных и регио нальных государственных образований, имеющих коиститу- цнонно-правозсй статус равноправных республик, а также из ^ д е р а л ьны х территорий. Статья 4ЛЛ. . Ре-спублики и с|>едерапьные территории, входящие в Российскую Федерацию, самостоятельно выбирают себе на звание. Республики определяют свои столицы, а федераль ные территории — свои администратшные центры. Статья 4.1.3. Территория Российской Федерации едина и состоит из тер риторий ресиг-блик и федерЕидыжых территорий. Изменение границ Российской Федерап;ми тр е б ^ ^ согиасия Федера ции, осуществляемого путем всероссийского референдума. Международные договоры об уточнении лишш прохожде ния гракицы Российской Федерации ратифицируются в об щем порядке. Статья 4.1.4. . Любое государство, юфизаающее настоящую Коиституцию, мсйкет быть принято в состав Российской Федерации в со ответствии с договором м е ж ^ этим государством и Россий ской Федерацией. Статья 4.1Л. (1) , Границы республик и федеральных территорий, вхо дящих Б состав Российской Федерации, могут быть измене- шд в порядке, устанавливаемом настоящей Конституцией и федеральным законом. (2) . Границы между республиками не могут быть измеве- .ны без согласи.ч их населения. Границы между республика ми и федеральными территориями могут быть изменены по договеду между Российской Федерагщей к соответствующей республикой. Договор заключается с учетом результате® ре- ферёндумо®, проводимых на территориях, принадлежность которых изменяется. - (3) . Население части республики или федеральной терри тории либо сопредельных частей нескольких реетубжик и федеральных территорий, а тавеже компактао проживающие народы, реализующие свое право на самоопределение, мо гут образовать новую республжу или федеральную терри торию в порядке, устанавливаемом настоящей Конституци ей и федеральньш закшаом. (4) . По инициативе установлшиого федеральйьш законом ■ числа изоирателеи иля ш естого предсташггельиого органа Федеральный Парламент после консультаций с парламен тами заинтересованных ресцубшлк назначает на соответст вующей территщжи х®форецдум. На целостной территории, большинство избирателей которой вьасказалось а поддерж ку инициативы, федеральным законом образуется новая ре- саубгтт. или федеральная территохжя. (5) . Порядок изменения границ республик к федеральных те^щторг^^ регулируется федеральным законом. (1) . Федеральная территория моэмт приобрести статус рес публики, если она способна самостоятельно выподеять функ ции, определяемые Конституцией Российской Федерации, и участвовать в содержании федеральных ефтанов и учреж- ( 2 ) . Ефедставителышй орган федеральной территории про водит среди ее постошшых жителей референдум. Если за прио^ютение статуса решублкки проголосует ^ л е е полови ны из низц представительный орган федеральной -террито рии вносит соответствующее предложение в Федеральный Парламент, который принимает решение в порядке, преду смотренном для изменения Конституции Российской Феде- случае отказа Федерального Парламента преобредовать федерапыхую территорию в распубливу п<®торная инициа тива по этому вопросу допускается не ранее, чем через 5 лет после пришгшя решеяия Федеральным Парламентом. (3) . Федерааыгый Закон о приобретении федералыюй тер риторией статуса республики предусматривает порядок при нятия новой К«®ституции и создания государственных орга нов новой республики, а .таккге включения ее представи телей в федеральные органы, ' (4) . Республика может преобразоваться в федеральную тер риторию, заключив после проведения референдума боотоет- ствукиций договор с Российской Федередией. Глава 4.2. Компетенция Российской Федерации, республик и федеральных территорий Статья 4.2.1, По^шомочия государственной власти в Российской Феде рации распределяются между Федерацией и республиками в соответствии с настоящей Конституимей. Статья АЛЯ. К искшочительному ведеиик» Роосийокой федерации от- 7) международные связи, хроме тех, к исключительной хомнетенции Федерации; 8) содействие социально-экономическому разаштао слабо развитых районов; 9) миграционные процессы; 10) карантин и борьба со стихийвьши бедствиями; 11) гражданство республик; режим пребывания и посто янного проживания иностранцев к лиц без гражданства; 12) государственная служба; 13) государственные языки. В сфере совместного ведения республики метут издавгт» нормативные акты и заключать между собЫ! д<ит>вщ>ы, не противоречащие федеральным законам. Статья 4.2.4. Российская Федерация, республики и федеральные терри тории обеопечивают малочисленным народам защиту их ис конной среды обитания, создают им условия для националь ного, экономического, культурного и языкового возрожде- Статья 4.2^». (1) . В сфере полномочий Российской Федерации законы и иные нормативные акты принимаются только федералып. 1 - ми государственными органами или посредством всероссий ского референдума. . (2) . На территории республик законы и другие норматив ные акты Российской Федерации исполняются государствен ными органами Федерации и республик. Статья 4.2.6. (1) . Республики, входящие в состав Российской Федера ции, принимают Конституции, издают законы и образуют свои системы государственных органов. Конституция и за коны республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации. (2) . Федеральные территории руководствуются Конститу цией Российской Федерации и законами о федеральных тер риториях. Статья 4.2.7. (1) , Республика самостоятельна в управлении своими внут ренними делами. Компетенция республики включает все полномочия государственной власти, которые не отнесены по Конституции Российской Федерации к ведению Федерации. Республика участвует в ост^щесталении «^деральных пол номочий в пределах и формах, установленных Конституци ей Рогоийской Федерации.' (2) . В пределах своей компетенции республика может всту пать в отношения с другими государствами и лгеждуиарод- ньши организациями. Эти отношения не должны наносить ущерба законным интересам Российской Федерации, состав ляющих ее республик и федеральных территорий. (3) . Российская Федерахщя не имеет права издавать зако ны и иные акты в сфере исключительной компетенции рес публик. Статья 4.2.8. Республика по соглащению с Российской Федерацией мо жет передавать в федеральную компетенцию постоянно или временно отдельные полномочия из своей компетенции. Российская Федерация по соглашению с республикой мо жет передавать в ее компетенцию постоянно или временно отдельные полномочия из федеральной компетенции. Пере дача 'полномочий в необходимых случаях сопровождается соответствующим материальным обеспечением. Статья 4.2.9. (1) . Федеральные территории подчиняются непохредствен- но. Российской Федерации. Российская Федерация заботится - развитии федеральных территорий. (2) . Федеральные территории пользуются правом самоуп равления в рамках закона. Статья 4.2.10. Республики и федеральнь® территории обладают правом законодательной инициативы в Парламенте Российской Фе- 2 ) обеспечеяие единства общероссийсхаэго рывка; регулирование отношений собственности, основ хо ной. деятельности; порядка распоряжения землей, недрами, природаьши знергоресурсами, воздушным и водным прост ранством; регулирование валютных операций й денежного обращения, эмиссия денег; 3) федеральный бюджет, федералыхые налоги, федераль ная резервная система; ^ 4 ) внешняя политика и межгосударственные отношения; 5 ) таможеьгаая служба; режим границ и режим террито риальных вод; прилежащая экономическая зона и континен тальный шельф; 6 ) основы , >’толовного, гражданского, трудового, хозяйст венного и процессуального М 1 ко«одательства;. амнистия и по милование лиц, осужденных за преступления, предусмотрен ные федеральным законом; коллизионное право во внутри- росуда 1 рственных отношениях Российской Федерации; 7) оборона и Вооруженные Силы ,. службы безопасности, федеральная мкаиаин; 8 ) проиаволстао оружия, боеприпасов, ядовитых веществ к наркотиков и порядок их использования; 9 ) федеральные энергетические системы, ядерная энерге тика; расщепляющиеся м а те^ алы ; федеральный транспорт, пути «юбщения ,и связь; деятельность в космосе; 10 ) стандарты, эталоны и исчисление времени; официаль- н ь к сявтистический учет; 11) другие вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации к ведению федедальных государственных орга- ' Статья АЛЛ. К совместному ведению Российской Федерации и респуб лик относятся; 1 ) обеспечение прав человека и гражданина, обеспечение закоаности и правопорядка, борьба с преступностью; 2 ) уголовное, гражданское, трудовое, административное, хозяйсттешюе и процессуальное законодательство; «срана авторекого патентного и издательского права; правовая рана промышленной и ‘интеллектуальной собственности; 3) ресурсы, имеющие общефедеральное значение; 4 ) наука и культуре; требования х ооговйюму обраэова- 6) охрана окружающей среды ж г ж з га ^ ^рщ вациедальныё парк^^ 1 республики и федеральные территории могут заключать между собой соглашения, _ наносящие ущерба законным интересам Российской Феде рации, составляющих ее 1 »спублик и федеральных терри торий. , Статья 4^2.12. Юридические документы;, выданные органами власти рес публики или федеральной территории, признаются на всей территории Российской Федерации. Статья 4.2.13. Положения настоящей Конституции являются основой для развития внутригосударственных отношений между субъек тами Федерации. • , , Глава 4.3. Гражданство Российской Фодерацим м республик Статья 4.3.1. , В Российской гражданство. Статья 4.3.2. Каждая республика . . ____ . _ __ ______ Все граждане республик являются гражданами Российской Федерации. Статья 4.3.3. Республики и федеральные территории не могут рграни- чивать права и свободы, вытекающие из состояния в' граж данстве Российской Федерации. Глава 4.4. Языки Статья 4.4.1. О&цегосударственньгм языком в Российской Федерации является русский язык; он употребляется во всех государ ственных учреждениях. Статья А.АЯ. Каждая республика и федеральная территория может са мостоятельно устанавливать свои государственные языки, которые употребляются в ее учреждениях наряду с общего сударственным явыком. Статья 4.4.3. Каждому гражданину в гос^гдарственных органах и учреж дениях в необходимых случаях должен быть обеспечен пере вод на один из государственных языков либо на Общегосу- дарствстгный язьрк. ' Глава 4.5. Взаимная отяететвенность Российской Федерации, республик ) и федеральны;^ территорий Статья 4.5.1. Если республика иля федеральная территория нарушает Конституцию Российской Федерации или федеральные аа- коны и создает тем самым препятствия для нормальной жизнедеятельности Федерации в целрм, Парламент Россий ской Федерации после решения Конституционного суда мо 1 ) обязать республику или федеральную территорию воз местить у щ е ^ , причиненный в р ^ л ь т а т е нарушения Кон ституции Российской Федерации и федеральных законов; 2 ) в необходимых случажс применить меры, предусмотрен ные главой 5.11. настоящей Ко»сти‘;^ции. Статья 4.5.2. Ущерб, неправомерно причиненный органами Российской Федерации республике или федеральной территории, подле жит возмещению из бюджета.федерации по решению Кон ституционного суда Российской Федерации. Раздел V. Система государственной власти Глава 5.1. Цели и задачи государства Статья 5.1.1. , Государство является официальным представителем ‘обще ства и выражает его волю через свои органы и институт|ы. Государство, его органы, институты и должностнью лица от ветственны перед гражданином'и обществом. Статья 5.1,2. Государство обязано; ^ — защищать суверенитет, независимость и территгчжаль- ную целостность Российской Федерации; — защищать и гарантировать права человека и гражда- — охранять демократический конституционный строй, за конность и правопорядок; — разрабатывать и осуществлять политику, направлен ную н а развитие свободной хозяйственной инициативы и дей ственной социальной защиты граждан. Вариант А (условно: «Президонт — глава исполнительной властим) * Глава 5.2А Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации Статья 5Л.1А. , (1) . Парламент (Верховный Совет) Российской Федерации является единствегшым органом ее законодательной власти. (2) . Парламент, состоит из двух палат; Совета народных представителей я Федерального Совета. (3) ., 06^ палаты кзбгфаЮтся одновременно сроко>м на 4 го да. Полномочия палат не могут бзмть прекращеды досрочно. Статья 5.2.гА. (1). Совет народных представителей избирается граждана ми Российской Федерации на основе всеобщего прямедо из бирательного права при тайном голосовании. Численный сос тав палаты и нормы представительства определяются зако- Проект Конституции РСФСР Статья 88. РСФСР проводит политику укрепления всеобще го мира, равноправия и взаимовьп'одного сотрудничества со всеми странами и народами. В своих внешних сношениях РСФСР руководствуется об щепризнанными принципами и нормами международного РСФСР участвует в вьщаботке и реализации основных на правлений политики Союза ССР на международной арене. Статья 84. Ведению РСФСР подлежит: 1) принятие Конституции РС4>СР, внесение в нее измене ний и контроль за ее соблюдеииек; 2) принятие в состав РСФСР новых субъектов федерации;, утверждение вновь образованных краев и областей; 3) разрешение споров между федерахщей и ее субъектами, а также между субъектами федерации, краями и областями; 4) установление правового положения граждан РСФСР; 5) принятие и изменение законов РСФСР; 6) обеспечение комплексного экономического и социального развития федерации; утверждение и организация исполнения государственных программ экономического и' социального развития РСФСР; ^ . 7) координация'экономического и социального развития субъектов федерации; создание фонда для оказания помощи субъектам федерации, краям и областям; 8) утверждение и исполнение бюджета РСФСР, управле ние банками РСФСР, установление налогов и сборов; . 9) руководство транспортом и связью, другими предприя тиями и хозяйственными организациями, находящимися в подчинении федерации; координация и контроль деятель ности предприятий, учреждений и организаций союзного под чинения по вопросам компетенции РСФСР; 10) определение основных направлений фундаментальных научных, исследований и основных принципов политики в области народного образования и культуры; 1 1 ) руководство здравоохранением и социальным обеспече нием населения РСФСР, разработка и осуществление при родоохранительных мер, касающихся отдельных субъектов федерации или всей федераций; ' 12) регулирование организации и деятельности госуда]?- ственных органов РСФСР; установление принципов органи зации и деятельности системы местного самоуправления; 13) руководство охраной общественного порядка и управ ление внутренними войсками РСФСР; ^ 14) представительство РСФСР на международной арене, ус тановление дипломатических, консульских и внешнеэкономи ческих! отношений с иностранными государствами, заключе ние с ними договоров и соглашений, участие в деятельности международных организаций; 15) сотрудаичество с другими союзными республиками, вхо дящими в состав СССР, заключение с ними договоров и сог лашений. РСФСР по согласованию с субъектами федерации, краями и областями может осуществлять и другие полномочия, не обходимые для обеспечения ее суверенитета и осуществления задач, имеющих значение для Федерации. Глава 10. Основы федеративных'отношений в РСФСР Статья 85. Субъектами Российской Федерации являются советские социалистические республики и автономные обра зования, которые входят в ее состав. На территории РСФСР могут создаваться национальные районы, не являющиеся субъекта^ки федерации. Их статус определяется Законом РСФСР. Края и области РСФСР обладают в финансово-экономиче ской и социально-культурной сфере равными с республи ками правами. Территория субъектов федерации, краев и областей не мо жет быть изменена без их,согласия. Статья 86. Субъекты федерации осуществляют все полно мочия государственной власти, за исключением тех, которые добровольно переданы ими в ведение РСФСР и Союза ССР. Субъекты федерации имеют право участвовать в решении вопросов, отнесенных в соетветствии с настоящей Конститу цией к ведению РСФСР и Союза ССР, и обладают правом за конодательной инициативы в Верховном Совете РСФСР и Верховном Совете Союза ССР. Статья 87. Субъекть! федерации могут передавать отдеяь-' ные полномочия из своей компетенции РСФСР,, а РСФСР — субъектам федерации, краям и областям. Статья 88. Субъекты федерации самостоятельно устанавли вают свое административно-территориальное деление и си стему государственных органов. Содержание государственно го аппарата субъекты федерации осуществляют за счет сво их бюджетов, формируемых на основе общих трЫ^ваягий конодатеЯьства РСФСР и Союза ССР. Статья 8». Субъекты федерации, края х области в преде лах своей компетенции могут вступать в экономическое и социально-культурное сотрудничество между собой и с дру гими республиками—субъектами Союза ССР, а также их ад министративно-территориальными образованиями, заключая необходимые для этого двустореэгаие и многосторонние со глашения. Эти соглашения не могут нарушать прав и нано сить ущерб субъектам федерации, краям и областям, не уча ствующим в соглашениях. О заключении соглашений их уча стники ставят в известность высшие органы власти и управ ления РСФСР. Статья 90. Конституция РСФСР обладает верховенством на всей территории РСФСР. В пхюделах полномочий республик—субъектов федерации их институции и законы обладают верховенством на их территории. Конституции и законы республик—субъектов фе дерации, противоречащие Конституции РСФСР и законам федерации, недействительны. Разногласия по поводу правомерности республиканских за конов разрешаются Конституционным судом. РСФСР. Примечание: правовой статус субъектов федерации —рес публик и автономных образований —будет установлен в со ответствии с Положениями Федеративного договора. Статья 91. В РСФСР обеспечивается свободное пользование языками народов СССР во всех сферах государственной и общественной жизни. В РСФСР общегосударственным является рз?сски употреблени* его в государственных органах и общественных организациях гарантируется. ’ Субъекты РСФСР могут самостоятельно устанавливать свои государственные языки, которые используются 1 реждениях наряду с общегосударственным языком. Для граждан гёФ С Р пользование общегосударственным языком и государственньти языками является правом, а не обязанностью. Раздел IV. Организация государственной власти в РСФ СР Глава 11. П|)мнципч организацми м деятельности Статья 92. Представительными органами государственной власти в республике являются Советы народных депутатов — Верховный Совет РСФСР, Советы народных депутатов субъ ектов федерации, краев и областей, местные Советы народ ных депутатов. Срок полномочий Советов народных депута то в—пять лет. Статья 93. Советы народных депутатов самостоятельно ре шают все вопросы, относящиеся к их компетенции. Основные вопросы республиканского, регионального и мест ного значения решаются на сессиях Советов народных депу татов соответствующих уровней, а важнейшие из них вьто- . сятся на республиканский, региональный, местный референ- Для обсуждения и решения этих вопросов могут быть так же созваны всероссийские, республиканские, краевые и об ластные съезды Советов. Порядок созыва и работы съездов определяется законом. Вопросы, имеющие общее значение для нескольких Сове- ■юв, могут по взаимному согласию решаться на их совмест ных" сессиях. Статья 94. Советы народных- депутатов на сессиях: избира ют председателей Советов; образуют комитеты и постоянные комиссии; избирают исполнительные комитеты и другие под отчетные им органы, а также избирают или утверждают и> руководителей. Статья 95. Должностные лица, избираемые или назначае мые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд. Любое должностное лицо может быть досрочно освобожде но от занимаемой должности в случае ненадлежащего испол нения им своих обязанностей. Статья 96. Советы народных депутатов и все другие госу дарственные органы выражают волю и интересы народа, обеспечивают права и свободы граждан РСФСР. Они ответ ственны перед народом. Статья 97. Выборы народных депутатов проводятся бирательным округам на- основе всеобщего, равного и прямо го избирательного права при тайном голосований. В организации и проведении выборов народных депутатов в РСФСР участвуют трудовые коллективы, общественные объединения и политические партии. Порядок организации выборов и определение их результатов устанавливаются за- Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов народных депутатов, производятся только эа счет государства. Статья 98. Депутаты являются полко.мочныйи представите лями избирателей в Советах народных депутатов. Депутатам обеспечиваются условия беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Народнью депутаты самостоятельно определяют свою позк- цюо в ходе обсуждений и голосований в Советах. ^ родный депутат не .может быть привлечен к уголовнбй ответственности, арестован и-яи подвергнут мерам админи стративного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета народных депутатов. Статья 99, Депутаты обязаны отчитываться перёд избира телями о ;своей работе и даботе соответствующего Совета. Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть любое В1>емя отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке. Глава 12. Верховный Совет РСФСР Статья 1(И). Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР. Верховный Совет РСФСР включает 500 депутатов. Он со стоит из двух равноправных, одинаковых по численности па лат— Совета Республики и Совета Национальностей. ~ Совет Республики входят 250 депутатов, избираемых от территориальных и производственных избирательных окру гов, которые образуются на всей территории РСФСР при рав ной норме представительства с учетом численности населения. " Совет Национальностей входят 125 депутатов, избирае- от националып*-территориальных округов, которые об разуются на территориях субъектов федерации, а также в национальных районах, по нормам представительства, уста навливаемым избирательным законом, и 125 депутатов, из бираемых от национально-территориальных округов, кото рые образуются в краях и областях, при равной норме пред ставительства с учетом численности населения. Статья 101. Верховный Совет РСФСР избирает Председате ля Верховного Совета РСФСР и его заместителей; образует комитеты Верховного Совета РСФСР, назначает следствен ные и ревизионные комиссии, а также создает вспомогатель- , ~> 1 е органы. ‘ Каждая палата Верховного Совета РСФСР избирает пред седателя и его заместителей, образует постоянные комиссии ■■ создает вспомогательные органы. Комитеты Верховного Совета РСФСР и постоянные комис- 1 и его палат ведут законопроектные работы, предваритель- у рассматривают вопросы, отнесенные к компетенции Вер ховного Совета РСФСР, контролируют проведение в жизнь принятых законов и решений. Председатель Верховного Совета РСФСР, его заместители, председатели палат и их заместители образуют Президиум Верховного Совета РСФСР. Президиум возглавляет Предсе датель Верховного Совета РСФСР. Статья 102. Верховный Совет, РСФСР правомочен рассмат ривать и решать любой вопрос, относящийся и ведению К его исключительному ведению относится: 1) принятие Конституции РСФСР и законов РСФСР, вне сение в них изменений; 2) принятие в состав РСФСР новых субъектов федерации, образование новых краев и областей; 3) рассмотрение вопросов об изменении границ РСФСР; 4) определение внутренней и внехтшей политики РСФСР, утверждение республиканских и региональных программ эко- I номического, социального и национально-культущюго даз- 5) й^р ан и е Президента РСФСР; 6) избрание Председателя Верховного Совета РСФСР м «те заместителей; * 7) назначение выборов народных депутатов РСФСР; '' 8) утверждение правительства РСФСР; 9) избрание Верховного суда РСФСР, Конституционного суда РСФСР и Уполномоченного Верховного Совета РСФСР по правам человека; назначение Прокурора РСФСР, Предсе дателя Комитета государственной безопасности РСФСР м Председателя Следственного комитета; 10) решение вопросов о доверии правительству РСФСР ж •оПредседателю; 11) решение вопроса о проведении всероссийского референ дума и о созыве Всероссийского съезда Советов; 12) установление налогов и доходов, поступающих на обра зование Государственных бюджетов СССР и РСФСР; 13) принятие решения о введении чрезвычайного положе- 14) ратификация и денонсация международных н межрес публиканских договоров РСФСР; 15) приостановление действия законодательных и правхг тельственных актов СССР в случае, если они выходят за пре делы компетенции Союзе ССР и ущемляют суверенные пра ва РСФСР. ; . . . Исключительные полномочия Верховного Совета не могут ! передаваться другим государственным органам или должно стным лицам. Статья 103. Верховный Совет РСФСР созывается Предсе дателем Верховного Совета РСФСР на очередные сессии — весеннюю и осеннюю — продолжительностью в 2—3 месяца Внеочередные сессии созываются Председателем Верховно го Сокета РСФСР по предложению Президента РСФСР, Сове та МИНИСТ 1 ЮВ РСФСР, республик, автономных.образований, краев и областей в лице соответствующего Совета народных депутатов; или не менее ’Д депутатов Верховного Совета, и не менее депутатов одной из палат Верховного Г Статья 104. Сессия Верховного Совета РСФСР состоит ма совместных и раздельных заседаний палат, а также проводи мых между ними заседаний постоянных комиссий палат. Совместные заседания палат ведет Председатель Верхощй- >Совета РСФСР, один из его заместителей либо поочередно Председатели Совета Республики и Совета Национальностей. ■ Раздельные заседания палат ведут председатель соответ ствующей палаты либо один из его заместителей. Статья 105. Право законодательной инициативы в Верхов ном Совете РСФСР принадлежит народным депутатам РСФСР, Совету Республики, Совету Национальностей, Пред седателю Верховного Совета РСФСР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР, Президен'гу РСФСР, Совет;^ Министров РСФСР, Конституционному суду РСФСР, Верховному суду РСФСР и Прокурору РСФСР, рес публикам, автономным и территориальным образованиям, а также гражданам РСФСР численностью не менее 250 тысяч в порядке народной инициативы. Статья 106. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета РСФСР, обсуждаются палатами на их раа- ---- >ных или совместных заседаниях. 1 КОН РСФСР считается принятым, если в каждой из па лат Верховного Совета РСФСР за него проголосовало боль- инство членов палаты. Проекты законов и другие наиболее важные вопросы госу дарственной жизни Верховного Совета РСФСР могут быть вынесены на народное обсуждение. Статья 107. Каждая палата Верховного Совета РСФСР вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к ведению Верховного Совета РСФСР, и принимать по ним постановае- Постановление, принятое одкой из палат, при необходимо сти передается в другую палату и при одобрении ею прис^- ретает силу постановления Верховного Совета РСФСР. В случае разногласия между Советом Республики и Сове том -Национальностей вопрос передается на разрешение со гласительной комиссии, образуе.мой палатами на паритетных началах, после чего вопрос вторично рассматривается Сове том Республики и Советом Национальностей на совместном заседании. Если и в этом случае согласие не будет достигнуто, вопрос выносится на-народный референдум. Статья 108. Законы и другие акты Верховного Совета РСФСР, постановления его палат принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствую щими постоянными комиссиями палат или комитетами Вер ховного Совета РСФСР. Назначение и избрание должностных лиц в состав Совета Министров РСФСР, Верховного суда РСФСР, Конституцион ного суда, а также Прокурора РСФСР и Председателя След ственного комитета Р С ^ Р производится при наличии за ключений соответствующих постоянных комиссий палат ил* комитетов Верховного Совета РСФСР. - Все государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны представлять комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР необходимые им материалы и документы. , Рекомендации комиссий и комитетов подлежат рбязател*г ному рассмотрению государственными и общественными ор ганами, учреждениями и организациями. О результатах рас смотрения и принятых мерах должно быть сообщено комис сиям и комитетам в установленный срок. Статья 108. Народный депутат РСФСР имеет право обра титься с запросом к Президенту РСФСР, Председателю Вед- ховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР, к р»-А- водителям других органов, образуемых или избираемых Вер ховным Советом РСФСР, а также к руководителям союзных органов по вопросам, отнесенным к ведению РСФСР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на сессии Верховного Со--, вета РСФСР либо в установленный Верховным Советом срок. Статья ПО. Президиум Верховного Совета РСФСР являет ся подотчетным Верховному Совету РСФСР органом, обеспе чивающим организацию его работы. (ПроАолжени* на 5-й етр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz