Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Школа на пути реформы УМ Н РОДНОГО ЯЗЬЖА Молодые утателя района, области вместе собирают­ ся не часто. А потребность такая есть — поделиться но­ востями 4 заботами, сообща их обсудить, кое-что решить, оглядеться. Год ля, два позади, а проблемы не уходят, одни сменяют другие. Велика потребность в общении с наставнифм, и хорошо, что в каждой школе они есть. Но вот на в с ^ ч у с человеком, отмеченным талантом пе- дагогичесфго мастерства, везет далеко не всем. Учиты­ вая это, {институт усшершеиствовання учителей (ИУУ) задумал |ерию встреч по прсшаганде передюого педаго- гического [опыта. На первур встречу менюченко й В. С. Татуйко (о ней писала наша газета год назад) — помнится, соб­ рались скромной аудиторией только учителя Липецка. На вторую, состоявшуюся несколько дней назад в ак­ товом зале ИУУ. были приг­ лашены мододые преподава- ?ели руссфго языка и ли­ тературы'шродов и ,сел всей области, им* предстояло по- знакомитьф с опытом заслу­ женной уфтельницы школы РСФСР, словесницы Добров- ской восьмилетней школы Екатерины Александровны Темниковой. Проблема преподавания русского (языка... Она се­ годня особенно актуальна. И в свете задач гуманитариза­ ции школы, и ввиду обост­ ренного ныне общественно­ го интереса к вопросам ду­ ховности, национального са­ мосознания. Родной язык — всему начало, всему, что есть в нас человеческого, ис­ тинного. Но уже в дошколь­ ных учреждениях самые чуткие, самые неравнодуш­ ные воспитатели подмечают, как беден ц неярок лекси­ кон большинства наших ре- ’бятишек. А школьные учи­ теля?.. Впрочем, дадим сло- . во самым молодым из них. Усманик Г. 13 воловскс щ. За Йле^ Ьс ого села Зама- райка й чами обеих — первый учетный год. Девуш- кй буквально "влюблены в свой предмет, считают —• конечно же, по праву — его первостепенным. И тем бо­ льнее им видеть, как незна­ чителен он в глазах учени­ ков, не I желающих изучать его глуфко. серьезно, с ин­ тересом. — Речь у большинства сельских ребятишек, — до­ полняет раесйаэ-бывщиэс"од- нокурсниц Л. В. Козлова, ныне тоже сельская учитель­ ница, — развита плохо, они мало читают. Даже старше­ классники. Почему им неин­ тересен родной язык? С этим трудно смириться. По­ этому я взялась вести кру­ жок ^Русское слово». Мо­ жет быть, в городской шко­ ле все обстоит иначе? — во- просительно смотрит она на подругу Т. А. Сбитневу. I — И у меня проблем хва­ тает, — отвечат коллега. — Жаль, но с самых малых лет у ребят не вырабатыва­ ется чутья к родному язы- ку. Правильно понимая суть проблемы, неплохо вооружен­ ные методиками, начинаю­ щие педагоги, чувствуется, спотыкаются на практичес­ ком воплощении замыслов и знаний. Оттого их интерес к предстоящей встрече с опытным коллегой, знамени­ той не только в своем Доб- ровском районе, был огро- Екатерина Александров­ на приехала в Липецк не од­ на, с пятиклассниками. Выш­ ла с ними на сцену, усади­ ла за столы, сама стала у доски — и участники встре­ чи бчутились в импровизи­ рованном классе. Начался урок. Очередной, открытый. К ним привыкла не только учительница —■ за 38 лет провела более двухсот, — но и ее воспи­ танники. Это было всем по­ нятно, и все-таки поразила необычная раскованность пя­ тиклассников, не обращавших ровно никакого внимания на десятки зрителей. Все их внимание сразу сосредоточи­ лось на учительнице, с пер­ вых минут задавшей тон об­ щению деловому и взаимоза:- интересованному, притом удивительно благожелатель­ ному. В этой атмосфере доб­ ра и внимания, конечно, не исключающей и требователь­ ности и взыскательности, ребята буквально рвались отвечать с места и у доски. Кто-то, случалось, ошибался в ответе, но ни одноклас­ сники, ни учитель не акцен­ тировали на этом внимание. Задача была в другом -чтобьГ клабе^^'абетал, я г сби­ ваясь с заданного ритма, шел к намеченной учителем це­ ли. И это у ребят превос­ ходно получалось, они |Тру- дились дружно и увлечен­ но. Как привыкли. Впрочем, иногда казалось, что они играют. Скорее все­ го, так оно и было. Пяти- играли, соревнова­ лись в находчивости, знани­ ях не только грамматики, но и стихов, бытовых пред­ метов, в жизненных наблю­ дениях. Делали это очень увлеченно. Екатерина Алек­ сандровна, между тем, тон­ ко направляла весь этот мно­ голикий коллектив, учила всматриваться, вслушивать­ ся в слово, искать его глу­ бинный смысл, любоваться невидной красотой. Она влюбляла их в слово, кажет­ ся, такое родное, такое при­ вычное. И что только при этом не использовала: сиг­ нальные карточки-«гармош- ки», словарь-игру, этимоло­ гический бой. «компас» с орфограммами, и даже, пред­ ставьте. обычную матрешку или кусочек кружевного по- яотна... Чтобы материализо­ вать букву, слово, придать им яркую образность. Что­ бы. как скажет позже, «ре­ бятам легче работалось». Удалось нам узнать, и что думают сами ребята об уро­ ках Е. А. Темниковой. Ме­ тодист института И. В. Ко­ новалова зачитала ответы пя­ тиклассников на вопросы предложенной анкеты. Вот некоторые из этих сердеч­ ных исповедей: «Наша учи­ тельница очень любит свой предмет, очень его знает, и мы ее за это очень любим», «Ведет кружок по русскому языку постоянно, и так ин­ тересно!», «Если надо, хоть пять раз объяснит материал, но —- будет понятно», «Она все знает о русском языке», «'Мне она нравится не толь­ ко как учительница, но и как человек», «Ее знания не для отчета на собрании, а для нас самих». Не толь­ ко сердечно, согласитесь, но и достаточно мудро сказано. Опять заслуга словесника. Уроками по языку, извест­ но, можно прямо и глубоко воздействовать на детскую душу. Если только эти уро­ ки в- умелых руках масте­ ра. Так в чем же секрет учительского умения и обая­ ния Е. А. Темниковой? — Ша ^ человек и мас­ тер, — сказала о своей на. ставнице выпускница ЛГДИ, четыре года проработавшая в одной да школ Добровско- го района. Г. А. Смыкалова, и испытавшая на себе яркое, сильное' йритяж-ениегличнсй? ТИ:Е. А. Темниковой;;— Ши­ рота и благородство ее ду­ ши проявляются и на уроке, сообщают ему особую то­ нальность*, дают тот «воз­ дух», в котором легко ды­ шится и учителю, и учени­ ку. Конечно, Екатерина Александровна —- и методист блестящий, владеет в совер­ шенстве многими новаторски- ки системами, на их основе выработала систему свою, позволяющую как бы наск­ возь видеть весь курс обу­ чения русскому языку в школе, планировать его , ко­ нечный результат. Она — истинный подвижник. На встрече в Липецке я видела, как у многих мол' дых учителей, по студенче ской привычке стремивших ся. «законспектировать» сис тему Е. А. Темниковой, ка­ рандаш то и Дело застывал в воздухе: что записывать? Какое из пособий важнее, какой прием? В чем суть системы мастера? — Да, — сказал на встре­ че профессор Б. Т. Панов, — у Екатерины Александ­ ровны выработана своя си­ стема, свой, индивидуальный метод преподавания. Но глав­ ная все же его особенность — повседневная забота об учениках, их росте, разви- — Работала много, — просто объясняет секрет своего успеха сама Е. А. Темникова, — Изучала и изучаю все, стараюсь най­ денное повторить и развить. Делаю всегда только то, что нужно детям. Много читаю, люблю читать, в личной биб­ лиотеке собрала около двух тысяч книг, разных — ху­ дожественную, методическую литературу. Наглядные посо­ бия изобретаем вместе с ре­ бятами и родителями. Кста­ ти, немало наших пап и мам сами работают со словаря­ ми, помогают мне воспиты­ вать детей. К очередному учебному году стараюсь го­ товиться в каникулы, приво­ жу в порядок библиотеку, каталог, перечитываю лите­ ратуру, которую буду изу­ чать с ребятами, готовлю что-то из наглядных пособий. Некоторые вьшускники, встречаясь, упрекают: «А вот этого вы с нами не де­ лали». Да, стараюсь не стоять на местр и не пони­ маю коллег, которые года­ ми ничего не меняют в сво­ ем уроке, в его методах' и формах. Нам никак нельзя останавливаться: надо ис­ кать, пробовать, много рабо- Урок молодым: успех в _ лнойГ'пшеке, в» огромном трудолюбии й, конечно, — в уважении к профессии и любви к детям. Истина про­ стая, известная. Следовать ей нелегко, но это единст­ венный путь педагога во время перестройки школы. Т, СПАССКАЯ. ----------- Врач предостерегает ---- ГЛАЗУНЬЯ под ЗАПРЕТОМ В редакцию поступают письма читателей с просьбой объяснить, чем вызван запрет на изготовлениё кремшых изделий и мягкого мороженого с использованием яиц. И почему в больницах, детских садах, пионерских лагерях Не разрешают готовить яичницу-глазунью и яйца всмят- 1 ^? На этот счет ходят разные слухи, которые, как во­ дится, несколько драматизируют ситуацию, вызывают опа­ сения. Словом, нужна ясность. Вопросы читателей мы ад­ ресовали заместителю главного государственного санитар­ ного врача области Л, Д. КИРИЛЛОВОИ. За последние два года во всем мире резко возросла заболеваемость сальмонел­ лезом. Не исключение и на­ ша область, где в прошлом году переболело 1641 чело­ век, в том^ числе 516 детей, В Добровском, Лебедянском районах и в Липецке заре­ гистрированы пищевые от­ равления, связанные с упот­ реблением инфицированно­ го сальмонеллами молока, пирожных и рыбных биточ­ ков. Уже за 4 месяца этого года переболело 324 чело­ века, причем более половины из них — дети., Особенно не­ благополучны в этом плане Данковскцй, Лебедянский, Липецкий районы и город Липецк. Основные причины роста заболеваемости это несо­ вершенство технологии полу­ чения мяса птицы, грубые нарушения санитарно-вете­ ринарных правил на птице­ фабриках, плохое санитарное состояние ряда предприятий торговли и общественного пи­ тания, широкая уличная тор­ говля скоропортящимися про­ дуктами без достаточных на то условий, а также пренеб­ режение элементарными пра­ вилами личной гигиены; Итак, сальмонеллез — это инфекционное заболевание, вызванное микробами, Кото­ р у часто встречаются в мя­ се кур, уток, гусей, свиней, крупного рогатого скота, практически любой продукт или блюдо (салат, кремовые изделия, винегреты, молоко и молочные продукты) мо­ гут вызвать заболевание, ес­ ли не соблюдать санитарные правила н технологию при­ готовления, условия и сро­ ки реализации. Сальмонеллы широко рас­ пространены в окружающей' среде: сточной воде, ------- навозе. Попав - “ Через сутки в зараженном мясе его количе­ ство увеличивается в 140 раз, а через трое — в че­ тыре тысячи раз. Употреб­ ление инфицированных про­ дуктов вызывает пищевое отравление. У заболев­ ших повышается темпера- т>-ра, появляется слабость. тошнота, иногда рвота, рас­ стройство кишечника. Это может привести к тяжелым септическим состояниям. Осо­ бенно уязвимы маленькие Микроб быстро погибает в кислой среде, а при тем­ пературе 100 градусов •— практически мгновенно. Ес­ ли яйца сварены вкрутую, то они совершенно- безопасны. Мясо, которое прошло хоро­ шую термическую обработку в течение 1— 1,5 часа, так­ же можно употреблять без опаски. Однако надо иметь в виду, что при температуре, допустим, 60 градусов -мик­ роб погибает только через час после 1 [ачала- с^бработ- В настоящее время Мин­ здрав РСФСР и Минторг РСФСР, стремясь приостанр- вить распространение саль­ монеллеза, ввели ряд огра­ ничений на предприятиях об­ щественного питания и тор­ говли. В детских, лечебных учреждениях запрещены яй­ ца всмятку, яичница-гла­ зунья; , для приготовления блюд из мяса птицы требу­ ются отдельные цеха со сво­ ими холодильниками, ку­ хонным инвентарем. В мага­ зинах куры и яйца должны продаваться в отдельных сек- Нередко в магазинах мы видим, что на одних весах взвешивают кур и вареную колбасу, растительное масло, в одной витрине лежат ко­ рейка й утки. Это грубей­ шее нарушение, пути вторич­ ного заражения продуктов. Возникает вопрос: а не проще ли обспечить постав­ ку «чистой» продукции с птицефабрик? Неужели мы уже никогда не сможем без риска съесть яйцо всмятку? К сожалению, попытки по­ лучить «чистую» продукцию с птицефабрик пока не да­ ют результатов. Например, в Ивановской области полно­ стью обновили поголовье од­ ной птицефабрики, прове.чи дезинфекцию, завезли но­ вых цыплят, а спустя неко­ торое время вновь поголовье кур было инфицировано. В Англин, где более со­ вершенная те.хнология, так- сальмонеллезом населения не уменьшилась, а выросла за последние 3 года в 20 раз. У нас еще более усу­ губляют положение отста­ лые технологии на птицефаб­ риках. Например, существу­ ет особый прием: «душиро- вание» тушек, когда каждая тушка птицы должна обмы­ ваться под душем. Но на на­ ших птицефабриках он вы­ полняется так: тушки моют и охлаждают, окунув их в общую ванну. Если учесть, что вода вместо «ледяной» достигает температуры 10— 12 градусов, то можно себе представить, как там размно­ жается микроб. К сожал;е- нию, последние проверки птицефабрик Данковского, Лебедянского, Грязинского, Липецкого районов, г. Ель­ ца выявили грубые наруше­ ния санитарно-ветеринарных правил и технологии. Елец­ кий птицецех и цех по про­ изводству яичного поропша в совхозе «Красный колос» были закрыты санитарной службой. Ряд руководителей и специалистов оштрафован. Много еще упущений и в сфере общественного пита­ ния. Лорой неряшливый по­ вар или посудомойщица мо­ гут. саМи того не желая, раз­ нести инфекцию среди со­ тен людей. Немало в профилактике сальмонеллеза можем сде­ лать и мы с вами, ведь бо­ лее двух третей заболевших заразились дома. Чтобы пре­ дотвратить заболевание, ре­ комендуется употреблять ку­ рицу в вареном виде или после тщательной термичес­ кой обработки в духовке. Хо­ зяйке нужно запомнить, что кур, так же, как говядину и свинину, положено хранить в холодильнике только в цел­ лофановом пакете. Разделку сырой тушки птицы прово­ дить на отдельной доске, ко­ торую после окончания рабо­ ты вместе с ножом, тарелкой или миской, где она размора­ живалась, нужно тщательно вымыть с одним из моющих или чистящих, порошков и обдать кипятком. Одновре­ менно с разделкой мяса не­ льзя заниматься приготовле­ нием других блюд. А поку­ патели в магазинах должны требовать от продавцов хра­ нения кур в холодильниках или охлаждаемых витринах, при покупке - упаковки тушки в целлофановый па­ кет или оберточную'бумагу. Л. КИРИЛЛОВА. Новости культуры т . ПРЕМ ЬЕРА В Н А РОДНОМ ТЕАТРЕ Во Дворце культуры к тех- нвкк производственного объ­ единения «ЛТЗ» состоялась премьера спектакля народного театра «Поиск» по пьесе Э. Ионеско «Король умирает». — В репертуаре театра, вслед за постановкой «В пле­ ну у Дьявола» Н. Стовак, — говорит режиссер Наталья Ме- каева, — появился спектакль, который помог как участникам, так и зрителю в своеобразном исследовании проблем театра и современной жизни с раз­ личных позиций. Сценография выполнена ху­ дожником Я. Т. Ходаковым, сотрудником областното Двор­ ца культуры профсоюзов. За­ мысел его помогает проник­ нуть в космическую атмосфе­ ру бытия, ощутить смысловую канву действия показывая хрупкость мира, его незащи­ щенность. |Единодушным признанием зрителей и жюри высоко от­ мечены актерскда работы Ко­ роля — Василий Суренский, Палача-докто'ра — Юрий Фро­ лов, Королевы Маргариты — Галина Луценко; С каждой новой постановкой народный театр обретает спе­ цифический почерк, свое твор­ ческое лицо, которое не всег­ да просто найти, тем более в самодеятельном драматичес­ ком коллективе. Впереди у коллекиша не менее интересная постановка. Это одна из комедий Дель Ар- те, которую артисты намерены всякий раз по-новому разыгры­ вать на открытых театральных площадках города. Н. САВИН, ^ режиссер ОНМЦ НТ Вниманию заготовителей! в последние годы на терри­ тории области резко сократи­ лась численность таких лекар­ ственных растений, кНк лан-, дьпп майский, зверобой про­ дырявленный, душица обык­ новенная, бессмертник. , ГГо предложению областного совета общества охраны при­ роды облисполком принял рас­ поряжение о запрещении сбо­ ра в текущем году заготови­ тельными организациями вы­ шеназванных видов лекарст­ венного растительного сырья. О. ПОПОВА, ст. инструктор обЛсо»ета. К О Р О Т К О ТЕГЕРАН. В понедельник те­ геранское радио переднюю пер­ вую часть посмертного заве- гцавия имама Хомейяи. В нем, в частности, содер­ жится обращевве ко всем му­ сульманам с призывом не. укоснительно следовать кано­ нам ислама ж приложить со­ вместные усилия для созда- подчерквул «необходимость противостоять заговорам сил ~ Востока и их аген. цию и весь покончить с «расизмом» и полагаться только на собст­ венные силы». ЯУНДЕ. Предвыборная кам­ пания началась в воскресенье в Республике Экваториальная Гвинея. Она предшествует президентским выборам, кото­ рые пройдут там 25 июня. I Единственным нретецдёнтом на пост президента является вынюнний глава государства и правительства бригадный ге­ нерал Теодоро Обианг Нгема Мбасого. Он вцдвннут кавди. датам от созданной в прошлом году демократической партии Экваториальной Гвинеи. Прези­ дент избирается в Экватари- ахьно^’Гвйй®Г“ 6 сев 8 н|йм Вря^ мым голосованием на семилет­ ний срок. Представляя в воскресенье на пресс-конференции свою политическую программу, Тео­ доро Обианг Нгема Мбасого подтвердил нривержеивостъ делу мира и разоружения, вы­ сказался за развитие взаимо­ выгодного медсдународного со- трудккчества. Он признал на­ личие в стране серьезных эко­ номических трудностей. ВЕНА. Стабяльвость на ми- ровых рывках нефти может быть достигнута лишь на пу­ ти укрепления сотрудвж- > честаа между организацией ' стран-экспортеров нефти (ОПЕК) я другими нефтедобы­ вающими. странами. Об этом заявил на открывшейся здесь в нонедельвнк конферевцшс ОПЕК ее презедент Рнлваяу Лукман, Он отметил, что все 13 стран—членов организации настроены оптимистично отно­ сительно быстрого достижения договоренности. Как явствует из источников, близких к конференции, сре­ ди участников возникли разно, гласив по поводу установлении новых индивидуальных квот среди всех членов организа­ ции. Увеличение своей квоты требуют Кувейт, Объединен­ ные Арабские Эмираты, Ли­ вия, Габон и Эквадор. НЬЮ-ЙОРК. Генеральный (се­ кретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр сегодня рекомендовал продлить еще на 6 месяцев действие мандата вооружен, вых сил ООН по поддержа­ нию мира на Кипре, который истекает 15 июня. Афганистан сегодня КАБУЛ — город торговый. Таким ом всегда был и продолжает оставаться, несмотря на напряжен­ ную обстановку, нагнетаемую силами непримири­ мой оппозиции. НА СНИМКЕ: на улицах Кабула. Фото б. БУДАНА (ТАСС}. ОТКАЗЫВАЮТ В РАВНЫХ ПРАВАХ БОНН, в июня. (ТАСС). Мшшстр иностранных дел Рулоф Бота признал в ни- тервью западногерманской газете «Вельт ам Зомтаг» необходимость отмены расо­ вой дискриминации в Южной Африке, однако категорн- . чески высказался против. . предоставления африканцам равных с белыми прав. Апартеид необходимо ли- - квидировать, сказал он. Сле­ дует положить конец геге. монии белых. У нас идет процесс реформ. При этом Р. Бота признал, что в -гко- ром будущем не будут от- менены дискриминация я со- цнальной н политической об­ ластях, законы об установ­ лении определенного место­ жительства для,^ различных расовых групп и о регистра­ ции населении. Если мы ли­ шим силы эти законы, то возникнет состояние хаоса, утверждал он. При этом руководитель внешнеполитического ве. . домства ЮАР откровенно заявил, что его правительст­ во не намерено вводить в стране всеобщее избиратель­ ное право, то есть предоста­ вить африканцам и «цвет­ ным» возможность участво­ вать в управлении страной. я.) МЕШДУНДРОАНДЯ ИНФОРМАЦИЯ ЕЩЕ ШАГ К ЕДИНОЙ ЕВРОПЕ страны Европейского экодо- мического сообщества (ЕЭС) последовательно готовятся к тому, чтобы в 1992 г. пол­ ностью открыть свои грани­ цы. Таким образом, будет сделан еще один решитель­ ный шаг в сторону создания, так сказать, «европейского еупергобударсмк»'' сб'^'вЬЯм" парламентом, по сути еди­ ным гражданством населе­ ния, \ единой денежной еди­ ницей. Экономические пред­ посылки объединения- 12 стран Европы закладывались десятилетиями послевоенно­ го развития, которое приве­ ло к необходимости полити­ ческого единства. Этот процесс, однако, не ограничивается только эко­ номической и политической сферами. Он начинает зат­ рагивать также область куль­ туры, и прежде всего язы­ ка. Среди трехсот различ­ ных программ, разработан­ ных руководящими органами ЕЭС в преддверии объедине­ ния, есть и программа «Лин­ гва», целью которой являет­ ся подготовка населения к более интенсивному обще­ нию. поскольку граждане единой Европы в 1992 го­ ду получат право свободно перемещаться, селиться и работать там, где поже­ лают. В связи с этим, естественно, возникла про­ блема изучения иностранных Комиссия европейских сообществ (КБС), подготовив­ шая программу «Лингва», предполагает ассигновать на ..ее реализацию 250 миллио­ нам ЕЭС рекомендуется «стимулировать молодежь к изучению языков». В самой же программе подчеркивает­ ся. что знание нескольких языков будет способствовать служебному росту граждани­ на единой Европы. Перед создателями линг­ вистического проекта воз­ никли определенные трудно­ сти, поскольку он касается европейской молодежи,' пре­ жде всего школьников. Как известно, образовательные программы стран ЕЭС в от­ ношении изучения иностран­ ных языков сильно разнят­ ся. Если, например, выпусю ники люксембургских школ в обязательном порядке дол­ жны знать три языка, то ир­ ландские школьники мо^ут их не изучать, потому что дело добровольное. Иная ситуация в Нидерландах, где принята программа, в соответствии с которой все школьники к 2000 году бу- дут владеть двумя иностран­ ными языками. Преподава­ ние их ведется уже в на­ чальных классах В двух пос- . ледних классах ученики дол­ жны свободно говорить по- английски. Знание немецко­ го или французского вскоре также станет обязательным. Владение двумя языками стало, по сути, обязательным в Португалии и ФРГ. Обя- ' зательно знание двух Язы­ ков и для тех молодых дат­ чан, которые хотят посту­ пить в высшие учебные за­ ведения. Одним словом, КЕС при-, шлось приложить немало усилий, чтобы привести школьные программы стран ЕЭС в некоторое соответст. вне. Насколько; эффективна «Программа Лингва». — по­ кажет будущее. Но так или иначе, Европа сделала еще один серьезный шаг к объ­ единению — ее граждане, преодолев языковый барь­ ер, станут общаться более свободно. Е. РЯЗАНОВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВАРШАВА. Из предваритель­ ных сообщений об итогах под- вого тура выборов в сейм и сенат Польши вытжает, что они неблагоприятны для пра­ вительственной коалиции, за­ явил в понедельник предста­ витель ЦК ПОРП по печати Ян Биштыга. Вьсборы носили характер плебисцнга, ж «Солидарность» получила существенное боль­ шинство, отметил он. Заявив, что коалиция намерена быть последовательной и не рас- тернативы, кроме политиче­ ских последствий результатов выборов, представитель ЦК ПОРП по печати подчеркнул: мы не сойдем с пути разви­ тия демократии и р ^орм . , В свете результатов выбо­ ров возникает проблема от- ветствевности за польское го­ сударство, его стабильность, продолжал он. Последствием результатов выборов для оп­ позиции должно быть привя- ложил создать широкую коа. лицию. Первый шаг оппозиции в направлении взаимной от­ ветственности — это совмест­ ная забота о порядке в стра­ не. Если триумфаторство и авантюризм приведут к анар­ хии в Польше, демократия к, общественное спокойствие бу­ дут серьезно поставлены под угрозу. Создания такой ситуа­ ции власти, коалиция и оппо­ зиция не могут донустить, за­ явил Я. Биштыга. СОВЕТЫ ДОКТОРА СПОКА Недавно в Нью-Йоркской публичной бнблиптёке знаме­ нитый педиатр и педагог Бенд­ жамин Спок встречался с тремя покблениями читателей своей книги «Ребенок и уход за ним». Иьшульсом к созданию этой КНИГИ; стал «бэби бум» — из­ вестный в американской демо­ графии феномен резкого скач­ ка рождаемости; сразу после окхтнчания второй мировой вой­ ны. Произведение Спока до­ полнялось и переписывалось автором, переживало периоды подъемов и снижения к не­ му читательского интереса, но при этом всегда оставалось на­ стольной книгой миллионов американцев и читателей из других стран. Книга переве­ дена на 31 язык, продано свы­ ше 36 миллионов экземпляров. ■Доктору Споку 86 лет, у не­ го доброе, умное лицо. Его ответы остроумны, манера ре­ чи энергична.. Спок не расте­ рял того молодого, свежего любопытства к жизни, кото­ рое всегда было характерно для его работы, его книг. С годами он обрел репутацию чрезвычайно активного обще­ ственного деятеля — выступал против вьетнамской войны. Борется против американского вмешательства в дела Никара­ гуа, против гонки вооружений. Встречи Бенджамина Спока с читателями никогда не прев­ ращаются в монолог автора. Это всщда спор, живая дис­ куссия. Спока забросали воп­ росами: «Можно ли ударить ребенка?», «Что делать с ма­ лышом-, который не хочет де­ литься игрушками?», «Как за­ ставить неуправляемого ребен­ ка уважать нас?». На встрече в публичной библиотеке неко­ торые родителя заговорили и о тех рекомендациях Спока, ^ которые кажутся ям спорны­ ми, например, о его извест­ ном совете «положить ребен­ ка в кроватку и выйти из ком- — Я огорчен, — ответил доктор Спок, — что этот со­ вет воспринят так, будто я против того, чтобы подходить к плачущему ребенку. Нет, это относится к тем ситуаци­ ям, когда ребенок начинает диктовать родителям свои правила. В таких случаях мать скрепя сердЦЬ должна проявить выдержку. Две ночи — и все уладится. Доктор Спок — не догма­ тик. он пересматривает неко­ торые свои положения и от­ крыто в этом признается. Сей' час он считает, что его со­ вет родителям «ни в коем слу­ чае не брать детей в постель» не так уж непререкаем. —- Ясно, что в Америке, как и во всем мире, многие дети спят со своими родителями, и ничего страшного не происхо­ дит, — сказал он, — но отри­ цательный эффект все же воз­ можен, и я считаю, что роди­ тели об этом должны знать. А. дальше уж пусть решают Главное, что доктор Спок хочет внушить родителям, — это уважение к личности ре­ бенка, необходимость обще­ ния с ним «на равных». Что беспокоит Спока сегодня? Ран­ ние половые связи, например. Он считает, что долг родите­ лей и врачей помочь детям понять, что лучше отложить подобный опыт до ТОГО- вре­ мени, когда придет зрелость, настоящая любовь. Спок оза­ бочен тем, что в стране мало детских садов, что средств на них вгеделяется недостаточно. «Детские сады, где был бы на­ стоящий уход за подрастаю­ щим поколением, мы принес­ ли в жертву наращиванию ядерных вооружений». Доктор Спок возмущен разгулом те­ левизионного насилия. Ребенок, говорит он, за несколько лег успевает посмотреть по теле­ визору тысячи убийств. П ^жи в долгую жизнь, Бевджамин Спок пришел к вы­ воду, которым он поделился со своими «детьми» — читателя­ ми его книги^ «Меня печалит, — говорит он, — установка, которой руководствуются мно­ гие родители, подстегивая де­ тей: «Вперед! Вперед!» Слиш­ ком большой упор в США де­ лается на работу, доходы, пре­ стиж, а надо бы воспитывать Детей так, чтобы они были от-. помощь, умели любить и знали, что са­ ми любимы. За это в первую очередь несет ответственность семья, а потом уже общество. Мы живем в напряженное вре­ мя. Проблем становится все • больше. Это -И высокий уро­ вень разводов, и растущая преступность, и обострившая­ ся конкуренция, которая зас­ тавляет некоторых родителей «жать» на детей. Дети сегодня, как и их родители, часто ис- ’ пытывают стрессовые ситуа- ■ ции и ощущают свою сла­ бость, беспомощность. Но ро­ дители могут им помочь. Де­ ти реагируют на то состояние напряжения, в котором нахо­ дятся родители, а не общест­ во. Надо уменьшить наше дав­ ление на детей. Надо отдьг- хать вместе с ними, учить их взаимопомощи, ответственнос­ ти. Давление же сле­ дует оказывать на полити­ ков, требовать от них хороших детских садов, школ, полно­ ценного медицинского обслу­ живания». Хотя вопросы родителей за десятилетия несколько меня-- ются, считает Спок, его совет в целом остается прежним: «Поступайте так, как подска-: зывает здравый смысл. У ме­ ня нет магических ответов на все случаи жизни». Э. ЧЕПОРОВ,. сов. корр. АПК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz