Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Л енинское знамя Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 72-й год издания Воскресенье, 6 августа 1989 г М 179 (18 476) Цене 3 коп. Речь М. С. ГОРБАЧЕВА по завершенми работы первой сеси Верховного Совета СССР с заключительным сло вом на сессии Верховного Совета СССР выстуг|ил М. С. Горбачев. Вопросы повестки дня первой сессии нового Вер ховного Совета СССР, ска зал он, исчерпаны. Нам • предстоит разойтись на ка никулы, хотя это понятие может быть применено сей час, я Думаю, с большой до лей условности. Ведь коми теты и комиссии Верховно го Совета, Президиум и ап парат должны продолжать свою деятельность, проде лать необходимую подгото вительную . работу, которая позволит 'обеспечить выпол нение обширной законода тельной программы, наме ченной на вторую сессию Верховного Совета СССР. Нам предстоит жаркая, на полненная напряженным тру дом осень. Как оценить итоги двух месячной работы первой сессии Верховного Совета СССР? Знаю, есть разные суждения на этот счет. Ни кто. однако, не станет оспа ривать, что Съезд народных, депутатов, а затем и первая сессия избранного им Вер ховного Совета стали пере ломными .бобытиями в жиз ни страны. У нас теперь есть не парадные, а дейст вующие органы народного представительства. Есть все союзная трибуна, с которой свободно звучит голос депу татов, выражающих надеж ды, чаяния и волю всех сло ев советского общества. Тем самым заложен надежный фундаме>нт/социалистическо- го правовщо государства, упрочены гарантии необрати мости перестройки,- созданы надежные политические пред посылки для решения ее ключевой задачи ~ соеди нения социализма с демо кратией. -Сегодня мы с вами мо жем констатировать, что подтвердилась правильность самого замысла перестрой ки высших органов государ ственной власти страны. В основу его, как извест но, была положена ленинс кая мысль о соединении пре имуществ советской систе мы с выгодами парламента ризма. И если до сих пор могли быть сомнения в воз можности реализовать эту идею на практике, то теперь, думаю, для таких сомнений места не осталось. - Съезд показал себя мощ ным орудием народной во ли. способным на демокра тической основе решать са мые важные, конституцион ные вопросы нашего госу дарственного и общественно го развития. В равной мере будет справедливо отнести такую оценку и к Верхов ному Совету СССР. Можно ли считать еессию - Верховного Совета продол жением и углублением рабо ты Съезда народных депута тов? Это не риторический вопрос, он все время стоит в повестке дня, и мы слышим разные на него ответы. Вы сказывались сомнения, спо собен ли Верховный Совет быть выразителем идей Съезда, компетентно пре творять в жизнь намеченный им курс. . Представляется, что всей своей работой сес сия продемонстрировала при верженность этому курсу, делала все, чтобы воплотить его в жизнь. ' Мы пытались привнести в работу Верховного Совета СССР максимум профессио нализма. йе в ущерб связи . с массами выйти из митин говых форм обсуждения вол росой. И это, как мне ка жется, тоже в основном уда лос |. Поэтому можно с пол- . ным основанием сказать, что найден действенный ва риант постояннодействую щего высшего законодатель ного, исполнительного и контролирующего органа власти, претворяющего в жизнь курс, намеченный Съездом. Не оправдались- и опасе ния, что Верховный Совет обособится от всего более чем двухтысячного депутат ского корпуса, превратится в какую-то замкнутую- кодле- Практически в работе каждого совместного или раздельного заседания палат Верховного Совета участво вал представительный отряд народных депутатов — «е членов Верховного Совета СССР. Они имели полную возможность участвовать в дискуссиях, вносить свои предложения, реально вли ять на ход обсуждения и принятия решений. Тому свидетельство и сегодняш нее наше заседание. Сло вом, преемственная свявь между Съездом и Верховным Советод* СССР не ослабля лась и в этой сфере. При подготовке новых структур высших органов власти мы исходили из того, что основная проработка проблем будет осуществ ляться в комитетах и комис сиях Верховного Совета. И в этой части концепция по литической реформы подт вердила свою жизнеспособ ность. Более 900 депутатов в комиссиях и комитетах раз вернули многоплановую ра боту, причем половину их составляли народные депу таты — не члены Верховно го Совета СССР. Широко привлекались к этому . делу специалисты, видные ученые из различных отраслей зна ний. Создавался творческий потенциал, который был не обходим для рассмотрения той или иной проблемы. Хочу, однако, подчеркнуть, что возможность этой фор мы функционирования на родной власти реализована пока далеко не полностью. Думаю, вы согласитесь с та кой констатацией. В даль нейшем удельный вес рабо ты комиссий и крмитетов в общем объеме деятельноцти Верховного Совета ООСР будет возрастать. Отмечая эти несомненнб позитивные и одень важные итоги работы Съезда народ ных депутатов и Верховного Совета СССР, мы с вами должны ввдеть и недостат ки, слабости в их организа ции и фу 1 Нкционировании. Не всегда мы были организо ванными, что приводило к потере драгоценного време ни. И в печати, и в обраще ниях граждан указывалось на. симптомы таких парла ментских болезней, как из лишняя словоохотливость и склонность к высокопарным речам, а иногда, напротив, недостаток парламентс кой культуры в общении друг с другом. Наши новые высшие ор ганы власти, конечно же, да леко еще не достигли пол ной своей мощности, не ис пользовали весь залоз^енный в них потенциал. Но нельзя не видеть и того, что, едва начав свою деятельность. Верховный Совет бувваАно изо дня в день на глазах у МИЛЛИОНОВ' людей, наблю дающих за его работой, при бавляет обороты, демонст рирует углубленный подход к решению проблем. Более крупными по политической значимости и компетентньши по конкретному содержанию становятся выступления с этой трибуны. ' Повьппается уровень дискуссий и их ре зультативность, на заседани ях комитетов, комиссий й палат депутаты овладевают искусством законодательной работы, набираются опыта. Сяором, общее впечатле ние от первой сессии Вер ховного Совета позволяет выразить уверенность, что мы будем иметь сильный, работоопособный советский парламент. Пусть он сегодня еще не является таковььм, но я уверен, что есть основа ния для такого вывода. Это означает, что полити ческие решения, от которых зависит судьба страны и на рода, отныне и всегда будут готовиться, обсуждаться и приниматься не узким кру гом лиц, а народными изб ранниками, не в закрытом порядке, а публично,' на гла зах у всего общества. И не только на глазах, но и при самом активном участии со ветских людей. Важнейшим результатом первого этапа политической реформы на ряду с конституированием высших органов власти яви лось бурное развитие поли тического сознания советско го народа. Наши средства массовой информации сообщали, что в последние два с полови ной месяца страна прошла школу политики. Полагаю, что по интенсивности это был целый университет. Вос питание деятельных граж дан “ еще один, может быть, самый большой по важности результат полити ческой реформы. Теперь о том, что можно отнести к практическим ито гам нашей работы. Прежде всего надо констатировать, что созданы новые отноше ния между законодательной и исполнительной властью— такие, какими они должны быть по их природе и назна чению. Впервые за весь после- ленинский период у нас со здано правительство, каж дый член которого должен был пройти строгий экзамен депутатов сначала в коми тетах и комиссиях, затем на заседаниях палат. Получив мандат доверия, руководите ли наших ведомств обязаны теперь приложить все свои силы и способности, чтобы выполнить изложенные ими программы и взятые на се бя обязательства, решитель но продвигать вперед пере стройку. Само собой разу меется, что Верховный Со вет будет и в дальнейшем контролировать работу пра- ■вительства, не обременяя его в то же время чрезмер ной, мелочной опекой. Утверждение состава пра вительства относится к рас порядительской функции Верховного Совета. Уже сей час видно, что она займет большое место в работе па лат, комитетЬв и комиссий. И все же главное поле их деятельности — законода тельство. Здесь за сравни тельно короткий срок уда лось, несмотря на дефшщт времени, не только принять ряд неотложных решений, но и создать солидный задел на будущее. Во-первых, должны быть готовы к рассмотрению на следующей сессии Верхов ного VСовета законодатель ные акты, регламентирую щие саму его организацию и порядок работы, и многое для этого уже сделано. Это — Закон о статусе народ ных депутатов, регламент Верховного Совета СССР и рад других. Значение их ог ромно. Всем ясно, что эф фективность работы Верхов ного Совета в большой степе ни зависит от того, насколь ко отлажен его механизм. вуют вспомогательные служ- Во-вторых, ведется интен сивная подготовка серии за конов, призванных создать правовые* основы для даль нейшего развертывания эко номической й политической реформы. Самые важные из них, рассмотрение которых, как мы условились, должно состояться в первоочередном порядке, это Законы о собственности, о земле и зем лепользовании, об аренде, о единой налоговой системе, об общих началах мест ного самоуправления и хо зяйства, общих началах ру ководства экономикой и со циальной сферой в союзных республиках, о порядке раз решения коллективных тру довых опоров, о правах проф союзов. о молодежи. , Есть основания надеяться, что уже осенью мы сможем приступить к основательно му рассмотрению непосред ственно продолжаюпщх Кон ституцию Законов — о печа ти и других средствах мас совой информации, об обще ственных объедийениях граждан, о свободе совести. Верховный Совет СССР сконцентрировал внимание прежде всего на экономиче ских и социальных пробле мах. Это сильно проявилось 'и при формировашии прави тельства, где, по с^п'и, та- . кие вопросы были централь ными. ото в полной мере сказалось и при обсуждении вопроса о переходе прибалт тийтеих республик на хозяй ственный расчет. Дискуссия была очень активной, и сов местный поиск, вывел на .при нятие очень важных для всей нашей федерации решений. -Экономические проблемы во всей своей сложности и противоречивости были пред метом пристального расс.мот- рения ' при утверждении Указов, внесенных на рас смотрение Верховного Сове та СССР. В поле зрения де путатов вновь оказались та кие ключевые вопросы хо зяйствования на современ ном этапе, как аренда, хоз расчет, кооперативы, нало говая система. 'Особо заслузкишют упо минания изменения, внесен ные Верховным Советом в ранее принятый Закон о го сударственном предприятии. Как вы знаете, этот вопрос, вн ачале 'не фигурировал в повестке дня. Его вьшесение на сессию свидетельствует, что советский парламент четко улавливает импульсы, идущие от жизни. Именно жизнь потребовала внести поправки к действующему Закону, чтобы открыть кла пан для более быстрого про- движенйя экономической реформы. Полагаю, сделано большое дело, и это будет должным образом оценено. Бесспорно, к самым важ ным результатам работы Съезда и Верховного Совета следует отнести принятие решений по острым, неот- ложньш проблемам нашего развития. Я имею в виду прежде всего принятый на ми два дня назад Закон «О неотложных мерах по улуч шению пенсионного обеспе чения и социального обслу живания населения». Народ ные депутаты потребовали ускорить решение этого са мого болезненного для обще ства вопроса и помогли пра вительству. изыскать необхо димые средства. Партия, профсоюзы, комсомол, Фовд мира, трудовые коллективы, управленческие органы, мно гие другие общественные ор ганизации в-несли свой вклад. И .эта практическая мера лучше, чем любые заявле ния, свидетельствует, что за боту об удовлетворении на сущных потребностей ■нарог да, в первую очередь наибо лее нуждающихся в помощи его слоев, Верховный Сове'^ считает главной своей забо- Совету Министров СССР предлозкено ускорить разра ботку и уже в этом году представить проект Закона о пенсионном обеспечение. По поручению депутатов принято решение о закупке товаров и лекарств по им порту, что позволит увели чить внутренний товарообо рот примерно на 10 млрд, рублей. " Конечно, далеко не все можно решить сразу. Сказываются ограничен ные ресурсы, раостроен- ность финансового поло жения , страны, замедлен ность темпов перестройки. В осенние месяцы нам пред стоит подготовить и принять далеко идущие решения в том, что касается экономи- чеокой реформы, улучшения экономической ситуации в стране. Мы твердо вступили на путь выпрямления тех перекосов, которые нам ос тавило в наследство прош лое, да и тех проблем, кото рые возникли в последнее время. ■Приступила к работе Ко миссия Верховного Совета по льготам и привилегиям. Комиссия предлагает неза медлительно передать в об щее пользование детские ле чебно-санаторные учрежде- ,ния, находящиеся в ведении четвертого Главного управ ления Минздрава СССР, ряд домов , отдыха с целью организации на этой основе комплексов по типу «Мать и дитя». Я считаю это предложение правильным. Такова же точ ка зрения и правительства. Могу сообщить, что принято решение передать для этих же целей ряд государствен ных дач Подмосковья — до полнительно к тем, которые были переданы ранее. 'Комиссия обратилась к Совминам союзных респуб лик с предложением при нять в кратчайшие сроки аналогичные решения и сде лать их достоянием гласно- ■Товарищи, в ходе Съезда и заседаний Верховного Со вета СССР мы в полной ме ре ощутили безотлагатель ность решения экологической проблемы. На осенней сес сии Верховного Совета нуж но поставить вопросы эколо гической безопасности со всей остротой, страна требу- ет принятия самых реши тельных мер/В этой области. Соответствующие комитеты и комиссии Верховного Сове та должны взять под свой контроль разработку нацио нальной экологической про граммы. Это не просто воп рос размещения производи тельных сил, не просто ло кальная задача, так сказать, очищения предприятий, к о - ' торне негативно влияют на окружающую среду, а воп рос самой жйзни нашего на рода, его настоящего и бу- -дущего. Так мы и должны подходить к его решению. Должен сказать, что се годня цредставители Коми тета по экологии подходили с предложением, чтобы, ког да мы соберемся осенью, не ожидая завершения разра ботки комплексной нацио нальной программы, которая должна стать частью три надцатой и последующих пя тилеток, выделить неотлож ные проблемы, по которым должны быть приняты ре шения правительства, а где нужно — и Верховного Со вета СССР. Я думаю, что к нашему возвращению после каникул эти предложения^ будут подготовлены, мы смо жем их оценить и догово риться, как пост;^ить. . Говоря об итогах нашей деятельности, не могу прой ти мимо еще одного момен та. Первая сессия Верхов кого Совета СССР состоя лась в очень непростой пе риод. На протяжении про шедших полутора месяцев у нас, говоря откровенно, не было буквально ни одного спокойного дня. Верховный Совет . СССР, как и партийные, правитель ственные органы, оказался (Окончание на 2-й стр.). вЦНЕТАРЛНЬОМКОМИТЕКОС Центральный Комитет КПСС принял постановле ние «О некоторых вопросах перестройки центральной партийной печати». В про водимом КПСС курсе на об новление советского об щества, отмечается в по становлении, активную роль играют средства мас совой информации. Утверж дая гласность, открытость, правдивость во всех сфе рах соц'иально-экономиче- • ской и политической жизни, развивая, критику и само критику, они помогают пар тии, всему народу объек тивно осмысливать прош лое к настоящее, выявлять и устранять причины застоя и торможения, побуждают людей к созидательной ра боте. формируют у них ак тивную гражданскую по зицию. Уроки обществеино- го развития после апреля 1985 года вместе с тем по казывают, что средства мас совой информации и сами нуждаются в совершенство вании и .перестройке. Их де ятельность подчас отстает о.т требований жизни, не отве чает в полном объеме вы двинутым партией задачам. Некоторые органы печати порой однобоко понимают свою' роль в реализации по литической и экономической реформ, ограничиваясь об личением тех или иных не достатков, ие концентрируя усилий на углубленном ана лизе, на конструктивной ра боте, на консолидации всех сил общества в решении жгучих проблем лерестрой- В противоречие с полити ческим и экономическим развитием, говорится в постановлении ЦК КПСС, вхЬдит сложившаяся де сятилетия назад струк тура центральных газет и ж ^н ало в . • Разграничение функций партийных и го сударственных органов вы- 'двигает необходимость на ряду с перестройкой ^ дея тельности партийных ' орга- низапий осуществить пере стройку работы партийной прессы', поднять ее эффек тивность на решающем, эта пе развития общества. !ЦК КПСС считает необ ходимым направить усилия газеты «Правда»;, цент ральных партийных газет и журналов, всей партийной прессы на более полное ис- пользо;вание печати в реа лизации курса, выработан ного апрельским (1985 г.) и последующими Пленума ми ЦК КПСС, XXVII съез дом партии и закрепленного на XIX Всесоюзной партий ной конференции. Партий ная печать призвана актив нее способствовать - прира- -щению теоретического ар сенала . и практического опы та перестройки, возрожде нию ленинской концепции партии как политического авангарда общества, раз работке важнейших вопро сов развития страны, идео логии обновления, органи заторской работы в массах, кадровой политики, меж дународной деятельности 'КПСС, демократизации жизни партии и всего со ветского общества.' В соответствии с линией КПСС на разграничение функций партийных и госу дарственных органов, :на освобождение партийной печати от узковедомствен ных и технократических под ходов постановлением ЦК КПСС определяются меры по совершенствованию струк туры центральных партий ных газет и журналов. На базе газет «Социалистиче ская индустрия» и «'Строи тельная газета» решено создать с 1990 года еже дневную газету ЦК КПСС «Рабочая трибуна». Новое издание должно широко ос вещать жизнь рабочего клас са, всесторонне показывать его решающую роль в сов ременном советском обще стве, в управлении госу дарственными д елами ,, вы ражать позицию "трудящих ся масс по важнейшим про блемам общественно-поли тического и социально-эко номического развития, ак тивно способствовать кон солидации народов ООСР в борьбе за перестоойку. Еже недельник ЦК КПСС «Эко номическая газета» пере профилируется с 1990 года в еженедельную массовую газету ЦК КПСС «Экономи ка и ”жизнь». Ее задача —■ широко и популярно осве щать вопросы социально- эконом'ической политики партии и Советского госу дарства, теоретические и практические проблемы ра дикальной экономической реформы, конкретный опыт перестройки общественных производственных . отноше ний; показывать реальную связь социально-экономиче ских преобразований с ин тересами и потребностями людей, повседневной жиз-; НЬЮ всех слоев и социаль'< ных групп общества. Еже недельник «Вестник агро- прома» —• приложение к газете «Сельская жизнь» преобразуется с 199'0 года в еженедельное приложе ние «Земля и люди», кото рое должно всесторонне и глубоко показывать пере стройку социально 1 эконо- мических отношений в де ревне через различные фор мы собственности, помо гать партийным организа циям создавать в трудовых коллективах благоприятную обстановку для освоения до стижений сельскохозяйст венной науки и практики', осуществления технической реконструкций перерабаты вающей \ промышленности. Для повышения * анали тичности материалов, со кращения дублирования ин-. формации, расширения те матического содержания номеров газеты ЦК КПСС «Советская культура» и «Учительская газета» пе реводятся с 1990 года на еженедельный выпуск. Из даваемое «Строительной га зетой» приложение «Архи тектура» передается газете «'Советская культура». ко торая будет также вьшус- кать новое еженедельное приложение «Экран и сце на»,' специализирующееся, на освещении жизни театра Постановление ЦК КПСС предусматривает актуали зировать содержание, под нять теоретический и про фессиональный уровень пар тийных журналов, прев'ра- тить эти издания 'В массо вую, обращенную к самому широкому читателю перио дику. Редакция журнала «Коммунист» призвана бо лее последовательно реали зовывать главные функции издания как теоретического и политического журнала ЦК КПСС, активнее содей ствуя развитию теории и , практики обновления соци ализма, перестройке совет ского общества, используя для этого широкие чита тельские дискуссии, эф фективные средства , пуб лицистики. Подлежит • пе'- рестройке работа журнала «Партийная жизнь». Его содержание должны опре-: делять вопросы обновле ния деятельности партии, демократизации внутрипар тийных отношений, пробле мы социального лидерства КПСС, ее роли как полити ческого и интеллектуально го авангарда общества. Главная задача журнала — способствовать формирова нию партийного работника нового типа, ориентирован ного на освоение политиче ских Форм и методов рабо^. ты, вытекающих из принци пиально новой политической ситуации в стране. Решено создать с 1990 года общественно-политиче' ский журнал ЦК КПСС «Ди алог», одновременно пре кратив выпуск журналов ЦК КПСС «Агитатор» и «Политическое образова ние». Задача журнала «Ди алог» — освещать много: образие форм политической жизни страны, активно формировать конструктив ное отношение к • перестрой ке, представляя различнью точци зрения, помогать об новлению идеологической работы, освобождению ее от рутины, пустословия и шабл“онов, совершенствова нию устной политической пропаганды и агитации, пар тийной учебы, вести откро венный разговор с людьми по всем интересующим их вопросам,. внутренней и внешнеполитической жизни, развития науки' и образова ния, культуры, литерату ры и искусства, обучения и воспитания молодежи. Центральный Комитет КПСС предложил ЦК ком партий сою-зных, респуб лик, крайкомам и обкомам партии пересмотреть струк туру своих изданий и при вести ее кг 1990 году в соот ветствие требованиям на- стоящего постановления, в случае необходимости пере профилировав находящиеся на партийном бюджете , от раслевые органы печати, принять меры для улучше ния их содержания, сниже ния убыточности. ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Москов скому горкому КПСС, Ки евскому горкому Компар тии 'Украины предоставле но право совместно с госу дарственными комитетами союзных республик по пе чати и их органами, на мес тах самостоятельно решать вопросы об открытии, за крытии. и переименовании районных, городских, объ единенных, окружных. ве черних городских, област ных, краевых и республи канских газет и журналов, а также рекламно-информа ционных периодических из- •даний в пределах выделяе мых на эти цели республи кам, краям и областям фон дов 'бумаги и при условии рентабельности открывае мых изданий. Решения об открытии и закрытии обла стных, краевых и респуб ликанских газет и я^урна- лов, являющихся органами партийных ’ комитетов или находящихся на партийном бюджете, вступают в силу после утверждения их ЦК , Вопросы, связанные с открытием и закрытием центральных, газет и жур налов —■ изданий государ ственных и общественных органов, — в том числе об щественно-политических, ли тературно - художественных, отраслевых, научных, на учно-технических, реклам но-информационных перио дических изданий, а также с изменением их объема и периодичности, фондов зау работной платы и авторско го гонорара редакций, впредь рассматриваются в Государственном комитете СССР' по печати. С приня тием Закона о печати и дру гих средствах массовой ин формации' образование и прекращение деятельности всех газет и .цсурналов регу лируются , Законом в поряд ке, установленном Верхов ным Советом СССР, ТРУДНОСТЯМ ВОПРЕКИ в страдный час Для земледельцев совхо за «Большебоевский» Дол горуковского района нынеш няя жатва стала серьезным экзаменом; полеглые хле ба, нехватка кадров — вс-е уборки. И все же хлеборо бы хозяйства сдержали свое слово; план продажи зерна государству вьшол- Напряженно и ответствен но трудились на обмолоте хлебов здешние комбайнеры. Лидером соревнования стал Николай Петрович Бутырин, намолотив<ший на «Ниве» почти 5 тысяч центнеров зерна; Среди лучших меха низаторов также Егор Фи- лищювич Горностаев и Вик тор Боев, которых вы види те на снимке. Опыт одного и молодость другого, боль шое трудолюбие и мастер ство стали решающими фак торами в их работе. Сейчас в «Большебоевс- ком» полностью завершена уборка зерновых, работы продолжаются теперь на по лях, занятых крупяными культурами. А. АФАНАСОВ, Фото А. ЩУРОВА. ПО МАТЕРИАЛАМ РЕЙДА «ЛЗ» На критические замеча ния, отмеченные в статье «Где же ты, «Агросервис»?» («Ленинское знамя» от в июля 1Ш9 года), государст венно-кооперативный сЬюз «Липецкагросервяс» сооб щает, что факты недостачи отдельных запасных час тей для режущего аппарата НЕДОСТАТОК ВОСПОЛНЕН жаток Имели место. Для восполнения недо стающего их количества в мастерских районных коопе ративов «Агросервнс», в том числе и «Грязиагросер- вис», было организовано изготовление н восстановле ние ножей режущего ап парата, для чего районам выделено дополнительно к фондам 25СЮ. одинок ножа, необходимое количество сегментов и заклепок. Кро ме того, Госагропромом РСФСР для поддержания в работоспособном состоянии уборочной техники области выделены дополнительные В настоящее время при нимаются все меры для по лучения запасных частей от заводов-поставщикоя по фондам третьего квартала 1989 года. Н. БОРЗАКОВ. 1 председатель ГКС «Лнпецкагросервис».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz