Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 20 сентября 1989 т., № 217 (18514) ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА М. С. ГОРБАЧЕОА руднйчество, -сопричастность к делам и заботам друг дру га. хотя, к а к -я уже сказал, сего.!Й>в в меншагщональных отношениях мы сталкиваем ся с серьезными конфликта ми и накопив1шшися проб- Вопрос о том, что принесли нашим народам национальная политика КПСС, развитие советской федерации, имеет принципиальное значение. Давайте посмотрим на дело в трех рсновных измерениях — политическом, экономиче ском и духовном. ним из важнейших итогов Октября и последующих со циалистических преобразова. ний явилось обретение наро дами Россий" различных форм национальной (государствен ности. Стоит, товарищи, вспом- I нить, что в царской уРоссии , ; не было Украины, Бёлорус- сии, Грузии, а были губернии Российской империи. Их на роды не рассматривались как целостные нации, в них ви дели только подданных «его императорского величества». То же относится к другим на. _ родам .^Закавказья,' народам ' Прибалтики,, Молдавии. В Средней Азии положение бы ло и того хуже — в основе административного устройст ва лежали остатки феодаль но-теократических деспотий. / После революции шли в тесном переплетении слож ные процессы консолидации наций, формирования их со циалистической государствен ности и одновременно разви тия взаимодействия, объфи - нения в федерацию. Решкю- щими вехами в этом отноше нии ста;ш 1922-й год. когда был заключен Договор об об разовании СССР, Л 924-й —- год принятия первой союз ной Конституции. В 1940 го ду в 'составе СССР была об» разована Молдавская ССР. В том же году в Союз вошли , Литва, Латвия, Эстония. Происходило это в сложный исторический период, когда уже разгорался пожар -вто- , , рой мировой войны, фашизм захватывал одну страну за другой.' Реальная угроза по рабощения нависла и над на родами Прибалтики. Сейчас вокруг событий, происходивших на том от резке истории, идут большие дискуссии. Многое здесь еще предстоит проанализировать и оценить. Но нет оснований ставить под сомнение приня тое тогда решение о вхожде нии прибалтийских респуб- лик в состав СССР, сделан. . нь!й их народами выбор. Ясно я то, что советское руководство, предпринимая различные меры для укреп ления безопасности' страны перед лицом фашистской уг розы, допустило грубейшие нарушения ленинских прин ципов внешней политики, от вергающей раздел сфер вли. . яния. Мы это решительно осуждаем. Вообще, товарищи, мы за полное восстановление исто рической правды. Нельзя пе реписывать историю в угоду - субъективным представлени. ям и политическим р^четам , . подчиняясь страстям и амби циям сегодняшнего дня. Ход событий не повернуть вспять. ■ Идти вперед можно, лишь опираясь на историческую правду и реальности совре- ....менного мира. В результате историчеоко. го развития, при всей его 1фотиБоречиввгти, сложилось ■единое союзное социалисти ческое государство, на тер ритории которого проживает более ста народов. Оно обла дает сложной структурой, представлено союзными и автономными республиками, автошмными областями ■ и округами. Соответственно сформировались органы пре дставительной власти и ун- равления, другие политичес кие и общественные институ ты, через которые народам открылись пути для включе. ния в прсщесс исторического творчества. Но функционированию этой системы и тем самым— реализации многообразных интересов народов, прожива ющих в нашей стране, огро мный урон нанесли унита ризм. командно-администра тивные методы руководства, которые ограничивали права республик и других национа льных образований, вели к выхолащиванию реальното содержания федерации, сде рживали прогресс всего на шего общества. Нельзя не сказать здесь и о допущенных в прошлом, особенно в годы войны и пе рвое послевоенное время, актах несправедливости и беззакония в отношении не которых народов. Хотя на этот* счет уже есть соответст. вующие политические реше ния и даны принципиальные сщенки, сегодня, когда мы обсуждаем вопросы национа льной политики, следует ■ еще раз заявить: заслужи вают решительного осужде ния факты произвола и высе ления народов с мест их про живания в годы- Великой Отечественной войны. Мы должны сделать все для вос становления попранных прав советских немцев, крьшских татар, турок-месхетинцев, ка лмыков, балкарцев, карача^ евцев, чеченцев, ингушей, греков, корейцев, курдов. Вопрос непростой, в некото рых отношениях болезненный. Но, как это ни трудно, есть только один путь — настой чиво искать решения, при. емлемые для всех, учитыва- ющие сложившиеся сейчас реальности. Теперь об экономической стороне дела. 'В ретультате целенаправ ленной политики ускоренного развития бывших националь ных окраин, во всех союзных ■республиках за годы Советс кой власти создана своя мно. гоотраслевая индустрия, сбли зились уровни социально-эко номического развития. Если в 1<9|26 году максимальный разрыв по производству про мышленной продукции н а ду шу населения между стары ми промышленными районами и национальными окраинами достигал (38 раз, то в 1941 году он сократился до 4,1 рака, а в настоящее время составляет примерно 2,3 ра за. Если еще в конце 50-х годов рабочие по численнос ти преобладали только в РСФСР, Эстонии и Латвии, то в конце 70^х годов так обстояло дело практически во всех республиках. . Еюли еще перед войной многие кароды не имели подготов ленных кадров, то теперь по- ложение изменилось корен ным! образом, все они распо лагают такими ‘ кадрами, включая специалистов выс шей квалификации. В первые десятилетия Со ветской' власти ни о какой эквивалентности экономичес. кого обмена между респуб ликами не могло быть и ре чи. Основная тяжесть поли тики «выравнивания» легла тогда на плечи более разви тых в экономическом отноше нии регионов, в первую оче. редь РСФСР и Украины. Но потоки материальной и тех нической помощи не всегда шли только из европейской части Союза в азиатскую. Достаточно вспомнить годы послевоенного восстановле ния. Вся федерация вклады вала средства, чтобы ликви дировать разруху в опусто шенных нашествием областях России, Украины, Белорус сии. Молдавии, помочь подня ться на ноги промышленнос ти и сельскому хозяйству прибалтийских республик. Коротко говоря, совместны ми усилиями всех наших на. родов за годы Советской вла сти создано огромное богат ство. Каждый народ вправе видеть в нем частицу своего труда, рассматривать его как и свое достояние, общий к а - ' питал. В результате много летнего развития экономики СССР :на плановой р'снове достигнува высокая степень ее интегрированности, сло жился целостный народнохо зяйственный комплекс. (При чем речь идет не просто■ о сумме производственных мо щностей, а именно о едином экономическом организме, отдельные части которого не могут существовать вне ело. жившихся и углубляющихся связей с народным хозяйст вом в целом. Отмечая эти достижения, я далек от мысли утверждать, что достигнут шредел в обе спечении гармоничной взаи мосвязи всех элементов на шего народного хозяйства. К сожалению, мы во мнох-ом здесь'отстаем, и дальнейшее углубление кооперации тру. да — важнейший резерв на. шего развития. Но даже при этом достигнутая плотность взаимосвязей в народном хо зяйстве буквально восстает против любых попыток их нарушить. Мы все должны в полной мере это осознать, чтобЫ| не ошибиться в реше ниях, которые лршпшаем и будем принимать в ходе 'пе рестройки. (Позволю себе привести не которые цифры,- характери зующие' межреспубликанские связи, на основе межотрасле вого баланса. Доля ввозимой промышленной продукция в ее общем реопубликанском потреблении составляла в 1087 году: в РСФСР — 18 процентов, в Украинской ОСР — 26, Белорусской—39, Ка захстане — 33, в р е сп ^л и ках Закавказья —от 33 до 40, Прибалтики —от 3 9 до 42, в Средней Азии —от 37 до 47 и в Молдавской ОСР — 44 процента. Мощный нефтегазовый ко мплекс. России обеспечивает большую часть потребностей всех республик в эиедгети- ческих ресурсах. РСФСР, Украина и Казахстан снаб жают всю страну металлом, производят 90 процентов зе- рна. Средняя Азия наряду со многими другими товара ми поставляет такой уника льный продукт, как хлопок. Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония производят про- дукцию точного машиностро ения и легкой промышлен ности, являются нрупньши поставщиками мяса, молока и картофеля. Свое лицо в экономике имеют Закавказс кие республики и Молдавия. Анализ показывает, что пра ктически ни одна республика не смогла бы самостоятельно создать такрй потенциал, к а - ' ким она сегодня располагает. И точво так же ни одна не смогла бы обеспечить норма льное его функционирование и эффективное использова ние. Таков результат объеди нения усилий народов. Реальности таковы. В Лат. вийской ОСР, например, за счет ввоза удовлетворяется 96 процентов потребностей в топливе, 50 —в электроэнер гии, 90 —в черных' метал лах, 100 — в цветных ме,- таллах, 80 —, в сырьевых химических м атериалу , 63 процента в продукции ма шиностроения. Ежегодно для нунед животноводства заво. зйтоя около полутора милли онов тонн зерна — больше половины используемых здесь концентрированных ко- Аналогичная картина в других республиках. Арме- ния, скажем, за счет ввоза удовлетворяет 100 процентов потребности- в топливе, Ш — черной металлургии, 56 —' ^продукции химической и не фтехимической промышлен- Vности, 32 — машиностро ения и металлообработки, 37 — мясных и более 6 4 - про- 1;ентов молочных продуктов. В Узбекской ОСР з а счет ввоза удовлетворяется 50 процентов потребности в продукции нефтегазовой про. мышленности, 56 — угольной, 80- — черной металлургии, 48 —цветной металлургии. Одной из важнейших пред посылок нормального функ ционирования любой эконо мики является наличие раз витого рынка. Известно, ка кая ожесточенная борьба идет в мире за рынки сбыта. И. , бесспорно, большим Преиму ществом всех наших .{юспуб- лик и регионов является на. лицие практически неограни ченного общесоюзного рын ка. Вот пример. Литва поста вляет другим республикам вычислительную, телевизион ную и звукозаписывающую технику, продукцию станко строения, электротехничес- • кой, легкой и пищевой про мышленности, получая взамен технологическое оборудова ние, автомобили, тракторы, комбайны, ■ нефтепродукты России, металл и уголь Ук раины, калийные удобрения Белоруссии, хлопок Средней Азии, цветные металлы и шерсть Казахстана, фрукты Молдавии и Закавказья. Осмысление и выводы из анализа сложившихся экояо. мических реальностей имеют принципиальное значение для выработки современной наци ональной политики, И при этом, конечно, нельзя остав лять без внимания те нега тивные процессы. кскторые явились следствием нерацио нального размещения цроиз- асдительных сил, привели к возникновению острых эколо- * гических и демографических ситуаций, У нас сейчас в од них местах не хватает трудо вых ресурсов, не использу ются в полной мере создан ные мощности, на чем обще ство несет большие экономи. ческие потери. В других ре. гионах, прежде всего в рес публиках Средней Азии и в какой-то мере Закавказья, в - Молдавии, наоборот, образо вались избыточные трудовые „ресурсы. Это становится од ним Из исто'^{нико1в социаль ной напряженности, возник- новения конфликтных ситуа ций, в том числе — в с(фере межнациональных отноше ний. |ОвидетельстБ тому в по следнее время более чем' до статочно. В причинах сложившейся ситуации надо разбираться основательно, все эти вопро сы должны быть глубоко про думаны в рамках дальнейшей рабосгы над концепцией пере- стройки нашей экотомики. Есть на этот счет предложе ния от Узбекистана, гото вятся они и в других респуб ликах. Надо продолжить эту работу, с тем чтобы первые серьезные шаги к выправле- нию ситуации были сделаны уже в тринадцатой пятилет- Но вот о чем хотел бы ска,зать в этой связи, това рищи. Мы' сейчас говорим, и правильно говорим, о пагуб ных результатах сверхцентра- лизации, диктата и произво ла ведомств в развитии тех или иных отраслей экономи ки. А ведь я мог бы вам се годня показать том, в кото ром суммированы просьбы союзных республик за послед ние десять лет пос'троить но вые предприятия, создать целые - отрасли промышлен ности. Многое из того, что сегодня ставится в вину цен тру, появилось на свет в , итоге настойчивых нео,дно- кратиых просьб республикан ских и местных органов. Во зьмите стенограммы сессий Верховното Совета СССР, и -вы увидите, что они прони заны бесконечными прось- бами такого рода. А сколь ко записок до сих пор пос тупало в ЦК КПСС! При чем, стараясь заполу чить тот или иной престиж ный объект, местные власти часто соглашались на самые жесткие условия централь ных ведомств, средства -на социальное развитие выде лялись минимальные, нужды людей фаетически игнориро вались. Эти проблемы носят общий характер, но в усло-* ВИЯХ нашей страны они при- обрели национальную окрас- Если говорить в целом — в экономике у нас есть на что опереться, но и работы — непочатый край. Оценивая положение в ду ховной сфере жизни нашей многонациональной страны, надо прежде всего по досто инству оцен!ить громадную, исторического объема и зна чения работу, которая поз- . вблила спасти от пошюго ис чезновения или возродить, дать второе дыхание мно гим уникальным националь ным традициям, обеспечить мощный ' подъем культуры всех народов. Мы часто, употребляем привычный оборот, что при Советской власти некоторые народы впервые получили письменность. А ведь что это означает? Отнимите у чело века возможность говорить и гшеать на родаом языке, йсторичдокий путь, эпос своего народа, и бн, как бы ни преуспевал в ма териальном отношении, уже без1роден, а значит, и безду- Ленинская политику куль турной революции «в нашей стране,, несмотря на все де формации, имевшие место, дала впечатляющие резуль таты. Сейчас у каждого нашего народа сложилась своя научная и худо жественная интеллиген ция — носительница на циональной культуры, 'о т которой зависит и его при общение к ценностям других советских наций, к мировой, сокровищнице знаний и ху дожественной классике. В каждой из республик имею.т- ся научные центры, универ- сятеты и институты, широ кая сеть народного образо вания, свои театры, разви ваются национальная кине матография, живопись и ар хитектура. А ведь известно, что многие направления на учного и, художественного творчества не могут разви ваться без всесторонней го сударственной поддержки, заботы и внимания общест- -ва. Все это взяла: на себя Советская власть, и в этом ее величайшая гуманистиче ская миссия. Говоря об итогах нашего Духовного развития, невоз можно оставить без внима ния и растущую взаимо связь ,национальных куль тур. Результатом совместной жизни и движения наших народов по социалистическо му пути стало формирова-- ниб' советской культуры, бо гатой своим м.ногообрази- ем, многоцветьем националь ных особенностей и традиций. Это тоже достойные плоды сотрудничества братских на родов, и мы ими гордимся. Но тем более нетерпимо, что наряду с яркими прояв лениями социалистического образа жизни и в этой сфе-.- ре накопились острейшие проблемы. Необоснованно бы ли ликвидированы тысячи успешно выполнявших свои функции национальных рай онов. поселковых и сельских Советов, созданных в 20-е годы. Возникли проблемы удовлетворения националь ных потребностей у людей различных' национальностей, которые, в силу естествен ных процессов, оказались раоселеиными по всем реги онам страны. Скобенио острый характер приняли проблемы развития языков и всего, что с ними связано, — обучения, 'изда тельской деятельности, воз можностей использования в различных сферах государст венной и общественной жиз ни. Под влиянием экономи ческих, социальных и демо графических факторов прайс ходило определенное сокра щение сферы действия на циональных языков, что ■трактовалось в пользу расп ространенных в, прошлом еретических постулатов форсированном слиянии на ций, которые были, подняты на уровень программных ус тановок. И хотя эти процес сы вызывали законную тре вогу и обеспокоенность в обществе, здравые попытки более глубоко в них разоб раться и найти рациональ ное решение нередко квали фицировались как национа лизм со всеми вытекаюощми отсюда последствиями. 'Ре зультатом такой практики стало падение роли национа льных языков некоторых на родов. И понятно их стрем ление к- сохранению и раз витию родного языка, умно жению ценностей своей ку льтуры. Нам чрезвычайно важно выработать четкую позицию по этой жизненно важной проблеме, которая; приобре ла политический характер и затрагивает интересы всего населения страны. Причем позицию, основанную на уче те всех справедл'ивых чая ний, на всеобщем согласии. Таковы основные итоги- развития нашей многонацио нальной страны, таковы — разумеется, в самых общих чертах — реальности совет ского общества, из которых нам и надо исходить, выра батывая национальную поли тику в современных услови- II. Товарищи! В проекте плат формы КПСС, представлен ной на обсуждение Плену ма, речь, естественно, идет об общем подходе к назрев шим проблемам, поскольку ■принятие конкретных реше ний — это прерогатива выс ших органов государственной власти Союза ССР, союзных республик. . . Платформа вызвала живой интерес в па1ртии, во всех слоях общества, у предста вителей всех национальнос тей, населяющих нашу стра ну. Ее принципиальные по ложения встретили широкую поддержку. Высказано мно го суждений и интересных предлоздоний. Некоторые те зисы подверглись критике — это тоже имеет место. Платформа КПСС прив лекла большое внимание и за рубежом. Это связано как с живым интересом к перестроечным процессам, происходящим в нашей стра не, так и с тем, что нацио нальные проблемы актуаль ны сегодня ■во многих стра нах, я бы сказал, имеют гло бальный характер. Оценивая и взвешивая проект платформы, вы, ко нечно, обратили внимание, что все его содержание са мым непосредственным об разом связано с комплексом задач, которые мы решаем в рамках перестройки, полити ческой и эконом:ической ре формы. Это естественно. Тут, как говорится, самая живая диа.чектическая связь, кото рая должна нами учитывать ся и в политике, и в прак тической деятельности. Г мом деле, мы поставили за дачей реконструкцию, обнов ление общества на основе левииских идей и принцийов. Но весь наш опыт, и прош лый, и нынешний, свидетель ствует, что нельзя рассчи тывать на успех перестрой ки бее решения проблем межнациональных отноше ний. И точно так же невоз можно решить эти пробле мы, дать новый импульс раз витию советской федерации без развертывания перест роечных процессов, без де мократизации и гуманизации социалистического общества. Хотел бы еще привлечь ваше внимание к тому, что мы не случайно подчеркива ем необходимость обновле ния национальной политики. Речь не идет о том, чтобы от бросить сделанное до сих пор. Но на нынешнем этапе, когда наше общество корен ным образом изменилось, возникла насущная потреб ность выработать такую на циональную политику, кото рая обеспечила бы решение назревших проблем разви тия страны, отвечала реали ям современности. На та ких подходах и построена платформа. Ее, если хоти те, глубинный философский смысл заключается в том, чтобы определить оптималь ные формы соотношения ин тернационального и нацио нального, применения этой мардаистско-ленинской идеи в нынешней обстановке. А в практическом и политиче ском плане — обеспечить условия для свободного и всестороннего развития каж дой, нации* и упрочения сою за, являющегося источником благосостояния' всех наших народов. Ключевой вопрос здесь, на котором надо остановить ся особо, — это путь реали зации в современных усло виях ленинского принципа самоопределения наций. В минувшие десятилетия здесь было допущено немало- из вращений. К сожалению, они заК|репились в определенной мере и в общественном соз нании. Необходимо поэтому четко определиться в этом коренном для нашей теории и политике вопросе. Прежде всего следует под черкнуть, что партия будет последовательно проводить в жизнь ленинскую националь ную политику, включая та кой ее основополагающий принцип, как право наций на самоопределение. Бесплод ны и заслуживают осужде ния попытки утверждать, якобы самоопределение на-, родов СССР не состоялось, сводить его только к отделе нию. тем самым обедняя этот универсальный принцип' решения национального воп роса. Весь наш, и не толь ко наш опыт говорит о не обходимости рассматривать самоопределение н е ' только как единовременный акт. свя занный с осуществлением права на отделение. Это — сложный. многоплановый процесс утве!рждения наци онального достоинства, раз вития языка и культуры, ук репления политической само стоятельности, экономичес- 'кого и социального прогрес- С этой точки зрения комп лекс мер, осуществляемых в рамках перестройки, означа ет новый крупный этап в реализации права наций на самоопределение. В совре менных условиях этот прин цип находит свое оптималь ное выражение в самоуправ лении, которое обеспечивает сохранение национальной са-, мобытности, право каждого народа пользо1ваться всеми благами сувереиитета, само стоятельно решать вопросы своего развития — экономи ческие, политические, куль турные. В то же время са моуправление предполагает добровольное объединение республик и национальных образований во имя решения общих для всех задач» орга ничное их включение в раз витие всей страны. Ньюешний этап самоопре деления наций ставит в по вестку дня значительное рас ширение прав республик, ре шительное устранение иска жений и деформаций, кото рые имели место в прошлом и пагубные последствия ко торых до сих пор дают себе знать в различных сфе рах жизни нашего общества. Предлагается прежде всего комплекс мер, направленных на укрепление политической самсютоятельности союзных республик, наполнение реа льным содержанием их суве ренитета. Четкое разграничение пол номочий союзных и респуб ликанских органов власти позволит последним решать по своему усмотрению все вопросы своей жизни, за исключением тех, которые добровольно передаются ими Союзу и, кстатк, в решении которых они также будут участвовать через •соответст вующие политические меха низмы ., При сохранении за Союзом полномочий, необходимых для осуществления общих задач федерации, предлага ется внести принципиальное изменение в существовавший ранее порядше, при котором Союз имел право принять к своему ратемотреяию и ре шать практически любой во прос, что делало во многом формальными реальную ком петенцию и суверенитет рес публиканских властей. Та ким образом, решается про блема приоритетности союз ного или республиканского закона. Новый характер отноше ний в федерации должен най ти свои правовые гарантий в Конституции СССР. Да лее. Я уже упомянул и хо чу развить мысль о'том, что' расширение прав республик и укрепление их суверените та должно выражаться в значительном расширении их влияния на общесоюзные де ла. В новых структурах го сударственной власти, соз- даваемых в ходе политичес кой реформы, уже многое сделано в этом направлении. Это и состав Верховного Со вета СССР, его Президиума, и намечаемый порядок рабо ты Комитета конституцион ного надзора. Сейчас пред лагается пойти дальше, соз давая не только юридические, но и политические условия для- более широкого и актив ного участия республик в решении общесоюзных проб лем. 'Такой подход должен найти свое выражение и в кадровой политике. Следует обеспечить широкое участие представителей всех наших народов в общесоюзных го сударственных и обществен ных органах, в аппарате уп равления. Разумеется, ,с учетом профессиональных качеств людей. . В комплексе проблем, свя занных с преобразованием нашей федерации, Дальней шим расширением прав и укреплением суверенитета союзных республик, необхо димо рассмотреть назревшие вопросы развития РСФСР. В последнее время они ока зались ф центре дискуссий не только в самой Россий ской Федерации, но и в це лом в стране. И по своему положению в Союзе, и по внутренней своей структуре РСФСР — ........... национально- развитию РСФСР как цело стного экономического и по- "литического организма в ин тересах всех населяющих ее ’ ническая система, революционные сдвиги, нача ло которым положил/ Ок тябрь’ 1917 года, коренным образом изменили облик Рос сии. Известно, какую роль сыграли Россия, русский на род во вступлевии всей стра ны на путь революционных преобразований, преодоле нии экономичеокой и куль турной отсталости многих народов, в защите завоева ний Октября. Однако допущенные де формации негативно сказа лись на самой России, как и на всех других союзных республиках. Об этом гово рят неблагоприятные демо- . графические тенденции, мно гочисленные факты нераци онального использования при родных ресурсов и их раз- - базариванйя. очевидное за пустение таких исконно рус ских областей, как Нечерно земье, ряда других регио нов. В Кузбассе, на 'Урале, на Волге, Байкале, в север ных регионах вследствие серьезных просчетов в раз мещении и развитии произ водительных сил создалась острая экологическая обста новка. Налицо отставание многих краев, областей, ав тономных образований в со циальном развитии. Закон ная тревога проявляется о сохранении и восстановле нии бесценных , памятников старины, с которьши' нераз рывно связаны история и ку льтура русского и других на* родов республики. Серьезно беспокоит общественность России я всей страны поло жение малочисленных наро дов Севера, Сибири -и Даль него Востока. Решение всех этих проб лем требует осуществления глубоких и далеко идущих .мер, в том числе организа ционного и политического ха рактера. С учетом многочис ленных предложений в плат форме намечаются пути со вершенствования государст венной структуфы Российской Федерации, ее положения в Союзе. Они широко обсуж дались и получили одобрение к ак ,в самой РСФСР, .так и в Союзе в целом. Это - мы констатируем с ' удовлетворе нием. Думаю, Пленум Цент рального Комитета выскажет ся в подаержку этих пред ложений. Что касается фор миров ана республиканских партийных структур, то мы могли бы-» уже сейчас на чать прО|работку этих вопро- В откликах на платформу, ту ее часть, где речь идет о переходе в перспективе к управлению по регионам, выражается беспокойство, что это может привести к ослаб лению связей между ними. Должен оказать, что такое беспокойство лишено основа ний. Напротив, совершенст вование управления экономи кой в территориальном раз резе позволит не только луч ше решать на местах соци альные. экологические и дру гие задачи, но будет способ ствовать развитию коопера ции тртаа между всеми 'час тями России, динамичному В рамках преобразованйя советской федерации боль шое значение имеет прида ние нового статуса советской автономии. Таков смысл предложнний платформы, ка сающихся расш’иреяия прав автономных республик во. всех областях государствен ного, хозяйственного и ку льтурного строительства, ук- ■репления их экономической самостоятельности. Ту же цель преслёдует расширение Прав автономных областей и округов, возможность созда ния йахщональных районов в местах компактного прожи вания национальностей, а также общесоюзных советов граждан крупных по числен ности наций, V которых нет собственной территориаль ной автономии: Очевидно, вы ' обратили внимание на то. что вноси лись предложения о транс формации одного вида авто- намии в другой, высказыва лись пожелания преобразо вать некоторые автономные республики в союзные. Нужно, товарищи, со всей определенностью сказать: ес ли быть реалистами и учиты- вать^ ситуацию, в которой мы находимся, самое главное— права народов, которые са моопределились в такой фор ме, должны быть значитель но расширены и надежно обе спечены на деле. Коснусь еще одного прин. ципиального вопроса. В от-, кликах на платформу содер жатся предложения о терри ториальных изменениях, пе рекройке границ националь но-государственных и адми нистративных образований, В пользу этого приводятся раз-, личные доводы. На Пленуме надо сформулировать твер дую и ясную позицию на этот счет. Мы исходим из то го, что нынешнее национгшь- но-территориальное деление не является препятствием для того, чтобы люди всех наци ональностей могли нормально жить в любом уголке страны. На создание соответствую- - щих условий, и. надо в первую очередь направлять усилия. Вступить же сейчас на путь перекройки административно- территориальной карты ст1за- ны значило бы лишь ослож нить и без того непростую ситуацию, фактически отодви нуть на неопределенное вре мя достижение реальных це лей перестройки, направлен ных на улучшение жизни всех советских людей, всех народов. Наша новая национальная политика призвана обеспе чить широкие возможности для удовлетворения специ фических интересов .каждого народа и вместе с тем укреп ления гарантий прав граждан вне зависимости от их наци, опальной принадлежностй, В платформе называется ряд мер, направленных 'на дости жение этой цели. Добавлю, что они целиком соошетст- вуют обязательствам, взятым нами на международной а.ре- ' не. Реализуя их, мы одновре менно решаем важные за,да чи формирования в СССР правового социалистического государства. Надо иметь в виду, что в результате экономических, социальных, демографических процессов, межнациональной миграции у нас более 60 м,иллионов людей проживают вне границ своих националь .■ ных республик. И, конечно, невозможно решать какие бы то ни было проблемы без учета законных интересов и прав этих наших сограждан. Любая дискриминация тут не. допустима. Защита прав и свобод че. ловека, вражданина, личнос ти — одно из важ:нейших ус ловий. развития современной цивилизации. Недавно на встрече представителей го сударств—участников хель. синксиого соглашения в Вене СССР поставил свою подпись под ее итоговым документом. Я вспомнил о нем, в част ности, потому, что в услови ях реально функционирующе го федеративного государства задача обновлёния законода тельства о нравах граждан становится многоплановой. Речь идет не только о союз- ных законах. Республ)ики так. же обязаны соблюдать все международно-правовые пак ты, .подписанные от имени Советского Союза, и значит — от имени всех входящих в него республик, .Необходимо повсеместно усилить защиту прав гран?- дан СССР. Об этом тем бо лее важно сказать, что мно жатся случаи дискриминации людей по национальному при знаку. Все чаще мы сталки ваемся с попытками против, нйков перестройки, антиоб щественных элементов и групп разыграть «национали стическую карту», „перебро. сить десятилетиями копивше еся недовольство людей- в сферу межнациональных от. ношений. Для нас неприем лемы любые проявления на ционализма и шовинизма, разжигание враждебности к любому народу. .Мы взяли и твердо будем держать курс на демократи ческое развитие общества. Но нельзя не различать ми рные демонстрации и митин ги, проходящие в рамках Ко нституции, от экстремистских сборищ, провоцирующих меж. национальные столкновения, терроризирующих и запуги вающих людей других нацио нальностей, По отношению к такого рода лицам и группам мягкотелость, всепрощение просто пагубны, а порой и преступны. События в З а кавказье, Ферганской облас ти, в Новом Узене, кажется, мало у кого оставляют сом- нения на этот счет. ’ Советские законы предус матривают наказание за раз жигание национальной розни, и правоохранительные орга. ны должны обеспечивать бе зусловное их соблюдение. Нельзя дальше мириться с тем, что многие преступления на национальной почве оста ются фактически .ненаказан. ными из-за пробелов в ме ханизме правосудия. Настало также время ясно, веским языком закона сказать об условиях, при которых мо гут и должны в судебном порядке ставиться под запрет и распускаться националисти.' ческие, шовинистические,-дру. гие экстремистские организа. ции. (Аплодисменты).. Скажу определенно: мы не сойдем с пути решения всех проб лем политическими метода, ми, но там, где эхо диктует Ся остротой ситуации, где'во зникла угроза для безопасно, сти и жизни люпей. будем действовать решительно! ис пользуя всю силу советских законов. (Аплодисменты). В этой связи хочу особо остановиться на ситуации, сложившейся сейчас в Арме нии и Азербайджане в связи с ИКАО. Вспыхнувший здесь конфликт принял затяжной и крайне острый характер. То. варищи знают, что с самого начала мы стремились урегу лировать его политическими средствами, чтобы в первую очередь не допустить ослож. нений для нормальной жизни и труда населения автоном ной области, обеих респуб лик. Состоялись неоднократ- ныц встречи в ЦК КПСС с руководством Армении и Азербайджана, де'путатами Верховных Советов респуб- лик, представителями трудя щихся. Было принято масш- табное постановление Совета Министров СССР, направлен, ное на решение социальных проблем области. Позднее создан комитет особого уц. равления БКАО. Туда напра влялись неоднократно авто, ритетные' комиссии, в том числе Съезда народных дену: татов. К сожалению, все эти ры не, принесли желаемых результатов. Национальная рознь разгорелась до такой степени, что развитие обста- новни может иметь нейред- сказуемые последствия. Де сятки твида людей, покинув ших свои родные места, на рушения работы транспорта, бесконечные забастовки и прямые столкновения — та кова ситуация на сегодняш- ний день. Скажу прямо — мы стоим перед необходи. мостью принятия решитель. ных мер, не можем допус тить анархии, тем более кро вопролития... Мы обязаны сде лать все, чтобы создать нор мальные условия для жизни людей, обрести уверенность в будущем. И думаю, что мы должны обратиться от имени Плену, ма к руководству/трудящим, ся Армении, Азербайджана с при,эывом остановиться, по- «ятВ, что дальнейшее разжи. гание конфликта грозит гу-.. бительными последствиями* для обоих., народов, которые веками жили рядом и долж. ны жить дальше. (Аплодис. менты). Товарищи! Обеспечение ^дйкальных преобразований федерации неразрывно свя зано с совершенствованием экономических .отношений и управления народным хозяй. ством. Эта проблематика на шла достаточно полное осве щение в платформе. Не пре дрешая итогов ее обсужде ния, хотел бы высказать не сколько соображений на этот Прежде всего нам ни в коем случае нельзя под дав. лением текущих трудностей заблудиться в выработке при. нципиальных экономических решений на будущее. Эти ре. шеяия должны учитывать как объективную потребность в развитии интеграции на ос нове разделения труда, так и необходимость экономической самостоятельности. В современных условиях были бы чрезвычайно опасны тенденции к автаркии, попыт. ки относительно преуспеваю, щих республик и областей изолироваться, отгородиться от других. Это может обер нуться весьма негативными последствиями для тех, кто встал бы на такой путь. ^ Нам нужно на Пленуме Центрального Комитета перед лицом всех народов Совет ского Союза еще раз об этом сказать, чтобы они не под. давались демагогам, скрыва. ющим, к чему может приве. сти реализация их лозунгов, которые подаются под «при ятным соусом» независимос ти, отделения и т. д. Это бе зответственная игра на судь. бах народа. 'Кто вообще во. зьмется разделить, раскроить' нынешнее наше переплетен, ное, связанное всеми эконо- мическими, политическими, социальньши, духовными, че ловеческими, семейными уза. ми общество! Только аван. тюристы могут к этому при зывать. (Аплодисменты). Сегодня основу научно.те. хнического, экономического и социального прогресса соста вляют рациональное 1жзделе. ние труда, интеграция, испо. льзованйе потенциала, накоп- левдого. всееи обществом, и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz