Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЁМИН с К б Ё ЗНАМЯ 17 сентября 1989 г., № 215 (18 512) Транспорт, культура обслуживания ,В РЕЙС ПОЙДЕТ АВТОБУС ЖЕСТКИЙ. п ' и Для тех, кои^ часто ири- ходится отправляться в до рогу с центрального авто вокзала города Липецка, факты, приведшные в этом материале, не новы. Но мы подняли эту тему для того, чтобы до конца понять, что ясе мешает тысячам лигршн и гостям нашего города, ко торые По своей ли воле, иди по необходимости* оказыва ются в роли пассажиров, без лишних нервов и во шедших уже в цривычку скандальных разбирательств у отъезжающего в рейс ав тобуса, спокойно, по-челове чески выехать по выбранно му ими маршруту. А началось наше Ьвоеоб- разное расследование с обык- , новенного телефонного раз говора. В редакцию позво нил возмущенный читатель и попросил разобраться в ситуации, которая црошзош-^ ла накануне, в -еубботу, на' автовокзале.» — При посадке в измал- ковакий автобус, рейс на 7 часов 50" минут, случилось настоящее столпотворение, — пояснял суть дела наш Собеседник. — Вместо мяг кого «Икаруса» подали жес ткий, и многие .пассажиры, купив билеты заблаговремен но в предварительной кассе, остались без мест, так как в жестком автобусе их на це лый десяток меньше. Всех остальных, у которых места вроде бы .были, отправили в кассу обменивать билеты. Пока разобрались, автобус • простоял более получаса. И такие случаи бывают часто. Автовоцзал в день нашего приезда жил в обычном рит ме. У посадочных платформ толпа .пассажиров. Один за другим подкатывали ярко- красньк «Икарусы». Начина лась посадка. Шпггав в себя людей, автобус отходил, его место занимал другой. Но |в этой внешне кажу щейся спокойной и разме ренной картине присутство вал какой-то потаенно-насто роженный дух, переходяшдй с каждой последующей шт- нутой в откровенную раздра жимость. (Особенно отчетли во <ша цросматртвалась у второй платформы, где груп пировались тюссажиры на Воронеж. Я не сразу понял, в чем дело, и собирался уже спро сить у стоявшего радом мо лодого человека, как над привокзальной площадью хрипловатый динамик разнес слова диспетчера; «Пассажи ры, отъезжающие по .мар шруту «Липецк — Воро неж», ваш рейс задержива ется ввиду неприбытия ав тобуса из автохозяйства». Посадку на Воронеж объя вили только через 40 минут. Чем больше я ходал * вдоль платформ, тем тяже лее бъшо выносить непри глядную картину. ... (В кабинете начальника автовокзала Елены Никола евны Костиной тоже бьщо неспокойно. Постоянно тре звонил телефон, входили и выходили люди, и первая мысль, которая цришла в голову, была такой; «Точно, как на вокзале». — Жалуются, не только вам , , сказала Е1ле,на Ни колаевна, узнав, ш какому поводу я пршпел. —• 1В0Т, смотрите, целая пачка, — и она достала пухлую папну с письмами возмущенных пас сажиров. , . — Случаи, когда вместо мягких автобусов мы вьшуж- дены в рейс отправлять жесткие, действительно, ста ли частыми. Особенно от этого страдают два направ ления измалковское и долгоруковское. Мы хорошо понимаем, что районы эти отдаленные, дорога туда неблизкая, но парадокс за ключается в том, что авто вокзал ■.полностью зависит от автохозяйств. Что они пришлют, то мы, хотим ли. нет, а должны брать. (Обеспечивают автовокзал машинами сразу . несколько транспортных предприятий города Липецка {ПАШП-1, автоколонна № ■1415, ПА'РП-13), колонна № 1499 из Ешьца, зЬювенское, автохо зяйство и другие. — Со всеми этими орга низациями у нас заключены договоры на поставку транс порта, — пояснила Е. Н. Костина, — в которых конк ретно обговаривается, сколь ко и каких автобусов, в ка кое время и куда должны предоставить нам партнеры. Но, как ввдите, не все стре мятся вьшолнлть свои обя зательства. Большие пре тензии у нас к работе иер- вого Лнщецного пассажарс- кого автохозяйства. Именно оттуда мы получаем основ ное количество мягких авто бусов. Кстати, измалковское направление обеспечивают они. Не б а д у е т , нас и ПАТП-13. Кроме неурядиц, свяэан- нь1х с типами автобусов, часты случаи задержек ма шин в гараже. Здесь все ока зываются в одинаковом по ложении; и пассажиры не большого села Никольское, и крупных городов (Вороне жа, Тамбова, Тулы и др.). Елена Николаевна привела много примеров, когда по вине автохшяйства рейсы за паздывали даже на часы. В этом смысле примечателен недавний, своеобразный «ре корд», который установило третье автохозяйство Липец ка, предоставив автобус на Никольское с опозданием на... два ч.аса! Не просто ■складыва.ются взанмоотношения у работ ников автовокзала со своими партнерами и по во,цросу о транспортной разнарядке на очередной день. В диспет черской ее получают в луч-, шем случае накануне вече ром, а чаще — рано утром, когда уже (ничего нельзя по править: билеты в .предвари тельной кассе продаются за десять дней до отправления автобусов и всегда по мяг кому тарифу. Вот и полу чается, что в самый послед ний момент пассажиръ! вы нуждены снова толкаться у кассы, обменивая билеты. — (И еще об одном необ ходимо сказать, — добави ла начальник автовокзала. - Это маршрутная экипи ровка. .На многих машинах она о|тсутствует: нет трафа ретов с указанием места следования, не хвата ет накресельных чех лов, не всегда в салоне ав тобусов должная чистота. А ведь все это тоже обусловле но в договоре. Обеспечивать экипировку должны в авто- .Итак, мы выслушали од ну сторону. И .иредетает она, как можно заключить из предыдущего разговора, в роди страдающей. А что же думанэт по этому .поводу в автоцредприятиях, к приме ру, в ПАТП-1? ... Начальник первого пас сажирского автохозяйства Владимир Николаевич Сма- гия камнем преткновения во всей этой истории считает острую нехватку новой тех- — .Подвижной состав на шего аредприлтия находит ся сегодня в убогом состоя нии. Парк мягких автобусов мал (менее сорока единиц), пополняется крайне медлен но. в год мы получаем 2—3 новые машины, потребность же составляет 30—40. Вот и выходит, что то, чем мы располагаем, ни в коей мере не может удовлетворять на ших заказчиков. Учтите так- ' же, что кроме автовокзала мы рбслу|живаем еще пере возки по линии «Интуриста», всевозможных конференций, совещаний и сле'Ьов.. А сей час ^льшйнство наших ав тобусов на сельхозработах. Трудности эти нобъектив- ного порядка, они, безуслов но, понятны, однако только ими объяснять неудовлетво рительное состояние дел на автотранспорте не следует. Чистота в автобусах, к при меру, от этого не зави сит, а вот подумать о том, .как все-таки выйти из создавшегося. положения, ■всегда не лишне. К тому же есть и договорные обязателц: ства, которью надр . вьшол- — Да, договор у нас с автовокзалом заключен, — продолжал В. Н. (Омагин, — но взаимопонимания с его работниками мы добиться не (МОжем. У них к нам пре тензии, мы тоже вправе го ворить, что их диспетче!»- кая служба работает плохо. Иной раз звонят с самого утра, требуют автобусы, а у вас машины сняты на обслу живание, скажем. Всесоюз ного слета 'педотрадов. Ведь есть же в конце концов и ПАТП-,3, и автоколонна № 1415, не одни ,мы в го- — Или вот еще. В вы ходные дни мы, как у нас •говорят, «закрываем» много дополнительных маршрутов. Посылаем а(Втобусы, а они «остаются невостребова1Ш1ы- (Ми. Получается, что техни ку лишний раз попусту го няем, водителей с выходных срываем. -Такие претензии •у транс портников. Оказывается, не- ; •просто найти общий язык ( партнерам, если думать только о своих интересах. • ‘ Задал я В. Н, Смагияу и тот вопрос, да-эа которого, как гоЕорится, разгорелся сыр-бор. Почему крайними в этой неразберихе оказались самые отдаленные районы области — Измалковский и Долгоруковский? Неужто только потому, что они дей- стЕительно находятся с краю? — Измалковское направ ление страдает только из-за того, что это самый поздний наш выезд. Пока закроем другие маршруты, на этот рейс уже приличной маши ны не остается. Что же ка- сает.ся Долгоруково, то это не наша зона влияния. Кстати, Владимир Нико лаевич, как и подошедший к . .шнцу нашего , разговора его 3(аместителъ по перевоз кам Анатолий Иванович Сап- рьшии, пообещали, что в сентябре 'На Измалково будет ходить только мягкий авто- |Вышел ' я из кабинета на- чалши1ка ПАТП-1 озадачен ным. Получается, что и ав тохозяйство тоже в роли страдающего. Но, когда проходил мимо стенда с текущей информа цией да автопредприятию, мое внимание привлек при каз И: о, начальника ПАТП-1, главного инженера А Г. Манаенкова от 25 ав густа сего года, где черньш по белому было написано: «За последаее время имеют место нарушения даботника- ми ПАТП-1 правил внутренг него распорядка, имеют слу чаи необоснованных опозда ний на работу, оставле(Ние работы ранее установленно го срока, лреждецременного. ухода с ра&чих мест на перерыв...» Значит, дело не только в технике? Значит, есть и суб'ьективные причи- А может, их поискать и работникам автовокзала? Через несколько, дней ав тору этих строк пришлось самому оказаться в щэли пассажира, причем по тому самому маршруту —- измал- ковскому. Читатель уже то ропится воскликнуть; «Жес ткий автобус подали!» На сей раз нет, «Икарус» был мягким, 'зато мне продали билет на несуществующее в нем 44-е место. И такие курьезы 'бьтают! Когда автобус отправлял ся в путь, над привокзаль ной площадью снова разнес лось; «Пассажиры, отъезжа ющие по маршруту «Ли пецк—Елец»,* замените би леты, в рейс пойдет авто бус жесткий»... Итак, во,п- рос остается .открытым... Письмо в номер ЗА что МЕНЯ ОБИДЕЛИ? Дорогая редакция! Вам пишет Перцева Зоя Кирил ловна — ветеран и инва лид труда, проживающая в г, Задонске. По специально-, сти я зоотехник. Общий стаж работы у меня 35 лет, а не прерывный на одном пред приятии — 23 года. До лен- сйи мне осталось 1 год 6 ме сяцев. Все это время я ра ботала зоотехником по пле менному делу, а ' последние годы — начальником плем- отдела и ведупщм зоотехни ком. Я всегда чувствовала, что меня уважают специа листы и руководители (всех хозяйств района. 26 лет я член КПСС, многократно на граждалась почетными гра мотами и знаками «Победи тель социалицтичесдаго со ревнования», мне было при своено звание «Ветеран тру да». На районных ' праздни ках животноводов в докла дах первого секретаря рай кома КПСС и председателя РАПО не раз называлось мое имя как обеспечиваю щей вьшолнение планов про дажи государству шерсти и других сельхозпродуктов. р о вот случилась беда: 2 декабря 1988 года утром я спешила на работу и на об леденевших ступеньках под вернула ногу. Я упала и уда рилась головой о цементный угол. В райбольнице поста вили диагноз; сильное сотря сение мозга. Три недели я лежала в хирургии без дви жения. (Поставив меня ' ^ ь - чуть на ноги, выписали из больницы сразу же на рабо ту. Там, встретившись с ум ственным напряжением, мозг мой не выдержал... Я опять попала в больницу, где про лежала пять недель. Узнав от врачей, что эта болезнь про должительна, я попросила председателя РАЛО В. Н. Лакомова дать согласие на мой очередной отпуск для лечения в платной больнице за свой счет, но получила отказ. .Пришлось лечиться и одновременно работать. ‘Я |Не выде,ржав напора и угроз, я под диктовку тря сущейся рукой написала за явление на увольнение с ра боты до «сооственному же ланию». (И1так, я уже 4 месяца, с 15-го мая 1989 года, 'безра ботная. У меня в запайе >нет денег и никакого подсобно го хозяйства. З а эти четыре месяца, проведенные то до ма, то 'В больнице, я много задолжала денег людям, ко торые теперь уже опасаются давать мне взаймы. Я сей час как отшельник; сижу в четырех стенах своей ма ленькой однокомнатной квар тиры и плачу, плацу! П ла% от головной ооли и незаслу женной обиды, от того, что я уже несколько месяцев не шштила з а коммунальные услуги и платить нечем. Спросите, почему я не дош-, ла на другую работу? Я пы талась, но кто меня возь мет? Ведь оттуда, где я от дала все здоровье, меня вы бросили. Правда, нашлись добрые люди в райсобесе. Узнав о моей беде, они направили меня на обследование к вра чам (без моей просьбы). Вра чи дали заключение, что я неработоспособна, и област ная (ВТЭК определила мне вторую группу инвалидности по труду. Пенсию по (инва лидности я еще не я о л у т л а и не ЗШ.Ю, когда и в каком ,, размере она будет, а жить^ мне по-пракнему не на что. Дорогая радакция! Прощу вас, помогите! 3. ПЕРЦЕВА. В. ГРЯЗНОВ. Реплика ЗАЧЕМ ОБМАНЫВАТЬ ДЕТЕЙ? Мой сьш учится в ОПТУ № 23. Остановились мы с ним на этом учи,лщце не случайно: и профессии яе- плохие, и, честно говоря, немаловажным показалось то. что в отличие от дру гих училищ здесь обещают производить доплату (сти пендию) по 40—45 рублей, их якобы по договору учи лищу перечисляет базовое предприятие ОТЗ. Ооблазнились мы этим обещанием, и "что же? Сын уже в 15 лет столкнулся с ложью... Да, договор завод заключает с училищем, а вот деньги не перечнсЛяет. В этом году у детей была в июне практика на заводе — 50 процентов заработанной суммы им должны были вы платить, так же, как в ию ле — каникулярные... Де нег и да сей день нет. Кро ме того, должны перечис лять на сберкнижки детям ' компенсацию з а ужин, завт рак (тем, кто не пользуется столовой ПТУ), да за неис пользованные обеды в вы ходные и праздничные дни... Однако и это пол<шение со блюдается не всегда, пере числения идут мизерные. Но вернемся к стипендии. В прошлом учебном году де ти, не получив доплату за несколько (Месяцев, обрати лись За помощью в газету «Ленинец». Немного помог ло, но теперь вот опять «за тишье». Для других родителей возможно, ^ сумма 4 0—45 рублей и не очень ве-лика, а м н е . она дадмога, поскольку уже давно я вдова, по ин валидности получаю 65 руб лей. Кроме с ЛТЗ, ведет себя столь несолидно по от ношению к начинающим мо лодым рабочим, своей смене и шдежде. Е аш договор со стороны предприятия не будет вы- далняться, об этом, коне(Щю, узнают ВЫДУС1ШИКИ щкол, и как знать; откликнутся ли они в будущем на просьбы поступать в ОПТУ Хе 23? Г. ВОРОТНИКОВА. г. Липецк. Острый сигнал «вот ПРИЕДЕТ НАЧАЛЬНИК» Молочная 'ферма в волов- ском селе Панино не малень кая: 1300 голов крупного рогатого скота, в там числе 430 коров. Понятно, и объ ем работ По подготовке к зиме соответствующий: ведь большинство помещений да леко не новой постройки-. Как же справляются с этой зада чей ждаотнсдаода колхоза «Свобода»? Четырехрядный коровник встретил нас запахом мела и березовой стружки: колхоз ная строительная бригада только что законадла тут перебсрку полов и побелку. Звено из Т1>ех человек до сих пор работает здесь, обрезают доски на смонтированной тут же циркулярке —' собирают ся сбивать ворота. — Спорится дело? — Ш1кое там!—машет ру кой (ПЛОТНИК Д. И. 'Селищев. — Который месяц уже маем ся здесь. А работы не тан уж много... Выл бы лесома териал. По неделе сидели — Да и сейчас одна .осина и береза,—вступает в .разго вор его напарник. — ■Сосны, не говоря уж о дубе, совсем нет. А 1нам надо короба для транспортера ладить: навоз-*- среда агрессивная, не всякое дерево выдержит. —Все так и есть,—коммен тирует их жалобы председа тель колхоза И. Г. Кирьянов. — Но что мы можем сделать? По линии АПО в этом году не получили ни куба леса; нет фондов. Хорошо, хоть райло помогло, три вагона закупили у него. По, конеч но, этого мало, очень мало. На один этот коров ник, — председатель указы вает на соседнее раскрытое (одни стены остались) П 01 ме- Щенив, — нам нужно не ме нее семидесяти кубов. Не найдем до октября — ума не приложу, куда первоте лок ставить. Их у нас выра щивают на подряде, не соз дадим УСЛОВИЯ — сорвем до- (Самокритичность предсе дателя внушает симпатию. Можно рдаделить и его не довольство АЛО; ведь одна из главных функций послед него — материальное снаб жение хозяйств. А тут не только в .пиловочнике нуж да, но и в кирпиче '(лоЛ;Учи- ли его всего 60 тысяч штук, а потребность, как минимум, в пять 1^ больше), цемен те. Но ^ о т что удивление: ситуация со строй материалами вряд ли неожи данная для правления (и в прошлые годы АЛ(0 яе боль- но-то баловало колхозников (^ндами,), но оно, тем не ме нее, не ограничившись те кущим ремонтом, затеяло пе ред дамой зимой коренную реконструкцию коровника. На что надеялись? — А вот приедет кто-то из большого начальства, до смотрит на все это и прика жет помочь материалами, — простодушно отвечает Иван |Что же, надежды, как го ворится, юношей питают. Но поскольку Иван Григорь евич давно вьипел из юноше- двтель он достаточно опыт ный (пятый год — предсе дателем!), то бьшо бы полез нее сделать ставку на соб ственные силы. Как, скажем, добывают дефицитный лес более изво ротливые колхозы и совхо зы? Заключают прямые до говора с отдаленньши лес промхозами, сами заготав ливают древесину в ледах области. Конечно, хлопотное это дело, да и не хозяйст вам бы лесоповалам, зани маться, а созданному в дай- оне для этих целей коопе ративно - госудахютвеннрму строительному соединению . Но что делать, если ■оно не только не выполняет функ ции снабженца, но и со сво ими нрямьши обязанностя ми да строительству справ ляется не лучшим образом? В той же «Свободе», напри мер, второй год никак не пустят крайне необходимую для нормального' функциони рования свинокомплекса сис тему навозоудаления. Увы. за все длинное лето колхоз заготовил ■леса .^квально крохи, предпочтя обратиться в райпо. (Между тем, та дре весина предназначалась вов се не (ДЛЯ колхозов, а ицди- видуалкным застройщикам, которъш на большого на чальника надеяться, в отли чие от председателя «Свобо ды», не приходится: далеко им до начальников. Ну, а приезд «на чальства» ■ в «Свободу», наверное, все же был бы кстати. (Не .ост.аваться ведь коровнику без крьшш, а сви нарнику ■— без транспорте ра... А. КОЛЯДОЙ, соб. корр. «Ленинского знамени». .постоянно пила карвалол, его запах разносился по все му РАПО и дошел до каби нетов Лакомова и председа теля кооператива «Мясомол- пром» В. Е. Белова. Они мне предложили уйти с работы. Но я всю жизнь отдала лю бимому делу, не скопив себе средств даже на черный день. Вы, (Наверное, сейчас возмутитесь: какой черный день может быть в ■Советс ком Союзе! Да, он есть, и это я сейчас остро ощутила. Несмотря на все уг|юзы со стороны Лакомова и Бе лова, я с работы не ушла. Тогда они подключили рай ком .НПСС и обратились к моему непосредственному .на чальству в производственное объединение «Липецкое» по племенной.работе с требова нием осврбодать меня от дол жности, ибо районное руко водство юридической власти надо мной не имело. По это му поводу к нам выехали' начальник объединения «Ли пецкое» гН. Г. Каталова и ее заместитель В. Ф. 'Миля- ева. Обе они — заслужен ные зоотехники РСФСР, дад их руководством я работала и пользовалась их уважени ем. Зная мою добросовест ность,, они два д ая защища ли .мЬня, (Обращались к ле- чапщм врачам и доказыва ли, что я серьезно больна и меня надо лечить, и не да вали согласия на мое уволь нение, но сами п-одвертлись грубому (Нажим,у со стороны работников райкома и В. Н. Лакомова, который заявил; «Нам нужен здоровый спе циалист». ОТ РЕДАКЦИИ. На грустные размышления наводит это письмо. Всю жизнь отдал человек делу, был здоров — был нужен, а случилась беда — от него готовы с легкостью избавиться... Впо лне допускаем,что после по лученной травмы 3. К Перцева стала хуже справлять ся со своими служебными обязанностями, но неужели нельзя было отнестись к ней с пониманием н элемен тарной человечностью? Ведь все мы — не только на чальники и подчиненные, но и в первую очередь людц, и беда может постучаться завтра в ^любые двери. Хо рошо бы вспомнить об этом, прежде чем проявлять без участность к чужому несчастью. «МИНИ-ЗАВОДЫ» НА ДОМУ ЛИСИЧАНСК' (Ворошилов- градская область), 16 сентяб ря. (Корр. ТАСС А. Ковален ко). В домашних условиях можно изготавливать строи тельные шлакоблоки на уста новке, выпуск которой освоил местный завод «Строммаши- на». Сегодня партия таких агрегатов отправлена в торго вую сеть Донбасса. .Техника предложена в трех вариантах. Наиболее простые по устройству н небольшие по Механизированные установки размерам машины предназна- оснащены бетономешалками, чены тем, кто решил наладить пропарочными камерами, вред- выпуск шлакоблоков для себя, ствами для приготовления ра- Такой «минн-завод» стон- бочей смеси и выдачи готовой мостью 256 рублей, можно не- продукции. Один такой агре- ревезти в багажнике легковуш- •'эт способен выдать за день ^ ки. Стройматериала на средней ®олее шести тысяч штук бло- величины дом он заготовит «=* шлаков - отходов до за три дня. В двух ' .других производства, - а их конструкциях учтены запросы э Донбассе накопилось нема- строительных кооперативов, лб. Летним днем в кривое зер кало, сжатое рамой крутых берегов, смотрится выгоревшее от зноя подсиненное небо с полутемными тучами. Неизве стно откуда налетит шквалис тый ветер, сломает стеклянную! гладь воды, погонит пенистую волну на оголенные корни ста рых ив. В злую непогоду ре ка, словно очнувшись от тя желого сна, пытается разлить ся по широкой пойме, но не может. Нет той силы, которая была раньше, — ворочала она тогда мельничные жёрнова, легко несла тяжелые стрелец кие ладьи. Это Усманка, та самая ре ка, которой восхищались пер вая русская поэтесса Анна Бунина и ее племянник геог раф Петр Семенов-Тян-Шанс- кий, гидролог Геннадий Басов и писатель Константин Паус товский. Три с половиной ве ка назад у города Усмани до стигала она почти километро вой ширины. Еще в начале нашего столетия в многотом ном издании «Россия» сообща лось о ней как «весьма пол новодной и глубокой, питаю щей реку Воронеж». Из поколения в поколение усманцев передаются расска зы, теперь уже ставшие почти легендами, как люди береглр Малым рекам—большую жизнь БЕЗМОЛВНАЯ ВОДА свою реку, а местные власти строго наказывали тех, кто вредил ей. В бытность свою предводителем усманского дво рянства «взбаламошный граф Юрка Голицын» за поломку черемухового куста гнал по улице кнутом пьянчужку Вась ку Хрыкина. Гнал на виду у горожан, чтобы другим непо вадно было губить деревья. Сначала искупал виновного в реке, а потом вместо одного деревца заставил посадить де сять. Каждый год городские власти вместе с местным на селением укрепляли берега са женцами,, вскрывали родники, затянутые илом. Пленные тур ки с лодок чистили реку, вы резая косами камыши. На ок раине города в живописном месте находились купальни с дощатым настилом, раздевал ками, буфетами и лодочной станцией, где дежурили меди ки. В праздники за рекой уст раивались гулянья, Цгралр му- В наши дни ни о каком культурном отдыхе у Усманки нет речи. Из года в год ведут ся дебаты в городских верхах о сооружении в районе Даль ней Песковатки грибка' для укрытия от солнца, дощатого туалета и выезде общепитовс кого буфета с прохладитель ными напитками. Меняется, ру ководство, а пустячные вопро сы, которые можно решить моментально, ждут годами, обрастая бумагами и превра щаясь в глобальную проблему. В сороковые годы нашего века для Усманки наступила печальная пора. Сначала на ее берегах вырубили вековые деревья; В 1963 году на за ливных лугах появились мощ ные гусеничные тракторы с плугами. Перевернутый плодо родный ^слой оказался внизу, а снаружи лег буроватый суг линок. Начало такому «преоб разованию» положил совхоз- техникум, с опорой на науку посеяв мцогодетдде траву и отрапортовав. о получении в будущем тройного >(коса. Усманский старожил Яков ' Боровских на такие обещания зло и ехидно бросил ученым агрономам; — Ни шиша вы тут не по лучите. Только зря луг загу- . били и Усманке смертный при говор вынесли. За два года ее затянет илом. Следом за совхозом-техни кумом вверх по течению вспа- хал берега колхоз «^Великий Октябрь», а у села Москоцди опытная станция снесла с ли ца земли исток реки. На бес плодных суглинках долго ни чего не росло. Вешними па водками их сносило в Усман ку. Она мелела с каждым го дом. Скоро в отдельных мес тах ее стало легко перешаг путь. Только годы спустя на поднятой целине поднялся бурь ян. В довершение всего в селе Красном, перекрыв реку, соо рудили пруд. Совхоз-техникум перегородил, ее приток. Про мышленные предприятия горо да загрязненную воду сбрасы вали в реку, постепенно пре вращавшуюся в сточную кана- Наконец, несколько лет на зад началось нерешительное «лечение» Усманки. Расширени ем и углублением русла заня лось управление капитального строительства облисполкома. На ней появился 'земснаряд. Очистка реки велась непроду манно. Грунт выбирался, яма ми, неравномерно. На середи не оставались мелководные участки. Очистка реки никем не кон тролировалась. За явный брак подписывались Документы как за качественно выполненную работу. Бывало, земснаряд за мирал на несколько дней, а его подгулявшая команда на катере с громким названием «Буран» катала с песнями де- вищ После завершения очист ки по чьей-то команде начали укреплять берега. Прошли школьники, воткнули черенки ивы и тополя. За ними прб- еледовали их сверстники, по выдергивали посадочный ма териал и разбросали по реке. Так завершилась кампания по озеленению. В течение нескольких лет на левом берегу Усманки завод литейного оборудования возво дил очистные сооружения. В объект вкладывались крупные средства, но не соблюдалась технология строительства, все. делалось примитивно. Сегод ня положение на очистных со оружениях улучшается, но очень медленно. Берега Усманки в антисани тарном состоянии. Они пре вращены жителями в свалку. Тут строительный мусор, би тое стекло, прохудившаяся по суда, части ркавых кроватей — все, что выбрасывает город. Этот «музей» ненужных ве щей под открытым небом еще раз напоминает нам. как мы беспощадно и жестоко обра щаемся с окружающей приро дой и ее частицей — рекой Усманкой, которая,, несмотря на равнодушие людей, продолжа ет. очаровывать красотой. ' И если городские власти, санитарная служба, чиновники отдельных предприятий города равнодушно относятся к судь бе реки, то почему же горо жане, чья жизнь проходит на ее берегах, продолжают уби вать Усманку? В низине под Песковаткой зеленым остров ком плывет к реке ольховый лесок. Он является своеобраз ным накопителем водй, кото рой подпитывается 'р ека .' Его хозяин колхоз «Комсомоле!^ находится в )2 километрах города и не нуждается в нем. Поэтому горожане вольготно заготавливают здесь дрова. Городские власти на происхо дящее смотрят с безразличи ем. Ведь лес принадлежит не им. Нет до него дела и, мили ции. Если рубка деревьев бу дет продолжаться и дальше, то скоро тут образуется пус- ,Многие у нас живут по ярин- ципу: мол, страна наша бога тая, леса на наш век хватит, а вода она безмолвная, все стерпит. Вот такое отношение к природе и привело нас к экологическому кризису. Но больше нельзя оставаться рав нодушным. Немая река Усман ка взывает о помощи. А. БОРОВИК, внешт. корр. «ЛЗ». НА СНИМКЕ: жива пока Ус- Фото А. ЩУРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz