Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

31 мая 1989 г., № 123 (18 420) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Окончание д о к л а д а Ж. С. ГОРБАЧЕВА уже разрабатывается и в недалеком будущем может быть вынесена на обсужде­ ние комиссий Верховного Со­ вета. Это — проекты зако­ нов о свободе совести, о пе­ чати, об общественных ор­ ганизациях, о молодежи и ряд других. Мы должны при­ вести в соответствие со вре­ менем, с новыми представ­ лениями и задачами и уго­ ловное, и грааданское, и трудовое, и семейное законо­ дательство. Иначе говоря, обновленное общество долж- ' но опираться на обновлен­ ное законодательство. Необходимость обновле­ ния нашего законодательст­ ва по вопросам прав чело­ века определяется также тем. Что Советский Союз стал участником венских со­ глашений, и действующие у нас правовые нормы долж­ ны соответствовать между­ народным пактам. Словом, Верховному Сове­ ту, а затем и Съезду при­ дется 'основательно порабо­ тать, чтобы подвести проч- ‘ ную правовую базу под все стороны общественной жиз­ ни. Не знаю, правильно ли кто-то подсчитал, но вчера здесь прозвучало, что нам надо . разработать 50 зако­ нов. Это касается не только положения личности, граж­ данских отношений, но так­ же деятельности самих ор­ ганов власти и управления, экономики, общественного порядка и т. д. Хочу, товарищи, выска­ зать свое позитивное отно­ шение к мнению депутатов, которые ставят вопрос о том, чтобы наряду со всенарод­ ным обсуждением законов, что стало у нас обычной практикой, самые важные из них выносились бы на ре­ ферендумы. (Аплодисменты). Очень важным этапом на пути создания социалистиче­ ского правового государства -является судебно-правовая • реформа. Как вы знаете, прошлой осенью при внесе­ нии дополнений в Конститу­ цию в нее были включены положения об избрании на- родньк судей вышестоящи­ ми Советами народных депу­ татов. Это важнейшее уо лорие независимости суда было, кстати, всенародным требованием. Но на этом направлении предстоит решить еще мно­ го важных проблем, и в пер­ вую очередь — поднять уро- рмальные условия жизни, труда и отдыха людей. Думаю, депутаты соглася­ тся с тем, что нам надо ук­ репить, поддержать правоох­ ранительные органы, но и потребовать ■от них эг^екти - вных мер по искоренению преступности. , Демократия может сущес­ твовать только при четкой реализации всеми — сосуда, рством, общественными ор­ ганизациями, каждым колле­ ктивом и каждым граждани­ ном своих прав и обязаннос­ тей. Это — аксиома. Не могу не сказать и о том, что является сейчас предметом растущей обеспо­ коенности нащих людей. Я имею в виду попытки отде. льных лиц и групп добивать­ ся своих личных илигруппо. вых целей путем организа ции массовых беспорядков провоцирования актов наси ЛИЯ. Подобные вещи нетер пимы в правовом государст ве. (Аплодисменты). Закон­ ные цели могут и должны достигаться законными ■ же средствами, незаконные — пресекаться. Если мы не су­ меем защитить демократию, гласность, это может самым драматическим образом от­ разиться на судьбах страны должны были ВЫЙТИ на по­ верхность. Демократизация и глас­ ность позволили увидеть всю правду и начать выправ­ лять допущенные перекосы, устранять несправедливости. Но следует признать, что в начале перестройки мы дале- ■- не в полной мере оцени- льных отнощенйй, для нор­ мального национального са­ мочувствия каждого челове­ ка, где бы он ни родился, жил и трудился. Но Сейчас следует напол­ нить ,федеративное устройст­ во государства реальным ивать ее мы теперь можем, добрососедства со всеми со- опираясь на реальные резуль- предельными государствами, таты. Многое уже стало при- Съезду народных депута- вычным, кажется нормаль- тов предстоит рассмотреть и иым. Но где бы мы бьши, законодательно утвердить если бы все осталось, как принципы нашего внешнепо- раньше? литического курса на пред- Спала лихорадка между- стоящие годы. Полагаю, речь литическим и экономичес- народной напряженности. Цет должна идти о следующем; КИМ содержанием с тем, что- прямой угрозы ядерной вой- ли необходимость обновления бы эта форма целиком удов- ны. Люди разных стран как национальной политики. Ве- летворяла потребности и чая- бы посмотрели в лицо друг роятно, была допущена и за- ния наций, отвечала реали- другу ■и поняли нелепость держка с решением ряда не- ям современности. вражды. Началось сокраще- отложных вопросов. А меж- В целом узловые момен- ние ядерных арсеналов. Ев- ду тем, естественное недо- ты национальной политики ропейцы приступили к сни вольетво накопившимися эко- перестройки мы видим комическими и социальными дующим образом, проблемами стало восцри- ” ниматься как ущемление на­ циональных интересов. Спе­ кулируя на этих общих труд­ ностях, определенные эле­ менты стремились еще бо­ лее осложнить ситуацию. Это привело в ряде респуб- В политичеокоб области— это существенное расшире­ ние прав союзных и автоном­ ных республик, других наци­ ональных образований: пере­ дача на места все более ши­ рокого круга управленческих функций: усиление самостоя- -жению военного противостоя ния, самого опасного в мире Мы вывели войска из Афга­ нистана. Начали их выво­ дить из союзных стран. Страна открылась для,внеш­ него мира, чтобы занять до­ стойное место в международ­ ном разделении труда и пользоваться его преимуще- — безопасность страны, должна обеспечиваться пре­ жде всего политическими средствами как составная часть всеобщей и равной безопасности, в процессе демилитаризации, демократи­ зации и гуманизации меж­ дународных отношений, с опорой на авторитет и воз­ можности ООН: — ядерное оружие дол­ жно быть ликвидировано в ходе переговорного процесса, ориентированного на разору­ жение и сокращение оборон­ ного потенциала государств до пределов разумной до- лик к эксцессам, породило тельности и ответственности ствами. Сняты ограничения . . . . известные всем трагические республиканских и местных и предрассудки, мешавшие статочности: (Аплодисменты), последствия с человечески- органов. В федеративном го- нашему действенному учас- — недопустимы примене- ми жертвами. сударстве должно быть чет- тию в решении глобальных ние силы и угроза силой в Позвольте с этой трибу- ко определено, что относит- проблем, в научном и куль- целях достижения каких-ли- ны — трибуны Съезда наро- ся к компетенции Союза, а турном обмене. бо политических, экрномичес- дных депутатов — выразить что является суверенным п р а -^ Паша внешнйя политика ких или иных целей: в от- нашу общую скорбь и боль вом республики. автономии.Р°бращена ко всему миру. Но ношениях с другими страна- в связи с гибелью невинных Необходимо разработать пра- в каждом конкретном случае ми непреложно уважение су- людей. Этого не должно по- вовые механизмы решения им'еются. естественно, своя веренитета, независимости, вториться. коллизий, которые могут во- специфика, свои особо важ- территориальной целостности: Ясно, что мы обязаны пол- ..................... ............... ............ .........------------------- , правосудие, обеспе­ чивать строжайшую закон­ ность, стоять на страже об­ щественного порядка. Нуж­ но разработать и осущест­ вить широкую программу расширения юридического образования в стране, поза­ ботиться о материальной ба­ зе судебно-следственных ор­ ганов, о материальном положении работников этой сферы. Должны быть найдены оптимальные ре­ шения многих воп­ росов, которые поднимаются сейчас в связи с судебной реформой. Они затрагива­ лись и на заседании нашего Съезда. Я имею в виду воз­ можность введения суда при. сяжных, порядок следствия, контроля за ним й т. д. Все это надо обсудить. (Аплоди­ сменты). , Вся огромная работа по судебной реформе нужна, ко­ нечно, не сама по себе, а в интересах укрепления право- порядка в стране. Эта зада­ ча приобрела особую злобо­ дневность в связи с увеличе. нием количества преступле­ ний, в том числе таких опа­ сных, как коррупция, мафия, вымогательство, взяточни­ чество. Актуальной пробле­ мой является борьба с хули­ ганством. цодрьшающим но. Словом, нужно противопо­ ставить всем противоправным действиям не только аргумен. ты разума, призывы к сове­ сти, мнение общественности, что, конечно, должно быть на первом плане, но и силу права. Только так может жить и развиваться демок­ ратическое общество. (Про­ должительные аплодисмен- Наш Съезд не может ос­ тавить без внимания и отно. шение к вопросу, по поводу которого в обществе нараста­ е т серьезное беспокойство. Я имею в виду ньшешнее сос­ тояние дисциплины и поряд. ка. Если говорит^ прямо, оно нас не удовлетворяет, требует решительного изме­ нения к лучшему. Из-за ни­ зкой дисциплины, плохого выполнения служебных обя­ занностей мы несем большие потери — и экономичежие, и моральные. В сфере труда, в первую очередь. Это крайне негативно ска­ зывается на веем нашем об­ ществе: безответственность и беспорядок дезорганизуют по­ вседневную . жизнь людей, вносят в нее ненужное напря. жение, а попросту говоря выводят людей из себя, вы­ зывают V них недовольство. При этом почему-то стало за­ зорным ставить вопрос о ди­ сциплине, требовать порядка. Кое-кто в таких попытках, очень робких, усматривает чуть ли Не подрыв демокра­ тии. стремление возродить командную систему, рабскую психологию в людях. Конечно, у кого-то разго­ воры о дисциплине — не что иное, как тоска по старым временам. Это, наверное, есть, товарищи, Чт& тут гово­ рить: говорит о дисциплине, думает о сильной руке, во- ностью оздоровить национа­ льные отношения, освободить Их- от всего, что прттиворе- чит нашей морали и идео­ логии, гуманным принципам социализма. зникнуть в их взаимоотноше- В экономической области необходима гармонизация от­ ношений между ■Союзом и республиками на основе ор­ ганического сочетания их эко- ные акценты—как двусто­ роннего плана, так и сточ­ ки зрения региональной международной значимости. Говоря об обновлении на- номической самостоятельнос- циональной политики, мы ти и активного участия в имеем в виду необходимость общесоюзном разделении тру- привести ее в соответствие да. Под таким углом следо- с реалиями нынешнего дня. вало бы перестроить регу- Изменились экономика, де- лирование единого народно- мография, социальная и на- хозяйственного комплекса йе конфронтация, диалог и переговоры е уста­ новкой на баланс интересов должны стать единственным В первую очередь это способом решения междуна- касается социалистических родных проблем, урегулиро- стран. Взаимоотношения с внния конфликтов: ними отражают очень ответ- — мы за включение со- ственный этап в развитии ветскои экономики в миро- ~ вое хозяйство на взаимовы- социалистического мира, полную меру мы ощутили это во время визита к наше-- му великому соседу, в Ки­ тайскую Народную Респуб- циональная структура всех страны, органически включив лику, нормализация отноше- республик. Возросло наци- перевод республик, регионов, ний с которой — событие ональное самосознание, поя- краев и областей на само- вились новые потребности духовной жизни. Многие гра­ ни национальных отношений предстают сегодня в новом ■Сейчас, можно сказать. управление и самофинанси­ рование, в общий процесс обновления советской эко- годных и равноправных ос­ новах, активное участие в формировании и соблюдении правил современного, между­ народного разделения труда, научного и технического об- всемирного значения. (Аплсь мена, торговли, за сотрудни- дисменты). чество 90 всеми, кто готов Трудности формирования ^ этому, нового типа взаимоотношений ^ Принципиально важно, что­ бы новый подход к создается политический ме- тию республиканского ханизм. призванный обес- зяйства и местного самоуп- социалистических стран есть и могут быть. Они—в объ­ ективных реальностях ■слож­ ных и разноречивых про­ цессов, происходящих Я еще один принципиаль­ ный вопрос. В прошлом наша внешне­ политическая практика в не­ которых случаях шла враз- печить разумный и сйравед- равления не вел к автаркии, ных странах. Но эти труд- высокими принципами социа- ливый подход к вопросам которая в современном мире ности преодолимы. Основное листической внешней полити- межнациональных отноше- выглядит анахронизмом, а условие тут — взаимное ки- Допускались произволь- ний, выработку таких реше- способствовал ■ углублению уважение невмешательство в “ые действия, которые нано- ний, которые Ьтвечали бы кооперации, отвечающей ин- дела друг друга, дружеское стране серьезный ущерб, как интересам каждой из тересам каждой республики взаимопониманий, глубокий негативно отзывались на ее советских наций, так и об- и всей страны. интерес к опыту каждого и международном авторитете, щенародным интересам. Я - К экономическим пробле-' потребность в еотрудничест- Это было следствием все той имею в виду и проекты уже мам тесно примыкают опубликованных законов" по мографические и экологичес- этим вопросам, и большую кие. Здесь тоже' надо умело подготовительную работу к сочетать общесоюзные ирес- Пленуму ЦК, специально им публиканско - региональные посвященному, и что особен- интересы. но важно — предстоящую работу Верховного Совета, его комиссий, в рамках ко­ торой национальные пробле­ мы доляшы найти комплек­ сное и всестороннее реше- Принцип национального самоопределения, выдвину­ тый Лениным, был и остает- , ся одним из главным эле­ ментов национальной поли­ готовность к совместной терпеливой работе. Все это сейчас имеется. Важнейшее направление нашей внешнеполитической деятельности — участие же командной системы, свой­ ственного ей келейного при­ нятия решений. В духовной области мы строительстве «общеевропей- подобные порядки и методы. ------- ------- ,-г.... , Впредь все значительные вне­ шнеполитические решения до- исход'им из признания мно- ского дома». Принципиаль- гообразия национальных ные идеи известны. Они во- культур как величайшей со- шли в обиход общественно: циальной и исторической цен -■ го мнения и переговорной ности, уникального достоя- практики. Основы здоровых, ния всего нашего Союза. Ш в духе перестройки, отно-’ | одну из них мы не имеем шений со всеми государст- права, .недооценить или __ более утратить, ибо каждая неповторима. Мы—за свободное, всесто- тики Коммунистической пар- роннее развитие каждого на­ делай и не рассуж­ дай. Это, наверное, присутст- Но, товарищи, сегодня гла­ вное другое. Все йы чувст­ вуем на себе, к чему ведет низкая дисциплина, и поэто­ му должны занять на Съезде твердую позицию; .без дисци­ плины, без порядка дело пе. рестройки не пойдет. (Апло­ дисменты). Демократизация нуждается в повышении дисциплины на основе роста социальной ак­ тивности людей; Всякой раз­ болтанности мы должны про­ тивопоставить высокую ответ­ ственность за порученное дело. И не стесняться повы­ шать спрос за дисциплину и порядок. тии. Он был заложен в ос­ нову социалистической госу­ дарственности при создании Союза Советских Социалис­ тических Республик. И доводы исторического порядка, и экономический рода, национального языка и вами, участвующими в хель­ синкском процессе, заложены и набирают динамику. Мы будем неуклонно про­ должать владивостокскую ли­ нию в азиатско-тихооке- культуры, за равноправные и анском регионе. Многообра­ зие задач здесь еще боль- ■шее. Со многими странами определились и «повестка дня», и тональность отно­ шений — доброжелЬд'ельная, ш . Товарищи! Уже первые дни работы Съезда вновь выявили остроту националь­ ного вопроса, сложность межнациональных отноше­ ний. Действительно, много- национальность — уникаль­ ное свойство нашего государ­ ства и обгцества. С одной стороны — это источник его силы. С другой — при ма­ лейших перекосах в нацио­ нальной политике она мо­ жет стать и причиной ослаб- , ления государства, нестаби­ льности в обществе с не­ предсказуемо тяжелыми пос­ ледствиями. . . Время высветило правиль­ ность национальной полити­ ки. выработанной Владими­ ром Ильичей Лениным. Ре­ зультаты, которые она при­ несла всем нашим народам, - невозможно переоценить. Вы­ ла проведена огромная рабо­ та по преодолению национа­ льного гнета и неравенства, подъему экономики и разви­ тию культуры всех наций, населяющих страну. К на­ шему , опыту проявлялся интерес во всем мире, и это­ го ни в коем случае не сле­ дует забывать. Однако в 30-е годы ле­ нинская национальная поли­ тика подверглась' грубейшим искажениям и деформаци­ ям. Их ощутили на себе практически все народы. Упрощенное понимание мно­ гогранного характера нацио­ нальных отношений, поощ­ рение тенденций к унита­ ризму, отрицание специфики национального развития, по­ литические обвинения целым нациям с вытекающими от­ сюда произволРм и беззако­ нием, недопустимое отож­ дествление . национальных чувств людей с национали­ стическими проявлениями — все это было в нашей жиз­ ни. Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Нам досталось очень не­ простое наследство. При­ чем негативные процессы в национальных . отношениях во времена застоя либо иг­ норировались, либо загоня­ лись внутрь, что вело ко все ' большему Их обостре­ нию. Рано или поздно они дружественные отношения всех наций| народностей, на­ циональных'групп. 'X ■Съезду народных депута­ тов, Верховному Совету расчет, и политическое соз- ССОР предстоит решить не- нание, и просто здравый мало; сложнейших вопросов смысл, опыт народов говорят в сфере межнациональных страны, отношениям „ ____ о жизненной необходимости отношений. И позвольте мне рыми будем и впредь уде- развития всех совет- выразить уверенность, что лять особое внимание, й в ских наций в рамках фе- их глубокая проработка поз- первую очередь — великая деративного союзного го- волит нам обогатить ленин- Индия, сударства. Самым весомым скую национальную полити- Всем нам понятно, что со- аргументом в пользу этого иу применительно к сегод- ветско-американские отно- является перестройка, созда- няшним реалиям советского ■шения имеют первостепенное ющая условия для неправ- многонационального государ- значение для мировой по- ления .любых ошибок и де- ства,, создать тем самым на- литики. Мы готовы взаи- формаций, допускавшихся в дежную политическую осно- модействовать с, США на прошлом, для подлинной ву для дальнейшего уверен- предсказуемой и стабильной гармонизации межнациона- ного развития страны. основе, готовы продвигаться вперед, сочетая преемствен- ность с новыми идеями. * ■ • Обнаружили мы в эти го- Товарищи! Перестройка в ного критерия всякой, поли- ды неординарные возмож- ------- тики: свободы социально- ности для более близких политического выбора, ис­ ключающей вмешательство в дела любого государства; не­ обходимости деидеологизации межгосударственных отно­ шений. Несмотря на глубо­ кие различия социальных си­ стем, в каждой из них поя­ вились объективные возмож­ ности 'ДЛЯ выхода на прин­ ципиально новый, мирный период в историй челове­ чества. В окружающей нас дейст­ вительности сколько угодно фактов, которые, казалось, Советском Союзе не могла не отразиться на всей на­ шей международной деятель­ ности, но она и не могла осуществляться при сохране­ нии прежней внешней по­ литики. Коренное изменение внеш­ неполитического ( курса свя­ зано с новым политическим мышлением, которое выра­ батывалось по мере осво­ бождения от догматических представлений, от выводов, правильных лишь ддя своего времени, но переставших со­ ответствовать реалиям наших Новое мышление — это динамичная концепция, ко­ торая продолжает развивать­ ся и углубляться. А главным ее отправным пунктом оста­ ется вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опас­ ности ядерного оружия и гонки вооружений для су­ ществования человечества, о целостности и взаимозависи­ мости современного мира, изменении характера его про­ тиворечий и содержания все­ мирного прогресса. В основе нового мышления лежит признание приоритета общечеловеческих интересов и ценностей: общепринятых норм морали как обязатель- продуктивных связей с Ла тинской Америкой и Афри кой. Здесь тоже есть и об­ щие проблемы, и своя спе цифика в отношениях с от дельными странами. |Первостепенной лжны приниматься лишь по­ сле основательного их обсу­ ждения в Верховном Совете и его комиссиях. А наибо­ лее крупные из них, напри­ мер, связанные с союзничес­ кими отношениями, заключе­ нием важнейших договоров. -— выноситься и на рассмот­ рение Съезда народных депу­ татов. (Аплодисменты). Одобрение Съездом народ­ ных депутатов СССР назван­ ных принципов имеет не просто юридическое, но и огромное политическое зна­ чение — международное и внутреннее. Далеко не все на Западе верят, что мы. из­ брали этот курс навсегда и не намерены его менять. Да и у нас в стране не все еще понимают фундаментальную суть внешней политики, ос­ нованной на новом мышле­ нии. Кое-кто рассматривает ее как своего рода тактику, временный зигзаг или даже как уступку Западу. Поэтому хочу подчеркнуть и надеюсь, что Съезд под­ держит такое заявление: это наша глубоко обоснованная стратегическая линия, вы­ ражающая интересы совет­ ского народа и отвечающая, как мы уверены, интересам всего человечества. (Аплоди. сменты). Здесь, на Съезде, выска­ зывалось предложение напра­ вить от нашего Съезда посла, ние народам мира. Думаю, нам есть что сказать людям заботой остается укрепление Земли. (Аплодисменты). V . Товарищи депутаты! Как видим, поле деятельности у нас громадное. По всем на­ правлениям — и в социаль­ но - экономической полити- бы. не укладываются в русло ке, и в государственно-пра- нового мышления. Есть силы вовой, и в национальной, и прошлого и противоречия, в международной — пред- унаследованные от прошло- стоит решить множество круп- го. Поэтому мы не можем ных задач революционного отказаться от армии и рас- характера. Проблем куда бо- прощаться с оружием. Тож е льше, чем я их обозначил в можно сказать "о военных докладе, и, уверен, дискус- союзах, сохранение которых зависит не только от нас. Но как бы ни были еще необходимы старые формы и средства, нельзя сия на Съезде это покажет. И вполне понятно, что ус­ пех дела в решающей мере зависит от того, как мы сумеем организовать свою лить, чтобы они блокирова- деятельность, как скоро но­ ли новые подходы к стрс)Ь- вые высшие органы власти тельству международных от- обретут- присущие им функ- ношений. В этом мудрость всякой большой политики. И в- этом — качественное от­ личие внешней политики пе­ риода перестройки. Отста- ции, возглавят всю преобра­ зовательную работу в стране. Дискуссия на эту тему фак­ тически уже завязалась, в ней на передний плаи вы­ шли несколько принципи­ альных вопросов, по которым нам следовало бы посовето­ ваться. 4 Первый из них—разграни­ чение функций Съезда и Верховного СССР. Вопрос непростой, тому что та структура выс­ ших органов власти, которая сейчас у нас вводится, ос­ нована на стремлении орга­ нично сочетать нашу совет скую традицию, рожденную социалистической революци­ ей, с общепризнанным в ми ре опытом работы предста­ вительных органов. Уникальным органом в на­ шей системе является преж­ де всего сам Съезд народ­ ных депутатов. Это именно Съезд, перед ним не стоит задача работать постоянно. Он должен собираться, как мы условились, не менее двух раз в год, чтобы принимать самые важные для страны законы и решения по кар­ динальным во'просам внут­ ренней и внешней политики государства, оценивать и контролировать работу дру­ гих органов власти, вносить при необходимости поправки в Конституцию и изменять саму, политическую систему. Верховный Совет в новом виде должен, по замыслу политической реформы, быть постоянно действующим ор­ ганом власти, выполняющим как (Законодательные, так и основные распорядительные ф>®кции. ■Теперь о соотношении эа- конодательной и исполни­ тельной власти. Вопрос этот очень важный, он требует специальной проработки и изучения. Но уже сегодня можно сказать, что отноше­ ния между палатами, ко­ миссиями и комитетами Вер­ ховного Совета, с одной сторо 1 НЫ, и исполнительными органами, с другой, должны быть существенно изменены по сравнению с тем, как это было до сих пор. Очевидао, в комиссиях и комитетах Верховного Сове­ та должны рассматриваться задания государственных планов и статьи госбюджета, оцениваться их соответствие принципиальным установкам Съезда народных депутатов и самого Верховного Совета. Другая важная задача, ко­ торую предстоит решать ко­ миссиям, — это рассмотре­ ние кандидатур на ключевые государственные посты. На­ пример, министров, послов в зарубежные страны и т. д. Нетрудно видеть, что обе эти функции позволяют на­ шему парламенту держать в своих руках реальные ры­ чаги власти, ~ Контролируя деятельность правительства в вопросах стратегического значения. Съезд и Верховный Совет должны заботиться о том, чтобы правительство могло в полной мере решать зада­ чи государственного управ­ ления в рамках Конститу­ ции, беря на себя всю пол­ ноту ответственности. По замыслу реформы, важ­ ную роль в нашей полити­ ческой системе должен иг­ рать Комитет конституцион­ ного надзора, который дол­ жен, по сути дела, действо­ вать как конституционный ч:уд. Заглядывая вперед, ска­ жу. что развитие судебного контроля за деятельностью административных органов на всех уровнях должно, ви­ димо, стать одним из не­ отъемлемых элементов со­ циалистической правовой государственности. (Аплодис­ менты). . ‘ В предшествующие дни на Съезде активно обсуждал­ ся вопрос о статусе народ­ ного депутата СССР. Мы с вами уже условились, ' что необходимо разработать но­ вый документ, регулирующий положение депутата, его пра­ ва и обязанности, и предста­ вить его Съезду. Но есть некоторые принципиальные моменты, по которым надо условиться и принять реше­ ние, чтобы все товарищи мо­ гли -включиться в активную работу. Что здесь следовало бы иметь в виду? Первое — это единство де­ путатского статуса. Все де-. путаты, независимо от того, избраны они по территори­ альным, национально - тер­ риториальным округам или от общественных организа­ ций, имеют равные права. Следующий момент каса­ ется распределения труда между самими депутатами. Естественно, что на" тех то­ варищей, которые избраны Съездом в Верховный Со­ вет, ложится дополнительная нагрузка и у них должны быть соответствующие до- полнительньье возможности для выполнения возлагае­ мых на них обязанностей. Наделение членов -Верхов- -ного Совета особыми функ­ циями ни в коей мере не должно означать приниже­ ния роли других народных депутатов. Прежде всего; у каждого ,из них остается воз­ можность быть избранным в Верховный Совет при еже годном обновлении пятой его части. ' Многие депутаты будут , входить в состав комиссий и комитетов Верховного Сове­ та. составляя до половины их членов и пользуясь в них правом решающего голоса. Кажется разумным, чтобы они могли привлекаться и к руководству комиссий, коми­ тетов, скажем, в качестве за­ местителей председа,телей, как бы представляя эту по­ ловину. Как я понимаю, все мы сошлись на том, что каждый народный депутат СССР мо­ жет при желании принять участие в работе тех или иных комиссий или комите­ тов, в заседании палат Вер­ ховного Совета. Каждый дол­ жен получать полноценную информацию о текущей ра­ боте Верховного Совета, пра­ вительства и других органов власти. Наконец, у каждого есть возможность вести ак­ тивную политическую работу в своем регионе илй в об­ щественной организации, под­ держивая постоянную связь с избирателями, обращаясь с теми или иными запросами и предложениями в местные и центральные органы власти. Депутаты должны иметь не­ обходимые условия для при­ ема граждан, встреч с из­ бирателями, и об этом сле­ дует позаботиться местным органам. Причем все эти во­ просы надо решать- безотла­ гательно. Таким образом, мы суме-, ем сохранить ценнейшее ка­ чество советской системы ■— постоянную связь народных представителей с трудящи- > мися, говоря словами В. Й. Ленина, соединить «вьп-оды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии». Два слова Об организации работы Съезда и Верховного Совета. Народные депутаты принесли сюда, в Кремль, многообразие взглядов и жизненного опыта, за кото­ рыми, стоят различные ин­ тересы — социальные, на­ циональные, профессиональ-. ны е ,; возрастные, региональ­ ные. Естественно, что в сов­ местной работе не избежать расхождений во мнениях, споров и дискуссий. Такие дискуссии начались с пер­ вого дня, если не с первого часа работы Съезда, и я не вижу в атом ничего плохого. Наоборот, плюрализм мнений расширяет диапазон возмож­ ных решений, позволяет по­ лучить более объемное пред­ ставление о рассматриваемом предмете. И уж, конечно, расхожде­ ние' во мнениях не должно становиться препятствием для принятия разумных решений. Как правильно сказал здесь один из товарищей, мнения / могут быть разные, но по­ литика у нас должна быть одна — политика революци­ онной перестройки. (Апло­ дисменты). Поэтому необхо­ димо делать все для достиже­ ния согласия, стараться по­ нять друг друга, идти на ка­ кие-то взаимные уступки в интересах дела. И только то­ гда, когда это не удается, по­ следнее слово, естественно, остается за большинством. Таков закон демократии. Еще один важный момент, который здесь также затра­ гивался, По разным поводам депутаты предлагали вносить те или иные изменения в Кон­ ституцию СССР. Я присое­ диняюсь к тем, кто предо­ стерегал от поспешной кор­ ректировки Основного Зако­ на. Конституция — слишком важный политический доку­ мент, чтобы приспосабли­ вать его текст к тем или иным возникающим ситуа- Другой вопрос—и тут мы едины, по крайней мере я так воспринял • настроение Съезда. — что есть необхо­ димость разработать и при­ нять новую Конституцию ;страны. Закрепление в ней революционных преобразова­ ний, осуществляемых в ходе перестройки, явится одной !из важнейших гарантий их необратимости. Но сейчас, в разгаре реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, ко­ торые должны найти отра­ жение в новом Основном За- Таковы, товарищи, в сжа­ том виде оценки положения в стране, соображения отно­ сительно основных направ­ лений внутренней и внешней политики нашего государства на будущее. Что я хочу сказать в за- . ключение. Мы начинаем свою ра­ боту не на пустом месте. У нас сложилась концепция пе­ рестройки, экономической и политической реформы. В той или иной форме, е той |Или иной степенью глубины и критичности эти вопросы рассматривались на различ­ ных форумах партийных, го­ сударственных, обществен ных организаций, обсужда­ лись в трудовых коллекти­ вах, Б средствах массовой ин- фешмации. Сделаны и опре- !депенные практические ша- ; Но время быстро меняет /ситуацию, возникают новые /задачи, новые потребности. Я мне хочется выразить уве- ;ренность, что’ наш Съезд, , выражающий коллективный разум -народа, сумеет выоа- ■ботать эффективную .про­ грамму деятельности Со­ ветского государства на предстоящие годы, даст но­ вую энергию всему процессу революционного обновле­ ния нашего общества. (Про­ должительные аплодисменты). (Окончание. Начало на 1-й стр.). ;Выступающий обратил внимание на подходы к реги­ ональному хозрасчету. Он сказал, что сбалансирован­ ное и эффективное развитие территорий страны возможно •<лишь в рамках единого на­ роднохозяйственного «омпле. кса. Никакие замкнутые мо­ дели экономики, искусствен­ ные внеэкономические меры защиты внутриреспубликан- ского рынка не принесут до­ лжной эффективности хозяй­ ствования и не дадут нуж­ ной отдач*. Состоянию культуры, гу­ манитарной, человечесжой ее части полностью посвятил выступление депутат Лиха- чев Д. С. Без культуры в обществе, сказал он, нет и нравственности. Без элемента­ рной нравственности не дей­ ствуют социальные, экономи­ ческие законы, не выполня­ ются указы и не может су­ ществовать современная нау. к сожалению, продолжал оратор, в отношении куль­ туры действует еще остаточ­ ный принцип. О крайне низ­ ком состоянии культуры в НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПЯАТОВ СССР нашей стране свидетельству­ ет положение, в котором находятся памятники культу­ ры и истории, библиотеки, архивы, музеи. Депутат го­ ворил также о недопустимо низкой оплате тр.уда библио­ текарей, особенно в сельских районах, работников музеев — реставраторов, храните, лей, экскурсоводов. Культура не может быть на хозрасчете, заявил высту­ павший. Бе отдача народу. стране неизмеримо больше, чем от возможных непосред­ ственных доходов библиотек, архивов и м.узеев, чем от любой области экономики и техники. Советы должны стать по­ длинным органом - народной власти, подчеркнул в своем выступлении депутат Янен- ко А. П. Для того, чтобы это произошло на самом де­ ле, по его мнению, необходи. МО дополнить 108-ю статью Конституции, оставив за Съездом народных депутатов право утверждения перспек­ тивных государственных пла­ нов, утверждения и распре­ деления государственного бюджета. Депутат высказал ряд за­ мечаний в адрес деятельнос­ ти советского правительства. Йа его взгляд, работа Сове­ та Министров не контроли­ руется Верховным Советом должным образом, хотя в Конституции это записано. Совет Министров СССР, призванный претворять в жизнь разработанную КПСС генеральную, стратегическую линию развития страны, -с этой задачей не справился, заявил оратор. Планы выполняются, сос­ тояние экономики ухудшает- ся. Эту парадоксальную вза­ имосвязь депутат Назарбаев Н, А. использовал для хара­ ктеристики создавшегося по­ ложения в с т р а н е . Поддержав выступления депутатов Попова, Адамови. ча и других, >которые крити­ куют пустые полки, рост цен, дефицита и 'другие недостат­ ки, он подчеркнул: принятые решения по экономической реформе резко увеличили приток незаработанных дет Перейдя затем к пробле. ме дружбы народов, он отме­ тил, что /диктат, идущий от ведомств, которые находятся в Москве, в сознании некото­ рых людей ошибочно ассоци­ ируется с Россией и русским народом. Но Россия сама по­ страдала от этого немало. Разве не свидетельствуют о том Нечерноземье, экологи­ ческие проблемы, даже более острые, 'чем в других респу­ бликах? Но ведь никто не может сказать, что Россия когда-то тянула одеяло толь­ ко на себя. Думаю,- подчерк­ нул депутат, что престиж России также надо подни­ мать. В то же время только сильная республика ~ осно­ ва сильного центра. Надо на деле расширять равные пра­ ва всех республик. Съезд продолжает работу..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz