Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЁМИН с К б Ё ЗНАМЯ 17 сентября 1989 г., № 215 (18 512) Транспорт, культура обслуживания ,В РЕЙС ПОЙДЕТ АВТОБУС ЖЕСТКИЙ. п ' и Для тех, кои^ часто ири- ходится отправляться в до­ рогу с центрального авто­ вокзала города Липецка, факты, приведшные в этом материале, не новы. Но мы подняли эту тему для того, чтобы до конца понять, что ясе мешает тысячам лигршн и гостям нашего города, ко­ торые По своей ли воле, иди по необходимости* оказыва­ ются в роли пассажиров, без лишних нервов и во­ шедших уже в цривычку скандальных разбирательств у отъезжающего в рейс ав­ тобуса, спокойно, по-челове­ чески выехать по выбранно­ му ими маршруту. А началось наше Ьвоеоб- разное расследование с обык- , новенного телефонного раз­ говора. В редакцию позво­ нил возмущенный читатель и попросил разобраться в ситуации, которая црошзош-^ ла накануне, в -еубботу, на' автовокзале.» — При посадке в измал- ковакий автобус, рейс на 7 часов 50" минут, случилось настоящее столпотворение, — пояснял суть дела наш Собеседник. — Вместо мяг­ кого «Икаруса» подали жес­ ткий, и многие .пассажиры, купив билеты заблаговремен­ но в предварительной кассе, остались без мест, так как в жестком автобусе их на це­ лый десяток меньше. Всех остальных, у которых места вроде бы .были, отправили в кассу обменивать билеты. Пока разобрались, автобус • простоял более получаса. И такие случаи бывают часто. Автовоцзал в день нашего приезда жил в обычном рит­ ме. У посадочных платформ толпа .пассажиров. Один за другим подкатывали ярко- красньк «Икарусы». Начина­ лась посадка. Шпггав в себя людей, автобус отходил, его место занимал другой. Но |в этой внешне кажу­ щейся спокойной и разме­ ренной картине присутство­ вал какой-то потаенно-насто­ роженный дух, переходяшдй с каждой последующей шт- нутой в откровенную раздра­ жимость. (Особенно отчетли­ во <ша цросматртвалась у второй платформы, где груп­ пировались тюссажиры на Воронеж. Я не сразу понял, в чем дело, и собирался уже спро­ сить у стоявшего радом мо­ лодого человека, как над привокзальной площадью хрипловатый динамик разнес слова диспетчера; «Пассажи­ ры, отъезжающие по .мар­ шруту «Липецк — Воро­ неж», ваш рейс задержива­ ется ввиду неприбытия ав­ тобуса из автохозяйства». Посадку на Воронеж объя­ вили только через 40 минут. Чем больше я ходал * вдоль платформ, тем тяже­ лее бъшо выносить непри­ глядную картину. ... (В кабинете начальника автовокзала Елены Никола­ евны Костиной тоже бьщо неспокойно. Постоянно тре­ звонил телефон, входили и выходили люди, и первая мысль, которая цришла в голову, была такой; «Точно, как на вокзале». — Жалуются, не только вам , , сказала Е1ле,на Ни­ колаевна, узнав, ш какому поводу я пршпел. —• 1В0Т, смотрите, целая пачка, — и она достала пухлую папну с письмами возмущенных пас­ сажиров. , . — Случаи, когда вместо мягких автобусов мы вьшуж- дены в рейс отправлять жесткие, действительно, ста­ ли частыми. Особенно от этого страдают два направ­ ления измалковское и долгоруковское. Мы хорошо понимаем, что районы эти отдаленные, дорога туда неблизкая, но парадокс за­ ключается в том, что авто­ вокзал ■.полностью зависит от автохозяйств. Что они пришлют, то мы, хотим ли. нет, а должны брать. (Обеспечивают автовокзал машинами сразу . несколько транспортных предприятий города Липецка {ПАШП-1, автоколонна № ■1415, ПА'РП-13), колонна № 1499 из Ешьца, зЬювенское, автохо­ зяйство и другие. — Со всеми этими орга­ низациями у нас заключены договоры на поставку транс­ порта, — пояснила Е. Н. Костина, — в которых конк­ ретно обговаривается, сколь­ ко и каких автобусов, в ка­ кое время и куда должны предоставить нам партнеры. Но, как ввдите, не все стре­ мятся вьшолнлть свои обя­ зательства. Большие пре­ тензии у нас к работе иер- вого Лнщецного пассажарс- кого автохозяйства. Именно оттуда мы получаем основ­ ное количество мягких авто­ бусов. Кстати, измалковское направление обеспечивают они. Не б а д у е т , нас и ПАТП-13. Кроме неурядиц, свяэан- нь1х с типами автобусов, часты случаи задержек ма­ шин в гараже. Здесь все ока­ зываются в одинаковом по­ ложении; и пассажиры не­ большого села Никольское, и крупных городов (Вороне­ жа, Тамбова, Тулы и др.). Елена Николаевна привела много примеров, когда по вине автохшяйства рейсы за­ паздывали даже на часы. В этом смысле примечателен недавний, своеобразный «ре­ корд», который установило третье автохозяйство Липец­ ка, предоставив автобус на Никольское с опозданием на... два ч.аса! Не просто ■складыва.ются взанмоотношения у работ­ ников автовокзала со своими партнерами и по во,цросу о транспортной разнарядке на очередной день. В диспет­ черской ее получают в луч-, шем случае накануне вече­ ром, а чаще — рано утром, когда уже (ничего нельзя по­ править: билеты в .предвари­ тельной кассе продаются за десять дней до отправления автобусов и всегда по мяг­ кому тарифу. Вот и полу­ чается, что в самый послед­ ний момент пассажиръ! вы­ нуждены снова толкаться у кассы, обменивая билеты. — (И еще об одном необ­ ходимо сказать, — добави­ ла начальник автовокзала. - Это маршрутная экипи­ ровка. .На многих машинах она о|тсутствует: нет трафа­ ретов с указанием места следования, не хвата­ ет накресельных чех­ лов, не всегда в салоне ав­ тобусов должная чистота. А ведь все это тоже обусловле­ но в договоре. Обеспечивать экипировку должны в авто- .Итак, мы выслушали од­ ну сторону. И .иредетает она, как можно заключить из предыдущего разговора, в роди страдающей. А что же думанэт по этому .поводу в автоцредприятиях, к приме­ ру, в ПАТП-1? ... Начальник первого пас­ сажирского автохозяйства Владимир Николаевич Сма- гия камнем преткновения во всей этой истории считает острую нехватку новой тех- — .Подвижной состав на­ шего аредприлтия находит­ ся сегодня в убогом состоя­ нии. Парк мягких автобусов мал (менее сорока единиц), пополняется крайне медлен­ но. в год мы получаем 2—3 новые машины, потребность же составляет 30—40. Вот и выходит, что то, чем мы располагаем, ни в коей мере не может удовлетворять на­ ших заказчиков. Учтите так- ' же, что кроме автовокзала мы рбслу|живаем еще пере­ возки по линии «Интуриста», всевозможных конференций, совещаний и сле'Ьов.. А сей­ час ^льшйнство наших ав­ тобусов на сельхозработах. Трудности эти нобъектив- ного порядка, они, безуслов­ но, понятны, однако только ими объяснять неудовлетво­ рительное состояние дел на автотранспорте не следует. Чистота в автобусах, к при­ меру, от этого не зави­ сит, а вот подумать о том, .как все-таки выйти из создавшегося. положения, ■всегда не лишне. К тому же есть и договорные обязателц: ства, которью надр . вьшол- — Да, договор у нас с автовокзалом заключен, — продолжал В. Н. (Омагин, — но взаимопонимания с его работниками мы добиться не (МОжем. У них к нам пре­ тензии, мы тоже вправе го­ ворить, что их диспетче!»- кая служба работает плохо. Иной раз звонят с самого утра, требуют автобусы, а у вас машины сняты на обслу­ живание, скажем. Всесоюз­ ного слета 'педотрадов. Ведь есть же в конце концов и ПАТП-,3, и автоколонна № 1415, не одни ,мы в го- — Или вот еще. В вы­ ходные дни мы, как у нас •говорят, «закрываем» много дополнительных маршрутов. Посылаем а(Втобусы, а они «остаются невостребова1Ш1ы- (Ми. Получается, что техни­ ку лишний раз попусту го­ няем, водителей с выходных срываем. -Такие претензии •у транс­ портников. Оказывается, не- ; •просто найти общий язык ( партнерам, если думать только о своих интересах. • ‘ Задал я В. Н, Смагияу и тот вопрос, да-эа которого, как гоЕорится, разгорелся сыр-бор. Почему крайними в этой неразберихе оказались самые отдаленные районы области — Измалковский и Долгоруковский? Неужто только потому, что они дей- стЕительно находятся с краю? — Измалковское направ­ ление страдает только из-за того, что это самый поздний наш выезд. Пока закроем другие маршруты, на этот рейс уже приличной маши­ ны не остается. Что же ка- сает.ся Долгоруково, то это не наша зона влияния. Кстати, Владимир Нико­ лаевич, как и подошедший к . .шнцу нашего , разговора его 3(аместителъ по перевоз­ кам Анатолий Иванович Сап- рьшии, пообещали, что в сентябре 'На Измалково будет ходить только мягкий авто- |Вышел ' я из кабинета на- чалши1ка ПАТП-1 озадачен­ ным. Получается, что и ав­ тохозяйство тоже в роли страдающего. Но, когда проходил мимо стенда с текущей информа­ цией да автопредприятию, мое внимание привлек при­ каз И: о, начальника ПАТП-1, главного инженера А Г. Манаенкова от 25 ав­ густа сего года, где черньш по белому было написано: «За последаее время имеют место нарушения даботника- ми ПАТП-1 правил внутренг него распорядка, имеют слу­ чаи необоснованных опозда­ ний на работу, оставле(Ние работы ранее установленно­ го срока, лреждецременного. ухода с ра&чих мест на перерыв...» Значит, дело не только в технике? Значит, есть и суб'ьективные причи- А может, их поискать и работникам автовокзала? Через несколько, дней ав­ тору этих строк пришлось самому оказаться в щэли пассажира, причем по тому самому маршруту —- измал- ковскому. Читатель уже то­ ропится воскликнуть; «Жес­ ткий автобус подали!» На сей раз нет, «Икарус» был мягким, 'зато мне продали билет на несуществующее в нем 44-е место. И такие курьезы 'бьтают! Когда автобус отправлял­ ся в путь, над привокзаль­ ной площадью снова разнес­ лось; «Пассажиры, отъезжа­ ющие по маршруту «Ли­ пецк—Елец»,* замените би­ леты, в рейс пойдет авто­ бус жесткий»... Итак, во,п- рос остается .открытым... Письмо в номер ЗА что МЕНЯ ОБИДЕЛИ? Дорогая редакция! Вам пишет Перцева Зоя Кирил­ ловна — ветеран и инва­ лид труда, проживающая в г, Задонске. По специально-, сти я зоотехник. Общий стаж работы у меня 35 лет, а не­ прерывный на одном пред­ приятии — 23 года. До лен- сйи мне осталось 1 год 6 ме­ сяцев. Все это время я ра­ ботала зоотехником по пле­ менному делу, а ' последние годы — начальником плем- отдела и ведупщм зоотехни­ ком. Я всегда чувствовала, что меня уважают специа­ листы и руководители (всех хозяйств района. 26 лет я член КПСС, многократно на­ граждалась почетными гра­ мотами и знаками «Победи­ тель социалицтичесдаго со­ ревнования», мне было при­ своено звание «Ветеран тру­ да». На районных ' праздни­ ках животноводов в докла­ дах первого секретаря рай­ кома КПСС и председателя РАПО не раз называлось мое имя как обеспечиваю­ щей вьшолнение планов про­ дажи государству шерсти и других сельхозпродуктов. р о вот случилась беда: 2 декабря 1988 года утром я спешила на работу и на об­ леденевших ступеньках под­ вернула ногу. Я упала и уда­ рилась головой о цементный угол. В райбольнице поста­ вили диагноз; сильное сотря­ сение мозга. Три недели я лежала в хирургии без дви­ жения. (Поставив меня ' ^ ь - чуть на ноги, выписали из больницы сразу же на рабо­ ту. Там, встретившись с ум­ ственным напряжением, мозг мой не выдержал... Я опять попала в больницу, где про­ лежала пять недель. Узнав от врачей, что эта болезнь про­ должительна, я попросила председателя РАЛО В. Н. Лакомова дать согласие на мой очередной отпуск для лечения в платной больнице за свой счет, но получила отказ. .Пришлось лечиться и одновременно работать. ‘Я |Не выде,ржав напора и угроз, я под диктовку тря­ сущейся рукой написала за­ явление на увольнение с ра­ боты до «сооственному же­ ланию». (И1так, я уже 4 месяца, с 15-го мая 1989 года, 'безра­ ботная. У меня в запайе >нет денег и никакого подсобно­ го хозяйства. З а эти четыре месяца, проведенные то до­ ма, то 'В больнице, я много задолжала денег людям, ко­ торые теперь уже опасаются давать мне взаймы. Я сей­ час как отшельник; сижу в четырех стенах своей ма­ ленькой однокомнатной квар­ тиры и плачу, плацу! П ла% от головной ооли и незаслу­ женной обиды, от того, что я уже несколько месяцев не шштила з а коммунальные услуги и платить нечем. Спросите, почему я не дош-, ла на другую работу? Я пы­ талась, но кто меня возь­ мет? Ведь оттуда, где я от­ дала все здоровье, меня вы­ бросили. Правда, нашлись добрые люди в райсобесе. Узнав о моей беде, они направили меня на обследование к вра­ чам (без моей просьбы). Вра­ чи дали заключение, что я неработоспособна, и област­ ная (ВТЭК определила мне вторую группу инвалидности по труду. Пенсию по (инва­ лидности я еще не я о л у т л а и не ЗШ.Ю, когда и в каком ,, размере она будет, а жить^ мне по-пракнему не на что. Дорогая радакция! Прощу вас, помогите! 3. ПЕРЦЕВА. В. ГРЯЗНОВ. Реплика ЗАЧЕМ ОБМАНЫВАТЬ ДЕТЕЙ? Мой сьш учится в ОПТУ № 23. Остановились мы с ним на этом учи,лщце не случайно: и профессии яе- плохие, и, честно говоря, немаловажным показалось то. что в отличие от дру­ гих училищ здесь обещают производить доплату (сти­ пендию) по 40—45 рублей, их якобы по договору учи­ лищу перечисляет базовое предприятие ОТЗ. Ооблазнились мы этим обещанием, и "что же? Сын уже в 15 лет столкнулся с ложью... Да, договор завод заключает с училищем, а вот деньги не перечнсЛяет. В этом году у детей была в июне практика на заводе — 50 процентов заработанной суммы им должны были вы­ платить, так же, как в ию­ ле — каникулярные... Де­ нег и да сей день нет. Кро­ ме того, должны перечис­ лять на сберкнижки детям ' компенсацию з а ужин, завт­ рак (тем, кто не пользуется столовой ПТУ), да за неис­ пользованные обеды в вы­ ходные и праздничные дни... Однако и это пол<шение со­ блюдается не всегда, пере­ числения идут мизерные. Но вернемся к стипендии. В прошлом учебном году де­ ти, не получив доплату за несколько (Месяцев, обрати­ лись За помощью в газету «Ленинец». Немного помог­ ло, но теперь вот опять «за­ тишье». Для других родителей возможно, ^ сумма 4 0—45 рублей и не очень ве-лика, а м н е . она дадмога, поскольку уже давно я вдова, по ин­ валидности получаю 65 руб­ лей. Кроме с ЛТЗ, ведет себя столь несолидно по от­ ношению к начинающим мо­ лодым рабочим, своей смене и шдежде. Е аш договор со стороны предприятия не будет вы- далняться, об этом, коне(Щю, узнают ВЫДУС1ШИКИ щкол, и как знать; откликнутся ли они в будущем на просьбы поступать в ОПТУ Хе 23? Г. ВОРОТНИКОВА. г. Липецк. Острый сигнал «вот ПРИЕДЕТ НАЧАЛЬНИК» Молочная 'ферма в волов- ском селе Панино не малень­ кая: 1300 голов крупного рогатого скота, в там числе 430 коров. Понятно, и объ­ ем работ По подготовке к зиме соответствующий: ведь большинство помещений да­ леко не новой постройки-. Как же справляются с этой зада­ чей ждаотнсдаода колхоза «Свобода»? Четырехрядный коровник встретил нас запахом мела и березовой стружки: колхоз­ ная строительная бригада только что законадла тут перебсрку полов и побелку. Звено из Т1>ех человек до сих пор работает здесь, обрезают доски на смонтированной тут же циркулярке —' собирают­ ся сбивать ворота. — Спорится дело? — Ш1кое там!—машет ру­ кой (ПЛОТНИК Д. И. 'Селищев. — Который месяц уже маем­ ся здесь. А работы не тан уж много... Выл бы лесома­ териал. По неделе сидели — Да и сейчас одна .осина и береза,—вступает в .разго­ вор его напарник. — ■Сосны, не говоря уж о дубе, совсем нет. А 1нам надо короба для транспортера ладить: навоз-*- среда агрессивная, не всякое дерево выдержит. —Все так и есть,—коммен­ тирует их жалобы председа­ тель колхоза И. Г. Кирьянов. — Но что мы можем сделать? По линии АПО в этом году не получили ни куба леса; нет фондов. Хорошо, хоть райло помогло, три вагона закупили у него. По, конеч­ но, этого мало, очень мало. На один этот коров­ ник, — председатель указы­ вает на соседнее раскрытое (одни стены остались) П 01 ме- Щенив, — нам нужно не ме­ нее семидесяти кубов. Не найдем до октября — ума не приложу, куда первоте­ лок ставить. Их у нас выра­ щивают на подряде, не соз­ дадим УСЛОВИЯ — сорвем до- (Самокритичность предсе­ дателя внушает симпатию. Можно рдаделить и его не­ довольство АЛО; ведь одна из главных функций послед­ него — материальное снаб­ жение хозяйств. А тут не только в .пиловочнике нуж­ да, но и в кирпиче '(лоЛ;Учи- ли его всего 60 тысяч штук, а потребность, как минимум, в пять 1^ больше), цемен­ те. Но ^ о т что удивление: ситуация со строй­ материалами вряд ли неожи­ данная для правления (и в прошлые годы АЛ(0 яе боль- но-то баловало колхозников (^ндами,), но оно, тем не ме­ нее, не ограничившись те­ кущим ремонтом, затеяло пе­ ред дамой зимой коренную реконструкцию коровника. На что надеялись? — А вот приедет кто-то из большого начальства, до­ смотрит на все это и прика­ жет помочь материалами, — простодушно отвечает Иван |Что же, надежды, как го­ ворится, юношей питают. Но поскольку Иван Григорь­ евич давно вьипел из юноше- двтель он достаточно опыт­ ный (пятый год — предсе­ дателем!), то бьшо бы полез­ нее сделать ставку на соб­ ственные силы. Как, скажем, добывают дефицитный лес более изво­ ротливые колхозы и совхо­ зы? Заключают прямые до­ говора с отдаленньши лес­ промхозами, сами заготав­ ливают древесину в ледах области. Конечно, хлопотное это дело, да и не хозяйст­ вам бы лесоповалам, зани­ маться, а созданному в дай- оне для этих целей коопе­ ративно - госудахютвеннрму строительному соединению . Но что делать, если ■оно не только не выполняет функ­ ции снабженца, но и со сво­ ими нрямьши обязанностя­ ми да строительству справ­ ляется не лучшим образом? В той же «Свободе», напри­ мер, второй год никак не пустят крайне необходимую для нормального' функциони­ рования свинокомплекса сис­ тему навозоудаления. Увы. за все длинное лето колхоз заготовил ■леса .^квально крохи, предпочтя обратиться в райпо. (Между тем, та дре­ весина предназначалась вов­ се не (ДЛЯ колхозов, а ицди- видуалкным застройщикам, которъш на большого на­ чальника надеяться, в отли­ чие от председателя «Свобо­ ды», не приходится: далеко им до начальников. Ну, а приезд «на­ чальства» ■ в «Свободу», наверное, все же был бы кстати. (Не .ост.аваться ведь коровнику без крьшш, а сви­ нарнику ■— без транспорте­ ра... А. КОЛЯДОЙ, соб. корр. «Ленинского знамени». .постоянно пила карвалол, его запах разносился по все­ му РАПО и дошел до каби­ нетов Лакомова и председа­ теля кооператива «Мясомол- пром» В. Е. Белова. Они мне предложили уйти с работы. Но я всю жизнь отдала лю­ бимому делу, не скопив себе средств даже на черный день. Вы, (Наверное, сейчас возмутитесь: какой черный день может быть в ■Советс­ ком Союзе! Да, он есть, и это я сейчас остро ощутила. Несмотря на все уг|юзы со стороны Лакомова и Бе­ лова, я с работы не ушла. Тогда они подключили рай­ ком .НПСС и обратились к моему непосредственному .на­ чальству в производственное объединение «Липецкое» по племенной.работе с требова­ нием осврбодать меня от дол­ жности, ибо районное руко­ водство юридической власти надо мной не имело. По это­ му поводу к нам выехали' начальник объединения «Ли­ пецкое» гН. Г. Каталова и ее заместитель В. Ф. 'Миля- ева. Обе они — заслужен­ ные зоотехники РСФСР, дад их руководством я работала и пользовалась их уважени­ ем. Зная мою добросовест­ ность,, они два д ая защища­ ли .мЬня, (Обращались к ле- чапщм врачам и доказыва­ ли, что я серьезно больна и меня надо лечить, и не да­ вали согласия на мое уволь­ нение, но сами п-одвертлись грубому (Нажим,у со стороны работников райкома и В. Н. Лакомова, который заявил; «Нам нужен здоровый спе­ циалист». ОТ РЕДАКЦИИ. На грустные размышления наводит это письмо. Всю жизнь отдал человек делу, был здоров — был нужен, а случилась беда — от него готовы с легкостью избавиться... Впо лне допускаем,что после по­ лученной травмы 3. К Перцева стала хуже справлять­ ся со своими служебными обязанностями, но неужели нельзя было отнестись к ней с пониманием н элемен­ тарной человечностью? Ведь все мы — не только на­ чальники и подчиненные, но и в первую очередь людц, и беда может постучаться завтра в ^любые двери. Хо­ рошо бы вспомнить об этом, прежде чем проявлять без­ участность к чужому несчастью. «МИНИ-ЗАВОДЫ» НА ДОМУ ЛИСИЧАНСК' (Ворошилов- градская область), 16 сентяб­ ря. (Корр. ТАСС А. Ковален­ ко). В домашних условиях можно изготавливать строи­ тельные шлакоблоки на уста­ новке, выпуск которой освоил местный завод «Строммаши- на». Сегодня партия таких агрегатов отправлена в торго­ вую сеть Донбасса. .Техника предложена в трех вариантах. Наиболее простые по устройству н небольшие по Механизированные установки размерам машины предназна- оснащены бетономешалками, чены тем, кто решил наладить пропарочными камерами, вред- выпуск шлакоблоков для себя, ствами для приготовления ра- Такой «минн-завод» стон- бочей смеси и выдачи готовой мостью 256 рублей, можно не- продукции. Один такой агре- ревезти в багажнике легковуш- •'эт способен выдать за день ^ ки. Стройматериала на средней ®олее шести тысяч штук бло- величины дом он заготовит «=* шлаков - отходов до­ за три дня. В двух ' .других производства, - а их конструкциях учтены запросы э Донбассе накопилось нема- строительных кооперативов, лб. Летним днем в кривое зер­ кало, сжатое рамой крутых берегов, смотрится выгоревшее от зноя подсиненное небо с полутемными тучами. Неизве­ стно откуда налетит шквалис­ тый ветер, сломает стеклянную! гладь воды, погонит пенистую волну на оголенные корни ста­ рых ив. В злую непогоду ре­ ка, словно очнувшись от тя­ желого сна, пытается разлить­ ся по широкой пойме, но не может. Нет той силы, которая была раньше, — ворочала она тогда мельничные жёрнова, легко несла тяжелые стрелец­ кие ладьи. Это Усманка, та самая ре­ ка, которой восхищались пер­ вая русская поэтесса Анна Бунина и ее племянник геог­ раф Петр Семенов-Тян-Шанс- кий, гидролог Геннадий Басов и писатель Константин Паус­ товский. Три с половиной ве­ ка назад у города Усмани до­ стигала она почти километро­ вой ширины. Еще в начале нашего столетия в многотом­ ном издании «Россия» сообща­ лось о ней как «весьма пол­ новодной и глубокой, питаю­ щей реку Воронеж». Из поколения в поколение усманцев передаются расска­ зы, теперь уже ставшие почти легендами, как люди береглр Малым рекам—большую жизнь БЕЗМОЛВНАЯ ВОДА свою реку, а местные власти строго наказывали тех, кто вредил ей. В бытность свою предводителем усманского дво­ рянства «взбаламошный граф Юрка Голицын» за поломку черемухового куста гнал по улице кнутом пьянчужку Вась­ ку Хрыкина. Гнал на виду у горожан, чтобы другим непо­ вадно было губить деревья. Сначала искупал виновного в реке, а потом вместо одного деревца заставил посадить де­ сять. Каждый год городские власти вместе с местным на­ селением укрепляли берега са­ женцами,, вскрывали родники, затянутые илом. Пленные тур­ ки с лодок чистили реку, вы­ резая косами камыши. На ок­ раине города в живописном месте находились купальни с дощатым настилом, раздевал­ ками, буфетами и лодочной станцией, где дежурили меди­ ки. В праздники за рекой уст­ раивались гулянья, Цгралр му- В наши дни ни о каком культурном отдыхе у Усманки нет речи. Из года в год ведут­ ся дебаты в городских верхах о сооружении в районе Даль­ ней Песковатки грибка' для укрытия от солнца, дощатого туалета и выезде общепитовс­ кого буфета с прохладитель­ ными напитками. Меняется, ру­ ководство, а пустячные вопро­ сы, которые можно решить моментально, ждут годами, обрастая бумагами и превра­ щаясь в глобальную проблему. В сороковые годы нашего века для Усманки наступила печальная пора. Сначала на ее берегах вырубили вековые деревья; В 1963 году на за­ ливных лугах появились мощ­ ные гусеничные тракторы с плугами. Перевернутый плодо­ родный ^слой оказался внизу, а снаружи лег буроватый суг­ линок. Начало такому «преоб­ разованию» положил совхоз- техникум, с опорой на науку посеяв мцогодетдде траву и отрапортовав. о получении в будущем тройного >(коса. Усманский старожил Яков ' Боровских на такие обещания зло и ехидно бросил ученым агрономам; — Ни шиша вы тут не по­ лучите. Только зря луг загу- . били и Усманке смертный при­ говор вынесли. За два года ее затянет илом. Следом за совхозом-техни­ кумом вверх по течению вспа- хал берега колхоз «^Великий Октябрь», а у села Москоцди опытная станция снесла с ли­ ца земли исток реки. На бес плодных суглинках долго ни чего не росло. Вешними па водками их сносило в Усман ку. Она мелела с каждым го дом. Скоро в отдельных мес тах ее стало легко перешаг путь. Только годы спустя на поднятой целине поднялся бурь­ ян. В довершение всего в селе Красном, перекрыв реку, соо­ рудили пруд. Совхоз-техникум перегородил, ее приток. Про­ мышленные предприятия горо­ да загрязненную воду сбрасы­ вали в реку, постепенно пре­ вращавшуюся в сточную кана- Наконец, несколько лет на­ зад началось нерешительное «лечение» Усманки. Расширени­ ем и углублением русла заня­ лось управление капитального строительства облисполкома. На ней появился 'земснаряд. Очистка реки велась непроду­ манно. Грунт выбирался, яма­ ми, неравномерно. На середи­ не оставались мелководные участки. Очистка реки никем не кон­ тролировалась. За явный брак подписывались Документы как за качественно выполненную работу. Бывало, земснаряд за­ мирал на несколько дней, а его подгулявшая команда на катере с громким названием «Буран» катала с песнями де- вищ После завершения очист­ ки по чьей-то команде начали укреплять берега. Прошли школьники, воткнули черенки ивы и тополя. За ними прб- еледовали их сверстники, по­ выдергивали посадочный ма­ териал и разбросали по реке. Так завершилась кампания по озеленению. В течение нескольких лет на левом берегу Усманки завод литейного оборудования возво­ дил очистные сооружения. В объект вкладывались крупные средства, но не соблюдалась технология строительства, все. делалось примитивно. Сегод­ ня положение на очистных со­ оружениях улучшается, но очень медленно. Берега Усманки в антисани­ тарном состоянии. Они пре­ вращены жителями в свалку. Тут строительный мусор, би­ тое стекло, прохудившаяся по­ суда, части ркавых кроватей — все, что выбрасывает город. Этот «музей» ненужных ве­ щей под открытым небом еще раз напоминает нам. как мы беспощадно и жестоко обра­ щаемся с окружающей приро­ дой и ее частицей — рекой Усманкой, которая,, несмотря на равнодушие людей, продолжа­ ет. очаровывать красотой. ' И если городские власти, санитарная служба, чиновники отдельных предприятий города равнодушно относятся к судь­ бе реки, то почему же горо­ жане, чья жизнь проходит на ее берегах, продолжают уби­ вать Усманку? В низине под Песковаткой зеленым остров­ ком плывет к реке ольховый лесок. Он является своеобраз­ ным накопителем водй, кото­ рой подпитывается 'р ека .' Его хозяин колхоз «Комсомоле!^ находится в )2 километрах города и не нуждается в нем. Поэтому горожане вольготно заготавливают здесь дрова. Городские власти на происхо­ дящее смотрят с безразличи­ ем. Ведь лес принадлежит не им. Нет до него дела и, мили­ ции. Если рубка деревьев бу­ дет продолжаться и дальше, то скоро тут образуется пус- ,Многие у нас живут по ярин- ципу: мол, страна наша бога­ тая, леса на наш век хватит, а вода она безмолвная, все стерпит. Вот такое отношение к природе и привело нас к экологическому кризису. Но больше нельзя оставаться рав­ нодушным. Немая река Усман­ ка взывает о помощи. А. БОРОВИК, внешт. корр. «ЛЗ». НА СНИМКЕ: жива пока Ус- Фото А. ЩУРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz