Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

ЛЕ НИНСКОЕ ЗНАМЯ __2р ноября 1990 г;; Яэ 268 |Щ 865) ТРУДНЫЙ ПУТЬ к ИНСТВУ Начали на 1-й етр.) ' туционного надзора. Верхов­ ным судом. Прокуратурой, арбитражем. Мне кажется, все эти вопросы работы выс­ шего э1йелона власти и упра­ вления следовало бы отразить в нашем постановлении, кото­ рое -МЫ поручили подготовить специальной депутатской ко­ миссии. Причем особым пун­ ктом этого шх:тановлеиия можно было 'бы предухмот- реть, что о ходе его выпол­ нения должно быть доложено очередному съезду народных депутатов СССР. Вопрос о повестке, дня съезда нам предстоит решать отдельно. Сегодня же можно было бы предверительно решить толь­ ко вопрос о дате созыва съез­ да, ее здесь предлагали де­ путаты. И сч’ли мы хотим со­ звать съезд 1.7 декабря, то сегодня, ровно за месяц до этой даты, .мы в соответст­ вии с Конституцией должны принять такое решение. Нас ждут нелегкие, вомно- го.м драматические времена. В этих условиях нужно дей­ ствовать спокойно и ответст­ венно, не только очень взве­ шенно, но и -очень решитель­ но. Если мы будем действо­ вать так, мы- сможем полу­ чить поддержку народа, на­ ших избирателей. которые скажут: .это действительно та власть, которую мы избира­ ли и которой мы доверяем. Этого трудно добиться, но другого пути у нас прос,то Затем от и.мени Ко.мнтета по вопросам работы Советов народных депутатов, разви­ тия управления и самоуправ­ ления выступил депутат В. А. Шеховцов. Он под­ черкнул необходимость «ри- нятия Союзного договора и ускорения работы над Кон­ ституцией СССР и высказал­ ся за принятие решения о коренном преобразовании центральной исполнителшой' власти. Глава исполнительной вла­ сти в стране — Президент, следовательно, Совет Мини­ стров СССР в прежнем со­ ставе во главе с Председате- .чем в настоящее время не нужен. И здесь, оказал ора­ тор. я ви-жу подводные .кам­ ни. М. С. Горбачев предло­ жил учредить пост вице-пре­ зидента. По .мнению высту­ павшего, это следует сде­ лать. Но Совет Министров в нынешнем составе утверж­ дался на сессии Верховного Совета СССР. Если в настоя­ щее вре.мя не будет сделан вывод о том, что необходи­ мо все-таки руководителей центральных служб исполни­ тельной власти Президента назначать или давать одоб­ рение кандидатурам на сес­ сии Верховного ‘ Совета СССР, то роль пар-памента в формировании исполните­ льной власти будет утраче­ на. Этого Допускать нельзя. Для восстановления 'раз­ рушенной системы управле­ ния в стране необходимо, по мнению оратора, ввести мо­ раторий на все решения, ко­ торые препятствуют • вопло­ щению в жизнь законов СССР и союзных республик, указов Президента и поста­ новлений органов испо.'шите- - льной 'власти. Законы не ра­ ботают, потому. еще, что , на всех уровнях власти — Пол­ ная безответственность. У нас пока используется толь­ ко один .метод — убежде­ ние. О друтом ■ прин,ужде- ,нии — никто и .не вспоми­ нает. Ответственность, стро­ гие санкции к тем, кто не исполняет законов, крайне необходимы.' подчеркнул де­ путат. Са.моуправлен не в ряде местных Советов подменяет­ ся самоуправством, продол­ жал он. Право самостоятель- иости в решении вопросов своей компетенции заменила доведенная до абсурда идея суверенитета. И главная опасность — финансовые ис­ точники. материальные ре- су^юы, коммунальная собст­ венность, закрешченная со­ юзным законом, не достанут­ ся местным Советам, если республики в ближайшее вре­ мя не разграничат компетен­ цию различных уровней Со- От Комитета по вопросам труда, цен и социальной по­ литики выступил депутат А. Г. Журавлев. Он одоб- ри.ч программу вывода стра ны из' кризиса, предложен иую Президентом, и оста повился на проб.чеыах разде .чения законодательной ‘и ис­ полнительной власти. По егр мнению, нельзя соединять должности председателей Со­ ветов и председателей испол­ нительных .комитетов. Пояс­ няя свою точку зрения, он сказал, что, все .мы\ находим­ ся в плену неверной идеи — идеи распространения Сове­ тов как органов государст­ венного управления от соб­ с т в е н н о г о с у д а р с т в е н н о г о уровня до уровня поселка. Эта идея — -чожная, так как .нельзя по образу и подобию Верховного Совета СССР стро!Кть работ.V Советов всех уровней. Оратор напомнил статьи ныне действукяцей Консти­ туции СССР, в которых го­ ворится. что вся в.часть в СССР принадлежит народу и народ осуществляет госу­ дарственную власть через Советы народных .депутатов. То есть; там. где есть Сове­ ты. — там есть государст1К>. И чгоэтому, если мы заклады­ ваем Советы в одном и том же качестве вплоть до по­ селка, то мы тем сам.ым и поселок объявляем государ­ ством и напрасно воам.уща- емся, когда он начинает быть таковым. По мнений) выступавшего, собственно Советами народ- ■ных депутатов являются то- .льно , Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных ресщ’блик. Все ос­ тальные — это Советы на- > родных представителей. Они должны .заседать как макси­ мум два раза в год только для того, чтобы проконтро­ лировать работу муниципаль­ ной власти. • Выступающий внес предложение разделить, как он выразился, сиамских близнецов — :)аконодатель- ную и исполнительную влас­ ти. Он также поставил воп­ рос о разделении поста Пре- .зидента СССР и поста Ге­ нерального секретаря Цент­ рального Комитета КПСС. От межрегиона.чьной груп­ пы депутат Ю. Н. Афанась­ ев предложил три проекта постановлений Верхов.ного Совета СССР в связи с об­ суждаемыми проблемами. Он тут же огласил их. •В первом проекте предла­ гается признать; положение в стране, особенно в сфере экономики и межнациональ­ ных отношений, критичес­ ким и все более ухудшаю­ щимся, а деятельность Пре­ зидента СССР в сфере виут- реиией политики неудовлет­ ворительной. В проекте пред.усматрива- ется вынести ,на Съезд на­ родных депутатов СССР та­ кие вопросы, как о приоста- новде действия Конституции СССР, о формировании на перехоД|Ный период межрес- публикаиских органов коор­ динации и согласия, межрес­ публиканского антикризис­ ного комитета и иов.ых орга­ нов власти на всех уровнях. В проекте в,торого поста­ новления предлагается вы ­ нести правительству СССР вотум недоверия и освобо­ дить Н. И, Рыжкова и. Л. И, Абалкина от своих обязан­ ностей. Проектом третьего поста­ новления признается неудов­ летворительной работа Пре- зидиу.ма Верховного Совета СССР по руководству зако- нодате.чьной деятельностью и по контролю за работой высших органов исполните­ льной власти в стране, пред- . лагается приостановить пол­ номочия А. И. Лукьянова, И. Д. Лаптева и Р. Н. Ни- . шанова. Выступивший подчеркнул, ' что сейчас надо не только говорить о переходном пе­ риоде, ,но и узаконить его. В этом смысле приоетанов- ление действия Конституции СССР станет, возможно, первым шагом к под­ линной конституционности. Только тогда переход будет осуществляться не самоте­ ком, .как сейчас, а законно, по всеобщему согласию, ци- вилизованнр. мирно. Одной из основных при­ чин сегодняшнего хаоса в стране председатель Комите­ та Верховного Совета СССР по охране здоровья народа, депутат Ю. И. Бородин наз­ вал разиое видение самого нашего государства в нас­ тоящее время и его будуще- 1ГО устройства. Есть две по­ зиции, сказал выступающий. Первая заключается в том, что наш Союз существует. Основой для такого видения является не только наличие формальных атрибутов; еди­ ное правительство, правоох­ ранительные органы, армия, но и созна1Ние народа. Сославшись на мнение из­ бирателей и членов возглав- ляе.мого им комитета, ора­ тор выразил убеждение в том, что абсолютное боль- шинство людей видит наш Со­ юз федеративным государст­ вом, как бы трудно на се- годняаший день ни склады- ва.чась еГО судьба. И пото­ му Союзный договор как можно быстрее должен быть 1юдписан. Естественно, мы понимаем, продолжал высту- паюпщй. что Союз сегодняпч- яий, тем более -завтрашний, — это не Союз 1922 года. прекрасно осознае.м. что государства. объединяю­ щиеся в Союз, имеют свой суверенитет, но хотим под­ черкнуть при этом, что каж­ дый суверенитет является в какой-то степени отпоситель- иьг.м. Нет таких государств в •ми{>е, у которых сувере­ нитет был бы абсолютным. И не есть потеря суверени­ тета республикой, если оп­ ределенные его аспекты пе­ редаются в общую казну. В этом случае возникает об­ щий суверенитет. Далее выступающий под- черки.ул, что в настоящее вре.мя настала большая не­ обходимость очень внимате­ льно думать о том, что нуж­ но не республике в целом, а человеку. Ему нужно хо­ роню жить, ему н.ужен по­ рядок, .необходимое количе­ ство лекарств и продуктов. Все это гораздо легче ос.у- ществить в рамках союзного государства, чём в каждой отдельной респ.убли.ке. От имени ко.митета выступаю­ щий поддержал предложе­ ния, выска-занные Президен- Несоачасие с одним круп­ ным пробелом 3 пРограм.ме Президента выразил замес­ титель директора по эконо­ мике прс)изводствен.ного объ­ единения Черноморского су­ достроительного завода, де­ путат В. И. Лисицкий. Мы представляем собой очень разные народы и очень раз­ ные уже сегодня суверен­ ные государства, напомнил вьгступающий, и вместе с тем мы едины, как сиамские близнецы; у нас общее,, де- нежиое обращение, глубочай­ шая специализация производ­ ства и широкая кооперация- самых удаленных друг от друга регионов. . 'Узлы этого единства трудовые кол­ лективы. На этих островках порядка и организованности, в этих узлах общесоюзного рынка ждут-не дождутся, когда же в конце концов ре­ форма даст_ рвободно_ и, _ са­ мое главное, по-новому тру­ диться. По убеждению оратора, критическое состояние обще­ ства в Основном опреде-ляет- ся чрезвычайной узостью со циальных баз, вяло начинаю щихся переходных процессов Ныне действующее законе дательство. отметил он, не содержит ни одного из прие мов .урегулирования суще ствующих противоречий, именно; сохранение и ста билизацию хо.зяйственных связей и широкого примене­ ния договорных цен. С но­ вого года никто нам уже не сможет помочь, сетовал вы­ ступающий. Убытки от под­ держания стабильности не­ выгодных хозяйственных свя­ зей напрямую опорожнят карманы трудовых коллекти- — Почему так медленно решаются все вопросы, кото­ рые должны были начать переходные процессы? — во­ прошал выступающий и про­ должал; перестройка возро­ дила ленинский лозунг «.За­ воды — рабочим», .когда же он .начнет выполняться? Не­ обходим СТРОГИЙ контроль за реализацией принятых реше­ ний, утверждал оратор. Он, в частности, высказал пред- ложеше; Советам Минист­ ров и Верховным Советам СССР и .республик обеспе­ чить безоговорочное выпол­ нение уже принятых поста- .новлений по экономической реЛорме. Выступающий резко осу­ дил предложение о приоста- .новке действия Конституции СССР, в связи с чем и зая­ вил о своем выходе из ря­ дов межрегиональной груп- На трибуне — Председа­ тель Совета Министров СССР н. и. “ - Выступление Н. И. РЫЖКОВА (ДАЕТСЯ В ИЗЛОЖЕНИИ) Правительство, которое на­ ходится здесь почти в' пол- Н.ОМ составе, сказал он, с большой ответственностью, вниманием относится к пред­ ложениям Президента СССР об изменении структуры власти в гос.ударстве. Дейст­ вительно. проблема назрела. Положение, сложившееся в стране, требует быстрого и целенаправленного реагиро- Что же происходит сегод­ ня в политической жизни страны? В,урно развиваются процессы демократизации общества, наряду с этим не менее бурно протекают раз­ ного рода негативные явле­ ния, которые по существ,у во многом сводят на нет все положительное в политичес­ кой жизни общества и уже поставили под прямую угро­ зу сохранение жизненных ос- 1НОВ государства, а следова­ тельно, и благополучие на­ рода. Страна оказалась ввергнутой в политический и экономическр.й хаос. Практи­ чески под вопросом сегодня находится само существова­ ние нашего союзного государ­ ства. Политическое и эконо­ мическое положение таково, что если немедленно не бу­ дут приняты меры по ста­ билизации, то последствия могут быть' непредсказуе­ мыми. Негативные процессы' нарастают, позитивного пе­ релома пока нет. Это то, что тревожит сегодня ‘больше все- С одной стороны, мы йи- дим всеобщий процесс про­ буждения национального са­ мосознания, естественное стремление к самостоятель­ ности, свободе личности, развитию правовых и демо- ■кратических основ нйшей жизни. С другой — в цент­ ре и на местах идет посто­ янная борьба за власть, за­ частую имеющая национали­ стическую и шовинистичес­ кую окраску. И самое глав­ ное, что в нее втягиваются огромные массы народа. Это уже привело к тому, что в СССР практически началось разрушение единой полити­ ческой системы. Отсюда вы­ текает то напряжение, кото­ рое лихорадит страну. Во м,йогом это следствие того, что деструктивные про­ цессы нарушили логику пе- ■рестройки. Она задумыва­ лась как обновление нашего общества и отказ от тех принципов, которые сущест­ вовали десятилетиями в на­ шей стране и давно изжили себя. Но отдельные полктн- ческие силы, прикрываясь лозунгами перестройки, стрё- Д1ЯТСЯ во что бы то ни стало изменить общественный строй. Как с.тедствие, пол­ ностью утеряна управляе мость ,на всех уровнях . го сударственных структур, на стуш л паралич власти, со­ зидание и труд отошли на второй план. По существу нормой становится всеобщее разрушительство. Это каса­ ется экономики и государст­ венного устройства, а также .моральных и нравственных устоев общества.. Все это реалии сегодняш­ него дня, о которых уже ска.эано с этой трибуны. Важ­ но найти их кор[и, вскрыть главные причины для того, чтобы действовать конкрет- ,но и эф^фективно и перело­ мить негативные тенденции, ра.звивающиеся в государст- И начинать надо с того, чтобы страну не лихорадило беззаконие. Как в любом государстве, -необходимо обе­ спечить строншйшее соблю­ дение 'законов. Ду.маетск. всем стало ясно, к чему при­ вела полная неразбериха в законотворчестве на всех уровнях власти. В итоге она вылилась 8 правовой ниги­ лизм, как государственных структур, так и населения. Следует незамедлительно со­ обща разобраться в ворто- венстве законов, определить положение, когда этот прин­ цип должен действовать в строгом соответствии с раз­ делением полномочий. Иначе ситуация вообще выйдет из- под контроля и не только в центре, о ;котором- так м,не­ го ГОВО.РЯТ, но и в республи­ ках, на" местах. Не будет ре­ шен этот вопрос — продол­ жится жестокая битва зако­ нов, от которой в первую очередь страдает экономика. А в целом это будет и даль­ ше губительно сказываться на нормальном функциониро­ вании государства, отметил глава советского правитель- Думастсн. что здесь ска­ жет свое слово Верховный Совет, который совместно с парламентами республик дол­ жен четко определить раз­ деление полномочий. Я под­ держиваю предложение де­ путатов о введении до зак­ лючения, Союзного договора моратория на действия ак­ тов, противоречащих Консти- Сегодня '-МЫ пожинаем! плоды того, что в сложив­ шейся политической обста­ новке и правовой неразбери­ хе неэффективна исполни­ тельная власть. Тем более, что у нас ■она еще как сле­ дует не сформирована. ' На мой взгляд, большой ошиб­ кой было то, что исполни­ тельные комитеты всех уров­ ней замкнулись напрямую исключительно на Советы народных депутатов. В ито­ ге произошли смешение фун­ кций, прямая подмена рас­ порядительной властью ис­ полнительной, что снимает с нее ответственность и ведет к дополнительной неразбе­ рихе. Искусственно была разорвана управляемость по вертикали. Можно с доста­ точной уверенностью и обос­ нованностью констатиро­ вать, что на большей части территории страны созда­ лась обстановка безвластия, приведшая к полной или ча­ стичной деформации всех си­ стем управления, И дело здесь не в лично­ стях. хотя от них зависит многое, а в несовершенстве вновь нарождающейся струк­ туры власти. Надо принять четкое однозначное решение о структуре исполнительной власти. Без этого навести порядок в, стране будет не­ возможно. Кризисная политическая ситуация, безусловно, не может не сказаться на эко-; номическом положении стра­ ны. Хаос политический ведет к хаосу, экономическому. Положение дел в экономике таково, что требуются энер­ гичные эффективные меры по ее стабилизации. Здесь нельзя допускать никаких колебаний, ссылок на то, что меры могут быть непо­ пулярными. Речь идет о том, чтобы не скатиться дальше, поддержать жизнестойкость экономики в этот сложный переходный период, а эдтем с помощью рьшочных отно­ шений повышать эффектив­ ность хозяйствования, •Программа действий опре­ делена и одобрена вами, сказал Предсовмина, обра­ щаясь к народным депута­ там. Она содержится в ос­ новных направлениях стаби­ лизации экономики и пере­ хода к рынку. Но мы все должны в полной .мере по­ нимать. что переход к новым экономическим отношени­ ям возможен в 5ХЛОВИЯХ по­ литической стабильности. Ес­ ли же ее нет, как сегодня, то наше движение вперед будет реальным лишь при достижении политического согласия н уверенной силь­ ной государственной власти. Это не .диктатура, но и не Те парализованные безвласт- ■ ные структуры, которые у нас сегодня есть. Мы видим, что делается в некоторых ре-гнёнах нашей страны — Прибалтике, З а ­ кавказье, Молдове. В ряде областей Западной 'Украины попираются законы, ущем­ ляются права и достоинство людей, не выполняются тре бования главы государства. Дело дошло до блокад и вооруженных конфликтов. Это что — перестроечный процесс или прямое пренеб- , решение государственными законами и наступление на демократию? Все это слиш­ ком напоминает печальные события недавних^ времен, когда тоже начинали с ми­ тингов на площадях, нацио­ налистического психоза, а кончали грубым попранием человеческого достоинства и бесчисленными жертвами. В любом государстве подобные проявления были бы пресе­ чены немедленно. И нам .на­ до так же иметь здесь чет­ кую и твердую пози1(ию. Мы вступаем в 1991 год. Он будет необычен для эко­ номики. Начинают действо­ вать, хотя и в не полную си­ лу, рыночные механизмы. Они непривычны для нас. Это и .новая налоговая си­ стема. и кредитная полити­ ка, и изменение отношений собственности, и глубокие перемены в ценообразовании. Конечно, все это будет весь­ ма сложно осуществлять. Убедились мы в этом уже на первых шагах. К сожале­ нию, во многом из-за тех причин, о которых я гово­ рил, процесс формирования плана недопустимо затянул­ ся. На дебаты и споры .уш­ ло слишком много времени, которое было так необходи­ мо для ПОДГОТО.ВКИ народно­ го хозяйства к будущему году. Сейчас' надо отбро­ сить все политические ам­ биции и активно включиться в завершение работы над планом и бюджетом 1991 го­ да, Необходимо сделать все для нормальной работы тру­ довых коллективов. ■ Задача нынешнего Вер­ ховного Совета необычна. Надо найти выход из кризи­ са. Причем не на пути кон­ фронтации. В связи с этим хоте,7( бы сказать по поводу ряда выступлений в адрес центра. Вновь и вновь с этой трибуны звучат слова и о его развале и его диктате; Далее глава правительст­ ва подробно остановился на проблемах ' взаимодействия центра и республик. Катего­ рически, сказал он далее, отвергаю дискредитацию со­ юзного правительства, когда нас пытались изобразить по­ мехой,/да еще гла.в.ной, на пути стабилизации экономи­ ки, перехода к рыночным отношениям, возложить вину за все и .вся, в том числе и за собственную некомпетент­ ность, неспособность решать элементарные вопросы жиз­ необеспечения населения, на­ родного хозяйства. Это уже не критика, а вполне опре­ деленная политическая ли- ,ния, направленная на раз­ рушение всей системы вла­ сти. начиная с ее более уяз­ вимого исполнительного зве­ на. Хочу со всей откровен- .ностью сказать; тот, кто се­ годня выступает против об­ щественного согласия, раз­ жигает, страсти. сеет недове- . рие, тот играет судьбой мил­ лионов людей во имя своих личных амбиций, берет на себя тяжелую ответствен­ ность перед народом. Думаю, что систематиче­ ские нападки Б. Н. Ельцина на правительство СССР со­ ставляют ныне суть его главной деятельности. По существу делается заявка на то, чтобы руководство Рос­ сии стало центром власти взамен всех ныне действую­ щих государственных струк­ тур. Но согласятся ли с этим другие республики? Ведь, безусловно, что это — дест­ руктивная политика, которая может привести к развалу государства, создававшего­ ся столетиями. Президент СССР сегодня внес свои предложения по структуре правительства и его месту в системе государ­ ственной власти. Этот воп­ рос надо решать потому, что вот ,уже в течение года почти каждая сессия начи- .нается с требования об от­ ставке правительства. Это не способствует нормально­ му функционированию выс­ шей исполнительной власти. В заключение Н. И. Рыж­ ков оказал, что высочайшая ответственность, дисципли­ на, порядок, .национальное согласие, богатейшие при­ родный. интеллектуальный потенциал должны быть за­ логом того, что страна мо­ жет вырваться из тисков по­ литического и экономическо­ го кризиса. Для этого нуж­ ны решительные действия и политическая воля. Народ . ждет и требует этого от нас. В сего.дняшнем выступле НИИ Президента СССР зало жена хорошая основа для вы вода страны из кризиса, от метил председатель Комите- ■та Верховного (Совета СССР по законодательству. Ю. X. Калмыков. Главньбм вопросом оратор считает проблему взанмоот- ,ношений Союза и республик. Объявление республиками верховенства своих законов, на его взгляд, привело к ту­ пиковой ситуации. Союзные законы либо не исполняют­ ся, либо выполняются отча­ сти, либо проявляется .ниги- Л!1е1ГК‘;е^К9е к 9ТПОШе- ние. Это и привело к вой­ не законов. Некоторые рес­ публики, ориентикуясь на свои декларации, парализу­ ют, по существу, действия союзного парламента. Раз­ мышляя о выходе из этого положения, депутат сказал, что подавляющее большинст­ во республик .за создание об- новлен.ной федерации, может быть, с элементами конфеде­ рации. Развивая эту мысль, пред­ седатель комитета высказал свои соображения о том, как дальше строить отношения Союза и республик. По его словам, в этом необходимо ориентироваться на Закон о разграничении полномочий от 26 апреля нынешнего го­ да. Но’ коль скоро заключе­ ние Союзного договора будет откладываться надолго, то следует создать согласите­ льную комиссию, рассмотрев данный закон еще раз. А ес­ ли в результате удастся ' прийти к общему знамена­ телю, то потом уже неукос­ нительно исполнять его. В том случае, когда таГ или иная республика ему не сле­ дует. то, считает выступаю­ щий, необходимо применять всю силу президентской вла­ сти. Для того мы и ввели институт президентства, ска- Часть выступления оратор посвятил проблеме наведе­ ния порядка в стране. Он предложил поручить КГБ СССР обеспечить борьбу с экономическим саботажем, немедленно укрепить Лроку- ратуру СССР, договориться с республиками о сохране­ нии соподчинения системы прокуратуры, МВД и КГБ. Одобрение предложениям М. С. Горбачева высказал депутат Г. Ф. Леженко. Он вы{жзил уверенность, что стабилизация народного хо­ зяйства в ходе осуществле­ ния заявленных мер приоб­ ретет то направление, кото­ рое необходимо для страны. На его взгляд, происшед­ шая смена руководства в масштабах государства ста­ ла болезненным процессом. К власт» на местах пришли люди, теоретически и прак-. тически малокомпетентные. К тому же .многие из них ру- ководетвуются директивами и наставлениями отдельных групп. Сейчас выступил товарищ Афанасьев, доктор наук, профессор, член межрегио­ нальной депутатской группы, сказал далее проходчик шах­ ты имени Ленина из Кри­ вого Рога. Посмотрю я как рабочий, на эту межрегио­ нальную группу — ну, как дети, честное слово; С дру­ гой стороны, это сила, на- ст1юенная агрессивно против той системы, того строя, при котором мы жили 70 лет. А в общем-то, это серьезно. Почему? Если это дети — то их надо воспитьшать, по­ тому что это дети трудновос­ питуемые. Ну, а если это сила — то ей надо дать по­ литическую оценку, чтобы знал народ, куда они нас ве- Депу.тат выразил беспокой­ ство тем, что за интенсив­ ной законотворческой ■дея­ тельностью парламент упус­ тил такой важный вопрос, как выполнение наказов из­ бирателей — этой настоя­ щей народной прог'раммы деятельности Советов любо­ го уровня. Касаясь темы суверените­ та, выступающий предложил приостановить принятые на этот счет законодательные акты в республиках до зак­ лючения Союзного договора. Союз, по его мнению, это единый живой организм. Не- см,отря на отдельные заяв­ ления, народ не хочет рвать установившиеся связи. Опи­ райтесь на народ, призвал представитель ’ 'Украины М. С. Горбачева, и он вам поможет. Надо срочно сделать ана-. ЛИЗ происходящего в стра­ не, сказала депутат Н. А. Крючешова. Как представи­ тель Комитета по народному образованию и воспитанию . она посвятила выступление проблемам, связанным с под­ готовкой будупщх поколений. В стране пожар, заметила учительница из Тамбовской области. А когда такое слу­ чается, спасают не только здания и вещи, но в первую очередь выводят ^детей. Это образное сравнение дало ей возможность сделать вывод о том, что о завтрашнем дне-то мы пока заботимся Здесь прозвучали заявле­ ния лядеров союзных рес­ публик, что некоторые из них не собираются участво­ вать в» 'разработке Союзного договора, продол)кила ора­ тор. Остановитесь, подумай­ те! Ведь нет гарантии, что ваша республика никогда не захочет вернуться в Союз, но тогда придется входить в него на условиях, определен­ ных другими. Сейчас в сою.зных респуб- ;шках принимаются законы, которые ограничивают изу­ чение русского языка. А ведь офшщальный язык .сою­ за — важнейшая общегосу­ дарственная функция. По мнению депутата, на­ родное образование нельзя считать непроиаводсгаеяной сферой. Она производит са- •мое 9ажн9е '{еловека. И в момент перехода к рынку надо помнить,, что постоян­ ное пополнение знаний явля­ ется необходимым условием выживания. Депутат С. Г. Лущиков, представляющий группу «За конструктивное взаимодей­ ствие», подчеркнул, что Пре­ зидент СССР, огласив свою программу, возложил на се­ бя огромную ответствен­ ность. Потому что времени для воплощения реальных конструктивных ’ структур­ ных изменений и кадровых перестановок ^ него немно^ го. Уже на очередном Съез­ де народных депутатов, ви -‘ димо, будет проанализирова­ но то, что успел сделать Президент страны и как Верховный Совет помог ему Говоря о новых структу­ рах президентской • власти, оратор подчеркнул, что де­ путаты должны оказать по­ мощь в качественном улуч­ шении президентских указов с тем, чтобы это были силь­ ные акты реагирования. Как он считает, в стране с одоб­ рением были бы встречены все совместные усилия Пре­ зидента и парламента, нап­ равленные на обеспечение дисциплины и порядка, на борьбу с преступностью. • Депутат высказался за скорейшее назначение Глав­ ного государственного ар­ битра и Генерального про­ курора СССР. Он предложил на очередном Съезде народ­ ных депутатов заслушать от­ чет Комитета конституцион­ ного надзора, заявил о том, что Верховный Совет дол­ жен обсудить возможность принятия моратория на ми­ тинги, забастовки, .различно­ го рода демонстрации в це­ лях стабилизации обстанов- С удовлетворением вос­ приняла депутат Н. М. Пиря- зева программу Президента. Но, честно говоря, сказала она, у меня нет эйфории — все ее пункты будет очень трудно реализовать. Это, как считает депутат, связа­ но с состоянием взаимодей­ ствия между союзным и рос­ сийским парламентами, взаи­ моотношениями между М. С. Горбачевым и Б. Н. Ельци­ ным. От имени своих изби­ рателей она призвала двух лидеров сделать решитель­ ные шагй к взаимопонима- Поддержав концептуаль­ ные тезисы, изложенные в выступлении Президента, де­ путат Н. С. Сазонов выска­ зался за активное участие Верховного Совета в ее осу­ ществлении. Далее он гово­ рил о том, что с учетом дек­ лараций. принятых в союз­ ных и автономных республи­ ках, союзный парламент не может не пересмотреть свой функции как высшего зако^ модательно'го органа власти. В связи с этим надо создать дополнительные рабочие ^ п п ы при Президенте Оратор полемизировал с теми, кто считает, что за­ коны. принятые Верховным Советом з а ' последние пол­ тора года, не работают. По его мнению, если бы не бы­ ло, например. Закона о соб­ ственности, коллектив его родного КамАЗа не смог бы стать акционерным общест- БО.М. Это же касается Закона о земле — только за корот­ кий срок со дня его приня­ тия в стране создано трид­ цать тысяч фермерских хо­ зяйств. Депутат внес предложение прекратить процесс, по его словам, слепой приватиза­ ции, начавшийся в стране до тех пор, пока при Вер ховном Совете не будет соз дан орган, следящий за уп равлением государствен­ ным имуществом. Напомнив собравшимся об их глав,ной обязанности — соблюдать союзные права наших гр|ждан, депутат ’ А. А. Денисов затронул про­ блемы суверенизации.' Суве­ ренизация, подчеркнул ' он, подразумевает у нас в силу нашей дикости односторон­ нее приобретение прав. На самом же деле этот процесс, так же, как и демократиза­ ция любого рода, подразуме­ вает баланс прав, обязанно­ стей и ответственности. К сожалению, у нас не сразу это осознается как в с4зере демократизации, так и в сфе­ ре суверенизации. Не слу- чайно же некоторые наибо­ лее шустрые суверены уже почувствовали бремя ответ­ ственности за те права, ко­ торые они себе присвоили. И .это нормальный ход собы­ тий. Но полегмю было бы прежде прогнозировать та­ кой ход событий, а не зад­ ним числом шарахаться из стороны в сторону. Суверенизация у нас прев-, ратилась в настоящий пра­ здник. Но .ведь надо помнить, что праздник не может быть каждый день. Когда-то ведь и делом .надо заняться. А мы увлеклись и забыли, что народ надо еще и кормить. Именно кормить. Потому что не предоставили, ему воз­ можности корми'Г'ося са.мо Оратор заметил, что над­ стройка должна соответство­ вать эконо.мическому бази­ су. Забыв напрочь об это.м, мы пытаемся насадить па ав­ торитарно управляемую эко­ номику демократическ^'ю форму. Она не жизнеспособ- а на, висит в воздухе. И это чувствую,т новые органы вла­ сти. Правда, валят все на центр. Центр еще на что-то, обвиняет в свою очередь, их в некомпетентности. Главное противоречие вы­ ступающий видит между формой демо'кратического управления и существующим V нас экономическим бази- со,м. На Западе правительст­ ва избавлены от забот о хлебе насущном, их менять можно, как выразился ора­ тор, хоть каждый день. Про­ изводство идет •себе, нак ни в чем ни бывало. Есть эко­ номическая свобода, которой у нас нет. Поэтому оратор поддержал высказанные ра­ нее предложения, касающие­ ся в какой-то мере ограниче­ ния демократии в рамках конституционных норм. В стране, — чрезвычайное по­ ложение. И адекватно этому положению должна быть форма управления страной. По мнению оратора, надо быстрее, до Союзного дого­ вора, заключить межреспуб­ ликанское соглашение об экологическом поведении в Перед перерывом вновь встал вопрос о порядке ра­ боты сессии. Некоторые де­ путаты внесли предложения прекратить дебаты, разой­ тись по комитетам и комис­ сиям и заняться выработкой предложений для внесения в Редакционную комиссию. Другие настаивали на .про­ должении обсуждения ост­ рых проблем. Голосованием было решено продолжить пре,ния. Проблемы, связанные с национально государствен­ ным устройетво-м, являются производными от тех проб­ лем, которые сложились в базисных сферах жизни об­ щества, отметил заведующий кафедрой Краматорского ин- * дустриального института, де- / путат В. И. Карасев. Выступая от имени депу­ татской группы’ «Союз», де­ путат В. И. Алкенне, также высказался в поддержку про­ граммы Президента и . про­ граммы чрезвычайных мер. Дополнительно выступав­ ший предложил, включить в перечень первоочередных мероприятий следующие: не'- обходимо, сказал он, на чет­ вертом съезде разблокиро­ вать деятельность Комитета конституционого надзора, объявить мораторий на при­ нятие республиками зако­ нов, противоречащих Кон­ ституции СССР. обратить особое внимание на работу союзной системы Министер­ ства в,н,утренних дел. Депу­ тат считает, что сейчас она почти разрушена. В целях обеспечения программы Пре­ зидента требуется срочное принятие Верховным Сове­ том СССР Закона-о Комите­ те государственной -безопас­ ности, милиции и армии. Депутат Ю. Е. Бурых напомнил о том, что в стра­ не действует Конституция СССР, из которой и надо . исходить сегодня во всех ре­ шениях. Этот документ до л - . - жен неукоснительно соблю- «■ даться. ^рламентарий Верховный Со заметил. вет имеет особую. ответственность. Между тем его деятельность здесь фактически не анали­ зировалась. тогда как в ра­ боте палат.и комитетов име­ ется много недостатков. Де­ ло не только в Президенте и правительстве, но я в нас сам^х, отметил ' выступаю- На сессии вытепкли так­ же депутат 3. г . Балаян, председатель Комитета Верховного Совета СССР по науке депутат Ю. А . Рыжов, депутат Н. К. * Ко­ зырев, депутат Л. В. Афа­ насьева, деп\'тат Ю. Н, Щер­ бак, депутат Д. Н. Кугуль- тинов, депутат 3 . Г. Козин, депутат В. Г. Ардзинба, де­ путат М. С. Минасбекяи, д®. путат А. Г. Чехоев, депутат А. М. Шамихнн, депутат Ю. К. Шарипов, депутат А. Е. Себекцов, . предст'ави-: тель комиссии Совета Сою­ за по вопросам труда, цен и социальной политики М. Б. Аманова, депутат В. П, Зо- лотухии. От ■Редакционной комис­ сии сделал сообщение депу­ тат А. Г. Я^равд'ев, пред­ ставивший проект постанов­ ления Верховного Сювета СССР о положении в стра­ не. Он привлек, внимание к ряду спорных вопросов, возникших в -работе комис- сии. Некоторые из них пред­ ложено отметить либо про­ токольно. либо сп.эциалы1ьга постановлением. Затем депутаты одобрили Б основном предложения по реформированию и укрепле­ нию структур гос.ударствен. ной власти, внесенные а утреннем заседании Презн дентом СССР М. С. Горба чевым. За это проголосова ли 316 членов парламента 19 — против, 31 жался. Редакционной комиссии образованной Верховным Со ветом СССР, поручено до работать проект соответст вующего постановления учето.м предложений и заме чаний, высказанных на седаииях палат, в комите тах и комиссиях, и предста­ вить его на рассмотрение сессии 23 но'.чбря.''

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz