Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕ НИНСКОЕ ЗНАМЯ __2р ноября 1990 г;; Яэ 268 |Щ 865) ТРУДНЫЙ ПУТЬ к ИНСТВУ Начали на 1-й етр.) ' туционного надзора. Верхов ным судом. Прокуратурой, арбитражем. Мне кажется, все эти вопросы работы выс шего э1йелона власти и упра вления следовало бы отразить в нашем постановлении, кото рое -МЫ поручили подготовить специальной депутатской ко миссии. Причем особым пун ктом этого шх:тановлеиия можно было 'бы предухмот- реть, что о ходе его выпол нения должно быть доложено очередному съезду народных депутатов СССР. Вопрос о повестке, дня съезда нам предстоит решать отдельно. Сегодня же можно было бы предверительно решить толь ко вопрос о дате созыва съез да, ее здесь предлагали де путаты. И сч’ли мы хотим со звать съезд 1.7 декабря, то сегодня, ровно за месяц до этой даты, .мы в соответст вии с Конституцией должны принять такое решение. Нас ждут нелегкие, вомно- го.м драматические времена. В этих условиях нужно дей ствовать спокойно и ответст венно, не только очень взве шенно, но и -очень решитель но. Если мы будем действо вать так, мы- сможем полу чить поддержку народа, на ших избирателей. которые скажут: .это действительно та власть, которую мы избира ли и которой мы доверяем. Этого трудно добиться, но другого пути у нас прос,то Затем от и.мени Ко.мнтета по вопросам работы Советов народных депутатов, разви тия управления и самоуправ ления выступил депутат В. А. Шеховцов. Он под черкнул необходимость «ри- нятия Союзного договора и ускорения работы над Кон ституцией СССР и высказал ся за принятие решения о коренном преобразовании центральной исполнителшой' власти. Глава исполнительной вла сти в стране — Президент, следовательно, Совет Мини стров СССР в прежнем со ставе во главе с Председате- .чем в настоящее время не нужен. И здесь, оказал ора тор. я ви-жу подводные .кам ни. М. С. Горбачев предло жил учредить пост вице-пре зидента. По .мнению высту павшего, это следует сде лать. Но Совет Министров в нынешнем составе утверж дался на сессии Верховного Совета СССР. Если в настоя щее вре.мя не будет сделан вывод о том, что необходи мо все-таки руководителей центральных служб исполни тельной власти Президента назначать или давать одоб рение кандидатурам на сес сии Верховного ‘ Совета СССР, то роль пар-памента в формировании исполните льной власти будет утраче на. Этого Допускать нельзя. Для восстановления 'раз рушенной системы управле ния в стране необходимо, по мнению оратора, ввести мо раторий на все решения, ко торые препятствуют • вопло щению в жизнь законов СССР и союзных республик, указов Президента и поста новлений органов испо.'шите- - льной 'власти. Законы не ра ботают, потому. еще, что , на всех уровнях власти — Пол ная безответственность. У нас пока используется толь ко один .метод — убежде ние. О друтом ■ прин,ужде- ,нии — никто и .не вспоми нает. Ответственность, стро гие санкции к тем, кто не исполняет законов, крайне необходимы.' подчеркнул де путат. Са.моуправлен не в ряде местных Советов подменяет ся самоуправством, продол жал он. Право самостоятель- иости в решении вопросов своей компетенции заменила доведенная до абсурда идея суверенитета. И главная опасность — финансовые ис точники. материальные ре- су^юы, коммунальная собст венность, закрешченная со юзным законом, не достанут ся местным Советам, если республики в ближайшее вре мя не разграничат компетен цию различных уровней Со- От Комитета по вопросам труда, цен и социальной по литики выступил депутат А. Г. Журавлев. Он одоб- ри.ч программу вывода стра ны из' кризиса, предложен иую Президентом, и оста повился на проб.чеыах разде .чения законодательной ‘и ис полнительной власти. По егр мнению, нельзя соединять должности председателей Со ветов и председателей испол нительных .комитетов. Пояс няя свою точку зрения, он сказал, что, все .мы\ находим ся в плену неверной идеи — идеи распространения Сове тов как органов государст венного управления от соб с т в е н н о г о с у д а р с т в е н н о г о уровня до уровня поселка. Эта идея — -чожная, так как .нельзя по образу и подобию Верховного Совета СССР стро!Кть работ.V Советов всех уровней. Оратор напомнил статьи ныне действукяцей Консти туции СССР, в которых го ворится. что вся в.часть в СССР принадлежит народу и народ осуществляет госу дарственную власть через Советы народных .депутатов. То есть; там. где есть Сове ты. — там есть государст1К>. И чгоэтому, если мы заклады ваем Советы в одном и том же качестве вплоть до по селка, то мы тем сам.ым и поселок объявляем государ ством и напрасно воам.уща- емся, когда он начинает быть таковым. По мнений) выступавшего, собственно Советами народ- ■ных депутатов являются то- .льно , Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных ресщ’блик. Все ос тальные — это Советы на- > родных представителей. Они должны .заседать как макси мум два раза в год только для того, чтобы проконтро лировать работу муниципаль ной власти. • Выступающий внес предложение разделить, как он выразился, сиамских близнецов — :)аконодатель- ную и исполнительную влас ти. Он также поставил воп рос о разделении поста Пре- .зидента СССР и поста Ге нерального секретаря Цент рального Комитета КПСС. От межрегиона.чьной груп пы депутат Ю. Н. Афанась ев предложил три проекта постановлений Верхов.ного Совета СССР в связи с об суждаемыми проблемами. Он тут же огласил их. •В первом проекте предла гается признать; положение в стране, особенно в сфере экономики и межнациональ ных отношений, критичес ким и все более ухудшаю щимся, а деятельность Пре зидента СССР в сфере виут- реиией политики неудовлет ворительной. В проекте пред.усматрива- ется вынести ,на Съезд на родных депутатов СССР та кие вопросы, как о приоста- новде действия Конституции СССР, о формировании на перехоД|Ный период межрес- публикаиских органов коор динации и согласия, межрес публиканского антикризис ного комитета и иов.ых орга нов власти на всех уровнях. В проекте в,торого поста новления предлагается вы нести правительству СССР вотум недоверия и освобо дить Н. И, Рыжкова и. Л. И, Абалкина от своих обязан ностей. Проектом третьего поста новления признается неудов летворительной работа Пре- зидиу.ма Верховного Совета СССР по руководству зако- нодате.чьной деятельностью и по контролю за работой высших органов исполните льной власти в стране, пред- . лагается приостановить пол номочия А. И. Лукьянова, И. Д. Лаптева и Р. Н. Ни- . шанова. Выступивший подчеркнул, ' что сейчас надо не только говорить о переходном пе риоде, ,но и узаконить его. В этом смысле приоетанов- ление действия Конституции СССР станет, возможно, первым шагом к под линной конституционности. Только тогда переход будет осуществляться не самоте ком, .как сейчас, а законно, по всеобщему согласию, ци- вилизованнр. мирно. Одной из основных при чин сегодняшнего хаоса в стране председатель Комите та Верховного Совета СССР по охране здоровья народа, депутат Ю. И. Бородин наз вал разиое видение самого нашего государства в нас тоящее время и его будуще- 1ГО устройства. Есть две по зиции, сказал выступающий. Первая заключается в том, что наш Союз существует. Основой для такого видения является не только наличие формальных атрибутов; еди ное правительство, правоох ранительные органы, армия, но и созна1Ние народа. Сославшись на мнение из бирателей и членов возглав- ляе.мого им комитета, ора тор выразил убеждение в том, что абсолютное боль- шинство людей видит наш Со юз федеративным государст вом, как бы трудно на се- годняаший день ни склады- ва.чась еГО судьба. И пото му Союзный договор как можно быстрее должен быть 1юдписан. Естественно, мы понимаем, продолжал высту- паюпщй. что Союз сегодняпч- яий, тем более -завтрашний, — это не Союз 1922 года. прекрасно осознае.м. что государства. объединяю щиеся в Союз, имеют свой суверенитет, но хотим под черкнуть при этом, что каж дый суверенитет является в какой-то степени отпоситель- иьг.м. Нет таких государств в •ми{>е, у которых сувере нитет был бы абсолютным. И не есть потеря суверени тета республикой, если оп ределенные его аспекты пе редаются в общую казну. В этом случае возникает об щий суверенитет. Далее выступающий под- черки.ул, что в настоящее вре.мя настала большая не обходимость очень внимате льно думать о том, что нуж но не республике в целом, а человеку. Ему нужно хо роню жить, ему н.ужен по рядок, .необходимое количе ство лекарств и продуктов. Все это гораздо легче ос.у- ществить в рамках союзного государства, чём в каждой отдельной респ.убли.ке. От имени ко.митета выступаю щий поддержал предложе ния, выска-занные Президен- Несоачасие с одним круп ным пробелом 3 пРограм.ме Президента выразил замес титель директора по эконо мике прс)изводствен.ного объ единения Черноморского су достроительного завода, де путат В. И. Лисицкий. Мы представляем собой очень разные народы и очень раз ные уже сегодня суверен ные государства, напомнил вьгступающий, и вместе с тем мы едины, как сиамские близнецы; у нас общее,, де- нежиое обращение, глубочай шая специализация производ ства и широкая кооперация- самых удаленных друг от друга регионов. . 'Узлы этого единства трудовые кол лективы. На этих островках порядка и организованности, в этих узлах общесоюзного рынка ждут-не дождутся, когда же в конце концов ре форма даст_ рвободно_ и, _ са мое главное, по-новому тру диться. По убеждению оратора, критическое состояние обще ства в Основном опреде-ляет- ся чрезвычайной узостью со циальных баз, вяло начинаю щихся переходных процессов Ныне действующее законе дательство. отметил он, не содержит ни одного из прие мов .урегулирования суще ствующих противоречий, именно; сохранение и ста билизацию хо.зяйственных связей и широкого примене ния договорных цен. С но вого года никто нам уже не сможет помочь, сетовал вы ступающий. Убытки от под держания стабильности не выгодных хозяйственных свя зей напрямую опорожнят карманы трудовых коллекти- — Почему так медленно решаются все вопросы, кото рые должны были начать переходные процессы? — во прошал выступающий и про должал; перестройка возро дила ленинский лозунг «.За воды — рабочим», .когда же он .начнет выполняться? Не обходим СТРОГИЙ контроль за реализацией принятых реше ний, утверждал оратор. Он, в частности, высказал пред- ложеше; Советам Минист ров и Верховным Советам СССР и .республик обеспе чить безоговорочное выпол нение уже принятых поста- .новлений по экономической реЛорме. Выступающий резко осу дил предложение о приоста- .новке действия Конституции СССР, в связи с чем и зая вил о своем выходе из ря дов межрегиональной груп- На трибуне — Председа тель Совета Министров СССР н. и. “ - Выступление Н. И. РЫЖКОВА (ДАЕТСЯ В ИЗЛОЖЕНИИ) Правительство, которое на ходится здесь почти в' пол- Н.ОМ составе, сказал он, с большой ответственностью, вниманием относится к пред ложениям Президента СССР об изменении структуры власти в гос.ударстве. Дейст вительно. проблема назрела. Положение, сложившееся в стране, требует быстрого и целенаправленного реагиро- Что же происходит сегод ня в политической жизни страны? В,урно развиваются процессы демократизации общества, наряду с этим не менее бурно протекают раз ного рода негативные явле ния, которые по существ,у во многом сводят на нет все положительное в политичес кой жизни общества и уже поставили под прямую угро зу сохранение жизненных ос- 1НОВ государства, а следова тельно, и благополучие на рода. Страна оказалась ввергнутой в политический и экономическр.й хаос. Практи чески под вопросом сегодня находится само существова ние нашего союзного государ ства. Политическое и эконо мическое положение таково, что если немедленно не бу дут приняты меры по ста билизации, то последствия могут быть' непредсказуе мыми. Негативные процессы' нарастают, позитивного пе релома пока нет. Это то, что тревожит сегодня ‘больше все- С одной стороны, мы йи- дим всеобщий процесс про буждения национального са мосознания, естественное стремление к самостоятель ности, свободе личности, развитию правовых и демо- ■кратических основ нйшей жизни. С другой — в цент ре и на местах идет посто янная борьба за власть, за частую имеющая национали стическую и шовинистичес кую окраску. И самое глав ное, что в нее втягиваются огромные массы народа. Это уже привело к тому, что в СССР практически началось разрушение единой полити ческой системы. Отсюда вы текает то напряжение, кото рое лихорадит страну. Во м,йогом это следствие того, что деструктивные про цессы нарушили логику пе- ■рестройки. Она задумыва лась как обновление нашего общества и отказ от тех принципов, которые сущест вовали десятилетиями в на шей стране и давно изжили себя. Но отдельные полктн- ческие силы, прикрываясь лозунгами перестройки, стрё- Д1ЯТСЯ во что бы то ни стало изменить общественный строй. Как с.тедствие, пол ностью утеряна управляе мость ,на всех уровнях . го сударственных структур, на стуш л паралич власти, со зидание и труд отошли на второй план. По существу нормой становится всеобщее разрушительство. Это каса ется экономики и государст венного устройства, а также .моральных и нравственных устоев общества.. Все это реалии сегодняш него дня, о которых уже ска.эано с этой трибуны. Важ но найти их кор[и, вскрыть главные причины для того, чтобы действовать конкрет- ,но и эф^фективно и перело мить негативные тенденции, ра.звивающиеся в государст- И начинать надо с того, чтобы страну не лихорадило беззаконие. Как в любом государстве, -необходимо обе спечить строншйшее соблю дение 'законов. Ду.маетск. всем стало ясно, к чему при вела полная неразбериха в законотворчестве на всех уровнях власти. В итоге она вылилась 8 правовой ниги лизм, как государственных структур, так и населения. Следует незамедлительно со обща разобраться в ворто- венстве законов, определить положение, когда этот прин цип должен действовать в строгом соответствии с раз делением полномочий. Иначе ситуация вообще выйдет из- под контроля и не только в центре, о ;котором- так м,не го ГОВО.РЯТ, но и в республи ках, на" местах. Не будет ре шен этот вопрос — продол жится жестокая битва зако нов, от которой в первую очередь страдает экономика. А в целом это будет и даль ше губительно сказываться на нормальном функциониро вании государства, отметил глава советского правитель- Думастсн. что здесь ска жет свое слово Верховный Совет, который совместно с парламентами республик дол жен четко определить раз деление полномочий. Я под держиваю предложение де путатов о введении до зак лючения, Союзного договора моратория на действия ак тов, противоречащих Консти- Сегодня '-МЫ пожинаем! плоды того, что в сложив шейся политической обста новке и правовой неразбери хе неэффективна исполни тельная власть. Тем более, что у нас ■она еще как сле дует не сформирована. ' На мой взгляд, большой ошиб кой было то, что исполни тельные комитеты всех уров ней замкнулись напрямую исключительно на Советы народных депутатов. В ито ге произошли смешение фун кций, прямая подмена рас порядительной властью ис полнительной, что снимает с нее ответственность и ведет к дополнительной неразбе рихе. Искусственно была разорвана управляемость по вертикали. Можно с доста точной уверенностью и обос нованностью констатиро вать, что на большей части территории страны созда лась обстановка безвластия, приведшая к полной или ча стичной деформации всех си стем управления, И дело здесь не в лично стях. хотя от них зависит многое, а в несовершенстве вновь нарождающейся струк туры власти. Надо принять четкое однозначное решение о структуре исполнительной власти. Без этого навести порядок в, стране будет не возможно. Кризисная политическая ситуация, безусловно, не может не сказаться на эко-; номическом положении стра ны. Хаос политический ведет к хаосу, экономическому. Положение дел в экономике таково, что требуются энер гичные эффективные меры по ее стабилизации. Здесь нельзя допускать никаких колебаний, ссылок на то, что меры могут быть непо пулярными. Речь идет о том, чтобы не скатиться дальше, поддержать жизнестойкость экономики в этот сложный переходный период, а эдтем с помощью рьшочных отно шений повышать эффектив ность хозяйствования, •Программа действий опре делена и одобрена вами, сказал Предсовмина, обра щаясь к народным депута там. Она содержится в ос новных направлениях стаби лизации экономики и пере хода к рынку. Но мы все должны в полной .мере по нимать. что переход к новым экономическим отношени ям возможен в 5ХЛОВИЯХ по литической стабильности. Ес ли же ее нет, как сегодня, то наше движение вперед будет реальным лишь при достижении политического согласия н уверенной силь ной государственной власти. Это не .диктатура, но и не Те парализованные безвласт- ■ ные структуры, которые у нас сегодня есть. Мы видим, что делается в некоторых ре-гнёнах нашей страны — Прибалтике, З а кавказье, Молдове. В ряде областей Западной 'Украины попираются законы, ущем ляются права и достоинство людей, не выполняются тре бования главы государства. Дело дошло до блокад и вооруженных конфликтов. Это что — перестроечный процесс или прямое пренеб- , решение государственными законами и наступление на демократию? Все это слиш ком напоминает печальные события недавних^ времен, когда тоже начинали с ми тингов на площадях, нацио налистического психоза, а кончали грубым попранием человеческого достоинства и бесчисленными жертвами. В любом государстве подобные проявления были бы пресе чены немедленно. И нам .на до так же иметь здесь чет кую и твердую пози1(ию. Мы вступаем в 1991 год. Он будет необычен для эко номики. Начинают действо вать, хотя и в не полную си лу, рыночные механизмы. Они непривычны для нас. Это и .новая налоговая си стема. и кредитная полити ка, и изменение отношений собственности, и глубокие перемены в ценообразовании. Конечно, все это будет весь ма сложно осуществлять. Убедились мы в этом уже на первых шагах. К сожале нию, во многом из-за тех причин, о которых я гово рил, процесс формирования плана недопустимо затянул ся. На дебаты и споры .уш ло слишком много времени, которое было так необходи мо для ПОДГОТО.ВКИ народно го хозяйства к будущему году. Сейчас' надо отбро сить все политические ам биции и активно включиться в завершение работы над планом и бюджетом 1991 го да, Необходимо сделать все для нормальной работы тру довых коллективов. ■ Задача нынешнего Вер ховного Совета необычна. Надо найти выход из кризи са. Причем не на пути кон фронтации. В связи с этим хоте,7( бы сказать по поводу ряда выступлений в адрес центра. Вновь и вновь с этой трибуны звучат слова и о его развале и его диктате; Далее глава правительст ва подробно остановился на проблемах ' взаимодействия центра и республик. Катего рически, сказал он далее, отвергаю дискредитацию со юзного правительства, когда нас пытались изобразить по мехой,/да еще гла.в.ной, на пути стабилизации экономи ки, перехода к рыночным отношениям, возложить вину за все и .вся, в том числе и за собственную некомпетент ность, неспособность решать элементарные вопросы жиз необеспечения населения, на родного хозяйства. Это уже не критика, а вполне опре деленная политическая ли- ,ния, направленная на раз рушение всей системы вла сти. начиная с ее более уяз вимого исполнительного зве на. Хочу со всей откровен- .ностью сказать; тот, кто се годня выступает против об щественного согласия, раз жигает, страсти. сеет недове- . рие, тот играет судьбой мил лионов людей во имя своих личных амбиций, берет на себя тяжелую ответствен ность перед народом. Думаю, что систематиче ские нападки Б. Н. Ельцина на правительство СССР со ставляют ныне суть его главной деятельности. По существу делается заявка на то, чтобы руководство Рос сии стало центром власти взамен всех ныне действую щих государственных струк тур. Но согласятся ли с этим другие республики? Ведь, безусловно, что это — дест руктивная политика, которая может привести к развалу государства, создававшего ся столетиями. Президент СССР сегодня внес свои предложения по структуре правительства и его месту в системе государ ственной власти. Этот воп рос надо решать потому, что вот ,уже в течение года почти каждая сессия начи- .нается с требования об от ставке правительства. Это не способствует нормально му функционированию выс шей исполнительной власти. В заключение Н. И. Рыж ков оказал, что высочайшая ответственность, дисципли на, порядок, .национальное согласие, богатейшие при родный. интеллектуальный потенциал должны быть за логом того, что страна мо жет вырваться из тисков по литического и экономическо го кризиса. Для этого нуж ны решительные действия и политическая воля. Народ . ждет и требует этого от нас. В сего.дняшнем выступле НИИ Президента СССР зало жена хорошая основа для вы вода страны из кризиса, от метил председатель Комите- ■та Верховного (Совета СССР по законодательству. Ю. X. Калмыков. Главньбм вопросом оратор считает проблему взанмоот- ,ношений Союза и республик. Объявление республиками верховенства своих законов, на его взгляд, привело к ту пиковой ситуации. Союзные законы либо не исполняют ся, либо выполняются отча сти, либо проявляется .ниги- Л!1е1ГК‘;е^К9е к 9ТПОШе- ние. Это и привело к вой не законов. Некоторые рес публики, ориентикуясь на свои декларации, парализу ют, по существу, действия союзного парламента. Раз мышляя о выходе из этого положения, депутат сказал, что подавляющее большинст во республик .за создание об- новлен.ной федерации, может быть, с элементами конфеде рации. Развивая эту мысль, пред седатель комитета высказал свои соображения о том, как дальше строить отношения Союза и республик. По его словам, в этом необходимо ориентироваться на Закон о разграничении полномочий от 26 апреля нынешнего го да. Но’ коль скоро заключе ние Союзного договора будет откладываться надолго, то следует создать согласите льную комиссию, рассмотрев данный закон еще раз. А ес ли в результате удастся ' прийти к общему знамена телю, то потом уже неукос нительно исполнять его. В том случае, когда таГ или иная республика ему не сле дует. то, считает выступаю щий, необходимо применять всю силу президентской вла сти. Для того мы и ввели институт президентства, ска- Часть выступления оратор посвятил проблеме наведе ния порядка в стране. Он предложил поручить КГБ СССР обеспечить борьбу с экономическим саботажем, немедленно укрепить Лроку- ратуру СССР, договориться с республиками о сохране нии соподчинения системы прокуратуры, МВД и КГБ. Одобрение предложениям М. С. Горбачева высказал депутат Г. Ф. Леженко. Он вы{жзил уверенность, что стабилизация народного хо зяйства в ходе осуществле ния заявленных мер приоб ретет то направление, кото рое необходимо для страны. На его взгляд, происшед шая смена руководства в масштабах государства ста ла болезненным процессом. К власт» на местах пришли люди, теоретически и прак-. тически малокомпетентные. К тому же .многие из них ру- ководетвуются директивами и наставлениями отдельных групп. Сейчас выступил товарищ Афанасьев, доктор наук, профессор, член межрегио нальной депутатской группы, сказал далее проходчик шах ты имени Ленина из Кри вого Рога. Посмотрю я как рабочий, на эту межрегио нальную группу — ну, как дети, честное слово; С дру гой стороны, это сила, на- ст1юенная агрессивно против той системы, того строя, при котором мы жили 70 лет. А в общем-то, это серьезно. Почему? Если это дети — то их надо воспитьшать, по тому что это дети трудновос питуемые. Ну, а если это сила — то ей надо дать по литическую оценку, чтобы знал народ, куда они нас ве- Депу.тат выразил беспокой ство тем, что за интенсив ной законотворческой ■дея тельностью парламент упус тил такой важный вопрос, как выполнение наказов из бирателей — этой настоя щей народной прог'раммы деятельности Советов любо го уровня. Касаясь темы суверените та, выступающий предложил приостановить принятые на этот счет законодательные акты в республиках до зак лючения Союзного договора. Союз, по его мнению, это единый живой организм. Не- см,отря на отдельные заяв ления, народ не хочет рвать установившиеся связи. Опи райтесь на народ, призвал представитель ’ 'Украины М. С. Горбачева, и он вам поможет. Надо срочно сделать ана-. ЛИЗ происходящего в стра не, сказала депутат Н. А. Крючешова. Как представи тель Комитета по народному образованию и воспитанию . она посвятила выступление проблемам, связанным с под готовкой будупщх поколений. В стране пожар, заметила учительница из Тамбовской области. А когда такое слу чается, спасают не только здания и вещи, но в первую очередь выводят ^детей. Это образное сравнение дало ей возможность сделать вывод о том, что о завтрашнем дне-то мы пока заботимся Здесь прозвучали заявле ния лядеров союзных рес публик, что некоторые из них не собираются участво вать в» 'разработке Союзного договора, продол)кила ора тор. Остановитесь, подумай те! Ведь нет гарантии, что ваша республика никогда не захочет вернуться в Союз, но тогда придется входить в него на условиях, определен ных другими. Сейчас в сою.зных респуб- ;шках принимаются законы, которые ограничивают изу чение русского языка. А ведь офшщальный язык .сою за — важнейшая общегосу дарственная функция. По мнению депутата, на родное образование нельзя считать непроиаводсгаеяной сферой. Она производит са- •мое 9ажн9е '{еловека. И в момент перехода к рынку надо помнить,, что постоян ное пополнение знаний явля ется необходимым условием выживания. Депутат С. Г. Лущиков, представляющий группу «За конструктивное взаимодей ствие», подчеркнул, что Пре зидент СССР, огласив свою программу, возложил на се бя огромную ответствен ность. Потому что времени для воплощения реальных конструктивных ’ структур ных изменений и кадровых перестановок ^ него немно^ го. Уже на очередном Съез де народных депутатов, ви -‘ димо, будет проанализирова но то, что успел сделать Президент страны и как Верховный Совет помог ему Говоря о новых структу рах президентской • власти, оратор подчеркнул, что де путаты должны оказать по мощь в качественном улуч шении президентских указов с тем, чтобы это были силь ные акты реагирования. Как он считает, в стране с одоб рением были бы встречены все совместные усилия Пре зидента и парламента, нап равленные на обеспечение дисциплины и порядка, на борьбу с преступностью. • Депутат высказался за скорейшее назначение Глав ного государственного ар битра и Генерального про курора СССР. Он предложил на очередном Съезде народ ных депутатов заслушать от чет Комитета конституцион ного надзора, заявил о том, что Верховный Совет дол жен обсудить возможность принятия моратория на ми тинги, забастовки, .различно го рода демонстрации в це лях стабилизации обстанов- С удовлетворением вос приняла депутат Н. М. Пиря- зева программу Президента. Но, честно говоря, сказала она, у меня нет эйфории — все ее пункты будет очень трудно реализовать. Это, как считает депутат, связа но с состоянием взаимодей ствия между союзным и рос сийским парламентами, взаи моотношениями между М. С. Горбачевым и Б. Н. Ельци ным. От имени своих изби рателей она призвала двух лидеров сделать решитель ные шагй к взаимопонима- Поддержав концептуаль ные тезисы, изложенные в выступлении Президента, де путат Н. С. Сазонов выска зался за активное участие Верховного Совета в ее осу ществлении. Далее он гово рил о том, что с учетом дек лараций. принятых в союз ных и автономных республи ках, союзный парламент не может не пересмотреть свой функции как высшего зако^ модательно'го органа власти. В связи с этим надо создать дополнительные рабочие ^ п п ы при Президенте Оратор полемизировал с теми, кто считает, что за коны. принятые Верховным Советом з а ' последние пол тора года, не работают. По его мнению, если бы не бы ло, например. Закона о соб ственности, коллектив его родного КамАЗа не смог бы стать акционерным общест- БО.М. Это же касается Закона о земле — только за корот кий срок со дня его приня тия в стране создано трид цать тысяч фермерских хо зяйств. Депутат внес предложение прекратить процесс, по его словам, слепой приватиза ции, начавшийся в стране до тех пор, пока при Вер ховном Совете не будет соз дан орган, следящий за уп равлением государствен ным имуществом. Напомнив собравшимся об их глав,ной обязанности — соблюдать союзные права наших гр|ждан, депутат ’ А. А. Денисов затронул про блемы суверенизации.' Суве ренизация, подчеркнул ' он, подразумевает у нас в силу нашей дикости односторон нее приобретение прав. На самом же деле этот процесс, так же, как и демократиза ция любого рода, подразуме вает баланс прав, обязанно стей и ответственности. К сожалению, у нас не сразу это осознается как в с4зере демократизации, так и в сфе ре суверенизации. Не слу- чайно же некоторые наибо лее шустрые суверены уже почувствовали бремя ответ ственности за те права, ко торые они себе присвоили. И .это нормальный ход собы тий. Но полегмю было бы прежде прогнозировать та кой ход событий, а не зад ним числом шарахаться из стороны в сторону. Суверенизация у нас прев-, ратилась в настоящий пра здник. Но .ведь надо помнить, что праздник не может быть каждый день. Когда-то ведь и делом .надо заняться. А мы увлеклись и забыли, что народ надо еще и кормить. Именно кормить. Потому что не предоставили, ему воз можности корми'Г'ося са.мо Оратор заметил, что над стройка должна соответство вать эконо.мическому бази су. Забыв напрочь об это.м, мы пытаемся насадить па ав торитарно управляемую эко номику демократическ^'ю форму. Она не жизнеспособ- а на, висит в воздухе. И это чувствую,т новые органы вла сти. Правда, валят все на центр. Центр еще на что-то, обвиняет в свою очередь, их в некомпетентности. Главное противоречие вы ступающий видит между формой демо'кратического управления и существующим V нас экономическим бази- со,м. На Западе правительст ва избавлены от забот о хлебе насущном, их менять можно, как выразился ора тор, хоть каждый день. Про изводство идет •себе, нак ни в чем ни бывало. Есть эко номическая свобода, которой у нас нет. Поэтому оратор поддержал высказанные ра нее предложения, касающие ся в какой-то мере ограниче ния демократии в рамках конституционных норм. В стране, — чрезвычайное по ложение. И адекватно этому положению должна быть форма управления страной. По мнению оратора, надо быстрее, до Союзного дого вора, заключить межреспуб ликанское соглашение об экологическом поведении в Перед перерывом вновь встал вопрос о порядке ра боты сессии. Некоторые де путаты внесли предложения прекратить дебаты, разой тись по комитетам и комис сиям и заняться выработкой предложений для внесения в Редакционную комиссию. Другие настаивали на .про должении обсуждения ост рых проблем. Голосованием было решено продолжить пре,ния. Проблемы, связанные с национально государствен ным устройетво-м, являются производными от тех проб лем, которые сложились в базисных сферах жизни об щества, отметил заведующий кафедрой Краматорского ин- * дустриального института, де- / путат В. И. Карасев. Выступая от имени депу татской группы’ «Союз», де путат В. И. Алкенне, также высказался в поддержку про граммы Президента и . про граммы чрезвычайных мер. Дополнительно выступав ший предложил, включить в перечень первоочередных мероприятий следующие: не'- обходимо, сказал он, на чет вертом съезде разблокиро вать деятельность Комитета конституционого надзора, объявить мораторий на при нятие республиками зако нов, противоречащих Кон ституции СССР. обратить особое внимание на работу союзной системы Министер ства в,н,утренних дел. Депу тат считает, что сейчас она почти разрушена. В целях обеспечения программы Пре зидента требуется срочное принятие Верховным Сове том СССР Закона-о Комите те государственной -безопас ности, милиции и армии. Депутат Ю. Е. Бурых напомнил о том, что в стра не действует Конституция СССР, из которой и надо . исходить сегодня во всех ре шениях. Этот документ до л - . - жен неукоснительно соблю- «■ даться. ^рламентарий Верховный Со заметил. вет имеет особую. ответственность. Между тем его деятельность здесь фактически не анали зировалась. тогда как в ра боте палат.и комитетов име ется много недостатков. Де ло не только в Президенте и правительстве, но я в нас сам^х, отметил ' выступаю- На сессии вытепкли так же депутат 3. г . Балаян, председатель Комитета Верховного Совета СССР по науке депутат Ю. А . Рыжов, депутат Н. К. * Ко зырев, депутат Л. В. Афа насьева, деп\'тат Ю. Н, Щер бак, депутат Д. Н. Кугуль- тинов, депутат 3 . Г. Козин, депутат В. Г. Ардзинба, де путат М. С. Минасбекяи, д®. путат А. Г. Чехоев, депутат А. М. Шамихнн, депутат Ю. К. Шарипов, депутат А. Е. Себекцов, . предст'ави-: тель комиссии Совета Сою за по вопросам труда, цен и социальной политики М. Б. Аманова, депутат В. П, Зо- лотухии. От ■Редакционной комис сии сделал сообщение депу тат А. Г. Я^равд'ев, пред ставивший проект постанов ления Верховного Сювета СССР о положении в стра не. Он привлек, внимание к ряду спорных вопросов, возникших в -работе комис- сии. Некоторые из них пред ложено отметить либо про токольно. либо сп.эциалы1ьга постановлением. Затем депутаты одобрили Б основном предложения по реформированию и укрепле нию структур гос.ударствен. ной власти, внесенные а утреннем заседании Презн дентом СССР М. С. Горба чевым. За это проголосова ли 316 членов парламента 19 — против, 31 жался. Редакционной комиссии образованной Верховным Со ветом СССР, поручено до работать проект соответст вующего постановления учето.м предложений и заме чаний, высказанных на седаииях палат, в комите тах и комиссиях, и предста вить его на рассмотрение сессии 23 но'.чбря.''
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz