Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)
т, Иарта }1989 г., № 74 (18371)) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Р Б З О Н А И С П Р Е П О Н Ы НА ПУТИ К ИСТИНЕ? У ВАЖАЕМАЯ редак ция! Обращаться к вам вынуждает то об стоятельство, что страницы «властной газеты использу- 1 о 1 СЯ с целью возбуждения вражды и ненависти в от ношении верующих вообще и меня в частности. Что при водит к такому выводу? В «ЛЗ» от ^ и 30 октября помещена публикация В. Фе тисова «|Путь к истине?», вникая в суть которой мож но понять, что автор пыта ется сделать своеобразный анализ внутрицерковных взаимоотношений верующих евангельских христиан-бап- тистов <ЕХБ), и взаимоотно-' шений церкви и государст ва. Т непосвященного чита теля возникает' вопрос: ко му и зачем^это нужно? Не ужели такой большой объ ем печатного"-листа нельзя использовать более рацио нально? ТО. •Бережной в своем отзыве на вышеупо мянутую статью задает мно го недоуменных вопросов. Его публикация под назва нием «Умолчание вместо истины» помещена в одном из номеров «ЛЗ» и по-ви димому ответа на свои воп росы автор так и не дож дется, да и не только он. Я хотел бы обратить вни мание на другое. Публика- Ййя Фетисова помещена под рубрикой «На атеистические темы». Атеизм — в бук вальном смысле — отрица ние Бога. Но автор, по-мо ему, ни слова не говорит на эту тему. Речь идет о лю дях, а не о Боге, и притом явно предвзято, окрашива ются в мрачные тона «не формалы» из СЦ ЕХБ и лишь вскользь упоминается об «ошибках», прошлого со стороны государства. А не .^Нвляется ли данная статья ^продолжением этих ошибок? Что по]^дило это общесо- ю^ше разделение церквей Нужно сказать, что бап тизм с самого своего появ ления в России в прошлом веке всегда встречал на своем пути сопротивление со стороны государства. В дореволюционный период роль «государственной рели гии» имела русская правос лавная церковь и баптазм встречал препятствия нак не. кая «ересь», несообразующа- яся с общегосударственными взглядами. После Октябрь ской революции был период смены «государственной ре лигии», утверждался атеизм. Атеизм — это тоже вера в своем роде. В противопо ложность вере в Бога ате изм — вера «ни во что», обрекающая человека на бесцельность, безнравствен ность и безнадежность. Это —нравственная безответст венность, обращающая по следователей этого учения на деморализацию со всеми вытекающими последствия ми, что становится все бо лее очевидным в жизни. Итак, в период «станов ления атеизма» был проме жуток в несколько лет, ког да баптисты могли свободно, на основании ленинских дек ретов, проповедовать свои убеждения, и началось бур ное развитие этого учения. Многие нашли успокоение в вере в живого Бога. Ленин писал: «Только в России да в Турции оста лись дикие законы, по кото рым преследуют за веру... Ни один чиновник не дол жен иметь права спра шивать кого бы то ни было о вере... Это дело лично каждого». Но атеизм встревожился: если так будет развивать ся религия, то что будет с 'атеизмом? И вот в 1929 го ду появляется документ — «(Законодательство о рели гиозных культах». Расчет прост: поставить верующих в такие условия, в которых они не смогут исполнять Евангельское учение, и та ким образом их вера будет подорвана собственной не добросовестностью. И еще: запретить приобщать к вере детей, запретить пропо ведь Евангелия, чтобы цер ковь не пополнялась, а «ста рики скоро вымрут». Вот так. Церковь сама себя раз рушила, а государство здесь ни при чем. Впрочем, период стали низма характерен не только подавлением, уничтожени ем всякого , свободомыслия. Это был период «вымыва ния» определенных слоев общества, период подавле ния, личности, жестокого по рабощения совести. Теперь общество сбрасывает с себя прежние оковы. Наступил период перестройки и глас ности. Но что изменилось в об ласти взаимоотношений го сударства и церкви? Внеш не как будто многое. Шум ное празднование 1000-летия крещения Руси, передача храмов и монастырей в соб ственность церкви, показ службы в храмах по телеви зору и т. д. Освобождены из мест заключения «узники совести», в частности, и Се рин М. Н. о котором упо минает В. Фетисов. Кстати, на вопрос Фетисова, как его судили. Серин ответил: «Суд как суд: был судья, заседа тели, прокурор, обвиняемый, вот только потерпевших не было..,» А было это в 1986 году в Ташкенте, уже в пе риод перестройки... Так внешне изменилось многое. Хотя и наглядно, но офи циально ли? Давайте прове- «Церковь отделена от го сударства», Отделена — значит: «ни мы к вам, ни вы й.нам»? -Ан нет! Лри Совете Министров существу ет «Совет по делам религий» со всеми отвеъвлериями: рес публиканскими, областными и районными, многочислен ными уполномоченными, ко миссиями и т. д. Остается в силе то самое «законода тельство» 1929 г. времен сталинизма и, хотя с разных трибун обещают его изме нить, но ведь само его су ществование есть вмешатель ство государства в дела церкви. В УК РСФСР есть, по крайней мере, три статьи: 142, 190, 227, а в кодексах союаных республик анало гичные, по которым судили верующих людей. Для чего это все до сих пор хранит ся? На всякий случай? Демократия предусмат ривает свободу выражения и распространения всяких взглядов. Почему же этой свободы не предусматрива ет 52 ст. Конституции СССР? Ведь по ней верую щим разрешается исповедо вать любую веру и отправ лять религиозные культы (молиться в церкви), а ате истам вести антирелигиоз ную пропаганду, пользуясь своей государственной властью. А коли есть власть, то гораздо проще заткнуть рот своему сопернику, неже ли стараться его переубе дить, особенно если нет никаких аргументов. .Не ведь теперь глас ность, так что рот затыкать нелкзя. Придет время, и это сделаем. Ведь закон, хсугя и в бездействии, но силу не потерял. А пока подготовим аудиторию. Иначе чем объ яснить то обстоятельство, что Фетисов «героем» своей публикации делает меня? Вот посмотрите, какой - зло дей: и с подпольной типо графией связан, и с «Меж дународной амнистией» и,’ конечно, с ЦРУ. А не резон но ли спрЬсить, зачем эти типографии, если литерату ра религиозного содержа ния «лежит» на полках кни жных магазинов? Зачем правозащитные организации любого масштаба, если пра ва граждан не ущемляются? Или должно быть по прин ципу: «бьют и плакать не велят»? И все же нужно отдать должное Фетисову: его пуб ликация выдержана в духе времени и существенно от личается от аналогичных ей, времен хрущевских и бреж невских. Но вызванный ею резонанс определенно созву чен тому периоду. Теперь я уже не являюсь членом СТК, и плюс к тому лишен возможности осуществлять центродоставку медаппара- туры по лечебным учрежде ниям, чем нанесен матери альный ущерб не только бюджету многодетной семьи, но и ПТО «Медтехника». Но что делать директору В. А. Чекменеву, если «есть мне- Ну, казалось бы, на этом ‘МОЖНО поставить точку? Не тут-то было. Оказывается, это только начало «второй серии» той унизительной травли, которой я подвер гался все свои двадцать лишним лет верования. В «ЛЗ» 3.02 .89 г. поя вляется публикация под на званием «Забытые запове ди». Не распространяясь много о фактах, приводимых в ней, которые в редакции никто не проверял, хочется задать читателям вопрос; «Похоже ли, что автором яв ляется осужденный з а кра жу на 3 года Иляков В?. Не стоит ли за его спиной «некто», не только умеющий направить внимание чита теля в нужное русло, но и располагающий архивными данными на «братьев по ве ре»? Почему газета с та кой легкостью публикует непроверенные факты, поро чащие личное достоинство человека? Ответ краток: «было указание». Итак, когда и чем закон чится «вторая серия»? Не есть ли эта та самая «но вая форма гонений», кото рую предвидит председатель СЦ ЕХБ Г. К. Крючков (ци тата приводится В. Фетисо вым). Неужели недостаточ но горького опыта прошлых времен, свидетельствующего о том, что насилием ничего не достигнешь? Или опять «урок не впрок»? К. КАРАТЕЕВ. ОБ ИСТИННЫХ 1 МНИМЫХПРЕГРАДАХ %еволюционная пере- ' стройка, процесс ко торой вот уже почтй четыре года идет в стране, вносит конструктивные пере мены во все сферы жизни общества: политическую, экономическую, духовную. Перестройка общественного яшения, общественного соз нания идет сегодня высо- . чайшими темпами. Безуслов но, перемены, начавшиеся в обществе в апреле 1985 года, -затронули весь спектр проблем, в том числе и связанных с положением религии в обществе, потре бовали нового теоретичес кого осмысления самого фак та ее существования в со циалистическом обществе. К сожалению, очень долгое ^ время эта проблема тракто валась весьма упрощенно. Религия рассматривалЕЮь как классово чуждое явле ние, доставшееся по нас ледству от Прошлого, как «пережиток капитализма». Новое обхцество, как пода- гали, религию не порождает и в услугах религии не нуж дается. Отсюда и возникало соответствующее отношение я религии, как к чему-то ненормальному, аналогич ному пьянству, преступнос ти, наркомании, коррупции. На практике же это вело к противопоставлению неверую щих верующим, нередко к нарушению прав религиоз ных организаций и их чле нов, демонстрации в печати, по телевидению, в устной по литической пропаганде толь ко вреда религии. Сегодня мы критически переосмыс ливаем многое из того, что еще вчера нам казалось не зыблемым, в том числе и в атеистической работе. Одним из основополагающих выводов, которые сделаны в статье «Переосмысление» ди ректора Института научного атеизма А РН при ЦК КПСС В- Гараджи, опубликованной в первом номере журнала «Наука и религия» за 1989 . - род, состоит в том, что рели гия как социальный инсти тут (не беря во внимание мировоззренческий аспект) не является враждебной ни нашему строю, ни коммуни стическим идеалам. Более того, в наши дни она оказы вает практическую поддерж ку внутренней и внешней по литике страны. Провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей в сравнении с политически ми, классовыми, идеологиче скими интересами, мы полу чили возможность развивать сотрудничество со служите лями церкви не только в по литической, но и в мораль но-нравственной сфере. Ведь они, как и мы, атеисты, бо рются с пьянством, наркома нией, преступностью, распу- Раепшрение процесса демо кратизации и гласности, все более активное вовлечение в общественную жизнь свя щеннослужителей к рядо вых верующих, которые по- Л.УЧИЛИ возможность выра зить свою позицию по акту альным вопросам обществен но-политической жизни на страницах прессы, через те левидение, — все это уже является своего рода нор мой нашего времени. Думаю, что отражением этих перемен является и се годняшняя публикация на страницах областной газеты «Ленинское знамя» письма прекжитера общины СЦ ЕХБ Константина Михайло вича Каратеева, в котором он высказывает свои сооб ражения на предмет поло жения религии в нашем об ществе. И хотя в самом письме содержится целый ряд спор ных соображший, тем не менее оно опубликовано полно стью, без каких-либо купюр. Не ставя перед собой це ли оскорбить или унизить автора, ни тем более «воз буждения вражды и ненавис ти в отношении верующих», я все же хбтел бы выска зать собственную точку зре ния на некоторые обо(значен- ные в письме проблемы. К примеру, автор письма утверждает, что раз церковь отделена. от государства, значит, действует принцип: «Ни мы к вам, ни вы к нам». Но ведь совершенно оче видно, что церковь и госу дарство в юридическом от ношении — это 4,не равные партнеры. Законы государ ства являются обязательны ми для церкви, так как она действует на территории го сударства. Государство не вмешивается во внутрицер- яовные дела, но для того, что бы эта деятельность осу ществлялась в рамках зако на и правопорядка, а также для пресечения нарушений прав верующих и религиоз ных организаций, и сущест вуют Советы по делам ре лигий при Советах .Минист ров СССР, РСФСР и дру гих союзных' республик, а также уполномоченные Со" вета при краевых и област ных исполкомах. Конечно же, я далек от мысли, что в их деятельно сти нет недостатков, но и здесь в последнее время произошли серьезные изме нения. В подтверждение сво их слов хотел бы привести тот факт, что именно ре шением Совета по делам ре лигий в 1988 году на тер ритории нашей (Юласти за регистрировано четыре но вых православных религиоз ных объединения, а в целом по стране открыто 697 хра мов, в то время как в 1Ш7 году только 18. Вы утверждаете, Констан тин Михайлович, что в от ношениях между государст вом и церковью з а последние годы ничего не изменилось. Однако повседневная прак тика свидетельствует об об ратном. Я не упоминаю о празд новании ЮОО-летия введе ния христианства на Руси, пусть это будет, как вы го. ворите, внешним проявлени ем, но нельзя не заметить, как расширился диапазон участия представителей церк ви в различных формах об щественной жизни: в Совет ском фонде культуры (мит рополиты Питирим и Юве налий), в Детском фонде им. В. И. Ленина (митрополит Мефодий, протоиерей Мат вей Стаднюк), в Комиссии европейскую ' безопасность (митрополит Ювеналий), в Фонде за выживание и раз витие человечества (митропо лит Питирим). Ряд религи озных деятелей избраны на родными депутатами СССР. Разве это не сеиде, тельство того, что в об щественном сознании, поли тике государства по отно шению к церкви и религиоз ным деятелям ла значительная переориен тация. В них стали видеть не только мировоззренческих оппонентов, но и равноправ ных граждан страны, прояв ляющих интерес и озабочен- , ность решением проблем, которые стоят перед обще- Вполне разделяю вашу точку зрения о том. что за конодательство о религиоз ных культах 1999 года с по следующими изменениями и дополнениями 1975 года сегодня безнадежно устаре- ■ ло и не отражает произошед шие за последнее время в стране перемены. Этой цели должен послужить Закон о свободе совести, который в настоящее время разрабаты вается, причем эта работа в отличие от 1929 года ве дется с участием церковных деятелей. Думаю, что при нятие нового закона послу жит дальнейшему расшире нию позитивиого диалога между нашим социалисти ческим, но не «атеистичес ким» государством и цер ковью. В письме. Константин Ми хайлович, вы сетуете, что вам и вашим «братьям по вере» из ОЦ ЕХБ запре щают создавать типографии, а между тем на пешках книжных магазинов религи озной литературы нет и вам приходится нелегально вести издательскую деятельность. Да, действительно, книг ре лигиозного содержания на прилавках государственных книжных магазинов нет, их издание и распространение является сугубо внутрицер- ковньда делом. К примеру. Русская православная цер ковь неоднократно переиз давала крупными тиражами Библию, Евангелие, ею же предпринято издание много томной «Настольной книги священнослужителя». Рус ская православная церковь. Всесоюзный Совет Евангель ских христиан - баптисток, Церновь христиан-адвентис- тов седьмого дня имеют свои периодические издания и это не встречает никаких возражений со стороны го сударства. Конечно же, ваша точка > зрения на атеизм значитель но отличается от моей, ра зумеется, как и мой взгляд на религию от вашего, но и мое и .ваше мнение име ют право на существование в рамках социалистического плюрализма мнений. И тем не менее, некото рые выражения, используе мые в письме, явно из за стойного периода. Напри мер, «было указание», «есть мнение», «некто» или ут верждение по поводу того, что кто-то собирает архив ные данные на «братьев по вере». Чье было указание? Кто на!вязывает вам свое мнение? Кто этот мифический злодей, собирающий архив на ваших единоверцев? Чест но говоря, мне все это ви дится неправдоподобным, не убедительным. Небезынте ресно, наверное, читателям узнать и почему вы теперь, не являетесь членом совета трудового коллектива.. Ма ленькая недоговоренность и , уже складывается впечатле ние, что человек пострадал за веру. А ведь в де^тви^ тельности ничего этого не было. В связи с реоргани зацией предприятия, в ко тором вы работали водите лем, и созданием ПТО «Мед техника», в котором, помимо вашего коллектива, влились еЩе две организации, разу меется, прежний СТК был упразднен и вполне демо кратично был избран новый совет. К сожалению, при его избрании вашу кавдидату- ру никто из присутствую щих не предложил, поэто му вы и не были избраны. Я, естественно, не разде ляю проявление вами нетер пимости к атеизму, хотя В1Полне возмояшо, что у вас есть на это причины. Да вайте попробуем поприс тальней взглянуть на проб лему взаимоотношений рели гии и атеизма. К сожале нию, не только вы, но и. многие люди в нашей стра не долгое время противопо ставляли эти две силы друг другу. Вопрос ставился так — или религия, или атеизм. Если прибывает одно, зна чит убывает другое. Религи озной нетерпимости проти вопоставлялась нетерпи мость атеистическая. В 20-е годы это проявлялось в том, что атеизм был уложен в общие рамки «теории» обо стрения классовой борьбы по мере продвижения по пу ти к Победе социализма. Ми ровоззренческое противо стояние направлялось в рус ло политической конфронта ции, с религией боролись как с классово чуждым яв лением. что на практике зачастую вело к серьезным перекосам в атеистической работе, нарушению законов, ущемлению прав верующих граждан, прикрываемых вы сокой целью освобождения советских людей От религи озных предрассудков и суе верий. Однако установка на «изживание» религии ока залась неверной и в теоре тическом. и в практическом плане. ’ Сегодня мы осознали, что религия относится' к тем со циальным явлениям, кото рые могут способствовать нам в перестройке общест ва на началах подлинной демократии и гласности. Религия и церковь — это долговременные факторы и они будут существовать в обществе на протяжении длительного времени, а, зна чит. и относиться к ним нужно трезво, по-марксист- Мы, атеисты, считаем, что сегодня нам необходим бла гожелательный, конструк тивный диалог с верующими и церковью, тот диалог] ко торый был начат ленинским Декретом об отделении церк ви от государства- и школы от церкви. Разумеется, нель зя закрыва'ть глаза на глу бокие мировсйзренческие различия между марксиз мом и религией, нельзя ис ключать ее объективную, на учную критику. Мировоз зренческие различия пред полагают и идейную борьбу между атеистами и верую щими. которая должна вес тись честно и открыто пу тем сопоставления духовных идеалов и ценностей. Вместе с тем здесь не должно быть места ни конф ронтации я бездушию,, ни догматизму и нетерпимости, ибо в реальной жизни у ве рующих и атеистов много общих дел. целей и задач, и противопоставлять эти силы друг другу — значит, ослаб лять перестройку. Наша же задача — крепить социально, политическое единство об щества, объединять силы ве- рующих и атеистов дл я ре шения сбциальньк, экономи ческих и политических за- И, КОШЕЛЕВ, заместитель заведующего идеологическим отделом обкома КПСС. ОТ РЕДАКЦИИ. В письме К. М. Каратеева, которое он настоятельно просил редакцию напечатать без каких- либо сокращений, утверждается, что «ЛЗ» опубликова ло заметку В. Илякова «Забытые заповеди», не прове рив изложенных в ней фактов. Это не соответствует истине. Письмо, преждр чем было подготовлено к печа ти, щ)оверялось. На этот счет редакция располагает письменным свидетельством В. Илякова, в котором, кстати, он также сообщает, что направить письмо в ре дакцию его внкто не заставлял, как это утверждает К. М. Каратеев. М Я Ж А У И Д Р Л Д И В а ИНТОРМАЦИЯ КОРОТКО А ВУДЛШШТ. в 1 перес1ровть свою деягельаость я мфедешгь путь, по которому ей следует детгаться далыпе, шшют в субботнем н<»(ере «Не- псабадшаг» член Политбюро, секретарь ЦК ВСРП ЯношБерец. тирует он, привела к постепен но углубляинцгагсуся разрыву между руководителями и редо- вымн коммувнетами, между партией и обществом. Отмечая необходимость су- т<ч> статьи указывает, фувдюювтом долхшы стать де мократия, поворот лицом к ш- А ДАККА. О ПРЕДВЫБОРНЫХ РАСХОДАХ ВАШИНГТОН, 27 марта. Карр, ТАСХ;: Шсколай Орехов передает: согласно данным фе деральной комиссии по выбо рам, в период последней пред, втлборной кампании в США 1987 — 1988 года республикан ская партия страны собрала 263 млн. долларов, истратив из них 257 миллионов. За тот же период на проведение из- бирательшэй кампании демокра тическая партия собрала 128 млн, долларов и истратила 122 миллиона. агачительная часть средств обеих партий была израсходо вана в ходе предвыборной кам. . пании в поддержку Хсшдедатов на различные федщжльвые дол жности, в том числе на пост президента США. Каждый из этих кандидатов имел и собственный предвыборный ЗНАМЯ «ЗЕЛЕНЫХ» НА РЕЙНЕ условия, гово- рашространенном генеральвого, сжретаря Со^- -- --------т,-------------- Акса- ры по достижению мтфа кие страны, вопросы укрепле ния суданской беженцам н по тойаы населевию. На 1 принято решение одоб рить так называемую суданскую мирную нвицвативу — согла- жнему Востоку под эгидой ООН высказалась премьер-ми нистр Велвкобританни Марга рет Тетчщ>. В подчеркнула, что все правитель ства ближневосточных госу дарств првннают необходимость начать переговоры, которые должны быть тщательно подго товлены. Она отметила, что “ —т , весомненно, должны — делегации Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами здесь проходил очередной съезд общества «№ония — СССР» (ОЯС). На заверошвшемся в ворсресенье форуме щкипли дискуссии по разлвч- телъиости общественности Япо нии и СССР, направлеввой, в частности, ва углубление взап- ниманк4 и развитие друже- связей, между народами вапшх двух стран, в запщту -тр а во всем мире. А ДЕЛИ. В ворфесевье экс- _1емкс1ы, возглавившие в нн- днйриш штате Ассам движе ние народности бодо за созда ние отдельного штата « Б о ^ ленд», устроили диверсию на железной дороге между насе ленными лувктамв Даеттол и Басутаов, в результате чего « с рельсов шесть ваговов 1жирского поезда, погиб одни пассажир и 10 других по лучили увечья. На этом поез де ехали пассажиры, пересев шие с других поездов, которые ншеануне также сошла (ТАСС, 27 марта). Накануне закончившегося на днадс очередного съезда запад ногерманской партии «зеленых» в Дуйсбурге лшогие средства массовой инфор|ма!ции ФРГ, политики из буржуазных па}^- тид поднимали вопрос о зака-. Те современных экологистов. Оии предсказывали усиление противоречий внутри «зеленых» Я скорый их раскол. Подо&1ые разговсхры ведутся с начала 1980 года, когда из различных экологических я ■ альтернативных движений и организазщй была соэдана пар- гая «зеленых». К ней примк нули представители левого кры- .Дитфурт и Отто Шили. Свои голоса экологистам отдают вла дельцы лесных массивов Швар- /цвальда, где сосны и ели ги бнут под воздействием кислот, ных дождей, жители крупных промышленных центров, зады хающихся от отходов я выб росе® заводов и фабрик. Не все они придерживаются ле вых взглядов, но, кроме эко- лагистов, их жизненные инте. ресы тфздставлять некому. Не громкими именами сильны «зе леные», а активностью каждо го члена партии. Противопо ставив себя традиционным па(р- эксхлогисты отказались демократов, несогласные курсом тогдашней правящей боннской коалиции, состояв шей из о а д г и С5цгЩ,.по реа- лизаищи планов «довооружения» НАТО, а также члены разва лившихся маоистских группи ровок и часть коммунистов, вы. ласия с введением советских войск в Афганистан. Повесив на зколюгистов яр- льж несерьезных политиков, ко торые рано или поздно захле. бщпгся в собственных противо речиях, руководство традици онных партий было шокирова но появлением, «зеленых» де путатов в бундестаге: на вы борах в западногерманский пар ламент в начале 1Ж года эко логисты смогли хфеодолеть пя типроцентный б т ^ р (по су ществующему в ФИГ избирате льному законодательству пар тия может иметь в бундестаге своих депутатов, если она по лучила. на выборах не менее пяти процентов голосов изби рателей. — В. С.). Шок пар ламентариев был неподдельный, если представить себе шест- |Вие «зеленых» депутатов _ с фикусами, пальмами, и цвета ми — в свитерах, потертых джинсах и кроссовках от, цен тра Бонна до зала заседашй буздестага, где по традиции ■даже обслуживающий персонал одет в смокинга. ' С этого дня началась настоя щая война традиционных. пар тий против «зеленых». Но обь. ективная ситуация в ФИГ и во всем мире работала на эколо гистов. Пришла пора челове честву платить природе дол га, которые люди за все вре мя стоего существования, не задумываясь, брали у нее. Традиционные партии отделы вались лишь заявлениями о необходимости охраны окружа ющей среды, а «зеленые» за нимались спасением природы. Опекгр их Деятельности охва тывает весь комплекс сохране ния жизни на Земле: от ан- тивоенных выступлений за вы живание человечества и разо ружение до пикетирования и судебного преследования пре дприятий, выбрасыв'ающих не достаточно очищенные отхо ды производства. В рядах «зе леных» оказались многие вид ные ученые, деятели науки и искусства. Сильны позиции партии среди молодежи и студенчества. Симпатизировал «зеленым» Генрих Белль, в ее рядах активно работал скуль- художник и поэт Йозеф Бойс, мятежный генерал бун десвера Герт Бастиан, ук{й1пле- нию позшщй партии шюсобст- вовалй видные обществешгые деятели Петра Келли, Ютта трудится не более 30 сотруд ников), обеспечили возмож ность общения с партийным ак тивистом не только в привлении, но и у него дома. Как отме тил однажды Отто Шили, «его партия воплощает неприязнь образованного человека к бю рократии и заботу о будущем И настоящем окружающей сре- С первого дня пребывания «Зеленых» в бундестаге они стали говорить с его трибуны правду по всем обсуждашпим- ся вопросам. Впервые в запа- дногермавеком парламенте про звучали голоса, осуждаишие . гонку- вооружений и тре!бовав- шие «разминировать» ФРГ, не имеющей себе равных в мире по плотности размещения как обычного- оружия, так и ору жия массового уничтожения. Депутаты «зеленых», исполь зуя; свою неирикосновенность, шли впереди маршей мира, на ходились в первых рядах пи- риканские военные < Конечно, в рядах «зеленых» продолжают кипеть стрщ:ти ме жду группировками «фунда менталистов», выступающих против коалиции с любой пар тией, «реалистами», готовыми ради Достижения сотрудничест ва с СДПГ поступиться основ, ньшш постулатами партии, «нейтралистами», требующими прекратить раздор, и «умерен ными», считающими возмож ным создание коалиции с Ару- шми партиями без ревизии программных освой экологис- тов. Но избиратель привык, к таким разногласиям и считает их проявлением плюрализма в партии. В ее рядах наечты- вается около 40 тысяч членов, за нее отдооот голоса 7—8 про центов избирателей. Поэтежу заявления деятелей буржуаз ных партий о скором крахе экологастов в ФРГ весьма не- Дуйсбурге съезд «зеленых» Показал, чтс> партия консолздировала свои ряды; а результате выборов правления в него вошли пред- ставетели группировок, оире- деляющих курс «зеленых». Де легаты съезда, приняв резолю цию о необходимости дальней шего утлубления хельсинкского процесса, создания в Европе зон, свободных от ядерного оружий, роспуска военных бло- --В, ’ вывода с территории ФРГ цни яднряого вооружения, ука зали на взаимосвязь борьбы за мир с борьбой за охрану ок- ружакяцей среды. В. соколш. , , (АПН). ОТ ВСЕЙ ДУШИ в ншпей газете уже расска. зывалось о' том, что в течение нескольких недель по субботам сельские труженики поочеред- но приезжали в Липеще, где для них была подготовлена культурная программа, ...В этот заезд перед началом представления сельчан привет ствовали главный режиссер Арамтеатра В. М. Пахомов, председатель коьшссии по шеф ским связям с седьскими тру- жениками актер М. Л. Янко, а также председатель обкома профсоюза 'работников А1Ж А. Т. Мачнева. Не остались в долгу и гости; по окончании спектжля они сфепаднесли ак терам традиционное русежое угащение хл^-соль на рас писных рушниках. Гости от души благодарны горожанам За иятересиый от дых. Нужное дело сделали обком профсоюза рабошиков АПК, объединение «Липецк- турист», областное управление Культуры, органшовав. для сельчан Эти встречи накануне поле(8(ого сезона. И. НИКОЛАЕВ. НА СИНМКЕ: в театре. Фото А. ЩУТОВ а !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz