Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
9 апреля 1989 г., № 84 (18 381) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ МиШ 1 ЬНИ 1 ЮБИЛЕЙ и БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ Заметки с выставки работ студентов художественно- графического факультета ЛГПИ Большой интерес липчан вызвала выставка работ сту дентов и выпускников художественно-графического фа-, культеха ЛГПИ, Представлены графика, живопись, скуль птура, декоративно-прикладное искусство... Конечно, можно было бы поступить, как всегда,—рас сказать подробнее об этой выставке, ее авторах. Но мы несколько расширим рамки обычной рецензии; десяти- летший юбилей обязывает и К своеобразному подведенйю итогов работы факультета педвуза, И в статье старшего преподавателя кафедры ИЗО ЛГПИ И. А. Прямковой- речь пойдет не только о жизни ф а -1 культета, но и о проблемах. Да, преподаватели, студен ты художественно - графи ческого факультета ЛГПИ в эти дни отмечают десятиле тие «худграфа». Не хоте лось бы по традиции прё- должать стандартно: «Огля немся назад...». Однако си туация, которая сложилась , сейчас в современной шко ле, особенно п о . эстетическо му воспитанию, не распола гает к благодушию. Будем откровенны: пока художественного образования как такового сегодня, в шко лах области нет. Удивлен ный читатель спросит; «Как же _так? Наши дети ходят, на уроки, рань ше они назывались уроками рисования, теперь — изоб разительного искусства. Ху дожественно - графический факультет уже пять лет вы пускает квалифицированный специалистов. Это — более двухсот учителей; Нет при чин . для СТОЛЬ мрачного вывода». В том-'то и дело, что есть. Пока в большинстве школ, даже областного центра, уро ки изобразительного кскусст- ва до сих пор ведут-учите- ля, не имеющие специаль ной подготовки. Те учителя, которым просто «не хватает часов» по своей специаль ности, а то и вовсе, кто придется. Несмотря на нынешние оживленные разговоры о важности эстетического вос питания юных, в школах сохраняется прочно ут вердившийся в годы за стоя культ ведущих, ос новных предметов, В списке не основных твердое место занимают музыка и изобрази тельное искусство. Пусть поймут меня правильно. Я вовсе не против математики, химии, физики, но решитель но против деления дисци плин на «главные» и , «не ’ главные»,- Ведь печальным ре зультатом этой политики яв- ляе'тся глубокое невежество выпускников школ в облас ти культуры и изобразитель ного искусства в частности. В этой ситуации повинна, разумеется, не только, шко- ^ а . В конце концов, многое зависит и от самого учи теля. Но современный учи- ' • тел ь еще и работать вы- , нужден по давно устаревшей программе образца 50-х го дов (автор В. .С. Кузин). Многие поколения школьни ков испытали на себе ее воздействие. Детская па мять отчетливо хранит бес конечно тоскливые часы ри сования унылых натюрмор-' тов. В этой программе, пред ставьте, есть даже, часы для бесед об изобразительном искусстве. Но какие? В четвертом классе, например: ниях художников жизни ра бочие и крестьян до револю ции и в советское время». Или—то же самое «изобра жение» жизни ' детей до ре волюции и в советское вре мя... За окном V нас конец ХХ-го столетия, все наше обхцество переживает слож ный и радостный процесс об новления и перестройки, а в программах никаких перемен.; А между тем новая про грамма уже существует, И уже давно прошли экспе риментальные испытания С прекрасными результатами.’ ■у истоков нового дела стоят профессиональные люди. НО вот когда эта программа придет в обычные классы, сказать трудно. Перестройка в школе пока не дошла до решения этого вопроса, хотя учителя уже давно ждут его. В ряде школ Липецка новая программа вводится сейчас тоже «в порядке эк сперимента». Мы, педагоги, приветствуем таких учите- . лей-энтузиастов. Просто-таки • рвутся работать по-новому и студенты, ведут, пробные уроки с большим удоволь ствием. Многие преподаШЕте- ли худграфа учатся сейчас в аспирантуре НИИ худо жественного воспитания, за щищают -диссертации по но вой программе и усовер- щенствованию подготовки учителей ИЗО в пединститу-. те. Остается надеяться на добрые, близкие перемены К лучшему. В какой-то степени от ражает наши успехи и проб лемы Выставка. Ее задачи несколько отличаются от других экспозиций. Прежде всего, она ставит цель по казать разноообразие подго товки будущих учителей ИЗО. Диапазон здесь до статочно велик: от тради ционного академического ри сунка, живописи, различных видов графики, акварели до совершенно необычного для таких факультетов (у нас в стране их сейчас более сорока) искусства лаковой миниатюры, как дисциплины по декоративному рисова нию. Редко встречается , и художественная обработка металла, как в ЛГПИ. Большинство работ экспо зиции, чаще - дипломных ,— побывали на Всесоюзных и республиканских выстав ках, отмечены дипломами. Привлекают внимание ра боты, выполненные из стали и доугих металлов в сочета нии- с декоративными к ам нями-самоцветами. За метный) приоритет принад лежит факультету в создании изделий с сочетанием лако вой миниатюры и металла. Тематика этих , изделий час то связана с историей Ли пецкого края. А сами из делия демонстрируют высо кий уровень мастерства. Вероятно, можно найти огрехи в тонкости и изяще стве линии в произведени ях лаковой миниатюры, но зато творчеЪкой фантазии и поиска у них не отнять. Фа культет не готовит специа листов по лаковой миниа тюре, также, как не гото вит живописцев, графиков... Однако современный учитель изобразительного искусст ва должен профессионально владеть всеми видами изоб разительной деятельности. Дипломные работы по живописи и графике чаще всего представляют собой серии Пейзажных этюдов, пор^'ретов, композиций в ин терьере, несущих какой-то объединяющий мотив, на строение. Эти работы по казывают уровень художе ственной культуры выпуск ника и его готовность к ра боте в школе. К дипломным работам, как правило, прила гается большой методичес кий материал. К сожалению рам|КИ экспозиции не позволили выставить многие очень интересные и ориги нальные методические рабо ты дипломников факультета. Кроме того, у нас в разные годы защищались дипломы, которые вообще . трудно представить в экспозиции. Например, связанные с соз данием школьного кукольно го театра—с куклами и де корациями. З а последние годы на факультете соз дано несколько работ по учебной мультипликации. Эта; совершенно новая, очень про грессивная форма работы с детьми дает прекрасные ре-, зультаты. Таким образом, на худо жественно - графическом фа- ,культете ЛГПИ ведется очень интересная ш разнообразная работа с будущими учителя ми. И среди самых послед них значительных событий следует отметить впервые проведенную прошлым ле том практику студентов вто рого курса по изучению про мысла местной народной керамики. Практика прохо дила в селах Лёнино и Д о^ рое. Студенты впервые ос ваивали навыки, прямо из рук мастеров. С увлечением трудились они под руковод ством потомственного масте ра-гончара и игрушечни ка И. Ф. Гункина, прекрас но сохраняющего в своих изделиях традиции романов ских гончаров. Секрета^ сво его дела обучал студентов и мастер добровской народной игрушки И. К. Пустовалов. Все процессы освоили они: лепку, просушивание, об жиг до покрытия глазурью. Первые работы студентов представлены на выставке. Пользуясь случаем, хоте лось бы поблагодарить ор- _ганизации, которые помогли нам провести практику в селах. Надеемся на то, ч т о , она станет традицией. Но есть V нас и свои проблемы. Это ,, прежде, все го, отсутствие хорошо обо-. рудованных, мастерских для занятий п о ’прикладному ис кусству. Даже дипломные работы студентам выполнять сложно. Нет хорошо обору дованного фонда хранения работ на кафедре ИЗО и в секции черчения. Большая, а, может быть, главная бе- дЗ факультета—его разбро санность по трем норпусам. Такое положение весьма ос ложняет учебный процесс, И все же активная твор ческая жизнь идет. На ка федрах изобразительного ис кусства и черчения, ' труда' и методики работают круж ки, которые дают возмож ность студентам расширить круг своих умений и худо жественного мастерства. 'Уже три года у нас. актийно дей ствует клуб «Разговор об искусстве», где студенты зна комятся с выдающимися яв лениями мировой художест-, венной культуры. Невозможно, конечно, в одной статье охватить все аспекты жизни факультета. Но ясно одно: десятилетие— это не только итог, это и очередной шаг к совершен ствованию подготовки буду щих учителей, призванных вести в наших школах эсте тическое воспитание. Н. ПРЯМКОВА, старший преподаватель кафедры ИЗО, искусствовед. «ЮНОСТЬ» РОДИЛАСЬВ АПРЕЛЕ. Народному цирку НЛМК*-четверть века К РАСОЧНЫЕ . афиши,», расклеенные по горо ду, звали На встреч.у. с‘ этим самобытным кол лективом. Его визитная кар^ точка, то бишь вводный текст рекламы, лаконичен: «Народный цирк «Юность» ДКиТ НЛМК. Руководители заслуженные • работники культуры РСФСР Михаил и. Валентина Титовы, балет мейстер Елена Гурова, му- зьшальный руководитель Владимир Фурсов...» И так ,. нас приглашали на представление цирка, посвя щенное В5-летию творчес кого коллектива. И оно сос тоялось. О высокрм. часто профессиональном уровне многих исполнителей «Юнос ти» не раз вели речь специа листы. Продемонстрировано это было и теперь. С блес-^ ком, что называется на од ном дыхании, проведена поч ти двухчасовая разнообраз ная программа, «Ну, что же,_ цирковая труппа есть, ее об-' ширная, програмта. — тоже. Дело, кажется," за немногим — за специальным зданием для нее... Должен-таки по лумиллионный Липецк иметь свой цирк» — пробует кое- кто иронизировать на этот счет, и право же не улавли вает при этом сути обстоя тельств. «Юности» противопоказа на амбициозность,' стремле ние к саморекламе, коллек тив вполне удовлетворяют Те довольно скромные усло вия, которые предоставлены ему в культурном цехе ме таллургов. И начиналось-то все тем памятным апрелем 1964-Г о предельно скромно. Пришел во Дворец культуры предприятия молодой соста витель поездов из железно дорожного цеха Миша'Титов и предложил: — Много у вас хороших кружков, студий... А вот цир кового нет. Непривычно вро де. А, 'можек Попробуем? — Попробовать можно. Но кто поведет? . —Да я б и повел. Выяснилось, что' М. Ти тов, тогда еще недавний вы пуокник 27-й средней шко лы, всерьез увлекается акро батикой. Выл неплохим гим настом, занимался тяжелой атлетикой. Собс,твенно, спорт подвел его к этой черте. И вот цирковые занятия. В числе первых записалась на них одна из нынешних руководителей цирка Ва лентина Титова, в то время тоже гимнастка. М. С. Титов вспоминает: — Наш с Валей успех и стал первым успехом «Юно сти». Три года отрабатывали мы с ней акробатический этюд, и в 1967-м стали лау реатами Всесоюзного фес тиваля самодеятельного творчества. Из Воронежа вер нулись окрыленными, ребя та поздравляют... Сегодня в творческой ха рактеристике «Юности», вы данной администрацией Двор ца культуры и техники НЛМК, говоритсяг «В кол лективе занимаются трудя щиеся комбината и других предприятий и организЕщий города, студенты средних и высших учебных , заве дений, учащиеся школ. При коллективе стоящее время- есть хорео-* графический и инструмен тальный ансамбли.;. В 1975 году коллективу было присвоено звание «на- родньгй». Мастерство и ар тистизм, стремление пода рить зрителям «чудное мгновение» — вот слагае мые успеха. ...«Юность» по путевке ЦК ВЛИОМ выступает на БАМе. ..^Выступления в 'Узбекис тане,, Севастополе, .Таллин- Орле, с агитпоездом «Ленин ский комсомол» по, Ярослав-' ской и Какининской областям были горячо встречены зри телями. ...Большую признательность завоевал народный цирк «Юность» у зрителей Украи ны, где коллектив принимал активное участие в проведе нии праздника, посвященно го 325-летию воссоединения Украины с Россией»,.. Наверное^ хватит' перечис лений городов и весей, где побывал цирк, поверьте, их достаточно. Со временем га строльные маршруты кол лектива пролегли и за ру беж, Липчане выступали в Англии, ГДР, Румынии, Ита лии, Чехословакии. Иазалось бы, избалована ареной «Юность». Ан, нет. Возвращаются' из зарубеж ных поездок ребята, и глядь, через неделю-другую отправ ляются уже к сверстникам в Чаплыгинскйй, Долгоруков- сий районы, выступают в различных концертных зал_ах Липецка, других городов об ласти. Видимо, в числе про чего, и за это коллективу было присвоено звание лау реата премии имени В. Ско- роходова Липецкого обкома комсомола. И скова дипломы лауреатов всесоюзного смот ра и фестивалей. 'Дружной семьей называют, в своем письме в редакцию коллектив народного цирка липчанка В. П. Борщева и другие родители, чьи дети увлечены искусством, бла годарят наставников. ...;В канун своего юбилея «Юность» получила поздрав ления от бывших питомцев —ныне профессионалов цир ковой арены. А самого ос нователя — Михаила Цтепа- новича Титова — навестила группа артистов областной филармонии, также его быв ших воспитанников. — Поздравляем, — ска зали они, — Спасибо Вам • Нам остается только при- , соединиться. < А. ИВАНОВ. НА СНИМКАХ: Ц Перед началом пред ставления состоялось чест вование коллектива. На сто лике перед руководителями цирка зажглись Двадцать пять свечей... Ц Выступления начались! Фото А. ЩУРОВА. О СТ А ЕТ СЯ С Н А М И Имя писателя 'Владислава Титова, уроженца деревни Калшрвка Добринского района, известно Не только в стране, но и за рубежом. Его повесть «Всем смертям назло...», переведена на десятки языков, стала настоль ной кйигой многих людей. Два года назад этот мужественный человек ушел из жизни, но его книги остаются с нами. Недавно в Киев ском издательстве «Раданьска письменник» вышел в свет сборник В. Титова «Грезы старого парка». Соста витель—жена и ближайший друг писателя Р. П. Титова — включила в него его рассказы. И М Е Н И СЕРГЕЯ РУД Н ЕВА Постановлением Совета Министров РСФСР Краснин- ской средней школе присвоено имя Сергея Руднева. Он учился в этой школе, а когда началась Великая Отече. ственная война, ушел добровольцем на фронт. Сражался героически, награжден орденом Отечественной войны второй степени. Пал смертью храбрдгх в боях. Сейчас в школе ведется большая. подготовительная работа к торжественному вечеру его памяти. 'Уже со стоялось несколько встреч с- одноклассниками Сергея Руднева. Собран материал и для музея Рудневц, который откроется в начале мая. КНИГИ НАЙДУТ ЧИТАТЕЛЯ Пенза, Своего читателя найдут отныне Многие книги, хра нившиеся долгие годы в запасниках Пензенского областного краеведческого музея. Его сотрудники подобрали «неходо вые» здесь издания для 55 адресатов; Посылки с редкими книгами отправились в Читу и Владивосток. Чернигов и Ар хангельск... Среди них — историко-литературные статьи на украинском языке, дореволюционные ученые записки, данные переписи населения России за 1890 год. ----------- Заметки врача -- --------- П О Р Ч А На недавно состоявшемся заседавпв коллшмв прокурату ры РСФСР отмечалось, что среди других причин роста прес тупности одной из главных является ослабление борьбы с пьянством К самогоноварением. . ...Мы встретились с Иваном в служебном кабинете следст венного изолятора. Решетки на окнах, прикрученные к по лу стол и табуретки, обитая железом дверь... Передо мной сидел молодой, еще мужчина, но сникший, с потухшим взглядом, отчето вы глядел старше своих лет. Бе седа вначале не получалась, но постепенно он разговорил- Отслужив армию, Иван вер нулся в родное село, где до последнего времени работал скотником в совхозе. Вместе с ним на ферме трудилась его жена Наталья. Работа вроде бы ладилась. Подрастал сын Вовка. Словом, все было хр- бьпия, перечеркнувшие его жизнь. Под самый Новый год с же ной стало твориться что-то не ладное: ей было страшно, бо ялась выйти из дома, каза лось, что в соседней комнате кто-то ходит, какие-то люди заглядывают в окна, в ушах 4юна». Ночью Наталья не мог ла уснуть. Свекровь, женщи на суеверная, увидев, как не вестка смотрит выключенный телевизор, всплеснула руками и запричитала: «Надо скорее ехать в Круглец к бабке Ау- керье». Мысль о врачебной помощи в голову и не прихо- Бабка Лукерья не удивилась незваным гостям. За долгие годы она привыкла, что к ней обращались по разным пово дам; «снять» навет, «выклик нуть» молоко, развести или соединить супругов, «прису шить» человека. Иван смотрел на ее «рабо ту», открыв рот. Для него все было в диковинку: что-то ва рилось и шипело в котедке, на стенах были развешены тра вы, высушенные шкуры змей. Сама бабка с сосредоточенным выражением лица что-то не разборчиво шептала тихим го лосом, опускала в воду ка мень, а затем э’гой водой умы вала Наталью. Через два дня после нашептывания и у»6лва ния жена поправилась, страх пропал, видения исчезли. Как все это объяснить? У Натальи развился психоз, на зываемый белой горячкой. По явление и развитие этого за болевания тесно связано с от равлением организма алкого лем. Человек много лет пйяй- ствует, постепенно «подготав ливая» себя к будущему пси хозу. Наконец, возникает и са мо заболевание. Во время психоза больные обычно не пьют, шя не до этого... Далее день ото дня отравление Ста новится все меньше и меньше, отравляющие вещества исчеза ют из крови, удаляются с щоз- духом из легких, обезврежи ваются в организме. На пер вый взгляд организм справля ется самостоятельно. Пере живания больных постепенно тускнеют, вызывают меньше беспокойства, а затем и вовсе изчезают. В некоторых случа ях психоз заканчивается ■ сам по себе, независимо от того, применяются ли какие-нибудь способы лечения или нашеп тывания. При повторении пси хических расстройств наруше ния в работе головного мозга могут стать более стойкими, болезнь примет другую фор му, что потребует немедленно го лечения в специализирован ной больнице. По иному воспринял случив шееся Иван. После выздоров ления На^РаАьи еще больше возросла вера в бабку. Глубо ко . запали ее слова,- что На талья заколдована через наго воренный саМогон. Сомнений у него не было. Зелье он всегда покупал у Степаниды Зотовой, проживавшей одиноко на краю села. Этот самогон нередко пи ла и Наталья. А тут еще забо лел Вовка, стал хуже есть, жа ловался на боли в животе. , На семейном совете вспомни ли, что лет пять назад во вре мя грозы на лугу молнией по разило их корову. Прошлым летом налетевший смерч раз метал во дворе стог сена. Те перь вот «порча» Натальи и ' болезнь Вовки. Все эти собы тия, не связанные между со бой и отстоящие во времени, в сознании Ивана соединились в одну цепь, один конец ко торой находился в руках Сте паниды. В этот день Иван раньше обычного ушел с рабош. На пути встретился старый зна- . комый, затащил к себе домой. Вдвоем засиделись допоздна, изрядно выпили. Запьянев, Иван направился к дому Степаниды. Она не сразу, открыла дверь на поздний' стук. «Бабка, са могон есть?» — усльппала с порога, но не успела ответить. Два ножевых удара оказались для нее смертельными. Стараясь замести следы преступления. ■Иван поджег дом. Прибежав шие соседи затушили огонь и в коридоре нашли мертвую Степаииду со связанными но гами (Иван боялся, что она оживет и расскажет о нём). Теперь он под арестом. Пе реживает, плачет. Стараясь оп равдываться тем, что был силь но пьян. Вспоминает Вовку, ферму, где с товарищами со бирался выращивать на подря де телочек... врач древнего мира — Гиппократ писал: «Пьянство — это умьппленное и самовольно вызванное су масшествие». Дело вовсе не в «порче» или в «колдовстве», а' в токсическбм влиянии алкого ля, особенно суррогатов, нервную систему. Воспаленный алкоголем мозг, нарушенная психика ставят человеческую жизнь на одну доску с бутыл кой водки или самогона, при чем нередко эта бутылка для пьяницы и алкоголика оказы- ■вается дороже. Академик Н. А. Семашко, один из организаторов совет ского здравоохранения, еще в 1928 году отмечал, что «ника кими материальными й денеж ными единицами нельзя изме рить те силы, те преступления, моральные и этические, которые алкоголь совершает в отноше нии детей, тот разврат и лад, которые пьянка вносит в жизнь и быт». Профессиональная этика не позволяет мне назвать подлин ные имена моих «героев». Од носельчане, бывшие свидетеля ми рассказанной мною исто рии, конечно же, узнают Ива на. Узнают все, кроме Степа ниды Зотовой. Имена замечательных земля ков, ' уроженцев Лхщецкого край, знаменуют целую эпоху. только в отечественной, но и мировой науке: Семенов- Тяц-Шанскнй, Лодыгин, Славя- вов, Басов... В ряду этих и других славных имен, внесших фундаментальный вклад в на уку, достойное место принад лежит академику Сергею Ал«с- сеевичу Чаплыгийу — крупней шему \ ученому-теоретику, умелому организатору на'уки и общественному деятелю, одно-, му из основоположников аэро динамики, выдающемуся мате матику и механику нашего ве ка, первому среди советских ученых Герою Социалистичес кого Груда. Родился с. А. Чаплыгин в Раненбурге Рязанской губернии, ныне Город Чаплыгин. В цер ковной книге Гроицкого собора за 1869 год сохранилась за пись: «Купеческий сын Алек сей Тимофеев Чаплыгин и за конная супруга его Анна Пет ровна, оба православного ве- роисповедования, у них сын Сергей рожден 24 (5 апреля— А. Я.), (крещен 26 марта. Вос приемниками были...». А Дом, где он родился, боль шой, двухэтажный, каменный, построенный еще его дедом, стоит до сих пор. В нем разме щен Чаплыгинский; сёльскохо- зяйствегшый техникум. Всего лишь четыре года пожил здесь Сережа Чаплыгин. В двухлет нем возрасте лишился он отца. И мать, вторично выйдя за муж, увезла его в 1873 году к отчиму в Воронеж. Рос он трудолюбивым, ис полнительным. Отличался не гго годам серьезностью и сообра зительностью. 'Учился легко и охотно, обладал прекрасной памятью. В 1886 году он с зо лотой медалью окончил Воро нежскую казенную гимггазиюи поступил на физико-математиче ский факультет Московского университета. Его учителем стал «отец русской авиагщи» Н. Е. Жуковский. По ходатайству Жуковского ЧаплЬггин был ос тавлен при университете для подготовки К профессорскому званию. За сочинение «О дви жении твердого тела в жидкос ти» он был удостоен спмщаль- ной премии. В эти годьг Чап лыгин с головой уходит в ра боту. Приват-доцент в универ ситете преподает прикладную математику, в Московском учи лище ордена святой Екатерины или Екатерининском институте — физику, в ' Константинов- ском межевом институте — высшую математику... Он ор ганизатор и директор Высших женских курсов. Участвует, в работе-Общества любителей ес тествознания, математическом. Уже в кошщ 1890-х годов заговорили, что в России по явился новый выдающийся ма тематик и механик. Исследова ния Чагглыгина по приближен ному интегрированию диффе ренциальных уравнений при надлежат к крупным достиже- И ДКДДЕМИК, И ГЕРОЙ со дня рождения. С. А. Чаплыгина. ниям мировой математической мысли, и в науке они извест ны под названием «метод Ча плыгина», «неравенство Чаплы гина». Его научные интересы в этот период были направле ны на решение задач теорети ческой механики. Наш земляк в ряде своих научшлх трудов окончательно разработал ос новные принципы аэродинами ки, решил ряд едожных задач аэромеханики и авиации. И ему, как никому другому, удалось научные идеи .вопло тить на практике, особенно по-. еле Октябрьской революции Ее Чаплыгин принял без коле бания. Уже в первые месяцы Высшие женские курсы, где он был директором, преобра зовывает во 2-й Московский университет, который и воз главляет. Талантливый ученый участвует в работе различных научных убеждений, комис сий, а в кокце 1918 года Н. Е. Жуковский приглашает его к организации Центрального аэро- гидродинамического института (ЦАГИ). В 1921 году, после смерти Н. Е, Жуковского, Чап лыгин избирается председате лем коллегии, а с 1928 года^ диргектором ЦАГИ. В последу ющие годы он возглавлял на учную жизнь института и ру ководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабора торий ЦАГИ. За проведение ис следовательских работ по теории аэроплана Чаплыгин стал лау реатом премии имени Н. Е. Жуковского, в 1926 году имя Чаплыгина присваивается новой аэродинамической лаборатории института. В эти годы он на значается консультантом стро ительства Днепрогэса. ^ В 1929 году избирается дей ствительным членом Академии наук СССР. Его ученики П. Л. Капица,' М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев отмечали, что С, А, Чаплыгин принадлежал к тако му типу ученых, научный авторитет которых отличается сочетанием огромного таланта с глубокой человечностью и высочайшей порядочностью. Под его руководством в ре зультате экспериментальных и теоретических исследований удалось найти более совершен ные формы самолетов, соста вивших основу вооружения ВВС в годы войны. В 1927 году за успешное завершение ис пытаний самолета АНТ-4 Чап лыгин награждается орденом Трудового Красного Знамени. Теоретическое наследие уче ного считается классическим и составляет украшение русской математической литературы. Не- ' даром еще при жизни, в 1931 году в честь 40-летия его на-, учной деятельности, Академия наук СССР постановила из дать полное собрание сочине ний С. А. Чыплыгина. А через два года за организацию науч но-исследовательских работ в области аэрогидродинами ки, создание и введе ние в серийное производство новых типов самолетов ученый награждается орденом Ленина. В, феврале 1941 года Чаплы гин становится первым среди ученых Героем Социалистичес кого Труда, Его Звеада Героя под № 12. Когда началась Великая Оте чественная война, было при нято решение о частичном пе ребазировании ЦАГИ на вос ток для организации филйала ЦАГИ в Новосибирске. К осени 1941 года ученый с семьей пе реехал в Новосибирск, где воз главил строительство научно- исследовательского институ та, впоследствии — Академго родка ■Сибирского отделений АН СССР, и он по праву счи тается первым соадателем на учного центра Сибири. Умер С. А. Чаплыгин 8 ок тября ■1942 года от,кровоизлия ния в мозг. Похоронен на тер ритории Академгородка. В стране было немало сдела но для увековечения памяти крупнейшего ученого. За рабо- 'ты по теоретически^ исследо ваниям в области механики учреждена премия имени С. А. Чаплыгина. В Москве, на тер- , риторий ЦАГИ, Чаплыгину ус тановлен памятник, а на ули це его имени открыт мемори альный музей-квартира. 30 ав густа 1948 года Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР Раненбург переименован в город Чаплыгин. На карте обратной стороны Луны име нем Чаплыгина назван кратер. В 1988 году, в области при нята программа по увековече нию памяти наших замеча тельных земляков. Думается, уместно в этой связц высказать предложение: соорудить к 125-летнему юбилею С. А. Ча плыгина на его родине брон зовый, бюст. Как никто дру гой, он заслужил такую честь. А. ЯБЛОНСКИЙ, член Союза журналистов СССР,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz