Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 31 мая 1989 г., 123 (18 4201 ; П родолж ение д о к л а д а М. С. ГОРБАЧЕВА Когда же разговариваешь с арендаторами, а они здесь тоже присутствуют среди на родных депутатов, — у них другое мнение. Они з а пе рестройку экономических от ношений на селе, заинтере сованно поддерживают уста- нсжки мартовского Пленума ЦК на этот счет. Но вместе с тем говорят, что, несмот ря на эти решения. Указ об дренде,, соответствующие постановления правительст ва, новые формы хозяйство вания сдерживаются, натал киваются на всякого рода бюрократические препятст- Арендаторы говорят, что местные органы продолжают командовать колхозами и сов хозами, а руководители и специалисты колхозов и сов хозов в свою очередь не хо тят расставаться с такими же методами командования по отношению к самим кре стьянам, работникам совхо зов. Многие из них предпо читают вести дело погстаро- му, мешают развертыванию хозрасчетных отношений на ' селе, ссылаясь на нежелание крестьян брать землю и сред ства производства в аренду. Это я тоже слышал в одной из бесед с хозяйственника- По-цидимому, здесь стал киваются разные интересы, Цам надо, товарищи, обме няться мнениями на этот счет, прямо поговорить, что нужно, чтобы важные реше ния Пленума не повисли в воздухе, а самое главное —• чтобы улучшилось дело с ВеДь смысл политических установок и решений . мар товского Пленума ЦК в том, чтобы через новые формы хозяйствования вернуть че:- ловека на землю, дать ему в руки средства производст-/ ва, сделать хозяином на земле и тем самым пробудить личный интерес, усилить ма териальную заинтересован ность в наращивании про дукции сельского хозяйства. Наряду с этим хочу под черкнуть необходимость в первоочередном порядке за няться социальным обуст ройством деревни, развитием на селе торговли, жилищно го строительства, коммуналь ного хозяйства, всей инфра структуры, особенно дорог. Во всех регионах страны сельские жители остро ста вят вопрос газификации. Располагая огромными воз можностями, мы не имеем права уклоняться от реше ния и этих вопросов., ч Народные депутаты СХЗСР, представляющие аграрный сектор, говорят, что очень медленно перестраиваются министерства и ведомства, производящие для села тех нику и удобрения.- Тут нам надо разобраться. С одной стороны, в стране произво дится много техники, а с другой-^сплошь стоит крик о том, что ее не хватает. Значит, производят не ту технику. Так давайте, нако нец, внесем необходимые коррективы в наши програм мы, чтобы уже в ближайшие годы организовать выпуск систем машин, необходимых йолхозам и совхозам, арен даторам, личным подсобным И что немаловажно — дос тупной по цене. Представи тели аграрного сектора гово рят, что машиностроители буквально вздули цены на всю технику, хотя она в ка чественном отношении, по своим производительным воз можностям мало изменилась. Необходимо посоветовать ся, товарищи, и о других приоритетах социальной по литики на предстоящий пе риод. На одно из первых мест следует поставить воп рос о повышении жизненно го уровня малообеспеченной части населения — -пенсио неров, многодетных семей, , сирот и инвалидов. Проблема эта в совре менных условиях име ет огромное социально-поли тическое значение. Ведь речь идет -о более чем 40 мил лионах человек с низкими доходами. Как ни трудно ее решать при нынешнем.тя желом финансовом положе нии, это надо сделать, при чем как можно скорее. Сре ди важнейших мер в этом направлении — введение но вого Закона о пенсиях, проект которого готовит пра вительство. Он будет пред ставлен в Верховный Совет СССР и вынесен на всена родное обсуждение. Пола гаю, что закон такой важ ности должен быть прш ят затем на Съезде. Интересы каждого чело века затрагивает качество медицинского обслуживания. Здоровье нации — важней шее условие ее преуспеяния во всех делах. Не будем, то варищи, жалеть усилий, что бы по всей стране была раз вернута сеть больниц и по ликлиник, оснащенных сов ременной аппаратурой, раз и навсегда решена проблема обеспечения населения лекар ственными. средствами. При всех трудностях мы находим и, я надеюсь, бу дем находить средства на эти цели. Но вот дело с ос воением этих средств обсто ит пока крайне неудовлетво рительно. А мы ведь толь ко по-настоящему разворачи ваем работы по созданию современной базы здравоох ранения в стране. Т^т вина строителей и, я считаю, ме стных органов власти. , И другой момент. В свя зи с радикальной экономи ческой реформой на пред приятиях и в местных орга нах управления накаплива ются финансовые и матери альные ресурсы. Мне кажет ся, трудовые коллективы могли бы объединить свои усилия в расширении базы медицинского обслуживания населения. * Все эти вопросы надо взять под жесткий депутатский контроль. Утверждение здорового об раза жизни требует особого внимания к охране природной среды, или, как принято те перь говорить, экологической безопасности. Положение здесь тревожное, если не сказать больше. В ста с лиш ним городах страны коли чество вредных веществ в атмосфере превышает допу стимые нормы. Тяжелая об становка сложилась с охра ной водных ресурсов, рек, леса, с использованием при родных ископаемых, повсе местно остро стоит пробле ма сохранения земель, даже орошаемых. Надо действо вать, причем безотлагатель- . Тут мы должны идти дву мя путями. Во-первых, нуж но иметь четкую программу по решению уже накопив шихся проблем. Это касает ся промьппленности, сель- ' ского хозяйства, водных ре сурсов, — словом, всей сре ды обитания. Как мне ка жется, разработка национа льной программы на этот счет затягивается. Мы дол жны на Съезде высказать совершенно определенные требования в адрес тех, кто должен ускорить эту рабо- Далее, важно, чтобы сред ства, выделяемые на это дело, полностью осваивались. Вот мы говорим, что нако пилось много проблем, что их надо решать безотлагате льно, так же, как вопросы жилья, продовольствия, то варов. Это правильно. Если сейчас не займемся средой обитания, нас ждет беда. Она уже на пороге, мы уже с ней, так сказать, столкну лись вплотную. Но посмот рите: ресурсов на- природо охранные цели выделяется пока мало, хотя они и уве личиваются ежегодно, а вдо бавок используются они меньше, чем наполовину. Так что, товарищи, давайте не только поднимать эти во- просй! в плане критики, но и заниматься конкретными делами, решать их на прак тике. Побольше деловитости и спроса. , ; И второе, не менее важ ное направление. Надо по ставить дело так, чтобы лю бой проект и научно-техни ческое решение обеспечива ли экологическую безопас ность. Для этого они дол жны проходить строгую про верку на экологическую чи стоту. А мы, чтобы удеше вить строительство, продол жаем проталкивать негодные с точки зрения экологичес кой безопасности проекты. Я беседовал с одним из депу татов из Комсомольска-на- Амуре, где когда-то побы вал. Там трудящиеся жало вались, что приходится ме бель в этот край завозить из центра. И министр, в то время товарищ Белоусов, сказал, что есть возможно сти выпускать здесь на 20 миллионов рублей мебели. Хорошее дело. Взялись, за купили оборудование, за ру бежом, но только не взяли ту часть, которая связана с экологией. Кому нужна та кая экономия? И уже в Ком сомольске-на-Амуре идут митинги по этому поводу. В общем, повторюсь, надо, чтобы все проекты проходи ли строгую проверку на эко логическую чистоту. Как вы знаете, в ходе предвыборной кампании остро обсуждались вопросы строи тельства ряда каналов, атом ных станций, химических предприятий с точки зрения экологической безопасности. Поступают такие записки и сейчас в президиум Съезда. Очевидно, Верховному Со вету СССР, соответствую щим его комиссиям надо будет сразу же принять эти вопросы к самому тщатель ному рассмотрению и реше нию. При этом должны быть приняты во внимание как экологические требования, так и интересы дальнейшего развития нашей экономики, без чего невозможно удов летворить насущные нужды В связи с рассмотрением социальных вопросов хочу выразить уверенность, что Съезд подтвердит политиче скую установку XXVII съез да партии на решение жи лищной проблемы — обеспе чить каждую семью отдель ной квартирой или Домом к ЖХЮ году. Задача очень и очень непростая. Но, това рищи, ее надо решать. Я убедился еще больше в обоснованности такой поста новки, встречаясь с трудя щимися во всех регионах страны. Скажу прямо, пер вый вопрос, который ста вится в беседах, — даже не продовольственный, не о то варах, а жилищный. Учи тывая остроту этой пробле мы для миллионов людей в городах и н а селе, нам, ви димо, надо переоценить на меченные планы и изыскать новые возможности для рас ширения масштабов жилищ ного строительства. Мы давали поручеше изу чить ситуацию и определить ся, что же нужно, чтобы обязательно выйти на реше ние этей проблемы, чтобы. взяв на себя, такое обяза-, тельство перед народом, мы не .оказались бы банкрота ми. Напомню, в одиннадца той пятилетке было построе но 550 миллионов кв. м жи лья. На двенадцатую пяти летку поставлена задача до вести строительство жилья до 650 млн. Мы ее решим, это уже видно. На ’ тринад цатую пятилетку, в намет ках выдвигалась задача до вести объемы жилищного строительства до 820 млн. кв. м, а теперь, по всему видно, надо, выходить на 900 млн. и на 1 миллиард кв. м — в четырнадцатой пятилет ке. Тогда можно будет гово рить о реальности выполне ния поставленной задачи. Конечно, для этого дол жны быть включены в дело все резервы, все возможнос ти предприятий, индивиду ального и кооперативного жилищного строительства. Недостатка в инициативе нет, люди хотят строить. Но что сегодня сдерживает — это нехватка стройматериалов, сантехники, всего того, что необходимо для благоуст ройства жилья. Отовсюду идут жалобы на этот счет. И дело тут не только в ме рах. которые должны быть приняты в центре, хотя их обязательно надо отразить в наших планах. На реше ние задачи строительства жилья надо навалиться всем, миром,, использовать все, местные резервы. Я бы ска зал, что это одна из важ нейших задач республикан ских и местных органов власти, их хозяйственных организаций. , Надеюсь, в ходе прений мы углубим обсуждение этой темы, и Съезд даст специаль ное поручение Верховному Совету и новому правитель- Товарищи! Социальная политика не может быть эффективной, если она не откликается на ин тересы различных социаль ных слоев общества. Наше общество кровно заинтересо вано в том, чтобы обес печить лучшие стартовые условия для новых поколе ний, вступающих в самостоя тельную жизнь, чтобы они имели все необходимое для раскрытия своих творческих способностей, для проявле ния энергии молодости, ак тивного участия в делах государства. Тут накопилось немало проблем. Как вы знаете, ЦК ВЛКСМ подготовил проект Закона о молодежи и внес его на рас смотрение Верховного Сове та СССР в порядке законо дательной инициативы. Но, конечно, дело не сводится к принятию одного закона, даже самого хорошего. На до, чтобы к вопросам подго товки молодого поколения, создания, необходимых соци альных и других предпосы лок для его нормального включения в большую жизнь было приковано внимание повсеместно. Потребуется большая постоянная работа на этом направлении. Мы ждем конструктивного вкла- > да и молодых депутатов, и, конечно, всех народных де путатов в обсуждение воп росов социальной политики по‘ отношению к молодежи страны. Мы обязаны безотлага тельно взяться за решение многочисленных острых проблем, с которыми стал киваются женщины. Здесь также необходима целостная система мер, включающая заботу о материнстве, охра ну женского труда и здо ровья, облегчение домашне го хозяйства и быта. На этот счет в ходе избиратель ной кампании было очень много сказано избирателя ми, эти вопросы широко включались в программы практически всех народных • депутатов. Они должны быть самым тщательным об разом и детально рассмот рены — конечно, с учетом наших возможностей. Это все крупные вопросы. Не обойтись без комплексного к ним подхода,' не ограничи ваясь частностями. Очевидно, в Верховном Совете следует иметь по стоянные КОМИССИИ; которые основательно занялись бы проработкой всех этих во просов. Или это может быть комитет — надо посовето ваться. В общем. должны быть созданы такие, струк туры, которые подготовили бы серьезные - предложения Верховному Совету и Съез- Наш нравственный долги обязанность — постоянно за. ботнться о ветеранах войны н труда, тех, кто отстоял независимость нашей Родины в Отечественной войне, кто в трудные годы поднимал экономику страны, укреплял ее индустриальную мощь, ко му мы обязаны всем, что имеем. Среди народных депутатов есть наши старшие товари щи, которые лучше других знают чаяния и потребности ветеранов. И мы должны прислушаться к их голосу, справедливо решать вопро сы, которые ставит сегодня жизнь. Тут я хотел бы сказать вот о чем, товарищи. Есть много простых житейских вопросов, которые должны решаться местными, и уж тем "более республикански- . ми, органами, без всяких проволочек и ожидания ука заний сверху. Тем более без директив Съезда народных депутатов. К тому же на этот счет есть и соответст вующие решения правитель ственных органов, обязываю щие проявлять заботу о вете ранах войны и тр^да, в пер воочередном порядке решать насугцные для них проблемы. (Не могу не сказать и о том, что в самом чутком к себе отношении нуждаются инвалиды, все участники аф ганской войны. Решая проблемы социаль но - экономического разви тия страны, мы должны ис ходить из последовательного проведения в жизнь принци па социальной справедливос ти. Мало его провозгласить — надо еще привести в дей ствие социальные и эконо мические механизмы, кото рые , позволят устранить главный тормоз нашего раз вития — уравниловку, глу боко укоренившуюся психо логию иждивенчества. Мне уже приходилось на Съезде затрагивать проблему социальных льгот и привиле гий. Добавлю к сказан ному следующее. Система льгот складывалась на про тяжении многих десятков лет — будь то дифференциация пенсий или отшусков, здраво охранение или жилье, обес печенность материальными и духовными благами различ ных социальных, возраст ных, профессиональных групп населения и террито рий, а также различных ве. домств. Видимо, к этим во просам надо подходить так, чтобы, с одной стороны, сти мулировать талант и высо копроизводительный труд, а с другой — оказывать по мощь тем группам населе ния, которые в ней нужда ются. И уж, конечно, долж ны быть решительно исклю чены всякие искажения и тем более злоупотребления в этой области. Отсюда предложение •— поручить специальной ко миссии Верховного Совета (ОООР провести на основе этих критериев своего рода «ревизию» всех льгот и при вилегий и внести соответст вующие предложения. (Ап- лодасменты). Мои первые подходы — понять, как она сложилась и что . и з себя представляет, столкнулись с необходимостью рассмот реть эту проблему основа тельно. Мы видим, товарищи де путаты, как много накопи лось проблем в социальной сфере. Отовсюду слышны просьбы и пожелания об удовлетворении тех или иных запросов. Но,, естест венно, приходится все это соизмерять с нашими реаль ными возможностями. Над чем тут следовало бы подумать? Прежде всего над перераспределением Имеющихся ресурсов в ин тересах решения самых жи вотрепещущих проблем. Немалые ресурсы можно высвободить за счет улучше ния полож,ения дел ’в инве стиционном комплексе стра ны, резкого сокращения объ емов капиталышх вложений в производственном строи тельстве. Называются раз ные цифры такого сокраще ния — от весьма умеренных до измеряемых десятками процентов. Кстати, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Целесообразно, чтобы вновь сформирован ное правительство внесло свои предложения на этот счет в Верховный , Сбвет СССР. Они могли бы быть тщательно изучены в ко миссиях с привлечением спе циалистов, практических ра ботников, ученых, и на этой основе внесены соответст вующие коррективы в про грамму капитального строи тельства. Нам придется при нимать трудные, но необхо димые решения, на чем-то останавливаться, от чего-то отказываться. Но уже сейчас я бы вы сказал следующее сужде ние. Нам надо строжайше придерживаться правила, чтобы объемы капитального строительства соответство вали имеющимся мощно стям, материальным и тру довым ресурсам. Только в этом случае мы сможем по- I кончить со строительной ли- корадкой, преодолеть дик тат и безответственность строительных ведомств и ор- Еще одним -ресурсов на осуществление социальных программ яв ляется сокращение военных расходов, обеспечение кон версии, связанной с исполь зованием в гражданских це лях мощного потенциала оборонных отраслей. Для нашего народа, пере несшего тяжелейшую войну, надежная оборона была и остается вопросом жизнен ного значения, так же, как предметом особой заботы бы ла и остается наша Советс кая Армия. Но в совре менном мире увеличиваются возможности обеспечить без опасность политическими и дипломатическими средства ми» Это позволяет сократить военные расходы на основе придания нового качества Вооруженным -Силам СССР без ущерба для обороноспо собности страны. В 1967 -^88 годах воен ные расходы были заморо жены. Это дало экономию в бюджете, по сравнению с тем, что • предусматривалось пятилеткой, 10 миллиардов рублей. Б 19Ш году военные расходы составляют 77,3 миллиарда рублей — я объ являю Съезду эту реальную цифру. Вносится предложе ние сократить военные рас ходы в Х99О-—01 гг. еще на 10 миллиардов рублей, то есть на 14 процентов. И за няться в Верховном Совете дальнейшей проработкой все го этого сложного комплек са — с учетом и внутрен них потребностей, и задач обеспечения надежной обо роноспособности страны. (Ап лодисменты). Уже частично сокращены расходы на космические про граммы. Они не столь и ве лики, Вы сможете потом при конкретной проработке с ни ми познакомиться. Надо, изыскать дальнейшие воз можности в этом направле нии. Но при этом надо учи тывать, ч т о , благодаря новейшим космическим разработкам мы ■ полу- ’чаем уникальные техноло гии. Достаточно сказать, что новейшие разработки, сде ланные в рамках одного лишь проекта «Буран», мо гут дать значительный эф фект — речь идет о милли ардном эффекте, — если пе редать их в народное хозяй ство и для экспорта. На Со вете Обороны предложения на этот счет были представ лены в двух томах, и они направлены десяткам пред приятий, организаций на родного хозяйства. Только в этом случае будут оправданы затраты; которые мы несем в связи с освоением космо са. Огромные возмож ности таит в себе использо вание в гражданском секто ре уникальных технологий, разработанных на предприя тиях оборонной промышлен ности. Сегодня созданы ус ловия, чтобы покончить с не разумной секретностью, поло жить конец так называемо му внутреннему КОКОМу. Немалые возможности в перераспределении ресурсов в пользу социальной сфе ры заложены в сокращении управленческих расходов. Новые условия хозяйствова ния позволяют идти по пути коренной перестройки систе мы управления. Этот вопрос также требует основательного изучения в Верховном Совете, и вот по чему. З а последние годы произошли существенные из менения в верхнем звене уп-. равления и намечаются но вые, о чем будет доложено правительством. Что же ка сается управленческих струк тур на местах, и особенно на уровне самих объедине ний и предприятий, там чи сленность управленческого персонала пока не только не сократилась, но даже возрос ла. То есть предоставление хозяйственной самостоятель ности сойровождается рос том численности персонала. На каждые шесть работаю щих — там руководитель, специалист. Значит, кому-то это выгодно. Мы расходуем на содержа ние управленческого аппара та в стране около. 40 млрд. ру;5лей в год, причем на со держание органов государ ственного управления — 2,5 млрд, рублей, остальное — на аппарат управления объ единений и предприятий. На до внести ясность в этот вопрос. Есть и другие возможнос ти перераспределения ресур. сов в народном хозяйстве в интересах решения социаль ных проблем — наверное, эту часть, как и другие со ображения доклада, народ ные депутаты дополнят в ходе дискуссии. Все они дол жны быть приведены в дейст вие. Но главное — это, ко нечно, повышение эффектив ности производства, качест ва продукции, улучшения использования всех произ водственных факторов на ос нове коренной реконструк ция народного хозяйства. Надо совершенно ясно представлять, что решить первоочередные социаль ные проблемы - и создать задел на будущее мы можем только на путях ус корения научно-технического прогресса, обеспечивая опе режающее развитие фунда ментальных наук, разработку и внедрение авангардных технологий, \ Так же должно быть яс но и другое: вытянуть эко номику из трясины невоз можно без радикальной. эко номической реформы, пере вода всех хозяйственных звеньев на полный хозрасчет и самофинансирование, без широкого развития аренды и кооперации. Через реформу • мы должны прийти к новой модели экономики.' Об экономической рефор ме, о том, что она дала, ка кие проблемы возникли в ходе ее осуществления, сей час ведутся, прямо скажем, острые дебаты в обществе. С учетом этого мы в Цент ральном Комитете довольно основательно проанализиро вали ход экономической ре формы. Состоялось немало встреч по этим вопросам с учеными^кономистами, ру ководителями и специали стами, представителями про изводственных коллективов. Общий вывод 'таков: страте гический замысел реформы, ее основные направления .оп, ределены правильно. Но в практическом осу ществлении ■ реформы на всех уровнях допуска ется много непоследова тельности, нерешительности, половинчатости, зигзагов и даже отступлений. И самое главное — мы очень медлен но, с большим запаздывани- ’ем решаем вопросы разработ ки и включения в действие экономических, механизмов. Иначе говоря, запаздываем с созданием экономической среды, в условиях которой реформа только и может на брать силу, разворачивать ся и давать ожидаемый ре зультат. По сз^ти дела, сей час именно в это, в отсутст вие таких экономических ме ханизмов, упирается -даль нейшее Продвижение рефор Именно в такой обстановке возникли разночтения отно сительно дальнейшей судьбы реформы. Можно слышать мнение, что многие наши беды в экономике порожде ны новыми методами хозяй ствования, что с реформой спешить не следует, С таким подходом согла ситься нельзя. В ЦК и пра вительстве считают, что ма- гистральный путь развития народного хозяйства —■ это последовательное разверты вание экономической ре формы, В этом направлении мы считаем необходимым корректировать нашу эконо мическую политику и прак тическую деятельность. Опыт показывает, что ре форму невозможно осущест вить в виде единовременного акта. Перевод экономики из одного режима функциони рования в другой — дело сложное. Чтобы успешнее его пройти, необходимо ус корить разработку и осу ществление ряда взаимосвя занных шагов, направлен ных на последовательное из менение методов планирова ния, финансовых рычагов, цен, налогов, условий опла ты труда, ^всех остальных звеньев хозяйственного ме ханизма. Причем многое из этого должно быть осущест влено еще до начала дейст вия тринадцатого пятилетне го плана. И еще, товарищи. Жизнь убедительно показала, что экономическая реформа про сто невозможна без ради кального обновления отно шений социалистической соб ственности, развития и со четания ее различных форм. Мы — за создание гиб- ких и эффективных от ношений по использованию общественного достояния, чтобы каждая форма собст венности в живом соревно вании, в справедливом состя зании доказывала свою жиз- ненную силу и право на существование. Единствен ное условие, которое нужно при этом поставить,—недо пущение эксплуатации, от чуждения работника от средств производства. С Таким подходом к соб ственности неразрывно свя зано и другое решающее направление экономической реформы — становление пол нокровного социалистическо го рынка. Разумеется, рып нок не всесилен. Но друго го, более эффективного и демократического механизма хозяйствования человечество не выработало. Без \него социалистической плановой экономике не обойтись, то варищи. Это надо признать. Мы считаем, что по мере углубления реформы будет происходить формирование такой системы отношений в хозяйстве, которую можно назвать правовой экономи кой. Она будет базировать ся не на административных распоряжениях, не на при-, казах, а на отношениях, уре гулированных законом. Про изойдет четкое разделение государственного руководст ва экономикой и хозяйствен- хозяйственников, самых ши роких слоев трудящихся — это прозвучало в моих бесе дах с депутатами все на стойчивее ставится вопрос о выработке единых эконо мических и правовых основ деятельности предприятий, мне представляется, этот во прос имеет огромное значе ние и заслушивает болыйого внимания со стороны Съезда. Как видите, товарищи, проб лемы дальнейшего развития и углубления реформы зай мут определяющее место в нашей последующей деятель ности. Очевидно, надо в Вер ховном Совете иметь со ответствующие структу ры и механизмы. Есть , серь езные основания создать и в правительстве специальный координационный орган по реформе во главе с одним из заместителей > Председа теля Совета Министров II. Главными действующими лицами в экономике должны стать прёдприятин, концер ны, акционерные общества, коопёративы. Для решения общих задач и координации усилий они, видимо, пойдут по пути создания на добро- ровольной основе объедине ний, союзов и ассоциаций, к которым перейдут функции хозяйственного управления, выполняемые ныне министер ствами. В справедливости такого подхода убеждает и нятп опыт, и общемировые тенденции в развитии эко номики. . Такой подход не означает принижения роли государст ва, если, конечно, не путать его с министерствами, а хо зяйственное управление — с государственным руководст вом. Последнее избавляется от функций непосредственно го вмешательства в оператив ное управление хозяйствен ными единицами и сосредо точивается на создании об щих нормативных рамок и условий для их деятельнос ти. Его естественными сфе рами останутся узловые на правления научно - техниче ского прогресса, инфраструк тура, защита окружающей среды, контроль за обеспе чением социальной защищен ности людей, финансовая си стема, включая ее налоговые инструменты, хозяйственное законодательство, в том чис ле — против монополизации и ее негативных для обще ства последствий. Принятием законов о го сударственном предприятии (объединении) и о кооперации мы сделали важный, но лишь первый шаг на пути к такой экономике. Да и са ми эти законы нуждаются в усовершенствовании. На этот счет в обществе идут боль шие дискуссии. Высказыва ется очень много критичес ких замечаний о' неравно правных , условиях, в кото рых работают предприятия, относящиеся к разным сек торам экономики. В связи с э^нм И со стороны ученых. Товарищи депутаты! Мы с вами с полным основани ем можем констатировать— И это уже здесь 'прозвуча ло,—что самым крупным за воеванием перестройки явл» ется широко развернувшаяся демократизация государствен ной и общественной жизни "страны. Прошедшие выборы народных депутатов СССР, работа нашего Съезда, ат мосфера, в которой он про ходит, — убедительное то му подтверлодение. Мы с самого начала, по ставили вопрос так: любые замыслы коренного обновле ния жизни общества обре чены на провал, если в эти революционные по своему содержанию процессы не бу дут включены все слои общества, весь народ.- Это было положено в ос-, нову всех наших решений, начиная с апрельского Пле нума ЦК 1985 года, и полу чило развернутое обоснова ние в решениях XIX пар тийной конференции, -приз навшей одним из стратеги ческих направлений перест ройки — проведение ради кальной политической рефор мы и построение социалисти ческого правового государ- Теперь мы можем продви- 'гаться дальше, используя ог ромные возможности, кото рые открыла реализация за дач первого этапа реформы. Я имею в виду созыв на стоящего Съезда и форми рование новых высших ор ганов власти. Конкретная программа дея тельности определится после обсуждения всего круга этих вопросов здесь, на Съезде, на заседаниях Верховного Совета, его палат. вновь образованных комитетов и комиссий. Позволю себе поэтому остановиться лишь на некоторых вопросах, име ющих, как мне представляет ся, принципиальное значение для дальнейшей демократи зации нашего общества. Прежде всего — это реа лизация вновь выдвинутого нами Исторического лозунга «Власть Советам!» Реконст рукция представительных органов, всемерное расшире ние их прав и полномочий согласно Конституции, без условное подчинение им ап парата —• это первое усло вие возвращения Советам ре альных рычагов власти и уп равления. За это здесь уже многие высказывались, и мы должны зафиксировать это в итоговых документах нашего Съезда. Другое такое условие — . четкое разграничение функ ций партийных и государст венных органов. Партия ре шительно осудила порядки, при которых ее организации подменяли-советские органы, выполняли, по сути дёла, функции прямого управле ния хозяйством, • да и \всеми . другими сферами жизни. Бе- ' ря" на себя несвойственные задачи, партийные комитеты утрачивали способность кри тически оценивать ход раз вития общества и выполнять роль его авангардной силы. Выступив инициатором и главной движущей силой пе рестройки, Коммунистичес кая партия является сегод ня гарантом этого революци онного процесса, защиты его от поползновений и кон сервативных, и ультралевац- ких элементов. Именно она способна выполнять роль ин тегрирующей силы, без ко торой не может быть дове дено до успешного заверше ния дело обновления социа лизма. (Аплодисменты). Перестройка на глубоко демократических основах меняет роль I партии, её взаимодействие' с государст вом, с общественными орга низациями. Для партии • се годня главное — выражать и гармонизировать интересы основных социальных групп, слоев населения, всего на рода, обеспечивать консоли дацию в деятельности всех звеньев политической сис темы общества. Партия предлагает диа лог и сотрудничество всем общественным организаци ям и движениям, приглаша е т их к совместным дейст- ' ВИЯМ по перестройке и . об новлению общества. Центральный вопрос вто рого этапа политической ре формы — создание новой структуры органов власти и управления в республиках, краях и областях, городах и районах. Это требует преж де всего внесения необходи мых корректив в избирате льную систему с учетом ито гов и уроков состоявшейся избирательной кампании. Приступить к такой работе надо безотлагательно, пос кольку, как я понимаю, за это высказались все высту павшие здесь народные де путаты. В результате мы должны получить такой избиратель ный закон, который вобрал бы все лучшее, что обеспе чило демократический ха рактер прошедших выборов, и, конецно, устранил обнару жившиеся недостатки. Другой, не менее важ- ный вопрос. Новые предста вительные органы должны получить не только полно ценные юридические полно мочия, но и реальные рыча ги власти. А для этого нуж но, чтобы Верховный Срвет сразу же . взялся за подго товку законов о республи канском хозрасчете й само финансировании, о самоуп равлении и местном хозяй стве. Следует, видимо, по строить работу комиссий и ! палат так, чтобы эти важ ные документы были подго товлены для обсуждения и принятия уже ко второму Съезду народных депутатов. Речь идет о принципиаль ных вопросах, касающихся структуры федеративного го сударства, прав и возмож ностей местных Советов, рас ширения самоуправленчес- ких начал во всей нашей по литической системе. Я пря мо скажу: лозунг «Вся власть Советам!» без разра-- ботки и принятия этих за конов повиснет в воздухе, останется просто лозунгом,- призывом. (Аплодисменты), Очевидно, и на настоящем Съезде народным депутатам будет что сказать на этот счет. Это станет ценным вкладом в последующую ра боту над документами. В контексте такого подхо да надо решать вопрос о сроках проведения выборов в республиканские и местные Советы. Как вы помните, у нас было намерение провес ти их осенью нынешнего го да. (По крайней мере, из это го мы исходили на XIX пар тийной конференции, обсуж дая вопросы предстоящей политической реформы. ■ .Но. видимо, не все мы взвесили и не все смогли' предвидеть. Реальные про цессы политической рефор мы подводят к тому, что- соз дание всех правовых пред посылок для проведения вы-, боров, основательн*ая их под готовка требуют еще боль шой работы. Начинать ее надо уже сейчас,' но, оче видно, только осенью, на втором Съезде, мы сможем принять законы, относящие ся к республиканским и ме стным Советам. Должен сказать, что от партийных и советских ор ганов поступают пред ложения провести очередные выборы в сроки, предусмот ренные Конституцией. то есть будущей весной, когда истекают полномочия, дейст вующих Советов. Как первый этап полити ческой реформы, так и все, что предстоит сделать на очередных ее этапах, пред ставляет собой продвижение по пути создания социалис тического правового государ- ' ства. Но, разумеется, этим не исчерпываются задачи, связанные с его строительст вом. Задача эта значитель но масштабней, охватывает широкий круг демократиче ского регулирования жизни общества. На первый план здесь вы ходит правовая защищен ность личности, обеспечение всех условий для того, что бы гражданин мог пользо ваться всеми правами и, ес тественно, выполнял свои обязанности . перед государ ством. Все наши шаги по строи тельству правового государ ства, их эффективность ‘дол- Ж 1 НЫ измеряться главным критерием —- что они дают советскому человеку, Известно, как остро ста вился избирателями. в ходе выборов вопрос о достоинст ве гражданина, его правовой защищенности. Во многом это — следствие прошлой политической практики, ис ходившей из примата инте ресов государства над инте ресами людей. Радением о государственных интересах оправдывались нередко фак ты произвола, нарушения Конституционных прав граж дан, бюрократического к ним отношения. Мы решительно отвергаем такой подход как несовмес тимый с общедемократичес кими и социалистическими ценностями и идеалами. (Ап лодисменты). Не может об щее благо строиться на не справедливости, допущенной в отношении хотя бы одного человека. (Аплодисменты): Каждый гражданин несет от ветственность за свои поступ ки перед обществом, но и общество, государство несут ответственность перед граж данином за соблюдение его законных прав, неприкосно венность личности и имуще- Все это ‘ — общие прин ципы, товарищи. Для того, чтобы они по-настоящему заработали, вошли в нашу общественную практику, по надобится принять ц е л ^ се рию законов. Часть из них
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz