Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 9 июня 1989 г., № 131 (18428 ) Продолжение доклада Н. И. РЫЖКОВА (Начало на 1 -й стр.). вые с ншзнью людей. Для создания условий модерниза ции и переоснащения народ ного хозяйства нам необхо димо мощное современное машиностроение. Исходя из этого, ему надо и в перспек- •придать приоритетное Товарищи! Основной, я бы сказал, и самой трудной задачей было сделать структурный пово рот, нацеленный на осущест вление социальной переори ентации всего народного хо- Десятилетиями к принимали развитие общества главным обрадом через призму количествен ных показателей — сколько добыто угля и руды, сколько выплавлено чугуна и стали, сколько у нас гектаров паш ни и т. д. Мы упустили тот момент, когда во всем раз витом мире подлинной ме-- рой достижений нации ста ло не арифметичежое уве личение, а качественное на* полнение этих объемов. В результате пришли к крайне неудовлетворительным соци- альным показателям. А это прежде всего усло вия жизни людей. За этими словами знакомые всем кар тины; нехватка жилья, пе регруженность транспорта, хронический дефицит това ров,' незгважительное отно шение к .человеку, растущая социальная напряженность в обществе. Неустроенность быта рождает у многих чув ство безысходности, ложит ся непомерной тяжестью на престарелых и инвалидов, де тей и женщин. Должен подчеркнуть, что при огромных масштабах и инерционности такой слож ной системы, как наша эко номика, процесс ее оздоров ления весьма непростой. Но важно было переломить за стойные тенденции. Опреде ленные позитивные струк турные сдвиги достигнуты лишь только в 1988 году. Взять распределение на ционального дохода. Раньше преобладало неуклонное уве личение той его части, ко торая шла на создание про изводственных мощностей, и соответственно уменьшалась доля ресурсов, направляемых на потребление. Положение начало меняться. Это нагляд но видно на расходах госу дарственного бюджета стра ны. Ебли они в целом вы росли в 1989 году по срав нению с 1985 годом на ^ . 4 процента, то расходы на со циально - культурные меро приятия ■— пожги на ЗЗнро- цента, в том числе просве-, щение—на 34 и здравоохра нение—на 43, на строитель ство жилья за счет всех ис точников финансирования — на 37 процентов. Сегодня можно с уверен ностью сказать, что в теку щей пятилетке удалось пре одолеть остаточный принцип развития материальной базы социально - культурной сфе ры. Темп прироста инвести ций, направляемых на не производственное строитель ство. более чем вдвое опе режает увеличение производ ственных капитальных вло жений. Прибавка средств на такое строительство против прошлой пятилетки ‘составит за 1986^—1990 годы около 80 млрд, рублей. Если, ска жем, за десятую пятилетку по сравнению с предыдущей ввод в действие жилья даже сократился на 17,5 мЛн. кв. ме^гров, а в одиннадцатой практически не рос, то в текущей пятилетке прирост составит почти 100 млн., кв. метров. Подобная картина складывается и по общеоб разовательным школам. В десятой пятилетке их ввод сократился почти на 1,3 млн. мест, в одиннадцатой - - на 1,5 млн. мест, а в текущей будет обейпечен рост на 2,5 млн. мест. Ввод больниц за две предыдущие пятилетки снизился на 28 тыс. ко.ек, а в этой пятилетке возрастет на 65 тысяч. Следует особо подчеркнуть, что жилищная программа не сомненно будет в кругу по стоянных забот, нового пра вительства. Ведь для того, чтобы справиться с постав ленной задачей, надо пост роить около 30 млн. квартир. Отсюда следует, что уже в будущей пятилетке необходи мо обеспечить ввод 850 млн. кв. метров жилья против 650 . в текущей. А еще лучше — выйти на 900 млн. кв. мет ров. Это помюлит улучшить жилищные условия 18 мил лионам сем€^. В усилении направленности сделан существенный шаг в текущей пятилетке. Но для того, чтобы решить хотя бы самые острые социальные проблемы общества, необхо димо. пойти на крупную эко номическую перестройку структурно - йнвёстиционно- го характера, никогда ра нее не проводившуюся в на шей стране в подобном мас штабе. Это будет трудный, да же весьма болезненный про цесс, но идти на него надо. Ш . Социальная политика — стержень предстоящей деятельности правительства. Несомненно, вновь создан ный Совет Министров СШ Р подчинит всю свою работу достижению целей, наиболее важных для каждого чело века и общества в целом,—- удовлетворению потребностей в продовольствии, товарах в услугах, жилье, здравоох ранении, образовании, обеспе чении возможностей духов ного роста народа, сохране нии природной среды. Уже в текущей пятилетке в центре внимания прашите- льства были вопросы произ водства непрододольственных товаров. За три года их вы пуск увеличился на 32 млрд, рублей (18 процентов), что практически рав за . всю предыдущую летку. И все же этого оказалось недостаточно для нормализа ции положения. На состоя нии потребительского рынка отразилось и сок 1 Жщение импорта непродовольственных товаров, в результате чего рыночные фонды по ним в в 1988 году были на уровне 1985 года. Это потребовало принять дополнительные меры к уве- личешю вьшуска товаров, наращиванию и совершенст вованию материальной базы их производства. Выла раз- работана и в 1988 году при нята программа техническо го перевооружения лредпри- ятий легкой промышленнос ти. Для закупки сов 1 ременной техники и технологий для этой отрасли мы, несмотря на трудности с валютой, по шли ' на то, чтойл взять за рубежом кредиты более чем на 1 млрд, рублей. Чтобы ускорить нррмали- захщю положения н а ' потре бительском рынке, приняты решения о перепрофилиро вании многих действующих предприятий. На это нацеле на и конверсия оборонных Как показывают расчеты, нам необходимо увеличить производство непродовольст венных товаров в 1990 году по сравнению с 1989 годом не менее чем на 45—50 млрд, рублей (20 процен тов). что превьипает средне годовые приросты за три прошедших года почти в 5 Именно на достижение та кой цели ориентированы при подготовке проекта плана на 1990 год министерства и ведомства СССР. Советы Министров союзных респуб лик. Предварительные прора ботки показывают, что в будущем году может быть достигнуто уве личение производства против плана на 1989 год стираль ных машин — на одну треть, швейных машин — на 20 , .радиоприемных устройств и магнитофонов' — на 16, ме бели — на 12 процентов. Правительством предпри нимались меры по расшире нию платных услуг населе нию. За три года пятилет ки их объем возрос почти важным хотя бы оказать помощь малообеспе- ченньхм семьям, матерям и детям. З а три года в расчете на душу населения выплаты и льготы из общественных фондов . потребления возрос ли на 83 рубля и достигли в 1988 году 613 рублей. Говоря б социальной по литике, считаю необходи мым, хотя об этом здесь уже было много сказано, особо подче)д|снуть вопрос об ответ ственности общества и госу дарства з а материальное п о - ' ложенйе таких наименее со циально защищенных групп населения, как пенсионеры, инвалвды, многодетные и мо лодые семьи. С запросом по этому по воду ко мне обратились мно. гие народные депутаты. Правительство понимает, что почти 40 миллионов че ловек живет сегодня за чер той бедности. Поэтому из всего многообразия социаль ных проблем, сложившихся в стране, эта является наибо лее болезненной, свидетель ствующей о социальной нес праведливости, особённо по отношению к тем людям, которые отдали обществу все. И потому особое значе ние мы придаем новому за кону о пенсионном обеспече. нии', над которым сейчас идет, активная работа. Здесь мы занимаем твердую пози цию —нужно повременить с решением других социаль ных вопросов, а проблемы .пенсионного обеспечения в тринадцатой пятилетке ре шить. (Аплодисменты). В то же время совершен но очевидно, что некоторые вопросы не терпят отлагате льства. Это с особой остротой и болью неоднократно под черкивалось на Съезде. Политбюро ЦК и правите льство всесторонне взвесили ся в содержании бо- году превысил 62 млрд, руб лей против 58 млрд, рублей по пятилетнему плану. Но нам еще предстоит создать индустрию услуг. В докладе Председателя Верховного Совета СССР оТ; мечались усилия по разви тию здравоохранения и обра зования. По этим вопросам прозвучала резкая критика народных депутатов, были высказаны и конструктивные предложения. Вновь образу емое правительство, несомнен но, возьмет их за основу в решении неотложных проб лем. Добавлю только, что нам необходимо на качест венно новые рубежи.,вывес ти всю систему охрайы здо ровья; Расчеты показывают; концентрация здесь ресур сов, в том числе и за сует сокращения затрат на оборо ну, открывает возможности построить новые больницы на 500 тыс. коек, поликлини ки — на 1 млн. посещений в смену, переоснастить лечеб- нотпррфилактические учреж-’ дения, в 2,5 раза увеличить поставку современной меди цинской техники. Предстоит основательно проработать вопросы удовлетворения пот ребностей населения в лекар ствах, по которым ощущает, ся острый дефицит. Надо сказать, что наша фармацевтическая промыш ленность обесяечнвает потре бности страны в лекарствах лишь на 45 процентов. Нам необходимо осуществить ком плекс крупных Мер по раз витию отечественной фарма цевтики. И здесь нужны се рьезные усилия союзных ре спублик, так как в настоя щее время обострение эколо гической обстановки привело к закрытию ряда предприя тий, что еще больше усугу било положение с медикаме нтами. Мы не исключаем во зможность в целях быстрого решения вопроса построить «под ключ> три-четыре фар мацевтических завода, а так же изыскать возможность увеличения импортных заку пок готовых лекарств. Теперь хотел бы особо выделить вопросы, вызвав! шие чрезвычайную озабочен ность народных депутатов. Речь идет о тех из них, к которым никто не может и не должен быть равнодуш ным. Это касаетея материа льного обеспечения опреде ленных групп населения. За годы двенадцатой пя тилетки осуществлен ряд не мер, направленных на реше ние этой проблемы. Повыше на заработная плата некото рых категорий трудящихся. Должен сказать, что здесь мы, несмотря на неблагопри ятную финансовую ситуацию, в значительной мере рассчи тывались по старым долгам, сложившимся еще с XXIV съезда партии. Мы считали исключительно решения некоторых наиболее острьа и неотлож ных проблем, которые долж. ны были решаться в рамках будущего закона о пенсиях. Д ^ а ю , народные депутаты поддержат позицию Полит бюро ЦК и Совета Минист ров СССР о том, что вполне возможно уже с 1 января будущего года: повысить минимальный размер пенсии рабочим, слу жащим и колхозникам, с ли квидацией различий в пеней, окном обеспечении до 70 рублей в месяц, то есть до уровня минимальной зара ботной платы рабочих и слу жащих, действующей в нас тоящее время. Это позволит улучшить материальное по ложение 20 млн. человек, в том числе 8 млн. колхозни- минимальные размеры пенсий инвалидам первой группы до 80 рублей, а инвалидам второй группы — до 60 рублей, это более миллиона человек; .повысить размер пенсии до 60 рублей в месяц вдо- вам погибших военнослужа щих по случаю потери кор мильца, а также приравнять их по льготам « участникам Великой Отечественной вой ны — это дао тысяч/ чело- выплачивать инвалидам войны установленные законо дательством надбавки к пен- т ям по старости в сумме 15 рублей в месяц независимо от их максимального размера — это дао тысяч человек; предоставить право беспла тного приобретения медика ментов участнцкам Великой Отечественной войны и вдо вам погибших военнослужа щих — это 7 м’иллионов че ловек; предоставить право бесп латного проезда внутригород ским транспортом участни кам войны, а также лицам, награжденным . орденами и • медалями за самоотвержен ный труд в военные годы,— это почти 6 миллионов че- В итоге уже в будущем году реально ощутят социа льные перемены в своей жи зни почти 22 миллиона че ловек. (Аплоднюменты). Учитывая многочисленные 'просьбы, предлагается снять с 1990 года все ограниче ния для рабошк пенсионеров по оплате труда независимо от размера получаемой пен сии. Это усилит материаль ную заинтересованность в труде около 7 миллионов че ловек. (Аплодисменты). На все это необходимо по- чти 6 млрд, рублей. Прави тельство в ближайшее время определит источники и рас- >с;мотрит их совместно с ко миссиями и комитетами Ве- рховного Совета СССР. При этом совершенно очевидно, что решение данной пробле мы—забота всего общества, каждого предприятия и. ор ганизации. Конечно, все эти и другие назревшие в обществе ост рые социальные проблемы потребуют больших' финан совых ресурсов. Они могут быть получены лишь в том случае, если будет рост эф фективности экономики. То лько тогда их решение ста; нет реальностью. В ходе работы Съезда по предложению М. 6 . Горбаче ва должна быть создана ко миссия в составе народных депутатов по рассмотр 1 ению комплекса вопросов о ело- жиБшейся в государстве си стеме льгот. С учетом етого руководством страны вносит ся предложение уже сейчас, исходя из принципов социа льной справедливости, уст ранить различия, ймеющие- сних учреждениях, а также в ведомственных санаториях и домах отдыха, включая че твертое главное управление при Минздраве СССР. (Ап лодисменты). IV. Решение продовольст венной проблемы — предмет особой заботы. Товарищи на родные депутаты! Отдельно остановлюсь на вопросах ра звития агропромышленного комплекса и продовольствен ного снабжения населения. Говорить на эту тему чрез вычайно трудно. По ней уже столько сказано, столько при нято решений, что, казалось бы. выполни все их — й проблема исчезнет. Однако она остается и даже обост ряется. Значит, десятилетия ми принимавшиеся меры не достигали цели, не отвечали интересам главного .звена и прежде всего — интересам крестьянства. В стране, казалось бы, предпринимались огромные усилия для того, чтобы вы вести этот сектор экономики из провала. Туда направляли возрастающие инвестиции, технику, материальные ресу рсы, организовывали так на зываемую шефскую помощь города селу. И все это дела лось в глобальных масштабах, но за всем этим терялся тот, кто непосредственно работал на земле. Более того, мно гие почины, идущие из це нтра, региональные инициа тивы приводили к тому, что крестьянин повсеместно пре вращался в объект всевоз можных экспериментов, та ких, как укрупнение и разук рупнение хозяйств, сселе„ ние хуторов и мелких дере вень, уполовинивание приуса дебных участков и ликвида ция скота на личном подво- На селе неудержимо стали падать темпы роста произво дства продукции. Если в КОНт це шестидесятых среднегодо вой ее прирост составил 27 млрд, рублей и у что на их столе дополнительный приварок, то затем эта надежда, угасая все больше и -больше, сош ла на не^Е. В девятой пяти летке среднегодовой прирост упал до 20 млрд, рублей, в десятой — до 15, а к концу одиннадцатой до 10 млрд, рублей. Однако, несмотря на это, беды села не' стади то гда по-настоящему бедой все го государства. О них гово рили повсеместно, но восп ринимали их на всех уров нях управления абстрактно. Началось все более зри мое проявление крайней уязвимости , нашего агропро мышленного комплекса. Из- за отсутствия достаточных резервов и страховых фон дов Е-осударство вынуждено было идти на большие з а купки продовольствия. В 1964 году его импорт соста вил 1,4 млрд, рублей. В се редине 70-х годов он возрос До 6 миллиардов, а в 1981 году достиг 16 млрд, рублей. В .1985 году из 111 млрд, рублей продовольственных товаров, реализованных в го сударственной и кооператив ной торговле, около 16 млрд, рублей приходилось на им портные продукты питания. Продовольственная ситуа- ЦИ 1 Г в последние годы прак тически не улучшилась. Им. порт по-прежнему приходит ся сохранять. И вместе с этим неудовлетворенный спрос населения на продово. яьствие возрос и оценивается теперь более чем в 20 млрд, рублей. Дальнейшая обостренность в этом вопросе в последнее время видна из следующих данных: если в .1987 году страна производила продук тов на 134,4 млрд, рублей, или с увеличением к 1986 году на 5,8 процента, то в 1988 году роста практичес ки не было. Совершенно ясно, что до биться серьезного улучшения можно лишь на основе ради кального совершенствования производственных отношений ,и дальнейшей коренной пе рестройки хозяйственного механизма на селе. Со всей' убежденностью должен под черкнуть, что в основу этого важнейшего дела мы долж ны положить интересы крес тьянства. Лишь здесь реаль ные возможности уже на со зданной материально-техни ческой базе существенно на растить производство ДфОДО- вольствия и сырья. Одновре менно с этим предстоит до биться качественного обнов ления материальной базы аг ропромышленного комплек са, поставок селу необходи мых техники и ресурсов, улучшения использования достижений научно-техничес кого прогресса. В этом отношении пол ностью поддерживаю выска зывания народных депутатов в части изменения законода тельства о землеустройстве Вопросы действительно актуальные. Критика в адрес Указа об аренде, прозвучав шая с этой трибуны, была в основном справедливой: Указ —документ временный, по этому он не мог, да и не в состоянии был решить всех вопросов, связанных с арен дой. Нужны более разверну тые законодательные акты, и я хочу на'деяться, что в но вом Верховном Совете СССР к этому вопросу будет дол жное отношение. Только, на мой взгляд, нам ни сейчас; ни в будущем не надо про тивопоставлять колхоз и сов хоз самостоятельному крес тьянскому хозяйству* или коо перативу арендаторов. Са мое главное — предоставить возможность крестьянам самостоятельно. хозяйство вать на основе разли чных форм владения и рас поряжения собственностью. (Аплодисменты). На это направлены и при нятые в марте текущего го да решения о совершенство вании управления агропро мышленным комплексом. Они отвечают новой региональной политике и нацелены на рас ширение прав и повышение ответственности местных ор ганов за обеспечение насе ления территорий продоволь ствием. Наряду с изменениями эко номических отношений цент- ральным, я бы даже сказал коренным вопросом для села является ■преодоление круп ных недостатков в его социа льном развитии. И тут нам также необходимы принципи ально новые подходы. Мар товский Пленум поставил за дачу уже в ближайшее вре мя улучшить обеспеченность сельских семей благоустро енным жильем. Определен ряд конкретных мер по до рожному строительству. Объ- емы капиталовложений на все эти цели в новой пяти летке должны возрасти в ^ , 4 раза. Поддерживаю также многочисленные высказыва ния народных депутатов, про звучавшие с этой трибуны, о том, что необходимо , резко повысить уровенв газифика ции и электрификации сель ских поселений, радикаль ным образом изменить всю их социальную инфраструк туру. На это, на наш взгляд, надо использовать свьппе 120 млрд, рублей ка питальных вложений, что в 1,5 раза превышает предус мотренные на текущую пяти. Мы должны еще больше сконцентрировать усилия на узловых проблемах агропро- мьиилешюго комплекса стра ны, которые прямо сдержи вают наши возможности в улучшении обеспечения насе ления продуктами питания, не позволяют снимать соци альную напряженность в об ществе. Прежде всего это от носится к транспортировке, переработке и хранению сель скохозяйственного ейрья. По тери здесь достигают астро- номичеокйх цифр. До чет- верти того, что выращивает Развернутая программа действий в этой области из- веевна. Она; была предметом специального рассмотрения в октябре 1987 года. Главная цель, поставленная тогда, — обеспечить глубокое измене ние структуры перерабаты вающих отраслей промыш- ленности, сделать основной упор на укрепление ее мате риально . технической базы. Для реализации этой про граммы в соответствий с ре шением, принятым прави- тельством, намечено освоить 77 млрд, рублей. Нам прак тически надо во многом за ново создавать индустрию переработки, хранения и транспортировки сельскохо зяйственного сырья и продук тов питания. Хо<цг напомнить — за счет развития перера- ботки, внедрения безотходных технологий, исключающих потери, должно быть допол нительно получено продукции к 1995 году до 40 млрд, рублей, или 60 процентов всего прироста продовольст венных товаров в стране. Сейчас полностью пере сматривается вопрос о мели орации в сельском хозяйстве. Долгие годы существовавшая система приводила к огром ным затратам, не принося желаемых результатов, а во многом наносила вред при роде. И в этом отношений со вершенно справедлива крити ка в адрес бывшего руковод ства министерства мелиора ции и водного хозяйства. Со вет Министров СССР сделал из этого выводы и считает, что концентрировать в од них руках все вопросы вод ного хозяйства нельзя. Это министерство должно стать чисто строительной органи зацией. Что касается объек тов строительства, то здесь заказчиками должны высту пать колхозы, совхозы и со юзные реопзНЗлйки, то есть те, кто лучше знает, что тре буется земле. В центре необ ходимо оставить решение про. блем только общегосударст венного и межреспубликан ского значения. Настойчивая работа по всем этим направлениям в конечном счете позволит уже в тринадцатой пятилетке до вести производство продо вольственных товаров до 206 млрД. рублей в год или увеличить его по сравнению с прошлым годом почти на 70 млрд рублей. Это, воз- мсйкно только при ежегодном приросте не менее 5 процен-, тов. Лишь в этом случае бу дут реальные изменения на продовольственном рынке. Считаю, что задачи нового правительства в создании ус ловий, направленных на ко ренное улучшение продо вольственного снабжения страны, должны быть прямо взяты на обращения к Съез ду народных депутатов аграр ников. Это тот кодекс, вы полнение которого должно на деле превпавить крестья нина, как и во всем мире, в уважаемую, престижную фигу ру, Надо сделать все, чтобы он занял достойное положе ние в нащем обществе. (Ая- лодиеввенты). Это каса ется и социальных усло вий его жизни, включая ма териальное обеспечение* быт, медицинское обслуживание, образование, культуру. - Это касается и всего остального, что охватывает условия тру да, производственную инфра. С 1 ру« 1 уру, оснащенность тех никой. Словом, всего того, чгго уже сегодня имеет го родской житель. В улучшение обеспечения населения продуктами пита ния должны вносить весомый вклад и другие отрасли эко номики. Прежде всего это относится к такой мощной из них, как рыбное хозяйст во, которое многое делает для решения указанных за дач, но у которого также есть немало проблем. Главной ориентшдией в де ятельности правительства по отношению к аграрному сек тору будет выполнение нака за народных депутатов о том, чтобы повернуть экономику страны к нуждам деревни. Только такая забота о тру жениках села даст возмож ность в короткие сроки су щественно изменить положе ние дел на потребительском рьшке с продуктами питания. V. Фшгансовое состояние страны и меры по. его- оздо ровлению. Теперь о финан совом положении государст ва. Ему уделено особое вни мание на Съезде. Депутаты должны в этом важнейшем вопросе располагать исчерпы вающей- информацией. За три предыдущие пяти летки в связи со снижением эффективности общественно, го производства было недо получено более 150 млрд, рублей доходов, тогда как расходы государства оказа лись выше намеченных так же на 150 млрд, рублей. Именно зда:ь истоки наших сегодняшних финансовых трудностей.* Нехватка финансовых ресур сов в ту пору была воспрл- нена за счет сверхплановых доходов от внешней торговли в размере 103 млрд, рублей. Они были выручены за счет благоприятной конъюнктуры мирового рынка на топливно- энергетические ресурсы. Од новременно осуществлено прямое повышение рознич ных цен на 54 млрд, рублей, около 20 млрд, рублей по лучено от с!фытого повыше ния цен на товары народно го потребления путем сни жения их качества. Еще 1,06 млрд, рублей было позаимст вовано у банковской системы. В этот период небьшалых размеров достигла эмиссия денег: количество их в обра щении увеличилось более чем Такова реальная картина. Бнепше же было все благо получно, — расходы равня лись доходам, .следовательно, и нет здесь проблем. В то же время на этом благополуч ном фоне финансовой сба лансированности предприятия и отрасли обирались до нит. ки. Они были фактически ли шены возможности исполь зовать заработанные средст ва. Подавляющая часть на коплений, за исключением сумм, регламентированных планом, изымалась в бюджет.' Такой была экономическая система, которая внешне б а - . лансировала в целом народ ное хозяйство,! а практнчеокц глупщла хозяйственную ини циативу трудовых коллекти вов. Я прошу на это обра тить особое ‘внимание, так как создавшееся сегодня фи нансовое положение в стра не во многом объясняется шненяо коренной ломкой су. ществовавших' гфинцшюв. Вот с таким финансовым наследством страна вошла в двенадцатую пятилетку. Потребовалось. немало вре мени, чтобы глубоко и все сторонне разобраться с состоянием дел в этой ранее закрытой, недоступной для всех зоне. Стало ясно: если мы не осуществим раданаль- н ь к мер по выработке новых принципов финансовых отно шений предприятий и госу дарства, а сейчас стоит воп рос и о регионах, то не смо жем обеспечить необходимых социально - экономических преобразований, подрубим под корень экономическую реформу. Оказавшись в таком фи нансовом положении, мы должны были прямо ответить на вопрос — какую избрать стратегию выхода из' этой сложнейшей ситуации. Предлагались различные пути. Первый — сократить социальные программы, по высить розничные цены. Пра- щртельство имело здесь твер дую позицию — этот путь не приемлем ни с; какой точки зрения. Второй — изымать у предприятий остатки зарабо танных средств и сбаланси ровать за счет этого государ ственный бюджет, как дела лось раньше. И этот путь был отвергнут, поскольку он прямо подрывает основы эко номической реформы и нару шает Закон о предприятии. Третий — увеличить внеш ний долг. Но это бы означа ло трансформацию внутрен него долга в долг внешнеэко номический. Он и так уже достиг опасной черты, за ко. торой страна может оказать ся в тяжелейшем положении. Исходя из всего этого, бы- ла поставлена задача: опи раясь на повышение эффек тивности'общественного про 1 изводства, его интенсифика цию, покрывать растущие расходы государства только за счет роста доходов -и тем самым стабилизировать фи нансовое положение в стра не. И все это — на фоне на метившегося уже спада ми. ровых цен на топливо. Каковы же результаты? Видимо, двенадцатая пяти летка может оказаться пер- вей из всех, когда будут вы полнены намеченные показа тели по прибыли. Начался активный процесс оздоровле-, ния финансов предприятий, в распоряжении которых 'те перь остается более полови ны прибыли. В настоящее время в руках предприятий, с учетом остат ков средств по фондам эко номического стимулирования, сосредоточено около 250 млр рублей, то есть такая же сумма, какой располагает в текущем году союзный бюд- Однако необходимо отме- тить, что если мы являемся свидетелями укрепления фи нансов основного производст венного звена, то положение дел с государственными фи нансами продолжает обост ряться. В чем тут причина? В целом за четыре года пятилетки госуда)рсгву не уда лось получить запланированг ных доходов и приостановить рост расходов. Цри разработке пятилетне го плана правительство ожи дало ухудшения конъюнкту, ры мирового рынка, однако фактическое положение сло жилось жначительно хуже на ших прогнозов. В результате доходы от внешнеэкономиче ской деятельности будут меньше залланирован'ных на 30 млрд, рублей. Сказались и последствия форсирован ной антиалкогольной кампа нии. В итоге доходы госу дарства с учетом всех источ ников, поступлений ожидают, ся ниже н а -40 млрд, рублей. В то Же время за 1986— 1989 годы расходы превы сят расчетные на 62 млрд, рублей. Значительная часть средств, в соответствии с ре- шениями XXVII съезда пар тии, направлена на осуществ ление мероприятий по соци альному развитию страны. Могли ли мы воздержаться от этих расходов? Судите са ми — я называю вам их: только на проведение реформ здравоохранения, общеобра зовательной и высшей шко. лы, минимальное улучшение пенсионного обеспечения раз- лишых групп населения, уси ление помощи детям в мало обеспеченных семьях, улуч. шение материального обеспе чения детей сирот и другие расходы (без капитальнык вложений на жилищное' и другое непроизводственное строительство — лодчерки- ваю это) государством выде- лено за 4 года дополнитель но 21 млрд, рублей. Кроме того, почти в 10 млрд, рублей выражается дополнительная помощь сель скому хозяйству. Как вы уже знаете, более 8 млрд, рублей потребовалось после аварии в Чернобыле. Существенны также расходы на ликвида цию последствий землетрясе- ния в Армении. Около 5 млрд, рублей в год состав ляли наши затраты в Афга нистане. Крайне обострилось поло жение в денежном обраще нии.' Что про 1 &ходат здесь? Сначала о доходах .населе ния. За три года они превы сили заллаацрованные на 20 ' мл!рд. рублей, причем поч ти весь прирост пропелся на 1988 год. Только пост зар платы оказался на 14,5 млрд, рублей выше, чем намеча лось. Дело в том, что, ис пользуя предоставленное пра во распоряжаться зарабаты ваемыми средствами, многие предприятия утратили экоио. мически обоснованную связь оплаты труда с его произво дительностью, нарушают ва жнейшее требование Закона о государственном предприя- Народное хозяйство, естест венно, не было готово увели- -чить производство товаров и услуг, компенсирующее та- кой взрыв доходов. В резуль тате создалось крайне обост ренное положение на потре бительском рынке, особенно в 1988 и в начале 1989 го дов. Это подтолкнуло инфля ционные- процессы. Таково, товарищи, реаль- ное положение в финансах и денежном обращении. Пра- витетьством рассмотрена программа финансового оздо ровления экономики. Осу ществить ее -намечается в два этапа. Первый охватыва ет 1989—19да годы. На этот период предусмотрено, как я уже говорил, сущест! венное увеличение вьруска товаров, сокращение произ водственных капиталовложе ний и затрат, на оборону, снижение расходов на содер жание аппарата управления, ужесточение режима эконо мии и ряд других мер. Следует особо вьщелить проблему убыточности пред приятий. В 1988 году в от раслях материального произ водства их было около ,9 ты сяч (без колхозов). Для по крытия убытков потребова лась более 5 млрд, рублей. , Но это лишь одна ч 1 к:то фи нансовая сторона дела. Дру гая, пожалуй, не менее важ. ная, заключается в том, что существующая экономиче ская система, в которой по к а еще сохраняются уравни тельные тенденции, позволя ет таким предприятиям жить за счет хорошо работающих трудовых коллективов. Пра вительство придерживается твердой позиции, что год должен быть последним для такого недопустимого в новых условиях хозяйствова ния явления. Все эти меры позволят уменьшить бюджетный дефи цит в текущем году на ^ и в ) следагющем — на 34 млод рублей. На втором этапе — в три надцатой пятилетке — ста вится задача не только ста- билиэировать финансовое по ложение, но и преодолеть де фицит бюджета. На наш, 'ВЗГЛЯД, программу финанс'о-■ вого оздоровледая в тринад цатой пятилетае необходимо разработать при подготовке концепции и основных на правлений экономического: и социального развития стра ны , на предстоящий период, рассмотреть в Верховном Со вете СССР и обсудить на П Съезде народных депута- Не могу не сказать о той ситуации, которая склады вается в обществе вокруг кооперативного движения. Раэвиваюпщеся здесь про цессы воспринимаются наро дом по-разному, так как они здоровую основу, но и совер шенно отрицательные устрем лений отдельных категорий во? операторов. Это наносит непоправимый вред самой природе коопера ции, которая не приемлет та ких элементов, как рвачество, нажива, личное обогащение, корысть, игнорирование инте ресов граждан. К сожалению, все это есть в нашем коопе ративном движении, вызы вает гнев трудящихся. Они требуют навести порядок. Де ло доходит до того, что вы двигаются требования закры вать кооперативы в общест венном питании, торговле, посреднической деятельности, оставить их лишь в сфере производства и бытового об служивания. Должен сказать, товарипщ, что здесь нужны взвешенный подход, кропотливая последо вательная работа по оздо ровлению кооперацни, осво- вождению от всей накипи, по явившейся в эти два года бурного ее развития. И эту работу должны самьш актив ным образом выполнять на местах прежде всего Советы народаьгх депутатов, кото рые при регистрации Устава кооперативов дают им пу тевку в жизнь. Сейчас Сове, там даны" самые широкие права и В 9 ЗМОЖНОСТИ воздей ствия на становление н уж - . ных обществу новых видов кооперативов, конечно же, применительно к'местным ус ловиям, а ■также ре 1 улирова- нию Их деятельности путем эффективной системы нало гообложения. Основа в этом деле ясна—развитие коопе ративного движения на прин- щшах социальной справед ливости. VI. Основные пути норма лизации; инвестиционного цро- цесса. Товарищи депутаты! Инвестиционная политика подверглась особо острой критике. Нам следет глубоко разобраться в этом вопросе, с тем чтобы в, .ближайшее время переломить сложившу юся ситуацию и оздоровить положение. Принципиальная особен, ность современной инвести ционной политики- заключает ся в том, что предприятия в результате проведения ре формы. получили крупные финаисовые ресурсы. Так, если в 1986 году удельный вес инвестиций за счет соб ственных средств предприя тий в общем объеме госу* . дарственньк капитальных вложений составлял пример но 3 процента, то в 1989 го ду достигнет 41 процента. Это коренным образом мейя- ет всю организатщю инвести ционного процесса. В стране назрела настоя- тельная необходимость су- шцетвенных изменений в уп равлении строительным ком плексом. Излишняя центра лизация сковывала инициа- гиву республиканских и мест ных органов, не позволяла в полной мере учесть их по требности, а также использо вать региональные возмож ности. Не менее важно и то, что ответственность респуб лик оказалась приниженной. Выли приняты ■решения о децентрализации руководст ва строительным производат- вом. Управленческие функ ции переданы союзным рес публикам. Исключение сей час составляет только Рос сийская Федерация, где ос- / ноэные подрядные работы осуществляют союзные мини стерства. Но жизнь показа ла, что й здесь надо идти на такой же шаг. Союзным рес публикам передано .в основ ном такж е . и производство строительных материалов. Такой подход полностью от вечает принципам новой ре гиональной политики. Тем не менее положение остается сложным. Ныне дей ствующий в строительстве хозяйствейный механизм не устранил прежних валовых Подходов, слабо йоздействует на сроки и качество работ. Еще в начале пятилетки, чтобы ограничить фронт стро ительства, в качестве вынуж денного шага были приняты жесткие административные меры, которые' дали лишь временные результаты. В дальнейшем, при переходе на экономические методы, из- за несовершенства хозяйст венного .механизма повтори лась ситуация прошлых лет. (Окакчаинв я а 3-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz