Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 июня 1988 г., № 124 (18 421). НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СССР (Окончание. Начало на 1-й стр.). ба потому, что не подкреп лена материально. Где же ' выход? Он состоит в том, чтобы промышленные пред приятия стали арендаторами ' земли, природных и трудо- ,вых ресурсов местных Сове тов. В этом случае каждое предприятие вынуждено уже договариваться с местными Советами ~ на каких ус ловиях оно будет работать на данной территории. Нынешний Съезд, по мне нию оратора', не решит ни одной экономической задачи, стоящей перед страной, до тех пор, пока не будут вы работаны законы, по кото- ‘^ым подлинным хозяином зе мли и предприятий будут те, кто на них работает. Однако, заметил депутат, как только мы сделаем Советы реальной ®ат недоразумения, излиш- властаю на земле, можно попп.зтгге.лкнпгтк т о г конкретных предложений об изменениях в Основном Зако не, направленных, по его словам, на восстановление суверенитета союзных рес публик — решительную де централизацию Союза путем разграничения и перераспре деления компетенций в поль зу союзных республик, обра зование эффективного право вого механизма для согла сования интересов Союза ССР и союзных республик. Надо исходить из того, что союзные республики первич ны, а федерация их — про изводное, подчеркнул депу. Выступающий коснулся бытующего суждения о цент робежных тенденциях в не которых союзных республи ках, упреков в сепаратизме. В основе их, отметил он, ле- предвидеть оживление -мест нических тенденций и по пытки «растащить державу на части». Здесь роль на родных депутатов особенная: они должны суметь поднять ся выше местных интересов, как бы важны они ни были. Еще более сложным 'к а жется, на первый взгляд, во прос о- передаче предприя тий в собственность трудя щихся. Сегодня трудовые коллективы, получив само стоятельность, пошли по пу ти роста зарплаты, не соот^ ветствующей создаваемой прибыли, -что приводит не к обогащению страны, а к уси лению инфляции, росту цен. Но выход и здесь есть. Все встанет на свои места,, как заявил оратор, если вопро сы о передаче власти Сове там и самостоятельности предприятий решать в тес ной связи с вопросом о соб ственности, о сочетании раз- ,■ных ее форм. Наш Съезд вполне мож но назвать Съездом народов Советского Союза, указал депутат Нишанов Р. Н. В его работе фактически уча ствуют все советские люди. Нет сомнения в том, что он выполнит возложенную на него историческую роль, даст новый импульс даль- . нейшим демократическим преобразованиям социализ ма, выработает пути реше- . ния неотложных проблем. "По мнению оратора, пере стройка сделала необратимые шаги. Удалось перевести об щество от застоя к движе нию, вернуть к жизни ле- . нинские подходы, ленинские взгляды на общественное развитие. Народ ждет от пе рестройки реальных плодов, но эти пловцы созреют, если будут решительно укреплять ся- основы народовластия и правопорядка, если нам уда стся полностью отказаться от командно бюрократичес ких методов руководства; Отметив, что об этих про блемах на Съезде идет в це лом конструктивный и дело вой разговор, депутат реши тельно отрицал практику на вешивания ярлыков, огуль-, ных обвинений, деления соб равшихся на прогрессивных и консервативных, осудил попытки отдельных товари щей настроить участников форума против партийных работников. Он призвал к ответственности. терпению •и компетентности. По его словам, необходима консоли дация вс'ех групп, предста вителей всех регионой. Выступающий лодробно остановился на разработке правовых и законодательных актов, глубоко продуманных законов, которые он назвал фундаментом создаваемого правового государства. Он, в частности, предложил восста ния дозрит ь ос ь, прос то незнание. Корни же — в ■социальных и экономических проблемах, нехватке разумно го и уважительного отноше ния наций и народов друг к другу. Одним, из решающих аспектов проведения в жизнь ленинской идеи социалисти ческого федерализма остает. ся уважение права наций на самоопределение.' Съезд дол жен решать только пробле мы федеральных' отношений, а остальные вопр^осы оста вить законодателям союзных республик. Сложившаяся в стране и регионах ситуация в той или иной степени относитйя и к Азербайджанской ССР, ска зал депутат Муталнбов А. Н. Часть выступления он посвя тил информации о том, как республика в условиях пере стройки преодолевает нега тивные тенденции, уделяя особое внимание развитию социально-экономической с ^ - В связи с этим оратор под робно остановился на пробле мах территориального хозра- счета, подчеркнув, что имен но в нем республика видит кратчайший путь подъема производительных сил. Отсю да, считает он, необходимость всецело поддерживать линию на повышение экономической самостоятельности сокюных республик страны., Оратор предложил уско рить разработку закона о са- сировании союзных респуб лик. Важно, по его мнению, не делать из этого экспери мента, а осваивать данные принципы в целом во всех республиках. Новая система экономиче ских взаимоотношений, под черкнул депутат, не должна размывать принципов совет ского федерализма, а, напро тив, способствовать их укре плению. Сильные союзные республики не могут быть без сильного центра и наобо- Вместе с тем, подчеркнул оратор, в последнее время предпринимаются попытки использовать, концепцию ре гионального хозрасчета в ка честве своего рода ширмы» прикрывающей стремление замкнуться йа себя. Это чре вато свертыванием экономи ческих связей между союз- , ными республиками. Далее депутат подробно остановился на путях преодо-. ления разбалансированности внутреннего рынка, высказав, в частности, несогласие с по становкой вопроса д> консер. вации ряда строек в респу блике. Большое внимание он уделил проблемам оздоров- лёния межнациональных от ношений, экологии "и разви тия сельского хозяйства. Ряд замечаний в связи с . . ., некорректным поведением'на новить в Конституции главу трибуне некоторых ораторов о суверенных правах союз- высказал в начале своего вы- ных республик и союзном отупления депутат Ол " гражданстве, которая ' суще- -------- - - ствовала в Конституции 1924 года, а также продумать концепцию закона о нацио нальных группах. В заключение представи тель Узбекистана рассказал .о первоочередных . задачах, которые необходимо решить в республике, а также дал положительную оценку внеш неполитическому курсу Со ветского государства. Одна из сложнейших проб лем’ перестройки и демокра-' тизации нашей политической систе.мы, сказал депутат Го. Й. Он объяснил это стремлением засвидетельст вовать активность перед сво ими избирателями. Оратор остановился затем на конкретных' проблемах, которые можно, по его мне нию. решить, не выходя из этого зала. ! Прежде всего надо изыс кать средства, даже путем сворачивания некоторых гло бально заманчивых про грамм, с тем чтобы хоть не много прибавить к зарплате и пенсии люд:^м, стоящим за чертой бедности или на гра- рбунов А. В. (Латвия), —их ни ее. Больше всего узлов. правовое обеспечение. Оно, однакр, постоянно вступает в противоречие с устаревши, ми законами. Здесь прозвучало, отметил оратор,- что нас не поймут, если мы станем с ходу вно- ■ сить поправки -в Конститу цию. Но на разработку . но- . вой Конституции уйдет не один год, и здесь спешить действительно нельзя. Одна ко надо двигать вперед пе рестройку и одновременно прибегать к более решитель ным мерам в сфере законода- тельства. Избиратели не пой мут нас, если Съезд, прора ботав две недели, так и не внесет ни одной поправки в Конституцию СССР, хотя бы в те статьи, которые мешают продвижению вперед, разви тию нашей федерации: В ка честве ар 1 ум€нта депутат привел примеры игнорирова. ния интересов союзных рес публик центральными мини стерствами и ведомствами, ухудшающего там социаль ную и экологическую обста новку. От имени группы депута тов из Советской Латвии оратор поставил вопрос о со здании СОВёрпЮННО новой МО- отметил украинский Писа тель, завязалось в национа льной проблеме. Развязать их можно только на неукос нительном исповедований идеи федерализма, где ‘каж дая республика, и только она, долкна стать субъектом и сувереном в исправлении на копившихся деформаций. Я, сказал депутат, — за модель и идею прибалтийских рес. публик, поддержанную пре мьером Казахстана. Сильные республики —сильный центр. Ведь корни питают крону, а не наоборот. Выступавший высказался за то, чтобы придать статус государственности украин скому языку, подчеркнув- при этом, что на таком же дер жавном уровне надо «спос пешествовать развитию язы ков всех национальностей, живущих на Украине». В прямую связь с укреп, лением су/веренитета респуб- ) 1 ик депутат поставил проб лему сохранения 'среды оби тания, защиты ее от нашест вия центральных ведомств. Борьба против новоявленных промышленных захватчиков, подчеркнул он, выходит на первый план. В этой, подчас дели федерации, внес ряд 'неравной, борьбе -есть ужё первые победы. К ним оратор отнес решение о прекраще нии строительства Чигирин ской АЭС, призвав поступить так же и с Крымской атом ной станцией. Следует при нять и единственно разумное решение — окончательно ли квидировать Чернобыльскую АЭС. В выступлении остро звучали вопросы о более ши рокой и доступной информа ции по экологическим проб лемам. Оратор поддержал требо вание депутатов-аграрников — вернуть долги деревне, уравнять селянйна с рабо- Я (Выступаю, сказала депу тат Пухова 3 . П„ от имени всех женщин, чей голос ча сто остается неуслышанным. А ведь вопросы, которые мы ставим, затрагивают интере сы половины населения стра ны, половины ■ работающих в народном хозяйстве. Сегод ня нужны не бесконечные разговоры, которые вошли в моду о том, как тяжело на шим женщинам, а реальное , улучшение их положения. До сих пор политики государст венной, целостной, учитыва ющей национальные и реги ональные особенности по улу чшению положения женщин, нет. Как получилось, задала вопрос выступающая, что в ночную смену женщин рабо тает больше, чем мужчин, на тяжелых ручных работах и вредных производствах их тоже больше? Не решены проблемы охраны детства и материнства, нуждается в помощи семья. Многие из вас, обратилась выступающая к залу, вклю чали в свои предвыборные программы женский вопрос, видимо, не только для того, чтобы получить голоса из- бирательниц. Теперь женщи ны ждут от вас действий. В но вом Верховном Совете соз дается Комитет по делам же нщин. Он не должен стать женской комиссией, где то лько женщины будут решать свои вопросы. Он не должен быть женсоветом при Верхо вном Совете. Его надо фор мировать не по признаку по ла, а исходя из того, что это вопрос общесоциальный. У комитета должны быть за конодательные и> контроль ные функции. Председатель Верховного Совета СССР М. С. Горба чев от имени Съезда поздра вил вьщающегося русского писателя Л . М. Леонова с 90-летием. На Съезде, отметил депу тат Ельцин Б. Н., решается главный вопрос, от которого зависит будущее нашего об щества. Это вопрос о б л а с ти, которая по праву долж на принадлежать народу в лице его высшего законода тельного органа, то есть Съе зда народных депутатов. Ва жнейшие вопросы государст венной власти и управления были предрешены до Съезда, а депутатам предложено за них проголосовать. Оратор коротко охарактеризовал по. ложение в стране ,. которое оценивает как крайне трево жное. Обещанная программа и обещания за четыре года не выполнены, отметил он, люди стали жить хуже. Выступающий предложил ряд неотложных мер. Прежде всего, считает он, надо рассмотреть на Съезде цели и задачи общества, с их учетом утвердить комис сию и ГОТОВИТЬ’ проект новой Конституции. Остацовившись на проблемах развития наро дного хозяйства, оратор пре дложил решительно провести децентрализацию власти и экономики, демонтаж команд но-административной систе мы, от которых, по его мне нию, сегодня исходит угроза возврата общества к проЮло- Депутат также предложил решить вопрос о роли и мес те партии в обществе. С его точки зрения, неотложной за дачей представляется разра ботка и принятие закона о партии, который определил бы рамки компетентности и правомочности решений, при нимаемых партийными орга, нами. Процесс демократиза ции партии, считает он, се рьезно отстает от темпов де мократизации общества, ав торитет партии в массах па дает. (Поправить положение, по его мнению, может внео чередной съезд КПСС, на который должны быть деле гированы представители от всей партии/Путем альтерна тивных и прямых выборов в. первичных организациях. Оратор уделил внимание решению конкретных проб лем радикальной экономичес кой реформы: преобразова ние структуры органов упра вления на'принципах хозра счета. стабилизация курса • рубля, сокращение числа ми нистерств и некоторые дру гие. (Сегодня поступательное движение экономической ре формы, подчеркнул он, сде рживается планами и часто ошибочными норшгативами , 12-й .пятилетки. Оратор счи тает единственно правильным определить новые планы и нормативы на несколько лет с 1990, а не с 1991 года, а эту пятилетку ограничить ,че тырьмя годами. Чтобы реформа пошла, на до, заявил оратор, предоста вить больше политических прав, а также экономическую и финансовую самостоятель ность, хозрасчет каждой рес публике, Дать им реальный суверенитет. Говоря о соци альной программе, оратор сказал, что требуется без промедления принять законы о пенсии, о бедности, об эко логии, о формах собственнос- В создавшихся. условиях, сказал выступающий, Съезд должен прежде всего при нять , государственную про грамму вывода страны из кризиса. В заключение Б. Н. Ель цин внес предложение пр(и- нять закон о ежегодном рефе рендуме по вопросу доверия Председателю Верховного Со- вета СССР. Сегодня в Армении завя зался сложный узел проблем, накопившихся за десятиле тия.’ сказал депутат Арутю нян С. Г„ уделивший глав ное внимание вопросам меж национальных отношений. Положение в Армянской СОР осложнилось невиданным сти хийным бедствием. В эти трагические дни, напомнил оратор, мы с особой силой почувствовали, каким вели ким завоеванием является братская дружба народов Депутат предложил ряд неотложных мер, призванных нормализовать обстановку в республике и (ИКАО. Он от метил, что создание коми тета особого упоавления а 6 - тономной области не стало самостоятельной управленчес кой системой, выводящей ИКАО в прямое подчинение центру. В этих условиях ва жно расширить полномочия комитета, предоставить ему реальные права самостояте льно решать все жизненные вопросы. Депутат высказал мысль о необходимости вос становить функции област ных органов с передачей им в будущем всей полноты вла сти и права подчинения цен тру. Для ускорения вывода республики из кризисного, состояния, сказал он, требу ются нестандартные решения, в частности, по его мнению, надо отработать механизм но вых связей с зарубежными странами. Депутат призвал не допус кать шагов, возбуждающих межнациональную рознь и недоверие, о.тметиЛ в связи с этим, что порой предпри нимаются действия, проти вопоставляющие интересы азербайджанского й армян ского народов, говорил о стремлении народа Армении нормализовать обстановку, устранить конфликтную си туацию. Обе республики, и прежде всего их партийные органы, призваны использо вать все возможности для преодоления отчуждения, вос становления атмосферы дове рия и взаимопонимания, под черкнул оратор. Депутат Ридигер А. М. — член Священного синода Русской православной церк ви, митрополит Ленинград ский и Новгородский Алек сий подчеркнул, что впер вые религиозный деятель выступает со столь вы сокой трибуны нашей стра ны. Он поблагодарил М. С. Горбачева за доклад и кон цепцию, предложенную им для выхода из кризисной си туации, заявил, что правос лавные люди и все верующие нашей ’страны не только всей душой поддерживают перест ройку, но и видят в происхо дящих процессах реальное воплощение своих надежд и Оратор остановился на проблемах нравственного об новления общества. Он заме тил. что тяжелое положение, в котором оказались наша экономика,. многие стороны общественной жизни, имеет первопричиной не только чью-то злую волю, ошибки специалистов, но и духовное обнищание, поразившее обще- , ство. Нравственность, мора льные принципы призваны стать тем могучим средст вом. которое позволит прео долеть людям разобщенность, духовную отчужденность и тем самым сплотить их для построения счастливого бу дущего, Митрополит Алексий призвал народных депутатов консолидировать усилия, что бы вместе решать общие во- ' просы. Религиозные объеди нения, сказал выступающий, с надеждой ожидают приня тия в скором времени зако на о свободе совести, кото рый предоставит церкви бо льше возможностей участво-, вать в общественной жизни страны. Оратор сообщи^}, что он участвовал во Всеевропейской всехристианской экуменичес кой ассамблее «Мир и спра ведливость», недавно прохо. дившей в швейцарском горо де Базеле, (Представители всех христианских церквей , континента пришли к едино- , душному решению изложить его в обобщенном документе, касающемся всех проблем, стоящих сегодня перед чело вечеством. Митрополит: Алексий пере дал материалы этой Ассамб-' леи Председателю Верховно го Совета СССР. Сегодня, ощущая рево люционный дух перестрой ки, остро .'чувствуешь лич ную ответственность за су дьбу страны, затшйл депутат Бакулин В. И. Я считал и считаю, сказал он, что нас тоящий Съезд нельзя сво дить к митинговым речам, попыткам заварить кашу; внести сумятицу и раскол, увести депутатов от обсуж дения важнейших вопросов внутренней и внешней поли тики. Моих избирателей, под черкнул оратор, особенно волнует то, что часть депу- татор ведет откровенную борьбу за политическую власть, используя при этом разные методы, вплоть до оскорблений, угроз, навеши вания ярлыков. Меня, как рядового чле на партии, подчеркнул депу тат, беспокоят настроения, тех депутатов, чьи выступ-' ления и действия направле ны на принижение роли и значения КПСС, происходя щих в стране перестроечных процессов, попытки вбить клин между партией и на родом. Видимо, эти люди имеют свои, далеко идущие планы. ( Он выразил удивле ние по поводу того, что на Съезде молчат партийные работники и не дают отпор явно экстремистским напад кам на партию. По мнению оратора, коммунисты не дол жны уходить в сторону и ук лоняться от дискуссий. Поддержав положения док лада М. С. Горбачёва, де путат подтвердил, что при всех трудностях перестройка дает положительный резуль тат: набирает силу демокра тия и гласность, раскрепо щается инициатива людей, подтягивается промышлен ность, очень медленно, но улучшается дело в сельском хозяйстве. Это вселяет, уве ренность в правильности выбранного партией курса. Далее оратор изложил свои оценки по ряду основных проблем социально-экономи ческой политики, определяю щей интересы трудящихся. Он, в частности, высказался за необходимость взвешен ной и сбалансированной раз работки хозяйственных поо- грамм, скорейшее обеспече ние населения товарами, раз витие материально-техниче ской базы строительной ин дустрии и призвал ведущих ученых-экономистов быстрее перейти от дискуссий к вы работке конкретных путей лечения нашей экономики. Депутат Казарезов В. В. поддержал идею региональ ного хозрасчета и самоуп равления. Мне понятно, ска зал он, как это представить на уровне союзных респуб- _ лиК; А как же быть краям и областям России? ПреД: ставляется. что следовало бы подумать о переходе к такому звену, как регион — Урал, ' Западная Сибирь,, Дальний Восток, Центр и т. д. Может быть, имеет смысл предоставить таким регионам права союзных- рес публик в экономическом от ношении. Ускоренное развитие про изводительных сил Сибири является важной составной частью стратегии КП(СС, продолжал оратор. Но стра тегия эта реализуется. не- удовлетворительйо. И глав ное в том, что не создан ме ханизм, который бы стиму лировал ускоренное освое ние районов Сибири. В свя зи с этим выступавший на помнил, что в конце прош лого и начале нынешнего ве ков шло массовое, не наси льственное; а добровольное переселение в Сибирь из центра страны, Украины, Белоруссии, других регионов. Ныне незаслуженно забытый госудкрственный деятель Рос сии Столыпин стоял у исто ков реформы, обеспечившей такое переселение, без чего невозможен был бы сложив шийся уровень развития Си- , бири. Где же нынешние «го-- сударственные мужи», кото рые могли бы предложить нечто подобное, задал воп рос депутат. Оратор считает, что мож но говорить о многих стиму лах. Но главное: только зна чительно более высокий жизненный уровень сибиря ков может обеспечить при ток свежих сил и остановит утечку коренного населения в западные районы страны. Пока же уровень потребле ния и использования в Си бири важнейших благ и ус луг не достигает среднерес публиканских показателей. Депутат попросил расце нивать его выступление как постановку вопроса о повы шении поясного коэффициен та для сибиряков. По мне нию выступавшего, приори тетный подъем жизненного уровня населения в районах Сибири не только отвечает принципам социальной спра ведливости, но и является , необходимым условием осу ществления важнейших об щесоюзных экономических программ. (Председатель счетной ко миссии депутат Осипьян Ю, А. доложил итоги выбо ров в Совет Национальностей Верховного Совета СССР от Нагорно-Карабахской автоно мной обла'&ти. Избраны два депутата — Джафаров В. Д. и Погосян г. А. Съезд утвердил результа ты голосования по НКАО. Затем Съезд окончатель. но утвердил протокол счет ной комиссии по выборам в Совет Национальностей с уче том выборов до Нагорно-Ка рабахской , автономной облас ти и с учетом ранее принято го -решения об удовлетворе нии самоотвода депутата Ка- занвика А. И. и об избрании в эту палату депутата Ель цина Б. Н. По предложению президиу ма обращение депутатов-аг рарников, зачитанное на Съезде, будет роздано депу- тата.м. Съезд поручил Верхо вному Совету СССР и его соотв-етствующей комиссии, Совету Министров СССР рассмотреть этот документ и официально внести предло жения на очередном Съезде народных депутатов СССР осенью этого года. На вечернем заседании об- с.ужд€ние вопроса -об основ ных направлениях внутрен ней и внешней политики СССР было продолжено. Нельзя заниматься только подкрашиванием фасада, ко гда требуется основательный капитальный , ремонт. Эта мысль лейтмотивом пронизы. вала выступление депутата Бразаускаса А .. М. К. Воз- .никшая общественно-полити ческая ситуация, считает ру ководитель Компартии Лит вы, требует пересмотра неко торых ценностей, новых взглядов на содержание таких политических категорий, как социалистическое государст во, собственность, суверени тет, союз. Йратор, однако, не связы вает сегодняшнее тяжелое состояние страны только с результатом перестройки, по поводу чего можно слышать нередкие^-обвинения. Оно — итог всей нашей сложной .и трагической истории, мучи тельных поисков создания политической и экономичес кой системы, адекватной иде алам социализма. Принципиальный путь ре шений накопившихся проб лем депутат видит в полной реализации кардинальных программ, изложенных в до кладе Председателя Верхов ного Совета СССР на Съезде, выступлениях делегатов и установках XIX Всесоюзной партконфере 1 Щии. . По его мнению, из-за чрез мерного централизма в СССР образовались противо речия между центром и рес публиками. между отрасле выми интересами в области национальных отношений. Разрешение их возможно лишь путем ^>еализации прав суверенных народов как осно. вы создания правового обще- Значительная часть высту пления была посвящена про блемам суверенитета союз ных республик, последним законбдательньш инициати вам, принятым в Литве. Го. воря о хозяйственной само стоятельности республик, о стремлении союзных ведомств к унификации, партийный руководитель Литвы выразил сожаление по поводу шара хания, медлительности, ке лейности в принятии жизнен но важных решений. Он про- иллюстрировал эту мысль конкретными, примерами. Депутат предложил внес ти определенность в некото рые исторические вопросы. торией, в частности с обра зованием Литовской ООР. Он высказался также за бо лее широкое участие союзных республик в формировании внешней политики. ССОР. Депутат Власов Ю. П. социальные и экологические проблемы Люблинского рай она столицы. Люди, подчерк, -нул оратор, сыты по горло обещаниями лучшей жизни и решительно требуют перемен. Народ пока верит, он не же лает многого; хочет только, чтобы с ним обращались по- человечески. Я, сказал депутат, не уча ствовал в работе московской группы, но поддерживаю 1 ве позицию и горжусь этим. Подвергнув критике освеще ние работы Съезда в телепро грамме «Время»,- он предло- ■ жил сделать назначение' на посты председателя Гостеле- радио. и главного редактора газеты «Известия» прерога тивой Съезда народнь 1 х депу татов СССР. Решено не поднимать пока вопрос о ^событиях в Тбили си, указал оратор. Но поче му никто из должностных лиц так и не сказал, кто же отдал приказ о расправе? Выступающий предложил включить в Конституцию СССР статью о лишении гла вы государства полномочий за сокрытие правды от наро да. Это имеет значений на будущее, считает депутат: глава госуда|)ства должен определиться, с кем он — с корпорацией лиц или с на родом. Подавляющее число ньше. шних руководителей партии и правительства, продолжал оратор, занимали достаточно высокие посты и в брежнев ские времена, на которые все и списывается. Но мы уже на 4 года отодвинулись от начала перестройки, и все сегодняшние проблемы стра ны — непосредственный ре. зулыгат деятельности нынеш него руководства. Во всем •мире лица, повинные в та ком положении дел, коллек. тивно подают, в отставку. Нам нужно научиться спра шивать с правительства. Назвав Комитет государст венной безопасности самым мощным орудием аппарата, депутат поставил вопрос о пересмотре роли КГБ в об ществе и усилении контроля за его деятельностью. Выра зив неудовлетворенность ра ботой Госкомстата, он пред, ложил создать комиссию для выяснения подлинного поло жения дел В'экономике. Так же предложено, выбирать на родных депутатов СССР не раз в пять лет, а раз в три Мы на критической точке развития, подчеркнул оратор. После вчерашних оваций за ла по поводу применения си лы в Тбилиси, сказал он, размежевание депутатов не. избежно, ибо это расхожде ние в понимании самих ос нов жизни. Избиратели ждут от нас разумных- подходов к набо^ левшим вопросам, заявил депутат Масалиев А. М. Эмо циями, митингами, резкими выступлениями здесь дела не поправить. Нужны прак тические действия. Поскольку вся власть пе-- реходит к Советам, продол жил оратор, то, естественно, повысится роль и ответст венность Верховного Совета СССР и его постоянных ор ганов. Выступающий выска зал ряд соображений по по воду характера и длительно сти работы Верховного Со вета, съездов народных де- путатов. По его мнению,’ по стоянные комиссии и коми теты должны работать, ско лько необходимо, а вот двух сессий и двух съездов в год. будет много. Выступающий посчитал' также нужным соз- . дать надеЖ(Ный механизм учета предложений депута тов, образовав для этого спе циальную комиссию Верхов ного Совета, а может быть, и Съезда. Подробно остановился де путат на межнациональных отношениях.. Как известно, по инициативе ЦК партии и при активном участии всех регионов идет поиск конст руктивных подходов, направ ленных на сплочение оОще- ства, расширение суверените та и самостоятельности рес публик. В первую очередь необходимо на справедливой основе^ отрегулировать взаи моотношения в сфере эконо мики как между республика ми и центром, так и л( 1 ежду союзными республиками. По нашему глубокому убежде нию, заявил оратор, путь дальнейшего развития наций и народностей лежит не в изоляции, а через, органиче ское сочетание самостоятель ности республик и общегосу дарственных интересов. Нам надо помнить об огромной от ветственности перед потом ками за сохранение сплочен’ нести многонациональной Страны Советов. Приветствуя, демократи зацию общественной жизни, депутат в .то же время обра тил внимание на необходи мость укреплять сознатель- ность, дисциплину, давать-от пор экстремистским элемен там. разжигающим национа листические настроения, соз нательно подрывающим авто ритет -Советского государст ва, -Коммунистической пар тии, ее политику, идеологию. Оратор, высказался за объ единение созидательных сил страны на конструктивных Анализируя позитивные и негативные процессы, соп ровождавшие ход перестрой ки в различных сферах жиз ни страны за четыре года; депутат Бунич П. Г. заявил, что если в области класнос- ти и внешней ^политики дос тижения перестройки исклю чительно высоки, то в эко номике изменения к лучше му носили почти косметиче ский характер. Главная при чина. сдерживающая здесь- прогресс, состоит, по мнению депутата, в том, что в про цесс перестройки не был включен экономический инте рес каждого человека. Для этого нужны радика льные, а не половинчатые меры. Которые, как считает оратор,: предлагают стране такие ведущие экономичес кие ведомства, как Минфин и Госкомцен. Депутат под робно проанализировал, в ча стности, последствия.их дея тельности и подчеркнул, что. по существу, эти ведо'мства тормозят реализацию радика льной экономической рефор мы, в особенности в части внедрения полного хозрасче та, самостоятельности пред приятий, введения в эконо мике арендных отношений Он заявил о том, что ни коем случае нельзя ■допус тить того, чтобы получи ло одобрение правительства намерение этих ведомств «продлить еще на полтора года» переходный период к радикальной экономической реформе. Анализируя далее особен ности ситуации, в которой Закон о государственном предприятии еще не работа ет, депутат назвал главной причиной то-г факт, что З а кон еще не затрагивает ин тересов отдельного человека. Выход из сложившейся си туации, по его мнению, один: нужен единый Закон о гос-, предприятии и кооперации, причем на базе Закона о коо перации, который является более жизнеспособным. Проблемам развития Со ветской Федерации посвятил большую часть выступления депутат Махкамрв К.' Подде ржав тезис «сильный центр — сильные республики», он высказал ряд соображений о претворении его в практику, В дискуссиях по. данному вопросу, сказал оратор, чет ко прослеживается мысль о том, что так называемые «сы рьевые республики» молча ливо бойкотируют внедрение принципов территориального хозрасчета. Это, заявил де путат, в норне неверно. Для того, чтобы на практи ке осуществить ■концепцию самофинансирования и само управления республик, по его мнению, необходимы три у с - . ловия. В их числе — обяза тельная реформа оптовых и закупочных цен; переход на принципы хозрасчета только в рамках в с ей , страны; соз дание правовой основы в ви- де закона о хозяйственных взаимоотношениях между тер риториями в системе госуда рственной федерации. Без ре шения этих вопросов, заявил депутат, мы вряд ли дости гнем намеченных целей. Касаясь экологических про блем, острых и для Таджики стана . оратор, в частности, говорил о необходимости ра звивать сооружение малых гидроэлектростанций. Он на помнил, что 1 этот вопрос цм ставился и на ХХ’УП съезде КПСС. Однако проблема с места так и не сдвинулась. Очевидно, считает депутат, виноваты наша гигантомания и ведомственный диктат - Этот вопрос, по его мнению ■должен быть решен на обще^ государственном уровне. В выступлении подробно анализировались проблемы материально - технического снабжения. В частности, вы сказывалось предложение на какое-то время вернуться к жесткому централизованно- к у распределению ресурсов. Оратор высказал ряд сооб. , ражений о путях совершенст- . вования межнациональных от ношений в стране, призвав решать этот важный комп лекс вопросов в атмосфере спокойствия и доброжелате льности. Он высоко оценил роль партии как основной движущей силы перестройки. Среди множества насущ ных проблей есть одна клю чевая — критическое состо яние нашей экономики, ска зал депутат Тооме И. X. Тре буются коренные преобразо вания. Неразумно было бы требовать од правительств?. и Госплана Союза, чтобы они разрабатывали пути и реше ния для каждой республики, области, края. Надо самим подключиться и Тём самым брать на себя ответствен- Депутат поделился итога ми недавно ■состоявшейся сессии Верховного Совета э с е р . Он назвал некоторые ее политические решения, в частности, осуждение догово ренностей между Гитлером и Сталиным в 1939 году. В качестве центрального в вы 'отуплении был выделен воп рос о путях выхода экономи ки республики из застоя. Та кой путь эстонским товари щам видится в региональном хозрасчете, экономическом суверенитете республики в сочетании со всей полнотой ответственности перед своим народом, перед всей страной. Депутат подверг критике последние наметки Совета Министров СССР по дальней шему совершенствованию уп равления народным хозяйст вом СССР, Высказав положи тельное отношение к идее сокращения количества союз ных министерств и ведомств, он обратил внимание на стре мление, по его мнению, со хранить и даже упрочить це нтрализованное управление, - усилить отраслевой принцип. Существующий сверхцентра лизованный механизм исчер пал себя. Любые попытки его сохранить, чем бы это ’ ни аргументировалось, при ведут лишь к обострению - экономической и политичес кой ситуации как в стране, так и в ее регионах, предос терег выступающий. перестройка экономики мо жет быть основана только на принципах децентрализаций управления, на суверенитете республик, на самоуправле нии и самофинансировании регионов, депутат подробно рассказал о концепции хозяй ственного расчетё Эстонс кой .ССР. Слово для предложения по составу Редакционной цомис- сии для выработки проекта постановления по обсуждае мому вопросу предоставляет- П Азизбековой В обсуждении вопроса при няли участие депутаты Боро виков Г. Г., Крыжков Б. В., Заславский И. И.„ Плотни ков А. Л., Бушуев В. В. Большинством голосов при. нимается постановление об об 1 эазовании Редакционной комиссии. Председательствую щ и й вынес на обсуждение (Съезда состав комиссии для рассле дования обстоятельств, свя занных с событиями в г. Тби- - лиси 9 апреля 1989 года. В обсуждении вопроса приняли участие депутаты Тавхелид- зе А. Н., Сафонов А. К., Клумбис Э. Л., Шамба Т. М., Коршунов А. А., Полторанин М. Н., Нечаев К. В. ~ ми трополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, Назар баев Н. А., Табукашвили Р. Ш., Толпежников В. Ф. Большинством голосов сос тав комиссии утверждается. С замечаниями и разъяс нениями,по процедурным во просам выступили депутаты Мамбетов А. М., Сазонов Н. С., Лукьянов А. И., Гор бачев М. С., Кугультинов Д .Н . На этом вечернее заседа ние Съезда завершилось. 1 июня Съезд народных депутатов ССОР продолжит работу, (ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz