Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
М 114 (18411) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Наши земляки — ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ В йятннцу, 19 мая, по первой программе ЦТ в 19.55 и 21 .Ж показан двухсерийный документальный фильм о русском философе Н. Ф. Федорове. Наверное, немногие липчане знают, что Н. Ф. Федоров — наш земляк, его оригинальное учение сложилось в Липецке. Сегодня об этом интересном человеке рассказьшает краевед А. Яб лонский. При жизни его больше знали как библиотекаря Ру мянцевского музея. Это был человек удивительной эру диции, обширных знаний, свободно владевший основны- •ми европейскими, языками, китайским, японским. Ныне Николая Федоровича Федо рова знают как видающего ся философа, мыслителя-уто- писта, представителя русско го космизма, рискнувшего предложить людям необы чайную идею воскреше ние всех предыдущих поко лений и заселение имр кос моса. Свою идею Федоров язложил в рукописных тру дах, которые уже после его - смерти ученики и последова тели издали в 1906— 1913 годах в 2 -х томах под наз ванием «Философия общего дела». П о утверждению его уче ников, оригинальное учение Федорова сложилось пример но в 1854— 1855 годах, то есть, когда он жил в Ли пецке и преподавал историю и географию в городском уездном училище. Жизненный путь Федоро ва не был прост. О месте ' его рождения,. детстве, юно- ■' сти сведения скудны, про тиворечивы. Он — незакон- - норожденный ' сын' князя П. И. Гагарина и крепостной крестьянки. Родился на Там- бовщине. Фамилию получил ■ОТ крестного отца. Из хра нившихся в архиве Государ ственной библиотеки СССР вмени Ленина документов, б частности, формулярного спи ска «О службе дежурного чиновника при читальном за ле Московского публичного Румянцевского музея кол лежского асессора 'Николая Федоровича Фёдорова» из- гвестно, что «по окончании курса наук в Тамбовской гимназии с правом получе ния чина XIV (четырнадца того) класса 1849 года, '20 сентября Указом Правитель ствующего Сената за № 84775 исключен из куле- ■ческого звания. Для дальней шего образования поступил в . Ришельевский Лицей в Одес се, откуда, не окончив кур са, 19 марта 185:2 года вы был. По подлежащим испы таниям в Тамбовской гим- ; назии высочайшим указом 23 февраля 1854 года опреде лен. учителем истории и гео графии в Липецкое уездное училище... от службы уволен 27 января 1857 года...» Най денный документ подтверж дает, что,..действительно, фи лософское учение Федорова, отнесенное к числу выдаю щихся прозрений человечес кого разума, в основных чер тах сложилось в годы жиз ни Федорова в Липецке. После Липецка с 1858 года он учительствует в *уездных городах Богородске, Одое- ве, Боровске, Подольске, а с 1874 года работает биб лиотекарем Румянцевского музея, не прекращая тру диться над философским уче- С учетом того, что пер- . вые издания книг Федорова, вышедшие всего в 480 эк земплярах, стали библиогра фической редкостью, по предложению Академии на ук СССР в 1982 году в из дательстве «Мысль» вышел однотомник' его сочинений. В идейном наследии и в самом мировоззрении Фе дорова много спорного, уто пического, противоречивого и, на первый взгляд, не при емлемого для нашего време ни. Однако его гуманизм, ра ционализм, вера в безгранич ную силу разума, науки, на стойчивое стремление и при-' зыв к преобразующей дея тельности, к освоению сти- - хийных сил природы не то лько Земли, но - и планет Вселенной, призыв к объе динению и братству, отвер жение милитаризма,- брато убийственных войн и основ ного зла — смерти, возму щение трагическим парадок сом человека — одновремен но царя природы, мира ' и жертвы невидимого мик роба — эти и другие каче ства выдающегося мыслите ля привлекают к себе вни мание и остаются глубоко ак туальными и в наши дни. Стремление к совершенст ву мира, к бессмертию, ов ладению тайнами жизни и смерти — извечная мечта человечества. Проявивший интерес к учению Федорова В. Я. Брюсов соглашался: «Смерть и воскресение — суть естественные феноме ны, которые наука обязана- исследовать и . которые она в силах выяснить. Воскреше ние есть возможная задача прикладной науки, которую она вправе себе поставить». Победить смерть можно лишь тогда, когда человек научится воссоздавать себя' из простых элементов. Если мысль человека — свойст во материи, то восстановле ние оболочки, т, е. челове ческого тела путем «собира ния атомов», входивших в его состав, должно привести к оживлению. «Организм машина, соберите машину и сознание возвратится к ней, — призывал Федоров, об ращаясь к материалистам. — Ваши собственные слова обя зывают же вас, наконец, к делу!.. Мир дан не на пог- лядение. Не миросозерцание — цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желани- Сама идея «воскрешения», а значит, и бессмертия, рож дается у Федорова, преж де всего, из непреодолимо го нравственного требова ния, диктуется глубоким чув ством долга; «Надо, чтобы все рожденные поняли, по- . чувствовали, что рождение есть принятие, взятие жиз ни от отцов, т. е, лишение отцов жизни — откуда воз никает долг воскрешения, который и сынам ^дает бес смертие». Таким образом, по Федорову люди обязаны вы- ^ полнить свой высший долг — возвратить к жизни тех, кто их рождением вытесня- .. ется. Ведь все мы — одна семья, связаны узами общих предков, но семья времен но забьшшая о своем родст ве. Философ и пытается об ратить сердца живущих к ут- ■раченным, к восстановлению родства. Он и раздел свое го философского трактата назвал: «Вопрос о братстве или родстве, о причинах не- братского, неродственного, т. е. немирного состояния мира и о средствах к вос становлению родства» и обо сновал переход от «небрат ского состояния мира» к «общему делу», регуляции, к мировой гармонии. Философское учение Фе дорова, несмотря на кажу щуюся ■ стройность и яс ность, очень сложное, раз ветвленное. Система фило софских, материалистичес ких, религиозных, социаль ных, этических: эстетических взглядов зачастую вступает в противоречие, а теологи ческие построения перепле таются с крайним материа лизмом. Так, христианскую идею личного спасения Фе доров отвергает, считая ее безнравственной, потому что она противопоставляется делу всеобщего спасения. Таким образом, его религи озно-нравственная концеп ция идет вразрез с тради ционными --христианскими догмами. Не случайно цер ковники считали его неисп равимым еретиком. А оди озность фигуры ученого со стоит в том, что и воинст вующие) атеисты отвергли, отнеся его в разряд вредных буржуазных философов-иде- ,алистов, в 1020 году разру шили и уничтожили на од- ,.дрм из московских кладбищ его могилу, не посчитавшись с тем, что своеобразное’ уче ние Федорова привлекало к себе внимание ученых, писа телей. таких, как Л. Н. Тол- строй, , Ф. М. Достоевский, А. М. Горький, М. М. При швин, А. П. Платонов. Тол стой писал: «Я горжусь, что живу в одно время с подоб ным человеком». Восхищал ся идеями Федорова Досто евский; «...совершенно согла сен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои». Горький в' письме к Приш вину от 17 октября 1926 го да писал: «Мне у Федоро ва'ценна и близка проповедь «активного» отношения к жизни...» А его ученик К. Э. Циолковский вспоминал: «Федорова я считаю челове ком необыкновенным, а встречу с ним - - счастьем. Он мне заменил универси тетских профессоров... В ли це Федорова суДьба послала мне человека, считавшего, как и я, что люди непремен но завоюют космос». Многие положения воззре ний Федорова получили раз витие в современной науке. Но ряд его гениальных идей, быть может, самых удивите льных и потрясающих, пока ждет воплощения. Человече ство еще не готово не толь ко осущ.ествить их, но и до конца осмыслить: бывший липецкий учитель на целые столетия опередил время. А. ЯБЛОНСКИИ. ВЫСТАВКА КИТАЙСКИХ УМЕЛЬЦЕВ 26 мая в Липе 1 [ке откроется выставка китайского народ ного декрратявно-прнкладного искусства, предоставленная для посольством Китайской Народной Республики в СССР и организованная при посредничестве Центра тра диционной культуры Советского фонда культуры. Она при мет эстафету проходящей в нашем городе-декады китайско го кино «Дорогами дружбы», приуроченной к визиту Гене рального секретаря ЦК КПСС тов. М. С. Горбачева в КНР. В закрытии декады и открытии выставки примут участие пред ставители посольства КНР в СССР. Выставочная коллекция, составленная более чем из 290 про изведений, пленяет красотой, духом замечательных тради ции древнейшего искусства. В нее вошли разнообразные ком позиции, искусно выполненные из коры дерева, пробки, ра ковин, рога, ваты, изящные, отмеченные тонким вкусом, из делия из фарфора, керамики, а также детские рисунки, пол ные особого- обаяния. Чувство гармонии, культура цвета и композиции, пони^Лние выразительности и возможностей ма териала отличаьот экспонаты выставки. В работах китайских умельцев воплотились творческая одаренность и трудолю бие, мироощущение и душа народа. Многочисленные буклеты познакомят зрителей с различ ными аспектами жизни КНР — с историей, культурой, нау кой, народными традициями, искусством, природой, что, не сомненно, обогатит наши знания об этой удивительной стра не- т. НЕЧАЕВА. НА СНИМКАХ: выставка китайского искусства готовится к озкрытию. Фото А. ЩУРОВА. В НОЧЬ на 18 мая с автомобиля липчани на "П . Ф. Кирсанова сняли два колеса. Сутками •раньше владелец «Жигу лей» И. Ю. Разводов с ули цы П. Смородина недосчи тался лобового стекла и маг нитофона..... Происшествия такого рода случаются каждую ночь. Ви- ■ димо, каждому понятно, что краденые детали и вещи в кармане не унесешь, у воров ^ своЛ транспорт. Лихих лю дей можно встретить на ноч ных дорогах... И работни ки милиции, само собой, не только не избегают таких встреч, но и сами стремят ся к ним. 'Управление внут ренних дел регулярно прово дит специальные ночные опе рации, нацеленные на пред отвращение преступлений и > выявление виновных. В них участвуют студенты Липец кого пединститута, внештат ные сотрудники предоставля ют милиции свои личные автомобили. Ючередной рейд начался в 22.00. Специальные группы занимают свои места сог ласно дислокации, в город выезжают передвижные по исковые группы. В машину с одной из таких групп са димся и мы. Наша «Вол- • га» движется по прос пекту Победы. В машине тем но, все ждут сообщений де журного УВД. Именно туда поступает вся информация. Сворачиваем в сторону трак торного. Справа на дороге милицейский УАЗик о вклю ченной мигалкой. Рядо:и «Жигули». «В машине об наружено еоо банок брази льского кофе, французские духи, кассеты», — доклады вает старший группы. * В это время в динамике радиостанции тревожно заз вучал голос дежурного: «Внимание! Всем постам! Из поселка-ЛТЗ в сторону ав топарка через мост на боль шой скорости, не подчинив-' журно.го УВД. «В селе Го- медицинская экспертиза, рицы Добровского района . Пожалуй, если бы не совершена кража. Виновники столб, эта поездка могла за ва автомашине «ВАЗ-2101» кончиться для лихача значи- направляются в Липецк. При-, тельно хуже. Ведь всего в нять меры к задержанию». нескольких метрах находил- «На трассе Липецк — Доб- ся мостик и овраг. Пресс-пост ГАИ - ночной поиск "——Рассказ об одном рейде--------- шись сигналам блок-цоста, проехал автомобиль «ВАЗ- 2107» без номеров. В сало не автомашины пять чело- Через минуту мы услыша ли шум приближающегося автомобиля. Взмах жезла — но машина, не снижая ско рости, промчалась мимо. На ша «Волга» рванулась сле дом. Видя, что от пЬгони не уйти, водитель «Жигулей» резко затормозил. Из" него выскочили люди и бросились врассыпную. Одного из них удалось задержать. Им ока зался учащийся ПТУ-10 О. Вельских. Позднее следова тель нам сообщил, что ре бята, угнали автомобиль с улицы Ибаррури и в про цессе расследования призна лись в совершении еще нес кольких преступлений. Мы разворачиваемся и едем обратно в город. Ос танавливаемся на площади Героев. Снова включается радиостанция. Все внимате льно слушают,сообщение де- рое есть блок-пост. Мимо не го преступникам не проско чить». — подумалось мне. Ждем новых сообщений. Бы ло уже около полуночи, ког да мимо нашего пе'редвиж- ного поста на большой ско рости промчался «Жигуле нок». Его габаритные огни быстро удалялись ' в сторо ну улицы Арктической. «Вот. лихач, — вздохнул один из инспекторов. — на такой скорости и разбиться недолго». Через несколько минут к ,нам подкатил мото циклист и сообщил, что на против девятой школы в столб врезалась машина. Когда мы подъезжали к ме сту аварии, то увидели раз битый .автомобиль «ВАЗ-' 2101 », только что проехав ший мимо нас. Из его каби ны вылезал,- прихрамывая, водитель. Им оказался Вик тор Петрович Миронов, председатель кооператива «Новь». С первых же слов стало ясно, что он нетрезв. Позднее это подтвердила и Возвращаясь из нарколо- гичёского диспансера, мы об ратили внимание» на автомо биль ГАЗ-52 с номером на заднем борту 6 0—23 ЛПМ. Он как-то неуверенно дви гался по, дороге. Пришлось остановить эту машину. За рулем грузовика — Иван Алексеевич Ситников — во дитель обкома профсоюза работников госучреждений. В,, этот день, согласно путе вому листу, он выехал из гаража в 7.30 для обслужи вания пионерского лагеря. В путевке записан и маршрут движения «по городу и об ласти», . время возвращения не указано. Да! С такой «ох- ,ранной грамотой» водитель мог бы оказаться, к приме ру,, в Ельце или в Волово. И поди, придерись — все законно. Неужели в этой ор ганизации- не знают, чем бу дет заниматься весь рабочий день шофер? А ведь 'как все просто — заполни, как .по ложено, путевку, и тогда, ви димо, не станет пьянствовать водитель и раскатывать на грузовике ночью по улицам города. И снова привычная проце дура. Инспектор ГАИ садит ся за руль грузовика, и мы едем в наркологический дис пансер. Через несколько ми нут врач подписывает акт — легкая степень алкогольно го опьянения. / К этому медицинскому уч реждению буквально через несколько минут одна за другой подъезжают патруль ные машины госавтоинспек- ции. .Привозят на освидетель ствование любителей прока титься под хмельком. В эту ночь здесь побывали А. Н. Жиронкин — водитель СМУ-56, старший инженер энергачадзора В. И. Воро- пкев, водитель ПАТП-3 А. С. Казанцев, водитель автоко лонны № 1414 С. А. Бори сов, учащийся СПТУ-10 Ви талий Колыхалэв. В два ча са ночи, был остановлен мощный КамАЗ, на двери которого эмблема А'ГЦ ПЛМК. Как пояснил его во дитель С. Н. Аникеев, он только что выпил сто грам мов водки, И это на рабо чем месте. Всего в ходе про веденных рейдов за три но чи было задержано 57 таких горе-водителей. 4 часа, утра. Дежурный УВД- сообщил, что автомо биль из Доброго задержан на трассе Орел ■— Тамбов. Рейд закончен. Уже начина ет рассветать. Все фуппы съезжаются на подведение итогов. Вот первые резуль таты. Задержано 18 хулига нов, выявлено два факта хи щения мяса, кража кирпича, краски, задержан браконьер. В. БОБЫЛКИН. М ЯЖ Д У И Д РП ДИ Д Я МИР ПРИВЕТСТВУЕТ. МИР ОДОБРЯЕТ х а н о й . Н овым этапом в развитии отношений дружбы и сотрудничества между Со ветским Союзом и Китаем назвала представитель МИД СРВ Хо Тхе Лан советско- китайскую встречу На выс шем уровне. Официальный визит Генерального секрета ря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Со вета СССР М. С. Горбаче ва в Китай, состоявшиеся переговоры между руководи- ■ телями двух государств, под черкнула она, окажут огром ное влияние на международ ную жизнь. УДАНчБАТОР. Нормали зация советско-китайских от- аошений и их выход на ка чественно новый рубеж яв ляются живым воплощением нового политического мышле ния, предложенного Советс ким Союзом, и нового меж дународного порядка, выдви нутого китайским руководст вом, заявил заместитель ми нистра иностранных дел МНР Г. Дашдава. ДЕЛИ. Коммунистичес кая партия Индии (маркси стская) в распространенном здесь заявлении подчеркну ла: КП|И;(м), всегда высту- , павшая за улучшение отно шений .между СССР и КНР, единство, международного коммунистического движе ния на основе принципов марксизма-ленинизма; с осо- бешгым удовлетворением приветствует результаты встречи на высшем уровне между М. С. Горбачевым и Дан Сяопином. Это истори ческое событие будет иметь далеко идущие последствия. ТОКИО. Министерство иностранных дел Японии приветствует подписание сов местного советско-китайско го коммюнике. «Мы рассчи тываем. — говорится в рас пространенном здесь заявле нии МИД, — что ■нормали зация отношений между ССОР и МНР, придание им устойчивого характера будут способствовать стабильности и миру в Азии». МАНИЛА. .Президент Фи липпин Корасон Акино, от вечая .на вопросы журналис тов, заявила, что ее прави тельство очень воодушевле но результатами советско-ки тайской встречи на высшем уровне. Она выразила на дежду на то. что страны азиатско - тихоокеанского региона выиграют от сбли жения между (СССР и Кита- КУАЛА-ЛУМПУР. Со ветско-китайская -встреча на высшем уровне оправдала надежды Малайзии, заявил малайзийский министр ино-, странных) дел Абу Хассан Омар в интервью корр. ТАСС. «Мы удовлетворены тем, что после почти 30-лет него периода отчуждения от ношения между двумя дер жавами вновь вступают в нормальное русло». ДАККА. Советско-китай скую- встречу в ' верхах в Пекине чприветствуют раз личные политические партии Бангладеш. «Нормализация отношений между СССР и КНР открывает новую стра ницу современной истории», указывается в заявлении секретариата ЦК Коммунис тической партии Бангладеш. КАТМАНДУ. Непал иск ренне приветствует нормали зацию. отношений .между дву мя большими соседями —- Советским Союзом и Кита ем, заявил официальный представитель непальского правительства Р. Д 1 , Виста. Нормализация отношений между двумя державами,’.не сомненно. окажет позитивное воздействие на обстановку и в Южной Азии. ПАРИЖ. Предложения СССР по демилитаризации советско-китайских рубежей и сокращение численности советских войск в этом ре гионе произведут впечатле ние на Западе, отметила те лепрограмма ТФ- 1 . ,М, С. Горбачев вновь доказал, что он не прибывает на встречи в верхах с пустыми руками, подчеркнул ведущий' прог раммы «Антенн- 2 ». МАДРад . Дни, которые переживал Пекин, были по истине историческими: Со ветский Союз и КНР цротя нули друг, другу руку друж оы, отмечает газета «Вангу ардиа». ЛОПДОН.' «ИЛлюстра цией Советским Союзом сво ей дружбы с Китаем» назы вает «Дейли телеграф» пред ложение о демилитаризации советско-китайской границы ВЕНА. 'Официальный ви ЗИТ М. С. Горбачева в Ни тай имеет историческое эна чение. Он , ознаменовал со бой нормализацию отношений между Двумя крупнейшими социалистическими страна ми,, заявил в .интервью корр. ТАОС председатель Ком партий Австрии Франц Му- ри. (ТАСС, 19 мая). К 0 Р 0 1 ^ К 0 СОЧИНЕНИЯ В.И.ЛЕНИНА В ДАНИИ КОПЕНГАГЕН. 19 мая. Корр, ТАСС Евгений Киселев пере дает: в' издательстве Компар тии Дании «Тиден» состоялось представление последнего, 16- тома-справочника жз дат ского издания собрания сочи- ий Владимира Ильича Ле- :а. Таким образом, -заверше- , большая работа по перево ду многих'ленинских работ на еще один язык- — датский. Директор издательства Бьерн Грен на церемонии подчерк нул: «Ленин- И) ленинские ра боты актуальны сейчас, как никогда. Его идеи движут пе рестройку в Советском Союзе и воодушевляют сандинистов в Никарагуа». Подготовка этого собрания является самым круп ным проектом в истороии из дательства, отметил Б. Грен, которым оно очень гордится. ИНИЦИАТИВА КОНГРЕССМЕНОВ ВАШИНГТОН, 19 мая. (ТАСС). Шесть членов конг ресса США призвали в четверг заключению американо-совет ского соглашения о запреще- прошзводства плутония и урана высокого обогащения в [ых целях, а также обра- ■ 5 ились к конгрессу с предло жением не возобновлять ра боту временно остановленных сейчас по техническим причи- американских военных промьппленных атомных реак торов до тех пор, пока адми нистрация США из-учает воз можность подписания такой до- гавореиности. Инициаторами предложения о заключении «международно го соглашения о контроле над плутонием» выступили сенато ры Эдвард Кеннеди, Тимоти ■Уэрт, Марк Хэтфилд, конгрес смены Данте Фэсёлл. ’Рон 'Уай- , Томас Ток. К настояще му моменту о поддержке это го соглашения заявили еще три сенатора и более 90 членов палаты представителей конг ресса США. В сопровождающем проект соглашения письме конгрес смена Фэссела содержится призыв к американским зако нодателям воспользоваться со нм решением о прекршце- ФАНТАСТЙЧЕСКАЯ* ОПЕРАЦИЯ НЬЮ-ЙОРК, 19 мая. (ТАСС). Фантастические операгцш по пересадке головы, описанные в романе А. Беляева «Голова профессора Доуэля», стали реальностью. Как сообпщло агентство АП, американским хирургам удалось приживить голову десятилетнему мальчи ку Тимоти Матиасу, который был ■сбит автомобилем в кон це апреля нынешнегс года. Состояние мальчика, перенес шего пятичасовую операцию сразу же после несчастного случая, позволяет врачам на деяться, что он самостоятель- сможет вернуться домой по завершении лечения. ОПАЛЬНЫЙАЯТОЛЛА Еще недавно портреты аятоллы Хосейна' Али Монтазёри встречались повсеместно. Неизменно рядом с изображением лидера Ирана имама Рухоллы Хомейни. Правда, размером они были поменьше. Но все изменилось в одночасье. Огром ные панно с изречениями аятоллы, который в ноябре 1985 г был провозглашен официальным преемником Хомейни исчез ли с тегеранских улиц. Об отставке еще не было объявлено, но на основных магистралях появились усиленные патрули исладских -революционных комитетов (особых подразделений МВД, укомплектованных наиболее фанатичными сторонника ми режима) и полиции, вооруженные ав-томатами. Тегеран переживал тревожные часы. В программе новостей диктор зачитал два письма, .рукопис ные тексты которых для пущей убедительности демонстри- рова^сь на экране. В первом Монтазери просил Хомейни освободить его от обязанностей официального преемника ли дера «по собственному желанию». Во втором Хомейни, выс казав своему ученику «безграничную привязанность», разре шил монтазери удалиться на покой. Казалось бы, обычная отставка устмшего человека, Од- н ^ о местные наблюдатели обратили внимание на некоторые обстоятельства. Из текста первого письма очевидно, что оно является ответом на послание Хомейни. которое, вполне Ве- роя'ию, содержит требование об отставке Монтазери. ИраН- СК 1 Ш лидер в своем послании подчеркивает, -» 1 то всегда был протрш избрания Монтазери своим официальным преемни- именует его ходжат-оль-эсламом, практически отнимая у Монтазери право называться аятоллой и изгоняя его из круга избранных (в Иране около 200 духовников имеют сан аятоллы). Никто ранее не ставил под сомнение титул Монта- зери. Более того, с 1983 года его иногда называли даже «ве ликим аятоллой», включая таким образом в числе 4~—5 наи более авторитетных религиозных деятелей. . Кто же этот человек, чье имя вызывает столь большой ин терес ученых, дипломатов, журналистов, политиков в разных странах мира? Какова его роль в хитросплетениях иранской политики? Как удается ему из города Кума, расположенного в ста километрах от столицы... распространять свое влия ние на весь пятидесятимиллионный Иран? Монтазери родился в 1922 г. В 1934 г. он поступает в мед ресе, а затем продолжает религиозное образование в теоло гическом цеетре г. Кума, где попадает в число любимых уче ников Хомейни. В 32 года Монтазери получает третий по зна чимости ранг в шиитском духовенстве — становится ходжат- оль-эсламом. • . В начале 60-х годов Монтазери включается в активную борьбу против шахского режима. Принимает участие в орга низации массовых демонстраций протеста против ареста Хо мейни и высылки его из страны. Монтазери нелегально вы езжает за границу для встреч с Хомейни, а по возвращении подвергается тюремнрму заключению и ссылке в отдален ные районы страны. В результате жестоких пыток в застен ках шахской охранки САВАК у нето ослаблены слух и зре ние. Бегство шаха из страны и свержение проамериканского режима застают Монтазери в тюрьме, где он отбывает оче редной срок заключения. В начале 1980 года он возвращается в Кум, где занимает ся преподавательской деятельностью в пишет статьи по про блемам шариата — исламского права. Следует отметить, что поначалу мало кто всерьез воспри< нимал Монтазери в каче.стве официального преемника Хомей ни. Посредственный оратор, нередко допускавший ошибки в иностранных именах и пугавший географические названия, он подчас вызывал у«ыбки у своих слушателей. Он был персонажем смешных историй и анекдотов, но шутки в его адрес носили исключительно доброжелательный характер. Казалось, что Монтазери уготована роль лидера, который будет «царствовать, но не управлять». Однако со временем Монтазери завоевывает все больший авторитет как трезвый и умеренный политик, поборник «гуманного исЛама», отри цающий шиитский экстремизм. Монтазери начинает делать заявления, рсе более расходя щиеся и с официальной пропагандой, и с выступлениями са мого Хомейни. В феврале этого года Монтазери во время шумных празднеств по сл'учаю десятой годовщины «ислам ской революции» выступает с резкой критикой результатов деятельности режима на международной арене. Аятолла-бунтарь также демонстрирует незаурядное муже ство, обвиняя правитедьство в полной некомпетентности, бю рократизме, коррупции, отсутствии внимания к нуждам и заботам простых граждан. Он открыто ■заявляет, что народ не получил практически ничего от революции 1979 года, хо тя и понес огромные жертвы. Более того, Монтазери призы вает к созданию в Иране «открытого общества», амнистии политическим заключенным, предоставлению(любому из 4 мил лионов иранцев-эмигрантов, покинувших страну после -рево люции, возможность вернуться на родину. Конечно, такого рода радикализм и стремительный рост популярности Монтазери беспокоили экстремистов из числа руководителей страны. Хомейни вынужден был, встретиться с группой крупных духовных авторитетов, входящих в со вет экспертов, задачей которого является выбор формы прав ления «после Хомейни». Подробности этой беседы не изве стны, но результат очевиден. — Они хотят .заставить Монтазери. замолчать, потому что он говорит то, что думаем мы, простые люди. —■с горечью посетовал в беседе со мной рабочий на бензоколонке. Итак, еще один поворот в бурной политической жизни*Йс дамской Республики Иран, переживающей сложные времена. Тегеран- - Москва. Б. ГОРИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz