Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1990 г. (г. Липецк)

ЛЕ НИНСКОЕ ЗНАМЯ 18 ноября 1990 г., № 267 (18 864) ДОКЛАД ПРЕЗИДЕНТА СССР М. С. ГОРБАЧЕВА НА СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Уважаемые члены Верхов­ ного С<жета, уважаемые де­ путаты, товарищи! В связи с вашим поже­ ланием позвольте в сжатой форме изложить некоторое оценки и практические сооб­ ражения по текущему мо- мшту. - Я разделяю тревогу и обеспокоенность, которые бы­ ли высказаны здесь на сес­ сии Верховного Совета. По­ ложение в социально-эконо- -мической сфере, на потреби­ тельском рьш'ке пока не улучшается, а осложняется. Осложняется я обостряется политическая ситуация в стране. Не снижается остро­ та межнациональных отно­ шений, кое-где она приобре­ тает опасный характер. На­ лицо давление деструктив­ ных сил, препятствующих консолидации общества и выводу страны из кризиса. Почему это происходит, то­ же ясно -г- идет са.мая нас­ тоящая политическая борь­ ба, борьба за власть, и, в общем, это можно было бы считать нормальным, пос­ кольку речь идет о реально­ стях ньЩешнего этапа разви­ тия нашего общества. Но нельзя не видеть, что эта борьба приобретает конфрон- тавдшный характер, и ее участники не брезгуют ни­ какими средствами. В ход пущено оружие ан- тиконститу«ционщ.1х дейст­ вий, открыто игнорируются законы, в обществе .нагнета­ ется напряженность. В ряде регионов страны появились политические силы с откро­ венно -коричневым оттенком, они тоже действуют с при­ целом на свои цели. Идет беззастенчивое манипулиро­ вание общественным мневи- е.м, звук митингового мега­ фона вьвдаётся за голос на­ рода. Предпринимаются яро­ стные попытки дискредити­ ровать государственно власт­ ные институты, которые воп­ лощают в себе идею союзно­ го федеративного государст­ ва, являются его становьш хребтом; Советы всех уров­ ней, армию, правсюхрани- тельные органу»!. В то вре- -мя как Верховный Совет и правительство Союза ССР предложили стране комплекс непростьЕС, но конкретных и отвечающих сложившей­ ся ситуации, особенностям нашего общества решений по выходу из кризиса, про­ тив них как по команде развернута кампания, фак ­ тически торпедирующая их ’ реализацию. Тут тоже все - ясно — хотят использовать напряженность в обществе и добиться своих по.литиче- ских целей, действуя по принципу; -«чем хуже, тем лучше», хотя, конечно, по­ давая это под другими упа­ ковками. " • Нам хотят навязать , ост­ рую конф.ронтацию на эта­ не принятия ответственных решений по выводу страны из кризиса, несмотря на то, что обща;тво настроено, — у нас с вами не раз шел разговор на этот счет, — в пользу консолидации демо­ кратических,' перестроеч- в ь к сил, всех людей, при- верншнных к обновлений и переживающих за судьбу - страны, Нас, всех советских лю ­ дей беспокоит главный воп­ рос; в че.м выход из этой ситуации, что надо делать, чтобы изменить обстановку к лучше.му, и что практиче­ ски уже .делается в этом направлении? Собственно, это проявилось и в ваших выступлениях на заседании Верховного Совета 14 нояб­ ря. По сути дела, ситуацию мы все знаем, види.м .все ее опасности. И у нас есть - полная ясность на тот счет, что мы должны решить про- ' блемы, вставшие ■перед на- ми> идет ли речь об эконо- ;<;ипе, политических структу­ рах, социальной сфере, идео- т с ш , су.меем выйти из кри­ зиса не на путях возврата к прслхней ко.мандной системе, а наоборот, - - идя дальше по пути радикализации об­ щее! аенных преобразований, доведения начатого дела до ’ конца. Выбор. сделан, путь опре­ делен, По нему мы должны и будем двигаться твердо и .последовательно, решая весь комплекс масштабных и сложных .задач переходного периода. Поэтому нам нель­ зя гюзво.тить сбить себя с толку рассуждениями об отсутствии у руководства страны четкой, программы действий. Такая програм.ма есть, она подготрвлена кол- лективны.ми усилия.ми, и сейчас *кадо сосредоточиться на ее ]^еализации. Можно до бесконечности вести спо­ ры вокруг концепций, про­ грамм. их содержания, глу­ бины и сроков тех или иных практических шагов. Но со­ вершенно очевидно одно — из многообразия стоящих проблем содержание всей го­ сударственной деятельности в щйдстоящвм периоде, — собственно уже в нынеш­ нем периоде жизни страны, — %дут определять , три главных момента. Во-первых, переход к ры­ ночным отношениям на ос­ нове реализации основных направлений и • документов, которые в соответствии. с этим примут республики. Во-вторых, нормализация межнациональных и межрес­ публиканских отношений на основе подготовки и заклю­ чения союзного договора. В-третьих, повьнпение авторитета власти, укрепле­ ние дисциплины и правопо­ рядка в сочетании с даль­ нейшей демократизацией всех сторон общественной жизни.,. - Давайте общими усилия­ ми переводить акцент на, практические дела. Я став­ лю этот вопрос перёд вами, потому что нас все время пытайтся втянуть, в митинги и .диевдесии. Это не помо­ гает делу, вызьтает спра- веддавое возмущение и наре­ кание людей.. Мне думается, в этой ситуации власти всех уровней от Президента до меттных Советов должны занять твердую позицию, ре­ шительно выстуашть против всякого рода деструктивных действий, с какой бы сторо­ ны они ни исходили. И хватит обороняться, надо наступать. Мы долж­ ны избавиться от комплекса стеснительности. Мы отстаи­ ваем прогрессивный полити­ ческий курс, нам есть что защищать от нападок и есть что положить на весы, это во-первых. Во-вторых, мы не можем на этом я хочу остано­ виться более подробно — игнорировать реальиую об-' становку, в которой ведем работу, прежде, всего со­ циально-экономическую си­ туацию в стране. Улучше­ ние условий . повседневной жизни —- первоочередной, вопрос. Людей беспокоит ближайшее будущее. Как складывается в связи с этим ситуация С продовольстви­ ем, жизнеобеспечением стра­ ны в зимних условиях? Я начинаю с этого, поскольку — и вы это .почущ:твовали — в нашей прессе гуляют спекуляции всякого рода, домыслы о приближающем­ ся голоде. Этими .вопросами занимаются правительство, органы власти и управле­ ния, они имеют решающее значение и для стабилиза- ции политической обстановки в. стране, и в целом для стабилизации общества, ко­ торая необходима в связи с переходом к рынку. Ресурсы продсЮояЬствия за счет собственного произ- йодства ожидаются на уров­ не прошлого года или оце­ ниваются в 145 млрд, руб- лет. Валовой сбор зерна ожидается в 240 млн. тонн — на 29 ,мля, тонн боль­ ше, Чем в прошлом году. Ху­ же с овощами, с картофе­ лем, сахарной свеклой, п,ио- дами,- Производство 1йяса и молока будет несколько вы­ ше прошлого года, не,■рачи­ тельно. .но выше. На зиму заготовлено в этом , году ксицентрировацных .кормов на 16 млн. ' тоня больше. Практически на уровне про­ шлого года имеются грубые, сочные корма. Трудности есть В’ некоторых ^гионах . но дело вести мойсно. Тем не менее оценка продоволь­ ственных ресурсов до уро­ жая будущего года показы­ вает, что нам не обойтись без импо,рта. Принято ре­ шение о проведении закупок растительного мас,па, саха­ ра , мяса, молочных продук­ тов. Не обойтись пока и без закупок зерна. Словом, я бы сказал так; ситуация с продовольствием не простая, потребуются совместные усилия колхозов и совхозов, пищевой , промышленности, принятие решений на пра­ вительственном уровне для того, чтобы рационально использовать все р^урсы , и не только не допустить ухудшения, но добиться не­ которого улучшения снабже­ ния населения продоволь­ ствием. ■ : Большие резервы в этом деле: в максимальном рас­ ширении хозяйственной са­ мостоятельности и проявле-, НИИ инициативы труже­ никами сельского хозяйства. Государственные органы. Со­ веты на местах должны в зимние месяцы сделать все для реализации наших но­ вых подходов в вопросах аг­ рарной политики, вывести на новые формы . хозяйствова­ ния, задействовать стиму­ лы. Это может принести от­ дачу в ближайшие месяцы и в животноводстве, где лю­ ди, возьмут в свои руки и корма, и фермы, и в расте­ ниеводстве. Еще Одно непременное условие — неукоснительное вьшолнение поставок про­ дуктов и продовольствия по договорам и в соответствии с госзака.зами. Говорю об этом, поскольку дисциплина в ряде республик, областей в том, что касается поста­ вок мяса и молочных про­ дуктов в общесою.зный фонд, упала до крайне низкого уровня. Механизм реализа­ ции госзаказа, поставок тре­ бует доработки. Он должен действовать. Посмотрите, что происходит. За 10 ме­ сяцев Российская Федера­ ция по оперативным данным недопоставила 154 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, У»1юи- на — 118 тыс. тонн. Бело-, ру'ссия — 47, Казахстан — 61, Краснодарский ‘край — 37 тыс. тонн. Не выполни­ ли поставки Татария, Орен­ бургская область, Башкирия. В результате мвюгие города и промышленные центры ■недополучили значительные объемы мяса и мясопродук­ тов. Чрезвычайная обста­ новка со снабжением мясом и молочными продуктами сложилась в Свердловской, Челябинской областях, Тю­ мени. Приходится занимать­ ся на уровне_пр^ительства решением вопросов с ' тем. чтобы поддерживать снабже- ■ние хоть на каком-то .уров­ не. В Свердловской области за 9 месяцев недопотгечено— от поставщиков из соседних областей, из Краснодарско­ го, Ставропольского краев, Волгоградской. Липецкой и других областей евьипе 19 тыс. тонн или почти треть положегшого. Не менее острая ситуа­ ция и в других промышлен­ ных центрах. Многое недо­ получают по поставкам об­ щесоюзного фонда Москва и Ленинград, где обстанов­ ка со снабжением также резко обострилась. Очень плохо работают в последнее время прибалтийские рес­ публики, В тяжелом поло­ жении с обеспечением .мя­ сом оказались Грузия, Ар- чмения, Азербайджан.. При значительно' возросших объ­ емах производства зерна не выполнили госзаказ ни Рос­ сийская Федерация, ни Ук­ раина, ни Казахстан, хотя заверения со стороны руко­ водителей этих республик были. Но доходит информа­ ция, что как р а з ' некоторые руководители препятствова­ ли в ряде случаев колхозам и совхозам сдавать в закро­ ма государства зерно. Если, пойдем по пути са­ моизоляции, пренебрежения обязательствами и догово­ рами. это еще больше ос­ ложнит и снабжение продо­ вольствием, и весь комплекс отношений между республи­ ками и регионами, чего нельзя допустить. Вчера мне передали один разговор на московском рьшке с одной женщиной с Украины. Она •говорит, ЧТО с трудом про­ билась сюда с продукцией. Прошла через несколько ■ кордонов, чтобы привезти продукцию., продавать, не пускают. Таможни пошли ■между областями, республи­ ками! А ведь мы с вами в . этом зале, в других подоб­ ных залах говорили, что из ньшешнего 'Кризиса можем выбраться только вместе, взаимодействуя; выполняя не только оформленные го- сударствеиными актами до­ говоренности, но и слово, данное друг другу. А раз так, товарищи, раз мы .это понимаем,, то сегодня Вер­ ховный Совет СССР должан высказаться на этот счет определенно. Не на путях изоляции, автаркии, а 'на путях сотрудничества .мы .можем поддержать снабнгс- ние страны продовольстви­ ем на должном уровне. Хочу добавить, что введе­ ние республиканских и ре­ гиональных барьеров ,ла пу- Т.И потока товарно-матери- ■альных ценностей недопу­ стимы еще и потому, что они разрушающе действу­ ют по отношению к обш.есо- юзному рынку. Причем • по­ лучается так: нефтяные и топливные ресурсы идут по госзаказу союзного ' прави-- тельства. Тут, при всех трудностях, обеспечивается • стопроцентное или близкое к этому поступление продуКг ции. Что ка-сается противо- потоков товарных ценностей в эти регионы, то они идут по другим решения-м, и здесь дело оставляет желать сов­ сем другого. Это лишний .раз убеждает, что надо быстрее двигаться к рьшку, что од­ ними административными ■ мерами уже не обойтись. Это тоже сигнал всем нам. Теперь о ' работе в йим- них условиях. Людей это беспокоит. Самая общая оценка сводится к тому, что в результате проделанной работы в дентре, в респуб­ ликах, на местах в целом созданы предпосылки для нормального обеспечения народного хозяйства ’ топли­ вом; энергией в расчете на среднегодовые параметры нашей зимы. Общие ресур­ сы несколько выше в срав­ нении с прошлым годом, хо­ тя есть напряженность по нефти. В отдельных отрас­ лях и регионах сложилось тяжелое- положение, потребо­ валось принятие дополни­ тельных мер,, в первую оче­ редь по Дальнему Востоку. Сейчас там как будто на- ст.у,пила разрядка. , ' Пока не решена задача удовлетворения нотр^но- стей населения в угле в ря­ де регионов России, Украи­ ны, Молдовы, Азербайджа­ на, Армении. Правительство .занимается этим вопросом, и здесь нужно взаимодей­ ствие центра и республик. Епщ одна проблема — обе­ спечение .метллургических предприятий коксующимся углем. Это имеет большое значетше не только для ме­ таллургов; но и для маши- нострошия, капитального строительства, всего народ­ ного хозяйства. Проблема .решается, но надо иметь в виду, что •некоторые, наши производители; пренебрегая ее остротой, потребностями общесоюзного рынка, пошли торговать коксующимся уг­ лем на международный ры- Серьезные • недостатки имеются в подготовке путе­ вого, станционного хозяйства локомотивного парка, и это должно быть в поле зрения. Много тревожных сигналов поступает |с Восточносибир­ ской, Забайкальской, Дуй- бышевской и Приднепров- 'сной -дорог. Все эти вопросы, товарищи, входят в компе­ тенцию соответствующих республик, регишов, отрас­ левых органов центра, и на­ до действовать. •- Нужно сказать, что ситу­ ация в топливно-энергети-' веском комплексе, особенно в том, что касается условий жизни и труда шахтеров, нефтяников, сложилась не­ простая. Сейчас, когда мы формируем свои подходы на будущее, общая наша зада- , ча — прояВ'Ить максимум внимания к развитию базо­ вых отраслей, сохранить здесь надежность и, больше того, повысить ее. А это прежде всего связано с . з а ­ ботой о людях, предостав­ лением им возможности про­ являть инициативу, вести дело по-хозяйски. И, конеч­ но, помочь им вешить по линии нашей промышленно­ сти, Машиностроения вопро­ сы технического прогресса. Тут не обойтись без создания и внебюджетного фонда ста­ билизации, о чем сейчас ве­ дется дискуссия в рамках союзного правительства и правительств союзных рес­ публик. Надеюсь, при обсуж­ дении плана, бюджета Вер­ ховный Совет всем этим, жизненно важ.ны;^1 для ста­ билизации ситуации в стра­ не вопросам, уделит долж­ ное внимание. Правительства СССР и союзных республик должны без промедления найта под­ ходы к решению этих фун­ даментальных проблем. Си­ туация с обеспечением энер­ гией В'ряде регионов достиг­ ла критического уровня, и я разделяю тревогу, •■которая, звучит ■уже на протяжейии многих заседаний, здесь, в- Верховном Совете, на дру-^- гих форумах, — в частно­ сти это прозвучало на съез­ де профсоказов. Особо надо сказать о стабилизации производствен- ’ной деятельности предприя­ тий, сохранении и совершен­ ствовании хозяйственных • связей, повышении ответст­ венности за выполнение з а ­ ключенных договоров. Лю­ дей беспокоит, как будет складываться дело с рабо­ той, а значит, и с заработ­ ками, а значит, и с жизнью. Считалось, что заключение договоров сдерживается от- сутств'Ием ясности по олто- вым ценам, особенно в свя­ зи с переходом к рынку. Оказывается, помеха не только в ценах, тут сказы­ вается и местнический под­ ход. Ведь гласно или не­ гласно в ряде республик ■введен запрет на заключение договоров за их пределами, пока они не будут заключе­ ны внутри. Мы все время го­ ворим, что нам «ужен обще­ союзный рынок, без него не обойтись, что надо снимать все ограничения -г- и право­ вые. и экономические — местнического характера. И тем не менее, кто-то рас­ считывает спастись в оди- ■ночку. Разве это способст­ вует предпринимательству; проявлению инициативы, экономической свободе в вы­ боре (Партнеров? А это необходимо. По):- мотрите на европейское^ на все мировое хозяйство. Партнеров ищут везде, пов­ сюду — не только в своих странах, но и на других .континентах. И, объединяя усилия, дают новые импуль­ сы динамике, темпам роста, выходу на новые достиже­ ния. Если дело пойдет так, это может обернуться худ­ шим диктатом по отноше­ нию к предприятиям, чем . было до‘ сих пор. И об этом все чаще говорят ру,ковсди- тели хозяйств при наших встречах с ними. Пусть не обижаются товарищи, но я должен сказать — это не­ дальновидная, политика, она противоречит логике функ­ ционирования экономики, тем более переходу к рьш­ ку. И мы все скоро почув­ ствуем, во что это обернет­ ся, если не внесем немед­ ленно •коррек'швы в наши подходы. Есть • вопросы, которые упираются в неоправданное закрытие предприятий по экологическим соображениям, особенно нефтехимии. Надо вернуться к этим вопросам. 'Есть поручение Президента рассмотреть их с реалистиче­ ских позиций, сделать все не, обходимое, ЧТР0МОбезопасить среду обитания, жизнь лю­ дей от вредного воздействия, но не забывать и о нуждах нашей индустрии. Мы ведь уже' теряем десятки -милли­ ардов, так как многие пред - . приятия не могут вьшускать продукцию из-за нехватки сырья. Часть мощностей для выпуска сырья, имеющихся в стране, остановлены, и чтобы эти отрасли действовали, мы вынуждены закупать сырье на валюту. Кстати, то, что у нас ча­ сто втягиваются В свары по поводу валютных дел, вызы­ вает недоумение западных шртнеров, наносит ощути­ мый экономический и поли­ тический ущерб. Сдерживает­ ся заключение хозяйственных договоров в легкой и пище­ вой промышленности. Сей­ час и правительство, и ва­ лютный комитет заняты ре­ шением вопросов, связанных с закупкой сырья для этих отраслей. Надо перестать пи­ кироваться друг с другом, бы­ стрее договариваться и при. нимать решения. Мы много критиковали центр и продол­ жаем по справедливости его критиковать, — думаю, еще усльппим и сегодня. Тем не менее, видим, что согласова­ ние по этим вопросам усло­ жнилось ввиду неконструк- тивтлых позиций, перетягива­ ния каждым одеяла на себя Это очень опасно. Теперь я хотел бы в самом •сжатом виде дредставить ва.м информацию о других мерах, связанных с реализацией ос­ новных направлений стабили­ зации экономики, подготовки нового союзного договора, о дальнейших шагах по совер­ шенствованию нашей политк- ческой системы. Переход к рьшку предпо­ лагает взаимоувязанную ра­ боту центра и республик. Что касается центра, то здесь она идет■по трем направлениям. Это, прежде всего, меры, свя­ занные со стабилизацией де­ нежно-финансовой системы, формированием рыночной ин- фпаструктуры, разработкой и принятием законов, указов и постановлений по разгосу^ дарствленйю, развитию пред­ принимательской деятельно, ети, демонополизации- эконо­ мики. На выходе большой па­ кет, правовых документов, он у меня под рукой, но не хо­ чу задерживать вашего вни­ мания, да и вы по многим вопросам в курсе дела. За­ вершается разработка актов, регулирующих вопросы за­ нятости и социальной затци- щеннбстй ■граждан на этапе перехода.-'Вся работа ведет­ ся во' взаимосвязи с разра­ боткой плана и бюджета на 1991 год. Не. буду скрывать, ситуа­ ция и с планом, и с бюдже­ том тяжелая. Мы все пони­ маем, что нужны жесткие меры стабилизационного пла- ,на, и они должны не просто -провозглашаться, а стать ор­ ганичной частью прогнозов и планов, войти как составная часть в Государственный бюд­ жет на 1991 год. Но как только ДОХ01ДИТ до реализа­ ции этого требования, пред­ лагается все находить -в центре, в других республи­ ках, только не в своей. Пере­ тягивание каната идет на про­ тяжении уже двух месяцев, ситуация очень серьезная и сегодня. Республикам и цент­ ру надо в три-пять дней до- решить все вопросы, догово­ риться. Переходный Период требует осуществления жест; ких согласованных мер; и это касается всех. Особый вопрос — конвер­ сия предприятий оборонного сектора. Соответствующая программа обсуждалась на Президентском совете, сей­ час завершается, ее доработ­ ка. Тут мы видим большие резервы для более активной структурной политики. Под углом рыночной экономики перестраивается внешнеэко­ номическая деятельность го­ сударства, создаются новые правовые и экономические возможности для активизации деятельности отечественных предприятий и привлечения иностранного капитала. На этот счет уже выпущен указ Президента, готовится раз­ вернутое правительственное решение. Как вы знаете, в послед­ ние месяцы проведены важ. ные переговоры со многи.ми государствами. Особенно мы удовлетворены уем, как скла­ дываются отнотйёнил с евро­ пейскими странами, их эко­ номическими объединениями. Достигнута договоренность о предоставлении крупных кредитов на благоприятных условиях. Расчеты показьта- ют, что за счет этих креди­ тов наш рьшок пополнится товарами примерно на 50 —70 млрд, рублей. Это серь­ езное подспорье. Кроме того, имеется в ви­ ду в ближайшее время осу­ ществить с участием иност­ ранных компаний реконст­ рукцию многих наших пред­ приятий пищевой и легкой промышленности. Они гото­ вы уЖе сейчас за это взять­ ся, но хотят знать условия, 'и Не просто знать, но участ­ вовать в этом процессе. У них м о г о замечаний, ибо то, что делалось до сих пор, не всегда давало отдачу в нужные сроки, ■ Все это, товарищи, весь­ ма важно, хотя, 'Конечно, в основном мы должны рассчи­ тывать на себя. В последнее время, когда задавались во­ просы на этот счет, в том числе в ходе моего послед­ него пребывадия в Германии, при подписании крупных по­ литических, экономических договоров-и других докумен­ тов, я ставил вопрос так, что­ бы показать и нашим тру­ дящимся, и всему западному миру, что. в общем-то,, речь идет о весьма скромных циф­ рах: мы говорим о 10—20 М.ЛРД. рублей, а для того, чтобы органично , включить бывшую 16-миллионную ГДР в объединенную Германию, нужно на 10 лет примерно 700 млрд долларов. Сравни­ те наш валовой националь­ ный продукт, который выхо­ дит за триллионы рублей, и 10—20 миллиардов. Отсюда вытекает, что главная тя­ жесть, главная ответствен­ ность — наша. Но кредиуы нужны для маневров на этот острый период, о чем я вам уже не раз говорил. Итак, у нас определены не только цели, но и пути их достижения, конкретные ме­ ры. Если все это будет осу­ ществлено 3 намечаемых м а е . , штабах и в установленные сро­ ки, то уже к середине буду­ щего года мы должны почув­ ствовать ощутимые переме­ ны. Сегодня это в решающей мере зависит от того, как бу­ дут взаимодействовать союз­ ные республики, функциони­ ровать исполнительная власть на всех уровнях. И вот он псюледний пример. Кажется, на всех этапах еще весной обсуждался вопрос, что ' мо- жно решать вопрос о ценах на предметы роскоши, кото­ рые, в общем-то, не попада- ,ют в руки основной массы на­ селения. Это прошло во всех программах, в том числе бы­ ло в первом проекте Шатали, на и Явлинского, который одобрил парламент России. Кстати, <г Борисом Николае­ вичем эту проблему обсуж­ дали в конкретном плане, и он высказал несколько серь­ езных конкретных замечаний по списку товаров. Все было учтено, и вдруг такая реак­ ция Верховного Совета РСФСР. Говорят, почему нам не сказали. Но мы уже пол­ года обсуждаем эту тему, все республики высказались за то, что на этот шаг надо Словом, даже в -этом воп­ росе, где, казалось бы, все ясно и мы договорились, возникли ■такие недоразум&( ния. Думаю, они будут сня-- ты на основе взаимодействия между республиками, но нам предстоит решать и прини­ мать меры, куда более серь; езные. Мы одобрили програм­ му, исполнительная власть должна иметь возможности ее выполнять, в этом случае мы будем двигаться вперед. Если же будем ставить под сомнение каждый шаг поли. НИИ правительства, то ли со­ юзного, то ли республикан- ского, — будем топтаться «а месте. А теперь, 'Когда ■Мы развернули такую масштаб­ ную работу, это просто не­ допустимо. Пусть правитель­ ство берет; на себя все и пусть отвечает. А нам надо поддерживать и помогать. Сейчас у всех на устах те­ ма кризиса власти. Идут, на­ стоятельные, а то и, прямо скажем, ультимативные тре­ бования к центру принять ре­ шительные меры по улучше­ нию ситуации в стране. Не собираюсь оспаривать спра­ ведливость таких обращений, хотя речь часто идет о воп­ росах. которые должны ре­ шаться на местах и в респуб­ ликах. Надо прямо поставить вопрос, в чем здесь дело, по­ чему на смену тотальной вла­ сти приходит вакуум власти? Вряд 'ли можно согласиться с тем, как кто-то считает, что у руля государства собрались слабовольные люди, не уме­ ющие настоять на своем. Ва­ жно разобраться в действи­ тельных причинах такого по­ ложения. Раньше всю организацию власти, по существу, можно было описать одним словом — партия. Она пронизывала собой все: и государствен­ ные органы, и общественную структуру. Любые решения КПСС, освященные соответ­ ствующей конституционной нормой, являлись приказом, -не подлежащим обсуждению. Это была жёсткая, по-своему логичная авторитарная систе­ ма, которая, однако, не согла­ совывалась с демократически­ ми принципами, и, мы знаем, привела к колоссальным по­ терям и издержкам с точки зрения общественного прог­ ресса страны. Мьг сознательно ушли от нее, и пути назад нет. Но, уходя от старой структуры власти, пока еще не создали демократических механиз­ мов, отвечающих новым -за­ дачам. Принимается решение Президента, но где механизм, который действовал бы так, как это должно быть. Та­ кое положение во мно­ гом связано с тем, что­ бы процесс формирования новой структуры совпал по времени с процессом преоб­ разования нашего многона­ ционального государства. Значительная часть суще- ОТВУЮЩИ35 противоре­ чий, недоразумений, парали­ зующих деятельность орга­ нов власти на всех уровнях, порождена отсутствием чет­ кого разграничения ' компе­ тенции между (Союзом и рес­ публиками, центром и места­ ми, а, может быть, даже и больше — несоблюдением то- , го разграничения, которое все же существует на основе Конституции и закона, при­ нятого Верховным Советом. Причем мы видим, что это противоречие отнюдь не ос­ лабляется, а, напротив, про­ должает обостряться, еще больше снижая авторитет вла­ сти' в глазах населения и в Союзе, и в республиках, и на местах ,. Вопрос должен быть пос­ тавлен так: реализация за­ конных и справедливых тре­ бований о праве-наций на са­ моопределение, самоуправ. ление, самостоятельное ре­ шение различных вопросов экономического, политическо­ го, культурного развития — не должна выходить за ра­ зумные рамки. Чтобы из .од­ ной крайности — сверхцент­ рализации и диктата Центра — мы не впали в другую, если не худшую крайность— сверхразобщенность и хаос. К сожалению, признаки это­ го налицо. Скажу больше. •«Война законов», приведшая к их бездействию, кое-где на­ чала переходить во внутрен­ нее издание -«холодной вой­ ны», а то и 'гЬрячей. Гибнут люди. Растет количество бе­ женцев, приходит в расстрой­ ство работа транйюртиых ма­ гистралей, сотен предприя- Не знаю, разделите ли вы эту точку зрения, но мне ка­ жется, что события прошед­ ших месяцев отрезвили все наше общество, заставили с особой требовательностью за­ думаться о последствиях про­ тивоправных действий. И главное — крепнет убежде^ ние в необходимости скорей­ шего заключения нового со­ юзного договора. Работа над его проектом ведется давно. Она прошла через известные этапы; от консультаций, проведенных Верховным Со­ ветом ССОР с .Верховными Советами республик, до об­ суждения концепции догово­ ра в Совете Федерации. Бы ­ ло решено представить ее на рассмотрение Верховных Со­ ветов Союза и республик. •После доработки она находит­ ся вновь у членов Совета Фе­ дерации, и в ближайшие день. • два, 'Когда мы получи.м от них ■. замечания и соображения, дот; » работаем, — конечно’,,-основ--,■ ная работа впереди, — до-. , «умент будет представлен в Верховный Совет СССР й Верховные Советы респуб!- лик. Мы считаем, что его на­ до опубликовать, потому что таково требование народа. Думаю, если мы сумеем подписать союзный договоре скором времени, то это по­ может нормализовать поли­ тическую обстановку в стра­ не, согласованно решать воп­ росы стабилизации экономи­ ки и перехода к рынку , соз­ дать условия для эффектив­ ной деятельности правоохра- нительн1ЫХ органов. Что гла­ вное в концепции? Она исхо­ дит из того, что наше мно­ гонациональное государство преобразуется в Союз суве­ ренных советских респуб­ лик, основанный на -принци­ пах подлинной федерации. Республики, образующие Союз, передают ему полно­ мочия для обеспечения об­ щих интересов. Концепция исходит из неотчуждаемого права каждого народа на са­ моопределение и самоуправ­ ление. самостоятельное реше­ ние всех вопросов националь­ ной жизни. Но вот в чем вопрос, то­ варищи, ч,то вызывает тре­ вогу у всех нас. Путь к союзному договору и его под­ писание займут при всех на­ ших усилиях и активности какое-то время. А для нас сейчас доррг не’ только каж­ дый .месяц,’ но и каждый день и час. Надо действовать сей­ час, люди ожидают реши­ тельных, согласованных дей- отвий властей, прежде всего Президента. Что я хочу предложить , в этой связи Верховному Сове­ ту ССОР и Верховным Сове­ там республик? До тех пор, пока мы не приняли союзно­ го договора, не решили окон­ чательно вопрос о структуре органов власти на союзном и республиканском уровне и разграничении их полномо­ чий, нам надо выработать подход, который обеспечил бы эффективное функциони­ рование всей системы власти на переходном этапе. Если мы это не решим, погубим Этот подход должен вклю­ чать, с одной стороны, без условное признание -и соблю дение действующей Консти туции и принятых на ее нове законов, а с другой реализацию законных инте­ ресов союзных республик в переходный период через си­ стему существующих орга нов, соответствующим обра зом измененных. Во-первых это Совет Федерации, кото­ рый уже ипрает свою ^ л ь по согласованию политичес­ кой и экономической страте Гии. Во-вторых, непосредст венное уивстне глав прави тельств республик в ' работе Президиума Совмина СССР. В-третьих, создание межрес. п^бли'канского комитета по вопросам экономической ре. формы, валютного комитета. В-четвертых, в ряде мини­ стерств и центральных ве­ домств созданы коллегии или Советы в составе руководи­ телей соответствующих ве- домств республик. Наконец, товарищи, очень важно на­ ряду с органами исполнитель­ ной и распорядительной вла­ сти включить на регулярной основе в механизм взаимо­ действия и наши законода­ тельные органы; ' Надо занять по.этому воп­ росу принципиальную '’пози. Цию. Думаю, Верховный Со­ вет мог бы обратиться к Вер. ховным Советам республике предложением: объявить до заключения нового союзного договора мораторий на реше­ ния, порождающие споры во­ круг компетенции,, иначе мы будем парализованы и не преодолеем паралич власти. Прошу поддержать такое предложение. Теперь о центральной вла­ сти. ее структуре и функци­ онировании на нынешнем эта- 'Критику в адрес Пре­ зидента я в '. основном принимаю, кроме огульных безответственных обвинений в том, что Президент сбился с пути, растерялся, мечется и так далее. Может быть, кому-то хочется даекредити- ровать Президента — это был бы подарок тем/, кто хочет выбить из колеи; основные- силы ' в руководстве страны й республик. Это я вижу и на республиканском уровне, и на местном, и на союзном Делается последовательн®, как по программе, рассчитать ному графику в строительст­ ве. Я -даже думаю, откуда, из какого комитета это выходит? Или группы. Наверное, той которая связана с графиками. Надо признать, что прини­ маемые меры не всегда про- водились Президентом эф­ фективно и своевременно. Из этого я делаю необходимые выводы. Но думаю, в этот 'Вопрос тоже надо внести яс­ ность. Указы Президента принятые им в пределах кон- ститгуционных полномочий дотикны выполняться всеми органами неукоснительно, И отвечает за их существо и по. следствия Президент, беря на себя ответственность. У нас же начинаются симпозиумы: -«что это за Указ,; надо ли •:его выполнять или нет?» Ни­ как не перейдем в стадию нормального Функциониро­ вания исполнительной вла­ сти. Надо идти на смещение должностных лиц, которые одывают выполнение указов. Должны активно действовать в интересах проведения их в жизнь республиканские, ме­ стные органы исполнительной власти, правоохранительные хозяйственные органы. Мне дали выдержки из ваших вы ., отуплений, и я ознакомилан с критическими замечания­ ми в адрес центра, в частно- Президента. Так вот наиболее. серьезная критика’ она звучала и на последних встречах с рабочими, кресть. янами, военнослужащими, мо. лодежью, связана с тем что ' не принимается должных мер против нарушения прав че­ ловека, правопорядка, по предотвращению конфлик­ тов на межнациональной ос­ нове. Я это принимаю но реальная ситуация такова что правоохранительным ор1 гана.м, правительству и Пре­ зиденту мешает беспринцип­ ная позиция многих месгньтх и республиканских властей Нередко оказывается прямое противодействие применению закона к подстрекателям се­ паратистских. деструктив, ных действий и беспорядков Возбудили уголовное дело] все факты налицо- '— органи­ зуется общественное давле­ ние, блокируют - ' ■правоохра­ нительные органы, не дают работать: выпускайте! Власти находят «разрядку пробле. мы» и выпускают. Ведь это факт, что к Президенту идет много обращений от граждан, отдельных общественных ор­ ганизаций с просьбой ввести президентское правление для предотвращения-беды или про­ тив ее разрастания. Но пра ктически нет таких обраще ний от органов власти. Ну давайте задумаемся, в чел дело, где они, где их пози ция? А в результате делают ся попытки во всем винитт Президента. Если не вводит­ ся президентское правле­ ние, — где Президент, его полномочия, зачем мы их ему давали? Ес­ ли он ввел через голову, ме­ стных властей — а всякое такое ^ведение болезненно, ' вызьтает столкновения, в ряде случаев тяжелые пос­ ледствия — виноват Презн. дент. Дело доходит до т о г ^ что те же органы начинают выдавать эти действия чуть ли -не за палаческие. Надо, чтобы мы действо­ вали вместе. Президент нё может действовать сам по се. бе. как и вы не можете ре­ шать многие вопросы без его участия, использования его полномочий. (Оковчаще на 3-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz