Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 10 июня 1989 г., № 132 (18 429) НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР (ОковЕчанве. Н ач ало .на 1-й стр.) детям и внукам не передав г- ея ожесточение. Они просто обязаны быть счастливыми. Съезд переходит к вопросу об утверждении Председате ля Совета Министров СССР. По предложению Предсе дателя Верховного Совета СССР М. С, Горбачева боль шинством голосов Съезд ут вердил Председателем Сове та Министров СССР Н. И. Рыжкова. На трибуне — Н. И. Рыж ков. Выразив искреннюю благодарность за утверзкде- ние его на высокую государ ственную должность, он ска-, зал; я назначаюсь на эту должность второй раз и дол- . жен сказать, что это назна чение, которое состоялось в ■эти дни, вчера и сегодня, резко отличается от старой практики назначения на вы сокие посты в нашем госу дарстве. Я расцениваю это. как результат тех огромней ших изменений в нашей стра не за годы перестройки, ко торые позволили нам имен но на демократичной основе обсуждать все вопросы на шей жизни, общества, назна чать руководителей нашего государства. Обсуждение вопросов на Съезде, многочисленные встречи и те многочисленные запросы, которые мы полу чили в эти дни, говорят о том, что в нашей стране на зрело огромнейшее количест во проблем, которые надо решать. Думаю, что Съезд сформирует те главные на правления, по которым не обходимо идти вперед на шему обществу, всей нашей стране. Я понимаю, в какое сложное время я становлюсь во главе нового правительст ва, я понимаю, какие огром нейшие задачи стоят перед страной, и я понимаю, на сколько сложно их будет ре шать. Но я глубоко убеж ден, что, если мы сумеем правильно выбрать линию, выбрать правильную поли тику — и в стратегическом, и в тактическом планах .,—■ мы сможем решить те прин ципиальные вопросы общест ва, о которых так горячо го ворилось в эти дни на Съез- Я надеюсь на то, что и с Верховным Советом, кото рый будет постоянно рабо тать, и с комиссиями, и с комитетамй, со всеми , на родными депутатами мы бу дем работать в тесном кон такте. Исполнительная власть будет четко проводить ту ли нию, которая будет утверж дена законодательным, выс шим законодательным орга ном нашей страны. Это я вам твердо обёщаю. ■Следующий вопрос повест ки дня — избрание Комите та конституционного надзо ра СССР. В соответствии с Консти туцией СССР Комитет кон ституционного надзора СССР избирается Съездом ^ народ ных депутатов СССР'сроком на десять лет из, числа спе циалистов в области поли тики и права в составе пред седателя, заместителя пред седателя и 21 члена Коми тета, включая представите лей от каждой союзной ре- . спублики. , М. С. Горбачев вносит предложение избрать пред седателем Комитета конститу ционного надзора В. Н. Куд рявцева, являющегося вице- президентом Академии наук СССР, заместителем предсе- ' дате.ля — Б, М. Лазарева, заведующего сектором Ин ститута государства и права Академии наук СССР. В со став Комитета предлагается включить представителей от всех союзных республик, крупных специалистов в об ласти политики и права. Депутаты приступают к обсуящению вопроса. Выс казывая свое отноше ние к составу Комитета, де путат, Воронцов Н. Н. под черкнул, что биографические данные кандидатов в смыс ле их профессиональной под готовки не вызывают сомне ний, В то же время оратор обратил внимание на то, что в списке членов Комитета нет ни одного беспартийного. Не хочу выразить неуваже ние к членам партии, заме тил он, но наше общество разнородно, и это его состо яние должно быть отражено в составе ведущих органов страны. Депутат Колотов В. И. также не подверг сомнению профессиональную подготов ку предложенного кандидага на пост председателя Коми тета конституционного над зора СССР. Но в его высту плениях по телевидению, в его статьях он усмотрел же лание угодить власти, не пременно быть созвучным с официальным мнением. Ора тор выразил свое несогла сие с кандидатурой. Мое предложение — не создавать Комитет конститу ционного надзора, сказал де путат Гудайтис Р. В. Ора тор заявил, что создаваемый Комитет, по его мнению, не пременно станет инструмен том давления на националь ное возрождение союзных республик, будет ложиться т е с с о м на их суверенитет. Депутат зачитал далее обра щение группы депутатов от республик Прибалтики, в котором содержались дово ды против целесообразности создания нового Комитета. Депутат Добровольский А . О. сообщил, что, прежде чем принять ответственное и важное решение, он уз нал мнение специалистов. Консультации, проведенные менова 'в Комитет конститу ционного надзора другой — доктором юридических наук проректором Белорусского государственного универси тета В., Г. Тихиней. Оратор настаивал на том, чтобы по кандидатуре члена Комите та конституционного надзора от Белоруссии было отдель ное голосование. По мнению депутата Б а лаяна 3. Г., Конституция СССР написана лапидарно, в нее можно втиснуть толь ко то, что несет определен ную нагрузку. Для того, что бы разобраться во всех де талях, имеются соответст вующие комментарии к Кон ституции. напомнил он, со славшись на вышедшую в 1082 году в Политиздате книгу «Конституция СССР; политико-правовой коммен тарий», в которой говорит ся, что «автономная об ласть называется по имени народа, избравшего автоном ную область в качестве фор мы реализации своего права на самоопределение». В. Н. Кудрявцев и другие товари щи, указал выступающий, входят в авторский коллек тив этой книги. Депутат Калягин С. Б . за метил, что Съезду предстоит избрать Комитет конституци онного надзора, но не утвер дить его. Это кажется ему очень существенным, по крайней мере, в отношении кандидатуры- председателя Комитета. Здесь назывались, сказал он далее, фамилии из вестных юристов. Предлагаю Съезду вновь эти имена наз вать и лишь после этого про вести выборы председателя Комитета. ^ Депутат Керимов Д. А. от метил, что обвинение, буд- под мнение начальства, вы зывает недоумение. Зная В. Н. Кудрявцева много лег, сказал он. я никогда не за мечал подобного. Это выда ющийся советский юрист, из вестный всему миру, поря дочный, интересный и ориги нальный человек. Поэтому прошу поддержать его кан дидатуру. . Понимая всю озабочен ность относительно состава и функций Комитета консти туционного надзора, сказал депутат Яке®лев А. М-, хо чу сразу отвести подозрения, что деятельность Комитета будет препятствовать пози тивному и конструктивному совершенствованию Консти туции СССР. Эта работа бу дет вестись параллельно. Приведя конкретные приме ры принципиальности и му жества В. Н. Кудрявцева, выступающий назвал его че ловеком, созданным по сво им качествам для данной должности. Депутат Оболенский А. М. подверг критике отсутствие альтернативных кандидатур, допущенные, по его мнению, нарушения регламента Съез да. В связи с этим он внес в порядке законодательной инициативы проект постанов ления о переносе рассмотре ния этого вопроса на осен ний Съезд народных депута тов и проведении выборов на альтернативной основе пос ле всенародного обсуждения кандидатур. Депутат Коган Е. В. под черкнул, что Комитет кон ституционного надзора созда ется для гарантии прав всех граждан, проживающих на территории СССР. Именно поэтому, сказал он, я хотел, бы, чтобы Комитет начал свою работу с союзных рес публик Прибалтики, и в ча стности, с Эстонской ССР, где, по мнению оратора, ущемляются права ряда групп населения. Примером такого ущемления депутат назвал принятый в союзной республике Закон о языке. Свои предложения оратор обосновал ссылками на пуб ликации ряда газет Эстонии и Латвии. Выразив доверие кандида турам, выдвинутым для из д а н и я в Комитет, депутат Плотниекс А. А. вместе с тем подчеркнул, что ныне действующая Конституция; СССР, по его мнению, име ет существенные пробелы. Соответственно, это заставит стричь под одну греренку и Конституции, союзных рес публик, процесс обновления которых заложен перестрой кой. В заключение оратор изложил свое толкование ря да функций Комитета кон ституционного надзора. Комитет конституционно го надзора нужен нам, как воздух, а потому всякие по пытки под якобы демократи ческими лозунгами торпеди ровать его создание нетер пимы, заявил депутат Го лик Ю. В. Он же говорил о недопустимости предъявлять какие-либо ультиматумы Съезду. Депутат Таразевич Г. С. поддержал мнение о том. что на Съезде очень нуж но избрать Комитет консти туционного надзора. Выска зываясь относительно канди датуры от Белоруссии в этот орган, товарища Евме- нова. оратор охарактеризо вал его как высококвалифи цированного, опытного спе циалиста, знающего разнооб разные аспекты правовой деятельности, отметил его человеческие качества — принципиальность. . чест ность, справедливость и вы разил убеждение, в том. что данная кандидатура будет достойно представлять Бело руссию. Не выразив претензий к предлагаемому составу Ко митета конституционного над зора, депутат Смирнов Д. Г. вместе с тем разделил тре вогу некоторых выступаю щих в связи с поспешностью выборов. Он сослался на статью в Конституции СССР, предусматривающую, что ' организация и деятель ность Комитета конституци онного надзора СССР опре деляется законом СССР об этом органе. Однако этого закона пока не существует. Как Же можно сейчас соз дать комитет; который не бу дет знать, как и что делать? Депутат предложил отложить этот вопрос на полгода с тем, чтобы досконально поз накомиться с кандидатурами в состав Комитета и принять за это время соответствую- цщй закон. , Ничего не имею против выдвинутых кандидатур, зая вил депутат Круглов А. 'Г. В то же время оратор обра тил внимание на существен ную. по его мнению, деталь — солидный возраст предлаг гаемых в состав Комитета то варищей. Депутат поддер жал прозвучавшее ранее предложение не торопиться, провести выборы на конку рсной основе и постарать ся выбрать в этот важнцй орган более молодых людей. Мы должны быть более , ответственными перед свои ми избирателями, сказал де путат Федоров Н. В. Исхо дя из этого, он призвал не торопиться при принятии от ветственных решений. От Комитета конституционного надзора зависит, как пойдет конституционное развитие в течение десяти лет. Не ста вя под сомнение кандидату ру профессора Кудрявцева, выступающий выдвинул аль тернативную кандидатуру — профессора Гулиева. Создание Комитета консти туционного надзора, выска зала мнение депутат Тима шова Н. И., необходимо сей час, как воздух. Она вьюка зала просьбу своих избира телей иметь в этом Комите те представительство от ав тономньк, республик. Депутат из Эстонии, не назвавший своего имени, вы ступил против раскола. Он заметил, что лротивопостав- ление несколькими членами эстонского корпуса себя ос тальной части делегации, как представителей всего русско язычного населения, может привести к серьезным нега тивным последствиям. Депу тат не высказал возражений против создания Комитета, но призвал не делать в этом плане опрометчивого шага и предложил отложить реше ние вопроса на осень. Депутат Баддырев Ю. Ю. выразил согласие с позици ей литовской делегации, за явившей, что присутствую щие не имеют права гола-, совать з а тех, кого они не знают. По его мнению, нель з я избирать Комитет консти туционного надзора до тех пор, пока депутаты всерьез не обсудят вопросы меха низма функционирования вла сти и ее структуры. Комитет конституционного надзора, отметил депутат Саидуляк Л. И., — важней ший государственный орган, и его выборы—это, пожа- ' луй, первый шаг в создании правового государства. Вы ступающий сообщил, что обещал своим избирателям в случае, когда придется при нимать ответственные госу дарственные решения, он обя зательно изучит вопрос, про консультируется со специа листами. Поэтому депутат предложил отложить рассма триваемый вопрос до следу ющего съезда. В Комитет конституционно го надзора надо выбирать наичестнейших, наичистейших людей, подчеркнул депутат Ьжтушенко К. А. Доказатель ством профессиональной чистоты у людей такой профессии, какая у кан дидата на пост • предсе дателя Комитета, слу жит их поведение в то время, когда нарушались права че ловека, Выступающий выска зал пожелание, чтобы Кудря вцев рассказал, что он делал по спасению людей из тюрем, лагерей. Депутат заявил, что руководителями Комитета до лжны быть люди моложе, чем кандидат. Депутат Алкенне В. И. отметил, что некоторые пред ставители из Прибалтики вы сказали с триоуны Съезда немало громких слов о необ ходимости возвращения к ле нинским принципам федера- ■ лизма. Но, выступая на ело - , вах з а федерацию, они навя зывают нашей стране конфе дерацию, сказал оратор. Он довел до сведения Съезда ин формацию о том, какие ме. ры пркнимает народный фронт Латвии в борьбе за эти цели, подчеркнул, что основная задача народного фронта толкнуть респ^ди - ку на выход из состава СССР. Народный фронт на вязывает Верховному Совету Латвийской ССР идею; при нять законопроекты, нярутя- ющйе принципы федерализма. Выступивший следующим депутат Братунь Р . А. зая вил, что он знакомился с ма териалами, которые ему бы ли предоставлены представи. телями из Прибалтики, й не нашел в них какого-то жела ния выходить из состава СССР. Борьба за свой суве ренитет, з а республиканский хозрасчет не является борь- бой против Советской власти, отметил он. Проанализировав различ ные точки зрения, высказан ные участниками Дискуссии, депутат Грязин И. Н. реко мендовал взвешенно отнес тись к обсуждению каждой из них. По его мнению,- не следует спешить с решением такого важного вопроса. За создание Комитета вы ступил депутат Сорокин И. В. в то же время он под черкнул, что не знает тех к а ндидатов, которые представ лены в предлагаемом списке. Он считает, что нужно -прог думать механизмы конкурс ного отбора и перенести выбо. ры Комитета. Выступающий предложил в состав членов Комитета кандидатуру депу тата Собчака из Ленинграда. Депутат Х ^ у л и с А. Я. высказался за проведение по Центральному телевидению- ■передачи, которая бы отра зила широкий спектр мне ний, существующих в респуб ликах Прибалтики. Он подде ржал предложение о пригла шении международной комис сии для изучения положения в этом регионе. Депутат Медведев Р . А. обратился к ленинскому выс казыванию, подчеркнув важ ность таких вопросов, как интернационализм, отношения «больших» и «малых» наций. Он поддержал мнение тех, кто предложил отложить ре шение вопроса до следующе го съезда. ' Слово предоставляется де путату Кудрявцеву к . д , 10 - воря о названии Нагорно-Ка рабахской автономной облас. ти. он признал, что \это — ошибка. Как член редколле гии соорника, подчеркнул оратор, я должен был заме тить это. ■Отвечая на вопрос об уча-* стии в спасении,людей, не справедливо попавших в тю рьму и психбольницы, депу тат отметил, что разные лю ди пе-разному борются з а права человека. Одни идут на, митинги, другие пишут в газету. У юристов есть свои пути действий, ь ‘ институт государства и права, сказал он, обращаются примерно 20 человек в месяц, и многие из них совершенно справедли во. В этом случае мы дела- е>н все, чтобы им помочь — ооращаемся к генеральному прокурору, в другие инстан ции. Кроме того, существует и такая важная работа, как подготовка законопроектов по линии гуманизации. Оратор напомнил о доку ментах, ’ подготовленных ' с его участием. Один из них— известное постановление о психоольнйцах, принятое год назад,, Оно не совсем доведе но до мирового уровня, отме тил юрист. Но это — боль шой шаг вперед.’ Касаясь Указа от 8 ^апреля, депутат, в частности, ска зал, что он явился для него, как и ' для всех, неожиданностью. Депутат за-- метил, что видел недостатки статьи 11 «прим» и говорил о них руководящим работни- Отвечая на один из вопро сов, оратор подчеркнул, что конституция нуждается в оо- новлейии. Мы должны созда вать практику разумной де ятельности, сказал он. Что касается республиканского законодательства, то здесь необходимо переходить к но вому федерализму, восстана вливая ленинские принципы федеральных отношений ме жду Союзом и респуиликами. В этой сложной ситуации можно найти разумные юри дические решения, .удовлетво ряющие и союз, и'рсспуоли- Разъяснения по обсужда. емому вопросу были затем даны Председателем Ьерхо- вного Совета СССР М. С. Горбачевым. ; С заявлениями и предло жениями выступили депута ты Бурлацкий Ф. М., Мош- няга Т. В., Бредикис Ю. Ю. Большинством голосов де путаты решают провести вы боры Комитета консти’гуцион- ного надзора СССР на про ходящем Съезде народных депутатов СССР. Принято также решение отложить рассмотрение воп роса об избрании Комитета конституционного,надзора до следующего заседания. Пре зидиуму Съезда поручено провести к тому времени ко нсультации и доложить о ре зультатах. М. С. Горбачев вносит пре дложение утвердить Предсе дателем Верховного суда СССР Е. А. Смоленцева. Е. А. Смоленца ответил на вопрос депутата. Большинством голосов Е. А. Смоленцев утвержда ется Председателем Верхов-' ного суда СССР. Вносится предложение ут вердить Ю. Г. Матвеева Гла вным государственным арби- тром СССР. Большинством голосов пре дложение принимается. Ю. Г. Матвеев , утверждается Глав ным государственным арбит. ром СССР. М. С. Горбачев предлагает утвердить Г. В, Колбина Пре дседателем Комитета народ ного контроля СССР»- Г. В. Колбнн ответил на вопросы депутатов. Съезд голосованием утве рждает Г. В. Колбина Пред седателем Комитета народ ного контроля СССР. На рассмотрение депутатов вьшосится вопрос об утвер- А. Я. Сухарева Гене. ральным прокурором СССР. А. Я. Сухареву предрстав. ляется слово для ответа на вопросы депутатов. Большинством голосов А. Я. Сухарев утверждается Генеральным - прокурором СССР. Вечернее заседание Съезда завершено, 9 июня в Москве, в Крем левском Дворце съездов, про должил работу Съезд народ ных депутатов СССР. На утреннем заседании председательствовал первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. И. Лукьянов. Съезд продолжил обсуж дение вопроса об Основных направлениях внутренней и внешней политики СССР, программе предстоящей дея тельности Советского прави тельства. ■Обсуждение доклада о про грамме предстоящей деятель ности правительства страны продолжила депутат Бейше- кеева 3 . Перестройка, сказа ла она, поддержана всем на родом, советские люди стано вятся хозяевами своей зем ли и судьбы. Они хорошо по нимают, что для претворения всего намеченного предстоит многое сделать. Именно с этих позиций де путат подробно рассмотрела- лоложение тружеников села, и. в частности киргизских животноводов. Нелегок труд чабана. И все-таки промыш ленность страны долгие годы поможет практически ничего сделать, чтобы облегчить его, повысить эффективность. Нет чабанских домиков, не хва тает средств механизации, единственным «приспособле нием» чабана являются вилы, сказала депутат. Она поставила перед прави- , тельством вопрос о необхо димости развивать перера ботку сельскохозяйственного сырья на местах. В частнос ти, в Киргизии следует соз дать перерабатьшашщую ба зу, тогда респуолика за мясо и шерсть будет получать бо- ^льше средств, столь необхо димых Для ускорения темпов ее социального развития, ^ о . му, сказала выступившая, до- ,лжен способствовать и пере смотр закупочных цен. Поискам выхода из слож ного экономического положе ния, в котором оказалась страна, .посьятил выступле ние депутат Полю Г. X Он, в частности, сообщил, что по лучил немало писем и теле грамм от трудовых коллек- тивов, где содержится прось ба поставить вопрос о конт роле за соотношением произ водительности труда и зара ботной платы. Пояснив дей ствия этого механизма на практике; ученый-экономист показал, как сталкиваются здесь интересы производите ля, общества и командно-ад министративной системы. Мне лично, заявил он, представляется, что, если на дополнительно произведенном мясе, сделанном холодильни ке или паре обуви государст во и рубля не получит, то все равно - производить их надо, не считаясь ни е каки ми расчетами. А меры ш контролю за соотношением производительности труда и зарплаты устраивают только аппарат. Никакого дефицита они не устраняют. Фактичес ки это — попытка перело жить на трудовые коллекти вы неспособность руководст ва решать проблемы эконо- Коснувшись далее такой модели выхода из социально- эконо.мического тупика, как увеличение производства ■то варов, выступаюпщй задал» вопрос; было ли в нашей стране когда-либо правитель, ство, которое бы не обещало увеличить такое производст-^ во? Не было. Но было ли у нас правительство, которое бы через несколько лет не оказывалось в ситуации рас тущего дефицита? Тоже не было. Почему же? Да пото му, что дело не в правитель стве, не в добрых намерени ях, а в объективном механиз ме хозяйствования. Если бы в докладе Н. И, Рыжкова было показано, что уже со здан новый хозяйственный механизм, способный не тра. тить, а создавать, тогда мо жно было бы верить о ^щ а - нйям. Пока Же все «лекарст ва» на ближайшие д ва—три года взяты из арсенала ад министрирования. , Финансовый кризис есть от ражение кризиса экономиче ского. Поэтому обширщщ кри тика Минфина или Госком цен представляется оратору лишь очень относительно справедливой. Мы, сказал он, набрасываемся на внешние проявления болезни. В этой- связи ученый отметил, что инфляция — черта всех со" временных эконамик. Надо научиться жить при инфля ции, В целом он считает неу дачной самое формулировку проблемы — оздоровление экономики и выход из кри зиса. Если бы нам удалось это сделать, то никакой пе рестройки не потребовалось бы. Чрезвычайные меры ре зультата не дадут. Задачи на до ставить реальные: не оз доровление экономики (это непосильно для чрезвычай ных мер), -а создание предпо сылок для ускорения пере стройки. Остановившись на самой модели перестройки, ученый высказался за то, чтобы ид ти путем, при котором центр издаёт нескол№о фундамен- номики во всех республиках, а главное законодательство передать самим республикам. пДалее депутат говорил о том, что нужно привести прр- изв.одственные отношения в соответствие с производитель ными силами. Надо покончить с насилием над объективной экономикой. Он подробно остановился на проблеме семейного крес тьянского хозяйства. Этот вопрос представляется одним из центральных в перестрой ке. Меня пугает, заявил выс. тулающий, наше упорное желание не считаться с ми ровым опытом сельского хо зяйства. Весь опыт всех процветающих стран говорит о том, что там основой яв ляется семейное крестьянское ХОЗЯЙСТВО — фермы. Мы же с самого начала нашей исто рии шли другими путями. Теперь мартовский Пленум, наконец, заявил: социализм совместим с личным хозяйст вом. Но этот теоретический вывод не воплотился в кон кретную программу действий. И вновь оратор предостере гал; меня пугает очередная готовность истратить новые миллиарды. Самое главное, резюмиро вал он: нельзя создавать у народа впечатления, будто на- , ше государство имеет какие- то закрома, и, если на него надавить, наорать, выйти на улицу,' то оно что-то может извлечь из Них и осчастли вить кого-то. Всякие заяв ления о том, что мы про ведем перестройку с ростом благосостояния ~ это, по существу, обман народа. Вы ход у. нас один; надо дать возможность эффективно ра ботать всем, кто хочет ра ботать. ■Среди многих потерь, ко торые понесло наше общест во в прошлые годы, сказал депутат «льуб.,в /»., одна осо бенно страшна — это потеря милосердия. Говоря это, из вестный . узбекский писатель имел в виду тот факт, что страна добилась долгождан-- ной «хлопковой независи- ■мости» ценой больших утраг. исчезли некогда цветупще сады и оазисы; дехкане, осо бенно жешцины, изнурительным трудом. Депутат из Узбекистана задгш в связи с этим участ никам Съезда вопрос; неуже ли хлопок, добытый такой ценой, нам уж так необхо- ■'^дим? Средняя Азия, сказал он,—это уникальный регион, оказавшийся на краю эколо-- гической катастрофы. А между тем, заявил депутат, один только Узбекистан мо жет прокормить цолстраны. Для этого надо решительно освободить республику от монокультуры, а народу Уз бекистана дать возможность расправить плечи и возро дить свой 1 [рай, Сегодня ясно, что Съезд значительно продвинет нас ьперед, сказал Д епутат ухов в. А. Однако оратора тревожат некоторые нрозву -• чавшие Здесь выступления-, ьсем нам известно, зая вил он, что генератором идей обновления является Коммунистическая партия. Она остается в новых усло виях руководящей силой об щества, сама перестраивает ся, приглашает все общест венные организации и- дви жения к совместным дейст- Отметив значение даущест- вляемой в стране политиче ской реформы, оратор под черкнул, что судьоа госу дарства будет решаться все- таки в 06 ЗД.СТИ экономики. В этой связи он высказал свои соображения по . поводу раз вития хозрасчета, внедрения аренды, кооперативов, их месте в решении назревших экономических проблем. Мы, .заметил он, в частности, за кооперативы, которые полу чают доход, наращивая Объ емы производства, улучшая качество, обновляя продук цию. По его мнению, наибо лее перспективно создание арендно - кооперативных объ единений.' Недостатком он считает неравноправное по- * ложение государственных и кооперативных предприятий, особенно в распределении до ходов. Оратор назвал не справедливыми существую щие нормативы распределе ния прибыли, что ме 1 пает коллективам переходить от первой ко второй модели хоз расчета. • Далее депутат остздовился На проблемах Сибири, осу див ведомственный подход к . освоению природных ресур сов региона. Он заметил, что жизненный уровень сибиря ков не растет, а по многим показателям ниже, чем в цент ре страны. Совершенно оче- ■видно, сказал оратор, что страна должна иметь ком^ плексную программу освое- ‘ ния природных ресурсов Си бири с упором на глубокую иерерабечку добываемого сырья на месте и создание необходимых социальных ■ус ловий для привлечения и закрепления людей! Если в ближайшее время здесь не произойдет резкого улучше ния жизненного уровня, то. некому будет добывать ни лес, ни уголь, ни нефть. В заключение оратор дал оценку некоторым выступле ниям на Съезде, касающим ся, как он сказал, попыток принизить роль, парчзад в на шей жизни, в перестройке; •Депутат Быков Р. А. пред ложил взглянуть На обсуж даемые проблемы через призму культуры, духовнос ти, детства, через призму че ловека. Иначе, отметил он, в этом невиданном до сих пор съездовском марафоне, значение которого еще не ос мыслено, мы забудем о фак торе, от которого зависит будущее. Когда мы, продолжал ора тор, говорим об экономике средствах и ресурсах произ водства, то все 'э то прихо дит в действие только в ,си стеме, производственных от ношений, а это — отноше ния между людьми. Сегод ня инстинкт самосохранения, веками двигавший цивилиза ции, на глазах подменяется трудности,;’ случающиеся ка тастрофы, межнациональные конфликты —* это, конечно, следствие отсутствия дисцип лины, упущений. Но это все и человеческие отношения, которые не учитываются эко номически. На конкретных фактах де путат подверг острой крити ке остаточный принцип фи нансирования системы обра зования. воспитания. Как могло случиться, ска зал выступающий. *что при лозунге «Дети — привилеги рованный класс» у детей отобрали все? Революция передала , детям дворцы, а сейчас в Набережных Чел нах в белокам 1 гнном двор це располагаются горком партии и горисполком. Дом же пионеров находится в подъезде жилого дома. Го ворят, что нельзя принижать роль партии. Но на деле принизить ее может только сама партия. Депутат выразил сожале ние, что среди созданных ко миссий и комитетов Верхов ного Совета СССР так и не оказалось комиссии по дет ству. М%жду тем, отметил он, проблема детства и культу ры ^ это фундамент и эко номики, и демократии. Толь ко подлинное уважение об щества к труду способно вос питать уважение к нему со стороны подрастающего по коления. Одна из заслуг нашего Съезда — в том, что. сде лан основательный анализ состояния социальной' и эко номической жизни страны, сказал депутат Вреснс В.-Э. Г. Однако, продолжал он, не оставляют чувства не завершенности и противоре чивости по некоторым вопро сам. Мы взялись за эконо мическую перестройку без главного — без научно обос нованной концепции. Поэто му, считает оратор, принима емые правительством реше ния не имеют четких стра тегических ориентиров, зача стую противоречивы или да же ошибочны. На Съезде, сказал он, вы рисовались два подхода. Один — латать старый хо зяйственный леханизм , вто рой — создавать качествен но новый. Мы бёзоговороч-- но —^ за второй, частью ко торого является идея децент рализации экономики, повы шения инициативы, ответст венности на всех уровнях с учетом местных условий. Заявив, что перевод рес публик на хозрасчет и са мофинансирование создаст новое состояние советской экономики, оратор подробно остановился на путях реали зации намеченного в этом плане в Латвийской ССР. Для республики, подчеркнул он, наступил такой период, когда все ресурсы экстенсив ного развития хозяйства уже йсчерпайы. Ставка сде лана на интенсификацию. Особое' внимание оратор уделил путям и способам преодоления всего, что, по его оценке, препятствует пе реходу на региональный хоз расчет. Препятствий на этом пути немало. Есть бреди них и объективные, но, подчерк нул оратор,. мешает и иска женное толкование этого во проса рядом депутатов. Мы за хозрасчёт, сказал он, но республиканский хоз расчет — это не натураль ное хозяйство и не экономи ческая самоизоляция. На Съезде, заявил депу тат Мариничев Ю. М., ост ро звучат вопросы Продово- . льственной программы, про блемы села. Работникам пот ребительской кооперации, входящим в единый агро промышленный комплекс страны, они особенно близ- Касаясь истории развития этого движения, насчитыва ющей более 90 лет, оратор обратил внимание на нынеш ние масштабы данной много отраслевой системы. Она призвана удовлетворять инте ресы сельских тружеников. Вместе с тем, признал выс тупающий, большие возмож ности, заложенные в приро де этого вида кооперации, ис пользуются далеко не в пол ную силу. ' Одна из причин здесь, по его мнению, — дли тельная правовая неза щищенность потребкоопе рации. В этой свя зи депутат высказал неудов летворенность рядом положе ний Закона о кооперации в СССР, отметив, что отноше ние к потребительской коо перации после его принятия фактически не изменилось. С одной стороны, ведомства по-прежнему втягивают ее в систему государственного ре гулирования и контроля, ог раничивают самостоятель ность, с другой стороны — часто путают с новыми 1 юо- перативами, забывая о принт ципиальных отличиях, свя занных с социальными функ циями на селе. Указывая на недостатки ,в материально - техническом обеспечении потребкооперат ции, выступающий подчерк нул, что это, в свою оче редь, негативно влияет на ка чество обслуживания сельс кого населения, сдерживает/ вклад системы в самообеспе чение регионов продуктами В выступлении также ост ро звучали вопросы о спра ведливом распределении то варных ресурсов, взимании ^ налогов с потрёбкооперации.' Суммируя комплекс про- блём, оратор сообщил о том. что подготовлен проект со ответствующего постановле ния Совета Министров ‘ СССР. Однако из-за много численных согласований в духе старых времен этот до кумент до сих пор не при- ПредседательстБ у ю щ и й сообщает, что в прениях по докладам об основных нап равлениях внутренней и вне шней политики СССР и , о программе предстоящей дея тельности правительства СССР выступило 96 депута тов, а всего в ходе работы Съезда на трибуну Съезда поднималось свыше 500 де путатов. Съезд принимает решение о прекращении прений. Слово для заключения и ответа на вопросы предос тавляется Председатёлю Со- вёта Министров СССР Н. И. Рыжкову. С заключительным словом на Съезде выступил Предсе датель Верховного Совета СССР М. С. Горбачев. . Председательствующий объ- являет, что редакционная комиссия подготовила-проект' постановления Съезда об ос новных направлениях внут- ^ ^ е й и внешней политик* Слово предоставляется Председателю редакционной комиссии Съезда депутату Медведеву В. А. Комиссия, из 68 человек, представляющих все соци альные слои общества, все ресдублики, сказал он, ин тенсивно работала в эти дни. У комиссии не было ника ких предварительных заго товок. С самого начала воз ник вопрос - о характере до-: куйента, и на этот счет- вы сказывались различные точ ки зрения. В результате об мена мнениями, а главное в результате практйческбй работы мы пришли к выво ду, что документ должен заключать в себе - сумму политических выводов, оце нок ситуации в стране, фор мул, определяющих установ ки на будущее для нашей внутренней и внешней поли тики. Вместе с тем он дол жен быть достаточно кон кретным, содержать практи ческое решение ряда проб лем, давать поручения Пре- зидиуму Верховного Совета, Совету Министров СССР й другим органам управления. С учетом этого сложилась структура постановления. В преамбуле провозглашается принятие Съездом народных депутатов СССР всей полно ты высшей государственной - власти в стране. Последую щие разделы посвящены ра'з- личным аспектам внутренней и внешней политики страны, .деитмотивом заключительной части является объединение всех слоев нашего народа вокруг партии для осущест вления перестройки и вы вода страны на современ ные рзу^ежи социально-эконо мического развития. М раооте, продолжил вы ступающий, мы руководство вались основными положе ниями Доклада ш. С. ю роа- чева, доклада Н. И. Рыжко ва, выступлениями народных депутатов. Комиссия проана лизировала 702 замечания и предложения. Значительная часть их учтена в предлагае мом проекте. Другие Е 1 ред- ложения не нашли отраже- ния, поскольку носят .ча стный характер или тре буют обстоятельного изуче ния. Но все они будут пере даны для дальнейшего • рас смотрения в ьерховном Со вете СССР, его комитетах и комиссиях, в правительст- в®. других государственных и общественных органах. В проекте, систематизированы также обращения отдельных групп депутатов по различ ным актуальным проблемам. Работа комиссии, подчерк нул депутат, проходила в обстановке живой и порой довольно острой дискуссии, солоставления мнений и то чек зрения. И в этом смысле она как бы была продолже нием работы Съезда, отра зила его дух. Дискуссии ве лись и по общим, и по кон кретным вопросам, но все гда в конструктивном духе. Депутаты получили проект накануне. Председатель ре дакционной комиссии огласил подготовленные самой ко миссией дополнения и изме нения в имеющийся у де путатов текст. По йредложению-председа тельствующего депутаты боль шинством голосов принимают проект постановления с по правками редакционной ко миссии за основу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz