Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)
ЛЕ НИНСКОЕ ЗНАМЯ 18 ноября 1990 г., № 267 (18 864) ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА СССР М. С. ГОРБАЧЕВА НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Уважаемые члены Верхов ного С<жета, уважаемые де путаты, товарищи! В связи с вашим поже ланием позвольте в сжатой форме изложить некоторое оценки и практические сооб ражения по текущему мо- мшту. - Я разделяю тревогу и обеспокоенность, которые бы ли высказаны здесь на сес сии Верховного Совета. По ложение в социально-эконо- -мической сфере, на потреби тельском рьш'ке пока не улучшается, а осложняется. Осложняется я обостряется политическая ситуация в стране. Не снижается остро та межнациональных отно шений, кое-где она приобре тает опасный характер. На лицо давление деструктив ных сил, препятствующих консолидации общества и выводу страны из кризиса. Почему это происходит, то же ясно -г- идет са.мая нас тоящая политическая борь ба, борьба за власть, и, в общем, это можно было бы считать нормальным, пос кольку речь идет о реально стях ньЩешнего этапа разви тия нашего общества. Но нельзя не видеть, что эта борьба приобретает конфрон- тавдшный характер, и ее участники не брезгуют ни какими средствами. В ход пущено оружие ан- тиконститу«ционщ.1х дейст вий, открыто игнорируются законы, в обществе .нагнета ется напряженность. В ряде регионов страны появились политические силы с откро венно -коричневым оттенком, они тоже действуют с при целом на свои цели. Идет беззастенчивое манипулиро вание общественным мневи- е.м, звук митингового мега фона вьвдаётся за голос на рода. Предпринимаются яро стные попытки дискредити ровать государственно власт ные институты, которые воп лощают в себе идею союзно го федеративного государст ва, являются его становьш хребтом; Советы всех уров ней, армию, правсюхрани- тельные органу»!. В то вре- -мя как Верховный Совет и правительство Союза ССР предложили стране комплекс непростьЕС, но конкретных и отвечающих сложившей ся ситуации, особенностям нашего общества решений по выходу из кризиса, про тив них как по команде развернута кампания, фак тически торпедирующая их ’ реализацию. Тут тоже все - ясно — хотят использовать напряженность в обществе и добиться своих по.литиче- ских целей, действуя по принципу; -«чем хуже, тем лучше», хотя, конечно, по давая это под другими упа ковками. " • Нам хотят навязать , ост рую конф.ронтацию на эта не принятия ответственных решений по выводу страны из кризиса, несмотря на то, что обща;тво настроено, — у нас с вами не раз шел разговор на этот счет, — в пользу консолидации демо кратических,' перестроеч- в ь к сил, всех людей, при- верншнных к обновлений и переживающих за судьбу - страны, Нас, всех советских лю дей беспокоит главный воп рос; в че.м выход из этой ситуации, что надо делать, чтобы изменить обстановку к лучше.му, и что практиче ски уже .делается в этом направлении? Собственно, это проявилось и в ваших выступлениях на заседании Верховного Совета 14 нояб ря. По сути дела, ситуацию мы все знаем, види.м .все ее опасности. И у нас есть - полная ясность на тот счет, что мы должны решить про- ' блемы, вставшие ■перед на- ми> идет ли речь об эконо- ;<;ипе, политических структу рах, социальной сфере, идео- т с ш , су.меем выйти из кри зиса не на путях возврата к прслхней ко.мандной системе, а наоборот, - - идя дальше по пути радикализации об щее! аенных преобразований, доведения начатого дела до ’ конца. Выбор. сделан, путь опре делен, По нему мы должны и будем двигаться твердо и .последовательно, решая весь комплекс масштабных и сложных .задач переходного периода. Поэтому нам нель зя гюзво.тить сбить себя с толку рассуждениями об отсутствии у руководства страны четкой, программы действий. Такая програм.ма есть, она подготрвлена кол- лективны.ми усилия.ми, и сейчас *кадо сосредоточиться на ее ]^еализации. Можно до бесконечности вести спо ры вокруг концепций, про грамм. их содержания, глу бины и сроков тех или иных практических шагов. Но со вершенно очевидно одно — из многообразия стоящих проблем содержание всей го сударственной деятельности в щйдстоящвм периоде, — собственно уже в нынеш нем периоде жизни страны, — %дут определять , три главных момента. Во-первых, переход к ры ночным отношениям на ос нове реализации основных направлений и • документов, которые в соответствии. с этим примут республики. Во-вторых, нормализация межнациональных и межрес публиканских отношений на основе подготовки и заклю чения союзного договора. В-третьих, повьнпение авторитета власти, укрепле ние дисциплины и правопо рядка в сочетании с даль нейшей демократизацией всех сторон общественной жизни.,. - Давайте общими усилия ми переводить акцент на, практические дела. Я став лю этот вопрос перёд вами, потому что нас все время пытайтся втянуть, в митинги и .диевдесии. Это не помо гает делу, вызьтает спра- веддавое возмущение и наре кание людей.. Мне думается, в этой ситуации власти всех уровней от Президента до меттных Советов должны занять твердую позицию, ре шительно выстуашть против всякого рода деструктивных действий, с какой бы сторо ны они ни исходили. И хватит обороняться, надо наступать. Мы долж ны избавиться от комплекса стеснительности. Мы отстаи ваем прогрессивный полити ческий курс, нам есть что защищать от нападок и есть что положить на весы, это во-первых. Во-вторых, мы не можем на этом я хочу остано виться более подробно — игнорировать реальиую об-' становку, в которой ведем работу, прежде, всего со циально-экономическую си туацию в стране. Улучше ние условий . повседневной жизни —- первоочередной, вопрос. Людей беспокоит ближайшее будущее. Как складывается в связи с этим ситуация С продовольстви ем, жизнеобеспечением стра ны в зимних условиях? Я начинаю с этого, поскольку — и вы это .почущ:твовали — в нашей прессе гуляют спекуляции всякого рода, домыслы о приближающем ся голоде. Этими .вопросами занимаются правительство, органы власти и управле ния, они имеют решающее значение и для стабилиза- ции политической обстановки в. стране, и в целом для стабилизации общества, ко торая необходима в связи с переходом к рынку. Ресурсы продсЮояЬствия за счет собственного произ- йодства ожидаются на уров не прошлого года или оце ниваются в 145 млрд, руб- лет. Валовой сбор зерна ожидается в 240 млн. тонн — на 29 ,мля, тонн боль ше, Чем в прошлом году. Ху же с овощами, с картофе лем, сахарной свеклой, п,ио- дами,- Производство 1йяса и молока будет несколько вы ше прошлого года, не,■рачи тельно. .но выше. На зиму заготовлено в этом , году ксицентрировацных .кормов на 16 млн. ' тоня больше. Практически на уровне про шлого года имеются грубые, сочные корма. Трудности есть В’ некоторых ^гионах . но дело вести мойсно. Тем не менее оценка продоволь ственных ресурсов до уро жая будущего года показы вает, что нам не обойтись без импо,рта. Принято ре шение о проведении закупок растительного мас,па, саха ра , мяса, молочных продук тов. Не обойтись пока и без закупок зерна. Словом, я бы сказал так; ситуация с продовольствием не простая, потребуются совместные усилия колхозов и совхозов, пищевой , промышленности, принятие решений на пра вительственном уровне для того, чтобы рационально использовать все р^урсы , и не только не допустить ухудшения, но добиться не которого улучшения снабже ния населения продоволь ствием. ■ : Большие резервы в этом деле: в максимальном рас ширении хозяйственной са мостоятельности и проявле-, НИИ инициативы труже никами сельского хозяйства. Государственные органы. Со веты на местах должны в зимние месяцы сделать все для реализации наших но вых подходов в вопросах аг рарной политики, вывести на новые формы . хозяйствова ния, задействовать стиму лы. Это может принести от дачу в ближайшие месяцы и в животноводстве, где лю ди, возьмут в свои руки и корма, и фермы, и в расте ниеводстве. Еще Одно непременное условие — неукоснительное вьшолнение поставок про дуктов и продовольствия по договорам и в соответствии с госзака.зами. Говорю об этом, поскольку дисциплина в ряде республик, областей в том, что касается поста вок мяса и молочных про дуктов в общесою.зный фонд, упала до крайне низкого уровня. Механизм реализа ции госзаказа, поставок тре бует доработки. Он должен действовать. Посмотрите, что происходит. За 10 ме сяцев Российская Федера ция по оперативным данным недопоставила 154 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, У»1юи- на — 118 тыс. тонн. Бело-, ру'ссия — 47, Казахстан — 61, Краснодарский ‘край — 37 тыс. тонн. Не выполни ли поставки Татария, Орен бургская область, Башкирия. В результате мвюгие города и промышленные центры ■недополучили значительные объемы мяса и мясопродук тов. Чрезвычайная обста новка со снабжением мясом и молочными продуктами сложилась в Свердловской, Челябинской областях, Тю мени. Приходится занимать ся на уровне_пр^ительства решением вопросов с ' тем. чтобы поддерживать снабже- ■ние хоть на каком-то .уров не. В Свердловской области за 9 месяцев недопотгечено— от поставщиков из соседних областей, из Краснодарско го, Ставропольского краев, Волгоградской. Липецкой и других областей евьипе 19 тыс. тонн или почти треть положегшого. Не менее острая ситуа ция и в других промышлен ных центрах. Многое недо получают по поставкам об щесоюзного фонда Москва и Ленинград, где обстанов ка со снабжением также резко обострилась. Очень плохо работают в последнее время прибалтийские рес публики, В тяжелом поло жении с обеспечением .мя сом оказались Грузия, Ар- чмения, Азербайджан.. При значительно' возросших объ емах производства зерна не выполнили госзаказ ни Рос сийская Федерация, ни Ук раина, ни Казахстан, хотя заверения со стороны руко водителей этих республик были. Но доходит информа ция, что как р а з ' некоторые руководители препятствова ли в ряде случаев колхозам и совхозам сдавать в закро ма государства зерно. Если, пойдем по пути са моизоляции, пренебрежения обязательствами и догово рами. это еще больше ос ложнит и снабжение продо вольствием, и весь комплекс отношений между республи ками и регионами, чего нельзя допустить. Вчера мне передали один разговор на московском рьшке с одной женщиной с Украины. Она •говорит, ЧТО с трудом про билась сюда с продукцией. Прошла через несколько ■ кордонов, чтобы привезти продукцию., продавать, не пускают. Таможни пошли ■между областями, республи ками! А ведь мы с вами в . этом зале, в других подоб ных залах говорили, что из ньшешнего 'Кризиса можем выбраться только вместе, взаимодействуя; выполняя не только оформленные го- сударствеиными актами до говоренности, но и слово, данное друг другу. А раз так, товарищи, раз мы .это понимаем,, то сегодня Вер ховный Совет СССР должан высказаться на этот счет определенно. Не на путях изоляции, автаркии, а 'на путях сотрудничества .мы .можем поддержать снабнгс- ние страны продовольстви ем на должном уровне. Хочу добавить, что введе ние республиканских и ре гиональных барьеров ,ла пу- Т.И потока товарно-матери- ■альных ценностей недопу стимы еще и потому, что они разрушающе действу ют по отношению к обш.есо- юзному рынку. Причем • по лучается так: нефтяные и топливные ресурсы идут по госзаказу союзного ' прави-- тельства. Тут, при всех трудностях, обеспечивается • стопроцентное или близкое к этому поступление продуКг ции. Что ка-сается противо- потоков товарных ценностей в эти регионы, то они идут по другим решения-м, и здесь дело оставляет желать сов сем другого. Это лишний .раз убеждает, что надо быстрее двигаться к рьшку, что од ними административными ■ мерами уже не обойтись. Это тоже сигнал всем нам. Теперь о ' работе в йим- них условиях. Людей это беспокоит. Самая общая оценка сводится к тому, что в результате проделанной работы в дентре, в респуб ликах, на местах в целом созданы предпосылки для нормального обеспечения народного хозяйства ’ топли вом; энергией в расчете на среднегодовые параметры нашей зимы. Общие ресур сы несколько выше в срав нении с прошлым годом, хо тя есть напряженность по нефти. В отдельных отрас лях и регионах сложилось тяжелое- положение, потребо валось принятие дополни тельных мер,, в первую оче редь по Дальнему Востоку. Сейчас там как будто на- ст.у,пила разрядка. , ' Пока не решена задача удовлетворения нотр^но- стей населения в угле в ря де регионов России, Украи ны, Молдовы, Азербайджа на, Армении. Правительство .занимается этим вопросом, и здесь нужно взаимодей ствие центра и республик. Епщ одна проблема — обе спечение .метллургических предприятий коксующимся углем. Это имеет большое значетше не только для ме таллургов; но и для маши- нострошия, капитального строительства, всего народ ного хозяйства. Проблема .решается, но надо иметь в виду, что •некоторые, наши производители; пренебрегая ее остротой, потребностями общесоюзного рынка, пошли торговать коксующимся уг лем на международный ры- Серьезные • недостатки имеются в подготовке путе вого, станционного хозяйства локомотивного парка, и это должно быть в поле зрения. Много тревожных сигналов поступает |с Восточносибир ской, Забайкальской, Дуй- бышевской и Приднепров- 'сной -дорог. Все эти вопросы, товарищи, входят в компе тенцию соответствующих республик, регишов, отрас левых органов центра, и на до действовать. •- Нужно сказать, что ситу ация в топливно-энергети-' веском комплексе, особенно в том, что касается условий жизни и труда шахтеров, нефтяников, сложилась не простая. Сейчас, когда мы формируем свои подходы на будущее, общая наша зада- , ча — прояВ'Ить максимум внимания к развитию базо вых отраслей, сохранить здесь надежность и, больше того, повысить ее. А это прежде всего связано с . з а ботой о людях, предостав лением им возможности про являть инициативу, вести дело по-хозяйски. И, конеч но, помочь им вешить по линии нашей промышленно сти, Машиностроения вопро сы технического прогресса. Тут не обойтись без создания и внебюджетного фонда ста билизации, о чем сейчас ве дется дискуссия в рамках союзного правительства и правительств союзных рес публик. Надеюсь, при обсуж дении плана, бюджета Вер ховный Совет всем этим, жизненно важ.ны;^1 для ста билизации ситуации в стра не вопросам, уделит долж ное внимание. Правительства СССР и союзных республик должны без промедления найта под ходы к решению этих фун даментальных проблем. Си туация с обеспечением энер гией В'ряде регионов достиг ла критического уровня, и я разделяю тревогу, •■которая, звучит ■уже на протяжейии многих заседаний, здесь, в- Верховном Совете, на дру-^- гих форумах, — в частно сти это прозвучало на съез де профсоказов. Особо надо сказать о стабилизации производствен- ’ной деятельности предприя тий, сохранении и совершен ствовании хозяйственных • связей, повышении ответст венности за выполнение з а ключенных договоров. Лю дей беспокоит, как будет складываться дело с рабо той, а значит, и с заработ ками, а значит, и с жизнью. Считалось, что заключение договоров сдерживается от- сутств'Ием ясности по олто- вым ценам, особенно в свя зи с переходом к рынку. Оказывается, помеха не только в ценах, тут сказы вается и местнический под ход. Ведь гласно или не гласно в ряде республик ■введен запрет на заключение договоров за их пределами, пока они не будут заключе ны внутри. Мы все время го ворим, что нам «ужен обще союзный рынок, без него не обойтись, что надо снимать все ограничения -г- и право вые. и экономические — местнического характера. И тем не менее, кто-то рас считывает спастись в оди- ■ночку. Разве это способст вует предпринимательству; проявлению инициативы, экономической свободе в вы боре (Партнеров? А это необходимо. По):- мотрите на европейское^ на все мировое хозяйство. Партнеров ищут везде, пов сюду — не только в своих странах, но и на других .континентах. И, объединяя усилия, дают новые импуль сы динамике, темпам роста, выходу на новые достиже ния. Если дело пойдет так, это может обернуться худ шим диктатом по отноше нию к предприятиям, чем . было до‘ сих пор. И об этом все чаще говорят ру,ковсди- тели хозяйств при наших встречах с ними. Пусть не обижаются товарищи, но я должен сказать — это не дальновидная, политика, она противоречит логике функ ционирования экономики, тем более переходу к рьш ку. И мы все скоро почув ствуем, во что это обернет ся, если не внесем немед ленно •коррек'швы в наши подходы. Есть • вопросы, которые упираются в неоправданное закрытие предприятий по экологическим соображениям, особенно нефтехимии. Надо вернуться к этим вопросам. 'Есть поручение Президента рассмотреть их с реалистиче ских позиций, сделать все не, обходимое, ЧТР0МОбезопасить среду обитания, жизнь лю дей от вредного воздействия, но не забывать и о нуждах нашей индустрии. Мы ведь уже' теряем десятки -милли ардов, так как многие пред - . приятия не могут вьшускать продукцию из-за нехватки сырья. Часть мощностей для выпуска сырья, имеющихся в стране, остановлены, и чтобы эти отрасли действовали, мы вынуждены закупать сырье на валюту. Кстати, то, что у нас ча сто втягиваются В свары по поводу валютных дел, вызы вает недоумение западных шртнеров, наносит ощути мый экономический и поли тический ущерб. Сдерживает ся заключение хозяйственных договоров в легкой и пище вой промышленности. Сей час и правительство, и ва лютный комитет заняты ре шением вопросов, связанных с закупкой сырья для этих отраслей. Надо перестать пи кироваться друг с другом, бы стрее договариваться и при. нимать решения. Мы много критиковали центр и продол жаем по справедливости его критиковать, — думаю, еще усльппим и сегодня. Тем не менее, видим, что согласова ние по этим вопросам усло жнилось ввиду неконструк- тивтлых позиций, перетягива ния каждым одеяла на себя Это очень опасно. Теперь я хотел бы в самом •сжатом виде дредставить ва.м информацию о других мерах, связанных с реализацией ос новных направлений стабили зации экономики, подготовки нового союзного договора, о дальнейших шагах по совер шенствованию нашей политк- ческой системы. Переход к рьшку предпо лагает взаимоувязанную ра боту центра и республик. Что касается центра, то здесь она идет■по трем направлениям. Это, прежде всего, меры, свя занные со стабилизацией де нежно-финансовой системы, формированием рыночной ин- фпаструктуры, разработкой и принятием законов, указов и постановлений по разгосу^ дарствленйю, развитию пред принимательской деятельно, ети, демонополизации- эконо мики. На выходе большой па кет, правовых документов, он у меня под рукой, но не хо чу задерживать вашего вни мания, да и вы по многим вопросам в курсе дела. За вершается разработка актов, регулирующих вопросы за нятости и социальной затци- щеннбстй ■граждан на этапе перехода.-'Вся работа ведет ся во' взаимосвязи с разра боткой плана и бюджета на 1991 год. Не. буду скрывать, ситуа ция и с планом, и с бюдже том тяжелая. Мы все пони маем, что нужны жесткие меры стабилизационного пла- ,на, и они должны не просто -провозглашаться, а стать ор ганичной частью прогнозов и планов, войти как составная часть в Государственный бюд жет на 1991 год. Но как только ДОХ01ДИТ до реализа ции этого требования, пред лагается все находить -в центре, в других республи ках, только не в своей. Пере тягивание каната идет на про тяжении уже двух месяцев, ситуация очень серьезная и сегодня. Республикам и цент ру надо в три-пять дней до- решить все вопросы, догово риться. Переходный Период требует осуществления жест; ких согласованных мер; и это касается всех. Особый вопрос — конвер сия предприятий оборонного сектора. Соответствующая программа обсуждалась на Президентском совете, сей час завершается, ее доработ ка. Тут мы видим большие резервы для более активной структурной политики. Под углом рыночной экономики перестраивается внешнеэко номическая деятельность го сударства, создаются новые правовые и экономические возможности для активизации деятельности отечественных предприятий и привлечения иностранного капитала. На этот счет уже выпущен указ Президента, готовится раз вернутое правительственное решение. Как вы знаете, в послед ние месяцы проведены важ. ные переговоры со многи.ми государствами. Особенно мы удовлетворены уем, как скла дываются отнотйёнил с евро пейскими странами, их эко номическими объединениями. Достигнута договоренность о предоставлении крупных кредитов на благоприятных условиях. Расчеты показьта- ют, что за счет этих креди тов наш рьшок пополнится товарами примерно на 50 —70 млрд, рублей. Это серь езное подспорье. Кроме того, имеется в ви ду в ближайшее время осу ществить с участием иност ранных компаний реконст рукцию многих наших пред приятий пищевой и легкой промышленности. Они гото вы уЖе сейчас за это взять ся, но хотят знать условия, 'и Не просто знать, но участ вовать в этом процессе. У них м о г о замечаний, ибо то, что делалось до сих пор, не всегда давало отдачу в нужные сроки, ■ Все это, товарищи, весь ма важно, хотя, 'Конечно, в основном мы должны рассчи тывать на себя. В последнее время, когда задавались во просы на этот счет, в том числе в ходе моего послед него пребывадия в Германии, при подписании крупных по литических, экономических договоров-и других докумен тов, я ставил вопрос так, что бы показать и нашим тру дящимся, и всему западному миру, что. в общем-то,, речь идет о весьма скромных циф рах: мы говорим о 10—20 М.ЛРД. рублей, а для того, чтобы органично , включить бывшую 16-миллионную ГДР в объединенную Германию, нужно на 10 лет примерно 700 млрд долларов. Сравни те наш валовой националь ный продукт, который выхо дит за триллионы рублей, и 10—20 миллиардов. Отсюда вытекает, что главная тя жесть, главная ответствен ность — наша. Но кредиуы нужны для маневров на этот острый период, о чем я вам уже не раз говорил. Итак, у нас определены не только цели, но и пути их достижения, конкретные ме ры. Если все это будет осу ществлено 3 намечаемых м а е . , штабах и в установленные сро ки, то уже к середине буду щего года мы должны почув ствовать ощутимые переме ны. Сегодня это в решающей мере зависит от того, как бу дут взаимодействовать союз ные республики, функциони ровать исполнительная власть на всех уровнях. И вот он псюледний пример. Кажется, на всех этапах еще весной обсуждался вопрос, что ' мо- жно решать вопрос о ценах на предметы роскоши, кото рые, в общем-то, не попада- ,ют в руки основной массы на селения. Это прошло во всех программах, в том числе бы ло в первом проекте Шатали, на и Явлинского, который одобрил парламент России. Кстати, <г Борисом Николае вичем эту проблему обсуж дали в конкретном плане, и он высказал несколько серь езных конкретных замечаний по списку товаров. Все было учтено, и вдруг такая реак ция Верховного Совета РСФСР. Говорят, почему нам не сказали. Но мы уже пол года обсуждаем эту тему, все республики высказались за то, что на этот шаг надо Словом, даже в -этом воп росе, где, казалось бы, все ясно и мы договорились, возникли ■такие недоразум&( ния. Думаю, они будут сня-- ты на основе взаимодействия между республиками, но нам предстоит решать и прини мать меры, куда более серь; езные. Мы одобрили програм му, исполнительная власть должна иметь возможности ее выполнять, в этом случае мы будем двигаться вперед. Если же будем ставить под сомнение каждый шаг поли. НИИ правительства, то ли со юзного, то ли республикан- ского, — будем топтаться «а месте. А теперь, 'Когда ■Мы развернули такую масштаб ную работу, это просто не допустимо. Пусть правитель ство берет; на себя все и пусть отвечает. А нам надо поддерживать и помогать. Сейчас у всех на устах те ма кризиса власти. Идут, на стоятельные, а то и, прямо скажем, ультимативные тре бования к центру принять ре шительные меры по улучше нию ситуации в стране. Не собираюсь оспаривать спра ведливость таких обращений, хотя речь часто идет о воп росах. которые должны ре шаться на местах и в респуб ликах. Надо прямо поставить вопрос, в чем здесь дело, по чему на смену тотальной вла сти приходит вакуум власти? Вряд 'ли можно согласиться с тем, как кто-то считает, что у руля государства собрались слабовольные люди, не уме ющие настоять на своем. Ва жно разобраться в действи тельных причинах такого по ложения. Раньше всю организацию власти, по существу, можно было описать одним словом — партия. Она пронизывала собой все: и государствен ные органы, и общественную структуру. Любые решения КПСС, освященные соответ ствующей конституционной нормой, являлись приказом, -не подлежащим обсуждению. Это была жёсткая, по-своему логичная авторитарная систе ма, которая, однако, не согла совывалась с демократически ми принципами, и, мы знаем, привела к колоссальным по терям и издержкам с точки зрения общественного прог ресса страны. Мьг сознательно ушли от нее, и пути назад нет. Но, уходя от старой структуры власти, пока еще не создали демократических механиз мов, отвечающих новым -за дачам. Принимается решение Президента, но где механизм, который действовал бы так, как это должно быть. Та кое положение во мно гом связано с тем, что бы процесс формирования новой структуры совпал по времени с процессом преоб разования нашего многона ционального государства. Значительная часть суще- ОТВУЮЩИ35 противоре чий, недоразумений, парали зующих деятельность орга нов власти на всех уровнях, порождена отсутствием чет кого разграничения ' компе тенции между (Союзом и рес публиками, центром и места ми, а, может быть, даже и больше — несоблюдением то- , го разграничения, которое все же существует на основе Конституции и закона, при нятого Верховным Советом. Причем мы видим, что это противоречие отнюдь не ос лабляется, а, напротив, про должает обостряться, еще больше снижая авторитет вла сти' в глазах населения и в Союзе, и в республиках, и на местах ,. Вопрос должен быть пос тавлен так: реализация за конных и справедливых тре бований о праве-наций на са моопределение, самоуправ. ление, самостоятельное ре шение различных вопросов экономического, политическо го, культурного развития — не должна выходить за ра зумные рамки. Чтобы из .од ной крайности — сверхцент рализации и диктата Центра — мы не впали в другую, если не худшую крайность— сверхразобщенность и хаос. К сожалению, признаки это го налицо. Скажу больше. •«Война законов», приведшая к их бездействию, кое-где на чала переходить во внутрен нее издание -«холодной вой ны», а то и 'гЬрячей. Гибнут люди. Растет количество бе женцев, приходит в расстрой ство работа транйюртиых ма гистралей, сотен предприя- Не знаю, разделите ли вы эту точку зрения, но мне ка жется, что события прошед ших месяцев отрезвили все наше общество, заставили с особой требовательностью за думаться о последствиях про тивоправных действий. И главное — крепнет убежде^ ние в необходимости скорей шего заключения нового со юзного договора. Работа над его проектом ведется давно. Она прошла через известные этапы; от консультаций, проведенных Верховным Со ветом ССОР с .Верховными Советами республик, до об суждения концепции догово ра в Совете Федерации. Бы ло решено представить ее на рассмотрение Верховных Со ветов Союза и республик. •После доработки она находит ся вновь у членов Совета Фе дерации, и в ближайшие день. • два, 'Когда мы получи.м от них ■. замечания и соображения, дот; » работаем, — конечно’,,-основ--,■ ная работа впереди, — до-. , «умент будет представлен в Верховный Совет СССР й Верховные Советы респуб!- лик. Мы считаем, что его на до опубликовать, потому что таково требование народа. Думаю, если мы сумеем подписать союзный договоре скором времени, то это по может нормализовать поли тическую обстановку в стра не, согласованно решать воп росы стабилизации экономи ки и перехода к рынку , соз дать условия для эффектив ной деятельности правоохра- нительн1ЫХ органов. Что гла вное в концепции? Она исхо дит из того, что наше мно гонациональное государство преобразуется в Союз суве ренных советских респуб лик, основанный на -принци пах подлинной федерации. Республики, образующие Союз, передают ему полно мочия для обеспечения об щих интересов. Концепция исходит из неотчуждаемого права каждого народа на са моопределение и самоуправ ление. самостоятельное реше ние всех вопросов националь ной жизни. Но вот в чем вопрос, то варищи, ч,то вызывает тре вогу у всех нас. Путь к союзному договору и его под писание займут при всех на ших усилиях и активности какое-то время. А для нас сейчас доррг не’ только каж дый .месяц,’ но и каждый день и час. Надо действовать сей час, люди ожидают реши тельных, согласованных дей- отвий властей, прежде всего Президента. Что я хочу предложить , в этой связи Верховному Сове ту ССОР и Верховным Сове там республик? До тех пор, пока мы не приняли союзно го договора, не решили окон чательно вопрос о структуре органов власти на союзном и республиканском уровне и разграничении их полномо чий, нам надо выработать подход, который обеспечил бы эффективное функциони рование всей системы власти на переходном этапе. Если мы это не решим, погубим Этот подход должен вклю чать, с одной стороны, без условное признание -и соблю дение действующей Консти туции и принятых на ее нове законов, а с другой реализацию законных инте ресов союзных республик в переходный период через си стему существующих орга нов, соответствующим обра зом измененных. Во-первых это Совет Федерации, кото рый уже ипрает свою ^ л ь по согласованию политичес кой и экономической страте Гии. Во-вторых, непосредст венное уивстне глав прави тельств республик в ' работе Президиума Совмина СССР. В-третьих, создание межрес. п^бли'канского комитета по вопросам экономической ре. формы, валютного комитета. В-четвертых, в ряде мини стерств и центральных ве домств созданы коллегии или Советы в составе руководи телей соответствующих ве- домств республик. Наконец, товарищи, очень важно на ряду с органами исполнитель ной и распорядительной вла сти включить на регулярной основе в механизм взаимо действия и наши законода тельные органы; ' Надо занять по.этому воп росу принципиальную '’пози. Цию. Думаю, Верховный Со вет мог бы обратиться к Вер. ховным Советам республике предложением: объявить до заключения нового союзного договора мораторий на реше ния, порождающие споры во круг компетенции,, иначе мы будем парализованы и не преодолеем паралич власти. Прошу поддержать такое предложение. Теперь о центральной вла сти. ее структуре и функци онировании на нынешнем эта- 'Критику в адрес Пре зидента я в '. основном принимаю, кроме огульных безответственных обвинений в том, что Президент сбился с пути, растерялся, мечется и так далее. Может быть, кому-то хочется даекредити- ровать Президента — это был бы подарок тем/, кто хочет выбить из колеи; основные- силы ' в руководстве страны й республик. Это я вижу и на республиканском уровне, и на местном, и на союзном Делается последовательн®, как по программе, рассчитать ному графику в строительст ве. Я -даже думаю, откуда, из какого комитета это выходит? Или группы. Наверное, той которая связана с графиками. Надо признать, что прини маемые меры не всегда про- водились Президентом эф фективно и своевременно. Из этого я делаю необходимые выводы. Но думаю, в этот 'Вопрос тоже надо внести яс ность. Указы Президента принятые им в пределах кон- ститгуционных полномочий дотикны выполняться всеми органами неукоснительно, И отвечает за их существо и по. следствия Президент, беря на себя ответственность. У нас же начинаются симпозиумы: -«что это за Указ,; надо ли •:его выполнять или нет?» Ни как не перейдем в стадию нормального Функциониро вания исполнительной вла сти. Надо идти на смещение должностных лиц, которые одывают выполнение указов. Должны активно действовать в интересах проведения их в жизнь республиканские, ме стные органы исполнительной власти, правоохранительные хозяйственные органы. Мне дали выдержки из ваших вы ., отуплений, и я ознакомилан с критическими замечания ми в адрес центра, в частно- Президента. Так вот наиболее. серьезная критика’ она звучала и на последних встречах с рабочими, кресть. янами, военнослужащими, мо. лодежью, связана с тем что ' не принимается должных мер против нарушения прав че ловека, правопорядка, по предотвращению конфлик тов на межнациональной ос нове. Я это принимаю но реальная ситуация такова что правоохранительным ор1 гана.м, правительству и Пре зиденту мешает беспринцип ная позиция многих месгньтх и республиканских властей Нередко оказывается прямое противодействие применению закона к подстрекателям се паратистских. деструктив, ных действий и беспорядков Возбудили уголовное дело] все факты налицо- '— органи зуется общественное давле ние, блокируют - ' ■правоохра нительные органы, не дают работать: выпускайте! Власти находят «разрядку пробле. мы» и выпускают. Ведь это факт, что к Президенту идет много обращений от граждан, отдельных общественных ор ганизаций с просьбой ввести президентское правление для предотвращения-беды или про тив ее разрастания. Но пра ктически нет таких обраще ний от органов власти. Ну давайте задумаемся, в чел дело, где они, где их пози ция? А в результате делают ся попытки во всем винитт Президента. Если не вводит ся президентское правле ние, — где Президент, его полномочия, зачем мы их ему давали? Ес ли он ввел через голову, ме стных властей — а всякое такое ^ведение болезненно, ' вызьтает столкновения, в ряде случаев тяжелые пос ледствия — виноват Презн. дент. Дело доходит до т о г ^ что те же органы начинают выдавать эти действия чуть ли -не за палаческие. Надо, чтобы мы действо вали вместе. Президент нё может действовать сам по се. бе. как и вы не можете ре шать многие вопросы без его участия, использования его полномочий. (Оковчаще на 3-й стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz