Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
9 июля 1989 г., № 156 (18 453) ЛЕН И Н С КОС Где? Ну, разумеется, там, где его продают, — на кино рынке. Вам интересно узнать, как это происходит? Тогда мы предлагаем вам познакомиться с интервью, в основе {второго " вопросы зрителей. Ответы дает заместитель директора областного кннообъедннення Юрий Владими рович РАЗУМОВСКИЙ. ГДЕ КУПИТЬ кино? — Итак, теперь фильмы не просто рассылаются по об ластям, Но предварительно их еще н ^ н о приобрести на всесоюзном кинорынке... — Да, и это одна из пру- яшн хозрасчетных отношений между студиями, где филь мы создаются, и киновидео объединениями, которые за няты прокатом картин. Ес тественно, теперь безнадеж но плохому фильму слож нее попасть на экран — кто будет илатить деньги за за ведомо неинтересную лен- — А кто же отбирает и выбирает, что купить, а что не купить? От кого зависит, что именно увидит липецкий зритель, а что не увидит? — От представителей ки- новидеообъединения. Наши представители были на пер вых трех кинорынках и за купили около 300 игровых лент. Я сам участвовал в первом и третьем кинорын ках и берусь утверждать со всей ответственностью: уже во втором полугодии нас ожи- ■ дает знакомство со многими интересными произведения ми и отечественного, и зару бежного кино. — Например? — Нам кажется, большим успехом будут пользоваться такие картины, как «Наш бронепоезд», в которой_бе- .^орусский режиссер М. Ь у к снял ’в главных ролях Владимира Гостюхина и Ми хаила Ульянова, «Куколка» И. Фридберга, вызвавший уже в процессе съемок ост рый конфликт на киностудии «Мосфильм», «Две стрелы» Аллы Суриковой .(помните ее «Человека с бульвара Капу цинов»?) с участием Арме на .Джигарханяна, Наталии Гундаревой и Леонида Яр мольника... Из зарубежных я бы назвал «Побег» француз ского режиссера Жерара Ури с яопулярным комиком Пье ром Ришаром и американс кий фильм «Клуб «Коттон» маститого Фрэнсиса Коппо- Не спорю, наверное, это достойные картины. И все же берет сомнение: а правильно ли, если один че ловек решает, что липчанам стоит смотреть, а что не сто- — Во-первых, на кинорын ках мы бываем вдвоем ~ с начальником репертуарного отдела Н. Н. Землянской. Ну, а главное — мы приоб ретаем практически все фи льмы, стараясь не обмануть ожидания ни одной ка тегории зрителей — ни тех, кому по душе веселые комедии и остросюжетные детективы, фильмы ужа сов. ни тех. кому нра вятся, допустим, индийские мелодрамы, ни тех. кого все рьез интересуют Тарковский и Скжуров. Могу даже привести при мер. «Фора-фильм» — так называется эксперименталь ное творческое объединение при Мосгорисполкоме - - предложило на кинорынке художественно - публицисти ческий фильм «Александр Галич. Изгнание». Это лен та о судьбе талантливого драматурга и поэта, который за свои острые, нелицеприят ные, честные песни был вы нужден покинуть Родину в застойные годы. С экрана звучит рассказ о нем акаде мика Андрея Сахарова, поэ та Юлия Кима, священника Александра Меня, писателя Виктора Некрасова. А наряду с этой лентой мы могли купить у той же «Форы-фильма» легкую, раз влекательную комедию «За прекрасных дам». Ее поста вил А. Эйрамджан, чей фильм «Самая обаятельная и привлекательная» с успехом прошел по стране. Новая его работа привлечет любителей комедийного жанра и тем. что в ней снимались попу лярные Ирина Шмелева (помните ее в «Акселерат ке»?). Александр Абдулов. Александр Панкратов-Чер ный, Елена Цыплакова... Так что же чему предпо честь? Я думаю, мы реши ли правильно: купили и то, и другое. «Александр Га лич» не даст больших сбо ров, но его, наверняка, за хотят посмотреть люди, ко- , торые любят творчество это го своеобразного мастера. А «За прекрасных дам» пора дует массового зрителя. Как видите, мы, в самом деле, за максимальное разнообразие вернее, — многообразие эк рана. И в дальнейшем бу дем действовать так же. Ком мерция коммерцией, хозрас чет хозрасчетом, но мы не забываем, что кино — это искусство, действенная фор ма эстетического и нравст венного воспитания. Значит, липчанам, наряду с «Кинг- Конгом» или «Крокодилом «Данди», необходимы и лен та «Житие Дон Кихота и Санчо», и картина-документ «Я служил в охране Стали на» режиссера Семена Ара новича, известного нам по за мечательным «Торпедонос цам», телесериалам «Проти востояние» — А что это значит — купить фильм? — То есть, мы покупаем право проката фильмов на территории нашей области, В прошлом году, когда ки норынка еще не было, мы получали все фильмы от Главкинопроката Госкино СССР, показывали их на ки ноустановках и перечисляли восемь процентов полученно го валового сбора в Госки но. Теперь право проката приобретается, а через три- четыре месяца приходят за купленные фильмы... Одна из положительных сторон ки норынка — возможность сде лать репертуар более разно образным, приобрести отдель ные фильмы в большем ко личестве копий, чем это бы ло ранее. — А сколько стоит фильм? — По-разному. От 100 рублей, например, за те же четыре серии кинематографи ческого варианта телефиль ма «Житие дон Кихота и Санчо» грузинского режиссе ра Резо Чхеидзе до восьми тысяч рублей за три серии «Однажды в Америке» италь янского режиссера Серджо Леоне, снявшего эту увле кательную гангстерскую ки ноисторию в США. Кроме того, наше объединение оп лачивает кинокопироваль- ным фабрикам стоимость пе чати каждой копии, пример но 300—400 рублей. А в целом наши расходы за квартал на приобретение фильмов составляют 100 —■ 110 тысяч... — Немало... Откуда же берутся такие деньги? — Киностудии страны уже перешли на полный хозяйст венный расчет. Киносеть должна перейти с начала бу дущего года. А пока област ное киновидеообъединение, работая в условиях неполно го хозяйственного расчета, направляет восемь процентов доходов от киносеансов на закупки фильмов. В конце прошлого года Госкино СССР разрешило проводить на киноустановках платные предсеансовые мероприя тия. 75 процентов выручки от них также направляется для этого. Кстати, у меня кое-кто из зрителей спрашивал уже, ради чего мы затеваем Ь ки нотеатрах все эти дискотеки, большие программы, встречи и так далее. Во-первых, они интересны и сами по себе, как-то разнообразят досуг, а во-вторых — дают те самые средства, чтобы купить все, что хочется посмотреть на экране. Благодаря всему это му в течение года мы бу дем иметь примерно 400 ты сяч рублей, которые и смо жем израсходовать на кино рынках с пользой для всех, кто любит кино. — А кто выступает в ро ли «продавцов» на кино- рьшках? — Основной «продавец» фильмо 1 в — Главное управ ление кинопроката Госкино СССР. Оно выступает в ро ли посредника: покупает фи льмы у киностудий и про дает их киновидеообъедине ниям страны. Но постепенно количест во «продавцов» увеличивает ся — появляются объедине ния, получающие право са мостоятельно торговать своей продукцией. Это уже извест ное объединение «Ладья» киностудии имени Горького (их фильмы «Воры в зако не», «Француз и Стукач» шли в области), объединение «Ладога» киностудии «Лен- фильм» (его фильм «ЧП рай онного масштаба» тоже из вестен нашим зрителям), объединения «Фора-фильм», ВПТО «Видеофильм» и дру гие. Мы приобрели новые фильмы объединения «Ладо га» — «Штаны» и «Музы кальные игры», объединения ВПФО «Видеофильм» — «Спаси и сох|рани» режиссе ра Александра Сокурова. — Какое общее впечатле ние у вас от фильмов чет вертого квартала? — На мой взгляд, они в большей степени отвечают основному принципу на шей работы: каждый фильм должен найти своего зрите ля. Общий художественный уровень картин довольно вы сокий. Есть острые проблем ные работы наших киносту дий. Что же касается зару бежных фильмов, то я бы выделил фильмы США, Франции, Италии. Югосла- Не могу не сказать об од ной тенденции в отечествен ном кинематографе, которая вызывает различную реак цию зрителей: увеличилось количество фильмов, авторы которых включают в сюжет ную ткань элементы эроти- — А как вы относитесь к этому явлению? И почему таких картин все больше? — Думаю, это прежде все го реакция на ранее суще ствовавшие зацреты. Сей час, когда цензура в Госки но СССР практически отме нена и за выпуск фильма от вечает объединение киносту дии, началось своеобразное «соревнование» творческих работников — в смелости. — Когда состоится оче редной кинорынок? — В августе. Будем при обретать фильмы первого квартала будущего года.. Из афганских записок Автор этих записей — молодой журналист, сту дент Воронежского государ ственного университета В. Руденко. Сейчас он проходит практику в нашей редакции, первая его пуб ликация на страницах «ЛЗ» уже известна читателю. Это — вторая. Афганистан во шел в его жизнь несколь ко лет назад. Он был сол датом, честно выполнил свой долг. В докумевтальвых но веллах В. Руденко, естест венно, нет ничего выдуман ного. Это бесхитростный и откровенный рассказ о том, думали и что чувствовали наши парни, оказавшиеся пред&\ами родной земли трудной чужой войне. ДО ПРИКАЗА-ДВЕ НЕДЕЛИ С головы до ног запоро шенные серой пылью, в вы горевших на солнце и про соленных потом хэбушках, изрядно уставшие, злые на весь свет — такими мы воз вратились с боевой опера ции. Она мало чем отлича лась от всех предыдущих. На марше колонну частенько обстреливали из минометов, реакти 1 вных установок. Об автоматах и говорить не приходится: сухой треск «духовских» акаэмов, каза лось, не смолкал ни на ми нуту. А мин! Буквально че рез каждые полсотни мет ров находили «итальянки», английские «МК-7», само дельные противопехотки. Про себя каждый думал ■— внешне это старался ничем не проявлять, дабы не сгла зить: какой сильный обстрел, обилие мин — и все живы. Потом фортуна отвернулась: в ущелье осколками разор вавшейся мины ранило пя терых ребят из разведвзво да. Хорошо, отделались лег кими царапинами... Теперь все позади. Мы снова в • полку. С беспокой ством шаришь глазами по знакомой до последней чер точки, жишописной даже для привычного человека картине, какую представля ет полк. ,Линия модулей, па латочный городок, часовые на вышках. Все как и преж де — ничего не изменилось. Ну, и слава богу! Пз всех чувств верх все- таки берет не злость и даже не усталость, а простая че ловеческая радость. Ты вы дюжил еще одну операцию. У тебя остался шанс до жить до дембеля. А если не до дембеля, то хотя бы до новой операции. Особый по вод для радости в том, что афганское лето, нестерпимо жаркое, душное, пыльное, осталось (наконец-то!) поза ди. Недаром в Афгане гово рят: «Главное — пережить лето. Потом ничего не страш но». ,По утрам сталО' замет но прохладнее. Пыльные смерчи, для которых, на верное, любимое занятие го нять пыль по полку, сей час наведываются редко. Да и приказ скоро. До не го оставалось совсем немно го времени — каких-то две недели. -Разве это срок! Че рез месяц после приказа уй дут дембеля-осенники. Весной очередь моего при зыва. Остается еще полгода. Впереди три—четыре опе рации. Ко всему прочему — колонны, реализации, заса ды. Саперы нарасхват — без нас никуда не сунешь ся. Обстановка вынуждает вперед посылать саперов. Может, проку от нас ника кого порой, но при подрыве есть на кого свалить вину: саперы не доглядели... Погибать не хочется ни в начале, ни тем более в кон це службы. Год прошел бла гополучно, думаешь, авось, и за полгода не пропадешь. А на войне^то все может быть. .Лучше не загадывать. Но кай не хочется, под дембель-то... Придя в роту, быстренько (абы как) почистили автома ты (все равно завтра придет ся чистить еще раз — в ро те заведен такой порядок). Сдали оружие и начали со бираться в баню. Неожи данно за командиром роты прибежал посыльный и пе редал приказ немедленно прйбыть в штаб. Кто-то из саперов вслух удивился: — К чему такая спешка? Неужели еще куда-нибудь придется ехать? Ротный быстро возвра тился обратно. Молча вошел в нашу палатку, сел на ска меечку, перелистал зачем-то свой блокнот и только после этого сказал: — В колонне на Шахджой подорвались два сапера... Кто? — еще не сообщили... Колонна на Шахджой уш ла дня три назад. В то вре мя большая часть роты бы ла на операции. Опытных саперов для проводки ко лонны не хватало. В роте были новобранцы, не побы вавшие еще ни на одном же в колонну отправлялся один из саперных взводов После слов ротного никто нец, вдали зарокотали вер тушки. Привезли ребят? — Да. Из вертушки вынесли две солдатские плащ-палат ки. два кровавых свертка. Это все, что осталось... — Рота, строиться на ве чернюю поверку! — лениво прокричал дневальный под грибком. Негромко перего вариваясь, солдаты занима ют место в строю. — Рота, становись, рав- Это вне палатки, а в са мой палатке тускло Горит электрическая лампочка. На соседних койках друг про тив друга сидят ребята. Ко лонна из Шахджоя уже при шла. Саперы рассказывают, как все произошло... Первым был Леха, потом — Ры- На табуретках, стоящих между кроватями в узком проходе, лежат пачки кон фет, печенья, джем, сигаре ты. Это солдатские поминки. К еде никто не прикасает ся, все курят. Тянусь к си гарете и я, в первый раз... Леха и Рыжий... — Почему не на поверке? — в приоткрытую дверь па латки заглянул молодой лейтенант. Окинул взглядом сидящих и закрыл за собой дверь. Леха и Рыжий... Утром в двух палатках, где жили взвод разминиро вания и инженерно-сапер ный взвод роты, белыми простынями заправили кро вати Алексея Вербы и Во лоди Селиверстова. Алексей был моего призыва, а Воло дя должен был уволиться нынешней осенью... Белый конверт простыни. Панама с зеленой звездоч кой на поДушке. У изголовья — саперный щуп. На тум бочке пачка сигарет и пач ка конфет в блестящей упа ковке. На сорок дней — таков обычай... До приказа министра обо роны оставалось всего две недели. И всех нас ждали дома. Живыми. ОБЕЛИСК СЛАВЫ Памятник саперам в свое время был установлен в ра- сположеннн инженерно-са перной роты мотострелко вого полка. Историю па мятника я и хочу расска- Немало саперов погибло, сопровождая колонны, вы полняя боевые задачи разминированию, проводя мотострелковые роты в го рах. О погибших вскоре за бывали —■ в этом особый трагизм войны. Забывали потому, что друзья погиб ших или сами погибали, или увольнялись. На смену им приходили новобранцы. И все повторялось. Так что в роте не помнили даже фа милии... Однажды в разговоре кто- то из ребят, кажется, это был заместитель командира взвода Володя Хачкинаев, предложил установить па мятник и на нем записать фамилии погибших парней нашей инженерно-саперной роты. Это было осенью 1986 года. З а несколько дней до этого погибли два отличных парня — Алексей Верба и Володя Селиверстов. Но Афган готовился к выводу шести полков. Кто- то уходил домой, а нас бро сали в горы. З а одной опе рацией последовала другая. Володя Хачкинаев и его од- нопризывники улетели до мой. О памятнике на время забыли. В ноябре на заставе № 13 в Дуабском ущелье -,;пт?ибли Игорь Мальпиев и Сергей Золотарев. Игорь был убит осколком мины наповал, Сергей скончался через шесть часов от болевого шо ка. В декабре в горах под Кандагаром на щштдавПй- хотке подорвался Мишка Гацко. Остался без ноги. В феврале 1987 года при вос становлении минного поля вокруг части погиб Сабит Оразбеков. В марте на фуга се подорвался ротный бро нетранспортер и погиб води тель Валерка Скиба. В Союзе считали, что в ДРА идет национальное при мирение, как о том йлло объявлено. М. Лещинский показал зачехленные ‘ ство лы пушек. Нам было не до этого. Январь и февраль 1987нго сидели в полку, за то в марте почти не были в части. В полк возвратились за два или три дня до весен него приказа министра обо роны. Дембелям пора было готовить парадки. Всех ос тальных натаскивали к ве сенней проверке. И тогда вспомнили о па мятнике. Замполит, старший лейтенант А. Бабинцев, под держал нас. Трех человек, Мишку Припутнева, Серегу Щербакова и Серегу Штей ну, освободили от всех рот ных мероприятий. Они и строили памятник. По мере возможности им помогала вся рота. Когда работа уже близилась к концу, в штаб вызвали меня, секретаря комсомольской организации, и замполита. Начальник по литотдела полка спросил: — Что вы у себя там строите?.. Начпо был новым челове ком в полку. О нем шла слава демократичного и ум ного офицера. Мы с зампо литом тоже в этом убеди- Узнав о памятнике, он по интересовался; — А где проект? Как нет? Немедленно начертите и мне на подпись... Скрывая улыбки, мы пы тались доказать, что проект уже не нужен. Но начпо стоял на своем. Рисунок сделали, отнесли ему на - подпись. И начпо оставил свой «автограф». К его че сти, следует добавить, о н » помог достать цемент, а впоследствии, побывав на операции, приказал на са перов наград Не Жалеть... К началу мая памятник был готов. Долго решали, какой быть надписи на нем. У меня в блокноте оказались стихи о саперах, как потом узнал, поэта Ярослава Сме- лякова. Их и воспроизвели. Рисунок сделал старший лейтенант Аюпов. Рисовал по застывающему цементному раствору. Контур рисунка вы ложили кусочками мрамора. По обеим сторонам дорож ки, ведущей к памятнику, положили плиты. На них — фамилии погибших на аф ганской земле. Сашка Улитин, сапер, ему до дембеля оставалось пол года, спросил Аюпова: — Зачем вы оставляете место на плитах? На такие вопросы обыч но не отвечают, и взводный попросил его не мешать. Улитин сказал: — Я не хочу, чтобы мою фамилию вписали туда. Через месяц список при шлось продлить. Ну, а Са шка, мой товарищ, возвра тился домой живым. Открытие памятника со стоялось 9 мая 1987 года. Пришла разведрота в пол-, ном составе — с нею сапе ры дружили. Пришел коман дир полка. Были речи, ми-; нута модчания, вручение грамот. Словом, все, что по ложено в таких случаях... А через неделю, в ночь с 16 на 17 мая, с очередной партией дембелей покийул полк и я. Перед тем, ка 1 Й идти на вертолетную пло щадку, мы с друзьями при шли к памятнику. Рота в это время была на дороге в Кандагар. Для оставав шихся война продолжалась. В. РУДЕНКО. П О Э Т И Ч Е С К А Я Р У Б Р И К А А. ВАСИЛЬЕВ В СОЛОВЬИНЫЙ рассвет сенокоса рассвет сенокоса. Когда пахнут медком клевера. Тараторят разноголосо Разговорчивые трактора. Разнотравье луга заливает. Жар ромашковый, голубень. Все живое Вокруг распевает В перезвень целый День, целый день. И какая-то шустрая птаха Нас зовет: «Выйди петь, выйди встреть». И забьется щеглом под рубахой Хочется сердцу запеть... В соловьиный рассвет сенокоса Из березового холодка Синеокая, русокосая, Мне сестренка несет молока. Я стою, опираясь на косу, И тобою любуюсь тайком, Приходи ко мне, радость, В светлой кофточке босиком. Никакой злопыхатель- пройдоха Не сумеет во мне погасить Этот свет, что от первого До последнего буду носить... Терновник На юру распустился терновник, Настроений весенних виновник. Белым облачком светится, рад. Он зацвел, как положено, П€5)ВЫМ И смычком вдруг прошелся по нервам, Нас настроил на вдумчивый лад. Заставляет поглубже вглядеться Он в полынно-счастливое детство. В этом веке кипящем, крутом Вспоминаются не пасторали, А как мы колоски собирали И объеедчик гонял нас кнутом. О моя дорогая сестренка! Рвется там, где непрочно Как мы выжили только с тобой? В суховеи и в стужи- метели Мы сердцами ничуть не черствели, Нас спасала святая любовь. Наша мама, на внешность ,И скупа на утешвое слово. Знала цену вертлявым словам. Но по зернышку и по травинке, Надрываясь до боли в кровинке, Все несла только нам, только нам. И на ниве для общего дела Отставать от других не Ношу тяжкую вдовью несла. Не заметила, как поседела. Как иссохло уставшее тело. Речка жизни ее утекла. Если в нас есть хотя бы частица Той любви, что сумела вмесшпъся В сердце матери, щедром, больном, То — пускай не роскошны палаты, — Мы с собою безмерно богаты, И грешно нам мечтать об ином. Сожаленьем себя ты не мучай... Посмотри, как терновник колючий На ветру расцветает и рад И на радость всем прочим ’ растеньям Освещает овражек Цветеньем, Где татарник татарнику брат. Отчая земля До чего ж узор июльский бросок! Сердце греет, душу молодит В белизне лебедушек-березок Ярового поля малахит. И звенит струною автострада, В сизой мари тают тополя. И опять безмерно сердце радо Видеть тебя, отчая земля. Е. РОЩИНА я полюбила дом, как тополь или книгу. Как жадный жар свечи и грустный шум дождей, И он, меня узнав, котом навстречу прыгал И ластился в ночи к теплу руки моей. Дом пропускал меня сквозь узкие проходы, Где запахи слились в неповторимый дух, И, бережно храня чужих людей приходы. Заботливо ко мне он обращал свой слух. Как темноту хранят старишше кувшины В начале узких горл, так дом берег, скорбя, Всех мыслей тайник, он сочетал ушибы, Которые друзья мне нанесли, любя. А за окном ( рябины Заглядывали в глубь ночной души моей, И нежные снега кровавили кармином, Как отпечатки губ или мазки кистей. Но что мне дом чужой, где проживали люди, Где проживут еще неторопливый век, Зачем мне понимать хитросплетенья судеб И слышать голоса на перекрестке лет? А дом молчал, устав от длинных разговоров, От спешности житья, непрошеных гостей. Уснув от тишины, он не услышал сборов И звонких голосов пяти своих ключей. Дом так и не узнал, проснувшись спозаранку, До станции какой купила я билет, Лишь тенью на стене запечатлев беглянку И ветвями рябин мне помахав вослед, я полюбила дом, люблю его и нынче: За дверь, за стол, за то, что добр и весел был. И номер твой, о дом, храню в себе, как имя, Так нежно и тепло, От тесноты и выси узкой пчельни, В зрачке свечи метнувшийся И мед беседы медленной вечери, Где пятипалым тлеющим листом Светились сквозь огонь Сердец неукротимых дальний гром Сводил нам горло, как от смертной боли. Все жесты предугаданы, И мысли, не проросшие словами, Прочитаны в полуизгибах Повторены с осенними дождями. Но как алыча кисел НА ПОЛПУТИ К ПУШКИНУ «Пушкин умер в полном раэ^ вития своих сил и, бесспор но, унес с собою в гроб неко торую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». Это из знамени той пушкинской речи Достоед-, ского. Сказано — будто на граните высечено. . - Сто лет прошло, а разгадка,,, судя по всему, все еще не най дена. Мы терпеливо приближа емся или надеемся, что приб лижаемся, к великой этой тай-, не — тайне судьбы и личнос ти Пушкина, тайне судьбы Рос- _ сии, тайне собственного наше-^ го предназначения. Но как трудно судить, какое же рас-" стояние пройдено, и не дви-. жемся ли мы в неверном нап-.' равленииТ. Когда месяц назад отмеча лось 190-летие со дня рожде ния поэта, маститые ученые; пушкинисты в один голос , р . том же твердили; Пушкина на-_ до перечитывать и истолковы вать заново. Он пока не понят и не объяснен миру по-настоя"" щему. А многие стары© объяс-" нения ложны или односторон-.? ни, поскольку диктовались час то конъюнктурными соображе ниями, сиюминутной установ кой, кратковременной модой. Между тем, Пушкин^о не сию минутен. Он вечен... Легко могу представить чи тателя, который любит Пуш кина, но не любит пушкино ведов. У него есть свой ре зон; магия строк «У лукоморья дуб зеленый» или «Уж небо осенью дышало» не нуждает ся в ученых комментариях. И все-таки не весь Пушкин в этой магии, в этой музыке, в этих, внятных каждому живу щему на земле, чувствах. Он же еще и глубочайший мыс литель, бессчетными нитями связанный с минувшими века ми и со своими современника ми. Мир его сложен, много слоен, как сама реальность. И в постижении этого мира, че стное слово, не будет лишней -помощь ученых — филологов, философов, историков... Так думают многие. Пуш киноведение, похоже, стало в России заботой всенародной. :Нет такого, пусть и самого су хого, специального сочинения о творчестве поэта, которое бы залеживалось на книжных при лавках. Тем более, не зале жится труд, где автор, не жерт вуя научной серьезностью, об* ращается не стбАько к колле гам по академическому цеху, сколько ко всем, кому Пуш-. кин дорог и необходим. ;,!/ К таким книгам относится и вышедшая в этом году в изда тельстве «Молодая гвардия'» работа Генриха Волкова «Мир Пушкина. Личность. Мировоэ- зрюние. Окружение». Это кра сивый, любовно оформленный том, который даже просто взять в руки —- удовольствие. И читать его интересно. Вол ков — философ. Причем, на деленный не часто встречаю щимся даром — легко и дос тупно говорить о сложных ве щах. Так написаны его изве стные книги об античных муд рецах, о Гете, Гегеле... Это же качество свойственно «Миру Пушкина». Тот, кто давно интересует ся жизнью и личностью ве.\и- кого нашего соотечественника, встретит у Генриха Волкова немало знакомого. Это для по пулярного издания вполне ес тественно. Но и знакомое в ряде случаев поставлено в но вый контекст, оценено по-ино му, нежели у других авторов. Особое внимание Волкова привлекает интеллект Пушки-. на, его философские взгляды. на поэзию и миссию поэта, ,.на« историю и участь России. С моей стороны было бы не-: : честно, однако, не сказать, что:: некоторые места «Мира Пуш- “ кина» все же несколько эле- • ментарны, не идут дальше ес ли не школьного, то вузовско-- Го учебника. Но это — лишь некоторые и немногие страни цы. А в целом прочитать книг... гу стоит. Как знать, быть мо жет, это тоже станет еще. од-.: ним нашим шагом, ну, пусть,, даже шажком к разгадке .ТОЙ. самой великой пушкинской тайны... ^ НЕВЕРОВ. Как помню я прелестный кавардак Твоих вещей, моих имен и знаков, И робких писем. движущийся атом, И ветрюм твой штурмуемый чердак. Еще живет и трепет слабых губ Когда сбылись — все до одной приметы, И ласточкой прощания проник Луч утренний, к тебе в окно продетый. Застыв вполоборота у двери — Шаг или два в небудущность с тобою, Возьму, как дар у стаявшей зимы, Лишь этот вечер с терпким вкусом хвои. Беда притянута бедою — Молчат старинные киоты, Вино разбавлено водою В кувшине красной терракоты. Слеза умножена слезою, По улицам гуляет ветер. Вина осыпалась золою В осенний темнокрылый вечер. Между любовью и любовью Закрыто, словно птица, сердце, Ужаленное жадной болью, Стучится в маленькую дверцу. УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! Вот уже в четвертый раэ- появляется в нашей газете рубрика «Экслибрис «ЛЗ». Мы стремимся рассказы вать вам о книгах различ ного характера — публицис тических, поэтических, на-'. учно-познавательных. В. дальнейшем появятся микро рецензии, аннотации и на издания прозы, мемуаров. Вместе с тем мы надеемся публиковать в этой рубрике и ваши отзывы о прочитан ных книгах, которые вы бы хотели порекомендовать дру гим. Форма этих отзывов может быть свободной: ре цензия, изложение цепочки во вре мя чтения, рассказ о том, почему данная книга была интересна именно вам, как это связано с вашей жиз нью, вашими профессионал-" нымн интересами. Напи 1 № те! В старину не зря гово рили, что радость, разд^^ ленная с друзьями, стан<)?-; вится больше. А ведь встрй-' ча с хорошей книгой всег да радость...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz