Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
18 ноября 1990 г., № 267 (18 864) Л Е НИНСКОЕ ЗНАМЯ ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА СССР М. С. ГОРБАЧЕВА НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР (Оковчавне, Начало на 2-й стр.). Теперь о структуре и .дея тельности союзного прави- тельства. Оно должно тельно меняться еще до то го, к ак€удет принят союзный договор, хотя в нем этот во прос ставится и решается кардинально, вы это увиди -. те, получив на днях концеп. цшо договора. Прежде всего нужно отказаться от устарев ших, яшю ненужных струк тур. Предложения на этот счет должны быть внесены® ближайшие десять д н ^ ; На до закончить работу по фор мированию новых звеньев, создаваемых в связи с пере’ ходом к рынку. Я имею в виду межресп^ликанский ко митет по экономической ре- форме, фонд по распоряже нию государственным иму ществом, антимонопольный комитет и др5тие, не буду все перечислять. Реоргани зация правительства должна сопровождаться обновлением . его состава за счет наиболее авторитетных,, пользующихся поддержкой широких обще ственных кругов политичес ких деятелей и специалистов. Нам нужно правительство, у которого была бы аширокая социальная база. Такова точ ка зрения и Председателя Со-- вета Министров. Без народ ного доверия трудно. если вообще возможно эффективно осуществлять полит!^- вы хода из кризиса. Но прави тельство само может рабо тать эффективно лишь при том условии, если так будет действовать вся «вертикаль» исполнительной власти. В связи с этим стоит за дача безотлагательно решить вопрос о строгом подчинений . нижестоящих исполнительных органов вышестоящим, как это уже сделали некоторые республики, в первую оче редь Российская Федерация. Я одобряю решения, приня тые Верховным Советом 1РОФСР. Там же, где это сочтут целесообразным, мо гут принять и решения о со единении постов председате. лей Советов и исполкомов, поскольку здесь часто возни кают тяжбы, противопостав ление парализует деятель, ность местных органот вла сти. Я думаю. Верховный Со вет должен это поддержать и дать местным органам право самим решать. В этот непросто^ период становления новых форм ис полнительной власти крайне важно, чтобы всё ссшетские органы работали в тесном контакте с , руководителями - предприятий. ассоциаций, производственных объедине-- ний. С их стороны идет мно го замечаний на этот счет. Советы пока не используют эту мощную силу. Видимо, на до договориться и уже впер, вой декаде декабря собрать в Москве предстгвителей на шего хозяйственного корпуса, поговорить с ними. Мне ска зали, что Борис Николаевич тоже «за», надеюсь, и дру- ,/ гие Председатели Верхов ных Советов республик. Пред седатели Советов Министров поддержат такое предлЬже- ние и примут участие. Но и сами руководители в свою очередь должны чувствовать ответственность не только за состояние дел на производ стве, но и за социально-эко номическую' й политическую ситуацию в промышленных центрах страны, городах и районах, С учетом обоснованной критики деятельности право охранительных органов за последние месяцы я прихожу к Мнению, что необходимы кадровые меры по укрепле нию этих органов и на союз ном. и на других уровнях. В ближайшее время на этот . счет будут внесены конкрет ные предложения. Говоря о государственных институтах, хочу несколько слов сказать о Вооруженных Силах СССР. В последнее время вокруг них сложилась неблагоприятная обстановка, мешающая выполнению воз ложенных на них ответствен, ных государственньк задач. Думаю, мы все, в том числе Президент, несем ответствен, ность за то, что сложилась такая ситуация. Я это почув ствовал еще раз на встрече с депутатами - военнослужащи ми, представляющими все во енные округа страны. Прав да, мне сказали, и, по-моему, в выступлениях зафиксиро вано, что тов. Алкснис свою дал интерпретацию этой встречи. Она сводилась' к тому, что-де Президент два § ня назад «потерял армию». ■меня другая точка зрения; это настолько несерьезное, эмоциональное выступление, что его должен прежде всего обдумать сам тов. Алкснис. Я не думаю, что Вооружен, ные Силы — этот мощный организм — должны стоять в стороне от лреЩ5разований, но это не значит, что мы мо. жем допустить их шельмова ние, а это есть. Дискредита цию Армии, важнейшего го сударственного института, мы должны решительно оста но. вить, и это будет сделано. Верховный Совет должен при нять к своему рассмотрению пакет правовых актов, отно. сящихся к армии. Были рас смотрены десятки альтерна. тивных предложений, проек ты теперь в стадии заверша- ,ющей, они скоро поступят к в ам . , Надо сделать все для ! поддержания авторитета Во оруженных рил, их качествен, него совершенствования, про- явить заботу об офицерских кадрах, всех военнослужа-: щих, их семьях. Все это, то- вартщи, диктуется необходи. мостью , поддержания безо пасности страны и стабиль ности государства. Что касается решения на копившихся проблем в Воо руженных Силах, то они дол жны быть рассмотрены и решены в рамках военной реформы. Мы договорились ,с министром, что он в бли жайшие дни внесет предло жение по вопросам верхнего эшелона кадров. Особо хочу подчеркнуть,- что должны быть безотлага- перед страной. Думаю, бы- сенсационного хар ак тер а .'И ре экономики. По тому ж е ' действовало с рмсийскими ло бы правильно ■поставить вопрос о более тесной его связи с институтом прези дентской власти, с правите льством страны — при том, разумеется, понимании, что каждый из них несет свою полную ответственнооть за порученное дело. даже сначала дущали вооб ще р ней не сообщать. Я встречаюсь с Председателями Верховных Советов, с деп.у- тациями от различных рес публик, и не всегда, если не стоит какой-то острый, мас штабный вопрос, надо все об ------------ — , этом публиковать. Это наша Мне думается, то, что про- жизнь, наша работа. Н о в е е ..... ...................... ............................. явилось два дня назад, свя- же потом Борис Николаевич ния союзно-республиканско зяяо « . ....................... ................................ законодательства. Я выс пути мы пойдем и в том, что касается взаимодействия с другими республиками, что бы обсуждение союзного до говора в обществе и Вер ховных Советах подкрепля лось работой на уровне пра вительств. ан в значительной мере с сказал, что вокруг этого уже тем, что у нас нет взаим- начинается разговор, будто о-то скрываем. Догово- казывал точку зрения, кото рую сегодня вам изложил надо найти ключ, чтобы на этапе перехода к заключе нию союзного договора обес тельно отменены решения, ставящие военнослужащих в неравнопрквное положе ние с другими гражданами. Ограничение политических и социальных прав, допу щенное в отдельных рес публиках и местностях, про тиворечит не только Кон ституции, международному праву. Эти позорные реше ния должны быть отменены теми, кто их принимая в республиках или местных органах, либо - они будут отменены Президентом в ближайшую неделю. Вчера я получил изве стие. что. кажется в Лат вии, приняли решение снять с продсшольствеяного снаб жения войсковые части, не поставлять то, что положе но по общесоюзному .фонду, гулярной основе. И на этот Что это за мораль? Уверен, счет должны быть внесены народ Латвии против тако- предложения. что встречи должны быть де- Естественно была затоо- “ “ “ должны. Особенно хорошо следует ловыми и регулярными, осо- нута и обсужде^ нагаода- пР?ДУ»*ать вопрос о взаимо- бенно в надешней непростой ко это пбшолило время в е т ; «осстано- дмствии Верховного Сшета- ситуации, когда необходимо проблема реорганизаций ор- , СССР с Верховными Сове- взаимопонимание между Со- ганов власти и управления МТ.ТР н е о ^ д и - тами союзйых республик, юзом-и все.ми республика- применительно к нынешнему л эффек- Товарищи из Верховного Со- ми и конечно, с руководст- этапу развития страны тивиой деятельности, орта- вета Российской Федерации ............. ........... ....... ^ нсв безопасности, вьшолня- хотели участвовать в сегод- ющих очень важную н нуж- няшнем заседании в более ^ ю для страны работу. Я широком составе, н о ' поме- пожелал Верховному щение не позволило. Конеч ной информации. Не думаю, __ _______________ они будут что Верховный Совет претен- рились дать краткое ^ * б ^ е - " дует на функции исполните- ние. ,е которым вы знакомы, льной власти — пусть она Я думаю, в общем, это действует и отвечает и п е ^ д нормальные контакты, кото- печить эффективное функци народом, и перед Верхов- рые должны происходить яа онирование всей полнтичес ным Советом. Но, видимо, регулярной основе, по-дело- мы яе продумали вопрос о вому. Плохо, что до сих пор взаимной ;информированное- мы могли месяцами не раз- .ти, надо делать это яа ре- говаривать, только при слу чаях ойяенивались мнения- Теперь договорились, ЛОВЫ.МИ ьане кой системы, исполнитель ной власти. Иначе мы не сумеем решить фуядамен тальных вопросов, за кото рые уже теперь реально взя структурами власти и управ ления. Много было постав лено вопросов о бюджете, налогах, о процентах. Шла дискуссия, сопоставление то чек зрения, -особенно много деталей выдвигалось в прак тическом плане, когда к на шему разговору подключи лись товарищи Рыжков порядка. Наша страна — один из гарантов стабильно сти международных. отноше* ний и продвижения к ново му , миропорядку, ■который птазван устранить опас ность ядерной войты, обес печить надёжное сотрудниче ство всех государств 'в ре шении глобальных проблем. Роль ССЮР в мире, его от- Силаев. Я при обсуждении вётственность за ход .между- комплекса вопросов, связан ных с взаимоотношениями центра н России, попросил товарищей Ельцина и Си лаева исходить из того, что в центре, а это значит — на уровне и Президента, и правительства — мы пони маем свою огромную ответ ственность за положение дел народного развития исключи тельно велика. И мы не мо жем мириться с попытками сепаратистов превратить Со> юз в рыхлое образование, лишенное единой воли, либо даже расчленить его. А та кие попытки уже предприни- -маются. . Следует видеть и экшю- оссий^сЩ едеращш вом Российской Федерации, учетом перспективы подпи- „ ......... - . о чем же. шел разго- сания нового союзного дого- ,Российской Федерации. И мическую сторону вопроса, не надо представлять дело Сейчас многие стршня, фи- так, что только . ньшещние нансовые и деловые круги руководители РСФСР явля- готовы нам оказать содей- ются радетелями за Россию, ствие в сложный период пе- выразителями интересов рус- рехода к ' рьшку. Как я уже ского народа. Можно поду- говорил, достигнуто соглаше- мать, что мы уже перестали ние с ФРГ, Францией. Ита- быть русскими. Да, дело не лией, Испанией, некоторы- только в этом. Центр не мо- ми другими странами о пре- жет оставлять без внимания доставлении Советскому Со- этот огромньШ социально- юзу кредитов, Принципиаль- Совету побыстрее рассмот- ню, мы не.можем возвращать- реть м принять соответству- ся к ситуации, как было во ющий закон. Недопустима времена Хрущева, когда за- кампаяия седало 170 членов ЦК против органов. которые тоже находятся в стадии коренной перестройки, ищут свою роль, старают ся в этих сложных услови ях заботиться о безопасно сти страны. Это яе значит, ' что в этих органах . не должны быть решены все вопросы, связанные с наследием прошлого. Такие меры при нимаются, я в курсе их. С большим вниманием я ознакомился с вашими вы сказываниями о работе са мого Верховного Совета. пять .тысяч участников Пле нума. Верховный Совет дол жен в своем основном соста ве не раствориться в массе приглашенных, чтобы этот форум не превратился в ка кое-то народное вече. Но взаимодейгтвия и между ко митетами, и между самими вор? Прежде всего мы об менялись мнениями о ны нешней ситуации в стране, о выводах, которые вытека ют отсюда для практической работы. Было понимание, что обстановка требует ре шительных, далеко идущих действий. вора. На этот счет Борис Николаевич высказал заявки России. Я изложил свою по зицию, которая состоит в том, что мы должны решать эти вопросы, исходя рактера и содержания союз ного договора. В ходе даль нейшего обмена суждения- экономический, кий массив, не его проблемами. Я бы добавил, что но важно, чтобы они были использованы с максималь ной эффективностью. Тут должен как раз поработать Я уже говорил, отвечая ми была признана необходи на соответствующий вопрос во время встречи с депута- тамн-военаослужащими, что в цеитре нашей беседы бы ли вопросы, связанные с за ключением союзного догово- Верховными Советами явно ра. С обеих сторон было вью не хватает.' Надо придать казано мнение о том, что та- характер. кой договор нужен для мость того, чтобы нынешние и будущие властные струк туры опирались на коали цию перестроечных демо кратических сил. Причем, как мне представляется, «а основе этого подхода долж ны формироваться властные структуры не только на ему регулярный ----------- - „„„ сох- Цсооенво хорошие возмож-* ранения и обновления наше- юЗном, но и на республикан многонационального гору- ском и местном уровнях. На ховяого Совета СССР и рос сийского парламента. Мне думается, и товарищ Лукья- дарства, решения новых со циально-экономических, ку льтурных' задач. С моей сто- тт____ * ----- ^ — ------- - ---- аада 14 , !МО Целиком воспринимаю про- нов, и товарищ Ельцин дол- роны было высказано звучавшую здесь обеспоко енность и неудовлетворение. В моем понимании сейчас, на этапе глубоких перемен, роль и ответственность Верховного Совета не толь ко не может быть ослабле на, а наоборот, должна су щественно повыситься. Я вижу ТУТ двоякую роль Ж.НЫ это обдумать. Еще, товарищи, о яедо с - , татке информированности. Здесь были вопросы — по чему так случилось. лание тов. Ельцину, чтобы руководство России и- лично 1он четко изложили свою по зицию по этому кардиналь- - —............... ному вопросу жизни" нашей _ ____ ___ Верховный Совет России страны перед народами Рос- ках. А то ведь там получа раньше узнал все о встрече сии и всей страны. И я при- ется уже монополия друго Ельцина, а ветствую, что тов. Ельцин в го движения. А где же стойчивые, требования на этот счет к центру, — я счи таю, оправданные требова ния, — и было заявление председателя правительства в этом духе он готовит предложения по я думаю,-такие же подхоль должны быть и в ресцубли Горбачева — Верховный Совет СССР неведении? Откликаясь не только законотворческую, ваше пожелание, хотел бы но и политическую, которая кратко проинформировать крайне важна как ориентир о недавней беседе с тов. для всех народов страны. Ельциным, тем более^ что Я уже говорил, скажу еще его щ.1ступление по этому раз,, что нынешний Верхов- поводу может создать ирев- ньш Совет расг1о.пагает боль шим политическим к ннтел лектуальным потенциалом Отвергаю домыслы относи тельно того, что он не спо собен выполнять свою роль на нынешнем переломном этапе. Это Попытка выбить из колеи Верховный Совет, своем выступлении -перед де-' путатами Верховиого Совета РСФСР четко высказался по этому вопросу. Это имеет большое значение. Основательно обсужда лись вопросы, связанные с подготовкой союзного дого вора: о полномочиях, о соб- ствешгости, субъектах Сою- литический плюрализм, где'' коалиция? Почему она спи сывается со счетов на уров не республиканских органов? Если мы действительно ТИМ гражданского согласия то не должно быть тут кольких стандартов. • -Были обсуждены ряд -воп моему, приводит к тому, что за. Российской Федерации, ™кптпй"няппп этот деловой разговор,— я так его и оценил на встре че с офицерами, еще не зная о выступлении Бориса Ни колаевича, —г подается в ви- ------ де каких-то ультимативных расшатать еще один мощ- переговоров, чуть ли не так ньщ опорный институт цере- что там был акт капфуля- стройки; обновления нашего ции. Нет такого впечатления? общества. Хорошо. Верховный Совет может Должен сказать, мы с Во- т е ; ^ т 7 «отиТста для внести серьезный конструк- рисом Николаевичем уело- ботки всегокомплекса*воп тивный вклад в разработку вились не придавать на-шим росов, связанных ё распре решение проблем, стоящих встречам, в том числе и этой, ^ е ш е м т о м о ч и й Г еф е структуре органов власти и управления. Этот разговор был просто необходим. Поскольку принятие союз ного договора займет опре деленное время,- договори лись, что вместе с обсужде нием его концепции, будет создана на уровне союзного и республиканского дом к рынку, работой народ ного хозяйства в 1991 году проблемами продовольствен ного снабдсеяия, подходами к формированию бюджета внешнеэкономическими свя зими.' Прямо скажу, здесь есть особенности. Зна-читель ная доля хозяйства России находится сегодня в компе теиции союзного правитель ства, и. естественно, возни кают специфические вопро'- сы. Не может быть ,так, что бы правительство не вообще не Цужно противо- валютный комитет, который доставлять руководство той поддержали все республики или иной республики и Сою- и который ,уже начал заня- за — будто одни, так ска- маться делом в интересах зать, больше выражают чьи- всего Срюза. , то ш ^ р е сы , а другие —-ме- Товарищи, вы знаете, что нее. Так оказать, менее рус- в соответствии с достишу- ские, менее украинцы, менее тьши соглашениями- я дол- узбеки, менее казахи и так жен выехать во Францию, далее. Политические руково- где состоится второе совеща- дители -не могут стимулиро- кие по безопасности и , ебт- вать нациешалиэм, сепара- рудничеству в Европе на тизм, мы должны испольэо- высшем уровне. Нет необхю- вать /реформу нашего /много- димости говорить, что это национального государства крупная веха в истории на- для возрождения наших го- щего кс-нтинента. Есть все сударств, народов, придания основания рассчитывать, что нового дыхадия нашему Сою- парижская встреча позволит Фадерации госу- существенно -продвинуть сот- дарств. Здесь сейчас откры- рудничество европейских на- ваются огромные возможно- - родов, США и Канады по сти, и должны быть сдела- всем направлениям; эконо- ны акценты на конструктив- мическому, политическому, НОМ взаШФОдействий. Поиыт- правовому, экологическому ки же выдать себя за орто- а также по так называемо- доксальных выразителей чая-' му человеческому измерению НИИ того или иного народа, хельсинкского процесса. На противопоставить, таким пу- совещании во французской тем центр и республики не- столице предполагается под-- приемлемы, не отражают ре- писать три важнейших доку- альных позиции, которых мента.- Это договор о сонра- яридернсиваются Президент, щенйи обычных вооружений ?%■, в Европе (по итогам работы ботает здесь, в центре. * К тому же, все это перманент ные величины: сегодня од ни, завтра другие, Д.умаю, понимание, диалектики этого .вопроса должно присутство- ^ лгащлхолсппп Ьеседы с тов. Ельциным, европейского процесса. Вене), декларация о нена падении между странами НАТО и Варшавского Дого вора и, наконец, специаль ный документ, в котором должны ■ быть обозначены основные н прав ения обще- как и с другими руководите лями республик, показыва ют, что в нбюе-шнее время мы должны строить свои в.заим1оотяошения с учетом общей Ответственности за с.ульбы народа и государст ва, стоять вьппе всяких при входящих моментов. Б заключение подчеркну,, что ■необходимость окорей- Как Президент, я,, естест венно, буду представлять в Париже тот внешнепояятиче- - ский курс. который был одобрен Съездом народных депутатов, Верховным Сове том. последовательно прово дится нами -все годы перест ройки и принес уже немалые > позитивные результаты. Ра зумеется, по возвращении с шего заключения нового со- совещания Верховному Со юзного договора диктуется вету будет представлена вся доводами не только внутрен- необходимая информация по ” международного его итогам. - ------------не взаимо- него, но и международного его итогам. Информационное ДЕЙСТВОВАТЬ, ПОЖА НЕ ПОЗДНО! сообщение о ПЛЕУНМЕ ЦЕНАТРЛЬНЙО КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ КОММУНСИТИЧЕСОКЙ (Окончание. Начало на 1-й стр.). душем сравнил руководитель ранении существ|ующих хозяй- правительства УССР недавнее ствеиных связей.' ПАРТИИРСФСР те ноября 1990 года состо ялся пленум Центральнойкодт- рольной .комиссии Компартии РСФОР'. В его ртботе приняли участие руководители конт рольных органов республикан ских, краев/ых, обласшых и Моежовокой,. .городской партий ных организаций, работники партийных .учебных и каучяых учреждений, газет и журналов. Пленум' рассмотре.ч следую щие вопросы: 1 . 0 роли и задачах Цеяг- ральной контрольной комиссии Компартии -РСФОР в услови ях обновля1ющейся партии. 2. Органиэацноиньге вопросы. С докладом по первому воп росу выступил председатель ЦКК Компартии РС>ФСР т. Столяров Н. С. В прениях .выступили: Сажня А. И. — председатель конт- ро.тьно-ревизнониой комиссии, Архдигельокой областной пар тийной организации; Немтинов A. Я. — секретарь Мооковсксг го городского комитета партии; Татьянников В. А. — секретарь парткома Свердловского заво да резиновых техничеоких из делий; Гусев Г. Г. —.старший инженер произв/одствевно-тех* нического управления Куйбы шевского райсовета г. Москвы; Саранских В, /И. — пер/в/ый секретарь Вологодского обкома 5 паотии; Ерм/аков В. И. — до цент Челминского госуда1рст^ венного универсктета; Тулннов B. И, — машинист экскавато ра Стойленского горно-обогати тельного комбината, Белгород-- ская область; Куликов® Н. А. — секретарь парткома Хаба- роккого судостроительного завода им. 60-летвя СЮСР; Ко- стюкевич В. Ф. — секретарь Мурманшого обкома партии; Бьжов Н, Ф, — секретарь пар тийной комисжия при политот деле войсковой части 19612; Тер/еитьев Ю. Г. — секретарь партком.а .производственного объединения «Арсенал», г. Л е шнград; Бариков А. О. — за ведующий кафедрой Читин ского государственного .меди цинского института; Борисов В. В. — секретарь парткома Центрального научно-исследо вательского’ института маши- дюстроенйя., г. Калининград Московской области. По обсуждаемому вопросу пленум, принял постановление. Пленум утвердил ста тус .члена ЦКК Компа ртия РОФОР, положения о По стоянных комиссиях и президи уме |ЦКК, образовал Постоян ные комиссии, утвердил струк туру аппарата ЦКК. Т^оводи- Т6ЛЯ1М/В Постоянных ком.иссий ЦКК утверждены тт. .Немти- нов А. 'Я., Власенко А. А., Ду- мачев А. П. Пленум избрал первым замес тителем председателя ЦКК Ко мпартии РСФОР т. Слезко П. Я., заместителем председа теля—- т. Каткова Н. Ф. Про изведены дов'ыборы презйдиум.а ЦКК. Члена.ми президиума из браны тт. Быков Н. Ф„ Влади миров А. .И., Долотов В. А., Ермаков В', И., |Кута1фвн О. Е., Мулюков Г. М., Нестеров Р. И., Хоменко А. В., Шадрин А, П. На пленуме ЦКК Компартии РСФОР выступил член Полит бюро, второй, секретарь ЦК Компартии РСФСР т. Ильин А. Н. В работе пленума приня ли участие заместитель предсе дателя ЦКК КПСС т. Веселков Г, Г. и член Политбюро, секре тарь ЦК Компартии РСФСР т. Сйлкова Н, П, решение союзного правительст ва о повышении цен. .Оно при нято без учета мнения респуб- иее правительство страны не лик. Такой подход нельзя счи- способно осуществить преодо- тать зако/нной пр-актикой деньги в их классическом виде я,™ ™ . а , , ™ „ р « . в Г кторотеиГсро^'ки ''''уб^жиет экономическое про- , . считает депутат и’ст^ч^ий — значит повторять тает выст,упи 1 &шнй введение .»о- ---- ^ сво^ выст^л^ .““"УЩеннуюванее ошибку вых оптовых цен. попытку, как По мнению оратора, жизет' не прощает таких пд>епа.дш. Ведь республика, подчеркивает он, уже связана новыми дого- врр.ными отношениями со многи ми регионам'И страны. .Если пренебречь им-и, то какое Же может быть в дальнейшем, дове рие партнеров др'уТ к другу? - Столь же нецродуманн1ым.и и иую общее экономическое про- скоропалительными мерами счи- ное. движение вррв'алось, слов- вал «привнмаиь на этот счет вихр^ в азродина/м.ическую какое-то принципиальное реше ние», Тем более, в условияк привел ряд конкретных деталей плана своего рола, ре абилитации девальвированиы1х советских денег. По ходу д'нскуссин председа тельствующему пришлось .ВРЮВЬ мнению оратора, сделан ный на Заседании доклад Пре зидента СССР не внес дщетато чной ясности в оценку положе- , .. _ яня страны и путей выхода из изменить ее формулу, Депута- кризиса. В такой ситуации, счи- ■ты потребовали, чтобы в пер-' тает руководитель правительст вую очередь в/ысказались пред- вя Украины, мы должны осоз- ставители союзных ресиублик. нать. что декларапии о сувере- - ■ • „ - ■ ■ Поэтому слово было пр/едоста- нвтете союзных 'республик ро* конкретно нет спроса.‘За поис- влено Председателю Советами- ждены перестройкой, и к ним очередного компромисса нветров Украинской СОР делу- необхолвдо относиться со всей ^'^ряется ощущение реальности. , , он вы1р.ааился, экономической блокады республик Прибалтики ряд др'угнх действий центра.. Поэтому экономика страны резко покатилась вниз, однако создается впечатление, продол жал глава правительства БССР, , что руководство страны этим не обеспокоено. За все .негати вное, что происходит, ни. с кого тату В. П. Фокину. и1И1ли .1Ы: ХГО ВСсИ тт* ■' --------------• ...............'........ и I ответственностью. Необходимы пытаются даже до- своем суверенитете, но он вовсе гранячивающий полномочия тр.убу, Плю|рализм и демоюва тия,' котор.ыми м/ногде соспо- лшовалясь неумело и .неос.торо- жно, к сожашешмо. порой при водят к анархии и хаосу. Оратор категорически нс гол держал ультимативных треб:- ваний, предъявляемых П1ае:и. ленту страны, попыток пер-.; дожить на (него всю вину ’зл еоздав1шееся положение. 3 го. по его мнению, продиктовано во .многом стремлением воспо льзоваться ситуащ.ией и перех ватить .власть. В связи с этим тор перестройки • следует'глав- ирозвуча.та пословица: «Паны ным образом сосредоточить в Дер,утся, у хлопцев чубы тре- республжкак, а союзные струк- должны игр.ать лишь ко-’ .п,епутат посчитал недопус- .нсультационную и советующую тимыми разговоры о каком- Ьоль. В полигнчесжой же сфе- лиоо коалицио'нном прав.итель- ре следует ‘говорить не о «па стве за спиной союзных респу- раде су-веренитетсв», а о «пра- олик. Союз должен предпола- зднике суверенитетов». До под- гать равенство всех его субъе- писания союзного договора йе не- обходимо, считает оратор, при нять документ^ жонк'ретно раз- перехода к р.ьшку страна как р;аэ нуждается в сильной и а.в- горитстной .испо-чнигельной влаг сти. В период стабилизации по- "ложения должна быть ироя,в- лена твердая политическая ч личная .шля руководителей. Казахстан за такой соювньгй договор, за'ЯВ'Ил .ор'атор, по ко торому республики передают кектру нрава, а не наоборот. Ло-и этом внешнеэкономическую деятельность как важный фак- ктов. Узбекистан одним -I. Р'Вых принял двклар'ацию Уже не линия фронта, а коль- более глубокие и конкретные перестроечные про- цо шмитического безраесудст- ко.ясультщгии по проблемам но- именно так и были за.ду- ва смык.ается .вокруг Кремля, в^ого союзного договора. .Нель- не помышляет о выходе из Со- нтра и союзных республтж юза, хорошо представляя, к С поиравки начал свое выс- чему это может привести. Пре- туиление иредетавитель Гру- дставитель республики выккаэа- .эии А. Т. Асатиани. Он сказа'л в течение обращаясь к председателъству- ■' ""ляется г первым Председатель Верховного Со- ССР, а'Республики Грузия Та- вета Каза'хстаиа Е. М. Асанба- кое решение ир.иня.л вновь из- ев отверг претензии к .местным бранный Верхов.ный Совет Гр.у- властям, якобы несущим ная- зии. . большую^ вину за создавшееся Оратор проинформировал указал на то, что сам центр публике в течение последних непоследовательными и нейро- нескольких недель, ибо, по его всех думанкыми действиями вызв/ал мнению; освещение в прессе сказал, он. Говоря о причинах’ долее териеть необъяснимой накалено до пре- породйвших главньк наши с е медлительности констигуцион- О'бетановк'а в стране взрь^ ..--,сл/ .г - - г—— . годняшвие трудности, глав/а комиссии. Проект ншога ’^ п а с н а , заявил оратор. Новый ближайших 1<У-1'5 дней, обсу- ющему, что правительства Украйны п ^ а - Основного Закона'страны необ- иродолжад он,- должен ................................ - ......... - - вил на первое место анархию ходим имешю сейчас. с ^ б ' ^ 1 ^ Г н ^ Г “ общественного ироизводств/а. Создается впечатление, что час нужно .заниматься не лёле- Именно она. подчеркивалось в У многих руководителей сосуда- ж к ой ^п д а^л “ на глазах даннем Й х а д и м ы х условий ^ спасаться в оди- в шш .те тропятся те снимать. д.,д „одудения ответов на са- . заявил .ПредседательСоветами-, мые сложные иопппсы Чявтп.э Советская экономика потер- нистров Белоруссии депутат заниматься этим будет п оз^о пела фиаско не только на .вяу- В. Ф. Кебич. По его оценке. • Необходим откоытый честный трением, рынке. Союз -валют- Союз сущестеует только коне- ныи банкрот. В то же время тигуционно, А нужно добиться, диалог очевидны вошаощне факты не- чтобы он действовал, Выступн’вший от Узбекской Глава пр.ав/ительства союзной ССР народный депутат СССР г а ^ тею республики рассказал далее, А. Р. Атаджанов охарактеризо- этона .м " е с ? : , .Т Г = а , ш /^ ^ ^ н Г ^ Г е /^ Г в еш ^ ;^ з в ^ . ч Х т а п Г ^ л Ш л’^ ^ ' п о а д ^ з а д ю Т Ц з о е т а Г в ы х " э к о ^ ционные вопросы: почему это винов/ат?» выступающий, сфор" явлёнад и принять участие . спубликамв страны. Такие кок- вной снетем.ы доживает послед- ^ минуты, а вов1ые политиче ские, зкошмические, межнацио нальные отношения пока суще ствуют лишь'в зачаточном .ви-, испраюить ситуацию и степень .новлению незав/всимой государ- пг И в этот вакуум, образно его а.вторитета, руководитель ственности, которая, как выра- о. п.^ятгт Г,бш«-твен- . пят, М , ' ----- ВЫСТуПавщИЙ, «бЫЛа УТО- ряна в 1921 году, вследствие агрессии тогдашней СоветекЫ! России. Это не субъективнью оценки, не чье-либо мнение, это . исторический и .юр/идический Считая эмояомические пробле мы решаемыми, оратор остз/но- ввлея на топросе национально го устройства. 'Каждый волен выбирать свою судьбу. Груэия' не подпишет союзный договор, всходя из того, что она .и не находится Ю'ридичесК'и в соста ве Советского Союза из-за со бытий, о которых говорилось. Иэбр.ан'иый народом Верховный Совет уполномочил нас сде лать это зая'влёние. Это не подразумевает, что ^ связи с соседними кародам.и 'Ч другими народами Со.ветского Союза независимо от того, ос танутся ли они ,в его составе, будут раз!р'ушены. Гр/узня име ет мвоговековью традиции дру жбы со своими соседями, дру гим'И народами, и эти связи будут сохраняться. В заключеиие оратор сооб- Щ'Ил, 'что автономии в Гр'узии не уиравдняются, как сообща ется об этом в газете «М«жо- вжие .новости». На ,отесии также выступили _ ...... —- ........ Председатель Верховного Сове- ртовноро Совета не Грузинской та Азербайджанской ССР Э. М. Кафарова, депутаты Снегур, А. В. Торбунов, пре зидент Киргизской ССР де'пу- тат А. Акаев, Председатель Ве рховного Совета Таджикской оратор; Он р'ешительно отверг расхо- такты были установлены ж-ие сейчас обв'иненйя респуб- зличнык уровнях. Началось лик в экономическом эгоизме, формирование принципиально Речь' идет чаще всего о попыт- нового хозяйственного механи-. ках как-то защитить социальные. ЗМ'З. В это время последовал интересы людей, С холодным Указ Президента СССР о сох- ' ттг. --- -------- ----- г К Л Х З Ы Э ' П Х Л ч л / ' О ' С ] 1<1'Дз^п:п.С.Гк1иН чоезвычай'ное положение. Он событиях, происшедших в рее- ССР депета.т К. Махкамов, Пре- УКЙЯЯЛ «я г. .„ „ -------- ------------- ------ дседател'ъ Верховного Совета Республики .Армения Л. А. Тер- Петросян, член правительства Ту!р/кменской СОР А. Чарыев, дшутаты Ю. X. Кахн, С. Н. Хаджиев, ^ М. Ш. Шаймиев, А. X. Галазов, М. Г. Рахимов, П'редседателъ Верховного Сове та Чувашской ССР А. М. Ле*. онтьев, В. Н. Степанов, А. Г. Чехоев, А. А. Собчак, А. Н. Депутаты голосованием утве рдили состав Редакционной К|р- миссии по подготовке Проекта- своего цоаа защитную реакцию оеспублик. Оратор привел по- , говор'ку: «Если ошибается М'уд- рец, за ним спотыкается .весь Свой ответ не .вопрос «кто лает не совсем точное предстаг влевие о них. . Мы уполномочены представ лять здесь Верховный Совет Грузии в ка'Честве наблюдате лей, сделать опр'еделекные за- первую очередь — правитель- сов, подчеркнул выступавший, ство, исполнительная власть. На. пер.В'ОМ же заседании ре- которая должна прежде всего спубликанского В.ерховво.го отвечать». Акалиэируя епоерб- Совета нынешний период был ............................ ность союзного правительства объявлен переходны.м к восста- решения сессии 14 /ЛП!П-ятампги /»и,-гкг*мт»ягл ______^ 17 ноября сессия продолж1Уга выраеилс!? ора ор, обиксте / арламейта Казахстана ' при.з- работу. ПАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz