Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
п > ■ Пролетарии ^сек стран, соединяйтесь! Л енинское знаш Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 72-й год издания Среда. 19 июля 1989 г. № 163 ( 18460 ) Цена 3 коп. РОШМ ПРШНЧЕСКНХ ДЕКСТВИЙ Заключительное слово Я . Я РЫЖКОВА на первой сессии Верховного Совета СССР уважаемые члены Вер ховного Совета СССР! ■От имени вновь обраво- вашого правительства стра ны повольте .выразить при знательность за оказанную честь - утверждение на высшие посты государст- ' венной власти. Глубоко бла годарны за то, что члены правительства получили подлинный мандат доверия. Мы б,удем оправдывать его / практическими делами во имя нашей великой страны и интересов граждан. В полной мере осознаем, что начинаем свою дея тельность в сложное и пере ломное для страны время. Именно поэтому народ впра ве ожидать от правительст ва решительных совместных действий с Верховным Сове том СССР, масштабной и напряженной работы по обе спечению резкого ускорения перестроечных процессов, выхода уже в ближайшие годы на конкретные позитив ные, практические результа- . ты и в экономике, и в со циальной сфере, во всех дру гих областях деятельности. Главная цель ясна — не обходим прорыв в новое ка чество жизни советских лю дей. Но это невозможно без экономически мощного го сударства. которое нашему обществу предстоит создать. Такова задача, положен ная в основу будущей дея тельности. Она обязывает еще активнее и энергичнее бороться за общее дело — необратимость пермяройки, опираясь на мощную под держку граждан страны, так ярко продемонстрированную небывалым взлетом полити ческой активности на Съезде народных депутатов. Завершившиеся в Вер ховном Совете СССР дебаты по поводу образования но вого правительства подвели итог важнейшему этапу в работе комиссий и комите тов. а также первой сессий нашего парламента. Острые дискуссии, конкретные воп росы, стремление вникнуть в глубину процессов, проис ходящих .в экономике и со циальной жизни, использо вать любую возможность. “Ч чтобы уточнить свою пози цию. увидеть отношение к ней кандидатов на руково дящие посты в государстве — вот характерные особен ности этих дней. Все это со держало в себе огромный смысл и такие/полезные на чала, которые в конечном итоге многое привнесли в выработку первых практиче ских шагов совместной ра боты народных депутатов и кандидатов в состав Совета Министров СССР. Это, с од ной стороны. С другой выступления народных депутатов показа ли весь срез проблем, при сущих нашему обществу. Они серьезно дополнили мно гое в том обширном круге неотложньЕх вопросов, целей и задач, которыми предсто ит заниматься правительст ву как в ближайшее время, так и в перспективе, и от которых будет зависеть даль нейший ход хозяйственной реформы и положение дел в экономике. При этом прин ципиальное значение имеет то, что яснее стала взаимо связь этих вопросов, их вза имообусловленность. а в ря де случаев и необходимость внесения поправок в ранее прдаятые решения. Таким образом, вооружен ные этим, хотя и неболь шим, но чрезвычайно цен- ным опытом мы входим в ' новый этап совместной дея тельности правительства. Верховного Совета ^ ССОР, его комитетов и комиссий. Главным требованием к ней сейчас, как и в перспективе, является — и вы, по-види мому, согласитесь с этим — всемерное подчинение сов местных усилий общим це лям, максимальная четкость и взаимная ответственность. В связи с этим, не оста- / навлиеаясь на всем много- об|рааии вопросов, которые поднимались на этой сессии, тем более, что о них гово рилось в докладе о новом составе правительства, хочу обратить ваше внимание лишь на одно обстоятель- сшо , от которого в значи тельной степени будет зави сеть успех реализации всего, что мы наметаем. Дело в том, что с этой трибуны цро- одучали слова: «Исполни тельный орган, то есть Со вет Мшистров СССР, зах- ватил 1 ВСЮ власть в стране». Такое мнение, по-видимому, широко распространено. Об этом свидетельствует тот факт, что и на Съезде, и в ходе работы сессии высший исполнительный и распоря дительный орган- государст венной власти критиковался больше всего. Надо сказать, что эта критика была нап равлена преимущественно в один адрес — в адрес Со вета Министров СССР. Скла дывается впечатление, что действительно в стране уп равляет всеми делами толь ко Совет Министров Союза, и он должен за все отвечать. Поэтому особо хотел ос тановиться на вопросе о властных ' полномочиях пра вительства. Думается, что в этом именно сейчас нужна полная ясность. Прежде всего бесспорным, по-видимому, является то, что эффективность работы высшего законодательного рргана страны, проведение в жизнь его решений и пра вовых актов самым непос редственным образом зави сят от того, насколько дей ственным будет ёго высший исполнительный и распоря дительный орган. Здесь вполне правомерна форму ла: сила парламента прямо обусловлена силой и компе тентностью того, кто обеспе чивает на практике исполне ние его законодательных полномочий. Но отсюда также прямо следует и то, что прави тельство, безусловно, будет работать наиболее эффек тивно, если законодатель ная власть обеспечит ему полный и четкий правовой режим. Ведь что было ха рактерно -ДО недавнего про шлого? Прежде всего то, что страной надо было уп равлять и мы делали это в условиях огромного дефи цита законов. Хозяйственное законода тельство отражало стерео типы устаревших подходов и рещений, оказывало нега тивное влияние на ход пере стройки в народном хозяйст ве. Однако мы делали все возможное для того, чтобы исполнительные и распоря дительные функции, возло женные на правительство Конституцией, выполнялись в полной мере и своевремен- Учитывая все это, по-ви димому, необходимо разоб раться и внести ясность в вопрос об уровнях компетен ции высшего законодатель ного и высшего исполни тельно - распорядительного брОганов страны. Действительно, правитель ство решало нередко такие вопросы, которые с точки зрения сегодняшних пред ставлений относятся к ве дению высшего законода тельного органа. Но объяс нялось это. конечно, не стремлением правительства заполучить больше власти, а тем, что в одних случаях, как я уже говорил, не было соответствующего законода тельного регулирования в раде сфер государственной деятельности, а в других — вопросы требовали неотлож- но'го решения в той ситуа ции. когда сессии Верхов ного Ск>вета созьшались не чаще двух раз в год на ' 2 — Исходя из реальной вла сти бывшего высшего зако нодательного органа Совет Министров совместно с ЦК КПСС разрабатывал и ут верждал важнейшие общесо юзные программы экономи ческого и социального раз вития ООСР: Продовольст венная программа, энергети ческая, Комплексная про грамма развития производ ства товаров народного пот ребления и сферы услуг, го сударственные программы развития медицины, строи тельства и реконструкции автомобильных дорог в Не черноземной зоне РСФСР Если продолжить этот пе речень, то можно сказать, что правительством прини мались решения и по неко торым проблемам правового регулирования. , Мы считаем, что все эти и другие вопросы, особенно связанные с правами и сво бодами граждан, должны регулироваться законом. Со вет Министров принимал по ним решения лишь потому, что никто в с-гране этих ре шений не принимал. Думаю, что при тщательном анали зе компетенции правитель ства и ®ерховного Совета будет выявлено немало дру гих с ф ^ , по которым следу ет более четко разграничить функции исполнительной и законодательной власти. Было бы глубоким заб луждением полагать, что с активизацией деятельности представительных органов, расширением законодатель ной базы работа ,Совета Министров будет проходить во все большем противоречии с полномочиями Верховного Совета СССР. • Напротив, возможность опереться на всю мощь закона, обладаю щего вьющей юридической силой, придаст деятельно сти правительства качест венно новый характер, от- , вечающий потребностям пра вового государства. Пол- нсютью согласен с тем, что вытекает из выступлений многих народных депутатов; именно сейчас, в период ста новления такого государст ва. жизненно необходимо эффективно действующее, рационально организован- ’ ное, целеустремленное пра вительство. наделенное ^всеми правомочиями высшего ис полнительного и распоряди тельного органа власти и реализующее их в полном объеме. Словом, вопрос о соотно шении законодательной и исполнительной власти очень важный, требующий специ альной проработки и изуче ния. Очевидно, ему будет уделено ^должное внимание и в ходе работы созданнрй Съездом Коиституционной комиссии, и при подеотовке рада законодательных актов по поручению Съезда. На этом я хотел бы за кончить изложение данной Товарищи! Съезд народных депута тов и сессия Верховного Со вета ООСР высветили боль шое количество весьма сло жных проблем в развитии экономики, социально-куль турной сферы, в других об ластях жизни, страны, непо средственно затрагивающих интересы советского народа. В том, насколько многогра нен весь спектр этих проб лем, вы убедились воочию. За минувшие три недели перед депутатами, да и благодаря средствам массо вой информации перед всем народом прошли десятки будущих руководителей высшего звена управления со своими программами предстоящей деятельности. В итоге сложилась до статочно объемная картина того, какова наша экономи ка сегодня и что надо де- В общем плане тот диа лог, который состоялся в эти дни на сессии, многочис ленные запросы и обраще ния депутатов — кстати, только мне лично поступило около 700 — можно было бы разделить на три части. Первая это необходи мость вьшолнения текущих, неотложных / задач. Все они должны быть тщательно рассмотрены и в максималь но возможной степени ре шены, особенно те, кото рые прямо затрагивают жизнь советских людей. Мо гу сообщить, что по одной из таких |Цроблем, по которой состоялся очень острый раз говор и на Съезде и на сес сии, несколько дней назад принято решение на 500 млн. рублей закупить за рубежом дефицитных лекарственных препаратов. {Аплодисмен ты). Думаю, вам по нятно. что при ньшешнем валютном положении стра ны, росте внешнеэкономиче ской задолженности, острой реакции в обществе на сло жившуюся структуру эк спорта и получения за счет этого валютных средств пой ти на это было очень не просто. Тем более, что при желании можно раскритико вать правительство и з< Вторая часть состоявше гося диалога вбирает вс( программы перспективного характера, как в целом каса ющиеся деятельности пра- , вительства, так и отдельных членов его кабинета, с торыми они выступали здесь. Главная задача теперь в том, чтобы все эти про граммы легли в основу предстоящих действий кан (Окончание на 3-н стр.) Ж Л Т В А - 8 9 ХЛЕБ НОВОГО УРОЖАЯ с раннего утра к лаборатории го комбината хдебодродуктов подъезжают большегрузные автомашины с зер ном нового урожая. Регистрируется хлеб, доставленный из содхозов «Добровскнй», «Кривецкий», «Красный колос», колхоза «Строитель коммунизма» Липецкого рай она и многих других хозяйств. Первым рейсом прибыли автомашины из совхоза «Красный колос». Это водители Сенцовской агропромснабовской базы коммунист Владимир Васильевич Черка сов (он в двадцатый раз участвует в убо рочной страде), Анатолий Иванович Паш ков и Василий Федорович Осадчий привез ли первые тонны ячменя. В считанные ми нуты проводится анализ зерна н разгруз ка в намеченные склады. НА СНИМКАХ: водители В. Ф. Осад- А. И. Пашков; лаборант Ольга Но викова. Фото Ю. КЛЮЕВА. Актуальное интервью^^ ЗАБОТЫ САДОВОДОВ Еще в середине июня, ле отправки в магазины пер вых центнеров ранней вишни, началась уборочная страда в садах и ягодниках измалковс- кого совхоза «Пролетарий». Витаминная продукция одного из крупнейших плодоводчес ких хозяйств пользуется неиз менным спросом у жителей нашей области. — Однако удовлетворить этот спрос даже в минималь ных пределах Мы пока, к со жалению, не можем, — кон статирует директор совхоза Алексей Андреевич Мурашов. —- Конечно, одному хозяйству это и вообще не под силу. Но и наш, и другие плодоводчес кие совхозы могли бы значи тельно увеличить сбор плодов и ягод, если бы развитие са доводства не сдерживалось в течение, целого ряда лет мно гочисленными и никому не нужными реорганизациями быв шего Министерства плодоовощ ного хозяйства. Об интересах непосредственных производи телей там и вспомнить-то бы- некогда. Отсутствие специ альных машин, приспособлений, инвентаря, постоянный дефи- ядсжимикат! работу, сдерживали темпы ре конструкции садов. А без это го невозможно рассчитывать на увеличение производства фруктш. В последние годы в «Проле тарии» после длительного пе риода вынужденного застои стали, наконец, ощущаться пе ремены к лучшему. Внедре ние садооборота и раскорчев ка старых садов позволили ежегодно закладывать до 50 гектаров новых посадок. Ори ентируются при этом в хозяй стве в первую очередь на куль туры более ускоренного разви тия; ягодники к вишни, но од новременно идет большая ра бота и в яфюневых садах. Уже в будущем году площадь, за нятая деревьями и кустарни ками, увеличится до 857 гек таров, а к 1995 году — пре высит тысячу, что позволит до вести сбор урожая до 7 ■ Начиная реконструкцию сво их садов, в схюхозе прежде всего позаботились о посаХоч- ном материале, поскольку не имели особой надежды на пос тавки его из специальных пи томников. Закладка 3,5 гекта ра школы сеянца и первого поля питомника площадью пять гектаров позволит яе то лько удовлетворить собствен ные потребности, но и орга низовать в будущем продажу одно-двухлетшпс саженцев в другие хозотства. Экономическая выгода ново го направления в работе оче видна, особенно, если учесть, что закладка поля саженцев впервые велась в совхозе ме ханизированным способом. Но вая сажалка СПУ-4, освоен ная механизатором В. Т. Ре зинковым, позволила в нес колько раз увеличить произво дительность труда. Не побоя лись садоводы пойти в пигом- шже и еще на один эксперш- мент; посеяли вишни осенью. не весной, как обычно. Экс перимент удался, все сеянцы в нормальном состоянии, зна чит, темпы их развития, как и предусматривалось, сократят ся, в сад молодые саженцы можно будет «переселять» на полгода раньше. В механизации ручного тру да делаются в «Пролетарии» пока первые шаги, но садово ды надеются, что постепенно в их распоряжении все боль ше будет и посадочных ма шин, и механизированных кон турных обрезчиков, и даодо- у&«рочных комбайнов. Таких, как финский,-«Йонис», кото рый впервые применяется се годня на сборе смородины. Ра зумеется, эта и другая техни ка придет в необходимом ко личестве в сады и ягоднихи совхоза не сразу, но хорошо, что «лед тронулся». Следова тельно, и наши с вами потре бительские интересы будут удо влетворяться полнее. На какую же продукцию из «Пролетария» может рассчиты вать покупатель в перспекти- — В вишневых садах мы ори ентируемся на таюю сорта, как «Орловская ранняя» и «Тургеневка», наибольший уро жай смородины дают «Бело русская сладдая» и «Минай Шмырева», а яблони высажи ваем в первую очередь те, что дают наиболее долгохра нимые плодд! — «Синап север ный» и «Синап орловский», «Богатырь», «Орловское по лосатое», «Ветеран» и два но вых канадских сорта «Спар- тан» и «Лобо». Думается, эта продукция удовлетворит са- шлх взыскательных покупате лей, — подытожил нашу ко роткую беседу А. А: Мура- Ну, что ж, остается только пожелать нам всем, чтобы этой Вкусной и полезной продукции с каждым годом из «Пролета рия» и других плодоводческих хозяйств отправлялось все бо- М. ЛЕВЫКИНА. 17 июля после заключитель- него слова Н. И. Рыжкова вы с^пил депутат Медиков В. Я., который по просьбе избирателей Кузбасса про информировал сессию об об становке на шахтах бассей на. Он от имени депутатов региона призвал угольщи ков прекратить забастовку, подчеркнул недопустимость ее превращения в общесо юзную, ибо это, по его сло вам, явится антиперестро ечным актом. Говоря о ситуации в Куз бассе. Н. И. Рыжков отме тил. что там действительно накопилось много социаль но-экономических проблем. Одни из них могут быть решены на месте немедлен но. другие нуждаются в рассмотрении в масштабах всей страны. Продолжение забастовки, указал он, лишь усугубит положение, вызо вет цепную реакцию в дру гих отраслях экономики. Председатель Совета Ми нистров СССР сообщил, что вместе с М. С. Горбачевым подписал обращение к шах терам Кузбасса, в котором они призвали горняков к благоразумию, проинформи ровал депутатов о том, что в Кузбасс выезжает специ альная комиссия во главе с членом Политбюро, секрета рем ЦК КПСС Н. Н. Слюнь- ковьш. Комиссия призвана на месте рассмотреть весь комплекс проблем для по следующего их решения. Сессия переходит к рас смотрению вопроса об . ут верждении коллегии Госу дарственного арбитража Слово предоставляется главному Государственному арбитру СССР Ю. Г. Матве- НА ПЕРВОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР еву, который вынес на рас смотрение Верховного Сове та СССР кандидатуры на посты руководителей и чле- н(ж коллегии Государствен ного арбитража СССР, от ветил на вопросы депутатов. Депутаты Калмыков Ю. X. Лущиков С. Г., Огарок В. И. изложили свое мнение о функциях и структуре Го сударственного арбитража СССР, о прёдложенных кан дидатурах. Большинством голосов пер вым заместителем главного Государственного арбитра СССР назначен В. Н. Исай- чта, заместителями — В. В. Гребенников и И. М. Остан- ний. Членами коллегии Го сударственного арбитража ООСР утверждены А. А. Арифулин, К. И. Девяткин, В. И. Чайка. Верховный Совет Перехо дит к избранию Комитета на родного контроля СССР. На трибуне — председа тель Комитета Г. В. Колбин, который кратко охарактери зовал предлагаемый состав КНК СССР. Он, в частнос ти, сообщил, что пока не предлагаег кандидатур на ряд постов в Комитете на родного контроля СССР. Г. В. Колбин ответил на воп росы депутатов. |В обсуждении состава с замечаниями и предложения ми в адрес КНК выступили депутаты Логунов В, А„ Нау. Пивоваров Большинством голосов пер вым заместителем председа теля Комитета народного контроля СССР избирается Е. А. Варначев, заместите лями -В. П. Баженов, A. И. Ильенков, В. Н. Ку ликов, А. В. Романцов. Чле нами Комитета народного ^контроля СССР утверждены также В. Г. Волчихин, Н, Н. Глебова, В. П. Денисов. П. Е. Дикарев. Л. Д. Казаков, Е. А. Кочерин, О. Р. Лацис, И. В. Лукаускас, А. В. Мер- зленко, Г. М.. Никифоров, B. Н. Севрук, М. Н. Студе никина. Предеедательст в у ю щ н й сообщил, что Совет Минист ров СССР, представил на ра тификацию рад международ ных актов, подписанных от имени Советокого Союза. Ра тификация таких документов Презвдиумом Верховного Со вета СССР Конституцией не предусмотрена. Решения по ним должны приниматься на сессии. Было внесено предложение данные акты передать для предварительного рассмот рения в Комитет по между народным делам, привлекая в случае необходимости дру гие комитеты Верховного Со вета СССР и постоянные ко миссии палат. В обсуждении этого воп роса приняли участие депу таты Огарок В. И., Рябчен- ко С. М., Яблоков А. В., Ельцин Б. Н., Дзасохов А. С. По просьбе группы депу- татрв министр внутренних дел СССР В. В. Бакатин ин формировал о событиях пос ледних дней в Абхазии. (На сессии было принято постановление Верхо(вного Совета СССР. В нем говорится: выражая серьезную оза боченность ситуацией, сло жившейся в Абхазии, Вер ховный Совет СССР поруча ет Совету Министров Гру зинской ССР, Совету Мини стров Абхазской АССР, ми нистру внутренних дел СССР принимать оператив ные и решительные меры по наведению порядка, обеспе чению социалистической за конности, надежной* безо пасности населения. Верховный Совет ' СССР предлагает народным депута там СССР, избранным от Грузинской ОСР и Абхазс кой АССР, обратиться с призывом к своим избирате лям решать все спорйые во просы мирными средствами, руководствуясь принципами интернационализма и друж бы советских народов. Верховный Совет СССР считает необходимым немед ленно восстановить движе ние на Закавказской желез ной дорО(Ге с тем, чтобы лик видировать ненормальное по ложение. мешающее снабже нию населения, устойчивой работе предприятий, возмож ности проезда трудящихся в места отдыха. Верховный • Совет СССР обращается ко всем гражда нам, проживающим на тер ритории Абхазской АССР — . к абхазам, грузинам, пред ставителям других национа льностей, — с призывом при ложить все силы к тому, чтобы стабилизировать обс тановку, установить мир и доверие, дать возможность людям спокойно жить. 4 По просьбе депутатов ми нистр гражданской авиации СССР А. Н. Волков проин формировал их о порядке об служивания народных депу татов Аэрофлотом. Взяв слово для спшвки, депутат Разумовский В. Г. сообщил, что был по недо разумению назван в газет ных отчетах участником об суждения кандидатуры Г. А. Ягодина на пост председате ля Рособразования С т е Р . В связи с этим он изложил сшою точку зрения на пути решения проблем, стоящих перед этим ведомством. Заседание окончено. 18 июля состоялись засе дания комитетов и комис сий Верховного Совета На совместное заседание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz