Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
23 м а я 1989 г.. № 116 (1 8 4 1 3 ) ЛЕНИНСКОЕ ЗН^АМЯ НЕЛЕГКО УЧИТЕЛЮ В ГЛУБИНКЕ... 1 Зинаида Михайловна Стк»фляева четверть века ‘ работает в институте усовершенствования учителей, эаведуя кабинетом начального обучения. Опытный педагог-практик, заслуженная учительница школы РСФСР, она знает все радости и трудности так на зываемых малокомплектных сельских школ, где по рой в одном лице учитель совмещает весь штат пе- дагогов предметников. Эти школы, как правило, на ходятся в глубинке, в отдаленных селах. Но оттого ! требования к ним,, безусловно, не снижакутся... Недавно .мне довелось нн- тать ■лекцию, ие{«д вьшуск- ншами Еледкшю пединсти тута. Попросили их откровен но ответить на вопрос:- «У . вас впереди рабпределение. Тчто хотел бы поехать в- ма- локо.лгалектну-н). начальную 01 КОЛУ?» Ш :?ала! где собра лось около восьмидесяти сту дентов, нерешительно подйя- -ли руки один... два... Всего семь выпускнико-в. Не .спешите обвинять мо лодых. Проще всего уличить юс в отсутствии чувства от ветственности, сознательнос ти... Все в'* данной ситуации 'не однозначно. По опыту су жу, что/не всегда тут кроет ся и неизжитая за годы сту денчества ■ инфантильность. . 'Желание" Остаться иод теп лым- крмло.м родителей. Мо;- ' лодоетч свойственно желание , проявить себя., Но за годы учебы в вузе, на педагогиче ской .практике студенты, к , сожалению, успели понять и уяснить:' в .малокомпяектной сегодня работа-ть гораздо с.ло- жнее, .чем в любой иной шко ле. Здесь свой круг проблем,' накапливаемых 1 ч«да-.ми. . ...Прозвенел звонок, и в Политотдельской начальной. , школе Добринского района начаЯс.я урок. Учеников сов- ■, сем немногЪ, В одном классе занимаются о;дновршмвнно че тыре 'первоклассника .шести- летиего возраста и три треть- екд(ассника:. Заслужен ная 'у-чительница школы РСФСР Валентина Григорье вна Льрчкина ведет урок,- об разно -говоря, виртуозно,-По ка «лервачкн» иод ее руко водством изучают -■азбуку, третьеклассники заняты ,’ са-, мостоятельной работой. Уме ло чередуя задания. ‘ педагог успевает за урок опросить всех, ободрить неуверенньк,. похвалить . старательных... ' Все продумано, взвешено: . время работы с каждым клас сом,, степень загруженности учеников,- ■" ■ В этой .маленькой школе-' ~ надо _отдать должное за- . ботливому вниманию руково- , дителей со'вхоза- «Петров ский» — ....созданы прекрас ные условия для шестилеток. Ек;ть опальная, игровая ком- .наты,,,с 1 - 10 ртзал, -кухня, столо вая. Технически '«вооружея» и учитряь: у него под рукой проигрыватель, магнитофон, фильмоскоя; .вдигафонное 5 Ю- тройство... . Знаю и ряд других мало- . комплектных школ области, - где учитель чувствует себя удобно, комфортно, и потому —работает он творчески. С удовольствием бываю, напри мер, в "_Больше-Отради?нской начальной того ж е района, где -.много лет трудится зас луженная учительница шко лы РСФСР Антонина Васи льевна Комарова. Здесь то же, для малышей с любовью оборудованы спальная. ' иг ровая комнаты, спортзал: Ра бочее место учителя оснаще но ком'плектом технических . средств. В-классах, где зани маются разновозрастные лше- яики, смонтированы специа льные телефоны. Они позво ляют как бы «замещать» учителя, когда он -занят дру- ги,м классом. В этом случае включается заранее записан ная .'' педагогом информация — рассказы, сказки, стихи,-- различные- виды , диктантов, условия-задач, - В эт у школу прсле окон чания ’ педучилища недавно пришла.Татьяна Соболева. Спрашиваю, как работается ей в- селе? «Хорошо, — от вечает Т а н я , .— И школа замечательная, и наставник Хороший,- .Многим педаготйче- ским .«секретам» научила молодого педагога Антонина Васильевна." ’ ' . Д а , : успех работы малень ких сельских школ определя емся, прежде всего, больши ми заботами о ней -взрослых. Думаю, меня поддержат пе дагоги прекрасно оборудован ного. уютного, первого в об ласти к(>м.плекса «Детсад-- школа», -недавно открывше гося в небольшой деревушке, что в четырех километрах от поселка Добринка. Отличник народного образования Вера Афанасьевна Матыцина обу чает одновременно два клас са - первый и третий.' ,-А еще один класс, где есть и шестилетки и вт<ц)окласрни- кй, ведет недавняя вьшускни- ,ц а ' Елецкого ‘ , пединститута Алла Богданова. ' Открытие комплекса принесло много ра дости жителям деревни: сра зу появились к Их услугам не только ! 1 гкола, - но "и детский . Я назвала в качестве при- -мера,. в основном, школы До бринского района. -Есть та кие и в других:.Троицкая — в Лев-Толстовском, Косырев ская — Липецком, Медов ская — Уеманском, Ягодная Культуровская - в Лёбедяне ком районах, В Культуровс кой. напу 1 имер, .хорошее зда ние с пристройкой, .электро- отопление, есть свой зимний «мини-стадион», столовая, в , которой ребята питаются бес платно, за счет хозяйства. Ни..в 'чем не отказывают з а ведующей .школой Р: П. Ан- . ■дриановой директор совхоза «Культура»', Д, Л, Клименко, председатель сельсовета В. А. .Поляков, , - . , Но все это ' лучшие школы. К сожалению, их не так уж и много. В десял^ах Же других сел учителям' по ка живется и работается не легко, Скажу откровенно, бы вая а командировках, ■'встре чаясь с педагогами, испыты ваю чувство неловкости от того, в каком большом дол гу все мы перед ними. И прежде всего, коллективы хо зяйств, на территории ното- . рых находятся :эти школы. Порой впечатлен'ие такое, что до них вообще никомм нет дела. Немало зданий тре"- бучот ремонта. Есть ветхие, старые, их бы давно снести. . Некоторые . школы требу ют безо'^лагательной помощи, . Нынешней зи.мой была в се ле-: Воскресеновка Липецкого района.' Старое, одноэтажное - ветхое здание с маленькими окнами, бедно' оборудованное помещение. Два учителя, тря- дцать-ученинов. В школе нет даже -элементарных пособий — грамзаписей по чтению, достаточного количества книг» для. внеклассного; чтения, ре продукций картин по изобра зительному искусству. Школа тесна до того, что в холодное 'время года ребятам негде по играть, подвигаться. Давно нужно новое здание.. Этот во- . прос уже поднимался сельча нами на сУоде. Но вот неда вно поинтересовалась в роно: каковы перспективы у учите лей'? Увы, обнадеживающего ответа не полошила. , Крайне нуждаются в укре плении учебно-материальной базы Ни.жне-|Ракитинская, Старо-Копыльская, Курапов- ская школы . Лебедянского района, Колбуеовская.Грязи- нского района и другие,- Просто плачевно обстоит дело с обеспечением спорт- инвентарем- — всего на " 50 процентов. Казалось бы, не .так уж и трудно соорудить при школе игровые площад ки, беседки для. малышей, .мини-спортивные 'сооружения. Прекрасные условия для фи зического. развития ребят со здали взрослые, например, к той же Больше-Отрадинской шко.че Добринского района. Здесь есть, не только спорт зал, но и трона здоровья, спортгородок. Но во ' многих хозяйствах строительство. не хитрых спортивных соору жений превращается, в'.нера зрешимую проблему; Сель ски Советы, как правило, «не имеют для этого средств». А колхозы и совхозы считают это дело второстепенным, ■ Гораздо сложнее, чем в обычной' общеобразователь ной школе, -вести учителю •малоко.мплектной- и арспита- тельную работу с учащимися. Детей мало, они разного воз раста, Но ведь ОНИ' также хо. тят общаться со сверстника- •ми, их мию не .должен отра- ничиваться только "рамками школы. Как, к примеру, сде лать для ребят из отдален- . ных сел памятными'И 'счаст ливыми такие события, как посвящение в окт.ябрята, всту пление в* пионеры? И -ру-т . очень важно, чтобы заботы маленькой школы оказались не ч' 5 'жими работникам ро но, педагогам школ, Дома пи онеров, Дома культуры рай центра. - Как-то мне довелось добы вать на ОДНО.М празднике, специально посвященном ре бятишкам школ из глубинки Лебедянского района ," Его подготовили для них учащи еся .Лебедянского пёдучили: • ща вместе с Домом пионеров, • Домом культуры и роно. В • день рождения В. И. Лени на, 22 апреля, они провели в Ленинском зале училища тор- ; жествёиный прием в пионеры . октябрят из Культуровекой, Сурковской, Инициаторской, ; Болыпе-Верховской, Старо- Копыльской школ. Надо было видеть, каким счастливым ! блееко.м светились т'лаза ре бят, Этот день, конечно, за помнится им на всю жизнь. ■ Учительница С'гаро-Копыльс. кой школы А. И, Федюнина сказала: «Сорок лет я в школе,. а таКйми^^радостными виЖу детей впервые»: В гости Ж школьникам при шли ветераны партии, войны :и труда, заслуженные . люди города Ф. И, Кириллов, В ; ^ . Аки.мова, А. А. Ариро- ва, -А. М. Григорьева. ■Для них был .большой концерт, который подготовили буду щие учителя. И.-и подарили книги. Тогда, на празднике, МНВ подумалось, как. было бы -хорошо, если -бы сельские ребята имели адобольше та ких праз.дников. А ведь их совсем 'нетрудно организо вать, стоит только захотеть, И, конечно, инициаторами их должны стать, прежде всего, студенты педагогических учи лищ и вузов, те. кому пред стоит в недале«о.м буду’щем работать в селе. ■ Учительские кадры... Это еще одна, остро стоящая пе ред малокомплектной школой проблема. Вот лишь один фант. .Большинство рабо тающих -в таких школах сос тавляют? педагоги со стажем свьипе 30 лет. Стареют наши .учителя.'.. Кто их 'заменит? Что пугает больше всего вы пускников педвуза при рас пределении в отдаленные се ла? И то, о, чем я уже сказа ла,. и неустроенность быта. Отсутствие жилья, ' плохое обеспечение продуктами, дру гими товарами, часто то, что в селе нет хорошего До ма -культуры, библиотеки, бо льницы. . , Как чаще всего встре.чашт новичка? Нередко определят на, частную квартиру без- пе рспектив" своей ,. заткнут , в школе прореху -с облегчени ем— еще на один учебный год есть «ому вести урони с детьми. В хозяйствах на при езжих учителей поКти тради ционно смотрят как на людей временных, ненадежных. Ну, уедет, отработав положенный сро^Е один педагог. Ничего, мол, еще кто-нибудь приедет.' Да разве можно назвать та кое отношение к сельскому интеллигенту культурной по литикой? А ведь не елучайно говорят: чтобы обречь село на вымирание, надо лишь закрыть школу..; Вспоминаю одн>- из встреч, в Жигулевской начальной школе' Добринского района. Много лет работает .здесь от личник народного просвеще ния Мария Петровна Вуданл цева. ’ Опытный, ищущий пе- .дагог, она сумела и дочери Ирине привить любовь, к пе- , дагогике; . Ирина, окончив Елецкий пединститут, верну лась в родное., село,, в ма.ми- ну школу., В надежных, доб рых руках сегодня ребятиш ки этой маленькой деревень ки, Но не покидает меня тре- во;га :— как бы не уехала мо лодой педагог И... Буданцева. Дело в том, что родительский; домишко пришел ,в негод-' ность, требует капитального ремонта, а мужских рук в семье нетН еуж ели не гю'.мо- гут в .хозяйстве свои.м учите лям? Ведь такие кадры по- особому ценить надо... . Думаю, я также 6 том,, как встретят совсем скоро .бо лее пятидесяти выпускников педвузов ныне1ннего года, по лучивших распреде.тецие и «глубинку», Волынинство, на пример, поедет в Елецкий район, в- Рябинекую, Крутян- скую, Петро-Кругловскую и другие начальные школы. Хо чется надеяться, . что встре,- тят их в хозяйства.х как дол гожданных специа-'шстов,__^по заботятся о том, чтобы "()НИ с первых же. шаговпочувство вали себя нужными селу л Многие вопросы, о ьчг рых и сказала в этой статье недавно обсуждались на кол легии управления народного образования. Там шел разго вор об укреплении ..материал.ь ной бжзы школ, их строите.чь стве, о, кадрах учителей. Хо .телось бы, чтобы вое эти во просй стали предметом за боты не только нас. п{^осве щенцев, но и руководителеГ хозяйств, райиаг 1 олко:м(. 1 в, 3. СТЮФЛЯЕВА, зав. кабинетом начального обучения ИУУ. ВЫСОКИЕ НАГРАДЫ Почетными грамотами и па мятными медалями Советского фонда мира награждены кол лективы колхоза «Заветы Ильи ча» Липецкого района, 'узловой больницы станции Грязи, Доб- ровской районной больницы. Липецкого профтехучилища № 26, областной санэпидстан ции, грязелечебницы, отдела технического контроля НЛМК и Раиенбургского депо. Еже годные значительные перечис ления денежных средств в Фонд мира стали здесь тра дицией. Во многом это заслу га ■активистов фонда, ведущих большую пропагандистскую работу. И именно за это по четных медалей удостоены председатель отделения Фонда мира средней школы № 44 Г. В. Абызова и председатель Добровского районного отделе ния С. П. Нестеров. Активную материальную по мощь миротворческой деятель ности Фонда оказывают не то лько организации, но и многие жители города и области. Луч шие из них — работник Ли пецкого почтамта Е. У. Грице- йич, сотрудник облкниго торга Н. Е. Шамота, бригадир Елец кого элементного завода В. Н. Кислых и другие — награжде ны правлением Советского фон да мира значками активистов. МЕШДУНАРОАНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Корреспонденты ТАСС и АПН сообщают «НИЧТО НЕ ДОЖЛНО МЕШАТЬ ТОРГОВЛЕ..». Каково состояние сове -^о - американоких торговых отно шений? Какие меры должны содействовать их развитию? Какие барьеры стоят на этом пути? Эти вопросы — в по вестке дня очередного, две надцатого по счету годового ■сс^рания, директоров и чле нов Американо-советского то- .ргово-экономического совета (АСТЭС). АСТЭС возник как связующее звено ме'жду со ветским и. американоким- биз несом, он хорошо зарекомен довал 'себя при заключении оделок самого разного .масш таба. В числе егоплавных з а дач ■— изучение рьшков :обё- .их. стран и оказание помощи в подборе торговых, партне ров. В скорО'М времени по инициативе АСТЭС планиру ется провести (В ' Советском Союзе первую национальную коммерческую выставку «США-89». Улучшение от-ноше.ний ме жду СССР и США стало 'им- пульсом для раюширения то.- рговотэкономК'Ческих связей между двумя странами, ска зали мне , 'В нью-йоркской штаб-квартире АСТЭС. Вме сте с тем уровень советско- американекой торговли «е удовлетворяет деловых людей обеих стран.. Ее годовой о ^ - - рот держится на 'Отметке при мерно 3 миллиарда д-олларов (2,1 миллиарда 'инвяйютаых рублей). Уровень более чем скромный для «Зеударств, -об щая сумма яациовдльных до ходов которых составляет бо лее 8 триллионов долларов. Есть ли условия для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки .в торговле меЖ'Ду СССР и США? Одним и з 'та ких условий явилось предос тавление советским- предприя тиям права' напрямую ;рабо- тать с западными-' коМЦания- ми. Создание первых- совме стных .предприятий становит ся щизнеапособной и взаимог выгодной формой • сотрудни чества. «Раскрепощение»- с о ветских гартЦерйй; .-считаки- здесь, будет значительным стимулом для американского бизнеса. Приветствовали' в "США и решение о тбм^ что иностран ный: участник совместного предприятия вправе владеть более'чем 60 процентами ка- питгша этого предприятия, Подобные цёремены не заме длили сказаться -па -увеличе нии числа американских чле нов АСТЭС, П.рои:зошло так же некоторое•послабление в нолитйке экспдртного контро ля США на ряд американских товаров, продаваемых Совет скому ■Союзу,- Это дает воз-- можность многим. ком:паяиям США ,проявлять 'большую;ги бкость на советско'М рынке, а также повышает конкуренто способность их товаров -но сравнению с европейскими и японскими, , — Я убежден, сказал мне Ду-эйн Аидаеас. предсе датель правления одной из крупнейших американских ком.гГаний «Арчер ' Дэниэлс .Мидлен-' Ко», 'Сопредседатель 'АСТЭС., — что «холодная . ёойна» ушла, в прошлое. От крываются невиданные.преж де, перонективы использоигния материальных и интеллекту альных ресурсов на благо обеих наших стран, .всеобще го мира. Перестройка -поли- ' тической 'И- '.экономической жизни в:СССР ;— Вот что со- Ъдает воз:мож.нбсть для ши рокого. шхода Советского Союза на мировой рынок, для расширения торговых связей с США. Но не следует ду мать, что процесс этот ,прост. Улучшению торговли мешает то, что, американский бизнес еще не очень-то хорошо зна ет советский рынок. От нас требуется .терпение и ясное понимание его особенностей. С другой ,стороны, далеко не всем, советским .менеджерам хватает знаний для успешных действий на капиталистичес ком рьщке, для тото,. чтобы аффективно вести дела в те сном контакте с западньми партнерами. Большое препя тствие развитию экономичес ких связей — неконвертиру- .е-мость рубля. И, .(наконец, ещо. О'ДИн барьер ■—■извест ная поправка Джексона-Вэ ника, препятствующая предо ставлению советским товарам режима наибольшего благо- .приятствования..Однацо наше ■общественное мнение, на мой взгляд, все сильнее-склоняет- .■ея:] К тому, чтобы яоправ 1 ка эта была отменена. Ничто не должно мешать торговле ме наду СССР и США, ее раз витие —, в наших общих' ин тересах. ' Э. ЧЕПОРОВ, соб. корр. АПН. Нью-Йорк. КОНСУЛЬТАЦИЙ ПРОДОЛЖАЮТСЯ БОНН, 22 мая. (ТАСС), По сообщениям западногерманских .средств массовой -информации, министр обороны ФРГ Герхард Щтольтенберг, .посетивший Со единенные Штаты с двухднев ным официальным .визитом, при вез с собой документ с излож е нием «новых» американских предложений по данному воп- . росу, ОДициа\^ный Бонн хра нит молчание о его содержании, однако, ка.к указывают местные наблюдатели .со ссылкой , на источники в США, американцы, судя по всему, согласились с требованием ФРГ и ряда дру гих стран блока включить в текст разрабатываемой концеп ции НАТО по вопросам страте гаи предложение о ведении реговоров по тактическим раке там и о переносе решения об их модернизации до 1992 ло агентство ДПА? сопроводи ли гэто согласие такими оговор ками, которые делают начало^ переговоров вряд ли возможным до *1994 года. • В КОЛЬЦЕ БЛОКАДЫ БЕЙРУТ, 72 мая-. (ТАСС) Около миллиона человек, про ■живающих в христианских ] " снах Ливана, го-прежнему ходятся в кольце блокады. Не смотря н а . решение лиги араб ских стран, - ■международный аэропорт, морские порты и земные проезды в эту , зону крыты. Прибрежные районы, расположенные к северу от ушванской столицы, обстрели-. вает артиллерия.. Сегодня с ■утра обстрелам вновь подверга ются порт Джунии и гавань Амшиг. ■ В западном Бейруте за два минувших дня произошли шесть взрывов динамитных шашек -и ручЩ) 1 х гранат. НАЧАЛАСЬ ГОЛОДОВКА ОСЛО, 22 мая, (ТАСС). При нятые норвежскими властями решения . о введении с 1 июня более строгих тюремных пра квид послужило толчком к объ явлению голодовки - заключен ными большинства тюрем стра ны. Отказались принимать пи щу осужденные столичной-ок- рудагой; тюрьмы «Улдерсмо», крупнейших . городов. Норвегии —Берген,.“Тронхейм, Ставангер, . Кристиансунн. В голодовке не принимают, участия только по жилые й люди ■со с.лабым здо ровьем. ОЦЕНКА МИНИСТРА ЛУАНДА, 22 мая. (ТАСС), "рвыо корр(?с«он,' 5 ,ент\г а Продолжающаяся поддебжка ад- , с:к(>|-о инфорнацт^ппчин. министрацией США группйров- ства АНГОП он <)тмрт^^^. 'Днее 'время УНЙТА -- основи<№ пренм' тствие_ на пути установления дипломатичеокйх отношений ■ между Соединенными Штатами Америки и: Народной Республи кой Ангола, заяНил в • Ха- дий с це раре ч..\ен политбюро ЦК " . ' . МП'ЛА—Партии -груда, министр иностранных дел НРА Педру ЦИальнои, АН Кащтру Ван-Дунен. В инте- пг.изнани! между дв \м я гтра ФОТОКАЛЕЙДОСКОП | ФРАКЦИЯ, Как уже сообщалось, •Мари-Клод А,\,- 1 .м пала , первой француженкой, которая родила сразу шерть малыш.еГ!. Сейчас счастливой матери тридцать лет, до этого детей \ нее, .1 не было, и вот неожиданно она стала многодетной мамой. ,^,1 Французская печать сообщила, чтд роды начались в час но- чи четырнадцатого января, а в 2 часа 50 минут на свет поя : вился первенец Седрик. Затем с двух-трех минутным интерв; лом родились- Гаель, Корали, Мелани, Кевин, Дориан. Поел рождения малыши и мама были взяты ’гшд пристальный, кои : роль врачей. А совсем недавно сч ас - ..... отец смог забра! домой ж ену и детишек. НА СНИМКЕ: счастливые родители со своим многочисле) ным потомством. Фотох'роимь,! I ЛГС. Рассказывают журналисты КАК СТАТЬ ПОЛИЦЕЙСКИМ... «Хотите сделать карьеру?» Этим на первый взгляд ригарй- ческим вопросом начийаются рекламные буклеты, распросг- раняемые полицейскими участ ками Великобритании. Служба в полиции имеет массу прив лекательных сторон, утвержда- реклама. Помимо возможно- : быстрого продвижения к высоким командным чинам, от- зых ' условий ош\аты труда зроших перспектив в плане пенсионного обеспечения под черкивается главное: не рутин ная работа «с 9,00 до 17.00» на фабрике или в офиСе, а заня тие ДУЯ :человека, способного бросать вызов обстоятельствам подчинить их своей воле- Служба в полиции, однако, предъявляет и массу требова- которым соответствует да- о не. каждый. «Стать поли-, цейским — это нечто большее, чем просто устроиться на ра боту. — говорит Дэвид Сти венсон, начальник оАН®тс из участков полицейского управ ления округа ■Уэст Мерсиа. — Это значит. начать новую Полицейский должен умета подчиняться дисциплине, быть способным быстро принягь ве рное решение и в то же время обладать чувством ответствен ности, быть терпимым к самым разным проявлениям человече ской индивидуальности, ’у'меть работать в коллективе и стре миться к постоянному повьппе- нию ква.М 1 фик.вции. И наконец, молодой полицейский обязан проработать по ' крайней мере два года «в униформе», то есть нести патрульную служ бу на улицах и в обществен ных местах, «Это последнее ус ловие — наиболее серьезное,— подчеркивает Д. Стивенсон. — Работа а патруле не каждому Перспектива патрулирования действительно пугает (многих из тех, кто подумывает свя зать свою жизнь со службой в полиции. Главным образом по тому, что блюстители порядка подчас чувствуют себя не очень уверенно при встрече с воору женным преступником, ведь в настоящее время ло.мщейские осуществляют патрулирование без оружия , (Ч'Л-н не считать таковым деревянные дубинки, Б исключительных случаях ис пользуются силы двух мобиль ных бригад по борьбе с воору женным террором, одна из ко торых базируется в Лондоне, а другая — в графстве Ноттин- гемпшир, 'Уличный патруль, та ким образом, испытывает опре деленные трудности в -усмире нии так называемых ябов, «"ху лиганов.,'80-х»,* считающих сво ими главными врагами наряду с неграми и иностранцами по лицейских. Случается, что блю стители порядка не могут ни чего поделать и с появляющи мися- на улицах вооруженными маньяками, как это было, на пример, в 1987 году, когда в г, Хантерфорд «коллекционер оружия» Майкл Райан застре- -\ил 14 человек и полиция не смогла ему помешать. «Нам запрещено иметь писго- леты и винтовки, чтобы не про- вогщровать. преступника на на падение», — поясняет инспек тор полицейского подразделе ния округа Уэст Мёрсиа Боб Хикман. Похоже, однако, что общественность, которая - пери одически выступает с предло жениями рассмотреть .вопрос о целесообразносш использова ния полицейскими пластиковых пуль, не говоря уж е о боевом оружии, видит источник, о п ао ности и в самих полицейских. Во всяком случае, основания к этому есть..-Так, в ноябре—де кабре 1982 года ольстерская пр. линия застрелила шесть чело век, и з ,к о торы х пятеро были безоружными, а шестой, - не связанный 'н и с одной полуво енной. гр'уппой, имел старинное ружье без патронов. Планка, на которую должен ориентироваться человек, ре шивший стать полицейским, в прямом смысле слова поднята довольно высоко: на службу принимаются мужчины ростом не ниже 5 ф-утов 8 дюймов (примерно 172 сантиметра) и женщины 5 футов. 4 дюймов (около 162 сантиметров). Кроме того, серьезные требования предъявляются к физической подготовлееяости кандидата; он ■проходит скрупулезное мед-ици- нское обследование. «Мы на ходимся на острре борьбы, — комментирует эти условия Д, Стивенсон. ' — В отличие от обычного человека,, который в сложной ситуации может про сто повернуться и уйти, поли цейский должен быть г отов 'К тому, чтобы разнять дерущих ся, задержать вора или помочь в поисках пропавшего человека. Старая поговорка « никогда не знаешь, что тебя ждет за пово ротом» очень точно характери. зует нашу работу». С чего же начинается служ ба в полиции для тех , кого прельстили блага, обещанные, рекламой, .0 не испугали тру дности, о которых реклама, . кстати, такж е н е . умалчивает? Бывхпие учителя и служащие, продавцы и моряки, выпускни ки' школ и университетов начи- .наю т новую карьеру с нуля: все 'они поставлены в одина ковые условия. После медици нского обследования, собеседо вания й Запо.’шения нескольких анкет,., что имеет целью выя вить в том числе и степень коммуникабельности и образо ванности, новоиспеченного по. лицейского вкратце знакомят со спецификой работы в дан ном подразделении и'направ.ля- ют в центр подготовки. Моло дые полицейские изучают уго ловное право, получают пред ставление о насущных соЕщаль- ных проблемах, приобретают навыки самообороны и оказа ния' первой медицинской помо щи, несения патрульной служ бы, После двухнедельного обу-, чения' полицейские с учетом их желания направляютс.я л одно из 43 подразделений Англии и З.’эльса и еще две недели слу шают так называемый местный подготовительный куре, который должен приблизить их достато:- чно абстрактные-* знания, полу ченные в центре, к • местным условиям работы. И вот нако нец ' проверка теоретических знаний на практике: молодой офицер работает в паре с бо- 'Лее опытным констеблем, хоро шо знаюгцим район и его жите лей, После нескольких недель работы в . паре молодой поли цейский отправляется на пат- рулиравание один. Что же, собствй 1 но, предста- в.ляет собой карьера, о которой говорят рекламные брошюры? «Движение вверх по служеб- ной лестнице все без исключе ния молодые полицейские на чинают, имея на плечах пого ны констебля, — их в стране около -90 тысяч, ~ поясняет Терри Лоу, инспектор районно го полицейского' -управления ок-^ рута ■Уэст Мерсиа, —- Три сер- , жантские нашивки новичок мо ж ет получить в ^ ближайшие пять д е т з а прилежание в ов ладении-теорией и успехи в пра ктической работе. Но одним из '20 тысяч сержантов английской полищп! он 'стан ет лишь в том случае, если сдаст .соответству ющие экзамены и если началь ство сочтет • возможным пред ставить его к новому званию. Чтобы подняться еще выше и стать инспектором (их .пример но 6,5 тыс, человек), необхо димо вновь сдать экзамены . и пройти процедуру представле ния к званию, А если удастся еще продвинуться, можно по лучить звание стёршего инспе ктора, супаринтендаята, старше то суперинтенданта.и д аж е заться в, числе 250 крупных по лицейских начальников», В график сл-ужебного роста, вычерченный инспектором; Лоу ,. вноси'г некоторые коррективы статья в «Санди- тайме», 'с лавленная «Масонство в ших эшелонах английской лиции». В ней говорится, например, масонская организа ция полицейского подразделе- Ш-1Я Большого Лондона объеди няет до 5 тыс.' человек, .среди которых около 100 высокопос- • тааленных офицерЬв - г активи стов ложи . Ссылаясь на заявле ния сотрудетжов полиции, не. являющихся масонами. . газета утверждает, что членство в ло ж е может способствовать про движению по службе и пов лиять На ход дел, которыми за- нимаются д в т ^ т и вы , .. Современная английская- по лиция нуждается в квалифици- жет при наличии вакансий по ступить на работу, напри | 1 ер. в отдел расследования угрДов.' ных дрестувлёний, в отделение автоинспекции,- стать инструк тором 'служебно-розыскной ' со- баки,: работать в конной поли ции, в составе речного патруп . Редламные брошюры. одна,-< -КО, не акцентируют вниман.ш1 читателя- на еще одном подра),. з д е л ^и и , в которо^.'может-...пй'2. пасть новоиспеченный полицейо В ' Великобритании существу ет несколько организаций, за , нимающихся!,, сбором' разведан- формации и вопросами го,суда-- рствекщой безопасности. Одна Из них — особый отАел,,ппли. Особый отдел тесно ' контак тирует со’ сл'ужбой безопасно-: сти МИ-5,. которая наблюдает * За, так называемыми подрйв'*;' ными элементами.' О т д е л .д и » ; 1958 года подчинялся столщ ь, ной полиции, но впоследствии,’ практически все местные '-вод*^ разделения стали вклю-чать •’ свою структуру особые- отделу!” По оценкам «Гардиан», - отдед^у;^ в целом располагают до'сье п р ^ м е]^о на 2 млн, граждан Ве*” ликобритании. Цель досье- поставить заслон «поиыткед*'* пщйоиажа и саботажа» иди- предотвратить действия, "котш / рые расцешшаютёя как рывные государства» .'' связи, с этим, анГ-\кчане ; все больше тревожатся о защите своего права пв' л щ ч п у ю .-■казнь. Беспокойство граждан усилпва ле двухлетнего «периода апро бации»' полицейский может вы брать область, в которой о: чет специализироваться. Ска жем, остаться «в униформе», если считает патрулирование и ежедневные кештакты с людь ми интересной и перспективной для себя работой; В случае ес ли этот вид Деятельности поли-, ■'цейского не устраивает, еда мо в условиях раГ311Г1'-Ч ЕС-М!П^.К> ^ теризации как инслрууенгл ' всеобщей с леж 'хч , иолигшя "г.о" Аьзуется не только . ус.л>ч*ами' осведомш-едей, но и черпас-т -/‘А*-; формацию йз целой сясте'йьС частных и государственных нв;. циональных - банков данных ЭВМ для составления досье Щ каждого англичанина. А это ■« -, тественно, не повышает пре.с; тиж профессии .полицейскоги. Так что красочные бр(!Гш<,рьГ:_ рекламирующие службу в ан-? ГЛИЙСКОЙ ПОАШЩИ, ей (еГ('|ДНЯ явно .необх-о-димы. ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz