Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1989 г. (г. Липецк)

т, Иарта }1989 г., № 74 (18371)) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ Р Б З О Н А И С П Р Е П О Н Ы НА ПУТИ К ИСТИНЕ? У ВАЖАЕМАЯ редак­ ция! Обращаться к вам вынуждает то об­ стоятельство, что страницы «властной газеты использу- 1 о 1 СЯ с целью возбуждения вражды и ненависти в от­ ношении верующих вообще и меня в частности. Что при водит к такому выводу? В «ЛЗ» от ^ и 30 октября помещена публикация В. Фе­ тисова «|Путь к истине?», вникая в суть которой мож­ но понять, что автор пыта­ ется сделать своеобразный анализ внутрицерковных взаимоотношений верующих евангельских христиан-бап- тистов <ЕХБ), и взаимоотно-' шений церкви и государст­ ва. Т непосвященного чита­ теля возникает' вопрос: ко­ му и зачем^это нужно? Не­ ужели такой большой объ­ ем печатного"-листа нельзя использовать более рацио­ нально? ТО. •Бережной в своем отзыве на вышеупо­ мянутую статью задает мно­ го недоуменных вопросов. Его публикация под назва­ нием «Умолчание вместо истины» помещена в одном из номеров «ЛЗ» и по-ви­ димому ответа на свои воп­ росы автор так и не дож­ дется, да и не только он. Я хотел бы обратить вни­ мание на другое. Публика- Ййя Фетисова помещена под рубрикой «На атеистические темы». Атеизм — в бук­ вальном смысле — отрица­ ние Бога. Но автор, по-мо­ ему, ни слова не говорит на эту тему. Речь идет о лю­ дях, а не о Боге, и притом явно предвзято, окрашива­ ются в мрачные тона «не­ формалы» из СЦ ЕХБ и лишь вскользь упоминается об «ошибках», прошлого со стороны государства. А не .^Нвляется ли данная статья ^продолжением этих ошибок? Что по]^дило это общесо- ю^ше разделение церквей Нужно сказать, что бап­ тизм с самого своего появ­ ления в России в прошлом веке всегда встречал на своем пути сопротивление со стороны государства. В дореволюционный период роль «государственной рели­ гии» имела русская правос­ лавная церковь и баптазм встречал препятствия нак не. кая «ересь», несообразующа- яся с общегосударственными взглядами. После Октябрь­ ской революции был период смены «государственной ре­ лигии», утверждался атеизм. Атеизм — это тоже вера в своем роде. В противопо­ ложность вере в Бога ате­ изм — вера «ни во что», обрекающая человека на бесцельность, безнравствен­ ность и безнадежность. Это —нравственная безответст­ венность, обращающая по­ следователей этого учения на деморализацию со всеми вытекающими последствия­ ми, что становится все бо­ лее очевидным в жизни. Итак, в период «станов­ ления атеизма» был проме­ жуток в несколько лет, ког­ да баптисты могли свободно, на основании ленинских дек­ ретов, проповедовать свои убеждения, и началось бур­ ное развитие этого учения. Многие нашли успокоение в вере в живого Бога. Ленин писал: «Только в России да в Турции оста­ лись дикие законы, по кото­ рым преследуют за веру... Ни один чиновник не дол­ жен иметь права спра­ шивать кого бы то ни было о вере... Это дело лично каждого». Но атеизм встревожился: если так будет развивать­ ся религия, то что будет с 'атеизмом? И вот в 1929 го­ ду появляется документ — «(Законодательство о рели­ гиозных культах». Расчет прост: поставить верующих в такие условия, в которых они не смогут исполнять Евангельское учение, и та­ ким образом их вера будет подорвана собственной не­ добросовестностью. И еще: запретить приобщать к вере детей, запретить пропо­ ведь Евангелия, чтобы цер­ ковь не пополнялась, а «ста­ рики скоро вымрут». Вот так. Церковь сама себя раз­ рушила, а государство здесь ни при чем. Впрочем, период стали­ низма характерен не только подавлением, уничтожени­ ем всякого , свободомыслия. Это был период «вымыва­ ния» определенных слоев общества, период подавле­ ния, личности, жестокого по­ рабощения совести. Теперь общество сбрасывает с себя прежние оковы. Наступил период перестройки и глас­ ности. Но что изменилось в об­ ласти взаимоотношений го­ сударства и церкви? Внеш­ не как будто многое. Шум­ ное празднование 1000-летия крещения Руси, передача храмов и монастырей в соб­ ственность церкви, показ службы в храмах по телеви­ зору и т. д. Освобождены из мест заключения «узники совести», в частности, и Се­ рин М. Н. о котором упо­ минает В. Фетисов. Кстати, на вопрос Фетисова, как его судили. Серин ответил: «Суд как суд: был судья, заседа­ тели, прокурор, обвиняемый, вот только потерпевших не было..,» А было это в 1986 году в Ташкенте, уже в пе­ риод перестройки... Так внешне изменилось многое. Хотя и наглядно, но офи­ циально ли? Давайте прове- «Церковь отделена от го­ сударства», Отделена — значит: «ни мы к вам, ни вы й.нам»? -Ан нет! Лри Совете Министров существу­ ет «Совет по делам религий» со всеми отвеъвлериями: рес­ публиканскими, областными и районными, многочислен­ ными уполномоченными, ко­ миссиями и т. д. Остается в силе то самое «законода­ тельство» 1929 г. времен сталинизма и, хотя с разных трибун обещают его изме­ нить, но ведь само его су­ ществование есть вмешатель­ ство государства в дела церкви. В УК РСФСР есть, по крайней мере, три статьи: 142, 190, 227, а в кодексах союаных республик анало­ гичные, по которым судили верующих людей. Для чего это все до сих пор хранит­ ся? На всякий случай? Демократия предусмат­ ривает свободу выражения и распространения всяких взглядов. Почему же этой свободы не предусматрива­ ет 52 ст. Конституции СССР? Ведь по ней верую­ щим разрешается исповедо­ вать любую веру и отправ­ лять религиозные культы (молиться в церкви), а ате­ истам вести антирелигиоз­ ную пропаганду, пользуясь своей государственной властью. А коли есть власть, то гораздо проще заткнуть рот своему сопернику, неже­ ли стараться его переубе­ дить, особенно если нет никаких аргументов. .Не ведь теперь глас­ ность, так что рот затыкать нелкзя. Придет время, и это сделаем. Ведь закон, хсугя и в бездействии, но силу не потерял. А пока подготовим аудиторию. Иначе чем объ­ яснить то обстоятельство, что Фетисов «героем» своей публикации делает меня? Вот посмотрите, какой - зло­ дей: и с подпольной типо­ графией связан, и с «Меж­ дународной амнистией» и,’ конечно, с ЦРУ. А не резон­ но ли спрЬсить, зачем эти типографии, если литерату­ ра религиозного содержа­ ния «лежит» на полках кни­ жных магазинов? Зачем правозащитные организации любого масштаба, если пра­ ва граждан не ущемляются? Или должно быть по прин­ ципу: «бьют и плакать не велят»? И все же нужно отдать должное Фетисову: его пуб­ ликация выдержана в духе времени и существенно от­ личается от аналогичных ей, времен хрущевских и бреж­ невских. Но вызванный ею резонанс определенно созву­ чен тому периоду. Теперь я уже не являюсь членом СТК, и плюс к тому лишен возможности осуществлять центродоставку медаппара- туры по лечебным учрежде­ ниям, чем нанесен матери­ альный ущерб не только бюджету многодетной семьи, но и ПТО «Медтехника». Но что делать директору В. А. Чекменеву, если «есть мне- Ну, казалось бы, на этом ‘МОЖНО поставить точку? Не тут-то было. Оказывается, это только начало «второй серии» той унизительной травли, которой я подвер­ гался все свои двадцать лишним лет верования. В «ЛЗ» 3.02 .89 г. поя­ вляется публикация под на­ званием «Забытые запове­ ди». Не распространяясь много о фактах, приводимых в ней, которые в редакции никто не проверял, хочется задать читателям вопрос; «Похоже ли, что автором яв­ ляется осужденный з а кра­ жу на 3 года Иляков В?. Не стоит ли за его спиной «некто», не только умеющий направить внимание чита­ теля в нужное русло, но и располагающий архивными данными на «братьев по ве­ ре»? Почему газета с та­ кой легкостью публикует непроверенные факты, поро­ чащие личное достоинство человека? Ответ краток: «было указание». Итак, когда и чем закон­ чится «вторая серия»? Не есть ли эта та самая «но­ вая форма гонений», кото­ рую предвидит председатель СЦ ЕХБ Г. К. Крючков (ци­ тата приводится В. Фетисо­ вым). Неужели недостаточ­ но горького опыта прошлых времен, свидетельствующего о том, что насилием ничего не достигнешь? Или опять «урок не впрок»? К. КАРАТЕЕВ. ОБ ИСТИННЫХ 1 МНИМЫХПРЕГРАДАХ %еволюционная пере- ' стройка, процесс ко­ торой вот уже почтй четыре года идет в стране, вносит конструктивные пере­ мены во все сферы жизни общества: политическую, экономическую, духовную. Перестройка общественного яшения, общественного соз­ нания идет сегодня высо- . чайшими темпами. Безуслов­ но, перемены, начавшиеся в обществе в апреле 1985 года, -затронули весь спектр проблем, в том числе и связанных с положением религии в обществе, потре­ бовали нового теоретичес­ кого осмысления самого фак­ та ее существования в со­ циалистическом обществе. К сожалению, очень долгое ^ время эта проблема тракто­ валась весьма упрощенно. Религия рассматривалЕЮь как классово чуждое явле­ ние, доставшееся по нас­ ледству от Прошлого, как «пережиток капитализма». Новое обхцество, как пода- гали, религию не порождает и в услугах религии не нуж­ дается. Отсюда и возникало соответствующее отношение я религии, как к чему-то ненормальному, аналогич­ ному пьянству, преступнос­ ти, наркомании, коррупции. На практике же это вело к противопоставлению неверую­ щих верующим, нередко к нарушению прав религиоз­ ных организаций и их чле­ нов, демонстрации в печати, по телевидению, в устной по­ литической пропаганде толь­ ко вреда религии. Сегодня мы критически переосмыс­ ливаем многое из того, что еще вчера нам казалось не­ зыблемым, в том числе и в атеистической работе. Одним из основополагающих выводов, которые сделаны в статье «Переосмысление» ди­ ректора Института научного атеизма А РН при ЦК КПСС В- Гараджи, опубликованной в первом номере журнала «Наука и религия» за 1989 . - род, состоит в том, что рели­ гия как социальный инсти­ тут (не беря во внимание мировоззренческий аспект) не является враждебной ни нашему строю, ни коммуни­ стическим идеалам. Более того, в наши дни она оказы­ вает практическую поддерж­ ку внутренней и внешней по­ литике страны. Провозгласив приоритет общечеловеческих ценностей в сравнении с политически­ ми, классовыми, идеологиче­ скими интересами, мы полу­ чили возможность развивать сотрудничество со служите­ лями церкви не только в по­ литической, но и в мораль­ но-нравственной сфере. Ведь они, как и мы, атеисты, бо­ рются с пьянством, наркома­ нией, преступностью, распу- Раепшрение процесса демо­ кратизации и гласности, все более активное вовлечение в общественную жизнь свя­ щеннослужителей к рядо­ вых верующих, которые по- Л.УЧИЛИ возможность выра­ зить свою позицию по акту­ альным вопросам обществен­ но-политической жизни на страницах прессы, через те­ левидение, — все это уже является своего рода нор­ мой нашего времени. Думаю, что отражением этих перемен является и се­ годняшняя публикация на страницах областной газеты «Ленинское знамя» письма прекжитера общины СЦ ЕХБ Константина Михайло­ вича Каратеева, в котором он высказывает свои сооб­ ражения на предмет поло­ жения религии в нашем об­ ществе. И хотя в самом письме содержится целый ряд спор­ ных соображший, тем не менее оно опубликовано полно­ стью, без каких-либо купюр. Не ставя перед собой це­ ли оскорбить или унизить автора, ни тем более «воз­ буждения вражды и ненавис­ ти в отношении верующих», я все же хбтел бы выска­ зать собственную точку зре­ ния на некоторые обо(значен- ные в письме проблемы. К примеру, автор письма утверждает, что раз церковь отделена. от государства, значит, действует принцип: «Ни мы к вам, ни вы к нам». Но ведь совершенно оче­ видно, что церковь и госу­ дарство в юридическом от­ ношении — это 4,не равные партнеры. Законы государ­ ства являются обязательны­ ми для церкви, так как она действует на территории го­ сударства. Государство не вмешивается во внутрицер- яовные дела, но для того, что­ бы эта деятельность осу­ ществлялась в рамках зако­ на и правопорядка, а также для пресечения нарушений прав верующих и религиоз­ ных организаций, и сущест­ вуют Советы по делам ре­ лигий при Советах .Минист­ ров СССР, РСФСР и дру­ гих союзных' республик, а также уполномоченные Со" вета при краевых и област­ ных исполкомах. Конечно же, я далек от мысли, что в их деятельно­ сти нет недостатков, но и здесь в последнее время произошли серьезные изме­ нения. В подтверждение сво­ их слов хотел бы привести тот факт, что именно ре­ шением Совета по делам ре­ лигий в 1988 году на тер­ ритории нашей (Юласти за­ регистрировано четыре но­ вых православных религиоз­ ных объединения, а в целом по стране открыто 697 хра­ мов, в то время как в 1Ш7 году только 18. Вы утверждаете, Констан­ тин Михайлович, что в от­ ношениях между государст­ вом и церковью з а последние годы ничего не изменилось. Однако повседневная прак­ тика свидетельствует об об­ ратном. Я не упоминаю о празд­ новании ЮОО-летия введе­ ния христианства на Руси, пусть это будет, как вы го. ворите, внешним проявлени­ ем, но нельзя не заметить, как расширился диапазон участия представителей церк­ ви в различных формах об­ щественной жизни: в Совет­ ском фонде культуры (мит­ рополиты Питирим и Юве­ налий), в Детском фонде им. В. И. Ленина (митрополит Мефодий, протоиерей Мат­ вей Стаднюк), в Комиссии европейскую ' безопасность (митрополит Ювеналий), в Фонде за выживание и раз­ витие человечества (митропо­ лит Питирим). Ряд религи­ озных деятелей избраны на­ родными депутатами СССР. Разве это не сеиде, тельство того, что в об­ щественном сознании, поли­ тике государства по отно­ шению к церкви и религиоз­ ным деятелям ла значительная переориен­ тация. В них стали видеть не только мировоззренческих оппонентов, но и равноправ­ ных граждан страны, прояв­ ляющих интерес и озабочен- , ность решением проблем, которые стоят перед обще- Вполне разделяю вашу точку зрения о том. что за­ конодательство о религиоз­ ных культах 1999 года с по­ следующими изменениями и дополнениями 1975 года сегодня безнадежно устаре- ■ ло и не отражает произошед­ шие за последнее время в стране перемены. Этой цели должен послужить Закон о свободе совести, который в настоящее время разрабаты­ вается, причем эта работа в отличие от 1929 года ве­ дется с участием церковных деятелей. Думаю, что при­ нятие нового закона послу­ жит дальнейшему расшире­ нию позитивиого диалога между нашим социалисти­ ческим, но не «атеистичес­ ким» государством и цер­ ковью. В письме. Константин Ми­ хайлович, вы сетуете, что вам и вашим «братьям по вере» из ОЦ ЕХБ запре­ щают создавать типографии, а между тем на пешках книжных магазинов религи­ озной литературы нет и вам приходится нелегально вести издательскую деятельность. Да, действительно, книг ре­ лигиозного содержания на прилавках государственных книжных магазинов нет, их издание и распространение является сугубо внутрицер- ковньда делом. К примеру. Русская православная цер­ ковь неоднократно переиз­ давала крупными тиражами Библию, Евангелие, ею же предпринято издание много­ томной «Настольной книги священнослужителя». Рус­ ская православная церковь. Всесоюзный Совет Евангель­ ских христиан - баптисток, Церновь христиан-адвентис- тов седьмого дня имеют свои периодические издания и это не встречает никаких возражений со стороны го­ сударства. Конечно же, ваша точка > зрения на атеизм значитель­ но отличается от моей, ра­ зумеется, как и мой взгляд на религию от вашего, но и мое и .ваше мнение име­ ют право на существование в рамках социалистического плюрализма мнений. И тем не менее, некото­ рые выражения, используе­ мые в письме, явно из за ­ стойного периода. Напри­ мер, «было указание», «есть мнение», «некто» или ут­ верждение по поводу того, что кто-то собирает архив­ ные данные на «братьев по вере». Чье было указание? Кто на!вязывает вам свое мнение? Кто этот мифический злодей, собирающий архив на ваших единоверцев? Чест­ но говоря, мне все это ви­ дится неправдоподобным, не­ убедительным. Небезынте­ ресно, наверное, читателям узнать и почему вы теперь, не являетесь членом совета трудового коллектива.. Ма­ ленькая недоговоренность и , уже складывается впечатле­ ние, что человек пострадал за веру. А ведь в де^тви^ тельности ничего этого не было. В связи с реоргани­ зацией предприятия, в ко­ тором вы работали водите­ лем, и созданием ПТО «Мед­ техника», в котором, помимо вашего коллектива, влились еЩе две организации, разу­ меется, прежний СТК был упразднен и вполне демо­ кратично был избран новый совет. К сожалению, при его избрании вашу кавдидату- ру никто из присутствую­ щих не предложил, поэто­ му вы и не были избраны. Я, естественно, не разде­ ляю проявление вами нетер­ пимости к атеизму, хотя В1Полне возмояшо, что у вас есть на это причины. Да­ вайте попробуем поприс­ тальней взглянуть на проб­ лему взаимоотношений рели­ гии и атеизма. К сожале­ нию, не только вы, но и. многие люди в нашей стра­ не долгое время противопо­ ставляли эти две силы друг другу. Вопрос ставился так — или религия, или атеизм. Если прибывает одно, зна­ чит убывает другое. Религи­ озной нетерпимости проти­ вопоставлялась нетерпи­ мость атеистическая. В 20-е годы это проявлялось в том, что атеизм был уложен в общие рамки «теории» обо­ стрения классовой борьбы по мере продвижения по пу­ ти к Победе социализма. Ми­ ровоззренческое противо­ стояние направлялось в рус­ ло политической конфронта­ ции, с религией боролись как с классово чуждым яв­ лением. что на практике зачастую вело к серьезным перекосам в атеистической работе, нарушению законов, ущемлению прав верующих граждан, прикрываемых вы­ сокой целью освобождения советских людей От религи­ озных предрассудков и суе­ верий. Однако установка на «изживание» религии ока­ залась неверной и в теоре­ тическом. и в практическом плане. ’ Сегодня мы осознали, что религия относится' к тем со­ циальным явлениям, кото­ рые могут способствовать нам в перестройке общест­ ва на началах подлинной демократии и гласности. Религия и церковь — это долговременные факторы и они будут существовать в обществе на протяжении длительного времени, а, зна­ чит. и относиться к ним нужно трезво, по-марксист- Мы, атеисты, считаем, что сегодня нам необходим бла­ гожелательный, конструк­ тивный диалог с верующими и церковью, тот диалог] ко­ торый был начат ленинским Декретом об отделении церк­ ви от государства- и школы от церкви. Разумеется, нель­ зя закрыва'ть глаза на глу­ бокие мировсйзренческие различия между марксиз­ мом и религией, нельзя ис­ ключать ее объективную, на­ учную критику. Мировоз­ зренческие различия пред­ полагают и идейную борьбу между атеистами и верую­ щими. которая должна вес­ тись честно и открыто пу­ тем сопоставления духовных идеалов и ценностей. Вместе с тем здесь не должно быть места ни конф­ ронтации я бездушию,, ни догматизму и нетерпимости, ибо в реальной жизни у ве­ рующих и атеистов много общих дел. целей и задач, и противопоставлять эти силы друг другу — значит, ослаб­ лять перестройку. Наша же задача — крепить социально, политическое единство об­ щества, объединять силы ве- рующих и атеистов дл я ре­ шения сбциальньк, экономи­ ческих и политических за- И, КОШЕЛЕВ, заместитель заведующего идеологическим отделом обкома КПСС. ОТ РЕДАКЦИИ. В письме К. М. Каратеева, которое он настоятельно просил редакцию напечатать без каких- либо сокращений, утверждается, что «ЛЗ» опубликова­ ло заметку В. Илякова «Забытые заповеди», не прове­ рив изложенных в ней фактов. Это не соответствует истине. Письмо, преждр чем было подготовлено к печа­ ти, щ)оверялось. На этот счет редакция располагает письменным свидетельством В. Илякова, в котором, кстати, он также сообщает, что направить письмо в ре­ дакцию его внкто не заставлял, как это утверждает К. М. Каратеев. М Я Ж А У И Д Р Л Д И В а ИНТОРМАЦИЯ КОРОТКО А ВУДЛШШТ. в 1 перес1ровть свою деягельаость я мфедешгь путь, по которому ей следует детгаться далыпе, шшют в субботнем н<»(ере «Не- псабадшаг» член Политбюро, секретарь ЦК ВСРП ЯношБерец. тирует он, привела к постепен­ но углубляинцгагсуся разрыву между руководителями и редо- вымн коммувнетами, между партией и обществом. Отмечая необходимость су- т<ч> статьи указывает, фувдюювтом долхшы стать де­ мократия, поворот лицом к ш- А ДАККА. О ПРЕДВЫБОРНЫХ РАСХОДАХ ВАШИНГТОН, 27 марта. Карр, ТАСХ;: Шсколай Орехов передает: согласно данным фе­ деральной комиссии по выбо­ рам, в период последней пред, втлборной кампании в США 1987 — 1988 года республикан­ ская партия страны собрала 263 млн. долларов, истратив из них 257 миллионов. За тот же период на проведение из- бирательшэй кампании демокра­ тическая партия собрала 128 млн, долларов и истратила 122 миллиона. агачительная часть средств обеих партий была израсходо­ вана в ходе предвыборной кам. . пании в поддержку Хсшдедатов на различные федщжльвые дол­ жности, в том числе на пост президента США. Каждый из этих кандидатов имел и собственный предвыборный ЗНАМЯ «ЗЕЛЕНЫХ» НА РЕЙНЕ условия, гово- рашространенном генеральвого, сжретаря Со^- -- --------т,-------------- Акса- ры по достижению мтфа кие страны, вопросы укрепле­ ния суданской беженцам н по тойаы населевию. На 1 принято решение одоб­ рить так называемую суданскую мирную нвицвативу — согла- жнему Востоку под эгидой ООН высказалась премьер-ми­ нистр Велвкобританни Марга­ рет Тетчщ>. В подчеркнула, что все правитель­ ства ближневосточных госу­ дарств првннают необходимость начать переговоры, которые должны быть тщательно подго­ товлены. Она отметила, что “ —т , весомненно, должны — делегации Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами здесь проходил очередной съезд общества «№ония — СССР» (ОЯС). На заверошвшемся в ворсресенье форуме щкипли дискуссии по разлвч- телъиости общественности Япо­ нии и СССР, направлеввой, в частности, ва углубление взап- ниманк4 и развитие друже- связей, между народами вапшх двух стран, в запщту -тр а во всем мире. А ДЕЛИ. В ворфесевье экс- _1емкс1ы, возглавившие в нн- днйриш штате Ассам движе­ ние народности бодо за созда­ ние отдельного штата « Б о ^ ленд», устроили диверсию на железной дороге между насе­ ленными лувктамв Даеттол и Басутаов, в результате чего « с рельсов шесть ваговов 1жирского поезда, погиб одни пассажир и 10 других по­ лучили увечья. На этом поез­ де ехали пассажиры, пересев­ шие с других поездов, которые ншеануне также сошла (ТАСС, 27 марта). Накануне закончившегося на днадс очередного съезда запад­ ногерманской партии «зеленых» в Дуйсбурге лшогие средства массовой инфор|ма!ции ФРГ, политики из буржуазных па}^- тид поднимали вопрос о зака-. Те современных экологистов. Оии предсказывали усиление противоречий внутри «зеленых» Я скорый их раскол. Подо&1ые разговсхры ведутся с начала 1980 года, когда из различных экологических я ■ альтернативных движений и организазщй была соэдана пар- гая «зеленых». К ней примк­ нули представители левого кры- .Дитфурт и Отто Шили. Свои голоса экологистам отдают вла­ дельцы лесных массивов Швар- /цвальда, где сосны и ели ги­ бнут под воздействием кислот, ных дождей, жители крупных промышленных центров, зады­ хающихся от отходов я выб­ росе® заводов и фабрик. Не все они придерживаются ле­ вых взглядов, но, кроме эко- лагистов, их жизненные инте. ресы тфздставлять некому. Не громкими именами сильны «зе­ леные», а активностью каждо­ го члена партии. Противопо­ ставив себя традиционным па(р- эксхлогисты отказались демократов, несогласные курсом тогдашней правящей боннской коалиции, состояв­ шей из о а д г и С5цгЩ,.по реа- лизаищи планов «довооружения» НАТО, а также члены разва­ лившихся маоистских группи­ ровок и часть коммунистов, вы. ласия с введением советских войск в Афганистан. Повесив на зколюгистов яр- льж несерьезных политиков, ко­ торые рано или поздно захле. бщпгся в собственных противо­ речиях, руководство традици­ онных партий было шокирова­ но появлением, «зеленых» де­ путатов в бундестаге: на вы­ борах в западногерманский пар­ ламент в начале 1Ж года эко­ логисты смогли хфеодолеть пя­ типроцентный б т ^ р (по су­ ществующему в ФИГ избирате­ льному законодательству пар­ тия может иметь в бундестаге своих депутатов, если она по­ лучила. на выборах не менее пяти процентов голосов изби­ рателей. — В. С.). Шок пар­ ламентариев был неподдельный, если представить себе шест- |Вие «зеленых» депутатов _ с фикусами, пальмами, и цвета­ ми — в свитерах, потертых джинсах и кроссовках от, цен­ тра Бонна до зала заседашй буздестага, где по традиции ■даже обслуживающий персонал одет в смокинга. ' С этого дня началась настоя­ щая война традиционных. пар­ тий против «зеленых». Но обь. ективная ситуация в ФИГ и во всем мире работала на эколо­ гистов. Пришла пора челове­ честву платить природе дол­ га, которые люди за все вре­ мя стоего существования, не задумываясь, брали у нее. Традиционные партии отделы­ вались лишь заявлениями о необходимости охраны окружа­ ющей среды, а «зеленые» за­ нимались спасением природы. Опекгр их Деятельности охва­ тывает весь комплекс сохране­ ния жизни на Земле: от ан- тивоенных выступлений за вы­ живание человечества и разо­ ружение до пикетирования и судебного преследования пре­ дприятий, выбрасыв'ающих не­ достаточно очищенные отхо­ ды производства. В рядах «зе­ леных» оказались многие вид­ ные ученые, деятели науки и искусства. Сильны позиции партии среди молодежи и студенчества. Симпатизировал «зеленым» Генрих Белль, в ее рядах активно работал скуль- художник и поэт Йозеф Бойс, мятежный генерал бун­ десвера Герт Бастиан, ук{й1пле- нию позшщй партии шюсобст- вовалй видные обществешгые деятели Петра Келли, Ютта трудится не более 30 сотруд­ ников), обеспечили возмож­ ность общения с партийным ак­ тивистом не только в привлении, но и у него дома. Как отме­ тил однажды Отто Шили, «его партия воплощает неприязнь образованного человека к бю­ рократии и заботу о будущем И настоящем окружающей сре- С первого дня пребывания «Зеленых» в бундестаге они стали говорить с его трибуны правду по всем обсуждашпим- ся вопросам. Впервые в запа- дногермавеком парламенте про­ звучали голоса, осуждаишие . гонку- вооружений и тре!бовав- шие «разминировать» ФРГ, не имеющей себе равных в мире по плотности размещения как обычного- оружия, так и ору­ жия массового уничтожения. Депутаты «зеленых», исполь­ зуя; свою неирикосновенность, шли впереди маршей мира, на­ ходились в первых рядах пи- риканские военные < Конечно, в рядах «зеленых» продолжают кипеть стрщ:ти ме­ жду группировками «фунда­ менталистов», выступающих против коалиции с любой пар­ тией, «реалистами», готовыми ради Достижения сотрудничест­ ва с СДПГ поступиться основ, ньшш постулатами партии, «нейтралистами», требующими прекратить раздор, и «умерен­ ными», считающими возмож­ ным создание коалиции с Ару- шми партиями без ревизии программных освой экологис- тов. Но избиратель привык, к таким разногласиям и считает их проявлением плюрализма в партии. В ее рядах наечты- вается около 40 тысяч членов, за нее отдооот голоса 7—8 про­ центов избирателей. Поэтежу заявления деятелей буржуаз­ ных партий о скором крахе экологастов в ФРГ весьма не- Дуйсбурге съезд «зеленых» Показал, чтс> партия консолздировала свои ряды; а результате выборов правления в него вошли пред- ставетели группировок, оире- деляющих курс «зеленых». Де­ легаты съезда, приняв резолю­ цию о необходимости дальней­ шего утлубления хельсинкского процесса, создания в Европе зон, свободных от ядерного оружий, роспуска военных бло- --В, ’ вывода с территории ФРГ цни яднряого вооружения, ука­ зали на взаимосвязь борьбы за мир с борьбой за охрану ок- ружакяцей среды. В. соколш. , , (АПН). ОТ ВСЕЙ ДУШИ в ншпей газете уже расска. зывалось о' том, что в течение нескольких недель по субботам сельские труженики поочеред- но приезжали в Липеще, где для них была подготовлена культурная программа, ...В этот заезд перед началом представления сельчан привет­ ствовали главный режиссер Арамтеатра В. М. Пахомов, председатель коьшссии по шеф­ ским связям с седьскими тру- жениками актер М. Л. Янко, а также председатель обкома профсоюза 'работников А1Ж А. Т. Мачнева. Не остались в долгу и гости; по окончании спектжля они сфепаднесли ак­ терам традиционное русежое угащение хл^-соль на рас­ писных рушниках. Гости от души благодарны горожанам За иятересиый от­ дых. Нужное дело сделали обком профсоюза рабошиков АПК, объединение «Липецк- турист», областное управление Культуры, органшовав. для сельчан Эти встречи накануне поле(8(ого сезона. И. НИКОЛАЕВ. НА СИНМКЕ: в театре. Фото А. ЩУТОВ а !

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz