Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 9 июня 1989 г., № 131 (18428 ) Продолжение доклада Н. И. РЫЖКОВА (Начало на 1 -й стр.). вые с ншзнью людей. Для создания условий модерниза­ ции и переоснащения народ­ ного хозяйства нам необхо­ димо мощное современное машиностроение. Исходя из этого, ему надо и в перспек- •придать приоритетное Товарищи! Основной, я бы сказал, и самой трудной задачей было сделать структурный пово­ рот, нацеленный на осущест­ вление социальной переори­ ентации всего народного хо- Десятилетиями к принимали развитие общества главным обрадом через призму количествен­ ных показателей — сколько добыто угля и руды, сколько выплавлено чугуна и стали, сколько у нас гектаров паш­ ни и т. д. Мы упустили тот момент, когда во всем раз­ витом мире подлинной ме-- рой достижений нации ста­ ло не арифметичежое уве­ личение, а качественное на* полнение этих объемов. В результате пришли к крайне неудовлетворительным соци- альным показателям. А это прежде всего усло­ вия жизни людей. За этими словами знакомые всем кар­ тины; нехватка жилья, пе­ регруженность транспорта, хронический дефицит това­ ров,' незгважительное отно­ шение к .человеку, растущая социальная напряженность в обществе. Неустроенность быта рождает у многих чув­ ство безысходности, ложит­ ся непомерной тяжестью на престарелых и инвалидов, де­ тей и женщин. Должен подчеркнуть, что при огромных масштабах и инерционности такой слож­ ной системы, как наша эко­ номика, процесс ее оздоров­ ления весьма непростой. Но важно было переломить за­ стойные тенденции. Опреде­ ленные позитивные струк­ турные сдвиги достигнуты лишь только в 1988 году. Взять распределение на­ ционального дохода. Раньше преобладало неуклонное уве­ личение той его части, ко­ торая шла на создание про­ изводственных мощностей, и соответственно уменьшалась доля ресурсов, направляемых на потребление. Положение начало меняться. Это нагляд­ но видно на расходах госу­ дарственного бюджета стра­ ны. Ебли они в целом вы­ росли в 1989 году по срав­ нению с 1985 годом на ^ . 4 процента, то расходы на со­ циально - культурные меро­ приятия ■— пожги на ЗЗнро- цента, в том числе просве-, щение—на 34 и здравоохра­ нение—на 43, на строитель­ ство жилья за счет всех ис­ точников финансирования — на 37 процентов. Сегодня можно с уверен­ ностью сказать, что в теку­ щей пятилетке удалось пре­ одолеть остаточный принцип развития материальной базы социально - культурной сфе­ ры. Темп прироста инвести­ ций, направляемых на не­ производственное строитель­ ство. более чем вдвое опе­ режает увеличение производ­ ственных капитальных вло­ жений. Прибавка средств на такое строительство против прошлой пятилетки ‘составит за 1986^—1990 годы около 80 млрд, рублей. Если, ска­ жем, за десятую пятилетку по сравнению с предыдущей ввод в действие жилья даже сократился на 17,5 мЛн. кв. ме^гров, а в одиннадцатой практически не рос, то в текущей пятилетке прирост составит почти 100 млн., кв. метров. Подобная картина складывается и по общеоб­ разовательным школам. В десятой пятилетке их ввод сократился почти на 1,3 млн. мест, в одиннадцатой - - на 1,5 млн. мест, а в текущей будет обейпечен рост на 2,5 млн. мест. Ввод больниц за две предыдущие пятилетки снизился на 28 тыс. ко.ек, а в этой пятилетке возрастет на 65 тысяч. Следует особо подчеркнуть, что жилищная программа не­ сомненно будет в кругу по­ стоянных забот, нового пра­ вительства. Ведь для того, чтобы справиться с постав­ ленной задачей, надо пост­ роить около 30 млн. квартир. Отсюда следует, что уже в будущей пятилетке необходи­ мо обеспечить ввод 850 млн. кв. метров жилья против 650 . в текущей. А еще лучше — выйти на 900 млн. кв. мет­ ров. Это помюлит улучшить жилищные условия 18 мил­ лионам сем€^. В усилении направленности сделан существенный шаг в текущей пятилетке. Но для того, чтобы решить хотя бы самые острые социальные проблемы общества, необхо­ димо. пойти на крупную эко­ номическую перестройку структурно - йнвёстиционно- го характера, никогда ра­ нее не проводившуюся в на­ шей стране в подобном мас­ штабе. Это будет трудный, да­ же весьма болезненный про­ цесс, но идти на него надо. Ш . Социальная политика — стержень предстоящей деятельности правительства. Несомненно, вновь создан­ ный Совет Министров СШ Р подчинит всю свою работу достижению целей, наиболее важных для каждого чело­ века и общества в целом,—- удовлетворению потребностей в продовольствии, товарах в услугах, жилье, здравоох­ ранении, образовании, обеспе­ чении возможностей духов­ ного роста народа, сохране­ нии природной среды. Уже в текущей пятилетке в центре внимания прашите- льства были вопросы произ­ водства непрододольственных товаров. За три года их вы­ пуск увеличился на 32 млрд, рублей (18 процентов), что практически рав за . всю предыдущую летку. И все же этого оказалось недостаточно для нормализа­ ции положения. На состоя­ нии потребительского рынка отразилось и сок 1 Жщение импорта непродовольственных товаров, в результате чего рыночные фонды по ним в в 1988 году были на уровне 1985 года. Это потребовало принять дополнительные меры к уве- личешю вьшуска товаров, наращиванию и совершенст­ вованию материальной базы их производства. Выла раз- работана и в 1988 году при­ нята программа техническо­ го перевооружения лредпри- ятий легкой промышленнос­ ти. Для закупки сов 1 ременной техники и технологий для этой отрасли мы, несмотря на трудности с валютой, по­ шли ' на то, чтойл взять за рубежом кредиты более чем на 1 млрд, рублей. Чтобы ускорить нррмали- захщю положения н а ' потре­ бительском рынке, приняты решения о перепрофилиро­ вании многих действующих предприятий. На это нацеле­ на и конверсия оборонных Как показывают расчеты, нам необходимо увеличить производство непродовольст­ венных товаров в 1990 году по сравнению с 1989 годом не менее чем на 45—50 млрд, рублей (20 процен­ тов). что превьипает средне­ годовые приросты за три прошедших года почти в 5 Именно на достижение та ­ кой цели ориентированы при подготовке проекта плана на 1990 год министерства и ведомства СССР. Советы Министров союзных респуб­ лик. Предварительные прора­ ботки показывают, что в будущем году может быть достигнуто уве­ личение производства против плана на 1989 год стираль­ ных машин — на одну треть, швейных машин — на 20 , .радиоприемных устройств и магнитофонов' — на 16, ме­ бели — на 12 процентов. Правительством предпри­ нимались меры по расшире­ нию платных услуг населе­ нию. За три года пятилет­ ки их объем возрос почти важным хотя бы оказать помощь малообеспе- ченньхм семьям, матерям и детям. З а три года в расчете на душу населения выплаты и льготы из общественных фондов . потребления возрос­ ли на 83 рубля и достигли в 1988 году 613 рублей. Говоря б социальной по­ литике, считаю необходи­ мым, хотя об этом здесь уже было много сказано, особо подче)д|снуть вопрос об ответ­ ственности общества и госу­ дарства з а материальное п о - ' ложенйе таких наименее со­ циально защищенных групп населения, как пенсионеры, инвалвды, многодетные и мо­ лодые семьи. С запросом по этому по­ воду ко мне обратились мно. гие народные депутаты. Правительство понимает, что почти 40 миллионов че­ ловек живет сегодня за чер­ той бедности. Поэтому из всего многообразия социаль­ ных проблем, сложившихся в стране, эта является наибо­ лее болезненной, свидетель­ ствующей о социальной нес­ праведливости, особённо по отношению к тем людям, которые отдали обществу все. И потому особое значе­ ние мы придаем новому за­ кону о пенсионном обеспече. нии', над которым сейчас идет, активная работа. Здесь мы занимаем твердую пози­ цию —нужно повременить с решением других социаль­ ных вопросов, а проблемы .пенсионного обеспечения в тринадцатой пятилетке ре­ шить. (Аплодисменты). В то же время совершен­ но очевидно, что некоторые вопросы не терпят отлагате­ льства. Это с особой остротой и болью неоднократно под­ черкивалось на Съезде. Политбюро ЦК и правите­ льство всесторонне взвесили ся в содержании бо- году превысил 62 млрд, руб­ лей против 58 млрд, рублей по пятилетнему плану. Но нам еще предстоит создать индустрию услуг. В докладе Председателя Верховного Совета СССР оТ; мечались усилия по разви­ тию здравоохранения и обра­ зования. По этим вопросам прозвучала резкая критика народных депутатов, были высказаны и конструктивные предложения. Вновь образу­ емое правительство, несомнен­ но, возьмет их за основу в решении неотложных проб­ лем. Добавлю только, что нам необходимо на качест­ венно новые рубежи.,вывес­ ти всю систему охрайы здо­ ровья; Расчеты показывают; концентрация здесь ресур­ сов, в том числе и за сует сокращения затрат на оборо­ ну, открывает возможности построить новые больницы на 500 тыс. коек, поликлини­ ки — на 1 млн. посещений в смену, переоснастить лечеб- нотпррфилактические учреж-’ дения, в 2,5 раза увеличить поставку современной меди­ цинской техники. Предстоит основательно проработать вопросы удовлетворения пот­ ребностей населения в лекар­ ствах, по которым ощущает, ся острый дефицит. Надо сказать, что наша фармацевтическая промыш­ ленность обесяечнвает потре­ бности страны в лекарствах лишь на 45 процентов. Нам необходимо осуществить ком­ плекс крупных Мер по раз­ витию отечественной фарма­ цевтики. И здесь нужны се­ рьезные усилия союзных ре­ спублик, так как в настоя­ щее время обострение эколо­ гической обстановки привело к закрытию ряда предприя­ тий, что еще больше усугу­ било положение с медикаме­ нтами. Мы не исключаем во­ зможность в целях быстрого решения вопроса построить «под ключ> три-четыре фар­ мацевтических завода, а так­ же изыскать возможность увеличения импортных заку­ пок готовых лекарств. Теперь хотел бы особо выделить вопросы, вызвав! шие чрезвычайную озабочен­ ность народных депутатов. Речь идет о тех из них, к которым никто не может и не должен быть равнодуш­ ным. Это касаетея материа­ льного обеспечения опреде­ ленных групп населения. За годы двенадцатой пя­ тилетки осуществлен ряд не­ мер, направленных на реше­ ние этой проблемы. Повыше­ на заработная плата некото­ рых категорий трудящихся. Должен сказать, что здесь мы, несмотря на неблагопри­ ятную финансовую ситуацию, в значительной мере рассчи­ тывались по старым долгам, сложившимся еще с XXIV съезда партии. Мы считали исключительно решения некоторых наиболее острьа и неотлож­ ных проблем, которые долж. ны были решаться в рамках будущего закона о пенсиях. Д ^ а ю , народные депутаты поддержат позицию Полит­ бюро ЦК и Совета Минист­ ров СССР о том, что вполне возможно уже с 1 января будущего года: повысить минимальный размер пенсии рабочим, слу­ жащим и колхозникам, с ли­ квидацией различий в пеней, окном обеспечении до 70 рублей в месяц, то есть до уровня минимальной зара­ ботной платы рабочих и слу­ жащих, действующей в нас­ тоящее время. Это позволит улучшить материальное по­ ложение 20 млн. человек, в том числе 8 млн. колхозни- минимальные размеры пенсий инвалидам первой группы до 80 рублей, а инвалидам второй группы — до 60 рублей, это более миллиона человек; .повысить размер пенсии до 60 рублей в месяц вдо- вам погибших военнослужа­ щих по случаю потери кор­ мильца, а также приравнять их по льготам « участникам Великой Отечественной вой­ ны — это дао тысяч/ чело- выплачивать инвалидам войны установленные законо­ дательством надбавки к пен- т ям по старости в сумме 15 рублей в месяц независимо от их максимального размера — это дао тысяч человек; предоставить право беспла­ тного приобретения медика­ ментов участнцкам Великой Отечественной войны и вдо­ вам погибших военнослужа­ щих — это 7 м’иллионов че­ ловек; предоставить право бесп­ латного проезда внутригород­ ским транспортом участни­ кам войны, а также лицам, награжденным . орденами и • медалями за самоотвержен­ ный труд в военные годы,— это почти 6 миллионов че- В итоге уже в будущем году реально ощутят социа­ льные перемены в своей жи­ зни почти 22 миллиона че­ ловек. (Аплоднюменты). Учитывая многочисленные 'просьбы, предлагается снять с 1990 года все ограниче­ ния для рабошк пенсионеров по оплате труда независимо от размера получаемой пен­ сии. Это усилит материаль­ ную заинтересованность в труде около 7 миллионов че­ ловек. (Аплодисменты). На все это необходимо по- чти 6 млрд, рублей. Прави­ тельство в ближайшее время определит источники и рас- >с;мотрит их совместно с ко­ миссиями и комитетами Ве- рховного Совета СССР. При этом совершенно очевидно, что решение данной пробле­ мы—забота всего общества, каждого предприятия и. ор­ ганизации. Конечно, все эти и другие назревшие в обществе ост­ рые социальные проблемы потребуют больших' финан­ совых ресурсов. Они могут быть получены лишь в том случае, если будет рост эф­ фективности экономики. То­ лько тогда их решение ста; нет реальностью. В ходе работы Съезда по предложению М. 6 . Горбаче­ ва должна быть создана ко­ миссия в составе народных депутатов по рассмотр 1 ению комплекса вопросов о ело- жиБшейся в государстве си­ стеме льгот. С учетом етого руководством страны вносит­ ся предложение уже сейчас, исходя из принципов социа­ льной справедливости, уст­ ранить различия, ймеющие- сних учреждениях, а также в ведомственных санаториях и домах отдыха, включая че­ твертое главное управление при Минздраве СССР. (Ап­ лодисменты). IV. Решение продовольст­ венной проблемы — предмет особой заботы. Товарищи на­ родные депутаты! Отдельно остановлюсь на вопросах ра­ звития агропромышленного комплекса и продовольствен­ ного снабжения населения. Говорить на эту тему чрез­ вычайно трудно. По ней уже столько сказано, столько при­ нято решений, что, казалось бы. выполни все их — й проблема исчезнет. Однако она остается и даже обост­ ряется. Значит, десятилетия­ ми принимавшиеся меры не достигали цели, не отвечали интересам главного .звена и прежде всего — интересам крестьянства. В стране, казалось бы, предпринимались огромные усилия для того, чтобы вы­ вести этот сектор экономики из провала. Туда направляли возрастающие инвестиции, технику, материальные ресу­ рсы, организовывали так на­ зываемую шефскую помощь города селу. И все это дела­ лось в глобальных масштабах, но за всем этим терялся тот, кто непосредственно работал на земле. Более того, мно­ гие почины, идущие из це­ нтра, региональные инициа­ тивы приводили к тому, что крестьянин повсеместно пре­ вращался в объект всевоз­ можных экспериментов, та­ ких, как укрупнение и разук­ рупнение хозяйств, сселе„ ние хуторов и мелких дере­ вень, уполовинивание приуса­ дебных участков и ликвида­ ция скота на личном подво- На селе неудержимо стали падать темпы роста произво­ дства продукции. Если в КОНт це шестидесятых среднегодо­ вой ее прирост составил 27 млрд, рублей и у что на их столе дополнительный приварок, то затем эта надежда, угасая все больше и -больше, сош­ ла на не^Е. В девятой пяти­ летке среднегодовой прирост упал до 20 млрд, рублей, в десятой — до 15, а к концу одиннадцатой до 10 млрд, рублей. Однако, несмотря на это, беды села не' стади то­ гда по-настоящему бедой все­ го государства. О них гово­ рили повсеместно, но восп­ ринимали их на всех уров­ нях управления абстрактно. Началось все более зри­ мое проявление крайней уязвимости , нашего агропро­ мышленного комплекса. Из- за отсутствия достаточных резервов и страховых фон­ дов Е-осударство вынуждено было идти на большие з а ­ купки продовольствия. В 1964 году его импорт соста­ вил 1,4 млрд, рублей. В се­ редине 70-х годов он возрос До 6 миллиардов, а в 1981 году достиг 16 млрд, рублей. В .1985 году из 111 млрд, рублей продовольственных товаров, реализованных в го­ сударственной и кооператив­ ной торговле, около 16 млрд, рублей приходилось на им­ портные продукты питания. Продовольственная ситуа- ЦИ 1 Г в последние годы прак­ тически не улучшилась. Им. порт по-прежнему приходит­ ся сохранять. И вместе с этим неудовлетворенный спрос населения на продово. яьствие возрос и оценивается теперь более чем в 20 млрд, рублей. Дальнейшая обостренность в этом вопросе в последнее время видна из следующих данных: если в .1987 году страна производила продук­ тов на 134,4 млрд, рублей, или с увеличением к 1986 году на 5,8 процента, то в 1988 году роста практичес­ ки не было. Совершенно ясно, что до­ биться серьезного улучшения можно лишь на основе ради­ кального совершенствования производственных отношений ,и дальнейшей коренной пе­ рестройки хозяйственного механизма на селе. Со всей' убежденностью должен под­ черкнуть, что в основу этого важнейшего дела мы долж­ ны положить интересы крес­ тьянства. Лишь здесь реаль­ ные возможности уже на со­ зданной материально-техни­ ческой базе существенно на­ растить производство ДфОДО- вольствия и сырья. Одновре­ менно с этим предстоит до­ биться качественного обнов­ ления материальной базы аг­ ропромышленного комплек­ са, поставок селу необходи­ мых техники и ресурсов, улучшения использования достижений научно-техничес­ кого прогресса. В этом отношении пол­ ностью поддерживаю выска­ зывания народных депутатов в части изменения законода­ тельства о землеустройстве Вопросы действительно актуальные. Критика в адрес Указа об аренде, прозвучав­ шая с этой трибуны, была в основном справедливой: Указ —документ временный, по­ этому он не мог, да и не в состоянии был решить всех вопросов, связанных с арен­ дой. Нужны более разверну­ тые законодательные акты, и я хочу на'деяться, что в но­ вом Верховном Совете СССР к этому вопросу будет дол­ жное отношение. Только, на мой взгляд, нам ни сейчас; ни в будущем не надо про­ тивопоставлять колхоз и сов­ хоз самостоятельному крес­ тьянскому хозяйству* или коо­ перативу арендаторов. Са­ мое главное — предоставить возможность крестьянам самостоятельно. хозяйство­ вать на основе разли­ чных форм владения и рас­ поряжения собственностью. (Аплодисменты). На это направлены и при­ нятые в марте текущего го­ да решения о совершенство­ вании управления агропро­ мышленным комплексом. Они отвечают новой региональной политике и нацелены на рас­ ширение прав и повышение ответственности местных ор­ ганов за обеспечение насе­ ления территорий продоволь­ ствием. Наряду с изменениями эко­ номических отношений цент- ральным, я бы даже сказал коренным вопросом для села является ■преодоление круп­ ных недостатков в его социа­ льном развитии. И тут нам также необходимы принципи­ ально новые подходы. Мар­ товский Пленум поставил за­ дачу уже в ближайшее вре­ мя улучшить обеспеченность сельских семей благоустро­ енным жильем. Определен ряд конкретных мер по до­ рожному строительству. Объ- емы капиталовложений на все эти цели в новой пяти­ летке должны возрасти в ^ , 4 раза. Поддерживаю также многочисленные высказыва­ ния народных депутатов, про­ звучавшие с этой трибуны, о том, что необходимо , резко повысить уровенв газифика­ ции и электрификации сель­ ских поселений, радикаль­ ным образом изменить всю их социальную инфраструк­ туру. На это, на наш взгляд, надо использовать свьппе 120 млрд, рублей ка­ питальных вложений, что в 1,5 раза превышает предус­ мотренные на текущую пяти. Мы должны еще больше сконцентрировать усилия на узловых проблемах агропро- мьиилешюго комплекса стра­ ны, которые прямо сдержи­ вают наши возможности в улучшении обеспечения насе­ ления продуктами питания, не позволяют снимать соци­ альную напряженность в об­ ществе. Прежде всего это от­ носится к транспортировке, переработке и хранению сель­ скохозяйственного ейрья. По­ тери здесь достигают астро- номичеокйх цифр. До чет- верти того, что выращивает Развернутая программа действий в этой области из- веевна. Она; была предметом специального рассмотрения в октябре 1987 года. Главная цель, поставленная тогда, — обеспечить глубокое измене­ ние структуры перерабаты­ вающих отраслей промыш- ленности, сделать основной упор на укрепление ее мате­ риально . технической базы. Для реализации этой про­ граммы в соответствий с ре­ шением, принятым прави- тельством, намечено освоить 77 млрд, рублей. Нам прак­ тически надо во многом за­ ново создавать индустрию переработки, хранения и транспортировки сельскохо­ зяйственного сырья и продук тов питания. Хо<цг напомнить — за счет развития перера- ботки, внедрения безотходных технологий, исключающих потери, должно быть допол­ нительно получено продукции к 1995 году до 40 млрд, рублей, или 60 процентов всего прироста продовольст­ венных товаров в стране. Сейчас полностью пере­ сматривается вопрос о мели­ орации в сельском хозяйстве. Долгие годы существовавшая система приводила к огром­ ным затратам, не принося желаемых результатов, а во многом наносила вред при­ роде. И в этом отношений со­ вершенно справедлива крити­ ка в адрес бывшего руковод­ ства министерства мелиора­ ции и водного хозяйства. Со­ вет Министров СССР сделал из этого выводы и считает, что концентрировать в од­ них руках все вопросы вод­ ного хозяйства нельзя. Это министерство должно стать чисто строительной органи­ зацией. Что касается объек­ тов строительства, то здесь заказчиками должны высту­ пать колхозы, совхозы и со­ юзные реопзНЗлйки, то есть те, кто лучше знает, что тре­ буется земле. В центре необ­ ходимо оставить решение про. блем только общегосударст­ венного и межреспубликан­ ского значения. Настойчивая работа по всем этим направлениям в конечном счете позволит уже в тринадцатой пятилетке до­ вести производство продо­ вольственных товаров до 206 млрД. рублей в год или увеличить его по сравнению с прошлым годом почти на 70 млрд рублей. Это, воз- мсйкно только при ежегодном приросте не менее 5 процен-, тов. Лишь в этом случае бу­ дут реальные изменения на продовольственном рынке. Считаю, что задачи нового правительства в создании ус­ ловий, направленных на ко­ ренное улучшение продо­ вольственного снабжения страны, должны быть прямо взяты на обращения к Съез­ ду народных депутатов аграр­ ников. Это тот кодекс, вы­ полнение которого должно на деле превпавить крестья­ нина, как и во всем мире, в уважаемую, престижную фигу­ ру, Надо сделать все, чтобы он занял достойное положе­ ние в нащем обществе. (Ая- лодиеввенты). Это каса­ ется и социальных усло­ вий его жизни, включая ма­ териальное обеспечение* быт, медицинское обслуживание, образование, культуру. - Это касается и всего остального, что охватывает условия тру­ да, производственную инфра. С 1 ру« 1 уру, оснащенность тех­ никой. Словом, всего того, чгго уже сегодня имеет го­ родской житель. В улучшение обеспечения населения продуктами пита­ ния должны вносить весомый вклад и другие отрасли эко­ номики. Прежде всего это относится к такой мощной из них, как рыбное хозяйст­ во, которое многое делает для решения указанных за­ дач, но у которого также есть немало проблем. Главной ориентшдией в де­ ятельности правительства по отношению к аграрному сек­ тору будет выполнение нака­ за народных депутатов о том, чтобы повернуть экономику страны к нуждам деревни. Только такая забота о тру­ жениках села даст возмож­ ность в короткие сроки су­ щественно изменить положе­ ние дел на потребительском рьшке с продуктами питания. V. Фшгансовое состояние страны и меры по. его- оздо­ ровлению. Теперь о финан­ совом положении государст­ ва. Ему уделено особое вни­ мание на Съезде. Депутаты должны в этом важнейшем вопросе располагать исчерпы­ вающей- информацией. За три предыдущие пяти­ летки в связи со снижением эффективности общественно, го производства было недо­ получено более 150 млрд, рублей доходов, тогда как расходы государства оказа­ лись выше намеченных так­ же на 150 млрд, рублей. Именно зда:ь истоки наших сегодняшних финансовых трудностей.* Нехватка финансовых ресур­ сов в ту пору была воспрл- нена за счет сверхплановых доходов от внешней торговли в размере 103 млрд, рублей. Они были выручены за счет благоприятной конъюнктуры мирового рынка на топливно- энергетические ресурсы. Од­ новременно осуществлено прямое повышение рознич­ ных цен на 54 млрд, рублей, около 20 млрд, рублей по­ лучено от с!фытого повыше­ ния цен на товары народно­ го потребления путем сни­ жения их качества. Еще 1,06 млрд, рублей было позаимст­ вовано у банковской системы. В этот период небьшалых размеров достигла эмиссия денег: количество их в обра­ щении увеличилось более чем Такова реальная картина. Бнепше же было все благо­ получно, — расходы равня­ лись доходам, .следовательно, и нет здесь проблем. В то же время на этом благополуч­ ном фоне финансовой сба­ лансированности предприятия и отрасли обирались до нит. ки. Они были фактически ли­ шены возможности исполь­ зовать заработанные средст­ ва. Подавляющая часть на­ коплений, за исключением сумм, регламентированных планом, изымалась в бюджет.' Такой была экономическая система, которая внешне б а - . лансировала в целом народ­ ное хозяйство,! а практнчеокц глупщла хозяйственную ини­ циативу трудовых коллекти­ вов. Я прошу на это обра­ тить особое ‘внимание, так как создавшееся сегодня фи­ нансовое положение в стра­ не во многом объясняется шненяо коренной ломкой су. ществовавших' гфинцшюв. Вот с таким финансовым наследством страна вошла в двенадцатую пятилетку. Потребовалось. немало вре­ мени, чтобы глубоко и все­ сторонне разобраться с состоянием дел в этой ранее закрытой, недоступной для всех зоне. Стало ясно: если мы не осуществим раданаль- н ь к мер по выработке новых принципов финансовых отно­ шений предприятий и госу­ дарства, а сейчас стоит воп­ рос и о регионах, то не смо­ жем обеспечить необходимых социально - экономических преобразований, подрубим под корень экономическую реформу. Оказавшись в таком фи­ нансовом положении, мы должны были прямо ответить на вопрос — какую избрать стратегию выхода из' этой сложнейшей ситуации. Предлагались различные пути. Первый — сократить социальные программы, по­ высить розничные цены. Пра- щртельство имело здесь твер­ дую позицию — этот путь не­ приемлем ни с; какой точки зрения. Второй — изымать у предприятий остатки зарабо­ танных средств и сбаланси­ ровать за счет этого государ­ ственный бюджет, как дела­ лось раньше. И этот путь был отвергнут, поскольку он прямо подрывает основы эко­ номической реформы и нару­ шает Закон о предприятии. Третий — увеличить внеш­ ний долг. Но это бы означа­ ло трансформацию внутрен­ него долга в долг внешнеэко­ номический. Он и так уже достиг опасной черты, за ко. торой страна может оказать­ ся в тяжелейшем положении. Исходя из всего этого, бы- ла поставлена задача: опи­ раясь на повышение эффек­ тивности'общественного про 1 изводства, его интенсифика­ цию, покрывать растущие расходы государства только за счет роста доходов -и тем самым стабилизировать фи­ нансовое положение в стра­ не. И все это — на фоне на­ метившегося уже спада ми. ровых цен на топливо. Каковы же результаты? Видимо, двенадцатая пяти­ летка может оказаться пер- вей из всех, когда будут вы­ полнены намеченные показа­ тели по прибыли. Начался активный процесс оздоровле-, ния финансов предприятий, в распоряжении которых 'те­ перь остается более полови­ ны прибыли. В настоящее время в руках предприятий, с учетом остат­ ков средств по фондам эко­ номического стимулирования, сосредоточено около 250 млр рублей, то есть такая же сумма, какой располагает в текущем году союзный бюд- Однако необходимо отме- тить, что если мы являемся свидетелями укрепления фи­ нансов основного производст­ венного звена, то положение дел с государственными фи­ нансами продолжает обост­ ряться. В чем тут причина? В целом за четыре года пятилетки госуда)рсгву не уда лось получить запланированг ных доходов и приостановить рост расходов. Цри разработке пятилетне­ го плана правительство ожи­ дало ухудшения конъюнкту, ры мирового рынка, однако фактическое положение сло­ жилось жначительно хуже на­ ших прогнозов. В результате доходы от внешнеэкономиче­ ской деятельности будут меньше залланирован'ных на 30 млрд, рублей. Сказались и последствия форсирован­ ной антиалкогольной кампа­ нии. В итоге доходы госу­ дарства с учетом всех источ­ ников, поступлений ожидают, ся ниже н а -40 млрд, рублей. В то Же время за 1986— 1989 годы расходы превы­ сят расчетные на 62 млрд, рублей. Значительная часть средств, в соответствии с ре- шениями XXVII съезда пар­ тии, направлена на осуществ­ ление мероприятий по соци­ альному развитию страны. Могли ли мы воздержаться от этих расходов? Судите са­ ми — я называю вам их: только на проведение реформ здравоохранения, общеобра­ зовательной и высшей шко. лы, минимальное улучшение пенсионного обеспечения раз- лишых групп населения, уси­ ление помощи детям в мало­ обеспеченных семьях, улуч. шение материального обеспе­ чения детей сирот и другие расходы (без капитальнык вложений на жилищное' и другое непроизводственное строительство — лодчерки- ваю это) государством выде- лено за 4 года дополнитель­ но 21 млрд, рублей. Кроме того, почти в 10 млрд, рублей выражается дополнительная помощь сель­ скому хозяйству. Как вы уже знаете, более 8 млрд, рублей потребовалось после аварии в Чернобыле. Существенны также расходы на ликвида­ цию последствий землетрясе- ния в Армении. Около 5 млрд, рублей в год состав­ ляли наши затраты в Афга­ нистане. Крайне обострилось поло­ жение в денежном обраще­ нии.' Что про 1 &ходат здесь? Сначала о доходах .населе­ ния. За три года они превы­ сили заллаацрованные на 20 ' мл!рд. рублей, причем поч­ ти весь прирост пропелся на 1988 год. Только пост зар­ платы оказался на 14,5 млрд, рублей выше, чем намеча­ лось. Дело в том, что, ис­ пользуя предоставленное пра­ во распоряжаться зарабаты­ ваемыми средствами, многие предприятия утратили экоио. мически обоснованную связь оплаты труда с его произво­ дительностью, нарушают ва­ жнейшее требование Закона о государственном предприя- Народное хозяйство, естест­ венно, не было готово увели- -чить производство товаров и услуг, компенсирующее та- кой взрыв доходов. В резуль­ тате создалось крайне обост­ ренное положение на потре­ бительском рынке, особенно в 1988 и в начале 1989 го­ дов. Это подтолкнуло инфля­ ционные- процессы. Таково, товарищи, реаль- ное положение в финансах и денежном обращении. Пра- витетьством рассмотрена программа финансового оздо­ ровления экономики. Осу­ ществить ее -намечается в два этапа. Первый охватыва­ ет 1989—19да годы. На этот период предусмотрено, как я уже говорил, сущест! венное увеличение вьруска товаров, сокращение произ­ водственных капиталовложе­ ний и затрат, на оборону, снижение расходов на содер­ жание аппарата управления, ужесточение режима эконо­ мии и ряд других мер. Следует особо вьщелить проблему убыточности пред­ приятий. В 1988 году в от­ раслях материального произ­ водства их было около ,9 ты­ сяч (без колхозов). Для по­ крытия убытков потребова­ лась более 5 млрд, рублей. , Но это лишь одна ч 1 к:то фи­ нансовая сторона дела. Дру­ гая, пожалуй, не менее важ. ная, заключается в том, что существующая экономиче­ ская система, в которой по­ к а еще сохраняются уравни­ тельные тенденции, позволя­ ет таким предприятиям жить за счет хорошо работающих трудовых коллективов. Пра­ вительство придерживается твердой позиции, что год должен быть последним для такого недопустимого в новых условиях хозяйствова­ ния явления. Все эти меры позволят уменьшить бюджетный дефи­ цит в текущем году на ^ и в ) следагющем — на 34 млод рублей. На втором этапе — в три­ надцатой пятилетке — ста­ вится задача не только ста- билиэировать финансовое по­ ложение, но и преодолеть де­ фицит бюджета. На наш, 'ВЗГЛЯД, программу финанс'о-■ вого оздоровледая в тринад­ цатой пятилетае необходимо разработать при подготовке концепции и основных на­ правлений экономического: и социального развития стра­ ны , на предстоящий период, рассмотреть в Верховном Со­ вете СССР и обсудить на П Съезде народных депута- Не могу не сказать о той ситуации, которая склады­ вается в обществе вокруг кооперативного движения. Раэвиваюпщеся здесь про­ цессы воспринимаются наро­ дом по-разному, так как они здоровую основу, но и совер­ шенно отрицательные устрем­ лений отдельных категорий во? операторов. Это наносит непоправимый вред самой природе коопера­ ции, которая не приемлет та­ ких элементов, как рвачество, нажива, личное обогащение, корысть, игнорирование инте­ ресов граждан. К сожалению, все это есть в нашем коопе­ ративном движении, вызы­ вает гнев трудящихся. Они требуют навести порядок. Де­ ло доходит до того, что вы­ двигаются требования закры­ вать кооперативы в общест­ венном питании, торговле, посреднической деятельности, оставить их лишь в сфере производства и бытового об­ служивания. Должен сказать, товарипщ, что здесь нужны взвешенный подход, кропотливая последо­ вательная работа по оздо­ ровлению кооперацни, осво- вождению от всей накипи, по­ явившейся в эти два года бурного ее развития. И эту работу должны самьш актив­ ным образом выполнять на местах прежде всего Советы народаьгх депутатов, кото­ рые при регистрации Устава кооперативов дают им пу­ тевку в жизнь. Сейчас Сове, там даны" самые широкие права и В 9 ЗМОЖНОСТИ воздей­ ствия на становление н уж - . ных обществу новых видов кооперативов, конечно же, применительно к'местным ус­ ловиям, а ■также ре 1 улирова- нию Их деятельности путем эффективной системы нало­ гообложения. Основа в этом деле ясна—развитие коопе­ ративного движения на прин- щшах социальной справед­ ливости. VI. Основные пути норма­ лизации; инвестиционного цро- цесса. Товарищи депутаты! Инвестиционная политика подверглась особо острой критике. Нам следет глубоко разобраться в этом вопросе, с тем чтобы в, .ближайшее время переломить сложившу­ юся ситуацию и оздоровить положение. Принципиальная особен, ность современной инвести­ ционной политики- заключает­ ся в том, что предприятия в результате проведения ре­ формы. получили крупные финаисовые ресурсы. Так, если в 1986 году удельный вес инвестиций за счет соб­ ственных средств предприя­ тий в общем объеме госу* . дарственньк капитальных вложений составлял пример­ но 3 процента, то в 1989 го­ ду достигнет 41 процента. Это коренным образом мейя- ет всю организатщю инвести­ ционного процесса. В стране назрела настоя- тельная необходимость су- шцетвенных изменений в уп­ равлении строительным ком­ плексом. Излишняя центра­ лизация сковывала инициа- гиву республиканских и мест­ ных органов, не позволяла в полной мере учесть их по­ требности, а также использо­ вать региональные возмож­ ности. Не менее важно и то, что ответственность респуб­ лик оказалась приниженной. Выли приняты ■решения о децентрализации руководст­ ва строительным производат- вом. Управленческие функ­ ции переданы союзным рес­ публикам. Исключение сей­ час составляет только Рос­ сийская Федерация, где ос- / ноэные подрядные работы осуществляют союзные мини­ стерства. Но жизнь показа­ ла, что й здесь надо идти на такой же шаг. Союзным рес­ публикам передано .в основ­ ном такж е . и производство строительных материалов. Такой подход полностью от­ вечает принципам новой ре­ гиональной политики. Тем не менее положение остается сложным. Ныне дей­ ствующий в строительстве хозяйствейный механизм не устранил прежних валовых Подходов, слабо йоздействует на сроки и качество работ. Еще в начале пятилетки, чтобы ограничить фронт стро­ ительства, в качестве вынуж­ денного шага были приняты жесткие административные меры, которые' дали лишь временные результаты. В дальнейшем, при переходе на экономические методы, из- за несовершенства хозяйст­ венного .механизма повтори­ лась ситуация прошлых лет. (Окакчаинв я а 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz