Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

9 апреля 1989 г., № 84 (18 381) Л Е НИНСКО Е ЗНАМЯ МиШ 1 ЬНИ 1 ЮБИЛЕЙ и БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ Заметки с выставки работ студентов художественно- графического факультета ЛГПИ Большой интерес липчан вызвала выставка работ сту­ дентов и выпускников художественно-графического фа-, культеха ЛГПИ, Представлены графика, живопись, скуль­ птура, декоративно-прикладное искусство... Конечно, можно было бы поступить, как всегда,—рас­ сказать подробнее об этой выставке, ее авторах. Но мы несколько расширим рамки обычной рецензии; десяти- летший юбилей обязывает и К своеобразному подведенйю итогов работы факультета педвуза, И в статье старшего преподавателя кафедры ИЗО ЛГПИ И. А. Прямковой- речь пойдет не только о жизни ф а -1 культета, но и о проблемах. Да, преподаватели, студен­ ты художественно - графи­ ческого факультета ЛГПИ в эти дни отмечают десятиле­ тие «худграфа». Не хоте­ лось бы по традиции прё- должать стандартно: «Огля­ немся назад...». Однако си­ туация, которая сложилась , сейчас в современной шко­ ле, особенно п о . эстетическо­ му воспитанию, не распола­ гает к благодушию. Будем откровенны: пока художественного образования как такового сегодня, в шко­ лах области нет. Удивлен­ ный читатель спросит; «Как же _так? Наши дети ходят, на уроки, рань­ ше они назывались уроками рисования, теперь — изоб­ разительного искусства. Ху­ дожественно - графический факультет уже пять лет вы­ пускает квалифицированный специалистов. Это — более двухсот учителей; Нет при­ чин . для СТОЛЬ мрачного вывода». В том-'то и дело, что есть. Пока в большинстве школ, даже областного центра, уро­ ки изобразительного кскусст- ва до сих пор ведут-учите- ля, не имеющие специаль­ ной подготовки. Те учителя, которым просто «не хватает часов» по своей специаль­ ности, а то и вовсе, кто придется. Несмотря на нынешние оживленные разговоры о важности эстетического вос­ питания юных, в школах сохраняется прочно ут­ вердившийся в годы за­ стоя культ ведущих, ос­ новных предметов, В списке не основных твердое место занимают музыка и изобрази­ тельное искусство. Пусть поймут меня правильно. Я вовсе не против математики, химии, физики, но решитель­ но против деления дисци­ плин на «главные» и , «не ’ главные»,- Ведь печальным ре­ зультатом этой политики яв- ляе'тся глубокое невежество выпускников школ в облас­ ти культуры и изобразитель­ ного искусства в частности. В этой ситуации повинна, разумеется, не только, шко- ^ а . В конце концов, многое зависит и от самого учи­ теля. Но современный учи- ' • тел ь еще и работать вы- , нужден по давно устаревшей программе образца 50-х го­ дов (автор В. .С. Кузин). Многие поколения школьни­ ков испытали на себе ее воздействие. Детская па­ мять отчетливо хранит бес­ конечно тоскливые часы ри­ сования унылых натюрмор-' тов. В этой программе, пред­ ставьте, есть даже, часы для бесед об изобразительном искусстве. Но какие? В четвертом классе, например: ниях художников жизни ра­ бочие и крестьян до револю­ ции и в советское время». Или—то же самое «изобра­ жение» жизни ' детей до ре­ волюции и в советское вре­ мя... За окном V нас конец ХХ-го столетия, все наше обхцество переживает слож­ ный и радостный процесс об­ новления и перестройки, а в программах никаких перемен.; А между тем новая про­ грамма уже существует, И уже давно прошли экспе­ риментальные испытания С прекрасными результатами.’ ■у истоков нового дела стоят профессиональные люди. НО вот когда эта программа придет в обычные классы, сказать трудно. Перестройка в школе пока не дошла до решения этого вопроса, хотя учителя уже давно ждут его. В ряде школ Липецка новая программа вводится сейчас тоже «в порядке эк­ сперимента». Мы, педагоги, приветствуем таких учите- . лей-энтузиастов. Просто-таки • рвутся работать по-новому и студенты, ведут, пробные уроки с большим удоволь­ ствием. Многие преподаШЕте- ли худграфа учатся сейчас в аспирантуре НИИ худо­ жественного воспитания, за­ щищают -диссертации по но­ вой программе и усовер- щенствованию подготовки учителей ИЗО в пединститу-. те. Остается надеяться на добрые, близкие перемены К лучшему. В какой-то степени от­ ражает наши успехи и проб­ лемы Выставка. Ее задачи несколько отличаются от других экспозиций. Прежде всего, она ставит цель по­ казать разноообразие подго­ товки будущих учителей ИЗО. Диапазон здесь до­ статочно велик: от тради­ ционного академического ри­ сунка, живописи, различных видов графики, акварели до совершенно необычного для таких факультетов (у нас в стране их сейчас более сорока) искусства лаковой миниатюры, как дисциплины по декоративному рисова­ нию. Редко встречается , и художественная обработка металла, как в ЛГПИ. Большинство работ экспо­ зиции, чаще - дипломных ,— побывали на Всесоюзных и республиканских выстав­ ках, отмечены дипломами. Привлекают внимание ра­ боты, выполненные из стали и доугих металлов в сочета­ нии- с декоративными к ам ­ нями-самоцветами. За­ метный) приоритет принад­ лежит факультету в создании изделий с сочетанием лако­ вой миниатюры и металла. Тематика этих , изделий час­ то связана с историей Ли­ пецкого края. А сами из­ делия демонстрируют высо­ кий уровень мастерства. Вероятно, можно найти огрехи в тонкости и изяще­ стве линии в произведени­ ях лаковой миниатюры, но зато творчеЪкой фантазии и поиска у них не отнять. Фа­ культет не готовит специа­ листов по лаковой миниа­ тюре, также, как не гото­ вит живописцев, графиков... Однако современный учитель изобразительного искусст­ ва должен профессионально владеть всеми видами изоб­ разительной деятельности. Дипломные работы по живописи и графике чаще всего представляют собой серии Пейзажных этюдов, пор^'ретов, композиций в ин­ терьере, несущих какой-то объединяющий мотив, на­ строение. Эти работы по­ казывают уровень художе­ ственной культуры выпуск­ ника и его готовность к ра­ боте в школе. К дипломным работам, как правило, прила­ гается большой методичес­ кий материал. К сожалению рам|КИ экспозиции не позволили выставить многие очень интересные и ориги­ нальные методические рабо­ ты дипломников факультета. Кроме того, у нас в разные годы защищались дипломы, которые вообще . трудно представить в экспозиции. Например, связанные с соз­ данием школьного кукольно­ го театра—с куклами и де­ корациями. З а последние годы на факультете соз­ дано несколько работ по учебной мультипликации. Эта; совершенно новая, очень про­ грессивная форма работы с детьми дает прекрасные ре-, зультаты. Таким образом, на худо­ жественно - графическом фа- ,культете ЛГПИ ведется очень интересная ш разнообразная работа с будущими учителя­ ми. И среди самых послед­ них значительных событий следует отметить впервые проведенную прошлым ле­ том практику студентов вто­ рого курса по изучению про­ мысла местной народной керамики. Практика прохо­ дила в селах Лёнино и Д о^ рое. Студенты впервые ос­ ваивали навыки, прямо из рук мастеров. С увлечением трудились они под руковод­ ством потомственного масте­ ра-гончара и игрушечни­ ка И. Ф. Гункина, прекрас­ но сохраняющего в своих изделиях традиции романов­ ских гончаров. Секрета^ сво­ его дела обучал студентов и мастер добровской народной игрушки И. К. Пустовалов. Все процессы освоили они: лепку, просушивание, об­ жиг до покрытия глазурью. Первые работы студентов представлены на выставке. Пользуясь случаем, хоте­ лось бы поблагодарить ор- _ганизации, которые помогли нам провести практику в селах. Надеемся на то, ч т о , она станет традицией. Но есть V нас и свои проблемы. Это ,, прежде, все­ го, отсутствие хорошо обо-. рудованных, мастерских для занятий п о ’прикладному ис­ кусству. Даже дипломные работы студентам выполнять сложно. Нет хорошо обору­ дованного фонда хранения работ на кафедре ИЗО и в секции черчения. Большая, а, может быть, главная бе- дЗ факультета—его разбро­ санность по трем норпусам. Такое положение весьма ос­ ложняет учебный процесс, И все же активная твор­ ческая жизнь идет. На ка­ федрах изобразительного ис­ кусства и черчения, ' труда' и методики работают круж­ ки, которые дают возмож­ ность студентам расширить круг своих умений и худо­ жественного мастерства. 'Уже три года у нас. актийно дей­ ствует клуб «Разговор об искусстве», где студенты зна­ комятся с выдающимися яв­ лениями мировой художест-, венной культуры. Невозможно, конечно, в одной статье охватить все аспекты жизни факультета. Но ясно одно: десятилетие— это не только итог, это и очередной шаг к совершен­ ствованию подготовки буду­ щих учителей, призванных вести в наших школах эсте­ тическое воспитание. Н. ПРЯМКОВА, старший преподаватель кафедры ИЗО, искусствовед. «ЮНОСТЬ» РОДИЛАСЬВ АПРЕЛЕ. Народному цирку НЛМК*-четверть века К РАСОЧНЫЕ . афиши,», расклеенные по горо­ ду, звали На встреч.у. с‘ этим самобытным кол­ лективом. Его визитная кар^ точка, то бишь вводный текст рекламы, лаконичен: «Народный цирк «Юность» ДКиТ НЛМК. Руководители заслуженные • работники культуры РСФСР Михаил и. Валентина Титовы, балет­ мейстер Елена Гурова, му- зьшальный руководитель Владимир Фурсов...» И так ,. нас приглашали на представление цирка, посвя­ щенное В5-летию творчес­ кого коллектива. И оно сос­ тоялось. О высокрм. часто профессиональном уровне многих исполнителей «Юнос­ ти» не раз вели речь специа­ листы. Продемонстрировано это было и теперь. С блес-^ ком, что называется на од­ ном дыхании, проведена поч­ ти двухчасовая разнообраз­ ная программа, «Ну, что же,_ цирковая труппа есть, ее об-' ширная, програмта. — тоже. Дело, кажется," за немногим — за специальным зданием для нее... Должен-таки по­ лумиллионный Липецк иметь свой цирк» — пробует кое- кто иронизировать на этот счет, и право же не улавли­ вает при этом сути обстоя­ тельств. «Юности» противопоказа­ на амбициозность,' стремле­ ние к саморекламе, коллек­ тив вполне удовлетворяют Те довольно скромные усло­ вия, которые предоставлены ему в культурном цехе ме­ таллургов. И начиналось-то все тем памятным апрелем 1964-Г о предельно скромно. Пришел во Дворец культуры предприятия молодой соста­ витель поездов из железно­ дорожного цеха Миша'Титов и предложил: — Много у вас хороших кружков, студий... А вот цир­ кового нет. Непривычно вро­ де. А, 'можек Попробуем? — Попробовать можно. Но кто поведет? . —Да я б и повел. Выяснилось, что' М. Ти тов, тогда еще недавний вы пуокник 27-й средней шко лы, всерьез увлекается акро батикой. Выл неплохим гим­ настом, занимался тяжелой атлетикой. Собс,твенно, спорт подвел его к этой черте. И вот цирковые занятия. В числе первых записалась на них одна из нынешних руководителей цирка Ва­ лентина Титова, в то время тоже гимнастка. М. С. Титов вспоминает: — Наш с Валей успех и стал первым успехом «Юно­ сти». Три года отрабатывали мы с ней акробатический этюд, и в 1967-м стали лау­ реатами Всесоюзного фес­ тиваля самодеятельного творчества. Из Воронежа вер­ нулись окрыленными, ребя­ та поздравляют... Сегодня в творческой ха­ рактеристике «Юности», вы­ данной администрацией Двор­ ца культуры и техники НЛМК, говоритсяг «В кол­ лективе занимаются трудя­ щиеся комбината и других предприятий и организЕщий города, студенты средних и высших учебных , заве­ дений, учащиеся школ. При коллективе стоящее время- есть хорео-* графический и инструмен­ тальный ансамбли.;. В 1975 году коллективу было присвоено звание «на- родньгй». Мастерство и ар­ тистизм, стремление пода­ рить зрителям «чудное мгновение» — вот слагае­ мые успеха. ...«Юность» по путевке ЦК ВЛИОМ выступает на БАМе. ..^Выступления в 'Узбекис­ тане,, Севастополе, .Таллин- Орле, с агитпоездом «Ленин­ ский комсомол» по, Ярослав-' ской и Какининской областям были горячо встречены зри­ телями. ...Большую признательность завоевал народный цирк «Юность» у зрителей Украи­ ны, где коллектив принимал активное участие в проведе­ нии праздника, посвященно­ го 325-летию воссоединения Украины с Россией»,.. Наверное^ хватит' перечис­ лений городов и весей, где побывал цирк, поверьте, их достаточно. Со временем га­ строльные маршруты кол­ лектива пролегли и за ру­ беж, Липчане выступали в Англии, ГДР, Румынии, Ита­ лии, Чехословакии. Иазалось бы, избалована ареной «Юность». Ан, нет. Возвращаются' из зарубеж­ ных поездок ребята, и глядь, через неделю-другую отправ­ ляются уже к сверстникам в Чаплыгинскйй, Долгоруков- сий районы, выступают в различных концертных зал_ах Липецка, других городов об­ ласти. Видимо, в числе про­ чего, и за это коллективу было присвоено звание лау­ реата премии имени В. Ско- роходова Липецкого обкома комсомола. И скова дипломы лауреатов всесоюзного смот­ ра и фестивалей. 'Дружной семьей называют, в своем письме в редакцию коллектив народного цирка липчанка В. П. Борщева и другие родители, чьи дети увлечены искусством, бла­ годарят наставников. ...;В канун своего юбилея «Юность» получила поздрав­ ления от бывших питомцев —ныне профессионалов цир­ ковой арены. А самого ос­ нователя — Михаила Цтепа- новича Титова — навестила группа артистов областной филармонии, также его быв­ ших воспитанников. — Поздравляем, — ска­ зали они, — Спасибо Вам • Нам остается только при- , соединиться. < А. ИВАНОВ. НА СНИМКАХ: Ц Перед началом пред­ ставления состоялось чест­ вование коллектива. На сто­ лике перед руководителями цирка зажглись Двадцать пять свечей... Ц Выступления начались! Фото А. ЩУРОВА. О СТ А ЕТ СЯ С Н А М И Имя писателя 'Владислава Титова, уроженца деревни Калшрвка Добринского района, известно Не только в стране, но и за рубежом. Его повесть «Всем смертям назло...», переведена на десятки языков, стала настоль­ ной кйигой многих людей. Два года назад этот мужественный человек ушел из жизни, но его книги остаются с нами. Недавно в Киев­ ском издательстве «Раданьска письменник» вышел в свет сборник В. Титова «Грезы старого парка». Соста­ витель—жена и ближайший друг писателя Р. П. Титова — включила в него его рассказы. И М Е Н И СЕРГЕЯ РУД Н ЕВА Постановлением Совета Министров РСФСР Краснин- ской средней школе присвоено имя Сергея Руднева. Он учился в этой школе, а когда началась Великая Отече. ственная война, ушел добровольцем на фронт. Сражался героически, награжден орденом Отечественной войны второй степени. Пал смертью храбрдгх в боях. Сейчас в школе ведется большая. подготовительная работа к торжественному вечеру его памяти. 'Уже со­ стоялось несколько встреч с- одноклассниками Сергея Руднева. Собран материал и для музея Рудневц, который откроется в начале мая. КНИГИ НАЙДУТ ЧИТАТЕЛЯ Пенза, Своего читателя найдут отныне Многие книги, хра­ нившиеся долгие годы в запасниках Пензенского областного краеведческого музея. Его сотрудники подобрали «неходо­ вые» здесь издания для 55 адресатов; Посылки с редкими книгами отправились в Читу и Владивосток. Чернигов и Ар­ хангельск... Среди них — историко-литературные статьи на украинском языке, дореволюционные ученые записки, данные переписи населения России за 1890 год. ----------- Заметки врача -- --------- П О Р Ч А На недавно состоявшемся заседавпв коллшмв прокурату­ ры РСФСР отмечалось, что среди других причин роста прес­ тупности одной из главных является ослабление борьбы с пьянством К самогоноварением. . ...Мы встретились с Иваном в служебном кабинете следст­ венного изолятора. Решетки на окнах, прикрученные к по­ лу стол и табуретки, обитая железом дверь... Передо мной сидел молодой, еще мужчина, но сникший, с потухшим взглядом, отчето вы­ глядел старше своих лет. Бе­ седа вначале не получалась, но постепенно он разговорил- Отслужив армию, Иван вер­ нулся в родное село, где до последнего времени работал скотником в совхозе. Вместе с ним на ферме трудилась его жена Наталья. Работа вроде бы ладилась. Подрастал сын Вовка. Словом, все было хр- бьпия, перечеркнувшие его жизнь. Под самый Новый год с же­ ной стало твориться что-то не­ ладное: ей было страшно, бо­ ялась выйти из дома, каза­ лось, что в соседней комнате кто-то ходит, какие-то люди заглядывают в окна, в ушах 4юна». Ночью Наталья не мог­ ла уснуть. Свекровь, женщи­ на суеверная, увидев, как не­ вестка смотрит выключенный телевизор, всплеснула руками и запричитала: «Надо скорее ехать в Круглец к бабке Ау- керье». Мысль о врачебной помощи в голову и не прихо- Бабка Лукерья не удивилась незваным гостям. За долгие годы она привыкла, что к ней обращались по разным пово­ дам; «снять» навет, «выклик­ нуть» молоко, развести или соединить супругов, «прису­ шить» человека. Иван смотрел на ее «рабо­ ту», открыв рот. Для него все было в диковинку: что-то ва­ рилось и шипело в котедке, на стенах были развешены тра­ вы, высушенные шкуры змей. Сама бабка с сосредоточенным выражением лица что-то не­ разборчиво шептала тихим го­ лосом, опускала в воду ка­ мень, а затем э’гой водой умы­ вала Наталью. Через два дня после нашептывания и у»6лва ния жена поправилась, страх пропал, видения исчезли. Как все это объяснить? У Натальи развился психоз, на­ зываемый белой горячкой. По­ явление и развитие этого за­ болевания тесно связано с от­ равлением организма алкого­ лем. Человек много лет пйяй- ствует, постепенно «подготав­ ливая» себя к будущему пси­ хозу. Наконец, возникает и са­ мо заболевание. Во время психоза больные обычно не пьют, шя не до этого... Далее день ото дня отравление Ста­ новится все меньше и меньше, отравляющие вещества исчеза­ ют из крови, удаляются с щоз- духом из легких, обезврежи­ ваются в организме. На пер­ вый взгляд организм справля­ ется самостоятельно. Пере­ живания больных постепенно тускнеют, вызывают меньше беспокойства, а затем и вовсе изчезают. В некоторых случа­ ях психоз заканчивается ■ сам по себе, независимо от того, применяются ли какие-нибудь способы лечения или нашеп­ тывания. При повторении пси­ хических расстройств наруше­ ния в работе головного мозга могут стать более стойкими, болезнь примет другую фор­ му, что потребует немедленно­ го лечения в специализирован­ ной больнице. По иному воспринял случив­ шееся Иван. После выздоров­ ления На^РаАьи еще больше возросла вера в бабку. Глубо­ ко . запали ее слова,- что На­ талья заколдована через наго­ воренный саМогон. Сомнений у него не было. Зелье он всегда покупал у Степаниды Зотовой, проживавшей одиноко на краю села. Этот самогон нередко пи­ ла и Наталья. А тут еще забо­ лел Вовка, стал хуже есть, жа­ ловался на боли в животе. , На семейном совете вспомни­ ли, что лет пять назад во вре­ мя грозы на лугу молнией по­ разило их корову. Прошлым летом налетевший смерч раз­ метал во дворе стог сена. Те­ перь вот «порча» Натальи и ' болезнь Вовки. Все эти собы­ тия, не связанные между со­ бой и отстоящие во времени, в сознании Ивана соединились в одну цепь, один конец ко­ торой находился в руках Сте­ паниды. В этот день Иван раньше обычного ушел с рабош. На пути встретился старый зна- . комый, затащил к себе домой. Вдвоем засиделись допоздна, изрядно выпили. Запьянев, Иван направился к дому Степаниды. Она не сразу, открыла дверь на поздний' стук. «Бабка, са­ могон есть?» — усльппала с порога, но не успела ответить. Два ножевых удара оказались для нее смертельными. Стараясь замести следы преступления. ■Иван поджег дом. Прибежав­ шие соседи затушили огонь и в коридоре нашли мертвую Степаииду со связанными но­ гами (Иван боялся, что она оживет и расскажет о нём). Теперь он под арестом. Пе­ реживает, плачет. Стараясь оп­ равдываться тем, что был силь­ но пьян. Вспоминает Вовку, ферму, где с товарищами со­ бирался выращивать на подря­ де телочек... врач древнего мира — Гиппократ писал: «Пьянство — это умьппленное и самовольно вызванное су­ масшествие». Дело вовсе не в «порче» или в «колдовстве», а' в токсическбм влиянии алкого­ ля, особенно суррогатов, нервную систему. Воспаленный алкоголем мозг, нарушенная психика ставят человеческую жизнь на одну доску с бутыл­ кой водки или самогона, при­ чем нередко эта бутылка для пьяницы и алкоголика оказы- ■вается дороже. Академик Н. А. Семашко, один из организаторов совет­ ского здравоохранения, еще в 1928 году отмечал, что «ника­ кими материальными й денеж­ ными единицами нельзя изме­ рить те силы, те преступления, моральные и этические, которые алкоголь совершает в отноше­ нии детей, тот разврат и лад, которые пьянка вносит в жизнь и быт». Профессиональная этика не позволяет мне назвать подлин­ ные имена моих «героев». Од­ носельчане, бывшие свидетеля­ ми рассказанной мною исто­ рии, конечно же, узнают Ива­ на. Узнают все, кроме Степа­ ниды Зотовой. Имена замечательных земля­ ков, ' уроженцев Лхщецкого край, знаменуют целую эпоху. только в отечественной, но и мировой науке: Семенов- Тяц-Шанскнй, Лодыгин, Славя- вов, Басов... В ряду этих и других славных имен, внесших фундаментальный вклад в на­ уку, достойное место принад­ лежит академику Сергею Ал«с- сеевичу Чаплыгийу — крупней­ шему \ ученому-теоретику, умелому организатору на'уки и общественному деятелю, одно-, му из основоположников аэро­ динамики, выдающемуся мате­ матику и механику нашего ве­ ка, первому среди советских ученых Герою Социалистичес­ кого Груда. Родился с. А. Чаплыгин в Раненбурге Рязанской губернии, ныне Город Чаплыгин. В цер­ ковной книге Гроицкого собора за 1869 год сохранилась за­ пись: «Купеческий сын Алек­ сей Тимофеев Чаплыгин и за­ конная супруга его Анна Пет­ ровна, оба православного ве- роисповедования, у них сын Сергей рожден 24 (5 апреля— А. Я.), (крещен 26 марта. Вос­ приемниками были...». А Дом, где он родился, боль­ шой, двухэтажный, каменный, построенный еще его дедом, стоит до сих пор. В нем разме­ щен Чаплыгинский; сёльскохо- зяйствегшый техникум. Всего лишь четыре года пожил здесь Сережа Чаплыгин. В двухлет­ нем возрасте лишился он отца. И мать, вторично выйдя за­ муж, увезла его в 1873 году к отчиму в Воронеж. Рос он трудолюбивым, ис­ полнительным. Отличался не гго годам серьезностью и сообра­ зительностью. 'Учился легко и охотно, обладал прекрасной памятью. В 1886 году он с зо­ лотой медалью окончил Воро­ нежскую казенную гимггазиюи поступил на физико-математиче­ ский факультет Московского университета. Его учителем стал «отец русской авиагщи» Н. Е. Жуковский. По ходатайству Жуковского ЧаплЬггин был ос­ тавлен при университете для подготовки К профессорскому званию. За сочинение «О дви­ жении твердого тела в жидкос­ ти» он был удостоен спмщаль- ной премии. В эти годьг Чап­ лыгин с головой уходит в ра­ боту. Приват-доцент в универ­ ситете преподает прикладную математику, в Московском учи­ лище ордена святой Екатерины или Екатерининском институте — физику, в ' Константинов- ском межевом институте — высшую математику... Он ор­ ганизатор и директор Высших женских курсов. Участвует, в работе-Общества любителей ес­ тествознания, математическом. Уже в кошщ 1890-х годов заговорили, что в России по­ явился новый выдающийся ма­ тематик и механик. Исследова­ ния Чагглыгина по приближен­ ному интегрированию диффе­ ренциальных уравнений при­ надлежат к крупным достиже- И ДКДДЕМИК, И ГЕРОЙ со дня рождения. С. А. Чаплыгина. ниям мировой математической мысли, и в науке они извест­ ны под названием «метод Ча­ плыгина», «неравенство Чаплы­ гина». Его научные интересы в этот период были направле­ ны на решение задач теорети­ ческой механики. Наш земляк в ряде своих научшлх трудов окончательно разработал ос­ новные принципы аэродинами­ ки, решил ряд едожных задач аэромеханики и авиации. И ему, как никому другому, удалось научные идеи .вопло­ тить на практике, особенно по-. еле Октябрьской революции Ее Чаплыгин принял без коле­ бания. Уже в первые месяцы Высшие женские курсы, где он был директором, преобра­ зовывает во 2-й Московский университет, который и воз­ главляет. Талантливый ученый участвует в работе различных научных убеждений, комис­ сий, а в кокце 1918 года Н. Е. Жуковский приглашает его к организации Центрального аэро- гидродинамического института (ЦАГИ). В 1921 году, после смерти Н. Е, Жуковского, Чап­ лыгин избирается председате­ лем коллегии, а с 1928 года^ диргектором ЦАГИ. В последу­ ющие годы он возглавлял на­ учную жизнь института и ру­ ководил созданием крупнейших аэрогидродинамических лабора торий ЦАГИ. За проведение ис­ следовательских работ по теории аэроплана Чаплыгин стал лау­ реатом премии имени Н. Е. Жуковского, в 1926 году имя Чаплыгина присваивается новой аэродинамической лаборатории института. В эти годы он на­ значается консультантом стро­ ительства Днепрогэса. ^ В 1929 году избирается дей­ ствительным членом Академии наук СССР. Его ученики П. Л. Капица,' М. В. Келдыш, М. А. Лаврентьев отмечали, что С, А, Чаплыгин принадлежал к тако­ му типу ученых, научный авторитет которых отличается сочетанием огромного таланта с глубокой человечностью и высочайшей порядочностью. Под его руководством в ре­ зультате экспериментальных и теоретических исследований удалось найти более совершен­ ные формы самолетов, соста­ вивших основу вооружения ВВС в годы войны. В 1927 году за успешное завершение ис­ пытаний самолета АНТ-4 Чап­ лыгин награждается орденом Трудового Красного Знамени. Теоретическое наследие уче­ ного считается классическим и составляет украшение русской математической литературы. Не- ' даром еще при жизни, в 1931 году в честь 40-летия его на-, учной деятельности, Академия наук СССР постановила из­ дать полное собрание сочине­ ний С. А. Чыплыгина. А через два года за организацию науч­ но-исследовательских работ в области аэрогидродинами­ ки, создание и введе­ ние в серийное производство новых типов самолетов ученый награждается орденом Ленина. В, феврале 1941 года Чаплы­ гин становится первым среди ученых Героем Социалистичес­ кого Труда, Его Звеада Героя под № 12. Когда началась Великая Оте­ чественная война, было при­ нято решение о частичном пе­ ребазировании ЦАГИ на вос­ ток для организации филйала ЦАГИ в Новосибирске. К осени 1941 года ученый с семьей пе­ реехал в Новосибирск, где воз­ главил строительство научно- исследовательского институ­ та, впоследствии — Академго­ родка ■Сибирского отделений АН СССР, и он по праву счи­ тается первым соадателем на­ учного центра Сибири. Умер С. А. Чаплыгин 8 ок­ тября ■1942 года от,кровоизлия­ ния в мозг. Похоронен на тер­ ритории Академгородка. В стране было немало сдела­ но для увековечения памяти крупнейшего ученого. За рабо- 'ты по теоретически^ исследо­ ваниям в области механики учреждена премия имени С. А. Чаплыгина. В Москве, на тер- , риторий ЦАГИ, Чаплыгину ус­ тановлен памятник, а на ули­ це его имени открыт мемори­ альный музей-квартира. 30 ав­ густа 1948 года Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР Раненбург переименован в город Чаплыгин. На карте обратной стороны Луны име­ нем Чаплыгина назван кратер. В 1988 году, в области при­ нята программа по увековече­ нию памяти наших замеча­ тельных земляков. Думается, уместно в этой связц высказать предложение: соорудить к 125-летнему юбилею С. А. Ча­ плыгина на его родине брон­ зовый, бюст. Как никто дру­ гой, он заслужил такую честь. А. ЯБЛОНСКИЙ, член Союза журналистов СССР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz