Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
31 мая 1989 г., № 123 (18 420) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Окончание д о к л а д а Ж. С. ГОРБАЧЕВА уже разрабатывается и в недалеком будущем может быть вынесена на обсужде ние комиссий Верховного Со вета. Это — проекты зако нов о свободе совести, о пе чати, об общественных ор ганизациях, о молодежи и ряд других. Мы должны при вести в соответствие со вре менем, с новыми представ лениями и задачами и уго ловное, и грааданское, и трудовое, и семейное законо дательство. Иначе говоря, обновленное общество долж- ' но опираться на обновлен ное законодательство. Необходимость обновле ния нашего законодательст ва по вопросам прав чело века определяется также тем. Что Советский Союз стал участником венских со глашений, и действующие у нас правовые нормы долж ны соответствовать между народным пактам. Словом, Верховному Сове ту, а затем и Съезду при дется 'основательно порабо тать, чтобы подвести проч- ‘ ную правовую базу под все стороны общественной жиз ни. Не знаю, правильно ли кто-то подсчитал, но вчера здесь прозвучало, что нам надо . разработать 50 зако нов. Это касается не только положения личности, граж данских отношений, но так же деятельности самих ор ганов власти и управления, экономики, общественного порядка и т. д. Хочу, товарищи, выска зать свое позитивное отно шение к мнению депутатов, которые ставят вопрос о том, чтобы наряду со всенарод ным обсуждением законов, что стало у нас обычной практикой, самые важные из них выносились бы на ре ферендумы. (Аплодисменты). Очень важным этапом на пути создания социалистиче ского правового государства -является судебно-правовая • реформа. Как вы знаете, прошлой осенью при внесе нии дополнений в Конститу цию в нее были включены положения об избрании на- родньк судей вышестоящи ми Советами народных депу татов. Это важнейшее уо лорие независимости суда было, кстати, всенародным требованием. Но на этом направлении предстоит решить еще мно го важных проблем, и в пер вую очередь — поднять уро- рмальные условия жизни, труда и отдыха людей. Думаю, депутаты соглася тся с тем, что нам надо ук репить, поддержать правоох ранительные органы, но и потребовать ■от них эг^екти - вных мер по искоренению преступности. , Демократия может сущес твовать только при четкой реализации всеми — сосуда, рством, общественными ор ганизациями, каждым колле ктивом и каждым граждани ном своих прав и обязаннос тей. Это — аксиома. Не могу не сказать и о том, что является сейчас предметом растущей обеспо коенности нащих людей. Я имею в виду попытки отде. льных лиц и групп добивать ся своих личных илигруппо. вых целей путем организа ции массовых беспорядков провоцирования актов наси ЛИЯ. Подобные вещи нетер пимы в правовом государст ве. (Аплодисменты). Закон ные цели могут и должны достигаться законными ■ же средствами, незаконные — пресекаться. Если мы не су меем защитить демократию, гласность, это может самым драматическим образом от разиться на судьбах страны должны были ВЫЙТИ на по верхность. Демократизация и глас ность позволили увидеть всю правду и начать выправ лять допущенные перекосы, устранять несправедливости. Но следует признать, что в начале перестройки мы дале- ■- не в полной мере оцени- льных отнощенйй, для нор мального национального са мочувствия каждого челове ка, где бы он ни родился, жил и трудился. Но Сейчас следует напол нить ,федеративное устройст во государства реальным ивать ее мы теперь можем, добрососедства со всеми со- опираясь на реальные резуль- предельными государствами, таты. Многое уже стало при- Съезду народных депута- вычным, кажется нормаль- тов предстоит рассмотреть и иым. Но где бы мы бьши, законодательно утвердить если бы все осталось, как принципы нашего внешнепо- раньше? литического курса на пред- Спала лихорадка между- стоящие годы. Полагаю, речь литическим и экономичес- народной напряженности. Цет должна идти о следующем; КИМ содержанием с тем, что- прямой угрозы ядерной вой- ли необходимость обновления бы эта форма целиком удов- ны. Люди разных стран как национальной политики. Ве- летворяла потребности и чая- бы посмотрели в лицо друг роятно, была допущена и за- ния наций, отвечала реали- другу ■и поняли нелепость держка с решением ряда не- ям современности. вражды. Началось сокраще- отложных вопросов. А меж- В целом узловые момен- ние ядерных арсеналов. Ев- ду тем, естественное недо- ты национальной политики ропейцы приступили к сни вольетво накопившимися эко- перестройки мы видим комическими и социальными дующим образом, проблемами стало восцри- ” ниматься как ущемление на циональных интересов. Спе кулируя на этих общих труд ностях, определенные эле менты стремились еще бо лее осложнить ситуацию. Это привело в ряде респуб- В политичеокоб области— это существенное расшире ние прав союзных и автоном ных республик, других наци ональных образований: пере дача на места все более ши рокого круга управленческих функций: усиление самостоя- -жению военного противостоя ния, самого опасного в мире Мы вывели войска из Афга нистана. Начали их выво дить из союзных стран. Страна открылась для,внеш него мира, чтобы занять до стойное место в международ ном разделении труда и пользоваться его преимуще- — безопасность страны, должна обеспечиваться пре жде всего политическими средствами как составная часть всеобщей и равной безопасности, в процессе демилитаризации, демократи зации и гуманизации меж дународных отношений, с опорой на авторитет и воз можности ООН: — ядерное оружие дол жно быть ликвидировано в ходе переговорного процесса, ориентированного на разору жение и сокращение оборон ного потенциала государств до пределов разумной до- лик к эксцессам, породило тельности и ответственности ствами. Сняты ограничения . . . . известные всем трагические республиканских и местных и предрассудки, мешавшие статочности: (Аплодисменты), последствия с человечески- органов. В федеративном го- нашему действенному учас- — недопустимы примене- ми жертвами. сударстве должно быть чет- тию в решении глобальных ние силы и угроза силой в Позвольте с этой трибу- ко определено, что относит- проблем, в научном и куль- целях достижения каких-ли- ны — трибуны Съезда наро- ся к компетенции Союза, а турном обмене. бо политических, экрномичес- дных депутатов — выразить что является суверенным п р а -^ Паша внешнйя политика ких или иных целей: в от- нашу общую скорбь и боль вом республики. автономии.Р°бращена ко всему миру. Но ношениях с другими страна- в связи с гибелью невинных Необходимо разработать пра- в каждом конкретном случае ми непреложно уважение су- людей. Этого не должно по- вовые механизмы решения им'еются. естественно, своя веренитета, независимости, вториться. коллизий, которые могут во- специфика, свои особо важ- территориальной целостности: Ясно, что мы обязаны пол- ..................... ............... ............ .........------------------- , правосудие, обеспе чивать строжайшую закон ность, стоять на страже об щественного порядка. Нуж но разработать и осущест вить широкую программу расширения юридического образования в стране, поза ботиться о материальной ба зе судебно-следственных ор ганов, о материальном положении работников этой сферы. Должны быть найдены оптимальные ре шения многих воп росов, которые поднимаются сейчас в связи с судебной реформой. Они затрагива лись и на заседании нашего Съезда. Я имею в виду воз можность введения суда при. сяжных, порядок следствия, контроля за ним й т. д. Все это надо обсудить. (Аплоди сменты). , Вся огромная работа по судебной реформе нужна, ко нечно, не сама по себе, а в интересах укрепления право- порядка в стране. Эта зада ча приобрела особую злобо дневность в связи с увеличе. нием количества преступле ний, в том числе таких опа сных, как коррупция, мафия, вымогательство, взяточни чество. Актуальной пробле мой является борьба с хули ганством. цодрьшающим но. Словом, нужно противопо ставить всем противоправным действиям не только аргумен. ты разума, призывы к сове сти, мнение общественности, что, конечно, должно быть на первом плане, но и силу права. Только так может жить и развиваться демок ратическое общество. (Про должительные аплодисмен- Наш Съезд не может ос тавить без внимания и отно. шение к вопросу, по поводу которого в обществе нараста е т серьезное беспокойство. Я имею в виду ньшешнее сос тояние дисциплины и поряд. ка. Если говорит^ прямо, оно нас не удовлетворяет, требует решительного изме нения к лучшему. Из-за ни зкой дисциплины, плохого выполнения служебных обя занностей мы несем большие потери — и экономичежие, и моральные. В сфере труда, в первую очередь. Это крайне негативно ска зывается на веем нашем об ществе: безответственность и беспорядок дезорганизуют по вседневную . жизнь людей, вносят в нее ненужное напря. жение, а попросту говоря выводят людей из себя, вы зывают V них недовольство. При этом почему-то стало за зорным ставить вопрос о ди сциплине, требовать порядка. Кое-кто в таких попытках, очень робких, усматривает чуть ли Не подрыв демокра тии. стремление возродить командную систему, рабскую психологию в людях. Конечно, у кого-то разго воры о дисциплине — не что иное, как тоска по старым временам. Это, наверное, есть, товарищи, Чт& тут гово рить: говорит о дисциплине, думает о сильной руке, во- ностью оздоровить национа льные отношения, освободить Их- от всего, что прттиворе- чит нашей морали и идео логии, гуманным принципам социализма. зникнуть в их взаимоотноше- В экономической области необходима гармонизация от ношений между ■Союзом и республиками на основе ор ганического сочетания их эко- ные акценты—как двусто роннего плана, так и сточ ки зрения региональной международной значимости. Говоря об обновлении на- номической самостоятельнос- циональной политики, мы ти и активного участия в имеем в виду необходимость общесоюзном разделении тру- привести ее в соответствие да. Под таким углом следо- с реалиями нынешнего дня. вало бы перестроить регу- Изменились экономика, де- лирование единого народно- мография, социальная и на- хозяйственного комплекса йе конфронтация, диалог и переговоры е уста новкой на баланс интересов должны стать единственным В первую очередь это способом решения междуна- касается социалистических родных проблем, урегулиро- стран. Взаимоотношения с внния конфликтов: ними отражают очень ответ- — мы за включение со- ственный этап в развитии ветскои экономики в миро- ~ вое хозяйство на взаимовы- социалистического мира, полную меру мы ощутили это во время визита к наше-- му великому соседу, в Ки тайскую Народную Респуб- циональная структура всех страны, органически включив лику, нормализация отноше- республик. Возросло наци- перевод республик, регионов, ний с которой — событие ональное самосознание, поя- краев и областей на само- вились новые потребности духовной жизни. Многие гра ни национальных отношений предстают сегодня в новом ■Сейчас, можно сказать. управление и самофинанси рование, в общий процесс обновления советской эко- годных и равноправных ос новах, активное участие в формировании и соблюдении правил современного, между народного разделения труда, научного и технического об- всемирного значения. (Аплсь мена, торговли, за сотрудни- дисменты). чество 90 всеми, кто готов Трудности формирования ^ этому, нового типа взаимоотношений ^ Принципиально важно, что бы новый подход к создается политический ме- тию республиканского ханизм. призванный обес- зяйства и местного самоуп- социалистических стран есть и могут быть. Они—в объ ективных реальностях ■слож ных и разноречивых про цессов, происходящих Я еще один принципиаль ный вопрос. В прошлом наша внешне политическая практика в не которых случаях шла враз- печить разумный и сйравед- равления не вел к автаркии, ных странах. Но эти труд- высокими принципами социа- ливый подход к вопросам которая в современном мире ности преодолимы. Основное листической внешней полити- межнациональных отноше- выглядит анахронизмом, а условие тут — взаимное ки- Допускались произволь- ний, выработку таких реше- способствовал ■ углублению уважение невмешательство в “ые действия, которые нано- ний, которые Ьтвечали бы кооперации, отвечающей ин- дела друг друга, дружеское стране серьезный ущерб, как интересам каждой из тересам каждой республики взаимопониманий, глубокий негативно отзывались на ее советских наций, так и об- и всей страны. интерес к опыту каждого и международном авторитете, щенародным интересам. Я - К экономическим пробле-' потребность в еотрудничест- Это было следствием все той имею в виду и проекты уже мам тесно примыкают опубликованных законов" по мографические и экологичес- этим вопросам, и большую кие. Здесь тоже' надо умело подготовительную работу к сочетать общесоюзные ирес- Пленуму ЦК, специально им публиканско - региональные посвященному, и что особен- интересы. но важно — предстоящую работу Верховного Совета, его комиссий, в рамках ко торой национальные пробле мы доляшы найти комплек сное и всестороннее реше- Принцип национального самоопределения, выдвину тый Лениным, был и остает- , ся одним из главным эле ментов национальной поли готовность к совместной терпеливой работе. Все это сейчас имеется. Важнейшее направление нашей внешнеполитической деятельности — участие же командной системы, свой ственного ей келейного при нятия решений. В духовной области мы строительстве «общеевропей- подобные порядки и методы. ------- ------- ,-г.... , Впредь все значительные вне шнеполитические решения до- исход'им из признания мно- ского дома». Принципиаль- гообразия национальных ные идеи известны. Они во- культур как величайшей со- шли в обиход общественно: циальной и исторической цен -■ го мнения и переговорной ности, уникального достоя- практики. Основы здоровых, ния всего нашего Союза. Ш в духе перестройки, отно-’ | одну из них мы не имеем шений со всеми государст- права, .недооценить или __ более утратить, ибо каждая неповторима. Мы—за свободное, всесто- тики Коммунистической пар- роннее развитие каждого на делай и не рассуж дай. Это, наверное, присутст- Но, товарищи, сегодня гла вное другое. Все йы чувст вуем на себе, к чему ведет низкая дисциплина, и поэто му должны занять на Съезде твердую позицию; .без дисци плины, без порядка дело пе. рестройки не пойдет. (Апло дисменты). Демократизация нуждается в повышении дисциплины на основе роста социальной ак тивности людей; Всякой раз болтанности мы должны про тивопоставить высокую ответ ственность за порученное дело. И не стесняться повы шать спрос за дисциплину и порядок. тии. Он был заложен в ос нову социалистической госу дарственности при создании Союза Советских Социалис тических Республик. И доводы исторического порядка, и экономический рода, национального языка и вами, участвующими в хель синкском процессе, заложены и набирают динамику. Мы будем неуклонно про должать владивостокскую ли нию в азиатско-тихооке- культуры, за равноправные и анском регионе. Многообра зие задач здесь еще боль- ■шее. Со многими странами определились и «повестка дня», и тональность отно шений — доброжелЬд'ельная, ш . Товарищи! Уже первые дни работы Съезда вновь выявили остроту националь ного вопроса, сложность межнациональных отноше ний. Действительно, много- национальность — уникаль ное свойство нашего государ ства и обгцества. С одной стороны — это источник его силы. С другой — при ма лейших перекосах в нацио нальной политике она мо жет стать и причиной ослаб- , ления государства, нестаби льности в обществе с не предсказуемо тяжелыми пос ледствиями. . . Время высветило правиль ность национальной полити ки. выработанной Владими ром Ильичей Лениным. Ре зультаты, которые она при несла всем нашим народам, - невозможно переоценить. Вы ла проведена огромная рабо та по преодолению национа льного гнета и неравенства, подъему экономики и разви тию культуры всех наций, населяющих страну. К на шему , опыту проявлялся интерес во всем мире, и это го ни в коем случае не сле дует забывать. Однако в 30-е годы ле нинская национальная поли тика подверглась' грубейшим искажениям и деформаци ям. Их ощутили на себе практически все народы. Упрощенное понимание мно гогранного характера нацио нальных отношений, поощ рение тенденций к унита ризму, отрицание специфики национального развития, по литические обвинения целым нациям с вытекающими от сюда произволРм и беззако нием, недопустимое отож дествление . национальных чувств людей с национали стическими проявлениями — все это было в нашей жиз ни. Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. Нам досталось очень не простое наследство. При чем негативные процессы в национальных . отношениях во времена застоя либо иг норировались, либо загоня лись внутрь, что вело ко все ' большему Их обостре нию. Рано или поздно они дружественные отношения всех наций| народностей, на циональных'групп. 'X ■Съезду народных депута тов, Верховному Совету расчет, и политическое соз- ССОР предстоит решить не- нание, и просто здравый мало; сложнейших вопросов смысл, опыт народов говорят в сфере межнациональных страны, отношениям „ ____ о жизненной необходимости отношений. И позвольте мне рыми будем и впредь уде- развития всех совет- выразить уверенность, что лять особое внимание, й в ских наций в рамках фе- их глубокая проработка поз- первую очередь — великая деративного союзного го- волит нам обогатить ленин- Индия, сударства. Самым весомым скую национальную полити- Всем нам понятно, что со- аргументом в пользу этого иу применительно к сегод- ветско-американские отно- является перестройка, созда- няшним реалиям советского ■шения имеют первостепенное ющая условия для неправ- многонационального государ- значение для мировой по- ления .любых ошибок и де- ства,, создать тем самым на- литики. Мы готовы взаи- формаций, допускавшихся в дежную политическую осно- модействовать с, США на прошлом, для подлинной ву для дальнейшего уверен- предсказуемой и стабильной гармонизации межнациона- ного развития страны. основе, готовы продвигаться вперед, сочетая преемствен- ность с новыми идеями. * ■ • Обнаружили мы в эти го- Товарищи! Перестройка в ного критерия всякой, поли- ды неординарные возмож- ------- тики: свободы социально- ности для более близких политического выбора, ис ключающей вмешательство в дела любого государства; не обходимости деидеологизации межгосударственных отно шений. Несмотря на глубо кие различия социальных си стем, в каждой из них поя вились объективные возмож ности 'ДЛЯ выхода на прин ципиально новый, мирный период в историй челове чества. В окружающей нас дейст вительности сколько угодно фактов, которые, казалось, Советском Союзе не могла не отразиться на всей на шей международной деятель ности, но она и не могла осуществляться при сохране нии прежней внешней по литики. Коренное изменение внеш неполитического ( курса свя зано с новым политическим мышлением, которое выра батывалось по мере осво бождения от догматических представлений, от выводов, правильных лишь ддя своего времени, но переставших со ответствовать реалиям наших Новое мышление — это динамичная концепция, ко торая продолжает развивать ся и углубляться. А главным ее отправным пунктом оста ется вывод XXVII съезда КПСС о смертельной опас ности ядерного оружия и гонки вооружений для су ществования человечества, о целостности и взаимозависи мости современного мира, изменении характера его про тиворечий и содержания все мирного прогресса. В основе нового мышления лежит признание приоритета общечеловеческих интересов и ценностей: общепринятых норм морали как обязатель- продуктивных связей с Ла тинской Америкой и Афри кой. Здесь тоже есть и об щие проблемы, и своя спе цифика в отношениях с от дельными странами. |Первостепенной лжны приниматься лишь по сле основательного их обсу ждения в Верховном Совете и его комиссиях. А наибо лее крупные из них, напри мер, связанные с союзничес кими отношениями, заключе нием важнейших договоров. -— выноситься и на рассмот рение Съезда народных депу татов. (Аплодисменты). Одобрение Съездом народ ных депутатов СССР назван ных принципов имеет не просто юридическое, но и огромное политическое зна чение — международное и внутреннее. Далеко не все на Западе верят, что мы. из брали этот курс навсегда и не намерены его менять. Да и у нас в стране не все еще понимают фундаментальную суть внешней политики, ос нованной на новом мышле нии. Кое-кто рассматривает ее как своего рода тактику, временный зигзаг или даже как уступку Западу. Поэтому хочу подчеркнуть и надеюсь, что Съезд под держит такое заявление: это наша глубоко обоснованная стратегическая линия, вы ражающая интересы совет ского народа и отвечающая, как мы уверены, интересам всего человечества. (Аплоди. сменты). Здесь, на Съезде, выска зывалось предложение напра вить от нашего Съезда посла, ние народам мира. Думаю, нам есть что сказать людям заботой остается укрепление Земли. (Аплодисменты). V . Товарищи депутаты! Как видим, поле деятельности у нас громадное. По всем на правлениям — и в социаль но - экономической полити- бы. не укладываются в русло ке, и в государственно-пра- нового мышления. Есть силы вовой, и в национальной, и прошлого и противоречия, в международной — пред- унаследованные от прошло- стоит решить множество круп- го. Поэтому мы не можем ных задач революционного отказаться от армии и рас- характера. Проблем куда бо- прощаться с оружием. Тож е льше, чем я их обозначил в можно сказать "о военных докладе, и, уверен, дискус- союзах, сохранение которых зависит не только от нас. Но как бы ни были еще необходимы старые формы и средства, нельзя сия на Съезде это покажет. И вполне понятно, что ус пех дела в решающей мере зависит от того, как мы сумеем организовать свою лить, чтобы они блокирова- деятельность, как скоро но ли новые подходы к стрс)Ь- вые высшие органы власти тельству международных от- обретут- присущие им функ- ношений. В этом мудрость всякой большой политики. И в- этом — качественное от личие внешней политики пе риода перестройки. Отста- ции, возглавят всю преобра зовательную работу в стране. Дискуссия на эту тему фак тически уже завязалась, в ней на передний плаи вы шли несколько принципи альных вопросов, по которым нам следовало бы посовето ваться. 4 Первый из них—разграни чение функций Съезда и Верховного СССР. Вопрос непростой, тому что та структура выс ших органов власти, которая сейчас у нас вводится, ос нована на стремлении орга нично сочетать нашу совет скую традицию, рожденную социалистической революци ей, с общепризнанным в ми ре опытом работы предста вительных органов. Уникальным органом в на шей системе является преж де всего сам Съезд народ ных депутатов. Это именно Съезд, перед ним не стоит задача работать постоянно. Он должен собираться, как мы условились, не менее двух раз в год, чтобы принимать самые важные для страны законы и решения по кар динальным во'просам внут ренней и внешней политики государства, оценивать и контролировать работу дру гих органов власти, вносить при необходимости поправки в Конституцию и изменять саму, политическую систему. Верховный Совет в новом виде должен, по замыслу политической реформы, быть постоянно действующим ор ганом власти, выполняющим как (Законодательные, так и основные распорядительные ф>®кции. ■Теперь о соотношении эа- конодательной и исполни тельной власти. Вопрос этот очень важный, он требует специальной проработки и изучения. Но уже сегодня можно сказать, что отноше ния между палатами, ко миссиями и комитетами Вер ховного Совета, с одной сторо 1 НЫ, и исполнительными органами, с другой, должны быть существенно изменены по сравнению с тем, как это было до сих пор. Очевидао, в комиссиях и комитетах Верховного Сове та должны рассматриваться задания государственных планов и статьи госбюджета, оцениваться их соответствие принципиальным установкам Съезда народных депутатов и самого Верховного Совета. Другая важная задача, ко торую предстоит решать ко миссиям, — это рассмотре ние кандидатур на ключевые государственные посты. На пример, министров, послов в зарубежные страны и т. д. Нетрудно видеть, что обе эти функции позволяют на шему парламенту держать в своих руках реальные ры чаги власти, ~ Контролируя деятельность правительства в вопросах стратегического значения. Съезд и Верховный Совет должны заботиться о том, чтобы правительство могло в полной мере решать зада чи государственного управ ления в рамках Конститу ции, беря на себя всю пол ноту ответственности. По замыслу реформы, важ ную роль в нашей полити ческой системе должен иг рать Комитет конституцион ного надзора, который дол жен, по сути дела, действо вать как конституционный ч:уд. Заглядывая вперед, ска жу. что развитие судебного контроля за деятельностью административных органов на всех уровнях должно, ви димо, стать одним из не отъемлемых элементов со циалистической правовой государственности. (Аплодис менты). . ‘ В предшествующие дни на Съезде активно обсуждал ся вопрос о статусе народ ного депутата СССР. Мы с вами уже условились, ' что необходимо разработать но вый документ, регулирующий положение депутата, его пра ва и обязанности, и предста вить его Съезду. Но есть некоторые принципиальные моменты, по которым надо условиться и принять реше ние, чтобы все товарищи мо гли -включиться в активную работу. Что здесь следовало бы иметь в виду? Первое — это единство де путатского статуса. Все де-. путаты, независимо от того, избраны они по территори альным, национально - тер риториальным округам или от общественных организа ций, имеют равные права. Следующий момент каса ется распределения труда между самими депутатами. Естественно, что на" тех то варищей, которые избраны Съездом в Верховный Со вет, ложится дополнительная нагрузка и у них должны быть соответствующие до- полнительньье возможности для выполнения возлагае мых на них обязанностей. Наделение членов -Верхов- -ного Совета особыми функ циями ни в коей мере не должно означать приниже ния роли других народных депутатов. Прежде всего; у каждого ,из них остается воз можность быть избранным в Верховный Совет при еже годном обновлении пятой его части. ' Многие депутаты будут , входить в состав комиссий и комитетов Верховного Сове та. составляя до половины их членов и пользуясь в них правом решающего голоса. Кажется разумным, чтобы они могли привлекаться и к руководству комиссий, коми тетов, скажем, в качестве за местителей председа,телей, как бы представляя эту по ловину. Как я понимаю, все мы сошлись на том, что каждый народный депутат СССР мо жет при желании принять участие в работе тех или иных комиссий или комите тов, в заседании палат Вер ховного Совета. Каждый дол жен получать полноценную информацию о текущей ра боте Верховного Совета, пра вительства и других органов власти. Наконец, у каждого есть возможность вести ак тивную политическую работу в своем регионе илй в об щественной организации, под держивая постоянную связь с избирателями, обращаясь с теми или иными запросами и предложениями в местные и центральные органы власти. Депутаты должны иметь не обходимые условия для при ема граждан, встреч с из бирателями, и об этом сле дует позаботиться местным органам. Причем все эти во просы надо решать- безотла гательно. Таким образом, мы суме-, ем сохранить ценнейшее ка чество советской системы ■— постоянную связь народных представителей с трудящи- > мися, говоря словами В. Й. Ленина, соединить «вьп-оды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии». Два слова Об организации работы Съезда и Верховного Совета. Народные депутаты принесли сюда, в Кремль, многообразие взглядов и жизненного опыта, за кото рыми, стоят различные ин тересы — социальные, на циональные, профессиональ-. ны е ,; возрастные, региональ ные. Естественно, что в сов местной работе не избежать расхождений во мнениях, споров и дискуссий. Такие дискуссии начались с пер вого дня, если не с первого часа работы Съезда, и я не вижу в атом ничего плохого. Наоборот, плюрализм мнений расширяет диапазон возмож ных решений, позволяет по лучить более объемное пред ставление о рассматриваемом предмете. И уж, конечно, расхожде ние' во мнениях не должно становиться препятствием для принятия разумных решений. Как правильно сказал здесь один из товарищей, мнения / могут быть разные, но по литика у нас должна быть одна — политика революци онной перестройки. (Апло дисменты). Поэтому необхо димо делать все для достиже ния согласия, стараться по нять друг друга, идти на ка кие-то взаимные уступки в интересах дела. И только то гда, когда это не удается, по следнее слово, естественно, остается за большинством. Таков закон демократии. Еще один важный момент, который здесь также затра гивался, По разным поводам депутаты предлагали вносить те или иные изменения в Кон ституцию СССР. Я присое диняюсь к тем, кто предо стерегал от поспешной кор ректировки Основного Зако на. Конституция — слишком важный политический доку мент, чтобы приспосабли вать его текст к тем или иным возникающим ситуа- Другой вопрос—и тут мы едины, по крайней мере я так воспринял • настроение Съезда. — что есть необхо димость разработать и при нять новую Конституцию ;страны. Закрепление в ней революционных преобразова ний, осуществляемых в ходе перестройки, явится одной !из важнейших гарантий их необратимости. Но сейчас, в разгаре реформ, у нас еще нет возможности учесть весь комплекс вопросов, ко торые должны найти отра жение в новом Основном За- Таковы, товарищи, в сжа том виде оценки положения в стране, соображения отно сительно основных направ лений внутренней и внешней политики нашего государства на будущее. Что я хочу сказать в за- . ключение. Мы начинаем свою ра боту не на пустом месте. У нас сложилась концепция пе рестройки, экономической и политической реформы. В той или иной форме, е той |Или иной степенью глубины и критичности эти вопросы рассматривались на различ ных форумах партийных, го сударственных, обществен ных организаций, обсужда лись в трудовых коллекти вах, Б средствах массовой ин- фешмации. Сделаны и опре- !депенные практические ша- ; Но время быстро меняет /ситуацию, возникают новые /задачи, новые потребности. Я мне хочется выразить уве- ;ренность, что’ наш Съезд, , выражающий коллективный разум -народа, сумеет выоа- ■ботать эффективную .про грамму деятельности Со ветского государства на предстоящие годы, даст но вую энергию всему процессу революционного обновле ния нашего общества. (Про должительные аплодисменты). (Окончание. Начало на 1-й стр.). ;Выступающий обратил внимание на подходы к реги ональному хозрасчету. Он сказал, что сбалансирован ное и эффективное развитие территорий страны возможно •<лишь в рамках единого на роднохозяйственного «омпле. кса. Никакие замкнутые мо дели экономики, искусствен ные внеэкономические меры защиты внутриреспубликан- ского рынка не принесут до лжной эффективности хозяй ствования и не дадут нуж ной отдач*. Состоянию культуры, гу манитарной, человечесжой ее части полностью посвятил выступление депутат Лиха- чев Д. С. Без культуры в обществе, сказал он, нет и нравственности. Без элемента рной нравственности не дей ствуют социальные, экономи ческие законы, не выполня ются указы и не может су ществовать современная нау. к сожалению, продолжал оратор, в отношении куль туры действует еще остаточ ный принцип. О крайне низ ком состоянии культуры в НА СЪЕЗДЕ НАРОДНЫХ ДЕПЯАТОВ СССР нашей стране свидетельству ет положение, в котором находятся памятники культу ры и истории, библиотеки, архивы, музеи. Депутат го ворил также о недопустимо низкой оплате тр.уда библио текарей, особенно в сельских районах, работников музеев — реставраторов, храните, лей, экскурсоводов. Культура не может быть на хозрасчете, заявил высту павший. Бе отдача народу. стране неизмеримо больше, чем от возможных непосред ственных доходов библиотек, архивов и м.узеев, чем от любой области экономики и техники. Советы должны стать по длинным органом - народной власти, подчеркнул в своем выступлении депутат Янен- ко А. П. Для того, чтобы это произошло на самом де ле, по его мнению, необходи. МО дополнить 108-ю статью Конституции, оставив за Съездом народных депутатов право утверждения перспек тивных государственных пла нов, утверждения и распре деления государственного бюджета. Депутат высказал ряд за мечаний в адрес деятельнос ти советского правительства. Йа его взгляд, работа Сове та Министров не контроли руется Верховным Советом должным образом, хотя в Конституции это записано. Совет Министров СССР, призванный претворять в жизнь разработанную КПСС генеральную, стратегическую линию развития страны, -с этой задачей не справился, заявил оратор. Планы выполняются, сос тояние экономики ухудшает- ся. Эту парадоксальную вза имосвязь депутат Назарбаев Н, А. использовал для хара ктеристики создавшегося по ложения в с т р а н е . Поддержав выступления депутатов Попова, Адамови. ча и других, >которые крити куют пустые полки, рост цен, дефицита и 'другие недостат ки, он подчеркнул: принятые решения по экономической реформе резко увеличили приток незаработанных дет Перейдя затем к пробле. ме дружбы народов, он отме тил, что /диктат, идущий от ведомств, которые находятся в Москве, в сознании некото рых людей ошибочно ассоци ируется с Россией и русским народом. Но Россия сама по страдала от этого немало. Разве не свидетельствуют о том Нечерноземье, экологи ческие проблемы, даже более острые, 'чем в других респу бликах? Но ведь никто не может сказать, что Россия когда-то тянула одеяло толь ко на себя. Думаю,- подчерк нул депутат, что престиж России также надо подни мать. В то же время только сильная республика ~ осно ва сильного центра. Надо на деле расширять равные пра ва всех республик. Съезд продолжает работу..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz