Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
21 йй*ал 1989 г„ X» 16? (18464) Л Е НИН С К О Е З НАМЯ Народный артист РСФСР, композитор Г. Пономаренко: РУСКОЙ ПЕСНЕ-ЖИТЬ! — Григорий Федорович, в вашей газете 19 июля было опубликовано интервью с кон- ш> свюано с русской народ* Завершился четвертый традиционный музыкальный фести валь на липе 1 р(ой земле, но по просьбе сельских тружени ков — Воловскшо, Ставовлянсхого, Добровского и других районов в эти дни продолжаются. встречи с композитором, чье творчество хорошо знают и люб51т слушателя — народ ным артистом РСФСР Г. Пономаренко и исполнительницей его песен, дипломантом Всесоюзного телеконкурса «С песней во жизни» Вероникой Журавлевой. Перед одним из концертов для сельчан мы и встретились ” ^ Пономаренко. ишй, фестиваль в Липецке. Я бы сравнил такое отношение к русской песне с трагедией под стать Чернобылю... Одно сторонность в музыке убива ет душу, наносит непоправи мый вред воспитанию новою поколенйя. А, между тем, интерес к русской -песне по-прежнему у людей самый живой. Чувст вую это по своим многочис ленным встречам, концертам. В эти дни мы встречаемся с сельскими тружениками — прямо на току, в районных домах культуры. Вы бы ви дели. какой теплый, довери тельный контакт с залом! Лю ди часто поЮт ^вместе с ва ми, подпевают... Это прекрас-> но, это- дает большой твор ческий заред. , — Да, ваши песни очень' популярны. Нельзя ие согла ситься е 'иародаой артнст 1 и>й РСФСР Ольгой- Воронец, от метившей как-то, ч ^ ваши песня «желанные гости в каждом доме. Их но«г вся г Россия». К тому же ,наш край к вообще-то певучий, пе- севвый. У нас десятзш фольх-' лорных коллективов, множест во хоров .— и русаюг^пла- Липецке в пятый раз, навер- ' нов, это уже знаете... — Хорошо знаком с хором новолипецких м€?галлургов имени композитора , А. П. Мистюкова, встречался и с коллективом, и с его' нынеш ними руководителями. .Ув лечение русской песней <мцу- щаю на концертах. И это для меня, как композитора, ра достно вдвойне. Будто бы са ма липецкая земля способст вует творчеству, вдсйшовляет. - Здесь я, кстати, написал не сколько песен... Традиции, конечно, у вас есть, я богатые. Традиции, которые липчане умеют под держивать. Хотел бы сказать самые теплые слова в адрес хозяев четвертсто . музыкаль ного фестиваля — партийных, советских организаций, уп равления культуры, филармо нии. Поверьте, это не просто слова вежливости, мы много ездим по стране, участвуя в различных музыкальных пра здниках. В Липецке их уро вень высок, залы — полные, со слушателями —• живой кон такт, ж 1 шое общение. Поэто му сюда всегда хочется при езжать еще и еще. - — Григорий Федорович, мы Что думаете по этому поводу Ш? Что необходимо сделать, чтобы русская песня жила? — Я согласен с Валенти ном Сергеевичем — русская песня, действительно, нужда ется сетодня в защите. По смотрите, что происходит на радио, на телевядешш. Их роль в музыкальном восг^а- нии очень велика, но велика и ответственность, Какая же музыка там больше и чаще звучит? Приоритет имеет от нюдь не наро^ая песня й не классика. Особенно это каса ется молодежных передач. Звучит чаще музыка, бьющая по нервам, будоражащая и, а конце концов, опустошаю щая душу. Она — и в сети видеотек, которые заполняют сейчас наши города, никуда от нее не деться. Впечатле-, яие такое, что мы в угоду моде спешим забыть то, ч^го было до'рого, нашим предкам, отцам, материм... Я совсем не против такой музыки -вообще, но надо же знать и меру, обладать, нако- ‘ нец, вкусом и не терять сво его нагщбнального достоинст ва. Наряду с ней нужна и музыка Чайковского, нужны и часы музыки наших совет ских композиторов — Блая- тера, Покрасса, Дунаевского, Хренникова, Пахмутовой... Но„ мне кажется, они звучат по следнее время лшпь 8 дни больших музыкальных празд- яшсов, таких, как и прошед- только песни, но к музыку к спектаклям, фильмам... -— К спектаклям драматиче ских и музыкальных театров. В Куйбышеве это шектакль «Марюта ищет жениха», в Вол гограде — телеспжтакль «Умные вещи» Маршака, в Ростове-на-Дону оперетта «Старым казачьим способом». Написал музыку к кинофиль мам «Мачеха», «Безотцовщи на», телефильму «А где мне взять такую песню...» Но асе же на первом плане у меня ; в связи С этим вопрос: порадуете слушателей а много. Как вы знаете, вышли в свет четыре диска с записями песен в ис полнении дипломантки Всесоюз ного телеконкурса Вероники Журавлевой, сейчас она за писала пятую пластинку. По делюсь радостью; совсем не давно завершили болыпую ра- , боту с И.. Кобзоном. В октябре ‘нынешнего года, выйдут в рвет два больших диска. На первом — 14 моих песен на стихи Сергея Есенина, на вто ром — 11 песш на стихи Александра Блока. Надеюсь, они понравятся слушателям. —- Спасибо за беседу, но вых вам -шорческих успехов! — П е р е д а в от меня лич но и от моей спутницкг, Ве роники г Журавлевой,, самые теплые пожелания вёем лип- чанам. ^ ^дувиНА. НА СНИМКЕ: народный ар тист РСФСР, композитор Г. По номаренко, певШ(а В. Журав- М ы и наш город КАКОЙ ПРИМЕР ПОДАЕМ? Мы аснвем не вечно, н по тому надо доропсятв каждым днем, стараться, чтобы он радовал пас. Все, что от нас зависай, должно быть кра сиво. Но... Я долго набшо- дала за некоторыми людьми, и мне очень обидно за их поступки. В нашем поселке ЛТЗ вдоль главной асфальтиро ванной Краснознаменной улицы с двух сторон постав лены фонари. Красиво! И что же? Какно-то хулиганы разбивают их. У кого на это только рука поднимается? У Дворца культуры, в сосновом лесу, устроили детский городок: качели, лестница, турннкн... Стоят скамейки для отдыхй, а по вечерам зажигаются фона ри. Так и здесь какие-то вандалы перебили все лам почки. Под скамейками —■ бутылки, пробки, бумага... Как Же так можно? Разве трудно ненужную бумагу бросить в урну? Но вот у шшных киосков урны стоят, а мужнины ку рят и окурки со спичками бросают под ноги. Также и на остановках городского транспорта. Три—четыре парня разговаривают, ку рят, плюют куда попало. А уедут — остается замусо ренный островок на чистом асфальте. Есть среди нас любители сокращать себе путь, сре зать углы. Эти прокладьшают тропы через насаждения ку старников, газоны травы. Рядом, в двух метрах, спе циальная пешеходная до рожка, выложенная плит кой! Нет, шествуют напря мик, По целине, Такое мож но наблюдать по улице Жу ковского и у вашей полнк- Очень возмущает меня и когда засоряют пищевые от ходы, которые собираются Взрослые, грамотные лю ди, а бросают туда тряпки, бумагу, стекло. А Ведь это Же вдет на корм скоту!.. Вижу я все это и хочется Опомнитесь! Огляни тесь! Мало того, что цы се- Так давайте же все-таки всерьез заботиться, чтобы нашу жизнь ие омрачали вот такие «мелочи». А. ЛЕЗВИНА. г. Липецк. Танцуют девчата... И как танцуют! Они из танцеваль ного коллектива. новолипец- ких металлургов, которому от души аплодировали ты сячи зрителей. V N Фото А. ГИРЕВА. -Письмо из редакции ---------- -- СОРИНКА В ЧУЖОМ ГЛАЗУ -В р е д ^ и ю нередко При ходят письма с просьбой оказать помощь, разобрать ся в той или ИНОЙ конфликт ной ситуации. К такой поч-~ те мы относимся с неиз менным вниманием, и нет большего удовлетворения для журналиста, если его публикация кому-то помог- К сожалению, бывают циями, стремлением свести, счеты, когда авторы не гну шаются иопольаова:ЗЕь наду манные факты. «До^ 6 нюня 1 9 ^ года я работал сторожем в ПЗП «Вторсырье», — пишет в редакцию липчанин В. П. Никитин., — В этот де 1 » директор А. В. Нижегородов потребовал от меня заяв ление об увольнении по собственному желанию. Я написал. Вдобавок ко все му, директор состряпал акт о моем отсутствии на рабо те более 3-х часов. Где его гражданская совесть, не го воря уж о партийной? Да вот где! 1- Главный бухгалтер 3. Н. Хрипункова каждый день опаздывает на работу на 20 минут, и почему-то за ней посылают автобус. 2. Л. М. Муравьева — заместитель главного бух галтера до сих пор (с мол чаливого согласия т. Ннже- городова) не отвечает на мой вопрос о премии за ян варь, февраль, март 1 ^ 9 г. До сегодняшнего дня не мо гу получить окончательный расчет, хотя юрист в ПЗП «Вторсырье» исправно по лучает зарплату за... незна ние законов СССР. О при нятых мерах; прошу сооб щить». Проверив письмо В. П. . Никитина, мы решили от ветить ему через газету. Итак, Вячеслав Петров 1 Ш, По поводу первого пункта ваших обвинений в адрес руководству «Вторсырья»: «В связи с теМу что на нашем предприятии один автобус; доставка работии- ков производится дважды. Вторым рейсом доставля ются заместитель директора Л. И. Иванова, главный бухгалтер 3 . , Н. Хрипунко ва, инженер по организации производства Т. П. Паш1г&- ва, которые прибывают на работу в 8 часов 18 минут. На основании заявлений и решения профсоюзного ко митета, сократить для них обеденный перерыв на 15 мю^т» . Думается, эта цитата из распоряжения директора вяолне проясняет с ^ ь воп роса, и для вас она вряд ли явилась откровением. А вот ответ на. вопрос, почему вам не была выпла чена премия за январь: «В. П . Никитин, 19;Ю г. роясдения, работающий в ПЗП «Вторсырье» сторо жем, 10 января 1989 г. рас пивал спиртное на рабочем месте. Подверпг^ть В. П. Никитина штраф}г на сумму 50 рублей». (Из постановления адми нистративной комиссии при иополкоме Правобережного районного Совета народных депутатов г. Липецка). 1 Премии за март вас ли шили за то, что во время вашего дежурства, была со вершена кража макулатуры с территории предприятия. Машину похитителей задер жали сотрудники Правобе режного РОВД. Вас в тот момент на территории не оказалось. Вряд ли за такое отношение к служебным обя занностям можно премиро- . Вы «ошиблись» в письме еЩе в одном случае^ утвер ждая, что вас вьшудили на писать заявление по собст венному желанию, да еще «состряпали» какой-то акт. Придется внести ясность я здесь. Вот выписка из акта: «2 июня 1989 г. в 22.00 на базе произошла авария, залило водой подвал адми нистративно-бытового кор пуса. В это время сторожа В. П. Никитина на базе не оказалось. Последствия ава рии пришлось устранять до 2-х часов ночи, но сторож так и не появился. Дежур ный на проходной соседней (юганизации сказал, что он Никитина не видел». 5 июня состоялось рас ширенное заседание профко ма, который, в связи с тем, что «В. П. Никитин недоб- го часа на работе практиче ски не бывает», дал согласие на увольнение' по статье 03 КЗоТ. Однако вас, Вячеслав Петрович', директор все же пожалел и после вашей нас тойчивой просьбы подписал приказ об увольнении по собственному желанию. ,Все эти факты я привел вам в беседе, состоявшейся в редакции. Ни один из них вы не сумели опровергнуть. И что же? Буквально на следующий день в адрес руководства газеты полете ло письмо с жалобой уже... Разумеется, обращаться в любые инстанции- и по любому поводу — вщпе право. Но стоит ли, подоб но герою известной посло вицы, искать соринку в чу жом глазу, не замечая брев на в собственном? . А. ПАНОВ, ст.. корреспондент «ЛЗ». ТАНЦУЮТ АЕВЧАТА... На спектаклях театра сшеретты из Кемерово зал Постояипо полов. Отнестк ли таком интерес и горячий прием на счет •оспрннмчнвоеш липедкого зрителя, его тра^^нонвого гос теприимства и веизбаловавяости музыкальным театром? Или Это — яризваике подлинных достижений гастролирующего коллектива? В качестве ответа мы предлагаем вашему вниманию обзор аесхолышх спектаклей Кемеровского театра, сделанный му-, зыковедом И. Я. Резинковым. Гастрольная афиша кемеров- чан предлагает пятяаадать на званий музыкальных спек таклей разных я ^ р о в . не менее бросается в глаза преоблд^нйе мюзиклд.- кото рый до недавнего ' времени почти целиком был узурпи рован ^^аматаческим теат ром. Классических оперетт в афише лишь три. Между тем, . именно этот жанр (очшь лю бимый ..п^^ликой и принося- Щ 1 Й гарантированный кассо вый успех) извесген как наи более «музыкоемкий», труд ный и для музыкального, и для режиссерского воплоще ния. Классика — «оселок», на ■котором проверяются подлин ные возможности ^уппы .’ Так свидетельствует ли подоб ное жанрсжое сяраиичение о неблагополучии с музыкаль ной частью в театре или это результат самостоятелышх ис каний коллектива <в другой области? Оставлю в стороне «Щнаас- кого барона» и «Баядч>У» — не потому, что имею что-ли бо против эти* ведшолепных оперетт, а по Я 1 жчине их су губой стандартности в ийтер- вретации кемеровчан, и под робно остановлюсь на «Графе Люксембурге», которым откры вались гастроли. Эта оперетта Легара не при надлежит к наиболее ршер- туарным произведеншо! ком позитора, редко‘идет в совет ских театрах, и уже тем ее постановка вызывает интерес. Главное, что сразу ощуща- етея, — это повышенная тре бовательность дирижера К. Царева к музыкальной стороне постановки. В тсико осмысленном и выразитель ном исполнении вокальных партий, в игре оркестра, ко- торьй предстал в этот вечер собранным и отмобилиасюан- ш>ш, в неплохом звучания ан- саз^лей и хора — во всем этом урздываетсв впь:-.щ..:: ру. драматургией, но и приходит . нечто совершенно усреднен- с ней в противоречие. В му зыке идет полнокровная жизнь, вспыхивают чувства, кипят страсти, происходят конфликты. А на сцене типичное реею, лшдь намеками из жающее все это. Вялые ное и эклектичное, отголоски французской и ской оперетты, оперы-буфф - и советского мюзикла. Эта музыка воспри нимается как побочный н со вершенно необязательный ком понент спектакля, да ее и по- властный, но с столь же напоминает австрий- глубоко упрятанными и раз* ского аристократа, сколь сце- дирающими его страстями яография В. Колтунова — блестящий Тюильрийский дво рец Или роскошные апарта менты маршала Лефевра. Тем не Менее, спектакль ос тавляет цельное впечатление Клод ’Фроло, лучезарный — все они, хотя и по-разяо- Му, противостоэт равнодуш ной, агресривнр-покорной тол пе. Ее безликость прекрасно подчеркнута бесформенными Гастроли Кемеровского театра опереттыг ТЕ РНИИ И З И Е З ДЫ ка музьисанта, ведущего спек такль. Конечно, можно кое в чем упрекн^ь оркестр: . не очень чисто звучат отдельные голоса, порой злоупотребляет звучностью медь, сказывает ся неравномерность состава (как и малочксленность хора, это — беда многих театров оперетты). Все же- спектакль был поле® настоящ^, хоро шей' музыки. А ведь не кто- нибудь, а Рахманинов назвал музыку Легара гениальной,' и театр . с особой бережностью, я бы сказал, даже с нежно стью, отнесся , к музыкальной драматургии композитора. К сожалению, прочтение партитуры не подкрепляется убедительным режиссерским решением. Конечно, само либ ретто предельно схематично, обычные каноны; неовекской оперетты — небогатый драма тургический материал. Но значит ли это, что постанов щик должен пасовать? Коллектив берется' ставить музыкально-драматическое про изведшие ^— значит, его что- то увлекает в нем и помимо музыки. Да и для зрителей театр — всегда зрелище, ин-г рига, переживание. Постанов ка же М. Бурцева ясно пока зывает, что многое можно было бы сделать реалистич нее, точнее выбить еДиную смысловую линию сиеКтак- Немало могла бы подска зать и сама партитура. Одна ко то, что происходит на сцене, не толысо подчас не : . уйжельяой зансцены, статшный хор, не отличающаяся особым вкусом игра света. Под стать и сцено- гедфия В. Архипова, выпол ненная в условно-декоратив ной манере и отдающая ана- Вряд ли при отсутствии Мет кой р^иссерской концепции можно было полно проявить себя актерам, поэтому огра ничусь констатацией их во^ кальвых возможностей. Креп кое, уверенное вокальное мас терство демонстрируют здесь, пожалуй, лишь Н. Чериоусо- ва (Анжель) и. с оЛзворками. — заслуженный артист РСФСР П. Карпов, постоян ный герой в кемеровских по становках: этому .опытному певцу хочется пожелать боль шей ритмической и интонаци онной точноЬти. В мщьшей степени это относится к О. Павловой (Жюльетта) и В. Титенко' (Бриссар). К ' ос тальным же актерам, _, участ вующим в спектакле, понятие «певец» почти неприменимо. Чувствуется, одна из болевых точек Кемеровского театра —- это дефицит, настоящих го лосов. О слабости режиссуры я уже говорил. Может быть, тем и .объясняется неболыпой интерес театра к воплоще нию классики? Из мюзиклов я бы. отме сти.! «герцогиню Лефевр» ' А. Кремера. У автора это со чинение обозначено как опе ретта, но, пожалуй, и мюзик лом его можно назвать лишь с натяжкой: музыка здесь не несет ^-^пьезной драматурти- просту мало. Поэтому глав ное внимание привлекает дра матическая игра актеров. В «Герцогине Леф^р» режис серский замысел М. Бурцева выглядит более четким и про думанным. Умело выстроен ными мизансценами, точно определенными , задачами ис полнителей обуслстлены ак терские ' удачи. Очень обая тельна Н. Черноусова;. Образ Катрин, который она создала, радовал сочными :^&енны- ми красками, И вокальная сто рона, как обычно, была уве ренной. Хорош здесь и П. Кар пе® (Лефевр); що игра под купала' настоящим чувством. Заслуживают быть отмечен ными как соаштели ярких ха рактерных ролей Л. Воробьев (Фуше), В. Титенко (Ровиго), С. Царева (Элиза) и, в осо бенности, заслуженный • ар тист РСФСР В. Хованский в • роли Наполеона — исполни тель с не вызываюощм сом нения мастерством. Постановка не лишена и изъянов. Главный из них: спектакль несколько тяжело весен, ритм его замедлен. Блистательно закрученная ин трига пьесы В.. Сарду, остро- умность ее положений и реп лик (недаром драматурга на зывали «божеством бульвар ных театров' Парижа») вполне способна породить 'нечто иск рящееся, как шампанское. Но вот этой-то легкости, пикант ности. блеска спедтаклю не достает. Придется сказать и о внешнем соответствии неко- и может быть отнесш! к уда- чем театра, хотя и небезого- ворочно. А теперь — о безусловном успехе, спектакле совершен но иного художесшенното уровня. Речь пойдет о «Короле Мюзикл В. Ильйиа театр поставил совсем недавно: практически в Липецке пока зана премьера. Начну поэто му с самого- проиаведеияя. Даже беглое знакомство с партитурой композитора из Киева дает основание утвер ждать, что мы имеем дело не с мюзиклом, как ' обозначено в афише, а с настоящей сов ременной оперой, к тому же весьма талантливой. В этом убеждают серьезность драма тургической основы произве дения (либретто Ю. Рогозы до роману В. Гюго «Собор Па рижской, богоматери), сквоз ная музыкальная драматур гия сочинения. В воплощении партитуры оперы сошлись подлинные единомышленники — дирижер К,- Царев, режиссер Е. Воль, художник Г, Фомин; балет мейстер Э, Смирнов. Спек такль решет в едином образ но-смысловом ключе. Сгущен ный черно-красный колорит декораций, костюмов и света вводит зрителей в атмосферу романтической драмы. Дейстаие разворачивается в остром, непримиримом конф ликте ярких и сильных харак теров. Дитя свободы и любви Эсмеральда (Л. Шлянцева), униженный и глубоко страда ющий Квазимодо (Б, Рудаков). балахонами, мертвенностью си невато-зеленых лиц." Если музыкальная Дра матургия раскрывается в броских вокальных характе ристиках главных героев, в тщательно разрабатываемой системе лейтмотивов-симво лов, то в сценическом дейст вии им соответствуют лако ничные, четкие до графичнос- ти Мизансцены. По существу, здесь, переплетаясь, смыка ется работа режисеша и ба летмейстера. так как роль каждого из персонажей Ара мы имеет выразительный, точ но найденный и выверен ный пластический рисунок. Хор и балет в спектакле не обычайно действенны. Рас крытию идеи' спектакля спо собствует в большой степени и удачная сценография, ре шенная в том же символиче ском ключе, но легко прочи тываемая зрителем. Спек такль потому и захватывает, потому и увлекает, потому и смотрится на одном дыхании, вызывает сопереживание и рождает чувство удивитель ной цельности, что его идея апеллирует к общечеловече ским, то есть всегда совре менным цешюстям, а его сце^ ническое воплощение рожде но в подлинном синтезе. "Впервые здесь, мы видим настоящий сценический ан самбль. Причем, мало того, что актеры... играют (точнее. твОрят) с огромной отдачей и увлечением. Явно . ощущается, что в поле зрения каждого не только создаваемый им образ, НО весь спектакль. Прекрасен рбраз Эсмеральды Л. Шлян- цевой, которая находит для своей героини яркие вокаль ные пластические краски.,Как ни в одном спектакле, вокаль но убед,шелен П. Карпов (Феб). Отлично удалась роль Старухи С. Царевой, которая удачно компенсирует скром ность своих вокальных дан ных выразительными речи тативами. Безукоризнен в роли Фроло В. Хованский. Впрочем, нет такогб актера, который не заслуживает в этом спекта 1 ^ е быть отмечет- Хотелой. бы еще раз от дать долишое музыкальному руководителю постановки К. Цареву. Он — подлинная душа этой работы театра. Именно благодаря его само бытному прочтению сложной современной партитуры стало возможным столь убедитель ное сценическое воплощетне. Кстати, обязан упомянуть 6 том, что спектакль идет в музыкальной редакции К. Ца рева (он бережно, но и твор чески поработал над партиту рой), и что им, дирижером, применен интересный прием наложения живого звучания музыки на фонограмму. У спектакля есть, конечно, отдельные шероховатости. Ак теры, увлеченные рёшетием первоочередных задач, не вполне пока проникли в глу бинные подтексты произведе ния. Несколько портит впе чатление грубовато-натуралис тический финал. Но и очевид но одно; «Король уродов» стал принципиальной удачей Перебирая впечатления от «Короля уродов», я подумал, что в этот вечер, пожалуй, впервые, горячие аплодисмен ты зрителей были вполне за служенными. И если ряд спектаклей, многие из кото- рад остались за рамками это го обзора, свидетельствовали если не о кризисе, то, во вся ком случае, об определенном творческом застое кемеровско го музыкального коллектива, то большой успех, пусть лишь в одном спектакле, — дока зательство того, что театр ищет и находит пути преодо ления трудной полосы, И. РЕЗНИКОВ. «ХОЧУ я ВЫРЫТЬ КОЛОДЕЦ свой...» Дар поэта — души, за пределы которой ■ он выходит в слове и живет как 'бы в особом усиле нии совести. Это усиление в новой книге стихов Олега Чухонцева подчеркнуто самим названием; «Ветром и . пеп- Олег Чухонцев из одного «цеха» с Кушнером, Кузне цовым, Ахмадулиной, кото рые всегда стояли в оппози ции общему, «программному» слову, соединяя тра^дачию с индивидуальной импрессио- нистичностью, что, по утвер ждению ’ Павла Флоретского, «дает в своем недале зрелое слово». .Он из поколения «шестидесятников» — застал трубочистов,' застал печни ков, брадобреев надомных...» Но в том-го и дело, что поэ ту не обязательно — застать. 30-х и 40-х, тени «убийц и жертв» 'Чухонцевым воспри нимаются, как двойники, ря дом с которыми «непосильно «И ты был с ним?... И я, и он». Поэту не важно застать, важнее — быть. Иногда ка жется, что автор, словно раз гадывая, записывает мысль этих двойников, которая «от четлива, вещественна, под робна и зрима так...». У него прошлое — это факты, за вернутые в сны. Не конста тация, а воскрешение, уьшо- •жение прошлого на беамер- ность поэта: — Я — прах, и если говорю, То. говорю по праву На ■мясо списанных зверью, В цементный порошок истертых... Так сновидят - (или прови дят?); Деть же сегодняшний, который автор застал, он видит ■с «зоркой злостью». Сквозь всю свою память, весь пепел прошлето — зоркой; Князья земные, их глаза а их столы обильв^я всяким хлебом, за свой паек положат животы, а наш кусок соленый им . Часто строки - поэта остры (остры почти физически, — кажется, ладонь царапнут!). Но острота эта ни в коем случае не сродни газетной публицистике. Она высвечена особым «светом страдальче ства». Сае^м, который таэт улавливает даже а сухих стро ках исторических хрояик'. Светом, в толще веков сомк нувшем преемственность и постепенность эпох и судеб (вот он — поэтов круг!), Вй- детие такого света ~ дар совести. Дар, однокоренной с памятью, которая подчас всплывает из реальных глу бин, как в стихотворении «О той земле», одном Из лучших в книге, из тех, что «не чи таются, а сбьшаются». Здесь . земля, обращенная в дно не живого Рыбинского моря, вос принимается как путь века, ■ жизнь, «что под воду ушла». Ц встающая из воды коло кольня затонувшего монасты ря (всех призрачных, сказоч-' монастырей колокольня!) как укол памяти эа все прошлые и новые атлантиды ранящий. Оттого, что размы вание, размыкание незыблемой от^тка границы между во дой и землею (которая дном быть потому и не может) сбу дутся гиблым пророчеством; дном станет память, затоплен- ВледиМиром Цыбиньш за мечено, что «квадрат стиха похож на дом с четырьмя ок нами». Дом души. Дом-ко рабль. на котором из века в век по морям, как Одиссей — слушать темные песни сирен, отправляется поэт. Но для Чухонцева, «в каком бы ни носило «далеке», важен и дом приют души, в кстэром свою защищенность чув ствует. Этот дом колы бель он описывает, перебирая детали, как старые снимки, в которые попа^ш и «недужная сирень», и «Ванька — мок рый в банке у окна...». Такой дом никогда не Ищут, не стро ят. путь к нему — всегда воз вращение и узнакание. Я люблю эти старые стены, и даже не их, а суровую участь, которая этот евдий пронзительный воздух, толкающий стих, ' зоркий промысел тех, кто блуждает путями земными. Пути эти «поэта далеко за водят», они не отмечены «на венозной сини сухопутных карт». Г1утй «по пйлому на сту» — в мир,, вместивший прошлое й будущее, перепле- их, как лозу, над спелы- гроздьями настоящего, можно проследить, только от правившись в страну поэта. ИДТИ по ним нужно за стро ками. И тогда станет, как в чистой воде, отчетлива'и яс на цель поэта: ...Хочу я вырыть колодец чтоб человек какой иль птенчик Божий ковшик нашли с водою. • а нет, ну что ж, есть еще Млечный Путь и Небесный ковш. Е. ЮЩИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz