Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

21 йй*ал 1989 г„ X» 16? (18464) Л Е НИН С К О Е З НАМЯ Народный артист РСФСР, композитор Г. Пономаренко: РУСКОЙ ПЕСНЕ-ЖИТЬ! — Григорий Федорович, в вашей газете 19 июля было опубликовано интервью с кон- ш> свюано с русской народ* Завершился четвертый традиционный музыкальный фести­ валь на липе 1 р(ой земле, но по просьбе сельских тружени­ ков — Воловскшо, Ставовлянсхого, Добровского и других районов в эти дни продолжаются. встречи с композитором, чье творчество хорошо знают и люб51т слушателя — народ­ ным артистом РСФСР Г. Пономаренко и исполнительницей его песен, дипломантом Всесоюзного телеконкурса «С песней во жизни» Вероникой Журавлевой. Перед одним из концертов для сельчан мы и встретились ” ^ Пономаренко. ишй, фестиваль в Липецке. Я бы сравнил такое отношение к русской песне с трагедией под стать Чернобылю... Одно­ сторонность в музыке убива­ ет душу, наносит непоправи­ мый вред воспитанию новою поколенйя. А, между тем, интерес к русской -песне по-прежнему у людей самый живой. Чувст­ вую это по своим многочис­ ленным встречам, концертам. В эти дни мы встречаемся с сельскими тружениками — прямо на току, в районных домах культуры. Вы бы ви­ дели. какой теплый, довери­ тельный контакт с залом! Лю­ ди часто поЮт ^вместе с ва­ ми, подпевают... Это прекрас-> но, это- дает большой твор­ ческий заред. , — Да, ваши песни очень' популярны. Нельзя ие согла­ ситься е 'иародаой артнст 1 и>й РСФСР Ольгой- Воронец, от­ метившей как-то, ч ^ ваши песня «желанные гости в каждом доме. Их но«г вся г Россия». К тому же ,наш край к вообще-то певучий, пе- севвый. У нас десятзш фольх-' лорных коллективов, множест­ во хоров .— и русаюг^пла- Липецке в пятый раз, навер- ' нов, это уже знаете... — Хорошо знаком с хором новолипецких м€?галлургов имени композитора , А. П. Мистюкова, встречался и с коллективом, и с его' нынеш­ ними руководителями. .Ув­ лечение русской песней <мцу- щаю на концертах. И это для меня, как композитора, ра­ достно вдвойне. Будто бы са­ ма липецкая земля способст­ вует творчеству, вдсйшовляет. - Здесь я, кстати, написал не­ сколько песен... Традиции, конечно, у вас есть, я богатые. Традиции, которые липчане умеют под­ держивать. Хотел бы сказать самые теплые слова в адрес хозяев четвертсто . музыкаль­ ного фестиваля — партийных, советских организаций, уп­ равления культуры, филармо­ нии. Поверьте, это не просто слова вежливости, мы много ездим по стране, участвуя в различных музыкальных пра­ здниках. В Липецке их уро­ вень высок, залы — полные, со слушателями —• живой кон­ такт, ж 1 шое общение. Поэто­ му сюда всегда хочется при­ езжать еще и еще. - — Григорий Федорович, мы Что думаете по этому поводу Ш? Что необходимо сделать, чтобы русская песня жила? — Я согласен с Валенти­ ном Сергеевичем — русская песня, действительно, нужда­ ется сетодня в защите. По­ смотрите, что происходит на радио, на телевядешш. Их роль в музыкальном восг^а- нии очень велика, но велика и ответственность, Какая же музыка там больше и чаще звучит? Приоритет имеет от­ нюдь не наро^ая песня й не классика. Особенно это каса­ ется молодежных передач. Звучит чаще музыка, бьющая по нервам, будоражащая и, а конце концов, опустошаю­ щая душу. Она — и в сети видеотек, которые заполняют сейчас наши города, никуда от нее не деться. Впечатле-, яие такое, что мы в угоду моде спешим забыть то, ч^го было до'рого, нашим предкам, отцам, материм... Я совсем не против такой музыки -вообще, но надо же знать и меру, обладать, нако- ‘ нец, вкусом и не терять сво­ его нагщбнального достоинст­ ва. Наряду с ней нужна и музыка Чайковского, нужны и часы музыки наших совет­ ских композиторов — Блая- тера, Покрасса, Дунаевского, Хренникова, Пахмутовой... Но„ мне кажется, они звучат по­ следнее время лшпь 8 дни больших музыкальных празд- яшсов, таких, как и прошед- только песни, но к музыку к спектаклям, фильмам... -— К спектаклям драматиче­ ских и музыкальных театров. В Куйбышеве это шектакль «Марюта ищет жениха», в Вол­ гограде — телеспжтакль «Умные вещи» Маршака, в Ростове-на-Дону оперетта «Старым казачьим способом». Написал музыку к кинофиль­ мам «Мачеха», «Безотцовщи­ на», телефильму «А где мне взять такую песню...» Но асе же на первом плане у меня ; в связи С этим вопрос: порадуете слушателей а много. Как вы знаете, вышли в свет четыре диска с записями песен в ис­ полнении дипломантки Всесоюз­ ного телеконкурса Вероники Журавлевой, сейчас она за­ писала пятую пластинку. По­ делюсь радостью; совсем не­ давно завершили болыпую ра- , боту с И.. Кобзоном. В октябре ‘нынешнего года, выйдут в рвет два больших диска. На первом — 14 моих песен на стихи Сергея Есенина, на вто­ ром — 11 песш на стихи Александра Блока. Надеюсь, они понравятся слушателям. —- Спасибо за беседу, но­ вых вам -шорческих успехов! — П е р е д а в от меня лич­ но и от моей спутницкг, Ве­ роники г Журавлевой,, самые теплые пожелания вёем лип- чанам. ^ ^дувиНА. НА СНИМКЕ: народный ар­ тист РСФСР, композитор Г. По­ номаренко, певШ(а В. Журав- М ы и наш город КАКОЙ ПРИМЕР ПОДАЕМ? Мы аснвем не вечно, н по­ тому надо доропсятв каждым днем, стараться, чтобы он радовал пас. Все, что от нас зависай, должно быть кра­ сиво. Но... Я долго набшо- дала за некоторыми людьми, и мне очень обидно за их поступки. В нашем поселке ЛТЗ вдоль главной асфальтиро­ ванной Краснознаменной улицы с двух сторон постав­ лены фонари. Красиво! И что же? Какно-то хулиганы разбивают их. У кого на это только рука поднимается? У Дворца культуры, в сосновом лесу, устроили детский городок: качели, лестница, турннкн... Стоят скамейки для отдыхй, а по вечерам зажигаются фона­ ри. Так и здесь какие-то вандалы перебили все лам­ почки. Под скамейками —■ бутылки, пробки, бумага... Как Же так можно? Разве трудно ненужную бумагу бросить в урну? Но вот у шшных киосков урны стоят, а мужнины ку­ рят и окурки со спичками бросают под ноги. Также и на остановках городского транспорта. Три—четыре парня разговаривают, ку­ рят, плюют куда попало. А уедут — остается замусо­ ренный островок на чистом асфальте. Есть среди нас любители сокращать себе путь, сре­ зать углы. Эти прокладьшают тропы через насаждения ку­ старников, газоны травы. Рядом, в двух метрах, спе­ циальная пешеходная до­ рожка, выложенная плит­ кой! Нет, шествуют напря­ мик, По целине, Такое мож­ но наблюдать по улице Жу­ ковского и у вашей полнк- Очень возмущает меня и когда засоряют пищевые от­ ходы, которые собираются Взрослые, грамотные лю­ ди, а бросают туда тряпки, бумагу, стекло. А Ведь это Же вдет на корм скоту!.. Вижу я все это и хочется Опомнитесь! Огляни­ тесь! Мало того, что цы се- Так давайте же все-таки всерьез заботиться, чтобы нашу жизнь ие омрачали вот такие «мелочи». А. ЛЕЗВИНА. г. Липецк. Танцуют девчата... И как танцуют! Они из танцеваль­ ного коллектива. новолипец- ких металлургов, которому от души аплодировали ты­ сячи зрителей. V N Фото А. ГИРЕВА. -Письмо из редакции ---------- -- СОРИНКА В ЧУЖОМ ГЛАЗУ -В р е д ^ и ю нередко При­ ходят письма с просьбой оказать помощь, разобрать­ ся в той или ИНОЙ конфликт­ ной ситуации. К такой поч-~ те мы относимся с неиз­ менным вниманием, и нет большего удовлетворения для журналиста, если его публикация кому-то помог- К сожалению, бывают циями, стремлением свести, счеты, когда авторы не гну­ шаются иопольаова:ЗЕь наду­ манные факты. «До^ 6 нюня 1 9 ^ года я работал сторожем в ПЗП «Вторсырье», — пишет в редакцию липчанин В. П. Никитин., — В этот де 1 » директор А. В. Нижегородов потребовал от меня заяв­ ление об увольнении по собственному желанию. Я написал. Вдобавок ко все­ му, директор состряпал акт о моем отсутствии на рабо­ те более 3-х часов. Где его гражданская совесть, не го­ воря уж о партийной? Да вот где! 1- Главный бухгалтер 3. Н. Хрипункова каждый день опаздывает на работу на 20 минут, и почему-то за ней посылают автобус. 2. Л. М. Муравьева — заместитель главного бух­ галтера до сих пор (с мол­ чаливого согласия т. Ннже- городова) не отвечает на мой вопрос о премии за ян­ варь, февраль, март 1 ^ 9 г. До сегодняшнего дня не мо­ гу получить окончательный расчет, хотя юрист в ПЗП «Вторсырье» исправно по­ лучает зарплату за... незна­ ние законов СССР. О при­ нятых мерах; прошу сооб­ щить». Проверив письмо В. П. . Никитина, мы решили от­ ветить ему через газету. Итак, Вячеслав Петров 1 Ш, По поводу первого пункта ваших обвинений в адрес руководству «Вторсырья»: «В связи с теМу что на нашем предприятии один автобус; доставка работии- ков производится дважды. Вторым рейсом доставля­ ются заместитель директора Л. И. Иванова, главный бухгалтер 3 . , Н. Хрипунко­ ва, инженер по организации производства Т. П. Паш1г&- ва, которые прибывают на работу в 8 часов 18 минут. На основании заявлений и решения профсоюзного ко­ митета, сократить для них обеденный перерыв на 15 мю^т» . Думается, эта цитата из распоряжения директора вяолне проясняет с ^ ь воп­ роса, и для вас она вряд ли явилась откровением. А вот ответ на. вопрос, почему вам не была выпла­ чена премия за январь: «В. П . Никитин, 19;Ю г. роясдения, работающий в ПЗП «Вторсырье» сторо­ жем, 10 января 1989 г. рас­ пивал спиртное на рабочем месте. Подверпг^ть В. П. Никитина штраф}г на сумму 50 рублей». (Из постановления адми­ нистративной комиссии при иополкоме Правобережного районного Совета народных депутатов г. Липецка). 1 Премии за март вас ли­ шили за то, что во время вашего дежурства, была со­ вершена кража макулатуры с территории предприятия. Машину похитителей задер­ жали сотрудники Правобе­ режного РОВД. Вас в тот момент на территории не оказалось. Вряд ли за такое отношение к служебным обя­ занностям можно премиро- . Вы «ошиблись» в письме еЩе в одном случае^ утвер­ ждая, что вас вьшудили на­ писать заявление по собст­ венному желанию, да еще «состряпали» какой-то акт. Придется внести ясность я здесь. Вот выписка из акта: «2 июня 1989 г. в 22.00 на базе произошла авария, залило водой подвал адми­ нистративно-бытового кор­ пуса. В это время сторожа В. П. Никитина на базе не оказалось. Последствия ава­ рии пришлось устранять до 2-х часов ночи, но сторож так и не появился. Дежур­ ный на проходной соседней (юганизации сказал, что он Никитина не видел». 5 июня состоялось рас­ ширенное заседание профко­ ма, который, в связи с тем, что «В. П. Никитин недоб- го часа на работе практиче­ ски не бывает», дал согласие на увольнение' по статье 03 КЗоТ. Однако вас, Вячеслав Петрович', директор все же пожалел и после вашей нас­ тойчивой просьбы подписал приказ об увольнении по собственному желанию. ,Все эти факты я привел вам в беседе, состоявшейся в редакции. Ни один из них вы не сумели опровергнуть. И что же? Буквально на следующий день в адрес руководства газеты полете­ ло письмо с жалобой уже... Разумеется, обращаться в любые инстанции- и по любому поводу — вщпе право. Но стоит ли, подоб­ но герою известной посло­ вицы, искать соринку в чу­ жом глазу, не замечая брев­ на в собственном? . А. ПАНОВ, ст.. корреспондент «ЛЗ». ТАНЦУЮТ АЕВЧАТА... На спектаклях театра сшеретты из Кемерово зал Постояипо полов. Отнестк ли таком интерес и горячий прием на счет •оспрннмчнвоеш липедкого зрителя, его тра^^нонвого гос­ теприимства и веизбаловавяости музыкальным театром? Или Это — яризваике подлинных достижений гастролирующего коллектива? В качестве ответа мы предлагаем вашему вниманию обзор аесхолышх спектаклей Кемеровского театра, сделанный му-, зыковедом И. Я. Резинковым. Гастрольная афиша кемеров- чан предлагает пятяаадать на­ званий музыкальных спек­ таклей разных я ^ р о в . не менее бросается в глаза преоблд^нйе мюзиклд.- кото­ рый до недавнего ' времени почти целиком был узурпи­ рован ^^аматаческим теат­ ром. Классических оперетт в афише лишь три. Между тем, . именно этот жанр (очшь лю­ бимый ..п^^ликой и принося- Щ 1 Й гарантированный кассо­ вый успех) извесген как наи­ более «музыкоемкий», труд­ ный и для музыкального, и для режиссерского воплоще­ ния. Классика — «оселок», на ■котором проверяются подлин­ ные возможности ^уппы .’ Так свидетельствует ли подоб­ ное жанрсжое сяраиичение о неблагополучии с музыкаль­ ной частью в театре или это результат самостоятелышх ис­ каний коллектива <в другой области? Оставлю в стороне «Щнаас- кого барона» и «Баядч>У» — не потому, что имею что-ли­ бо против эти* ведшолепных оперетт, а по Я 1 жчине их су­ губой стандартности в ийтер- вретации кемеровчан, и под­ робно остановлюсь на «Графе Люксембурге», которым откры­ вались гастроли. Эта оперетта Легара не при­ надлежит к наиболее ршер- туарным произведеншо! ком­ позитора, редко‘идет в совет­ ских театрах, и уже тем ее постановка вызывает интерес. Главное, что сразу ощуща- етея, — это повышенная тре­ бовательность дирижера К. Царева к музыкальной стороне постановки. В тсико осмысленном и выразитель­ ном исполнении вокальных партий, в игре оркестра, ко- торьй предстал в этот вечер собранным и отмобилиасюан- ш>ш, в неплохом звучания ан- саз^лей и хора — во всем этом урздываетсв впь:-.щ..:: ру. драматургией, но и приходит . нечто совершенно усреднен- с ней в противоречие. В му­ зыке идет полнокровная жизнь, вспыхивают чувства, кипят страсти, происходят конфликты. А на сцене типичное реею, лшдь намеками из жающее все это. Вялые ное и эклектичное, отголоски французской и ской оперетты, оперы-буфф - и советского мюзикла. Эта музыка воспри­ нимается как побочный н со­ вершенно необязательный ком­ понент спектакля, да ее и по- властный, но с столь же напоминает австрий- глубоко упрятанными и раз* ского аристократа, сколь сце- дирающими его страстями яография В. Колтунова — блестящий Тюильрийский дво­ рец Или роскошные апарта­ менты маршала Лефевра. Тем не Менее, спектакль ос­ тавляет цельное впечатление Клод ’Фроло, лучезарный — все они, хотя и по-разяо- Му, противостоэт равнодуш­ ной, агресривнр-покорной тол­ пе. Ее безликость прекрасно подчеркнута бесформенными Гастроли Кемеровского театра опереттыг ТЕ РНИИ И З И Е З ДЫ ка музьисанта, ведущего спек­ такль. Конечно, можно кое в чем упрекн^ь оркестр: . не очень чисто звучат отдельные голоса, порой злоупотребляет звучностью медь, сказывает­ ся неравномерность состава (как и малочксленность хора, это — беда многих театров оперетты). Все же- спектакль был поле® настоящ^, хоро­ шей' музыки. А ведь не кто- нибудь, а Рахманинов назвал музыку Легара гениальной,' и театр . с особой бережностью, я бы сказал, даже с нежно­ стью, отнесся , к музыкальной драматургии композитора. К сожалению, прочтение партитуры не подкрепляется убедительным режиссерским решением. Конечно, само либ­ ретто предельно схематично, обычные каноны; неовекской оперетты — небогатый драма­ тургический материал. Но значит ли это, что постанов­ щик должен пасовать? Коллектив берется' ставить музыкально-драматическое про­ изведшие ^— значит, его что- то увлекает в нем и помимо музыки. Да и для зрителей театр — всегда зрелище, ин-г рига, переживание. Постанов­ ка же М. Бурцева ясно пока­ зывает, что многое можно было бы сделать реалистич­ нее, точнее выбить еДиную смысловую линию сиеКтак- Немало могла бы подска­ зать и сама партитура. Одна­ ко то, что происходит на сцене, не толысо подчас не : . уйжельяой зансцены, статшный хор, не отличающаяся особым вкусом игра света. Под стать и сцено- гедфия В. Архипова, выпол­ ненная в условно-декоратив­ ной манере и отдающая ана- Вряд ли при отсутствии Мет­ кой р^иссерской концепции можно было полно проявить себя актерам, поэтому огра­ ничусь констатацией их во^ кальвых возможностей. Креп­ кое, уверенное вокальное мас­ терство демонстрируют здесь, пожалуй, лишь Н. Чериоусо- ва (Анжель) и. с оЛзворками. — заслуженный артист РСФСР П. Карпов, постоян­ ный герой в кемеровских по­ становках: этому .опытному певцу хочется пожелать боль­ шей ритмической и интонаци­ онной точноЬти. В мщьшей степени это относится к О. Павловой (Жюльетта) и В. Титенко' (Бриссар). К ' ос­ тальным же актерам, _, участ­ вующим в спектакле, понятие «певец» почти неприменимо. Чувствуется, одна из болевых точек Кемеровского театра —- это дефицит, настоящих го­ лосов. О слабости режиссуры я уже говорил. Может быть, тем и .объясняется неболыпой интерес театра к воплоще­ нию классики? Из мюзиклов я бы. отме­ сти.! «герцогиню Лефевр» ' А. Кремера. У автора это со­ чинение обозначено как опе­ ретта, но, пожалуй, и мюзик­ лом его можно назвать лишь с натяжкой: музыка здесь не несет ^-^пьезной драматурти- просту мало. Поэтому глав­ ное внимание привлекает дра­ матическая игра актеров. В «Герцогине Леф^р» режис­ серский замысел М. Бурцева выглядит более четким и про­ думанным. Умело выстроен­ ными мизансценами, точно определенными , задачами ис­ полнителей обуслстлены ак­ терские ' удачи. Очень обая­ тельна Н. Черноусова;. Образ Катрин, который она создала, радовал сочными :^&енны- ми красками, И вокальная сто­ рона, как обычно, была уве­ ренной. Хорош здесь и П. Кар­ пе® (Лефевр); що игра под­ купала' настоящим чувством. Заслуживают быть отмечен­ ными как соаштели ярких ха­ рактерных ролей Л. Воробьев (Фуше), В. Титенко (Ровиго), С. Царева (Элиза) и, в осо­ бенности, заслуженный • ар­ тист РСФСР В. Хованский в • роли Наполеона — исполни­ тель с не вызываюощм сом­ нения мастерством. Постановка не лишена и изъянов. Главный из них: спектакль несколько тяжело­ весен, ритм его замедлен. Блистательно закрученная ин­ трига пьесы В.. Сарду, остро- умность ее положений и реп­ лик (недаром драматурга на­ зывали «божеством бульвар­ ных театров' Парижа») вполне способна породить 'нечто иск­ рящееся, как шампанское. Но вот этой-то легкости, пикант­ ности. блеска спедтаклю не достает. Придется сказать и о внешнем соответствии неко- и может быть отнесш! к уда- чем театра, хотя и небезого- ворочно. А теперь — о безусловном успехе, спектакле совершен­ но иного художесшенното уровня. Речь пойдет о «Короле Мюзикл В. Ильйиа театр поставил совсем недавно: практически в Липецке пока­ зана премьера. Начну поэто­ му с самого- проиаведеияя. Даже беглое знакомство с партитурой композитора из Киева дает основание утвер­ ждать, что мы имеем дело не с мюзиклом, как ' обозначено в афише, а с настоящей сов­ ременной оперой, к тому же весьма талантливой. В этом убеждают серьезность драма­ тургической основы произве­ дения (либретто Ю. Рогозы до роману В. Гюго «Собор Па­ рижской, богоматери), сквоз­ ная музыкальная драматур­ гия сочинения. В воплощении партитуры оперы сошлись подлинные единомышленники — дирижер К,- Царев, режиссер Е. Воль, художник Г, Фомин; балет­ мейстер Э, Смирнов. Спек­ такль решет в едином образ­ но-смысловом ключе. Сгущен­ ный черно-красный колорит декораций, костюмов и света вводит зрителей в атмосферу романтической драмы. Дейстаие разворачивается в остром, непримиримом конф­ ликте ярких и сильных харак­ теров. Дитя свободы и любви Эсмеральда (Л. Шлянцева), униженный и глубоко страда­ ющий Квазимодо (Б, Рудаков). балахонами, мертвенностью си­ невато-зеленых лиц." Если музыкальная Дра­ матургия раскрывается в броских вокальных характе­ ристиках главных героев, в тщательно разрабатываемой системе лейтмотивов-симво­ лов, то в сценическом дейст­ вии им соответствуют лако­ ничные, четкие до графичнос- ти Мизансцены. По существу, здесь, переплетаясь, смыка­ ется работа режисеша и ба­ летмейстера. так как роль каждого из персонажей Ара­ мы имеет выразительный, точ­ но найденный и выверен­ ный пластический рисунок. Хор и балет в спектакле не­ обычайно действенны. Рас­ крытию идеи' спектакля спо­ собствует в большой степени и удачная сценография, ре­ шенная в том же символиче­ ском ключе, но легко прочи­ тываемая зрителем. Спек­ такль потому и захватывает, потому и увлекает, потому и смотрится на одном дыхании, вызывает сопереживание и рождает чувство удивитель­ ной цельности, что его идея апеллирует к общечеловече­ ским, то есть всегда совре­ менным цешюстям, а его сце^ ническое воплощение рожде­ но в подлинном синтезе. "Впервые здесь, мы видим настоящий сценический ан­ самбль. Причем, мало того, что актеры... играют (точнее. твОрят) с огромной отдачей и увлечением. Явно . ощущается, что в поле зрения каждого не только создаваемый им образ, НО весь спектакль. Прекрасен рбраз Эсмеральды Л. Шлян- цевой, которая находит для своей героини яркие вокаль­ ные пластические краски.,Как ни в одном спектакле, вокаль­ но убед,шелен П. Карпов (Феб). Отлично удалась роль Старухи С. Царевой, которая удачно компенсирует скром­ ность своих вокальных дан­ ных выразительными речи­ тативами. Безукоризнен в роли Фроло В. Хованский. Впрочем, нет такогб актера, который не заслуживает в этом спекта 1 ^ е быть отмечет- Хотелой. бы еще раз от­ дать долишое музыкальному руководителю постановки К. Цареву. Он — подлинная душа этой работы театра. Именно благодаря его само­ бытному прочтению сложной современной партитуры стало возможным столь убедитель­ ное сценическое воплощетне. Кстати, обязан упомянуть 6 том, что спектакль идет в музыкальной редакции К. Ца­ рева (он бережно, но и твор­ чески поработал над партиту­ рой), и что им, дирижером, применен интересный прием наложения живого звучания музыки на фонограмму. У спектакля есть, конечно, отдельные шероховатости. Ак­ теры, увлеченные рёшетием первоочередных задач, не вполне пока проникли в глу­ бинные подтексты произведе­ ния. Несколько портит впе­ чатление грубовато-натуралис­ тический финал. Но и очевид­ но одно; «Король уродов» стал принципиальной удачей Перебирая впечатления от «Короля уродов», я подумал, что в этот вечер, пожалуй, впервые, горячие аплодисмен­ ты зрителей были вполне за­ служенными. И если ряд спектаклей, многие из кото- рад остались за рамками это­ го обзора, свидетельствовали если не о кризисе, то, во вся­ ком случае, об определенном творческом застое кемеровско­ го музыкального коллектива, то большой успех, пусть лишь в одном спектакле, — дока­ зательство того, что театр ищет и находит пути преодо­ ления трудной полосы, И. РЕЗНИКОВ. «ХОЧУ я ВЫРЫТЬ КОЛОДЕЦ свой...» Дар поэта — души, за пределы которой ■ он выходит в слове и живет как 'бы в особом усиле­ нии совести. Это усиление в новой книге стихов Олега Чухонцева подчеркнуто самим названием; «Ветром и . пеп- Олег Чухонцев из одного «цеха» с Кушнером, Кузне­ цовым, Ахмадулиной, кото­ рые всегда стояли в оппози­ ции общему, «программному» слову, соединяя тра^дачию с индивидуальной импрессио- нистичностью, что, по утвер­ ждению ’ Павла Флоретского, «дает в своем недале зрелое слово». .Он из поколения «шестидесятников» — застал трубочистов,' застал печни­ ков, брадобреев надомных...» Но в том-го и дело, что поэ­ ту не обязательно — застать. 30-х и 40-х, тени «убийц и жертв» 'Чухонцевым воспри­ нимаются, как двойники, ря­ дом с которыми «непосильно «И ты был с ним?... И я, и он». Поэту не важно застать, важнее — быть. Иногда ка­ жется, что автор, словно раз­ гадывая, записывает мысль этих двойников, которая «от­ четлива, вещественна, под­ робна и зрима так...». У него прошлое — это факты, за­ вернутые в сны. Не конста­ тация, а воскрешение, уьшо- •жение прошлого на беамер- ность поэта: — Я — прах, и если говорю, То. говорю по праву На ■мясо списанных зверью, В цементный порошок истертых... Так сновидят - (или прови­ дят?); Деть же сегодняшний, который автор застал, он видит ■с «зоркой злостью». Сквозь всю свою память, весь пепел прошлето — зоркой; Князья земные, их глаза а их столы обильв^я всяким хлебом, за свой паек положат животы, а наш кусок соленый им . Часто строки - поэта остры (остры почти физически, — кажется, ладонь царапнут!). Но острота эта ни в коем случае не сродни газетной публицистике. Она высвечена особым «светом страдальче­ ства». Сае^м, который таэт улавливает даже а сухих стро­ ках исторических хрояик'. Светом, в толще веков сомк­ нувшем преемственность и постепенность эпох и судеб (вот он — поэтов круг!), Вй- детие такого света ~ дар совести. Дар, однокоренной с памятью, которая подчас всплывает из реальных глу­ бин, как в стихотворении «О той земле», одном Из лучших в книге, из тех, что «не чи­ таются, а сбьшаются». Здесь . земля, обращенная в дно не­ живого Рыбинского моря, вос­ принимается как путь века, ■ жизнь, «что под воду ушла». Ц встающая из воды коло­ кольня затонувшего монасты­ ря (всех призрачных, сказоч-' монастырей колокольня!) как укол памяти эа все прошлые и новые атлантиды ранящий. Оттого, что размы­ вание, размыкание незыблемой от^тка границы между во­ дой и землею (которая дном быть потому и не может) сбу­ дутся гиблым пророчеством; дном станет память, затоплен- ВледиМиром Цыбиньш за­ мечено, что «квадрат стиха похож на дом с четырьмя ок­ нами». Дом души. Дом-ко­ рабль. на котором из века в век по морям, как Одиссей — слушать темные песни сирен, отправляется поэт. Но для Чухонцева, «в каком бы ни носило «далеке», важен и дом приют души, в кстэром свою защищенность чув­ ствует. Этот дом колы­ бель он описывает, перебирая детали, как старые снимки, в которые попа^ш и «недужная сирень», и «Ванька — мок­ рый в банке у окна...». Такой дом никогда не Ищут, не стро­ ят. путь к нему — всегда воз­ вращение и узнакание. Я люблю эти старые стены, и даже не их, а суровую участь, которая этот евдий пронзительный воздух, толкающий стих, ' зоркий промысел тех, кто блуждает путями земными. Пути эти «поэта далеко за­ водят», они не отмечены «на венозной сини сухопутных карт». Г1утй «по пйлому на­ сту» — в мир,, вместивший прошлое й будущее, перепле- их, как лозу, над спелы- гроздьями настоящего, можно проследить, только от­ правившись в страну поэта. ИДТИ по ним нужно за стро­ ками. И тогда станет, как в чистой воде, отчетлива'и яс­ на цель поэта: ...Хочу я вырыть колодец чтоб человек какой иль птенчик Божий ковшик нашли с водою. • а нет, ну что ж, есть еще Млечный Путь и Небесный ковш. Е. ЮЩИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz