Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ^июня 1989 г., № 146 (18443) Д о к л а д Н. И. РЫЖКОВА (Окончание. Начало на 1-й стр.) целесообразности разделе­ ния или объединения неко­ торых министерств и ве­ домств. Однако такого рода предложения в основном не нашли должной поддержки депутатов, поэтому нет не­ обходимости говорить о канедом из них подробно. В то же время на тре}Г таких замечаниях необходи­ мо остановиться. Комитет по вопросам строительства и архитекту­ ры считает преждевремен­ ной ликвидацию Минстрой- материалов СССР, обосно­ вывая это рядом причин, в том числе неотработанностью некоторых нормативных ак­ тов и положений. Тщательное дополнитель­ ное изу.чение этого вопроса показало, что выдвигаемые возражения противоречат принципам новой региональ­ ной политики, а также пере­ ходу на демократичные фор­ мы хозяйствования. вновь ведут к усилению центра- листских начал в управлении строительным производсг- г Как известно, в соответ­ ствий с принятым решением, в - 1088 году осуществлена' передача в непосредственное ведение союзных республик (Кроме РСФСР) подрядных строительных министерств )1 производства большей части строительных материалов. Полтора года, работы в этих- условиях показали, что в основном все республики стали предметно, заниматься этими вопросами. Сформиро­ ванные ими программы поз­ воляют в течение двух—трех лет перейти на самообеспе­ чение строительными мате­ риалами. Таким образом, курс на передачу промьпп- ленности стройматериалов се­ бя оправдал. Это настоя­ тельно диктует й^обходи- мость передачи республи­ кам производства и других материалов для строитель- Вместе с тем, ; на наш взгляд, надо сохранить цен­ трализованное производст­ во цемента; асбеста'- и изде­ лий из даго. И, естественно, иметь союзное министерство только по этим ограничен­ ным видам продукции нет достаточньтх оснований. Бо­ лее реальный путь здесь в создании нескольких круп­ ных концернов, действующих на демократических и хоз­ расчетных принципах. ■Конечно, это/ обстоятель- ' ство; равно как и"передача общестроительных мини­ стерств в ведение ’ Россий­ ской Федерации, существен­ но изменит функции Гос­ строя СССР. На это надо идти, если мы на деле, а не на словах собкраемся осу­ ществлять новую р е р о - нальную политику. расши­ рять права союзных рес­ публик, передавать им ре-' альную власть в системе хозяйствования; Лфгйка на­ ших действий ныне такова, что властью 'надо начинать делиться. Это реальность, и с ней надо считаться. ГГепёрь о втором замеча­ нии, На заседаниях некото-, рых комиссий и комитетов высказаны соображения о нецелесообразности переда­ чи эксплуатации атомных электростанций из ведения Минатомэнерго в ведение Министерства среднего ма­ шиностроения. В то же вре­ мя предлагается не вклю­ чать эту сферу деятельности в Минэнерго СССР, а, уп­ разднив Министерство атом­ ной энергетики, создать со­ ответствующее главное уп­ равление при Совете Мини­ стров СССР. Должен довести до све­ дения народных депутатов, что вопрос о структуре уп­ равления атомной энергети­ кой, ее взаимоотношениях с другими иароднохозяйствен- ны.ми комплексами изучал­ ся самым тщательным об­ разом после чернобыльской ^^Проб'лема была настолько сложной, что до конца ре­ шить ее в тот период не удалось, хотя определенные шаги в этом направлении были сделаны. Так, учиты­ вая, что технический уровень в атомной энергетике был существенно выше, чем в целом в Минэнерго СССР, и начал снижаться в послед­ ние' годы до общего уровня этого министерства, стала ясной необходимость выде­ ления указанной подотрас­ ли из Минэнерго во избежа­ ние дальнейшего отрицатель­ ного влияния на нее, что и было сделано. В то же время не до конца были решены вопросы, позво­ ляющие комплексно подойти к проблемам атомной энерге­ тики. особенно ее безопаснос­ ти. Исследовательские, про- ектно • «конструкторские ра­ боты, изготовление оборудо­ вания, его монтаж и эксплуа­ тация, переработка и хране­ ние ядерного топлива оказа­ лись рассыпанными по раз­ личным министерствам. Предлагаемое объединение двух министерств, а также передача им производств из ряда других отраслей это не механическое йх слияние, а ша(', направленный на ком­ плексное развитие йтомной Энергетики и прежде всего обеспечение ядерной безопас- Таким образом. все,это продиктовано самыми серьез­ ными (^тоятельствами в раз­ витии атомной энергетики страны. Именно с этих пози­ ций после того.’ как еще раз была тщательно изучена дан­ ная проблема, на рассмотре­ ние Верховного СоветаСССР вносится предложение об об­ разовании на базе Минатом- энергб СССР и Минсрёдмаша СССР единого Министерства атомной энергетики и про­ мышленности СССР. Что ка. сается его включения в струк­ туру одного из народнохозяй­ ственных комплексов, то это будет рассмотрено отдельно. Некоторые депутаты стави­ ли вопрос о целесообразности существования Министерства культуры СССР, считая до­ статочным наличие таких ми­ нистерств в союзнь(х респуб­ ликах. Выдвигалось и такое предложение; иметь в прави­ тельстве первого заместите­ ля Председателя Совмина по вопросам • культуры, оставив за союзным министерством чисто хозяйственны^ вопросы. Должен сказать, товарищи, что мнение у «ас на этот счет однозначное—в стране должно быть дееспособное союзное Министерство куль­ туры, которое было бы пол­ ноправным представителе^ всего - многообразия культур­ ной жизни страны. ^ Товарищи! 1 Вопрос о напо шении но­ вым содержанием функций всех без исключения органов государственного управления хотелось оьт рассмотреть де­ тальнее. Наиболее острой и спра­ ведливой критике были под­ вергнуты центральные эко­ номические органы. Что, на мой взгляд, следует учесть из этого? I ПрещДе всего надо в самые короткие сроки уточнить не­ которые положения новой ое- гиональной политики, касаю­ щиеся экономических отноше­ ний центра в союзных рес­ публик, Предложений и за­ мечаний здесь было много. Из них вытекает настоятель­ ная потребность еще раз вернуться к расшотрению всего комплекса проблем, свя­ занных с д а л ьн е й им расши­ рением хозяйственной само­ стоятельности республик, ук­ реплением их .экономической базы, соотношением властных полномочий министерств и территорий. Развернувшаяся в эти дни в комиссиях и комитетах острая полемика о путях ста­ новления социалистического рынка еще раз подтвердила, что и здесь нам тоже пред­ стоит решать непростые проб­ лемы. Должен сказать, мы вполне осознанно выбрали это направление в качестве ре­ шающего д л я , ускорения со­ циально - экономического раз­ вития стМны. считаем его правильным и перспектив­ ным, что единодушно было поддержано Съездом. В то же время народные депутаты проявили серьезную озабоченность в связи с про­ тиворечивостью взглядов на такой важнейший вопрос, как регулирование рыночных от­ ношений. ' Учитывая, что эта тема вызвала большое количество вопросов к тт. Абалкину, Мас­ люкову, а также к некоторым другим кандидатам На Рзжо- водящие должности в прави- тедьстве, хочу еще раз вы­ сказать свои суждения -по этому поводу. 'Самое главное и принци­ пиально важное в этом во­ просе, как мне представляет­ ся. — определение, границ государственного регулирова­ ния рыночных отношений. И здесь я полностью согласен с мнением многих народных депутатов насчет того, что центральным экономическим органам, и в первую очередь Госплану, Госснабу. Минфи­ ну. Госкомцен, совместно с союзными республиками не­ обходимо решить две прин­ ципиально важные задачи. Первая —- это выработка самих инструментов регули­ рования таких отношений. Имею в виду налоговую си­ стему, новые методы ценово­ го регулирования, развитие оптовой торговли и т. д. Вторая — создание таких условий и приведение в дей­ ствие, образно говоря, таких ограничителей, которые не позволяли бы осуществлять это регулирование методами, противоречащими присущим рынку законам. Надо теоре­ тически и практически опре­ делить глубину регулирующе­ го воздействия на рыночные отношения. Суть в том, что- ■ бы влияние на рынок -состо- роны государства ни в коей мере не тормозило е г о ' раз­ вития. Конечно же. решение и первой, и второй задач дол­ жно быть подчинено прежде всего повышению благосо­ стояния народа и с^спече- нию его социальной заищ- ,щенности. Совершенно естественно, что при обсуждении народ­ ными депутатами нового со- 'става Совета Министров СССР ■особое внимание было уде­ лено деятельности общесоюз­ ных министёрств и комите­ тов. Все были единодушны в оценке, что широко развитая система узкоотраслевых орга­ нов управления стала факто­ ром. не позволяющим пол­ ностью раскрыться радикаль­ ной экономической реформе. На этот счет приводилось не­ мало конкретных примеров. В частности, отмечалось, что излишняя централизация в выработке решений на союз­ ном уровне в-^ значительной степени снижает возможности,- комплексного развития эко­ номики республик, эффектив­ ность решения экологических проблем, не позволяет в пол­ ной .мере учесть интересы территорий, их демографиче­ ские и другие условия. Именно поэтому мы гово­ рим о необходимости форми­ рования министерств нового типа, о наполнении их рабо­ ты новым содержанием, о передаче многих ныне выпол­ няемых ими функций непо­ средственно предприятиям и территориям. В ходе обсуж­ дения кандидатур на посты министров депутаты у мно­ гих спрашивали, что подра­ зумевается под этим. Вопрос далеко не праздный. Его решение нам видится прежде всего в строгом раз­ граничении и четком опреде­ лении пока еще смешанных ФУ 1 -ИЩИЙ гсюударственного уп­ равления и непосредственно­ го хозяйствования, плановой и исполнительной деятель­ ности. Нет необходимости доказы­ вать, что отсутствие ради­ кальных перемен в функциях министерств тормозило фор­ мирование прогрессивных про­ изводственных структур ос­ новного звена, а главное — сдерживало рост эффектив­ ности его работы. На 'Съезде и прошедшем обсуждении в комиссиях мы были едины в стремлении и дальше решительно идти по пути создания и развития межведомственных произ­ водств, разнообразных сов­ ременных организационных структур, основанных на со­ четании различных форм соб­ ственности, в том числе вне рамок министерств и ве­ домств. Именно на этоМ пу­ ти, как представляется, мы будем преодолевать нынесло; жившееся' монопольное поло­ жение многих предприятий, развивать принципы конку­ рентности. борьбы за техни­ ческое совершенство и- каче­ ство продукций. Подводя итог сказанному в отношении отраслевых, шта­ бов управления, можно сде­ лать ' следующие основные выводы. Прежде всего мы совер­ шенно правильно идем на последовательное и глубокое изменение их функций, на­ стойчиво укрупняя отрасле­ вые структуры и делегируя права, которыми раньше рас­ полагали верхние . эшелоны. На уровень республиканских, местных органов управления и непосредственно основному звену производства. Верность такого курса подтвердил весь ход обсуждения народными депутатами новой роли мини­ стерств в современных усло­ виях хозяйствования. Прави­ тельство намерено и в даль­ нейшем идти этим путем и надеется на всемерную под­ держку его Верховным Со­ ветом СССР. •Особого разговора заслужи­ вает тема: министерство и радикальная экономическая реформа. Не могу не согла­ ситься е точкой зрения, вы. сказанной большим числом депутатов. Действительно мно- гае наши министерства мед­ ленно перестраивались в р а з , витии новых принципов хо­ зяйствования, допускалось прямое нарушение требова­ ний Закона о государствен­ ном предприятии. Все это было и, к сожалению, в ряде случаев имеет место сейчас. Правительство будет и впредь принимать самые ре­ шительные меры по искоре­ нению любых нарушений при. нципов эконоащческой ре­ формы. Считаю правильным и чрезвычайно полезньш, ес­ ли народные депутаты также активнЬ включатся в это важ­ нейшее дело. И, наконец, в ходе рас­ смотрения кандидатур на пос­ ты министров многим из них задава;!ись вопросы о роли министерств в создании та­ кой экономической среды, ко­ торая позволяла бы наиболее эффективно развиваться ос­ новному производственному звену в новых условиях хо. зяйствования. Имелись в ви­ ду и рыночные отношения, и нормативная база, й ре­ гиональная перестройка, и целый комплекс других в о . просов. Должен сказать, что не­ которые будущие министры вместо того, чтобы обосновы­ вать свой взгляд ,й позицию по этим важным ' вопросам, ссылались на Госплан — если речь заходила о нормативах. На Госснаб—когда ’ копрос касался оптовой , торговли, на Госкомцен в ситуациях, связанных с галопирующим ростом цен на вьшускаемую продукцию, на Минфин, а также банки—если разговор касался несоот'ветствия меЖ. ду ростом заработной пла'^ы и производительностью труда. То есть ряд кандидатов на высокие посты пока еще не осознают^ четко своей роли в этих важнейших делах. По- видимому, причина в том, что центральные экономиче­ ские органы многое замкну, ли на себя. Да и правитель­ ство до сих пор Не утверди­ ло новое положение о ми­ нистерствах и ведомствах, которое учитывало бы изме­ нение их роли и функций в новых условиях хозяйствова- Дискусеии в Верховном Совете СССР еще раз под­ твердили, что проблем в де­ ле •совершенствования меха­ низма хозяйствования очень много. В связи- с этим, как известно, предложено соз­ дать государственную комис­ сию Совета Министров СССР по экономической реформе, возглавит которую, как предполагается, академик • Абалкин. Его кандидатура' одобрена соответствующими комиссиями и комитетами. Должен сразу сказать, това-’ рищи, что эта комиссия обя­ зана учесть все полезное из высказанного на заседаниях в адрес министерств и ве­ домств по поводу развития экономической реформы, но в своей работе ^ особо это подчеркну,— ни в коем слу­ чае не подменять шх. При всем множестве воп­ росов отраслевого характера хотел бы выделить то вни­ мание. с которым народные депутаты отнеслись к обсуж­ дению состояния дел в от­ раслях, входящих в состав военно-промышленного комп­ лекса страш> 1 . И очень вер­ но, что основной упор здесь делался не на достижения и высокие показатели их раз­ вития, а на понимание кан­ дидатами на посты минисг- ' ров наряду с необходимо­ стью- оснащение Вооружен­ ных Сил СССР соответству­ ющей техникой также иск­ лючительной важности мер по конверсии оборонных про­ изводств) 'перепрофилирова­ нию их на вьшуск товаров народного потребления. Я совершенно согласен с депутатами, требовавшими от названных министерств, чтобы оставшийся период те­ кущей и всю следующую пя­ тилетку главные свои уси­ лия они направляли на уси­ ление социальной переориен­ тации производства. Работ;у этих отраслей мы обязаны будем впредь оценивать так­ же и по тому вкладу, кото­ рый они внесут в удовлет­ ворение потребностей насе­ ления в сложной бытовой технике, товарах длительно­ го пользования и продукции повседневного спроса. К слову сказать, именно под углом зрения развер­ нувшейся работы по конвер­ сии оборонных производств на заседаниях комиссий и комитетов рассматривались возможности ряда^ других министерств, которые такйсе должны осуществить пере­ ориентацию отраслей на еще большее удовлетворение потребностей народа. Это от­ носится прежде всего к ма­ шиностроительному комп- лёксу. В этом мы видим про­ явление депутатами особой заботы о том, чтобы такой непростой Ш |г , на который мы идем впервые в нашей стране, был сделан глубоко Нродуманно, в короткие сро­ ки и без той бюрократичес­ кой и административно-уп­ равленческой волсжиты, ко­ торая зачастую сводит на нет самые хорошие начина­ ния. В этой связи Госпла­ ну и другим экономическим органам в тесном взаимодей­ ствии с союзными республи­ ками надо создать необхо­ димые условия и убрать все препоны, способные поме­ шать министерствам и пред­ приятиям в- реализации по­ ставленных перед ними за- Товарищи! Не буду говорить обо всем спектре проблем, свя­ з а н н ы х со ' строительством наших -Вооружённых Сил, и о роли правительства в этом деле,- о выполнении функ­ ций, возложенных на него Конституцией СССР. Об этом было подробно сказано в до­ кладе на Съезде, Но, тем не менее, две проблемьх, о ко­ торых шла речь в соответ­ ствующем комитете Верхов- , ного Совета СССР при рас­ смотрении программы, пред­ ставленной Министерством обороны, все-таки хотел бы выделить. Первая из них связана с затратами на оборону. Ос­ новываясь на принципах но­ вой военной Д 01 ктрины, вы­ работанной в соответствии с нарастающими мирными ини­ циативами Советского госу­ дарства, мы последователь­ но будем осухкествлять меры по уменьшению таких зат­ рат. Это означает, что наши подходы к обеспечению обог роноспособности страны дол­ жны отроиться исключитель­ но на основе требований ра­ зумной достаточности. Об­ мен мнениями по этому по­ воду на заседании комитета вьхлился в серьезный разго­ вор о том, какие изменения должны произойти в деяте- лыхости Министерства оборо- Конечно, принцип разум­ ной достаточности Должен подкрепляться дальнейшх1м техническим переоснащени­ ем Вооруженных Сил на ка­ чественно новой основе. И пока обстоятельства будут вынуждать на это — со сто­ ронах правительству и, ду­ маю, со стороны народных депутатов, мы обязаны ока­ зывать армии всемерную поддержку и внимание, де­ лать -все, чтобы крепить' и высоко держать ее престиж и авторитет.’ Думаю, что специально следует рассмотреть предло­ жения народных депутатов и о. том, чтобы часть средств, которые высвобождаются за сует уменьшения расходов На оборонные нужды, была направлена и на решение со­ циальных проблем Вооружен­ ных Сил СССР. Товарищи! В свете прин­ ципиального разговора, кото­ рый состоялся в комиссиях и комитетах при рассмотре­ нии представленных правк- тельством кандидатур на должности руководителей правоохранительных органов страны, необходимо без про­ медления внести изменения в их функции и практичес­ кую деятельность. Эти изменения должны быть направлены прежде все­ го на то,- чтобы правоохра­ нительные органы глубоко уважали свободы и консти­ туционные права советских граждан, действовали стро­ го в рамках юридическххх норм и правил,- направляли свои усилия на интересы ьон- солидации общества, обеспе­ чивали ' возможность всем гражданам жить и работать в условиях безопасности и защищенности от посяга­ тельств всякого рода прес­ тупных элементов. В оздоровлении ситуации во многих краях, областях и республиках, стабилизации , политической обстановки, как все мы тенерь убеди­ лись, нужна не только твер­ дость, но и глубокий комп­ лексный подход к решению всех проблем этих регионов. Иначе неизбежны, явления, подобные Тём, что произош­ ли в Узбекистане, Казахста­ не и ряде других мест. Правоохранительные -орга­ ны, и это совершенно ясно, одни ничего сделать не смо­ гут, так ^ак на обострение обстановки нередко прямо влияют нерешенные социаль­ ные проблемы, запущен­ ность межнациональных ‘ от­ ношений, махровое бюрокра­ тическое равнодушие к нуж­ дам людей, нежелание прис­ лушаться к их справедливым запросам, игнорирование мне­ ния общественности. Всему этому на Съезде народных депутатов дана со­ ответствующая оценка. Те­ перь наступает пора дейст­ вий. Причем, действий не ло­ кальных, а охватывающих весь комплекс мер, начиная от, укрепления кадрового со­ става . правоохранительных органов, создания им необ­ ходимых материальных и со­ циально-бытовых условий, возможностей уровня подготовки, совершен­ ствования работы в этом на­ правлении Советов народ­ ных депутатов и их испол­ нительных комитетов; прив­ лечения к этому делу трудо­ вых коллективов, предприя­ тий и организаций. Серьез­ ные шаги должны быть пред­ приняты и в совершенство­ вании йравовой основы пре­ сечения антиобщественных проявлений. Словом, нужна программа. Ее важность очевидна и нап­ равленность ясна. Работа над ней должна быть нача­ та незамедлительно, 'И вес­ ти ее предстоит -'нам вместе. Правильйо говорйли многие депутаты: в дело нормали­ зации обстановки- в стране, в борьбу с антиобществен­ ными проявлениями надо'. ВКЛЮЧИТЕ веёь народ. И нале предстоит сделать это. Та-* кое требование, несомненно, бдает Положено в основу деятельности всех правоох­ ранительных органов, и пре­ жде всего Министерства внутренних дел. Министерст­ ва ЮСТИЦИИ} Комитета госу­ дарственной безопасности. Учитывая нарастающие про­ явлений в страда организо­ ванной преступности, КГБ СССР должен, на наш взгляд, вплотную подключи­ ться к решению этой край­ не опаской для общества проблемы.- Такие возможнос­ ти у этого комитета есть. Товарищи!/Жизнь показы­ вает, что исправлять ошиб­ ки'гораздо сложнее, чем на­ чинать Дело сызнова.’Длите­ льная изоляция 'Нашего об-, щества от внешнего мира бы­ ла одной из таких больших ошибок. И если она допу­ щена, признана нЯми^ то на­ до ее исправлять бЫстро, э ф - . фективно и со' знанием су-* щества вопросов. Именно под таким углом зрения рас­ сматривались народными де­ путатами кандидатуры това­ рищей Каменцева и Кату­ шева. Ведь во многом от ра­ боты органов, крторые им предстоит возглавить, зави­ сит преодоление оторваннос­ ти нашей зкойомийй от ми­ рохозяйственных скязей. Мы пошли на максималь­ ное расширение прав пред­ приятий в бсущеатвлении ими внешкеэконом'нкеской деятельности. Нойьшй пра­ вами в этой области мы на­ делили министерства и ре­ гионы, соответствующим об­ разом изменили структуру внешнеэкономических орга­ нов. Все это надо настойчи­ во развивать. Координировать такую ра­ боту ,при:1рана -гое^^дйрствен- ная внешнезконокйческая комиссия. Ее роль и значе- 'Нке будут лостоянно возрас­ тать. Но при этом перед ией выдвигается принципиально новая задача. Сёйчас надо не только хорошо ориенти­ роваться во внешнеэкономи­ ческих связях, находить оп­ тимальные решения,' но и проявлять не меньшую ак­ тивность ’ в работе внутри страны с. «епооредствекны- ми экспортерами продукции. ' Наши внешнеэкономичес­ кие органы должны в пол-, ной мере проявлять себя в умении органически соче­ тать возможности и потреб­ ности страны с тем,' в чем заинтересован мировой ры- И еще об одной задаче, в решение которой должны ак­ тивно включиться государе г-ч венная внешнеэкономичес­ кая комиссия и Министерст­ во внешнеэкономических свя­ зей! На нее также обраща­ ли внимание народные депу- Существующие ныне эко­ номические отношения меж­ ду странами—членами СЭВ во многом ^серьезно отстали от тех новых принципов хо­ зяйствования, которые раз­ виваются в ЭТИХ! странах в последнее время. Совершен­ но очевидно, ч т о : без соот­ ветствующих изменений в формах и методах наших взаимоотношений этот про­ цесс будет все больше отста­ вать, а следовательно, сни­ жаться эффективность внеш­ неэкономических ' связей стран—чиенов СЭВ. Указанной комиссии и центральным экономичес­ ким органам надо совмест­ но с социалистическими стра­ нами разработать четкую программу действий в дан­ ном направлении. При этом следует учитывать, что в ми­ ровой экономике активно идут интеграционные процес- Последовательно должна проводиться также линия на дальнейшее «развитие наших мирохозяйственных связей в самых разнбобразных фор­ мах, а также- на все боль­ шее участие в международ­ ных финайсово-экрномичес- ких организациях. Что касается конкретных предложений о наших даль­ нейших шагах в области кре­ дитно-валютной политики, зарубежных займов', измене­ ния структуры импорта в целях насыщения потребите­ льского рынка товарами и уменьшения дефицитной нап­ ряженности на нем, то вое это надо еще и еще раз -т^ща- тельно взвесить и ’ принять соответствующие решения; Подводя некоторый итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть, что вновь об­ разованное , .правительство, жения депутатов о дальней­ шем совершенствовании уп­ равления народным хозяйст­ вом, изменении функций го­ сударственных органов , в связи с углублением ради­ кальной экономической ре­ формы, последовательным переходом к использованию всего многообразия форм собственности и хозяйствова­ ния, развитием научно-тех­ нического прогресса, други­ ми важными проблемами, на которых я не останавливаюсь подробно, так как они доста­ точно полно освещены в до­ кладе на Съезде Ь предстоя­ щей деятельности правитель-; Безусловно, эту работу нам предстоит проводить в тесном контакте с Верхов­ ным Советом, его комиссия­ ми и комитетами. Конечно, нужно еще отработать по­ рядок совместных действии, всевозможные процедурные вопросы, которые будут воз­ никать. Товарищи! То, что происходило на за­ седаниях комиссий и коми­ тетов, показало, насколько ответственным стал процесс рассмотрения кандидатур на государственные посты. Все мы убедились, как трудно стоять на этой трибуне в те­ чение двух-трех часов, отве­ чая на многочисленные про­ думанные и весьма непрос­ тые вопросы депутатов. Я бы не назвал эту процедуру очень приятной, но совер­ шенно убежден, что она не­ обходима, и через это «чис­ тилище» должны пройти все члены правительства. .Принципиальное значе­ ние имеет также и то, чтр каждый успешно прошедший зто’г парламентский экзамен получает вотум доверия пол­ номочных представителей на­ рода. Это, безусловно, поло­ жительно скажется на авто­ ритете кандидатов на руко­ водящие поёты й всей их дальнейшей деятельности. Главный итог работы ко­ миссий и комитетов заклю­ чается, пожалуй, в том, что депутаты в принципиальном плане в основном поддержа­ ли внесенные правительст­ вом предложения до персо­ нальному составу. Вместе с тем 6 человек такой под­ держки не получили. Нельзя сказать, что они не обладают организаторски­ ми способностями и профес­ сиональными качествами, не­ обходимыми руководителям такого ранга. Однако новые требования к видению кан­ дидатами перспективных на­ правлений в той или иной области социально-экономи­ ческой и культурной ЖИЗНИ' резко возросли и- не все то­ варищи оказались соответст­ вующими такой постановке вопроса. К этому надо добавить, что в комиссиях выдвига­ лись порой такие -/требова­ ния, которые мы, видимо, недоучли, а иногда и прос­ то не в ' состоянии были предвидеть. Это вполне нор­ мальное явление, и мы его нц драматизируем. Напротив, чрезвычайно возросшая тре­ бовательность, избавление от равнодушия верное сви­ детельство оздоровления на­ шего общества. (И уже сам этот факт обя­ зывает, анализируя обсуж­ дения в комиссиях и коми­ тетах, делать очень серьез­ ные выводы, с еще большей тщательностью осмысливать и взвешивать то, что пред­ лагается. ^ ч В результате ■деятельнос­ ти комиссий и комитетов ими выработано мнение не рекомендовать на утвержде­ ние Верховным Советом СССР следующих товарищей; Грамова — ' Госкомспорт, Захарова — - Минкультуры, Богомякова —• Миннефтегаз- пром, Розенову — Госком­ цен, Грибова —■ Госбанк, Полад-заде — Минводстрой. С этим, видимо, следует сог­ ласиться. Кроме того, была вакант­ ная должность по Госком­ природе, а в процессе рабо­ ты комиссий и комитетов сняты с обсуждения канди­ датуры на должности пёрво- го заместителя Нредседате- ля Совмина СССР, предсе- • дателя Государственной ко­ миссии по продовольствию и закупкам, а также министра станкостроительной и инст­ рументальной промышлен­ ности. Таким образом, сейчас в предлагаемом для утвержде­ ния на данной сессии соста­ ве правительства девять ва­ кантных должностей. Канди­ датуры на их замещение в соответствии с Конституцией СССР будут представлены одного родного хозяйства. Речь идет о Министерстве медицинскбй и мииробиоло- '.гической промышленности. Что касается производства здесь лекарственных- средств, то эта проблема остро об­ суждалась на Съезде, в ко­ миссиях и комитетах. Те­ перь надо принимать соот­ ветствующие меры с тем, .чтобы Б ближайшие годы вы­ править положение и серь-'/- ёзно улучшить обеспечений населения медикаментами. В то, же время в этой от­ расли. как известно, -сложи­ лась чрезвычайно острая си­ туация с производством ми­ кробиологического кормово­ го белка (БВК) на -основе углеводородного сырья. На этот счет в свое время при-" нималась развернутая ^про­ грамма. Сейчас в стране "про­ изводится 1 млн. тонн тако­ го белка. Он служит для сбалансированности кормов. Общественность страны на­ стойчиво ставит вопрос как об экологической вредности ■ самого такого производства, так и применяемого в кор­ мах белка. Вопрос заключается в том, что же делать в.этой ситуа- Ло-видимому, проблему мо­ жно разделить на две час- Первая. Пойти на то, что­ бы приостановить дальней­ шую реализацию указанной программы по наращиванию выпуска белка БВК до 2 млн. тонн. Для этого надо отказаться от намеченного нового строительства объек­ тов и расширения действую­ щих предприятий для произ­ водства этого белка в разме­ ре 1 млн. тонн, в том числе в городах Томск, Оренбург, Сыктывкар, Кременчуг, Пав­ лодар, Сызрань, Саратов. Уфа, Новополоцк, Пыть-Ях и других. . , ^ Кроме того, считаю прикЩ ципиально важным в качест­ ве конкретного шага по оз­ доровлению экологической обстановки «в ряде регионов странь! разработку и осуще­ ствление мёр по последова- тедьному в течение тринад­ цатой пятилетки, перепрофи- лированию действующих про­ изводств этого белка на дру­ гие экологически чистые ви­ ды продукции. Вторая часть вопроса за­ ключается в том, что -в раз­ витии животно-водетва мы не можем обойтись без реше­ ния белкЬвой проблемы. Ведь ее нерешенность при­ водит к ежегодному перерас­ ходу зерна в размере 20—25 млн, тонн. Выход здесь в резком наращивании произ­ водства растительного белка. Это тот путь, по которому се­ годня идет весь. мир. Пока что в этом мы отстаем от на­ меченной 1 Щограммы в два Снижение объемов про­ мышленного белка может еще больше усугубить положение. Поэтому, принимая 'трое ре­ шение, мы должнь! четко представлять; главная зада- ным образом изучат предло­ Вместе с тем хотел бы ос­ тановиться на вопросе, ко­ торый затрагивает не столь­ ко кандидатуру на должность министра, сколько имеет принципиальное значение для дальнейшего развития лроизводство растительного \ белка во всех союзных рес­ публиках. В этих условиях необхо­ димо сосредоточить усилия названного министерства на ускоренном развитии произ водства ' лекарственных средств и поддержать пред­ ложения народных депутатов о переименовании его в Министерство медицинской и биотехнологической про­ мышленности СССР. С учетом этого я про­ сил бы ■Верховный- Совет СССР рассмотреть и принять положительное решение по кандидатуре на пост.руково­ дителя этого министерства т. Быкова В. А. Его кандидатура обсужда­ лась на аасёданиях трех ко­ миссий, одна из которых по вьппеизложенным мотивам не дала положительной ре­ комендации. В то же время все комиссии отметили высо­ кую компетентность, профес­ сионализм и организаторс­ кие способности т. Быкова. С учетом . изложенного я и вношу это предложение. Прощу также, исходя из состоявшегося обсуждения на заседаниях комиссий па­ лат Верховного Совета СССР и его комитетов, принять уточненные предложения о внесении изменений в Закон о Совете Министров. СССР и проект постановления о. составе правительства СССР. Товарищи! Задачи, которые предсто­ ит решать новому правитель­ ству, определены постановле нием Съезда народных де- • путатов. Их реализация дол­ жна обеспечить устойчивое динамичное социально-эконо­ мическое развитие страны. Это и есть главная програм­ ма действий вновь образо­ ванного Совета Министров СССР. (Окончание. Начало на 1-й стр.) рдил реши.мость отстаивать создание постоянного органа Совета Министров СССР — Государственной комиссии по продовольствию и закупкам, а также высказался за обра­ зование На демократической основе на базе Минстрой- материалов нескольких про- ' изводственных концернов. В связи с персональными вопросами глава правительст. аа выразил твердое намере. нйе отстаивать ряд предло­ женных -им в состав Совета Министров кандидатур. Н, И. НА ПЕРВОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Рыжкову был задан вопр^ ' об оплате труда министров СССР. Он сообщил, что за,-^ рплата руководителей мин% стерств и ведомств составляв €т сейчас 7 0 0—800 рубле!^^ М. С. Горбачев: хорошиц председатель колхоза получа­ ет 1200—1700 рублей. На Президиуме Верховного Со­ вета СССР в предваритель­ ном/порядке обсуждался во, прос, как жить и работать- членам Верховного Совета,..; из чего исходить. Встал во­ прос о. том. что некоторые председатели комитетов до своего нового назначения по . ' лучали вдвое больше, чем предполагаемая их нынеш. няя зарплата. Точно так же обстоит дедо и с некоторыми членами Верховного Совета СССР. Как быть? Пока воп­ рос изучается. Например', во­ прос заработной платы пар­ тийных работников. По это­ му поводу было много разго­ воров, но оказалось, что, к примеру, секретарь сельского районного комитета партии получает сейчас на удовне управляющего отделением хо­ зяйства — 350 рублей, но на самом деле управляющий отделением совхоза по­ лучает средний оклад в 700 рублей. Как же мы соби. раемся найти на пост секре­ таря райкома самого автори­ тетного, самого подготовлен­ ного человека? Я не ду.маю, -отметил'пре­ дседательствующий, что тут должно быть какое-то сорев­ нование, что мы должны от­ ветственным должностным лицам какие-то из ряда вон выходящие Доплаты устанав­ ливать. Но вопрос есть, он требует проработш. Поэтому давайте так и договоримся: обдумаем, а потом, видимо, потребуется закон Верховно­ го Совета на этот счет. ' Продолжая отвечать ш во­ просы депУ1^тов, Н. И. Рыж . ков подчеркнул, что но всем остающимся кока вакантными в Совете Министров ^-СССР должностям'будут проведены широкие консультации ‘с де­ путатами, заинтересованными предприятиями и учреждения­ ми. трудовыми коллектива}ли. Докладчик , высказался за открытке представительств малочисленных народов при исполнительных органах, в том числе при Совете Мини, стров СССР. ВД. С. Горбачев: вопрос о представительстве обсуждал- ■ея на первом заседаний Пре­ зидиума Верховного Совета СССР. Дано поручение изу. чить эту проблему и в Вер. ховном Совете СССР, и в правительстве. Со стороны членов Президиума Верхов­ ного Совета СсСР, представ­ ляющих республики, на этот счет были свои соображения и замечания. Вопрос требу­ ет изучения. Остановившись на структу­ рных изменениях в правите, льстве, Н. И. Рыжков под­ черкнул. что сейчас страна не может себе позволить ли. квидировать промышленные министерства. Это привело бы к потере управления эконо- МИКОЙ. Однако путь их укру­ пнения не является механи­ ческой мерой. По мере^созда. мия социалистического рын­ ка процесс слияния ведомств будет нарастать. Это вытека­ ет из экономической рефор'. Сессия продолжает рабо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz