Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 31 мая 1989 г., 123 (18 4201 ; П родолж ение д о к л а д а М. С. ГОРБАЧЕВА Когда же разговариваешь с арендаторами, а они здесь тоже присутствуют среди на­ родных депутатов, — у них другое мнение. Они з а пе­ рестройку экономических от­ ношений на селе, заинтере­ сованно поддерживают уста- нсжки мартовского Пленума ЦК на этот счет. Но вместе с тем говорят, что, несмот­ ря на эти решения. Указ об дренде,, соответствующие постановления правительст­ ва, новые формы хозяйство­ вания сдерживаются, натал­ киваются на всякого рода бюрократические препятст- Арендаторы говорят, что местные органы продолжают командовать колхозами и сов­ хозами, а руководители и специалисты колхозов и сов­ хозов в свою очередь не хо­ тят расставаться с такими же методами командования по отношению к самим кре­ стьянам, работникам совхо­ зов. Многие из них предпо­ читают вести дело погстаро- му, мешают развертыванию хозрасчетных отношений на ' селе, ссылаясь на нежелание крестьян брать землю и сред­ ства производства в аренду. Это я тоже слышал в одной из бесед с хозяйственника- По-цидимому, здесь стал­ киваются разные интересы, Цам надо, товарищи, обме­ няться мнениями на этот счет, прямо поговорить, что нужно, чтобы важные реше­ ния Пленума не повисли в воздухе, а самое главное —• чтобы улучшилось дело с ВеДь смысл политических установок и решений . мар­ товского Пленума ЦК в том, чтобы через новые формы хозяйствования вернуть че:- ловека на землю, дать ему в руки средства производст-/ ва, сделать хозяином на земле и тем самым пробудить личный интерес, усилить ма­ териальную заинтересован­ ность в наращивании про­ дукции сельского хозяйства. Наряду с этим хочу под­ черкнуть необходимость в первоочередном порядке за­ няться социальным обуст­ ройством деревни, развитием на селе торговли, жилищно­ го строительства, коммуналь­ ного хозяйства, всей инфра­ структуры, особенно дорог. Во всех регионах страны сельские жители остро ста­ вят вопрос газификации. Располагая огромными воз­ можностями, мы не имеем права уклоняться от реше­ ния и этих вопросов., ч Народные депутаты СХЗСР, представляющие аграрный сектор, говорят, что очень медленно перестраиваются министерства и ведомства, производящие для села тех­ нику и удобрения.- Тут нам надо разобраться. С одной стороны, в стране произво­ дится много техники, а с другой-^сплошь стоит крик о том, что ее не хватает. Значит, производят не ту технику. Так давайте, нако­ нец, внесем необходимые коррективы в наши програм­ мы, чтобы уже в ближайшие годы организовать выпуск систем машин, необходимых йолхозам и совхозам, арен­ даторам, личным подсобным И что немаловажно — дос­ тупной по цене. Представи­ тели аграрного сектора гово­ рят, что машиностроители буквально вздули цены на всю технику, хотя она в ка­ чественном отношении, по своим производительным воз­ можностям мало изменилась. Необходимо посоветовать­ ся, товарищи, и о других приоритетах социальной по­ литики на предстоящий пе­ риод. На одно из первых мест следует поставить воп­ рос о повышении жизненно­ го уровня малообеспеченной части населения — -пенсио­ неров, многодетных семей, , сирот и инвалидов. Проблема эта в совре­ менных условиях име­ ет огромное социально-поли­ тическое значение. Ведь речь идет -о более чем 40 мил­ лионах человек с низкими доходами. Как ни трудно ее решать при нынешнем.тя­ желом финансовом положе­ нии, это надо сделать, при­ чем как можно скорее. Сре­ ди важнейших мер в этом направлении — введение но­ вого Закона о пенсиях, проект которого готовит пра­ вительство. Он будет пред­ ставлен в Верховный Совет СССР и вынесен на всена­ родное обсуждение. Пола­ гаю, что закон такой важ­ ности должен быть прш ят затем на Съезде. Интересы каждого чело­ века затрагивает качество медицинского обслуживания. Здоровье нации — важней­ шее условие ее преуспеяния во всех делах. Не будем, то­ варищи, жалеть усилий, что­ бы по всей стране была раз­ вернута сеть больниц и по­ ликлиник, оснащенных сов­ ременной аппаратурой, раз и навсегда решена проблема обеспечения населения лекар­ ственными. средствами. При всех трудностях мы находим и, я надеюсь, бу­ дем находить средства на эти цели. Но вот дело с ос­ воением этих средств обсто­ ит пока крайне неудовлетво­ рительно. А мы ведь толь­ ко по-настоящему разворачи­ ваем работы по созданию современной базы здравоох­ ранения в стране. Т^т вина строителей и, я считаю, ме­ стных органов власти. , И другой момент. В свя­ зи с радикальной экономи­ ческой реформой на пред­ приятиях и в местных орга­ нах управления накаплива­ ются финансовые и матери­ альные ресурсы. Мне кажет­ ся, трудовые коллективы могли бы объединить свои усилия в расширении базы медицинского обслуживания населения. * Все эти вопросы надо взять под жесткий депутатский контроль. Утверждение здорового об­ раза жизни требует особого внимания к охране природной среды, или, как принято те­ перь говорить, экологической безопасности. Положение здесь тревожное, если не сказать больше. В ста с лиш­ ним городах страны коли­ чество вредных веществ в атмосфере превышает допу­ стимые нормы. Тяжелая об­ становка сложилась с охра­ ной водных ресурсов, рек, леса, с использованием при­ родных ископаемых, повсе­ местно остро стоит пробле­ ма сохранения земель, даже орошаемых. Надо действо­ вать, причем безотлагатель- . Тут мы должны идти дву­ мя путями. Во-первых, нуж­ но иметь четкую программу по решению уже накопив­ шихся проблем. Это касает­ ся промьппленности, сель- ' ского хозяйства, водных ре­ сурсов, — словом, всей сре­ ды обитания. Как мне ка­ жется, разработка национа­ льной программы на этот счет затягивается. Мы дол­ жны на Съезде высказать совершенно определенные требования в адрес тех, кто должен ускорить эту рабо- Далее, важно, чтобы сред­ ства, выделяемые на это дело, полностью осваивались. Вот мы говорим, что нако­ пилось много проблем, что их надо решать безотлагате­ льно, так же, как вопросы жилья, продовольствия, то­ варов. Это правильно. Если сейчас не займемся средой обитания, нас ждет беда. Она уже на пороге, мы уже с ней, так сказать, столкну­ лись вплотную. Но посмот­ рите: ресурсов на- природо­ охранные цели выделяется пока мало, хотя они и уве­ личиваются ежегодно, а вдо­ бавок используются они меньше, чем наполовину. Так что, товарищи, давайте не только поднимать эти во- просй! в плане критики, но и заниматься конкретными делами, решать их на прак­ тике. Побольше деловитости и спроса. , ; И второе, не менее важ­ ное направление. Надо по­ ставить дело так, чтобы лю­ бой проект и научно-техни­ ческое решение обеспечива­ ли экологическую безопас­ ность. Для этого они дол­ жны проходить строгую про­ верку на экологическую чи­ стоту. А мы, чтобы удеше­ вить строительство, продол­ жаем проталкивать негодные с точки зрения экологичес­ кой безопасности проекты. Я беседовал с одним из депу­ татов из Комсомольска-на- Амуре, где когда-то побы­ вал. Там трудящиеся жало­ вались, что приходится ме­ бель в этот край завозить из центра. И министр, в то время товарищ Белоусов, сказал, что есть возможно­ сти выпускать здесь на 20 миллионов рублей мебели. Хорошее дело. Взялись, за­ купили оборудование, за ру­ бежом, но только не взяли ту часть, которая связана с экологией. Кому нужна та­ кая экономия? И уже в Ком­ сомольске-на-Амуре идут митинги по этому поводу. В общем, повторюсь, надо, чтобы все проекты проходи­ ли строгую проверку на эко­ логическую чистоту. Как вы знаете, в ходе предвыборной кампании остро обсуждались вопросы строи­ тельства ряда каналов, атом­ ных станций, химических предприятий с точки зрения экологической безопасности. Поступают такие записки и сейчас в президиум Съезда. Очевидно, Верховному Со­ вету СССР, соответствую­ щим его комиссиям надо будет сразу же принять эти вопросы к самому тщатель­ ному рассмотрению и реше­ нию. При этом должны быть приняты во внимание как экологические требования, так и интересы дальнейшего развития нашей экономики, без чего невозможно удов­ летворить насущные нужды В связи с рассмотрением социальных вопросов хочу выразить уверенность, что Съезд подтвердит политиче­ скую установку XXVII съез­ да партии на решение жи­ лищной проблемы — обеспе­ чить каждую семью отдель­ ной квартирой или Домом к ЖХЮ году. Задача очень и очень непростая. Но, това­ рищи, ее надо решать. Я убедился еще больше в обоснованности такой поста­ новки, встречаясь с трудя­ щимися во всех регионах страны. Скажу прямо, пер­ вый вопрос, который ста­ вится в беседах, — даже не продовольственный, не о то­ варах, а жилищный. Учи­ тывая остроту этой пробле­ мы для миллионов людей в городах и н а селе, нам, ви­ димо, надо переоценить на­ меченные планы и изыскать новые возможности для рас­ ширения масштабов жилищ­ ного строительства. Мы давали поручеше изу­ чить ситуацию и определить­ ся, что же нужно, чтобы обязательно выйти на реше­ ние этей проблемы, чтобы. взяв на себя, такое обяза-, тельство перед народом, мы не .оказались бы банкрота­ ми. Напомню, в одиннадца­ той пятилетке было построе­ но 550 миллионов кв. м жи­ лья. На двенадцатую пяти­ летку поставлена задача до­ вести строительство жилья до 650 млн. Мы ее решим, это уже видно. На ’ тринад­ цатую пятилетку, в намет­ ках выдвигалась задача до­ вести объемы жилищного строительства до 820 млн. кв. м, а теперь, по всему видно, надо, выходить на 900 млн. и на 1 миллиард кв. м — в четырнадцатой пятилет­ ке. Тогда можно будет гово­ рить о реальности выполне­ ния поставленной задачи. Конечно, для этого дол­ жны быть включены в дело все резервы, все возможнос­ ти предприятий, индивиду­ ального и кооперативного жилищного строительства. Недостатка в инициативе нет, люди хотят строить. Но что сегодня сдерживает — это нехватка стройматериалов, сантехники, всего того, что необходимо для благоуст­ ройства жилья. Отовсюду идут жалобы на этот счет. И дело тут не только в ме­ рах. которые должны быть приняты в центре, хотя их обязательно надо отразить в наших планах. На реше­ ние задачи строительства жилья надо навалиться всем, миром,, использовать все, местные резервы. Я бы ска­ зал, что это одна из важ­ нейших задач республикан­ ских и местных органов власти, их хозяйственных организаций. , Надеюсь, в ходе прений мы углубим обсуждение этой темы, и Съезд даст специаль­ ное поручение Верховному Совету и новому правитель- Товарищи! Социальная политика не может быть эффективной, если она не откликается на ин­ тересы различных социаль­ ных слоев общества. Наше общество кровно заинтересо­ вано в том, чтобы обес­ печить лучшие стартовые условия для новых поколе­ ний, вступающих в самостоя­ тельную жизнь, чтобы они имели все необходимое для раскрытия своих творческих способностей, для проявле­ ния энергии молодости, ак­ тивного участия в делах государства. Тут накопилось немало проблем. Как вы знаете, ЦК ВЛКСМ подготовил проект Закона о молодежи и внес его на рас­ смотрение Верховного Сове­ та СССР в порядке законо­ дательной инициативы. Но, конечно, дело не сводится к принятию одного закона, даже самого хорошего. На­ до, чтобы к вопросам подго­ товки молодого поколения, создания, необходимых соци­ альных и других предпосы­ лок для его нормального включения в большую жизнь было приковано внимание повсеместно. Потребуется большая постоянная работа на этом направлении. Мы ждем конструктивного вкла- > да и молодых депутатов, и, конечно, всех народных де­ путатов в обсуждение воп­ росов социальной политики по‘ отношению к молодежи страны. Мы обязаны безотлага­ тельно взяться за решение многочисленных острых проблем, с которыми стал­ киваются женщины. Здесь также необходима целостная система мер, включающая заботу о материнстве, охра­ ну женского труда и здо­ ровья, облегчение домашне­ го хозяйства и быта. На этот счет в ходе избиратель­ ной кампании было очень много сказано избирателя­ ми, эти вопросы широко включались в программы практически всех народных • депутатов. Они должны быть самым тщательным об­ разом и детально рассмот­ рены — конечно, с учетом наших возможностей. Это все крупные вопросы. Не обойтись без комплексного к ним подхода,' не ограничи­ ваясь частностями. Очевидно, в Верховном Совете следует иметь по­ стоянные КОМИССИИ; которые основательно занялись бы проработкой всех этих во­ просов. Или это может быть комитет — надо посовето­ ваться. В общем. должны быть созданы такие, струк­ туры, которые подготовили бы серьезные - предложения Верховному Совету и Съез- Наш нравственный долги обязанность — постоянно за. ботнться о ветеранах войны н труда, тех, кто отстоял независимость нашей Родины в Отечественной войне, кто в трудные годы поднимал экономику страны, укреплял ее индустриальную мощь, ко­ му мы обязаны всем, что имеем. Среди народных депутатов есть наши старшие товари­ щи, которые лучше других знают чаяния и потребности ветеранов. И мы должны прислушаться к их голосу, справедливо решать вопро­ сы, которые ставит сегодня жизнь. Тут я хотел бы сказать вот о чем, товарищи. Есть много простых житейских вопросов, которые должны решаться местными, и уж тем "более республикански- . ми, органами, без всяких проволочек и ожидания ука­ заний сверху. Тем более без директив Съезда народных депутатов. К тому же на этот счет есть и соответст­ вующие решения правитель­ ственных органов, обязываю­ щие проявлять заботу о вете­ ранах войны и тр^да, в пер­ воочередном порядке решать насугцные для них проблемы. (Не могу не сказать и о том, что в самом чутком к себе отношении нуждаются инвалиды, все участники аф­ ганской войны. Решая проблемы социаль­ но - экономического разви­ тия страны, мы должны ис­ ходить из последовательного проведения в жизнь принци­ па социальной справедливос­ ти. Мало его провозгласить — надо еще привести в дей­ ствие социальные и эконо­ мические механизмы, кото­ рые , позволят устранить главный тормоз нашего раз­ вития — уравниловку, глу­ боко укоренившуюся психо­ логию иждивенчества. Мне уже приходилось на Съезде затрагивать проблему социальных льгот и привиле­ гий. Добавлю к сказан­ ному следующее. Система льгот складывалась на про­ тяжении многих десятков лет — будь то дифференциация пенсий или отшусков, здраво­ охранение или жилье, обес­ печенность материальными и духовными благами различ­ ных социальных, возраст­ ных, профессиональных групп населения и террито­ рий, а также различных ве. домств. Видимо, к этим во­ просам надо подходить так, чтобы, с одной стороны, сти­ мулировать талант и высо­ копроизводительный труд, а с другой — оказывать по­ мощь тем группам населе­ ния, которые в ней нужда­ ются. И уж, конечно, долж­ ны быть решительно исклю­ чены всякие искажения и тем более злоупотребления в этой области. Отсюда предложение •— поручить специальной ко­ миссии Верховного Совета (ОООР провести на основе этих критериев своего рода «ревизию» всех льгот и при­ вилегий и внести соответст­ вующие предложения. (Ап- лодасменты). Мои первые подходы — понять, как она сложилась и что . и з себя представляет, столкнулись с необходимостью рассмот­ реть эту проблему основа­ тельно. Мы видим, товарищи де­ путаты, как много накопи­ лось проблем в социальной сфере. Отовсюду слышны просьбы и пожелания об удовлетворении тех или иных запросов. Но,, естест­ венно, приходится все это соизмерять с нашими реаль­ ными возможностями. Над чем тут следовало бы подумать? Прежде всего над перераспределением Имеющихся ресурсов в ин­ тересах решения самых жи­ вотрепещущих проблем. Немалые ресурсы можно высвободить за счет улучше­ ния полож,ения дел ’в инве­ стиционном комплексе стра­ ны, резкого сокращения объ­ емов капиталышх вложений в производственном строи­ тельстве. Называются раз­ ные цифры такого сокраще­ ния — от весьма умеренных до измеряемых десятками процентов. Кстати, первые шаги в этом направлении уже сделаны. Целесообразно, чтобы вновь сформирован­ ное правительство внесло свои предложения на этот счет в Верховный , Сбвет СССР. Они могли бы быть тщательно изучены в ко­ миссиях с привлечением спе­ циалистов, практических ра­ ботников, ученых, и на этой основе внесены соответст­ вующие коррективы в про­ грамму капитального строи­ тельства. Нам придется при­ нимать трудные, но необхо­ димые решения, на чем-то останавливаться, от чего-то отказываться. Но уже сейчас я бы вы­ сказал следующее сужде­ ние. Нам надо строжайше придерживаться правила, чтобы объемы капитального строительства соответство­ вали имеющимся мощно­ стям, материальным и тру­ довым ресурсам. Только в этом случае мы сможем по- I кончить со строительной ли- корадкой, преодолеть дик­ тат и безответственность строительных ведомств и ор- Еще одним -ресурсов на осуществление социальных программ яв­ ляется сокращение военных расходов, обеспечение кон­ версии, связанной с исполь­ зованием в гражданских це­ лях мощного потенциала оборонных отраслей. Для нашего народа, пере­ несшего тяжелейшую войну, надежная оборона была и остается вопросом жизнен­ ного значения, так же, как предметом особой заботы бы­ ла и остается наша Советс­ кая Армия. Но в совре­ менном мире увеличиваются возможности обеспечить без­ опасность политическими и дипломатическими средства­ ми» Это позволяет сократить военные расходы на основе придания нового качества Вооруженным -Силам СССР без ущерба для обороноспо­ собности страны. В 1967 -^88 годах воен­ ные расходы были заморо­ жены. Это дало экономию в бюджете, по сравнению с тем, что • предусматривалось пятилеткой, 10 миллиардов рублей. Б 19Ш году военные расходы составляют 77,3 миллиарда рублей — я объ­ являю Съезду эту реальную цифру. Вносится предложе­ ние сократить военные рас­ ходы в Х99О-—01 гг. еще на 10 миллиардов рублей, то есть на 14 процентов. И за­ няться в Верховном Совете дальнейшей проработкой все­ го этого сложного комплек­ са — с учетом и внутрен­ них потребностей, и задач обеспечения надежной обо­ роноспособности страны. (Ап­ лодисменты). Уже частично сокращены расходы на космические про­ граммы. Они не столь и ве­ лики, Вы сможете потом при конкретной проработке с ни­ ми познакомиться. Надо, изыскать дальнейшие воз­ можности в этом направле­ нии. Но при этом надо учи­ тывать, ч т о , благодаря новейшим космическим разработкам мы ■ полу- ’чаем уникальные техноло­ гии. Достаточно сказать, что новейшие разработки, сде­ ланные в рамках одного лишь проекта «Буран», мо­ гут дать значительный эф­ фект — речь идет о милли­ ардном эффекте, — если пе­ редать их в народное хозяй­ ство и для экспорта. На Со­ вете Обороны предложения на этот счет были представ­ лены в двух томах, и они направлены десяткам пред­ приятий, организаций на­ родного хозяйства. Только в этом случае будут оправданы затраты; которые мы несем в связи с освоением космо­ са. Огромные возмож­ ности таит в себе использо­ вание в гражданском секто­ ре уникальных технологий, разработанных на предприя­ тиях оборонной промышлен­ ности. Сегодня созданы ус­ ловия, чтобы покончить с не­ разумной секретностью, поло­ жить конец так называемо­ му внутреннему КОКОМу. Немалые возможности в перераспределении ресурсов в пользу социальной сфе­ ры заложены в сокращении управленческих расходов. Новые условия хозяйствова­ ния позволяют идти по пути коренной перестройки систе­ мы управления. Этот вопрос также требует основательного изучения в Верховном Совете, и вот по­ чему. З а последние годы произошли существенные из­ менения в верхнем звене уп-. равления и намечаются но­ вые, о чем будет доложено правительством. Что же ка­ сается управленческих струк­ тур на местах, и особенно на уровне самих объедине­ ний и предприятий, там чи­ сленность управленческого персонала пока не только не сократилась, но даже возрос­ ла. То есть предоставление хозяйственной самостоятель­ ности сойровождается рос­ том численности персонала. На каждые шесть работаю­ щих — там руководитель, специалист. Значит, кому-то это выгодно. Мы расходуем на содержа­ ние управленческого аппара­ та в стране около. 40 млрд. ру;5лей в год, причем на со­ держание органов государ­ ственного управления — 2,5 млрд, рублей, остальное — на аппарат управления объ­ единений и предприятий. На­ до внести ясность в этот вопрос. Есть и другие возможнос­ ти перераспределения ресур. сов в народном хозяйстве в интересах решения социаль­ ных проблем — наверное, эту часть, как и другие со­ ображения доклада, народ­ ные депутаты дополнят в ходе дискуссии. Все они дол­ жны быть приведены в дейст­ вие. Но главное — это, ко­ нечно, повышение эффектив­ ности производства, качест­ ва продукции, улучшения использования всех произ­ водственных факторов на ос­ нове коренной реконструк­ ция народного хозяйства. Надо совершенно ясно представлять, что решить первоочередные социаль­ ные проблемы - и создать задел на будущее мы можем только на путях ус­ корения научно-технического прогресса, обеспечивая опе­ режающее развитие фунда­ ментальных наук, разработку и внедрение авангардных технологий, \ Так же должно быть яс­ но и другое: вытянуть эко­ номику из трясины невоз­ можно без радикальной. эко­ номической реформы, пере­ вода всех хозяйственных звеньев на полный хозрасчет и самофинансирование, без широкого развития аренды и кооперации. Через реформу • мы должны прийти к новой модели экономики.' Об экономической рефор­ ме, о том, что она дала, ка­ кие проблемы возникли в ходе ее осуществления, сей­ час ведутся, прямо скажем, острые дебаты в обществе. С учетом этого мы в Цент­ ральном Комитете довольно основательно проанализиро­ вали ход экономической ре­ формы. Состоялось немало встреч по этим вопросам с учеными^кономистами, ру­ ководителями и специали­ стами, представителями про­ изводственных коллективов. Общий вывод 'таков: страте­ гический замысел реформы, ее основные направления .оп, ределены правильно. Но в практическом осу­ ществлении ■ реформы на всех уровнях допуска­ ется много непоследова­ тельности, нерешительности, половинчатости, зигзагов и даже отступлений. И самое главное — мы очень медлен­ но, с большим запаздывани- ’ем решаем вопросы разработ­ ки и включения в действие экономических, механизмов. Иначе говоря, запаздываем с созданием экономической среды, в условиях которой реформа только и может на­ брать силу, разворачивать­ ся и давать ожидаемый ре­ зультат. По сз^ти дела, сей­ час именно в это, в отсутст­ вие таких экономических ме­ ханизмов, упирается -даль­ нейшее Продвижение рефор Именно в такой обстановке возникли разночтения отно­ сительно дальнейшей судьбы реформы. Можно слышать мнение, что многие наши беды в экономике порожде­ ны новыми методами хозяй­ ствования, что с реформой спешить не следует, С таким подходом согла­ ситься нельзя. В ЦК и пра­ вительстве считают, что ма- гистральный путь развития народного хозяйства —■ это последовательное разверты­ вание экономической ре­ формы, В этом направлении мы считаем необходимым корректировать нашу эконо­ мическую политику и прак­ тическую деятельность. Опыт показывает, что ре­ форму невозможно осущест­ вить в виде единовременного акта. Перевод экономики из одного режима функциони­ рования в другой — дело сложное. Чтобы успешнее его пройти, необходимо ус­ корить разработку и осу­ ществление ряда взаимосвя­ занных шагов, направлен­ ных на последовательное из­ менение методов планирова­ ния, финансовых рычагов, цен, налогов, условий опла­ ты труда, ^всех остальных звеньев хозяйственного ме­ ханизма. Причем многое из этого должно быть осущест­ влено еще до начала дейст­ вия тринадцатого пятилетне­ го плана. И еще, товарищи. Жизнь убедительно показала, что экономическая реформа про­ сто невозможна без ради­ кального обновления отно­ шений социалистической соб­ ственности, развития и со­ четания ее различных форм. Мы — за создание гиб- ких и эффективных от­ ношений по использованию общественного достояния, чтобы каждая форма собст­ венности в живом соревно­ вании, в справедливом состя­ зании доказывала свою жиз- ненную силу и право на существование. Единствен­ ное условие, которое нужно при этом поставить,—недо­ пущение эксплуатации, от­ чуждения работника от средств производства. С Таким подходом к соб­ ственности неразрывно свя­ зано и другое решающее направление экономической реформы — становление пол­ нокровного социалистическо­ го рынка. Разумеется, рып нок не всесилен. Но друго­ го, более эффективного и демократического механизма хозяйствования человечество не выработало. Без \него социалистической плановой экономике не обойтись, то­ варищи. Это надо признать. Мы считаем, что по мере углубления реформы будет происходить формирование такой системы отношений в хозяйстве, которую можно назвать правовой экономи­ кой. Она будет базировать­ ся не на административных распоряжениях, не на при-, казах, а на отношениях, уре­ гулированных законом. Про­ изойдет четкое разделение государственного руководст­ ва экономикой и хозяйствен- хозяйственников, самых ши­ роких слоев трудящихся — это прозвучало в моих бесе­ дах с депутатами все на­ стойчивее ставится вопрос о выработке единых эконо­ мических и правовых основ деятельности предприятий, мне представляется, этот во­ прос имеет огромное значе­ ние и заслушивает болыйого внимания со стороны Съезда. Как видите, товарищи, проб­ лемы дальнейшего развития и углубления реформы зай­ мут определяющее место в нашей последующей деятель­ ности. Очевидно, надо в Вер­ ховном Совете иметь со­ ответствующие структу­ ры и механизмы. Есть , серь­ езные основания создать и в правительстве специальный координационный орган по реформе во главе с одним из заместителей > Председа­ теля Совета Министров II. Главными действующими лицами в экономике должны стать прёдприятин, концер­ ны, акционерные общества, коопёративы. Для решения общих задач и координации усилий они, видимо, пойдут по пути создания на добро- ровольной основе объедине­ ний, союзов и ассоциаций, к которым перейдут функции хозяйственного управления, выполняемые ныне министер­ ствами. В справедливости такого подхода убеждает и нятп опыт, и общемировые тенденции в развитии эко­ номики. . Такой подход не означает принижения роли государст­ ва, если, конечно, не путать его с министерствами, а хо­ зяйственное управление — с государственным руководст­ вом. Последнее избавляется от функций непосредственно­ го вмешательства в оператив­ ное управление хозяйствен­ ными единицами и сосредо­ точивается на создании об­ щих нормативных рамок и условий для их деятельнос­ ти. Его естественными сфе­ рами останутся узловые на­ правления научно - техниче­ ского прогресса, инфраструк­ тура, защита окружающей среды, контроль за обеспе­ чением социальной защищен­ ности людей, финансовая си­ стема, включая ее налоговые инструменты, хозяйственное законодательство, в том чис­ ле — против монополизации и ее негативных для обще­ ства последствий. Принятием законов о го­ сударственном предприятии (объединении) и о кооперации мы сделали важный, но лишь первый шаг на пути к такой экономике. Да и са­ ми эти законы нуждаются в усовершенствовании. На этот счет в обществе идут боль­ шие дискуссии. Высказыва­ ется очень много критичес­ ких замечаний о' неравно­ правных , условиях, в кото­ рых работают предприятия, относящиеся к разным сек­ торам экономики. В связи с э^нм И со стороны ученых. Товарищи депутаты! Мы с вами с полным основани­ ем можем констатировать— И это уже здесь 'прозвуча­ ло,—что самым крупным за­ воеванием перестройки явл» ется широко развернувшаяся демократизация государствен­ ной и общественной жизни "страны. Прошедшие выборы народных депутатов СССР, работа нашего Съезда, ат­ мосфера, в которой он про­ ходит, — убедительное то­ му подтверлодение. Мы с самого начала, по­ ставили вопрос так: любые замыслы коренного обновле­ ния жизни общества обре­ чены на провал, если в эти революционные по своему содержанию процессы не бу­ дут включены все слои общества, весь народ.- Это было положено в ос-, нову всех наших решений, начиная с апрельского Пле­ нума ЦК 1985 года, и полу­ чило развернутое обоснова­ ние в решениях XIX пар­ тийной конференции, -приз­ навшей одним из стратеги­ ческих направлений перест­ ройки — проведение ради­ кальной политической рефор­ мы и построение социалисти­ ческого правового государ- Теперь мы можем продви- 'гаться дальше, используя ог­ ромные возможности, кото­ рые открыла реализация за ­ дач первого этапа реформы. Я имею в виду созыв на­ стоящего Съезда и форми­ рование новых высших ор­ ганов власти. Конкретная программа дея­ тельности определится после обсуждения всего круга этих вопросов здесь, на Съезде, на заседаниях Верховного Совета, его палат. вновь образованных комитетов и комиссий. Позволю себе поэтому остановиться лишь на некоторых вопросах, име­ ющих, как мне представляет­ ся, принципиальное значение для дальнейшей демократи­ зации нашего общества. Прежде всего — это реа­ лизация вновь выдвинутого нами Исторического лозунга «Власть Советам!» Реконст­ рукция представительных органов, всемерное расшире­ ние их прав и полномочий согласно Конституции, без­ условное подчинение им ап­ парата —• это первое усло­ вие возвращения Советам ре­ альных рычагов власти и уп­ равления. За это здесь уже многие высказывались, и мы должны зафиксировать это в итоговых документах нашего Съезда. Другое такое условие — . четкое разграничение функ­ ций партийных и государст­ венных органов. Партия ре­ шительно осудила порядки, при которых ее организации подменяли-советские органы, выполняли, по сути дёла, функции прямого управле­ ния хозяйством, • да и \всеми . другими сферами жизни. Бе- ' ря" на себя несвойственные задачи, партийные комитеты утрачивали способность кри­ тически оценивать ход раз­ вития общества и выполнять роль его авангардной силы. Выступив инициатором и главной движущей силой пе­ рестройки, Коммунистичес­ кая партия является сегод­ ня гарантом этого революци­ онного процесса, защиты его от поползновений и кон­ сервативных, и ультралевац- ких элементов. Именно она способна выполнять роль ин­ тегрирующей силы, без ко­ торой не может быть дове­ дено до успешного заверше­ ния дело обновления социа­ лизма. (Аплодисменты). Перестройка на глубоко демократических основах меняет роль I партии, её взаимодействие' с государст­ вом, с общественными орга­ низациями. Для партии • се­ годня главное — выражать и гармонизировать интересы основных социальных групп, слоев населения, всего на­ рода, обеспечивать консоли­ дацию в деятельности всех звеньев политической сис­ темы общества. Партия предлагает диа­ лог и сотрудничество всем общественным организаци­ ям и движениям, приглаша­ е т их к совместным дейст- ' ВИЯМ по перестройке и . об­ новлению общества. Центральный вопрос вто­ рого этапа политической ре­ формы — создание новой структуры органов власти и управления в республиках, краях и областях, городах и районах. Это требует преж­ де всего внесения необходи­ мых корректив в избирате­ льную систему с учетом ито­ гов и уроков состоявшейся избирательной кампании. Приступить к такой работе надо безотлагательно, пос­ кольку, как я понимаю, за это высказались все высту­ павшие здесь народные де­ путаты. В результате мы должны получить такой избиратель­ ный закон, который вобрал бы все лучшее, что обеспе­ чило демократический ха­ рактер прошедших выборов, и, конецно, устранил обнару­ жившиеся недостатки. Другой, не менее важ- ный вопрос. Новые предста­ вительные органы должны получить не только полно­ ценные юридические полно­ мочия, но и реальные рыча­ ги власти. А для этого нуж­ но, чтобы Верховный Срвет сразу же . взялся за подго­ товку законов о республи­ канском хозрасчете й само­ финансировании, о самоуп­ равлении и местном хозяй­ стве. Следует, видимо, по­ строить работу комиссий и ! палат так, чтобы эти важ­ ные документы были подго­ товлены для обсуждения и принятия уже ко второму Съезду народных депутатов. Речь идет о принципиаль­ ных вопросах, касающихся структуры федеративного го­ сударства, прав и возмож­ ностей местных Советов, рас­ ширения самоуправленчес- ких начал во всей нашей по­ литической системе. Я пря­ мо скажу: лозунг «Вся власть Советам!» без разра-- ботки и принятия этих за­ конов повиснет в воздухе, останется просто лозунгом,- призывом. (Аплодисменты), Очевидно, и на настоящем Съезде народным депутатам будет что сказать на этот счет. Это станет ценным вкладом в последующую ра­ боту над документами. В контексте такого подхо­ да надо решать вопрос о сроках проведения выборов в республиканские и местные Советы. Как вы помните, у нас было намерение провес­ ти их осенью нынешнего го­ да. (По крайней мере, из это­ го мы исходили на XIX пар­ тийной конференции, обсуж­ дая вопросы предстоящей политической реформы. ■ .Но. видимо, не все мы взвесили и не все смогли' предвидеть. Реальные про­ цессы политической рефор­ мы подводят к тому, что- соз­ дание всех правовых пред­ посылок для проведения вы-, боров, основательн*ая их под­ готовка требуют еще боль­ шой работы. Начинать ее надо уже сейчас,' но, оче­ видно, только осенью, на втором Съезде, мы сможем принять законы, относящие­ ся к республиканским и ме­ стным Советам. Должен сказать, что от партийных и советских ор­ ганов поступают пред­ ложения провести очередные выборы в сроки, предусмот­ ренные Конституцией. то есть будущей весной, когда истекают полномочия, дейст­ вующих Советов. Как первый этап полити­ ческой реформы, так и все, что предстоит сделать на очередных ее этапах, пред­ ставляет собой продвижение по пути создания социалис­ тического правового государ- ' ства. Но, разумеется, этим не исчерпываются задачи, связанные с его строительст­ вом. Задача эта значитель­ но масштабней, охватывает широкий круг демократиче­ ского регулирования жизни общества. На первый план здесь вы­ ходит правовая защищен­ ность личности, обеспечение всех условий для того, что­ бы гражданин мог пользо­ ваться всеми правами и, ес­ тественно, выполнял свои обязанности . перед государ­ ством. Все наши шаги по строи­ тельству правового государ­ ства, их эффективность ‘дол- Ж 1 НЫ измеряться главным критерием —- что они дают советскому человеку, Известно, как остро ста­ вился избирателями. в ходе выборов вопрос о достоинст­ ве гражданина, его правовой защищенности. Во многом это — следствие прошлой политической практики, ис­ ходившей из примата инте­ ресов государства над инте­ ресами людей. Радением о государственных интересах оправдывались нередко фак­ ты произвола, нарушения Конституционных прав граж­ дан, бюрократического к ним отношения. Мы решительно отвергаем такой подход как несовмес­ тимый с общедемократичес­ кими и социалистическими ценностями и идеалами. (Ап­ лодисменты). Не может об­ щее благо строиться на не­ справедливости, допущенной в отношении хотя бы одного человека. (Аплодисменты): Каждый гражданин несет от­ ветственность за свои поступ­ ки перед обществом, но и общество, государство несут ответственность перед граж­ данином за соблюдение его законных прав, неприкосно­ венность личности и имуще- Все это ‘ — общие прин­ ципы, товарищи. Для того, чтобы они по-настоящему заработали, вошли в нашу общественную практику, по­ надобится принять ц е л ^ се­ рию законов. Часть из них

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz