Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 25 июня 1989 г.,№ 144 (18441) П О С Т АН О В Л Е Н И Е Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР III (Окончание. Начало на 1-й стр.). Первостепенное значение Съезд придает проведению радикальных преобразова ний в экономической сфере, рассматривая их как фунда мент перестройки и решаю щий фактор достижения ее целей. Без кардинальных из менений в экономике,' отно шениях собственности, хо зяйственном механизме не возможно выполнение выд винутой Съездом социаль ной программы. Съезд в основном одобря ет изложенные в докладах М, С. Горбачева и Н. И, Рыжкова предложения но оз- доровлению народного хозяй ства, резкому сокращению бюджетного дефицита, упо рядочению денежного- оборо та, насыщению потребитель ского рынка товарами и ус- ^ г а м и и -требует с учетом высказанных на|^дными депу татами предложений принять дополнительные, меры для стабилизации экономическо го положения страны. Соот ветствующие предложения рассмотреть и учесть в пла новой и бюджетно-финансо вой комиссии Совета Союза, других комиссиях палат и комитетах Верховного Сове та СССР при обсуждении хо да выполнения заданий 1909 года, проекта плана и бюд-' жета на 1990 год. Все воп росы, связанные с формиро ванием доходной части бюд жета , й его расходов, долж ны приниматься Верховным Советом СССР после их тща тельного. всестороннего и гласного обсуждения комите тами и комиссиями. (При решении стратеги ческих задач развития эко номики особое внимание сле дует уделить коренному тех ническому перевооружению производсгеа на базе новей ших достижений отечествен ной и мировой науки, внед рения прогрессивных техно логий, прежде всего элект- ройики, информатики, био технологии. Съезд подчерки вает необходимость широко го разрертывания как фун даментальных, так и прик ладных исследований во всех областях научных зна ний, добиваясь прорывов на самых перспективных нап равлениях научного поиска, обеспечивающих совершен ствование общественных от ношений, (Качественные из менения в технике и техно логии. Предстоит беуществить ра дикальное обновление струк туры народного хозяйства, коренным образом изменить инвестиционную политику, резко сократить число одно временно сооружаемых объ ектов. довести в начале три надцатой пятилетки объем незавершенного строитель ства до нормативного уров ня. Существенно снизить об щий объем капитальных вложений На производствен ные нужды. Соответствую-: щим комиссиям палат и ко митетам Верховного Совета СССР следует проанализиро вать состояние и определить целесообразность строящих ся и планируемых крупно масштабных объектов. Поручить правительству внести изменения в Энерге тическую программу СССР, провести ее широкое обсуж дение. Изыскать дополнитель ные ресурсы для развития экономики и решения соци альных задач за счет сок ращения до уровня разум ной достаточности военных расходов, повышения эффек тивности космических иссле дований, широкого использо вания в народном хозяйст ве достижений космической техники. Совету Министров СССР до конца 1969 года разработать программу кон версии оборонной промыш ленности. Высвобождающие ся при этом мощности и ма териальные ресурсы исполь зовать для выпуска товаров народного потребления и обо. рудования для легкой про мышленности, агропромыш ленного комплекса, торгов ли, общественного питанияч и здравоохранения. Часть средств, высвобождаемых в связи с сокращением Воо руженных Сил. использовать н а ' улучшение материально бытовых условий военнослу жащих и членов их семей, ■ Съезд выражает серьезную озабоченность в связи с ог ромными потерями.в народ ном хозяйстве, многочислен ными фактами нарушения трудовой и производственной дисциплины, правил охраны труда, вопиющей, бесхозяйст венности и безответственно сти. Он требует от прави тельства СССР* советских и хозяйственных органов реши тельных мер по пресечению подобных явлений и обраща ется к Советам народных де путатов. общественным орга- .низациям и движениям, тру довым коллективам с призы вом повсеместно развернуть общенациональную кампанию борьбы с потерями и бесхо зяйственностью, за укрепле ние трудовой и. исполнитель ской дисциплины. Съезд считает необходи мым уделить особое внимание развитию сельского хозяйст ва, всех отраслей агропро мышленного комплекса. Вер ховному Совету. СССР су щественно обновить законо дательство о земле и земле пользовании. Необходимо смелее идти на передачу зем ли в аренду, в том числе в бессрочную, тем. кто ее об рабатывает. Решение вопро сов, связанных с арендой земли, возложить на мест ные Советы, законодательно расширив их полномочия. Развивать наряду с колхо зами и совхозами многооб разные формы хозяйствова ния — агрофирмы, коопера тивы, арендные коЛл1ективы, крестьянские хозяйства, соз давать условия для их рав ноправного соревцования. Обеспечить эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленно стью, приоритетное снабже ние сельского хозяйства ма териально - техническими ре сурсами , перестроить с уВе-- том изменений ■в его струк туре выпуск сельскохозяйст венных машин. Укрепить со циальную базу аграрного сек- любые попытки _ ния сельскохозяйственными предприятиями. Поддержать обращение группы народных депутатов- ,аграрников к Съезду и по ручить правительству СССР незамедлительно приступить к реализации поставленных в нем коренных проблем раз вития села. Совету Министров СССР провести эксперимент по сти мулированию дополнитель ной поставки хозяйствами высококачественной ..продук ции путем оплаты ее валю той, сэкономленной в резуль тате сокращения, импорта зерна и продовольствия. Верховному Совету СССР, его комитетам и комиссиям палат. Совету Министров СССР приступить к разра ботке концепции и основных направлений пятилетнего плана экономического и со циального развития СССР на 1991 — 1995 гг. и на период до 2005 года, В процессе этой работы уделить особое внимание социальной пере ориентации экономического роста, достижению полной сбалансированности пяти летнего плана, расширенйю самостоятельности респуб лик и местных Советов, воп росам ресурсосбережения, созданию условий для пол ной и эффективной занято сти населения. Отказаться от использования валовых объ емных показателей в плани ровании и оценке результа тов хозяйственной деятель ности предприятий и терри торий. Съезд считает необходи мым неуклонное проведение в жизнь радикальной эконо мической реформы, осущест вление взаимосвязанных ша гов по изменению методов планирования, финансовых рычагов, цен, налогов, усло- ' вий оплаты труда, введе нию территориального хоз расчета. С учетом накоплен ного опыта и допущенных ошибок необходимо корен ным образом улучшить уп равление самим процессом осуществления реформы, не допускать отступления от ее- принципов. Считать необхо димым создать в правитель стве государственную комис сию по' экономической, ре форме. В целях дальнейшего уг лубления экономической ре формы С-Кезд поручает Вер ховному Совету СССР и Со вету М,инистров СССР: — обеспечить развитие многообразных форм социа листической собственности, исключающих эксплуатацию и отчуждение работника от средств производства. Соз дать равноправные условия' для развития и свободного соревнования собственности; общегосударственной, мест ной (коммунальной), коопе ративной, основанной на аренде и паевых началах (акционерная форма), на ин дивидуальной трудрвой дея тельности, а также различ ного рода смешанных форм, принять меры по устране нию негативных явлений в развитии кооперативного дви жения: - осуществить в ближай шие годы поэтапный пере ход к оптовой торговле сред ствами производства, создать условия для формирования социалистического рынка, включая рынок ценных бу маг и инвестиционных ресур сов. Принять необходимые меры для широкого разви тия экономического соревно вания и борьбы с монополи стическими явлениями: — определить направле ния решения проблемы убы точных и низкорентабель ных предприятий, в частнос ти путем сдачи их в арен ду, перевода в кооператив ную собственность трудовых коллективов, а в ряде слу чаев и закрытия; - осуществить радикаль ную перестройку финансовой системы, перейти к системе платежей ,за ресурсы и про- ‘грессивному налогообложе нию прибыли (дохода). Хк- репить роль и повысить са мостоятельность Государст венного банка СССР. Спо собствовать созданию коопе ративных и кбммёрческих, в том числе республиканских и региональных банков; — разработать и последо вательно реализовать про грамму сокращения экспор та топливно-энергетических и сырьевых ресурсов и из- ,менения Структуры импорта на основе повышения эффек тивности внешнеэкономиче ской деятельности и поэтап ного перехода к конвертируе мости рубля. Съезд поддерживает курс на. всемерное развитие ини циативы и самостоятельно сти производственных пред приятий (объединений), как ;исходный пункт экономичес кой реформы. Необходимо обеспечить последователь ный и неуклонный их пере вод на полный хозрасчет, возможность использования различных его моделей, по ощрять развитие подряда, аренды, акционерных това риществ. Следует всемерно содейст вовать добровольному созда нию, социалистических кон цернов, межотраслевых объ единений, союзов и других ассоциаций. Развитие этих форм позволит радикально изменить функции мини стерств, неуклонно сокра щать их число. В системе хозяйства, ос- ' нованной не на администра тивных распоряжениях и приказах, а на экономичес ких методах управления, ре гулируемых законом, роль центра должна состоятц в создании экономических и правовых условий для эф. фективной хозяйственной дея тельности на всех уровнях, развитии общесоюзной инф раструктуры, проведении об щегосударственной научно- технической' финансовой и налоговой политики, обеспе- чении социальной защищен ности граждан. Обеспечить достоверность и полноту статистической информации, ее надежность, как и любой другой инфор мации, идущей из официаль ных источников. Наладить публикацию объектив ных данных об уровне и тем пах инфляции. Обеспечивать сопоставимость статистиче ских показателей экономиче ского развития страны с со ответствующими показателя ми, принятыми в междуна родной практике. Верховному Совету СССР разработать единый закон о социалистическом предприя тии, а также ускорить под готовку Закона об аренде и арендных отношениях, еди ной налоговой системе,, рес публиканском хозрасчете и самофинансировании, само управлении и местном хо зяйстве. Поручить Верхов ному Совету СССР, Комите. ,ту по вопросам экономичес кой реформы с соответству ющими комиссиями палат рассмотреть предложения республик по вопросам рас ширения их экономической самостоятельности, внесен ные в порядке законодатель ной инициативы предложе ния Верховных Советов Ли товской ССР и Эстонской ССР о переходе этих рес публик на хозрасчет с 1990 В ближайшее время необ ходимо законодательно уре гулировать деятельность средств массовой информа ции. общественных организа ций, объединений и ассоциа- .ций. Предстоит разработать 'и принять Закон о свободе совести и религиозных орга- IV Съезд подтверждает; в Со юзе Советских Социалисти ческих Республик вся госу дарственная власть принад лежит народу и осуществля ется им через Советы на родных депутатов. Съезд поддерживает вы работанную Х1Х Всесоюзной партийной конференцией ли нию на четкое разграничение функций между партийными и государственными органа ми всех уровней, на форми рование социалистического правового государства, пос ледовательное проведение з жиайнь принципа, согласно которому все, общественные организации, в том числе и КПСС, действуют ц рамках Конституции СССР, советс ких законов. . Съезд единодушно выска зывается за то, чтобы без отлагательно начать работу по подготовке новой Консти туции — Основного Закона Со^оза ССР, создав с этой целью конституционную ко миссию. В новой Конститу ции следует воплотить прин ципы гуманного, демократиче. ского социализма, утвердить социально-экономические и политические основы пост роения Советского государ ства. его ленинское федера тивное устройство, договор но-конституционную приро ду взаимоотношений между Союзом ССР и союзными республиками, развития всех видов автономии, высокий ста тус Советов, неотъемлемые права человека, безопасность и правовую защищенность личности. Новая Конститу ция должна воплотить в се бе такую социально-экономи ческую и государственную структуру, которая сдёлала бы невозможйым возникнове ние культа личности, авто ритарности. сохранение командно - административ-, ных методов управления об ществом. Поручить Верховному Со вету СССР к очередно,ру Съезду народных депутатов подготовить необходимые по правки к действующей Кон ституции СССР с учетом предложений депутатов, выс казанных на Съезде. Съезд заявляет о своей решимости утверждать вер ховенство закона во всех об ластях государственной и об щественной жизни, равенст во всех без исключения граждан, должностных лиц и организаций перед зако ном. - Все граждане ответст венны за свои поступки пе ред законом. Но и государ ство. в лице его органов и должностных лиц также дол жно быть ответственно за свой действия и решения пе ред каждым гражданином и всем советским народом. В социально-политической и экономической. деятельнос ти граждан, общественных организаций. . кооперативов, предприятий должен последо вательно утверждаться прин цип; «Дозволено все, кроме запрещенного законом». Основные стороны деяте льности государственных ор ганов и должностных лиц должны быть четко урегу лированы законом. Неправо мерные единоличные или коллегиальные действия лю бых должностных лиц, ущем ляющие права граждан, мо гут быть обжалованы в су де* Закон - это фундамент правового государства, , за щитник свободы и равенст ва граждан, порядка и ор ганизованности в обществе, гарант принципа социальной справедливости. Съезд исходит из призна ния незыблемыми и священ ными неотъемлемых прав человека на жизнь, свободу, неприкосновенность и безо пасность личности и жили ща, права народов на само определение. Любое ущемле ние прав Человека и прав народов- недопустимо. Совет ская законодательная систе ма, суд, все правоохраните льные органы призваны пос ледовательно и строго реа лизовывать и защищать эти права. Опираясь на международ ные нормы и принципы, в том числе содержащиеся во всеобщей Декларации прав человека, хельсинкских еог-. лашениЯх и договоренностях На венской встрече, приво дя внутреннее законодатель ство в соответствие с ними, СССР будет Способствовать созданию мирового содруже ства правовых государств. ■ Съезд отмечает, что в со ответствии с действующей Конституцией СССР он пра вомочен принять к своему рассмотрению и решить лю бой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР. Вмес те с тем Съезд ' полагает, что основной массив законо дательных актов должен подготавливаться, обсуж даться и приниматься пос тоянно действующим Верхов ным Советом СССР при ак тивном участии его комите тов и комиссий палат, в со ответствии с четко разрабо танной демократической про цедурой, предусматриваю щей гласность и открытость обсуждения, внесение альтер нативных вариантов решений и предложений. Съезд поручает Верховно му Совету СССР разрабо тать к очередному Съезду предложения о порядке еже годного обновления состава Верховного Совета' СССР. ■ Съезд поручает Верховно му Совету СССР к началу 1990 года подготовить зако нодательные акты, в кото рых принцип полновластия Советов в экономической, социальной и политической сферах жизни, а также ме ры по преодолению ведом ственности и местничества найдут последовательное и конкретное выражение. Ре конструкция Советов народ ных депутатов на всех уров нях, демократизация методов их деятельности, всемерное расширение прав и полно мочий, безусловное подчине ние им исполнительного ап парата — необходимые ус ловия возвращения Советам реальных рычагов власти. Правительства Союза ССР, союзных и автономных рес публик должны быть в пол ной мере подотчетны верхов ным органам власти — Съездам и Верховным Сове там и ответствённы перед ни ми. Руководство всёми ме стными делами должно осу ществляться на принципах самоуправления, при макси мальном развитии инициати вы граждан, повышении ро ли общественных организа ций и демократических дви жений. Успешному решению этих задач должны послу жить предстоящие выборы в республиканские и местные органы власти, полномочия которых истекают в феврале 1990 года. Следует укреплять конс титуционные гарантии конст руктивного развития демо кратического процесса в стране, последовательно де мократизировать избиратель ную систему, полнее учиты вать при разработке респуб ликанских избирательных за конов опыт прошедших вы боров народных депутатов Столь же неотлбжной за дачей в области законодате льства является правовое обеспечение экономической реформы. Съезд поручает Съезд считает необходи мым решительно укрепить правопорядок в стране. Де мократическое развитие мо жет быть подорвано как ад министративным произво лом. ограничением свободы волеизъявления народа, так и подменой такого волеизъ явления насилием и произ волом экстремистов. Съезд отменяет статью 11 прим, и считает необходи мым уточнить редакцию ста тьи 7, содержащихся в Ука зе Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1989 года, а также пору чить Верховному Совету СССР рассмотреть вопрос р соответствии Конституции СССР Указов Президиума Верховного Совета СССР о порядке организации и про ведения митингов и демон страций и об обязанностях и правах внутренних войск МВД СССР. Съезд требует последова тельно продолжить и усилить борьбу с коррупцией, орга- Съезд обращает особое вни мание на национальный воп рос, На современное состоя ние межнациональных отно шений и назревшую необхси димость принципиального обновления национальной п о . ' литики, создания политичес- кбго механизма, способного обеспечить разумный и спра ведливый подход к вопррсам межнациональных отношений. Федеративное устройство на. шего многонационального го сударства должно быть напо лнено реальным политичес ким и экономическим содер жанием. Мы обязаны полно- ' стью оздоровить националь. ные отношения, освободить их от всего, что противоречит нашей морали и идеологии, гуманным началам социализ- КомпетенциА Союза ССР и суверенные права республик и права автономий нуждают ся в современном четком юридическом определении. Принцип национального са. моопределения, выдвинутый Лениным, как краеугольный камень добровольного объе динения республик в Союз ССР, должен быть восстанов лен в его подлинном значе нии и обеспечен надлежащи ми демократическими право выми гарантиями. Съезд заявляет: ’ создавая необходимый в правовом го сударстве юридический меха, низм защиты суверенных прав республики, следует исхо дить из современных реалий. Изменились экономика, демо. графия, социальная и национа. льная структура всех респуб лик, выросло национальное самосознание, появились но. вы е" потребности в духовной жизни. Все это требует укре. рления политических г ар ан . , тий. призванных обеспечить разумный и справедливый по дход к вопросам межнациона льных отношений, свободное всестороннее развитие в рам ках федеративного союзного государства всех советских иадий и народностей, полно- крфиую жизнь национальных языков, расцвет культур. Съезд выдвигает перед ор ганами власти в центре и на местах требование найти вза имоприемлемые решения тех национальных проблем, кото рые достались нам как еще одно тяжкое наследие времен произвола и беззакония. В отношении ряда наций и на родностей справедливость до сих пор, не восстановлена. Отдавая себе отчет в слож ности ситуации, ее специфи. ке в отдельных республиках и регионах. Съезд народных депутатов не может не выра зить здесь твердой позиции; в русле новой национальной политики, разрабатываемой в соответствии с настоящим постановлением, решение до лжно быть найдено демокра, тическим путем в кратчай шие сроки. Съезд поручает Совету Национальностей Ве. низованной преступностью, хищениями и взяточничест вом, выкорчевывая' эти по зорные явления на всех уро - ' внях, устраняя их причины. Совету Министров СССР разработать общесоюзную. программу по борьбе с пре ступностью' и представить ее Верховному Совету СССР. Государство обязано гаран тировать безопасность граж дан от посягательств на их жизнь, здоровье, честь и имущество, принимать все необходимые меры по повы шению и укреплению мате риально-технической осна щенности судов, органов прокуратуры, следствия, ми лиции, по улучшению усло вий жизни их работников. Важнейшим звеном пред полагаемой судебно-право вой реформы дрлжно быть решительное укрепление не зависимости суда и повыше ние эффективности следст вия, выведение его из сфе ры какого бы то ни было ве- домственного влияния. Ни один преступник не должен уйти от заслуженного нака зания, но и ни один неви новный не должен быть осужден. Только полноцен- ная защита- законных прав граждан на всех стадиях уго ловного процесса, включая допуск адвоката с самого на чала расследования, может решить эту задачу. "Объек тивное следствие, сильная защита и* независимый суд —- вот триединая формула социалистичеокого правосу. дия. Съезд поручает Верхов ному Совету СССР обес печить проведение судебной реформы к середине будздце. го года, чтобы создать дей ствительно независимую и авторитетную судебную систе му, рассмотрев возможность использования такой демокра. тической формы судопроиз водства, какой является сУД присяжных. Судебные систе мы союзных республик дол. жны рроиться с учетом их политических, правовых и культурных традиций, при соблюдении всех принципов демократического правосудия. рховногр Совета СССР сов местно с Верховньши Совета ми соответствующих респуб. лик изучить и внести предло жения по поднятым на Съе зде вопросам восстановления прав немцев Поволжья, крым ских татар, турок-месхетин. цев, развития малочисленных народностей. Комиссии по на циональной политике и меж. национальным отношениям Совета Национальностей рас смотреть положение дел в На- горно-'Карабахской ' автоном ной области и доложить о результатах Верховному Со. вету СССР. Съезд считает необходи- — в политической облас ти — неуклонное соблюде ние и существенное расши рение прав союзных и авто номных республик, других национальных образований, усиление самостоятельности и ответственности респуб ликанских и местных, орга нов. Все это нужно рассмат ривать как первый шаг. Мы должны последовательно ид ти к тому, чтобы претворял ся в жизнь принцип: союз ная республика самостояте льно осуществляет государ ственную власть на своей территории, решая все воп росы, которые не переданы в ведение Союза ССР. Кон ституционное положение, со гласно которому в компетен цию Союза входит установ ление основ и общих начал законодательства, а принятие законов непосредственного действия является прерога тивой республик, должно со блюдаться как один из ис ходных принципов функцио. нирования федеративного го сударства. Конституционная реформа Союза призвана ре. шить наболевшие националь ные Вопросы так, чтобы соз далась правовая основа са моуправляющегося демокра тического общества, где ка ждой нации гарантировано развитие, наиболее соответ ствующее ее историческим, культурным и другим осо бенностям; — в экономической об ласти — совершенствование отношений между Союзом и республиками на основе органичного сочетания их экономической самостояте. льности с активным учас тием в общесоюзном разде лении труда. Именно так необходимо перестраивать регулирование единого на роднохозяйственного комп лекса страны, органически включая перевод республик, регионов, краев и областей на самоуправление и само- финансирование в общий процесс обновления нашей экономики. Все нации и народности должны иметк возможнос'-’ь в полной ме ре выражать и реализовы вать свои суверенные эко номические, социальные н ,другие интересы. на равноправных началах, согласовывать их в целях гармоничного развития на родного хозяйства регионов и страны В целом; . — в духовной области — признание величайшей со циальной и исторической цен ности всего многообразия на циональных. культур. Они являются достоянием-нё толь ко нашей стран% 1 , они—неза менимая и неповторимая часть духовного достояния человечества, и Съезд под черкивает необходимость рав но бережного отношения к культурам всех советских народов, как больших, так и малочисленных, развития и обогащения национальных языков. ' Съезд указывает на не- обходимость создать п р а в о / вые формы решения колли зий, которые могут возник нуть и возникают в меж национальных отношениях. 'Учитывая сложность таких коллизий, затрагивающих са мые тонкие чувства людей. Съезд обращается к пред ставителям всех наций и на родностей с призывом к взаимному пониманию и доб роте, выдержке и терпению. Мы должны все вместе обе регать и уважать права и интересы друг друга, чтобы навсегда исключить насилие при решении национальных проблем и обеспечить демо- ; кратичесное развитие всего ^ многонационального советско. го народа. VI Съезд народных депутатов одобряет и высоко оценивает, международную деятельность Советского государства в го ды перестройки. Отказ рт догматических представлений, реализм в подходе к различным явле ниям и процессам междуна родной жизни, возвращение общечеловеческим ценностям их утраченного значения, деи деологизация межгосударст венных отношений, органич ное воссоединение политики, направленной на защиту ин тересов страны, с нравствен ностью, — все это отличи тельные черты нбвого мыш ления, в соответствии с ко торым произошло коренное изменение внешнеполитичес кого курса СССР, Сегодня он прочно!,базируется на ис торических выводах ХХ'УП Съезда КПСС о смертельной опасности гонки ядерных ворружений для существова ния человечества, о целост ности и растущей взаимоза висимости современного ми ра, о неотъемлемом праве народов на свободу социаль но - политического выбора. Съезд констатирует, что за годы перестройки, в ре зультате претворения в жизнь принципов нового политичес кого мышления значительно спала международная напря женность, началось сбкраще-' ние'ядерных арсеналов, чис ленности.советских войск в союзных странах. , Важней шим внешнеполитическим ша гом последних лет стал вы вод советских войск из Аф ганистана. Съезд обращается к парламентам и междуна родной общественности с при зывом всемерно содейство вать возвращению советских солдат и офицеров, не вер нувшихся с афганской вой ны и .томящихся на чужбине. . (Вместе С тем |Съезд от мечает, что пока не сложи лись гарантии необратимос ти начавшихся позитивных перемен в области разоруже ния и укрепления мер до верия. В таких услориях обе спечение надежной обороны страны является одной из важнейших функций нашего государства. Съезд выска- зываетс'я за дальнейшее ка чественное развитие Совет ской Армии в соответствии с действующими принципами ее формирования. Необходи мо и впредь проявлять за боту о Советской Армии, вос питанной в духе патриотиз ма. тесно связанной со всем советским народом и предан-* ной его интересам. Съезд приветствует нор мализацию советско - китай ских отношений как собы тие всемирного значения. Вы сказывается за дальнёйшее развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудниче ства со. всеми, социалистиче скими странами. Он поруча ет правительству СССР до биваться . дальнейшего улуч шения"^ советско . американ ских отношений—ключевых в деле прекращения гонки вооружений и укрепления всеобщего мира, обеспечить еще более активное совет ское участие в строительст ве «общеевропейского дома», продолжение владивосток ской линии в азиатско-тихо океанском регионе, уделяя особое •внимание дружест венным отношениям с Ин дией, развивать плодотвор ные контакты с Латинской Америкой и Африкой, ук реплять добрососедство со всеми сопредельными госу дарствами. Съезд считает, что внеш неполитический курс Советт ского Союза, порожденный перестройкой, необходимо и впредь развивать на основе следующих принципов: безопасность страны должна обеспечиваться пре жде всего политическими сре. дствами, как составная часть всеобщей и равной безопас ности, в процессе демилита ризации, демократизации и гуманизации международных отношений, с опорой на ав- трритет и возможности ООН; — ядерное оружие долж но быть ликвидировано в ходе переговорного процес са, ориентированного на ра зоружение и сокращение оборонного потенциала го. сударства до пределов раз умной достаточности: — недопустимы примене ние силы и угроза силой в целях достижения каких-ли бо политических, экономи ческих или иных целей; а отношениях ю другими стра нами непреложно уважение суверенитета, независимости, территориальной целостнос- - ке конфронтации, а диалог и переговоры с ус тановкой на баланс интере сов следует принять в каче. ■ стве единственного ' способа решения международных про блем, урегулирования кон фликтов; включение советской экономики в мировое хозяй ство предусматривает наше активное участие в современ ном международном- разде-_, лении труда научном и тех ническом обмене, мировой торговле, сотрудничестве со всеми, кто готов к этому. Съезд обращает особое внимание на необходимость создания надежных гарантий, способных полностью исклю чить на будущее недемокра тичное, негласное принятие внешнеполитических реше ний, имеющих жизненно важ ное значение для страны, ее народов. Впредь все такие решения должны принимать ся лишь после их обсужде ния в Верховном Совете СССР, его комитетах и ко миссиях палат, а наиболее крупные, например, связан ные с союзническими отно шениями, заключением важ нейших договоров, — выно ситься на рассмотрение Съез да . народных депутатов. Съезд поручает Верховному Совету СССР выработать политическую оценку приня того в свое время решения о вводе советских войск в Афганистан и доложить ее на вгором Съезде народных депутатов СССР, Формиро вание и проведение внешней политики Советского госу дарства должны быть под контролем народа. Съезд перед всем миром . ' заявляет; внешнеполитичес кий курс СССР, основанный на новом мышлении, имеет фундаментальный, непрехо- дящий характер. Это не тактический прием, не зигзаг, не уступка ,ко^| 1 У 'бы то ни было, а глубоко обоснован ная стратегическая линия, выражающая интересы совет ского народа и отвечающая интересам всего человечест ва. Съезд еще раз подтвер ждает всенародную поддер жку этого курса и реши тельно высказывается за его дальнейшее активное осуще ствление. Съезд обращается ко веем гражданам страны: Соотечественники! На ва ших глазах и с вашим уча стием мы, народные депута ты. обсуждали проблемы развития советского общест ва. Мы убедились, сколь се рьёзны эти проблемы, каких усилий они потребуют от всех нас. Убедились и в том, сколь велика наша общая решимость преодолеть труд ности, вывести Родину на современные рубежи социаль но-экономического развития. За нас этого никто не сде лает, Это наша страна, на ша земля, наше социалисти ческое Отечество. Пусть различными быва ют наши интересы, не во всем совпадают мнения. Но мы сходимся в том, что. только революционная пе рестройка способна привести' к обновленному, гуманному, демократическому социали зму, во всех своих проявле. ниях ориентированному на человека. Такое общество будет сильно самостоятель ностью и творчеством масс, откроет им полный простор. Мы находимся на верном пути. Мы понимаем всю важ ность консолидирующей ро ли Коммунистической пар тии Советского Союза, как партии правящей, как поли тического авангарда общест ва, Она начала перестрой ку и является ее гарантом. Только она, обновляясь и совершенствуясь, может воз главить движение к осуще ствлению народных чаяний. Первый Съезд народных депутатов СССР призывает; укрепим нашу волю, умно жим усилия, энергичнее дви нем перестройку вперед, что- бй лучше жить и стать лун-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz