Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ^июня 1989 г., № 146 (18443) Д о к л а д Н. И. РЫЖКОВА (Окончание. Начало на 1-й стр.) целесообразности разделе ния или объединения неко торых министерств и ве домств. Однако такого рода предложения в основном не нашли должной поддержки депутатов, поэтому нет не обходимости говорить о канедом из них подробно. В то же время на тре}Г таких замечаниях необходи мо остановиться. Комитет по вопросам строительства и архитекту ры считает преждевремен ной ликвидацию Минстрой- материалов СССР, обосно вывая это рядом причин, в том числе неотработанностью некоторых нормативных ак тов и положений. Тщательное дополнитель ное изу.чение этого вопроса показало, что выдвигаемые возражения противоречат принципам новой региональ ной политики, а также пере ходу на демократичные фор мы хозяйствования. вновь ведут к усилению центра- листских начал в управлении строительным производсг- г Как известно, в соответ ствий с принятым решением, в - 1088 году осуществлена' передача в непосредственное ведение союзных республик (Кроме РСФСР) подрядных строительных министерств )1 производства большей части строительных материалов. Полтора года, работы в этих- условиях показали, что в основном все республики стали предметно, заниматься этими вопросами. Сформиро ванные ими программы поз воляют в течение двух—трех лет перейти на самообеспе чение строительными мате риалами. Таким образом, курс на передачу промьпп- ленности стройматериалов се бя оправдал. Это настоя тельно диктует й^обходи- мость передачи республи кам производства и других материалов для строитель- Вместе с тем, ; на наш взгляд, надо сохранить цен трализованное производст во цемента; асбеста'- и изде лий из даго. И, естественно, иметь союзное министерство только по этим ограничен ным видам продукции нет достаточньтх оснований. Бо лее реальный путь здесь в создании нескольких круп ных концернов, действующих на демократических и хоз расчетных принципах. ■Конечно, это/ обстоятель- ' ство; равно как и"передача общестроительных мини стерств в ведение ’ Россий ской Федерации, существен но изменит функции Гос строя СССР. На это надо идти, если мы на деле, а не на словах собкраемся осу ществлять новую р е р о - нальную политику. расши рять права союзных рес публик, передавать им ре-' альную власть в системе хозяйствования; Лфгйка на ших действий ныне такова, что властью 'надо начинать делиться. Это реальность, и с ней надо считаться. ГГепёрь о втором замеча нии, На заседаниях некото-, рых комиссий и комитетов высказаны соображения о нецелесообразности переда чи эксплуатации атомных электростанций из ведения Минатомэнерго в ведение Министерства среднего ма шиностроения. В то же вре мя предлагается не вклю чать эту сферу деятельности в Минэнерго СССР, а, уп разднив Министерство атом ной энергетики, создать со ответствующее главное уп равление при Совете Мини стров СССР. Должен довести до све дения народных депутатов, что вопрос о структуре уп равления атомной энергети кой, ее взаимоотношениях с другими иароднохозяйствен- ны.ми комплексами изучал ся самым тщательным об разом после чернобыльской ^^Проб'лема была настолько сложной, что до конца ре шить ее в тот период не удалось, хотя определенные шаги в этом направлении были сделаны. Так, учиты вая, что технический уровень в атомной энергетике был существенно выше, чем в целом в Минэнерго СССР, и начал снижаться в послед ние' годы до общего уровня этого министерства, стала ясной необходимость выде ления указанной подотрас ли из Минэнерго во избежа ние дальнейшего отрицатель ного влияния на нее, что и было сделано. В то же время не до конца были решены вопросы, позво ляющие комплексно подойти к проблемам атомной энерге тики. особенно ее безопаснос ти. Исследовательские, про- ектно • «конструкторские ра боты, изготовление оборудо вания, его монтаж и эксплуа тация, переработка и хране ние ядерного топлива оказа лись рассыпанными по раз личным министерствам. Предлагаемое объединение двух министерств, а также передача им производств из ряда других отраслей это не механическое йх слияние, а ша(', направленный на ком плексное развитие йтомной Энергетики и прежде всего обеспечение ядерной безопас- Таким образом. все,это продиктовано самыми серьез ными (^тоятельствами в раз витии атомной энергетики страны. Именно с этих пози ций после того.’ как еще раз была тщательно изучена дан ная проблема, на рассмотре ние Верховного СоветаСССР вносится предложение об об разовании на базе Минатом- энергб СССР и Минсрёдмаша СССР единого Министерства атомной энергетики и про мышленности СССР. Что ка. сается его включения в струк туру одного из народнохозяй ственных комплексов, то это будет рассмотрено отдельно. Некоторые депутаты стави ли вопрос о целесообразности существования Министерства культуры СССР, считая до статочным наличие таких ми нистерств в союзнь(х респуб ликах. Выдвигалось и такое предложение; иметь в прави тельстве первого заместите ля Председателя Совмина по вопросам • культуры, оставив за союзным министерством чисто хозяйственны^ вопросы. Должен сказать, товарищи, что мнение у «ас на этот счет однозначное—в стране должно быть дееспособное союзное Министерство куль туры, которое было бы пол ноправным представителе^ всего - многообразия культур ной жизни страны. ^ Товарищи! 1 Вопрос о напо шении но вым содержанием функций всех без исключения органов государственного управления хотелось оьт рассмотреть де тальнее. Наиболее острой и спра ведливой критике были под вергнуты центральные эко номические органы. Что, на мой взгляд, следует учесть из этого? I ПрещДе всего надо в самые короткие сроки уточнить не которые положения новой ое- гиональной политики, касаю щиеся экономических отноше ний центра в союзных рес публик, Предложений и за мечаний здесь было много. Из них вытекает настоятель ная потребность еще раз вернуться к расшотрению всего комплекса проблем, свя занных с д а л ьн е й им расши рением хозяйственной само стоятельности республик, ук реплением их .экономической базы, соотношением властных полномочий министерств и территорий. Развернувшаяся в эти дни в комиссиях и комитетах острая полемика о путях ста новления социалистического рынка еще раз подтвердила, что и здесь нам тоже пред стоит решать непростые проб лемы. Должен сказать, мы вполне осознанно выбрали это направление в качестве ре шающего д л я , ускорения со циально - экономического раз вития стМны. считаем его правильным и перспектив ным, что единодушно было поддержано Съездом. В то же время народные депутаты проявили серьезную озабоченность в связи с про тиворечивостью взглядов на такой важнейший вопрос, как регулирование рыночных от ношений. ' Учитывая, что эта тема вызвала большое количество вопросов к тт. Абалкину, Мас люкову, а также к некоторым другим кандидатам На Рзжо- водящие должности в прави- тедьстве, хочу еще раз вы сказать свои суждения -по этому поводу. 'Самое главное и принци пиально важное в этом во просе, как мне представляет ся. — определение, границ государственного регулирова ния рыночных отношений. И здесь я полностью согласен с мнением многих народных депутатов насчет того, что центральным экономическим органам, и в первую очередь Госплану, Госснабу. Минфи ну. Госкомцен, совместно с союзными республиками не обходимо решить две прин ципиально важные задачи. Первая —- это выработка самих инструментов регули рования таких отношений. Имею в виду налоговую си стему, новые методы ценово го регулирования, развитие оптовой торговли и т. д. Вторая — создание таких условий и приведение в дей ствие, образно говоря, таких ограничителей, которые не позволяли бы осуществлять это регулирование методами, противоречащими присущим рынку законам. Надо теоре тически и практически опре делить глубину регулирующе го воздействия на рыночные отношения. Суть в том, что- ■ бы влияние на рынок -состо- роны государства ни в коей мере не тормозило е г о ' раз вития. Конечно же. решение и первой, и второй задач дол жно быть подчинено прежде всего повышению благосо стояния народа и с^спече- нию его социальной заищ- ,щенности. Совершенно естественно, что при обсуждении народ ными депутатами нового со- 'става Совета Министров СССР ■особое внимание было уде лено деятельности общесоюз ных министёрств и комите тов. Все были единодушны в оценке, что широко развитая система узкоотраслевых орга нов управления стала факто ром. не позволяющим пол ностью раскрыться радикаль ной экономической реформе. На этот счет приводилось не мало конкретных примеров. В частности, отмечалось, что излишняя централизация в выработке решений на союз ном уровне в-^ значительной степени снижает возможности,- комплексного развития эко номики республик, эффектив ность решения экологических проблем, не позволяет в пол ной .мере учесть интересы территорий, их демографиче ские и другие условия. Именно поэтому мы гово рим о необходимости форми рования министерств нового типа, о наполнении их рабо ты новым содержанием, о передаче многих ныне выпол няемых ими функций непо средственно предприятиям и территориям. В ходе обсуж дения кандидатур на посты министров депутаты у мно гих спрашивали, что подра зумевается под этим. Вопрос далеко не праздный. Его решение нам видится прежде всего в строгом раз граничении и четком опреде лении пока еще смешанных ФУ 1 -ИЩИЙ гсюударственного уп равления и непосредственно го хозяйствования, плановой и исполнительной деятель ности. Нет необходимости доказы вать, что отсутствие ради кальных перемен в функциях министерств тормозило фор мирование прогрессивных про изводственных структур ос новного звена, а главное — сдерживало рост эффектив ности его работы. На 'Съезде и прошедшем обсуждении в комиссиях мы были едины в стремлении и дальше решительно идти по пути создания и развития межведомственных произ водств, разнообразных сов ременных организационных структур, основанных на со четании различных форм соб ственности, в том числе вне рамок министерств и ве домств. Именно на этоМ пу ти, как представляется, мы будем преодолевать нынесло; жившееся' монопольное поло жение многих предприятий, развивать принципы конку рентности. борьбы за техни ческое совершенство и- каче ство продукций. Подводя итог сказанному в отношении отраслевых, шта бов управления, можно сде лать ' следующие основные выводы. Прежде всего мы совер шенно правильно идем на последовательное и глубокое изменение их функций, на стойчиво укрупняя отрасле вые структуры и делегируя права, которыми раньше рас полагали верхние . эшелоны. На уровень республиканских, местных органов управления и непосредственно основному звену производства. Верность такого курса подтвердил весь ход обсуждения народными депутатами новой роли мини стерств в современных усло виях хозяйствования. Прави тельство намерено и в даль нейшем идти этим путем и надеется на всемерную под держку его Верховным Со ветом СССР. •Особого разговора заслужи вает тема: министерство и радикальная экономическая реформа. Не могу не согла ситься е точкой зрения, вы. сказанной большим числом депутатов. Действительно мно- гае наши министерства мед ленно перестраивались в р а з , витии новых принципов хо зяйствования, допускалось прямое нарушение требова ний Закона о государствен ном предприятии. Все это было и, к сожалению, в ряде случаев имеет место сейчас. Правительство будет и впредь принимать самые ре шительные меры по искоре нению любых нарушений при. нципов эконоащческой ре формы. Считаю правильным и чрезвычайно полезньш, ес ли народные депутаты также активнЬ включатся в это важ нейшее дело. И, наконец, в ходе рас смотрения кандидатур на пос ты министров многим из них задава;!ись вопросы о роли министерств в создании та кой экономической среды, ко торая позволяла бы наиболее эффективно развиваться ос новному производственному звену в новых условиях хо. зяйствования. Имелись в ви ду и рыночные отношения, и нормативная база, й ре гиональная перестройка, и целый комплекс других в о . просов. Должен сказать, что не которые будущие министры вместо того, чтобы обосновы вать свой взгляд ,й позицию по этим важным ' вопросам, ссылались на Госплан — если речь заходила о нормативах. На Госснаб—когда ’ копрос касался оптовой , торговли, на Госкомцен в ситуациях, связанных с галопирующим ростом цен на вьшускаемую продукцию, на Минфин, а также банки—если разговор касался несоот'ветствия меЖ. ду ростом заработной пла'^ы и производительностью труда. То есть ряд кандидатов на высокие посты пока еще не осознают^ четко своей роли в этих важнейших делах. По- видимому, причина в том, что центральные экономиче ские органы многое замкну, ли на себя. Да и правитель ство до сих пор Не утверди ло новое положение о ми нистерствах и ведомствах, которое учитывало бы изме нение их роли и функций в новых условиях хозяйствова- Дискусеии в Верховном Совете СССР еще раз под твердили, что проблем в де ле •совершенствования меха низма хозяйствования очень много. В связи- с этим, как известно, предложено соз дать государственную комис сию Совета Министров СССР по экономической реформе, возглавит которую, как предполагается, академик • Абалкин. Его кандидатура' одобрена соответствующими комиссиями и комитетами. Должен сразу сказать, това-’ рищи, что эта комиссия обя зана учесть все полезное из высказанного на заседаниях в адрес министерств и ве домств по поводу развития экономической реформы, но в своей работе ^ особо это подчеркну,— ни в коем слу чае не подменять шх. При всем множестве воп росов отраслевого характера хотел бы выделить то вни мание. с которым народные депутаты отнеслись к обсуж дению состояния дел в от раслях, входящих в состав военно-промышленного комп лекса страш> 1 . И очень вер но, что основной упор здесь делался не на достижения и высокие показатели их раз вития, а на понимание кан дидатами на посты минисг- ' ров наряду с необходимо стью- оснащение Вооружен ных Сил СССР соответству ющей техникой также иск лючительной важности мер по конверсии оборонных про изводств) 'перепрофилирова нию их на вьшуск товаров народного потребления. Я совершенно согласен с депутатами, требовавшими от названных министерств, чтобы оставшийся период те кущей и всю следующую пя тилетку главные свои уси лия они направляли на уси ление социальной переориен тации производства. Работ;у этих отраслей мы обязаны будем впредь оценивать так же и по тому вкладу, кото рый они внесут в удовлет ворение потребностей насе ления в сложной бытовой технике, товарах длительно го пользования и продукции повседневного спроса. К слову сказать, именно под углом зрения развер нувшейся работы по конвер сии оборонных производств на заседаниях комиссий и комитетов рассматривались возможности ряда^ других министерств, которые такйсе должны осуществить пере ориентацию отраслей на еще большее удовлетворение потребностей народа. Это от носится прежде всего к ма шиностроительному комп- лёксу. В этом мы видим про явление депутатами особой заботы о том, чтобы такой непростой Ш |г , на который мы идем впервые в нашей стране, был сделан глубоко Нродуманно, в короткие сро ки и без той бюрократичес кой и административно-уп равленческой волсжиты, ко торая зачастую сводит на нет самые хорошие начина ния. В этой связи Госпла ну и другим экономическим органам в тесном взаимодей ствии с союзными республи ками надо создать необхо димые условия и убрать все препоны, способные поме шать министерствам и пред приятиям в- реализации по ставленных перед ними за- Товарищи! Не буду говорить обо всем спектре проблем, свя з а н н ы х со ' строительством наших -Вооружённых Сил, и о роли правительства в этом деле,- о выполнении функ ций, возложенных на него Конституцией СССР. Об этом было подробно сказано в до кладе на Съезде, Но, тем не менее, две проблемьх, о ко торых шла речь в соответ ствующем комитете Верхов- , ного Совета СССР при рас смотрении программы, пред ставленной Министерством обороны, все-таки хотел бы выделить. Первая из них связана с затратами на оборону. Ос новываясь на принципах но вой военной Д 01 ктрины, вы работанной в соответствии с нарастающими мирными ини циативами Советского госу дарства, мы последователь но будем осухкествлять меры по уменьшению таких зат рат. Это означает, что наши подходы к обеспечению обог роноспособности страны дол жны отроиться исключитель но на основе требований ра зумной достаточности. Об мен мнениями по этому по воду на заседании комитета вьхлился в серьезный разго вор о том, какие изменения должны произойти в деяте- лыхости Министерства оборо- Конечно, принцип разум ной достаточности Должен подкрепляться дальнейшх1м техническим переоснащени ем Вооруженных Сил на ка чественно новой основе. И пока обстоятельства будут вынуждать на это — со сто ронах правительству и, ду маю, со стороны народных депутатов, мы обязаны ока зывать армии всемерную поддержку и внимание, де лать -все, чтобы крепить' и высоко держать ее престиж и авторитет.’ Думаю, что специально следует рассмотреть предло жения народных депутатов и о. том, чтобы часть средств, которые высвобождаются за сует уменьшения расходов На оборонные нужды, была направлена и на решение со циальных проблем Вооружен ных Сил СССР. Товарищи! В свете прин ципиального разговора, кото рый состоялся в комиссиях и комитетах при рассмотре нии представленных правк- тельством кандидатур на должности руководителей правоохранительных органов страны, необходимо без про медления внести изменения в их функции и практичес кую деятельность. Эти изменения должны быть направлены прежде все го на то,- чтобы правоохра нительные органы глубоко уважали свободы и консти туционные права советских граждан, действовали стро го в рамках юридическххх норм и правил,- направляли свои усилия на интересы ьон- солидации общества, обеспе чивали ' возможность всем гражданам жить и работать в условиях безопасности и защищенности от посяга тельств всякого рода прес тупных элементов. В оздоровлении ситуации во многих краях, областях и республиках, стабилизации , политической обстановки, как все мы тенерь убеди лись, нужна не только твер дость, но и глубокий комп лексный подход к решению всех проблем этих регионов. Иначе неизбежны, явления, подобные Тём, что произош ли в Узбекистане, Казахста не и ряде других мест. Правоохранительные -орга ны, и это совершенно ясно, одни ничего сделать не смо гут, так ^ак на обострение обстановки нередко прямо влияют нерешенные социаль ные проблемы, запущен ность межнациональных ‘ от ношений, махровое бюрокра тическое равнодушие к нуж дам людей, нежелание прис лушаться к их справедливым запросам, игнорирование мне ния общественности. Всему этому на Съезде народных депутатов дана со ответствующая оценка. Те перь наступает пора дейст вий. Причем, действий не ло кальных, а охватывающих весь комплекс мер, начиная от, укрепления кадрового со става . правоохранительных органов, создания им необ ходимых материальных и со циально-бытовых условий, возможностей уровня подготовки, совершен ствования работы в этом на правлении Советов народ ных депутатов и их испол нительных комитетов; прив лечения к этому делу трудо вых коллективов, предприя тий и организаций. Серьез ные шаги должны быть пред приняты и в совершенство вании йравовой основы пре сечения антиобщественных проявлений. Словом, нужна программа. Ее важность очевидна и нап равленность ясна. Работа над ней должна быть нача та незамедлительно, 'И вес ти ее предстоит -'нам вместе. Правильйо говорйли многие депутаты: в дело нормали зации обстановки- в стране, в борьбу с антиобществен ными проявлениями надо'. ВКЛЮЧИТЕ веёь народ. И нале предстоит сделать это. Та-* кое требование, несомненно, бдает Положено в основу деятельности всех правоох ранительных органов, и пре жде всего Министерства внутренних дел. Министерст ва ЮСТИЦИИ} Комитета госу дарственной безопасности. Учитывая нарастающие про явлений в страда организо ванной преступности, КГБ СССР должен, на наш взгляд, вплотную подключи ться к решению этой край не опаской для общества проблемы.- Такие возможнос ти у этого комитета есть. Товарищи!/Жизнь показы вает, что исправлять ошиб ки'гораздо сложнее, чем на чинать Дело сызнова.’Длите льная изоляция 'Нашего об-, щества от внешнего мира бы ла одной из таких больших ошибок. И если она допу щена, признана нЯми^ то на до ее исправлять бЫстро, э ф - . фективно и со' знанием су-* щества вопросов. Именно под таким углом зрения рас сматривались народными де путатами кандидатуры това рищей Каменцева и Кату шева. Ведь во многом от ра боты органов, крторые им предстоит возглавить, зави сит преодоление оторваннос ти нашей зкойомийй от ми рохозяйственных скязей. Мы пошли на максималь ное расширение прав пред приятий в бсущеатвлении ими внешкеэконом'нкеской деятельности. Нойьшй пра вами в этой области мы на делили министерства и ре гионы, соответствующим об разом изменили структуру внешнеэкономических орга нов. Все это надо настойчи во развивать. Координировать такую ра боту ,при:1рана -гое^^дйрствен- ная внешнезконокйческая комиссия. Ее роль и значе- 'Нке будут лостоянно возрас тать. Но при этом перед ией выдвигается принципиально новая задача. Сёйчас надо не только хорошо ориенти роваться во внешнеэкономи ческих связях, находить оп тимальные решения,' но и проявлять не меньшую ак тивность ’ в работе внутри страны с. «епооредствекны- ми экспортерами продукции. ' Наши внешнеэкономичес кие органы должны в пол-, ной мере проявлять себя в умении органически соче тать возможности и потреб ности страны с тем,' в чем заинтересован мировой ры- И еще об одной задаче, в решение которой должны ак тивно включиться государе г-ч венная внешнеэкономичес кая комиссия и Министерст во внешнеэкономических свя зей! На нее также обраща ли внимание народные депу- Существующие ныне эко номические отношения меж ду странами—членами СЭВ во многом ^серьезно отстали от тех новых принципов хо зяйствования, которые раз виваются в ЭТИХ! странах в последнее время. Совершен но очевидно, ч т о : без соот ветствующих изменений в формах и методах наших взаимоотношений этот про цесс будет все больше отста вать, а следовательно, сни жаться эффективность внеш неэкономических ' связей стран—чиенов СЭВ. Указанной комиссии и центральным экономичес ким органам надо совмест но с социалистическими стра нами разработать четкую программу действий в дан ном направлении. При этом следует учитывать, что в ми ровой экономике активно идут интеграционные процес- Последовательно должна проводиться также линия на дальнейшее «развитие наших мирохозяйственных связей в самых разнбобразных фор мах, а также- на все боль шее участие в международ ных финайсово-экрномичес- ких организациях. Что касается конкретных предложений о наших даль нейших шагах в области кре дитно-валютной политики, зарубежных займов', измене ния структуры импорта в целях насыщения потребите льского рынка товарами и уменьшения дефицитной нап ряженности на нем, то вое это надо еще и еще раз -т^ща- тельно взвесить и ’ принять соответствующие решения; Подводя некоторый итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что вновь об разованное , .правительство, жения депутатов о дальней шем совершенствовании уп равления народным хозяйст вом, изменении функций го сударственных органов , в связи с углублением ради кальной экономической ре формы, последовательным переходом к использованию всего многообразия форм собственности и хозяйствова ния, развитием научно-тех нического прогресса, други ми важными проблемами, на которых я не останавливаюсь подробно, так как они доста точно полно освещены в до кладе на Съезде Ь предстоя щей деятельности правитель-; Безусловно, эту работу нам предстоит проводить в тесном контакте с Верхов ным Советом, его комиссия ми и комитетами. Конечно, нужно еще отработать по рядок совместных действии, всевозможные процедурные вопросы, которые будут воз никать. Товарищи! То, что происходило на за седаниях комиссий и коми тетов, показало, насколько ответственным стал процесс рассмотрения кандидатур на государственные посты. Все мы убедились, как трудно стоять на этой трибуне в те чение двух-трех часов, отве чая на многочисленные про думанные и весьма непрос тые вопросы депутатов. Я бы не назвал эту процедуру очень приятной, но совер шенно убежден, что она не обходима, и через это «чис тилище» должны пройти все члены правительства. .Принципиальное значе ние имеет также и то, чтр каждый успешно прошедший зто’г парламентский экзамен получает вотум доверия пол номочных представителей на рода. Это, безусловно, поло жительно скажется на авто ритете кандидатов на руко водящие поёты й всей их дальнейшей деятельности. Главный итог работы ко миссий и комитетов заклю чается, пожалуй, в том, что депутаты в принципиальном плане в основном поддержа ли внесенные правительст вом предложения до персо нальному составу. Вместе с тем 6 человек такой под держки не получили. Нельзя сказать, что они не обладают организаторски ми способностями и профес сиональными качествами, не обходимыми руководителям такого ранга. Однако новые требования к видению кан дидатами перспективных на правлений в той или иной области социально-экономи ческой и культурной ЖИЗНИ' резко возросли и- не все то варищи оказались соответст вующими такой постановке вопроса. К этому надо добавить, что в комиссиях выдвига лись порой такие -/требова ния, которые мы, видимо, недоучли, а иногда и прос то не в ' состоянии были предвидеть. Это вполне нор мальное явление, и мы его нц драматизируем. Напротив, чрезвычайно возросшая тре бовательность, избавление от равнодушия верное сви детельство оздоровления на шего общества. (И уже сам этот факт обя зывает, анализируя обсуж дения в комиссиях и коми тетах, делать очень серьез ные выводы, с еще большей тщательностью осмысливать и взвешивать то, что пред лагается. ^ ч В результате ■деятельнос ти комиссий и комитетов ими выработано мнение не рекомендовать на утвержде ние Верховным Советом СССР следующих товарищей; Грамова — ' Госкомспорт, Захарова — - Минкультуры, Богомякова —• Миннефтегаз- пром, Розенову — Госком цен, Грибова —■ Госбанк, Полад-заде — Минводстрой. С этим, видимо, следует сог ласиться. Кроме того, была вакант ная должность по Госком природе, а в процессе рабо ты комиссий и комитетов сняты с обсуждения канди датуры на должности пёрво- го заместителя Нредседате- ля Совмина СССР, предсе- • дателя Государственной ко миссии по продовольствию и закупкам, а также министра станкостроительной и инст рументальной промышлен ности. Таким образом, сейчас в предлагаемом для утвержде ния на данной сессии соста ве правительства девять ва кантных должностей. Канди датуры на их замещение в соответствии с Конституцией СССР будут представлены одного родного хозяйства. Речь идет о Министерстве медицинскбй и мииробиоло- '.гической промышленности. Что касается производства здесь лекарственных- средств, то эта проблема остро об суждалась на Съезде, в ко миссиях и комитетах. Те перь надо принимать соот ветствующие меры с тем, .чтобы Б ближайшие годы вы править положение и серь-'/- ёзно улучшить обеспечений населения медикаментами. В то, же время в этой от расли. как известно, -сложи лась чрезвычайно острая си туация с производством ми кробиологического кормово го белка (БВК) на -основе углеводородного сырья. На этот счет в свое время при-" нималась развернутая ^про грамма. Сейчас в стране "про изводится 1 млн. тонн тако го белка. Он служит для сбалансированности кормов. Общественность страны на стойчиво ставит вопрос как об экологической вредности ■ самого такого производства, так и применяемого в кор мах белка. Вопрос заключается в том, что же делать в.этой ситуа- Ло-видимому, проблему мо жно разделить на две час- Первая. Пойти на то, что бы приостановить дальней шую реализацию указанной программы по наращиванию выпуска белка БВК до 2 млн. тонн. Для этого надо отказаться от намеченного нового строительства объек тов и расширения действую щих предприятий для произ водства этого белка в разме ре 1 млн. тонн, в том числе в городах Томск, Оренбург, Сыктывкар, Кременчуг, Пав лодар, Сызрань, Саратов. Уфа, Новополоцк, Пыть-Ях и других. . , ^ Кроме того, считаю прикЩ ципиально важным в качест ве конкретного шага по оз доровлению экологической обстановки «в ряде регионов странь! разработку и осуще ствление мёр по последова- тедьному в течение тринад цатой пятилетки, перепрофи- лированию действующих про изводств этого белка на дру гие экологически чистые ви ды продукции. Вторая часть вопроса за ключается в том, что -в раз витии животно-водетва мы не можем обойтись без реше ния белкЬвой проблемы. Ведь ее нерешенность при водит к ежегодному перерас ходу зерна в размере 20—25 млн, тонн. Выход здесь в резком наращивании произ водства растительного белка. Это тот путь, по которому се годня идет весь. мир. Пока что в этом мы отстаем от на меченной 1 Щограммы в два Снижение объемов про мышленного белка может еще больше усугубить положение. Поэтому, принимая 'трое ре шение, мы должнь! четко представлять; главная зада- ным образом изучат предло Вместе с тем хотел бы ос тановиться на вопросе, ко торый затрагивает не столь ко кандидатуру на должность министра, сколько имеет принципиальное значение для дальнейшего развития лроизводство растительного \ белка во всех союзных рес публиках. В этих условиях необхо димо сосредоточить усилия названного министерства на ускоренном развитии произ водства ' лекарственных средств и поддержать пред ложения народных депутатов о переименовании его в Министерство медицинской и биотехнологической про мышленности СССР. С учетом этого я про сил бы ■Верховный- Совет СССР рассмотреть и принять положительное решение по кандидатуре на пост.руково дителя этого министерства т. Быкова В. А. Его кандидатура обсужда лась на аасёданиях трех ко миссий, одна из которых по вьппеизложенным мотивам не дала положительной ре комендации. В то же время все комиссии отметили высо кую компетентность, профес сионализм и организаторс кие способности т. Быкова. С учетом . изложенного я и вношу это предложение. Прощу также, исходя из состоявшегося обсуждения на заседаниях комиссий па лат Верховного Совета СССР и его комитетов, принять уточненные предложения о внесении изменений в Закон о Совете Министров. СССР и проект постановления о. составе правительства СССР. Товарищи! Задачи, которые предсто ит решать новому правитель ству, определены постановле нием Съезда народных де- • путатов. Их реализация дол жна обеспечить устойчивое динамичное социально-эконо мическое развитие страны. Это и есть главная програм ма действий вновь образо ванного Совета Министров СССР. (Окончание. Начало на 1-й стр.) рдил реши.мость отстаивать создание постоянного органа Совета Министров СССР — Государственной комиссии по продовольствию и закупкам, а также высказался за обра зование На демократической основе на базе Минстрой- материалов нескольких про- ' изводственных концернов. В связи с персональными вопросами глава правительст. аа выразил твердое намере. нйе отстаивать ряд предло женных -им в состав Совета Министров кандидатур. Н, И. НА ПЕРВОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Рыжкову был задан вопр^ ' об оплате труда министров СССР. Он сообщил, что за,-^ рплата руководителей мин% стерств и ведомств составляв €т сейчас 7 0 0—800 рубле!^^ М. С. Горбачев: хорошиц председатель колхоза получа ет 1200—1700 рублей. На Президиуме Верховного Со вета СССР в предваритель ном/порядке обсуждался во, прос, как жить и работать- членам Верховного Совета,..; из чего исходить. Встал во прос о. том. что некоторые председатели комитетов до своего нового назначения по . ' лучали вдвое больше, чем предполагаемая их нынеш. няя зарплата. Точно так же обстоит дедо и с некоторыми членами Верховного Совета СССР. Как быть? Пока воп рос изучается. Например', во прос заработной платы пар тийных работников. По это му поводу было много разго воров, но оказалось, что, к примеру, секретарь сельского районного комитета партии получает сейчас на удовне управляющего отделением хо зяйства — 350 рублей, но на самом деле управляющий отделением совхоза по лучает средний оклад в 700 рублей. Как же мы соби. раемся найти на пост секре таря райкома самого автори тетного, самого подготовлен ного человека? Я не ду.маю, -отметил'пре дседательствующий, что тут должно быть какое-то сорев нование, что мы должны от ветственным должностным лицам какие-то из ряда вон выходящие Доплаты устанав ливать. Но вопрос есть, он требует проработш. Поэтому давайте так и договоримся: обдумаем, а потом, видимо, потребуется закон Верховно го Совета на этот счет. ' Продолжая отвечать ш во просы депУ1^тов, Н. И. Рыж . ков подчеркнул, что но всем остающимся кока вакантными в Совете Министров ^-СССР должностям'будут проведены широкие консультации ‘с де путатами, заинтересованными предприятиями и учреждения ми. трудовыми коллектива}ли. Докладчик , высказался за открытке представительств малочисленных народов при исполнительных органах, в том числе при Совете Мини, стров СССР. ВД. С. Горбачев: вопрос о представительстве обсуждал- ■ея на первом заседаний Пре зидиума Верховного Совета СССР. Дано поручение изу. чить эту проблему и в Вер. ховном Совете СССР, и в правительстве. Со стороны членов Президиума Верхов ного Совета СсСР, представ ляющих республики, на этот счет были свои соображения и замечания. Вопрос требу ет изучения. Остановившись на структу рных изменениях в правите, льстве, Н. И. Рыжков под черкнул. что сейчас страна не может себе позволить ли. квидировать промышленные министерства. Это привело бы к потере управления эконо- МИКОЙ. Однако путь их укру пнения не является механи ческой мерой. По мере^созда. мия социалистического рын ка процесс слияния ведомств будет нарастать. Это вытека ет из экономической рефор'. Сессия продолжает рабо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz