Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Пролетарии всех сгранГ'Шединяйтесь! Л енннсеое знамя Орган Липецкого областного комитета КПСС и областного Совета народных депутатов 72 -й год издани${ Воскресенье, 25 июня 1989 г. № 144 (18 441) Цена 3 коп. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик ОБ основных НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ и ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР Съезд народных денута- ту высщей государственной тов Союза Советских Со- власти в стране, пиялистичрских Республик 'Н арод вверил депутатам циалистических Республик, судьбу, и нет более выражая • волю народа, при- высокого долга, чем вы­ нимает на" себя всю полно- полнить его наказ.' Заслушав и обсудив до­ клады Председателя Вер­ ховного Совета СССР М. С. Горбачева об Основных на­ правлениях внутренней и внешней политики СССР, Председателя Совета Ми­ нистров СССР Н. И. Рыж . нова о программе предстоя­ щей деятельности прави­ тельства. Съезд констатиру­ ет, что страна переживает '''исключительно ответствен­ ный момент своей истории, от которого зависит судьба перест^йки , будущее нашей многонациональной Роди- Начавщаяся по инициа­ тиве партий глубокая пе­ рестройка всех сторон об­ щественной жизни призвана вывести страну из того серьезнейшего кризиса, в котором она оказалась к началу 80-х годов, реши­ тельно избавиться от все­ го, что тррмозит ее разви­ тие, придать социализму современный облик, открыть перед советским обществом новые горизонты обществен­ ного прогресса. Волна обновления про­ будила н подняла весь народ. Идет, хотя и не­ просто, процесс освоения новых форм общественной жизни в политике, экономи­ ке, культуре. Делает пер­ вые шаги зкономическая реформа. Начата реконструк­ ция политической систе­ мы. Закладываются осно­ вы правового государства. Глубокие' перемены проис­ ходят в общественном соз­ нании. Развивается бур­ ный процесс политизации всех слоев населения. Выражая волю народа. Съезд высказывается за не­ уклонное продвижение по пути перестройки. Вместе с тем Съезд подчеркивает, что процесс перестройки осу­ ществляется трудно, про­ тиворечиво, положение в стране остается сложным и напряженным. Она еще не вьпнла из кризиса. Обнов­ ление общественной жиз­ ни сталкивается с живучес­ тью старых структур и ме­ тодов работы, стереотипов мышления. С одной сторо­ ны, приходится преодоле­ вать сопротивление консер. ватнвных сил, с другой — заявляют о себе ради­ кальные настроения, раз­ даются требования, не счи­ таясь с объективными ус­ ловиями, одним махом ре­ шить все ■проблемы. Перестройка вызвала бо­ льшие надежды, но пока не принесла, особенно,, в экономической и социаль­ ной сферах, желаемых ре­ зультатов. Некоторые про. блемы . даже обострились, усиливая социальную на­ пряженность в обществе. Наметившиеся в производ­ стве позитивные изменения сводятся на нет расстрой­ ством финансовой системы, разбалансированием рын­ ка, нарастанием дефицита многих -товаров и услуг. Несмотря на предпринимае­ мые усилия, острыми ос­ таются продовол^твенная и жилищная проблемы. Осложняется экологичес­ кая обстановка. Все это отрицательно сказывается на условиях жизни, особенно низкооплачиваемых слоев населения. Медленно осуществляет­ ся поворот народного хо­ зяйства к удовлетворению нужд человека. Нет серь­ езных сдвигов в повышении научно-технического уров­ ня и эффективности произ­ водства. Продолжаются распыление капиталовло­ жений, рост объема незавер­ шенного строительства. Из^за ■ отсутствия комп­ лексного подхода, непо. следовательностй и нерёши- тельности действий возни­ кают серьезнью сбои в, про­ ведении экономической ре­ формы, в формировании Но­ вого хозяйственного меха­ низма. Административно- командная система, при­ спосабливаясь к условиям перестройки. продолжает сковывать экономическое развитие. Громоздкий аппа­ рат управления блокиру­ ет внедрение хозрасчетных отношений и других прог- , рессивных форм организа­ ции экономической жизни, инициативу масс. Не преодо­ лены уравнительность в опла­ те труда,, иждивенчество, местничество и ведомствен­ ность, групповой эгоизм. Серьезные проблемы возникают и на пути пол№ тической реформы, демокра­ тизации общества. В рабо­ те советов и их исполните, льных органов медленно ос­ ваиваются новые функции и методы руководства, не учитывается растущий уро­ вень общественной актив­ ности масс, недооценивают­ ся позитивные возможнос­ ти самодеятельных движе­ ний трудящихся. Не пре­ кращается практика^ ' ад­ министрирования ПО Отно­ шению к предприятиям, кол­ хозам и совхозам, коопе- ,ративам и арендаторам. ' Съезд отмечает как чре.- звычайно тревожный факт ослабление дисциплины и ответственности, рост пра­ вонарушений и преступ­ ности в стране. Име­ ются крупные недостатки в работе правоохранитель­ ных органов в борьбе с организованной преступнос­ тью и коррупцией. В обстановке ' демократи. зации и гласности выяви­ лись со всей остротой 'на­ капливавшиеся годами про- . блемы межнациональных от­ ношений. Открылись опас­ ные,, очаги конфликтов, выливающиеся в серьез.- ные“ эксцессы. Сказались многолетние деформации и искажения ленинской на­ циональной политики, дли­ тельное игнорирование з а ­ конных интересов наций и народностей . страны. Воз­ никли существенные пере­ косы в социально-экономи­ ческом развитии ряда рес­ публик и регионов, нерегу­ лируемые миграционные процессы. Обнаружилось немало нерешенных про­ блем развития националь. ных языков и культур, особенно малочисленных на­ родов; Съезд народных депута­ тов СССР отмечает, что советский народ ■— рабочий класс, крестьянство и ин­ теллигенция, все социальные слои, всё нации и народнос­ ти нашей страны — на выборах.народных депут§ 1 - тов полностью поддержали политику перестройки. Вмес- , те с тем избиратели твер­ до потребовали вести ее более решительно и по. следовательно. ! Съезд обязывает Верхов­ ный Совет СССР и обра­ зуемый им Совет Минист­ ров СССР разработать и осуществить- исчерпываю­ щие меры для того, чтобы закрепить и развить на­ чавшиеся позитивные пе­ ремены, остановить нарас- тание негативных тенден­ ций. в кратчайшие сроки решить неотложные про. блемы и заложить прочные основы для последующего продвижения страны по пути прогресса. Верховному Совету СССР и Совету Министров СССР тщательно проанализиро­ вать и обобщить конкрет­ ные предложения, высказан­ ные депутатами на Съезде, учесть их в законодатель­ ной практике, в деятель­ ности правительства, минис­ терств и ведомств и пред­ ставить об этом информа­ цию народным депутатам. Высшим смыслом дея. теяьностя Советского го­ сударства являются мате­ риальное благополучие, ду- ^ ховиое развитие и нравст­ венное здоровье общества и каждого его члена. Съезд требует от государственных органов решительного по­ ворота внимания к человеку, к дальнейшей демократи­ зации и гуманизации всех сфер общественной жизни, ее духовному обновлению, последовательному проведе­ нию принципа социальной справедливости. Чтобы добиться коренно­ го повышения уровня жиз­ ни народа, нужны время, серьезное повышение эф­ фективности производства,! повседневные созидатель- ’ ные усилия трудовых кол­ лективов, хозяйственных органов, всей обществен­ ности. Но есть во'просьд, требующие незамедлител|г ного решения. Съезд поручает Верхов­ ному Совету СССР и Со­ вету Министров СССР- при­ нять неотложные меры для того, что§ы уже в бли­ жайшее время' стабилизиро­ вать Ситуацию на потре­ бительском рынке, устра­ нить дефицит товаров пер­ вой необходимости щ услуг. Съезд считает необходимым незамедлительно, не позд­ нее 1 . января 1990 года, не дожидаясь . принятия но­ вого пенсионного закона: поднять минимальный размер, пенсий по етарости всем гражданам до уровня минимальной заработной платы, ликвидировав при этом различия в пенсион­ ном- обеспечении колхозни. ков, рабочих и служащих: — повысить минимальный разйер пенсий инвалидам 1 и 2 группы, вдовам и ро­ дителям погибших воен­ нослужащих, приравняв их по льготам к участникам Ве­ ликой Отечественной вой- — -«.редоставить право бесплатного приобретения медикаментов участникам Великой Отечественной вой­ ны, вдовам и родителям по­ гибших военнослужащих, а также право бесплатного про­ езда внутригородским тран­ спортом (кроме такси) уча­ стникам войны, лицам,, на­ гражденным орденами и ме­ далями за самоотверженньтй .труд в военные годы; — устранить имеющиеся различия в содержании боль­ ных в медицинских учреж­ дениях, а также в ведомст­ венных санаториях и домах отдыха: ■ — снять ограничения по. выплате пенсий пенсионе­ рам, работающим в качест­ ве рабочих и мастеров, а также всем пенсионерам- инвалидам, занятым в на­ родном хозяйстве, незави­ симо от размера оплаты труда. Конкретные предложения по этим вопросам, включая источники финансового обес­ печения. должны быть вне­ сены Советом МИНИСТ 1 Э 0 В СССР на рассмотрение Верховного Совета- СССР в тоехмесячный срок. В целях улучшения всего комплекса социальных ус­ ловий жизни и труда со­ ветских людей Съезд обя- зьтает ■Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР в соответствии с их компетенцией осуществить следующие мерщ: - - ускорить решение про­ довольственной проблемы на основе проведения совре­ менной аграрной политики, включающей в себя глубо­ кую перестройку социалис­ тических производственных отношений, коренное улуч­ шение условий жизни на селе, укрепление материаль­ ной базы агропромышлен­ ного производства; ' — обеспечить быстрое на­ ращивание производства то­ варов народного потребления и услуг, высокого качества, создав для этого соответ­ ствующие экономические структуры. Привлечь к этой работе предприятия оборонной промьппленнос. ти, тяжелой и строительной ^индустрии; —> существенно расши­ рить жилищное строительст­ во, прежде всего коопера­ тивное и индивидуальное. Высвободить для этих це­ лей необходимые мощности строительных организаций и материально-финансовые ресурсы за счет сокраще­ ния производственного строительства. Принять меры по укреплению базы строи­ тельной индустрии и уве­ личению выпуска строитель­ ных материалов, коренному улучшению архитектурного Облика городов и сельских поселений, благоустройства существующего жилого фонда, коммунального хо­ зяйства; « — добиться существен­ ного повьпнения качества здравоохранения, и снаб- жения населения лекарства­ ми. Изыскивать дополни­ тельные источники средств й рационально осваивать уже выделенные ресурсы Для расширения сети больниц и поликлиник, оснащенных современной аппаратурой, а также предприятий по выпуску современных лекар­ ственных средств и меди­ цинской техники; придать производству медицинской техники статус приоритет­ ных товаров народного по- требления, всемерно раз- ■вивать массовую физиче­ скую культуру и спорт как эффективное средство укрепления здоровья и сни­ жения заболеваемости; — рассмотреть вопрос о возможности увеличения миг , нимальной продолжитель­ ности отпуска до 24 рабо­ чих дней и отпуска по уходу за детьми до трехлет- — улучшать социальные, экономические и ДРУгие ус­ ловия включения молодых,, людей в самостоятельную трудовую и общественно, политическую жизнь; раз­ работать и осуществить не­ обходимые меры по финан; совому, правовому и орга­ низационному обеспечению государственной молодеж­ ной политики. Подготовить и внести для обсуждения в Верховном Совете СССР вопрос о положении моло- — ускорить решение мно­ гочисленных острых про­ блем, с которыми сталки­ ваются женщины. Разра­ ботать , государственную программу по улучшению положения женщин в СССР, включая вопросы семьи, ма­ теринства и детства, охра­ ны женского труда и здо­ ровья, облегчения домаш­ него хозяйства и быта; — усилить внимание к ветеранам войны и труда, участникам войны в Дфга- нистане, в первоочерёдном порядке решать их насущ­ ные проблемы; ^ — максимально содейст­ вовать физической, трудо. вой и социальной реабили­ тации инвалидов, их образо­ ванию и профессиональному обучению, включению в трудовую жизнь при со­ хранении имеющихся льгот;^ — одобрить инициативу республик и трудовых кол­ лективов, обеспечивающих дРполнитель'ными льготами женщин, ветеранов войны и труда, инвалидов за счет соб- стйенных источников и фон- — завершить к 1990 го­ ду разработку общегосудар­ ственной экологической про­ граммы, включив в нее как первоочередные, так и дол­ госрочные меры по оздоров­ лению окружающей природ­ ной среды. Особое внимание уделить зонам экологическо­ го бедствия. Обеспечить тща­ тельное рассмотрение проек­ тов и контроль за строите­ льством каналов, химичес­ ких предприятий, атомных станций с точки зрения эко­ логической безопасности и с учетом потребностей эконо­ мики. Усилить государствен­ ный контроль за использо­ ванием природных ресурсов, ёбеспечить гласность сведе­ ний о качестве окружающей среды. Съезд выражает серьез­ ную озабоченность в связи с несокращающимися масш­ табами пьянства, неэффек­ тивностью антиалкогольных мероприятий, распростране­ нием самогоноварения и нар­ комании и требует решите­ льной борьбы с этими явле­ ниями. ' Одним из важнейших на­ правлений деятельности всех органов - государствен­ ной власти и управления, об­ щественных организаций должны стать последователь­ ное осуществление принци­ па социальной справедливо­ сти, полное преодоление уравниловки й выводиловки. Съезд считает обоснованным рост заработков, соответст­ вующих только результатам и качеству труда, при про­ грессивном налогообложе­ ний доходов. Съезд поручает Совету Министров СССР до. конца 1989 года: / — проработать вопросы введения новой системы пен­ сионного обеспеченйя, вклю­ чающей механизм (Корректи­ ровки пенсий в конце каждого года-,, й учетом индекса стоимости жиз­ ни, а также внесенные на­ родными депутатами СССР предложений' об улучшении , пенсионного обеспечения от- дельйых категорий населе- , — выработать систему компенсационных мер (доп­ лат, дотаций на приобрете- ^ ние лекарств, покупку дет- ' ской одежды и тг"д.) для лиц, у которых доход на члена семьц ниже, прожиточ­ ного минимума, организовать начиная с 1990 года ежегод­ ные исчисления прожиточно­ го минимума в расчете на членд семьи; — представить Верховно­ му Совету СССР анализ сл'о- жившейся системы льгот и , привилегий во всех формах и обеспечить максимальную открытость в решении лю­ бого вопроса, связанного с льготами и привилегиями. Важным условием обнов­ ления-советского общества, его гуманизации и нравст­ венного возвышения Съезд считает всемерное развитие политической, духовной, тру' довой . кулртуры, воплощен­ ной в научных знаниях, цен­ ностях искусства, народных традициях, нормах повсед­ невного поведения. Без ре­ шительного подъема' культу­ ры, расширения гласности не могут быть достигнуты ус­ тойчивые успехи в демокра­ тизации общества, разверты­ вании человеческих талан­ тов, способностей и дарова- Съезд народных депута­ тов СССР заявляет о своей приверженности такой поли­ тике и практике в, области культуры, которые обеспе­ чивают свободу художест­ венного творчества, неогра­ ниченный доступ трудящих­ ся к достижениям культуры, обогащающим духовный мир человека. Съезд считает необходи­ мым последовательно осу­ ществлять ленинские прин­ ципы отношения к культу­ ре, к творческой интеллиген­ ции, исключающие любые проявления администриро-ч, вания и делающие нормой бережное отношение к нас­ ледию прошлого, к его луч­ шим традициям, к государ­ ственным символам и наци­ ональным святыням. В це­ лях развития культуры и ду­ ховного обновления общест­ ва поручить Верховному Совету |ОССР и Совету Ми­ нистров СССР разработать долгосрочную программу, предусмотрев в ней сохране­ ние и приумножение куль­ турного потенциала общест­ ва, приобщение к культур­ ным ценностям все более широких слоев народа, об­ новление и создание совре­ менной системы образования и воспитания, укрепление материальной базы культу­ ры. науки и образования, из­ дательского дела, незамедли­ тельное повышение жизнен­ ного уровня низкооплачивае­ мых работников этой сфе­ ры. Обеспечить приоритет­ ное выделение средств на со­ циально-культурные цели. Первостепенное значение в современных усло'виях приобретает качественное об­ новление всей системы обра­ зования и воспитания — главного источника умноже­ ния интеллектуального по­ тенциала общества. Съезд решительно высказывается за создание современной си­ стемы образования, укрепле­ ние ее материальной базы, в том числе оснащение вы­ числительной техникой, по­ вышение социального стату­ са народного учителя, всех работников системы образо­ вания. Наряду с осуществле­ нием общегосударственных мероприятий необходимо ак­ тивнее привлекать к реше­ нию этих задач республи­ канские и местные органы, трудовые коллективы, обще­ ственные движения и благо­ творительные фонды. (Окончание на 2-й стр.) Н. И. РЫЖКОВ: УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ Интервью парламентскому корреспонденту ТАСС ВОПРОС; Блтвтся к завершешио процесс обсуждения в комиссиях палат и комитетах Верховного Совета СССР кандидатов в члены нового правительства. Как вы оцениваете эту большую, во многом новую работу и какие ее элементы хотели бы отметить? ОТВЕТ: Я вообще оцениваю эту работу как необычную в свете нашей прежней практики. Я помню работу старого Верховного Совета, помню, как, утверждалось правительство. Под­ ходы, принципы, которыми руководствуются при, рассмотрении структуры правительства, его персонального состава, серьезно отлича­ ются от той схемы, которая была прежде. Это первое. Такого порядаа формирования прави­ тельства, обсуждения его у нас, я думаю, ни­ когда не было. Это впервые. Видимо, жизнь в какой-то степени в дальнейшем отшлифует все цроцедурные вопросы. А пока и парла- меитарии, и те, кого представляют на госу­ дарственные посты, навираются опыта. Впроч чем, сейчас мы все многому учимся. Идет процесс поиска, и самое главное, он идет в правильном направлении. Конечно, есть в но­ вом деле и определенные издержки, которые можно было бы критиковать, например, не­ которую неорганизованность'. Но я бы к это­ му отноЫлся весьма спокойно, потому что, по­ вторяю,—'главное направление выбрано пра­ вильно. Что можно отметить в работе комиссий и комитетов? Во-первых, неформальное отноше­ ние к делу. Сейчас обсуждение практически ни одной кандидатуры не проходит, бесстрастно, напротив, очень заинтересованно, горячо, по­ рой даже слишком эмоционально. При этом все исполнены стремлештя прояснить позщию кандидатов, дать свои рекомендации. Такая, < активность передана эстафетой от предвыбор­ ной кампании, выборов, Съезда народных депутатов. Образно говоря, мощная вбХна ак­ тивности, поднявшаяся на Съезде, не была погашена здесь, в комиссиях. И сейчас она очень высока. Острота обсуждения, заинтере­ сованность депутатов .во многом определили .поведение и самих претендентов на посты каместителей Председателя Совета Министров, министров. Все они как-то подтянулись, мобилизовались, потому что поняли всю серьезность диалога с людьми, которые дают оценку их компетент­ ности, их,,.программам деятельности. Как глава правительства я представляю депутатам толь­ ко Президиум Совета Министров, в который входят, кроме заместителей Председателя, министр финансов и управляющий делами Совета Министров, Кроме того, представляю также руководителей министерста: иностран­ ных дел, обороны,! внутренних дел. Комитета государственной безопасности. Я делаю это лично, даю характеристики, вношу предложе­ ния о назначении. Остальных министров представляют и соответственно ведут дискус­ сии заместители Председателя Совета Ми- нистров. Три дня работы в комиссиях принесли удов­ летворение, несмотря на множество острых, подчас горьких вопросов. Их было нелегко слушать, воспринимать, потому что многое делалось, но, к сожалению, многое и осталось не решенным до конца. Я удовлетворен так­ же тем, что претенденты смогли в ходе деба­ тов показать свою .компетентность. Думаю, депутаты это оценили. Обратите внимание на голосование. Обсуждение кандидатуры Ю.. Д. Маслюкова, например, вызвало очень горячие споры. Этого надо было ожидать, поскольку Госплан—главный экономический орган. Го­ лосование прошло заинтересованно. Депутаты убедились в компетентности, эрудиции, про­ фессионализме и достойных человеческих ка­ чествах кандидата. Именно это и определяет в конечном счете результат. ■ Убежден: все, что сейчас происходит в Кремле, войдет в историю. Это начало боль­ шого процесса в нашем государстве. Мы на­ ходимся у истоков, рождения процедуры фор­ мирования правительства, о которой, знали лишь понаслышке из практики других стран. Теперь испыт^ 1 ваем все это на себе. ВОПРОС: Как вы относитесь к тому, что не все кандидаты получили рекомендации депу­ татов? Какова их дальнейшая политическая судьба, есть ли все-таки у них шанс стать членом кабинета? Может ли Верховный Совет принять такое решение? ОТВЕТ: Это пока так же неизведанный путь, как и многое другое. Давайте заглянем на не­ сколько дней вперед, когда Вефховный Совет будет рассматривать итоги обсуждения персо­ нального состава правительства в комиссиях и комитетах и принимать окончательное ре­ шение, предположения на этот счет. Как изве­ стно, докладывать на сесани по этому вопро­ су должен Председатель Совета Министров. Сейчас уже можно сказать, что несколько че­ ловек, по-ридимому, не будут рекомендованы комитетами и комиссиями на соответствую­ щие посты. Возможны- и таюге варианты, ког­ да один ко»штет или комиссия будет «за», а другой—«против». Какую же позицию следу­ ет занимать мне как Председателю Совета Ми­ нистров? По 1’ой кандидатуре, против которой есть убедительные доводы депутатов, я буду вносить предложение оставить соответствую­ щую должность вакантной и внести Йотом др-утую кандидатуру на рассмотрение Верхов­ ного Совета. Это, конечно, не зва<тт, что мы сделаем это в теченад одного или двух дней. У нас постоянно действующий Верховный Со­ вет, и есть возможность не спешить с выбо­ ром. Работу министерства тем временем будет возглавлять заместитель министра, который не утверждается’Верховным Советом. Но я. не исключаю и такцх случаев, когда надо будет бороться за кандидата, котефого отклонили в комиссии, хотя у него есть все данные, чтобы возглавить какую-то отрасль. Ведь могут иногда сыграть негативную роль эмоциональные или какие-то преходящие фак­ торы. Даже при наличии каких-то объектив­ ных причин для отвода нельзя исключать, зная характер! человека, что он в дальнейшем мо­ жет исправиться и работать лучше. Во всяком случае, если ц буду выступать за обсуждение в Верховном Совете кандидатуры, которую отклонили в комиссиях, то только при полной уверенности в соответствии этого человека намечаемой должности. Как сложится судьба у., людей, которых не утвердит Верховный Совет? Думаю, что у них будет возможность хорошо работать и нааду- гих постах. ВОПРОС: Складываются првнкщпиально но­ вые отношения между парламентом и Советом Министров СССР. Как бы вы их охарактери- ’учетом возрастающей роли и ответ- - народных депутатов? ОТВЕТ: Мы только три дня приглядываемся др>т к другу—Совет Министров как высший исполнительный н распорядательный орган го­ сударственной власти, и Верховный Совет как законодательный, распорядительный я контрольный орган государственной власти Конечно, в деталях их взаимоотношения должны еще отрабатываться. Сегодня у нас И' на бумаге далеко не все сказано, как это дол­ жно быть. Но со временем система будет от­ лажена. Правомочия высших органов власти определены Конститугщей СССР. Здесь вопро­ сов нет. Другое дело, как будут формиро­ ваться на практике рабочие отношения между ними, включая комиссии и комитеты Верхов­ ного Совета. Это вопрос большой важности. Думаю, было бы ошибкой настраиваться на то, что кто-то кем-то должен командовать. Такой подход будет только раздувать амбиции, оц не послужит делу. Надо работать вместе, но- стоянво памятуя о том, какие огромные зада­ чи стоят перед страной. Только в этом слу­ чае, вырабатывая в товарищеских дискуссиях совместные решения, мы добьемся успеха. Комиссии и комитеты, которые созданы сей- .час в Верховном Совете, будут принимать важ­ ные решения. К примеру, начнется рассмот­ рение проекта плана 1990 года, который будет подготовлен Госпланом СССР и рассмотрен Советом Министров. Он определит свою по­ зицию, свой подход к тому, как вести народ ное хозяйство с учетом реальных условий и стоящих перед страной задач. , И если раньше Верховный Совет рассмаг ()ивал проект во многом формально, то теперь он займется им по существу. Проект посту­ пит в планово-бюджетную комиссию, рна. очевидно, раздаст его по' другим 'Комиссия»| и начнется серьезное обсуж^^ение. При этом вряд ли можно ожидать полного единогласия. Придется всем садиться за стол, вырабатывать общие подходы, находить компромиссы. Уве­ рен, что от такого сотрудничества будет боль­ шая польза, приближение к истине, оптималь­ ному варианту. Конечно, легче всего требо­ вать больше, когда не болит голова о том,' откуда взять на это средства, у кого их ото­ брать. Когда же отвечаешь и за то, й за дру­ гое, удается избегать крайностей, преодолевать местнические и ведомственные интересы. Мне кажется, что даже за последние три дня, которые мы провели в комиссиях, мно­ гое изменилось. Сегодня на передний алаи побивается желание найти способ, как лучше организовать совместную работу.' Начинается конструктивное мышление. Представляя се­ годня одного из товарищей, я сказал, что нам придется вместе рассматривать все вопросы, вместе их решать и под этими решениями бу­ дет стоять печать Верховного Совета. Эю уже не формальная ответственность. Если х;е- годня' правительство критикуют все подряд, потому что мы последняя распорядительная инстанция, то завтра вы будете принимать ре­ шения вместе с правительством и вас тоже могут критиковать, критиковать, иайример, за то, что не так разделили деньги, не туда их направили. Один комитет будет свои интересы защищать, второй—свои, но в конце концов решение придется принимать планово-бюджет­ ной комиссии. Когда я сказал депутатам, что вас будут критиковать, они засмеялись и от­ ветили: нас уже критикуют. На мой взгляд, это положительное явление. За эти дни многое сильно изменилось. Преж­ де всего депутаты остро почувствовали, какие серьезные проблемы стоят перед страной: Про­ граммы кандидатов в члены правительства, из­ ложенные со званием дела, и заинтересован­ ный, обстоятельный диалог с залом дали пре­ красную возможность представителям разных регионов узнать,' что делается во всей нашей огромной стране. Заботы избирательного округа при всец их важности стали органичнее соотноситься с общегосударственными. На этой основе от­ ветственность политического деятеля, народ­ ного'депутата приобретает новое качество, ви­ дится в новом, более масштабном измерении. В этом, пожалуй, один из важных итогов - работы комиссий палат и комитетов Верхов­ ного Совета за последние дни. В свою очередь заместители Председателя Совета Министров СССР, все другие члены правительства, проходя через горнило откро­ венных, а порой и жестких доскуссий в ко­ митетах и комиссиях Верховного Совета СССР, тоже глубже познавали многие проблемы, ре­ ально существующие в жизни. Это, несомнен­ но, будет способствовать улучшению деятель­ ности правительства, приближению ее к нуж­ дам и заботам вашего общества. Чисто по-человечески можно понять тех кандидатов в члены правительства, у которых нелицеприятное обсуждевие их слабых сторон и недостатков вызвало отрицательные эмоции. Но главное в другом. Тот, кто успешно про­ шел эту парламентскую процедуру, не может, конечно, не испытывать удовлетворения тем, что он получил вотум доверия народных де­ путатов. Тем самым в положении будущего члена правительства появляется новое важное качество — опора на поддержку народных представителей. При ?том и формальный акт назначения на должность приобретает принци­ пиально новое значение как акт демократи­ ческий, вдупщй в русле перестройки нашей политической с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz