Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
Школа на пути реформы УМ Н РОДНОГО ЯЗЬЖА Молодые утателя района, области вместе собирают ся не часто. А потребность такая есть — поделиться но востями 4 заботами, сообща их обсудить, кое-что решить, оглядеться. Год ля, два позади, а проблемы не уходят, одни сменяют другие. Велика потребность в общении с наставнифм, и хорошо, что в каждой школе они есть. Но вот на в с ^ ч у с человеком, отмеченным талантом пе- дагогичесфго мастерства, везет далеко не всем. Учиты вая это, {институт усшершеиствовання учителей (ИУУ) задумал |ерию встреч по прсшаганде передюого педаго- гического [опыта. На первур встречу менюченко й В. С. Татуйко (о ней писала наша газета год назад) — помнится, соб рались скромной аудиторией только учителя Липецка. На вторую, состоявшуюся несколько дней назад в ак товом зале ИУУ. были приг лашены мододые преподава- ?ели руссфго языка и ли тературы'шродов и ,сел всей области, им* предстояло по- знакомитьф с опытом заслу женной уфтельницы школы РСФСР, словесницы Добров- ской восьмилетней школы Екатерины Александровны Темниковой. Проблема преподавания русского (языка... Она се годня особенно актуальна. И в свете задач гуманитариза ции школы, и ввиду обост ренного ныне общественно го интереса к вопросам ду ховности, национального са мосознания. Родной язык — всему начало, всему, что есть в нас человеческого, ис тинного. Но уже в дошколь ных учреждениях самые чуткие, самые неравнодуш ные воспитатели подмечают, как беден ц неярок лекси кон большинства наших ре- ’бятишек. А школьные учи теля?.. Впрочем, дадим сло- . во самым молодым из них. Усманик Г. 13 воловскс щ. За Йле^ Ьс ого села Зама- райка й чами обеих — первый учетный год. Девуш- кй буквально "влюблены в свой предмет, считают —• конечно же, по праву — его первостепенным. И тем бо льнее им видеть, как незна чителен он в глазах учени ков, не I желающих изучать его глуфко. серьезно, с ин тересом. — Речь у большинства сельских ребятишек, — до полняет раесйаэ-бывщиэс"од- нокурсниц Л. В. Козлова, ныне тоже сельская учитель ница, — развита плохо, они мало читают. Даже старше классники. Почему им неин тересен родной язык? С этим трудно смириться. По этому я взялась вести кру жок ^Русское слово». Мо жет быть, в городской шко ле все обстоит иначе? — во- просительно смотрит она на подругу Т. А. Сбитневу. I — И у меня проблем хва тает, — отвечат коллега. — Жаль, но с самых малых лет у ребят не вырабатыва ется чутья к родному язы- ку. Правильно понимая суть проблемы, неплохо вооружен ные методиками, начинаю щие педагоги, чувствуется, спотыкаются на практичес ком воплощении замыслов и знаний. Оттого их интерес к предстоящей встрече с опытным коллегой, знамени той не только в своем Доб- ровском районе, был огро- Екатерина Александров на приехала в Липецк не од на, с пятиклассниками. Выш ла с ними на сцену, усади ла за столы, сама стала у доски — и участники встре чи бчутились в импровизи рованном классе. Начался урок. Очередной, открытый. К ним привыкла не только учительница —■ за 38 лет провела более двухсот, — но и ее воспи танники. Это было всем по нятно, и все-таки поразила необычная раскованность пя тиклассников, не обращавших ровно никакого внимания на десятки зрителей. Все их внимание сразу сосредоточи лось на учительнице, с пер вых минут задавшей тон об щению деловому и взаимоза:- интересованному, притом удивительно благожелатель ному. В этой атмосфере доб ра и внимания, конечно, не исключающей и требователь ности и взыскательности, ребята буквально рвались отвечать с места и у доски. Кто-то, случалось, ошибался в ответе, но ни одноклас сники, ни учитель не акцен тировали на этом внимание. Задача была в другом -чтобьГ клабе^^'абетал, я г сби ваясь с заданного ритма, шел к намеченной учителем це ли. И это у ребят превос ходно получалось, они |Тру- дились дружно и увлечен но. Как привыкли. Впрочем, иногда казалось, что они играют. Скорее все го, так оно и было. Пяти- играли, соревнова лись в находчивости, знани ях не только грамматики, но и стихов, бытовых пред метов, в жизненных наблю дениях. Делали это очень увлеченно. Екатерина Алек сандровна, между тем, тон ко направляла весь этот мно голикий коллектив, учила всматриваться, вслушивать ся в слово, искать его глу бинный смысл, любоваться невидной красотой. Она влюбляла их в слово, кажет ся, такое родное, такое при вычное. И что только при этом не использовала: сиг нальные карточки-«гармош- ки», словарь-игру, этимоло гический бой. «компас» с орфограммами, и даже, пред ставьте. обычную матрешку или кусочек кружевного по- яотна... Чтобы материализо вать букву, слово, придать им яркую образность. Что бы. как скажет позже, «ре бятам легче работалось». Удалось нам узнать, и что думают сами ребята об уро ках Е. А. Темниковой. Ме тодист института И. В. Ко новалова зачитала ответы пя тиклассников на вопросы предложенной анкеты. Вот некоторые из этих сердеч ных исповедей: «Наша учи тельница очень любит свой предмет, очень его знает, и мы ее за это очень любим», «Ведет кружок по русскому языку постоянно, и так ин тересно!», «Если надо, хоть пять раз объяснит материал, но —- будет понятно», «Она все знает о русском языке», «'Мне она нравится не толь ко как учительница, но и как человек», «Ее знания не для отчета на собрании, а для нас самих». Не толь ко сердечно, согласитесь, но и достаточно мудро сказано. Опять заслуга словесника. Уроками по языку, извест но, можно прямо и глубоко воздействовать на детскую душу. Если только эти уро ки в- умелых руках масте ра. Так в чем же секрет учительского умения и обая ния Е. А. Темниковой? — Ша ^ человек и мас тер, — сказала о своей на. ставнице выпускница ЛГДИ, четыре года проработавшая в одной да школ Добровско- го района. Г. А. Смыкалова, и испытавшая на себе яркое, сильное' йритяж-ениегличнсй? ТИ:Е. А. Темниковой;;— Ши рота и благородство ее ду ши проявляются и на уроке, сообщают ему особую то нальность*, дают тот «воз дух», в котором легко ды шится и учителю, и учени ку. Конечно, Екатерина Александровна —- и методист блестящий, владеет в совер шенстве многими новаторски- ки системами, на их основе выработала систему свою, позволяющую как бы наск возь видеть весь курс обу чения русскому языку в школе, планировать его , ко нечный результат. Она — истинный подвижник. На встрече в Липецке я видела, как у многих мол' дых учителей, по студенче ской привычке стремивших ся. «законспектировать» сис тему Е. А. Темниковой, ка рандаш то и Дело застывал в воздухе: что записывать? Какое из пособий важнее, какой прием? В чем суть системы мастера? — Да, — сказал на встре че профессор Б. Т. Панов, — у Екатерины Александ ровны выработана своя си стема, свой, индивидуальный метод преподавания. Но глав ная все же его особенность — повседневная забота об учениках, их росте, разви- — Работала много, — просто объясняет секрет своего успеха сама Е. А. Темникова, — Изучала и изучаю все, стараюсь най денное повторить и развить. Делаю всегда только то, что нужно детям. Много читаю, люблю читать, в личной биб лиотеке собрала около двух тысяч книг, разных — ху дожественную, методическую литературу. Наглядные посо бия изобретаем вместе с ре бятами и родителями. Кста ти, немало наших пап и мам сами работают со словаря ми, помогают мне воспиты вать детей. К очередному учебному году стараюсь го товиться в каникулы, приво жу в порядок библиотеку, каталог, перечитываю лите ратуру, которую буду изу чать с ребятами, готовлю что-то из наглядных пособий. Некоторые вьшускники, встречаясь, упрекают: «А вот этого вы с нами не де лали». Да, стараюсь не стоять на местр и не пони маю коллег, которые года ми ничего не меняют в сво ем уроке, в его методах' и формах. Нам никак нельзя останавливаться: надо ис кать, пробовать, много рабо- Урок молодым: успех в _ лнойГ'пшеке, в» огромном трудолюбии й, конечно, — в уважении к профессии и любви к детям. Истина про стая, известная. Следовать ей нелегко, но это единст венный путь педагога во время перестройки школы. Т, СПАССКАЯ. ----------- Врач предостерегает ---- ГЛАЗУНЬЯ под ЗАПРЕТОМ В редакцию поступают письма читателей с просьбой объяснить, чем вызван запрет на изготовлениё кремшых изделий и мягкого мороженого с использованием яиц. И почему в больницах, детских садах, пионерских лагерях Не разрешают готовить яичницу-глазунью и яйца всмят- 1 ^? На этот счет ходят разные слухи, которые, как во дится, несколько драматизируют ситуацию, вызывают опа сения. Словом, нужна ясность. Вопросы читателей мы ад ресовали заместителю главного государственного санитар ного врача области Л, Д. КИРИЛЛОВОИ. За последние два года во всем мире резко возросла заболеваемость сальмонел лезом. Не исключение и на ша область, где в прошлом году переболело 1641 чело век, в том^ числе 516 детей, В Добровском, Лебедянском районах и в Липецке заре гистрированы пищевые от равления, связанные с упот реблением инфицированно го сальмонеллами молока, пирожных и рыбных биточ ков. Уже за 4 месяца этого года переболело 324 чело века, причем более половины из них — дети., Особенно не благополучны в этом плане Данковскцй, Лебедянский, Липецкий районы и город Липецк. Основные причины роста заболеваемости это несо вершенство технологии полу чения мяса птицы, грубые нарушения санитарно-вете ринарных правил на птице фабриках, плохое санитарное состояние ряда предприятий торговли и общественного пи тания, широкая уличная тор говля скоропортящимися про дуктами без достаточных на то условий, а также пренеб режение элементарными пра вилами личной гигиены; Итак, сальмонеллез — это инфекционное заболевание, вызванное микробами, Кото р у часто встречаются в мя се кур, уток, гусей, свиней, крупного рогатого скота, практически любой продукт или блюдо (салат, кремовые изделия, винегреты, молоко и молочные продукты) мо гут вызвать заболевание, ес ли не соблюдать санитарные правила н технологию при готовления, условия и сро ки реализации. Сальмонеллы широко рас пространены в окружающей' среде: сточной воде, ------- навозе. Попав - “ Через сутки в зараженном мясе его количе ство увеличивается в 140 раз, а через трое — в че тыре тысячи раз. Употреб ление инфицированных про дуктов вызывает пищевое отравление. У заболев ших повышается темпера- т>-ра, появляется слабость. тошнота, иногда рвота, рас стройство кишечника. Это может привести к тяжелым септическим состояниям. Осо бенно уязвимы маленькие Микроб быстро погибает в кислой среде, а при тем пературе 100 градусов •— практически мгновенно. Ес ли яйца сварены вкрутую, то они совершенно- безопасны. Мясо, которое прошло хоро шую термическую обработку в течение 1— 1,5 часа, так же можно употреблять без опаски. Однако надо иметь в виду, что при температуре, допустим, 60 градусов -мик роб погибает только через час после 1 [ачала- с^бработ- В настоящее время Мин здрав РСФСР и Минторг РСФСР, стремясь приостанр- вить распространение саль монеллеза, ввели ряд огра ничений на предприятиях об щественного питания и тор говли. В детских, лечебных учреждениях запрещены яй ца всмятку, яичница-гла зунья; , для приготовления блюд из мяса птицы требу ются отдельные цеха со сво ими холодильниками, ку хонным инвентарем. В мага зинах куры и яйца должны продаваться в отдельных сек- Нередко в магазинах мы видим, что на одних весах взвешивают кур и вареную колбасу, растительное масло, в одной витрине лежат ко рейка й утки. Это грубей шее нарушение, пути вторич ного заражения продуктов. Возникает вопрос: а не проще ли обспечить постав ку «чистой» продукции с птицефабрик? Неужели мы уже никогда не сможем без риска съесть яйцо всмятку? К сожалению, попытки по лучить «чистую» продукцию с птицефабрик пока не да ют результатов. Например, в Ивановской области полно стью обновили поголовье од ной птицефабрики, прове.чи дезинфекцию, завезли но вых цыплят, а спустя неко торое время вновь поголовье кур было инфицировано. В Англин, где более со вершенная те.хнология, так- сальмонеллезом населения не уменьшилась, а выросла за последние 3 года в 20 раз. У нас еще более усу губляют положение отста лые технологии на птицефаб риках. Например, существу ет особый прием: «душиро- вание» тушек, когда каждая тушка птицы должна обмы ваться под душем. Но на на ших птицефабриках он вы полняется так: тушки моют и охлаждают, окунув их в общую ванну. Если учесть, что вода вместо «ледяной» достигает температуры 10— 12 градусов, то можно себе представить, как там размно жается микроб. К сожал;е- нию, последние проверки птицефабрик Данковского, Лебедянского, Грязинского, Липецкого районов, г. Ель ца выявили грубые наруше ния санитарно-ветеринарных правил и технологии. Елец кий птицецех и цех по про изводству яичного поропша в совхозе «Красный колос» были закрыты санитарной службой. Ряд руководителей и специалистов оштрафован. Много еще упущений и в сфере общественного пита ния. Лорой неряшливый по вар или посудомойщица мо гут. саМи того не желая, раз нести инфекцию среди со тен людей. Немало в профилактике сальмонеллеза можем сде лать и мы с вами, ведь бо лее двух третей заболевших заразились дома. Чтобы пре дотвратить заболевание, ре комендуется употреблять ку рицу в вареном виде или после тщательной термичес кой обработки в духовке. Хо зяйке нужно запомнить, что кур, так же, как говядину и свинину, положено хранить в холодильнике только в цел лофановом пакете. Разделку сырой тушки птицы прово дить на отдельной доске, ко торую после окончания рабо ты вместе с ножом, тарелкой или миской, где она размора живалась, нужно тщательно вымыть с одним из моющих или чистящих, порошков и обдать кипятком. Одновре менно с разделкой мяса не льзя заниматься приготовле нием других блюд. А поку патели в магазинах должны требовать от продавцов хра нения кур в холодильниках или охлаждаемых витринах, при покупке - упаковки тушки в целлофановый па кет или оберточную'бумагу. Л. КИРИЛЛОВА. Новости культуры т . ПРЕМ ЬЕРА В Н А РОДНОМ ТЕАТРЕ Во Дворце культуры к тех- нвкк производственного объ единения «ЛТЗ» состоялась премьера спектакля народного театра «Поиск» по пьесе Э. Ионеско «Король умирает». — В репертуаре театра, вслед за постановкой «В пле ну у Дьявола» Н. Стовак, — говорит режиссер Наталья Ме- каева, — появился спектакль, который помог как участникам, так и зрителю в своеобразном исследовании проблем театра и современной жизни с раз личных позиций. Сценография выполнена ху дожником Я. Т. Ходаковым, сотрудником областното Двор ца культуры профсоюзов. За мысел его помогает проник нуть в космическую атмосфе ру бытия, ощутить смысловую канву действия показывая хрупкость мира, его незащи щенность. |Единодушным признанием зрителей и жюри высоко от мечены актерскда работы Ко роля — Василий Суренский, Палача-докто'ра — Юрий Фро лов, Королевы Маргариты — Галина Луценко; С каждой новой постановкой народный театр обретает спе цифический почерк, свое твор ческое лицо, которое не всег да просто найти, тем более в самодеятельном драматичес ком коллективе. Впереди у коллекиша не менее интересная постановка. Это одна из комедий Дель Ар- те, которую артисты намерены всякий раз по-новому разыгры вать на открытых театральных площадках города. Н. САВИН, ^ режиссер ОНМЦ НТ Вниманию заготовителей! в последние годы на терри тории области резко сократи лась численность таких лекар ственных растений, кНк лан-, дьпп майский, зверобой про дырявленный, душица обык новенная, бессмертник. , ГГо предложению областного совета общества охраны при роды облисполком принял рас поряжение о запрещении сбо ра в текущем году заготови тельными организациями вы шеназванных видов лекарст венного растительного сырья. О. ПОПОВА, ст. инструктор обЛсо»ета. К О Р О Т К О ТЕГЕРАН. В понедельник те геранское радио переднюю пер вую часть посмертного заве- гцавия имама Хомейяи. В нем, в частности, содер жится обращевве ко всем му сульманам с призывом не. укоснительно следовать кано нам ислама ж приложить со вместные усилия для созда- подчерквул «необходимость противостоять заговорам сил ~ Востока и их аген. цию и весь покончить с «расизмом» и полагаться только на собст венные силы». ЯУНДЕ. Предвыборная кам пания началась в воскресенье в Республике Экваториальная Гвинея. Она предшествует президентским выборам, кото рые пройдут там 25 июня. I Единственным нретецдёнтом на пост президента является вынюнний глава государства и правительства бригадный ге нерал Теодоро Обианг Нгема Мбасого. Он вцдвннут кавди. датам от созданной в прошлом году демократической партии Экваториальной Гвинеи. Прези дент избирается в Экватари- ахьно^’Гвйй®Г“ 6 сев 8 н|йм Вря^ мым голосованием на семилет ний срок. Представляя в воскресенье на пресс-конференции свою политическую программу, Тео доро Обианг Нгема Мбасого подтвердил нривержеивостъ делу мира и разоружения, вы сказался за развитие взаимо выгодного медсдународного со- трудккчества. Он признал на личие в стране серьезных эко номических трудностей. ВЕНА. Стабяльвость на ми- ровых рывках нефти может быть достигнута лишь на пу ти укрепления сотрудвж- > честаа между организацией ' стран-экспортеров нефти (ОПЕК) я другими нефтедобы вающими. странами. Об этом заявил на открывшейся здесь в нонедельвнк конферевцшс ОПЕК ее презедент Рнлваяу Лукман, Он отметил, что все 13 стран—членов организации настроены оптимистично отно сительно быстрого достижения договоренности. Как явствует из источников, близких к конференции, сре ди участников возникли разно, гласив по поводу установлении новых индивидуальных квот среди всех членов организа ции. Увеличение своей квоты требуют Кувейт, Объединен ные Арабские Эмираты, Ли вия, Габон и Эквадор. НЬЮ-ЙОРК. Генеральный (се кретарь ООН Хавьер Перес де Куэльяр сегодня рекомендовал продлить еще на 6 месяцев действие мандата вооружен, вых сил ООН по поддержа нию мира на Кипре, который истекает 15 июня. Афганистан сегодня КАБУЛ — город торговый. Таким ом всегда был и продолжает оставаться, несмотря на напряжен ную обстановку, нагнетаемую силами непримири мой оппозиции. НА СНИМКЕ: на улицах Кабула. Фото б. БУДАНА (ТАСС}. ОТКАЗЫВАЮТ В РАВНЫХ ПРАВАХ БОНН, в июня. (ТАСС). Мшшстр иностранных дел Рулоф Бота признал в ни- тервью западногерманской газете «Вельт ам Зомтаг» необходимость отмены расо вой дискриминации в Южной Африке, однако категорн- . чески высказался против. . предоставления африканцам равных с белыми прав. Апартеид необходимо ли- - квидировать, сказал он. Сле дует положить конец геге. монии белых. У нас идет процесс реформ. При этом Р. Бота признал, что в -гко- ром будущем не будут от- менены дискриминация я со- цнальной н политической об ластях, законы об установ лении определенного место жительства для,^ различных расовых групп и о регистра ции населении. Если мы ли шим силы эти законы, то возникнет состояние хаоса, утверждал он. При этом руководитель внешнеполитического ве. . домства ЮАР откровенно заявил, что его правительст во не намерено вводить в стране всеобщее избиратель ное право, то есть предоста вить африканцам и «цвет ным» возможность участво вать в управлении страной. я.) МЕШДУНДРОАНДЯ ИНФОРМАЦИЯ ЕЩЕ ШАГ К ЕДИНОЙ ЕВРОПЕ страны Европейского экодо- мического сообщества (ЕЭС) последовательно готовятся к тому, чтобы в 1992 г. пол ностью открыть свои грани цы. Таким образом, будет сделан еще один решитель ный шаг в сторону создания, так сказать, «европейского еупергобударсмк»'' сб'^'вЬЯм" парламентом, по сути еди ным гражданством населе ния, \ единой денежной еди ницей. Экономические пред посылки объединения- 12 стран Европы закладывались десятилетиями послевоенно го развития, которое приве ло к необходимости полити ческого единства. Этот процесс, однако, не ограничивается только эко номической и политической сферами. Он начинает зат рагивать также область куль туры, и прежде всего язы ка. Среди трехсот различ ных программ, разработан ных руководящими органами ЕЭС в преддверии объедине ния, есть и программа «Лин гва», целью которой являет ся подготовка населения к более интенсивному обще нию. поскольку граждане единой Европы в 1992 го ду получат право свободно перемещаться, селиться и работать там, где поже лают. В связи с этим, естественно, возникла про блема изучения иностранных Комиссия европейских сообществ (КБС), подготовив шая программу «Лингва», предполагает ассигновать на ..ее реализацию 250 миллио нам ЕЭС рекомендуется «стимулировать молодежь к изучению языков». В самой же программе подчеркивает ся. что знание нескольких языков будет способствовать служебному росту граждани на единой Европы. Перед создателями линг вистического проекта воз никли определенные трудно сти, поскольку он касается европейской молодежи,' пре жде всего школьников. Как известно, образовательные программы стран ЕЭС в от ношении изучения иностран ных языков сильно разнят ся. Если, например, выпусю ники люксембургских школ в обязательном порядке дол жны знать три языка, то ир ландские школьники мо^ут их не изучать, потому что дело добровольное. Иная ситуация в Нидерландах, где принята программа, в соответствии с которой все школьники к 2000 году бу- дут владеть двумя иностран ными языками. Преподава ние их ведется уже в на чальных классах В двух пос- . ледних классах ученики дол жны свободно говорить по- английски. Знание немецко го или французского вскоре также станет обязательным. Владение двумя языками стало, по сути, обязательным в Португалии и ФРГ. Обя- ' зательно знание двух Язы ков и для тех молодых дат чан, которые хотят посту пить в высшие учебные за ведения. Одним словом, КЕС при-, шлось приложить немало усилий, чтобы привести школьные программы стран ЕЭС в некоторое соответст. вне. Насколько; эффективна «Программа Лингва». — по кажет будущее. Но так или иначе, Европа сделала еще один серьезный шаг к объ единению — ее граждане, преодолев языковый барь ер, станут общаться более свободно. Е. РЯЗАНОВА. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ВАРШАВА. Из предваритель ных сообщений об итогах под- вого тура выборов в сейм и сенат Польши вытжает, что они неблагоприятны для пра вительственной коалиции, за явил в понедельник предста витель ЦК ПОРП по печати Ян Биштыга. Вьсборы носили характер плебисцнга, ж «Солидарность» получила существенное боль шинство, отметил он. Заявив, что коалиция намерена быть последовательной и не рас- тернативы, кроме политиче ских последствий результатов выборов, представитель ЦК ПОРП по печати подчеркнул: мы не сойдем с пути разви тия демократии и р ^орм . , В свете результатов выбо ров возникает проблема от- ветствевности за польское го сударство, его стабильность, продолжал он. Последствием результатов выборов для оп позиции должно быть привя- ложил создать широкую коа. лицию. Первый шаг оппозиции в направлении взаимной от ветственности — это совмест ная забота о порядке в стра не. Если триумфаторство и авантюризм приведут к анар хии в Польше, демократия к, общественное спокойствие бу дут серьезно поставлены под угрозу. Создания такой ситуа ции власти, коалиция и оппо зиция не могут донустить, за явил Я. Биштыга. СОВЕТЫ ДОКТОРА СПОКА Недавно в Нью-Йоркской публичной бнблиптёке знаме нитый педиатр и педагог Бенд жамин Спок встречался с тремя покблениями читателей своей книги «Ребенок и уход за ним». Иьшульсом к созданию этой КНИГИ; стал «бэби бум» — из вестный в американской демо графии феномен резкого скач ка рождаемости; сразу после окхтнчания второй мировой вой ны. Произведение Спока до полнялось и переписывалось автором, переживало периоды подъемов и снижения к не му читательского интереса, но при этом всегда оставалось на стольной книгой миллионов американцев и читателей из других стран. Книга переве дена на 31 язык, продано свы ше 36 миллионов экземпляров. ■Доктору Споку 86 лет, у не го доброе, умное лицо. Его ответы остроумны, манера ре чи энергична.. Спок не расте рял того молодого, свежего любопытства к жизни, кото рое всегда было характерно для его работы, его книг. С годами он обрел репутацию чрезвычайно активного обще ственного деятеля — выступал против вьетнамской войны. Борется против американского вмешательства в дела Никара гуа, против гонки вооружений. Встречи Бенджамина Спока с читателями никогда не прев ращаются в монолог автора. Это всщда спор, живая дис куссия. Спока забросали воп росами: «Можно ли ударить ребенка?», «Что делать с ма лышом-, который не хочет де литься игрушками?», «Как за ставить неуправляемого ребен ка уважать нас?». На встрече в публичной библиотеке неко торые родителя заговорили и о тех рекомендациях Спока, ^ которые кажутся ям спорны ми, например, о его извест ном совете «положить ребен ка в кроватку и выйти из ком- — Я огорчен, — ответил доктор Спок, — что этот со вет воспринят так, будто я против того, чтобы подходить к плачущему ребенку. Нет, это относится к тем ситуаци ям, когда ребенок начинает диктовать родителям свои правила. В таких случаях мать скрепя сердЦЬ должна проявить выдержку. Две ночи — и все уладится. Доктор Спок — не догма тик. он пересматривает неко торые свои положения и от крыто в этом признается. Сей' час он считает, что его со вет родителям «ни в коем слу чае не брать детей в постель» не так уж непререкаем. —- Ясно, что в Америке, как и во всем мире, многие дети спят со своими родителями, и ничего страшного не происхо дит, — сказал он, — но отри цательный эффект все же воз можен, и я считаю, что роди тели об этом должны знать. А. дальше уж пусть решают Главное, что доктор Спок хочет внушить родителям, — это уважение к личности ре бенка, необходимость обще ния с ним «на равных». Что беспокоит Спока сегодня? Ран ние половые связи, например. Он считает, что долг родите лей и врачей помочь детям понять, что лучше отложить подобный опыт до ТОГО- вре мени, когда придет зрелость, настоящая любовь. Спок оза бочен тем, что в стране мало детских садов, что средств на них вгеделяется недостаточно. «Детские сады, где был бы на стоящий уход за подрастаю щим поколением, мы принес ли в жертву наращиванию ядерных вооружений». Доктор Спок возмущен разгулом те левизионного насилия. Ребенок, говорит он, за несколько лег успевает посмотреть по теле визору тысячи убийств. П ^жи в долгую жизнь, Бевджамин Спок пришел к вы воду, которым он поделился со своими «детьми» — читателя ми его книги^ «Меня печалит, — говорит он, — установка, которой руководствуются мно гие родители, подстегивая де тей: «Вперед! Вперед!» Слиш ком большой упор в США де лается на работу, доходы, пре стиж, а надо бы воспитывать Детей так, чтобы они были от-. помощь, умели любить и знали, что са ми любимы. За это в первую очередь несет ответственность семья, а потом уже общество. Мы живем в напряженное вре мя. Проблем становится все • больше. Это -И высокий уро вень разводов, и растущая преступность, и обострившая ся конкуренция, которая зас тавляет некоторых родителей «жать» на детей. Дети сегодня, как и их родители, часто ис- ’ пытывают стрессовые ситуа- ■ ции и ощущают свою сла бость, беспомощность. Но ро дители могут им помочь. Де ти реагируют на то состояние напряжения, в котором нахо дятся родители, а не общест во. Надо уменьшить наше дав ление на детей. Надо отдьг- хать вместе с ними, учить их взаимопомощи, ответственнос ти. Давление же сле дует оказывать на полити ков, требовать от них хороших детских садов, школ, полно ценного медицинского обслу живания». Хотя вопросы родителей за десятилетия несколько меня-- ются, считает Спок, его совет в целом остается прежним: «Поступайте так, как подска-: зывает здравый смысл. У ме ня нет магических ответов на все случаи жизни». Э. ЧЕПОРОВ,. сов. корр. АПК.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz