Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
20 августа 1989 г., 1^9,191 (18488) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ^ Л И Т Е Р А Т У Р Н А Я С Т Р А Н И Ц А : % /ЧЕНЫЙ СОВЕТ фа- \ кудьтета должен был звседать в актовом за- ле старого институтского кор пуса, выполненном, как и по лагалось бывшему реальному училищу, в величественно-ка зенном духе начала века. На стенах располагались в . ряд портреты деятелей отрас левой науки, удачно гармони руя значительностью лиц с общим оформлением зала. На этом номенклатурном фоне особенно легкомысленно и мо дерново выглядела сверкающая электронная аппаратура — многоваттяыё колонки, усили тели, элегантный синтезатор и пестрый, карнавальный раз вал ударных. Вечером здесь предстояла праздничная .дис котека, и .по сцене уже снова ли дискжокеи со шнурами, на скоро делали разводку и за питку аппаратуры, лепили са модельные «жучки» к замор ским «Хитачи» и «Ямахам», а их добровольные помощники, которые, впрочем, больше вни мания уделяли репетиции рок- кордебалета, терпелйво дер жали в руках и переносили с места на- место паяльники и тройники. Руководитель ан самбля, человек лет пятидеся ти, длинноволосый,- с седой бо родкой, сидел в первом ряду кресел' и пристально следил за тем, как девущки исполнякзт современный спортивный та- Внутрь заглянула пожилая уборщица со шваброй под мышкой. Придерживая створ ки держаком, слорно копьем, она бесцеремонно гаркнула на весь зал: —• Трофимовна, а, Трофи мовна!.. Ты деньги-то еще ще, не- получала за науку?.. Гля- ' ди, а то кассирша уж уходит. Ученый совет счас будет, дак велят торопиться!.. — Недосуг мне. Рая, — вы глянула шз за фикуса Трофи- ,, мовна. — Не в мусоре, же им ' сидеть, профессорам-то... — Дак они уж туточки,. в гардеробе пальты скидывают. Все одно еще больше намусо рят. Ну смотри сама, а я по лучать пошла... Кто-то на сцене скучным го лосом проговорил в микро- -— Раз-два, раз-два, убира емся, братва!.. — Ну вот, дождались бор- мотозавров фиговых! — недо вольно протянула белокурая девушка в трико. — Они тут сейчас бормотать начнут себе в кайф, а мы еще к выступ лению не готовы!.. Са-аш!.. — капризно протянула она, гля дя на руководителя, и с вы ражением досады на лице тряхнула плечами и сделала несколько быстрых резких пируэтов. ' — Так, закончили, закончи ли, девчатки! поднялся тот с кресла, энергично хлопая в ладоши, -т- Настройщики мо гут .остаться, а мы все в ко ридор. Репетицию я не отме няю, слышали?. Быстренько, девушки, быстренько!.. — и он первым пошел к выходу. В дверях между тем появи лись члены факультетского ученого совета. Чуть сторож нясь, они с отеческими улыб ками уступали дорогу изящ но трусящим навстречу де вушкам. — Здравствуй, племя моло дое, незнакомое! — громко продекламировал шедший впе реди высокий мужчина с ко ротким седым чубчиком. Он шел неторопливо, чуть выста вив вперед грудь, с выраже- ■ нием умиротворенности и до стоинства на лице. — Взгляии-ка, Иван Гаври лович, сама жизнь оставляет эти стены при виде ученых мужей. — Думается мне, Алек сандр Михайлович, здесь еще будет сегодня много жизни, — глуховато сказал доцент Бу ров. Лицо его, рыхлое, с при пухшими веками, поблескива ло от пота'. — Ну, ну, Иван Гаврилыч... Что-то ты сегодня?.. = Уж не приболел ли?_ — профессор Заирский покровительственно положил руку на плечо Буро ва. Тот с неловкостью увальня подался' было в сторону, но пересилил себя и лишь надул ся, неопределенно шевеля бро вями. Только что в вестибюле он уловил' шепоток за спи ной: «Сам Сатана явился на казнь, сценарий прежний...». И это кольнуло его в самое серд це. О, как. бы он желал сей час сесть где-нибудь в уголоч ке, чтобы стать невидимым, за лу и успокоиться, но Звир- ский настойчиво увлекал Бу рова за собой в президиум. Вперед выбежал длинный худой дипломник, схватив, стул, тут же' заспешил на зад, к окну. В ответ на недо вольное ворчание Трофимов ны он крикнул ей на ухо: - - Когда паны дерутся, те ща, нам лучше чубы свои по- дальше дёржать, ясно? ^ Дипломник был сутулова тый, в поношенной летней куртке, из-под которой с умыш ленной изысканной небреж ностью выглядывал • свитер. : Пышные пепельно-русые во лосы, круглые очки и тща тельно расчесанная борода придавали ему вид благооб разный, ученый и даже в не которой степени старорусский. Он устроился возле самого окна, вынул из кармана курт ки походные шахматы и стал не торопясь расставлять фи гуры. Потом повесил куртку на спинку стула и наскоро осмотрелся. Резко очерченные губы его тронула слабая улыб ка; «Ага! И Галка Звирская, профессорская дочка, заяви лась со своим замшелым «ан- женю». И зачем только. Ду ра, пошла к нему на дипло- мирование? После нынешнего «погрома» могут запросто и тему прихлопнуть. «Не могла к своему пахану обратиться? Или уж хоть к моему «утю- гю». Он посмотрел на сцену. Его отец доцент Буров сидел рядом с профессором, тяже лый и насупленный, словно персональный бюст. Сотрудник исследовательско го сектора Вадим Шестерухин и Раля Звирская остановились у окна. В президиум на сце ну Вадиму совсем не хоте лось. Для него сцена сегодня — ринг, а он чувствовал себя не в форме, не «разгоревшим ся* по-настоящему. Легкой победы он не ждал, страдаль цем же в глазах зала быть не хотел. Вдобавок смущала Галина. Она с такой убежден ностью смотрела на него, что он невольно тушевался, отсту- Склонившись к его плечу, она тихо спросила: — Ты очень боишься? — Не я один. Разве не за-, мечаешь? Тут же все вокруг полно страха, — без . тени улыбки пробормотал Вадим. ■— носта пяти процентов всех твердых частиц. Вы теперь понимаете, что весь сыр-бор вокруг злосчастных пяти про центов... Многие здесь прек расно понимают, чего стоят в любом вопросе эти самые ос татки. Тут ведь целая драма. Материальные и энергетиче ские затраты на погашение каждого остаточного процен та растут и растут. А так как перед людьми стоит не толь ко экологическая, но и энер гетическая проблема, то на каком-то этапе задумаешься: не переносим ли мы экологи ческие трудности, как гово рится, с больной головы на здоровую? А вновь предлагае мая система потребует боль ших энергетических затрат, это признает и сам автор. — Иван Гаврилович достал пла ток и вытер лоснящийся лоб. — Система Шестерухина .толь ко еще в зародыше, провере- чества, о приоритетах в нау ке. Как это писано у великих: «По форме — правильно, а по существу-то — издевательство». Да, да, именно так, товари щи. Ведь предлагается ориги нальная система, способная за держивать химически актив ные соединения, а мы ее от вергаем. Но, заметьте, мы вме сте с идеей и человека отвер гаем. Вы что же, не помните моей судьбы? Я двадцать лет , стучусь во все инстанции со своими разработками, посмеши щем институтским стал, вкус даже почувствовал к этой вой не. Что улыбаетесь? Я не бо юсь ничьих мнений. Итак, про фессор Звирский предлагает нам забить сейчас молотком «высунувшийся винтик», заста вить творческого человека ра ботать впустую, в стол. Это ли, товарищи, по-государствен ному? Не-ет, я бы на месте Вадима Ивановича о_подобных Вл, Кортиков Глава из повести и явном СОВЕТЕ Одни боятся ёаснуть на сове те, другие — плохо выгля деть. А я ведь почти не спал сегодня. — Ну, пожалуйста, прошу тебя, Вадим! Ты сейчас сам не в своей тарелке. Папа, вон уже приглашает. Запомни, если станешь говорить сум бурно и вообще отвлекаться, я дам тебе знать — помашу рукой, хорошо? Но ты дол жен все время смотреть в мою сторону. Я сяду вон у окна, с Игорем. Он улыбнулся, нежно дот ронулся до локтя и быстро, не оглядываясь, пошел к сцене. Звирский и Буров си- Дёли в тени огромного фику- сЛ, который, видимо, для со лидности придвинула к пред седательскому' столу Трофи мовна. — Ну что ж, товарищи, ви димо, пора начинать. Две тре ти членов совета в сборе, — встал Звирский и покосился на ребят в глубине сцены, у которых в . это, время возбу дился и низко замычал уси литель. — Мы тут немножко самодеятельности мешаем, так что давайте пооперативней. Дело, собственно, ясное, по крайней мере, для меня. Речь об утверждении одного из двух альтернативных техно логических решений. Предло жены две системы очистки газов. Одна и сейчас эксплуа тируется на заводе меха ническая. Ее автор — доцент Буров. Другая предлагается Вадимом Иванрвичем Шесте- рухиным, кстати, учеником Бурова. Это генератор уль тразвуковых колебаний. Дол жен сразу заметить, что, .не смотря на компактность и определенные удобства,' си стема прошла лишь стендо вые испытания и еще не ап робирована. Она к тому же вызывает и ряд возражений. Впрочем, об этом несколько позже. Хочу сразу подчерк нуть: дробление тематики не допустимо, прртив этого воз ражает наше Министерство. Таким образом, вопрос ставит ся ребром; «или — или...» Компромиссы, ув14^ здесь ис ключены. Надеюсь, подобная твердость позиции никого не смутит, ведь речь об экологии, о людях, о среде их обита ния, о Ноосфере,. наконец... Звирский оседлал своеГЬ лю бимого конька и увлекся. Он любил говорить отвлеченно,^ с упором на глобальные проб лемы, живым проникновенным голосом опытного лектора, не изменного любимца аудиторий. Было видно, что это •эк- , спромт, но экспромт вдохно венный, опьяняющий его са- Галя со вздохом откинулась в кресле и посмотрела на Игорь Буров почувствовал ее взгляд, поднял голову и. положив шахматы на колени,, усмехнулся. ^ > — Интересно, все-таки. Га лка! Вот я сейчас играю сам ' с собой и, чтобы' не чистые под давки выходили, давлю инфор мацию, быстротой решений. Давлю и не могу, хоть убей! Где-то глубоко во мне цензор сидит. Боюсь его и всё. То и дело совета спрашиваю. Вот бы кого убить в себе надо... Да нет, я так не считаю, .— задумчиво проговорила-Га ля. — Лучше все-таки быть - трезвым дипломатом. — А по-моему «блиц» и трезвость несовместимы. Вон, смотри-ка, в действие уже вступает тяжелая артиллерия. Галя подняла гЛаза на сцену. К трибуне вразвалку шел доцент Буров. Он по-бо гатырски легко отодвинул в сторону сорокаваттную ко лонку и, положив локти на края трибуны, оглядел зал. — Сейчас правду-матуш- ку резать станет, усмехнул ся Буров-младший. — Все-таки любит мой пахан это дело!.. Но, заметь, за его однокле точной Рросдотой протаскива ется то, что в первоисточни ках зовут «крестьянской дип ломатией». Он хоть правду и говорит, да не всю — самое главное про себя утаивает. Людей «заведет», перетянет на свою сторону, а оказыва ется, все усреднено с точ ностью «до наоборот». — ...Я, товарищи, ваше вни мание долго занимать не со бираюсь, ~ говорил между тем Буров. — Значит, име ются у нас две системы очи стки. 'Одна — простая и понятная, механическая, она уже работает, уж е ' избавляет городской воздух от пыли. Задерживается больше девя- на на уровне стендов и не имеет реальных привязок. Тут же мороки столько, что!.. Буров продолжал о чем-то бубнить, но Звирский уже не слгаал его. Вадим вышел на трибуну. — Тут вот сейчас Иван Гав рилович об экономии энергии говорил. Но из доух проблем, энергетической и' экологиче ской, более важной, жизненно важной, мне представляется вторая. Ведь то, что Иван Гаврилович' сегодня девяносто пять процентов пыли улавли вает, — далеко еще не реше ние проблемы. А сернистый ангидрид, а сероводород. а цианиды, экрилнн, фенолы? В этом химическом коктейле бы- что предельно допустимые кон центрации вредных веществ во время стержневых выбросов превышаются в десятки раз! Вы понимаете, что это зна чит? Это коварнейший, неви димый, почти ничем не улови мый набор ядов. Как бы не кий технологический СПИД... — Вадим на секунду запнул ся, словно оробев перед неча янно вырвавшимся у него сло вом, но тут же 'с воодушевле нием продолжал. — Да, да, именно СПИД, поскольку эти тонны канцерогенов с такой же неумолимостью ослабляют иммунную систему человека. Вот с чем надо боротьсч-то1 Галя, поняв, что наступил критический момент, стала ма- хать ему с места обеими ру- — А ты, я смотрю, как на рок-концерте балдеешь, подру га, — с одобрением покосился на нее Игорь Буров. — Ну-ка, сделай еще «к о з^ пальчиками, знак Сатаны. — Заносит же его... — раз- досадованно прошептала Гйля. — Давай-ка, маши-и ты! — Нет, думаю, не надо! — с глубоким убеждением сказал Игорь. — Зря все это. Никто не слушает его, посмотри. Тут люди «выключаются» профес сионально. И моего пахана то же не слушали. Публика ждет главного — «клубнички». Галя, с досадой толкнув в плечо Игоря, привстала и при нялась энергично размахивать. обеими руками. Только теперь Вадим заме тил ее, осекся и замолчал. Тут же поднялся из-за стола ее отец, который, вероятно, толь ко и ждал подобной паузы. — Итак, товарищи, неотвра тимо приближается итог на ших хлопот. Мы выслушали здесь два мнения по поводу принципиально различных схем очистки, — сказал он. — Каж дое из них в известной мере полезно для практики, хоть в каких-то аспектах и уязвимо, разумеется. Что касается ме ня, то я ЛИЧНОг буду голосо- вать за принятую 'уже меха ническую очистку. Во всяком случае, именно наши заводские заказчики выбивают для инсти тута финансирование науки, им и решающее слово. Что ка сается новых идей Вадима Ива новича... Думаю, они со време нем завоюют себе признание, если достойны того. Так. во всяком случае, было всегда в прикладной науке... Теперь же, есЛи никто не желает выска заться, начнем "гайное голосова ние и передадим бразды прав ления счетной комиссии во гла ве с Николаем Павловичем Пешкаревым... Звирский кив нул головой и приятно улыб нулся кому-то в зале. — Нет, нет, минутку! — раз далось в это время торопли вое восклицание из первых ря дов, и в проходе появился не большой крутоголовый, лысею щий человек с красной пап кой под мышкой. — ...Я еще хочу добавить, ~ сказал он, решительно направляясь к сце не. — Тут есть ф1ин непрояс ненный момент, Александр Ми хайлович... Звирский чуть поморщился. В зале поднялся легкий шум. — Только, знаете, не забы вайте-ка о регламенте. Сергей Дмитриевич, — сказал профес сор. — Кое-кому пора уже на занятия, да и аудиторию осво бождать надо. В папке у вас что, тезисы? Послышались легкие смешки. — Да нет, я без тезисов, ■ экспромтом. Я знаю, какая тут мне слава создана: скандалист, сутяга. Знаю, знаю, не надо! — Он поднял руку, как буДто заслоняясь от протестующего шума. — Ничего, мы — «псков ские», изъясняемся по-просто- му... Вот тут профессор Звир ский вдохнойенно говорил о Ноосфере; о будущем челове. вещах не молчал. Да, да,-здесь же очевидный подрыв социаль ных устоев, здесь утверждение элитарности силой. Почему вы, товарищ Звирский, поставили дебя над факультетом эдакимг «третейским судьей»? Стыдно' и больно! Ведь вы были у нас - когда-то олицетворением нова торства, ' творческого горения, истинным генератором идей. Куда же все этр ушло? Полу чается, что ученый совет на чинает работать не на дело, а лишь на своего шефа. А в на ших-то тепличных условиях че ловек очень даже быстро ме няется... — тут Сергей Дмит риевич доверительно понизил голос и наклонился к микро фону. — Его меняет само ок ружение, понимаете?.. Эти вот подпевалы с^еди нас, эти хо луи и аллилуйщики всегда, при всех режимах хорошо жи вут. Это как бы некие жре цы благополучия, которые на вевают на нас с трибуны «сон золотой», прячась за фигуру очередного лидера. Уж очень уютная рядом тень образует ся. Там, как говорят, и отды хать сытно, и никому не вид но . Вот она, народная прав да-то, не элитарная!.. «Понесло, понесло бедолагу», — прислушиваясь к оживлению в зале, с непонятной горечью думал Буров. — Теперь Ва диму не устоять. От таких «единомышленников» получа ешь главные удары...» — ...Да Буров давно уже занимается, простите меня, лов лей блох, — иронично говорил тот. — Посмотрите-ка„ он в ву зовских сборниках тискает по десятку Статей, просто чтобы Держаться «на плаву», для переизбраний. Ну, а цена-то этим сборникам, вы жё сами знаете. Мусор... Все трубят сейчас о Василии «серого» ис кусства, но почему-то никто не говорит о «серой» науке. — Погодите, погодите, Сер гей Дмитриевич! ~ не выдер жал профессор Звирский. — Ваш полемический задор нам хорошо знаком и даже кое- кому здесь по нраву, но давай те все-таки помнить об эле ментарной культуре дискуссий. Критиковали вы меня, я вас внимательно слушал, не возра жал. Но теперь я чувствую се-'^ бя вправе высказаться, пос- . кольку вы допускаете бестакт ность уже в адрес уважаемого человека, доцента Бурова. Нет, нет, дайте же и мне ска зать!.. — поднял он руку, за метив нетерпеливое движение Пырьева. — Я вам отвечу пО существу. Вот вы упорно на зываете научную работу Буро ва пустой, однако его уста новка успешно эксплуатирует ся. Помните-основной тезис те орий познания; «Практика — критерий истины». Больше мне к этому^ добавить нечего... Те перь второе. "Вузовские сбор ники, извините, не свалка для мусора, а возможность опера тивно, без проволочек издать работу в любом удобном объ-, еме и в необходимой полноте. Наконец, третье. В тоннах и тоннах научной руды может промелькнуть алмаз, который оправдает даже неизбежные «проходные» публикации и ру тину. Вы понимаете меня? Это опыт истории науки. И давай те-ка, Сергей Дмитриевич, с бо льшим уважением относиться к людям. — Не убедили^ тут же задиристо воскликнул Пырьев, — Нет, Александр Михайлович, не убедили, хоть и завернули крепко. Высоко-о, завернули! Но не выше ли будет, если вы со своими научными «генера лами» не опускаться будете до среднего уровня, а этот вот, последний станете поднимать до своего профессорского. Вот вы же не хотите впускать Ва дима Ивановича в свой адми нистративный круг, а он этого, ох, как достоин! Он и энерги чен, и интеллигентен, и плодо вит. В чем же Дело-то? —Пожалуйста, я готов отве тить. Ваш протеже, конечно, в научном отношении одарен. Однако, простите, он еще сли шком молод и не имеет дол жного морального веса в на учных сферах, у наших «спон соров». — Теперь мне все ясно, — значительно проговорил Пырь ев, с иронией разглядывая Звирского. — А именно то, что истинных причин конфлик та здесь просто не прозвуча ло. Все скрывают главные ар гументы. Даже Вадим Ивано вич не отважился назвать ве щи своими именами, что ме ня особенно удивляет... — Пырьев взял свою папку под мышку и совдел внцз. — Ну, наконец-то!—с картин ным облегчением развел рука- Д1И Звирский. — Если и не убедили наш институтский «дух отрицания и сомненья», то хо тя бы убедились в исчерпанно сти его доводов. Николай Пав,- лович, прошу вас, собирайте бюллетени. Будем считать го- Уловив шумок в зале, стали заглядывать в прикрытую дверь студенты. Потом любопытству ющие головы исчезли и в зал п()осунулась знакомая уборщи.- — Трофимовна! — снова при глушённо прокричала она. — Касса- открылась. По твоей те ме жалованье выдают... — Счас я! — отозвалась со сцены Трофимовна. — Вона сколько бумаг опять порвато!.. — И она энергично смела со стола президиума оставлен ные листки. — Что это за нонсенс, Иван Гаврилович? Неужели уборщи- цы у нас получают по науке? — озадаченно повернулся к Бурову Звирский. Они уже опу стили свои бюллетени и те перь стояли у окна-витража. — Кажется, это хлопоты на- ■шей институтской хозчасти, — глуховато пробормотал тот. — Платят уборщицам мало, а хо рошую техничку сейчас не кай- ти. Вот и навязывают кой-ко му на темы таких «лаборан- . — Приношу хвалу тебе, о многострадальный ишак нау ки! — картинно возвел руки к потолку Звирский и повер нулся к Вадиму. — Я что хо тел тебе сказать, Вадим... — твердо глядя ему в глаза, про говорил профессор. — Ты та лантливый парень, но все-таки надо быть Поскромнее. "Гебе это только поможет, поверь моему личному опыту. Вот смотри, начнешь ты сейчас бо рьбу со своим учителем, а раз ве люди это одобрят? Взыгра ют амбиции, пустишься во все тяжкие и кончишь «обличите льной философией», на манер Пырьева^ Поверь мне, настоя щего дела без авторитета се годня не сотворить, тем бо лее, что ученые звания чрез вычайно Девальвировали. А впрочем, я склонен верить в твой успех, В адим .---- Звир ский неожиданно светло, по- доброму улыбнулся. — Я ведь не случайно посоветовал доче ри идти на диплом именно к тебе. Уверен, что за ультразву- 1 ковой очисткой ~ будущее, хоть й не самое близкое. Во всяком случае, оно неизбежно. В общем, дерзай!.. — Звир ский по-сВойски хлопнул Ва дима по, плечу и отошел. — Что он тебе сейчас гово рил? — подходя быстро,- В необыкновенном возбуждении спросил у него Пырьев. ■— А!.. Все то же, — ломор- вдился Вадим. ~ Предлагает перенимать опыт у более ис кушенных мужей науки. — Я так и думал! Значит, все-таки не считает твои раз работки Пустячком, — убеж денно проговорил Пырьев. — В противном случае он поре комендовал бы тебе подсуе титься, выйти на институтский совет и послал бы под верную гильотину. Опыта, говоришь, предлагал поднабраться?.. Зна чит, постригает в «свой» клан. ' Это называется — адаптаци онный. синдром. Но не подда вайся, Вадим, дави на него жестко и однозначно. Имей в виду: люди, которые в . таких обстоятельствах поддавались, Постепенно исчезали с научно го горизонта. Того же Буро ва возьми. Ч — Не знаю, ле знаю, Сер гей Дмитриевич, — мрачно про говорил Вадим, чувствуя уже сейчас себя соучастником ка кой-то дурно пахнущей сплет ни. — Так ведь и мать род ную заподозришь в коварст- ■ве. Нет, не способен я в такие хитрости верить, честное сло- Да не прячься ты в пе сок, Вадим! Имей мужество смотреть правде в глаза!!, Ду маешь, мне самому не тяже ло от всего этого? Только йо гой и спасаюсь. Да,- да, ,чест-. ное слово! Пять минут расслаб ления — и полтора скандала бесследно смыто в Лету. '‘Лад но, пойду, а то тебя вон уже ищут, — поспешно добавил Пырьев, увидев приближающу- юся Галину... — Ты зачем открыл окно? ■— спросила подошедшая Галя и отвела рукой портьеру. ~~ Не стой сейчас здесь. Проду ет и окончательно разболеешь- — Тут душно, как в предбан- — Вадим, нет, ты настоящий подвижник! Я так хотела бы тебе помочь! ■ — Да что я, без кулаков? И не сочувствуй мне, ладно. Мне твой отец сейчас говорит, поперек батьки в пекло не лезь. А он-таки прав, прав! Ты видела когда-нибудь картину Брейгеля «Падение Икара»? Там такой тихий' залив изоб ражен в ясный день, и ниче го, ничегошеньки не происхо дит. Понимаешь? Это верши на падения! Когда ничего че ловек не изменил в этом ми ре, не встряхнул его, даже нет ряби на воде. Ноль. А ситуа ция-то похожа!.. Брейгель пи сал На излете догматического средневековья и показал, что бывает с высунувшимся. Тут система работает. Они же про сто «приглушают» тебя, пока ты еще дергаешься,, как будто подушкой рот зажимают, а когда ты уже выдохся, тогда отпускают. Нет, они свои ру ки преступлением не марают, они просто- превращают чело века в оскопленное существо,'" в полуфабрикат будущего бю рократа. И ты думаешь, сог лашусь на сытую кормушку? Нет уж, дудки! Можешь так и передать своему отцу. Я все равно как-нибудь, да состоюсь, увидишь. Хоть через, отрица ние, хоть через ■ самоустране ние, а состоюсь! ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ я» в октябре мы будем торжественно от мечать 175-летний юбилей великого рус ского поэта М, Ю. Лермонтова. НА СНИМКАХ; пейзажи Родины; Моск ва. Памятник М. Ю. Лгамонтову. Скульп тор И. Д. Бродский. 1865 г. Фото В. СОБРОВИНА. ..Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез...» М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Сергей - Панюшкин Живу немало лет на свете, помню; Селянами оратаи звались; И сельский храм средь поселений скромных Стоял держало куполами ввысь. А небо и торжественно, Без горестных промышленных дымов, И выхрдил один я на дорогу — Полпред земли, посол из всех послов. Еще нё'знал, что есть на свете цепи, Не якорные цепи, а для ног, И Лермонтов великий из Подстепья Небесный глас созвездий слышать МОГ..Г Куда несет нас рок событий?!.. — Тревожился поэт уже другой, Когда рвались связующие нити Эпох,,'Времен... И он уже — ИЗГОЙ. С землей и н^ом нету связи кровной, Теперь уж Андрей Новаков ЧТОБ НЕБЕСА ОЗВУЧИТЬ... Я. Емельянов МЙКРОБАСНИ ПРОДОЛЖАЯ КРЫЛОВА Однажды Волк в дороге притомился И из ручья воды напился. Вдруг видит в стороне Ягненка... «Ого! — решил. —■ Богатая сторонка! Тут есть полакомиться чем! Ягненка этого я съем!» «М-е-е!» — слышит. «Цыц! Молчи, щенок!» И... еле ноги уволок: Так прихватило, так скрутило. Что сил до леса не хватйло... Наказан Серый был жестоко; Пал жертвой заводского ОПРОВЕРГАЯ СЛУХИ Нет у него души?! Поверим ли молве? Тут явно мостик Истины нарушен. Есть у него душа! И даже две! Поскольку он всегда был Двоедушен... ПЕТРОВСКИЙ ПАРК Петровский парк прохладой лип сосредоточен,. Обилием теней и световых полян, Осенней краснотой неспешно оторочен, И гулкой тишиной степенно осиян. Над ним я проплыву — скрипи, железный обод — На чертовом, большом, счастливом, колесе, Я ощущаю вновь и высоту, и робость, И холодок я груди... Бог знает что вообще! На мертвой точке, где поближе мирозданье. Оторопев, замрет, наверное, любой. Схватившись за скамью, -от жуткого желанья. От сладости такой: лететь вниз головой. Пестрит Петровский парк волной аттракционов. За кронами дерев виднеется река. Как благостно вокруг, но все же неуклонно К задвижке на двери ползет моя рука... Нет дела до Петра в разгар такой погодки — Мерещится один из девяти кругов. Воздушная волна, спасай в небесной лодке. Крепи поручней "борт на стену облаков. ЧИСЛА в ваших черны:; круглых лапах, В ломких, тоненьких телах. Типографский резкий запах мне напомнит о делахч Вы являетесь дилеммой. Спором сердца и ума. Геометрией Вселенной в знаках тайного седла. Вы течете черн;^ кровью скврзь века, вперед стремясь. Громоздитесь мудрой дробью, Вниз спускаетесь, делясь. Гоните, не покидая, в самолетах, поездах. Кристаллически мерцая на табло или в часах. Вы — осенние деревья. Сетка черных мертвых сот, - Смотрите на нас издревле С одинаковых высот. ЭКЗАМЕН Запретная пора, запрет ’ в тебе самом. Гранитный парапет и тусклый шар гранитный. Перед тобой река чернеет. Да.чьний гром напомщт школу и возню ' с электролитом. Как скверный ученик, не знаювдий билет, А.вытянешь другой ~ не сделаешь погоды, Но все же небеса еще даруют свет, Предчувствие тепла и внутренней свободы. Экзаменуй меня, прохожий, не жалей! Куда уходишь Ты, . • - презрительно сутулясь, Прими экзамен верб, экзамен тополей. И каменных домов, и угловат^Ых улиц, , Вот солнце увезло стекло на «Жигулях», А молнии все нет, хотя нависла туча. И в атмосфере; там, в предгрозовых слоях, Бог легкие надул,- чтоб небеса озвучить. ВЕСНА 1. Блестит пустой лияолиум террасу , Двухчасовой в больнице * ' «мертвый час». Весенний лес. ,, . Продавленный матрац. Четыре пары утомленных длаз. От люстры тень , ■ причудлива сейчас. Мерещится то зверь, то папуас, И светотени рваные края — Тропических растений острия. Зло санитарка звякает ведром, Из форточки гудит грачей содом. ' С потерей обязательного сна. Слились в одно: больница и весна. За рамами подпалина снегов• спускается слоями в темный ров. ■, И смотрится в полупустой графин , больного неба тусклый парафин. Созвучные времени Есть глубокий исторический смысл в том, что сегодня на ша страна, рвущая путы тота литаризма, чтит память своих великих поэтов, жрецов тра гической музы боли и гнева. Нынче народ склоняет головы перед священной памятью ве ликого поэта земли русской Анны Ахматовой, столетие со дня рождения которой отмеча ет по решению ЮНЕСКО весь цивилизованный мир. Набат ным колоколом звучат сегодня многие ахматовские строки, вписываясь в тревожный и гражданственно-страстный гул нашего «перестроечного» вре мени: «Мы знаем, что нынче лежит на весах и что совер шается ныне. Час мужества пробил на наших часах, и му-' жество нас не покинет...» Эту набатность и граждан ственную страстность интона ции Анны Ахматовой, так же, как и ее гордую жертвенность, истинно русскую самоотречен- ; ность и открытость чувства, необыкновенно чутко улавли вает современная музыка. Еще прошлой осенью в Кон цертном зале имени Чайковс кого в Москве впервые было исполнено крупное произведе ние известного московского композитора среднего поколе ния Георгия Дмитриева «Ста- бат Матер долороса» на сти хи ахматовского «Реквиема». Эта богатая партитура для со листов, хора, оркестра, органа, гитары, ударных впервые яви ла миру величие трагиче<2 ой музы АхмаТовОй в достойном музыкальном облачении. Юбилейные ахматовские тор-- жества ознаменовались музы кальными премьерами еще... трех «Реквиемов». В Лени;нгра- де прозвучал «Реквием» одно го из лидеров современной ле нинградской школы, пятидесяг тилетнего Бориса Тищенко и совсем "молодого композитора Зои Раздолиной, в Москве — «Реквием» лидера так назы ваемого «третьего направле ния» Владимира Дашкевича. Без преувеличения можно ска зать: этот венец музыкальных творений - - знак' глубокого благоговения народа перед па мятью великого поэта. Скажу особо о «Реквиеме» Дашкевича. Созданный для уникальной эстрадной певицы Елены Камбуровой и оркест ра с мужской группой хора, он знаменует собой, как мне кажется, внушительный при ход эстетики «симфо-рока» в советское искусство. Еще полгода назад Влади мир Дашкевич поразил слуша телей своим вокальным цик лом «Сохрани мою речь» на- стихи Осипа Мандельштама,- созданным в эстетике «третье- - го направления» и также ис полненным' Еленой Камбуро- И вот «Реквием». Впервые, московское «третье направле ние» получило возможность вы ступить с симфоническим орке стром. Им стал Государствен ный оркестр кинематографии СССР под управлением Эмина Хачртуряна, оркестр, .распола гающий обширной группой.син-.-. тезаторов и современных элек тронных инструментов. Недавно впервые звучали во кальные циклы Бориса Чайков ского и Игоря Егикова на сти хи опального Иосифа Броде- • кого — такие разные, совер шенно полярные по средствам выражения, но несущие б.ааго- родную идею во.звращения ли тературных сокровищ в лоно , русской культуры. Был испол нен и прекрасный вокальный ■ цикл «Зимние песни любви» на стихи Бориса Пастернака та лантливого молодого компози тора москвича Владимира Ря- Мир звуков распахнут нав стречу времени. Море новойГ' /ВЫСОКОЙ поэзии хлынуло в большую музыку наших дней. Т. ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО, музыкальный критик.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz